Развитие я-концепции близнецов. Рефлексия над вопросом «Кто я?» С.Л

Самосознание личности

Психология, которая является чем-то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.

Подлинный смысл пройденного нами пути в том и заключается, что он был не чем иным, как последовательно, шаг за шагом прокладываемым путем нашего познавательного проникновения в психическую жизнь личности. Психофизиологические функции включались в многообразные психические процессы. Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы, будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально формируются и проявляются, включались в эту последнюю; в соответствии с этим изучение психических процессов перешло в изучение деятельности - в том конкретном соотношении, которое определяется условиями ее реального осуществления. Изучение же психологии деятельности, всегда реально исходящее от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности -^ ее мотивов (побуждений), целей, задач. Поэтому изучение психологии деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности - ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений - функций, процессов, психических свойств деятельности - входит в личность и смыкается в ее единстве.

Именно потому, что всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологическим познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание; личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т. п. или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется.

Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. Анализируя ошибки гегелевской «Феноменологии духа», К. Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Конечно, не метафизика немецкого идеализма - И. Канта, И. Фихте и Г. Гегеля - должна лечь в основу нашей психологии. Личность, субъект - это не «чистое сознание» (Канта и кантианцев), не всегда себе равное «я» («Я+Я» - Фихте) и не саморазвивающийся «дух» (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии - изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание «реальных живых индивидов» в их реальной обусловленности.

Рубинштейновское определение психики как единства отражения и отношения, знания и переживания, раскрывает соотношение в ней идеального и реального, объективного и субъективного, т.е. представляет психику в системе различных философско-методологических квалификаций. Определение сознания как предметного и как субъектного, т.е. как выражающего отношение личности к миру, трактовка сознания как высшего уровня организации психики, которому в отличие от других уровней присущи идеальность, "предметное значение, смысловое, семантическое содержание", понимание сознания как детерминированного одновременно общественным бытием индивида и общественным сознанием выявляют продуктивные противоречия его движения. Генезис и диалектика трех отношений субъекта – к миру, к другим и самому себе (эти отношения были выделены Рубинштейном как конституирующие еще в 1935 г. в "Основах психологии") – вскрывают основу самосознания и рефлексии сознания индивида. Наконец, соотнесение сознания с нижележащими уровнями психики позволяет понять его роль как их регулятора, а также как регулятора целостной деятельности субъекта в его соотношении с миром.

Это положение о регуляторной функции сознания также является отличительным признаком концепции Рубинштейна. Сознание может выступать как регулятор деятельности только в силу его нетождественности последней, в силу своей особой модальности: в сознании представлена вся объективная действительность (во всяком случае свойственная сознанию идеальность позволяет индивиду руководствоваться всем, что отдалено во времени и пространстве, что составляет не лежащую на поверхности сущность бытия). Именно потому, что в сознании дано все существующее в мире, все отдаленное во времени и пространстве, все, с чем человек никогда не вступал и не сможет вступить в непосредственный контакт, личность не замкнута в узком мире своего "я" и оказывается способной выходить бесконечно далеко за пределы этого "я". Она может задавать свою систему координат относительно значимого для нее в этом мире и тем самым регулировать свои действия и реализовать переживания. Идея о регуляторной роли сознания восходит к марксистскому философскому пониманию его активности, с одной стороны, а с другой – к естественно-научным представлениям о регуляторной роли психики. Однако последнюю зависимость как принципиальную непрерывную линию отечественной психологии Рубинштейн начал детально обосновывать уже после выхода в свет второго издания "Основ общей психологии", т.е. с середины 40-х гг.

Вначале – через принцип единства сознания и деятельности – Рубинштейн ищет подход к объективному изучению личности, к тому, через что и как она проявляется в деятельности. Этот подход был реализован в цикле исследований проблем воспитания ребенка С.Л.Рубинштейном и его сотрудниками еще в 30-е гг. в Ленинграде. Почти одновременно им намечается другое направление исследований – путь активного формирования личности и ее сознания через деятельность. Прослеживая связь сознания и деятельности, Рубинштейн показывает, что сознание есть такой высший психический процесс, который связан с регуляцией личностью складывающихся в деятельности отношений. Сознание не просто высшее личностное образование, оно осуществляет три взаимосвязанные функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений и регуляцию деятельности субъекта. Сознание, таким образом, высшая способность действующего субъекта. Сознание выводит его в мир, а не замыкает в себе, поскольку его цели детерминированы не только им самим, но и обществом. Детерминация субъектом своей деятельности складывается и в особом процессе – жизненном пути личности.

Принципиальным для Рубинштейна является вопрос о соотношении сознания и самосознания: не сознание развивается из самосознания, личностного "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом. Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями. Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Из такого понимания соотношения сознания и самосознания С.Л.Рубинштейном развивается его концепция поступка: "При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей". Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего "я" сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми.

На пересечении всех приведенных определений сознания – гносеологического, социально-исторического, антропогенетического, собственно психологического, социально-психологического (соотношение индивидуального и коллективного сознания), наконец, ценностно-нравственного – и возникает его объемная интегральная характеристика. Она образуется именно при генетическом рассмотрении. Только рассмотрение сознания в развитии позволяет соотнести, различив исторический (антропогенетический) и онтогенетический процессы развития сознания, показать единство и специфику индивидуального и общественного сознаний, определить сознание как этап развития личности ребенка, затем – как этап жизненного пути и нового качества в становлении личности, как способ и новое качество жизни и соотнесения себя с действительностью. Этап сознательного отношения к жизни есть новое качество самого сознания, возникающее в связи с новым способом жизни личности. Личность становится субъектом жизни не потому, что она обладает сознанием, характером, способностями, а потому и в той мере, в какой она использует свой интеллект, свои способности для решения жизненных задач, подчиняет свои низшие потребности высшим, строит свою стратегию жизни.

Глубоко раскрыт С.Л.Рубинштейном генезис коммуникативных функций сознания, проявляющихся в речи и осуществляющихся в ней: "Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого". Речь является формой существования мысли и выражением отношения, т.е. в функциях речи также прослеживается единство знания и отношения. Чрезвычайно важным является, по Рубинштейну, генезис тех функций речи, которые связаны с потребностью ребенка понимать и со стремлением быть понятым другим. Его анализ этой потребности, сопровождающийся убедительной критикой Ж.Пиаже, отчасти близок бахтинской идее диалога. Однако принципиальная особенность позиции Рубинштейна состоит в том, что в отличие от М.М.Бахтина, настаивавшего вслед за родоначальником герменевтики Ф.Шлейермахером на значимости интерсубъективности, "сократической беседы", Рубинштейн исследует интрасубъективный аспект этой потребности.

Генетически-динамический аспект сознания получает наиболее конкретное воплощение при рассмотрении С.Л.Рубинштейном эмоций и воли. Именно в них сознание предстает как переживание и отношение. Когда потребность из слепого влечения становится осознанным и предметным желанием, направленным на определенный объект, человек знает, чего он хочет, и может на этой основе организовать свое действие. В генезисе обращения потребностей, переключении их детерминации с внутренних на внешние факторы концепция Рубинштейна сближается с концепцией объективации Д.Н.Узнадзе.

Таким образом, раскрытие генезиса и структуры сознания как единства познания и переживания, как регулятора деятельности человека дало возможность представить разные качества психического – познавательные процессы в их единстве с переживанием (эмоции) и осуществлением отношений к миру (воля), а отношения к миру понять как регуляторы деятельности в ее психологической и собственно объективной общественной структуре и все эти многокачественные особенности психического рассмотреть как процессы и свойства личности в ее сознательном и деятельном отношении к миру.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение - это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
  • социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание - это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я. Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Критерии самосознания таковы:

  1. выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
  2. осознание своей активности: «Я управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

  1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.
  2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих - прежде всего родителей, братьев, сестер. Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
  3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?
  4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
  5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
  6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей. Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность - целостное, связное представление о себе.
  7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни - смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии - заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я - наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена - даже в лучшую сторону - может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различать. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую - самостью. Различие между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение - не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;
  • Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

1. Самосознание можно определить как:

а) повышенное внимание к себе;

б) уровень притязаний;

в) направленность личности;

г) образ себя.

2. Первые теоретические разработки в области Я - концепции принадлежат:

а) В. Вундту;

б) К. Роджерсу

в) Л.С. Выготскому;

г) У.Джемсу

3. Понятие «Я - концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической;

б) когнитивной;

в) гештальтпсихологии

г) культурно-исторической

4. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:

а) В.М. Бехтерев;

б) Л.С. Выготский;

в) И.М. Сеченов;

г) П.П. Блонский.

5. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

а) В.В. Столина;

б) В.М. Бехтерева;

в) И.М. Сеченова;

г) В. Вундта.

6. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

а) предшествует развитию сознания;

б) является этапом в развитии сознания;

в) возникает одновременно с сознанием;

г) развивается одновременно с сознанием.

7. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

б) уровня притязаний;

в) значимых отношений;

г) социальных потребностей.

8. Психологическим механизмом самосознания выступает:

а) эмпатия;

б) рефлексия;

в) идентификация;

г) атрибуция.

9. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

б) самопрезентацией;

в) самовосприятием;

г) самоощущением.

10. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием

б) мировоззрением

в) личностным смыслом

г) потребностью

11. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная

б) аффективная

в) поведенческая

г) волевая

12. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением предстает как:

а)убеждения;

б) установка;

в) мировоззрение;

г) аттитюд.

13. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

в)устойчивость;

г) уровень действенности.

14. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

в) устойчивость;

г) уровень действенности .

15. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка;

б) притязание

в) мировоззрение;

г) личностный смысл.

16. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а)установкой;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) направленностью.

17. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования,- это:

а) убеждение;

б) установка;

в) личностный смысл;

г) потребность.

18. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

19. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) стремление.

20. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением;

б) установкой

в) интересом;

г) стремлением.

21. Высшая форма направленности личности - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) убеждение.

22. Понятие «установка» является синонимом понятия:

а) аттракция;

б) аттитюд;

в) атрибуция;

г) атония.

23. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни

Тестовые задания по теме

«Ощущения и восприятие»

1. Ощущение – это:

а) отражение отдельных свойств предметов,

б) отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи, - ОТРАЖЕНИЕ.

в) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений - МЫШЛЕНИЕ

г) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей – ВОСПРИЯТИЕ.

2. Часть анализатора, воспринимающая воздействия раздражителей и преобразующая их в

нервный процесс, называется:

а) рецептор,

б) эффектор,

в) афферентные нервы,

г) корковый отдел анализатора.

3. Ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и о состоянии мышечной системы, называются:

а) интероцептивными,

б) проприоцептивными,

в) экстероцептивными,

г) субсенсорными.

4. К экстероцептивным ощущениям английский физиолог Ч.Шеррингтон отнес:

а) органические ощущения,

б) ощущения боли,

в) вкусовые ощущения,

г) все ответы неверны.

5. Нижний абсолютный порог – это:

а) величина раздражителя, прямо пропорциональная чувствительности данного анализатора,

б) минимальная интенсивность раздражителя, которая может вызвать едва заметное ощущение,

в) наименьшее различие между раздражителями, которое может быть воспринято в данных условиях,

г) максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности.

6. Ученый, положивший начало изучению абсолютных порогов ощущений:

а) В.Вундт,

б) У.Джемс,

в) Г.Фехнер,

г) С.Стивенс.

7. Изменения чувствительности анализаторов происходят в результате:

а) сенсорной адаптации,

б) взаимодействия ощущений,

в) сенсибилизации под влиянием упражнений,

г) все ответы верны.

8. Сенсорная адаптация проявляется в том, что:

а) мы перестаем замечать соприкосновение одежды с кожей,

б) в темной комнате чувствительность глаза со временем обостряется в 200000 раз,

в) выходя из кинотеатра, мы сначала ослеплены ярким светом, затем начинаем видеть как обычно,

г) все ответы верны.

9. «Цветной слух» - это пример:

а) позитивной сенсорной адаптации,

б) сенсибилизации,

в) десенсибилизации,

г) синестезии.

10.Принципы организации элементов зрительного восприятия в целостную форму были впервые выделены в рамках:

а) теории деятельности,

б) гештальтпсихологии,

в) когнитивной психологии,

г) психофизики.

11. Свойство восприятия, благодаря которому мы воспринимаем цвет белой рубашки как «белый» в разных условиях освещенности, даже в сумерках, это:

а) константность,

б) предметность,

в) осмысленность,

г) обобщенность.

12. Под апперцепцией понимают:

а) зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни,

б) зависимость восприятия от перцептивных действий,

в) зависимость восприятия от взаимодействия анализаторов,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Внимание»

1. Физиологической основой внимания является:

а) активизация мозга ретикулярной формацией,

б) ориентировочный рефлекс,

в) механизм доминанты,

г) все ответы верны.

2. С точки зрения Т. Рибо, внимание:

а) всегда связано с эмоциями и вызывается ими,

б) есть особая активная способность духа,

в) обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС,

г) есть результат апперцепции.

а) А.А.Ухтомский,

б) П.Я.Гальперин,

в) Д.Н.Узнадзе,

г) Л.С.Выготский.

4. Произвольное внимание:

а) дано ребенку от рождения,

б) возникает в результате созревания организма,

б) формируется при общении ребенка со взрослыми ,

г) все ответы неверны.

5. Непроизвольное внимание:

а) непосредственно связано с направленностью личности, ее интересами,

б) управляется сознательной целью,

в) связано с борьбой мотивов,

г) все ответы неверны.

6. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является:

а) приложение волевых усилий,

б) возможность раскрывать в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи,

в) легкость и знакомость материала, на котором сосредоточено внимание,

г) привычные условия осуществления деятельности.

7. Распределение внимания заключается в том, что:

а) человек способен выполнять несколько видов деятельности одновременно,

б) человек способен сознательно перемещать внимание с одного вида деятельности на другой,

в) человек непроизвольно перемещает внимание с одного объекта на другой,

г) человек способен сосредотачивать внимание на одном объекте и отвлекать его от другого.

8. Послепроизвольное внимание характеризуется:

а) соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека,

б) приложением волевых усилий,

в) отсутствием интереса к процессу деятельности,

г) целенаправленным характером.

9. Ослабленность внимания связана с:

а) физическим или умственным утомлением,

б) ослабленностью организма вследствие заболевания,

в) расстройством нервной системы,

г) все ответы верны.

10. Подлинная рассеянность наблюдается тогда, когда:

а) человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться и довести дело до конца,

б) человек не может сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, но доводит до конца дело,

которое ему интересно,

в) человек ничего не замечает вокруг себя, будучи углублен в свои мысли.

г) человек отвлекается при действии новых и необычных раздражителей.

Тестовые задания по теме «Представления и воображение»

1. К представлениям можно отнести:

а) образы ощущений,

б) образы восприятия,

в) образы памяти,

г) персеверативные образы.

2. Проявлением активного воображения являются:

а) мечты,

б) галлюцинации,

в) сновидения,

3. Воссоздающее воображение:

а) тесно связано с восприятием, памятью и мышлением человека,

б) лежит в основе научного творчества,

в) создает принципиально новые представления,

г) восполняет недостаток удовлетворения потребностей.

4. Способ создания новых образов воображения, при котором происходит присоединение частей

или свойств одного объекта к другому, называется:

а) апперцепция,

б) агглютинация,

в) акцентирование,

г) схематизация.

5. Воображение и физиологические процессы организма связаны следующим образом:

а) физиологической основой воображения является активность коры левого полушария головного

б) воображение есть высшее проявление человеческого духа и не связано с органическими

процессами,

в) физиологической основой воображения является ориентировочный рефлекс,

г)воображение играет существенную роль в регуляции процессов организма человека.

Решение творческих задач

а) происходит полностью осознанно и произвольно,

б) требует участия надсознательных процессов,

в) происходит методом проб и ошибок,

г) все ответы неверны

Тестовые задания по теме «Мышление»

1. Мышление – это:

а) процесс познания с помощью органов чувств,

б) процесс создания новых образов,

в) ступень познания, раскрывающая суть вещей,

г) все суждения верны.

2. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, это:

а) практическое мышление,

б) наглядно-действенное мышление,

в) наглядно-образное мышление,

г) интуитивное мышление.

3. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств, это:

а) теоретическое понятийное мышление,

б) дискурсивное мышление,

в) практическое мышление,

г) интуитивное мышление.

4. Операция мышления, сутью которой является мысленное отвлечение от несущественных

признаков с одновременным выделением существенных, называется:

а) обобщение,

б) анализ,

в) абстракция,

г) синтез.

5. Высокий уровень обобщения означает:

а) установление сходства и различия между предметами и явлениями,

б) выделение большого количества общих признаков предметов и явлений,

в) нахождение общего там, где оно мало заметно,

г) выделение общих и существенных признаков предметов и явлений.

6.Операцией мышления, противоположной абстракции, является:

а) конкретизация,

б) индукция,

в) анализ,

г) синтез.

7. Творческое мышление:

а) свойственно только некоторым выдающимся людям,

б) требует высокого уровня интеллекта,

в) отличается гибкостью,

г) отличается выраженной критической установкой.

8. Как показал Ж.Пиаже, мышление ребенка дошкольного возраста характеризуется:

а) недостатком знаний,

б) эгоцентризмом,

в) эгоизмом,

г) импульсивностью.

9. Согласно Ж.Пиаже, способность выполнять умственные операции с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий появляется в возрасте:

б) 7-10 лет,

в) 12-14 лет,

г) 16-18 лет.

10. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, развитие мышления ребенка происходит благодаря:

а) научению через наблюдение,

б) интериоризации первоначально внешних действий,

в) созреванию организма и нервной системы,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Речь»

1. Речь человека отличается от языка общения животных следующей функцией:

а) сигнальная,

б) выразительная,

в) обозначающая,

г) сообщающая.

2. Речь человека:

а) является средством общения,

б) является средством мышления,

в) является средством регуляции поведения,

г) имеет полифункциональный характер.

3. Наиболее простой формой речи является:

а) внутренняя речь,

б) разговорная речь,

в) письменная речь,

г) монологическая речь.

4. Эгоцентрическая речь имеет функцию:

а) привлечения к себе внимания,

б) воздействия на другого человека с целью удовлетворения собственных потребностей,

в) ухода в мир аутистических фантазий,

г) организации собственного мышления и деятельности.

5. Исторически первой формой речи являлась:

а) устная речь,

б) внутренняя речь,

в) кинетическая речь,

г) эгоцентрическая речь.

6. Последовательность стадий процесса овладения ребенком роднойречью:

а) типична для детей разных культур,

б) зависит от сложности языка,

в) зависит от методик обучения,

г) зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

7. Сензитивным периодом для развития речи считается возраст:

а) младенческий,

б) от 1 до 3 лет,

в) дошкольный,

г) школьный.

8. Мышление и речь соотносятся следующим образом:

а) это два самостоятельных, не связанных друг с другом процесса,

б) мышление – это беззвучная речь,

в) речь – орудие мышления,

г) мышление и речь тождественны.

З.Я. Баранова

О.В. Кожевникова

Практикум по общей и экспериментальной психологии (Учебное пособие).

Подписано в печать

Формат 60Х841/16. Печать офсетная. Усл.печ.л. Уч.-изд. Л. 6,0. Тираж 50 экз. Заказ №

Издательство 426034, Ижевск, Университетская, 1, корп.4.__

Тестовые задания по теме «Память»

1. Кратковременная память:

а) длится 5 минут,

б) обладает емкостью 11 элементов,

в) позволяет долго помнить телефонный номер,

г) все ответы неверны.

2. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью,

б) обладает практически неограниченной длительностью хранения,

в) более развита у пожилых людей,

г) все ответы верны.

3. Оперативной называют память:

а) в которой удерживается информация, непосредственно воспринятая органами чувств,

б) которая представляет собой запоминание двигательных умений и трудовых операций,

в) в которой осуществляется первичная переработка информации,

г) в которой сохраняется информация, необходимая для выполнения актуального действия, операции.

4. Семантическая память – это такая память:

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования,

б) которая включает в себя знания о мире, правила, лежащие в основе языка и умственных операций,

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий,

г) все ответы неверны.

5. При непроизвольном запоминании:

а) продуктивность запоминания всегда ниже, чем при произвольном,

б) продуктивность запоминания связана с установкой на запоминание,

в) лучше запоминается материал, связанный с целью действия,

г) все ответы верны.

6. Повторение наиболее продуктивно для запоминания, если:

а) оно осуществляется концентрированно во времени,

б) оно распределено во времени,

в) заучиваемый материал не требует осмысления,

г) материал заучивается целиком, без деления на части.

7. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца,

б) осталась незаконченной,

в) была сознательно прекращена,

г) привела к вознаграждению.

8. Ретроактивная интерференция (торможение):

а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала,

б) лежит в основе положительного переноса при научении,

в) усиливается, если материалы сильно различаются,

г) все ответы неверны.

9. При извлечении информации из памяти всегда легче:

а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент,

б) ответить на прямые вопросы,

в) узнать элемент информации среди предъявляемых других,

г) не учитывать контекста.

10. Улучшение воспроизведения заученного материала со временем без дополнительных его повторений и волевых усилий называется:

а) реминисценция,

б) припоминание,

в) ассоциация,

г) интерференция.

11.Современные модели и механизмы работы памяти разрабатываются в рамках:

а) ассоциативной теории,

б) гештальттеории,

в) психоанализа,

г) когнитивной психологии.