Размышляющая очерковая проза. I

Слайд 2

Литература 50-80-х годов

  • Слайд 3

    Слайд 4

    Великая Отечественная война

    • заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно
    • нарушила полную самоизоляцию сталинской державы
    • активизировало уничтоженное было христианство

    Надежда на демократизацию и либерализацию

    Слайд 5

    Усиление тоталитаризма

    • изолирование вчерашних военнопленных,
    • депортация в восточные районы ряда обвиненных в «коллективном предательстве» народов,
    • арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны

    «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

    Слайд 6

    «Ждановщина»

    • 14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова.
    • 4 сентября 1946 год. «О безыдейности в кинематографе».
    • Февраль 1948 года. «О декадентских течениях в советской музыке».
    • 1949 год. Борьба с «космополитизмом».
    • 13 января 1953 год. «Раскрытие» «заговора врачей-убийц».

    М.М. Зощенко

    Слайд 7

    «Теория бесконфликтности»

    «В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим».

    «Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» (В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)

    Слайд 8

    Размышляющая очерковая проза

    • 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник.
    • 1953 год. В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе.
    • 1953 год.Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне.
    • 1955 год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору»
  • Слайд 9

    Романы о молодёжи

    • 1953 год. В. Панова «Времена года». Тема «отцов» и «детей». Образ Геннадия Куприянова – тип современного молодого человека, равнодушного, скептичного, ироничного, порожденного социальными условиями. Тема перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьба Степана Борташевича).
    • 1954 год. И. Эренбург «Оттепель». Оттепель общественного (возвращение осужденных, возможность открыто говорить о Западе, не согласие с мнением большинства), и личного (быть честным и на людях, и перед собственной совестью). Проблема выбора между правдой и ложью. Право художника на свободу творчеств и на его независимость от требований идеологии и сиюминутной государственной пользы.

    История «среднего» человека, неповторимая глубина его переживаний, исключительность духовного мира, значительность «единственного» существования

    Слайд 10

    1954 год. Второй Всесоюзный съезд писателей

    «Советский народ хочет видеть в лице своих писателей страстных борцов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество. Наша литература призвана не только отражать новое, но и всемерно помогать его победе».

    Слайд 11

    1956 год. XX съезд КПСС

    Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы

    Слайд 12

    Кинематограф

    В центре человеческая судьба.

    • 1963 год.
    • 1964 год.
    • 1957 год.
    • 1956 год.
    • 1961 год.
  • Слайд 13

    VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

  • Слайд 14

    Театральная жизнь

    • 1956 год. Основан театр «Современник» группой молодых актёров. (Первый спектакль по пьесе Розова «Вечно живые»(пост. О. Ефремов). Свободное творческое объединение группы единомышленников и сумевшее отстоять себя как целостный художественный коллектив.
    • 1962 год. Основан Театр на Таганке (Первый спектакль - пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов). Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, владение актёрами всей палитрой искусств
  • Слайд 15

    «Мнение народа»

    • 1957год. Травля Б. Пастернака.
    • 1963 год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован.
    • 1965 год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявский и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений за рубежом)
    • 1970 год. Нобелевская премия Солженицыну. 1974 год. Лишение советского гражданства.
    • 1970 год. Разгром «Нового мира»

    «Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно.

    Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы

    Слайд 16

    Проза

    • 1956 год. В.Дудинцев. Роман «Не хлебом единым».
    • 1956 год. П. Нилин «Жестокость»
    • 1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове»
    • 2005 год. С. Говорухин
    • 1957 год. Станислав Ростоцкий
  • Слайд 17

    «Деревенщики»

    • 1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями.
    • 1966 год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью.
    • 1952 год. В. Овечкин «Районные будни».
    • 1956 год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти.
    • 1970 год. В. Распутин. «Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти.
  • Слайд 18

    Основные черты поэтики «деревенщиков»:

    • очерковость, исследовательский характер произведений;
    • деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы;
    • лирическая (эмоциональная, субъективная) деталь и социально-бытовая деталь
  • Слайд 19

    • 1946 год. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ.
    • 1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др.
    • 1957 год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др.
    • 1963 год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др.
    • 1969 год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др.

    Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.

    Слайд 20

    «Молодёжная проза»

    "Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться, и всё-всё, всё, что было в жизни и что ещё будет, - всё начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла".

    • 1956 год. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского»
    • 1957 год. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни.
    • 1961 год. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!»
    • 1962 год. Фильм А. Зархи «Мой младший брат»

    Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу 50-60- х годов. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль.

    Слайд 21

    Жанр рассказа

    • Ю.П. Казаков
    • В.М. Шукшин (1929-1974)
  • Слайд 22

    Василий Макарович Шукшин

    Жанры рассказов:

    • рассказ-судьба («Охота жить»)
    • рассказ-характер («Срезал», «Обида», «Чудик»)
    • рассказ-исповедь («Раскас»)
    • рассказ-анекдот
    • «Шукшинский герой» -чудик:

    певучесть, неудачливость, застенчивость, бескорыстие, искренность

    Слайд 23

    «Лагерная проза»

    • 1954-1973 годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ. 1978 год в Лондоне, 1988)
    • 1964-1975 годы. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» (публ. 1978 Франция)
    • 1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962)

    Слайд 24

    «Городская проза»

    • 1969 год. Повесть «Обмен»
    • 1976 год. «Дом на набережной»

    «изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях»

    Слайд 25

    «Бронзовый век»

    Эстрадная лирика:

    • Евтушенко,
    • Вознесенский,
    • Рождественский
    • Ахмадулина
    • Окуджава

    Тихая лирика:

    • Соколов В.
    • Куняев С.
    • Горбовский Г.
    • Рубцов Н.
    • Жигулин А.

    Фронтовая лирика:

    • Наровчатов С.
    • Слуцкий Б.
    • Друнина Ю.
    • Самойлов Д.
    • Левитанский

    Оттепель- период расцвета поэзии в литературе

  • Рощин М.
  • повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия), их житейские хлопоты (острый драматизм)

    Слайд 29

    • 1954 год. «В добрый час!»
    • 1957 год. «В поисках радости»
    • 1957 год. «Вечно живые»

    «Розовские мальчики»

    совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, ищут свою систему координат.

    Лирический пафос пьес – сплав сострадания, юмора, слёз и улыбки, иронии и патетики.

    Слайд 30

    Александр Володин

    • «Пять вечеров» 1966 год. «Старшая сестра»
    • «С любимыми не расставайтесь»

    Герои пьес Володина – интеллигенты: беззащитны, ранимы, предпочитают страдать сами, а не причинять боли близким людям, поэтому они особенно нуждаются в сочувствии и понимании.

    • 1963 год. «Таня»
    • 1964 год. «Мой бедный Марат»

    Слайд 31

    Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)

    • 1967 год. «Старший сын»
    • 1967 год. «Утиная охота»

    Произвёл революцию и в русской драматургии, и в русском театре.

  • Слайд 32

    Театр Вампилова

    Источники:

    Мелодрама 1960-х годов:

    • переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены как «потерянное поколение»

    Театр экзистенциализма:

    • отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА?
    • «пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы)

    Современный городской фольклор:

    • анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства
  • Слайд 33

    Михаил Михайлович Рощин (1933-2010)

    • 1967 год. «Старый Новый год»
    • 1970 год. «Валентин и Валентина» и др.
  • Посмотреть все слайды

    Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов.

    В истории русской литературы, начиная со «Слова о полку Игореве», древних былин, народных сказаний и песен, создания выдающихся поэтов составляют огромное и неповторимое духовное богатство.

    Поистине удивительно многообразие поэтических жанров, художественных стилей, творческих индивидуальностей: Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Некрасов, Баратынский и Фет, Блок и Брюсов, Маяковский и Есенин, Ахматова и Пастернак, Асеев и Заболоцкий, Тихонов и Твардовский.

    Чем объяснить неумирающую ценность подлинных произведений поэтического искусства? Дело в том, что подлинные поэты никогда не отделяли своих чувств и переживаний, дум и помыслов от всего, чем жила их Родина, от тревог, горестей и надежд отчей земли и народа, от духовных устремлений лучших людей своего времени, от вечных вопросов, издавна волновавших человечество.

    Многогранно воздействие поэзии на духовную сферу человеческой личности: через стихи великих поэтов идёт художественное постижение мира и времени, народного бытия и самосознания, открытие глубин человеческого духа.

    «Я знаю силу слов, я знаю слов набат», – писал о действенности стихового слова, о его «могучей музыке», о великой поэзии-труженице Владимир Маяковский.

    Эта тайна силы стиха, рождающего в душе поэта, по-своему запечатлена в строках Александра Блока: «Приближается звук.
    И, покорна щемящему звуку, Молодеет душа».

    Стихи о любви и природе, о жизни и смерти, о вечном обновлении окружающего мира, написанные сотни лет назад, продолжают волновать нас сегодня.

    Вечные темы и мотивы искусства никогда не рождались вне времени и пространства, они неизменно несли на себе отпечаток конкретно-исторических условий жизни, Именно это и придаёт им неповторимость и силу эмоционального воздействия на последующие поколения. Вечное в поэзии не существует вне времени. Об этом – известные строки Бориса Пастернака:

    Не спи, не спи художник,

    Не предавайся сну.

    Ты вечности – заложник

    У времени в плену.

    Опираясь в своём творческом поиске на великие традиции отечественной и моровой классики, советская поэзия 50-х – 80-х годов отмечена вдохновенным новаторством, обусловленным самим временем, эпохой строительства небывалого в истории общества, живым участием в социалистическом созидании, в формировании человека нового времени.

    Перед нами стоит задача не только проследить весь поэтический процесс в истории поэзии периода 50-х – 80-х годов, но и осмыслить то сложное, драматическое время. Художественные изыскания в поэзии этого времени, наиболее перспективные линии развития её жанров и стилей опирались на весь общественно-политический, нравственный и эстетический опыт эпохи, на традиции мировой и отечественной, особенно советской поэтической классики.

    Многонациональная советская поэзия 50-х – 80-х годов – результат исторического опыта всей советской культуры, творческого взаимодействия и взаимообогащения многих литератур народов страны.

    Непосредственное обращение к актуальным и вечным темам поэзии того времени, к существеннейшим для неё проблемам гражданственности и историзма художественного мышления, к вопросам движения поэтических жанров, традиций и новаторства, художественных поисков и открытий позволят сделать обобщения и выводы об основных путях развития и закономерностях поэзии на этапе «развитого социализма» и её воздействия на человека.

    Уже в начале, а особенно во второй половине 50-х годов в поэзии обозначились новые тенденции. Отвечая на запросы времени, поэты стремились отразить то состояние духовного обновления и подъёма, которое переживало общество.

    Именно в это время необычно возрос интерес к творчеству А. Твардовского, В. Лугового, Н. Заболоцкого, Н. Асеева, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Н. Ушакова, К. Ваншенкина, С. Орлова, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, В. Цыбина, Р. Казаковой, Б. Ахмадулиной, Н. Матвеевой и расширился круг её любителей и почитателей. Стихи и поэмы привлекали читателей и критиков.

    «Многообразие тем и актуальных вопросов, почерпнутых из самой жизни, обращение к существенным сторонам духовного мира современного человека, поиск новых художественно-изобразительных средств стиха – всё это было характерно для поэтов, выступавших на рубеже 50 – 60-х годов», – пишет В.А. Зайцев.

    Поэтическое слово активно звучало на вечерах, по радио и телевидению. Стали традицией Дни поэзии.

    Однако главное в этом интересе к стихам определялось не прихотью моды, а высокой и требовательной любовью ко всему подлинно значительному в искусстве. Это обусловило и главные линии развития поэзии.

    Задачи, поставленные жизнью, народом, решениями партии перед искусством, в частности перед поэзией, требовали обращения к тому, что составляло жизненную основу творчества – к современности. Не случайно само это слово в те годы буквально не сходило со страниц газет и журналов.

    Поэтическое открытие современности было задачей поэтов всех поколений. Говоря о сегодняшнем дне, поэты искали его истоки в героическом прошлом. Современность не отделима от истории.

    Среди стихов о героическом прошлом особое место занимали произведения, авторы которых сами были современниками, свидетелями и участниками великих событий.

    «Вспомним свои молодые года!» – призывал Н. Асеев. Заново переживая пламенные дни революции. В его стихах оживало столь дорогое сердцу «Время Ленина», «наш Октябрь – изумительный праздник, всенародной души торжество…».

    М. Светлову сквозь десятилетия виделся «над взбаламученной Невой» стоящий на красногвардейском посту «озябший часовой» – великий и простой человек из легенды.

    К своим ровесникам, матросам первых революционных лет, обращался А. Прокофьев: «Встань, великое время!..», «Всё останься в памяти крылатой!». Его герои оживают в «молодой, бессмертной красоте».

    Способность глубоко раскрыть связь современности и прошлого, выразить непреходящий смысл сегодняшних событий дана не каждому поэту.

    Поэзия, выраженная в форме лирических воспоминаний о революционной молодости и вместе с тем вся обращена к молодому поколению 50-х, призванному продолжать дело отцов.

    Поэтические строки 50-х исполнены пристального внимания к современности, к сегодняшнему дню с его острыми проблемами, противоречиями и конфликтами, с его буднями и героикой.

    «И поспевать, надрываясь до страсти, с болью, с тревогой за нынешним днём» – призывал А. Твардовский.

    Стихи рождались в непосредственной связи с жизнью, поднимающейся новью. Поэты отправлялись на грандиозные стройки, побывали на целине, немало ездили по стране. В стихах 50-х раскрывается, говоря словами М. Горького, «героическая поэзия труда», возникают картины творческой преобразующей деятельности людей, отражение их духовных движений, мыслей, переживаний.

    Несколько месяцев жил и работал на станции «Северный полюс-6» Роберт Рождественский.

    Дальний восток стал местом «поэтического рождения» Р. Казаковой.

    Из поездок по стране, А. Вознесенский привёз свой «Репортаж с открытия ГЭС» и «Стихи из сибирского блокнота».

    Б. Ахмадулина – стихи-зарисовки «Из сибирской тетради».

    А. Твардовский – «Стихи о Сибири»

    Ю. Панкратов – «Казахстанскую тетрадь».

    Поездки по стране давали материал для произведений не только о созидательном труде советского народа, но самое главное – о душевном богатстве нового человека, сложности и многообразии его внутреннего мира.

    Книга стихов Ярослава Смелякова «Разговор о главном» – это непосредственное обращение к современности, к молодёжи, вступающей в жизнь. Сквозным мотивом стихов проходит мысль о родстве поколений. Поэт вглядывается в лица комсомольцев, едущих на далёкую ангарскую стройку и в их облике и душевных свойствах видит черты своих сверстников 30-х годов:

    Не то, чтобы разницы нету, но в самом большом мы сродни, и главные наши приметыу двух поколений одни.

    Живые характеры молодёжи «крепкий сибирский парнишка», юная Галя, с трогательным волнением собирающаяся на свой первый бал в комсомольский клуб. Всех их сближает теплота авторского взгляда и отношения.

    В художественном освоении актуальных жизненных проблем, вставших перед искусством того времени были свои трудности и издержки. Об этом точно высказался А. Твардовский, заостряя внимание на проблеме качества произведений:

    «Литература наша переживает благотворнейший период, когда с особой остротой к ней предъявляются требования идейно-художественного качества, высокого мастерства, совершенства формы».

    Однако при всех трудностях на пути освоения нового в стихах лучших поэтов 50-х годов, можно обнаружить утверждение движущейся современности, красоты человеческого подвига, исторической связи и преемственности поколений. В эти годы глубоко самобытно, творчески ставились важнейшие социальные, нравственные, эстетические проблемы. В них раскрывался сложный, богатый и многообразный духовный мир человека.

    С начала 60-х годов бурно развивается научно-техническая революция, вторгающаяся во все сферы жизни и порождающая немало новых проблем. Возникают споры о научной революции и литературе.

    Прошедшие на рубеже 50 – 60 годов дискуссии о «физиках» и «лириках» убедительно показали, что нет оснований противопоставлять науку и поэзию. Вопрос о месте и назначении литературы, искусства, об их роли в формировании духовного мирра человека стал яснее в ходе этого обсуждения. «… С каждым днём мы всё больше и больше убеждаемся в том, что почти фантастическое развитие техники вызывает не ослабление, а как раз наоборот – повышение интереса к искусству, в том числе и к поэзии» – писал Н. Рыленков в статье «Живые цветы поэзии».

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Великая Отечественная война заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно нарушила полную самоизоляцию сталинской державы активизировало уничтоженное было христианство Надежда на демократизацию и либерализацию

    4 слайд

    Описание слайда:

    Усиление тоталитаризма изолирование вчерашних военнопленных, депортация в восточные районы ряда обвиненных в «коллективном предательстве» народов, арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

    5 слайд

    Описание слайда:

    «Ждановщина» 14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова. 4 сентября 1946 год. «О безыдейности в кинематографе». Февраль 1948 года. «О декадентских течениях в советской музыке». 1949 год. Борьба с «космополитизмом». 13 января 1953 год. «Раскрытие» «заговора врачей-убийц». М.М. Зощенко

    6 слайд

    Описание слайда:

    * «Теория бесконфликтности» «В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим». «Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» (В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)

    7 слайд

    Описание слайда:

    Размышляющая очерковая проза 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник. 1953 год. В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе. 1953 год. Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне. 1955 год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору» «Будни послевоенной деревни»

    8 слайд

    Описание слайда:

    Романы о молодёжи 1953 год. В. Панова «Времена года». Тема «отцов» и «детей». Образ Геннадия Куприянова – тип современного молодого человека, равнодушного, скептичного, ироничного, порожденного социальными условиями. Тема перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьба Степана Борташевича). 1954 год. И. Эренбург «Оттепель». Оттепель общественного (возвращение осужденных, возможность открыто говорить о Западе, не согласие с мнением большинства), и личного (быть честным и на людях, и перед собственной совестью). Проблема выбора между правдой и ложью. Право художника на свободу творчеств и на его независимость от требований идеологии и сиюминутной государственной пользы. История «среднего» человека, неповторимая глубина его переживаний, исключительность духовного мира, значительность «единственного» существования

    9 слайд

    Описание слайда:

    1954 год. Второй Всесоюзный съезд писателей Дискуссии на страницах «Литературной газеты»: Вопрос о характере героя литературы Вопрос о лирике. 1955 год. Выход толстых журналов: «Дружба народов», «Иностранная литература», «Нева». 1956-57 годы - «Молодая гвардия», «Вопросы литературы» и др. «Советский народ хочет видеть в лице своих писателей страстных борцов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество. Наша литература призвана не только отражать новое, но и всемерно помогать его победе».

    10 слайд

    Описание слайда:

    11 слайд

    Описание слайда:

    Кинематограф В центре человеческая судьба. 1963 год. 1964 год 1957 год. 1956 год 1961 год.

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Театральная жизнь 1956 год. Основан театр «Современник» группой молодых актёров. (Первый спектакль по пьесе Розова «Вечно живые»(пост. О. Ефремов). Свободное творческое объединение группы единомышленников и сумевшее отстоять себя как целостный художественный коллектив. 1962 год. Основан Театр на Таганке (Первый спектакль - пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов). Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, владение актёрами всей палитрой искусств

    14 слайд

    Описание слайда:

    «Мнение народа» 1957год. Травля Б. Пастернака. 1963 год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован. 1965 год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявский и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений за рубежом) 1970 год. Нобелевская премия Солженицыну. 1974 год. Лишение советского гражданства. 1970 год. Разгром «Нового мира» «Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно. Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы

    15 слайд

    Описание слайда:

    Проза 1956 год. В.Дудинцев. Роман «Не хлебом единым». 1956 год. П. Нилин «Жестокость» 1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове» 2005 год. С. Говорухин 1957 год. Станислав Ростоцкий

    16 слайд

    Описание слайда:

    1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями. 1966 год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью. Деревенская проза 60-70-х годов 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». 1956 год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти. «Деревенщики» 1970 год. В. Распутин. «Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Основные черты поэтики «деревенщиков»: очерковость, исследовательский характер произведений; деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы; лирическая (эмоциональная, субъективная) деталь и социально-бытовая деталь

    18 слайд

    Описание слайда:

    1946 год. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ. «окопная» правда о войне «Лейтенантская проза» 1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др. 1957 год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др. 1963 год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др. 1969 год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др. Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.

    19 слайд

    Описание слайда:

    «Молодёжная проза» "Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться, и всё-всё, всё, что было в жизни и что ещё будет, - всё начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла". 1956 год. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» 1957 год. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни. 1961 год. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!» 1962 год. Фильм А. Зархи «Мой младший брат» Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу 50-60- х годов. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль.

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    Василий Макарович Шукшин Жанры рассказов: рассказ-судьба («Охота жить») рассказ-характер («Срезал», «Обида», «Чудик») рассказ-исповедь («Раскас») рассказ-анекдот «Шукшинский герой» -чудик: певучесть, неудачливость, застенчивость, бескорыстие, искренность

    22 слайд

    Описание слайда:

    «Лагерная проза» 1954-1973 годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ. 1978 год в Лондоне, 1988) 1964-1975 годы. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» (публ. 1978 Франция) 1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962) Варла́м Ти́хонович Шала́мов (1907- 1982 года) Ю́рий О́сипович Домбро́вский (1909 - 1978) «Эту повесть о-бя-зан про-чи-тать и выучить наизусть - каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» (А.А Ахматова)

    23 слайд

    Описание слайда:

    «Городская проза» 1969 год. Повесть «Обмен» 1976 год. «Дом на набережной» «изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях»

    24 слайд

    Описание слайда:

    «Бронзовый век» Евтушенко, Вознесенский, Рождественский Ахмадулина Окуджава Соколов В. Куняев С. Горбовский Г. Рубцов Н. Жигулин А. Наровчатов С. Слуцкий Б. Друнина Ю. Самойлов Д. Левитанский Эстрадная лирика Тихая лирика Фронтовая лирика Оттепель- период расцвета поэзии в литературе

    25 слайд

    Поэзия 1950­80­х годов. «Громкая» и «тихая» лирика.
    Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и
    временем расцвета. В 1956 году вышел альманах «День поэзии» В одно из сентябрьских
    воскресений по всей стране читались стихи, поэты выступали в клубах и книжных
    магазинах, поднимались на импровизированные сцены площадей и парков. Страна жила
    поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаически серой повседневности не
    существует, что мир прекрасен – если в него всмотреться с доверием и полюбить.
    Стихи Николая Асеева «Зима», «Февраль», «Снегири» и др. – обещали
    возвращение к вечным темам поэзии, а некоторые прямо выражали надежду на новую
    лучшую жизнь («Заря идёт»). Все они войдут в сборник с характерным названием
    «Раздумья» (1955).
    Книги Леонида Мартынова были той негромкой капелью, которой начиналась
    оттепель («Что­то новое в мире», 1954). Слова этого стихотворения «Дело пахнет
    искусством, / Человечеству хочется песен» звучали пророчеством.
    В 1960­е годы возрождается и авангардистская поэзия (И. Бродский, А.
    Вознесенский и др.). Ведущим жанром была лирика – гражданская, любовная, пейзажная и
    т.д.
    «Громкая лирика». В конце 1950­60­х гг. поэтическое эхо гулко раскатилось по
    стране, собирая на вечера поэзии не только залы, но и стадионы слушателей. Поэтов по
    стране было множество, но основными из них были Белла Ахмадулина, Андрей
    Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. «Нас много. Нас может
    быть четверо», – писал в 1962 г. Вознесенский.
    В большой аудитории Государственного политехнического музея в Москве часто
    устраивались встречи с поэтами, проходившие при огромном стечении народа.
    Громче всех звучал голос Евтушенко. Его стихи привлекали энергией,
    доступностью. Любовная лирика подкупала откровенностью, а гражданская

    непривычной остротой. «Над Бабьим яром памятников нет. Седой гранит – как грубое
    надгробье», – так горьким укором начинается стихотворение «Бабий яр».
    В поле зрения Е. Евтушенко весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба
    за мир и путешествие по реке Лене, – весь пёстрый калейдоскоп шумной, суетной жизни
    XX века.
    Он – автор поэтических сборников «Шоссе энтузиастов» (1956), «Нежность (1962),
    «Катер связи» (1966) и др. Слова из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в
    России – больше, чем поэт», – сделались крылатыми.
    В ранней лирике А. Вознесенского менее десятка стихотворений, которые и через
    много лет читаются как стихи, а не как рифмованная публицистика или поэтические
    эксперименты. Среди них «Гойя», «Осень в Сигулде» (Сигулда – курортный город в
    Латвии), «Пожар в архитектурном институте». Прежде всего, Вознесенский – поэт острой
    и напряжённой мысли. Профессиональное знание архитектуры и живописи способствовали
    его интересу к поэтической форме. Отсюда стройная архитектоника его стихотворений,
    точность эпитетов, музыкальность звукописи.
    Вознесенский ратует за высокие духовные ценности, за человека благородного,
    самоотверженного, цельного. Он – автор поэтических сборников «Треугольная груша»
    (1962), «Тень звука» (1970), «Витражных дел мастер» (1976), «Ров» (1987) и др.
    Круг читателей Б. Ахмадулиной был уже, чем у лидеров «эстрадной поэзии» –
    Евтушенко и Вознесенского, но поклонение ещё яростнее. В её стихах ценилась не
    громкость, а интимность, изящество. Она любила придать голосу томность и говорить с
    акцентом, как будто унаследованным от Пушкинской эпохи. «Влечёт меня старинный

    слог,/ Есть обаянье в древней речи», – замечала она. Это особенно впечатляло в авторском
    исполнении.
    Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор,
    лёгкий налёт архаичности, тонкая стилизация – характерные черты поэзии Ахмадулиной.
    Её стихи собраны в книгах «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977),
    «Тайна» (1983) и др.
    «Тихая лирика». «Оттепель» стала сходить на нет. Но поэзия всё настойчивее ищет
    ответы, избегая встреч с официальной идеологией. В критике появляется термин «тихая
    лирика», которая противостояла «эстрадной поэзии» и «поэтическому буму». Но сами
    поэты нередко возражали против причисления их к тем или группам, как, например, один
    из признанных «тихим лириком» Владимир Соколов. Характерной чертой творческой
    индивидуальности поэта является открыто провозглашённая им связь с
    предшественниками – А. Пушкиным, М. Лермонтовым, Н. Некрасовым, А. Фетом. В их
    традиции создаёт Соколов свои лучшие пейзажные стихи, их трепетное отношение к слову,
    тонкий лиризм являются для него высоким образцом.
    Ориентируясь на традиции Фета, В. Соколов редко отзывается на злобу дня прямо.
    Современность присутствует в его стихах подспудно. Поэт обращается к темам, которые
    принято считать вечными, – любовь, верность, природа. Он избегает громогласной
    декларативности и лобовых решений. Богатство душевного мира, тонкость чувств – таковы
    черты его поэзии. Наиболее полное представление о его творчестве может дать книга
    «Четверть века» (1976).
    Поэзия вновь открыла для себя Тютчева, в чьих стихах человек стоит перед лицом
    мироздания, а душа и Вселенная ведут диалог один на один. Николай Рубцов также в
    последние годы не расставался с томиком Тютчева. При жизни поэта были опубликованы
    всего четыре небольших сборника: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит»
    (1969), «Сосен шум» (1970). Уже после трагической смерти поэта выходят сборники
    «Зелёные цветы» (1971), «Последний пароход» (1973), «Избранная лирика». (1974).
    Уже первые сборники позволили критике закрепить место Н. Рубцова в ряду
    «деревенской» литературы. Размышляя над тем, «деревенский» ли поэт Н. Рубцов, критик
    и литературовед Вадим Кожинов справедливо отметил: «Деревня стала необходимой... не
    сама по себе, не как поэтическая тема, но... как своеобразная мера всего, как исток всей
    жизни Родины». Можно говорить, что такой мерой, центром, «осью» поэтического мира Н.
    Рубцова становится не советская деревня как таковая, а традиционный национальный мир
    со своими вековечными законами жизни. В отличие от космоса, малый природный мир
    познаваем не только через ощущения, но и через его философское осмысление. В
    стихотворении «Взглянул на кустик...» природа подсказывает герою универсальный закон
    земного бытия, который он переносит на социальную жизнь человека: гармония человека с
    миром возможна только тогда, когда личность определяет своё место в бытии, не
    устремляясь за ложными социальными ценностями: «Тянулись к солнцу – вот и
    обожглись».
    В дальнейшем время заставило отказаться от этой искусственной классификации
    («громкая» – «тихая» поэзия), основанной на упрощённом понимании творческой манеры
    многих поэтов.

    Темы устных выступлений

    1. "Война – жесточе нету слова…" (А. Твардовский). Военная тема в лирике.

    2. "Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!" (Д. Самойлов). Судьба поколения военных лет в русской прозе второй половины XX века.

    3. Осмысление темы войны в русской литературе послевоенных лет.

    4. Изображение батальных сцен в военной прозе.

    Бочаров А. Г. Человек и война. – М., 1978.

    Живая память поколений. – М., 1965.

    Наровчатов С. С . Атлантида всегда с тобой. – М., 1972.

    "Слово, пришедшее из боя". – Л., 1980.

    Строка, оборванная пулей. – М., 1976.

    Топер П. Ради жизни на земле: Литература и война. – М., 1975.

    Литература второй половины XX-начала XXI века

    Литературный процесс 1950-х – начала 2000-х годов

    Русская литература 50-80-х годов

    Сложный период развития русской литературы

    50-80-е годы – многогранный и достаточно сложный период развития отечественной словесности, которую принято было называть советской литературой. Литература этих лет в большинстве своем была жестко унифицированной, подцензурной. Творчество художников слова направлялось по единому руслу – методу социалистического реализма и определялось решениями коммунистической партии и требованиями партийных документов. Узко регламентированный подход к воссозданию действительности средствами художественного слова резко ограничивал творческие возможности писателей, которые зачастую не могли преодолеть цензурные запреты, долго ожидали публикации своих произведений, а порой пополняли ряды писателей-диссидентов. Строгая однолинейность литературного процесса на некоторое время была прервана коротким периодом "оттепели", насту пившим после XX съезда партии, когда возникла иллюзия, что свободная мысль в искусстве, наконец, восторжествует. Но после этого "вегетарианские времена", по выражению А. А. Ахматовой, вновь уступили место партийно-бюрократическому диктату, когда художник рассматривался как слуга государства, перед которым ставилась задача формирования "нового человека".

    Несмотря на существовавшие препоны было создано много интересных произведений в прозе, лирике, драматургии. Немалый вклад в литературу этих лет внесли писатели старшего поколения Л. М. Леонов, М. М. Пришвин, А. Т. Твардовский, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, В. А. Луговской. В большую литературу входят такие писатели, как Ф. А. Абрамов, А. И. Солженицын, В. М. Шукшин, В. Т. Шаламов, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, Ю. В. Трифонов, Ф. А. Искандер, Г. Н. Владимов, В. П. Аксенов, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Р. И. Рождественский, Ю. П. Казаков и др.

    Мастера слова создавали художественно совершенные и самобытные произведения, которые не только отображали основные тенденции исторического развития, но и оказывали огромное воздействие на нравственный климат эпохи.

    Деревенская проза

    В середине 60-х годов в литературу властно входит тема деревни. Писателей, посвятивших свои произведения горькой правде деревенской жизни, в критике стали называть "деревенщиками". А. И. Солженицын предпочитал называть их "нравственниками", ибо изображение "сокрушенной вымирающей деревни" мастера деревенской прозы непосредственно связывали с исследованием внутренней жизни людей, истоков народной нравственности.

    Стремлением передать правду деревенской жизни пронизана многоплановая тетралогия Федора Александровича Абрамова (1920–1983) "Братья и сестры", в которой показана история трех крестьянских поколений. Деревня Пекашино в ее трудовой повседневности вырастает в образ народного долготерпения и жизнестойкости. Драматическим фоном повествования является труд на грани человеческих сил, жесткое самоограничение во всем, когда люди в шестой послевоенный год еще "досыта куска не видели". Суровой, невыдуманной реальностью является описание крестьянской трапезы в доме Пряслиных, с которыми связаны главные события произведения: "Ужин был не лучше, не хуже, чем всегда: капуста соленая из листа-опадыша (Анисья уже по снегу собирала его на колхозном капустнике), штук пять-шесть нечищеных картошин. Хлеба не было вовсе – редко кто в Пекашине ужинал с хлебом".

    Теме деревни посвящены повести Абрамова "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", "Поездка в прошлое", "Старухи", "О чем плачут лошади", написанные в годы работы над тетралогией. В повестях исследуются непреходящие нравственные устои, которые помогают человеку оставаться человеком, его созидательные возможности, способность жить по совести.

    Глубоким художественным осмыслением нравственно-философских проблем, связанных с распадом и гибелью деревни, отличаются повести Валентина Григорьевича Распутина (род. 1937). Сюжетную основу его произведений составляют нелегкие испытания, которые выпали героям, проблемы выбора пути, жизни и смерти, физической и духовной. Писатель зачастую ставит своих героев в исключительную ситуацию, обычно ограниченную каким-то определенным сроком, в течение которого она должна разрешиться.

    В повести "Деньги для Марии" (1967) ревизия, проведенная в магазине, где работала Мария, обнаружила недостачу в тысячу рублей. Эти большие по тем временам деньги Мария должна вернуть в течение пяти дней. И вот в "хождении по мукам" Кузьма, спасая жену и семью, остановился перед последней дверью, когда срок подходил к концу. В повести "Последний срок" (1970) героине вновь отмеряется срок, причем "последний". Старуха Анна дожидается смерти, "время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят". Но дети, приехавшие отовсюду попрощаться с Матерью (не приехала только любимая Таньчора), оказываются далекими и от матери, и от земли, которая их вскормила. В последней фразе повести скорбно сообщается, что "ночью старуха умерла". С родной землей "разнялся" и герой повести "Живи и помни" (1974) Андрей Гуськов, сумевший как-то "боком" прожить с людьми на фронте и умудрившийся после тяжелого ранения так и не вернуться на свою батарею. Он живет в потемках, уподобляется зверю, но все-таки намечает для себя временной предел, когда свершится последний срок его бесполезного существования. В повести "Прощание с Матёрой" на грань гибели поставлен уже целый мир. И вновь "пограничная ситуация": остров Матёра и село с тем же именем будут затоплены после завершения строительства плотины. Отстаивая святость уходящего народно-природного мира, писатель переживает вместе с людьми, которые не могут свыкнуться с гибелью своей земли, домов, огородов, кладбища, на котором покоятся предки. Новый поселок строится на неудобных землях, но "жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой".

    Трудно представить себе деревенскую прозу и без талантливой повести Василия Ивановича Белова (род. 1932) "Привычное дело". Центральным героем произведения является Иван Африканыч Дрынов, колхозный возчик, плотник, землепашец. Он остро чувствует свою живую связь с миром, осознает естественность и правомерность всего окружающего: "Дело привычное. Жись. Везде жись. Под перьями жись, под фуфайкой жись. Женки вон печи затопили, канителятся у шестков – жись. И всё добро, всё ладно. Ладно, что и родился, ладно, что детей народил. Жись, она и есть жись". Иван Африканыч добр и совестлив, мягок и незлобив, но эти привлекательные черты соединяются с безволием и пассивностью. Когда жену увезли рожать, Иван Африканыч находился в хмельном забытьи. Его мерин ушел без возчика и опрокинул сани, и за покореженный товар, принадлежащий сельпо, Дрынову придется платить. Иван Африканыч легко поддается уговорам жениного брата уйти из деревни в поисках иной доли и, покинув Сосновку, чуть не гибнет в лесу. Но как искренне его горе на могиле жены: "Ты, Катя, где есть-то? Милая, светлая моя… Ну… что тепериче… вон рябины тебе принес… Катя, голубушка…" Душевное тепло Катерины не умерло – оно осталось в Иване Африканыче, в его "детках". После нелегких испытаний, выпавших на долю героя, он своим умом понимает: "Лучше было родиться, чем не родиться". "Привычное дело" – повесть о страданиях и любви. Художественное исследование нравственных устоев крестьянской жизни носит в ней глубоко народный, гуманный характер.

    Деревенская проза как художественная тенденция литературы 60-70-х годов нашла свое отражение в творчестве Василия Макаровича Шукшина (1929 1974). Его писательское дарование с наибольшей силой воплотилось в рассказах, составивших несколько сборников: "Сельские жители", "Там, вдали", "Земляки", "Характеры", "Беседы при ясной луне". Шукшин создал целую галерею деревенских людей – шоферов, трактористов, бригадиров, счетоводов, председателей колхозов и рядовых крестьян. Его герои живут духовной жизнью: они не любят бессмысленного существования, напряженно размышляют о жизни, страдают, решают сложные вопросы, умеют удивляться и удивлять. "Мне интереснее всего, – признавался писатель, – исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа".