Раздел фонетика изучает. Инструментальные методы исследования

Введение

При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется очень большое внимание интонационным средствам. Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения. Правильно сформированные навыки и умения речи означают умение говорить, читать и писать на иностранном языке, то есть понимать этот язык при устном восприятии. Для формирования фонетических навыков необходимо не только уметь произносить правильно звуки, а также знать правила соединения этих слов в предложения. Произносительные навыки не являются речевыми, ведь произносить можно не только фразы и слова, но и звуки просто, вне зависимости от того, необходимы они для речи или не. С иной точки зрения нет речевого навыка, который не включал бы произносительных, потому что без артикуляционных движений вербального аппарата нельзя ни писать, ни говорить, ни слушать, ни читать. На этом основании можно сделать вывод, что формирование фонетических навыков начинается с организованного или стихийного формирования произносительных навыков. Формировать произносительные навыки нужно непосредственно с первых этапов обучения иностранному языку и продолжать это действие с тем или иным коэффициентом насыщенности, пока в этом есть необходимость.

Фонетика как наука. Содержание обучения фонетике

Фонетика. Предмет фонетики

Фонемтика (от греч. цщнЮ - "звук", цщнзенфйкьт - "звуковой") - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

Предмет фонетики.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Место фонетики в системе языка

Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие - как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, односторонними единицами, единицами плана выражения: ни фонемы, ни звуки, которые манифестируют эти фонемы (являются их конкретными представителями), сами по себе, как об этом уже говорилось, значениями не обладают, в то время как единицы всех остальных ярусов, начиная с морфем, наделены смыслом и потому являются знаковыми единицами. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит уже в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка.

Изучение фонетики в ее фонологическом аспекте закладывает основы формирования научного мировоззрения филолога, будучи "опытным полем языкознания". Фонетика "учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще понять на фонетике, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики".

Практическое значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных областях:

в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;

в методике обучения чтению и письму;

в обучении произношению и орфографии неродного языка;

в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

фонетический навык средняя школа

в решении ряда технических задач: а) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике - для разработки проблем автоматизации

Фонетика изучает звуковую сторону языка, которая является внешним выражением нашей мысли, её формой и материей и как материальная форма должна изучаться самостоятельно, отдельно от другой стороны языка – внутренней, т.е. содержательной.

Фонетика (от греч. phoneticos – звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Звуки речи тесно связаны с биологией, физиологическими особенностями человека, с его социальной природой, поэтому могут рассматриваться с разных сторон. Современная фонетика различает в звуке речи четыре аспекта: функциональный (или лингвистический ), артикуляторный , акустический и перцептивный . Другие же учёные говорят лишь о трёх таких аспектах:

1) физическом (тембр, высота, сила голоса);

2) физиологическом (работа органов речи, устройство речевого аппарата);

3) лингвистическом (как звуки, которые ничего не значат сами по себе, участвуют в различении морфем и слов).

Первые два аспекта изучаются фонетикой , последний – фонологией . Фонетика и фонология – не самостоятельные науки, а разделы одной и той же области знаний, т.к. объектом их изучения является звуковой строй языка. В связи с тем, что данные разделы по-разному рассматривают звуковой строй языка, каждый из них имеет свой собственный предмет изучения.

Фонетика связана с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и акустика речи – с другой. Как и языкознание в целом, фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.

В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно

В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Фонетика занимается изучением условий звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека, а также анализирует акустические особенности звуковых единиц, закономерности сочетания звуков, влияния особенностей одного из соседних звуков на другой (разного вида аккомодация или ассимиляция), природу слога, законы сложения звуков в слоги, факторы, обусловливающие слогоделение, фонетическую организацию слова, в частности ударение, интонационные средства (высоту основного тона голоса, силу, длительность, темп, паузы, тембр).

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в. и было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы Х.П. Бонета, Дж. Уиллиса и др.). В конце 18 в. Х. Краценштейном было положено начало акустической теории гласных, которая была развита в середине 19 в. Г.Л.Ф. Гельмгольцем. К середине 19 в. исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э.В. Брюкке. С лингвистической т. зр. учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работах Э. Зиверса в 1876 и 1881 гг. ажную роль в развитии фонетики сыграли труды Г. Суита, О. Есперсена, М. Граммона и др. В России значительную роль в развитии общей фонетики сыграли работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учеников – В.А. Богородицкого и Л.В. Щербы. Из современных лингвистов можно отметить Р.И. Аванесова, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевича, А.А. Реформатского и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие введение в языкознание

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования южный федеральный университет.. педагогический институт.. факультет лингвистики и словесности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются формирование знаний в области языкознания, развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных (

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Введение в языкознание» (Б3.Б.5.) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Введение в языкознание»

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цел

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п Темы Лекции Семинары Самост. работа 1. Языкознание как наука. «Введение в язык

МОДУЛЬ 1. ВНЕШНЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 14 часов самостоятельная работа студента – 14 часов ¤ Цели мо

Учебный элемент 1.3. Язык как общественное явление.
Язык - летописец жизни народа. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. Функции языка. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознани


Учебные пособия: а) Основная литература: Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. Будагов Р.И. Введение в науку о языке.

II. Объект, предмет и цели языкознания как науки.
Наука о языке называется языкознанием, языковедением или лингвистикой. Первый термин является наиболее употребительным, последний - международным. Слово лингвистика

V. Основные проблемы и задачи общего языкознания.
Общее языкознание обладает своей особой проблематикой, отличной от частного. К задачам общего языкознания относится следующее: Определение объекта

VII. Методы языкознания.
«Метод (от греч. methodos - «путь исследования») в языкознании: а) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка,

IX. Место языкознания в системе наук и его связь с другими науками.
Как известно, современная наука состоит из трёх главных разделов: естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общес

II. Понятие и виды динамики языка. Экстра- и интралингвистические (внутренние) условия развития языка.
Основным условием существования языка является его непрерывное изменение (стихийное и сознательное). Это изменение представляет собой сложный и многоаспектный процесс и связано с понятием динамики

III. Теории происхождения языка.
Вопрос о том, когда и как возник язык, интересовал людей с древних времён. Язык возник до рождения науки о нём, поэтому представление о времени и сущности этого явления наука черпает из косвенных и

V. Предположительный характер первоначальной звуковой речи.
При рассмотрении вопроса о ступенях развития человеческого существа возникает ряд вопросов, касающихся проблемы происхождения языка как механизма человеческого общения: 1) об арсенале звук

Язык - летописец жизни народа.
2. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. 3. Функции языка. 4. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. 5. Социолингвистика как раздел яз

Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания.
Вопрос о том, что такое язык, каковы его функции и сущность, давно занимал людей. Ещё в античный период сложилось два основных взгляда на язык: 1) Язык - это природное явление, он о

Функции языка.
Существуют различные классификации функций языка. Наиболее распространённая классификация относит к основным функциям следующие языковые факты: Коммуникативная (контактоустан

Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества.
Правильно сущность языка была определена лишь в русле теории диалектического материализма, которая утверждает, что язык имеет общественную природу, возникает и развивается в обществе исключительно

Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык.
2. Стилевая дифференциация языка. 3. Понятие нормы. Литературная норма. 4. Проблема кодификации языковых норм. 5. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки,

II. Стилевая дифференциация языка.
"Стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств...; различия стилей определяются различиями этих принципов." Отб

III. Понятие нормы. Литературная норма.
Языковая норма - это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации. "Нор

IV. Проблема кодификации языковых норм.
Нормы развиваются стихийно, в практике общественной жизни. В литературном языке на определённом уровне развития общества эти нормы могут сознательно регламентироваться, иначе, кодифицироват

Учебный элемент 1.5. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. 2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 3. Степанов Ю.С. Яз

МОДУЛЬ 2. ВНУТРЕННЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 16 часов самостоятельная работа студента – 13 часа ¤ Цели мод

II. Понятие знака.
Знаком в широком понимании является любой материальный носитель социальной информации. Знак – это заместитель. Проф. П.В. Чесноков даёт следующее определение знака

IV. Языковой знак как лингвистическая категория.
Язык состоит из единиц, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации. Языковой знак – это нечто (произнесённое или записанное), чт

Структура языка.
В Языке каждое речевое произведение членится на более мелкие значимые части, обладающие отдельностью, вариативностью и способностью к бесконечному использованию в тех же или других комбинациях для

Понятие системности языка.
В отличие от простого строения, основанного на взаиморасположении и связи составных частей, система основана на сложном единстве разнородных взаимообусловленных элементов. Это уже не просто

III. Основные единицы фонетики.
К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация. Звук – это мельчайшая едини

IV. Понятие фонемы.
«Фонема (от греч. phonema – звук, голос) – единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц языка – морфем, в состав которых она входит в качестве

V. Понятие фонетических законов.
Фонетические законы (звуковые законы) – законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых

VI. Основные фонетические процессы.
Основными фонетическими процессами языка являются следующие. Ассимиляция – это процесс уподобления согласных звуков одного и того же достоинства. Явление ассимиляции – это

VII. Другие фонетические процессы.
Эпентеза – вставка звука в определённых сочетаниях: земя (болг.) – земля, нрав – ндрав. Протеза – добавление звука в начале слова: осьм (древнерус.) – вос

Учебный элемент 2.7. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА.
План. I. История вопроса. II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики. III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие

I. История вопроса.
Грамматика как наука исследует грамматический строй языка. Эта наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской грамматической мысли и соответственно терминологии следует искать в трудах

II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики.
Грамматика (греч. grammatike – искусство писать буквы, от gramma – буква, написание) – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и кон

III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие между ними.
«В слове сочленены его звуковая материя и его значение – лексическое и грамматическое. К грамматическому значению слова относятся: его значение как части речи, т.е. как единицы, принадлежащей к опр

IV. Понятие грамматической формы слова.
С понятием грамматического значения тесно связано понятие грамматической формы. Понятие формы может быть определено с философской и лингвистической точек зрения. С философской т. з

V. Понятие грамматической категории.
С понятием грамматической формы тесно связано и понятие грамматической категории. Этот термин заимствован из логики. Ещё в античные времена понятие логической категории

VI. Формальная и функциональная грамматики.
«В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка – его формальной организацией и его функционированием – в русской науке с наибольшей определённостью, начиная с работ Л.В.Ще

Языки живые и мертвые
"Язык существует лишь постольку, поскольку им. пользуются, говорят на нем, воспринимают его, пишут на нем и читают." (Сепир. Э. Язык //Избранные труды по языкознанию и культурологии. М

Искусственные языки.
Работа по созданию искусственных языков началась в древности. Первые из дошедших до нас проектов этого рода появились не позднее IV-III вв. до н.э., а в XVII в. Р. Декартом, затем и Г.В. Лейбницем

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы выработать у студентов навыки самостоятельной работы с лингвистическими источниками разных типов, научить их использованию всего комплекса источников

Темы рефератов.
1. Проблемы языка и речи в современных исследованиях. 2. Тождество и различие в языке и речи. 3. Слово в языке и речи. 4. Функционирование системы языка в речи.

I. Язык - летописец жизни народа.
II. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. III. Функции языка. IV. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. V. Социолингвистика как разде

I. Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык.
II. Стилевая дифференциация языка. III. Понятие нормы. Литературная норма. IV. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки, лингва франка. ЛИТЕРАТУРА:

Тема 13. ПИСЬМО
План. 1. Общее понятие о письме и предпосылки письма. 2. Этапы и формы развития начертательного письма. 3. Графика. 4. Алфавит. 5. Орфография.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ
Тема: ЯЗЫКИ МИРА 1. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном. 2. Чем определяется степень распространённости языка? 3. Что лежит в основе генеалогической клас

СТУДЕНТОВ
1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков: санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алт

ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1. Фразеосинтаксические схемы в современном русском языке. 2. Членимое и нечленимое предложение в системе языка. 3. Место нечленимого предложения в системе языка.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Языкознание как наука, его объект, предмет, цель, задачи и структура. Место курса «Теория языка. Основы лингвистических учений» в системе языковедческих дисциплин. 2. Связь языкознания

ВНУТРИВУЗОВСКИЕ
1. Страница кафедры русского языка и теории языка на сайте ПИ ЮФУ: http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/chairs/russian_language 2. Инкампус: http://w

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТАЛЫ
1. Донецкий лингвистический портал http://mova.dn.ua/index.php 2. Украинский филологический портал http://litopys.org.ua/ 3. Филологический поисковик http://philology.flexum.ru

САЙТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ И КАФЕДР
1. Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина http://pushkin.edu.ru 2. Институт лингвистических исследований РАН http://iling.spb.ru/ 3. Институт русского языка им

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА
1. Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России http://ling-expert.ru 2. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 3. Объед

БИБЛИОТЕКИ
1. «Из архивов русской революции»: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm 2. Philosophy in Russia: http://www.philosophy.ru/ 3. Toronto Slavic Quarterly, ред. Захар

СЛОВАРИ
1. Вишнякова О. В.. Словарь паронимов русского языка http://www.classes.ru/grammar/122.Vishnyakova/ 2. Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.В. Виноградова: www.slovari.r

САЙТЫ ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ
1. Архив петербургской русистики www.ruthenia.ru/apr/index.htm 2. Вавилонская башня. База данных по сравнительному языкознанию. http://starling.rinet.ru/index2ru.htm 3. Генеал

ЖУРНАЛЫ
1. «Казанская лингвистическая школа»: представлены труды школы, информация о ее истории, научной жизни и приоритетах: http://www.kls.ksu.ru 2. HumLang (Язык Человека), ред. А.А.Поликарпов:

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Alsic: Apprentissage des Langues et Systemes d"Information et de Communication. Журнал дает возможность обмениваться новейшими теоретическими и практическими разработками в следующих областях

ГЛОССАРИЙ
Адстрат– (лат. – слой, пласт) вид контактирования языков, при котором язык пришельцев влияет на язык аборигенов и сохра­няется в качестве соседнего с ним. Акцентол

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения.

В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. С акустической точки зрения звуки речи характеризуются следующими признаками: высотой, силой, тембром и длительностью. Высота звука зависит от количества колебаний голосовых связок, выражаемого в герцах в сек.: чем больше герц в сек., тем выше звук. Сила звука, или интенсивность, зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Сила звука измеряется в децибелах. Тембр звука зависит от совокупности основного тона и обертонов. Длительность звука зависит от количества времени, расходуемого на произнесение звука. Длительность звука связана с темпом речи. Чем быстрее темп, тем меньше длительность звука и наоборот, чем медленнее темп, тем больше длительность звука.

Артикуляторная характеристика звуков основана на различиях в движении органов речи.

Как акустические, так и артикуляторные характеристики основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.

Среди экспериментально-фонетических методов выделяются акустические и соматические. К акустическим методам, с помощью которых изучаются различные акустические свойства звуков, относятся, например, спектрографический и осциллографический. К соматическим методам, в основе которых лежит регистрация движений органов речи, относится, например, рентгенографический.

В "Русской грамматике" при описании интонации используются акустические характеристики звуков речи, а в фонетическом описании - их артикуляторные характеристики. При описании артикуляции звуков приводятся рентгенограммы. В "Фонетике" дается также описание сочетаний звуков в словоформах, в разных позициях по отношению к морфемной структуре словоформ. Это описание позволяет выявить возможности и ограничения сочетаемости звуков в словоформах с точки зрения фонетики и морфемного состава.

Речевой поток представляет собой непрерывную линейную последовательность звуков. Звук является минимальной незначимой единицей речевого потока. Звук выступает в речи нерасчлененно, как единое целое; из него нельзя выделить отдельные элементы произношения (артикуляции). Так, например, можно произнести один за другим звуки, составляющие слово моль, но нельзя произнести отдельно мягкость звука [л`] или лабиализованность (огубленность) звука [о].

Примечание 1. Здесь и везде далее звуки и их сочетания в пределах словоформ заключаются в квадратные скобки (например, [с`т`う п`]), а фонемы и их сочетания в пределах словоформ - в две вертикальные черты || (например, |c 3 т`еп` 2 |).

Примечание 2. Выделение отдельных звуков является в известной мере огрубленным, так как в потоке речи звуки следуют непосредственно один за другим, изменяясь в зависимости от качества предшествующего или последующего звука.

Сам по себе звук не обладает языковым значением, но косвенно он связан со значением: из звуков состоят значимые единицы, которые могут, в частности, состоять и из одного звука. Например, в русском языке звук [и] в пределах словоформы может быть морфом, несущим определенное значение: в словоформе кони и - флексия им. п. мн. ч., в словоформе (в) пути - это флексия предл. п. ед. ч., в словоформе руки - флексия род. п. ед. ч., в словоформе зови - флексия повелительного наклонения. При линейном звуковом членении, например, в словоформе руки выделяются четыре звука: [рук`и], не связанные каждый в отдельности ни с каким значением а при членении этой же словоформы на морфы выделяются две значимые звуковые последовательности, два морфа: [рук`-и].

Словоформы могут состоять из одного, двух и более звуков. Так, словоформы (предлоги) с, о, в состоят из одного звука, ад, на, по - из двух, под, при, раз - из трех, ворс, порт, кость - из четырех, караван, сарафан - из семи звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные. При произнесении согласных струя воздуха встречает преграду, образующуюся в результате смыкания (полного или частичного) органов речи. При произнесении же гласных струя воздуха не встречает никакой преграды, воздух свободно проходит через органы речи.

Русская грамматика.

Лекція № 1

ФОНЕТИКА КАК НАУКА О ЗВУКОВОЙ СТОРОНЕ

ЯЗЫКА

План лекции

Понятие системности языка. Основные особенности системности языка.

Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами.

Правила фонетической транскрипции.

Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка.

Литература:

  1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
  2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
  3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.
  4. Реформатский А.А. О сопоставительном методе. Русский язык в национальной школе, 1962, №5.
  5. Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М., 1987.
  6. Реформатский А.А. О соотношении фонетики и грамматики (морфологии). В кн.: А.А.Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
  7. Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967.
  8. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.,1 979.

10. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

Понятие системности языка. Основные особенности системности языка

На свете существует большое количество языков. Они разнообразны и по звуковому облику, и по словарному составу, и по грамматическому строю. Однако всем им присуще нечто общее: они выполняют одни и те же функции - при их посредстве выражаются какие-то мысли, передаются какие-то сообщения. Другими словами, язык выполняет функцию общения между людьми, является средством общения между ними. Каждый язык обязательно членится на какие-то элементы, повторяющиеся в определенных комбинациях друг с другом в составе других более крупных единиц. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

Какими бы разными не были определения языка, в них можно обнаружить указание на его системный характер.

Общенаучное понятие системы при всем разнообразии или оттенках его использования всегда включает в себя представление о некотором объединении каких-либо объектов и об отношениях между этими объектами. Объекты, объединяющиеся в систему, обычно называются элементами этой системы.

«Если бы язык был свалкой разрозненных фактов - слов, форм, звуков, то он не мог бы служить людям средством общения. Все многообразие случаев и ситуаций общения, все разнообразие потребностей называния вещей и явлений, выражение разнообразных понятий люди могут превращать в общественную ценность только благодаря тому, что язык системно организован и управляется своими внутренними законами и в каждом языке - особыми. Эти законы группируют весь инвентарь языка в стройные ряды взаимосвязанных явлений, будь то система падежных или глагольных форм, классы частей речи в морфологии, ряды и пары консонантизма и вокализма в фонетике.

Все это в совокупности образует структурную модель языка, распределенную на ряд систем и подсистем, расчлененных и одновременно связанных друг с другом многими отношениями. Вне этих отношений любой факт, будь то слово, форма или звук, - еще не факт языка, как кирпич сам по себе вне своего места в стройке - еще не часть здания, а только строительный материал. Становятся эти элементы фактами языка лишь тогда, когда они подчиняются той или иной действующей в данном языке модели, т. е. когда становятся членами системы», - писал А.А. Реформатский.

Таким образом, язык представляет собой систему. Системна и его звуковая сторона. Это значит, что каждая фонетическая единица определяется своими отношениями к другим фонетическим единицам.

Какие же отношения существуют между единицами системы? В наиболее общем виде их можно свести к трем видам: синтагматические, парадигматические и иерархические отношения.

Синтагматические отношения определяют соединение единиц в речевом потоке - (эти отношения ещё называют комбинаторными).

Парадигматические - это, по терминологии Ф. де Соссюра, ассоциативные отношения (группировка единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств).

Иерархические - это отношения по степени сложности, или отношения «вхождения» менее сложных единиц в более сложные. Иерархические отношения могут быть определены в терминах «входит в...» или «состоит из...».

Фонетика как наука о звуковой стороне языка

Раздел науки о языке, занимающийся изучением его звуковой стороны, называется фонетикой. Фонетика как наука изучает «звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой и письменной формой языка».

Звуковая сторона языка включает две группы единиц: сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

Сегментные - это такие фонетические единицы, которые являются кратчайшими отрезками речевого потока. Сегментные означает отрезок. Речевой поток членится на отрезки разной длины. Самыми кратчайшими, далее неделимыми фонетическими единицами - отрезками, сегментами речевого потока являются звуки речи. Они располагаются в потоке речи друг за другом, образуют последовательность, цепь, линию. Поэтому по-другому они называются линейными фонетическими единицами.

Кроме сегментных фонетических единиц, существуют суперсегментные (надсегментные, сверхсегментные) фонетические единицы. К ним относятся ударение и интонация.

Главное их отличие от звуков заключается в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава материальных оболочек слов и предложений. Для ударения сегментом является слово (или фонетическое слово), для интонации - предложение.

Звуковая сторона языка - очень сложное явление. Поэтому к ней можно подойти с различных точек зрения. Различают общую и частную фонетику.

Общая фонетика занимается изучением природы звука речи как единства физиолого-акустического и лингвистического аспектов, исследованием общих условий образования звуков речи и их акустических коррелятов, изучением общих закономерностей образования слога, общей теории ударения и интонации, изучением общих закономерностей развития фонетической системы (звуковые законы), общей теории графики и орфографии. Общая фонетика основывается на фактах многих языков.

Звуковая сторона конкретного языка изучается частной фонетикой. Например, фонетика русского языка является частной фонетикой.

Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка статически, вне развития. В этом случае мы имеем фонетику синхроническую или описательную. Например, нашим предметом является фонетика современного русского языка. Значит, эта фонетика синхроническая, описательная, она будет затрагивать вопросы звуковой стороны русского языка нашего времени, поэтому и называется фонетикой современного русского языка. Можно изучать звуковую сторону русского языка какого-то другого периода, скажем, древнерусского. Но и здесь факты языка рассматриваются статически, т.е. в застывшем виде, какими они были в тот период.

Звуковая сторона языка может изучаться диахронически или исторически, т.е. в развитии. Как единицы фонетики русского языка изменялись из периода в период, какие были звуки, что с ними стало, какие остались, какие изменились в другие звуки или совпали с другими звуками, какие вообще исчезли и т.п.? Например, в древнерусском языке были гласные [ъ] и [ь], со временем они в слабых позициях (напр., в конце слова) исчезли, а в сильных позициях перешли в другие звуки: сънъ = сон, дьнь = день (в древнерусск. языке [ъ] являлся гласным звуком непереднего ряда, в сильной позиции - под ударением он перешел в гласный [о], в слабой позиции - в конце слова исчез; [ь] являлся гласным звуком переднего ряда, в сильной позиции - под ударением он перешел в гласный [е], в слабой позиции - в конце слова исчез. Буква ь в конце слова день в современном русском языке является показателем мягкости предшествующего согласного [н"]).

Иногда бывает полезным для объяснения фонетических особенностей современного состояния русского языка пользоваться фактами исторической фонетики. Напр., почему сом -сома (род.пад.), а сон - сна (род.пад.), почему от сущ. стена образуется прилагательное стен-н-ой, а от сущ. смех образуется прилагательное смеш - н - ой и т. д.? Ответить на эти вопросы можно, только используя факты исторической фонетики. Например, в древнерусском языке слово сънъ в форме род.пад. съна в корне имел редуцированный гласный непереднего ряда [ ъ] , который в этом случае оказывался в слабой позиции (перед слогом с сильным гласным [а]) и выпадал; то же самое проис ходило с редуцированным гласным переднего ряда [ь], который в род. пад. слова дьнь, т.е. в форме дьня, оказавшись в слабой позиции (перед слогом с сильным гласным [а]), выпадал: сънъ [сон] - съна [сна]; дьнь [д"ен"] - дьня [д"н"а]. В современном русском языке эти гласные называются «беглыми гласными». Что касается прилагательного смешной, в котором на месте [х] появляется [ш], то такое изменение [х] в [ш] объясняется тем, что в древнерусском языке при образовании прилагательного смешной использовался суффикс -ьн- с начальным редуцированным гласным переднего ряда [ь]. Перед этим гласным все согласные смягчались, кроме заднеязычных [к,г,х], которые в этом положении переходили в мягкие шипящие [ч", ж", ш"]: рука - рук-ьн-ой - руч-ьн-ой - руч-н-ой; другъ - друг-ьн-ый - друж-ьн-ый - друж-н-ый; смехъ смех-ьн-ой - смеш-ьн-ой - смеш-н-ой. Как видно, только после изменения [к - ч], [г - ж], [х - ш], которое имело место перед гласным переднего ряда [ь], сам гласный [ь] выпал, и заднеязычные согласные оказались перед согласным [н].

Для глубокого объяснения фактов какого-то языка нередко обращаются к материалу других языков, в том числе родственных. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков.

Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами

Какое место занимает фонетика среди других языковедческих дисциплин, изучающих другие разделы, уровни языка, как связана фонетика с лексикой, морфологией и синтаксисом?

Фонетика занимает среди других лингвистических дисциплин особое место. Лексикология, морфология и синтаксис, изучающие различные языковые категории и средства их выражения, имеют дело со смысловой стороной языка. Фонетика - это звуковая форма, в которой представлена грамматическая система языка, т.е. морфологические формы слов в их звуковом оформлении и фразы - во всем разнообразии их мелодического рисунка, с их фразовыми ударениями и т.д. Так, одним из средств выражения грамматических форм в русском языке является фонетика. Сюда входит различное звучание аффиксов (напр., вода - воды), чередование звуков (напр., чередование о/а: докончил - доканчивал), подвижное ударение (напр., руки с ударением на первом слоге и руки с ударением на втором слоге), мелодика (напр., повествовательная и вопросительная) во фразах, различающихся в определенных случаях только движением тона (напр., Ты пойдешь домой. Ты пойдешь домой?). В синтаксисе при характеристике типов предложения по цели высказывания обязательно учитывается интонация. Таким образом, поскольку наша речь всегда является звучащей речью, отношения между фонетикой и грамматикой обнаруживаются в связи между звуковой формой речи и ее грамматическим выражением.

Такова же связь между фонетикой и словарным составом языка, т. е. лексикой. Благодаря наличию тех или иных звуков, входящих в состав слова и составляющих его звуковой облик (напр., стол - стул, стал - стыл), благодаря разноместности ударения (замок - замок) опознается значение данного слова.

Таким образом, звуковой облик слова является той формой, в которую облечено его содержание. Как видно, связь фонетики со словарем сказывается прежде всего в том, что слово немыслимо вне его звукового облика. Поэтому различение слов осуществляется, как правило, через различие их звукового облика.

Правила фонетической транскрипции

Система письма неточно передает звучащую речь: один и тот же звук часто передается на письме разными буквами, а разные звуки могут обозначаться одной буквой. Так, в словах дуб и суп последний согласный звук одинаковый — [п], а пишутся разные буквы — б и п. В слове пир первый согласный звук — мягкий [п"], а пишется та же буква п, что и в слове пыл, в начале которого — твердый звук [п]. Чтобы более точно записывать звучащую речь, наука о языке выработала принципы так называемой фонетической транскрипции.

Фонетической транскрипцией называется система записи звучащей речи — слов или целых фраз — с использованием букв и особых условных обозначений. Транскрипция была придумана задолго до изобретения граммофонной и магнитофонной записи, которая позволяет абсолютно точно фиксировать звучание; благодаря удобству и практической доступности транскрипция широко используется и в научном описании звучащей речи, и в практике преподавания русского языка.

Для школьного преподавания русской фонетики обычно пользуются несколько упрощенной фонетической транскрипцией, которая отражает только основные признаки звуков русской речи. При транскрибировании слов и целых выражений нужно соблюдать ряд правил.

Показателем фонетической транскрипции являются квадратные скобки . В такие скобки заключается транскрибируемый текст или отдельное слово, звук.

  1. Каждому звуку языка в транскрипции соответствует только один транскрипционный знак — буква или специально введенное графическое обозначение звука либо фонетического признака звука.
  2. При транскрибировании используются все буквы русского алфавита, кроме гласных букв е, ё, ю, я и согласных букв щ (обозначает долгий мягкий звук [ш’:], например, щука [ш’:укъ]) и й.

Буква й иногда используется в школьном преподавании фонетики для обозначения особого согласного звука «йот», корый слышится в таких словах, как я [йа], юг [йук], моя [майа], пою [пайу], поёт [пайот], мой [мой], лей [л"эй] и др. Однако чаще всего в транскрипции для обозначения разновидностей этого звука используется латинская буква j («йот»): [ ja ], [ najy ], а также специальные транскрипционные знаки [и] или [ i ], которыми обозначается ослабленный вариант звука «йот» — звук «[и] неслоговой», например в конце слов: [май], [аткрои].

  1. Буквами ъ («ерь») и ъ («ер») в транскрипции обозначаются особые краткие (редуцированные) гласные звуки: [ь] — редуцированный гласный переднего образования, похожий на краткий звук [и], а [ъ] — редуцированный гласный непереднего образования, очень краткий звук, представляющий собой нечто среднее между звуками [а], [э] и [ы].
  2. Для обозначения гласного звука, который произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными [а] и [о], используется условное обозначение [ Λ ].
  3. В транскрипции используются только строчные буквы (даже при записи произношения личных имен и первого слова фразы): [иван] Иван; [ ja к-вам п"ишу] Я к вам пишу... (П.).
  4. Специальными транскрипционными значками являются:

а) ["] — знак словесного ударения, который ставится над ударным гласным звуком в слове ;

б) [’] (апостроф) — показатель мягкости согласного звука:
[п’ат’] пять;

в ) [:] — знак для обозначения долготы звука: [ан:у] Анну
(В. п.); [иш:"у] ищу; рэж:"у] езжу; другой способ обозначения
долготы звука — черта над соответствующей буквой
;

г) [-] (дефис) — показатель слитности грамматических слов
в рамках одного фонетического слова: [у-вас] у вас; [читал-бы]
читал бы;

Д) [|] — показатель границы между синтагмами в рамках фразы (короткая пауза); [ ׀׀ ]– показатель границы между фразами (длительная пауза ) .

6. Фонетические слова отделяются в транскрипции пробелами, знаки препинания не ставятся, ср.: [што ja магу иш": o
сказат"] Что я могу еще сказать? (П.).

Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение.

Любая лингвистическая (т.е. языковая) единица семантического уровня (напр., морфема, слово, предложение) имеет определенную материальную оболочку, определенное звучание. Благодаря постоянной связи звучания и значения языковая единица всякий раз опознается носителями языка именно как данная, а не какая-то другая единица.

Материальная оболочка морфем, слов, предложений создается из звуковых единиц. Система звуковых единиц языка образует его звуковую сторону.

Звуковая сторона языка является «природной материей» языка, языка слов. Поэтому изучение языка - его грамматического строя и словарного состава - само по себе уже предполагает изучение его фонетической системы. Фонетические единицы существуют не сами по себе и не сами для себя, а для обслуживания лексики и морфологии. Поэтому необходимо изучить функционирование фонем в составе словоформ данного языка, ибо без этого нельзя правильно оценить роль фонетических единиц и их противопоставленности в языке как средства коммуникации.

Фонетика - учение о звуковой стороне языка. Значение фонетики как научной дисциплины определяется прежде всего тем, какое значение имеет в языке его звуковая сторона.

Фонетика полезна во многих практических делах, но не менее важно ее теоретическое значение: она учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще, понятны на уровне фонетики, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики. Проверить новую теорию, испытать правильность новых лингвистических взглядов удобно на материале фонетики.

Звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет (и обычно слушает больше, чем читает). Сначала человек учится говорить и только потом - писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков устной и от них зависят.

Фонетика имеет большое практическое значение и используется в самых разнообразных областях.

  1. Прежде всего она служит основой для методики преподавания чтения и письма. Рациональное обучение грамоте возможно только при четком понимании различия между звуковой и письменной формой языка и при учете сложных связей, существующих между этими двумя формами языка.
  2. Потребности образования, публичной речи, радио ставят на очередь вопрос об установлении орфоэпических норм, что также является одной из важнейших практических задач фонетики.
  3. Необходимость создания письменности для бесписьменных народов, а также постоянного совершенствования орфографии старописьменных языков определяет практическое значение фонетики и в этом направлении.
  4. На фонетике базируется также логопедия, занимающаяся исправлением недостатков произношения, которые невозможны без ясного представления о механизме произношения и о языковой функции произносимого. Только учитывая эту функцию, можно отличить существенное от несущественного и найти правильный путь к устранению того или иного недостатка речи.
  5. На фонетической основе строится и обучение глухонемых - сурдопедагогика.
  6. Само собой очевидно значение фонетики для постановки произношения, для обучения выразительному чтению и т. д. Обучение может быть рациональным только тогда, когда преподаватель отдаст себе ясный отчет в том, каковы особенности произношения данного отдельного звука, слова, предложения.
  7. В процессе изучения фонетики:

а) закладываются основы научного понимания звуковой
стороны языка в отличие от графической;

б) выясняется система русской графики, т.е. система соотношений между буквами русского алфавита и звуками русского языка;

в) вырабатывается сознательное отношение к орфографии;

г) приводятся в систему и осмысливаются в свете фонетических закономерностей отдельные разрозненные сведения
по языку;

д) многие сведения современного русского языка получают историческое освещение;

е) расширяется лексический уровень знания языка и
обостряется языковое чутье.

Закономерности слияния звуков, звукосочетания - это все то, что изучает фонетика. Эта наука является разделом одной большой дисциплины - лингвистики, которая исследует язык как таковой.

Основы фонетики

Чтобы было понятнее, что изучает фонетика, достаточно представить себе устройство любого языка. Внутри него есть важная связь между внутренней, устной и письменной речью. Фонетика - это та самая наука, которая исследует эти конструкции. Важными дисциплинами для нее являются орфоэпия (правила произношения) и графика (письменность).

Если сложить в единую картинку букву (знак) и ее звук, то получится важный инструмент человеческой речи. Это именно то, что изучает фонетика. Кроме того, она исследует еще и материальную сторону произношения, то есть те инструменты, которыми пользуется человек в своей речи. Это так называемый произносительный аппарат - совокупность органов, необходимых для артикуляции. Специалисты по фонетике рассматривают акустические характеристики звуков, без которых невозможно нормальное общение.

Появление фонетики

Чтобы понять, что изучает фонетика, также необходимо обратиться к истории этой науки. Первые исследования, посвященные звуковому строю языка, появились в среде древнегреческих философов. Устройством речи интересовались Платон, Гераклит, Аристотель и Демокрит. Так в VII веке до н. э. появилась грамматика, а вместе с ней -фонетический анализ и разделение звуков на согласные и гласные. Это были только предпосылки зарождения современной науки.

В эпоху Просвещения европейские ученые впервые задались вопросом о природе образования звуков. Основоположником акустической теории воспроизведения гласных стал немецкий врач Христиан Кратценштейн. То, что именно медики стали пионерами фонетики, на самом деле неудивительно. Их исследования речи носили физиологический характер. В частности врачей интересовала природа глухонемоты.

В XIX веке фонетика изучала уже все мировые языки. Ученые разработали сравнительно-исторический Он заключался в сопоставлении разных языков по отношению друг к другу. Благодаря такому удалось доказать то, что разные наречия имели общие корни. Появились классификации языков по большим группам и семьям. Они основывались на сходствах не только в фонетике, но и в грамматике, лексике и т. д.

Фонетика русского языка

Так для чего нужно изучать фонетику? История ее развития показывает, что без этой дисциплины сложно понимать природу Например, фонетика русской речи впервые была исследована Михаилом Ломоносовым.

Он был универсальным ученым и больше специализировался на естественной науке. Однако русский язык всегда интересовал Ломоносова именно с точки зрения публичных выступлений. Ученый был известным ритором. В 1755 году он написал «Российскую грамматику», в которой были исследованы фонетические основы отечественного языка. В частности автор объяснил произношение звуков и их природу. В своем исследовании он пользовался новейшими на тот момент теориями европейской лингвистической науки.

Международный фонетический алфавит

В XVIII веке ученые Старого Света познакомились с санскритом. Это один из индийских языков. Его примечательность в том, что это наречие является одним из самых древнейших из ныне существующих в человеческой цивилизации. Санскрит имел индоевропейские корни. Это привлекло внимание западных исследователей.

Вскоре с помощью фонетических изысканий они определили, что у индийских и европейских языков есть далекий общий язык. Так появилась универсальная фонетика. Исследователи поставили перед собой задачу: создать единый алфавит, в котором бы были запечатлены звуки всех мировых языков. Международная система записи транскрипции появилась в конце XIX века. Она существует и дополняется и сегодня. С ее помощью легко сопоставлять самые далекие друг от друга и непохожие языки.

Разделы фонетики

Единая фонетическая наука делится на несколько разделов. Все они изучают свой аспект языка. Например, общая фонетика исследует закономерности, которые присутствуют в наречиях всех народов мира. Подобные изыскания позволяют находить их общие точки отсчета и корни.

Описательная фонетика фиксирует современное состояние каждого языка. Объектом ее изучения является звуковой строй. Историческая фонетика необходима для прослеживания развития и «взросления» определенного языка.

Орфоэпия

Из фонетики выделилась наука более узкая дисциплина. Что изучает фонетика и орфоэпия? Ученые, специализирующиеся на науках, исследуют произношение слов. Но если фонетика посвящена всем аспектам звуковой природы речи, то орфоэпия необходима для того, чтобы определить правильный способ воспроизведения слов и т. д.

Подобные исследования начались как исторические. Язык является в своем роде живым организмом. Он развивается вместе с народом. С каждым новым поколением язык избавляется от ненужных элементов, в том числе и в произношении. Так архаизмы забываются и заменяются новыми нормами. Это именно то, что изучает фонетика, графика, орфоэпия.

Орфоэпические нормы

Нормы произношения в каждом языке устанавливались по-разному. Например, унификация русского языка произошла после Октябрьской революции. Появились не только новые но и грамматика. Весь XX век отечественные лингвисты тщательно изучали пережитки, которые остались в прошлом.

Язык в Российской империи был очень неоднородным. Орфоэпические стандарты в каждом регионе отличались друг от друга. Это было обусловлено большим количеством диалектов. Даже в Москве существовал свой собственный говор. До революции его считали нормой русского языка, однако через несколько поколений он бесповоротно изменился под влиянием времени.

Орфоэпия изучает такие понятия как интонация и ударение. Чем больше носителей языка, то больше вероятность, что у отдельной группы будут собственные фонетические нормы. Они отличаются от литературного стандарта собственной вариацией образования грамматических фонем. Такие уникальные явления собираются и систематизируются учеными, после чего попадают в специальные орфоэпические словари.

Графика

Другой важной для фонетики дисциплиной является графика. Ее также называют письменностью. С помощью установленной знаковой системы фиксируются данные, которые человек хочет передать с помощью языка. Сперва человечество общалось только посредством устной речи, но у нее было множество недостатков. Главным из них была невозможность зафиксировать собственные мысли так, чтобы они могли сохраниться на каком-нибудь физическом носителе (например, бумаге). Появление письменности изменило эту ситуацию.

Графика исследует все аспекты этой сложной знаковой системы. Что изучает наука фонетика вместе с этой близкой к ней дисциплиной? Сочетание букв и звуков позволило человечеству создать единую систему языка, с помощью которого оно общается. Взаимосвязь двух важных ее частей (орфоэпии и графики) у каждого народа своя. Лингвисты изучают их. Для понимания природы языка нет ничего более важного, чем фонетика и графика. Что изучает специалист с точки зрения двух этих систем? Их смысловыми единицами являются буквы и звуки. Именно они - главные объекты изучения лингвистических наук.