Ребенок учится во вторую смену распорядок дня. Режим дня школьника разных классов

Родительское собрание

Тема: Режим дня школьника, занимающегося во вторую смену.

Цели: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня; воспитание здорового образа жизни.

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»
Демокрит

Ход собрания

I. ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Основы здоровья закладываются в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

Поэтому факторами влияющими на здоровье человека являются:

    первый фактор – четкий и правильный распорядок дня;

    второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.

II. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ШКОЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Всем вам родителям и нам педагогам хочется видеть не только умное, воспитанное, но и здоровое будущее поколение. Как известно, все закладывается в детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Восточная мудрость гласит : «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром.

Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. По мнению специалистов, состояние здоровья населения в той или иной стране на 15-20% зависит от генетических факторов, на 50-55% – от социальных условий и образа жизни, на 20-25% – от степени загрязнения окружающей среды, то есть среды обитания, и на 10-15% – от состояния и уровня здравоохранения в стране.

Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему.

Новые требования школьной жизни, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы. Результаты исследования влияния современной учебной нагрузки на состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам (традиционной, развивающей) показали, что во всех случаях школа предъявляет к детям чрезмерную учебную нагрузку. Это ведет к снижению умственной работоспособности и утомлению к концу рабочего дня при всех сравниваемых видах обучения.

По данным исследований низкий уровень работоспособности обнаруживается примерно у 20% младших школьников, поэтому они попадают в разряд неуспевающих. Это вызывает состояние ущербности, чреватое неврологическим явлениям.

Таким образом, чтобы все эти факторы не ухудшили физическое и эмоциональное состояние ребенка, необходимо правильно организовать учебную деятельность, смену умственного труда умеренной физической нагрузкой, включение двигательной разрядки.

Особое значение имеет режим дня.

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

III. РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

Режим дня для школьника второй смены

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

Начинать утро школьника лучшего всего с зарядки. Она даст возможность проснуться и взбодриться. Просыпаться ребенку следует в 7:00.

После зарядки идут гигиенические процедуры, уборка комнаты и завтрак.

В районе 8:00 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время , которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.

Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время – в районе 12:30 . Пообедав, ребенок отправляется в школу.

С 13:30. - до 18 часов - -занятия в школе , по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать . Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры. В 21:00 - 22:00 ребенок отправляется спать.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов , в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, – спрашивают родители, – если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

IV. РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ» ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ

Нельзя:

    будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

    кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

    требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

    сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

    лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

    заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

    кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

    заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

    не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

    ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

    сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

    смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

    ругать ребенка перед сном;

    не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

    разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

    не прощать ошибки и неудачи ребенка.

V . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У каждого человека свое мнение. Каждый живет своей жизнью – это его право. Каждый человек имеет свои особенности, но есть много общих закономерностей. Деятельность человека обусловлена биологическими и социальными условиями. И специально продуманный ритм своего дня, занятие физическими упражнениями помогут человеку избежать многих проблем, выйти из трудных ситуаций.

Приложение

Режим дня школьника, занимающегося во вторую смену

Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры

Приготовление уроков

Свободные занятия (чтение, музыка); пребывание на воздухе

Дорога в школу

Занятия в школе, полдник

Дорога из школы домой

Свободное время, занятия по интересам

Подготовка ко сну

Переходя из садика в школу, у ребенка резко меняется распорядок дня и появляется дополнительная умственная нагрузка. Чтобы этот переход произошёл легко для ребенка, нужно четко распланировать часы учебы и отдыха. Весь день младшего школьника должен быть расписан буквально по часам и минутам, с обязательными перерывами на прогулку и свободную деятельность в виде игр. Так малышу будет легче втянуться в учебный процесс и адаптироваться к новым условиям.

Чтобы успеваемость ребенка в школе была максимальной, ему нужно обеспечить полноценный отдых и сон. У ребенка младших классов он должен составлять не менее 11 часов в сутки. Это полезно для поддержания иммунитета ребенка, поэтому ему рекомендуется дневной сон после школьных занятий.

Утренние сборы

Ребенку легче было привыкнуть к новому распорядку дня, если все действия будут четко запланированы по времени, и родители изо дня в день будут придерживаться примерно одинакового распорядка дня. Нагрузки в школе очень сильно влияют на нервную систему младшего школьника. Чтобы не перегружать ее еще больше и не затевать лишние споры дома, старайтесь создать сборы в школу максимально удобными и комфортными для сына или дочки.

  • Готовьте школьную форму с вечера и вешайте ее всегда на одно и то же место.
  • Сбор необходимых книжек и тетрадок для занятий тоже должен осуществляться с вечера.
  • Обязательно проводите утреннюю зарядку с ребенком, это поможет ему быстрей проснуться и зарядиться силами и энергией на весь день.
  • Завтракайте правильно. Потому что это самый важный прием пищи для младшего школьника, и он должен быть очень питательным и что немало важно, полезным. Например, каша с фруктами, сырники с творогом или бутерброд с твердым сыром станут залогом успешного дня в школе.

Отдых и свободное время

Каждый учебный день школьника обязательно должен содержать в себе время для отдыха, от 1 до 1,5 часов. Этот период лучше провести в спокойной обстановке. Если ребенок соглашается на дневной сон, то это идеальный вариант. Потому что отдыхать должен весь организм. В случае если дочка или сын считают себя уже достаточно взрослыми и не желают спать днем, то все равно лучше обеспечить спокойное времяпрепровождение без гаджетов, книжек и телевизора. Чтобы успели отдохнуть глаза и нервная система юного школьника.

Так же для младших школьников очень важно проводить свободное время на свежем воздухе. Причем полезны как активные спортивные игры, так и спокойные прогулки по парку. В этот момент головной мозг насыщается кислородом и юный ученик вновь готов к решению сложных задач и умственным нагрузкам.

Выполнение уроков

Переходя на новый режим дня, ребенку первое время тяжело перестроиться и привыкнуть к четкому выполнению домашних заданий каждый день. Отличной идеей станет расписание, нарисованное своими руками или специальная готовая таблица, заполненная от руки. Повесить ее нужно на видное место, чтобы ваш ребенок легко сам смог по ней сориентироваться. Так же немало важную роль играет домашнее рабочее место юного ученика. Ведь стола и стул должны быть удобными для школьника и соответствовать его росту. Только в таком случае, ему будет комфортно выполнять уроки, и он не будет уставать.

Подготовка домашних заданий, как правило, занимает у школьников начальных классов от 1 до 3 часов в день. За этот промежуток времени они должны успеть выполнить математические задачи, письменные задания по русскому языку и выучить устные предметы. Но только прежде чем приступать к ним, детям нужно как следует отдохнуть от занятий в школе. На это отводиться как минимум 2,5 часа.

Для наглядности обычного распорядка дня школьника младших классов, представим таблицу:

Для учеников 1 смены

Подъем 7.00
Умываемся и делаем зарядку 7-7.30
Завтрак 7.30-7.50
Дорога в школу 7.50-8.20
Уроки в школе 8.30-12.30
Дорога домой 12.30-13.00
Обед 13-13.30
Дневной сон или отдых 13.30-15.00
Прогулка на свежем воздухе 15.00-16.00
Полдник 16.00-16.15
Выполнение домашних заданий 16.15-18.30
Ужин 18.30-19.00
Свободное время (игры, чтение, секции) 19.00- 20.30
Подготовка к завтрашнему учебному дню и ко сну 20.30-21.00
Сон с 21.00

Для учеников 2 смены

Подъем 7.00
Зарядка, гигиенические процедуры 7.00-7.20
Завтрак 7.20-7.35
Выполнение домашних заданий 8.00-10.00
Свободное время (игры или прогулка) 10.00-11.00
Второй завтрак 11.00-11.30
Подготовка к школе 11.30-12.00
Обед 12.00-12.30
Дорога в школу 12.30 -13.00
Занятия в школе 13.00-18.00
Дорога домой 18.00-18.30
Ужин 18.30-19.00
Занятия по интересам (секция, чтение или подготовка домашних заданий на завтра) 19.30-20.00
Прогулка или спокойные игры 20.00-21.00
Подготовка ко сну 21.00-21.15
Сон с 21.15

Вторая смена: привыкаем к новому распорядку

Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра. Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков.

В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя со школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно решают родители. Потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.

Научив школьника управлять своим временем, и грамотно относиться к своему распорядку дня, вы прививаете своему ребенку чувство ответственности и пунктуальности, что очень пригодиться ему в будущем.

Привет, друзья! Правильно организованный распорядок дня – важная составляющая в жизни школьника. Верно подобранный режим дня школьника, созданный для детей различного возраста, организует его.

При организации режима дня необходимо учитывать следующее:

  1. Чередовать время труда и отдыха.
  2. Выделить время для приемов пищи.
  3. Организовать нормальный и здоровый сон.
  4. Выделить время для физических нагрузок и подготовки домашних заданий.

Для чего необходим режим для школьника

Система организации времени школьника призвана избавить ребенка от излишнего переутомления после школьных занятий, уменьшить вероятность возникновения . Необходимо сформировать условия не только учитывая школьное время, но и заложить в распорядке дня время на отдых и посещение различных секций.

Именно благодаря распорядку дня дети всегда заняты любимым делом, а для родителей появляется возможность без спешки заниматься домашними обязанностями.

Организуемые в одно и то же время питание школьника, сон, прогулки создают и укрепляют дисциплину при воспитании маленького человека. Это позволит быстрее ему привыкнуть к школьным занятиям.

Школьники, соблюдающие каждый пункт своего распорядка дня, имеют хорошее настроение, они более усидчивы, подвижны. В случае нарушения в режиме вследствие заболеваний, у ребенка может ухудшиться аппетит, появиться признаки апатии и плохого самочувствия.

Как составить режим дня для школьника

Организуя идеальный режим дня, родители должны обратить внимание на ту возрастную группу, к которой принадлежит их ребенок. При посещении начальной школы следует приложить усилия для воспитания в ребенке внимания, . У малыша в данной возрастной группе эти процессы находятся в стадии максимального развития.

Младшим школьникам недопустимо находиться перед телевизором более чем 50 минут в день. Время на просмотр развлекательных передач также должен учитываться в момент составления режима дня.

Школьники средних классов должны уделять внимание усидчивости. В возрасте 12-14 лет под действием перестройки гормонального фона появляются лень, нежелание выполнять какую-либо работу.

В старших классах дети становятся самостоятельными и способные сами составить свой распорядок дня.

Чтобы составить режим дня необходимо отталкиваться от того, кем в психосоматическом плане является школьник (жаворонок или сова). Допустим, ребенок является младшим школьником. Он — истинный «жаворонок». Это человек, который рано встает и максимальная трудоспособность наблюдается в утренние часы.

Примерный режим дня в 1 классе

Подъем (06:00 – 07:00)

День начинается с зарядки, водных процедур. Комплекс утренней зарядки желательно согласовывать с педиатром в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В него могут быть включены различные упражнения, которые тренируют гибкость, подвижность.

Завтрак (07:20-07:30)

Чтобы продуктивно прошел день в школе, а ребенок был максимально внимательным и сконцентрированным на уроках – ему необходим плотный и здоровый завтрак. Калорийность данного приема пищи должна равняться четверти от дневной нормы.

Время до школы необходимо заложить заранее, в зависимости от дальности учебного заведения от дома.

Занятия в школе (08:30-12:30)

После первых уроков школьнику необходимо восполнить свои силы. Этому поможет перекус. Родители должны о нем позаботиться и положить в рюкзак ребенка фрукт или орехи. На переменах и обеденное время ребенку необходимо отдохнуть.

После окончания занятий в школе, учащийся может посещать разнообразные секции, которые будут формировать его как разностороннюю личность.

Дома необходимо обязательно сделать уроки, но не позднее, чем за два часа до сна. Для восстановления работоспособности маленького человека нужно устраивать небольшие перерывы через каждые полчаса при подготовке домашнего задания. Подготовка к предстоящему учебному дню должна начинаться с изучения легкоусвояемого материала и заканчиваться более сложным.

Сон 21:00-21:30.

Режим дня школьника во вторую смену

  • Подъем – 08:00-08:30
  • Завтрак – 09:00-09:15
  • Посещение занятий в школе – 13:00-17:40
  • Прибытие домой около 18:00, обязательное выполнение домашнего задания.
  • Сон 21:00-21:30.

Во 2 классе подобный режим дня в целом сохраняется. Поправка делается на то, что возрастает загруженность в школе, следовательно, дома необходимо увеличить время отдыха. 5 класс является переходным от начальной школы к средней. В это время возникает большое количество проблем с психологической точки зрения. Ребенку необходимо организоваться такие условия дня, при которых он не будет чувствовать себя уставшим.

В 7 –8 классах происходит расширение школьной программы. За счет увеличения объема получаемой информации ребенку необходимо увеличить время отдыха во время после уроков.

Какой должен быть режим дня у школьника на летних каникулах

Свободное время на летних каникулах нужно организовать так, что за все три месяца ребенок не только успел отдохнуть после тяжелого учебного года, но и не расслабился в связи с большим количеством свободного времени.

Летом также необходимо организовать распорядок дня, правда в более в щадящем виде. Так, подъем, может быть, сдвинут на несколько часов, а время отхода ко сну – на час-полтора, учитывая возраст. Нормой сна является 9-10 часов.

В период каникул ребенку нужно чаще бывать на природе, активно заниматься спортивными играми на свежем воздухе.

Режим дня для школьника, который занимается спортом

Режим дня школьника – начинающего спортсмена бывает очень насыщенным. Сначала ребенок посещает школьные занятия, далее следует череда физической нагрузки в выбранном им виде спорта. В заключении необходимо выполнить домашние задания, помочь родителям.

Очень важно организовать такие условия, при которых ребенок будет не только учиться, и получать знания в нужном объеме, но и стараться реализовать себя на спортивном поприще.

Со стороны родителей необходимо уделить внимание организации его сна. Нормой является не менее 8 часов непрерывного сна. Температура в комнате должна быть подобрана в зависимости от особенностей ребенка. В идеале не более 21 градусов. Комнату перед сном нужно обязательно проветрить. Кроме того организовать правильное питание ребенка. Обязательным будет считаться употребление большого количества белка, овощей, круп, фруктов.

Юный спортсмен должен уметь заботиться о своем питании, ведь это залог эффективных тренировок.

Для ребенка, жизнь которого наполнена спортивными соревнованиями, необходимо увеличивать время отдыха. Чтобы избежать признаки переутомления необходимо обязательно полноценно отдыхать в выходные дни.

  1. Необходимо давать больше самостоятельности детям.
  2. Не настаивайте на режиме. Ребенок сам должен прийти к подобной организации дня. Родители должны лишь помочь ему в этом вопросе.
  3. Будьте примером.

От правильной организации дня зависит то, каким человеком вырастет ребенок. Если он будет выполнять свою работу в школе в срок, успевать на занятия в секциях, то это разовьет его как полноценную личность.

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить))

 /  Вторая смена в школе: распорядок дня

Будильник на 7:00, завтрак, школа, отдых, домашнее задание… Такой привычный для школьника режим дня, который, сразу же летит в тартарары, стоит учителю сообщить новость об учёбе во вторую смену. На первый взгляд кажется, что от этой вынужденной меры, вызванной нехваткой учебных мест, одни неудобства. Но как обстоят дела на самом деле?

В этой статье мы обсудим преимущества и недостатки обучения во вторую смену и расскажем о том, как легче адаптироваться к новому режиму.

Недостатки

  • Сколько бы в народе ни говорили о том, что утро вечера мудренее, опытные родители знают, что на деле всё обстоит совсем иначе. Вторая смена приводит к тому, что вторая половина дня становится чрезмерно загруженной, вот первая, напротив, свободно. По теории, в это время ученик и должен выполнять домашние задания, но практика чаще говорит о том, что школьники предпочитают подольше поспать. А делать это без родительского контроля бывает особенно сладко.

  • Опять же выполнение домашних заданий. Вечером, сразу же после учебы, на них не всегда хватает сил. А утром ребёнку бывает некому с ними помочь, что при сложностях может привести к снижению успеваемости.
  • Большинство кружков и внеклассных занятий рассчитано на детей, учащихся в утренние часы. Поэтому может случиться так, что ребёнку станет проблематично заниматься любимым хобби.
  • Резкая смена привычного режима становится стрессом для детского организма. И первое время может стать очень тяжёлым для ученика, привыкшему к расслабленному вечернему режиму.

«Мою дочь перевели на вторую смену во втором классе. И это стало просто огромной проблемой. Я постоянно просила всех своих родственников отвести ее в школу, водили вместе с мамой одноклассницы дочек по очереди, отпрашиваясь на работах. Та же история приключалась и после уроков. Никаких плюсов от второй смены я не заметила».

Счастливая мама Юлия Ковалёва

  • Возвращаться домой по темноте - не самое приятное занятие, особенно, если у родителей нет возможности встречать ребёнка. Да и отводить младшеклассника на учёбу при работе с 9:00 становится настоящей проблемой.
  • Частые прогулы. Какой соблазн в разгар хорошей погоды пойти прогуляться, а не учить заумные правила, не правда ли?

Преимущества

  • Что для кого-то является минусом, то ровно так же становится плюсом. Так, маленькие «совята» с удовольствием переведут будильник на парочку-тройку часов вперёд.
  • Решение примеров на «свежую голову»? Без проблем! Если эта голова имеет свойство по утрам работать в активном режиме, то выполнение домашних заданий станет довольно эффективным.
  • Развитие самостоятельности. Учась во вторую смену, ребёнку придётся самостоятельно просыпаться, завтракать и собираться в школу.

  • Кстати, исследования показали, что дети, учащиеся во вторую смену, меньше болеют. Правда, причина тому - меньший контакт с людьми. И вряд ли это можно назвать однозначным плюсом.
  • Становится не только меньше простуд, но и меньше травм. Всё объясняется довольно просто. В школьных коридорах меньше народу, а значит и риск непредвиденных ситуаций снижается.

Новый режим

Постарайтесь сделать переход на новый режим дня максимально плавным. Не позволяйте ребёнку отлёживаться до обеда. Время подъёма лучше оставить прежним, либо постепенно отдалить, в то же время оставив место для выполнения домашней работы. Как правило, для подготовки уроков детям начальных требуется около 1,5-2 часов, а старшеклассникам - 2-3 часа.

Таким образом, примерный распорядок дня школьника выглядит так:

  • 8.00 - подъём, гигиенические процедуры, завтрак
  • 9.00 - 11.00 - выполнение домашней работы
  • 11.00 - 12.30 - свободное время
  • 12.30 - обед
  • 13.30 - 19.00 - учёба
  • 19.00 - 20.00 - прогулка
  • 20.00 - ужин
  • 20.00 - 22.00 - свободное время, возможно, выполнение части домашней работы
  • 22.00 - сон

Тайм-менеджемент – наше все, когда речь идет о школе. Ведь успеть надо немало: сделать уроки, погулять, отдохнуть. Плюс домашние дела, драмкружок, кружок по фото и вселенское зло в виде компьютера и телевизора. В общем, чем лучше составлен режим дня, тем меньше риск переутомления у ученика. Начинать планирование лучше с самых первых дней: привыкнуть сразу – проще, чем потом перестраиваться. Конечно, многое зависит от смены, в которую учится ребенок.

Первая смена

Основные проблемы: подъем в семь утра, иллюзия большого количества свободного времени. Классика жанра, ее хвалят и врачи, и учителя. Разве что сами дети недовольны: вставать рано, ложиться – тоже. С последним чаще всего возникают проблемы. Кто из родителей не отлавливал чадо, прячущее под одеялом в лучшем случае – книжку с фонариком, а то и вообще гаджет?

Так что правильный день начинается с вечера – хорошо бы, чтоб ребенок лег в кровать вовремя. Во сколько именно?

Специалисты рекомендуют десятичасовой сон для младших и средних школьников, и минимум восемь с половиной – для старших. Будет меньше – накопится усталость, ухудшатся оценки и общее состояние. А еще,увы, нехватка сна в течение недели не компенсируется сном до обеда в выходные. Так что придется постараться с мотивацией и запастись терпением. И – ограничить активные игры, веселые фильмы и компьютер. Как это сделать в реальности, специалисты умалчивают.

Итак, ребенок уложен. Дело за малым – разбудить его утром. Ухищрений для этого множество, от чашки какао возле кровати до специальных программ на телефоне, которые определяют оптимальный момент для пробуждения. И ни одно толком не работает. Особенно, когда за окном темно и холодно.

И тут важно набраться терпения и разбудить чадо заранее, чтобы на сборы и завтрак было достаточно времени. Ничто так не нервирует и не портит утро, как спешка и проглоченный наспех бутерброд всухомятку. Если есть силы и задор, можно мотивировать школьника вкусным завтраком и красиво накрытым столом.

Следующий этап квеста – приход из школы, обед и, в идеале – как минимум часовой отдых. Особенно хорошо, если не за телевизором-компьютером. Уроки пока делать не рекомендуется. А вот в три-четыре часа – самое то. Помогите ребенку выработать оптимальный алгоритм. Одним детям лучше начинать со сложных заданий, а легкое оставлять на потом. Другие, напротив, долго раскачиваются – им нужна разминка, настрой на успех: в этом случае первыми хорошо пойдут легкие и любимые предметы. Каждые 20–30 минут можно делать пятиминутный перерыв, а при необходимости – подкреплять силы фруктом или кусочком шоколада.