Развитие речи что такое. Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков


ТЕОРИЯ

Что такое развитие речи?
Дети учатся слушать и понимать то, что им говорят, воспроизводить звуки, а затем - произносить слова и использовать их в разных речевых комбинациях. Однако понятие речи включает в себя не только устную речь: эффективное общение затруднено, если человек не понимает языка жестов и мимики, не может использовать информацию, получаемую при зрительном контакте.

Хронологическое развитие
Новорожденный
Новорожденный не может существовать самостоятельно и нуждается в средствах коммуникации, чтобы сообщать о своих потребностях. Младенец кричит, чтобы сообщить, что хочет есть, испытывает неудобство или нуждается в общении. Новорожденный не ищет зрительного контакта, но и не избегает его. На самом деле ребенка больше всего интересуют лица окружающих его людей. Многие дети уже в очень раннем возрасте начинают копировать мимику взрослых, например высовывать язык.

Зрительный контакт
Ребенок учится поддерживать зрительный контакт с теми, кто о нем заботится; общаясь таким образом, он больше узнает о самом себе и познает окружающий мир. Установление зрительного контакта очень важно для полноценного развития речевых навыков. Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в разговоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть собеседнику в лицо.

Улыбка и вокализация
Младенец учится улыбаться. Это его первый способ общения, не считая плача, и скоро ребенок замечает, что его улыбка вызывает у окружающих теплый отклик.
По мере развития способности управлять мышцами губ, языка и гортани ребенок начинает издавать звуки, отличные от обычного плача. Он гулит, воркует, «агукает», пускает пузыри. Эти звуки, предшествующие развитию речи, называются вокализацией.

Соблюдение очередности
Примерно в это же время ребенок начинает соблюдать очередность в «диалоге» со взрослым. Обычно это происходит почти незаметно. Во время кормления или игры с младенцем мать интуитивно начинает «разговаривать» с младенцем: копирует издаваемые им звуки, воспроизводит его гримасы. Ребенок отвечает гулением, воркованием и собственными попытками скопировать выражение ее лица. При этом он учится, «сказав» что-то, ждать ответа, затем снова «говорить» и снова ждать. Так закладывается основа способности к диалогу: понятие о соблюдении очередности и умение узнавать по лицу собеседника, когда можно говорить, а когда лучше помолчать. Этот навык очень важен, но родители, не осознавая его как самостоятельный навык, обычно не замечают его развития.

Лепет
Ребенок продолжает осваивать новые звуки по мере того, как учится пользоваться речевым аппаратом (ртом, гортанью). Прогресс в освоении звуков бывает связан с переходом на твердую пищу и умением ее пережевывать.
В определенный момент ребенок начинает особым образом «разговаривать сам с собой, мелодично копируя звучание и интонацию речи взрослых. Такое интонирование называют детским лепетом. В нем можно расслышать различные сочетания звуков, иногда они напоминают слова, но в целом пока что непонятны для окружающих и не имеют осмысленного значения.
Звуки, которые издает ребенок, отчасти зависят от его позы. Лежа па спине, ребенок может издавать только гласные звуки, артикулируемые задней стенкой гортани («А-а-а-а!»); но, когда ребенок сидит, он уже способен произносить сочетания гласных и согласных звуков («баба», «дада», «мама»), называемые лепетом. Лепечущий ребенок обычно по много раз повторяет один и тот же слог: «Да-да-да-да!»

Подражание
Умение подражать другим жизненно необходимо для всякого обучения, в особенности для развития речевых навыков. Дело в том, что, подражая взрослым, ребенок учится произносить слова, затем словосочетания и, наконец, составлять целые предложения. В то же время он учится копировать жесты взрослых (например, машет рукой или хлопает в ладоши) и различные звуки, особенно издаваемые животными («му-у», «бе-е» и т.п.).

Понимание речи
Ребенок не сразу понимает, что изображение машины символизирует реальную машину. Чтобы сообразить, что вот это пятно на бумаге и вон тот рычащий четырехколесный зверь на дороге в каком-то смысле одно и то же, требуется развитие логического мышления. От понимания картинок дети переходят к осознанию того, что «звуки», т. е. слова, тоже отражают и представляют реальные предметы. Для человека, который не понимает нашего языка, слово «собака» - просто набор звуков; но для нас в этом слове заключен образ лохматого четвероногого животного, виляющего хвостом.
Когда ребенок слышит, как в определенных ситуациях снова и снова повторяются одни и те же слова, он ассоциирует их с определенными предметами и понимает, что слова имеют значение. Всякий раз, когда в поле зрения появляется собака, его папа произносит: «Собака», и в сознании ребенка слово связывается с этим животным.
Итак, первые слова, которые начинают понимать дети, - слова с конкретным значением, которые ребенок слышит изо дня в день, названия хорошо знакомых предметов и имена членов семьи. Первым ребенок начинает узнавать собственное имя и слова, которые слышит чаще всего: «мама», «папа», «нет», имена братьев и сестер и т. п. Давно замечено, что эта закономерность действует у всех народов и во всех культурах.
Свое понимание речи ребенок демонстрирует, отвечая на простые вопросы, например, на вопрос: «Где кошка?» показывает на кошку пальцем, рукой или глазами. Кроме того, он начинает исполнять простые указания, например: «Иди сюда» или «Дай чашку».
К тому моменту, когда ребенок готов заговорить, он понимает значение довольно большого числа слов.

Довербальная коммуникация
Не умея говорить, ребенок вынужден сообщать о своих нуждах другими способами. Вначале он указывает на предмет, который хочет получить, глазами, затем рукой, позднее учится показывать указательным пальцем.
Кроме того, ребенок использует для коммуникации естественные жесты, например машет на прощание или тянет вверх ручки, когда хочет, чтобы его взяли из кроватки.

Первые слова
Часто первым словом ребенка становится какое-либо звукоподражательное междометие, например «му-у», «гав», «чу-чу».
Перные слова ребенка зачастую непонятны никому, кроме родителей, которые по контексту догадываются, что «пепе» значит «печенье», а «ато» - автобус (для этой стадии развития речи характерно, что ребенок воспроизводит только начало слова).
Первыми словами обычно становятся названия хорошо знакомых предметов, домашних животных, а также слова, обозначающие членов семьи. Во вторую очередь ребенок выучивает названия еды и одежды. Часто ребенок первым начинает называть того члена семьи, которого видит реже, например, если с ребенком сидит мама, а папа весь день на работе, очень возможно, что первое слово ребенка будет «папа», а не «мама». Это связано с тем, что, разговаривая с ребенком, мать редко говорит в третьем лице о себе и гораздо чаще о папе: «Папа на работе», «Папа пришел» и т.п.
Ребенок еще не умеет строить фразы и использует одно слово как замену целого предложения. Например, «папа» может означать: «Папа ушел», «Папа здесь» и «Хочу к папе». Понять смысл таких слов-предложений можно только из контекста.
Часто ребенок употребляет свои первые слова в сильно расширенном значении: все мужчины оказываются у него «папами», все средства передвижения - «машинами», а все животные - «кошками».

Фразы из двух слов
Со временем ребенок не только расширяет свой словарный запас, но и начинает использовать одни слова в сочетании с другими, составляя более сложные высказывания: «Еще сока», «Папа шел» (ушел). Двухсловные фразы тоже не всегда понятны без контекста.
Интересы ребенка ограничиваются настоящим (понятие о прошлом и будущем формируется позже). Его занимают вещи, люди, особенно - близкие, события повседневной жизни, еда, одежда, животные и средства передвижения. Этим предметам обычно и посвящены высказывания ребенка.
Чаще всего в высказываниях ребенка сочетается существительное и глагол: «Дядя идет», «Собачка кушает», «Мальчик бежит». Также встречаются сочетания существительного и прилагательного: «Большая машина», «Красный автобус».

Фразы из трех слов
К комбинации существительного и глагола добавляется еще одно существительное - получается фраза из трех слов: «Девочка пьет молоко», «Дядя ведет машину».

Дальнейшее развитие
После того, как ребенок освоил сочетания из трех слов, он приступает к совершенствованию грамматической структуры речи. Происходит это в следующей последовательности:
- Ребенок задает вопросы к подлежащему («кто?» «что?») и употребляет местоимения группы «я», «ты».
- В речи появляется больше местоимений («его», «ее»), а также множественное число («лошадки», «машинки») и предлоги («в», «на», «под»). Ребенок может поддерживать простой диалог, употреблять прошедшее и настоящее время. Задает вопрос «где?»
- Ребенок задает вопросы «почему?», «когда?» и «как?»
К началу школьного возраста речь ребенка обычно приобретает фонетическую и грамматическую правильность.

Параллельное развитие
Использование языка
Дети начинают использовать язык, чтобы прокомментировать окружающее («Смотри, машина!») или сообщить о своих потребностях и желаниях («Печенье!»). Со временем они начинают говорить распространенными предложениями (используя все больше слов), а затем переходят к такой гибкой и сложной речевой форме, как вопрос («Где папа?»). Теперь дети могут получить информацию («Почему идет дождь?»), привлечь к себе внимание («Как это делается?») и договориться с окружающими («Я возьму этот шнурок, а ты возьми тот»).

Произношение
Со временем ребенок учится правильно произносить самые «трудные» звуки и различать их на слух. Однако к началу школьного возраста ребенок еще может не выговаривать и путать на слух некоторые звуки, например «р» и «л».

Концентрация внимания
Вместе с развитием языка развивается и способность к концентрации внимания. В раннем детстве ребенок легко отвлекается: он может увлеченно играть в железную дорогу, но достаточно поставить рядом симпатичную машинку, чтобы он бросил предыдущую игру и перешел к следующей.
Позднее ребенок вырабатывает способность сосредотачиваться на одном занятии и отсекать все отвлекающие факторы. В этот период он не терпит никакого вмешательства, поскольку еще не умеет делать два дела сразу.
Постепенно ребенок учится воспринимать простую информацию, советы и т. п., не отвлекаясь от своего дела. Он способен выполнять свою задачу, одновременно следуя простым и непосредственно относящимся к делу указаниям. Эта способность развивается, и постепенно ребенок становится способен воспринимать все более сложные указания (см. сноску на с. 31).

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

Этапы развития речи ребенка

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев)

На этом этапе происходит подготовка ребенка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата. В среднем недели через две у новорожденного появляется реакция на голос говорящего, вскоре он начинает различать интонацию. К 2-м месяцем появляется гуление – негромкие певучие звуки или слоги. Дети любой национальности и даже с врожденной глухотой, гулят практически одинаково.

В 3-4 месяца гуление плавно переходит в лепет – повторяющиеся сочетания гласных и согласных звуков, сопровождающие деятельность малыша. Произносимые детьми звуки начинают напоминать звуки именно их родного языка. Если ребенок имеет тяжелые врожденные нарушения слуха, то лепетать он не будет, гуление у него постепенно затухнет.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет)

На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идет активное развитие грамматического строя речи. У ребенка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р.

К 4-м годам ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа. На момент поступления в школу должно быть сформировано правильное произношение и фонематическое восприятие – четкое различение всех звуков.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Стимулирование речевого развития детей

Речь маленького ребенка развивается быстрее и лучше, когда с ним много беседуют, но не просто разговаривают, а именно общаются. Слышимая речь должна быть обращена непосредственно к нему, а он должен иметь возможность в доступной форме откликаться. Просто общаясь малышом, взрослые уже целенаправленно занимаются развитием его речи. Для многих этого вполне достаточно, но есть дети, нуждающиеся в специальном стимулировании речевого развития. Без помощи взрослых они могут начать говорить с большим опозданием и нарушениями.

Стимулировать развитие речи у детей рекомендуется в игровой форме, поскольку она в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Для каждой возрастной категории существуют определенные игры, они направлены на формирование и совершенствование следующих функций и умений:

  • Речевого и фонематического слуха
  • Силы голоса и темпа речи
  • Артикуляции
  • Физиологического и речевого дыхания
  • Слоговой структуры слова
  • Правильного произношения
  • Словарного запаса и грамматического строя речи
  • Связной речи

Очень полезны стихи, песенки, потешки, скороговорки, загадки, которые дети сначала слушают, а потом разучивают; игры с движениями и

Для старших дошкольников существуют специальные игры и упражнения, помогающие в обучении грамоте. Заранее предугадать, как именно будет развиваться речь, за редким исключением невозможно.

Чтобы не упустить время, желательно практически с самого рождения малыша заниматься целенаправленным формированием его речи:

  • Для полноценного и своевременного развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми — сначала с членами семьи, позже с другими детьми. С ними ребенок должен играть в подвижные и ролевые игры, игрушки, это вызывает необходимость вступать в общение, а значит, стимулирует к речевым высказываниям;
  • Общение с ребенком со стороны взрослых не должно быть поверхностным. Обращаясь к малышу нужно говорить неторопливо, внятно, правильно. Когда взрослый находится на одном уровне с ребенком, тот видит, как двигаются губы и язык, это помогает ему освоить произношение звуков;
  • Лучше, когда во время общения не мешают посторонние звуки, они не дают ребенку, сосредоточиться на речи, вслушаться, понять и проанализировать услышанное;
  • К телевизору, даже к просмотру мультиков, нужно приучать как можно позже. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект;
  • Даже развивающие компьютерные игры крайне неполезны для малышей. В дошкольном возрасте детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, рассмотреть со всех сторон, произвести с ними какие-то действия. Ручное манипулирование предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. В то время как даже специальные речевые компьютерные игры мешают формированию творческого воображения, ручной умелости, в итоге замедляя речевое развитие детей. Речь может формироваться только с настоящим, живым собеседником или с настоящими игрушками, которые благодаря воображению и фантазии могут заменить ребенку собеседника;
  • У каждого ребенка должны быть игрушки, в том числе развивающие, соответствующие его возрасту и уровню развития. Но не следует покупать их слишком много, чтобы не вызывать чувства пресыщения. Пресыщенный ребенок теряет интерес к новому, а именно наличие интереса и любознательности являются важными предпосылками полноценного речевого и общего развития;
  • После 3-х лет нужно аккуратно направлять речевое развитие ребенка. Словарь у нормально развивающегося ребенка будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Уточнение грамматической структуры будет происходить по мере усложнения фразовой речи. Задача взрослых — вовремя и тактично исправлять возможные ошибки.

Активная Мама рекомендует! Самыми передовыми на данный момент являются методики развития речи и устной грамотности от Умницы

Нарушения в развитии речи ребенка: причины, способы решения проблемы

На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

Отсутствие гуления, лепета, выраженной реакции на речь окружающих

Возможная причина – нарушения слуха.

Способ решения проблемы – обратиться к участковому педиатру, взять направление к сурдологу, проверить состояние слуха ребенка. При раннем слухопротезировании и регулярных занятиях с сурдопедагогом речь даже у глухих детей начинает активно развиваться.

Отсутствие любых слов в возрасте 1,5 года или фразовой речи после 2-х лет

Возможная причина – задержка речевого развития, алалия.

Способ решения проблемы – консультация логопеда, невропатолога, выполнение их рекомендаций.

Отсутствие фразовой речи после 3-х лет

Возможная причина – общее недоразвитие речи, алалия.

Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

Появление заикания

Признаки предрасположенности к :

  • Наследственность;
  • Возможность подражания чужой нарушенной речи;
  • Леворукость, и особенно переученность ребенка на правую руку;
  • Повышенная нервозность ребенка, которая может сопровождаться тиками;
  • Речевые особенности.

Заикание часто появляется в возрасте 3-х лет наряду с активным речевым развитием, иногда оно имеет наследственную предрасположенность. В этом случае ребенка нужно немедленно показать логопеду, специализирующемуся именно на этом виде дефекта речи. Заикание необходимо исправлять в самом начале появления, иначе потом сделать это будет крайне трудно, а иногда и невозможно.

Нарушение подвижности речевых мышц

Признаки проявления:

  • Выраженный носовой оттенок голоса;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Нарушение мимики, подвижности губ, языка: вялость или повышенная напряженность;
  • Отставание в развитии всех двигательных навыков.

Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

На фоне отставания в развитии речи ребенка наблюдается недостаточное ориентирование в повседневных ситуациях

Возможная причина – задержка умственного развития.

Способ решения проблемы – консультация дефектолога.

Помните, что темп речевого развития каждого ребенка индивидуален, зависит от множества сопутствующих факторов. В раннем возрасте окончательные диагнозы не ставятся, за исключением случаев выраженной патологии.

Нарушение произношения звуков, сложные речевые дефекты

Если к 5-ти годам ребенок стойко не выговаривает какие-то звуки, ему необходимы логопедические занятия по их постановке или коррекции. Смешивание в речи и на слух парных звонких-глухих, твердых-мягких или близких по звучанию звуков свидетельствует о фонетико-фонематическом нарушении слуха, при этом диагнозе также показаны регулярные занятия по специальным методикам.

Неразборчивая в целом речь после 4-х лет может свидетельствовать о тяжелых речевых расстройствах, которые в дальнейшем могут отразиться на общем психическом развитии, письменной речи, процессе овладения навыками чтения.

Чтобы определить, есть ли у ребенка сложный речевой дефект, нужно обследовать:

  • Соответствие речевого развития возрастным нормам;
  • Объем словарного запаса;
  • Грамотность построения предложений;
  • Понимание речи окружающих;
  • Развернутость фразовой речи;
  • Сохранность слоговой структуры слова;
  • Подвижность речевых органов.

Для обследования речи и установления правильного диагноза необходимы знания в области логопедии, практические навыки, специальные методические пособия. Поэтому, если есть сомнения в правильности развития речи ребенка или у него наблюдаются устойчивые, не поддающиеся исправлению по подражанию дефекты произношения – обратитесь к логопеду в детскую поликлинику или на логопункт дошкольного учреждения.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение правильно говорить – является одним из наиболее важных элементов психического развития человека.

Но становление этого навыка может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что по данным многочисленных исследований в области логопедии и психологии речь тесно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Что включает понятие „ребенок с нормой речевого развития“

Норма речевого развития у детей разного возраста зафиксирована в различных источниках информации. Однако психологи рекомендуют крайне осторожно подходить к сравнительной характеристике речевых умений конкретного ребенка и информации из таблиц и справочников. Действительно, нарушения речи являются одной из наиболее распространенных проблем в области психического развития малышей. Но далеко не всегда такие нарушения присутствуют на самом деле, а некоторые из них поддаются коррекции и в домашних условиях без привлечения логопеда или психолога.

Само понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений, изменение слов по падежам и управление временем при помощи глаголов.

Важна также оценка словарного запаса ребенка – необходимо учитывать количество как активных (которыми он пользуется), так и пассивных форм (не пользуется, но понимает).

Это даст понимание первоочередных потребностей малыша или школьника – в первую очередь, необходимо расширять его лексические запасы или же стоит заняться переводом пассивных форм в активные.

Таблица норм развития речи ребенка от 2 месяцев до года

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста, как правило, включают в себя и эмоционально-речевой отклик ребенка. То есть оцениваются не только издаваемые малышом звуки и слова, но и его восприятие обращенной к нему же речи. При этом особенно важны данные первого года жизни, когда четко прослеживается умение младенца идентифицировать и отображать получаемую извне информацию.

Первый год .

Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром является крик и мимика. Эти – пока только две - доступные ребенку формы общения универсальны. Они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить». В обращенных же к малышу словах для него, в первую очередь, важны ритм, интонация и громкость. Громкие резкие звуки вызывают страх и, как следствие, - слезы, а вот ласковые ритмичные «потешки» или просто нежные слова – успокаивают, приносят радость, заставляют улыбаться.

Развитие речи ребенка в норме отображает таблица навыков, распределенных в зависимости от возраста малыша на первом году его жизни:

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.

Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками - «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).

Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой - « о-о-а-а-у-у».

Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».

Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.

Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).

Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).

Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.

Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».

Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).

Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Конечно же, в таком возрасте понятие «ребенок с нормой речевого развития» еще не имеет права на существование. Особенно, если малыш болен, страдает от постоянного вздутия живота или наоборот очень много спит. В таком случае родители могут просто не заметить тех или иных свидетельств нормального речевого развития малыша. Но на втором году жизни ребенка они становятся все более очевидными, и идентифицировать их легче.

Нормы речевого развития детей от 1 года до 2 лет

Развитие речи ребенка в 2 года, норма которого все еще достаточно расплывчата, постепенно переходит в стадию автономности. Ребенок начинает использовать аморфные слова-корни, четко выделяя их из лексем, произносимых взрослыми (особенно часто малыш выбирает ударные слоги). Например, слово «де-» может означать все, что касается ДЕревьев или оДЕжды, а слово «па-» - лоПАтку, ПАлку и ПАпу. Важно также понимать, что характерной особенностью возраста от 1 до 1,5 лет является активное расширение пассивного словарного запаса, во время которого количество произносимых слов может практически не увеличиваться.

Тем не менее, норма речевого развития у детей 2 лет подразумевает соотнесение знакомых слов с их изображениями. То есть малыш вполне может показать мяч, тучу, солнце, мышку, лису и т.п. Кроме того автономная речь постепенно сменяется «телеграфной»: ребенок пытается при помощи односложных выражений передать смысл целого предложения, например, «я мокрый» значит «мама, переодень меня пожалуйста». К концу второго года жизни малыш учиться менять слова в зависимости от количества называемых предметов и времени, в котором происходило то или иное событие.

Речевое развитие детей в 2-3 года: какой должна быть речь ребенка в норме

Нормы речевого развития детей 2-3 лет уже лучше подлежат обобщениям, хотя индивидуальные особенности характера малыша могут привести родителей к мысли, что психическое развитие их чада не соответствует общепринятым стандартам. На 3-ем году жизни речь ребенка теоретически должна стать более связной. Это значит, что предложения будут усложняться, но количество грамматических ошибок в них все еще будет значительным. Повысится интенсивность пополнения активного словарного запаса – в 3 года ребенок сможет оперировать почти 1000 слов.

Однако нормы речевого развития детей 3 лет могут быть ограничены умением взрослых вызывать малыша на разговор, стимулируя таким образом его речевую активность. В этом возрасте ребенок все еще целиком и полностью подчиняется своим желаниям и слово «надо» для него не существует. Если он не захочет разговаривать, то и не будет (хоть и умеет), опровергая самую достоверную информацию из различных таблиц и справочников. Поэтому общаться с малышом нужно как можно больше, учитывая, что нравоучения и «разбор полетов» общением не считаются.

В целом же, развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса. Вполне нормальны запинки и прерывистость при произношении даже знакомых слов, - ребенок пока еще только учится связно выражать свои мысли. Но вот чистота произношения часто употребляемых лексем должна улучшиться. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Нормы развития речи детей 3-4 лет предполагают появление новых артикуляционных навыков. Ребенок начинает слышать неправильное произношение звуков другими детьми, а сам осваивает твердые фонемы «с», «ц» и «з». Иногда добавляется и сложный в произношении звук «р», однако полное его становление происходит позднее. Логопедические занятия на данном этапе большинство специалистов считают нецелесообразными, поскольку артикуляция находится в процессе формирования.

К нормам речевого развития детей 3-4 лет относится и умение адекватно использовать названия различных растений, правильное обращение с местоимениями, умение назвать свое имя, возраст и пол. В этот же период происходит интенсивное освоение падежей, времен глаголов, и все чаще попытки согласования прилагательных и существительных мужского или женского рода увенчиваются успехом. Кроме того, расширение кругозора ребенка помогает ему понять слова-обобщения (продукты, посуда, мебель), и они немедленно включаются в его активный словарный запас. Также малыш начинает сознательно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы, иногда создавая совершенно новые слова – «стульчичек», «мышусик» и т.п.

Соответствие норме речевого развития детей 4 лет можно проследить и через трансформацию формы фраз. Второстепенные члены предложения зачастую опускаются или же ставятся в конец, а основная суть передается подлежащим и сказуемым, связь между которыми налаживается при помощи предлогов, окончаний и союзов. На формирование фраз может оказывать влияние и прослушанные книги или стихи, - в таком случае речь ребенка ненадолго приобретает специфический стиль или ритмику. Малыш открывает для себя понятие рифмы и с удовольствие пробует объединять в созвучные пары даже такие слова, которые не рифмуются в принципе.

Нормы речевого развития детей от 4 до 5 лет

Нормы речевого развития детей 4-5 лет существенно отличаются от требований, предъявляемых к трехлеткам. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения, проводя, например, такую параллель как «ромашка – цветок – растение». Кроме того в его активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и т.д. Отдельное место в речевом развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «больно-больнее» и «громче-громчее», то это говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.

Нормы речевого развития детей 5 лет в области произношения звуков допускают смешанную артикуляцию шипящих и свистящих, а также отсутствие четкого вибрирующего «р». В этот период рекомендуется много читать ребенку вслух и учить с ним стихотворения, акцентируя внимание на правильном произношении звуков. Полезны также «рычащие» игры, помогающие сформировать полноценный звук «р». Однако заставлять ребенка не нужно, поскольку пристальное внимание к его произношению может вызвать обратную реакцию – и четкость речи будет утрачена.

Нормы речевого развития детей 5 до 7 лет

Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться так называемая внутренняя речь, помогающая дошкольнику планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

Нормы речевого развития ребенка 7 лет предполагают достаточно высокий уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных оборотах. Появляется навык выразительного чтения, совершенствуется умение соответственно моменту менять интонацию и громкость голоса.

Таблица норм речевого развития ребенка от 1,5 до 7 лет

Таблица речевого развития детей в норме позволяет адекватно оценить умения и навыки дошкольника. Однако необходимо учитывать, что допускается и отклонение от данных норм в рамках полугода. То есть, если пятилетний ребенок не различает четко понятия завтра и сегодня, то ничего страшного в этом нет. А вот если эти слова остаются не до конца понятными ему и в 5,5 лет, то, возможно, есть смысл обратиться к специалисту.

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.

Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».

Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.

Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.

Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.

Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.

Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие логического мышления.

Статья прочитана 31 848 раз(a).

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка:

    Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка.

    Второй период - это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни.

    Третий период - это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет.

    Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Рассмотрим более подробно основные особенности и закономерности развития речи ребенка на данных этапах.

Первый период - период подготовления словесной речи - начинается с первых дней жизни ребенка. Как известно, голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) - редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лишены функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев - связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок начинает поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами. Начиная с семи-восьми месяцев у ребенка увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти первые слова еще не являются настоящим языком.

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

Одновременно с началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-й- 13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20–45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

В связи с начинающимся развитием собственно речевого общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью - периоду первоначального овладения языком. Этот период начинается в конце первого или в начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потребность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы. Например, слово «кики» у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу.

Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необходимо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития грамматически не дифференцирована. Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, в единстве с которым формируется речь, еще имеет характер наглядных, действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании с помощью слов языка, которые сами включаются в мышление на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги, например «Эня» вместо «Женя». Нередко в словах ребенок переставляет звуки или замещает одни звуки другими, например «фофо» вместо «хорошо».

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии - стадии «слова-предложения ». Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений , или как стадия морфологической расчлененности речи . С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250–300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение.

На данной стадии возникает умение самостоятельно употреблять ряд морфологических элементов в свойственном им в языке значении. Например, ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные р и л , свистящие с и з и шипящие ж и ш .

Увеличение темпов овладения языком на данной стадий может быть объяснено тем, что в своей речи ребенок пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, т. е. что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, что толкает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики речи.

Освобождение речи ребенка от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие символизирует начало нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики . Этот период начинается примерно с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основанием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых, даже не понимая их смысла. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда ребенок использует в своей речи бранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные. Чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется словами, которые являются наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, т.е. его семьи.

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек».

Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что развитие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки. Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Например, дети, хорошо владеющие звуковым составом языка, до начала обучения чтению с огромным трудом справляются с задачей произвольного разложения слова на звуковые компоненты. Более того, исследования А. Р. Лурии показали, что ребенок испытывает значительные трудности даже при определении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний («сын учителя» - «учитель сына»).

Обе эти особенности преодолеваются лишь в ходе следующего этапа развития речи - этапа развития речи в связи с изучением языка . Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, по его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях развития речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

Первоначально речь ребенка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития. Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь), и количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребенка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грамматике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пересказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.

Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, которая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т.д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь ребенка получает дальнейшее развитие. Следует отметить, что помимо четырех указанных этапов можно было бы назвать еще один - пятый этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и последующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.

Основные понятия и ключевые слова : язык, лексический состав, фонетический состав, контекст, речь, эмоционально-выразительная сторона речи, комплексная кинетическая речь, голосовой аппарат, речевые центры, сенсорная афазия, центр Вернике, моторная афазия, центр Брока, виды речи, формы речи, функции речи, развитие речи.

Процесс общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей. Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое дело, что качество использования речи может быть разным. По оценкам специалистов, человек на протяжении почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства совершенствуя его в разных аспектах. В раннем постэмбриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения данным навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным представлением о языковом общении.

Общие сведения о речи

Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей. Таким образом и оформилось развитие уже трудовых навыков человечества. Вместе с нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее реализации - языка. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного аппарата, а с другой - набор знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. И развитие речи в онтогенезе является в некотором роде фундаментом, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.

Свойства и функции речи

Как уже было отмечено, речь позволила человеку достичь современного и довольно высокого уровня трудовой деятельности. Это стало возможным благодаря тому, что человек эффективно использовал функции речевого общения. В первую очередь это функция коммуникации, которая выступает транслятором мыслей конкретного индивида. Здесь же стоит подчеркнуть и способность к восприятию речи, без которой психолингвистический процесс или значительно обедняется или вовсе не имеет смысла. Вместе с этим, речь и ее использование дает толчок для персональной интеллектуальной деятельности, в ходе которой совершенствуются такие навыки, как память, восприятие, мышление и т. д. Как и функции общения, эти способности зависят от того, насколько эффективна сама речь. Развитие речи в онтогенезе закладывает и качественные характеристики этого навыка. Среди них выделяется способность содержательно передавать мысли, правильность изложения, выразительность и действенность, то есть влияние на собеседника.

Этапы речевой деятельности

Существуют разные подходы к систематизации этапов, в процессе которых с разной степенью интенсивности происходит формирование навыков использования речи. Но обычно все же выделяют три базовых стадии - это подготовительный, дошкольный и предшкольный периоды. Начальный этап предполагает освоение речи в период до года. Причем его можно разделить и на несколько отдельных периодов, поскольку в это время происходит несколько принципиально важных переходных моментов в развитии. Далее следует так называемый первичный или предшкольный этап, к наступлению которого у ребенка уже должны оформиться базовые навыки владения именно речевым аппаратом. Но, опять же, это все лишь начальные этапы развития речи в онтогенезе, от которых не стоит ждать серьезных результатов в плане повышения качества способностей к общению. И третий этап предполагает уже формирование навыков владения грамматическими инструментами.

Первые речевые реакции

С первых дней рождения о традиционных даже зачаточных проявлениях речи говорить не приходится, но этот период важен, с точки зрения становления речевого аппарата. Он является значимым, поскольку в это время есть возможность устранить некоторые физиологические дефекты, которые в дальнейшем станут помехой для полноценного развития артикуляционных способностей. Поэтому особое место имеет обследование органов, которые определят будущее развитие речи в онтогенезе. Кратко эти органы можно обозначить как триаду, включающую дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты. У ребенка в этот же период начинают проявляться движения этих отделов, благодаря которым он издает крики и плач.

Развитие речи в первые полгода жизни ребенка

До 5-6 месяцев у ребенка начинает укрепляться он уже уверенно может лепетать и кричать. К завершению этой стации проявляется и гуление, которое также может дать информацию о возможных дефектах. Что еще важно, параллельно с выработкой собственных способностей к речевому общению дети начинают активно воспринимать сторонние звуки, придавая им то или иное значение. Родители и окружающие в целом могут повлиять на закрепление слов в контексте создания Вообще, особенности развития речи в онтогенезе во многом обуславливаются влиянием внешней среды. На ребенка оказывает влияние интонация, отдельные ситуационные нюансы и модели поведения. Чтобы упрочить некоторые модельные ситуации, рекомендуется несколько раз их повторять - память ребенка в это время подчас оказывается более эффективным инструментом развития, нежели физические артикуляционные навыки.

Этап развития в период от 5 до 12 месяцев

Этот период характеризуется двумя важными переменами, которые ознаменуют новый уровень в освоении речевых навыков ребенком. Во-первых, это активное подражание взрослым. Дети не только стремятся имитировать звуковые сигналы, посредством которых происходит коммуникация, но и подражают самой механике артикуляционного произношения. Таким образом, формируется типовая модель, на основе которой будет строиться речь. Развитие речи в онтогенезе на этой стадии также предполагает усиление ассоциаций между словами и внешним миром, но уже в комплексе и с эмоциональной окраской. И здесь можно отметить вторую важную перемену в сторону будущего развития. Это появление более четких ответных реакций на слова и словосочетания. Ребенок более полно воспринимает речь взрослых и принимает на ее основе уже отдельные решения.

Этап развития в период от 1 до 3 лет

В процессе этого периода у ребенка формируется артикуляционный аппарат и закрепляется смысловая база, на основе которой он может осознавать то, что говорят взрослые. И если в первый год понимание слов происходит в обобщенном виде, то в это время дети уже владеют более или менее стабильной речью, хотя и с серьезными ошибками. Например, они могут путать значения некоторых слов, опускать предлоги, а также испытывать затруднения в выражении просьб. На этом этапе развитие речи в процессе онтогенеза в основном происходит за счет накопления слов. То есть механика обращения с ними уже находится в стадии активного формирования и только совершенствуется, но многие дети испытывают трудности именно от нехватки лексикона.

Этап развития в период от 3 до 7 лет

Начиная с 3 лет, дети уже могут выражать свои мысли в понятной форме, соблюдая при этом грамматический строй. Конечно, и в этот период будет много ошибок. Большинство из них все еще допускается из-за неумения правильно использовать сложные предложения, а в некоторых случаях допускаются и ошибки в произношении звуков. Также развивается фонематическое восприятие. Это значит, что ребенок с большей эффективностью может подходить к собственному контролю речи. Он слышит себя и корректирует, основываясь на правилах, заданных самими взрослыми. Поэтому и обучающая функция родителей по-прежнему остается значимой. Помимо этого, в онтогенезе на этой стадии неразрывно связано с совершенствованием таких качеств, как мышление, запоминание и восприятие.

Развитие фонетико-фонематических навыков

Закрепление способности воспринимать звуки на слух и корректно их воспроизводить формируется вместе с развитием непосредственных органов генерации речи. Иными словами, весь речевой аппарат и голосовые отделы вкупе со слуховой системой являются центральными объектами, которые стремится интуитивно осваивать ребенок. Причем большее внимание может уделяться именно артикуляции, поскольку от нее зависит качество произношения. Здесь же проявляется и способность к разнообразию использования речевых оттенков. Эмоции все чаще отражаются в том, каким именно образом произносятся те или иные слова. Интонация, в частности, на этом этапе обретает собственные стилистические черты, которые закономерно могут повторять манеру разговора окружающих взрослых.

Процесс расширения лексико-грамматической базы

Помимо накопления слов, в это время ребенок старается правильно их связывать. Простейшие связки ему уже удаются, однако все еще возможны проблемы с составлением сложных словосочетаний. Навыки правильного управления падежами развиваются постепенно. Также развивается способность отличать в процессе речи множественное и единственное число, окончания и т. д. Более поздний период, в ходе которого происходит развитие грамматического строя речи в онтогенезе, характеризуется становлением синтаксического и морфологического уровней владения языком. Дети осваивают приемы словообразования и словоизменения, самостоятельно составляют предложения и учатся правильно обращаться с ударениями. И по-прежнему фонетика и способность восприятия сторонней речи остается одним из главных внешних факторов, благодаря которым ребенок развивает свои способности общения.

Развитие связной речи в онтогенезе

В этот период происходит комплексное укрепление навыков владения речью с разных сторон - со звуковой, морфологической, грамматической и лексической. Связная речь требует от ребенка больших усилий и также в большей степени задействует мыслительные процессы. Формируются и навыки поддержания диалога, который уже состоит не только из простых или сложных предложений, но и требует относительно быстрых речевых реакций на сменяющиеся ответы и вопросы. Как показывают закономерности развития речи в онтогенезе, дети начинают отдельное внимание уделять в процессе общения и его контексту. Общность ситуации, которая фоново связывает ребенка и собеседника, оказывает влияние на его высказывания.

Возможные нарушения в процессе развития речи

Речевые дефекты преимущественно связываются с недоразвитием психических функций, хотя нередко имеют место и физические отклонения. Обычно обе причины дополняют друг друга, из-за чего формируется труднопреодолимый комплекс факторов, не позволяющих найти однозначное средство избавления от проблемы. К таким дефектам можно отнести алалию, дисфонию, логоневроз и т. д. Некоторые отклонения связаны с нарушениями в процессах голосового образования, другие обуславливаются проблемами слухового аппарата, а третьи не позволяют правильно организовать темпоритмическую функцию. Иногда нарушенное развитие речи в онтогенезе удается исправить в раннем возрасте. Но по мере взросления даже в рамках начальных этапов становления устной речи справиться с подобными нарушениями становится все сложнее.

Заключение

Как отмечают специалисты, не существует общих моделей, по которым происходит освоение речевых способностей. По мере формирования таких навыков у каждого ребенка как мостик складывается своя система, помогающая ему понять законы и принципы, на которых базируется речь. Развитие речи в онтогенезе также происходит с откладкой некоторых умений. К этому тоже следует готовиться. Например, он может на ранних этапах чувствовать повторяющиеся звонкие звуки, но сам их произносить пока не способен. В некотором плане дифференциация отдельных признаков речевой коммуникации происходит и в части фонетического восприятия, а также будет иметь место в дальнейшем формировании умения складывать из слов предложения и поддерживать диалоги.