Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. Как упражнениями развивать фонематический слух





Рекомендуется использовать в комплекте с...

Читать полностью

Учебно-методическое пособие "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет" соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.
Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области "Коммуникация".
Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам.
Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями "От слова к звуку", "Дорисуй и раскрась", "Учимся составлять слоговые схемы", а также с демонстрационным материалом "Слова, слоги, звуки".
4-е издание, переработанное и дополненное и.

Скрыть

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.

Что такое фонематический слух

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.

Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

Ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;

Ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;

Он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

Ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

Ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Как развить фонематический слух

Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:

Правильно ставить ударение;

Делить на слоги;

Понимать смысл и значение каждого звука в слове;

Выделять согласные и гласные звуки.

Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с малышами приведены ниже. Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:

Основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

Различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

Различение отдельных слогов;

Различение отдельных звуков речи;

Освоение азов анализа и синтеза слов.

Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей. Осталось заготовить раздаточный материал для занятий по развитию фонематического слуха (фото и вырезанные из журналов картинки, звучащие предметы и пр.) и изучить методику работы.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

«Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

«Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

«Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

«Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

«Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

«Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

«Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Четвертый этап

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

«Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

«Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

«Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).

Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

«Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

«Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

«Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха
(Младшая группа)

Цели : развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Упражнение «Подуем на пушинку»
Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз.)
Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см) .
Игра «Медвежата едят мед»
Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед - дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу {показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза)
Игра «Покормим птенчиков»
Воспитатель. Я - мама-птица, а вы - мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», - и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание) .
- Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. ({Дети произносят: «Пи-пи-пи».)
- Прилетела мама и начала кормить своих деток {дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек {воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Часы»
Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом. ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак. ». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра «Забей гвоздик молоточком»
Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» {дети повторяют звукосочетание 5-6раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» {дети повторяют звукосочетание 5-6 раз) .
Давайте забьем гвоздь большим молотком.
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит) .
Упражнение «На приеме у врача»
Воспитатель. Кукла - врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот {дети выполняют) .
Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит.
Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас. {Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом.)
К кому врач подойдет, тот покажет зубы {зубы сомкнуты) .
Врач сказал, что зубы у всех здоровы.
Упражнение «Забей мяч в ворота»
Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика.
На каждый стол - на противоположный от детей край - ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
Игра «Будь внимательным»
Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети
выполняют действия.
Упражнение «Заморозим руку»
Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:
» Фу-у-у» - дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз.
Упражнение «Маятник»
Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ, и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь.
Игра «Отгадай слово»
Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша. », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Игра «Научим мишку говорить правильно»
Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.
Воспитатель. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? (Мишка. Кукла.) Нет, неправильно. Это. (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения, как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче. Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? (Мишка. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперь ты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка, машина (шимина).
Игра «Звенят колокольчики»
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Игра «Лошадки и поезд» (в кругу)
Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). По-скакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза

Надеюсь, этот материал поможет воспитателям так же, как помогает мне

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Колесникова Е.В.

Описание учебника

ТЕМА 1
Знакомство с многообразием слов, моделированием, коротких, отрывистых линий_
Обведи только тex животных, которых Колобок встретил в лесу. Назови их. Ты назвал много слое, и все они звучат по-разному.
В Подскажи слова в конце стихотворений (авторы Н. Полякова, 6. Шуль-жик) и ответь на вопросы, Соедини прямоугольник с предметом, который назовёшь. Так мы будем обозначать слова.
Среди жирных голубей
Прыгал тощий… (воробей).
Кто прыгал среди жирных голубей? (Тощий воробей)
Уронила белка шишку,
Шишка Стукнула… (зайчишку). ‘-
Кто уронил шишку? (Белка.) Кого стукнула шишка? (Зайчишку)
Дорисуй воду из душа мышке и лягушке.
звали каждого животного? Какое животное не обвели и почему? (Белочку, потому что Колобок не встретил ее в лесу.) (Уточните, что Колобок встретил в лесу много животных и все они называются разными словами.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ СКОРЕЕ»
Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно из перечисленных ниже упражнений; ребенок его выполняет, бросает вам мяч.
Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики.) Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон.) Назови овощи. (Капуста, помидор, картошка, морковка, огурец.) (И так далее, с различными вариантами по вашему усмотрению.)
Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделили его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.
В ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С МОДЕЛИРОВАНИЕМ Скажите детям:
Незнайка сочинил стихи, но никак не может придумать последнее слово, давайте ему поможем.
Среди жирных голубей Уронила белка шишку,
Прыгал тощий (воробей). Шишка стукнула (зайчишку).
Незнайка, как и вы, не умеет писать, поэтому под каждым предметом нарисовал прямоугольник. Так мы будем пока обозначать слова. Соедините предмет, который назвали в конце стихотворения с прямоугольником.
В ДОРИСУЙ КАРТИНКУ
Предложите детям отгадать загадку:
Этот дождик не простой, Он без туч, без облаков
Дождик теплый и густой. Целый день идти готов. (Душ.)
Назвать тех, кто на картинке моется под душем. (Лягушка, мышка, поросенок.) Скажите, что у мышки и лягушки не льется вода, а они тоже очень хотят помыться, нужно им помочь — нарисовать водичку из душа.
САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ (Индивидуальный подход)
Можно использовать два вида самоконтроля. Самоконтроль по словесной инструкции
Незнайка просит детей проверить свои рисунки. У них должны быть обведены заяц, волк, лиса и медведь (если обведены эти животные, значит все выполнено правильно). Прямоугольники надо было соединить с воробьем и зайкой (если прямоугольники соединены с этими предметами, значит все выполнено правильно). Если вода льется у всех, то дети все выполнили правильно.
Если все выполнено правильно, предложите закрасить шарик в правом нижнем уголке зеленым цветом, если есть одна-две ошибки, то желтым, если все выполнено неправильно — закрасить красным.
Скажите детям, что эти цвета такие же, как у светофора, и они обозначают: зеленый — все в порядке, можно переворачивать страничку; желтый — исправь ошибки и тоже можно перевернуть страничку; красный — постарайся выполнить все еще раз и будь внимательнее; как только исправишь ошибки, можно будет перевернуть страничку. Самоконтроль по образцу (проводится при работе с небольшой подгруппой детей) У вас имеется такая же тетрадь, как и у детей, в которой вы сами все выполняете правильно. Лист демонстрируется детям, а они должны сравнить свою работу с образцом. Самооценка проводится так же, как при словесном самоконтроле.
Знакомство с многообразием слов, моделированием,
нахождение различий в двух похожих рисунках_
Программное содержание
Способствовать пониманию детьми термина «слово» и его правильному употреблению. Продолжать знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника.
Знакомить с разнообразием слов.
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО» Скажите детям:
Поможем Незнайке назвать каждую картинку одним словом. (Игрушки, фрукты и посуда.) Назовите предметы на первой картинке. (Юла, паровоз, заяц, матрешка, мяч.) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Игрушки.)
Научите Незнайку рисовать по точкам прямоугольник под каждой картинкой и назовите слово, чтобы он запомнил. (Игрушки.)
Предложите по точкам нарисовать прямоугольник под картинкой с игрушками. Скажите,
что так мы обозначили слово «игрушки».
Аналогичные упражнения — со второй и третьей картинками.
Знакомство с многообразием слое, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках
Назови каждую картинку одним словом. Нарисуй по точкам прямоугольник под каждой картинкой. Так ты обозначил слова, которые назвал.
нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между картинками. (Четыре.) Назови различия
Поиграй в игру «Встреча друзей». (По тексту ребёнок выполняет следующее упражнение: поочередно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, соединяет кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, выставляет вперёд мизинцы и указательные пальцы одновременно.)
Встретились два котёнка И поздоровались: «Мяу-мяу».
Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го».
Встретились два тигрёнка И поздоровались: «Р-р-р».
Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
В ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Незнайка говорит, что картинки одинаковые. А как вы думаете? (Нет.) Нарисуйте в прямоугольнике столько кружков, сколько найдете различий между двумя картинками. Расскажите Незнайке, чем отличаются картинки друг от друга.
Сколько нарисовали кружков в прямоугольнике и почему? (Четыре, потому что между картинками четыре различия.)
Назовите эти различия. (На картинке справа есть ежик, а на картинке слева его нет; на картинке справа один гриб, а на картинке слева — два; на картинке справа на елке нет шишек, а на картинке слева есть; на картинке справа нет солнышка, а на картинке слева есть.)
В ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА «ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ»
Выучите с детьми стихотворение к игре «Встреча друзей», одновременно выполняя с ними следующее упражнение: поочередно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, дети соединяют кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, вперед выставляют мизинцы и указательные пальцы одновременно.
Сначала дети учатся выполнять это упражнение за столами, а затем — стоя в кругу.
Встретились два котенка И поздоровались: «Мяу-мяу». Встретились два щенка И поздоровались: «Гав-гав». Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го». Встретились два тигренка И поздоровались: «Р-р-р». Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
(дети соединяют мизинцы)
(дети соединяют безымянные пальцы)
(дети соединяют средние пальцы) (дети соединяют
указательные пальцы)
(дети выставляют указательные
пальцы и мизинцы, изображая быка)
САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
См. с. 13.
Примечание. У многих детей, как правило, не получается поочередное соединение пальцев, а самым трудным для них оказывается выставление мизинца и указательного пальца вперед. Предложите детям самим оценить, у кого это получилось, а у кого нет.
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделирование, рисование иголок ежикам
Программное содержание
Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Продолжать знакомить с многообразием слов. Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
Развивать умение отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Продолжать знакомить с моделированием, обозначается слово в виде прямоугольника, формировать представление о слоге как части слова, познакомить с делением слова на слоги с помощью модели слова.
Развивать графические умения посредством рисования коротких линий (иголки ежикам). Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

«СОЕДИНИ ПРАВИЛЬНО»
У взрослого в руках мишка, а на столе много разных предметов (каштаны, желуди, шишка, гриб, матрешка). Взрослый просит назвать их и уточняет, что слова звучат по-разному. Но есть слова, которые звучат похоже. Мишка дает образец таких слов (ворона — корона, лейка -скамейка и т. д.). Далее детям нужно найти на столе предмет, название которого похоже на слово «мишка» (шишка). Мишка просит детей соединить на картинке предметы, названия которых звучат похоже, и назвать их. (Лук — жук, санки — банки.)
Сравнение слое по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ёжикам
рШ Соедини предметы, названия которых звучат похоже
Расскажи, что может делать жук (летать, ползать, жужжать).
Произнеси название каждого предмета по слогам Хлопни в ладоши, как только произнесёшь часть слова. Сколько раз хлопнул, столько и слогов в слове. Раздели прямоугольник под каждой картинкой на столько частей, сколько слогов в названии нарисованного предмета.
Послушай строчки из стихотворения М. Пляцковского и выполни задания.
Есть сладкое слово — конфета.
Назови «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное и т. д.)
Есть быстрое слово — ракета.
Назови «быстрые» слова. (Самолёт, поезд и т. д.)
Есть слово колючее — ёжик.
Назови «колючие» слова. (Иголка, ёлка, гвоздь и т. д.)
Есть слово пушистое — снег. Назови «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыпленок и т. д.)
Какое слово тебе запомнилось? Я Дорисуй ёжикам иголки.
ИГРА «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»
Мишка предлагает ребятам отгадать загадки, которые он для них приготовил. Как только дети отгадают загадку, они могут обвести по точкам прямоугольник, так они «напишут» название предмета.
Мы день не спим, Мордочка усатая,
Мы ночь не спим. Шубка полосатая.
И день и ночь Часто умывается,
Стучим, стучим. (Часы.) А с водой не знается. (Кошка.)
Бьют его, а он не плачет. Не будильник, а звонит, Угадайте, кто же он?
Только выше, выше скачет. (Мяч.) Не приемник — говорит. Ну конечно, (телефон).
Предложите назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон.)
Как звучат названия этих предметов? (По-разному.) Скажите детям, что слова можно прохлопать, прошагать.
Предложите сказать слово «мяч» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Один.) Сказать слово «часы» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «кошка» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «телефон» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Три.)
Скажите детям, что сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове. Скажите, что под каждым предметом нарисован прямоугольник, — так мы обозначаем слово. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.
Разделите прямоугольники под картинками с изображением кошки и часов на две части. (Очень часто дети проводят в прямоугольнике две линии. Обратите их внимание на то, что надо провести одну линию посередине прямоугольника — и в нем будет две части.) В названии какого предмета три слога? (Телефон.)
Разделите прямоугольник под телефоном на три части (скажите детям, что в прямоугольнике надо провести две линии).
Если хлопнули один раз, то это слово короткое, если хлопнули 2, 3 раза, то это длинные слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
См. с. 15.
ИГРА «КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА?»
Скажите детям:
Послушайте строчки из стихотворения М. Пляцковского «Есть сладкое слово — конфета».
Назовите «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное, йогурт, конфета.)
«Есть быстрое слово — ракета»
Назовите «быстрые» слова. (Самолет, поезд.)
«Есть слово колючее — ежик»
Назовите «колючие» слова. (Ежик, иголка, шило, гвоздь.) «Есть слово пушистое — снег»
Назовите «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыпленок.) Еще раз напомните, что слов много и звучат они по-разному.
И ДОРИСУЙ ИГОЛКИ ЕЖИКАМ Скажите детям:
Мишка нарисовал ежей, но забыл нарисовать иголки. Помогите ему дорисовать иголки ежикам. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка
Программное содержание
Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов.
Развивать слуховое восприятие детей посредством сравнения слов по звучанию (громкие, звонкие, тихие).
Вырабатывать умение слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Продолжать развивать графические умения посредством рисования округлых и прямых линий (солнце).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.