Развития личности и ее творческого. Развитие творческой личности: Что выделяет творца из толпы? Гладкая Н. «Особенности лирической прозаической миниатюры В.П

творческий креативность воображение ребенок

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка - это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.

Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение - психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив - основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего учитель (воспитатель в детском саду, классный руководитель в школе), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

· ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

· раннее выявление творческих способностей и их направленности;

· формирование мотивации к творческой деятельности;

· нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

· наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

· учет индивидуальных психологических особенностей;

· ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

· создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

· организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

· включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

· работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

· организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Т.Б.Лужанкова,

г. Саратов, ГАПОУ СО «СОПК»

E-mail: [email protected]

«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других».

Б. Асафьев.

Способность творить - это, пожалуй, самая важная человеческая способность, без которой человек не может быть таким, каким он нужен нашему современному обществу и эту способность надо развивать с раннего детства.

Во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3-5%. Психологи также признают, что человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение, не аномалия человеческого ума, а высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей. Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.

Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что - то, что до тебя ещё ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ни чем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Нередко от родителей и даже от учителей - воспитателей можно услышать такие слова: «ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов, - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него всё равно не получится художник! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку, чепуха получается!»

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их простейшим аккомпанементом, сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра, рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа.

За всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребёнка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся ещё мыслей.

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения.

Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведёт нас к очень важной и актуальной в наших условиях проблеме: различии между специалистом - ремесленником и специалистом - творцом.

Подлинный специалист - творец отличается от рядового специалиста - ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что «по инструкции» не положено создавать. Ремесленник удовлетворяется тем, что создаёт лишь то, что положено - служит тормозом, потому что по отношении к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперёд, или отставать.

Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. С первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет профессий нетворческих что, работая в любой профессии, каждый из них может открыть новый, хотя бы маленький мир. Поэтому важнейшая задача воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками.

Многие учёные и ведущие педагоги не только разгадывали загадку творчества, но и искали пути развития, формирования и совершенствования способностей учащихся.

Первым на проблему своевременного выявления и развития способностей обратил внимание Ян Амос Коменский: «...рано нужно раскрывать у человека способности, так как в течение всей жизни ему многое придется познать, испытать и выполнить».

Особое внимание развитию творческих способностей учащихся уделял и великий русский педагог Ушинский К.Д. Он считал, что школа - это очаг, где дети развивают свои познавательные силы и творческие способности. «Все в ребёнке требует развития» - эти слова стали центральными в теории развивающего обучения, в основу которого легло русское народное творчество: сказки, пословицы, потешки, поговорки, загадки.

JI.H.Толстой в основу работы Яснополянской школы положил свободу и плодотворное творчество детей. Он вместе с детьми строил, сочинял, комбинировал, заражал их волнением, давал им тему, то есть направлял в основном весь процесс их творчества и показывал приёмы этого творчества. Детей увлекал сам процесс сочинениями, и это был первый толчок к творческой одушевлённой работе.

В.А. Сухомлинский - один из выдающихся педагогов считал неправильным обучение по готовым образцам, стандартам. «... Нет, так не должно быть... - Нельзя лишать ребёнка радостей духовной жизни... Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

Определяют следующие условия развития творческих способностей. Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее их выявление. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, гимнастики, хождения и ползания, то есть с очень раннего, по современным представлениям физического развития. Раннее чтение, ранний счёт, раннее знакомство и работа с различными инструментами и материалами тоже дают толчки к развитию способностей.

Второе важное условие – развивающая среда; заранее окружить ребёнка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.

Третье условие - совершенствование способностей, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше.

Четвёртое важное условие: ребёнку надо предоставить большую свободу в выборе деятельности. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдёт малышу на пользу.

Пятое условие, ребёнок должен делать открытие. «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому неизвестные» (К.Циолковский).

Таким образом, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, к прекрасному.

Источники информации

  1. Чухман Е. К. Роль искусства в развитии творческих способностей. М., изд. «Педагогика», 1995. С. 77;
  2. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного./пер. с нем./ - М., «Искусство», 2001;
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. М., Искусство, 1986;
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. 1999.

Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гуманных методов и приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности.
Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество – ещё одна немаловажная задача.
Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание надо уделять чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.
И, наконец, формирование эстетического восприятия и вкуса – эта задача играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»?
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому надо использовать систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание надо уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.
Должное внимание уделяется занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.

Также одним из условий является организация развивающей среды, т.е. пространства, открытого для действия личности, в котором педагоги могут отвечать на активность детей собственной активностью, развивая, таким образом, творческую личность дошкольника.

Анализ и изучение опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений показывают, что для эффективного протекания процесса развития творческой личности дошкольника необходимо соответствующее руководство со стороны педагога, готового целенаправленно и целостно осуществлять данную деятельность, что возможно только при реализации следующих педагогических функций:

Информационная, включающая умения пользоваться речевой выразительностью, точно и образно излагать материал, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе творческой деятельности;

Организаторская, включающая в себя умения планировать развивающий воспитательно-образовательный процесс, подбирать материал, методы, приемы и средства для содержательной творческой деятельности дошкольников;

Диагностическая, включающая умения определять особенности творческих способностей детей и учитывать это в организации творческой деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности развивающей работы в целом, видеть связи развития творческой личности ребенка с использованием различных методов творческой и познавательной деятельности;

Коммуникативная, которая требует от педагога навыков межличностного взаимодействия с детьми в процессе их совместной творческой деятельности, проявляющихся в умении быть всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым;

Побудительная, направленная на умение возбуждать творческий интерес и фантазию детей, побуждать их к активности и преобразованию.

Таким образом, развитие творческой личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно благодаря созданию развивающей среды, способствующей превращению спонтанной и непосредственной активности ребенка в творческую деятельность и готовности педагога, проявляющейся в обеспечении условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества и поиске новых, творческих решений.

Консультация для родителей: «Как воспитать творческую личность?»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, города Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны компоненты творческого потенциала, основные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности, а также даны рекомендации по развитию творческой личности. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность - это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой - изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности .
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону . В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству.
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка , поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности , в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша , но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах - нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене - можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!

Будущее любой страны зависит не только от её политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одарённых людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Поэтому понятно внимание современных учителей к талантливым, одарённым, творчески мыслящим детям и методам их обучения.

Творческие люди поражают воображение. Удивительно и то, что они появляются во все времена, даже в невыносимых исторических условиях. Можно ли приоткрыть тайну становления творческой личности? Что помогает этому становлению? Есть ли что-то общее в воспитании этих людей? А как обстоит дело с детьми? Может быть, есть возраст, когда освоить основы творческого мышления легче и проще, чем в более почтенном возрасте? Кто же они – воспитатели талантливых людей?

Оказывается, талантливые воспитатели – сознательно или интуитивно – избегали воздействовать на ребёнка “в лоб”. Они использовали чудо – загадку, тайну, необычное явление, при встрече с которым возникает сильное, необычное впечатление, удивление и радость, которые пробуждают у ребёнка любознательность и часто оставляют след на всю жизнь. Для становления творческой личности необходимо творческое воспитание в детстве. Но все ли дети способны к творчеству? Или творчеству стоит учить лишь тех, кто зарекомендовал себя школьными успехами? Какая стратегия окажется наиболее благоприятной для развития познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети у тех мам, которые, углубляясь в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращают внимание на ребёнка. Но для психологов картина не является неожиданной. Всё дело в том, что дети в этих семьях, у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность того, что ребёнок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребёнка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он – главный досуг, почти стопроцентная.

В зависимости от семейного воспитания у детей появляются свои определённые цели, которые условно можно разделить на три группы:

  • формальные (главенствуют у детей): хочу получить 5, хочу быть первым по предмету, хочу выучить 45 английских слов;
  • смысловые (более важные цели): хочу научиться различать одинаковые по написанию французские и английские слова;
  • творческие (самые важные): хочу сочинить своё стихотворение на английском языке.

Очень важно создать условия для развития творческих способностей не только дома, но и в школе. Ни для кого не секрет, что для учебной деятельности важнее конвергентное мышление, направленное на поиск логически единственного правильного ответа, а для творчества важнее дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано несколько правильных ответов. Творческое мышление всегда нешаблонно и отличается умением воспринимать обычные вещи необычным образом, увидеть новое в старом.

Педагогам нужно организовать обучение таким образом, чтобы ребёнку было интересно учиться, чтобы он смог раскрыть свой потенциал, поощрять его любознательность, творческие порывы, проявлять внимание и терпимость к его суждениям и идеям. Беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку - радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи. Но это через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.

Немалая часть детей с ранним развитием способностей, в конечном счете, как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих таких детей. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Их особые возможности остаются как бы невостребованными. Поэтому учитель, работающий с такими детьми должен обладать следующими качествами:

  • быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

Независимо от того, какие способности имеются у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

Первый этап – игровой . На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь “играет” со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: “Неторопливость, спокойствие, рассудительность”.

Второй этап – проявление индивидуальности . Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На данном этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста посещают кружок, секцию или студию, где с ними индивидуально работают наставники. Быстрота успехов ребенка является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

Третий – этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Четвертый – этап мастерства . На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к “звездной болезни”.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основная задача педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание умения жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, среди которых педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут в этом процессе основными помощниками:

  • На этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.
  • Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.
  • Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
  • Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.
  • Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
  • Проводить уроки творчества для одаренных детей.
  • Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение.
  • Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка.
  • Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
  • Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители, или хотя бы один из них был таким.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления творчески мыслящих детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности.

Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах). Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Формы, методы, приёмы развития творческих способностей

Данные формы, методы, приёмы помогут организовать учителю свою деятельность таким образом, чтобы уроки стали интересными, познавательными, способствовали развитию творческих способностей каждого, в том числе и одарённого, ребёнка

Типы творческих ученических работ

  • исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы);
  • сочинение (стихотворения, сказки, задачи, составление словарей);
  • художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, выставка);
  • техническое произведение (поделка, модель, макет, фигура);
  • зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
  • педагогическое произведение (проведённый в роли учителя урок, составленный кроссворд, придуманная игра, викторина);
  • методологическое произведение (план занятий по данной теме, тест или проверочное задание для учеников)
  • Выделяют три параметра диагностики и оценки выполнения творческих работ:
  • оригинальность – степень отличия ученического ответа от общепринятых норм, толкований, стереотипов;
  • творческая продуктивность – количество и качество идей, содержащихся в ответе;
  • мировоззренческая глубина, т.е. степень “проникновения” учащихся в основы мироздания и обнаруженный уровень его самопознания.

Методы учебного познания

Перечисленные методы отнесены к познавательным условно, поскольку их применение приводит также к созданию учениками образовательной продукции, т.е. креативному результату.

  • Метод вживания

Посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

В момент наилучшего “вживания” задайте вопросы как бы самому себе. Например: “Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?” Запишите главные результаты познания, полученные вами методом “вживания”

  • Метод образного видения

Эмоционально-образное исследование объекта.

“Геометрический город” – город сказочных фигур, можно выполнять в виде плоских или объёмных фигур. “Цветная математика”. На что похож жёлтый треугольник, синий квадрат и т.д. Затем составить картину. Можно подобрать подходящие цвета к дням недели, числам, словам.

  • Метод символического видения

Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.

Например: голубь – символ мира, блин – символ масленицы. Учитель предлагает наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Игра-соревнование “Поиск клада”. Предложить детям спрятать клад в классе (группами), нарисовать план его поиска (Тема “План и карта” по окружающему миру) и организовать игру-соревнование: кто быстрее его найдёт.

  • Метод конструирования понятий, правил

Работа начинается с актуализации уже имеющихся у обучающихся представлений. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии или правиле, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия, правило, которое записывается на доске.

  • Метод прогнозирования

Применяется к реальному объекту или процессу.

Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменения помещённого во влажную среду семени гороха. Дети делают наблюдения, зарисовки. Учитель предлагает задание: нарисовать росток таким, каким он будет через 3 дня, через неделю, месяц и т.д. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

Креативные методы

  • Метод гипотез

Предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-нибудь изменится.

Что произойдёт, если исчезнут окончания в словах или сами слова? Что произойдёт, если все объёмные фигуры станут плоскими? Что произойдёт, если хищники станут травоядными?

  • Метод образной картины

Создание целостного образа познаваемого объекта. Ученик мыслит разными масштабами, соотносит свои знания из разных областей, чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.

Например, изобразить картину мира с помощью рисунков, символов, ключевых терминов, показать связи между объектами. Предлагая такое занятие 2 – 3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения. Можно предложить “оживить” цифру, букву, слово, т.е. нарисовать цветной рисунок, изобразить с помощью звука, слова, тела и т.д.

  • Метод гиперболизации

Увеличение объекта познания или его частей, качеств.

Придумать самое длинное слово, самое большое число. Создать книгу рекордов.

  • Метод агглютинации

Соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить.

Например, горячий снег, вершина пропасти, бегающее дерево.

Методы организации учения

  • Метод ученического целеполагания и планирования

Ученик выбирает из предложенных учителем или формулирует сам цель своей работы, планирует также свою деятельность на какой-либо период (урок, день, неделю или на тему, раздел, творческую работу)

  • Метод создания образовательных программ

(Очень важен в работе с одарёнными детьми). Для составления учеником индивидуальных образовательных программ применяется следующий алгоритм:

  • зачем мне нужно заниматься предметом;
  • чему я хочу научиться (за определённый период – 1 четверть…);
  • какие темы я буду изучать углубленно;
  • какие главы, параграфы, задания, опыты я предполагаю изучить или выполнить (перечень);
  • самые интересные для меня вопросы и проблемы, которые я: нашёл в учебнике, услышал от других, придумал сам;
  • тема моей творческой работы по предмету;
  • что я буду делать, как заниматься предметом;
  • что мне необходимо для занятий (материалы, приборы, книги);
  • в чём будут состоять мои результаты занятий к концу 1 четверти;
  • как я планирую проконтролировать и оценить результаты своих занятий.
  • Метод нормотворчества

Памятки “Как ухаживать за кошкой?”, “Как решать задачу?” и т.д.

  • Метод взаимообучения

Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.

Методы рецензий, контроля, рефлексии, самооценки

  • Метод проектов

Цель – получить новый продукт, решить научную, техническую или проблему.

К организации работы по проекту предъявляются следующие требования:

  • проект разрабатывается по инициативе учащихся, тема проекта для всего класса может быть одна, но пути реализации разные;
  • проект является значимым для ближайшего окружения учащихся (одноклассников, родителей, знакомых);
  • работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации;
  • проект педагогически значим, т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;
  • проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения;
  • проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя, цели проекта сужены до решаемой задачи;
  • проект реалистичен, сориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Темы проектов: жизнь и творчество выдающихся людей; архитектура будущего; конструирование планет с заданными свойствами; крупнейшие озёра мира; исследование развития комнатного растения; берёза и сосна в жизни людей; сравнение сосновой и еловой шишки и др.

Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый. Сложно определить, где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком. Но намного сложнее узнать, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. И роль родителей и педагога является в этом непростом процессе решающей. Ещё Л. Н. Толстой говорил: “Чем легче учителю учить, тем труднее ученику учиться, и, наоборот, чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем дольше учитель будет сам учиться, обдумывать каждый урок, тем легче будет учиться ученик”.