Равновесие каких аспектов определяет гармоничную личность. История и значение

ВВЕДЕНИЕ

В наш век - век новых и новейших технологий, движение жизни стремительно. Колоссальное количество получаемой и передаваемой информации, общедоступное разнообразие средств общения и возможность быстро перемещаться позволили человечеству не только быстро развиваться, но и почувствовать бремя этих возможностей; которые зачастую испытывают человека на прочность. Способность вычленить из вихревого потока информации необходимую, понять свое предназначение, определить собственное место в жизни и стремиться к поставленным целям, вот качества которые характеризуют гармоничного человека. Но, к сожалению, надо признать, что часто мы видим обратное.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально, потому что, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. И стремление личности к гармонии, есть нормальное проявление здорового человека.

Целью данной работы является изучение гармонии личности, как гуманитарной проблемы и обзорное ее освещение.

Понятие гармонии личности

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia«) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Гармония личности -- это также правильное соотношение между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония -- это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. В западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, ни благополучным, ни счастливым.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -- одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек -- живой организм и субъект поведения, в психологическом -- носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном -- член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии -- согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.

Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах -- природной, предметной, социальной.

Личностная психокоррекция предусматривает гармонизацию личности, которая охватывает, в частности, нивелирование внутренних зажимов и препятствий относительно овладения специальности практического психолога.
Э. Шостром указывает на важность помощи субъекту в развитии творческой и открытой личности.
Это развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, поэтому важным в психотерапевтическом процессе является возникновение особых, оптимальных условий для человеческих отношений. Человек заболевает, когда нет условий для ее развития, происходит задержка нормального процесса психологического становления. Разновидности проблем, отягощающих индивида, могут соответствовать или его реальном возрастном уровню, или более раннему периоду развития, если не произошло его преодоления должным образом... Если проблемы оказались слишком опасными или слишком сложными для решения, он либо останавливается в своем развитии, или наращивает раковину защитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продуктивный потенциал »
Такой человек оказывается неспособным к психологического роста, которое, по мнению А. Адлера, заключается в движении от центрированости на себе к кооперации с другими людьми и конструктивного овладения социально полезными навыками, развивающие потенциал субъекта и является показателем психологического здоровья.
Если обратимся к классическим исследований психоаналитического направления, то в З. Фрейда находим рассуждения о том, что профессия психоаналитика призвана осуществлять лечебно-педагогическое воздействие на субъекта. Это влияние предполагает преодоление психологических сопротивлений, является существенной частью аналитического лечения. Поэтому ни психоаналитик не продвинется в своей работе, если не преодолеет собственных комплексов и внутреннего сопротивления. К. Г. Юнг, развивая собственную теорию, замечал, что люди с неуравновешенной психикой часто хотят стать психиатрами, потому что такая деятельность дает возможность видеть других хуже себя, избавляться от комплекса неполноценности. Следовательно, психотерапевт может оказать профессиональную помощь другим людям, лишь преодолев собственные психологические трудности. Необходимость прохождения психоаналитиком курса психоаналитической терапии отмечал австрийский психоаналитик Ральф Р. Гринсон. Он замечал, что профессиональное мастерство охватывает способность познавать собственно бессознательное, а также предусматривает степень разрешимость внутренних конфликтов самого психоаналитика. Овладение навыками соотнесения сознательных мыслей, чувств, поведения с бессознательными аспектами психики, которые уже опознаны психоаналитиком, развитие и использование собственной интуиции, рефлексия личного жизненного опыта в сочетании с регулярным посещением терапевтических сессий позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности. При таких условиях достигается личностная открытость: «аналитик должен принимать незнакомое, странное и эксцентричное в пациенту с открытым умом, а не с тревогой или отвращением, иметь свободный и гибкий образ« Я »и долю дружественного скептицизму. Прежде всего он должен иметь жизненный интерес к людям, их образа жизни, эмоций, фантазий и мыслей... ». В. Франкл отмечал, что решение человеком внутренних психологических проблем ведет к осознанию уникальности, индивидуальной неповторимости и ответственности за содержание и смысл собственной жизни.

Сущность гармонического развития человека раскрыто в исследованиях гуманистического направления. Если психоаналитики изучали преимущественно симптоматические проявления невротических субъектов и особенности их бессознательной сферы, то исследователи экзистенциально-гуманистического направления (Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Ассаджоли, К. Роджерс) обратились к изучению психологически благополучных лиц, имеющих способность чувствовать счастье, удовольствие от процесса творческой самореализации, развития собственных ресурсов и потенциала. Э. Фромм называет одной из основных задач психоаналитической терапии выявления регрессивных тенденций психики для усиления любви к жизни, познание человеком своей природной сущности и открытие потенциала, существующего на латентном уровне. Согласно его гуманистической этики, цель развития зрелой личности - быть самим собой, а условие достижения этого - быть «человеком для себя», которая реализует свой жизненный интерес. Это не значит эгоистического и сугубо потребительского отношения к окружающей действительности, прежде всего это отсутствие равнодушия к собственному «Я» (следовательно, и к другим людям) и знание его истинных потребностей, принятие ответственности за свое существование и поведение. Такая позиция приводит достижения высшей степени «человечности» - состояния плодовитости, реализации возможностей, активизации потенциальных сил людини1. Социально успешный человек является психологически зрелой, творчески воспринимает жизнь, способная создать или «оживить» внешний и внутренний мир благодаря спонтанной активности собственных психических сил, имеет перспективное и объективный взгляд на реальность, предусматривающий освобождение от внутренних деструкций. Если предприятие находится в плену деструктивности, то им «двигают ненависть, злость, ревность, зависть, иррациональные поезда», он «находится в полной зависимости от них и полностью покорен им». Поведение тогда не является свободной и умеренной, а противоречит собственному разуму, интересам субъекта, который незаметно для себя подавляет свою сущность, становится все жестче и подчиняется вредным стереотипам. Психологическая зрелость предполагает освобождение от стереотипности поведения и деструкций и неравнодушие к природе собственного «Я». Она дает возможность принимать и любить себя (без себялюбия и эгоизма), формировать гуманистические ценности и доверять им. Зрелая личность не ставит целью эксплуатацию другого человека, она способна воспринимать рациональную критику, идти на риск обнаружения собственной некомпетентности, быть ответственной и адаптированной относительно окружения с сохранением незыблемых свойств характера. Она умеет быть счастливой, обогащать мир своей энергией; сочетает в себе репродуктивную и творческую функции, взаимодействие которых создает благодатную характер; видит другого таким, какой он есть, уважает его индивидуальность и уникальность; умеет прислушиваться к своему внутреннему голосу; верит в естественный положительный потенциал человека.

Исследователь-гуманист А. Маслоу отмечает, что вместо приближения к самоактуализации , раскрытие собственного потенциала люди часто предают себя, находясь в сплошном застое, регрессе «только от страха перед смертью, а не во имя развития». Переживанию тревоги, отчаяния, тоски, неумение радоваться жизни, неизменные чувства вины и пустоты, несамостоятельности уничтожают творческий потенциал. Человеку трудно преодолеть привычный образ жизни: «То, что сначала наполняет радости, потом может уже огорчать, ее импульсы, желания и удовольствия становятся для него плохими советчиками в жизни. Она вынуждена не доверять импульсам и удовольствием, бояться их, потому что они «сбивают его с пути». В результате лицо обречена стать жертвой конфликта, расстройства, нерешительности; коротко говоря, она становится «ареной гражданской войны».
Личность, способная к самоактуализации, является психологически здоровой .
Такие люди удовлетворяют базовые потребности (поскольку признают и принимают их), способные стремиться к высшим потребностям в самоактуализации, склоняются к ценностям темпами развития, чем регресса; характеризуются адекватной спонтанной реакцией в любых жизненных ситуациях, способностью делать правильный жизненный выбор; толерантны к разочарованиям и страданий, умеют рефлексировать в ситуации неудач, разграничивать психическую и объективную реальность; бескорыстно узнают других людей и мир; способны к здоровому развитию, предусматривающий формирование адекватной «системы координат», ценностей. Человек, находящийся на уровне самоактуализации, способная решать противоречия и внутренние конфликты (например, творческий зов и профессия сливаются в единое целое), она приобретает определенную автономности, разграничивая собственное «Я» и «Я» других людей; обладает способностью к эстетическому восприятия мира. Самоактуализации требует умения отказаться от детского желания центрации на себе всего мира и принять зрелую позицию осознание того, что ресурсы и возможности человека заложены в ней самой, взять на себя ответственность за их реализацию, интегрируя объективную и психическую реальность. Процесс самоактуализации характеризуется субъективным ощущением удовлетворенности жизнью, ценности эмоциональных переживаний и внутренней жизни.
Итальянский психоаналитик Р. Ассаджоли, анализируя достижения предыдущих исследователей (3. Фрейда, К. Юнга и др.) в теории психосинтеза, отмечает развития целостной и гармоничной личности в единстве ее сознательных и бессознательных аспектов. Он считает, что незнание и непонимание себя нивелирует способность управлять собой, вызывает у человека самоощущение «единого целого» и одновременно «внутренней разобщенности». Познавая собственную бессознательную сферу с ее конфликтами, противоречиями, страхом, субъект имеет возможность исследовать себя, избавиться от страха, слабости, чувства вины и взять контроль над собой. Через познание бессознательной сфере происходит осознание центра личности - истинного «Я», высвобождение психической энергии, которая может быть направлена на перестройку, обновление личности. Этот путь, по мнению исследователя, предусматривает формирование представления о новой личность, которая соотносится с развитием и жизнью каждого конкретного субъекта. Такая трансформация требует напряжения душевных сил и проходит критические стадии, связанные с регрессом и даже деструктивными поведенческими проявлениями, характеризующие процесс объединения частей дезинтегрованных личности. Высокая степень самопонимания, представление о настоящей сущности, путь к которой еще нужно проложить, преодолевая трудности самостановления, способствует обновлению личности, превращению и сублимации энергии бессознательной сферы, развития чувства внутренней независимости, устойчивости, доверия к себе, самостоятельности.
К. Роджерс в своей теории клиент-центрированной психотерапии отмечал необходимость помочь субъекту раскрыть и реализовать потенциал, который является врожденным стремлением к самореализации. Поэтому важной является практика эмпатийных отношений, заботы и искреннего психологического климата, обуславливающей глубокие личностного изменения: субъект приближается к собственному идеалу «Я», его психика становится целостной, открываются возможности приобретения нового опыта и овладения приемлемых форм поведения.
Как видим, указанные выше характеристики успешной, самоактуализированных, обновленной личности подобны показателей психического здоровья, благополучия, на достижение которого направлена и на котором основывается личностная психокоррекция. Предполагается учета объективных характеристик психологического здоровья и субъективных индивидуально неповторимых аспектов, которые являются положительными, полезными, развивающими для конкретного лица. Как видно из рассматриваемых исследований, конструктивные изменения личности предполагают ее выход за пределы определенной «усереднености» в реализации потребностей развития творческого потенциала, а не только достижение психологического благополучия. Так, Р. Ассаджоли сосредоточивает внимание на том, что невротические субъекты стремятся приблизиться к «норме», приобрести оптимального психического состояния равновесия, не выделяться деструктивностью зпомиж других людей. Обновленная личность преодолевает этот этап и движется в направлении самореализации.
Согласно психодинамической теории психическая энергия, высвобождаемая путем познания бессознательного, может быть направлена на профессиональную самореализацию. Последовательность и непрерывность процесса личностной коррекции, которая переходит в самокоррекции, обеспечивает психологу прозрачность профессионального взаимодействия: внутренний мир другого человека становится для него понятным, появляется возможность ценить текучесть момента, владеть ситуацией «здесь и теперь», эмпатийное чувство эмоционального настроения человека. При этом нивелируется стереотипный подход к субъекту, что дает возможность корректировать его поведение в зависимости от индивидуально-неповторимых свойств психики. К тому же психолог обладает феноменом дистанции, может при необходимости сокращать или увеличивать ее, сохраняя оптимальные отношения с другими людьми на протяжении длительного времени.
В связи с этим возникает вопрос об определении критериев личностной откорректированности, которые не противоречили бы гуманистической ориентации развития индивидуальности, реализации потенциала каждой личности, однако открывали бы перед будущим психологом пути личностного роста. Они могут дать некоторое представление о «идеальную» модель практического психолога и психологически благополучной личности в целом.

Характеристики откорректированной личности, если их обобщить, не указывают на необходимость формирования личности «усредненной», не предусматривают определение степени психологической «завершенности», совершенства как границы личностного роста, однако могут служить ориентиром будущим практическим психологам в понимании сущности личностной откорректированности.
К таким общим характеристикам относятся:
1) глубинное познание собственной бессознательной сферы и личностных характеристик, принятие истинных потребностей и возможностей, понимание природы «Я»;
2) принятие мира и других людей такими, какие они есть, знание потребностей и возможностей людей, способность децентровать внимание и понимать интересы других;
3) формирование системы гуманистических ценностей, которая не противоречит индивидуальной неповторимости собственной психики и способствует творческой реализации в социуме;
4) достижение состояния психологической зрелости, предполагает способность брать на себя ответственность за собственные поступки, жизненную и профессиональную самореализацию,
5) интеграция и гармонизация рационального и эмоционального аспектов личности, открытость к приобретению нового опыта и познавательного его обработки;
6) склонность к объединению психической и объективной реальности, минимизация отступлений от реальности и искажений,
7) умение абстрагироваться от эмоций, чувство психологической слабости и превращать себя в объект исследования для самопознания и самокоррекции;
8) способность сублимировать психическую энергию в общественно полезный труд и умение испытывать удовольствие от процесса самореализации;
9) умение овладевать профессиональными знаниями в их целостности и взаимосвязях;
10) способность к конструктивному сотрудничеству и партнерских отношений с людьми при сохранении личной независимости и самоуважения;
11) комфортное самоощущение в ситуациях общения и профессионального взаимодействия в рамках психологической защищенности;
12) понимание собственного вклада в ситуацию общения;
13) выраженное чувство благодарности другим людям.

Личностная откорректированность - это не состояние совершенства, это процесс работы над собой, прежде всего - это обретение способности к децентрации внимания и самоанализа как анализа проблем других людей, гуманистическая настроенность, способность к самореализации. С точки зрения практической психологии, откорректированность предполагает понимание собственных защитных тенденций, осознание отступлений от реальности под влиянием болезненных точек «Я».

страница 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ

"Умный человек найдет выход из любого сложного
положения. Мудрый в этом положении не окажется."
Й. Рихтер

1.1. Закон мировой гармонии и жизнь личности

Одним из важнейших принципов существования и динамики Мира(является закон гармонии, который можно сформулировать следующим образом: любой предмет вечной и бесконечной Природы и сама она в целом стремятся к некоему оптимальному состоянию и функционированию. Гармония - это оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром. Синонимами ей в какой-то степени служат понятия "равновесие", "упорядоченность", "сбалансированность", "пропорциональность", "соразмерность", "соотношение", "сочетание", "согласие" и др. Принцип мировой гармонии известен с древнейших времен: гармония как единство в многообразии у Аристотеля, принцип Инь-Ян в Древнем Китае, принцип срединного пути или "золотой середины" в Древней Индии.

В человеческой личности закон гармонии проявляется, с одной стороны, в виде интуитивного стремления к установлению оптимального внутреннего баланса разнонаправленных и противоположно направленных мотиваций, и, с другой стороны, в отыскании оптимальных соотношений своих желаний и установок с особенностями внешней окружающей среды. В конечном счете эти стремления призваны приводить нас к гармоничной жизнедеятельности в согласии с собой и с Миром.

Понятия "Природа", "Мир", "Космос", "Универсум" рассматриваются как синонимы.

Целостная гармония состояния и функционирования предмета может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Так, например, можно выделить внутреннюю и внешнюю гармонии личности.

Под личностью понимается мотивационная сфера психики, центральный организатор и регулятор поведения, в отличие от психики исполнительной, обслуживающей ("психических процессов", сознания, речи, моторных схем). Личность проявляется в заданных генотипом и в прижизненно образуемых мотивациях - потребностях, стремлениях, желаниях, мотивах, интересах, ориентациях, целях и т.п. Личностью и рождаются, и становятся.

Как готовое состояние и функционирование гармония является скорее космическим идеалом, нежели полностью осуществленной реальностью. У каждого человека уже сегодня есть какие-то элементы гармоничной жизни и каждый может увеличить величину этой гармонии. Однако важно понимать, что это не постоянное, а динамичное состояние личности. Параметры внутренней и внешней среды непрерывно меняются и могут в любой момент нарушить установившееся оптимальное равновесие. Для его поддержания требуются ежедневные разнообразные усилия человека.

Космический смысл жизни человека состоит в гармонично протекающей творческой игре, в достижении таких параметров своей жизни и своей личности, которые достаточно устойчиво обеспечивают процесс образования новых форм жизнедеятельности, т.е. творческий игровой процесс. Игра - это наличие своего дела, это примат характеристик процесса над результатом, над всегда частичными достижениями, это преобладание открытости над закрытостью. Это игра жизненных сил, опробование ими самих себя и предметов окружающего мира. Жить оптимально и творчески - в этом, если кратко, суть космического идеала жизни.

Все мотивации личности имеют двойственную, полярную природу, т.е. она изначально противоречива и потенциально конфликтна. В процессе социализации жизни, одностороннего обучения в школе изначальные внутренняя целостность и чувство единства личности со всем Миром постепенно утрачиваются и требуется специальная внутренняя и поведенческая работа по их восстановлению и расширению, т.е. их гармонизации.

Личность человека спонтанно развивается по заданным природой законам до состояния взрослости. Далее, лет с 16 - 18, она может развиваться лишь путем самостоятельного саморазвития, постановки специальных развивающих самозадач и приложения осознанных усилий.

Развитие и саморазвитие идут как минимум в пяти жизненных средах: внутри самой личности, внутри психики (развитие связей между мотивацией и своими психическими возможностями), в собственном теле (адаптация к телу через создание "схемы тела", все большее овладение его возможностями, развитие этих возможностей, установление "дружбы" и взаимопонимания с телом), в социальных средах (микро-, мидл- и макро-), в живых и неживых природных средах (вплоть до Мира в целом). Все эти сферы жизнедеятельности одинаково важны и значимы для человека. Центрация лишь на социальной сфере жизни делает рассмотрение жизни человека изначально нецелостным и дисгармоничным (а сведением всего развития ребенка к социализации грешат многие психологи).

Догадываюсь, что у читателя уже не раз возникал естественный вопрос: "А в чем же состоит сущность гармоничности (оптимальности) личности и ее жизни?".

Психологическая гармония - это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в его личности (т.е. в мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах и способностях, и в поведении. Исследования и анализ литературы позволили выделить три группы общих критериев - признаков психологической гармоничности личности, ее состояния и жизнедеятельности:


  1. с о г л а с и е с собой и окружающим миром;

  2. адаптивно полезное, устойчивое, длительное, творческое и экономичное ф у н к ц и о н и р о в а н и е и р а з в и т и е индивидуума, других людей и окружающей природы в разнообразных жизненных средах;

  3. психологическое, физическое, социальное и духовное з д о р о в ь е.
Согласие с собой и миром - это проявляющаяся в большинстве ситуаций оптимальная сбалансированность разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, положительных и отрицательных эмоций и состояний, желаемого и реально осуществляющегося в поведении, принимаемого и не принимаемого в себе и в мире, соразмерность своих стремлений и психических и физических возможностей, в целом положительная Я-концепция (внутренняя гармония). Это и преимущественно конструктивные, сотрудничающие отношения с людьми - в целом позитивные Я-Ты-Вы-Мы-концепции, и чувство единства с живой и неживой природой, хорошая адаптация в различных природных средах и готовность к самоиспытанию в них, и т.п. ("внешняя" гармония).

Сущность развития состоит в том, что живое существо приобретает новые или утрачивает уже имевшиеся важные для жизни функциональные органы или формы жизнедеятельности. Новыми могут быть личностные составляющие или поведенческие - ориентации, цели, умения, навыки, переживания, действия. Развитие может иметь как прогрессивный, так и регрессивный характер (см. об этом статью Г.Д. Шмидта в книге "Принцип развития в психологии" под ред. Анцыферовой Л.И. М., 1978). Творческое приспособление к внутренним и внешним условиям жизнедеятельности, их творческая трансформация, дающая определенный выигрыш для жизни данного индивидуума или вида в целом, являются признаками адаптивно полезного, прогрессивного развития человека.

Под устойчивым развитием понимается постепенное расширение возможностей и сред уверенной адаптации человека, процесс успешной в целом реализации базовых стремлений и ориентаций - без резких и долгих провалов в состояния депрессии, растерянности или высокой тревожности, - гармоничный образ жизни. Длительное развитие, долгая, творческая жизнь, безусловно, более приоритетны, чем рано заторможенное или вообще прекращенное развитие, ранняя смерть и стереотипная, насекомообразная жизнь. Хотя развитие и творчество требуют психической и личностной активности для своего возникновения и поддержания, тем не менее, любое живое существо ищет более экономные способы и пути развития, стараясь сохранять определенный запас психоэнергетических, физических и других ресурсов. Изучение характеристик оптимального баланса творческой активности и тенденции к "экономии мысли" еще ждет своих исследователей (у нас этот вопрос затрагивали Симонов П.В., 1984; Голицын Г.А. и Петров В.М., 1990).

Организм, душа человека стремятся творчески и радостно играть, а не нести долго и мучительно тяжелую ношу. Страдания могут лишь не очень долгое время сопутствовать творчеству. Излишне затягиваясь, они превращают его в каторгу и просто приостанавливают. Зачем творчество превращать в болезнь?

По определению ВОЗ - Всемирной Организации Здравоохранения - "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (см. Устав ВОЗ, 1946; Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994; Ананьев В.А.,1995). Лищук В.А. и Мосткова Е.В. делают акцент на духовной составляющей здоровья, включающей в себя способность "к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, в частности..., способности к инновационному творчеству" (Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994, с.8).

Я под духовно-психологическим здоровьем понимаю наличие у человека процесса выхода за рамки сиюминутных целей и предметов и регулярное обращение к вечным вопросам и предметам, поиск своего соотношения с человечеством, со все живым и Миром в целом. Духовность выражается в планетарном мышлении, в общечеловеческих ценностях, одной из которых является здоровье, в стремлении к единству и объединению людей и всех живых существ, к жизни по общим законам Космоса (реально духовной является деятельность ООН, других международных гуманистически ориентированных организаций, общества Н.Рериха, движений Greenpeace, Нью-Эйдж, теософов, религиозных экуменических движений, бахаи, и др. - всех, кто сегодня стремится к объединению всего живого и неживого в некоем взаимно приемлемом, взаимно терпимом и щадящем, интересном и разнообразном функционировании). Религиозный аспект духовности принципиально не отличается, по нашему мнению, от изложенного. Это так же внутреннее движение к целостности, объединению с вечным, но организующееся в большей степени путем веры в готовую, предлагаемую той или иной религией, картину мира, а не с помощью самостоятельного экспериментального познания и творчества. В вере прекращается процесс творчества, идет лишь игра на сохранение какого-то уровня исполнения заповедей, приемлемого для данного человека.

Отметим, что с точки зрения принципа мировой гармонии психологическая гармония человека не может быть абсолютной. Какой-то малый процент не очень существенных изъянов, например, в здоровье, должен присутствовать у гармоничного человека. Это дает ему возможность накопления важного опыта самостоятельного поиска путей поддержания здоровья. Имея такой опыт, человек не будет застигнут врасплох неожиданными неприятными изменениями в своем здоровье.

Конечно, анализ содержания критериев гармоничной жизни требует написания целой статьи, что не входит в задачи данного текста. Укажем лишь некоторые другие работы, в которых можно встретить намеки на отдельные фрагменты выделенных критериев - Аргайл М., 1990; Бардиер Г. с соавт., 1996; Голицын Г.А. и Петров В.М., 1990; Дубровина И.В., ред., 1995а и 1995б; Казначеев В.П.,1983; Ламажанов Б., 1992; Моисеев Н.Н.,1990; Разумовский О.С.,1990.

Высокий уровень гармоничности жизни подразумевает высокую выраженность показателей по всем общим критериям, а также их определенное соотношение с дисгармонирующими особенностями личности. Гармония - это и оптимальный баланс между оптимальными, гармоничными, и неоптимальными, дисгармоничными, "греховными" проявлениями человека. Изначальная двойственная природа человека указывает нам на то, что в человеке всегда должно быть и то, и это, и праведное, и греховное, и гармоничное и дисгармоничное. Секрет заключается в характере их соотношения. Какой баланс оптимален и, в свою очередь, может считаться гармоничным? (Рассмотрению этого вопроса посвящен следующий параграф).

Частными проявлениями гармоничной жизни человека являются следующие характеристики:


  • преимущественно положительный и спокойный эмоциональный тон жизни;

  • хорошее физическое самочувствие, отсутствие серьезных телесных и психических заболеваний;

  • в целом позитивная Я-концепция, достаточно высокое самопринятие, достаточно высокая уверенность в себе (но не очень высокая!);

  • оптимально организуемый процесс жизнедеятельности (преобладание внутреннего локуса контроля над внешним, достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных ориентаций; осуществление любой деятельности преимущественно на своем ведущем психическом языке, но с привлечением по мере необходимости и средств других психических языков;

  • гармоничный образ жизни (проявляется в ежедневной жизнедеятельности в виде достаточного числа природно необходимых линий деятельности, достаточного их разнообразия и в регулярности осуществления);

  • умеренность страстей и противоречивых желаний, выражающаяся народной формулой "лучшее - враг хорошего" , оптимальная сбалансированность положительных и отрицательных базовых стремлений, характерологических и общекультурных тенденций личности; высокий уровень выраженности общекультурных ценностей и навыков и низкий - акультурных, противоположных тенденций;

  • оптимальный процесс и уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения;

  • соразмерность желаний и стремлений со своими психическими, физическими, материальными возможностями и с социальными и природными особенностями жизненной ситуации;

  • реальное устойчивое развитие, неспешное движение вперед - жизнь как последовательное осуществление ряда интересных и полезных в широком смысле творческих проектов, дел, своей игры, своей миссии;

  • удовлетворенность процессом и результатами своей жизни в целом;

  • конструктивные, позитивные отношения с большинством людей;

  • открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле, ориентация на сотрудничество и диалог;

  • планетарное мышление, преобладание общечеловеческих ценностей над национальными, государственными и другими корпоративными ценностями;

  • чувство красоты и чуда Природы, единства с ней; уважение к ее созданиям, экологическая культура, хорошая адаптация в различных природных зонах, регулярное общение с природой, готовность к жизни в диких природных условиях.
Предложенные критерии и проявления гармоничности жизни человека являются по своему характеру рабочими основаниями, принимаемыми на определенный период времени. Они могут изменяться в ходе накопления и анализа новых экспериментальных данных о закономерностях устройства Мира, живых существ и человека.

Гармоничная личность в целом - это оптимально сбалансированная по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные, памятуя о том, что "лучшее - враг хорошего".

Гармоничный человек не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение (но не самое главное!). Он мудр и понимает, что находиться в творческом и разнообразном жизненном процессе в течение всего, по возможности более длительного, отпущенного Природой срока, ощущать себя при этом целостным и здоровым важнее и надежнее, чем достигать каких-то очень высоких престижных успехов (в виде, например, высокого социального положения, богатства, большой власти, покорения сверхсложной вершины и т.п.). Процесс жизни всегда с тобой, тогда как деньги, машина, социальный статус и престиж, власть и т.п. могут в любой момент неожиданно исчезнуть и тем самым больно ударить сильно ориентированного на них человека.

Максимальные достижения очень часто в конечном итоге оборачиваются "пирровой победой" - разрушают здоровье, нарушают хорошие отношения со значимыми и близкими людьми, фанатизируют личность, делают однобоким образ жизни человека и его личность в целом. Т.е. они дисгармонизируют жизнь и не дают длительного и спокойного чувства удовлетворенности ею.

Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.

Общая конструктивность личности - фактор, выражающий одновременно общую продуктивность и гармоничность (оптимальность) организации и протекания жизненного процесса человека. В нем учитываются как общая результативность жизни, так и процессуальные ее проявления. Высокому уровню общей конструктивности соответствует наличие обоих главных составляющих: достаточно высокой результативности и высокой гармоничности организации личности и ее жизни.

Подводя итог, отметим, что собственно психологическая гармония связана с психическим, личностным и духовно-личностным аспектами жизни человека и проявляется как во внутренних балансах личности, так и во внешнем поведении в различных жизненных средах.

1.2. "Золотое сечение" и гармонические пропорции в личности и ее жизнедеятельности

Последнее время некоторые авторы стали абсолютизировать рассчитанную Леонардо да Винчи пропорцию "золотого сечения" как единственно возможное и всеобъемлющее, общеприродное гармоническое соотношение частей в любых природных объектах. Оно выражается числовой пропорцией 1,618: 1 или 0,618: 1 (см. Иорданский В.Б., 1982; Клименко В.В., 1996; Разживин М., 1996; Снегирев Б.И., 1996; Эйзенштейн С.М., 1964). Однако биологические и психологические исследования показывают, что оптимальные соотношения в живом мире могут быть разными. Большинство из них колеблется в примерном диапазоне (1 (4) : 1. Гораздо реже встречаются более контрастные пропорции: 0,5: 1; 5: 1; 6: 1 и т.п. Так, "хорошими фигурами" в восприятии являются, помимо прочего, симметричные фигуры с соотношением частей 1: 1 ; по второму закону Менделя генетические признаки расщепляются в отношении 3: 1 ; по моим психологическим данным многие оптимальные соотношения личностных характеристик, например, положительных и отрицательных базовых стремлений, реализующихся и не реализующихся адаптивно необходимых линий образа жизни и др., колеблются в диапазоне (2 (4,5) : 1.

Гармоничные соотношения в живой природе имеют, таким образом, не абсолютный, а статистический характер. Даже у считающегося образцом и идеалом всей древнегреческой архитектуры афинского храма Парфенона соотношение сторон периметра составляет пропорцию 2: 1, а не 1,62: 1. Т.е. "золотое сечение" является не абсолютной космической постоянной, а, возможно, некоей усредненной пропорцией достаточно широкого диапазона оптимальных соотношений. Возможно, что гармонические пропорции в Мире распределяются по закону нормального распределения. Т.е. имеется центральная область таких оптимальных пропорций, которые встречаются достаточно часто в различных предметах и явлениях. И есть крайние, правый и левый относительно центрального, диапазоны более контрастных гармонических соотношений, которые встречаются в различных локусах Мира гораздо реже. Центральный диапазон выражается приблизительно соотношениями ((1 (5) : 1. Другие пропорции, оптимальные в определенных условиях и для определенных предметов или процессов, встречаются гораздо реже. Например, организму требуются микроскопически малые дозы некоторых веществ по сравнению с ежедневно потребляемыми водой, белками и углеводами. Это же можно сказать и о гомеопатических препаратах. Более точное определение обсуждаемых диапазонов требует проведения обширных специальных исследований.

В психологии предпринимались попытки описать гармонический тип личности. В западной психологии важные характеристики гармоничной личности можно найти прежде всего в гуманистической психологии у К. Роджерса, А. Маслоу и др., психологии К.Юнга, телесно-ориентированной психологии В.Райха, онтопсихологии А. Менегетти, психосинтезе Р.Ассаджиоли, трансперсональной психологии С.Грофа и др. (Теории личности..., 1996; Фейдимен Д. и Фрейгер Р., 1994; Гроф С., 1995; Менегетти А., 1993; Ассаджиоли Р., 1997; Моаканин Р., 1993). В российской психологии личности описание гармонического типа личности или типа ее мотивационных отношений есть в работах Собчик Л.Н., Александровской Э.М., Орлова А.Б. (Собчик Л.Н., 1990; Диагностика школьной дезадаптации, 1995; Орлов А.Б., 1995).

Вот, например, как описываются характеристики гармоничного типа Л.Н. Собчик: "Нормальные личности обладают большей уравновешенностью различных тенденций (как эмоционально-динамических, так и интеллектуальных, мотивационных и поведенческих); даже в сложных ситуациях (курсив мой - О.М.)....личностные резервы, адаптационные ресурсы способствуют уменьшению эмоциональной напряженности, снижению дисбаланса, компенсируют элементы психической дезорганизации, в том числе касающиеся познавательной деятельности. ... регистр типов реагирования и всего арсенала психических функций... у лиц гармоничных, сбалансированных достаточно велик и разнообразен. ...в разных жизненных ситуациях их формы поведения и познания мира гибко меняются...гармоничная личность легче других адаптируется в сложных житейских перипетиях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуальном подходе".(Собчик Л.Н., 1990, с.56-57).

Специальные статьи на обсуждаемую тему есть у Л.И. Божович (1995) и Б.И. Додонова (1978). В них, помимо прочего, дана критика отождествления гармоничности и всесторонности в подходе к ориентации развития и воспитания детей, показана роль аффективных переживаний в результате внутреннего конфликта в формировании дисгармоничной личности. В работе Л.И. Божович дано содержательное описание гармоничности личности как высокой согласованности "между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами" (Божович Л.И., 1995, с. 145).

Во всех этих подходах даются интересные качественные характеристики гармонично функционирующей личности. Однако авторы не ставили себе задачу экспериментального изучения количественных соотношений между различными сторонами личности, а также между ее особенностями и образом жизни человека с точки зрения их гармоничности, задачу измерения гармонии личности и ее функционирования. Именно определение "уровня гармоничности личности" в целом и отдельных ее аспектов и является одной из главных моих исследовательских целей.

Уже полученные экспериментальные данные позволяют утверждать, что в психологии личности "психологическим золотым сечением" скорее следует считать усредненный диапазон пропорций (2 (4) : 1.

Если оценивать личностные характеристики по пятибалльной системе, то наиболее гармонично выраженными будут выглядеть оценки или самооценки в районе 3,5 - 4,5 баллов, а не максимально возможные в 5 баллов. Анализ показывает, что люди с преимущественными, очень высокими, самооценками часто имеют высокие амбиции, явно завышенный уровень притязаний.В неожиданных трудных и конфликтных ситуациях они пасуют, и их декларируемая сверхоптимальность оборачивается депрессией и беспомощностью, так как они не научились преодолевать настоящие жизненные трудности.

Также было обнаружено, что человек часто оказывается гармоничным по одним локусам личности, психики, тела, и дисгармоничным по другим. В целом испытуемого можно считать гармонично живущей личностью, если по оптимальному большинству жизненно важных показателей - а это примерно три четверти, т.е. 75% показателей, или, точнее, в диапазоне 67% (82% - он выходит на гармоничный уровень. И здесь гармоничная личность - это не абсолютное совершенство, а относительное, оптимальное. Это оптимальная согласованность ее важнейших внутренних характеристик друг с другом и с внешними условиями, требованиями.

Гармоничность жизни человека во многом зависит от его способности достаточно быстро находить и строить оптимальные в данных условиях формы жизнедеятельности. Безусловно, это самосозидание может идти лишь в границах, заданных генетической программой, т.е. в рамках своего телесного, личностного и умственного типа. Эти природные пределы достаточно широки у большинства людей, что и дает возможность улучшения, гармонизации проявлений своего типа. Кроме того, данные В.Б. Швыркова показали, что в мозгу существуют первоначально не занятые никакими конкретными функциями "нейроны запаса", определяющие, я бы сказал, свободное психическое пространство развития (Швырков В.Б.., 1988). В ходе жизни оно может заполняться новыми мотивациями, схемами действий и т.п. Т.е. это пространство, наряду с широтой границ способностей, личностных черт и алфавитным принципом организации информации в мозгу, также является фактором, определяющим самую возможность развития и саморазвития форм жизни человека. В зависимости от особенностей характера и от степени податливости внешней ситуации изменениям усилия личности по созданию оптимальной формы жизнедеятельности могут быть направлены в большей степени или на внутреннюю перестройку ценностей, притязаний и установок, поведенческих стереотипов, или на переделку окружающей среды, или на то и другое вместе.

На основе концепции природной и гармоничной личности автором разрабатывается пакет психологических методик "Гармония", предназначенный для изучения уровней гармоничности личности и процесса ее жизни. В него входят методики "Базовые стремления", "Образ жизни", "Жизненное предназначение", "Психологическая культура", "Личностная биография", "Культурологические тенденции" и "Экспертная оценка гармоничности личности". Часть из них опубликована в газете "Школьный психолог" за 1998-1999 г.г. К настоящему времени проведена частичная стандартизация этих методик: получены средние данные разных групп испытуемых, определены валидность и внутренняя надежность, разработаны примерные уровни гармоничности выраженности показателей по методикам. Эта работа продолжается и по сей день.

1.3.Некоторые практические выводы о ценностных ориентациях общества, вытекающие из представлений о гармоничной жизни человека

Отсюда следуют далеко идущие практические выводы для многих прикладных областей человеческой деятельности и для самоорганизации жизни личности в целом. Например, стремление к максимальным достижениям в любой области и к полной самоактуализации с точки зрения наших экспериментальных данных можно считать дисгармоничным. Такого рода стремления в большей степени присущи западной цивилизации. Ориентация на максимум прослеживается и у отца гуманистической психологии А. Маслоу (см. мою статью "О парадоксах процесса самоактуализации личности" /Ж. "Магистр", 1995, № 6). Однако на Западе все в большей степени начинают укрепляться ориентации на умеренный, конструктивный стиль жизни, растет осознание того, что характеристики самого процесса жизни, процесса творческой деятельности являются не меньшей, а, может быть, и большей ценностью, чем ее материальные и другие результаты (см. интересную статью Буякаса Т.М." О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения..."/ Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1995, № 2.). Такая тенденция в большей степени присуща небольшим странам - Голландии, Швейцарии и др. На Востоке много философско-религиозных подходов связано с признанием ценности каких-либо сторон гармоничной жизни. К ним можно отнести даосизм, буддизм махаяны, учения йоги, чань-буддизм, дзэн, суфизм, бахаи, современные философии жизни Раджниша (Ошо), Кришнамурти, Шри Чин Моя и др. В православной традиции значение построения своей жизни по законам всеобщей божественной гармонии подчеркивал Иоанн Кронштадтский: "Видишь ты эту чудную гармонию или согласие, порядок тварей великих и малых во всей вселенной, чудный строй всего творения, установленый законами Творца... И ты будь в гармонии, в согласии с вечными, премудрыми и праведными законами всеблагого Творца..." (Кронштадтский И., 1992, с. 3)

У отдельных представителей нашего народа было интуитивное понимание пагубности постоянного и сильного устремления к тому, чтобы быть во всем лучшим, чтобы все было по максимуму. Оно выражено в поговорке: "Лучшее - враг хорошего". К сожалению, между трезвым пониманием жизни мудрых одиночек типа солдата Сухова из кинофильма "Белое солнце пустыни" и довольно частыми крайними вариантами мышления и поведения российских людей лежит пропасть. Нам еще предстоит пройти долгий культуроразвивающий путь от подростковой импульсивности и грубости, от экологического свинства и эгоизма, от привычного принятия крайних волюнтаристских решений в быту, на работе, в государственном управлении к более умеренной и гармоничной жизни, к более конструктивным и компромиссным решениям, к общечеловеческому сотрудничеству, требующему уважения себя и других.

В свете изложенного гармонического подхода к самоорганизации жизни отдельного человека и общества в целом представляется утопичным идеал "всестороннего развития личности", до недавних пор господствовавший в советской педагогике и политической риторике коммунистических вождей. То же самое можно сказать и об идее Песталоцци и его последователей о необходимости гармоничного развития у детей всех сторон человеческого существа, всех его сил и способностей (Хрестоматия...,1935; Зейдель Р. с соавт., 1919; Лихачев Б.Т.,1992, Ананьев В.А., 1995 и др). Здесь нереалистична не сама идея гармоничного развития и образования детей, а акцент на абсолютном охвате всех сторон, всех сил и способностей человека. Такого рода декларируемые идеалы в силу их принципиальной невыполнимости являются скрытыми конфликтогенами в обществе, стрессирующими население и ведущими в лучшем случае к внутренним отказам большинства людей от их принятия и реализации, а в худшем - к возникновению комплексов вины и неполноценности или к следованию за противоположными антиобщественными идеалами.

К идеалам, предъявляющим практически невыполнимые требования к человеку из-за их несоответствия законам Природы, можно отнести и жесткие религиозные предписания. Например, для многих людей требования выполнять все десять христианских заповедей оказались нереальными (соотношение (10: 1) и потому лишь формально принимаемыми, как показала двухтысячелетняя практика проповеди и попытки тотального осуществления христианства. Лишь немногочисленные лица с особым, фанатичным складом характера, или потерявшие способность и мужество самостоятельно строить свою жизнь и сохранять веру в себя, могут безоглядно поверить в какое-либо учение, некритично принимать все слова и деяния "Учителя" и его толкователей, жить в монастырях и стараться выполнять все требуемые данной религией предписания. Очень часто такие люди не замечают, что в своем рвении они превратились в религиозных функционеров, не желающих даже рассматривать другие подходы и точки зрения. Они становятся приверженцами корпоративной морали и яростно, с ненавистью отвергают другие религии, проявляя при этом не гуманизм, а бесчеловечность и неуважение. В итоге происходит не объединение, а разъединение человечества, что в современных "ядерных" условиях объективно лишь подливает масла в огонь и приближает его к гибели. На деле благие помыслы религиозных "учителей" из-за их собственных амбиций и фанатизма последователей оборачиваются прямо противоположными результатами.

Что же, жить без идеалов? Нет, с идеалами, но в обществе имеет смысл выдвигать более реалистичные и выполнимые уже в этой жизни отдельных людей идеалы и образы поведения. Например, существенно точнее и природосообразнее думать о разностороннем развитии, о гармоничном развитии основных, адаптивно необходимых, сил ребенка. Пора понять, что гармоничность личности, человека целом - это не абсолютное его совершенство, а относительное, оптимальное совершенство. Некоторый процент не очень страшных "греховных" поступков необходим гармонично живущей личности для поддержания мотивации к дальнейшему развитию, динамизации стремления к самосовершенствованию.

Из вышеизложенных особенностей гармоничной жизни человека можно сделать вывод и о том, что явно неоптимальной стратегией является и ориентация педагогов и родителей на получение детьми только "пятерок" в школе или в вузе. Не выдерживают критики "красные" аттестаты и дипломы, все материальные и иные льготы, которые получают их обладатели. Все сверхвысокие учебные, спортивные, технические и иные достижения, как правило, являются "пирровыми победами", за которые приходится расплачиваться слишком высокой ценой - здоровьем, разрушением семейных и прочих уз, завистью и ненавистью других страждущих, сверхусталостью и опустошенностью. Ощущение счастья сопутствует чаще людям, ставящим себе средние и трудные задачи, но не легкие и сверхтрудные! (Аргайл М., 1990).

Для большинства людей оптимальнее, с точки зрения обозначенных в статье критериев гармоничности, ориентироваться в большей степени на умеренное, без ускорений, собственное развитие, а не на достижение максимальных успехов. Теоретически оптимальным, гармоничным распределением достижений разного уровня и неудач в жизни человека можно считать примерно следующее: умеренные, т.е. средние и высокие, достижения занимают 70 - 80% от всего объема жизнедеятельности; случаи явно низких достижений (неудач) - 10-15%; а случаи очень высоких достижений - также не более 10-15% от общего объема оценок результатов его действий. То есть, в поведении любого живого существа могут и должны присутствовать в небольшом объеме и крайние проявления, иначе монотония умеренности и непрерывно длящейся гармонии могут снижать свежесть восприятия жизни, притуплять мироощущения, уменьшать разнообразие жизни, тормозить развитие и, в конечном итоге, дисгармонизировать жизнь человека.

Те же соотношения справедливы и для природно желательного гармонического распределения людей по преимущественному характеру их жизнедеятельности и по обобщенному уровню их общежизненных достижений. Конечно, расчеты реального положения дел на Земле в этом отношении еще никем не проводились и неясна сама технология их проведения. Но в будущем, при более высоком уровне глобализации различных параметров жизни всех людей (экологических, энергетических, информационных, правовых), при более высокой их общечеловеческой самоорганизации, что настоятельно требуется для выживания и устойчивого развития уже сегодня, такие расчеты станут обычным делом некоего Всемирного совета общечеловеческого развития.

Развиваемый здесь подход сохраняет преемственность с наработанными ранее в философии, биологии, психологии и педагогике идеями, но качественно трансформирует и оптимизирует их, делая более выполнимыми и реалистичными в повседневной жизни каждого нормального человека. Опираясь на принцип оптимальности и статистические данные различных групп испытуемых (более 400 человек), полученные по батарее как стандартизированных, так и оригинальных исследовательских методик изучения гармоничности разных аспектов личности и ее жизнедеятельности, он дает возможность теоретически и экспериментально исчислять степень общей гармоничности личности и ее жизни. Наша природа такова, что КАЖДЫЙ В ОТПУЩЕННЫХ ЕМУ ПРЕДЕЛАХ МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ БОЛЕЕ ГАРМОНИЧНО.

ЛИТЕРАТУРА


  1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М., 1993 (гармонический тип)

  2. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ Э.М., ПИАТКОВСКАЯ Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ "Здоровье, развитие, личность". Под ред. Сердюковской Г.Н. и др. М.: Медицина, 1990 (С. 234 -235 - Гармоничный тип...легко учатся и не испытывают трудностей в школе. ...наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций...общительность, уверенность в себе, высокий самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности)

  3. АНАНЬЕВ В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте./ Вестник психосоциал. и корр. Работы. 1995, № 3

  4. АРГАЙЛ М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990

  5. АССАДЖОЛИ Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997

  6. АСТАПОВ В.М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. М., 1991 (нервно-психические нарушения)

  7. БАРДИЕР Г. с соавт. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб: Стройлеспечать, 1996

  8. БЕРГЕР Л. К постижению гармонии мира./ Музыкальная жизнь. 1993, №3

  9. БЕРГСОН А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998 (гармония - стр. 72, 73, 81, 124, 135, 136, 144)

  10. БЕРНС Д. Хорошее самочувствие. М., 1995

  11. БОЖОВИЧ Л.И. Избр. психол. труды. М., 1995 (Ст. Психол. анализ условий формирования и строения гармонической личности)

  12. БРЭГГ П.С. Формула совершенства. СПб, 1993

  13. БРЭЙ Р. Как жить в ладу с собой и миром? М., 1992

  14. БУРНО М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989

  15. БУЯКАС Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения... / Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1995, №2

  16. ГАРМОНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК: Из истории идей о гармонически развитой личности./ Сост. Трофимов П.С. М.: Искусство, 1965

  17. ГАРМОНИЯ. Лосев А., Шрагин Б./ Философская энциклопедия, Т. 1. М.: Сов. Энц-я, 1960, с.с. 323 - 324

  18. ГАРМОНИЯ. \ Сов. Энциклопедический словарь. М.: Сов. Энц-я, 1979, с. 280

  19. ГЕССЕ Г. Сиддхарта. Лен-д, 1990 (с. 68 - "...мудрость... она сводится лишь к готовности души, к способности, к тайному искусству - во всякую минуту, среди переживаний - мыслить, чувствовать, вдыхать в себя единство....и на старом детском лице Васудевы он находил отблеск его (О.М. - единства) сияния: гармонию, уверенность в вечном совершенстве мира, улыбку, единение.")

  20. ГОЛИЦЫН Г.А., ПЕТРОВ В.М. Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. М.: Знание, 1990

  21. ГРИГОРЬЕВА Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 1992 (С. 68 - Общие законы существуют, но они открываются развитому сознанию, постигшему в многообразии единство, а в единстве - многообразие. ...Мудрецы учили избегать односторонности, не нарушать Единое.)

  22. ГРОФ С. Духовный кризис. М.: МТМ, 1995

  23. ДАВЫДОВ А.А. Существует ли мера социальной гармонии?/ Соцолог. Иссл-я, 1988, № 5

  24. ДИЛТС Р., ХАЛЛБОМ Т.. СМИТ С. Убеждения: Пути к здоровью и благополучию. Портленд Орегон: Метаморфоз Пресс, 1993 (Пособие по НЛП)

  25. ДОДОНОВ Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности./Вопр. психологии, 1978, № 3

  26. ДОМАН Г. Гармоническое развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996

  27. ДУБРОВИНА И.В. Совместный труд на благо детей./ Нар. Образование, 1998, № 2, с. 111 (цели психол. службы образования, психическое и психологическое здоровье)

  28. ЕЛИСЕЕВ В. Тайцзицюань: искусство гармоничного действия./ Наука и религия. 1989, № 8

  29. ЕМЕЛЬЯНОВ Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л-д, 1986

  30. ЗАХАРОВ А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986

  31. ЗЕЙДЕЛЬ Р., ГУРЛИТТ Л., КЕРШЕНШТЕЙНЕР. Интернациональные проблемы социальной педагогики. Сб.1. М., 1919 (Зейдель Р. Цели воспитания...Гармоническое образование)

  32. ИОРДАНСКИЙ В.Б. Хаос и гармония. М., 1982

  33. КАВАЛЕРОВА В.А. Спорт как одно из эстетических средств формирования гармонически развитой личности. Автореф. Канд. Дисс. М., 1989

  34. КАЗНАЧЕЕВ В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983

  35. КАЛМЫКОВА З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981 (Гл 7 - Гармоничное развитие различных компонентов мышления)

  36. КИРКЕГОР С. Наслаждение и долг. Киев, 1994 (Гл. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетического и этического начал - с.с. 225 - 419)

  37. КЛИМЕНКО В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, СПб, 1996 (Гл. Чувство пропорции)

  38. КРАСОТА И МОЗГ. Биологические аспекты эстетики. Пер. с англ. М.: Мир, 1995

  39. КРОНШТАДТСКИЙ И. Христианская философия. Изд. Моск. патриархата, 1992 (с. 3)

  40. ЛАМАЖАНОВ Б. Принципы тибетской медицины./ Ж. VITA, 1991 \ 1992, № 3-4

  41. ЛАО ЦЗЫ, ХЕЙДЕР Д. Дао лидера. (С. 10 - умеренное "я" служит доказательством мудрости)

  42. ЛАТОХИНА Л.И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1993

  43. ЛЕБЕДИНСКАЯ К.С. с соавт. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М. Педагогика, 1988

  44. (Клинико-психол. характеристика "трудных" подростков. С. 158 - "гармоничность психофизического созревания". .."Дисгармоническая ретардация и акселерация" - с. 157)

  45. ЛИЩУК В.А., МОСТКОВА Е.В. Обзор "Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации." М., 1994

  46. ЛОСЕВ А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М.: Искусство, 1994 (Главы 1, 2, 5, 6, 7)

  47. LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. КРОНИК А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 - 114 с одноименным тестом и др. статьи)

  48. МАСЛОУ А. Психология бытия. М., 1997

  49. МАСЛОУ А. ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. СПб: Евразия, 1997 ("Метапотребности" -с. 24 - гл. 23 - высшие ценности, потребность в совершенстве, гармонии, справедливости, красоте, правде. Присущи самоактуализирующимся людям, у которых удовлетворены " базовые потребности". Психологически здоровая, полноценно функционирующая личность).

  50. МЕНЕГЕТТИ А. Мудрец и искусство жизни. Пермь, 1993

  51. МИЛТС А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990

  52. МОАКАНИН Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. Томск: Водолей, 1993

  53. МОИСЕЕВ Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990

  54. МОЛЬЦ М. Я - это Я, или Как стать счастливым. СПб, 1992

  55. МОНОСЗОН Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. М.:Знание, 1986

  56. МОТКОВ О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993

  57. МОТКОВ О.И. Психология самопознания и гармонизации личности: Программа курса. М.: Изд-во РОУ, 1994

  58. МОТКОВ О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6

  59. МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром. /Газ. Школьный психолог, № 21-22, июнь 1998, с. 8,9

  60. (Методика "Образ жизни" - первая публикация методики из пакета методик "Гармония")

  61. МОТКОВ О.И. - также статьи в 1998 г. и в 1999 г. в газ. "Школ. психолог" с методиками из пакета "ГАРМОНИЯ":

    • 1998 - № 35, сентябрь - Методика "Базовые стремления", с. 8-9

    • 1998 - №36, сентябрь - Методика "Жизненное предназначение", с. 8-9

    • 1998 - №38, октябрь - Методика "Личностная биография", с.4-5

    • 1999 - № 7, февраль - "За своей звездой", с. 15 - о себе (характер и прочее), о своем саморазвитии, отношениях к себе и миру - в плане главной темы номера "Левшество"

    • 1999 - № 15, апрель - статья "Психологическая культура личности" с методикой "Психологическая культура", с. 8-9

  62. МОТКОВ О.И. Развитие творчества у детей. /Ж. «Дополнит. образование», 2000, № 4, с. 9-13

  63. ОВЧАРОВА Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996 (Блок 2 - Гармонизация противоречивости личности)

  64. ОРЛОВ А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995

  65. ПАЛТЫШЕВ Н.Н. Педагогическая гармония. Киев, 1996

  66. ПЛОМИН Р. Среда и гены. Что определяет поведение?/Детство идеальное и настоящее. Новосибирск: Сиб. Хронограф, 1994

  67. ПОТЕМКИНА О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности / Методы психол. диагностики. Вып. 1. Ред. Дружинин В.Н., Галкина т.в. М.: ИПРАН, 1993 (группа с гармоничными ориентациями)

  68. ПРИГОЖИН И., СТЕНГЕРС И. Порядок из хаоса. М., 1986

  69. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ / Ред. Анцыферова Л.И. М., 1978

  70. ПРИХОЖАН А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, 1997

  71. ПРУТЧЕНКОВ А.С., СИЯЛОВ А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им). М.: Новая школа, 1994

  72. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И старшем школьном возрасте. /Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995

  73. РАДЖНИШ Ш. Жизнь. Любовь. Смех. СПб, 1991

  74. РАЗЖИВИН М. В поисках "закона свободы": "золотое сечение и свобода выбора"/ Философс. Иссл-я. 1996, № 2

  75. РАЗУМОВСКИЙ О.С. Закономерности оптимизации в науке и практике. Новос-к: Наука, 1990

  76. РЕЙНОЛЬДЗ С. Настроение - отличное!СПб.: Питер Пресс, 1997

  77. РЕЙНУОТЕР Д. Как стать собственным психотерапевтом. Киев: Кофр, 1996

  78. РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994

  79. РОДЖЕРС Н. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1

  80. САМУЭЛС Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М.: ЧеРо, 1997

  81. СИМОНОВ П.В., ЕРШОВ П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984

  82. СНЕГИРЕВ Б.И. О законах гармонии и красоты./ Философские иссл-ия, 1996, № 1

  83. СОБЧИК Л.Н. Стандартизированный мультифакторный метод исследования личности. (СМИЛ). М., 1990

  84. СОБЧИК Л.Н. Психодиагностика. Методология и методы. М., 1990 (С. 56 -" Нормальные личности" - близко к понятию "гармоничная личность" и "конструктивная личность")

  85. СПИВАКОВСКАЯ А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психол. коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988 (с. 159 - 161 (с. 159 - "Для воспитания ребенка наиболее приспособлены так называемые самоактуализированные, гармонично развитые личности". Свела личностную Гармонию к личностной самоактуализации, что неверно по некототорым характеристикам SA. Воспитание может не быть для SA личности своим делом. С. 161 - "...гармоничный человек становится гармоничным родителем").

  86. ТИМЕРДИНГ Г.Е. Золотое сечение. Петроград, 1924

  87. ТЭН И. Философия искусства. М.: ОГИЗ, 1933

  88. ФЕЙДИМЕН Д., ФРЕЙГЕР Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. Вып. 1 -4. М., 1994

  89. ФРОММ Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990

  90. ХАРРИС Т. Я - О(Кей, ты - О(Кей. М.: Смысл, 1997

  91. ХАРЬКИН В., ГРОЙСМАН А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1996

  92. ХЕЙ Л. Через медитации к лучшей жизни. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998

  93. ЦВЕЙГ С. Собр. соч. Т. 9 - Триумф и трагедия Эразма Роттердамского... Монтень. М.: ТЕРРА, 1993

  94. ШАТАЛОВА Г. Философия здоровья. М.: Елен и К, 1997

  95. ШВАРЦ И.Е. Психогигиена в школе. Пермь, 1986

  96. ШВЫРКОВ В.Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания./Психол. Ж., 1988. Т. 9, № 1

  97. ШУБАРТ В. Европа и душа Востока. /АУМ: Синтез мистических учений Запада и Востока. Вып. 4. Эзотерическое общество Нью-Йорка, 1990, с. 14 - 161. (Гармонический человек, аскетический..., героический..., мессианский - созвучие с миром, бегство от мира, господство над миром и освящение мира)

  98. ЭЙЗЕНШТЕЙН С. Неравнодушная природа./ Избр. произв. Т. 3. М.: Искусство, 1964

  99. ЭФРОИМСОН В.П. Генетика этики и эстетики. СПб: Талисман, 1995

страница 1


И весь мир, и мир человека построены на равновесии движущих сил, на взаимодействии противоположностей. Большинство явлений могут быть определены по тем или иным характеристикам, имеющим противоположные полюса. В сопоставлении с противолежащим изучаемое явление может открыться с новых сторон. Это относится и к здоровью - оно часто анализируется в сравнении с расстройствами и болезнями. Связанные со здоровьем понятия (и стоящие за ними явления) - адаптация, психологическая устойчивость, гармония - имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. В этой диалектике отражена не одна лишь стройность и строгость понятийного аппарата, но и наиболее частое состояние конкретного человека: единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии одновременно, некоторое их сочетание с перевесом в ту или другую сторону.

Здоровье связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алкмеон трактовал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и неподвижного и т.п.). Болезнь наступает как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными. Гиппократ утверждал, что здоровье возможно при соразмерном смешении основных первоэлементов тела (крови, флегмы, желтой и черной желчи). Согласно Платону, здоровье, как и красота, определяется соразмерностью, требует «согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, это от того, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Это аналогично тому, что состояние здоровья также одно, а расстройств много.

Изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, многие расстройства психики начинаются с различной глубины дисгармонии личности. Поскольку исходным и желанным (для возврата) состоянием является гармония, то необходимы по возможности наиболее точные знания о ней. Не имея ясных представлений о цели, очень легко пройти мимо нее. Во-вторых, поскольку сравнение - основной прием научного анализа, природу дисгармонии личности познать глубоко можно лишь в сопоставлении с гармонией.

Анализировать гармонию можно и нужно в разных плоскостях, поскольку бытие человека многомерно, как мы уже говорили. Человек существует одновременно в разных средах, мирах - мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живое существо), мире людей (как член определенного общества, как единица определенной общности). Существование в этих трех мирах находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах - сайт. Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. В биологическом аспекте внешнее и внутреннее пространство человека разделены достаточно отчетливо: внутреннее пространство - это пространство тела, а все, что лежит за кожными покровами тела, является внешним пространством. Но поскольку человек - живое существо особого рода, одним биологическим планом его существование не ограничивается.

Гармонию личности невозможно обсуждать, обращаясь к личности как к чему-то, что может существовать вне среды, вне связей с миром. Стремясь определить суть происходящего в современном мире, следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (и неживая и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный). Заметим, что все они составляют как бытие отдельного конкретного человека, так и человечества в целом.

Личность - феномен одновременно и индивидного, и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не расстроенность) внутреннего мира личности.

Начиная со средних веков в западной цивилизации (к которой в большей степени принадлежит Россия) доминируют ценности развития когнитивной сферы личности. Однако обилие знаний автоматически не делает человека ни более гармоничным, ни более благополучным, ни более счастливым. Во многих обществах и у большинства индивидов усилилась тенденция не тратить время на чувства, эмоции, должное внимание к витальным потребностям. Это не способствует духовному и физическому здоровью человека: накопившиеся чувства и желания, вырываясь на волю, вносят разрушительный элемент в устоявшуюся жизнь, приводят к дефицитарному развитию эмоционально-чувственной сферы, к невротизации общества и снижению жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически), странах. На контроль и сдерживание эмоций тратится много энергии. Будучи живым существом, человек теряет в себе живое. О какой гармонии отношений может идти речь, если ценности конкуренции доминируют и во многих обществах, и в человеческом сообществе в целом? Открытость миру, сближающие чувства прорываются часто лишь в моменты трагедий.

В настоящее время в понятии духовности не усматривают какого-либо мистического контекста, оно не воспринимается как образное выражение. К нему относят освоенные личностью богатства духовной культуры человечества, основные ценности общества, нравственные принципы и правила, понимание и переживание смысла жизни.

Свобода личности и действительное удовлетворение духовных потребностей возможны, если человек ответствен за свои действия и поступки, решения, если он сохраняет критичность мышления и осуществляет все личностно значимые выборы самостоятельно, если у него сохраняется ясность сознания. В традиционных религиях человека нацеливают на постоянную внутреннюю работу и духовное развитие.. Они весьма разнообразны и по идейной, мировоззренческой направленности, и по форме. Объединяет их то, что все они обращаются к духовным потребностям человека - потребностям ощущать смысл жизни, понимать свое место в обществе, стремиться к совершенству, надеяться на бессмертие души. К сожалению, для современной России характерен идейный вакуум, отсутствие ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Эти составляющие общественного сознания вызревают вместе с формированием гражданского общества благодаря активно функционирующим общественным институтам, профиль которых позволяет включаться в поиск таких ориентиров.

Итак, мы рассмотрели структуру личности, познакомились с эго-состояниями Взрослый, Родитель и Дитя, научились строить эгограмму, отражающую на какие Вашей части личности приходится больше энергии. Как позитивной, так и негативной. Теперь научимся энергизировать и развивать самостоятельно те эго-состояния, которые не развиты, тем самым, гармонизируем структуру своей личности.

Эгограмма Ваших эго-состояний

Допустим, Вы составили эгограмму эго-состояний Вашей личности и у Вас получилась, подобная той, которая изображена на рисунке.

Подобную работу мы недавно проделали совместно с участниками субботней группы по изменению Сценария Жизни. Каждый участник группы составил под руководством 2-х психологов собственную эгограмму.

Мы видим, что в этой структуре личности наибольшее количество энергии приходится на эго-состояния: Контролирующий (Критикующий) Родитель (КР), Адаптивное (Приспосабливающееся) Дитя (АД) и Воспитывающий (Заботливый) Родитель (ВР).

А такие эго-состояния структуры личности, как Свободное (Естественное) Дитя (СД) и Взрослый (В) энергезированны меньше.

Это означает, что в этой структуре личности наиболее развит Родитель, который часто зашумляет Взрослое начало (высокие требования к себе и людям, критика), Дитя подавлено и подчиняется правилам (неуверенность), творческая часть личности (СД).

Конечно, данная эгограмма не учитывает позитивные и негативные аспекты эго-состояний – тогда столбиков гистограммы было бы не 5 а 9. Такую работу я делаю, как правило, совместно с моими клиентами, если в этом есть необходимость.

У участников группы возник закономерный вопрос, как можно изменить структуру личности, не прибегая к глубинным психотерапевтическим техникам, основанным на терапии новых решений.

Развитие и гармонизация структуры личности.

Немалых изменений в жизни можно добиться самостоятельно , сознательно перераспределяя психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на «недоразвитые» части Вашей личности.

Стратегия гармонизации – это стратегия осознанного культивирования ранее игнорируемых эго-состояний, ориентированная на решение проблем.

Развиваем эго-состояния личности

Ниже приведу ряд упражнений, способствующих увеличению позитивной энергии развиваемого эго-состояния.

Включите воображение, чтобы применить их к Вашей личной ситуации.

Контролирующий Родитель

1. Практикуйте конструктивную критику.

Как можно чаще практикуйте «конструктивную критику», тщательно анализируя и оценивая свое собственное поведение и поступки окружающих.

Правила конструктивной критики:

  • всегда быть конкретным;
  • предлагать альтернативные варианты решений проблем и вопросов;
  • указывать на имеющиеся возможности и исследовать их;
  • не претендовать на то, что Вы истина в последней инстанции.

Благодаря этому Вы сможете избежать активизации негативной части своего Контролирующего Родителя, использующего осуждающую критику и реплики наподобие: «Ну я же Вам говорил…» или «Ты все делаешь неправильно…».

2. Устанавливайте границы.

Учитесь четко и сразу расставлять психологические границы для себя во взаимоотношениях с другими людьми: чего Вы НЕ хотите для себя и что для Вас неприемлемо . Тогда Вам не придется играть роль Преследователя и Обвинителя, защищающего свои границы, нападая уже тогда, когда они нарушены.

Воспитывающий Родитель

1. Давайте позитивные поглаживания.

Практикуйтесь в раздаче позитивных поглаживаний (поддержка, похвала) при любой возможности! И делайте это искренне!

2. Учитесь заботиться о других.

Дарите людям как можно больше подарков, уделяя больше времени поиску именно тех гостинцев, которые действительно будут с радостью приняты ими.

Готовьте близким еду и угощения, приглашайте в гости, спрашивайте у них в какой поддержке и заботе они нуждаются, тем самым энергезируя заботливое начало своей личности.

Взрослый

1. Стройте планы.

Напишите свои идеи и планы, прежде чем предпринимать любые действия, что, как правило, является функцией Взрослого. Нередко особенно ощутимый эффект удается получить, записывая свои мысли в перекидной блокнот, специальный Дневник или на доске.

2. Занимайтесь постоянным самообучением.

Приучите себя получать новую информацию и проверять факты – посещайте лекции и семинары, читайте книги и газеты. Регулярно обращайтесь к энциклопедиям и словарям.

Свободное Дитя

1. Развивайте воображение и творчество.

В свободное время мечтайте, фантазируйте и экспериментируйте со «свободными ассоциациями». Почаще шутите и смейтесь над юморными высказываниями людей.

Всякий раз, когда Вы почувствуете усталость, смущение или депрессию, можете дать волю «исподним фантазиям». Рисуйте перед своим взором формы, узоры, цветные пятна и дыры. Представляйте нелепости.

2. Играйте в настольные игры и больше двигайтесь.

Подойдут занятия и игры, которые задействуют Ваше воображение и требуют взаимодествия с другими «детьми». От прогулок на лошадях и настольного тенниса, до «Мафии», «Крокодила», «Угадай кто ты».

Пробуйте и осваивайте новые виды деятельности: танцы, гимнастику, цигун, йогу, пение, рисование и пластику.

Адаптивное Дитя

1. Принимайте заботу окружающих.

Возьмите за правило открыто принимать поглаживания со стороны других людей и благодарить их за это.

Говорите прямо и конкретно о том, чего Вы хотите. Просите о помощи и внимании со стороны близких Вам людей.

2. Ориентируйтесь на свои желания.

Учет желаний и требований других людей – это конечно же хорошо, однако учитесь открыто заявлять о своих «хочу» и «не хочу». Разрешите себе желать.

Научитесь выяснять, что хотят от Вас окружающие, и конструктивно реагируйте на них.

Отвергайте негативные поглаживания и неконструктивную критику.

Наша цель – гармонично развитая структура личности

В комментариях к статье приведите другие примеры развития и энергетизации эго-состояний личности. Давайте наберем банк идей гармонизации личности.