Реформирование армии. Реформа ВС РФ и роль военнослужащих в её успешном проведении


Фото: euromag.ru

Темы дня

    С начала военной реформы Сердюкова-Макарова прошло семь лет: в этом году завершается второй этап преобразований. Впереди еще пять лет. Санкт-Петербург.ру рассказывает о том, что уже сделано для реформирования Вооруженных сил, что еще только предстоит сделать и какая же она, армия будущего.

    Если коротко: суть реформы

    Россия пережила немало военных реформ. Наибольшее значение для нас сегодня имеют те, что были приняты при Петре Первом и после него: собственно Петровская, Потемкинская, Милютинская, Фрунзенская и другие. Текущие преобразования в военной сфере называют «реформой Анатолия Сердюкова», бывшего министром обороны страны с 2007 по 2012 годы, однако изменения, уже свершившиеся и грядущие, связаны не только с его именем. Авторству Сердюкова действительно принадлежат идеи о новом взгляде на военные расходы, о гуманизации военной службы, о выведении бытового обслуживания военнослужащих на аутсорсинг. Однако перемены в структуре Вооруженных сил инициировали экс-начальники Генерального штаба ВС РФ: Николай Макаров и Юрий Балуевский. Проще говоря, если социально-экономической стороной дела занимался Сердюков, то «военный» раздел реформы разрабатывал Макаров, а до него — Балуевский.


    Николай Макаров (слева) сменил Юрия Балуевского в Генштабе
    фото: svoboda.org

    О начале новой военной реформы Сердюков объявил 14 октября 2008 года на заседании коллегии своего ведомства. На выполнение новой Государственной программы вооружения было предусмотрено 19,2 трлн рублей. Реформа затрагивает все функциональные основы Вооруженных сил РФ: численность состава, систему подготовки офицеров, структуру центрального управления, а также предусматривает поэтапное оснащение армии современной военной техникой. Условно реформа была поделена на три этапа. В первом (2008-2011) были заявлены оптимизация численности личного и управляющего составов, а также реформа военного образования. Во втором (2012—2015) — повышение денежного довольствия, обеспечение жильем, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих. В третьем (2016—2020), самом затратном, — перевооружение.

    Концептуальная основа реформы — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на активное развитие которых было направлено около 2 трлн рублей. Фундаментальная цель реформы состоит в том, чтобы перейти от советской системы к более современному устройству Вооруженных сил. То есть на смену армии массовой и мобилизационной, адаптированной под мирового масштаба войну (к примеру, с НАТО) должна прийти более компактная, адекватная нынешним экономическим, социальным и территориальным возможностям страны и адаптированная под локальные региональные конфликты армия постоянной готовности.

    Разумеется, научными исследованиями дело не ограничится. Не менее приоритетной областью стало совершенствование стратегических ядерных вооружений. В частности, развитие наземной ракетной группировки и модернизация стратегической авиации — Ту-95 и Ту-160 (на эти цели направлено столько же средств, сколько и на научные исследования, — 2 трлн рублей) и внедрение тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты для замены устаревших МБР РС-18 и РС-20 и перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

    «Первые ласточки»

    План первого этапа (2008—2011), озвученный Сердюковым в октябре 2008 года, подразумевал сокращение численности Вооруженных сил РФ до одного млн военнослужащих к 2012 году. При этом офицерский состав должен быть оптимизирован до 150 тыс. человек, что влекло за собой значительное сокращение: в 2008 году он составлял 355 тыс. офицерских должностей. В военно-воздушных силах РФ с 2009 по 2012 год планировалось ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе 55 авиабаз, а также сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей. Количество частей военно-морского флота России должно было сократиться с 240 до 123. Офицерский состав флота планировалось сократить в 2-2,5 раза. И, наконец, реорганизация системы военного образования предполагала создание 10 системообразующих вузов — трех военных учебно-научных центра, шесть академий и один университет — на базе уже существовавших 65 военных учебных заведений. Что же из намеченного удалось воплотить и насколько качественными оказались перемены?

    Ввод оперативно-стратегических командований

    До Сердюкова и Макарова, о чем шла речь выше, основы для реформы уже были заложены Балуевским. Так, ему принадлежит идея создания оперативно-стратегических командований. ОСК полезны тем, что объединяют силовые группировки на той или иной территории (исключение составляют Стратегические ядерные силы) и позволяют создать единую систему управления войсками, одинаковую в условиях и мира, и войны. Иными словами, если начнутся боевые действия, время на переустройство системы тратить не придется: она уже будет готова к работе.

    В 1970-80-х годах ОСК бытовали и в СССР: тогда они были сформированы для управления войсками на зарубежных театрах военных действий и были ликвидированы после распада организации Варшавского договора и развала СССР. С того момента войсками на территории РФ начали управлять через систему военных округов, заложенную еще Дмитрием Милютиным, министром обороны Российской Империи в 1861-1881 годах. Генерал Балуевский начал введение ОСК, Макаров продолжил его дело и ликвидировал систему округов. Сегодня существует четыре ОСК: «Запад» (генштаб в Санкт-Петербурге), «Восток» (Хабаровск), «Центр» (Екатеринбург) и «Юг» (Ростов-на-Дону). На сегодняшний день ОСК подчиняются все силы общего назначения, в том числе части ВВС/ПВО и ВМФ. Одновременно и военных округов стало не шесть, а четыре.

    Перевод Сухопутных войск на структуру бригад

    Другая перемена, инициированная Балуевым и доведенная Макаровым «до ума», — ликвидация дивизий и перевод Сухопутных войск на структуру бригад, которые стали мобильными составными частями группировок под управлением оперативного командования — штаба армии. Существовавшие дивизии преобразовали в три типа бригад численностью 5-6,5 тыс. человек: «тяжелые», «средние», «легкие». К «тяжелым» относятся танковые и большинство мотострелковых бригад. Их отличает повышенная ударная сила и живучесть. «Средние» бригады оснащены БТР и предназначены для ведения боевых действий в специфических условиях, как городских, так и природных, к примеру, на горной или лесистой местности. «Легкие» бригады отличает высокая проходимость: они снабжены соответствующей автомобильной техникой.

    «Разгрузка» управленцев

    Перемены затронули также и управленческий корпус. Во-первых, командиры воинских частей и соединений постоянной готовности теперь не решают хозяйственные вопросы, что позволило им сконцентрироваться на своей непосредственной работе, а обязанности по обеспечению тыла легли на начальников учебных центров и вузов.

    Во-вторых, Генеральный штаб стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и осуществляет управление Вооруженными силами совместно с Министерством обороны.

    В-третьих, внутри Минобороны, которое долгое время оставалось главной командной инстанцией, возникли два отдельных направления. «Военное» ответвление Минобороны во главе с Генеральным штабом занимается исключительно вопросами боевой подготовки Вооруженных сил и управлением войсками. «Гражданское» ответвление, в котором заняты соответствующие профильные департаменты, решает все возникающие в тылу финансовые, жилищные, медицинские, хозяйственные вопросы, в том числе занимается закупками военной техники. Многие эксперты полагают, что эта мера помогает снизить коррупцию в сфере закупок вооружений и сделать управление денежными средствами Минобороны транспарентным.

    Новая система базирования войск

    Она предполагает образование 184 военных городка, в которых сможет разместиться личный состав Вооруженных сил общей численностью более 700 тыс. человек. Чтобы оптимизировать систему базирования авиации Вооруженных сил, 31 авиационная база Военно-воздушных сил была сокращена до 8. Для повышения мобильности и огневых возможностей войск были созданы базы армейской авиации.


    фото: arms-expo.ru

    Формирование офицерского и сержантского корпусов

    Сокращение армии и ее комплектование — самый болезненный пункт во всей реформе. В частности, сокращение офицерского корпуса. Если в 2008 году количество офицеров (это генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны, старшие лейтенанты и лейтенанты) составляло 365 тыс. человек, то уже в 2012 году их осталось лишь 142 тыс. Были упразднены должности прапорщика и мичмана. Однако в процессе изменений пришлось корректировать подход: Министерство обороны решило «отмотать назад» и оставить в ВС 220 тыс. офицеров. Формальным объяснением этого изменения стало создание сил Воздушно-космической обороны как отдельной структуры, однако, по мнению ряда специалистов, главная причина заключается в том, что 142-тысячный офицерский корпус был в итоге сочтен недостаточным для управления Вооруженными силами. В итоге указом Дмитрия Медведева недостающие 80 тыс. были возвращены в состав ВС.

    Аналогичные «метания» сопровождали решение Минобороны относительно перевода армии на полностью контрактную службу. Сначала ведомство наращивало долю контрактников и стремительно сокращало количество военных срочной службы. Затем снова сократило число контрактников, объясняя свои действия трудностями, вызванными экономическим кризисом. Наконец, в 2011 году ставку снова сделали на «кадровиках» — именно они теперь должны составлять основу армии.

    Такая неопределенность в свою очередь поставила под угрозу сержантский корпус. После реформирования офицерского корпуса и ликвидации должностей прапорщиков и мичманов было принято решение о том, что их должны заменить сержанты и старшины. Но на практике оказалось, что обучать сержантов пока негде, а зарплата сержанта настолько невелика, что собрать необходимое количество служащих почти невозможно. В итоге в начале 2013 года должности прапорщиков были возвращены. Сегодня, с повышением денежного довольствия и постепенным усовершенствованием сержантских школ, вопрос о формировании сержантского корпуса уже не стоит так остро.

    Реорганизация системы военного образования

    Для того чтобы новая система работала без перебоя, появилась необходимость в повышении профессиональной подготовки военнослужащих, новых программах их обучения и создании современной сети военно-учебных заведений. С 1 сентября 2011 года военно-учебные заведения Минобороны приступили к обучению офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой и высшей военной оперативно-стратегической подготовкой по программам дополнительного профессионального образования.


    фото: unn.ru

    В Минобороны начали применять единые подходы к обучению в военной и гражданской школе: офицеров первичного звена стали готовить по программам подготовки специалиста, а в видовых академиях и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ — по программам дополнительного профессионального образования. Профессиональных сержантов теперь готовят в учебных соединениях и воинских частях, в школах сержантов и в высших учебных заведениях Минобороны по программам среднего профессионального образования. В 2009 году такая подготовка была развернута в шести вузах Минобороны России, в том числе в Центре подготовки сержантов (Рязань), в 2010-м — в 19 вузах, в 2011-м — в 24.

    Второй этап: гуманизация армии

    Перемены в инфраструктуре армии стали основной задачей второго этапа реформ (2011—2015). Последние годы он ведется под эгидой программы «Эффективная армия» — комплекса решений по всем направлениям жизнедеятельности Вооруженных сил. Он позволил повысить денежное довольствие военнослужащих, запустить целевое обеспечение их жильем. Кроме того, программа подразумевает возведение типовых штабов, казарм, спортзалов и столовых. Это значит, что к концу реформы все войсковые части будут оснащены одинаковой инфраструктурой, работающей качественно и слаженно.

    Так, уже к началу нового десятилетия была сформирована единая система материально-технического обеспечения войск - единые логистические центры, управляющие всеми видами снабжения и перевозок в масштабах военного округа. Одновременно с этим начался переход к сервисному обслуживанию технических парков на предприятиях, выполняющих ремонт вооружения и военной техники. Что самое важное, множество функций по обеспечению инфраструктуры войск взяли на себя гражданские предприятия. На условиях аутсорсинга теперь ведется сервисное обслуживание и ремонт техники, питание личного состава, банно-прачечные услуги, перевозка грузов, заправка кораблей ВМФ топливом и моторными маслами, комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов, заправка автомобильной техники через сеть заправочных станций, эксплуатация коммунальной инфраструктуры.

    Квартиры

    Из-за кардинальных перемен численности офицерского корпуса обострилась проблема нехватки жилья. Дело в том, что каждый офицер, прослуживший более 10 лет и ушедший со службы (не по порочащим основаниям), имеет право на квартиру по выбранному месту жительства. Почти 170 тыс. офицеров было сокращено, и большинство из них нуждалось в жилье для своих семей. Образовалась очередь, но к концу 2010 года она сократилась до 120 тыс. человек, а в 2011 году — до 63,8 тыс. человек. Если учесть, что в 2013 году служебное жилье получили 21 тыс. военнослужащих, а в 2014 — 47 тыс., то можно смело говорить, что квартиры получили все ушедшие со службы офицеры. Что самое главное, кв. метрами начали обеспечивать тех, кто еще состоит на службе: в начале 2015 года почти 4 тыс. российских военных получили жилье. Жилищный вопрос для военных оказался вполне разрешимым, и нынешняя ситуация заметно отличается от той, что была в конце 2000-х годов.

    Питание

    До 2010 года система питания лежала на плечах самих военнослужащих, причем в буквальном смысле: горячее питание готовили сами солдаты, срочники проходили школу поваров, солдаты чистили картошку на кухне. Еще одно достижение военной реформы состоит в том, что питание передали гражданским фирмам, после чего, по отзывам служивых, качество питания резко возросло, а солдаты наконец смогли заниматься своими непосредственными обязанностями — военной службой. Аутсорсинговые компании обеспечивают процесс от и до: поставка, подвоз, хранение, приготовление, раздача, обслуживание по нормам. Гражданские службы также начали содержать военные городки, убирать казармы и прилегающие территории, шить форму, организовывать воинские перевозки и ремонт техники и вооружения.


    фото: voenternet.ru

    Система аутсорсинга была перенята у армий стран НАТО. С 1990-х годов она действует в армиях США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Болгарии. Ее введение было связано с резким сокращением военных бюджетов. Пионерами в деле аутсорсинга выступили страны, где преобладал частный сектор экономики — США, Англия, Австралия. Аутсорсинг за рубежом имеет очень широкий спектр организационных форм, как правило, это государственно-частное партнерство. В Россию аутсорсинг пришел внезапно, и внедрять его стоит постепенно: от простых проектов (клининговые услуги и поставки питания) до крупных и сложных (техническое обеспечение военной техники).

    Денежное довольствие

    Увеличение денежного довольствия также связано с активизацией программы «Эффективная армия». По этой программе внедрена автоматизированная система учета материальных средств, предусмотрено развитие военной медицины, создание системы учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала. В частности, увеличивается размер выплат военнослужащим: несколько лет назад средний размер денежного довольствия составлял 57,8 тыс. рублей, а в 2014 году он составил уже 62,1 тыс. рублей. Пенсия военнослужащих была проиндексирована с 1 октября на 7,5%: теперь ее средний уровень составляет 21,5 тыс. рублей.

    В апреле 2015 года был полностью согласован общий бюджет Министерства обороны России: он составит 3,6 трлн рублей. Расходы на армию в первую очередь связаны с ее переоснащением, что в свою очередь гарантирует инвестиции в ВПК: гарантированные заказы военным, металлургическим, химическим, электронным, текстильным и сельскохозяйственным предприятиям.

    Ликвидация дедовщины

    Условия прохождения срочной службы за последние пять лет поменялись кардинально: помимо сокращения срока, изменилась и сама суть. Во-первых, в прошлое ушла классическая «дедовщина» как воспроизводящийся с каждым призывом формат неуставных отношений по принципу «старший-младший». В армии по-прежнему есть проблемы с неуставными отношениями, основанными на физическом превосходстве в сочетании с недостаточными моральными принципами отдельных солдат, на землячествах, но предпосылки для них есть и в гражданской жизни, старая же «дедовщина» в армии больше не существует.

    Изменился принцип реагирования на жалобы солдат. Если раньше случаи неуставных отношений и их последствия старались скрывать, то сейчас подобное сокрытие может обойтись допустившему его командиру дороже, чем сам факт неуставных отношений в подразделении. Солдаты, получив право на использование мобильного телефона, а часто и интернета (иногда с того же самого телефона), стали куда подробнее информировать родственников о том, как им живется и служится.

    Мобилизация и гуманизация как основы армии будущего

    Главное и ощутимое достижение первого этапа реформы — повышение боевой готовности и мобильности Вооруженных сил. Высокая боевая готовность предполагает более совершенную структуру армии, которая позволяет действовать незамедлительно после получения приказа, тратя на подготовку до нескольких часов. Причем комплектные подразделения готовы к самостоятельным активным действиям и выполнению боевых задач. Именно перевод армии на систему батальонов и бригад позволил повысить мобильность и боевую готовность Вооруженных сил. Если добавить к этому итоги второго этапа — коренные перемены в инфраструктуре армии, то картина складывается более чем обнадеживающая. В ходе реформ, во-первых, был сломлен консерватизм системы, во-вторых, внедрены мобилизация и гуманизация войск — есть опорные точки новой армии, и именно благодаря им возможно перевооружение, которое ей только предстоит.

    Все новости рубрики

В октябре 2008 года министр обороны Анатолий Сердюков объявил о грядущем реформировании российской армии. Изначально руководство военного ведомства весьма поверхностно обрисовало изменения, которые ожидают Вооруженные силы. Но постепенно чиновники начали раскрывать свои планы более детально. Появились и недовольные, которые уже пытаются бороться с реформой самыми неординарными методами. Попробуем представить, какой станет в перспективе российская армия и чем это будет чревато для нее.

Численность и структура

К 2012 году все соединения и части будут переведены в категорию постоянной боевой готовности, а численность армии и флота составит 1 миллион человек. При этом за несколько лет в армии планируется сократить около 250 тысяч офицерских должностей, включая 200 генеральских. Всего же за 3 года в запас и отставку отправятся почти 120 тысяч военных, которых, по заверению Анатолия Сердюкова, обеспечат жильем и выходными пособиями, а также помогут им в трудоустройстве.

Вполне возможно, что уже к концу 2009 года в армии не останется представителей самой известной и воспетой в народе категории военнослужащих - прапорщиков. По мнению руководства Минобороны, современной российской армии они не нужны. Функции прапорщиков теперь предстоит выполнять сержантам и старшинам.

Принципиально изменится и сама структура армии. "Четырехзвенная" система управления (военный округ, армия, дивизия, полк) будет заменена на "трехзвенную" (военный округ, оперативное командование, бригада) - вместо дивизий и полков в российской армии появятся бригады.

Реформированию подвергнут даже самые известные дивизии - Таманскую, Кантемировскую и другие. Эти планы руководство военного ведомства намерено реализовать уже в ближайшее время.

Военное образование

На базе существующих 65 военных учебных заведений планируется создать 10 системообразующих вузов, включая 3 военных учебно-научных центра, 6 академий и один университет. На сегодняшний день систему военного образования в России составляют 15 военных академий, 4 военных университета и 46 военных училищ и институтов. Реформирование повлечет не только изменение подходов к обучению специалистов для армии, но и существенное сокращение офицерских должностей в военных учебных заведениях. Кроме этого, как заявил замминистра обороны РФ генерал Николай Панков, ежегодно учебные заведения Минобороны будут готовить 15 тысяч сержантов-контрактников. Их обучение с 1 февраля начнется в шести учебных заведениях, а с 1 сентября - в 48. Они будут готовиться по специальной программе за два года и 10 месяцев. Курсы сержантов-контрактников откроются на базе школ прапорщиков, которых больше не будут готовить.

Вместе с тем, планы Минобороны уже вызвали недовольство военных педагогов некоторых вузов. В частности, преподаватели и ветераны Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского выступили с открытым письмом на страницах газеты "Советская Россия", предупредив о возможности развала вуза и всей системы военного образования РФ. Планы военного ведомства по подготовке авиационных техников со средним специальным образованием, которые будут служить в войсках в звании сержантов, вызывают особые сомнения преподавателей академии. По их мнению, такой результат прямо противоречит задачам по оснащению ВВС новейшими видами вооружения и военной техники, требующими от обслуживающих специалистов соответствующих знаний и квалификации. То, что проводимые в армии реформы вызывают критику в обществе, признал и генерал Панков. По его словам, для Минобороны стали неожиданностью демонстрации в Иркутске, связанные с передислокацией Военного авиационного технического училища в Воронеж.

Впрочем, как говорится, то ли еще будет.

РВСН

Планирующееся сокращение российской армии практически не коснется офицерского корпуса ракетных войск стратегического назначения, как заявил недавно сам командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов. Ракетчики также не планируют досрочно снимать с боевого дежурства вооружение. При этом международные договоренности между Россией и США, ограничивающие ядерный потенциал обеих сторон, будут соблюдаться.

По словам Соловцова, в соответствии с Договором СНП Россия и США в 2012 году должны иметь по 1700-2200 ядерных зарядов на всех носителях - стратегических бомбардировщиках, атомных подводных лодках, стратегических ракетах. На момент заключения соглашения этот показатель превосходил установленные лимиты в 2-3 раза. Вначале, по выражению командующего, в России "очень рьяно кинулись выполнять эту задачу - за американские деньги принялись пилить, взрывать, резать". Теперь этот процесс удалось приостановить, и в перспективе, с учетом создания новых комплексов, России удастся выйти на установленные Договором СНП количественные параметры.

В области технического оснащения РВСН в целом намечаются неплохие перспективы. Так, с 2009 войска начнут перевооружение на новый ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24. Головной полк с этой ракетой в составе подвижного командного пункта и одного дивизиона планируется поставить на боевое дежурство в Тейковском ракетном соединении в декабре. Продолжится принятие на вооружение комплексов "Тополь-М". Сроки службы более старых образцов будут продлены.

В военно-воздушных силах России в период с 2009 по 2012 год планируется ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе авиабазы, а также сократить свыше 50 тысяч офицерских должностей. За три года на их основе будут созданы 55 авиабаз, основу которых составят эскадрильи. Планируется, что в 2012 году ВВС будут состоять из оперативно-стратегического командования, командования дальней (стратегической) авиации, на вооружении которой будет находиться ядерное оружие, а также командования военно-транспортной авиации и четырех командований ВВС и ПВО. Кроме этого, корпуса и дивизии противовоздушной обороны будут преобразованы в бригады воздушно-космической обороны, а зенитные ракетные бригады - в зенитные ракетные полки. В ближайшие годы военное ведомство планирует поставить в воинские части около 100 новых вертолетов. По словам военных, это позволит повысить потенциал армейской авиации в 2,5-3 раза. Одной из самых значительных - около 30 единиц - будет партия новых командирских машин армейской авиации Ка-52 "Аллигатор".

Министерство обороны России также закупит у авиастроительной корпорации "МиГ" боевые самолеты, ранее предназначавшиеся для алжирских ВВС. Контракт, согласно которому производитель поставит военному ведомству РФ 28 многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ, уже подписан. В ближайшее время планируется заключить соглашение на поставку еще шести истребителей МиГ-29УБ. Все самолеты будут поставлены ВВС России в течение 2009 года.

В 2009 году стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3 пройдут глубокую модернизацию. Возраст самолетов сегодня составляет около 15 лет, они выработали только меньшую часть своего ресурса. На них планируется установить новые прицельно-навигационные комплексы, которые позволят применять неуправляемые средства поражения с высокой степенью точности. Кроме этого, планируется провести работы по увеличению дальности и продолжительности полета стратегических бомбардировщиков, а также усовершенствовать бортовые комплекты обороны.

Создание истребителя пятого поколения для ВВС военные хотят ускорить - в 2009 году начать испытания, а принять его на вооружение в 2015 году. Самолет будет обладать целым рядом уникальных особенностей: круглосуточность, всепогодность и скрытность применения, малая заметность и длительный сверхзвуковой полет. Он получит новую бортовую навигационную станцию и высокоэффективную автоматизированную систему обороны. Как заявил недавно вице-премьер России Сергей Иванов, Россия "уже близка к созданию прототипа первого самолета опытной партии".

Количество частей военно-морского флота России должно сократиться с 240 до 123. В первую очередь реформы затронут Балтийский флот, где уже в 2009 году должны быть ликвидированы все кадрированные части. Офицерский состав будет сокращен в 2-2,5 раза.

Тем не менее, по данным "НВО", до 2020 года российский флот должен получить 8 стратегических подлодок и 12 обычных, а также 41 надводный корабль. Также не исключено, что базы российского флота появятся в других странах. Так, по некоторым данным, Россия уже ведет переговоры о размещении боевых кораблей на острове Сокотра (Йемен), в Тартусе (Сирия) и в Триполи (Ливия).

Тартуса (Сирия)

В 2009 году ВМФ намерен поставить на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты морского базирования "Булава", а также завершить их испытания и начать серийное производство. Часть испытательных пусков планируется осуществить с борта новейшей атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий", которая также должна быть принята на вооружение в 2009 году.

Впрочем, перспективы "Булавы" все еще вызывают сомнения. Именно 2009 год, судя по всему, будет решающим для новейшей российской ракеты. Минувший для нее закончился печально - последний пуск, состоявшийся 23 декабря 2008 года, был признан неудачным, поскольку при включении третьей ступени произошел сбой, в результате которого "Булава" самоликвидировалась. Из-за этого число испытаний ракеты в 2009 году увеличат до 5 и более. Продолжится строительство субмарин проекта 677 "Лада", которые из-за малой шумности называют "черными дырами". При создании субмарин использовано более 120 инновационных технологий, в результате чего "будет получен абсолютно новый продукт".

Сухопутные войска

Вместо 23 общевойсковых дивизий в сухопутных войсках российской армии останется 12 мотострелковых бригад. Кроме этого, будут созданы 39 общевойсковых бригад, 21 бригада ракетных войск и артиллерии, 7 бригад войск армейской ПВО, 12 бригад связи, 2 бригады радиоэлектронной борьбы.

Сейчас, по некоторым данным, сухопутные войска РФ насчитывают 1890 воинских частей, а после реформы останется 172 части и соединения. Их численность уменьшится до 270 тысяч военнослужащих. Тем не менее, руководство военного ведомство убеждено, что от таких преобразований сухопутчики только выиграют. По мнению начальника Генштаба Николая Макарова, воинские части теперь станут более самодостаточными и смогут автономно и изолированно выполнять любого рода задачи.

К 2015 году пять ракетных соединений сухопутных войск обещают перевооружить комплексами "Искандер-М", два соединения - новыми реактивными системами залпового огня "Ураган-1М", а также поставить в войска новые танки.

Искандер-М

Основной упор военные намерены сделать на поставки современных средств разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, высокоточного оружия, автоматизированных систем управления и беспилотных авиационных комплексов. В прошлом году "сухопутчики" обижались на некоторую недооценку их значения в современной войне. Августовские события в Южной Осетии дали им возможность показать, что списывать со счетов пехоту пока еще рановато.

Тыловые структуры

Центральный аппарат тыла в рамках армейской реформы ожидает сокращение на 70 процентов. Сохранить планируется всего 300 должностей, 40 процентов которых будут занимать гражданские специалисты. Также планируется расформирование ряда тыловых баз и складов, в результате чего будет сокращено 12,5 тысячи человек.

Вместе с тем, именно с этими планами связывают недавнюю отставку начальника тыла Вооруженных сил, заместителя министра обороны РФ генерала Владимира Исакова, который возглавлял тыл Вооруженных сил с 1997 года. Неофициальная информация о том, что Исаков, недовольный грядущими преобразованиями, подал в отставку, появлялась в СМИ еще 29 ноября 2008 года.

Военная медицина

Весьма ощутимой будет реформа для военно-медицинских структур, равно как и для самих врачей в погонах. Их численность, по некоторым данным, сократится примерно на 30 процентов. Многие должности станут гражданскими. В основном сокращение должно коснуться узких специалистов, которые не нужны в полевых условиях. Значительно уменьшится и количество госпиталей - со 195 до 129, а также военных поликлиник - со 124 до 41. Кроме этого, будут ликвидированы 5 санаториев и домов отдыха Минобороны РФ, а также 17 лазаретов.

Планируется, что до 2013 года будут закрыты все военно-медицинские институты. В частности, Саратовский и Самарский должны прекратить свою деятельность к 2010 году, Томский - к 2011 году, а Государственный институт совершенствования врачей Минобороны - к 2013 году.

При этом, как заявил в интервью "АИФ" генерал-лейтенант медицинской службы Владимир Шаппо, сейчас в военных госпиталях и поликлиниках обслуживается около 7 миллионов человек, включая отставных военнослужащих, и лишать их этого права никто не собирается. Однако в гарнизонах, где не будет войск, теперь нет и необходимости содержать госпиталь или поликлинику. Также военные не видят нужды в госпиталях, расположенных неподалеку друг от друга.

Откровенный секрет

Военная реформа, анонсированная сравнительно недавно, уже успела обрасти неожиданными слухами и сплетнями. Самым интересным среди новостей на эту тему стало известие о том, что начальник Генштаба Николай Макаров еще 11 ноября 2008 года подписал директиву "О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил РФ". Появление этого документа якобы было вызвано нарастающим недовольством среди офицеров. Нарушителям режима секретности угрожали увольнением и уголовным преследованием.

Впрочем, в Минобороны новость о грозной директиве сразу же поспешили опровергнуть. Не исключено, что это действительно была искусно запущенная кем-то "утка". Хотя, вполне вероятно, что опровержение директивы напрямую связано с исполнением ее же требований - для большей секретности.

Трудный финансовый фактор

Российское руководство уже дало понять, что на перевооружение армии денег теперь жалеть не будут - с 2009 по 2011 годы на эти цели выделят около 4 триллионов рублей. Один триллион рублей, который используют для закупки новой военной техники и вооружения, будет выделен Министерству обороны в 2009 году. А проект новой многообещающей госпрограммы вооружений, рассчитанной на 2011-2020 годы, должен быть представлен в правительство не позднее февраля 2010 года. Пока же, если верить военным, дела с перевооружением некоторых армейских структур обстоят не совсем гладко. В частности, как заявил 21 января 2009 года в интервью главному изданию Минобороны "Красная звезда" командующий инженерными войсками генерал-лейтенант Юрий Балховитин, образцы современной и перспективной инженерной техники поступают в подчиненные ему воинские части в единичных экземплярах, а укомплектованность ими не превышает 20 процентов.

Генерал также сообщил, что согласно государственной программе вооружения на 2007-2015 годы на закупку средств инженерного вооружения было запланировано значительно меньше средств по сравнению с заявленной потребностью. В 2008 году оборонный заказ на 2009-2011 годы был увеличен. Однако рост цен не позволит войскам закупить даже те средства инженерного вооружения, которые планировалось. Расходы на оргштатные мероприятия военные чиновники, судя по всему, также рассчитали не совсем правильно, а озвученные некогда сроки реализации планов по приданию армии нового облика могут быть отложены.

Как сообщил недавно "Интерфакс" со ссылкой на источник в столице, к 1 февраля военные планировали завершить преобразования в главных и центральных управлениях Генштаба и изменить структуру тыла Вооруженных сил. Однако теперь они вынуждены признать, что провести столь масштабные мероприятия в эти сроки вряд ли удастся, равно как и перевести большинство войск на бригадную структуру к 1 июня 2009 года. Сокращение штатов Вооруженных сил также может быть отложено, поскольку, по словам собеседника информагентства, на проведение этих мероприятий "требуются колоссальные средства, и с учетом планов по корректировке федерального бюджета 2009 года, по всей видимости, сроки их проведения также будут скорректированы".

Реформа может основательно упереться и в пресловутый "квартирный вопрос". Ведь по российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем, нехватку которого Минобороны ощущает уже многие годы. Нуждающихся в жилплощади в армии сейчас более 130 тысяч человек. Из года в год цифра практически не меняется, поскольку освободившиеся места занимает очередное пополнение.

Начальник Генштаба ВС РФ генерал Николай Макаров уже объявил, что военнослужащим, которые будут досрочно уволены из армии, предложат переселиться в Сибирь, на Дальний Восток, в Татарстан и Башкирию. Впрочем, можно себе представить, какую реакцию среди офицерства вызовет попытка практической реализации этих планов. Однако, несмотря на все трудности, можно не сомневаться - отказываться от реформирования армии руководство страны не намерено. Но теперь становится очевидно и другое - на озвученные ранее сроки реализации этих планов обращать особого внимания не стоит. То ли идеологи армейской реформы немного не рассчитали ее масштабности, то ли необходимость корректив бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом вынудила Минобороны немного сбавить темпы.

" новые мишкоходы "

Когда же именно военное ведомство сдержит свое обещание и создаст более компактную, современную и отвечающую современным требованиям армию, остается только догадываться. Да и станет ли в результате реформ служба в ней более престижной, пока тоже не совсем ясно. Ведь это зависит не только от вооружения и структуры, но и от материального обеспечения военнослужащих. А про перспективы ощутимого улучшения последнего военное ведомство пока почему-то упорно молчит.

». После реорганизации количество военных округов сокращено до четырёх:

  • Западный военный округ - включает Московский и Ленинградский военные округа, Балтийский и Северный флот
  • Южный военный округ - включает Северо-Кавказский военный округ , 4-е командование ВВС и ПВО , Черноморский флот и Каспийскую флотилию
  • Центральный военный округ - включает Приволжско-Уральский и западную часть Сибирского военного округа
  • Восточный военный округ - включает Дальневосточный и забайкальскую часть Сибирского военного округа , Тихоокеанский флот

После военно-административной реформы все войска на территории военного округа подчиняются одному командующему и он несёт персональную ответственность за безопасность в регионе . Объединение под единым руководством командующего войсками военного округа общевойсковых армий, флотов, командований ВВС и ПВО позволило качественно увеличить боевые возможности новых военных округов за счёт сокращения времени реакции в кризисных ситуациях и роста их совокупной ударной мощи. На стратегических направлениях созданы самодостаточные межвидовые группировки войск (сил), объединённые под единым командованием, основу которых составляют соединения и воинские части постоянной готовности, способные в кратчайшие сроки привести себя в высшие степени боевой готовности и выполнить задачи по предназначению. После реорганизации боевой потенциал Западного военного округа по сравнению с Ленинградским военным округом увеличился в 13 раз, что свидетельствует о заблаговременно спланированных и поэтапно реализуемых подходах государства по совершенствованию Вооружённых Сил .

При проведении административной реформы планировалось сокращение количества воинских частей согласно следующей таблице :

В ходе преобразования планировалось расформировать 2-ю гвардейскую мотострелковую Таманскую дивизию , 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию , 106-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 98-ю гвардейскую воздушно-десантную Свирскую дивизию . Решение по расформированию 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии было позднее отменено , решение о расформировании 98-й гв.вдд так и не было принято.

Сокращение численности

Существенной частью реформы стало сокращение численности вооружённых сил, которая в 2008 году составляла около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений пришлась на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек.

Категория военнослужащих На
01.09 .
На
01.12 .
На
01.01 .
Процент изменения численности
Генерал 1107 780 866 −22 %
Полковник 15365 3114 −80 %
Подполковник 19300 7500 −61 %
Майор 99550 30000 −70 %
Капитан 90000 40000 −56 %
Старший лейтенант 30000 35000 +17 %
Лейтенант 20000 26000 +30 %
Всего офицеров 365000 142000 −61 %
Прапорщик 90000 0 0 −100 %
Мичман 50000 0 0 −100 %

По российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем. Нуждающихся в жилплощади в Вооружённых силах в 2009 году было более 120 тысяч человек . Согласно плану Минобороны, ликвидация очереди и переход на обеспечение военнослужащих жильем в год признания их нуждающимися в нём произойдет к 2013 году. По состоянию на июнь 2011 года в жилплощади нуждаются около 40 тысяч семей .

Согласно директиве Генерального штаба ВС России от 22 ноября № 314/3382 число военнослужащих органов воспитательной работы должно сократится с 17 490 человек до 4 916, то есть на 71 % .

Сокращения в Вооруженных силах России произошли быстрее, чем было запланировано. В 2011 году число офицеров в российской армии составляет 150 тысяч. В результате Президент России Дмитрий Медведев поставил задачу вернуть в состав Вооруженных Сил около 70 тысяч офицеров .

Военная медицина

Планируется сократить:

  • Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны России
  • 66 военных госпиталей
  • 83 военные поликлиники
  • 17 лазаретов
  • 5 военных санаториев и домов отдыха
  • 64 базы хранения военной техники и имущества.

В 2010-2011 году будут расформированы военно-медицинские факультеты в Самарском, Саратовском и Томском медицинском институтах.

Число врачей-офицеров планируется сократить с 7967 до 2200 человек .

Военные вузы

Из 15 военных академий, 46 военных институтов и училищ и четырёх военных университетов планируется сформировать 10 научных центров. В частности планируется расформировать Академию воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова

В интервью журналистам Министр обороны Анатолий Сердюков сообщил : «На базе 65 вузов будут созданы научные центры, где будет собрано в единое учебный процесс и научная деятельность. В новых научных центрах будет создана абсолютно новая техническая база».

Перевооружение

Реформа денежного довольствия

С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих будет увеличено в 2,5-3 раза, а военные пенсии возрастут в 1,5-1,7 раза. 7 ноября 2011 президент Дмитрий Медведев подписал Закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" . В соответствии с законом изменена система начисления денежного довольствия: отменяются существовавшие до этого дополнительные выплаты и надбавки и вводятся новые. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет;
  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;
  • ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  • ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • ежегодная материальная помощь;
  • повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях Российской Федерации;
  • повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Конкретные размеры окладов установлены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. №992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" , размеры дополнительных выплат - Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" .

Военная тайна

Поддержка

Председатель Комиссии Общественного Совета при Министерстве обороны России Виталий Шлыков считает, что военная реформа давно назрела и нынешняя Российская армия неэффективна. «События в Грузии показали: России нужна дееспособная армия сейчас, и медлить с этим нельзя».

…К 2016 году численность Вооруженных сил должна быть не более 1 миллиона военнослужащих. Таково решение высшего политического руководства страны. Задача же Министерства обороны - создать в рамках этой численности и экономических возможностей государства максимально боеспособную армию. Все иные предложения, игнорирующие зависимость перспективного облика Вооруженный сил от экономических реалий - демагогия и политический популизм…

…альтернативы сокращению офицерского корпуса, которое позволит создать оставшимся офицерам действительно привлекательные условия службы, просто не существует…

…радикально изменившийся со времён Второй мировой войны формы и методы вооружённой борьбы позволят без ущерба для обороноспособности государства отказаться от армады кадрированных частей и соединений… нам необходимо создать ядро относительно компактной, численностью не более 200 тысяч, но обладающей высочайшим боевым потенциалом группировки быстрого реагирования. То есть мобильные, великолепно обученные и постоянно готовые к боевому применению на любом театре военных действий войска.

Критика

1 ноября 2008 года депутаты Государственной Думы от КПРФ подписали открытое письмо Президенту России с требованием отказаться от концепции реформы и вынести вопрос о дальнейшем военном строительстве на всенародное обсуждение. . В частности Виктор Илюхин заявил :

Мы считаем, что решение принято поспешно, без учёта огромной территории страны, того, что мы опутаны натовскими военными базами.

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков :

Я считаю, что этот комплекс реформ, в условиях современных угроз для России, является просто преступным.

  • около 2 млн граждан России будут лишены возможности реализации права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях;
  • 101 военный госпиталь и 75 военных поликлиник потеряют статус юридического лица, что приведёт к расторжению договоров с ОМС и ДМС и повлечёт финансовые потери;
  • создается впечатление планомерного разрушения медицинской службы армии.

…после данной реформы мы окажемся в состоянии людей, которые фактически оказались в положении двух поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа , когда один спрятался в соломенном домике, а второй спрятался в доме из веток. То есть если ветер дунет, от этого не останется ничего. Нынешняя реформа поражает экспертов своей непродуманностью, своей тотальной разрушительностью, и пока она приводит только к деградации армии.

…по новой реформе фактически будет разрушена вся мобилизационная готовность государства, вся мобилизационная система, и мы должны будем воевать исключительно той армией, которая есть. Хотя любая большая война показывает, что ни одно государство не закончило серьёзную, большую войну той армией, которая у него была перед войной.

…не надо обращаться к опыту тех стран, которые всерьёз давно не воевали, как не надо учиться и у тех государств, которые хотят нас завоевать!

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что формируемых в процессе реформы сил Сухопутных войск недостаточно для отражения серьёзных военных угроз .

Итоги реформы

Итоги реформы на конец 2010 года:

  • Завершён первый этап создания нового облика Вооруженных сил. Российская армия обрела новую структуру, новую систему военного планирования. Существенно обновлены системы подготовки и обеспечения войск;
  • Создана новая трёхуровневая структура оперативного управления войсками и флотами - военный округ, оперативное командование, бригада. Шесть военных округов реорганизованы в четыре - Западный, Южный, Восточный и Центральный. На их основе созданы оперативно-стратегические командования (ОСК «Запад», ОСК «Юг», ОСК «Восток» и ОСК «Центр»). Это мощные межвидовые группировки войск на ключевых стратегических направлениях: юг, запад, центр и восток, соответственно. Объединение сил и средств под единым командованием повысили боевые возможности и потенциал армии;
  • Создан новый боевой состав Вооруженных сил с установленной численностью в 1 миллион военнослужащих. В 2010 году Президент РФ одобрил предложения Минобороны по содержанию в Вооруженных силах 220 тысяч должностей офицеров и 425 тысяч военнослужащих, проходящих службу по контракту. Долю военнослужащих-контрактников планируется увеличивать по мере создания привлекательных условий военной службы.

Осенью 2012 года выяснилось, что МО погрязло в коррупции . Сердюков был уволен с должности. За него вступился Медведев, как «за хорошего министра». Однако, независимые источники не исключают «тесной бизнес-связи между Сердюковым и Медведевым».

Информация

Отличительной особенностью процесса подготовки и проведение реформы является почти полное отсутствие информации о её цели и задачах . За исключением единственной публикации 15 октября 2008 года в Российской газете содержащей установочные сведения о реформе, ни в одном из официальных изданий Министерства обороны не появилось статей о грядущих преобразованиях. На официальном сайте Министерства обороны в разделе «О новом облике Вооружённых Сил Российской Федерации» не представлено никакой подробной информации, касающейся процесса реформирования.

Бывший главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин в своём интервью газете «Известия» сказал :

Мне не понятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идёт келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия.

Пока руководство Минобороны не начнёт открытый и честный диалог с гражданским обществом, скандалы, подобные субботнему, к сожалению, будут продолжаться.

Приоритетная задача Повышение денежного довольствия в 2012 . Медведев о повышении зарплаты военнослужащим В преддверии Бюджетного послания Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на очередном совещании особо отметил, в ряде задач требующих неотложного решения вопросы, напрямую касающиеся военнослужащих. Цитируем: «Завтра у нас бюджетное послание, поэтому, сегодня по целому ряду вопросов нужно будет поставить точку. Немалые средства, сверх заявленных, запрошенные на реформирование системы денежного довольствия военнослужащих в 2012 году, очевидно, что это, в общем, приоритетная задача»

Примечания

  1. РИА Новости
  2. http://vz.ru/politics/2010/10/22/441797.html
  3. Приоритеты строительства Вооружённых Сил
  4. Российская газета Федеральный выпуск № 4772 от 15 октября 2008 года
  5. Указанные данные нуждаются в уточнении: либо приведены не все части ВДВ на тот момент, либо (при условии подсчёта дивизий и бригад ВДВ) приведены ошибочно
  6. «Знамена - в музей, знаменосцев - на гражданку», Независимое военное обозрение от 31 октября 2008 года
  7. Lenta.ru
  8. Виктор Баранец Что ждет российскую армию после военной реформы (рус.) . КП (02.12.2008). Архивировано
  9. В российской армии сократили полтысячи генеральских должностей (рус.) . Интерфакс (21.12.2009). Проверено 21 декабря 2009.
  10. Роман Ошаров Армия лейтенантов (рус.) . Деловая газета «Взгляд» . «ВЗГЛЯД.РУ» (21.12.2009). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 21 декабря 2009.
  11. Андрей Федоров Вот тогда и повоюем (рус.) . Лента.Ру (21.01.2009). Архивировано из первоисточника 20 марта 2012. Проверено 21 декабря 2009.
  12. Военный совет
  13. Известия от 1 декабря 2008 года
  14. Офицеры возвращаются
  15. Указ Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1878сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации»
  16. «За сокращение армии заплатят командными кадрами», Независимое военное обозрение от 17 октября 2008 года
  17. Lenta.ru
  18. РИА Новости
  19. Новое оружие будет! «Красная звезда » 2 октября 2008.
  20. Война показала: российская армия ветшает, запас советского вооружения выработан полностью NEWSru 2 октября 2008.

Основные направления реформы

Структурные изменения

Одним из основных направлений реформы является переход от четырёхзвенной системы управления «военный округ» — «армия» — «дивизия» — «полк» к трёхзвенной «военный округ» — «Оперативное командование» — «бригада». Количество воинских частей планируется сократить согласно следующей таблице:Вид Вооружённых сил
и рода войск* 2008 год 2012 год Степень сокращения
Сухопутные войска 1890 172 -90 %
Военно-воздушные силы 340 180 -48 %
Военно-морской флот 240 123 -49 %
РВСН* 12 8 -33 %
Космические войска* 7 6 -15 %
Воздушно-десантные войска* 6 5 -17 %

В ходе преобразования планировалось расформировать 2-ю гвардейскую мотострелковую Таманскую дивизию, 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию, 106-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 98-ю гвардейскую воздушно-десантную Свирскую дивизию. Однако позднее решение по 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии было отменено.

Сокращение

Существенной частью реформы станет сокращение численности вооружённых сил, которая в настоящее время составляет около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений придётся на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек.

Степень сокращения:

Генерал 1107 780 866 −22 %
Полковник 15365 3114 −80 %
Подполковник 19300 7500 −61 %
Майор 99550 30000 −70 %
Капитан 90000 40000 −56 %
Старший лейтенант 30000 35000 +17 %
Лейтенант 20000 26000 +30 %
Всего офицеров 365000 142000 −61 %
Прапорщик 90000 0 0 −100 %
Мичман 50000 0 0 −100 %

По российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем. Нуждающихся в жилплощади в вооружённых силах сейчас более 130 тысяч человек.

Сокращения в Вооруженных силах России идут быстрее, чем было запланировано. По сообщению заместителя министра обороны Николая Панкова: в следующем году в Вооруженных силах России останется не более 127 тыс. офицеров — на 23 тыс. меньше, чем было объявлено ранее.

К 2016 году численность Вооружённых Сил Российской Федерации составит 1 884 829 единиц, в том числе 1 000 000 военнослужащих..

По сообщению Минобороны России на сержантских должностях находится более 5 000 офицеров. (Новости РЕН, 30 апреля 2010 года)

Военная медицина

Планируется сократить Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны России, 66 военных госпиталей, 83 военные поликлиники, 17 лазаретов, пять военных санаториев и домов отдыха, 64 базы хранения военной техники и имущества. В 2010—2011 году будут расформированы военно-медицинские факультеты в Самарском, Саратовском и Томском медицинском институтах.

Число врачей-офицеров планируется сократить с 7967 до 2200 человек.

Военные ВУЗы

Из 15 военных академий, 46 военных институтов и училищ и четырёх военных университетов планируется сформировать 10 научных центров. В частности планируется расформировать Академию воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова

В интервью журналистам Министр обороны Анатолий Сердюков сообщил:

На базе 65 вузов будут созданы научные центры, где будет собрано в единое учебный процесс и научная деятельность. В новых научных центрах будет создана абсолютно новая техническая база

Вооружение

По данным неназванного источника в Минобороны России, количество танков в Сухопутных войсках и береговых частях ВМФ ВС планируется сократить с 23 000 до 2 000 единиц.

Военные воспитатели

Согласно директиве Генерального штаба ВС России от 22 ноября № 314/3382 число военнослужащих органов воспитательной работы должно сократится с 17 490 человек до 4 916, то есть на 71 %.

Перевооружение

В газете «Красная звезда» от 2 октября 2008 года начальник вооружения Вооружённых Сил России — заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Поповкин отметил, что Вооружённые силы России полностью выработали запас вооружения и военной техники, оставшихся от СССР, в связи с чем необходимо ускорить оснащение ВС новыми, современными образцами вооружений.

19 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Николай Макаров заявил журналистам, что в российской армии в ближайшие 3-5 лет будут на треть обновлены вооружение и техника, а к 2020 году это будет сделано на 100 %.

На начало 2010 года в части "нового облика" аппаратные связи, в большинстве случаев приходят 2-й категории, но 86-89 годов выпуска, вследствие этого она не боеготовна, требует капитального ремонта как самих аппаратных, так и передвижной базы. Или же остается старая, но разграбленная в 90-98-х годах, о чем скрывается командованием частей от высшего руководства. В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Военная тайна

11 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС генерал армии Николай Макаров подписал директиву «О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил России». Документ запрещает распространение сведений о ходе реформ, возникающих проблемах и настроениях в войсках.Председатель Комиссии Общественного Совета при Министерстве обороны России Виталий Шлыков считает, что военная реформа давно назрела и нынешняя Российская армия не эффективна. События в Грузии показали: России нужна дееспособная армия сейчас, и медлить с этим нельзя.

Генерал-лейтенант Владимир Шаманов поддерживает реформу армии

…К 2016 году численность Вооруженных сил должна быть не более 1 миллиона военнослужащих. Таково решение высшего политического руководства страны. Задача же Министерства обороны — создать в рамках этой численности и экономических возможностей государства максимально боеспособную армию. Все иные предложения, игнорирующие зависимость перспективного облика Вооруженный сил от экономических реалий — демагогия и политический популизм… …альтернативы сокращению офицерского корпуса, которое позволит создать оставшимся офицерам действительно привлекательные условия службы, просто не существует… …радикально изменившийся со времён Второй мировой войны формы и методы вооружённой борьбы позволят без ущерба для обороноспособности государства отказаться от армады кадрированных частей и соединений… нам необходимо создать ядро относительно компактной, численностью не более 200 тысяч, но обладающей высочайшим боевым потенциалом группировки быстрого реагирования. То есть мобильные, великолепно обученные и постоянно готовые к боевому применению на любом театре военных действий войска.

1 ноября депутаты Государственной Думы от КПРФ подписали открытое письмо Президенту России с требованием отказаться от концепции реформы и вынести вопрос о дальнейшем военном строительстве на всенародное обсуждение.. В частности Виктор Илюхин заявил:

Мы считаем, что решение принято поспешно, без учёта огромной территории страны, того, что мы опутаны натовскими военными базами.

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

Я считаю, что этот комплекс реформ, в условиях современных угроз для России, является просто преступным.

27 мая 2009 года в Общественной палате Российской Федерации проведены слушания по проблемам медицинского обеспечения военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей. Председатель Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей А. Н. Каньшин и Председатель Комиссии Общественной палаты по здравоохранению Л. М. Рошаль, а также участники слушаний выражают сомнение «в продуманности начатой реформы медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации» и считают:
около 2 млн граждан России будут лишены возможности реализации права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях;
101 военный госпиталь и 75 военных поликлиник потеряют статус юридического лица, что приведёт к расторжению договоров с ОМС и ДМС и повлечёт финансовые потери;
создается впечатление планомерного разрушения медицинской службы армии.

Почётный профессор Военной академии ВКО имени Г. К. Жукова И. В. Ерохин считает, что подготовка специалистов военно-космической обороны вне Военной академии ВКО является глубочайшим заблуждением и противоречит утверждённой президентом «Концепции ВКО РФ»

…после данной реформы мы окажемся в состоянии людей, которые фактически оказались в положении двух поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, когда один спрятался в соломенном домике, а второй спрятался в доме из веток. То есть если ветер дунет, от этого не останется ничего. Нынешняя реформа поражает экспертов своей непродуманностью, своей тотальной разрушительностью, и пока она приводит только к деградации армии.

…по новой реформе фактически будет разрушена вся мобилизационная готовность государства, вся мобилизационная система, и мы должны будем воевать исключительно той армией, которая есть. Хотя любая большая война показывает, что ни одно государство не закончило серьёзную, большую войну той армией, которая у него была перед войной.

Бывший министр обороны П. Грачёв полагает:

…не надо обращаться к опыту тех стран, которые всерьёз давно не воевали, как не надо учиться и у тех государств, которые хотят нас завоевать!

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что формируемых в процессе реформы сил Сухопутных войск недостаточно для отражения серьёзных военных угроз. Отличительной особенностью процесса подготовки и проведение реформы является почти полное отсутствие информации о её цели и задачах. За исключением единственной публикации 15 октября 2008 года в Российской газете содержащей установочные сведения о реформе, ни в одном из официальных изданий Министерства обороны не появилось статей о грядущих преобразованиях. На официальном сайте Министерства обороны в разделе «О новом облике Вооружённых Сил Российской Федерации» не представлено никакой подробной информации, касающейся процесса реформирования.

Бывший главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин в своём интервью газете «Известия» сказал:

Мне не понятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идёт келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия.

Военный обозреватель Виктор Литовкин считает:

Пока руководство Минобороны не начнёт открытый и честный диалог с гражданским обществом, скандалы, подобные субботнему, к сожалению, будут продолжаться.

Примечания

Показывать компактно
РИА Новости
Российская газета Федеральный выпуск № 4772 от 15 октября 2008 года
«Знамена — в музей, знаменосцев — на гражданку», Независимое военное обозрение от 31 октября 2008 года
Lenta.ru
Виктор Баранец Что ждет российскую армию после военной реформы (рус.). КП (02.12.2008). Проверено 21 декабря 2009.
В российской армии сократили полтысячи генеральских должностей (рус.). Интерфакс (21.12.2009). Проверено 21 декабря 2009.
1 2 Роман Ошаров Армия лейтенантов (рус.). Деловая газета «Взгляд». «ВЗГЛЯД.РУ» (21.12.2009). Проверено 21 декабря 2009.
Андрей Федоров Вот тогда и повоюем (рус.). Лента.Ру (21.01.2009). Проверено 21 декабря 2009.
Денис Тельманов Минобороны перевыполняет план по сокращению офицеров (рус.). GZT.RU (25.11.2009). Проверено 21 декабря 2009.
Указ Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1878сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации»
«За сокращение армии заплатят командными кадрами», Независимое военное обозрение от 17 октября 2008 года
Lenta.ru
РИА Новости
«Генштаб меняет взгляды на современные и будущие войны», Независимое военное обозрение от 10 июля 2009 года
1 2 Известия от 1 декабря 2008 года
Новое оружие будет! «Красная звезда» 2 октября 2008.
Война показала: российская армия ветшает, запас советского вооружения выработан полностью NEWSru 2 октября 2008.
Генштаб: в ближайшие 3-5 лет армия РФ будет перевооружена на треть, а к 2020 году — на 100 % NEWSru 19 ноября 2008.
Иван Коновалов Перестройку армии проведут без гласности (рус.). Газета «Коммерсантъ» (29.11.2008). Проверено 21 декабря 2009.
Красная Звезда от 11.02.2009
Сайт NEWSru.com
Сайт КПРФ

«Рекомендации слушаний по проблемам медицинского обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» на сайте Общественной палаты РФ
НВО от 21 ноября 2008 года.
Lenta.Ru: Пресс-конференции: Реформа российской армии.
НВО от 30 марта 2009 года
«НВО» от 16 октября 2009 года
1 2 Независимая газета от 1 декабря 2008 года
Ссылки
Российская газета Федеральный выпуск № 4772 от 15 октября 2008 года
«Военная реформа 2009—2012 годов» НВО от 12 декабря 2008 года
Независимое военное обозрение от 17 октября 2008 года, 24 октября 2008 года и 31 октября 2008 года
Интервью начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Н. Е. Макарова
Владимир Воронов Армия на крючке. «The New Times» (27 октября 2008). — «Есть и политическая составляющая, о которой люди в погонах говорят скупо, хотя и признают: армию трясут еще и потому, что кремлевская элита ощущает исходящую для себя оттуда угрозу. Ибо в системе, где нет реальных партий и парламента, лишь армия остается единственной организованной структурой, которая может если и не перехватить власть, то попытаться.». Проверено 19 ноября 2008.
Вот тогда и повоюем. А. Фёдоров. Лента.Ру, 21.01.2009.

Главными факторами, влияющими на военное строитель­ство, являются геостратегическое положение государства, п также характер и особенности военно-политической си­туации в мире. Для того чтобы определить направленность поенного строительства, необходимо правильно оценить, су­ществует ли опасность военной угрозы для страны, каковы ее источники, масштабы и характер. Иначе говоря, требует­ся взвешенная оценка реальной военно-политической обста­новки и перспектив ее развития.

После окончания «холодной войны» военно-политическая обстановка в мире существенно изменилась. Ушло в прошлое острое противоборство двух систем. Угроза крупномасштаб­ной войны значительно ослабла, хотя локальные столкнове­ния (в основном на межнациональной почве) по-прежнему существуют. Россия не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего потенциального врага, но и она втя­нута в конфликты. Свежий пример - разрешение грузино- южноосетинского конфликта в августе 2008 г.

Кроме военно-политических причин необходимость рефор­мы Вооруженных сил на современном этапе диктуется и со­ображениями экономического характера. Жизнь требует при­нести Вооруженные силы в соответствие с уровнем экономи­ческих возможностей государства.

Начиная с 1990-х гг. в России наблюдается резкий демо­графический спад (снижение рождаемости). Это также дик­тует целесообразность реформы. Требуется значительно умень­шить число федеральных ведомств, имеющих воинские фор­мирования, перейти к смешанной, а затем к контрактной си­стеме комплектования частей. При сокращении Вооруженных сил эта вполне реальная перспектива становится шагом к про­фессиональной армии.

Основная цель рассматриваемой реформы армии - повысить обороноспособность страны и привести войска в соответствие с требованиями времени.

Конечный результат преобразований - повышение управ­ляемости армии, оптимизация ее состава, структуры и числен­ности, ц 0 самое главное - повышение ее профессионального уровня.

Современная армия требует достижения оптимальных характеристик численности, боевому составу, по организационно-штатным структурам, системам управления и всем видам обеспечения. Одно из непременных условий реформы Оптимизация расходов материальных ресурсов, направляемых на обеспечение боеготовности, эффективное их использование на основе взаимосвязанного, скоординиро­ванного действия всех компонентов военной организации государства

основой проведения военной реформы стал Указ Президента от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федера­ции и совершенствованию их структуры» (утратил силу в со­ответствии с Указом Президента РФ от 29 июля 2008 г. № 1139) в настоящее время разрабатываются новые подхо­ды к военной реформе, связанные с изменением структуры, состава и численности Вооруженных сил.

Для проведения военной реформы были уточнены задачи Вооруженных сил с учетом внешнеполитической обстанов­ки и возможностей экономики нашей страны, определены основны е положения политики государства в области воен­ного строительства. Все эти моменты изначально нашли свое отражение в документе под названием «Концепция нацио­нальной безопасности Российской Федерации», утвержден­ном Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (с изменениями от 10 января 2000 г.). Данный документ опреде­лил, что Россия не стремится поддерживать паритет (равен­ство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими госу­дарствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь страны для предотвра­щения агрессий.

В августе 2005 г. Президент РФ В.В.Путин подписал осно­вополагающий документ «Основы (концепция) государст­венной Политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», излагающий принципи­альные Положения по указанному вопросу.

В соответствии с данной концепцией структурно армия должна Подразделяться на два компонента: стратегические ядерные силы (силы сдерживания) и силы общего назначе­ния.

Стратегические ядерные силы по типу и структуре должны сохранить принцип существующей в настоящее время триады: ракетные войска стратегического назначения, мор­ские стратегические ядерные силы и авиационные стратеги­ческие ядерные силы. Однако во главу угла поставлено фор­мирование единой системы разнородных сил, включающих стратегическую и тактическую составляющие, а также раз­работка и создание новых, неядерных средств стратегическо­го сдерживания. Большое внимание будет уделяться интен­сивному развитию высокоточного оружия дальнего радиуса действия. Опыт военных действий наглядно продемонстри­ровал, что неядерные средства (крылатые ракеты различных видов базирования и высокоточное оружие авиации) способны решить исход не только боя или операции, но и кампании, и даже войны. В этой связи необходим новый подход к со­кращению ядерного арсенала. Стратегическое ядерное ору­жие должно ограничиваться и сокращаться с условием учета совокупного (ядерного плюс неядерного) потенциала.

Обязательным требованием к силам сдерживания являет­ся дальнейшее совершенствование, повышение надежности и быстроты действия системы управления стратегическими ядерными силами.

Процесс обеспечения военной безопасности силами сдер­живания должен быть подкреплен как высоко подготовлен­ным личным составом, так и соответствующим состоянием вооружения и военной техники. Соблюдение этих условий позволит успешно действовать в любых условиях складыва­ющейся обстановки, в том числе при ведении операций с ис­пользованием обычного оружия.

Основу сил общего назначения должны составить вы­сокомобильные соединения и части постоянной готовности, укомплектованные профессиональным личным составом на контрактной основе. Они должны осуществлять функции неядерного сдерживания и з мирное время, и в тревожные для страны периоды, надежно защищать страну от возмож­ного воздушного нападения, отражать агрессию в локальной войне, обеспечить проведение мероприятий мобилизации и развертывания главных сил при ведении крупномасштаб­ных войн.

Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146 утверждена новая Военная доктрина России, а также документ «Основы государственной политики в об­ласти ядерного сдерживания до 2020 года». Новая доктрина состоит из четырех частей. В первой части сформулированы общие положения Военной доктрины. Во второй части пере­числены внешние и внутренние военные опасности и угрозы, стоящие перед Российской Федерацией. К новым российским угрозам отнесены: расширение НАТО, распространение ору­жия массового поражения, международный терроризм и борь­ба за топливно-энергетические ресурсы. В третьей части рас­сказываются основные задачи военной политики России, сре­ди которых недопущение гонки вооружений, предотвращение и сдерживание любых военных конфликтов. Четвертая часть Военной доктрины посвящена совершенствованию оборонно- промышленного комплекса. России требуется современная и хорошо оснащенная армия с высокой боевой мощью.

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите основной фактор, влияющий на военное строитель­ство государства.

2. Каковы предпосылки проведения реформы Вооруженных сил в России?

3. Назовите основную цель реформы Вооруженных сил в РФ?

4. Каковы правовые основы проведения реформы Вооруженных сил в РФ?

Выделите основные направления реформирования стратегиче­ских ядерных сил и сил общего назначения.