Религиозные взгляды адольфа гитлера. Идейные воззрения адольфа гитлера

РАСИСТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГИТЛЕРА НА МИР

Как доказали исторические исследования в общепринятом подходе, Гитлер в первую очередь преследовал две главные цели: завоевание «жизненного пространства» на

Востоке и уничтожение европейского еврейства . То, что уже на ранней стадии стало концепцией его мировоззрения, он, став диктатором, как мы ясно видим в ретроспективе, последовательно осуществлял в рамках своей долгосрочной стратегии .

С учетом определенной привязки к уничтожению евреев расистское мировоззрение Гитлера зачастую сводилось к радикальному антисемитизму. Не подлежит сомнению, что в течение всей его политической жизни антисемитизм находился в центре его деструктивной энергии . Но расизм Гитлера отнюдь не исчерпывался антисемитизмом. Его мировоззрение включало гораздо более широкое учение о биологическом неравенстве человеческих рас . Ядром этого учения являлось представление, что все народы мира можно распределить и оценить по расистским критериям . Для Гитлера существовала иерархия расовых качеств. Арийскую расу, к которой принадлежал и немецкий народ, он рассматривал как высшую, а еврейскую - как низшую. «Евреи хоть и являются расой, но не людьми», - провозгласил Гитлер еще в 1923 г. в публичном выступлении , причем вовсе не под влиянием порыва, а «со смертельной и священной серьезностью». (Й. Фест).

В соответствии с расистским мировоззрением Гитлера, славянам также было присуще негативное качество. В книге «Майн кампф» мы встречаем примитивные расистские взгляды на славян, к которым отнесены не только русские, но и многие другие восточноевропейские народы. Гитлер изложил в ней свои взгляды на неспособность русского народа к самостоятельной государственности и к политике вообще и объяснил этот недостаток расовыми свойствами. Напротив, образ немцев как качественно высшего арийского расового ядра представлял для Гитлера «историческое» оправдание его программы насильственного захвата земель на Востоке.

Гитлер придерживался представления, что в ходе большевистской революции 1917 года евреи смогли установить в России свою систему господства. Через призму своей расистской теории он видел среди деятелей коммунистической партии Советского Союза одних лишь евреев. По этой причине он и сконструировал комбинированный «образ врага» в лице «еврейского большевизма».

В ходе войны за «жизненное пространство» против Советского Союза Гитлер хотел не только свергнуть господство «еврейских большевиков» и лишить власти ее носителей, но и физически их уничтожить. По окончании завоевания страны на Востоке численность славян должна была быть сокращена, а выжившие должны были стать рабами «германских господ». Чтобы они не роптали под этим новым господством, их культурный уровень должен был впредь удерживаться на низком уровне.

Мартин Борман, шеф центрального руководящего органа НСДАП - партийной канцелярии и постоянный истолкователь воли фюрера , спустя год после начала войны против Советского Союза так уточнил антиславянскую политику нацистского режима: «Славяне должны работать на нас. Когда они нам больше не понадобятся, они могут умирать. Обязательная вакцинация и германское здравоохранение поэтому излишни. Высокая рождаемость славян нежелательна. Они могут использовать презервативы или аборт, и чем больше, тем лучше. Образование опасно. Достаточно, если они смогут считать до ста. Образование допустимо лишь в той мере, в какой оно обеспечит нам полезных исполнителей. Религию мы оставим им как отвлекающее средство. Они будут получать лишь необходимое для поддержания жизни питание. Мы - господа, и они уступят нам дорогу» [И].

Что в этих рассуждениях было оригинальным, а что нет? Взгляд на славян, отягощенный расистскими категориями, мы находим еще до Первой мировой войны у тех немецких националистов, которые создавали идеологическую подготовку германского «натиска на Восток» . И это представление о России также было связано с агрессивными завоевательскими планами. Старую традицию имел также антисемитизм. Но ни у кого до Гитлера не возникла идея связать антиславизм с антисемитизмом . То, что, несомненно, было вновь сформулировано Гитлером, была привязка друг к другу этих до тех пор раздельно существовавших представлений. Гитлер связывал свое расистское принижение славян с беспрецедентным по радикальности антисемитизмом .

Из книги Самая таинственная тайна и другие сюжеты автора Акунин Борис

Политические взгляды Стало интересно узнать, каких политических взглядов вы - люди, заглядывающие в этот блог, - придерживаетесь.Посчитаемся?Поскольку многие из нас колеблются между разными политическими платформами, в чем-то поддерживая одну, а в чем-то другую, можно

Из книги …Para bellum! автора Мухин Юрий Игнатьевич

Довоенные взгляды Читая стенограммы декабрьского 1940 г. Совещания высшего командного состава РККА, я пришёл к мысли, что у советских и немецких генералов перед войной были существенные расхождения по основополагающим идеям ведения боевых действий.Взгляд на цель боевых

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Довоенные взгляды Читая стенограммы декабрьского 1940 г. Совещания высшего командного состава РККА, я пришел к мысли, что у советских и немецких генералов перед войной были существенные расхождения по основополагающим идеям ведения боевых действий.Взгляд на цель боевых

Из книги На пути к Мировой войне автора Мартиросян Арсен Беникович

автора Петровский (ред.) И.

Вольфрам Ветте ОБРАЗ ВРАГА: РАСИСТСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В НЕМЕЦКОЙ ПРОПАГАНДЕ ПРОТИВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА «Если в течение многих лет и десятилетий проповедовать, что славянская раса - это низшая раса, что евреи - вообще не люди, то дело должно дойти до такого взрыва», - Эрих фон дем

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

РАСИСТСКИЕ ПРИКАЗЫ ВЕРМАХТА Антисемитские взгляды в вермахте были, по-видимому, распространены столь же широко, как и в германском населении в целом. Они проистекали не только из нацистской пропаганды, но и из более старых традиций. Характерное освещение такого

Из книги История гитлерюгенда автора Васильченко Андрей Вячеславович

Взгляды А. Гитлера в книге «Моя борьба» на воспитание молодёжи После «пивного путча» в 1923 году Гитлер пробыл в тюрьме Ландсберг с ноября 1923 года по декабрь 1924 года. С ранней весны 1924 года Гитлер приступил к работе над книгой, которую назвал впоследствии «Моя Борьба»,

Из книги Доказательства существования богов [Более 200 сенсационных фотографий артефактов] автора Дэникен Эрих фон

УСТАРЕВШИЕ ВЗГЛЯДЫ В этнологической литературе я постоянно наталкиваюсь на предвзятые доктрины, восходящие к трудам ученых прошлого и позапрошлого столетий, и никто не ставит их под сомнение. Глаза ослепли, мысли притупились. Наука не воспринимает фантастических

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Взгляды Гитлера на военно-морской флот Вскоре после этого я делал свой первый официальный доклад новому рейхсканцлеру в присутствии генерала фон Бломберга, нового военного министра. Доклад мой был целиком посвящен состоянию военно-морского флота, степени его

Из книги Почетный академик Сталин и академик Марр автора Илизаров Борис Семенович

Расистские и нацистские интерпретации происхождения языка и нации Мы подошли к главному пункту всей лингвистической эпопеи, не утратившему эмоциональной остроты и в наше время. Сталин не мог не знать ни в 30-х, ни тем более в послевоенных 50-х годах о расистских и

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 8. Взгляды Г. В. Плеханова Хорошо известен вклад, сделанный Г. В. Плехановым в разработку марксистской теории. Большой теоретический интерес представляет и его книга «История русской общественной мысли», в которой он дает свое общее понимание русского исторического

Из книги Театр мистерий в Греции. Трагедия автора Ливрага Хорхе Анхель

автора

51. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В.Н. ТАТИЩЕВА Василий Никитич Татищев (1686–1750) происходил из знатного дворянского рода. Он окончил московскую артиллерийскую школу, много времени посвятив самообразованию, в результате чего снискал известность одного из образованнейших офицеров

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

55. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Т. ДЖЕФФЕРСОНА Томас Джефферсон (1743–1826), подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с государственной и общественной деятельностью. Самое крупное свое произведение он посвятил историко-государственному устройству

Гитлер был американским агентом

30 января 1933 года престарелый и уже плохо соображавший президент Веймарской республики, генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург назначил бывшего ефрейтора кайзеровской армии, лидера Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) Адольфа Гитлера рейхсканцлером , сделав фюрером Германии американского агента и провокатора

Фюрер и рейхсканцлер Германии, объявивший в 1941 году войну США, и американский агент - такое утверждение на первый взгляд может показаться бредом. Но только на первый взгляд. Хотя соответствующие документы пока не обнародованы, и этот факт сейчас можно установить только на основании косвенных признаков , в этом нет ничего удивительного. В истории такое бывает. Опубликовали же недавно британцы документы, согласно которым лидер фашистской Италии Бенито Муссолини ещё в годы Первой мировой войны стал агентом "Сикрет интеллидженс сервис" по кличке "Дуче", получил от англичан огромные деньги, чтобы развернуть агитацию за вступление Италии войну на стороне Антанты, с чем справился весьма успешно . Да и сама идеология фашизма была разработана, похоже, в каком-то английском или шотландском замке как противоядие против коммунизма . Собственного интеллектуального багажа бывшего чернорабочего, образованием которого занимались в основном его любовницы вроде русской социалистки Анжелики Балабановой, было для этого совершенно недостаточно.

Гитлер - фигура совсем другого масштаба, потому что Германия - не Италия . Правду о нём будут скрывать ещё долго. Но о том, что американская разведка интересовалась этим типом с начала 1920-х годов и даже приставила к нему своего куратора и финансиста, может прочитать любой в переведённой на русский язык автобиографической книге этого самого человека - Эрнста Ганфштенгля , студенческого приятеля будущего президента США Франклина Рузвельта - "Гитлер. Утраченные годы". В преклонном возрасте автор вспоминает, что в 1922 году его попросил посетить в Мюнхене митинг с участием Гитлера очень приятный молодой человек, выпускник Йеля, американский военный атташе, капитан Трумен -Смит, приехавший из Берлина разведать политическую ситуацию в Баварии. Между ними состоялся такой диалог:

Я встретил самого замечательного парня из всех, кого видел сегодня утром.

Действительно? - отреагировал я. - И как его зовут?

Адольф Гитлер.

Вам, должно быть, дали неверное имя, - возразил я. - Может быть, вы хотели сказать Гильперт? Есть такой немецкий националист, хотя не могу сказать, что вижу в нём что-то особенное.

Да нет же, нет, - настаивал Трумен-Смит, - Гитлер. Вокруг немало плакатов с объявлением о митинге, который состоится сегодня вечером. Говорят, там подпись "Вход евреям воспрещён", но одновременно у него самая убедительная линия относительно германской чести, прав для рабочих и нового общества... У меня такое впечатление, что он собирается сыграть важную роль, и нравится он вам или нет, но наверняка знает, чего хочет... Мне дали билет для прессы на сегодняшний митинг, а я вот не могу на него пойти. Может быть, ты взглянешь на него ради меня и сообщишь о своих впечатлениях? Вот так я встретился с Гитлером впервые.

Судьбоносная встреча

Их встреча оказалась судьбоносной. Ганфштенгль, по его же собственным свидетельствам, превратился в банкира и финансиста Гитлера , в частности, дал денег для издания на широкую ногу ставшей впоследствии главной в Германии газеты "Фёлькишер беобахтер", всячески помогал ему в трудные для того времена. Не только финансово, но и психологически. Просвещал будущего фюрера в вопросах внешней политики, что нашло отражение в его программной книге "Майн Кампф". Так, кстати, именно Ганфштенгль посоветовал Гитлеру подружиться с Муссолини. Диктаторы не сразу понравились друг другу, но Германия решилась воевать в Европе только потому, что Италия стала её союзником. С помощью родовитой супруги Ганфштенгль упорно прививал Гитлеру манеры , необходимые для того, чтобы "богемского ефрейтора" стали принимать в высшем немецком обществе. Имевшиеся в изобилии у "искусствоведа" доллары очень помогли становлению нацистской партии: в конце ноября 1923 года за один доллар давали в Германии 4 триллиона 200 миллиардов марок .

Эта опека продолжалась до 1937 года, когда Гитлер уже прочно находился у власти, и постоянно маячащий рядом с ним рослый, хорошо узнаваемый полунемец-полуамериканец стал вызывать ненужные вопросы. А ведь это был ещё и музыкант, написавший знаменитые боевые нацистские марши, специалист по маркетингу, консультировавший нацистов, как получше всучить их идеологию немецкому народу. Последняя должность приятеля Рузвельта в Германии - пресс-секретарь НСДАП по связям с зарубежной прессой.

Немецкое чудо обеспечили американские и британские миллиарды

Но деньги Ганфштенгля - это, конечно, мелочи, то были средства фюреру на карманные расходы. Американцы, с 1924 года фактически контролировавшие экономику Германии и скупившие многие немецкие активы, вложившие в эту страну колоссальные финансовые средства якобы для обеспечения выплаты немцами репараций, обеспечили условия, при которых Гитлер буквально купался в деньгах. На рубеже 30-х годов к ним присоединились британцы , решившие с помощью Гитлера бороться с советской угрозой. Собственно, немецкие промышленники немного давали фюреру: зачем им было финансировать социалистическую рабочую партию, которая до прихода Гитлера к власти была особенно радикальной? В книге Гвидо Препараты "Как Британия и США создавали Третий рейх" указывается, что уже к 1930 году англосаксы вложили в Германию примерно 28-30 миллиардов долларов - чудовищную по тому времени сумму.

Американские и британские миллиарды и сотворили немецкое экономическое чудо при Гитлере, позволили фюреру увеличить армию в 42 раза и развязать большую войну.

После прихода нацистов к власти ничего не изменилось. Напротив, американцы предоставили своим дочерним компаниям в Германии, то есть Гитлеру, новейшие технологии , без которых она не смогла бы развязать столь необходимую США для обеспечения по её итогам господства над миром большую войну . Это касается прежде всего химической промышленности, машиностроения, авиастроения и других ключевых отраслей немецкой экономики. Даже использовавшейся в системе концлагерей американской счётно-вычислительной техники. Германия получила всё, чтобы иметь возможность вести "войну моторов". Это позволило Гитлеру буквально за несколько лет увеличить численность немецкой армии в 42 раза , снабдить её самым современным оружием.

Гитлера привели к власти , устроив несколько рукотворных экономических кризисов, вызвавших обнищание немецкого народа, подготовив его к принятию гитлеровской демагогии, хотя нацисты никогда не собирали на выборах даже половины голосов избирателей. В конце концов послушные Западу деятели Веймарской республики просто назначили Гитлера рейхсканцлером. Но и после этого "проект Гитлер" оставался любимой американской и британской затеей. Новоиспечённому рейхсканцлеру, возглавившему страну с пустой казной и с неподъёмными долгами, нужно было помогать и дальше: закрывать глаза на эксцессы нацистского режима и его пещерный антисемитизм, по умолчанию разрешить не платить долги, позволить открыто приступить к воссозданию огромной армии, авиации и флота, обеспечить внешнеполитические успехи.

Так, были закрыты глаза на введение всеобщей воинской повинности, ввод немецких войск в Рейнскую область, аншлюс Австрии. Фашистам позволили победить в гражданской войне в Испании. Гитлеру подарили Судеты и готовы были отдать всю Чехословакию, толкая немецкую агрессию на восток . Гитлера заботливо оберегали от внутренних врагов. Высокопоставленные немецкие генералы были готовы убрать фюрера в случае провала Мюнхенской конференции. Но когда утром на следующий день они узнали, что Англия и Франция уступили Гитлеру ради "мира для нашего поколения", путч был отменён, так как генералов просто бы не понял немецкий народ. Как же можно было поднять руку на политика, который без войны, добыв где-то кучу денег, сотворил в Германии экономическое чудо, ликвидировал безработицу, внушил немцам веру в "светлое будущее"? На политика, которого британский премьер Чемберлен называл "величайшим немцем нашей эпохи", а американский журнал "Тайм" провозгласил человеком года. Какие серьёзные упреки, кроме некрасивого отношения к евреям, можно было адресовать лидеру страны, которой в 1936 году подарили сразу две Олимпиады - и Летнюю, и Зимнюю, - чего с тех пор не происходило ни разу?

Это была не интуиция

Немцы были убеждены, что фюрер обладает потрясающей интуицией, что ему "везёт", и им вообще страшно повезло, что у них такой лидер. Людям даже не приходило в голову, что с фюрером играют в поддавки , и всё у него будет получаться только до тех пор, пока правила игры не поменяются. До конца эти правила знали только американцы, точнее, узкий круг лиц из окружения президента Рузвельта. Если подключившиеся к "проекту Гитлер" позднее британцы и французы (последние начали строить для подстраховки свою "Линию Мажино", когда у Германии ещё не было серьёзной армии, так как знали, что скоро она появится) думали использовать фюрера для борьбы с коммунизмом и СССР, то у готовивших мировую войну правящих кругов США были куда более широкие планы. А именно - развязать сначала войну в Европе, страшно ослабить ведущие европейские страны, чтобы они приняли без разговоров после войны американскую гегемонию . Втянуть в мировую бойню стремившийся навязать коммунизм всему миру СССР, в индустриализацию которого в интересах будущей войны американцы также вложили огромные средства, а также Японию, натравив её на Китай и европейские колонии в Азии. А к тому времени, когда все ослабят всех, нарастить гигантскую военную мощь и продиктовать всем новый "американский мир".

И если британцы в марте 1939 года с ужасом осознали, что прежде чем пойти на восток, Гитлер будет воевать на западе, чтобы обеспечить себе надёжный тыл, то у американских правящих кругов к Гитлеру вообще не было никаких претензий. Англия и особенно Франция, указавшие 20 лет назад американцам на дверь и исключившие их из европейских дел после завершения Первой мировой войны, дышат на ладан или повержены. Американский народ не хочет мировой войны, которой хочет Рузвельт, а Гитлер сам объявляет войну США , отвертеться от неё теперь совершенно невозможно. Сталин, коммунистическая империя которого едва не рухнула в первые месяцы войны с Гитлером, забыл о коммунизме, реабилитирует, чтобы понравиться американцам, Православную Церковь, умоляет о Втором фронте и ленд-лизе. Священная народная война на востоке ослабляет гитлеровскую Германию, которую группа Рузвельта создавала как торпеду , а не как конкурента. Хорошо и то, что японцы быстро продвигаются в Азии, уничтожая престиж "белого человека", на котором, собственно, и держались колониальные империи - Британская, Голландская, Французская, - которых после войны не должно быть на территории "американского мира".

США своим союзникам пока ничем особенно не могут помочь: армия у них по численности меньше румынской, а сильный флот японцы сильно потрепали в Перл-Харборе. Им специально разрешили это сделать взломавшие их шифры американцы, чтобы Конгресс был вынужден объявить войну. А между тем золото всего мира перетекает в банки "арсенала демократии". За старые, ржавые, находившиеся 20 лет на консервации американские эсминцы британцы расплачиваются своими колониями. И Америка выходит из экономической депрессии 30-х годов , чтобы уже в 1944 году сделать доллар валютой всего мира и стать его экономической мастерской, политическим и военным гегемоном.

И всё это во многом благодаря инвестициям в Гитлера , без которого мировой войны с полным истощением всех её участников, кроме США, просто бы не получилось. Поэтому американские правящие круги и были довольны своим протеже до самого конца.

Как ценного агента вывели из игры

Как убедительно доказал в своей книге "Чёрное солнце Третьего рейха. Битва за оружие возмездия" американский автор Джозеф Фаррелл и другие исследователи, в гитлеровской Германии во время войны всё-таки было разработано, испытано и готово к применению ядерное оружие : в начале урановая, а к концу войны и плутониевая атомные бомбы. Были созданы также средства их доставки - дальние бомбардировщики, способные отбомбиться по Нью-Йорку и вернуться в Европу. Они могли взлетать с аэродромов во Франции, а после её потери - из Норвегии, что было ещё ближе. Немецкие пилоты фотографировали Нью-Йорк. Сохранились схемы, на которых в Германии просчитывались разрушения от применения атомной бомбы, сброшенной на Манхэттен, аналогичной по мощности той, что американцы сбросили на Хиросиму.

Сброшенная американцами на Хиросиму атомная бомба "Малыш" была немецкой - "их человек в Берлине" не допустил применения против США ядерного оружия, хотя такие планы существовали.

Немцы могли сбросить на американцев атомную бомбу, но не сбросили. Мало того, после капитуляции немецкая подлодка передала по приказу руководства Германии янки целый арсенал революционных разработок . В том числе ядерное топливо , достаточное, чтобы начинить им несколько ядерных бомб, а также специализированный инфракрасный неконтактный взрыватель вместе с его изобретателем, без которого американцы не смогли бы взорвать в том же году прототип своей плутониевой бомбы. Они довели её до ума через два года - на Японию были сброшены трофейные немецкие атомные бомбы . А ещё по оказавшимся у американцев чудесным образом спискам они смогли вывезти в Германию ещё в ходе войны цвет немецкой научной мысли, позаимствовать важнейшие приборы, технологии, дополнительное количество ядерного топлива.

Похоже, что и тут поработал их агент Гитлер , который, судя по всему, не умер в конце апреля 1945 года в своём берлинском бункере, а, как доказывается в книге английского журналиста Джерарда Уильямса и историка Саймона Данстена "Серый волк. Бегство Адольфа Гитлера", благополучно переместился на самолёте, пролетев над всей Европой, из поверженной Германии в Испанию, а оттуда на немецкой подводной лодке - в Аргентину, и умер в Южной Америке в преклонном возрасте , ведя жизнь благополучного рантье, принимая сторонников и даже фотографируясь. Одно из многих таких фото недавно рассекретило ЦРУ .

В Москве об этом, конечно, знали те, кому положено, но молчали, так как нацисты поделились и с СССР немалой частью своих секретов и передовых технологий. Тут, конечно, американцы недоглядели, но заслуги бывшего фюрера в их глазах были настолько огромны , что ему это простили. Увы, надо признать, что Гитлер был одним из самых успешных американских агентов и марионеток, так как изменил ход мировой истории в пользу США . Когда-нибудь это признают и официально.

Сионистский Уолл Стрит финансировал Гитлера

ЦРУ: Гитлер инсценировал свою смерть и сбежал в Южную Америку

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Подпишитесь на нас

После «пивного путча» в 1923 году Гитлер пробыл в тюрьме Ландсберг с ноября 1923 года по декабрь 1924 года. С ранней весны 1924 года Гитлер приступил к работе над книгой, которую назвал впоследствии «Моя Борьба», первая часть была закончена 3, 5 месяца спустя.

Интересен тот факт, что в одной из главных частей «Библии нацизма», посвященной проблеме национального государства и его построения, проблеме молодёжного воспитания уделено 17 страниц. Это говорит о том, что уже в 1923 году Гитлер чувствовал в молодёжи ту социальную базу, на которую он мог бы опереться при приходе к власти. Своей первейшей задачей Гитлер считал «защиту и систематическую поддержку лучших элементов расы», начиная от младенца, кончая уже взрослым членом общества. На протяжении 17 страниц пытается он изобразить, как надо воспитывать «расово чистого» члена общества.

Основным девизом грядущей воспитательной работы могли бы стать следующие слова: «… государство будет видеть главную свою задачу не в том, чтобы накачивать наших детей возможно большим количеством знаний, а прежде всего в том, чтобы вырастить вполне здоровых людей. Лишь во вторую очередь мы будем думать о развитии духовных способностей. Но и в этой области мы будем думать прежде всего о том, чтобы развить в нашей молодёжи характер, волю, силу решимости, а в сочетании с этим мы будем систематически работать над тем, чтобы развить в ней чувство ответственности. Лишь в последнюю очередь мы будем думать о чисто школьном образовании» (64.)

Нацизм уже заранее исходил из того, что НСДАП не нужны слабые, хотя бы и всесторонне развитые люди, – национал-социализму требовались лишь «физически здоровые люди с твёрдым характером, решительные и энергичные».

Физическое здоровье молодёжи, по мысли Гитлера, становилось достоянием нации и государства. «В нашем государстве забота о физическом развитии не будет представлена каждому отдельному лицу, не будет только задачей родителей. Нет, этой проблеме само государство посвятит огромное внимание, ибо это есть проблема самоутверждения нации, здоровье которой и призвано защищать государство». Воспитательную работу Гитлер считал необходимым начать с юных матерей и добиться того, чтобы они рожали здоровых детей. Этим Гитлер хотел заложить основу для создания «действительно здорового потомства».

Касаясь проблемы физического воспитания в школе, Гитлер отмечал, что в «национал-социалистическом государстве школа должна уделить несравненно больше времени физическому воспитанию – никуда не годиться обременять молодых людей таким балластом, как это делается теперь». Если в Германии 20-х годов занятия по физподготовке заменялись необязательной гимнастикой, которая была 2 часа в неделю, то по идее Гитлера в будущем на физкультуру школьникам должно отводиться по 2 часа в день (час до обеда, час – после), и при этом на обязательных занятиях физкультуры основное время должно отводиться не гимнастике, а боксу. Именно этот вид спорта, по мнению Гитлера, должен был выработать у мальчика с юных лет стойкий характер.


Гитлера не устраивало, что «учебные заведения принципиально воспитывали «…чиновников, инженеров, техников, химиков», а не немецких мужчин. Лучшим примером воспитания молодёжи Гитлер считал армейское воспитание.» Пример армии лучше всего показывает, насколько сознание своей физической силы и ловкости пробуждает в человеке чувство мужества, дух наступления». То есть очевидно, что основной упор на физическое воспитание германской молодёжи был необходим для превращения их в потенциальных солдат, верящих в свою непобедимость. Сам Гитлер этого и не скрывал, когда писал следующее: «… эту внутреннюю веру можно воспитать с детских лет. Мы должны воспитать своих детей так, чтобы они верили, что именно мы, немцы, будем безусловно сильней остальных. Всей постановкой дела воспитания мы должны внушить нашему народу сознание того, что наша нация вновь станет непобедимой». Всё чётко и предельно понятно – школа должна выращивать солдат, готовых захватить мир, и более никого: грядущей национал-социалистической Германии требовались прежде всего солдаты. Школа и армия сливались в одно единое. Заканчивая школу, юноши должны были тут же попадать в армию, где они продолжали своё физическое совершенствование. Армия должна стать для молодёжи «школой патриотизма». Именно в армии, кроме физической и «патриотической подготовки», молодой человек должен был научиться, прежде всего, беспрекословно подчиняться и выполнять приказы… именно такая система воспитания «должна упрочить свою веру в собственную силу, Воспитать свой корпоративный дух, воспитать в себе глубокое убеждение в непобедимости собственной нации». По окончании данной системы воспитания Гитлер предложил выдавать на руки два документа: во-первых, гражданский диплом, документ, дающий право заниматься общественной деятельностью; во-вторых, «свидетельство о состоянии физического здоровья», дающий право вступать в брак. То есть получается, что люди, не прошедшие нравственно-физическую обработку, лишались всех гражданских прав и становились изгоями, фактически изолированными от общества. Прошедшие же обработку не представляли бы для режима социальной опасности. Итак, важнейшей задачей системы образования Гитлер видел воспитание физически сильных солдат.

Кроме физического воспитания государство должно было, по мнению Гитлера, воспитывать характер, преданность, верность, готовность к самопожертвованию, умение молчать – вот добродетели, которые необходимы молодёжи. Благодаря системе воспитания Гитлер надеялся если не полностью уничтожить, то хотя бы смягчить «изъяны» общества. Особо большое внимание он уделял воспитанию силы воли и решимости, систематическому культивированию чувства ответственности, умению предпринять решительный шаг. «Лучше жесткий приказ, чем никакого приказа –, писал Гитлер, –… лучше, чтобы наша молодёжь отвечала на вопрос иногда не совсем правильно, чем не отвечала вовсе».

Итак, система морального воспитания должна была создать народный организм, свободный от тех «слабостей», которые могли бы привести национал-социалистическое государство к крушению. «Государство будет воспитывать в юношестве со школьной скамьи чувство ответственности и готовности отстаивать мужественно своё мнение. Это необходимо нам так же, как и систематическое воспитание в молодёжи воли и решимости к действию». Моральные качества, культивируемые с раннего детства, должны были обеспечить существование государства.

Сама система получения общеобразовательных школьных дисциплин должна была претерпеть ряд серьёзных изменений. В основе первого коренного изменения школьной системы лежит утверждение Гитлера, что «молодой мозг не должен быть обременен вещами, которые ему не нужны и которые поэтому он быстро забывает. На основании этого появилась мысль, что школа должна давать жизненно необходимый минимум знаний. Стоит заметить, что в этот жизненно необходимый уровень знаний не попали, например, иностранные языки, так как в жизни 98 % молодых людей они не понадобятся вовсе. Вместо иностранного языка предполагалось изучение его краткой характеристики. «Благодаря этому –, писал Гитлер, – большинство учащихся получило бы общие основы, которые действительно необходимы для дальнейшей жизни. Те же, кому действительно необходимо изучение иностранных языков, занялись бы этим сами специально по собственному выбору и достигли бы нужных результатов». В результате сокращения школьной программы выделилось бы свободное время для физических упражнений. Особо большие изменения требовал Гитлер внести в преподавание истории. Как и в других предметах он предлагал сократить школьную программу и «центр тяжести» перенести на то, чтобы облегчить учащимся понимание основной линии истории. Сама история должна была рассматриваться не как цель, а как средство, которое помогло бы нации в будущем применять уроки истории с максимальной пользой. История, впрочем как и остальные науки, должна была служить национал-социализму. Поэтому в этой области, «одной из важнейших задач… является забота о том, чтобы наконец, был написан такой курс истории, в котором доминирующее положение займёт расовая проблема».

Вторым изменением в системе общешкольного образования должна была явиться замена материализма на идеализм. Иначе говоря, логика мышления подрастающего поколения должна была строиться не на рациональных началах, а на иррациональной слепой вере. Нацистское государство, по мысли Гитлера, должно было дать молодому человеку лишь узкоспециальные знания, чтобы он мог «заработать себе на кусок хлеба». Основной задачей системы образования становится интеграция молодого человека в общество, которому он необходим. Кроме этого Гитлер хотел «уже с юных лет… воспитывать в молодёжи уважение к национализму». В завершении Гитлер писал: «Венец всех задач нашей постановки воспитания должен заключаться в том, чтобы со всей отчетливостью поставить перед всей молодёжью в первую очередь проблему расы. И умом и чувством наша молодёжь должна понять, что это главная из главных, центральная из центральных проблем. Ни один юноша, ни одна девушка не должны покидать стен школы, не поняв до конца, какое гигантское значение имеет вопрос о чистоте крови… Ибо мы должны помнить, что все физическое и умственное воспитание в последнем счете может быть полезно лишь для лишь тех людей, кто понял принципиальную важность расовой проблемы… Если мы сумеем на указанных началах перестроить все дело воспитания пол углом зрения сохранения чистоты расы, то это разумеется принесёт величайшую пользу и военному делу. В нашем государстве военная служба вообще будет рассматриваться только как заключительная глава в воспитании нашей молодёжи (выделено А. В.)».

Из выше указанного можно предположить следующую концепцию нацистского воспитания, предполагаемую Гитлером в 20-х годах: минимум жизненно необходимых знаний при активнейшей националистическо-расистской накачке позволит контролировать среду духовных интересов молодёжи. Наряду с этим активная физическая подготовка и военная служба позволит направить энергию молодёжи либо на подготовку, либо на непосредственное осуществление военных действий.

Эти идеи, изложенные Гитлером в 1923–1924 годах на бумаге были тогда лишь идеями, но десять лет спустя, после прихода к власти НСДАП, они начали проводиться в жизнь.

«Гитлерюгенд» и унификация молодёжной жизни Германии (1933–1934 г. г.)

Приход нацистов к власти 30 января 1933 года позволил «гитлерюгенду» занять новые позиции в связи со своими новыми функциями. Выбор пути «гитлерюгенда» должен был стать выбором всей немецкой молодёжи. После 30 января руководство «гитлерюгенда» начало предъявлять тотальные притязания на сферу работы с молодёжью. Бальдур фон Ширах по этому поводу высказался следующим образом: «Как НСДАП стала единственной партией, так и «гитлерюгенд» должен стать единственной молодёжной организацией». А один из теоретиков деятельности этой организации писал позже по этому поводу: «Совокупность притязаний «гитлерюгенда» простиралась в 2-х направлениях – «гитлерюгенд» хотел охватить всю молодёжь и всю жизненную сферу молодой Германии». С 1933 года «гитлерюгенд» направляет свои старания, с одной стороны на то, чтобы «поглотить» молодёжи сколько возможно, а с другой стороны, чтобы «выключить» как можно больше молодёжных союзов и объединений, то есть стремится использовать максимальное количество образовательных функций. Со своей стороны «гитлерюгенд» рассматривал любые проявления в области молодёжной жизни (вне родительского дома, школы и церкви) как конкурирующие социальные институты. В их число, например, попали политические молодёжные организации, молодёжные религиозные союзы, союзные и автономные организации, ведшие спортивную и профессиональную работу в среде молодёжи. Все эти организации играли в Веймарской республике значительную роль, а их совокупность составляла 5–6 миллионов человек.

5 апреля 1933 года Бальдур фон Ширах велел подразделениям «гитлерюгенда» врасплох захватить канцелярии Государственного Комитета Немецких Молодёжных Организаций. От этой акции руководство «гитлерюгенда» получило значительные материалы о существовании, руководстве, адресах всех остальных молодёжных организаций, что весьма способствовало политике их «выключения». Впоследствии последний председатель Государственного Комитета генерал Фогт самовольно передал свой пост Шираху и даже поступил на службу в «гитлерюгенд»(позже его книга «Немецкая молодёжная служба» использовалась «гитлерюгендом» как учебное пособие для военно-спортивного воспитания). Став главой комитета, Ширах несколько дней спустя исключил из него еврейские молодёжные организации.

Если в 1932 году «гитлерюгенд» не имел более 700 000 членов, то к концу 1934 года их число составило 3, 5 миллиона членов. Этот громадный численный взлёт имел как политическую, так и воспитательную основу:

– во-первых, у национал-социалистического государства «гитлерюгенд» получал монопольные позиции на пути роспуска, унификации, запрета остальных молодёжных организаций;

– во-вторых, «гитлерюгенд» овладел теми жизненными формами, которые под конец республики делались распространенными и популярными у молодёжи.

22 июля 1933 года Ширах окончательно распустил и закрыл Государственный Комитет Немецких Молодёжных Организаций. Но этим большинство союзных организаций не было убрано с дороги. Их закрытие и присоединение происходило удивительно быстро и без сопротивления. Конечно, немалую роль в этом сыграл террор «гитлерюгенда», которому подверглись коммунистические и социалистические молодёжные организации, не испытавшие до этого на себе столь жесткого давления. Кроме того, местные отделения «гитлерюгенда» позволяли себе перегибы, считая, что «национальная революция» до сих пор не завершена.

Основными конкурентами «гитлерюгенда» стали левые организации, молодежные праворадикальные организации, а так же евангелические и католические союзы.

а) Левые молодёжные объединения.

После пожара в рейхстаге и как следствие этого закона о предоставлении чрезвычайных полномочий КПГ и СДПГ подверглись террору СС, СА и полиции. Домашние обыски, аресты и запреты сломали организацию социалистической рабочей молодёжи. Коммунистический союз молодёжи ушёл в подполье. Часть этих организаций присоединилась к «гитлерюгенду», но цель всё равно была достигнута – один из конкурентов был запрещен и убран с дороги.

б) «Великогерманский Молодёжный Союз».

У ряда молодёжных организаций, находившихся близко к НСДАП, так же возникли организационные проблемы. Не смотря на то, что идеологическими лозунгами их были: «Вождь и дружина», «Кровь и почва», «Нация и социализм», «Борьба против Версаля и Веймара»- они являлись конкурентами «гитлерюгенда» в монополии на националистическую пропаганду. Эти праворадикальные организации объединились в конце марта 1933 года в «Великогерманский молодёжный союз» под руководством адмирала фон Тратха, который обладал широкими связями с рейхсвером. Через эти связи он надеялся получить, по крайней мере, небольшую автономию от «гитлерюгенда». Союз выступил с верноподданнической декларацией в отношении НСДАП, в которой клеймились коммунисты, демократы и евреи. «Гитлерюгенд» не раз пытался перетянуть к себе молодёжь из Союза, но подобные случаи имели единичный характер. Идеологически «Великогерманский молодёжный союз» стоял довольно таки близко к нацистам, но слиянию с пролетарским «гитлерюгендом» ему мешало элитарное происхождение большинства членов Союза. К тому же он вряд ли имел столь большое количество членов, как «гитлерюгенд». Летом 1933 года «Великогерманский Молодёжный Союз» хотел устроить слёт, но это было запрещено окружным начальником, так как «это принесло бы в население округа беспорядки».

17 июня 1933 года Бальдур фон Ширах был назначен Гитлером на пост рейхсюгендфюрера (имперского руководителя немецкой молодёжи). В приказе Гитлера было указано, что «рейхсюгендфюрер стоит во главе всех объединений девушек и юношей». В тот же день Ширах распустил своей властью «Великогерманский молодёжный союз». Адмирал фон Тратх выразил свой протест Гитлеру и Гинденбургу, но это никак не повлияло.

Отношения между «Великогерманским молодёжным союзом» и нацистским государством не были однозначными. С одной стороны, схожесть идеологии позволяла проводить совместную работу. С другой стороны руководители Союза считали себя элитой и дистанцировались от новой «пролетарской власти». Так Ширах писал по данному поводу о Союзе: «Они считают нас массой, а себя элитой. Мы («гитлерюгенд») – народная молодёжь, а они – избранная молодёжь. Национал-социалистическое государство не может терпеть такого взгляда на вещи. Если «гитлерюгенд» – народная молодёжь, то такой молодёжью должны стать все».

Обвинения Шираха не были беспочвенными. За год до этого Поль Вернер писал о «Великогерманском молодёжном союзе»: «Они хотели, чтобы военные видели в членах союза кандидатов в офицеры, а в молодёжных группах остальных движений – лишь потенциальных рекрутов». Само руководство «гитлерюгенда» считало Союз устаревшим. «Не я вынес смертный приговор союзу, – писал Ширах, – этот приговор был объявлен действительностью реальной жизни, наше время требует не романтики лагерного костра. Они не имеют понятия о дебатах 17-летних о смысле жизни и что эти дебаты не кончаются сделкой». Ширах с откровенным презрением относился к руководству Союза. Так самое глубокое «впечатление» на него произвело то, что «видные деятели» Союза имеют единственное своеобразие, заключающееся в том, что они никогда не позволяют себе стричь волосы. И как логический итог прозвучала его фраза: «Они живут во времени, которого больше нет.» По мнению Шираха это доказывало то, что они не связывают перспектив Германии с техническим развитием, а стало быть, с рабочей молодёжью. «Соответственно, – писал Ширах, – рабочая молодёжь не связывает перспектив с ними». Правда, столь жесткие высказывания Шираха были, скорее всего, ширмой, так как за Союзом он «ухаживал» с 1929 года (в результате этого многие руководители Союза в 1933 году оказались на постах в СС и СА).

После закрытия Союза его руководство повторно выразило приверженность новому режиму (их примеру после этого последовали руководители почти всех молодёжных организаций). Этим преследовалась надежда на сохранение какой – либо автономии, либо определенную самостоятельность в составе «гитлерюгенда», что, впрочем, кое-где удавалось – иногда руководители распущенных организаций получали право голоса в «гитлерюгенде». В 1933 году один из руководителей «Великогерманского молодёжного союза» писал: «Если новое правительство выполнит наши требования, мы будем аккомпанировать ему; если же наоборот – мы будем бороться с ним.» Артур Мораун, руководитель Немецкого Молодёжного Ордена, организации близкой к Союзу, заявил в феврале 1933 года о несогласии с линией Гитлера.

В результате этого Гитлер приказал 31 марта 1933 года порвать все отношения членов НСДАП с Союзом, но таковых нашлось не много.

Несмотря на идеологическое сходство члены Союза оказали сопротивление нацистам, которое, правда, базировалось на этическом фундаменте и было распространено среди людей, приближенных к носителям власти в нацистской Германии. Поэтому они не ощутили на себе более – менее заметных репрессий, так как, фактически, способствовали становлению режима.

в) Евангелические молодёжные союзы.

Особо восприимчивой для идей оказалось руководство в Германии евангелических молодёжных союзов. Так, например, в конце марта 1933 года «Евангелическая Молодёжь Германии» выпустила воззвание следующего содержания: «Пробил новый час немецкой истории! С трудом ещё раз Германия была вновь отведена от пропасти большевизма… Вновь открываются богоугодные основы Родины, народа и государства. Национал-социалистическое движение прокладывает путь, который обещает преодолеть классовые, сословные, родовые противоречия. В этот час евангелическая молодёжь Германии должна знать, что её руководство скажет радостное: «Да!» национал-социалистическому выступлению. Осознание того, что идет обновление жизненных основ всей народности убеждает, что в этот час жизненные силы евангелизма принесут единственное спасение и обновление от распада и падения при Божественном руководстве и провидении. Господь уничтожит разложение и распад обычаев, профессии, семей, государства».

Ядро молодёжных евангелических организаций пыталось ещё до 1933 года расчистить путь «гитлерюгенду» в Государственный Совет Немецких Молодёжных Организаций.

В 1933 году руководители многих евангелических организаций подписали «заверение покорности», тесно – связав национал-социализм и христианство. Правда, было определенное сопротивление этому курсу, что чаще всего зависело от идеологических и политических установок соответствующих руководителей – как они сами понимали точку зрения и убеждения молодых. Затрудняясь однозначно ответить «да» или «нет» национал-социализму евангелическая церковь раскололась через отсоединение «Немецкой Церкви», руководимой епископом Людвигом Мюллером. Сам Мюллер был ярый нацист, видевший в Гитлере вождя, посланного Богом. За это Мюллер удостоился звания имперского руководителя евангелической молодёжи Германии 3 июля 1933 года. Через церковные выборы, состоявшиеся 23 июля 1933 года «Немецкая Церковь» получила руководство почти во всех церковных объединениях, что давало гарантии успеху молодёжной деятельности евангелистов, поддержавших Гитлера. Но Ширах непоколебимо ускорял вливание евангелической молодёжи в состав «гитлерюгенда». Епископ Мюллер не только не сопротивлялся, но и содействовал этому, за что и получил позже в составе «гитлерюгенда» пост руководителя евангелической молодёжи. В конце декабря 1933 года в связи с тем, что большинство евангелической молодёжи перешло в «гитлерюгенд», все евангелические молодёжные организации были распущены.

г) Католические молодёжные организации.

У католической молодёжи в целом существовало дистанцирование от национал-социализма. Впрочем, она охотно поддерживала идею «сильного национального государства». Именно католическая молодёжь благодаря занятой ей позициями внушала опасение национал-социализму, так как через строго иерархический епископат она была лучше защищена от унификации и слияния с «гитлерюгендом». В результате этого Гитлер решил провести переговоры о конкордате. Но после того, как 1 июля 1933 года Ширах при поддержке гестапо провел чистку католических организаций, лишил их всей собственности – конкордат оказался под угрозой срыва. В добавок к этому 8 июля 1933 года Ширах был подчинен министру внутренних дел, его компетенция и сфера деятельности значительно расширилась. Вследствие этого 9 июля 1933 года конкордат был перенесен в Рим. После этого «гитлерюгенд» перестал быть самостоятельным подразделением и был обязан выполнять приказы МВД в обязательном порядке. В 1934 году «гитлерюгенд» начал открыто препятствовать и ограничивать деятельность молодёжных католических союзов через террористические действия, пропагандистские мероприятия, региональные запреты и закрытия отдельных союзов и другие акции (например, постановление, что дети, не состоявшие в католических союзах, имеют больше прав). Так А. Розенберг в своей статье, посвященной антирелигиозному воспитанию членов «гитлерюгенда» писал: «Мы добились прогресса в насаждении национал-социалистической идеологии в умах германской молодёжи. От католической молодёжи остались только группочки, которые со временем тоже будут включены в состав «гитлерюгенда». «Гитлерюгенд» убежден, что никто не сможет противостоять ему. Более того, наша программа воспитания в школах всех категорий составлена в таком антихристианском и антиеврейском духе, что подрастающее поколение будет избавлено от мошенников в рясах».

Борьба епископата и католических молодёжных организаций за сохранение отдельных сфер молодёжной работы было отнюдь не борьбой за демократию.

В недрах католических молодёжных организаций была выработана такая идеология, которая очень близко находилась с национал-социализмом. Например, большинство католической молодёжи приветствовало «Третий Рейх» как разрушение республики. По этому поводу они писали в своих листовках следующее: «Мы, новогерманская молодёжь, приветствуем новое государство:

а) как преодоление партийного государства, которое разрывало Германию на различные непримиримые лагеря и фронты, что делало недостижимым национальное согласие;

б) как преодоление либерального государства, которое под политикой понимало тактический компромисс различных мировоззрений;

в) как преодоление парламентского государства, в котором занимаются только переговорами и голосованием, а не принятием четких решений и не несением ответственности;

г) как преодоление классового государства, в котором сталкиваются интересы одних с интересами других, а общественную жизнь пронизывает экономическая борьба.

В этих четырех преодолениях старого государства через новое государство мы видим органическо чистую немецкую имперскую идею».

Подобная судьба постигла многие молодежные националистические молодёжные организации, например «Бисмаркюгенд», «Гинденбургюгенд», которые пережили остальные молодёжные организации, но ненадолго. То же произошло с «Шарнхорсбундом», молодёжной организацией «Стального Шлема», повторившей его путь присоединения к СА, влившись в «гитлерюгенд».

К этому времени был обозначен, после единодушного высказывания всех причастных организаций, переход групп многочисленных до сих пор существовавших молодёжных организаций в «гитлерюгенд». Кроме того, сильный приток осуществлялся за счет организаций, не принадлежавших до сих пор к числу основных молодёжных организаций, входивших в «государственный комитет», что имело не только организационное, но и воспитательное значение. К числу подобных организаций относилась, например, «Немецкая молодёжь Европы», которая организовывала совместную работу, заботу и обмен с молодёжью немецких народных групп в различных странах. Не случайно, присоединение «комитета» и «Немецкой молодёжи Европы» считалось проведением веской и позитивной работы.

Параллельно с процессом унификации молодёжной жизни нацистское руководство давно уже планировало общегерманскую акцию, пропагандистский эффект от которой был должен направлен исключительно на молодёжь. Такой акцией стали события 10 мая 1933 года. Их корни уходят в февраль 1933 года, когда главное управление прессы и пропаганды призвало немецкую молодёжь к участию в «культпоходе» «против негерманского духа», который должен был начаться 12 марта, а закончиться 10 мая.

Среди молодежи началось распространение документа, более известного как «12 тезисов против негерманского духа» и содержал в себе следующее:

«1. Язык и письменность коренятся в народе. Немецкий народ несет ответственность за то, чтобы его язык и его письменность оставались бы чистым и нефальсифицированным выражением его народности.

2. Сейчас разверзлась пропасть между написанным и немецкой народностью. Это состояние – позор.

3. Чистота языка и написанного зависит от тебя! Твой народ передал тебе язык для сохранения.

4. Наш опаснейший враг – еврей и тот, кто у него в кабале.

5. Еврей может думать только по-еврейски. Если он пишет по немецки, он лжет. Но и немец, который пишет по немецки, а думает не по-немецки, кроме того, бездумен, и не знает своей задачи.

6. Мы хотим искоренить ложь, заклеймить предательство, мы хотим создать для студенчества вместо очагов бездумия очаги дисциплины и политического воспитания.

7. Мы хотим обращаться с евреем как с чужим, а нашу народность брать всерьез. Поэтому мы требуем от цензуры: еврейские произведения выходят только на еврейском языке. Если они выходят на немецком языке, то их надо рассматривать как переводы. Строжайше запретить употреблять готический шрифт. Готический шрифт только для немцев. Ненемецкий дух должен быть искоренен из немецкой книжной торговли.

8. Мы требуем от немецкой молодёжи показать волю и способность для самостоятельного осознания и решения.

9. Мы требуем от немецкой молодёжи держать в чистоте немецкий язык.

10. Мы требуем от немецких студентов проявить волю и способность для преодоления еврейского интеллектуализма и связанных с ним либеральных проявлений, ведущих к упадку немецкой культурной жизни.

11. Мы требуем отбора студентов и профессоров по надежности их мышления в немецком духе.

12. Мы требуем, чтобы немецкая высшая школа стала оплотом немецкой народности и полем битвы за немецкий дух.

В начале третьей недели нашей четырех недельной акции начнется публичный сбор разлагающих книг, против которых в первую очередь борется наша молодёжь. Каждый студент проведет чистку своей библиотеки, в которую по недомыслию попали эти не немецкие книги; каждый студент будет наводить порядок в библиотеках своих знакомых; молодёжь займется чисткой публичных библиотек, которые не должны служить сборищами неизвестно каких книг.

10 мая 1933 года будут преданы огню нездоровые книги. Широкое уведомление о местах сборов будет произведено перед их началом».

Как и следует из текста, в подготовке и проведении акции по книгосожжению приняли активное участие прежде всего члены «гитлерюгенда» и Национал-социалистического студенческого союза. 6 мая они начали распространять среди своих сверстников следующий документ:

«Комитет борьбы против ненемецкого духа уведомляет Вас о том, что из Вашей библиотеки надо изъять книги, отмеченные в приложенном «черном списке». Но для того, чтобы эта литература была действительно уничтожена, следует передать в ближайшие дни представителям комитета, которые появятся у Вас, отобранные книги и брошюры, с тем, чтобы 10 мая они были публично сожжены»

Сама процедура уничтожения «крамольных» книг была максимально приближена к «варбургфесту» 18 октября 1817 года, традиции которого были достаточно сильны в немецком студенчестве. Для проведения «аутодафе» даже был составлен единый сценарий, подробно описанный в газетных отчетах того времени:

«Представители молодёжи, прежде чем сжечь книги, выкрикивали лозунги:

Первый. Против классовой борьбы и материализма, за народную общность и идеализм в жизни! Во имя всего этого я предаю пламени писания Маркса и Каутского!

Второй. Против декаденса и морального разложения! За то, чтобы было хорошее поведение и воспитание в семье и государстве, я предаю пламени писания Генриха Манна, Эрнеста Глезера и Эриха Кестнера.

Третий. Против подлости мышления и политического предательства, за беспредельную преданность народу и государству! Во имя всего этого я предаю пламени сочинения Фридриха Фостера.

Четвертый. Против разлагающего душу преувеличения значимости секса, за аристократизм человеческой души. Во имя всего этого я предаю пламени писания Зигмунда Фрейда.

Пятый. Против искажения нашей истории и умаления наших великих деятелей, за почитание нашего прошлого. Во имя всего этого я предаю огню сочинения Эмиля Людвига и Вернера Хагемана.

Шестой. Против демократически-еврейской антинародности, за национальное сознание! Во имя всего этого я предаю огню писания Теодора Вольфа и Георга Бернгарда.

Седьмой. Против литературного предательства солдат первой мировой войны, за воспитание народа в духе истины. Во имя всего я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка.

Восьмой. Против чванливого обезображивания немецкого языка, за заботу о ценнейшем достоянии нашего народа. Во имя всего этого я предаю огню писания Альфреда Керра.

Девятый. Против наглости и самоуверенности, за уважительность и почтительность к немецкому народному духу. Пусть пламя поглотит писания Тухольского и Осецкого».

«Аутодафе» было акцией двойного назначения. С одной стороны, события 10 мая 1933 года были акцией устрашения, целью которой было напугать до смерти «среднего человека», привыкшего относиться с уважением к печатному слову. С другой стороны, эта акция дала возможность почувствовать молодёжи радикализм новой власти, а так же, то что новая власть возлагает на неё большие надежды.

«Гитлерюгенд» использовал наиболее ярко в своей организации после 1933 года молодёжный менталитет, который распространялся не на отдельные сферы, а на всё молодёжное движение. После «единения молодёжи», после отстранения от политики «стариков, проводивших линию соглашательства», после «обновления народа и нации», которое должно было «отмести закостенелую дряблую систему» у «взволнованной» молодёжи была распространена неосознанная потребность в чем-то новом.

В данный период «гитлерюгенд» проявил чрезвычайно высокие требования и притязания на области молодёжной жизни, которые проявились в:

– во-первых, в разъединении и унификации всех конкурирующих молодёжных организаций и учреждений (за исключением католических молодёжных союзов, закрытых более позже);

– во-вторых, в получении контроля над всеми возможными функциями и областями молодёжной жизни;

– в-третьих, через старания после охвата всей молодёжи охватить и каждое новое подрастающее поколение.

Приток новых членов в «гитлерюгенд», «идеализм», который, по крайней мере в первые годы национал-социалистической диктатуры, был полезен, успех «гитлерюгенда» у молодежи, из-за соответствия его целей действительным желаниям, требованиям и жизненным принципам молодёжи – всё это вылилось в то, что «гитлерюгенд» распространяет среди молодёжи широкую уверенность в возможность реализации своего потенциала. Юношеское движение, известное до 1933 года, имело множество серьезных недостатков – например, не были представлены в молодёжном движении целые социальные слои и группы молодежи (молодёжь провинции, девушки в целом). «Гитлерюгенд» убрал в сторону специфические молодёжные особенности, социальные различия, стер грань между деревней и городом, уничтожил половую дифференсацию молодёжной работы. Ввиду всего этого можно сказать, что после 1933 года «гитлерюгенд» прежде всего обозначил расширение «жизненных форм молодёжного движения» – хотя это обозначение было обманчивым. Обобщение молодежи в национал-социалистической системе было неизбежным.

После «выключения» партийных молодёжных организаций, присоединение профессиональных и спортивных объединений вряд ли представляло проблему. Через запреты, закрытия и отчасти через прием различных молодёжных союзов, через вливание многочисленных групп (тех же конфессиональных союзов) и приток неорганизованных масс в «гитлерюгенд» давал в 1933–1934 годах огромный численный прирост. Это можно проследить на развитии «гитлерюгенда» в Обергебитвесте (Западная Германия)

1925 год – 100 членов

1926 год- 200 членов

1927 год – 500 членов

1928 год – 800 членов

1929 год – 1200 членов

1930 год- 1800 членов

1931 год- 2400 членов

1932 год – 6300 членов

1933 год- 15 000 членов

1934 год- 1 500 000 членов

Для всего же «гитлерюгенда» прирост составил с 107 956 человек (конец 1932 года) до 3 577 565 человек в конце 1934 года.

Именно в это время идет унификация в «гитлерюгенд» «юнгфолька» (Jungvolk – юный народ), «Бунд дейче медель» (Bund Deutche Madel – Союз немецких девушек), «Юнгмедель»(Jungmadel – Юные девушки). В гитлерюгенде была установлена четкая вертикальная структура, введена единая униформа. 1934 год, объявленный Ширахом «Годом учебы и внутренних достижений» ознаменовал формирование этой объединительной тенденции. При этом успешно шла унификация «гитлерюгенд» и приобретение «гитлерюгендом» дальнейших сфер влияния и деятельности, а так же функций молодёжной жизни. В июле 1934 года была завершена унификация в «гитлерюгенд» молодежи из «Немецкого рабочего фронта», благодаря чему «гитлерюгенд» получил важнейшую часть социальной молодёжной работы, которая до тех пор находилась в руках профсоюзов и предприятий.

Редькин И.Н. СГФ 31И

Роль личности Адольфа Гитлера в истории

Уже с раннего возраста он обладал незаурядными способностями. Гитлер, будучи ещё маленьким мальчиком, интересовался мистицизмом и философией, пел в церковном хоре. Он не получил систематического образования и не приобрёл какой- либо специальности. Он даже не закончил средней школы, а на экзаменах в Академию изобразительных искусств в Вене провалился. Приобретение профессии «ради заработка на хлеб» он считал ниже своего достоинства. Полный самомнения, он готовил себя к карьере «свободного художника», не связанного с упорным повседневным трудом.

У Гитлера была прекрасная память. В юношеские годы, имея достаточно свободного времени, он много читал, обычно всё, что попадало под руку, и хорошо запоминал прочитанное. Отрывочные знания, популярных исторических, социологических, философских работ, стали основой, на которой формировались его убеждения.

В дальнейшем сильное воздействие на него оказали деклассированные элементы, с которыми он вынужден был общаться после смерти в 1908г. Матери, У него кончились средства к существованию, и он попал в категорию изгоев общества, люмпенов. Местом пребывания на несколько лет для него стали ночлежки и благотворительные учреждения Вены. Приходилось самому заботиться о хлебе насущном. Не имея профессии, он нанимался на какую-либо временную работу (помогал на стройках, убирал улицы, подносил чемоданы), а затем стал рисовать акварелью картинки, изображавшие различные архитектурные памятники в Вене и Мюнхене.

К 25 годам у будущего фюрера не было ни постоянной работы, ни друзей, ни любимой женщины, но уже сформировался характер, выработались твёрдые взгляды на окружающий мир. Он испытывал неудовлетворённость этим миром и готов был, при появлении такой возможности, попытаться изменить его. Гитлер был человеком необычайной самодисциплины, отличался большой работоспособностью, мог упростить сложную проблему, сделать её понятной каждому, а в личной жизни был прост и строг. Он не курил, не пил кофе и алкогольных напитков, ел только вегетарианскую пищу. С искренней любовью относился к детям и домашним животным, проявлял заботу о подарках ко дню рождения своим сотрудникам и их детям.

В юношеские годы Гитлер любил одиночество, но с возрастом стремился к общению с людьми. Имея феноменальную память, он рассказывал многие забавные истории, умело, подражая голосам и 4 выражениям своих героев. Он любил юмор, но никогда не прибегал к непристойным шуткам и грязным анекдотам. Гитлер умел убеждать людей. Многие, возражавшие ему, после беседы с ним чаще всего отказывались от своих возражений и признавали его правоту.

После того, как Гитлер принимал какое-либо решение, его почти невозможно было заставить изменить его. Он боялся подорвать свой авторитет. Важные решения Гитлер обдумывал долго, сознательно рассматривая их разные стороны с точки зрения целесообразности. Но в самый последний момент по интуиции, исходя, согласно его выражению, из «политической принципиальности». По мелким вопросам, когда его разум не мог подсказать наиболее целесообразное решение, он мог даже прибегнуть к метанию монеты.

Политические и военные соображения у Гитлера всегда были очень тесно связаны друг с другом. Поэтому принимаемые решения имели далеко идущие последствия. Каждое военное решение учитывало политические, и даже пропагандистские аспекты.

В сентябре 1919г. Гитлер случайно попал на собрание карликовой Германской рабочей партии. У неё не было ни программы, ни устава, но высказываемые её членами идеи, сдобренные шовинизмом, ненавистью к Версальскому договору и антисемитизмом, оказались близки собственным убеждениям Гитлера. Они привлекли его, и он решил вступить в эту партию. С этого момента началась его политическая карьера.

Он оставил свою работу «доверенного лица» и полностью посвятил себя партийной деятельности. Менее чем через 2 года он стал руководителем партии с диктаторскими полномочиями. Вместо коллегиального руководства в партии был введен принцип фюрерства. Партия стала называться Национал-социалистической германской рабочей партией (НСДАП) и превратилась в личное орудие Гитлера для достижения власти. У неё появилась собственная газета («Фелькшер беобахтер»), свой символ (свастика) и своё приветствие («Хайль!, превратившееся позже в «Хайль Гитлер!»), были созданы партийные вооружения силы в виде штурмовых отрядов.

30 января 1933г. Гитлер как руководитель самой крупной фракции в рейхстаге был назначен канцлером Германии. Так нацисты мирным парламентским путём пришли к власти, которая была использована ими, чтобы подготовить и развязать самую кровопролитную и разрушительную в истории человечества войну Тирания Гитлера в нацистской Германии основывалось, прежде всего, на его полном контроле над массами.

Хотя в стране действовали возглавляемые Гитлером карательные органы и искусная пропаганда во главе с Геббельсом, главным в овладении массами было непосредственное воздействие на них личности фюрера. По определению английского биографа Гитлера А.Буллока, Гитлер «был самым крупным демагогом в истории». Он не стеснялся в средствах, без угрызения совести использовал чувства, страх и предрассудки, злобу своих слушателей. С дьявольским мастерством он мог взывать к тёмным силам внутри человека, приводить в движение самые низкие его чувства.

При общении с людьми Гитлер оказывал на них сильное психологическое воздействие, в какой-то степени подчинял их своей воле, как это делают сейчас экстрасенсы. От него, по рассказам свидетелей, исходили своеобразные биоволны, заставлявшие собеседника соглашаться с ним, делать его приверженцем. Особенно Гитлер зачаровывал людей своими голубыми глазами. Многие, с кем он беседовал, не могли выдержать его проникающий взгляд. Зная об этом, он смотрел прямо в глаза собеседника, не моргая.

Сам Гитлер не сразу осознал наличие у себя гипнотических способностей очаровывать людей, привлекать их на свою сторону. Такое осознание пришло к нему после окончания первой мировой войны, когда он в 1919-1920 гг. стал выступать с политическими речами на собраниях и митингах в Мюнхене. Обычно полчаса ему было достаточно, чтобы в ходе собрания полностью завладеть вниманием и чувствами слушателей, добиться от них единодушного одобрения высказанных положений.

Когда люди слушали его выступления, часто начинало сказываться «стадное чувство». При этом, чем больше была аудитория, тем сильнее это чувство проявлялось. Слушатели постепенно превращались в однородную, податливую массу. Достигал Гитлер этого не своим ораторским искусством, а прежде всего воздействием на подсознание слушателей. Его выступления не отличались логической последовательностью и чёткостью содержания, голос у него был грубым, хриплым и гортанным, мысль развивалась медленно, в речи сказывался австрийский акцент, но он хорошо чувствовал аудиторию и умел подчинить её своей воле. В такой способности воздействия на людей, Гитлер увидел своё преимущество перед другими ораторами и научился, затем широко его использовать в собственных целях.

Первоначально это был его единственный политический капитал. Подобно двуликому Янусу Гитлер обладал способностью перевоплощаться, представать перед собеседником в том образе, который мог вызвать доверие. Немецкие и иностранные политики, общественные и государственные деятели, журналисты, встречавшиеся с ним, видели только одно его лицо, привлекательное, а другое, недоброжелательное, злое, было для них скрыто.

Представляет в этой связи интерес впечатление, сложившееся от встречи с Гитлером у известного английского историка А.Тойнби. В 1936 году незадолго до ввода германских войск в Рейнскую область нацистский фюрер пригласил его к себе в резиденцию на дружескую беседу, пусть, мол, учёный-англичанин убедится, что германский рейхканцлер не бандит с большой дороги, о чём панически заговорили во всём мире в связи с массовым преследованием евреев, коммунистов и других оппозиционно настроенных лиц. «Вас, может быть, ошеломит то, что я вам скажу, - вспоминал Тойнби о встрече с Гитлером. – Он меня очаровал, был очень вежлив и в некотором роде интеллигентно красноречив.… После первоначальной сдержанности и натянутости заговорил, раскрепощено, свободно, много жестикулировал. Но высказывался связно, ясно, как бы 6 собираясь прочесть мне лекцию о своей политике.

При этом взгляд его был устремлён на восток. Кривая его рассуждений кончалась Лениным, чей коммунизм и антиколониализм стали заклятыми врагами капитализма Запада». Когда Тойнби поинтересовался созданными в Германии при нацистах концентрационными лагерями, Гитлер объяснил ему, что сам сидел в тюрьме и на себе почувствовал, как жить без солнечного света и свежего воздуха, потому, придя к власти, сразу решил вытащить заключённых из каменных мешков на свободу, на Богом данную природу, устроив для них лагеря.

Вторая мировая война тесно связана с личностью Адольфа Гитлера. Нет, пожалуй, ни одной работы об этой войне, где бы имя Гитлера не упоминалось много, много раз. В этом нет ничего удивительного. Гитлер был тем политическим и государственным деятелем, который больше всех способствовал развязыванию второй мировой войны, явился её инициатором. В годы войны он возглавлял самую мощную военную машину фашистской коалиции, определял стратегию Германии. Особенно ненавистен Гитлер стал советским людям. Подавляющее большинство людей стало его проклинать как самого крупного преступника, называли его исчадием ада, хотели его смерти. Это по его указанию германские войска напали на СССР и принесли с собой смерть и разрушения. Нападение стоило Советскому Союзу более 20 миллионов жизней. 5 миллионов граждан СССР были насильственно вывезены в Германию в качестве рабов.

Там, где прошли гитлеровские захватчики, оставалась выжженная и обезлюдевшая земля. В СССР не было почти ни одной семьи, которая не пострадала бы во время развязанной Гитлером войны. Западные историки и публицисты рассматривают решение Гитлера предпринять ничем не спровоцированное нападение на Советский Союз как самую большую ошибку, предопределившую исход войны. Произошло это, по их мнению, из-за недооценки возможностей СССР, его армии и народа. Гитлер, мол, трезво оценивал слабости советских Вооруженных Сил. Но ему не удалось правильно оценить общий потенциал страны и народа, сражающегося против иноземных захватчиков, несущих с собою смерть и рабство.

Противоречивость и двойственность Гитлера способствовали тому, что он сумел оказать значительное влияние на историческое развитие. Если бы он действовал традиционно, в соответствии со сложившимися канонами, что было характерно для большинства тиранов прошлого, он с помощью одной грубой силы не сотворил бы то, что им было сделано. Для него сила была только средством захвата власти. Во многом он полагался на интуицию, но это касалось большей части вопросов тактики. В области политической стратегии фюрер действовал в соответствии с довольно строгой и логичной системой взглядов, которые не исчезли полностью со смертью Гитлера.

Можно и ныне встретить людей, которые всё ещё разделяют идеи гитлеризма. Итак, каким же мы видим Адольфа Гитлера? Безусловно, это очень необычный человек, неординарная личность. С одной стороны – жестокий 7 тиран, проводивший политику уничтожения национальных и других групп, вследствие чего появились такие понятия как «расизм», нацизм». «Гитлеровская Германия» стала для европейской истории примером тоталитарного государства с его стремлением к контролю над сознанием граждан и искоренением инакомыслия. С другой – трудолюбивый, общительный человек, обладающий феноменальной памятью. Он любил детей, животных. Никогда не забывал о своих сотрудниках, близких людях. В нем сочетались противоречивые черты характера: безграничная жестокость и бесконечная любовь. Его называют тираном, диктатором своего времени, ненавидят, обвиняют в убийствах тысячи людей. Но в то же время, о нём снимают документальные, художественные фильмы.

Список литературы и источников

    Руперт Колли. Гитлер.Издательство КоЛибри,Азбука-Аттикус,2014

    Библиотека исторических документов. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/171285/gitler-i-totalitarnaya-germaniya

    Тайны истории. [Элетронный ресурс]. Режим доступа:http://witnesses-umbrella.jimdo.com/тайны-истории/

    Библиотека роли личности в истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://худобина.рф/sites/default/files/pdf/rol.pdf

Адольф Гитлер, 1933 год

Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение - христианское. Адольф Гитлер. Речь в Пассау , 27 октября 1928

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли »

Данные обстоятельства не помешали Гитлеру провести своеобразную реформу христианского вероучения на территории Германии. Институт, основанный по приказу Гитлера, переписывал библейские тексты, уничтожая все упоминания об особой роли еврейского народа. По версии Гитлера, Христос был проповедником арийских идей.

В мае 1939 года по приказу фюрера в Айзенахе был основан теологической институт по вопросам «деевреизации». Его сотрудники редактировали церковные тексты, вычеркивая «неарийские» пассажи. Десятки печатных трудов института были опубликованы огромными тиражами. Немецкий церковный архивариус Хансйорг Бусс обобщил для газеты эти сомнительные достижения гитлеровских приспешников. «Немцы с Господом - немецкая книга веры»: обновленная версия священного писания содержала 12 заповедей вместо десяти. Два дополнительных предписания: «Содержи кровь свою в чистоте» и «Чти вождя и учителя твоего». В новом издании псалмов еврейское имя Бога было заменено на «спаситель страждущих». В издании 1940 года сказано: «Евангелический Иисус может стать спасителем только нашего немецкого народа, потому что он не воплощает идеи еврейства, а беспощадно борется с ними». «Немецкий народ боролся против разрушения своей жизни и сущности евреями», - пишет директор института Вальтер Грундманн. Гитлер лично подписывает указ о присвоении ему профессорского звания.

Высказывания Гитлера, связанные с христианством

24.10.1941 «Церковь ищет выход, утверждая, что библейские сюжеты не следует понимать буквально. Скажи это кто‑нибудь 400 лет тому назад, его бы точно сожгли на костре под молебны.»
11.11.1941 «Партия хорошо делает, не вступая ни в какие отношения с церковью. У нас никогда не устраивались молебны в войсках. Пусть уж лучше - сказал я себе - меня на какое-то время отлучат от церкви или предадут проклятию. Дружба с церковью может обойтись очень дорого. Ибо, если я достиг чего-либо, мне придется во всеуслышание объявить: я добился этого только с благословения церкви. Так я лучше сделаю это без ее благословения, и мне никто не предъявит счет.» «В наши дни человек, знакомый с открытиями в области естествознания, уже не сможет всерьез воспринимать учение церкви: то, что противоречит законам природы, не может быть божественного происхождения и господь, если пожелает, поразит молнией также и церковь.» «Поскольку любые потрясения суть зло, лучше всего будет, если нам удастся, просвещая умы, постепенно и безболезненно преодолеть такой институт, как церковь».
3.12.1941 «Война идет к концу. Последняя великая задача нашей эпохи заключается в том, чтобы решить проблему церкви. Только тогда германская нация может быть совершенно спокойна за свое будущее. Догматы веры меня совершенно не интересуют, но я не потерплю, чтобы поп вмешивался в земные дела. Сделав государство полным хозяином, мы положим конец организованной лжи. В юности я признавал лишь одно средство: динамит. Лишь позднее я понял: в этом деле нельзя ломать через колено. Нужно подождать, пока церковь сгниет до конца, подобно зараженному гангреной органу. Нужно довести до того, что с амвона будут вещать сплошь дураки, а слушать их будут одни старухи. Здоровая, крепкая молодежь уйдет к нам. Я ничего не имею против целиком государственной церкви, как у англичан. Но мир просто не может так долго держаться на лжи. Только в VII, VIII и IX веках князья, которые были заодно с попами, навязали нашим народам христианство. Раньше они жили без этой религии. У меня шесть дивизий СС, ни один из этих солдат не ходит в церковь, и тем не менее они со спокойной душой идут на смерть.» «Христианство же стремится заставить уверовать нас в „чудо преображения“, ничего более нелепого человеческий мозг в своем безумии и выдумать не мог; чистейшей воды издевательство над любым божественным началом.»
"Наша религиозность - это вообще наш позор. У японцев-христиан религия преобразована применительно к их миру. Но им легче. Религия японцев возвращает их назад к природе. Христианский тезис о загробном мире я ничем не могу заменить, поскольку он совершенно несостоятелен. "
«Очень хорошо, что я не пустил попов в партию. 21 марта 1933 года - в Потсдаме - встал вопрос: идти или не идти в церковь? Я завоевал государство, не испугавшись проклятий обеих конфессий.»
26.01.1942 «Кровожадность, подлость и ложь - вот что было характерно для этой эпохи Я вовсе не считаю, что все должно оставаться так, как оно было. Провидение дало человеку разум, чтобы он поступил разумно. Именно разум говорит мне, что следует положить конец власти лжи. Но он же подсказывает, что в данный момент это сделать невозможно. Не желая способствовать распространению лжи, я не пустил попов в партию. И я не побоюсь вступить в борьбу и стану сразу действовать, если проверка покажет, что время настало.»
27.01.1942 «Если бы не христианство, кто знает, какой была бы история Европы. Рим завоевал бы всю Европу, и его легионы отразили бы натиск гуннов. Именно христианство погубило Рим, а не германцы и гунны.»
19.02.1942 «Если бы не опасность распространения большевизма по всей Европе, я бы не стал препятствовать революции в Испании, там бы истребили всех попов. Если у нас попы придут к власти, то в Европу вернутся самые мрачные времена средневековья.»
27.02.1942 «Я иду в церковь не для того, чтобы слушать службу. Я только любуюсь красотой здания.» «21 марта 1933 года мы должны были идти в церковь, но я отказался. В партии меня никогда не интересовало, кто из моего окружения какой веры придерживается. Но я бы хотел, чтобы в радиусе 10 километров от моей могилы не было ни одного попа. Если подобные субъекты сумели бы мне помочь, я бы усомнился в Провидении. Я действую в соответствии с моими убеждениями и мыслями. Я не могу помешать кому-либо молиться; но я не потерплю проклятий с амвона.»
09.04.1942 За ужином фюрер заметил: собственно говоря, удивительное дело, но такие христианские народы, как англичане и американцы, несмотря на все их молитвы, получили столь мощные удары от японцев, этих отъявленных язычников. Очевидно, бог стоит не за святош в Англии и США, а за героев-японцев.
05.06.1942 «Немец, наделенный разумом, должен был просто за голову схватиться, видя, как еврейский сброд и попы с их болтовней побудили немцев вести себя наподобие высмеиваемых нами завывающих турецких дервишей и негров. И особенно злит то, что - когда в других частях света такие религиозные учения, как конфуцианство, буддизм и мусульманство, бесспорно, представляли прочную духовную основу для верующих - немцы попались на удочку теологии, которая воистину лишена какой бы то ни было глубины.»
04.07.1942, «Но в одном мы обязаны быть непреклонны: любые петиции церкви, выражающие ее намерение вмешаться в мирские дела, должны быть безоговорочно отвергнуты государством, которое даже не должно их рассматривать.»

См. также

Примечания