Раздел который изучает словарный состав слова. Лингвистика как наука о языке

Петр I Великий (30.05.1672г. – 28.01.1725г.) – первый Император Всероссийский, один из выдающихся российских государственных деятелей, в историю вошедший как человек передовых взглядов, проводивший активную реформаторскую деятельность в российском государстве и расширивший территории государства в Прибалтийском регионе.

Родился Петр 1 30.05.1672г. Отец его – царь Алексей Михайлович имел весьма многочисленное потомство: Петр был его четырнадцатым ребенком. У своей матери – царицы Натальи Нарышкиной Петр был первенцем. Пробыв с царицей год, Петр отдан был на воспитание нянькам. Когда мальчику было четыре, отец его умер, а опекуном царевича был назначен его сводный брат Федор Алексеевич, ставший новым царем. Образование Петр первый получил слабое, поэтому писал всю жизнь с ошибками. Однако недостатки своего базового образования Петр Великий впоследствии сумел компенсировать богатыми практическими занятиями.

Весной 1682 года после шести лет своего правления царь Федор Алексеевич скончался. В Москве произошло восстание стрельцов и малолетний Петр вместе с братом Иваном были возведены на престол, а правительницей названа была старшая сестра их царевна Софья Алексеевна. Петр мало времени проводил в Москве, проживая с матерью в селах Измайлове и Преображенском. Энергичный и подвижный, не получавший церковного либо светского систематического образования, все время свое он проводил в активных играх со сверстниками. Впоследствии ему позволено было создать «потешные полки», с которыми мальчик разыгрывал маневры и сражения. Летом 1969 года, узнав, что Софья готовит стрелецкий бунт, Петр совершил побег в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли к нему верные полки, а также часть двора. Софья отстранена была от власти, а затем заточена в Новодевичий монастырь.

Петр 1 передоверил поначалу управление страной дяде своему Л.К.Нарышкину и матери, по-прежнему мало бывая в Москве. В 1689 он женился по настоянию своей матери на Евдокии Лопухиной. В 1695 Петр 1 предпринял первый свой военный поход на крепость Азов, окончившийся неудачей. Спешно построив в Воронеже флот, царь организовал второй поход на Азов, принесший ему первую победу, укрепившую его авторитет. В 1697 царь отправился за границу, где обучался корабельному делу, трудясь на верфях и знакомясь с техническими достижениями европейских стран, образом их жизни и политическим устройством. Там же сложилась, главным образом, политическая программа Петра I, целью которой стало создание полицейского регулярного государства. Себя Петр I считал первым слугой своего отечества, долгом которого было собственным примером учить подданных.

Петровские реформы начались с приказа сбрить бороды всем, за исключением духовенства и крестьян, а также с введения иностранного платья. В 1699 была произведена также реформа календаря. Юноши из знатных семей по приказу царя отправлены были для обучения за границу, чтобы у государства появились собственные квалифицированные кадры. В 1701 году в Москве создана была Навигационная школа.

В 1700 году Россия, пытаясь закрепиться на Балтике, потерпела поражение под Нарвой. Петр I понял, что причина этой неудачи крылась в отсталости русской армии, и приступил к созданию регулярных полков, введя в 1705 году рекрутскую повинность. Начали строиться оружейные и металлургические заводы, которые поставляли для армии стрелковое оружие и пушки. Русская армия начала одерживать над противником первые победы, захватив значительную часть Прибалтики. В 1703 Петром I основан был Санкт-Петербург. В 1708 году Россия разделена была на губернии. С создания в 1711 году Правительствующего сената Петр 1 начал проведение реформы управления и создание новых органов власти. В 1718 году началось проведение податной реформы. После окончания Северной войны Россия провозглашена была в 1721 году империей, а Петр 1 удостоен был Сенатом титулов «Отец отечества» и «Великий».

Петр первый, осознавая техническую отсталость России, способствовал всячески развитию отечественной промышленности, а также торговли. Также он осуществил множество преобразований в культуре. При нем появляться стали светские учебные заведения, была основана первая русская газета. В 1724 основана была Академия наук.

Первая жена Петра первого, оказавшись замешанной в стрелецком бунте, сослана была в монастырь. В 1712 он венчался с Екатериной Алексеевной, которую в 1724 Петр короновал как соправильницу и императрицу.

Умер Петр I 28.01.1725г. от воспаления легких.

Основные достижения Петра I

  • Петр Великий вошел в историю Российского государства как царь-преобразователь. Россия в результате петровских реформ смогла стать полноценной участницей международных отношений и начала проводить активную внешнюю политику. Петр 1 укрепил авторитет Российского государства в мире. Также при нем заложены были основы русской национальной культуры. Созданная им система управления, а также административно-территориального деления государства сохранялась длительное время. Одновременно с этим основным инструментом проведения петровских реформ было насилие. Реформы эти не смогли избавить государство от ранее сложившейся системы социальных отношений, которая воплощена была в крепостничестве, они, напротив, лишь укрепили институты крепостничества, в чем состояло основное противоречие петровских реформ.

Важные даты биографии Петра I

  • 30.05.1672 — у царя Алексея Михайловича родился мальчик, которого назвали Петром.
  • 1676 – умер Алексей Михайлович, царем стал Федор Алексеевич, брат Петра 1.
  • 1682 – умер царь Федор III. Восстание стрельцов в Москве. Ивана и Петра избрали царями, а царевну Софью провозгласили правительницей.
  • 1689 – Петр женился на Евдокии Лопухиной. Низложение правительницы Софьи.
  • 1695 – Первый Азовский поход Петра.
  • 1696 – после смерти Ивана Y Петр 1 стал единственным царем Руси.
  • 1696 – второй Азовский поход Петра.
  • 1697 – отъезд царя в Западную Европу.
  • 1698 – возвращение Петра 1 в Россию. Ссылка Евдокии Лопухиной в монастырь.
  • 1699 – введение нового летоисчисления.
  • 1700 – начало Северной войны.
  • 1701 – организация Навигационной школы.
  • 1703 – первая морская победа Петра.
  • 1703 – основание Санкт-Петербурга.
  • 1709 – разгром шведов под Полтавой.
  • 1711 – учреждение Сената.
  • 1712 – брак Петра 1 с Екатериной Алексеевной.
  • 1714 – указ о единонаследии.
  • 1715 – основание в Петербурге Морской академии.
  • 1716-1717 – второе путешествие Петра первого за границу.
  • 1721 – учреждение Синода. Сенат присвоил Петру 1 титул Великого, Отца Отечества, а также императора.
  • 1722 – реформа Сената.
  • 1722-1723 – Каспийский поход Петра, после которое к России присоединено было южное и западное Каспийское побережье.
  • 1724 – учреждение Академии Наук. Коронование императрицей Екатерины Алексеевны.
  • 1725 – смерть Петра I.

Интересные факты из жизни Петра Первого

  • Петр первый веселость, практическую сноровку и кажущуюся прямоту сочетал в своем характере со стихийными порывами в проявлении и ласки, и гнева, а порой и с необузданной жестокостью.
  • Совладать с царем в его гневных приступах могла лишь его жена Екатерина Алексеевна, которая лаской умела успокоить периодически возникающие у Петра приступы сильнейшей головной боли. Звук ее голоса успокаивал царя, Екатерина укладывала голову мужа, лаская, себе на грудь, и Петр 1 засыпал. Екатерина часами сидела неподвижно, после чего Петр первый просыпался абсолютно бодрым и свежим.



Как отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова? Однокоренные слова: лексическое значение разное, в ряду слов прибавляется либо приставка, либо суффикс. Однокоренные слова: лексическое значение разное, в ряду слов прибавляется либо приставка, либо суффикс. Лес лес – н - ой лес – ник об – лес – и – ть. Формы одного и того же слова: лексическое значение одинаковое, изменяется только окончание. Водян – ой водян – ого водян – ому.


Способы образования слов: 1. Морфемные способы образования. Морфемные способы образования. Морфемные способы образования. 2. Сложение основ с помощью соединительных гласных. Сложение основ с помощью соединительных гласных. Сложение основ с помощью соединительных гласных. 3. Сложение слов. Сложение слов. Сложение слов. 4. Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. 5. Сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова.




Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. 1. Заводская столовая (что?сущ.) столовая (какая? прил.)комната. 2. Разговаривал веснушчатый (кто? сущ.) веснушчатый (какой? прил.) боец. В данном случае прилагательное переходит в существительное.


Сложносокращённые слова – это сложные слова, состоящие из сокращённых основ других слов. Сложносокращённые слова – это сложные слова, состоящие из сокращённых основ других слов. 1. Берутся части слов: Рыбхоз рыб(оводное) хоз(яйство). 2. Берутся начальные буквы: МГУ – Московский Государственный университет. произносим: эм – гэ – у. 3. Берутся начальные звуки: СМУ – строительное монтажное управление СМУ – строительное монтажное управление произносим: с – м – у.


При словообразовательном разборе слова мы можем построить 1. Словообразовательную пару: Вы - ход ход – и- ть (Слово выход образовано от слова ходить с помощью приставочного и бессуффиксального способа образования слов) 2. Словообразовательную цепочку: У – лет – учи – ть – ся у-лет –учи-ть лет-уч-ий лет-е-ть. 3. Словообразовательное гнездо: лес-н-ой лес-ник лес-ок лес-очек Лес об-лес-и-ть об-лес-и-ть лес-хоз лес-хоз



  • раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

  • Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. Словообразование нужно отличать от формообразования слов (сравните: бумага бумажник; бумага, бумаги ).


Слова состоят из морфем.

  • Слова состоят из морфем.

  • Морфемой называется наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления данного слова с другими, содержащими аналогичные значимые части. В отличие от слова морфема не имеет самостоятельного существования.

  • Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется


Слово состоит из основы и окончания .

  • Слово состоит из основы и окончания .

  • В основу входят:



  • – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить окончание, надо


Окончание выражает разные грамматические значения :

  • Окончание выражает разные грамматические значения :

  • у существительных, числительных и личных местоимений – падеж и число ;

  • у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род ;

  • у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число , а в прошедшем и будущем времени – род и число .



водный водянистый однокоренными не являются водный ) или два корня (водонос, ).

    это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (водный – подводный – водяной – водник – водянистый ). Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными . Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни (гора – гористый – горный – гореть ). Слова с подобными корнями однокоренными не являются . В слове может быть один корень (водный ) или два корня (водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище ).


аффиксы .

  • Помимо корня (корневой морфемы), в структуре слов содержатся аффиксальные морфемы, или аффиксы .

  • К аффиксам относятся все служебные морфемы слова:

  • префиксальные (приставки, или префиксы),

  • суффиксальные (суффиксы),

  • интерфиксальные(интерфиксы),

  • постфиксальные (постфиксы)

  • флексийные (флексии, или окончания).


автор – со автор , вне – из вне делать – с делать ).

  • – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и используется как для образования других слов (автор – со автор , вне – из вне ), так и для образования некоторых форм одного и того же слова (делать – с делать ).

  • Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, пере- и др.). Иноязычных приставок немного (анти-, архи-, интер-, дез-, экс- и др.).


летчик , грузин , писатель, трагик ен и, почитать – почитыва

  • это значимая часть слова, которая находится после корня или другого суффикса и обычно служит для образования слов (летчик , грузин , писатель, трагик ). Суффиксы могут служить для образования форм слов (знамя – знамен и, почитать – почитыва ть). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи

  • (-ак-, -лец-, -иц- характерны для имен существительных; -енн-, -ш-, -вш- – для причастий; -ну-, -ыва-, -ева- – для глаголов).


  • – это значимая часть слова, находящаяся после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова

  • (белеть – белеться , катать – кататься ; катался, каталась , вернувшийся, вернусь, улыбаясь ).


  • это служебная морфема, находящаяся между двумя основами в структуре сложного слова и необходимая для соединения этих основ в одну целостную основу данного слова (голов-о-кружение, земл-е-трясение, пят-и-летний).

  • Интерфиксы используются лишь для образования новых слов, формообразовательная функция им совершенно не свойственна.


  • Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений, которые для нового слова являются исходными.

  • Различаются следующие характерные способы образования:

  • морфологические

  • неморфологические.


  • Приставочный (префиксальный) способ

  • При этом способе приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово (удача – не удача, бабушка – пра бабушка, ныне – до ныне, моральный – а моральный, читать – вы читать, как – кое -как, где – ни где, худший – наи худший, даль – в даль, даром – не даром, действие - без действие ).


Суффиксальный способ

  • Суффиксальный способ

  • При этом способе к основе исходного слова прибавляется суффикс.

  • Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи (туман – туман-н- ый, туман-н-ость ; белый – бел-изн -а; внук – внучок ; работать – работ-ник ; преподавать – преподава-тель ; храбрый – храбр-ец ).


(суффиксально-префиксальный)

  • Приставочно-суффиксальный способ (суффиксально-префиксальный)

  • При этом способе одновременно к основе исходного слова присоединяются приставка (префикс) и суффикс (по -дорож-ник , при -мор-ск -ий, на -хлеб-ник , под -свеч-ник , под -стакан-ник , об -сахар-и -ть, в -тайн-е , во -втор-ых , не -счаст-н -ый, не -вин-н -ый, под -снеж-ник , на -став-ник ).


Бессуффиксный способ

  • Бессуффиксный способ

  • Способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень, сухой – сушь, синий – синь), либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (переносить – перенос, насыпать – насыпь, просекать – просека, загорать – загар, глубокий – глубь, гладкий – гладь, выходить – выход ).


  • Сложение как способ образования слов

  • Способ заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные (интерфиксы).


Сложение целых слов

  • Сложение целых слов

  • (диван-кровать , город-герой, телефон-автомат, сейчас ).

  • Сложение основ слов с целым словом без соединительных гласных

  • (партбилет, турпоход, полдыни, автозавод, Ленинград, физкультура).

  • Сложение основ с соединительными гласными

  • (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп).


(овоще хранилище, железо бетон, декоративн о-прикладной, ново стройка) .

  • Сложение основы слова и целого слова с помощью соединительных гласных (овоще хранилище, железо бетон, декоративн о-прикладной, ново стройка) .

  • Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

  • (земле дели е, пяти летк а, трехэтажн ый ).

  • Слияние слов

  • (вечнозеленый, труднодоступный, вперёдсмотрящий).


( корреспондент ).

  • Сложение слогов или частей слов (комсомол/Коммунистический Союз Молодёжи, спецкор/специальный корреспондент ).

  • Сложение названий начальных букв

  • (МГУ/Московский государственный университет, ЦК/Центральный Комитет, загс/запись актов гражданского состояния ).


Смешанный способ

  • Смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

  • Слова, образованные способом сложения, называются сложными, аббревиатура, сложносокращенными.

  • Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов (вуз – вузовец, колхоз – колхозный, колхозник ).


, лексико-грамматический ().

  • Переход слов одной части речи в другую , лексико-грамматический (рядовой случай – рядовой из соседней части, первый год – первый ученик, лёжа на песке – читать лёжа вредно, медленным шагом – ехали шагом; ушёл, благодаря хозяйку за обед - благодаря заботливому уходу ).


  • Разбор слова по составу

  • уч-и-тель-ств-о

  • вод-ян-ист-ый

  • по-весен-н-ему

  • что-нибудь


  • 1. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

  • 1) юбиляр, стряпуха, оргвыводы 2) дипломник, кое-куда, медвежий 3) баловство, свежесть, безголосый 4) пароходный, птичий, поддержка

  • 2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

  • 1) внеклассный, побольше, разрыв 2) заморский, пресмешной, разбитый 3) соавтор, вызывающе, изголодаться 4) сверхприбыль, подыскать, навсегда


  • 3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

  • 1) надомник, втроём, мясорубка 2) бесстыдник, нарукавник, неумный 3) подбородок, размечтаться, справа 4) утомление, бескозырка, сослуживец

  • 4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

  • 1) переговоры, дурь, вред 2) зелень, рассада, чертёжник 3) навар, нелегал, размен 4) вход, запрет, порка


  • 5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?

  • 1) местком, небесно-голубой, контригра 2) профсоюз, спецкор, бомж 3) левобережный, морозостойкий, сверхзадача 4) бетономешалка, первомайский, адъютант

  • 6. В каком ряду нет слова, образованного бессуффиксным способом?

  • 1) следователь, дымок, накипь 2) накопитель, бездарь, тупица 3) вновь, пододеяльник, спецназ 4) раздача, россыпь, сенокос


7.

  • 7. В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом?

  • 1) свалка, откуда, подготовка 2) выпускник, надбровье, пощипывать 3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук 4) перевод, небольшой, прикарманить

  • 8. В каком ряду нет слова, образованного приставочно-суффиксальным способом?

  • 1) передача, соразмерный, очернитель 2) загривок, контратака, вдуматься 3) переименование, дисгармония, сбережения 4) надомный, досрочный, разрыдаться


  • 9. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

  • Часто школьники не знают, что изучает тот или иной раздел языкознания. Это затрудняет поиск необходимой информации. В данной статье мы рассмотрим разделы науки о языке и основные понятия, которые они изучают.

    Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

    Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

    Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

    Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.

    Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

    Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

    Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

    Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

    Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая.

    Если Вам необходимо проконсультироваться по какому-либо разделу языкознания, или Вы не можете найти определение изучаемого понятия. в любое время и в любом месте Вы можете обратиться за помощью к онлайн репетитору. Обучение проходит посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.