Разработка открытого урока по специальности классическая гитара на тему "работа над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения". Работа над техникой арпеджио в классе гитары

Родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке с уч-ся 1-ого класса Катмаковой Анной.

Тема нашего урока «Развитие слуха и работа над песенками с инструментом».

Цель урока: добиться образного, выразительного исполнения.

Наш урок начинается с выполнения доигровых упражнений. Внимательно следите за тем, чтобы мышцы ученика не напрягались. Помните, обучение - только в радость. Если ребенок устал или ему не интересно, переключите внимание на другое занятие.

«Потягушки» Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять обе руки вверх, крепко сжать пальцы в кулаки. Немного подтянуться и бросить их вниз, совершенно расслабив. Пусть болтаются как плети, не останавливать их. Повторить упражнение несколько раз.

С первых занятий необходимо приучить ученика внимательно контролировать качество звука, т. е. ясно представлять его характеристики: громкость, длительность, штрихи. Для этого необходимо ставить ученику конкретные задачи при извлечении звука.

Способ звукоизвлечения апояндо надо организовать следующим образом:

Определить силу, с которой требуется извлечь предполагаемый звук, допустим это будет mf.

Играть ритмически организованно: вось-

мая-звучание, восьмая –пауза.

Темп - медленный, достаточный для осмысления исполнительской цепочки «слух-движение».На данном этапе научить ученика «поймать звук»,- не только слышать уходящий звук, но и бережно относиться к тишине, звучащему молчанию. Во времени это выглядит так: на «раз»-i извлекает звук, на «и» палец m «ловит» звук и «прячет его в тишину».А в техническом плане в это же время ученик приучается к первоначальному чередованию пальцев i, m.

Теперь остановимся на работе с песенками. К этому времени ученик уже отличает восьмые и четверти, высокие и низкие звуки. Песенки должны быть очень простыми. и сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог.

«Небо синее» (Небо синее, роща в инее, утро раннее всё румянее).

Песенка исполняется на открытой струне «соль»(приём вижу-слышу). Сначала лучше пропеть её со словами. Доступно рассказать о характере песенки. Играть мягко, спокойно, таинственно. Описать образно картину, зимнего утра, синего неба, рощи, инея. Разучить песенку голосом и со словами. Обращаем внимание на выразительное интонирование мелодии.

Как только ребёнок правильно споёт, приступаем к игре на инструменте. Вот здесь-то и начинает действовать единая система, где всё подчинено основной цели - образному, выразительному исполнению . Следует следить за посадкой и положением рук, за звукоизвлечением и мелодией, ритмом и движениями пальцев.

Качество и характер звука, соответствие образному содержанию песенки зависят от контакта пальца со струной. В этой песенке кончики пальцев i, m поочерёдно НЕЖНО нажимают на струну. После звукоизвлечения палец расслабляется.

Сопровождение педагога воедино связано с образом мелодии. Аккомпанемент обогащает мелодию и помогает создать образ песенки.

«Смелый пилот»

Заостряем внимание ученика на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущая песенка. Чтобы добиться необходимого характера звучания песенки, ученика следует научить извлекать звук более интенсивно, уверенно . Надо дать понять ученику, что если первая песенка исполнялась ласково, таинственно, то теперь надо играть энергично, чётко. Активный контакт пальца со струной.

Динамические оттенки при исполнение муз. произведенийий на начальном этапе являются одними из главных выразительных средств. Постепенное введение названий различных оттенков и использование их на инструменте, умелое понимание значения динамики при исполнении песенок помогает более ясно и конкретно выражать характер музыки, особенности её эмоционального и образного содержания.

Задачи перед учеником надо ставить чётко и понятно, а выполнение их обязательно доводить до конца. Ничто не играется просто так, мимоходом--- всё проходит через контроль слуха, ума и чувств.

Самостоятельно проработать над художественным образом заданной пьесы « Про Сашу».Повторить и закрепить полученные знания.

Методическая разработка открытого урока

«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

преподавателя ДШИ Богомоловой Ларисы Ивановны

г. Инта

Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.

Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.

План урока

1.Введение.

2.Совместное музицирование педагога с учеником.

3.Совместное музицирование со сверстниками.

4.Навыки аккомпанемента.

Ход урока.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.

1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.

Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Пример:

«Небо синее, роща в инее, утро раннее все румянее». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки, поем под аккомпанемент преподавателя. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песенки. В начальных двух тактах аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости, тишины (пиано). Но уже в двух следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание приближение яркого света и красок (плавное крещендо). Из этого уже ученик и мелодию играет соответственно – первую фразу - ласково и таинственно, вторую – ярко, крещендо. Возьмём для примера другую песенку «Смелый пилот» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf).

Теперь перейдем к исполнению песенок на закрытых струнах. Первая задача ученика - внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Возьмём для примера « Как пошли наши подружки», определим, как идёт мелодия, каким динамическим оттенком сыграть её (сделать крещендо). Перед началом игры можно предложить ученику примеры разного восприятия прогулки девочек - бодро, радостно и грустно, печально и теперь исполнение превращается в интересную, образную музыкальную картинку. Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения уйти на второй план.

В пьесе «Как пошли наши подружки» очень важно научить играть аккомпанемент – бас, аккорд, объяснить разницу в звучании. Бас глубоко, но не резко и аккорд более мягко. «Не летай соловей» здесь важно найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание песенки.

2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.).

На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).

Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям.

Возьмём для примера Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко. Полька- быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем .

Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче.

Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.

Вторая пьеса «Мазурка». Ритм мазурки острый и чёткий, в ней сочетается лёгкое изящество, порой мечтательность. Звукоизвлечение, должно быть более чёткое, острое, лёгкое.

Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других. В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче.

При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.

Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.

Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. В исполнении дуэт(трио) прозвучит «Цыганочка».

3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.

Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента - арпеджио и бас – аккорд. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется F, второй - mf, третий – mp, четвёртый – p. Это значит – следующий звук берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».

В исполнении ученика прозвучит песня «Кузнечик» В. Шаинского. В первом случае он поёт и сам себе аккомпанирует, во втором – домре. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. Также на этом примере мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой.

Второй пример, это романс А. Петрова «Любовь – волшебная страна», приём игры арпеджио, средняя часть - соло гитары. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом, соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.

Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.


План- конспект открытого урока
педагога дополнительного образования по классу гитары Муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2 имени Народного артиста РСФСР А.Г.Розума» города Ржева Тверской области
Крыловой Виктории Юрьевны
Тема
: "Работа над качеством звукоизвлечения на

начальном этапе обучения в классе гитары"
Урок разработан для учащегося 1 класса

Цель урока:
Развитие и совершенствование исполнительских навыков в процессе обучения игре на гитаре
Задачи урока:

Образовательные:
- добиться осознанного грамотного исполнения различных способов звукоизвлечения на гитаре, применеия правильной аппликатуры.
Развивающие:
- развивать исполнительские навыки игры на гитаре.
Воспитательные:
- формировать внимательное отношениек звукоизвлечению и исполнительскому процессу.
Тип урока:
формирование и закрепление знаний, умений, навыков.
Основные методы и приёмы обучения:
Словесный -рассказ, беседа Наглядный - показ на инструменте практический - исполнение упражнений, попевок.
Средства обучения:
Гитара, стул, подставка под ногу, пюпитр,нотный сборник.
Структура урока:
1. Организационный момент (1мин.) 2. Игра "аппояндо"(6мин.) 3. Упражнения для левой руки (13 мин.)  чередование прижатых ладов с открытой струной  хроматизм вверх и вних в первой позиции  хроматизм со сменой позиции  хроматическая гамма в первой позиции от шесто струны до первой 4. Игра "тирандо"(10мин.) 5. Упражнения на мелодию с басом.(10мин.)
Ход урока:

1. Правильная посадка за инструментом - залог хорошего исполнения. Обратить внимание на то, чтобы ребёнок не сидел напряженно. Спина прямая, руки свободные, пальчики полукруглые. Настроение хорошее. 2. "Теремок", "Шаг, шаг, побежали". Освоение навыка игры "аппояндо" начинаем с ритмических попевок на одной открытой струне (без участия левой руки). Добиваемся ритмичной точности исполнения, игры с "замаха", а не со струны. На тонких струнах чередуем пальцы i,m . На басовых струнах активно работает палец p, следим за тем,чтобы палец не "уходил" под ладонь. Попевки "Кошкин дом", "Бубенчики" - научиться плавно переходить пальцами правой руки со струны на струну. Следить за непременным чередованием пальцев i,m. 3.Упражнения для левой руки. Добиваемся четкой скоординированности работы правой и левой рук. Следим за правильным положением левой руки: ладонь не прижимается к грифу; пальцы ставятся параллельно порожкам, на подушечки. Сила давления на струну достаточная для извлечения чистого звука, но не чрезмерная. При игре без открытой струны пальцы левой руки удерживаются на ладах по возможности дольше. Смена позиций должна происходить плавно, незаметно. В правой руке по-прежнему чередуем пальцы i,m. 4. Различные конфигурации арпеджио. Работа только правой рукой. Добиваемся свободы правой руки, работа только пальцами без участия кисти и предплечья, запястье высокое. Следим за использованием правильной аппликатуры; Добиваемся ритмически ровного движения. 5. Попевки "Тетка Агашка", "Ладушки". При игре мелодии с басом верхние ноты всегда должны исполняться с опорой на соседнюю струну, иначе звуки различаются по силе и окраске. Добиваемся одновременного звучания верхней ноты и баса, легкости исполнения.

Знакомство с гитарным искусством

(план-конспект занятия)

В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка , которое способствует его творческой самореализации . Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания.

Особое место занимает гитара в досуге молодежи . Музыкальное творчество подростков - это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Умение исполнять песни под гитару всегда высоко ценилось в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл.

Цель: познакомить с основами мировой музыкальной культуры игры на гитаре.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с историей гитары, с испанской школой игры Маттео Каркасси;

познакомить с правилами посадки при игре, основными положениями рук и пальцев;

знакомство с культурой игры, соблюдением правил гигиены.

Развивающие:

формировать навыки тренировки рук и пальцев, выполнения упражнений;

способствовать развитию умений и навыков выразительной игры на шестиструнной гитаре.

Воспитательные:

расширить музыкальный кругозор;

воспитать сценическую культуру.

Материально-техническая база : гитары (для учащихся, у педагога - для показа), подставки для ноги, распечатанные тексты песен.

Ход занятия

Знакомство с музыкальным инструментом - гитарой шестиструнной.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с таким известным музыкальным инструментом, как шестиструнная гитара. Ответьте на вопрос: какие музыкальные инструменты родились в России?

Дети: балалайка, гусли, гармонь, ложки деревянные.

Педагог: Верно. А как вы думаете, в какой стране родилась гитара?

Дети: Испания, Италия.

Педагог: Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была завезена арабами. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Она получила название - испанская гитара . С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 - 1829), Ф. Карулли (1770 - 1841), М. Каркасси (1792 - 1853). Испанская школа - это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками. Совершенствуя технику игры, гитарист стремился развить, прежде всего, беглость. Именно эту цель ставит перед собой автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор. В каждой из этих тональностей он дает гамму; каденцию; прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило, Вальс, Аллегретто и Марш, реже Андантино и Анданте). Все эти пьесы весьма мелодичны, удобны для исполнения..Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется.

Составные части гитары.

Педагог: Основными частями является корпус, шейка с грифом, головка и струны. Гитара шестиструнная имеет две деки верхняя и нижняя, соединенными двумя стенками по бокам — обечайками. Верхняя деревянная дека — важный фактор, отвечающий за звучание инструмента. Немного выше самого центра верхней деки находиться круглое резонансное отверстие, обрамленное розеткой. Немного ниже находиться пластинка, называемая подставкой. Посредине ее возвышения, в котором находится прорезь устанавливается не большая по ширине прямоугольная костяная пластинка, называемая нижним порожком. Порожек нужен для фиксации струн приподнятыми над верхней декой, и передачи вибрации. Шейка гитары шестиструнной с грифом вклеена в верхнюю часть корпуса. В верхней части грифа расположен верхний порожек с прорезями, в котором располагаются струны. Конечной частью гитары шестиструнной является головка. В головке гитары имеется колковый механизм. Вращая их можно изменять натяжение струн, соответственно и звук. Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемые басовыми.

Посадка. Положение рук при игре.

Педагог: Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула.

Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для девушек).

При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе.

Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг - параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке. Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Культура игры (гигиена).

Практическая работа.

Выполнение упражнений на формирование навыков игры на гитаре.

Упражнение на правую руку - апояндо, тирандо;

Упражнение на левую руку;

Упражнения для левой и правой рук на координацию движений;

Упражнение на палец пульгар (р) - правая рука.

Роль аккомпанемента в гитарном искусстве.

Педагог: Аккомпанемент - музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Гитара, как аккомпанирующий инструмент, имеет большое значение. Так, например, гитара может сопровождать сольные, вокальные или инструментальные партии, быть фоном. Также важную роль гитарный аккомпанемент играет и в сплочении коллектива, семьи, когда исполняются песни под гитару вокруг костра, на даче, теплыми уютными домашними вечерами. Совместная творческая деятельность детей и родителей в этом плане способствует открытию таких способностей у учащихся, как создание собственных стихов, текстов песен и аккордов.

Практическая часть.

1) Показ, разучивание и исполнение произведения Булата Окуджавы «Пожелания друзьям»;

2) Пение под гитарный аккомпанемент произведения М. Дунаевского «Непогода»

Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы:

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: 2001.

В. Калинин. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Н.: 1998.

Ф. Ноуд. Шаг за шагом: Самоучитель игры на гитаре. - М.: 2004.