Рекомендации студентам по предмету Чтение хоровых партитур. Чтение оркестровых партитур

Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Челябинской области

«Озерский государственный колледж искусств»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКИ ______________ Н.Г.Федотова

«___»___________ 2013г.

Программа учебной дисциплины

Чтение оркестровых партитур

для специальности

073101 Инструментальное исполнительство. Оркестровые духовые и ударные инструменты, Оркестровые струнные инструменты.

Озерск, 2013г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 073101 Инструментальное исполнительство. Оркестровые струнные инструменты. Оркестровые духовые и ударные инструменты.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО ЧО «Озерский государственный колледж искусств»

Разработчик:

Потапова Л.Г., преподаватель

  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. . Область применения программы
  2. . Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
  3. . Цели и задачи дисциплины
  4. . Требования к результатам освоения дисциплины
  5. . Количество часов на освоение программы дисциплины
  1. СТРУКТУРА И ПСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
  2. Формы контроля усвоения знаний
  3. тематический план и содержание учебной дисциплины
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
  2. Информационное обеспечение обучения
  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6 ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Чтение оркестровых партитур

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО Инструментальное исполнительство. Оркестровые струнные инструменты. Оркестровые духовые и ударные инструменты .

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ПМ.01. МДК.01.03

1.3. Цели и задачи дисциплины

Цель:

  • закрепить у учащихся знание технических, тембровых и художественно- выразительных возможностей инструментов;
  • дать представление о тембрах и красках оркестра инструментуемого произведения, исходя из стиля и содержания;
  • научить подбирать состав оркестра или ансамбля для инструментуемого произведения в соответствии с жанром музыки;
  • сформировать навык применения основных приёмов и правил инструментовки при создании партитуры.

Задачи:

  • - ознакомить учащихся с различными видами и составами оркестров;
  • - изучить различные виды партитур оркестра, порядок расположения инструментов и групп в оркестре;
  • - ознакомить с выразительными и исполнительскими особенностями различных групп оркестра, их составами и соотношением друг с другом, а также со спецификой звучания всего оркестра в целом;
  • - привить навыки анализа оркестровых партитур.
  • помочь учащемуся усвоить основные приёмы и правила инструментовки;
  • ознакомить с правилами написания партий инструментов, партитур различных ансамблей и оркестров.
  • научить слушать и представлять звучание отдельных групп оркестра, одновременное звучание различных групп, а также звучание оркестра в целом;

1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать :

уметь:

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_ 54 _часов, в том числе:

обязательной аудиторной индивидуальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2 Формы контроля усвоения знаний

Преподаватель направляет, анализирует и координирует действия учащегося, осуществляет систематический контроль его учебной деятельности. Согласно учебному плану предусмотрена индивидуальная форма обучения, которая дает возможность более точно подбирать приемы обучения, учебный материал, добиваться результатов, учитывая индивидуальные особенности учащегося. С целью определения полноты и прочности знаний, развитости умения применять полученные знания на практике проводится обязательная контрольная работа, содержание которой определяет цикловая комиссия. Примерное содержание обязательной контрольной работы по учебной дисциплине «Чтение оркестровых партитур» включает:

1) ответ на теоретические вопросы;

2) исполнение на фортепиано одной, двух партитур (отрывков) музыкальных произведений, с их полным анализом (возможно, исполнение произведений, которые изучаются на дисциплине «Дирижирование»).

Итоговая отметка по учебной дисциплине «Чтение оркестровых партитур» выставляется на основании результатов текущей аттестации и обязательной контрольной работы.

  1. 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Чтение оркестровых партитур

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1

Введение.
Учебная дисциплина «Чтение оркестровых партитур»: цели и задачи, основные темы и их содержание. Межпредметные связи с учебными дисциплинами профессионального компонента. Теоретический, аналитический, практический аспекты изучения учебной дисциплины «Чтение оркестровых партитур». Система работы в классе и виды домашних заданий.

Тема 2

Партитура, как особый вид записи музыкального произведения

Исторические сведения о возникновении и развитии нотной записи многоголосных музыкальных произведений. Понятие «партитура». Партитуры для различных составов хоров, ансамблей (одноименных, родственных, смешанных), оркестров. Понятия: «тесситура», «акколада», «оркестровая группа», «партия», «аккомпанемент», «музыкальная фактура», «тембр», «гармоническая вертикаль» и др. Общие закономерности оформления. Взаимосвязь средств музыкальной выразительности, элементов партитуры по горизонтали и вертикали.

Тема 3

Особенности нотации оркестровых партитур.

Понятие о транспозиции. Основные термины: «интервал транспозиции», «транспонирующие инструменты», использование их в процессе чтения оркестровых партитур. Расположение партий транспонирующих инструментов в оркестровой партитуре по тесситуре звучания.

Правила нотной записи партий транспонирующих инструментов. Транспонирующие инструменты строя in Es , in B , in A , in F . Способы чтения партий транспонирующих инструментов. Музыкальные инструменты, звучащие октавой выше или ниже записанного текста, их нотация.

Флажолеты струнных инструментов (натуральные, искусственные), способы их нотации и чтения. Музыкальные ключи: скрипичный, басовый, ключи «до»: альтовый ключ (в партии альта, тромбона), теноровый (в партии виолончели, фагота, контрабаса, тромбона).

Вокальные ключи «до»: сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый, баритоновый и их использование в музыкальных произведениях до середины XVIII века. Современная система нотации и ее применение в партитуре.

Самостоятельная работа обучающихся.

Тема 4

Фактуры музыкальных произведений для инструментальных составов
Понятие «фактура». Типы фактурного изложения. Составные части фактуры - функции: мелодия, бас, фигурация, гармоническая педаль, контрапункт, подголосок и др. Основные способы их изложения.

Мелодия как основная функция фактуры. Способы выделения мелодии. Бас как гармоническая основа партитуры. Подголоски и их роль в сопровождении основной мелодии.

Фигурация - метод обработки музыкального материала. Три основных вида фигурации. Гармоническая педаль, способы ее изложения. Контрапункт, его функции и виды: каноническая имитация темы, противосложение, контрапунктные фигурации.

Темброво-динамическое изложение партитуры. Оркестровое tutti . Функции оркестровой фактуры при дифференцировании по оркестровым группам, партиям инструментов, как части оркестрового звучания.

Составные части фактуры музыкального произведения, их взаимосвязь, соотношение, назначение как средства музыкальной выразительности. Полифонический склад фактуры музыкального произведения и его характерные особенности изложения. Монодический и аккордовый тип фактурного изложения партитуры.

Самостоятельная работа обучающихся.

Тема 5

Чтение партитур для инструментальных составов малых форм .

Разновидности инструментальных составов малых форм, их типология.

Знакомство с партитурами для ансамблей различных составов и типологии.

Отличительные особенности ансамблевых составов.

Основные особенности чтения партитур для различных инструментальных составов.

Самостоятельная работа обучающихся.

Тема 5

Техника чтения партитур для оркестровых составов .

Чтение партитур по оркестровым группам.

Роль инструментальных групп в оркестрах, их функции.

Характеристика оркестровой группы.

Звуковысотное положение оркестровых голосов партитуры и распределение их между руками при чтении на фортепиано (перекрещивание голосов).

Чтение партитур по функциям оркестровой фактуры.

Роль характеристик оркестровых групп и их функции в фактуре музыкального произведения (мелодическое соло, контрапункт, гармоническая педаль, фигурации).

Аккомпанирующие группы в партитурах для различных оркестровых составов.

Мелодическая линия с гармоническим сопровождением, контрапунктом, гармонической педалью.

Исполнение всей вертикали партитуры.

Особенности чтения партий транспонирующих инструментов оркестра по группам, в соответствии с тесситурой их звучания, определение их функций

Сочетание различного строя инструментов, характерное перекрестное расположение голосов.

Самостоятельная работа обучающихся.

Тема 5

Техника чтения оркестровых партитур с партией солиста .
Раздельное прочтение партии солиста и оркестрового сопровождения. Партия солиста - инструментальная и вокальная.

Роль оркестра в музыкальных произведениях с партией солиста. Особенности изложения и звучания оркестрового сопровождения во вступлении, в проигрышах, с партией солиста.

Самостоятельная работа обучающихся.

Тема 5

Техника чтения партитур для симфонического оркестра .

Симфонический оркестр как высшая форма инструментального исполнительства. Знакомство с лучшими образцами произведений симфонической музыки XVII - XXI вв.

Строение, оформление и обозначения в партитурe. Количественный состав симфонического оркестра, группы оркестра, технические возможности инструментов, их функции в оркестре.

Составы оркестровых групп симфонического оркестра. Группа деревянных духовых инструментов: парный, тройной, четвертной составы.

Группа медных духовых инструментов: малый медный, средний медный составы. Группа ударных (звуковысотных) инструментов.

Группы инструментов оркестра как самостоятельные (хор валторн, tutti медных инструментов и др.).

Особенности чтения и исполнения на фортепиано партитур по группам и по функциям оркестровой фактуры симфонического оркестра.

Самостоятельная работа обучающихся.

Контрольный урок

Всего: 54 часа

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: учебный класс ;

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, фортепиано;

Технические средства обучения: фортепиано

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения
  1. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке М., 1972.
  2. Пистон, У. Оркестровка. Москва, 1990.
  3. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра. СПб., 2005.
  4. Шпитальный, П. Чтение симфонических партитур, хрестоматия. -Москва, 1970.

Интернет-ресурсы

http://partita.ru Каталог произведений для духового оркестра

http://notes.tarakanov.net Нотный архив Бориса Тараканова.

http://musicalarhive.ru Ноты, нотный архив, библиотека нот

Предлагаемый учебной программой примерный тематический план может быть использован вариативно относительно порядка следования тем. Количество отведенных часов на изучаемые темы, учебный материал к ним должен подбираться в зависимости от направления специальности, по которой обучается учащийся. Для учащихся, обучающихся по направлению специальности «Инструментальное исполнительство (оркестровые струнно-смычковые инструменты)», следует отдавать предпочтение партитурам музыкальных произведений для струнных оркестров; учащимся, обучающимся по направлению специальности «Инструментальное исполнительство (оркестровые духовые и ударные инструменты)», - партитурам для оркестровых составов духовых инструментов; Обязательным для всех направлений специальности является изучение партитур музыкальных произведений для симфонического оркестра.

Данная учебная программа «Чтение оркестровых партитур» предусматривает изучение содержания учебного материала дисциплины по трем аспектам: теоретическому, аналитическому, практическому. Теоретический аспект основывается на доскональном изучении структуры партитуры, системы нотации, фактуры и ее составных частей. Представляемый теоретический материал излагается преподавателем по темам последовательно, логично, с использованием ярких примеров партитур музыкальных произведений, иллюстрацией на фортепиано.

Аналитический аспект включает всесторонний анализ партитуры как особого вида записи музыкального произведения. На всех этапах освоения учебной дисциплины знакомство с партитурой начинается с подробного ее анализа: сведений о произведении и его композиторе, определения стиля, образного содержания, музыкальной формы, типа фактурного изложения, уровня оркестровой динамики, функций оркестровой фактуры, направления движения голосов, дублирующих голосов и т. д.; изучения состава оркестра, расположение инструментов по тесситуре, акколаде и т. д.; определение ладогармонической основы, метроритмической структуры, темповых, условных обозначений, других музыкальных терминов.

Практический аспект изучения учебной дисциплины включает исполнение на фортепиано партитур музыкальных произведений для различных составов. Его основная цель - закрепление теоретических знаний и формирование навыков чтения партитур.

Важнейшими факторами, способствующими организации учебного процесса и успешному всестороннему развитию учащихся, является планирование учебной работы и выбор репертуара. Основой учебного материала могут служить партитуры произведений русской, зарубежной классики, современных композиторов различные по содержанию, форме, стилю, фактуре.

«Чтение оркестровых партитур» предполагает подробное и всестороннее изучение музыкальных произведений, в результате которого учащийся получает ясное представление о его художественном содержании. Целесообразно включать в учебный репертуар произведения, которые смогут использоваться в дирижерской практике, в дальнейшей практической деятельности учащегося в качестве руководителя творческого коллектива.

Изучение оркестровых партитур на фортепиано может быть сопряжено с определенными трудностями, преодоление которых возможно посредством практических занятий, систематической домашней работы. Прослушивание произведения в аудиозаписи или в оригинальном звучании с одновременным ознакомлением с ним по партитуре способствует целостному ее восприятию, формированию представления о тембровом и динамическом развитии оркестровых партий, функциональном соотношении оркестровых групп, других элементов оркестровой фактуры.

Навык чтения текста партитуры необходимо развивать с изучения отдельных оркестровых партий, партий, написанных в ключах «до» и для транспонирующих инструментов, исполнять партии двух-трех музыкальных инструментов в одновременном звучании. Дальнейшее развитие навыка чтения оркестровых партитур строится на изучении произведений для малых форм инструментальных составов (трио, квартетов и др.), оркестров, оркестров с партией солиста, симфонического оркестра. Количество партитурных строк в изучаемых произведениях следует увеличивать постепенно, по принципу от простого к сложному.

Чтение партитур на фортепиано предполагает использование ряда распространенных приемов фортепианного переложения оркестровых сочинений, позволяющих упрощение фактуры: сокращение удвоений, перенос мелодии, линии баса вверх или вниз, сокращение выдержанной гармонии при наличии гармонических фигураций и др. При чтении следует придерживаться правил неизменности главных элементов фактуры (мелодии, баса), функции гармонии, оркестровых контрапунктов при их тематической значимости. Допускается возможность пропуска, перенесения в другой регистр, изменения ритмического рисунка второстепенных, фоновых голосов. В процессе обучения следует уделить внимание некоторым особенностям распределения нотного текста между левой и правой руками.

Работая с партитурой музыкального произведения, проводя глубокий и всесторонний ее анализ, учащийся приобретает навык зрительного восприятия и слухового восприятия оркестровой партитуры, что возможно на основе развития внутреннего музыкального слуха, памяти.

Данная учебная программа дает возможность преподавателю творчески конструировать содержание каждого урока, распределять материал в зависимости от уровня способностей учащихся, руководствуясь личным педагогическим опытом. При планировании важно учитывать взаимодополняющую и взаимопроникающую роль тем программы, сквозной характер подачи материала, приобретаемых знаний, умений и навыков.

Основной задачей дисциплины «Чтение оркестровых партитур» является формирование у студента навыков, способствующих его дальнейшей профессиональной работе: функциональное оркестровое мышление, развитое гармоническое мышление, горизонтально-полифоническое мышление, хорошо развитое чувство формы .

Чтобы самостоятельно изучать предмет, нужно знать основные приёмы, которые сформулированы в тематическом содержании предмета. Освоение темы будет более эффективным, если теоретические знания будут сочетаться с анализом специально подобранных к данной теме примеров. Поэтому анализ примеров не только на уроке, но и дома, позволит глубже освоить разнообразные приемы письма, встречаемые в мировой литературе.

Данный предмет является дополняющим специальный цикл теоретических дисциплин. При его изучении должны быть обеспечены межпредметные связи с такими дисциплинами, как гармония, анализ музыкальных произведений, инструментоведение, инструментовка, дирижирование. Знание этих предметов сыграет свою положительную роль в практическом освоении.

К самостоятельной работе относится анализ произведения: формы, типа фактуры, диапазона и строя инструментов, определение тесситуры, гармонический анализ.

Практическая часть ограничивается 36 часами индивидуальных занятий. Это затрудняет освоение всего симфонического оркестра в полном объёме. Для более результативного усвоения материала рекомендуется выбирать небольшие произведения или фрагменты произведений для отдельных групп оркестра на усмотрение преподавателя. Например, струнный квартет или квинтет, квартет или октет деревянных духовых, различные ансамбли медных духовых инструментов.

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать :

  • теоретический, аналитический, практический аспекты чтения оркестровых партитур;
  • строение партитуры, систему партитурной нотации, ее терминологию;
  • типологию фактурного изложения, функциональное назначение ее составных частей;

уметь:

  • анализировать партитуру музыкального произведения;
  • ориентироваться в оркестровой партитуре: определять состав оркестра, расположение оркестровых групп и партий, определять строй транспонирующих инструментов;
  • владеть техникой чтения транспонирующих инструментов, флажолетов струнных инструментов, ключей «до»;
  • определять тип оркестрового фактурного изложения, функции фактуры;
  • читать внутренним слухом и на фортепиано партитуры оркестровых произведений по оркестровым партиям, группам, функциям фактуры;
  • читать внутренним слухом и на фортепиано партитуры оркестровых произведений для коллективов различных составов, в том числе с солистом;

Текущий контроль;

Контрольный урок

5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Вольф, О. Хрестоматия по чтению. Ленинград, 1976.

Дополнительная литература

  1. Фортунатов, Ю., Барсова, И. Практическое руководство по чтению симфонических партитур. Москва, 1966.

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Примерный план анализа партитур.

I . Общая характеристика партитуры – жанр произведения (симфония, симфоническая поэма, сольный концерт и т.п.), количество частей.

Состав оркестра (камерный, большой – двойной, тройной; духовой – большой, малый и т.п.) и общее количество инструментов. Количество инструментов по группам. Изменение состава оркестра (если таковое имеется) в разных частях произведения.

Использование групп оркестра в оркестровой ткани (по частям и на протяжении всего произведения). Выделить солирующие группы, аккомпанирующие (бас и середина оркестровой ткани).

Применение отдельных инструментов на протяжении всего произведения и отдельных частей. Выделить солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты и группы.

II . Более подробно разобрать отдельный, наиболее яркий фрагмент партитуры, например кульминацию всего произведения. Охарактеризовать фактуру выделенного фрагмента, группы, количество участвующих во фрагменте инструментов. Роль групп и инструментов в этом фрагменте – солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты.

В полифонической фактуре выделить солирующие и имитирующие голоса, исполняемые различными инструментами.

В аккордовой фактуре фрагмента рассмотреть распределение звуков аккордов по группам и инструментам, удвоения звуков различными или одинаковыми по тембру и силе звука инструментов.

В произведениях с инструментами соло (концерты, концертино и т.п.) рассмотреть наиболее интересный фрагмент взаимодействия солирующего инструмента с другими инструментами, группами и всего оркестра.

Охарактеризовать динамику выделенного фрагмента и её влияние на фактуру партитуры (прозрачная, насыщенная и т.п.) с точки зрения использованных инструментов и их количества, например – минимум на p, pp и максимум на f, ff (tutti).

Количество и роль ударных инструментов в выделенном фрагменте – ритмический аккомпанемент или ритмическая основа всего фрагмента, имитация одного или нескольких инструментов, солирующая роль одного или нескольких инструментов. Ритмические акценты инструментов и группы, играющие важную эмоционально-эстетическую роль во фрагменте.

В программных произведениях, особенно с ярким, иллюстративным названием, привязать роль фактуры, ритма, количество и метод использования инструментов с заявленным сюжетом. Как и какими инструментами переданы характеристики героев, персонажей, картин природы и.т.п.

III . Окончательные выводы из проделанного анализа партитуры: образная сфера произведения, проявление стиля композитора в данном произведении и стилистического направления произведения в целом (пуантилизм, додекафония и т.п.), в том числе в соответствии с эпохой присущей данному стилю и направлению (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм и т.п.).

Приложение № 2

Список нотной литературы, включающий партитуры музыкальных произведений для коллективов струнных смычковых инструментов

  1. Камерно-инструментальные ансамбли французских композиторов: Партитуры. М. Музыка, 1986.
  2. Козловский, И. Произведения для камерных ансамблей / И. Козловский. - Минск, 1998.
  3. Легкие переложения для струнного квартета: Партитуры. - М. : Музыка; Ленинградское отделение, 1972.
  4. Огинский, М. К. Произведения для камерных ансамблей / М. К. Огинский. - Минск, 1998.
  5. Пригожин, Л. Музыка для струнных и флейты: Партитуры / Л. Пригожин. - Л. :Музыка, 1969.
  6. Пьеса для струнного квартета: Партитуры. - Минск: Белорусский институт проблем культуры, 1992.
  7. Пьесы для струнного оркестра / сост. Д. Лепилов. - М. : Музыка, 1979.
  8. Серия «Музыка XVIII века»: Партитуры для камерного оркестра. - М. : Музыка; Ленинградское отделение, 1978.
  9. Серия «Популярные произведения для камерного оркестра». - Л. : Музыка, 1984.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Список нотной литературы, включающий партитуры музыкальных произведений для коллективов духовых инструментов

  1. В городском саду: популярные мелодии прошлых лет для оркестра духовых инструментов. - М. : Музыка, 1984.
  2. Веселые ритмы: партитуры для духового оркестра. - М. : Музыка, 1977.
  3. Вечерние мелодии: альбом танцевальных пьес для духового оркестра. - М. : Музыка, 1975.
  4. Всегда в строю: марши для духового оркестра. - М. : Советский композитор, 1990.
  5. Здравствуй, праздник! : партитуры для духового оркестра. - М. : Советский композитор, 1978.
  6. Золотая нива: партитуры для духового оркестра. - от Вып. 1 (М. : Советский композитор, 1979) - до Вып. 7 (М. : Советский композитор, 1987)].
  7. Играет духовой оркестр: репертуарно-методический сборник для самодеятельных духовых оркестров малых составов / сост. В. Манкевич. - Минск: Респ. Дом народного творчества, 1971.
  8. Альбом концертных пьес для оркестра духовых инструментов. - М. : Музыка, 1980.
  9. Альбом начинающего духового оркестра. - М. : Советский композитор, 1983.
  10. Библиотека самодеятельных оркестров. - М. : Музыка, 1980.
  11. Джазовые концертные композиции для биг-бенда. - М. : Советский композитор, 1986.
  12. Дунаевский , И . Избранные произведения: партитуры для духового оркестра / И. Дунаевский. - М: Музыка, 1974.

Психологи определяют гениальность как наивысшую степень проявления творческих сил человека. Гений в процессе своей деятельности создает качественно новые, уникальные творения, открывает ранее не изведанные пути творчества.

История воззрения на природу гениальности связана с разви­тием понимания специфики творческого процесса как особого вида деятельности. Еще со времен античности гениальность рассматривается как иррациональный, т. е. не связанный с работой разума, вид деятельности. Действительно, такие явления, как вдохновение и озарение, составляют главную основу твор­ческого процесса гениальной личности.

Со времен эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма, и только в XIX-XX вв. получают развитие психологические и социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

Именно в результате этих исследований была установлена главная особенность деятельности гениальных людей - их уме­ние быть всегда внимательными. Можно позавидовать гениальным людям, у которых внимание организовано, если так можно ска­зать, стихийно, на генетическом уровне. В них заложена такая программа: всегда быть внимательным. И они в течение всей своей жизни доказывают, что действительно умеют управлять своим вниманием. Почему гений успевает сделать очень много и все, что он делает, всегда гениально? Почему? Да потому, что в отличие от простых людей, обладающих средней возмож­ностью внимания, гений всегда занимается в режиме непроиз­вольного внимания. В единицу времени он успевает сделать зна­чительно больше, чем все остальные. За счет чего? Прежде всего за счет внимания.

Значит, чем больше мы тренируем свое внимание, чем более внимательными мы становимся, тем более мы приближаемся к уровню гениальности.

Считается, что на земном шаре гениев всего 1 %. Способных людей-90%. Большинство людей-это способные люди, ко­торые могут работать над совершенствованием своего интеллек­та. И главная задача в решении этой проблемы - научиться управлять своим вниманием. Весь комплекс наших упражнений рассчитан именно на это.

Партитурное чтение

Что такое партитурное чтение? Напомним: партитура - это нотная запись музыкального произведения. Как же происходит чтение партитуры? Нам знаком этот процесс, поскольку мы много работаем с композитором Михаилом Экимяном. Ему доста­точно бросить взгляд на нотную тетрадь, где записано его произведение, чтобы через пять минут исполнить его. Вот так возникла идея партитурного чтения. Оно близко к нашей идее симультанного опознания. Практически то, что мы ранее тренировали,- это не что иное, как подходы к организации партитурного чтения.

Алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста

Алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста представлен на рисунке 24. Этот алгоритм предполагает осмыс­ление процесса восприятия текста в виде его объемно-образного представления. Работать над развитием невербального, образного мышления мы начали еще в программе «Доминанта 2000 года», затем продолжали эту работу в программе «Сатори».

Итак, в разбираемом алгоритме выделяется ряд аспектов. Мы уже говорили в наших прежних программах об идее много­кратного чтения текста, которая была предложена выдающимися библиографами в XIX в. Каждый текст читается трояким обра­зом. Первый раз - читать и не понимать. Второй раз - читать и понимать, что написано. Третий раз - читать и понимать то, что не написано, т. е. как бы подтекст.

Есть произведения, тексты которых целиком построены имен­но на выявлении подтекста или как бы второго слоя. Например, такое выражение: «Масло уже заготовлено. Скоро наступит конец». Что означает эта фраза? Ну, да совершенно верно «Мастер и Маргарита». Герой попал под трамвай и погиб. Почему он попал под трамвай? Аннушка разлила масло, он поскользнулся, попал под трамвай. Это хрестоматийный факт. Вот почему, когда говорят эту фразу, все смеются, понимая подспудный ее смысл, что, естественно, вызывает удивление у тех, кто не знаком со знаменитым произведением М. А. Булга­кова.

Наша русская классическая литература отличается богат­ством внутреннего содержания. Многоаспектность содержания может быть выявлена только в процессе сложного логико-семантического анализа. Предлагаемый алгоритм как раз и решает такую задачу.

Первый аспект - референтно-коммуникативный . Что означает референтный? Реферат - это обзор, а коммуникация - это путь сообщения, т. е. речь идет о пути считывания, начале восприятия текста.

Второй аспект - логико-семантический. Мы постоянно говори­ли вам о том, что развиваем невербальное мышление, т. е. образ­ное. Но когда мы читаем научно-технические или научно-популяр­ные тексты, нас, конечно, интересует содержание, смысл и ло­гичность изложения. .

Третий аспект - лексика и грамматика . Мы с вами уже много говорили о том, что живость языка определяется словарным запасом, которым располагает тот или иной писатель. Разно­образие лексического состава и является отличительной особен­ностью хороших текстов. Грамматика не имеет для нас столь существенного значения. Мы с вами знаем, что очень много текстов построено с нарушениями грамматики, что не мешает опознавать смысл.

Четвертый аспект - эмоционально-экспрессивный , имеет чрез­вычайно важное значение. Тексты, построенные однообразно, монотонно, нудно, не воспринимаются, читаются медленно. И это имеет отношение не только к текстам художественным. Любые тексты, и учебные прежде всего, должны читаться с интересом. Мы готовим сейчас новое, более занимательное из­дание учебника «Учитесь быстро читать», стараясь, чтобы его тексты не только были познавательными, но и способствовали эмоциональной разрядке.

И наконец, последний, завершающий блок - смысл подтекс­та, т.е. то многообразие второго плана, которое всегда имеет хороший текст. Итак, мы выявили пять блоков алгоритма смысловой парти­туры текста (см. рис. 24). Причем они распределены не только по вертикали, но и по горизонтали. Одновременно идет обра­ботка текста и первого блока, и пятого, и четвертого, и третьего. В середине алгоритма - второй блок.

Мы предлагаем вам сейчас просто зафиксировать названия его блоков и поразмышлять. Не утруждайте себя сейчас попыт­кой формального приложения алгоритма к чтению конкретных текстов. Читая тексты, постоянно представляйте себе, говорите себе: вот здесь есть каждый из этих аспектов. Придет время, и алгоритм «заработает». Так же как и многие другие алгоритмы программы «Ультра-рапид», он должен быть на сознательном уровне усвоен, а затем как бы отодвинут для применения впослед­ствии на подсознательном уровне.

Рис. 24. Алгоритм смысловой партитуры фрагмента текста

Упражнение 8-1 . Определение коэффициента внимания. Прочитайте текст № 8 за 3 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4). Если вы правильно сможете ответить на все вопросы, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два-0,8, на один-0,6.

Упражнение 8-2 . Развитие внимания.

Декомпозиция фрагмента текста по партитуре смысла. Дан исходный текст песни «Перекати-поле».

По полю, по полю,

по полю Цыганская бричка

пылит. Цветастая юбка

в оборках, И сердце в груди не болит.

Припев:

Перекати-поле,

перекати-поле, Воля, вольная воля!.. Под вечер кибитка

спускалась К реке, что сверкала

вдали. По полю, по полю,

по полю Лошадки цыганские шли. Припев.

Старинная звонкая песня Куда-то с собою зовет.

По полю, по полю,

по полю Цыганская бричка

плывет. Припев. Запуталось в сумерках

время, Что будет, что было

вчера. На лицах усталых

играет Веселое пламя костра. Припев.

Необходимо, выбрав любой фрагмент песни, разложить его на партитурные элементы смыслов в соответствии с приведенными выше алгоритмами (алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста).

Упражнение 8-3 . Практические занятия.

1. Разверните мысленно эту ленту, и на каждой ее стороне вы прочтете по одному афоризму знаменитого французского острослова Франсуа де Ларошфуко (рис. 25).

2. Задание: заменяя каждый раз только одну из пяти букв,

постройте цепочку слов, которая превратит «шпагу» в «спорт» (рис. 26).

Рис. 25. Практическое задание Рис. 26. Практическое задание Решение задач смотрите в приложении 5

Упражнение 8-4. Чтение в режиме «Ультра-рапид». Подберите книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130-150 страниц, или 300000 знаков. Ориенти­ровочное время на чтение книги 20 мин. Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид». Напоминаем, что, если у вас возникнут какие-либо сомнения, обращайтесь к упражнению 1-4.

ТЕСТ №5

1. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе по специальности является:

a) - репетиция;

b) - прослушивание;

c) -урок .

2. Непременным условием в работе над музыкальным произведением является:

a) - анализ встречающихся трудностей;

b) - точное следование авторскому тексту;

c) -систематическая работа над техникой.

3. Трудность изучаемого материала должна соответствовать:

a) характеру и темпераменту учащегося;

b) – амбициям и желанию учащегося;

с) – программным требованиям;

d) - уровню подготовки учащегося .

4. Формирование навыков чтения с листа зависит от:

a) - музыкального опыта и общего уровня музыкальной и технической подготовки;

b) - богатства и яркости музыкальных впечатлений;

с) – игра по нотам и наизусть;

d) - количества изучаемых музыкальных произведений и теоретических знаний;

e)- только « a » и « d »; f)- только « b » и « c »; g) все пункты кроме «с»

5. Чтение нот с листа особенно тесно связано с развитием:

a) – метроритма;

b) – артикуляции;

c) – техники;

d) – «внутреннего слуха».

Критерии оценки:

Оценочная шкала : 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»

ТЕСТ № 6

1. Быстрая реакция на нотные знаки, свободная ориентировка на клавиатуре или грифе являются непременным условием успешного приобретения навыков:

a) – подбора по слуху;

b) – импровизации;

с) - чтения с листа;

d) – игры по нотам.

2 . Важнейшими факторами правильности организации самостоятельных занятий обучающихся является:

a) - составление расписания «рабочего дня» и планирование самостоятельной работы;

b) – глубоко продуманный выбор репертуара и усидчивость;

3. При составлении индивидуального плана преподаватель должен:

a) - строго следовать репертуарным спискам указанным в программе;

b) - стремиться к охвату всех разделов репертуара, указанного в программе;

c) - стремиться к всестороннему развитию профессионально-исполнительских данных обучающегося;

d) – все пункты; e) только « a » и « b »; f) только « b » и « c ».

4.Какой порядок исполнения пьес на экзамене?

a) – пьеса полифонического склада, крупная форма, пьеса малой формы;

b) - крупная форма, пьеса полифонического склада, пьеса малой формы;

c) - пьеса малой формы, пьеса полифонического склада, крупная форма;

d) – произвольный порядок;

5. Обязательное количество выступлений обучающегося в год:

a) достаточно одного выступления;

b) два - три выступления;

c) три-четыре выступления;

d) четыре- пять выступлений;

Критерии оценки:

Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл

Оценочная шкала : 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»

Преподаватель _____________________

ТЕСТ № 7.

a) А.Иванов-Крамской; c) П.Агафошин ; e) Э. Пухоль;

b) Е. Ларичев ; d) Н.Кирьянов; f) Ч. Дункан.

2. Кто автор «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре»?

a) А.Иванов-Крамской; c) П.Агафошин ; e) Э. Пухоль;

b) Е. Ларичев ; d) Н.Кирьянов ; f) Ч. Дункан .

a) А.Иванов-Крамской; c) П.Агафошин ; e) Э. Пухоль;

b) Е. Ларичев ; d) Н.Кирьянов; f) Ч. Дункан.

4. Кто автор «Гитара в России»?

a) М. Вайсборд;

b) Б. Вольман .

5. Кто автор «Андрес Сеговия и гитарное искусство 20 века»?

a) М. Вайсборд;

b) Б. Вольман.

Критерии оценки:

Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл

Оценочная шкала : 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»

Преподаватель _____________________

ТЕСТ № 8.

Тема: Обзор методической литературы.

a) Алексеев А .

b) Ауэр Л . Моя школа игры на скрипке

с) Гинзбург Л.

d) Коган Г.

e) Нейгауз Г.

2. Кто автор « О работе над музыкальным произведением»?

a) Алексеев А .

b) Ауэр Л .

с) Гинзбург Л.

d) Коган Г.

e) Нейгауз Г.

a) Алексеев А .

b) Ауэр Л .

с) Гинзбург Л.

d) Коган Г.

e) Нейгауз Г.

4. Кто автор «Методика игры на фортепиано»?

a) Алексеев А .

b) Ауэр Л .

с) Гинзбург Л.

d) Коган Г.

e) Нейгауз Г.

a) Алексеев А .

b) Ауэр Л .

с) Гинзбург Л.

d) Коган Г.

e) Нейгауз Г.

Критерии оценки:

Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл

Оценочная шкала : 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»

Преподаватель _____________________

ТЕСТ № 9

1. Кто автор «Путь к музицированию»?
a) Баренбойм Л. b) Круглов В. c) Чунин В. d) Ямпольский И. e) Говорушко П.

2. Кто автор «Искусство игры на домре »?
a). Баренбойм Л. b) Круглов В. c) Чунин В. d) Ямпольский И. e) Говорушко П.

3. Кто автор «Дирижёрское исполнительство»?
a) Баренбойм Л. b) Круглов В. c) Гинзбург Л d) Ямпольский И e) Говорушко П.

4. Кто автор «Основы скрипичной аппликатуры»? a) Баренбойм Л. b) Круглов В. c) Чунин В. d) Ямпольский И. e) Говорушко П.

b) Круглов В. c) Чунин В. d) Ямпольский И. e) Говорушко П.

Критерии оценки:

Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл

Оценочная шкала : 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»

Преподаватель _____________________

ВОПРОСЫ

Тема «Профессиональная компетентность воспитателя»

1. « Профессиональная компетентность воспитателя» (обосновать)

Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

2. Необходимой составляющей профессионализма человека является

Профессиональная компетентность.

3. Профессиональная компетентность педагога (дать определение)

многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)

4. К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

a) Интеллектуально-педагогическая компетентность

умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

b) . Информационная компетенция

объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

c) Регулятивная компетентность

умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

d) Коммуникативная компетентность

значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

5 . Умение правильно общаться с родителями воспитанников

одна из главных и может быть трудных проф. компетенций.

6. В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

7. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является

способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

8. Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть

профессионально-компетентный педагог.

«Этап Мозговой штурм»

I . В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

II. Что должно повлечь за собой введение нового профессионального стандарта педагога? (изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации).

IV. Какое определение стандарта по вашему мнению лишнее?

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

V . Закончите фразу - Профессиональный стандарт педагога– рамочный документ, в котором определяются основные требования к его (квалификации) .

VI. 5. Где может применяться проф. стандарт?

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

VII . Перечислите некоторые компетенции воспитателя согласно проф. стандарту

Педагог дошкольного образования должен.

VIII. Как оценивается профессиональная деятельность педагога дошкольного образования (только комплексно)

Здравствуйте! Перед вами тест на знание нотной грамоты. Он одновременно и проверочный, и обучающий. В общей сложности здесь около 40 вопросов, многие из них сопровождаются картинками (иногда в этих картинках можно увидеть и подсказки).

Как пользоваться тестом? Вот простая инструкция:

  1. Прочитайте вопрос и обдумайте ответ.
  2. Нажмите кнопочку “Показать ответ” и проверьте сами себя.
  3. Ваш ответ правильный? Ура! Это успех!
  4. Ваш ответ оказался неправильным? Ничего страшного! Вы уже прочитали разъяснение и теперь знаете правильный ответ!
  5. За каждый правильный ответ ставьте себе один плюсик.

А теперь, не теряя ни минуты, приступайте к решению тестовых заданий . На всё про всё у вас может потратиться от 10 до 40 минут. Успехов вам!

Вопрос: На рисунке изображена нота. Перечислите её основные графические элементы.

Ответ: Основные графические элемент ноты – это головка, штиль, флажок

************************************************************************

Вопрос: Нотоносец – специальная строчка для записи на ней нот – состоит из пяти линеек. Как правильно считать линеечки нотоносца? Сверху вниз или снизу вверх?

Ответ: Правильный счёт линеек ведётся снизу вверх.

************************************************************************

Вопрос: Дан фрагмент нотной записи. Какая ошибка допущена?

Ответ: Неправильно написаны штили. При одноголосной записи до третьей линейки штили пишутся с правой стороны и должны быть направлены вверх, начиная с третьей – пишутся слева и направляются вниз.

************************************************************************

Вопрос: Какие из основных ступеней «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» расположены друг от друга на расстоянии полутона?

Ответ: На расстоянии полутона друг от друга находятся звуки ми-фа и си-до.

************************************************************************

Вопрос: Сколько тонов (или полутонов) между звуками до и соль первой октавы?

Ответ: Между этими звуками 3,5 тона.

************************************************************************

Вопрос: Сколько тонов между звуками ре и си-бемоль первой октавы?

Ответ: Между ре и си-бемоль – 4 тона.

************************************************************************

Вопрос: Сколько всего звуков в октаве?

Ответ: В октаве 12 звуков. На клавиатуре фортепиано в октаве также 12 звуков (7 белых клавиш соответствуют 7-ми основным ступеням + 5 чёрных клавиш, соответствующих большинству производных ступеней).

************************************************************************

Вопрос: Сколько тонов заключено между любой нотой и её повторением в следующей октаве? Например, между ре первой октавы и ре второй, или между соль второй октавы и соль первой октавы.

Ответ: Между любыми звуками, удалёнными друг от друга на расстояние октавы, располагается 6 тонов.

************************************************************************

Вопрос: Сколько тонов или полутонов между любым звуком и его повторением на одной и той же высоте?

Ответ: Между звуком и его повторением на той же высоте нет тонов или полутонов, иначе говоря, их ноль.

************************************************************************

Вопрос: В какой октаве звуки самые низкие?

Ответ: Самые низкие звуки в субконтроктаве.

************************************************************************

Вопрос: Сколько в музыкальном звукоряде полных октав? Назовите их в порядке нарастания уровня звуковысотности.

Ответ: В музыкальном звукоряде 7 полных октав. Это контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава и четвёртая октава.

************************************************************************

Вопрос: Сколько в музыкальном звукоряде неполных октав? Назовите эти октавы и их звуки.

Ответ: В музыкальном звукоряде 2 неполные октавы. Это субконтроктава (три звука – ля, си-бемоль и си) и пятая октава (один звук – до).

************************************************************************

Вопрос: Что означает скрипичный ключ?

Ответ: Скрипичный ключ называется ключом «соль» и означает, что на второй линейке записывается нота соль первой октавы.

************************************************************************

Вопрос: Что означает басовый ключ?

Ответ: Басовый ключ называется ключом «фа» и означает, что на четвёртой линейке записывается нота фа малой октавы.

************************************************************************

Вопрос: Какие ноты в скрипичном ключе записываются на линейках (основных)?

Ответ: На пяти линейках нотоносца в скрипичном ключе записываются ноты ми (на первой), соль (на второй), си (на третьей), ре (на четвёртой), фа (на пятой).

************************************************************************

Вопрос: Какие ноты в басовом ключе записываются на линейках (основных)?

Ответ: На пяти линейках нотоносцы в басовом ключе записываются ноты соль (на первой), си (на второй), ре (на третьей), фа (на четвёртой), ля (на пятой).

************************************************************************

Вопрос: Некоторые ноты часто записываются и в скрипичном, и в басовом ключе. Какая нота (смотрите рисунок) записывается на первой добавочной линейке снизу в скрипичном ключе и на первой добавочной линейке сверху в басовом?

Ответ: Нота до первой октавы.

************************************************************************

Ответ: Возможные нотные названия: фа, ми-диез, соль-дубль-бемоль.

************************************************************************

Вопрос: На клавиатуре фортепиано взят звук (смотрите рисунок). Дайте этому звуку все возможные нотные названия.

Ответ: Возможные нотные названия: фа-диез, соль-бемоль, ми-дубль-диез.

************************************************************************

Вопрос: Дан фрагмент нотной записи (смотрите рисунок). Нужно ли в следующем такте играть бемоль?

Ответ: Не нужно, так как этот знак альтерации является случайным и распространяет своё действие только в пределах одного такта.

************************************************************************

Вопрос: Как называется знак альтерации, который отменяет любые производные изменения музыкальной ступени и указывает на то, что должна быть сыграна основная ступень?

Ответ: Это знак бекар.

************************************************************************

Вопрос: Дан фрагмент нотной записи (смотрите рисунок). Нужно ли во втором такте играть фа-диез?

Ответ: Да, нужно играть фа-диез, так как фа-диез в данном случае является ключевым знаком, действующим на всём протяжении произведения и в любой октаве.

************************************************************************

Вопрос: При ключе стоят 4 бемоля. Какие это будут бемоли? Назовите порядок бемолей целиком.

Ответ: Если при ключе записаны 4 бемоля, то это будут следующие бемоли: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль и ре-бемоль. Порядок бемолей целиком: си-ми-ля-ре-соль-до-фа.

************************************************************************

Вопрос: При ключе стоят 2 диеза. Какие это будут диезы? Назовите порядок диезов целиком.

Ответ: Если при ключе записаны 2 диеза, то это будут следующие знаки: фа-диез и до-диез. Порядок диезов целиком: фа-до-соль-ре-ля-ми-си.

************************************************************************

Вопрос: Останавливается ли во время пауз музыкальное время?

Ответ: Во время пауз музыкальное время не останавливается и не замедляется.

************************************************************************

Вопрос: На рисунке изображена целая нота (длительность). Сколько в неё умещается повинных, четвертных, восьмых и шестнадцатых нот (длительностей)?

Ответ: Целую ноту можно раздробить на любое число равных длительностей. В этой длительности умещается 2 половинных (целая пополам), 4 четвертных (делим целую на 4 части), 8 восьмых (если разделить каждую четвертную пополам или целую ноту разделить на 8 равных частей) или 16 шестнадцатых нот (аналогично – делим целую на 16).

************************************************************************

Вопрос: Сколько восьмых нот (длительностей) умещается в половинной ноте?

Ответ: В одной половинной ноте умещается 4 восьмых ноты.

************************************************************************

Вопрос: Сколько шестнадцатых нот (длительностей) умещается в одной четвертной ноте?

Ответ: В одной четвертной ноте 4 шестнадцатых.

************************************************************************

Вопрос: Какой одной нотой (длительностью) можно выразить сумму длительностей трёх четвертных нот?

Ответ: Половинной нотой с точкой. В одной половинной длительности умещается две четвертных ноты + точка удлиняет её на половину (то есть ещё на одну четвертную). Итого мы получаем три четверти в одной половинной ноте с точкой.

************************************************************************

Вопрос: Насколько увеличивается длительность, если поставить справа от неё две точки?

Ответ: Две точки увеличивают длительность ноты на 75% или на ¾ от исходной длительности. При этом первая точка увеличивает длительность ноты на половину от исходной длительности, а вторая ещё на четверть от исходной длительности.

************************************************************************

Вопрос: Как записать половинную длительность с точкой двумя длительностями?

Ответ: Нужно разделить половинную ноту с точкой на две равные или неравные длительности (например, на половинную и четвертную или на две четвертных ноты с точками) и объединить эти две длительности лигой.

************************************************************************

Вопрос: В такте с размером 2/4 умещается две четвертных ноты. Как уместить в одном таком такте 6 равных по длительности нот?

Ответ: Для того чтобы уместить в одном такте на 2/4 шесть равных по длительности нот, нужно разделить каждую четвертную ноту не на две части, а на три. От деления длительности на 3 получаются триоли – группы нот, каждую такую группу необходимо специально помечать сверху или снизу циферкой «3».

************************************************************************

Вопрос: Что означают числа, составляющие размер такта для музыкального произведения?

Ответ: Верхнее число означает количество долей в каждом такте, нижнее число показывает точную длительность каждой доли.

************************************************************************

Вопрос: Что изображено на этом рисунке (смотрите рисунок)?

Ответ: Это пауза длительностью в одну четверть.

************************************************************************

Вопрос: Дан ритмический рисунок двух тактов музыкального произведения (смотрите изображение). Определите размер тактов.

Ответ: В каждом такте сумма длительностей равна трём четвертным нотам, значит, размер такта ¾.

************************************************************************

Вопрос: Как можно без использования секундомера узнать точную длительность каждой ноты (в секундах)?

Ответ: Для того чтобы рассчитать точную длительность каждой из нот в секундах, необходимо воспользоваться метрономом: установить на нём подходящий темп и посмотреть число ударов в минуту. Один удар метронома соответствует одной условной единице музыкального времени (например, одной доле). Если одна доля выражена четвертной длительностью, а в установленном темпе метроном совершает 90 ударов в минуту (1,5 удара в секунду), то, значит, длительность одной четверной ноты в этом темпе будет составлять 0,75 секунды, восьмой ноты, соответственно, 0,375 секунды, половинной – 1,5 секунды и т.д.

************************************************************************

Вопрос: Как определить, что нотная запись произведения закончилась?

Ответ: В конце нотной записи выставляется финальная двойная таковая черта.

************************************************************************

Ответы абсолютно на все вопросы есть в , который каждый из вас может получить совершенно бесплатно в подарок от нашего сайта. Вы ещё не забрали свой подарок? Сделайте это прямо сейчас!

Если за время прохождения теста вы набрали с первого раза более 30 плюсиков, поздравляем! Вы хорошо усвоили материал предоставленного учебника. Если же вы набрали меньшее количество плюсиков – пройдите этот тест ещё раз через день.