Развитие творческой личности человека. Проблемы развития творческой личности ребенка

Есть люди, которые очень часто говорят, что они творческие, но при одном только взгляде на них, их слова ставятся под сомнение. А есть люди, которые действительно не видят себя в творчестве и никак не хотят быть к нему отнесенные. Кто же такие творческие личности, и как можно развить в себе творческие способности?

Мыслить творчески получается не у всех, и это знает каждый. В настоящее время стали модные такие слова как креатив, творческий подход, саморазвитие, эпатаж. И все это относиться к творческим личностям. Придумать новую идею, а также «украсить» и воплотить в жизнь старые замыслы, могут не все, и тем более не каждый. Такой креативный подход может быть только у творческого, и иногда странного человека. Сейчас каждый хочет в себе развить творческий потенциал, но иметь талант и тягу к творчеству – это не одно и тоже. Это у человека в крови, это и есть талант, который при огромных усилиях и маленьких задатках, возможно развить.

Творчески развиваем личность

  • Проводить много времени с «такими же». Как только вы начнете крутиться возле творческих людей, вы и сами почувствуете некий подъем, и к вам даже прилетит муза. Ученые доказали, если вы будете находиться в кругу творческих личностей как можно дольше, рано или поздно ваш творческий потенциал, если он хоть чуточку есть – раскроется.
  • Гибкость, которая подразумевает не прогибание под обстоятельства, а полное изменение своих привычек, которые должны быть без запретов, никаких табу, условностей. Творчество в любом его проявлении этого не терпит.
  • Особенное видение. Творческие люди всегда видят немного больше обычного человека, это и видеть главное, и рассмотреть недостающие детали, для собрания общего. Сам по себе творческий процесс очень уникален, эти люди мыслят креативно, и разнообразно, не так как все.
  • Какую бы цель не поставил перед собой творческий человек, он всегда к ней идет, и даже если на его пути встречаются промахи, ошибки и неудачи, он никогда не опускает руки, а всегда, с гордо поднятой головой, идет, даже если необходимо начать все сначала. Такое упорство к достижению намеченных планов также влияет на мыслительные процессы, которые заставляют продумывать все до мелочей.
  • Долой стереотипам. Творческие люди даже выглядят по другому, а это все из-за лишения стереотипов, как таковых. Никаких запретов, только желание и творческий подход ко всему.
  • Постоянное самосовершенствование. Творческая личность очень , и всегда найдет лазейку того, чего не знает, а значит это еще один путь к познанию и совершенствованию. Такой подход очень хорош для всех людей, это развивает много мыслительных процессов человека, уверенность, психологический настрой, эмоциональный фон, успешность, удовлетворенность жизнью – все это можно обрести через узнавание чего-то нового.

Активность. Забудьте про лень, для творческих людей активная жизненная позиция – самый лучший двигатель творчества. Они могут не спать ночами, а заниматься любимым делом, познавать что-то новое, увлекаться чтением, просмотром арт – фильмов, и т.д. горящие глаза и активность – вместе идут рука об руку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Отношение к творчеству, творцу в общественном сознании менялось в соответствии с эпохами развития человечества. Творец-созерцатель - в античном мире, творец-художник - в эпоху Возрождения, творец-мыслитель - в XVII -- XVIII вв., учёный, конструктор в XIX - начале XX в. Сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности. Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Педагоги обычно ставят вопрос о раннем выявлении задатков таланта в детях, о путях развития этих задатков.

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер.

Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности. Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Одна из ведущих потребностей ребёнка – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание надо уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.

Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь. Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.
Должное внимание уделяется занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах. Также одним из условий является организация развивающей среды, т.е. пространства, открытого для действия личности, в котором педагоги могут отвечать на активность детей собственной активностью, развивая, таким образом, творческую личность ребёнка.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Современные теоретические взгляды на проблему творчества сложились уже к началу 50-х годов прошлого столетия. Во второй половине ХХ века наблюдается всплеск развития различных отраслей техники, средств связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики. Это в сущности, явилось следствием творческого применения накопленных научных знаний, а также подготовленности людей к реализации столь крупных технических проектов. Воспитание различных видов творчества стало одной из основных задач современной школы. Неизменный факт в нашем изменяющемся обществе то, что школа была, есть и будет центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание творческой личности.

Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

Сложившаяся система образования, традиционно основанная на непрерывном и последовательном усвоении знаний, несмотря на многовековую историю, не претерпела практически никаких изменений. Однако объем знаний сейчас таков, что усвоить их не то что целиком, но и частично уже невозможно. Одним словом, пора переходить от традиционного образования (непрерывного усвоения новых знаний и их накопления) к образованию креативному.

Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity -- дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Креативность определяется более конкретно как "совокупность мыслительных (дивергентное мышление; беглость, гибкость, оригинальность мышления; широта категоризации, генерализованная чувствительность к проблеме; умение абстрагироваться, конкретизировать, перегруппировывать идеи) и личностных (регуляторные процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности ЛИЧНОСТИ". Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

    оригинальность - способность продуцировать необычные ответы;

    продуктивность - способность к генерированию большого числа идей;

    гибкость - способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;

    способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их. Однако "разбудить" способности ребенка - не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности детей. Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельность. Творческие задатки школьника проявляются в его инициативности, активности и самостоятельности.

Творчество предполагает стойкий познавательный интерес. Развивать это качество необходимо в рамках учебных занятий, используя систему специальных заданий, причем особое внимание должно уделяться умению школьника наблюдать явления, находить им адекватные объяснения и формировать таким образом личностное отношение к этим явлениям. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество. Творческий процесс в широком смысле слова - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей.

Как же научить ребенка мыслить творчески? Давайте прислушаемся к советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". "...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка".

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья.

Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Главное в воспитании личности - создание условий для саморазвития человека.

Качества личности, которые надо вырабатывать в себе, чтобы потом, в будущем состояться во взрослой жизни:

1. Интерес к самому себе.

Ребенок должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Он должен научиться любить себя в хорошем смысле слова: кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что для этого я умею? Что необходимо для того, чтобы этого достичь? Пробудить интерес к постановке этих вопросов к самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности, могут и должны воспитательные мероприятия.

2. Самопризнание себя как личности.

Задача учителя - помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ему, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

3. Управление самим собой.

Управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказам. Управлять самим собой - это еще и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Это способствует воспитанию воли, характера.

4. Уважение чужого мнения.

Через воспитательные мероприятия формировать культуру общения, развивать коммуникативные умения. Учиться формировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый имеет право на ошибку. Воспитывать терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Помочь детям преодолевать трудности общения.

5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.

Многие дети переживают информационную ненасыщенность. Им хочется много знать, всё интересно, они желают активно участвовать во всем. Это значит - желают проявить себя. Такая позиция формирует трудоспособность. А для этого следует учителю и родителям создавать условия, констатировать результаты, стимулировать участие.

6. Эмоциональная устойчивость.

Развивать положительные эмоции и управлять отрицательными эмоциями. Учить вызывать одни и избавляться от других. Вызывать:

Умение прощать;

Не таить в себе обиду;

Не растить в себе желание отомстить, наказать.

Важное умение - это умение управлять своим страхом. Научиться создавать вокруг себя ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций.

7. Мотивация действий и поступков.

Отношение школьника к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Стимулом проявления положительной мотивации являются индивидуальные мотивы:

Заинтересованность;

Далеко идущие перспективы;

Вера в собственные силы;

Положительные эмоции.

В определении творческой личности особое место занимает выбор, который относится к любой сфере человеческой деятельности: нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, общественной активности и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению. На основании сказанного можно сделать заключение, что целью воспитания должно стать формирование творческой личности, способной к ответственному социально и личностно значимому выбору на основе нравственных идеалов, самопознания, самовоспитания.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации у учащихся. Ранее считалось, что суть воспитания составляет организация деятельности учащихся и поэтому педагогический процесс строился как совокупность различного вида деятельности. Это сводилось к тому, что чем шире диапазон различных видов деятельности, тем процесс воспитания эффективнее. Но на практике это оказалось не совсем так. У некоторых учащихся данный метод был эффективен, у других же это вызывало лишь негативное отношение.

Дело в том, что необходимо было выделить мотив, т.е. ради чего совершается деятельность. Таким образом, мотив это основа формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить во главу угла воспитание мотивации творчества.

Достижение цели действия подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. Итак, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций. Таких средств можно выделить три: использование теории синектики, «мозговой штурм», игра.

Применение теории синектики предполагает использование всех видов аналогий (прямые, символические, личностные). Например, прямые аналогии, технический объект биологический объект (самолет птица). Необходимо использовать символические аналогии ассоциации и синестетические образы: видеть звук, слышать цвет, ощущать музыку в движении. На занятиях, при изучении различных законов, понятий следует задавать вопрос: «Какого он (оно) цвета?», «Какой формы?», «Какой он на вкус?» и т.д. Необходимо производить и личностные аналогии. В этом случае ученик должен войти в образ исследуемого элемента, предложенной ситуации. Например, при изучении источников тока, учащиеся «входят в образ» аккумулятора и сравнивая «себя» с остальными должны определить «свои» преимущества. Применение данной теории направлено на сознательное использование подсознательных психических механизмов, действующих в творческом процессе, на создание у учащихся личностно значимых, смыслообразующих мотивов учебной деятельности, на придание личностного смысла изучаемым объектам.

Мотивация творческой деятельности при «мозговом штурме» определятся двумя факторами: человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе; принятие любых самых невероятных предложений, т.е. ученик имеет право на ошибку, что снимает эмоцию страха совершить ее и раскрепощает мышление, воображение, создает положительный эмоциональный настрой.

В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств. Примером игры могут быть ролевые игры такие как «Суд над силой трения», «Суд над инерцией», где роль обвиняемой, защитника, прокурора, свидетелей и присяжных выполняют учащиеся, а координирующая роль принадлежит учителю.

Опыт показывает, что использование вышеперечисленных средств стимулирует активную творческую деятельность на уроках именно слабых учеников, потому что здесь без особых дидактических усилий реализуется мотив достижения. Конечно, использование описанных средств в обучении какому-нибудь предмету, например физике, вряд ли сделает великих физиков из многих учеников (в этом и нет необходимости), но сохранит эту вероятность, не убьёт талант, не заглушит стремления к творчеству.

Школьное воспитание должно быть пронизано возможностью выбора, ведущего к реализации мотива достижения. Школьникам предоставляется широкий спектр способов самоутверждения в учебной деятельности: ответ у доски, наговаривание на магнитофон, зачёт, составление кроссворда, сочинение стихотворения, фантастического рассказа по изучаемой теме, ответ учителю один на один, который разрешается отсрочить для получения более высокой отметки. Как правило, отвечать приглашаются только желающие.

Таким образом, эффективность урока обеспечивается включением детей в восприятие и запоминание материала словесно-логическим, звуковым, зрительным, двигательным способами, а при решении задач (закреплении) они испытывают удовлетворение от успеха, который достигается с помощью указанной схемы, т.е. максимально используются психологические механизмы восприятия и запоминания учебного содержания, что способствует глубоком осознанию изучаемого материала.

Актуализации и развитию творческого потенциала школьников способствует создание психологически комфортных условий. Для этого целесообразно использовать приёмы прямого психотерапевтического воздействия. В начале урока полезно послушать вдохновляющую классическую музыку, например "Престо" Вивальди или марш из оперы Верди "Аида". Иногда учащиеся приходят на урок в возбужденном состоянии (после занятий физкультурой, напряженной контрольной работы и т.д.). Тогда требуется умиротворяющая музыкальная вставка, например "Анданте" Баха или "Адажио" Моцарта.

Чтобы сосредоточить внимание детей, можно использовать упражнения-игры "Часы" и "Калькулятор". Каждому учащемуся присваивается число, соответствующее показаниям часовой или минутной стрелки, и называется время. Ученик должен вовремя среагировать и сказать: "Бом". В другой игре, кроме чисел, присваиваются знаки арифметических действий и задаётся пример, содержащий два и более действий. Ученик, играющий определённую роль («числа или действия»), должен встать и хлопнуть в ладоши. Здесь необходимо не только следить за своевременным вступлением в свою роль, но и производить в уме арифметические расчёты и контролировать действия одноклассников. Эти упражнения-игры снимают напряжение от собственно учебных занятий и настраивают внимание.

Таким образом, для воспитания творческой личности необходимо предоставлять учащимся право выбора цели, средств и способов деятельности, использования методов, способствующих развитию мышления, воображения, эмоций. Тогда и создаются предпосылки и условия для решения задач воспитания творческой личности. Ведь для того, чтобы познать окружающую действительность, себя, сформировать нравственные идеалы, иметь возможность изменять свой внутренний мир, человек должен овладеть способностью мыслить, воображать, чувствовать. Причём не только осознавать свои мысли, образы и эмоции, но и управлять ими, выбирать и преобразовывать их.

Воспитание творческой личности насущная задача сегодняшнего дня. Решая ее, теоретическая и практическая педагогика должна отталкиваться не от каких-то образцов и стандартов, а от индивидуальности учащегося.

В основу воспитания должны быть положены не методические наработки, не передовой педагогический опыт отдельных учителей (они хороши только в авторском исполнении), которые базируются на традициях, эмпиризме, интуиции. Технологии же основанные на научных достижениях современных психологии и педагогики, базируются на диагностике личности школьника и учебно-воспитательного процесса.

Думается, что творческая личность на выходе из школы должна обладать собственно творческими качествами, в первую очередь существенными общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными : честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе.

Интеллектуальными : рациональность, логичность, остроумие, эрудированность, ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмыслению жизненных целей.

Волевыми : целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека.

Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность .

ЛИТЕРАТУРА

    Бердяев Н.А. Самопознание: сочинения / Н. А. Бердяев. - М.: ЗАО Изд-во «ЭксмоПресс»; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.

    Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: монография / Н. Ф. Вишнякова. - Ч.Й. - Минск, 1995.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

    Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

    Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы. Брест: Изд-во Брестск. ун-та, 1998.

    Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности: Дидактический аспект: Монография. - Брест: Изд-во Брестск. ун-та, 2000.

    Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности в школе: пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных школ / Ю.А. Иванов. - Мн.: Экоперспектива, 2004.

    Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975.

    Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

    Лук А. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990.

    Мирский Э.М. Проблемное обучение и моделирование социальных условий научного творчества // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микушинского, М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1969.

    Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.

    Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и др. М., 1990.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. ЙЙ. М.: Педагогика, 1989.

    Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985.

    Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

    Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.

    Фролова Б.А. Коллектив и мотивация творчества // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микуинского и др. М.: Наука, 1969.

Будущее любой страны зависит не только от её политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одарённых людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Поэтому понятно внимание современных учителей к талантливым, одарённым, творчески мыслящим детям и методам их обучения.

Творческие люди поражают воображение. Удивительно и то, что они появляются во все времена, даже в невыносимых исторических условиях. Можно ли приоткрыть тайну становления творческой личности? Что помогает этому становлению? Есть ли что-то общее в воспитании этих людей? А как обстоит дело с детьми? Может быть, есть возраст, когда освоить основы творческого мышления легче и проще, чем в более почтенном возрасте? Кто же они – воспитатели талантливых людей?

Оказывается, талантливые воспитатели – сознательно или интуитивно – избегали воздействовать на ребёнка “в лоб”. Они использовали чудо – загадку, тайну, необычное явление, при встрече с которым возникает сильное, необычное впечатление, удивление и радость, которые пробуждают у ребёнка любознательность и часто оставляют след на всю жизнь. Для становления творческой личности необходимо творческое воспитание в детстве. Но все ли дети способны к творчеству? Или творчеству стоит учить лишь тех, кто зарекомендовал себя школьными успехами? Какая стратегия окажется наиболее благоприятной для развития познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети у тех мам, которые, углубляясь в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращают внимание на ребёнка. Но для психологов картина не является неожиданной. Всё дело в том, что дети в этих семьях, у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность того, что ребёнок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребёнка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он – главный досуг, почти стопроцентная.

В зависимости от семейного воспитания у детей появляются свои определённые цели, которые условно можно разделить на три группы:

  • формальные (главенствуют у детей): хочу получить 5, хочу быть первым по предмету, хочу выучить 45 английских слов;
  • смысловые (более важные цели): хочу научиться различать одинаковые по написанию французские и английские слова;
  • творческие (самые важные): хочу сочинить своё стихотворение на английском языке.

Очень важно создать условия для развития творческих способностей не только дома, но и в школе. Ни для кого не секрет, что для учебной деятельности важнее конвергентное мышление, направленное на поиск логически единственного правильного ответа, а для творчества важнее дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано несколько правильных ответов. Творческое мышление всегда нешаблонно и отличается умением воспринимать обычные вещи необычным образом, увидеть новое в старом.

Педагогам нужно организовать обучение таким образом, чтобы ребёнку было интересно учиться, чтобы он смог раскрыть свой потенциал, поощрять его любознательность, творческие порывы, проявлять внимание и терпимость к его суждениям и идеям. Беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку - радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи. Но это через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.

Немалая часть детей с ранним развитием способностей, в конечном счете, как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих таких детей. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Их особые возможности остаются как бы невостребованными. Поэтому учитель, работающий с такими детьми должен обладать следующими качествами:

  • быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

Независимо от того, какие способности имеются у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

Первый этап – игровой . На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь “играет” со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: “Неторопливость, спокойствие, рассудительность”.

Второй этап – проявление индивидуальности . Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На данном этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста посещают кружок, секцию или студию, где с ними индивидуально работают наставники. Быстрота успехов ребенка является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

Третий – этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Четвертый – этап мастерства . На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к “звездной болезни”.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основная задача педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание умения жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, среди которых педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут в этом процессе основными помощниками:

  • На этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.
  • Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.
  • Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
  • Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.
  • Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
  • Проводить уроки творчества для одаренных детей.
  • Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение.
  • Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка.
  • Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
  • Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители, или хотя бы один из них был таким.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления творчески мыслящих детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности.

Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах). Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Формы, методы, приёмы развития творческих способностей

Данные формы, методы, приёмы помогут организовать учителю свою деятельность таким образом, чтобы уроки стали интересными, познавательными, способствовали развитию творческих способностей каждого, в том числе и одарённого, ребёнка

Типы творческих ученических работ

  • исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы);
  • сочинение (стихотворения, сказки, задачи, составление словарей);
  • художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, выставка);
  • техническое произведение (поделка, модель, макет, фигура);
  • зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
  • педагогическое произведение (проведённый в роли учителя урок, составленный кроссворд, придуманная игра, викторина);
  • методологическое произведение (план занятий по данной теме, тест или проверочное задание для учеников)
  • Выделяют три параметра диагностики и оценки выполнения творческих работ:
  • оригинальность – степень отличия ученического ответа от общепринятых норм, толкований, стереотипов;
  • творческая продуктивность – количество и качество идей, содержащихся в ответе;
  • мировоззренческая глубина, т.е. степень “проникновения” учащихся в основы мироздания и обнаруженный уровень его самопознания.

Методы учебного познания

Перечисленные методы отнесены к познавательным условно, поскольку их применение приводит также к созданию учениками образовательной продукции, т.е. креативному результату.

  • Метод вживания

Посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

В момент наилучшего “вживания” задайте вопросы как бы самому себе. Например: “Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?” Запишите главные результаты познания, полученные вами методом “вживания”

  • Метод образного видения

Эмоционально-образное исследование объекта.

“Геометрический город” – город сказочных фигур, можно выполнять в виде плоских или объёмных фигур. “Цветная математика”. На что похож жёлтый треугольник, синий квадрат и т.д. Затем составить картину. Можно подобрать подходящие цвета к дням недели, числам, словам.

  • Метод символического видения

Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.

Например: голубь – символ мира, блин – символ масленицы. Учитель предлагает наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Игра-соревнование “Поиск клада”. Предложить детям спрятать клад в классе (группами), нарисовать план его поиска (Тема “План и карта” по окружающему миру) и организовать игру-соревнование: кто быстрее его найдёт.

  • Метод конструирования понятий, правил

Работа начинается с актуализации уже имеющихся у обучающихся представлений. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии или правиле, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия, правило, которое записывается на доске.

  • Метод прогнозирования

Применяется к реальному объекту или процессу.

Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменения помещённого во влажную среду семени гороха. Дети делают наблюдения, зарисовки. Учитель предлагает задание: нарисовать росток таким, каким он будет через 3 дня, через неделю, месяц и т.д. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

Креативные методы

  • Метод гипотез

Предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-нибудь изменится.

Что произойдёт, если исчезнут окончания в словах или сами слова? Что произойдёт, если все объёмные фигуры станут плоскими? Что произойдёт, если хищники станут травоядными?

  • Метод образной картины

Создание целостного образа познаваемого объекта. Ученик мыслит разными масштабами, соотносит свои знания из разных областей, чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.

Например, изобразить картину мира с помощью рисунков, символов, ключевых терминов, показать связи между объектами. Предлагая такое занятие 2 – 3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения. Можно предложить “оживить” цифру, букву, слово, т.е. нарисовать цветной рисунок, изобразить с помощью звука, слова, тела и т.д.

  • Метод гиперболизации

Увеличение объекта познания или его частей, качеств.

Придумать самое длинное слово, самое большое число. Создать книгу рекордов.

  • Метод агглютинации

Соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить.

Например, горячий снег, вершина пропасти, бегающее дерево.

Методы организации учения

  • Метод ученического целеполагания и планирования

Ученик выбирает из предложенных учителем или формулирует сам цель своей работы, планирует также свою деятельность на какой-либо период (урок, день, неделю или на тему, раздел, творческую работу)

  • Метод создания образовательных программ

(Очень важен в работе с одарёнными детьми). Для составления учеником индивидуальных образовательных программ применяется следующий алгоритм:

  • зачем мне нужно заниматься предметом;
  • чему я хочу научиться (за определённый период – 1 четверть…);
  • какие темы я буду изучать углубленно;
  • какие главы, параграфы, задания, опыты я предполагаю изучить или выполнить (перечень);
  • самые интересные для меня вопросы и проблемы, которые я: нашёл в учебнике, услышал от других, придумал сам;
  • тема моей творческой работы по предмету;
  • что я буду делать, как заниматься предметом;
  • что мне необходимо для занятий (материалы, приборы, книги);
  • в чём будут состоять мои результаты занятий к концу 1 четверти;
  • как я планирую проконтролировать и оценить результаты своих занятий.
  • Метод нормотворчества

Памятки “Как ухаживать за кошкой?”, “Как решать задачу?” и т.д.

  • Метод взаимообучения

Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.

Методы рецензий, контроля, рефлексии, самооценки

  • Метод проектов

Цель – получить новый продукт, решить научную, техническую или проблему.

К организации работы по проекту предъявляются следующие требования:

  • проект разрабатывается по инициативе учащихся, тема проекта для всего класса может быть одна, но пути реализации разные;
  • проект является значимым для ближайшего окружения учащихся (одноклассников, родителей, знакомых);
  • работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации;
  • проект педагогически значим, т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;
  • проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения;
  • проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя, цели проекта сужены до решаемой задачи;
  • проект реалистичен, сориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Темы проектов: жизнь и творчество выдающихся людей; архитектура будущего; конструирование планет с заданными свойствами; крупнейшие озёра мира; исследование развития комнатного растения; берёза и сосна в жизни людей; сравнение сосновой и еловой шишки и др.

Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый. Сложно определить, где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком. Но намного сложнее узнать, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. И роль родителей и педагога является в этом непростом процессе решающей. Ещё Л. Н. Толстой говорил: “Чем легче учителю учить, тем труднее ученику учиться, и, наоборот, чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем дольше учитель будет сам учиться, обдумывать каждый урок, тем легче будет учиться ученик”.

Первая, стадия развития характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной мотивационной направленностью личности на определенный вид творческой деятельности. Эта стадия может быть условно названа как стадияизбирательной мотивационно-творческой направленности личности на определенный вид деятельности. На этой стадии развития личность как бы интуитивно чувствует в какой сфере творческой деятельности она может проявить себя наилучшим образом. Например, мальчик дошкольного возраста или младший школьник без какого-либо внешнего стимула почти все сколько-нибудь свободное от других видов деятельности время занимается лепкой или рисует.

Вторая стадия развития характеризуется повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности. Она может быть названа стадиейинтеллектуально-творческой активности личности к определенному виду деятельности. Эта стадия наиболее характерна для учащихся среднего школьного и старшего школьного возраста, которые занимаются в предметных кружках, проявляя при этом повышенную интеллектуально-творческую активность.

Третья стадия развития характеризуетсяповышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности. Для этой стадии характерно интенсивное творческое овладение профессиональными приемами, методами, средствами соответствующего вида деятельности. Это особенно отчетливо прослеживается для художника, музыканта, спортсмена как стадия активного творческого овладения практикой профессиональной деятельности.

Четвертая стадия развития может быть охарактеризована как стадияпервых значительных творческих достижений личности. Если взять изобретателя, то это первые крупные самостоятельные изобретения, для писателя-первая книга, получившая признание и успех.

Пятая стадия развития характеризуется высокой, устойчивой творческой продуктивностью личности. Для этой стадии характерно формированиеиндивидуального творческого стиля деятельности и мастерства. Например, шахтер А. Стаханов, ткачиха В. Голубева, донецкий педагог В. Шаталов - несомненно мастера своего дела, имеющие индивидуально-творческий стиль профессиональной деятельности.

Шестая стадия развития творческой личности может быть охарактеризована какстадия расцвета таланта. Когда говорят «талант», «талантливая личность», то имеют в виду, что данная личность не просто имеет устойчивые творческие достижения, что характерно и для пятой стадии развития творческой личности, а личность далеко превосходит достижения современников в определенной сфере творческой деятельности. Например, М. А. Шолохов, В. В. Маяковский, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Гагарин и др.


Седьмая стадия развития творческой личности характеризуется какгениальность. Гениальность характерна для наивысшего уровня развития творческих способностей личности, которая своим вкладом в решение тех или иных: проблем опережает своих современников на целые столетия. К гениальным личностям с полным основанием можно отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, А. Эйнштейна, Н. И. Лобачевско­го, К. Э. Циолковского и др. Гениальность характеризует собой вершину развития творческих способностей личности. Как писал П. К. Энгельмейер: «В гении природа говорит свое последнее слово. Эволюция природы начинается с химических элементов и оканчивается в душе гения».

Выделив стадии развития творческой личности, хотелось бы обратить внимание на то, что эти стадии развития творческой личности проходят неравномерно. Выдающиеся научные открытия были сделаны различными учеными в разное время: Эйнштейном- в 25 лет, Ньютоном - в 27 лет, Лобачевским - в 33 года, Щрединрером;-я- 9: 38; лет. ;,-й@»р.астр^й;д датедвал 25-40 считаемся наиболее продуктивным,- Но известно! что и в.восьмидесятилетнем возрасте Л. Н. Толстой, И.П. Павлов, Гете, Микеланджело продолжалисвой творческий труд не менее плодотворно, чем в 30 и 40 лет.

Мы знаем примеры, когда уже в детские или юношеские годы творческая личность заявляла о своих успехах. Двенадцатилетний мальчик Луи Брайль изобрел азбуку для слепых, но его идея не получила должного применения при его жизни. Талант художника Нади Рушевой проявился и расцвел еще в пионерском возрасте, однако только после ее смерти был по-настоящему замечен и оценен. Моцарт в 4 года, сочинил несколько концертов. Паскаль еще не знал геометрии в ее полном о6ьеме, но уже в- 8-10 лет переоткрыл начальные теоремы Эвклида. Ландау в 14 лет стал студентом сразу двух факультетов: физико-технического и химического, а в 18 лет был принят в аспирантуру.

Вместе с тем, в истории известно немало примеров того, как педагоги не замечали потенциальные творческие возможности своих учеников. Так, Альберта Эйнштейна школьные учителя считали не способным к математике, Эдисон слыл в школе бездарным учеником. А. П. Чехов не получал в школе за сочинения больше тройки. Ф. И. Шаляпин не был принят в хор, тогда как - М. Горький был без труда принят.

Все это наводит нас на мысль, что педагог-практик должен видеть и знать не только отдельные свойства личности, но и личность своего ученика в целом. И, что наиболее важно, потенциальные возможности развития творческих способностей" личности не должны ускользать от внимания педагога-практика.

Результаты множества исследований биографий ученых, композиторов, писателей, художников свидетельствует о том, что пик творческой активности человека приходится на период от 30 до 42-45 лет.

Интересна в этом отношении книга русского писателя М. Зощенко «Возвращенная молодость», где поднимаются проблемы жизни творческого человека. Автор делит всех творцов на две категории: первая – прожили недолгую, эмоционально насыщенную жизнь и умерли в расцвете лет (до 45 лет); вторая – «долгожители».

М. Зощенко приводит большой список представителей первой категории, ушедших из жизни в цветущем возрасте:

Моцарт (36), Шуберт (31), Шопен (39), Мендельсон (37), Бизе (37), Рафаэль (37), Ван Гог (37), Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37), Байрон (37), Рембо (37), Лермонтов (26), Маяковский (42), Есенин (30), Джек Лондон (40), Блок (40), Мопассан (430, Чехов (43), Мусоргский (42) и т.д.

Однако, по мнению М. Зощенко, те творческие личности, у которых творческая активность сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долго и продуктивно, но жизнь свою они организовывают сами. Рецепт творческой долголетней жизни в ее точности, порядке и организации.

Приводим вслед за М. Зощенко, список творческих долгожителей с указанными в скобках числа прожитых лет:

Кант (81), Толстой (82), Галилей (79), Гоббс (92), Пифагор (76), Сенека (70), Гете (82), Ньютон (84), Фарадей (77), Дарвин (73), Спенсер (85), Платон (81), Сен-Симон (80) и т.д.

Как видно, в списке преобладают философы, ученые-теоретики и создатели экспериментальных научных школ, а также писатели-интеллектуалы с философским складом ума. Значит, высокий интеллект, способность к саморегуляции продлевают жизнь. В то время, как доминирование креативности над интеллектом может повлечь творческий спад и сокращение времени жизни. Отсюда следует, что характер взаимодействия сознательного и бессознательного определяет типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.


2.2.Уровни педагогического мастерства

Педагогическое творчество - всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:

· педагогическое творчество в широком понимании, «открытие для себя» , т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способы решения уже известны и описаны, но учитель, субъективно для себя их открывает). Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника в себе самом и др.

· педагогическое творчество в более узком понимании, «открытие для других», новаторство . Это создание новых оригинальных, либо отдельных находок либо целостных подходов меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный опыт.

Нужно различать новаторские технологии - новые способы решения педагогических задач, а также новаторские замыслы - новые ценности и менталитеты. Новаторство - это особый тип нестандартного мышления, включающего прежде всего новый замысел, способы обнаружения задач проблемной реальности с последующим оригинальным их решением и возвращением его в педагогическую практику. В этом плане новаторство означает обогащение педагогом общественно-выработанного опыта, его личный вклад в него. Новаторство - это одновременно всегда индивидуальность и авторская концепция, это вклад в науку и в опыт. Этот уровень творчества не закрыт для каждого учителя, хотя путь к нему труден и требует обычно всей жизни человека.

С педагогическим творчеством тесно связано педагогическое мышление. Новое педагогическое мышление - это гуманистическая направленность на развитие другого человека, готовность к инновациям, владение средствами преобразования педагогической действительности.

Психотехника - владение педагогом своими психическими состояниями, например, умение вызвать работоспособность, снять напряженность, приемы изучения себя и др. Главное в труде педагога - выявлять и развивать способности учащихся, предвидеть развитие, проектировать личность.

Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овладение смыслами профессии профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (новаторство).

Поэтому педагогическая, компетентность - это владение профессиональными позициями, а затем подкрепление этих позиций средствами, «техникой». Возрастание профессионализма - это этапы от овладения профессией и адаптацией к ней через овладение ее высокими образцами (мастерство) к поиску нового (творчество, новаторство).

На основании изложенных отдельных характеристик и проявлений профессионализма можно выделить уровни профессионализма педагога.

Новый уровень предпрофессионализма – «стажер». Вхождение в профессиональное поведение, первое практическое овладение профессиональной педагогической деятельностью, профессиональным педагогическим общением. Этот уровень требует от педагога открытости, сенситивности к помощи коллег, связан с появлением отдельных профессиональных самооценок в сравнении себя с коллегами, сопровождается закладыванием основ профессионального мировоззрения.

Первый уровень: педагог по призванию, убежденный педагог.

Этот уровень не может миновать ни один профессионал, ибо он означает понимание и принятие сути педагогической профессии, осознание глубоко благородного предназначения этого труда, направленного на стимулирование психического развития другого человека, обогащение его духовного мира. Данный уровень сопровождается наличием устойчивой профессиональной педагогической направленности (стремлением стать, быть и оставаться педагогом). Желательно, чтобы этот уровень овладения мотивами, смыслами педагогической профессии опережал уровень владения техникой приемами в труде педагога.

Второй уровень: «от эрудита до мастера».

Уровень эрудита означает осведомленность, широкое ознакомление с данными педагогики, психологии, с достижениями передового опыта, теоретического освоения достигнутого ранее опыта в профессии. Он требует от педагога теоретического педагогического мышления, интереса к изучению другого человека, чувствительности ко всему новому интересному в науке и практике, осмысления и сопоставления узнанного, первых выборов и предпочтения для себя.

Уровень мастера означает переход к практическому воплощению в своем опыте того, что усвоено в ходе теоретического изучения, осмысления.

Второй уровень профессионализма требует от специалиста педагогического целеполагания, наблюдательности, интуиции и импровизации, владения педагогической техникой, выстраивания отдельных приемов в систему, в педагогические технологии. Главным является подбор педагогом из усвоенного им арсенала методов, форм, средств, тех из них, которые адекватны задачам психического развития обучающихся.

Третий уровень: «мастер – диагност».

Дальнейший профессиональный рост означает умение педагога диагностировать изменения, динамику психического развития учащихся в ходе применения новых средств, технологий. Отсюда необходим шаг к построению индивидуальных обучающих, развивающих, воспитывающих программ для отдельных учащихся (групп учащихся). Уровень мастера- диагноста требует от педагога владения педагогическим диагностическим мышлением, вниманием к индивидуальным вариантам психического развития, педагогического чутья, предвидения (к каким сдвигам в психическом развитии приведут предлагаемые педагогом индивидуальные программы), педагогического оптимизма.

Четвертый уровень: «гуманист».

Педагогическое мастерство тесно связано с обеспечением благоприятного психологического климата, что возможно при наличии культуры педагогического общения. Здесь необходимо использование широкого спектра коммуникативных задач, гибкое владение стилями, средствами, ролями в общении. От педагога этот уровень профессионализма требует гуманистической ориентации на развитие личности учащихся, педагогической симпатии, такта, профессиональной чувствительности.

Пятый уровень: «субъект педагогического труда, самодиагност».

Движение к профессионализму неизбежно сопровождается обращенностью сознания педагога на самого себя, а самооценивание, самопроектирование, прогнозирование и определение «сценария» своей дальнейшей профессиональной жизни, усиление авторства своей профессиональной биографии. Этот уровень профессионализма требует зрелого профессионального самоопределения, самоосознания, педагогической рефлексии.

Шестой уровень: «творец», «новатор».

На этом уровне вначале осуществляется первый пласт творчества педагога, а именно педагогическое творчество как овладение нестандартными способами решения педагогических задач в постоянно меняющихся педагогических ситуациях. Это требует от педагога гибкого педагогического мышления, педагогической интуиции, импровизации, умения действовать в условиях неопределенности.

От педагога этот уровень профессионализма требует творческих педагогических способностей, чувствительности к новым запросам общества, нового педагогического мышления, готовности отойти от штампов и стереотипов, новаторской позиции в пересмотре менталитета и ценностных ориентации в профессии, мотивационной готовности к инновациям, к преобразованию опыта профессии, умения оценить новизну идеи и подхода, реализовать их, нахождения отдельных оригинальных приемов или целостных авторских систем обучения и воспитания.

Седьмой уровень – «исследователь».

Мастерство и творчество педагоганевозможны без умения оценить полученные результаты - это первые шаги к исследованию. Исследовательский подход педагога - это стремление педагога не только вводить в свой труд нечто новое, но и изучать результаты, в том числе отдаленные, этих нововведений. Ещё дальше продвигается педагог как исследователь, если он поднимается до осознания важности варьировать применяемыми задачами, средствами, технологией и изучать различия в получаемых результатах. Данный уровень профессионализма требует от педагога овладения исследовательской культурой, целостного видения своего труда, перспективного педагогического целеполагания.

Восьмой уровень: «осознанная индивидуальность».

Каждый педагог как субъект, личность реально неповторим, уникален. Но чем выше уровень его профессионализма, тем более осознанно и целенаправленно работает он над осознанием своей индивидуальной манеры, над усилением положительных черт своего индивидуального стиля и сглаживанием негативных. Педагог как индивидуальность получает новые возможности в воздействии на духовный мир учащихся. Этот уровень сложившегося индивидуального профессионального мировоззрения, кредо, системы индивидуальных оценок, нестандартных взглядов на мир и делает педагога для учащихся интересным партнером в общении и сотрудничестве.

Девятый уровень: «участник и субъект педагогического сотрудничества».

Мастерство, творчество, индивидуальность педагога наилучшим образом воплощаются в сотрудничестве с коллегами, что возможно при понимании общих задач, соотнесении способов профессиональной деятельности, создании общности единомышленников. Это требует от педагога владения гибкими ролевыми позициями, терпимости, готовности к усилиям ради взаимной совместимости, направленности участников педагогического сотрудничества на главные задачи - качественные позитивные сдвиги в психическом развитии обучающихся.

Десятый уровень: «профессионал», «эксперт».

Здесь педагог объединяет в себе позитивные достижения всех предыдущих уровней профессионализма – понимание предназначения профессии, мастерство, творчество, исследовательский подход, саморазвитие, сотрудничество с коллегами, готовность к инновациям. Уровень предполагает как умение влиять на психическое развитие и личность обучающихся, применяя вариативные и новые технологии, исследуя результаты этих техник, обновлять систему образования, так и умения проектировать и корректировать свое личное профессиональное самодвижение. Этот уровень профессионализма опирается на названные выше профессионально важные психологические качества - педагогическое мышление, интуицию, рефлексию, творчество.

Названные уровни профессионализма педагога могут быть рассмотрены и как этапы профессионализма.

В психолого-педагогической литературе можно найти другие подходы к выделению уровней профессионализма педагога. Так, Н.В. Кузьмина для оценки уровня продуктивности профессионализма деятельности преподавателя ввела шкалу, согласно которой по результативности каждый педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности:

I - (минимальный) - репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II - (низкий) - адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III - (средний) - локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам и умениям по отдельным разделам курса (т.е. он способен формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащегосяв учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.

IV - (высокий) - системно-модулирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

V - (высший) - системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. Иначе этот уровень еще называют - системно-моделирующий творчество.

Еще один пример градации профессионализма педагога по уровням: учитель-информатор (низшая категория); учитель-технолог (вторая, качественно более высокая чем предыдущая); учитель-артист (первая категория); учитель-вдохновитель (высшая категория).

Учитель-информатор относится к ученику как к объекту. Его цель - знания и их передача, его мало интересуют интересы и потребности учащихся. У такого педагога способы подачи материала ограничены; преобладают лекции, опрос, вопросно-ответная система работы. На уроке царит сам учитель. Это форма безличностной педагогики.

Учитель-технолог отличается от предыдущего преимущественно способом подачи учебного материала. Он пользуется заимствованными технологиями, которые дают определенный результат, но сам результат не связан с духовным развитием ребенка, а лишь с формальным знанием. Педагогика сотрудничества осмысливается таким учителем как совокупность приемов, используемых для передачи знаний, умений, как способ манипуляции мыслительным процессом ребенка. Главный метод у таких учителей - рациональность, ориентация на «правильный» ответ, отключенность от рефлексивной, эмоциональной сферы, оперирование понятиями и терминами.

Учитель-артист отличается способностью чувствовать аудиторию, вовлечь зрителей в общее действо, сопереживание, сотворчество. Межличностное общение, построенное на доверии, открытости, сотрудничестве, выступает как идеология и методология его духовной педагогики. Впечатление, радость и творчество царят на уроках таких учителей. Основным методическим приемом становится импровизация - некая настройка души учителя на духовные вибрации каждого ученика.

Учитель-артист осторожно накладывает штрихи на картину мира, складывающуюся в сознании ребенка, не нарушая ее самобытности. Сотворчество, со-участие, со-переживание - стержневые характеристики его деятельности.

Учитель-вдохновитель - высший уровень педагогического мастерства. Главная его цель - духовное становление личности. Такая педагогическая позиция предполагает отношение к ребенку как к самоценности, как к маленькой Вселенной. Вдохновитель дает своему воспитаннику вдох, жизнь, любовь, доброту, разбег, крылья для будущего полета. Бескорыстие как устойчивое состояние души, как способ жизнедеятельности без оглядки на вознаграждение. Установка вдохновителя - на открытие, тайну, на доверие. Личность учителя открыта детям. Разница между учителем-артистом и учителем вдохновителем - в оттенках, в глубине ориентированности на ребенка. Это преображение самого себя, своего духа и отдача душевной энергии. И артиста, и художника можно готовить в стенах вуза, по сути дела он тиражируется. А вдохновитель - это внутренняя работа над совершенствованием самого себя. Если учитель-артист - это начальный этап творческого подхода, то учитель-вдохновитель - высший уровень человечности, бесконечное восхождение духа.

Уровни профессионализма складываются неравномерно у разных педагогов и у одного специалиста на протяжении его профессиональной жизни.

Существуют различные пути перехода педагога от одного уровня профессионализма к другому, пути восхождения к высотам профессионализма. Анализом их занимается область акмеологических педагогических технологий.