Рельеф и полезные ископаемые южной америки кратко. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые южной америки

В рельефе Южной Америки, как вам уже известно, есть общие черты с Африкой и Австралией. Вспомните их и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие типы земной коры включает Южно-Американская литосферная плита? В каком направлении она движется? Почему?
  2. Как образуются складчатые горные пояса? Почему у южных материков они лежат на окраинах?

В рельефе Южной Америки выделяются две части. Восток занят равнинами, а на западе протянулись горные цепи Анд. Как же образовался современный рельеф материка? Как изменяется он в настоящее время?

Равнинно-плоскогорный Восток расположен на платформе.

Западная часть материка - результат взаимодействия двух литосферных плит. Океаническая плита поддвигается под континентальную и погружается в мантию, образуя желоб. Край континентальной плиты сминается в складки. Формирование Анд продолжается, происходят частые землетрясения, извержения вулканов. Наиболее мощные движения происходят через каждые 10-15 лет. Последние разрушительные землетрясения случились в Андах в 1960, 1970, 1985 гг. Землетрясения - самые страшные стихийные бедствия для народов, живущих в Андах. С ними, как правило, связано извержение вулканов, а также сотрясение морского дна и образование цунами. В горах землетрясения сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами. В мае 1970 г. со склонов горы в Перуанских Андах сошла снежно-ледяная лавина. Обычная снежная лавина вовлекла в движение ледник длиной 1,5 км, а также глыбы горных пород. В течение считанных секунд был погребен под 10-метровым слоем льда, снега и грязи город, отстоящий от подножия горы почти на 14 км. Там погибло 25 тыс. человек. Эту трагедию сравнивают с гибелью города Помпеи.

Восток материка не имеет в рельефе резких колебаний высот. Здесь редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. Длительное разрушение платформы и вертикальные движения привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. Разломы земной коры разбили их на отдельные массивы. Рельеф плоскогорий разнообразен, причудливые очертания столовых гор чередуются с холмистыми пространствами, их сменяют невысокие массивы, изрезанные ущельями.

В прогибах платформы лежат низменные равнины - Амазонская, Оринокская и Ла-Платская. Это плоские, часто заболоченные пространства, сложенные осадочными породами. Равнины материка и участки плоскогорий удобны для земледелия, прокладки дорог, строительства городов.

Анды образуют самые длинные горные цепи на суше. Хребты их то расходятся, то сближаются и образуют горные узлы с высочайшими пиками, среди которых много потухших и действующих вулканов. Вершины гор покрыты шапками вечных снегов и ледниками. Высшая точка Анд и всего Западного полушария - гора Аконкагуа поднимается до 6960 м. Между горными хребтами Анд лежат плоскогорья. Внутренние и внешние силы создали великое разнообразие очертаний гор. Из-за разломов образовались крутые склоны. Выветривание образовало у их подножий каменные реки - осыпи. К разломам приурочены вулканы. Их извержения также влияют на внешний облик гор, которые иногда меняются прямо на глазах. Вот что записал в своем дневнике А. Гумбольдт, наблюдая извержение вулкана: «...сразу в одну ночь толстое снежное покрывало горы исчезло, и перед глазами предстало во всей наготе черно-серое тело горы; темно-красным пламенем подымался на громадную высоту огненный столб выбрасываемого дождя шлаков ».

Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. На плоскогорьях Востока есть месторождения железных, марганцевых руд, никеля, залежи бокситов, содержащих алюминий. Во впадинах и прогибах платформы найдены нефть, природный газ, уголь.

Анды особенно богаты цветными и редкими металлами. Внедрение магмы в осадочные породы привело к образованию крупнейших в мире месторождений медных руд, а также молибденовых, оловянных, серебряных и др. Название гор происходит от слова «анта», на языке инков - «медь».

  1. Какие процессы формируют рельеф Востока материка?
  2. Как образовались Анды?
  3. Объясните закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на материке.
  4. Сравните рельеф и полезные ископаемые Южной Америки и Африки. Сделайте вывод по результатам сравнения.

Западно- Казахстанская область

Теректинский район

Аксуатская ОСОШ

Учитель географии

Иржанова Г.К.

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

    класс.

Цель урока: изучить рельеф материка, их особенности;определить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Ход урока:

1. Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости.

2. Проверка домашнего задания.

1. Работа с таблицами.

Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».

Название материка

Номера вопросов

Южная Америка

1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.

2. Проверка номенклатуры.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают его на физической карте Южной Америки.

Перечень объектов номенклатуры:

1.Панамский перешеек.

2.Мыс Гальинас.

3.Перуанское течение.

4.Амазонская низменность.

5.Архипелаг Огненная Земля.

6.Мыс Париньяс.

7.Река Амазонка.

8.Мыс Горн.

9.Карибское море.

10.Магелланов пролив.

11.Острова Галапагосс

12.Мыс Каабу-Бранку

13.Панамский канал.

14.Горы Анды.

15.Бразильское течение.

3. Изучение нового материала.

Задание 1.

Откройте карту атласа «Строение земной коры», стр.4-5.

Вопросы: Что такое рельеф? Назовите крупные формы рельефа.

Задание2 .

1. Определите: какая литосферная плита лежит в основании материка? (Южно-Американская);

2. В какой части материка расположена горная система? (на западе);

3. Как возникли горы Анды? (в результате столкновения литосферных плит);

4. Какой возраст у этих гор? (горы молодые – область новой складчатости);

5. Почему восточная часть материка – равнинная? Что лежит в ее основании? (платформа)

Задание 3.

Составьте описание рельефа Южной Америки.

    Опорная схема:

Рельеф Южной Америки

Горный запад Равнинный восток

2. Описание рельефа.

Восток материка равнинный. Здесь нет действующих вулканов, землетрясения бывают редко. Крупные равнины Южной Америки – Амазонская, Ла-Платская и Оринокская занимают большие площади. Они лежат в прогибах платформы. Т.к. Равнины низменные, на них образовались крупные речные системы.

Большие площади на материке занимают плоскогорья – Гвианское и Бразильское. Часто они состоят из нескольких плато – участков с ровной поверхностью, но ограниченных от соседних территорий отчетливыми крутыми склонами.

Запад Южной Америки – гористый. Анды – самые длинные горы Земли. Высшая точка – г. Аконкагуа, 6960 м. Анды – молодые горы. Они начали подниматься после раскола Гондваны, растут до сих пор. Вдоль глубоких разломов образовались многочисленные вулканы – действующие и потухшие. Вулканы Анд являются частью Тихоокеанского огненного кольца. Часто происходят землетрясения, они сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами.

Самое сильное землетрясение 20 века произошло именно в Южной Америке, в стране Чили. Это случилось 29 мая 1960 г. на Тихоокеанском побережье. В результате этой ужасной сейсмической катастрофы были полностью разрушены города Консепсьон, который существовал более 400 лет, превратились в развалины города Вальдивия, Пуэрто-Монт и другие. Погибло около 10 000 человек, более 2 млн. пострадали и остались без крова. Одной из отличительных особенностей этого катастрофического землетрясения было стремительное погружение основной части побережья под уровень океана.

«…Казалось непостижимым, - писал ученый Г.Тагиев, - что огромная полоса земли шириной 20-30 км и протяженностью 500 км могла внезапно опуститься и что площадь в 1,5 млн. га упала почти на 2 метра за какие-то 10 секунд…». Мощные подземные толчки вызвали рождение колоссального цунами.

3. Полезные ископаемые Южной Америки.

По одной из версий, в переводе с языка инков «Анды» означают медь, медные горы. Месторождения меди встречаются на всем протяжении Анд.

В какой части материка сосредоточены магматические полезные ископаемые, а в какой – осадочные?

Определите по карте на карту, какими полезными ископаемыми еще богаты Анды? (молибденовые руды, оловянные, серебряные алюминиевые и т.д.)

Какие полезные ископаемые есть на равнинном востоке материка? (нефть, газ, уголь – в прогибах земной коры, железные, марганцевые, никелевые руды – на плоскогорьях).

4. Закрепление изученного материала.

1. Подпишите на контурной карте следующие объекты: Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, горы Анды, г. Аконкагуа.

2. По плану составьте описание одной из форм рельефа Южной Америки.

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2) В каком направлении тянется?

3) Каковы приблизительные размеры?

4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5.Домашнее задание: параграф 41.

6.Итог урока: выставление оценок за работу на уроке.

Южная Америка имеет разный характер геологического строения, что связано с формированием земной коры в разные археологические периоды. Восточная часть сформировалась еще в докембрийский период, и там рельеф Южной Америки представляет собой равнину – это Южно-Американская платформа. Запад активно формируется с палеозойского периода и там располагаются Анды.

Равнинная часть Южной Америки

Равнинная платформа имеет прогибы и приподнятые участки. На месте первых (также называемых “щитами”), расположились два нагорья – Бразильское и Гвианское. В период, когда они поднимались, склоны стали практически вертикальными. Больше всего приподнялась часть Бразильского нагорья на востоке, где образовались сьерры. В 2890 метрах над уровнем моря здесь находится самая высокая точка нагорья – массив Бандейра.

Рис. 1. Рельеф Южной Америки.

Что касается прогибов, то там располагается три равнины огромных масштабов – Ла-Платская, Оринокская, а также Амазонская.

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки тесно связаны с ее геологической историей. Так, древние щиты платформы наиболее богаты железной рудой – это Бразильское (центр и окраины) и Гвианское (север) нагорья. В нагорьях богатые запасы бокситов с содержанием алюминия) и марганца. Там, где платформа прогибается, расположились запасы нефти и сопровождающего ее природного газа, а также каменного угла. Лидером по добыче “черного золота” и газа с полным правом можно считать Венесуэлу. Эти факты обязательно отмечаются в учебнике за 7 класс.

Рис. 2. Бразильское нагорье.

Там, где магматические породы залегают близко к поверхности или даже вытекли на нее, обнаружены уран, титан, никель и цирконий.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В Южной Америке сосредоточено 38% от общего запаса железной руды на планете.

Гористая часть Южной Америки

Гористую часть Южной Америки называют Английским Западом, и расположен он на западе.

Цепь Анд – одна из самых высоких на Земле. Если провести сравнение рельефа Африки и Южной Америки, то одно из различий будет обусловлено именно этими горами: когда с их вершин спускались ледники, они “изрезали” побережье, чего не наблюдается на африканском материке.

В Андах есть двадцать вершин, чья высота превышает отметку в 6 тысяч метров над уровнем моря. А самой высокой точкой цепи является гора Анонкагуа. Она находится в Чилийско-аргентинской части горной цепи и поднимается на 6960 метров. При этом общая длина все горной цепочки составляет почти девять тысяч километров, что делает ее самой длинной на Земле.

Рис. 3. Анды.

Анды начали формироваться в период палеозоя, в герцинскую складчатость, однако основным периодом для них стал альпийский. В меловой период результатом складчатости стала Западная Кордильера (Колумбия-Огненная Земля). А вот особенности рельефа Центральных Анд связаны с альпийским ортогенезом, когда были разбиты и частично приподняты древние герцинские структуры. Именно таким образом сформировалось основное высокогорное плато.

Анды продолжают формироваться и в современный период. Об этом свидетельствуют сильнейшие землетрясения (последнее из которых случилось менее полувека назад, в 1970 году в Перу). Эпицентры землетрясений приурочены к Перуанскому желобу, протянувшемуся по западному побережью материка. Последствием землетрясений становятся цунами. Высочайший из ныне действующих вулкан в этой части света – Льюльяйльяко, не спят также его собратья Осорно, Сан-Педро, Котопахи, Руис.

Таким образом, в западной части преобладающие формы рельефа обусловливают наличие соответствующих полезных ископаемых. Руды метаморфического и магматического происхождения расположились в Андах богатыми месторождениями. Драгоценные камни и цветные металлы, считающиеся редкими, тоже встречаются в этих местах в значительных количествах. Так, Чили занимает второе место в мировом рейтинге стран, добывающих медную и молибденовую руду, а запасы олова в Боливии расцениваются специалистами как значительные. Это не говоря уже о Колумбии, “стране изумрудов”. Кроме вышеперечисленных полезных ископаемых, западная часть Южной Америки располагает запасами золота, цинка и платины, а также сурьмы, серебра, свинца и вольфрама. Многие из них начали разрабатывать еще древние инки, которые даже назвали одно из озер Титикака, то есть “свинцовая скала”.

Чили богата залежами селитры, которые образовались из помета морских птиц путем биохимического разложения. Основным фактором их формирования стал пустынный климат.

Что мы узнали?

Мы получили описание рельефа Южной Америки с привязкой в историческим периодам его формирования, а также узнали, что определенная часть материка продолжает формироваться. Процесс формирования проявляется землетрясениями и вулканическими извержениями. Мы разобрались в том, как происхождение форм рельефа влияет на то, какие полезные ископаемые распространены в том или ином регионе и узнали интересные факты об этом. Кроме того, мы получили информацию об основных равнинах Южной Америки и горной цепи Анд, а еще – об особенностях материкового рельефа и распределения ресурсов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 180.

Полезные ископаемые и особенности континента мы рассмотрим в данной статье.

Особенности рельефа

Особенностью рельефа Южной Америки является четкое разделение материка на две части: на востоке и в центре - огромные равнинные участки, а на севере и западе - самая протяженная горная система планеты, Анды (Южноамериканские Кордильеры). В основе материка лежит Южноамериканская платформа. Здесь чередуются подъемы и прогибы, которые на поверхности проявляются в виде низменностей, плоскогорий и равнин.

Северо-западная часть континента

Рельеф и Южной Америки достаточно разнообразны. Например, горная система Анды располагается вдоль всего Тихоокеанского побережья материка. Она занимает около 9 000 км. По своей высоте горы уступают только Гималаям. Более 20 вершин имеют высоту более 6 000 м. Анды - довольно молодые горы, они образовались во время схождения океанической и материковой литосферных плит. Ушедшая вниз океаническая плита уступила место материковой. Горы до сих пор «растут». Доказательством этому служит сейсмически активная зона: на западной территории материка достаточно частым явлением являются землетрясения и извержения вулканов. Население южноамериканских стран до сих пор помнит ужасающие разрушения от извержений вулканов. Здесь также находятся и самые крупные потухшие вулканы планеты: Льюльяйльяко, Котопахи, Чимборасо, Сан-Педро. Высота их превышает отметку в 5 000 м.

Центральная и восточная часть Южной Америки

Располагается в центральной части континента. На северо-западе его обрамляет Бразильское плоскогорье, а на востоке - Патагонское. Рельеф Гвианского и Бразильского плоскогорья представлен в виде пустых цокольных и волнистых форм, с преимущественными вершинами в 1600-1750 м. В краевых границах данной формы рельефа проявляются конусоподобные вершины или песочные кряжи.

Восточная окраина Бразильского плоскогорья разбита на одинокие массивы. Здесь ярко выражены особые формы вершин. На данном плоскогорье выделяются моноклинные, аккумулятивные и пластовые равнины. Встречаются лавовые плато. Самый известный пример такого рельефа - гора Пан-ди-Асукар, которая находится в Рио-де-Жанейро.

Патагонское плоскогорье представлено плато вулканического происхождения. Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки характеризуются моренными и водно-ледниковыми отложениями. Также в районе схождения плато и предгорий можно встретить порезанные глубокие каньоны рек. Эти водные потоки берут свое начало в горах.

Амазонская низменность - одна из самых крупных низких равнин планеты. Большая часть низменности заболочена, более чем на 5 000 кв. км.

Геология

В геологическом строении континент состоит из двух структурных элементов - Южноамериканской платформы и горной системы, что существенно влияет на рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. Существуют три выступа фундамента: Гвианский, Западнобразильский, Восточнобразильский щиты. Они сформированы метаморфизованными и интенсивно деформированными породами архея и нижнего протерозоя, а также протерозойскими гранитами. Амазонская низменность сложена в конце докембрия. Наиболее молодой участок фундамента материка - Патагонская плита. Выделяется как отдельная структурная единица, которая состоит из двух повышений: северного и южного.

Месторождения полезных ископаемых Южной Америки

Материк Южная Америка - континент, который чрезвычайно богат разного рода полезными ископаемыми. Их расположение зависит от характера рельефа. Наибольшие залежи железных руд планеты сосредоточены именно в здешней местности. Бассейн р. Ориноко (территория Венесуэлы), штат Минас-Жерайс (государство Бразилия) - самые крупные месторождения, где добывают рудные полезные ископаемые Южной Америки.

Прогибы горной системы Анд вмещают в себя залежи нефти и газа. Наибольшие месторождения сосредоточены в Венесуэле. На фоне других выделяются и залежи бурого и каменного угля. Благодаря молодой коре выветривания были образованы месторождения марганца и бокситов. Основная часть сосредоточена в странах Гайана, Суринам. На западном побережье материка разрабатываются практически неисчерпаемые запасы селитры (ее используют для производства азотного удобрения). В Боливии сосредоточены крупные запасы олова.

Но большая часть полезных ископаемых залегает в предгорных и горных районах Анд. В этом регионе добывают вольфрам, свинец, цинк, алюминиевые руды. Государства Южной Америки называют «странами драгоценных камней», ведь именно здесь находятся месторождения благородных металлов - серебра, золота и платины и, конечно же, драгоценных камней: изумрудов, алмазов и других, которые используют в ювелирном производстве.

Итак, можно подвести итоги. Ознакомившись с информацией, изложенной в статье, каждый ученик сможет составить подробный доклад на тему «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Савельевская средняя общеобразовательная школа

имени Мусы ДанилбековичаГазимагамадова»

Наурского муниципального района

Чеченской Республики

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

7 « А» класс

Учитель: Гумакаева А.Р.

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки.

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей, совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитее интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратно работы с источниками географических знаний.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки, настенная к /к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

    Организационный момент.

Каждый урок географии это очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем её величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей обеды нужно ваше внимание и кропотливая работа...

    Опрос домашнего задания.

    Тест-Блеф 3 минут- взаимопроверка.

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

    Назовите особенности географического положения Южной Америки о плану:

Как расположен материк относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов?

Назовите крайние точки материка.

В каких климатических поясах лежит Южная Америка?

Какими морями и океанами омывается материк?

Как расположен материк относительно других материков?

Кто является первооткрывателем материка?

Второй открыватель Южной Америки.

Кто открыл Южную Америку?

Почему назвали её Америкой?

    Мотивация.

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

Посмотреть на карту надо,

Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.

Тут в былые времена,

Прогибалась земля,

А другая поневоле,

Превратилась в плоскогорье.

Где комфортно, без проблем?

Лима, Кито иль Белен?

На востоке жить остаться,

Как вы думаете, о чем сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».Затерянный мир.

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы).(Слайд 3)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др. Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т.д.

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, чтобы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территорий материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка.(Слайд 4)

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков

§ Что такое рельеф;(совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаний, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете?(Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины;(низменности – 200 м,

Возвышенности – до 500м, плоскогорья – выше 500 м,)

§ Что такое платформа;(обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами;(сейсмическим поясом).

§ Что происходит на сейсмическом поясе?(землетрясение и извержение вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами.

Групповая работа:

1.Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке)

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение(на западе складчатая область- кайнозойская, а востоке платформа- Южно- Американская)

3. На какой литосферной плите располагается Южная Америка?(Южно- Американская)

4.С какими литосферными плитами она граничит?(Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская)

5.Что происходит на границе литосферных плит на западе материка?(сталкиваются материковая и океанская)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке?(горы, низменности,плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла- Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

8. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте.(Запад на материка. Анды.)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод (Слайд 6)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.(слайд 7)

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

Анды (Аконкагуа,6960м.)

Гвианское плоскогорье

Бразильское плоскогорье

Оринокская низменность

Амазонская низменность

Ла- Платская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили,что рельеф Южной Америки неоднородный.Запад –горный,восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.(ролик Анды 2 минуты.)

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).Название Анды от анта на мязыке инков –медь,медные горы.Анды –самая длинная в мире горная цепь,9000км.Аконкагуа самый высокий потухший вулкан –Высшая точка Южной Америки,западного и южного полушарий.

Происхождения название горы точно не известно, существующие выводят его из арауканского (с другой стороны реки Аконкагуа) или от Акон Гахук что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.Мощная горная система Анд,образует часть тихоокеанского «Огненного кольца»:здесь много вулканов,часты землетрясения.(Слайд 11)

Полезные ископаемые.(Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка.К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте,от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке(от геологического строения).

Задание: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые,характерные для разных частей Южной Америки.(Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему.Слад 14)

6. Закрепление

Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию(Слайд 15)

    Южная Америка имеет разнообразный рельеф потому, что …(имеет сложное тектоническое строение на западе –кайнозойская складчатость –горы, а востоке Южно –Американская платформа)

    Анды –молодые горы потому, что …..(кайнозойская складчатость самая молодая)

    На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому. что ….(разное тектоническое строение. платформам соответствуют полезные ископаемые –осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест (Слайд 16)

1.Высшая точка Анд:

А) г. Чимборасо;

Б)г.Аконкагуа;

В)г.Ильямпу

2. Восток материка расположен на:

А)древней платформе

Б)молодой платформе

В)границе литосферных плит

3.Горы Анды протянулись на:

4.О продолжения газообразования Анд свидетельствуют:

А) их протяженности

Б)частые землетрясения

В)оледенения

5.Анды образовались на:

А)платформе

Б)границе литосферных плит

В)материковой области.

6.В Южной Америке находятся величайшая равнина мира:

А)Оринокская

Б)Бразильская

В)Амазонская

Учащиеся проверяют тест (Слайд 17)

Теперь давайте вернемся к нашей таблице и заполним средний столбец.(Слайд 18)

Хочу узнать

Релаксация:

Учитель: Давайте минуту посидим молча. и мысленно вспомним весь наш урок.Закройте глаза пройдем самую большую равнину мира и медленно поднимемся вверх на самую большую равнину мира и медленно поднимаемся вверх на самую высокую вершину Южной Америки –гору Аконкагуа.

Найти свое место на лесенке успеха по итогам урока.Прикрепить смайлики.

8. Домашнее задание (Слайд 19)

Параграф 41 . к/к –все учащиеся класса.

1Простые вопросы.

2) Более сложные вопросы.

Составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.»