Ребенок плохо адаптируется в школе. Как помочь ребенку? оставлять ли на продленку


Этот страх многие передают своим детям, которым только предстоит узнать, что такое школа. А ребёнок рассматривает предстоящие изменения в своей жизни как что-то интересное и неизведанное. Ведь по своим физиологическим особенностям ребёнок в этом возрасте любознательнее, чем мы с вами, взрослые. Так давайте же разберёмся, как нам ещё до школьных дней не погасить ту искорку интереса в детской душе. У нас впереди целое лето.

, сравнивать школьную систему с детсадовской, проводя параллели между личными качествами ребенка и его будущими неудачами в школе. Сами того не осознавая, взрослые своими страхами и напутствиями «из лучших побуждений», создают для ребенка негативную программу его школьной жизни. У каждого взрослого имеется свой (удачный или менее успешный) школьный опыт, а ребенок приобретёт свой собственный. Обязанность родителей – защищать и помогать ребенку в преодолении трудностей на этом пути. Ведь бывали весёлые моменты среди школьных будней! Ваши рассказы об этом пойдут только на пользу, помогут несколько снять напряжение у ребенка перед неизвестным будущим. Смешные истории известных писателей, таких как, В. Драгунский, В. Голявкин, Э. Успенский, тоже будут вам помощниками.

Домашняя система подготовки действует с учетом личных качеств ребенка, и в этом ее преимущество. Всем знакомо чувство, когда после длительного отдыха приходится перестраивать свой режим дня и менять привычки в спешном порядке. Это всегда дается с большим трудом и вызывает естественное отторжение к нагрянувшим переменам. Если же начинать , можно избежать стресса и принять перемены в позитивном ключе. Также и с подготовкой ребенка к школе, лучше начинать ее уже с первого месяца летнего отдыха.

:

Ø организованность;

Ø развитие навыков коммуникабельности;

Ø самостоятельность;

Ø развитие учебных навыков;


Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении (подражание малышам ясельного возраста), так и в физиологии (недержание мочи и кала, проблемы с речью и. т. п). Родителям не следует стыдить непоседу, тем более в присутствии посторонних, ставить ему в пример детей своих знакомых. Каждый проходит эту стадию по-разному, но, чтобы

Ø

Игры – это замечательный способ лучше узнать собственного ребенка. Можно завести хорошую вечернюю традицию настольных игр образовательного направления для детей 6-7 лет. Играть лучше всей семьей, чтобы создать дух соперничества. Для развития словарного запаса ребенка можно периодически играть с ним в «слова», это также развивает сообразительность. Интерес к предстоящей учебе можно подогреть ролевыми играми в школу. Примеряя на себя роль учителя, ребенок показывает свои знания взрослым, а в роли ученика приобретает новые знания гораздо легче, чем в настоящей школе.

Для этого подойдут ролевые игры в магазин, хождение по настоящим магазинам с целью обучения счету. Бытовая математика хорошо осваивается везде в бытовых ситуациях: сосчитать количество ягодок на виноградной кисти, бельевых прищепок на верёвке, поделить поровну между членами семьи конфеты, пельмени и т.п. Арифметические задачки про пироги или куски пирога, которые нужно разделить поровну между всеми членами семьи, помогут ребенку легко решать абстрактные задачи по математике за весь курс начальной школы.

Можно выделить для этого по 15-20 минут ежедневно. Лучше начинать с первого летнего месяца, ведь для закрепления устойчивых привычек требуется, как минимум, двадцать один день. Действуя в согласии с темпераментом ребенка, методично и целенаправленно, можно достичь хороших результатов к сентябрю.

Ø

Это чувство очень важно для того, чтоб ребенку было легче привыкнуть к школьному распорядку. Конечно, ориентироваться по минутам семилетке еще сложно, поэтому на помощь придут «особенные часы». Это часы с циферблатом, на которых вместо цифр будут картинки с изображением действий, которые нужно делать в это время суток. При изготовлении таких часов можно проявить творческие способности, идеи легко найти в интернете. Чтобы часы работали, в них можно вставить настоящий механизм, и периодически обращать внимание ребенка на движение стрелок по кругу. Если он интересуется значением цифр в часах, можно рассказать ему основы, научить определять время в часах и минутах. С целью приучения ребенка к организованности, можно ознакомить его с тематическими сказками, например, можно почитать ему «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца.

Ø

Вот этот момент самый трудный и необходимый для развития в ребёнке самостоятельности и навыка самообслуживания, так необходимого в школьной жизни.

В 6-7 летнем возрасте ребенку уже по силам выполнять некоторые домашние поручения. Нужно выделить круг обязанностей, которые ребенок должен делать самостоятельно. Пусть сначала это будет одно-два дела, но надо следить за тем, чтобы их выполнение вошло у ребенка в привычку. Хорошо, если у ребенка в этом возрасте есть домашнее животное. Тогда можно поручить ему право ежедневно кормить своего питомца и следить за состоянием его жилища (лотка, туалета). Убирать испражнения животного ребенку необязательно, но он, как хозяин, может следить за ситуацией и вовремя сообщать взрослому о необходимости уборки.

Также, необходимо выделить ребенку ту зону, за которую он ответственен при уборке в доме. Это может быть уголок с его игрушками, где он устанавливает свой порядок, в который нельзя вмешиваться. Не столь важно, насколько чисто будет в этой зоне, хотя приучать ребенка к чистоте и аккуратности тоже нужно, но это придет со временем. Основная задача – сформировать у ребенка чувство ответственности за вещи, находящиеся в зоне его внимания. Личный пример тоже важен, поэтому родителям нужно и самим грамотно распределить домашние обязанности между собой и не лениться их выполнять в срок.

Подготовьте психологически своего ребёнка для успешности обучаемости в школе. В остальном вам помогут учителя.

Успехов вам, дорогие родители!!!

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СШ №4 г. Вязьмы Смоленской области

Максимова Валентина Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку легче адаптироваться к школьной жизни.

В конце мая проходят выпускные в детских садах, впереди звонкое лето. Но тревожатся родители будущих первоклассников, их пугает неизвестность: как мой сынок или доченька адаптируются в условиях школы? Родители испытывают естественное волнение, связанное со вступлением ребенка в ряды первоклассников. Современная школа вызывает страх. Последнее время у всех на устах ФГОСЫ, ТЕСТЫ, МОНИТОРИНГИ, ЭКЗАМЕНЫ и прочие «страшилки» типа: «Школа – не садик, там тебя заставят подчиняться, там всё строго!» Эти свои сомнения и страхи многие взрослые передают своим детям и внукам, которым только предстоит узнать, что такое школа.
Этот страх многие передают своим детям, которым только предстоит узнать, что такое школа. А ребёнок рассматривает предстоящие изменения в своей жизни как что-то интересное и неизведанное. Ведь по своим физиологическим особенностям ребёнок в этом возрасте любознательнее, чем мы с вами, взрослые. Так давайте же разберёмся, как нам ещё до школьных дней не погасить ту искорку интереса в детской душе. У нас впереди целое лето.

Нельзя настраивать ребенка негативно , сравнивать школьную систему с детсадовской, проводя параллели между личными качествами ребенка и его будущими неудачами в школе. Сами того не осознавая, взрослые своими страхами и напутствиями «из лучших побуждений», создают для ребенка негативную программу его школьной жизни. У каждого взрослого имеется свой (удачный или менее успешный) школьный опыт, а ребенок приобретёт свой собственный. Обязанность родителей – защищать и помогать ребенку в преодолении трудностей на этом пути. Ведь бывали весёлые моменты среди школьных будней! Ваши рассказы об этом пойдут только на пользу, помогут несколько снять напряжение у ребенка перед неизвестным будущим. Смешные истории известных писателей, таких как, В. Драгунский, В. Голявкин, Э. Успенский, тоже будут вам помощниками.

На что нужно обратить особое внимание?

Домашняя система подготовки действует с учетом личных качеств ребенка, и в этом ее преимущество. Всем знакомо чувство, когда после длительного отдыха приходится перестраивать свой режим дня и менять привычки в спешном порядке. Это всегда дается с большим трудом и вызывает естественное отторжение к нагрянувшим переменам. Если же начинать подготовку к предстоящим переменам заблаговременно и постепенно , можно избежать стресса и принять перемены в позитивном ключе. Также и с подготовкой ребенка к школе, лучше начинать ее уже с первого месяца летнего отдыха.

Подготовка ребенка к школе ведется по нескольким направлениям :

  • организованность;
  • развитие навыков коммуникабельности;
  • самостоятельность;
  • развитие учебных навыков;

Акцентировать внимание нужно на развитие личностных качеств ребенка. Учителя начальных классов отмечают, что современные дети меняются очень быстро, отличаются большой мобильностью в образовании, и очень быстро могут заполнить прорехи в своих знаниях. А вот научить ребенка общению с другими детьми, развить в нем лучшие личностные качества, которые помогут успешному обучению и адаптации в школьной среде – это задача родителей, а не учителей. В домашней обстановке можно развить у ребенка самостоятельность, чувство времени, умение отстаивать свои интересы и многие другие навыки, которые помогут ему в преодолении кризисного первого года обучения.
В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходят значительные физиологические и психологические изменения. Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении (подражание малышам ясельного возраста), так и в физиологии (недержание мочи и кала, проблемы с речью и. т. п). Родителям не следует стыдить непоседу, тем более в присутствии посторонних, ставить ему в пример детей своих знакомых. Каждый проходит эту стадию по-разному, но, чтобы помочь дошкольнику перейти на новую ступень развития, нужно приучать его к новшествам постепенно. В основе желания навсегда остаться в беззаботном детстве, лежит неуверенность и страх перед будущим. Поэтому не нужно лезть к ребенку с бесконечными «надо», лучше расширить круг его обязанностей, но при этом оставлять место для его интересов. Иногда можно подурачиться вместе с ним, больше уделять времени совместным играм, общению в кругу семьи.
Итак, постепенно, ненавязчиво готовим ребёнка к новому статусу его жизненного, пусть ещё недлинного, пути:

  • Увлекательные игры на закрепление полученных знаний и освоение новых.

Игры – это замечательный способ лучше узнать собственного ребенка. Можно завести хорошую вечернюю традицию настольных игр образовательного направления для детей 6-7 лет. Играть лучше всей семьей, чтобы создать дух соперничества. Для развития словарного запаса ребенка можно периодически играть с ним в «слова», это также развивает сообразительность. Интерес к предстоящей учебе можно подогреть ролевыми играми в школу. Примеряя на себя роль учителя, ребенок показывает свои знания взрослым, а в роли ученика приобретает новые знания гораздо легче, чем в настоящей школе.

Для этого подойдут ролевые игры в магазин, хождение по настоящим магазинам с целью обучения счету. Бытовая математика хорошо осваивается везде в бытовых ситуациях: сосчитать количество ягодок на виноградной кисти, бельевых прищепок на верёвке, поделить поровну между членами семьи конфеты, пельмени и т.п. Арифметические задачки про пироги или куски пирога, которые нужно разделить поровну между всеми членами семьи, помогут ребенку легко решать абстрактные задачи по математике за весь курс начальной школы.

Можно выделить для этого по 15-20 минут ежедневно. Лучше начинать с первого летнего месяца, ведь для закрепления устойчивых привычек требуется, как минимум, двадцать один день. Действуя в согласии с темпераментом ребенка, методично и целенаправленно, можно достичь хороших результатов к сентябрю.

  • Развивать у ребенка чувство времени.

Это чувство очень важно для того, чтоб ребенку было легче привыкнуть к школьному распорядку. Конечно, ориентироваться по минутам семилетке еще сложно, поэтому на помощь придут «особенные часы». Это часы с циферблатом, на которых вместо цифр будут картинки с изображением действий, которые нужно делать в это время суток. При изготовлении таких часов можно проявить творческие способности, идеи легко найти в интернете. Чтобы часы работали, в них можно вставить настоящий механизм, и периодически обращать внимание ребенка на движение стрелок по кругу. Если он интересуется значением цифр в часах, можно рассказать ему основы, научить определять время в часах и минутах. С целью приучения ребенка к организованности, можно ознакомить его с тематическими сказками, например, можно почитать ему «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца.

  • Распределение домашних обязанностей.

Вот этот момент самый трудный и необходимый для развития в ребёнке самостоятельности и навыка самообслуживания, так необходимого в школьной жизни.

В 6-7 летнем возрасте ребенку уже по силам выполнять некоторые домашние поручения. Нужно выделить круг обязанностей, которые ребенок должен делать самостоятельно. Пусть сначала это будет одно-два дела, но надо следить за тем, чтобы их выполнение вошло у ребенка в привычку. Хорошо, если у ребенка в этом возрасте есть домашнее животное. Тогда можно поручить ему право ежедневно кормить своего питомца и следить за состоянием его жилища (лотка, туалета). Убирать испражнения животного ребенку необязательно, но он, как хозяин, может следить за ситуацией и вовремя сообщать взрослому о необходимости уборки.

Также, необходимо выделить ребенку ту зону, за которую он ответственен при уборке в доме. Это может быть уголок с его игрушками, где он устанавливает свой порядок, в который нельзя вмешиваться. Не столь важно, насколько чисто будет в этой зоне, хотя приучать ребенка к чистоте и аккуратности тоже нужно, но это придет со временем. Основная задача – сформировать у ребенка чувство ответственности за вещи, находящиеся в зоне его внимания. Личный пример тоже важен, поэтому родителям нужно и самим грамотно распределить домашние обязанности между собой и не лениться их выполнять в срок.

Подготовьте психологически своего ребёнка для успешности обучаемости в школе. В остальном вам помогут учителя.

Успехов вам, дорогие родители!!!

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СШ №4 г. Вязьмы Смоленской области

Максимова Валентина Сергеевна


Тема выступления для родительского собрания:

«Адаптация ребенка к школе».

Подготовила педагог-психолог Костюшкина Ю.А.

Цель занятия: проинформировать родителей об особенностях

адаптации первоклассников к условиям школы.

Задачи:

Дать знания о понятии адаптации к школе;

Дать представления о видах адаптации;

Оборудование: лекционный материал, буклеты.

Ход мероприятия:

Вступительное слово педагога –психолога:

Есть родители, которые рассуждают примерно так: «Наше дело накормить-напоить, а школа научит!» это заблуждение, как заблуждение и то, что образование заканчивается с получением диплома или защитой кандидатской диссертации. Человек должен учиться всегда – с момента своего появления на свет до последнего вздоха. Хотя мы, к сожалению, имеем множественные примеры выросших детей, не обученных вовремя многому. Доказано, что дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых слабо заботились матери, отличаются низкими достижениями в образовании, а мужчины – низким заработком. Теже кто воспитывался, окруженный любовью и заботой о развитии и дошкольном обучении, отличаются успехами в образовании, относительно высоким доходом. И, что очень важно, получив от родителей эстафету заботы о развитии и образовании детей, они в большинстве случаев передают ее своему потомству.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? Знаем ли почему? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам наших детей?

Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.Здесь многое зависит от нас, взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки. Понимаем ли мы, взрослые, что учеба – серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Знаем ли, что начало года всегда наиболее трудно, особенно для первоклассников. Причем приспособление к школе не заканчивается через неделю-две, для этого требуется много времени. Поэтому в этом пособии мы хотим рассказать вам о том, как помочь ребенку преодолеть первые ступеньки на школьном пути.

Увы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы не были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания, все это – дополнительные стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создает новые проблемы. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда у ребенка, на которого вы возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Почему так трудно учиться? Почему сотни тысяч девчонок и мальчишек страдают от различных школьных проблем? Мы все больше сетуем на программы, методики, систему обучения. Но важно, чтобы это было не одна новая программа, методика, не один учебник, не жесткие сроки, когда все должны работать как один. Ведь все не могут как один. Они очень разные, наши дети. Один, будет слушать учителя, раскрыв рот и, поглощенный работой, аккуратно выпишет каждую буковку, другой и минуты не усидит спокойно, а мечта об аккуратных буковках так останется нашей мечтой. Один схватывает все на лету, другому придется объяснять не раз и не два. Один выбежит после уроков еще полный сил, а другой от непомерной усталости может уснуть даже на уроке.

Кому-то по силам все школьные нагрузки и в шесть лет, а кому-то полезнее еще годик провести дома или в детском саду. Не потому, что ребенок к учебе не готов, а потому, что он не готов к школе, к тому объему школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться. И дело здесь не только в уровне интеллектуального развития ребенка, сколько в возрастных особенностях его развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья.

Что такое адаптация к школе?

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того,чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс .

Оптимальное время для адаптации детей к школе - 1,5 – 2 месяца.

Некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

При крайних случаях - весь учебный год.

Виды адаптации.

Различают физиологическую, психологическую и социальную адаптацию.

В физиологической адаптации выделяется три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления.

    Ориентировочный этап («физиологическая буря») – длится 2-3 недели.

Когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с переходом в среднюю школу, системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением.

    Неустойчивое приспособление («затихание бури») – длится 3-4 недели.

Когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

    Относительно устойчивое приспособление – длится 5-9 недель.

Когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем (умственной работы, психической нагрузки общения).

В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.

Физиологическая адаптация - во многом определяется состоянием здоровья ребенка. По степени приспособленности к школе различают группы детей: проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

У части детей адаптация в школе происходит тяжело . При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Психологическая адаптация детей к школе не менее важна. Именно от этого зависит, насколько ребенок будет готов принимать и понимать новые задачи, а также его желание учиться и понимать знания.

Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Как только ребенок пошел в школу, чтородители ожидают от своего ребенка: в поведении и в оценках?

Чаще всего родители ждут от своих детей высоких оценок и прилежного поведения. Но далеко не всегда дети оправдывают эти ожидания. Особенно это может проявляться в период адаптации к школе.В возрасте 6-7 лет дети особенно чувствительны к реакции родителей и окружающих на их поведение, на их способности и возможности. Неудачи и провалы ребенок воспринимает наиболее остро. Кстати, именно поэтому в первом классе не ставят оценок. Тем не менее, оценить успеваемость ребенка, его поведение можно из отзывов учителя. Если учитель говорит о том, что ребенок невнимателен и мешает вести уроки, ни в коем случае его нельзя ругать. У ребенка необходимо выяснить, почему он ведет себя так? Что ему кажется непонятным? Объясните, как себя вести правильно.То же самое касается изменившегося поведения ребенка дома. Часто бывает так, что дисциплинированный и спокойный ребенок вдруг начинает грубить родителям и не слушаться. При этом, возможно, что такое поведение бывает только дома, а в школе ребенок ведет себя хорошо. Первая реакция родителей на грубость ребенка – наказание.Однако правильным было бы попытаться понять причину такого поведения. Скорее всего, причина кроется в том, что все свои силы ребёнок тратит на «правильное» поведение в школе. Спокойное поведение на уроке, послушание и внимание к предмету требует огромного напряжения, и, приходя домой, ребенок старается расслабиться, надеясь, что родители его поймут и поддержат.Наказывать ребенка в период адаптации к школе категорически нельзя. Но это не значит, что грубость нужно поощрять. Необходимо максимально корректно избегать конфликтных ситуаций. Если ребенок кричит и грубит, не стоит кричать в ответ или тут же применять штрафные санкции. Лучше сказать нейтральную фразу:

- Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернёмся к нему, когда ты успокоишься.

Старайтесь лишний раз обнять и поцеловать ребенка. Ваша поддержка никогда не будет лишней. Важнопомочь ребенку справляться с трудностями обучения. В том числе и с домашними заданиями. Но тут есть один нюанс: надо, чтобы сначала ребенок попробовал сам, и только после того, как у него не получилось, обращался за помощью. Если же изначально садиться за уроки вместе, то у ребенка просто не будет привычки к самостоятельной работе.Очень часто родители, которые сами тяжело пережили адаптацию к школе, и, как следствие, все остальные школьные годы к учебному процессу были настроены негативно, свой эмоциональный настрой и отношение к школе могут передать детям, создавая тем самым для ребенка дополнительные психологические проблемы в период адаптации.

Есть и обратная сторона. Излишне и слишком оптимистичное отношение родителей к школе, которое можетпорождать у ребенка толькорадужные представления о школьной жизни. В итоге он совсем не ожидает проблем, а столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе как таковой. Ведь он уверен, что все с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается: ну как тут не обвинить в происходящем себя. У ребенка падает самооценка, пропадает желание учиться.Гораздо правильнее будет объяснить ребенку всё о преимуществах школы и обучения, знаний и умений, приобретаемых там, однако не забыть упомянуть о том, что это часто бывает трудной задачей. Что с трудностями сталкиваются все, и важно научиться их преодолевать, что вы поможете ему в любой ситуации. В итоге у ребенка сложится и положительное отношение к школе, и понимание предстоящих трудностей. Не всегда проявления стресса и напряжения оказываются деструктивными. В некоторых случаях неряшливые и непослушные дети наоборот начинают проявлять непривычную дисциплину: сами просыпаются и заправляют кровать, не перечат родителям и так далее. Родители не нарадуются таким изменениям, и не подозревают, что это свидетельствопроблем у ребенка. В какой-то корректировке такое поведение не нуждается, и, скорее всего, со временем все вернется «на круги своя». Вот тут-то и потребуется понимание от родителей. Не стоит упрекать ребенка за то, что он вернулся к своему «привычному»поведению.

Социальная адаптация.

При поступлении ребенка в школу, в его жизни появляется много новых людей и появляется новая социальная роль . Для успешной социальной адаптации к школе, ребенку необходимо будет включиться в новые условия школьной жизни, а именно, в отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная работа в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника,в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил.

В современных условиях усложнению данной ситуации способствуют: снижение воспитательного влияния семьи, быстрый темп жизни общества и поступление множества противоречивых сведений из средств массовой информации. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Все это подрывает знания младшего школьника об окружающем мире. Нелегко ему будет в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем. В связи с этим требуется обязательная помощь в социальной адаптации к условиям школы не только школьного коллектива, но и родителей первоклашек.

При этом от того, как ребёнок покажет себя в коллективе в период адаптации, зачастую зависит его положение в классе на протяжении всего обучения.

Первоклассник должен обладать навыками общения со сверстниками, умением работать вместе и действовать сообща, уметь строить дружеские отношения. Поэтому не стоит ругать своих детей за то, что они часто созваниваются с одноклассниками не по делу, убегают гулять с ними или задерживаются после школы. В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Все это часть социальной адаптации, и не стоит мешать этому процессу.

Кроме того, п оложительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками,и ускоряют и облегчают его социальную адаптацию.

Также, первоклассник должен быть готов выполнять поставленные перед ним новые школьные задачи, уметь сознательно принимать новые требования, предъявляемые учителем, соблюдать правила и нормы поведения, режима

дня, иерархию дел и т. д. В начале школьной жизни выполнение и соблюдение новых правил, являются трудной задачей для первоклассника. Поэтому необходимо понимать, что требования соблюдения школьных правил и норм поведения первоклассником должны быть ему четко и конкретно представлены. Важным условием социальной адаптации детей служат одинаковые требования школы и родителей.

Каждый из родителей проходил обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Но необходимо помнить, что школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни первоклассника.

Сложнее дело обстоит с застенчивыми и замкнутыми детьми. Такие дети часто стремятся брать в школу свои любимые игрушки. Многие родители препятствуют этому, мотивируя тем, что ребенок уже вырос и стал учеником, что школа это не детский сад. Однако делать этого нестоит. Ребенок чувствует себя неуверенно в новой обстановке, а игрушка – как часть старого, привычного

мира – помогает ему чувствовать себя более благополучно. Так что пусть берет игрушку с собой, но только объясните ребенку, что ею играть можно только на переменках.

Не стоит забывать об особенностях адаптации к школе детей с особенностями развития, в частности, гиперактивныхдетей, с задержками в развитии, детей с расстройствами аутистического спектра и др. Родителям таких первоклассников будет значительно сложнее справиться с ситуацией, и им гораздо правильнее будет обратиться заблаговременно к специалистам. Только так родители смогут быть уверенными, что решат проблему наилучшим способом и помогут ребенку прожить период адаптации к школе менее болезненно.

Самое важное в этот период - соблюдение режима дня .Распорядок дня в это время сильно меняется, но это не значит, что от режима можно совсем отказаться.Важно, особенно, в первые месяцы обучения, ребенку организовать сон после уроков . Это оптимальный вариант позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка учебными занятиями, пусть ребенок сначала отдохнет. В идеале - это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит и только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания.

С одной стороны, в первом классе его задавать не должны, с другой - бывает по-разному. Садиться за выполнение домашних заданий перед сном категорически нельзя. Лучше сделать это днем, пик мозговой активности у детей приходится на 15-16 часов. Перед сном лучше всего погулять на свежем воздухе.

Во время адаптации ребенка к школе, да и в остальное время, прогулка должна занимать не менее 3-4 часов в день , именно такую продолжительность советуют врачи. Это лучший способ выровнять баланс статической нагрузки и двигательной активности. Рассчитывать на уроки физкультуры не стоит, 2 часа в неделю – этого не достаточно.Согласно исследованиям, первокласснику необходимо 11 часов полноценного сна . Лучше всего укладывать ребенка в 9 часов вечера.Время подъема необходимо установить такое, чтобы первоклассник успел позавтракать утром, сделать зарядку и окончательно проснуться перед занятиями. Завтрак должен быть полноценным.

Правила, которые помогут ребёнку в общении:

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

    Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

    Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

    Не дерись без причины.

    Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

    Играй честно, не подводи своих товарищей.

    Не дразни никого, не «канючь», не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

    Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    Старайся быть аккуратным.

    Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком:

Не рекомендуемые фразы для общения: - Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Ребенок идет в первый класс. Почему ему трудно привыкнуть к школе и как ему в этом могут помочь родители?

Вроде бы совсем недавно вы забирали своего кроху с роддома. И вот незаметно пролетели годы, и пришло время вести его в первый класс. Радостные ожидания, новые впечатления, нарядные букеты, белые банты или галстуки-бабочки – рисуется картинка чудесного праздника для первоклассника. Но эффект новизны и очарования необычной обстановкой быстро проходит, и ребенок начинает понимать, что в школу он пришел не для праздника, а для учебы. И вот теперь самое интересное…

Вдруг вы начинаете замечать, что ваш ранее такой послушный и добрый ребенок вдруг становится агрессивным, отказывается идти в школу, плачет, капризничает, жалуется на учителя и одноклассников, или валится с ног от усталости. Конечно же, любящий родитель сразу же начинает бить тревогу: что с этим делать? Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Нормально ли все то, что с ним происходит?

Как обычно, единого ответа на все эти вопросы не существует. Ведь ваше дитя – личность, и у него есть свои индивидуальные особенности, свой темперамент, характер, привычки, состояние здоровья, наконец. Большое значение имеют такие факторы, как:

  • уровень готовности малыша к школьному обучению – имеется в виду не только умственная, но и физическая, и психологическая готовность;
  • степень социализации крохи – насколько он умеет общаться и сотрудничать с ровесниками и со взрослыми, в частности, ходил ли он в детский садик?

Как же понять, насколько успешно дитя привыкает к школе?


Начало школьного обучения – серьезное событие в жизни маленького человека. По сути, это его шаг, или даже прыжок, в неизвестность. Попробуйте на минуту поставить себя на место вашей дочери или сына или по возможности вспомнить свои первые школьные впечатления. Волнительно, правда? Даже если мама с папой как можно подробнее и заранее рассказывали крохе о том, что его ожидает в школе, все равно первое время для него будет очень неожиданным. Да и слова «Ты там будешь учиться», собственно, 6-7-летнему человечку вряд ли скажут очень много. Что значит учиться? Как это делать? Зачем мне это нужно? Почему мне нельзя, как прежде, играть и гулять с мамой и сестричками-братиками? И это только первый уровень переживаний вашего ребенка.

Сюда добавляются новые знакомства, необходимость привыкать к новым условиям деятельности. А нравлюсь ли я Маше и Ване? А учительнице? Почему мне надо сидеть за одной партой с Васей, который дергает меня за косички? Почему все смеются, когда я хочу поиграть с машинкой? Зачем мне так долго сидеть, если я хочу побегать? Почему звонок так долго не звенит? Почему, если я хочу пойти домой к маме, мне нельзя?

Несложно догадаться, какие огромные интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки испытывают дети во время адаптации к школе. И мы, как любящие родители, просто обязаны им помочь пройти этот период как можно мягче и безболезненнее. Именно для этого и стоит периодически пробовать ставить себя на место ребенка, учиться смотреть с его колокольни, вспоминать, как вы чувствовали себя тогда, когда «звезды ярче светили, были дома большими». И давать крохе именно то, в чем он больше всего сейчас нуждается.

Чтобы привыкнуть к новой обстановке, крохе нужно время. Не один день, не одна неделя и даже не один месяц. По наблюдениям специалистов, средняя продолжительность адаптации к школе – от двух месяцев до полугода. Успешной адаптация считается, если ребенок:

  • спокоен, в хорошем настроении;
  • хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
  • быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
  • без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
  • понимает и принимает школьные правила;
  • нормально реагирует на замечания учительницы;
  • не боится учителей или ровесников;
  • нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.

К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:

  • чрезмерная усталость крохи, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
  • жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
  • сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
  • как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.

В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи крохи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе?


Первым делом разберемся с возросшей физиологической нагрузкой на малыша. Учебные занятия требуют от ребенка удержание относительно неподвижной позы на протяжении урока. Если ранее ваше дитя большую часть времени посвящало всяческой активности – бегу, прыжкам, веселым играм – то сейчас ему приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка для шести-семилетнего ребенка очень трудна. Двигательная активность крохи становится фактически вполовину меньше, чем до момента поступления в школу. Но потребность в движении так просто за один день не отключается – она по-прежнему остается большой и теперь качественно не удовлетворяется.

Кроме того, в возрасте 6 — 7 лет крупные мышцы созревают быстрее, чем мелкие. В связи с этим детям намного проще выполнять размашистые, сильные движения, чем те, для которых необходима большая точность – например, письмо. Соответственно, от выполнения мелких движений ребенок быстро устает.

Физиологическая адаптация первоклассника к школе проходит несколько этапов:

  1. «Физиологическая буря» — так специалисты называют первые пару-тройку недель школьного обучения. Все системы организма ребенка в ответ на новые внешние воздействия сильно напрягаются, забирая значительную часть ресурсов крохи. В связи с этим многие первоклашки в сентябре начинают болеть.
  2. Далее начинается неустойчивое приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Организм малыша пытается найти наиболее подходящие реакции на внешний мир.
  3. И только потом начинается фаза относительно устойчивого приспособления. Теперь организм уже понимает, чего от него хотят, и меньше напрягается в ответ на нагрузки. Весь период физической адаптации может длиться до 6 месяцев и зависит от исходных данных ребенка, его выносливости и состояния здоровья.

Родители не должны недооценивать всю трудность периода физиологической адаптации их чада. Медики утверждают, что некоторые первоклашки к концу октября худеют, у многих проявляются такие признаки переутомления, как снижение или повышение артериального давления. Поэтому нечему удивляться, когда 6-7-летки жалуются на постоянное чувство усталости, головную или другие боли в первые два-три месяца школьного обучения. Дети могут стать капризными, частично утратить контроль над своим поведением, у них может часто и резко меняться настроение. Для многих детей школа сама по себе становится стессогенным фактором, ведь требует повышенного напряжения и внимания. Как результат, уже к середине дня дети переутомляются, не имея возможности полного расслабления. Порой дети уже утром грустны, выглядят опустошенными, могут жаловаться на боль в животе, иногда даже появляется утренняя рвота. Если же у крохи до поступления в школу имелись еще и какие-то сложности со здоровьем, адаптация может проходить нелегко. Вспомните об этом до того, как упрекнуть свое дитя в лени и нежелании выполнять новые обязанности!


Прежде всего, разберемся с некоторыми психологическими особенностями первоклашки. К 6 – 7-летнему возрасту устанавливается большее, чем ранее, равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но все же, возбуждение пока превалирует над торможением, из-за чего первоклассники в основном очень активны, непоседливы, сильно возбудимы эмоционально.

Через 25-35 минут урока работоспособность ребенка падает, и на втором уроке может вообще резко снизиться. При высоком эмоциональном насыщении уроков и внеурочных мероприятий дети могут сильно утомляться. Все это необходимо учитывать взрослым, чтобы помочь своему ребенку в адаптации.

Обращаясь к возрастной психологии, можно сказать, что в жизнь ребенка приходит новый вид деятельности – учебная. В общем виде ведущими видами деятельности ребенка являются:

  • с 1 года до 3 лет — предметно-манипулятивная игра;
  • с 3 до 7 лет – ролевая игра;
  • с 7 до 11 лет – учебная деятельность, операционно-техническая деятельность.

На базе этой новой для ребенка деятельности в центр сознания выдвигается мышление. Оно становится главной психической функцией и постепенно начинает определять работу всех остальных психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи. Все эти функции тоже становятся произвольными и интеллектуализируются.

Благодаря быстрому и постоянному развитию мышления появляется такое новое свойство личности ребенка, как рефлексия – осознание себя, своего положения в группе – классе, семье, оценка себя с позиции «хороший – плохой». Такую оценку дитя берет из отношения к нему близкого окружения. И, в зависимости от того, принимают ли и ободряют ли его родные люди, транслируя посыл «ты хороший», или осуждают и критикуют — «ты плохой» — у ребенка формируется чувство психологической и социальной компетентности в первом случае или неполноценности во втором.

По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются. Но родители тоже всячески должны поддерживать ребеночка:

  • отмечать все достижения ребенка, даже самые незначительные;
  • оценивать не личность ребенка, а я его поступки – вместо фразы «ты плохой», говорить «ты поступил не очень хорошо»;
- общаясь с сыном или дочерью о неудачах, объяснять, что это временно, поддерживать стремление ребенка преодолевать различные трудности.

Социально-психологическая адаптация первоклашек может протекать по-разному. Условно выделяют три вида адаптации:

1. Благоприятная:

  • ребенок адаптируется к школьному обучению в течение двух первых месяцев;
  • ему нравится ходить в школу, он не боится и не чувствует неуверенности;
  • ребенок легко справляется со школьной программой;
  • он быстро находит друзей, осваивается среди нового коллектива, хорошо общается с ровесниками, устанавливает контакт с учителем;
  • у него фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен;
  • он без напряжения и с интересом и желанием выполняет школьные обязанности.

2. Средняя:

  • время привыкания к школе затягивается до полугода;
  • ребенок не может принять ситуацию учебы, общения с учителем, ровесниками - он может выяснять отношения с товарищем или играть на уроках, реагирует на замечания учителя обидами и слезами или не реагирует вообще;
  • ребенку трудно усваивать учебную программу.

Обычно привыкание к школе и подстройка под новый ритм жизни у таких детей происходит только к концу первого полугодия.

3. Неблагоприятная:

  • у ребенка наблюдаются отрицательные формы поведения, он может резко проявлять негативные эмоции;
  • ребенок не в состоянии освоить учебную программу, ему трудно научиться чтению, письму, счету и т.п.;

На таких деток нередко жалуются родители, одноклассники, учителя, они способны на непредсказуемые реакции, могут «мешать трудиться на уроке». Все это в сумме создает целый комплекс проблем.

Причины социально-психологической дезадаптации

Специалисты выделяют следующие факторы нарушения социально-психологической адаптации:

  • неадекватные требования со стороны взрослых — учителя и родителей;
  • ситуации постоянной неудачи;
  • учебные проблемы ребенка;
  • недовольство, наказания, упреки со стороны взрослых;
  • состояние внутреннего напряжения, тревожности, настороженности у ребенка.

Такое напряжение делает ребенка недисциплинированным, безответственным, невнимательным, он может отставать в учебе, быстро устает и просто не имеет желания ходить в школу:

  • непосильные дополнительные нагрузки – различные кружки и секции, которые постепенно создают стресс и «перегрузку» ребенка, он постоянно боится «не успеть» и в итоге жертвует качеством всей работы;
  • отвержение школьников ровесниками. Такие ситуации в свою очередь порождают протест и плохое поведение.

Всем взрослым – и родителям, и учителям – важно помнить, что плохое поведение является сигналом тревоги. Необходимо проявить дополнительное внимание к ученику, понаблюдать за ним, разобраться в причинах затрудненной адаптации к школе.


Вопрос помощи детям в безболезненном и плавном привыкании к школе без ущерба для здоровья как никогда актуален. Специалисты рекомендуют соблюдать простые советы:

  1. Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
  2. Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным, и учитывать личностные особенности ребенка;
  3. Обсудите с ребенком понятия самооценки, оценки, различные их критерии: аккуратность, красота, правильность, интерес, старательность. Вместе с ребенком выработайте способы достижения всего этого;
  4. Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
  5. Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь благодаря успешной учебе. Но, конечно же, будьте честны с ним и в первую очередь с собой – не надо говорить, что золотая медаль откроет дверь в беззаботную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это не так. Но вот объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле, все-таки стоит, правда?
  6. Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
  7. Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
  8. Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в него верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
  9. Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
  10. Перестаньте критиковать ребенка. Даже если у него плохо получается читать, считать, писать, он неаккуратен. Критика со стороны близких, особенно в присутствии посторонних людей, способна только усугубить проблемы;
  11. Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
  12. Учитывайте темперамент своего чада. Активные дети физически не в силах сидеть долго на одном месте. Медлительные же, наоборот, с трудом привыкают к непростому школьному ритму;
  13. Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
  14. Не думайте, что детские проблемы проще, чем взрослые. Конфликтная ситуация с ровесником или учителем может оказаться для крохи ничуть не легче, чем конфликт родителя с начальником на работе;
  15. При поступлении ребенка в школу не меняйте резко отношения в семье. Не стоит говорить: «Теперь ты уже большой, сам мой посуду и убирай в доме» и т.д. Помните, ему и так сейчас достаточно школьного напряжения;
  16. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
  17. Не показывайте крохе свою тревогу и озабоченность его успеваемостью в школе. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его. И будьте терпеливы в ожидании успехов – они ведь могут появиться не с первого дня! Но, если вы повесите на ребенка ярлык неудачника, его таланты могут так и не проявиться;
  18. Если ребенок очень болезненно относится к школе, снизьте важность школьных отметок. Покажите чаду, что вы его цените и любите, и не за хорошую учебу, а просто так, то есть, безусловно;
  19. Искренне интересуйтесь школьной жизнью крохи, но акцентируйте внимание не на оценках, а на его отношения с другими детками, на школьные праздники, экскурсии, дежурства и т.п.;
  20. Дома создайте ребенку возможность расслабиться и отдохнуть. Помните – в первое время для вашего чада школа является очень серьезной нагрузкой, и он реально устает;
  21. Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
  22. После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
  23. Помните, что поздний вечер – не для уроков! После занятий дайте крохе отдохнуть, а потом как можно раньше сделайте уроки на завтра. Затем ребенку нужен полноценный сон;
  24. И помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.

Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём - сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас - поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» - не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель - родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок - ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия .

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни - это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Школа - самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального и духовного развития.

Как показывает практика, даже успешные и лояльные в детском садике дети, тяжело воспринимают абсолютно новый для себя социум, с массой строгих требований, необходимостью полноценной и планомерной учебы, дисциплины, не говоря уже о тех будущих первоклассниках, кто вообще не посещал дошкольное учреждение. Для всех них нужна правильная, системная адаптация.

Необходимо начинать загодя, желательно со старшей группы детского сада. Естественно, в рамках ДОУ проводится работа местного социального педагога по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины, осуществляется кратковременная симуляция рабочего процесса первоклассника. Однако как показывает практика, данных процедур зачастую явно недостаточно - малыш, все равно воспринимает вышеописанные мероприятия в сугубо игровой форме, этому же способствует регулярное посещение дошкольной группы.

Основные направления, по которым следует работать в данном контексте:

  • Создание правильной психологической атмосферы и нацеленность на комплексный обучающий процесс. Следует в доступной форме объяснить и регулярно повторять чаду, зачем нужна школа, что он будет там делать, каких правил необходимо придерживаться и как себя вести. Отдельно необходимо акцентировать внимание на явных плюсах школы перед ДОУ, особенно если малышу не нравились отдельные аспекты посещения дошкольного учреждения (необходимость спать днём, нахождение в заведении до позднего вечера и так далее);
  • Имитация школьного обучающего процесса в домашних условиях. При наличии выходных и свободных дней у ребенка, можно поиграть в школу дома. Роль учеников и учителя могут играть как дети, игрушки, взрослые;
  • Нормализация суточных ритмов и приведение их в соответствие со школьным расписанием. Данный нюанс особенно актуален для тех детей, кто не посещал ДОУ и не привык к стандартному расписанию с ранним вставанием, чётко обозначенными периодами для употребления пищи, сна и так далее;
  • Сопряжение усилий родителей и будущего учителя. С учителем, педагогическим коллективом и родителями других детей необходимо поддерживать обратную связь, совокупно обсуждая потенциальные проблемы и пути их разрешения в сфере адаптации ребенка, дисциплины и иных факторов;
  • Соблюдение классических медицинских рекомендаций. Чадо должно быть готово к школе не только психологически, но и физически.

Особенности адаптации ребенка к школе

Современные дети сложно адаптируются к школе. Ряд социальных и педагогических исследований показывает, что только каждый пятый первоклассник без особых проблем вливается в коллектив и практически сразу привыкает к стандартному учебному процессу. Около половины всех будущих первоклассников даже посещая регулярно ДОУ и имея хорошие психологические характеристики, а также удачно пройденные тесты на готовность к школе, в конечном итоге имеют проблемы с адаптацией, преимущественно связанные с дисциплиной и успеваемостью. Причина данных проблем при отсутствии других негативных факторов (негативная социальная ситуация в семье, наличие проблем со здоровьем и так далее) - сосредоточенность на игровой составляющей описанной социальной ячейки общества. Ребенок, не будучи правильно и заранее подготовленным, плохо приспосабливается к новым для себя условиям, как психически, так и социально.

Со всеми вышеозначенными проблемами можно справиться лишь комплексно, помогая ребенку правильно расставлять акценты в процессе обучения и познавания, поощряя его за любые успехи в образовании, формируя четкие дисциплинарные рамки поведения в школе.

Психологическая адаптация ребенка к школе

Если социальная адаптация ребенка к будущей школе во многом зависит от социума и детского окружения, а также педагогического влияния ДОУ, домашних условий, то психологический вектор приспособления представляет собой целостную сложную систему взаимосвязанных компонентов. Они включают в себя мотивацию, достаточность познавательного, речевого и интеллектуального развития, регуляции действий ребенка по отношению к ряду ситуаций, типовида отношений чада со сверстниками и взрослыми.

В современной практике приоритетными считаются три компонента:

  • Личностная готовность. Указывает на то, хочет ли ребенок учиться, ходить в школу, устанавливать новые уровни отношений сотрудничества со сверстниками, реализовывать иные потребности в контексте общественно значимой деятельности;
  • Наличие воли и мотивации. Коррелирует со способностью контролировать поступки и действия усилием воли, слушать, понимать и вникать в указания учителя, действовать в рамках правил, удерживать внимание определенный промежуток времени;
  • Общий интеллектуальный уровень. Интерпретируется уровнем познавательного развития, способностью усваивать новые объективные знания, различать отдельные стороны предмета, уметь формировать собственное мнение, сравнивать, обобщать, проявлять иную умственную активность.

Итак, ребенок, наконец, пошел в начальный класс. Первые дни школы в рамках ознакомления учебным заведением обычно положительно воспринимаются любыми детьми - атмосфера праздника, новизны, новых ощущений через некоторое время сменяется классическим учебным процессом. Именно на данном этапе могут возникнуть первые проблемы - если их вовремя не разрешить, то у ученика начинаются наблюдаться признаки дезадаптации.

Комплексная работа по оказанию помощи в период привыкания к школе должна вестись в двух направлениях - это мероприятия со стороны педагогического коллектива, учительницы и психолога, а также оказание поддержки дома.

Основные процедуры в рамках школы:

  • Диагностика первоклассников и их семей на предмет готовности к учебному процессу;
  • Оказание персонифицированной помощи детям, с выраженными признаками дезадаптации;
  • Организация и правильная реализация психолого-педагогических занятий (как индивидуальных, так и групповых), которые направлены на освоение нового социального пространства, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила и нормы школьной жизни;
  • Правильное позиционирование первой учительницы с акцентом на систематический учебный процесс, разбавленный периодами отдыха, непринуждённого общения и плавным переходом от концепции воспитательницы с амплуа преподавателя с точки зрения детей.

Домашние мероприятия:

  • Соблюдение максимально благоприятного психологического климата без ссор и истерик;
  • Поощрение даже малых успехов в первых этапах обучения;
  • Детальный разбор школьного дня - как он был проведен первоклассником;
  • Снижение требований к оценкам в контексте того, что ребенка любят не за хорошие оценки, а, безусловно;
  • Поиск и нахождение дополнительной сферы деятельности, где ребенок хочет себя проявить в рамках школьных кружков или иных занятий, естественно не в ущерб отдыху и развлечениям;
  • Максимальная оптимизация суточных ритмов отдыха и активной деятельности, обеспечение полноценного 8-ми часового сна;
  • Полноценное разнообразное и рациональное питание, а также организация дополнительных сухих рационов в школу (даже при наличии школьного обеда) - печенья, яблок, воды, сока;
  • Во время эпидемий ОРВИ (обычно они начинаются с октября месяца) - дополнительные витаминно-минеральные комплексы, профилактическое употребление анаферона.

Период адаптации ребенка в школе

Точных временных рамок, которые бы могли интерпретировать успешное окончание периода адаптации первоклассника попросту не существует - слишком много факторов влияют на данный комплексный процесс. Однако условно выделяют 3 основные категории детей в данном аспекте:

  • Группа 1. Дети адаптируются к школе на протяжении первых двух месяцев учебного процесса. Ребенок, относящийся к данной категории, быстро вливается в коллектив сверстников, осваивает азы поведения и учебы в школе, заводит новые знакомства. Психологический фон его устойчив, требования учителя выполняются без напряжения. Первые недели они могут ощущать некоторый дискомфорт в отношениях с детьми либо классным руководителем, однако уже к концу октября полностью осваиваются с новым для себя статусом, имеют преимущественно хорошее настроение, внешне и внутренне спокойны, доброжелательны и добросовестны;
  • Группа 2. Дети этой категории имеют больший период адаптации - как правило, до полугода. Они сложно воспринимают новый для себя процесс обучения, имеют проблемы с дисциплиной, часто играют на уроках, негативно реагируют на замечания учителя, имеют небольшие или средние трудности с усвоением базовой школьной программы, часто идут на конфликты со сверстниками. К концу первого полугодия основные негативные вышеозначенные проявления значительно ослабевают либо исчезают вовсе;
  • Группа 3. Социальная и психологическая адаптация этой группы детей сопряжена с серьезными трудностями. Негативные и отрицательные эмоции у них преобладают вне зависимости от обстоятельств, часто даже ко второму полугодию наблюдается частичное либо же полное невосприятие школьной программы и знаний. На уроках ребенок третьей группы практически не контролируем, более того, он систематически мешает учебному процессу и работе учителя. В данном случае классическими адаптационными мерами ощутимых результатов достичь не получается - необходима индивидуальная системная работа психолога и социального педагога, притом как в отношении первоклассника, так и его семьи (в подавляющем большинстве случаев именно семейный фактор оказывает ключевую роль в неприятии школы как таковой).

В первый год школьного обучения родители ребенка часто сталкиваются с системными трудностями адаптации чада к новому социуму. В ряде случаев их удаётся устранить безболезненно, отдельные же проблемы могут преследовать семью на протяжении длительного периода времени, вплоть до средней школы. Типичные негативные ситуации и методы их возможного разрешения:

  • Неуспеваемость. Следует разделять действительное невосприятие ребенком школьной программы и некоторое отставание от неё - в последнем случае основной негатив часто вносится самими родителями, которые ожидают от чада неоправданно высоких достижений. При их отсутствии даже скрытая демонстрация недовольства может негативно влиять на первоклассника. Неизбежные адаптационные трудности, связанные с вливанием в новый социум, индуцируются и развиваются завышенными требованиями, что в конечном итоге не позволяет усваивать новый материал. Вместо более длительного и плавного вхождения в учебный процесс, ребенок все сильнее отстаёт от основной программы. Решение данной проблемы заключается в более лояльном отношении к успеваемости детей младшего школьного возраста и поощрением любых, даже незначительных успехов на поприще обучения;
  • Лень. Данная проблема общеизвестна и причин её может быть множество. Чаще всего это невысокая потребность познавательных мотивов (ребенок увлечен чем-то другим), общая медлительность темпа собственной мыслительной деятельности из-за темперамента, тревожность и неуверенность в себе, отсутствие четкой мотивации, боязнь неудачи, а также избалованность. Побороть лень можно только длительной систематической работой с ребенком (в том числе и по выполнению домашних заданий), дополнительной мотивацией и иными методами без жесткого давления на психику ребенка и скандалов;
  • Уход от продуктивной деятельности. Ребенок присутствует на уроке, но при этом не занимается учебой? Типичная проблема может быть связана с повышенной отвлекаемостью, уходом в себя, а также отсутствием внимания, любви и теплых чувств со стороны родителей. Времяпровождение в школе он воспринимает как отдых от домашних проблем. Возможные пути исправления - это выделение ребенку большего количества внимания, минимизация ссор в семье;
  • Демонстративное непослушание. Если ребенок излишне требователен к вниманию, любит быть всегда в его центре, то он часто провоцирует ситуации, связанные с публичным непослушанием, в том числе и грубыми нарушениями общих норм дисциплины и правил поведения, несмотря на просьбы учителя. «Игра на публику» иногда приводит к срывам уроков и вынужденному вызову завуча, директора и родителей, которые своим персонифицированным вниманием частично удовлетворяют данную потребность. Истинное наказание в этом случае, которое часто помогает побороть проблему - это временное лишение внимание. При этом проводить воспитательную меру нужно комплексно, коррелируя усилия педагогического коллектива и родителей;
  • Вербализм. Очень противоречивая и глубинно проблемная ситуация, связанная с нарушением процессов адаптации ребенка к школе - это высокий уровень развития речи первоклассника наряду с задержкой мыслительных процессов. В дошкольном возрасте многие родители уделяют речи чада максимально возможное внимание, при этом, никак не работая с абстрактным, практическим, логическим мышлением малыша, в результате чего бойкая речь, завышенная самооценка со стороны родителей и самого учащегося не подкрепляется качественным усвоением знаний. Это порождает за собой много проблем, в том числе негативное отношение матери и отца ребенка к педагогическому коллективу - они не могут понять, почему их чадо, отлично говорящее и рассказывающее стихи, хронически не усваивает основную школьную программу. Разрешение этой ситуации заключается в форсированном развитии образного мышления (мозаика, аппликации, рисунки и так далее) со стимуляцией продуктивной деятельности и ингибиции речевого потока.

Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению? Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:

  • Школьные нормы поведения. Мониторингу поддаётся поведение ученика согласно нормам школьной дисциплины, усидчивость на занятиях, соблюдение режима;
  • Эффективность познавательной деятельности. Насколько сильные усилия необходимо прилагать ребенку для выполнения начальных школьных заданий, как проходит самостоятельная работа первоклассника над материалами, какие общие характеристики успешности обозначает учитель;
  • Наличие социальных контактов. Оценивается уровень взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогическим коллективом;
  • Общее эмоциональное благополучие. Уровни спокойствия, благожелательности и настроя на учебный процесс, а также оценочные суждения ребенка о школе в целом.

Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.

Методика адаптации детей к школе

Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.

Общая схема:

  • Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство - это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите чадо при малейшей возможности и даже малом успехе;
  • Сравнение с другими - недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности и таланты своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на недостатки чада. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов;
  • Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка - первый год познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания - минимальны;
  • Развитие скрытого потенциала. Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящую сферу, где он сможет реализовать себя в рамках продуктивного процесса. Это может быть спорт, танцы, различные кружки. Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению;
  • Награда. Лучшая награда для первоклассника - это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.

Признаки успешной адаптации детей к школе

Как можно понят, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!

Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество:

  • Ребенку нравиться ходит в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах;
  • Малыш хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет;
  • Чадо самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;
  • У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам;
  • Чадо положительно относится к основному учителю и иным преподавателям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.