Репарации первой мировой войны. Великая контрибуция

РЕПАРАЦИИ

Возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем. Р. впервые были нормированы в Версальском мирном договоре 1919 (см.).

Во время второй мировой войны в 1945 на Крымской конференции (см.) было признано справедливым обязать Германию возместить путём натуральных поставок в максимально возможной мере ущерб, причинённый ею союзным странам. Тогда же были установлены и формы Р. с Германии.

После окончания войны положения о Р. были зафиксированы в ряде международно-правовых документов, касающихся Германии и её бывших союзников. Во всех этих документах установлены два основных принципа:

1. Принцип возмещения бывшими неприятельскими государствами ущерба не в полном объёме, а лишь частично. Советский Союз, исходя из стремления к установлению демократического мира, ограничился требованием возмещения лишь части понесённого им ущерба. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу Р. на сумму 100 млн. долл., что составляет не больше чем 1 / 20 или 1 / 25 часть прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу фашистскими войсками Италии. Тот же принцип провозглашён Советским Союзом в отношении Р. с Германии. Общая сумма одних только прямых потерь Советского Союза на оккупированной немцами территории составляет 128 млрд. долл., но СССР предъявил требование об уплате Германией Р. в размере только 10 млрд. долл.

Соглашаясь лишь на частичное покрытие понесённых им убытков, Советский Союз определяет Р. в размере, посильном для побеждённых стран, и стремится обеспечить возможность свободного демократического развития этих стран и их экономической самостоятельности.

2. Принцип уплаты репараций натурой, а не деньгами. Побеждённые страны уплачивают Р. наличным имуществом (оборудованием, предназначенным для производства военных материалов и техники, заграничными активами) и продукцией своей промышленности. Уплата Р. из текущей продукции даёт побеждённым странам возможность выполнить свои репарационные обязательства путём самостоятельного развития своей промышленности, не прибегая к кабальным займам и к сбыту своей продукции за границу по низким ценам для получения долларов. Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, А. Я. Вышинский указывал: "Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы".

Советская делегация добилась включения в мирные договоры 1947 правил об уплате Р. натурой.

Правильность и справедливость указанных принципов, обеспечивающих жизнеспособность побеждённых стран, подтверждена на практике. Румыния, Венгрия, Финляндия выполняют свои репарационные обязательства в пользу Советского Союза, но это отнюдь не приводит к умалению их суверенитета. Что касается репараций из текущей продукции германской промышленности, то В. М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12. XII 1947 указал: "Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, - хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, - в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны. Из этого видно, что репарационные поставки не только не мешают восстановлению промышленности, но, наоборот, содействуют этому восстановлению".

Что касается Р. с Германии, то их формы были установлены ещё на Крымской конференции: а) единовременные изъятия из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне её, б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции, в) использование германского труда. На Потсдамской конференции (см.) в соответствии с решением Крымской конференции об ответственности Германии были указаны следующие источники покрытия репарационных претензий СССР: 1) изъятия из советской зоны Германии, 2) некоторое количество оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и должно быть изъято из западных зон оккупации Германии, 3) германские активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Постановления Потсдамской конференции не отменили и не могли отменить установленные на крымской конференции Р. из текущей продукции Германии. Между тем после окончания войны США, Англия и Франция в прямое нарушение крымских решений стали возражать против получения Советским Союзом Р. из текущей продукции Германии.

США и Англия извлекли из Германии огромные ценности в виде патентов, золота и т. п., стоимость которых достигает не менее 10 млрд. долл. Вся промышленность Рура фактически поставлена под контроль американских монополий. В то же время в силу проводимой США и Англией (в явном противоречии с потсдамскими решениями) политики раскола Германии и сохранения германского военного потенциала указанные державы сорвали репарационные изъятия в пользу Советского Союза и других государств из западных зон Германии.

Другим примером политики США, Англии и Франции, направленной против законных интересов СССР, являются препятствия, чинившиеся ими разрешению вопроса о германских активах в Австрии (см. Совет министров иностранных дел).

На сессии Совета министров иностранных дел 12. XII 1947 В. М. Молотов, говоря о Р. с Германии, заявил, что "Советский Союз не просит, а требует, чтобы вопрос о репарациях был, наконец, решён". Этот вопрос имеет тем большее значение, что, как указал В. М. Молотов на Совете министров иностранных дел 31. III 1947, "для Советского Союза не может быть решения германской проблемы без решения вопроса о репарациях". Также и в заявлении от 24. VI 1948 министров иностранных дел СССР, Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии по поводу решений Лондонского совещания 1948 (см.) о Германии было указано, что в числе требующих неотложного разрешения вопросов находится и вопрос о мероприятиях по выполнению Германией её репарационных обязательств по отношению к государствам, пострадавшим от германской агрессии. В вопросе о Р., как и в других важнейших вопросах послевоенных международных отношений, с полной силой сказывается борьба двух линий внешней политики - справедливой политики Советского Союза и экспансионистской политики стран империалистического лагеря во главе с США.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "РЕПАРАЦИИ" в других словарях:

    Репарации - – возмещение субъектом международного права причиненного вреда другому субъекту международного права в виде товаров, денег, работ или услуг. Частный случай репараций – возмещение ущерба, нанесенного государством агрессором государствам,… … Банковская энциклопедия

    - (от латинского reparatio восстановление), в международном праве форма материально правовой ответственности государства за международное правонарушение. Заключаются в возмещении государством ущерба, причиненного им другому государству, в денежной… … Современная энциклопедия

    - (от лат. reparatio восстановление) одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный другому субъекту в результате международного правонарушения. Р. может выплачиваться в натуре, в виде денежной или… … Юридический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) в международном праве вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) полное или частичное материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государству победителю. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

    Форма материально правовой ответственности государства, развязавшего агрессивную войну. Заключаются в возмещении государством ущерба, причинённого им другому государству, в денежной или иной материальной форме. Выплата репараций обычно… … Исторический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в мирном договоре. См. также … Политология. Словарь.

    Репарации - (reparations), компенсационные выплаты потерпевшей поражение стороной за нанесенный ей во время войны ущерб. Р. были условием прекращения воен. действий во время 1 й мировой войны и частью Версальского мирного договора 1919г. Франция,… … Всемирная история

    РЕПАРАЦИИ - (лат. reparatio восстановление) материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государствупобедителю; одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб,… … Юридическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Репарация. Репарации (от лат. reparatio восстановление) форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им… … Википедия

    - (от лат. reparatio восстановление), в международном праве вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причинённого им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Геномная нестабильность и нарушение репарации ДНК как факторы наследственной и соматической патологии человека , Наталья Савина. Книга посвящена исследованию целостности генома и функциональных изменений процесса репарации ДНК в лимфоцитах периферической крови человека в связи с наследственной и соматической…

в международном праве вид материальной международно-правовой ответственности. Состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата Р. обычно предусматривается в мирном договоре. См. также Контрибуция.

Отличное определение

Неполное определение

РЕПАРАЦИИ

от лат. reparatio - восстановление) - вид материальной ответственности гос-ва, начавшего агрессивную войну, состоящий в возмещении этим гос-вом в силу мирного договора или иных меж-дунар. актов ущерба, причиненного гос-вам, подвергшимся нападению. От Р. следует отличать контрибуции, представляющие собой платежи, возлагаемые победителем на побежденного по условиям мирного договора, и денежные сборы, взимаемые во время войны неприятельскими войсками с населения оккупированной территории и носящие, по существу, грабительский характер. Р. впервые были зафиксированы в мирных договорах версальской системы (см. Версальский мирный договор 1919, Сен-Жерменский мирный договор 1919, Нейиский мирный договор 1919, Трианонский мирный договор 1920, Севрский мирный договор 1920). Право на получение Р. обосновывалось в Версальском договоре ответственностью Германии и ее союзников за все потери и все убытки, понесенные союзными и объединившимися странами и их гражданами вследствие войны. Фактически, однако, эти Р. не отличались от контрибуции. В дальнейшем на практике репарац. политика США, Великобритании и Франции в отношении Германии была использована ими, в сочетании с общим внешнеполитич. курсом этих стран, для возрождения герм. империализма (герм. монополиям были предоставлены громадные амер., англ. и франц. займы; см. Дауэса план, Юнга план) и направления агрессивных устремлений Германии на Восток, против СССР. В Парижских мирных договорах 1947, заключенных после 2-й мировой войны с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией, зафиксированы по инициативе СССР след. осн. принципы Р.: 1. Возмещение ущерба не в полном объеме, а лишь частично, с тем чтобы Р. были посильными для побежденных стран; в частности мирный договор с Италией возложил на Италию обязательство выплатить Сов. Союзу Р. на сумму 100 млн. долл., что составляет ок. 1/20 части прямого ущерба, причиненного на сов. терр. войсками фаш. Италии. 2. Уплата Р. натурой, а не деньгами, в частности за счет демонтажа оборудования воен. пром-сти, заграничных активов и текущей пром. продукции. Уплата Р. из текущей продукции даст возможность странам выполнить свои репарац. обязательства путем самостоят. развития своей экономики, не прибегая к кабальным займам и к сбыту своей продукции за границу по низким ценам для получения иностр. валюты. Что касается Р. с Германии, то их формы были определены еще на Крымской конференции 1945, а именно: единоврем. изъятия из нац. богатства Германии, находящегося как на терр. самой Германии, так и вне ее; ежегодные товарные поставки из текущей продукции, использование герм. труда. На той же конференции было принято предложение Сов. пр-ва о том, что общая сумма Р., подлежащая взысканию с Германии, должна составить 20 млрд. долл., причем 50% этой суммы должны пойти Сов. Союзу. Положения, содержащиеся в решениях Крымской конференции о Р. с Германии, получили развитие и уточнение в решениях Потсдамской конференции 1945. На Потсдамской конференции было достигнуто след. соглашение о Р. с Германии: 1) репарац. претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и за счет герм. активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Вост. Австрии; 2) СССР удовлетворит репарац. претензии Польши к Германии из своей доли Р.; 3) репарац. претензии США, Великобритании и др. стран, имеющих право на Р., будут удовлетворены из зап. зон Германии и соответствующих герм. вложений за границей; 4) в дополнение к Р., получаемым Сов. Союзом из своей зоны оккупации, СССР должен получить из зап. зон Германии, во-первых, 15% пригодного к использованию и комплектного пром. капитального оборудования, в первую очередь металлургич., химич. и машиностроит. отраслей пром-сти, к-рое не является необходимым для герм. мирного х-ва и должно быть изъято из зап. зон Германии в обмен на эквивалентную стоимость в изделиях, продуктах и др. видах материалов, о к-рых будет достигнута договоренность; во-вторых, 10% пром. капитального оборудования, к-рое не является необходимым для герм. мирной экономики и должно быть изъято из зап. зон для передачи Сов. Союзу в счет Р. без оплаты или к.-л. возмещения. ГДР добросовестно выполняла обязательства по выплате своей доли Р. В авг. 1953 Сов. пр-во по согласованию с пр-вом ПНР приняло решение прекратить с 1 янв. 1954 взимание Р. с ГДР. Однако решения Крымской и Потсдамской конференций о репарац. поставках Сов. Союзу из зап. зон Германии не были выполнены зап. державами, к-рые стали на путь отказа от провозглашенных в ходе войны принципов возмещения ущерба. В 1947 пр-ва США, Великобритании и Франции заявили о прекращении репарац. поставок Сов. Союзу из зап. зон Германии. Сорвав выполнение подписанных решений о Р. Сов. Союзу из зап. зон Германии, США, Великобритания и Франция изъяли в свою пользу огромное количество герм. патентов, оборудования, сырья, золота, а также практиковали в течение ряда лет вывоз из Зап. Германии по бросовым ценам леса, кам. угля и др. товаров. В документе, подписанном США, Великобританией, Францией и ФРГ (входит в Парижские соглашения 1954), указывается, что вопрос о Р. будет урегулирован мирным договором между Германией и ее б. противниками или же ранее на основе соглашений, касающихся этих вопросов. Три державы обязались не заявлять требований на Р. из текущего производства ФРГ. Т. о., репарац. поставки Сов. Союзу из Зап. Германии были сорваны пр-вами зап. держав, и вопрос этот остается открытым. Публикации названных в статье договоров см. при статьях, на к-рые выше даны ссылки. Г. Е. Вилков. Москва.

Ущерб от войны, развязанной нацистской Германией, оценивался в сотни миллиардов долларов. Как ни старалась Германия добросовестно выплачивать компенсации, удовлетворить все финансовые претензии ей не удалось.

Сложности подсчета

В 2000 году Министерство финансов Германии опубликовало заявление, касающееся репарационных положений по итогам Второй мировой войны. В частности, там говорилось, что в отсутствие документированных долгосрочных выплат страны-победители в одностороннем порядке потребовали для себя компенсации за ущерб, нанесенный нацистским режимом.

Согласно документам Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 года, репарации, в первую очередь, должны были выражаться в имущественной форме (заводы, техника, оборудование и прочие товары).

Однако «общая стоимость имущества, взятого странами-победителями, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно», сообщалось в заявлении Министерства финансов Германии.

Щадящий режим

В 1945 году на Ялтинской конференции Сталин озвучил сумму репарационных выплат Германии – 20 млрд. долларов - которая должна быть разделена поровну между СССР и союзниками (50% процентов – Советскому Союзу, остальные 50% – Франции, США и Великобритании).

Почему Сталин поделил репарации таким образом? По расчетам французского экономиста А. Клода, общая стоимость ущерба, нанесенного нацистским режимом, составила 260 млрд. долларов (в ценах 1938 года). В частности, из этой суммы на саму Германию приходится $48 млрд., на Польшу - $20 млрд., Англию - $6,8 млрд., Францию - $1,5 млрд. Ущерб СССР составил $128 млрд., а это и есть примерно 50%.

Более чем скромную сумму репарационных выплат, названную советским лидером, историки объясняют так: «Сталин помнил, что неподъемные контрибуции, навязанные Германии после Первой мировой войны, истощили немецкую экономику, вызвав тем самым в стране реваншистские настроения и рост национал-социализма».

Порядок выплат, установленный на Потсдамской конференции, был следующий: претензии США, Великобритании и других стран удовлетворялись за счет западных зон оккупации, СССР - за счет восточной зоны. Флот Германии при этом был разделен между Великобританией, СССР и США.

Союзники

По советским данным, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд. долларов, 277 тонн золота (почти на 300 млн. долларов), морских и речных судов на 200 млн. долларов. Под контроль союзников перешли зарубежные активы Германии на сумму порядка 4 млрд. долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оцениваются примерно в 5 млрд. долларов.

Польша

Предполагалось, что репарационные претензии Польши должен был удовлетворить Советский Союз из своей доли (15%). Но в 1953 году Польша под давлением СССР отказалась от части репараций в обмен на сдвиг своей границы на запад. Хотя в 1975 году Варшава все же получила 1,3 млрд. марок компенсации за преступления нацистов.

В 2004 году польский Сейм заявил, что Польша до сих пор не получила достаточного возмещения за тот ущерб, который был вызван гитлеровской агрессией. Впрочем, у немцев к полякам тоже есть претензии. В 1945 году миллионы немецких граждан были выселены с территорий, которые отошли Польше. Перемещенные лица и их потомки стали подавать в суды с требованием вернуть им собственность, и решения выносились в пользу истцов.

СССР

Американское «Бюро стратегических служб» еще в 1944 году произвело расчеты по возможным германским репарациям в пользу СССР. Сумма, названная американцами, составила 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов). Это немного меньше 128 млрд. долларов – цифры, о которой в итоге договорились советская и немецкая стороны.

Отечественные экономисты заявляют, что поставки Советскому Союзу в рамках репараций составили не более 4% от всего ущерба, нанесенного Германией в ходе войны. По оценке немецких экспертов, итоговая стоимость вывезенного из восточной зоны оккупации имущества составила около 66 млрд. марок (15 млрд. долларов). Что же это было за имущество?

Российские исследователи Михаил Семиряга и Борис Кнышевский, ссылаясь на данные Главного трофейного управления, пишут, что из Германии в СССР было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов (в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов. Репарационные поставки также включали в себя 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн картофеля и овощей, полмиллиона тонн жиров и столько же сахара, 20 млн. литров спирта, 16 тонн табака.

Кроме этого у жителей советской зоны оккупации официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими партийными работниками и старшими офицерами.

В 1955 году президиум Верховного совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени уже был заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Единственной страной из гитлеровской коалиции, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн. долларов, оказалась Финляндия.

Нидерланды

Осенью 1945 года Голландия потребовала 25 млрд. гульденов в качестве возмещения ущерба, нанесенного ей Германией в период оккупации. Однако в 1949 году голландская сторона отказалась от своих требований взамен на 69 кв. км территории. В 1963 году ФРГ выкупила эти земли, заплатив Нидерландам 280 млн. марок.

Израиль

По Люксембургским соглашениям (1952 год) ФРГ перевела Израилю 3 млрд. марок. Позднее еще 500 млн. марок ушли на счета Конференции по материальным претензиям евреев к Германии – именно эта организация впоследствии стала главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах германских компенсаций. Это уникальный случай в истории, когда репарации получала страна, которая не только не участвовала в войне, но и на период конфликта отсутствовала на карте мира.

В период с 1953-го по 1965 годы поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Экономисты уверены, что именно эти выплаты, а не помощь США в большей степени способствовали экономическому росту еврейского государства. К 2008 году Германия выплатила Израилю репарации более чем на 60 млрд. евро.

Греция

В 1960 году Греция и ФРГ подписали договор, согласно которому балканская страна в качестве компенсации получала 115 млн. марок. Однако греки посчитали эту сумму недостаточной и до сих пор продолжают шантажировать немецкое правительство.

В 2000 году Верховный суд Греции вынес постановление, согласно которому Германия должна выплатить 28 млн. евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, расстрелянным фашистами 10 июня 1944 года. Кроме этого, по мнению греческой стороны, Германия должна компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд. долларов (по текущему курсу - около 54 млрд. евро).

В ответ на эти претензии немецкий канцлер Ангела Меркель заявила: «Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма».

Италия

В 1961 году между ФРГ и Италией было заключено соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительство Италии получило 40 млн. марок (примерно 20 млн. евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды.

Германское правительство в ответ обратилось в Международный суд ООН, обвинив судебные власти Италии в том, что они «игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства». В феврале 2012 года суд постановил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и обжалованию не полежит.

Жертвы нацизма

Помимо репараций государствам Германия выплачивала компенсации и отельным лицам, вошедшим в категорию «жертвы нацизма». Так, В 1950-1960 годы ФРГ выплатила жертвам нацистов во Франции - $100 млн., в Бельгии - $20 млн., в Норвегии - $15 млн., в Люксембурге - $4,5 млн., в Дании - $4 млн., в Великобритании - $2,8 млн.

В конце 90-х после ряда частных исков в американские суды Берлин был вынужден создать фонд «Память, ответственность и будущее» (действовал в 2000-2007 годах). Через этот фонд предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности на счета фонда правительство ФРГ и германские предприятия перечислили 5,2 млрд. евро.

Всего фондом «Память, ответственность и будущее» были выплачены компенсации на сумму 4,4 млрд. евро 1,66 млн. человек, в том числе 427 млн. евро - жертвам, проживающим в России. Однако самым крупным получателем стала Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которой фонд перевел 1,149 млрд. евро.

Также нужно отметить, что в 2008 году правительство Германии согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающим в западных странах евреям, пережившим блокаду Ленинграда.

По подсчетам специалистов, в общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн. человек, 6 млн. из которых - евреи.

В тему германских репараций были вовлечены и швейцарские банки. Финансовые организации Швейцарии обвинялись в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. В 1998 году было заключено соглашение, по которому швейцарские банки выплачивали примерно 24 тысячам потерпевших или их наследникам 1,25 млрд. долларов.

0 110650

О том, кто снял сливки с мировых войн ХХ века

Германия закончила выплату репараций за Первую мировую, выплатив последний транш в 70 млн евро только 3 октября 2010 года.

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд. фунтов стерлингов).

В 1932 году мораторий президента США Герберта Гувера отменил все репарации - ради прихода к власти А.Гитлера , однако Германии оставалось еще вернуть все средства, занятые ранее у других стран. Пришедший к власти Гитлер прекратил выплаты, но сотрудничество с ним американских банков только усилилось – Адольфа затачивали на войну в Европе .

Отметим, что еще апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс («группа Моргана», за которой стояли Ротшильды) выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г. принятием так называемого «Плана Дауэса».

Первым пунктом этого плана было решение о выводе французских войск с территории Германии, который должен был завершиться 31 июля 1925 г. Уже одно это решение означало полное поражение Франции в борьбе за гегемонию в Европе в 1918-1923 гг. Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции. В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд. долл., от Англии - 1,5 млрд. долл. (Примерно 400 млрд. долл. по курсу 1999 г.). Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства. При этом в Германию были проданы все технологии, обеспечивающие военное производство, а американские промышленники были владельцами большинства преприятий...

Но в самом начале 1930-х эти займы резко приостанавливаются и Германия оказывается в социально-экономическом кризисе. Американские кредиты вновь стали поступать только после прида к власти «Адольфа Алоизовича»…

Уже после Второй мировой, в 1950 году, на конференции главы МИД США, Англии и Франции и обязали Германию вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. В 1953 году согласно Лондонскому договору потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения.

3 октября 1990 года, после падения Берлинской стены, выплаты по процентам были возобновлены – на то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Что касается самих репараций, то они были погашены в полном объеме еще в 1983 году, как отметило Министерство финансов в коммюнике. По словам представителя Финансового агентства ФРГ Бориса Кнаппа , «с 1990 по 2010 год было выплачено почти 200 миллионов евро процентов ».

3 октября 2010 года Федеральный банк Германии перевел в Лондон последний транш в 69,9 млн. евро. Немецкое правительство не уточняет, каким образом средства достигнут своих получателей, но газета Daily Mail сообщает, что деньги будут перечислены на счет в британском банке, а уже затем – частным держателям облигаций и кредиторам.Британское издание Daily Telegraph уточняет, что большая часть средств будет направлена и впенсионные фонды.

По Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако в 1922 году Москва отказалась от немецких денег в обмен на признание правомерности национализации собственности Германии в России.

Интересно, а соответствовала ли национализированная «собственность Германии» в России, суммам репарации? Да и о какой «собственности Германии»после мировой войны можно было говорить? Это к вопросу о связи большевиков с германским генштабом и МИДом…

При этом достаточно очевидно, чтокабальные условия Версальского мира и непомерные суммы репараций спровоцировали начало Второй мировой войны: испытавшие унижение немцы охотно шли под крыло партии, пропагандировавшей национальное превосходство.

Зато при этом неплохо нажились иудо-протестантские ростовщики…

Германские репарации по Второй Мировой войне или что же пропадать «миллиардам без учёта»
В 2000 году одним из немцев был сделан запрос Федеральному правительству Германии :

«В каком размере, в тогдашних и нынешних значениях, осуществлялись германские выплаты после Второй мировой войны через конфискацию германского внутреннего и внешнего имущества, германские патенты, демонтаж, поставки материалов (изъятие из текущего производства) и отчуждения движимой и недвижимой собственности? »

Ответ парламентского госсекретаря при федеральном министре финансов, Карла Дилера (Берлин, 9 марта 2000 г., дело № VB2 - O 1266 B - 7/00):

«Запрошенные данные по размеру германских репараций после Второй мировой войны не могут быть предоставлены в указанной форме, так как Федерация не располагает соответствующими численными данными по этому вопросу. Результатом проделанных поисков по вопросам финансовых последствий войны является приложенное собрание «Общих послевоенных выплат» (по состоянию на 31 декабря 1997 года), которое даёт обзор о репарациях Германии.

После Второй мировой войны…не было репарационных положений, схожих с Версальским договором, и, таким образом, не было документируемых долгосрочных выплат. Впрочем, страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке. Нормативных записей об этом не существует. Нормативные данные о репарациях, выплаченных бывшей ГДР, также не могли быть получены. Соответственно, невозможно привести определённых данных по отдельным видам репараций, выплаченных Германией, а тем более разделение по тогдашней и нынешней стоимости...

Имеющиеся данные по репарациям не аутентичны и… основываются на оценках, так как в случае необходимости Федерация также может опираться лишь на литературу, имеющуюся в наличии в большинстве научных библиотек. Помимо этого, обзор выплат по итогам войны содержит прочие расходы на преодоление последствий войны, к которым, например, относится помощь, предложенная в рамках компенсации военного ущерба. Но и в этой области имеются цифры лишь из отдельных отраслей. Общая стоимость имущества, взятого странами-победителями прямым доступом, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени, и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно ».
Министерство финансов

К этому письму было и официальное приложение:
«Общая стоимость последствий войны(по состоянию на 31 декабря 1997 г.)

Не представляется возможность целиком определить финансовые последствия произошедших несправедливостей национал-социализма и Второй мировой войны. Последующая сводка… не может быть полной. Она... основывается на хозяйственно учтённых монетарных тратах, которые, согласно правовым предписаниям, в периодическом масштабе отражают лишь часть действительно причинённого ущерба в отдельном случае, с другой стороны, на неофициальных источниках и/или оценках.

Так, сводка отмечает... как самостоятельные изъятия стран-победителей из оккупационных зон, репарационные и восстановительные выплаты ФРГ на основании правовых норм и межгосударственных договорённостей, выплаты в сфере поддержки жертв войны, а также возмещение ущерба от национал-социалистических несправедливостей по внутригосударственному праву.

С учётом того, что имеющиеся в наличии цифры неполны, зачастую основываются на оценках и/или неофициальных источниках и тем самым не могут ни претендовать на абсолютную точность, ни считаться официальной точкой зрения, следует исходить из следующих произведённых выплат без учёта обширных территориальных потерь с их экономической мощью:

I. Германские выплаты по реституциям, репарациям и возмещению ущерба (без внутригосударственных выплат, см. II)

1) Западные оккупационные зоны

Уполномоченное Парижской репарационной конференцией 1946 года на учёт репараций в «Западной зоне» (т.е. ФРГ и западное иностранное имущество) Межсоюзническое Репарационное Агентство (ИАРА) назвало в своём итоговом отчёте от 1961 г стоимость зарегистрированного и распределённого ею имущества в размере около 520 млн. долл. по курсу 1938 года. Однако, это число занижено. Следует исходить из следующих выплат:

1.1) Вывоз монет и слитков из драгоценных металлов, а также иностранных дензнаков (объявление верховного главнокомандующего оккупационных сил от 20 сентября 1945 г, часть 5 № 15, бюллетень контрольного совета № 1, стр. 8-19): стоимость неизвестна.

1.2) Реституция имущественных объектов; услуги по восстановлению уничтоженных объектов и устранение повреждений (объявление от 20 сентября 1945 г, часть 6).

1.3) Изъятие промышленного оборудования, прочего оборудования и торговых судов (Парижское соглашение от 14 января 1946 г., ст. 1 категория "B"). В обосновании закона о репарационном ущербе от 12 февраля 1969 г. (печатное издание бундестага V/2432 от 23 декабря 1967 г., стр. 67 след.) репарационный и реституционный ущерб на территории Федерации оценивается в общей сложности в 4,782 млрд. РМ (по курсу 1938 г.).

1.4) Дерево и прочий навязанный экспорт из текущего производства: 0,4 млрд. РМ (печатное издание Бундестага V/2432б стр. 77 след.).

1.5) Авторские права: 0,1 млрд. РМ (печатное издание бундестага V/2432, стр. 77 след.).

1.6) Конфискация коммерческих защитных прав (патенты, товарные знаки, торговые марки), а также производственных процессов и результатов научных исследований внутри и вне страны (Лондонское соглашение об обращении с германскими патентами от 27 июля 1946 г.): По оценкам Экстренного сообщества производства, понёсшего ущерб от репараций, от 1951 г стоимость патентов и промышленных моделей, конфискованных на всей территории Рейха составила 12-15 млрд. РМ, а стоимость товарных знаков - около 3 млрд. РМ; общая стоимость конфискованных внутри и вне страны германских защитных прав указывается в размере 17-20 млрд. РМ, из них 2/3 отошли в пользу западных стран-победителей, и 1/3 - в пользу Советского Союза («Вечер демонтажа - шесть лет репарационной политики», Бременский комитет экономических исследований, Бремен 1951, стр. 125 след.).

1.7) Репарационный ущерб в германских Восточных провинциях, ущерб от переселений (насильственное выселение германского населения с территорий, отошедших к Польше и Чехии - прим. перев.) (без претензий по Закону о возмещении ущерба от войны (ЛАГ)) немецкая версия от 2 июня 1993 г., ср. печатное издание Бундестага V/2432, стр. 77 след., таб. № 1 c), d) и h): 1,312 млрд. РМ.

1.8) Использование германского зарубежного имущества, включая имущество в нейтральном зарубежье (ср. Закон о контрольном совете № 5 от 30 октября 1945 г., бюллетень КС № 2, стр. 27-31). Выплаты осуществлялись согласно директивам ИАРА от 21 ноября 1947 г. (ср. Бёмер, Дуден, Янссен, «Германское имущество за границей», Фед. министерство юстиции, т. 1, стр. 20 след.; т. 3, стр. 26 след.). Зарегистрированы были земельные владения, предприятия, доли в иностранных предприятиях (акции и т.п.), коммерческие защитные права, а также счета. Стоимость (без коммерческих защитных прав, ср. выше № 1.6) в обосновании к Закону об ущербе от репараций (печатное издание бундестага V/2432, стр. 7 таб. 1 е) указывается в размере 13,042 млрд. РМ.

Сумма 1.1-1.8 (стоимость по курсу 1938 г, исчисляемая часть): 39,636 млрд. РМ.

1.9) В рамках возмещения ущерба от национал-социалистических несправедливостей (выплаты по Федеральному закону о возмещении ущерба, Федеральному закону о возврате, договорам с Израилем и различным глобальным договорам и т.п.) Федеративная Республика до 31 декабря 1997 г. выплатила около 102,1 млрд. ДМ. 80% от этой суммы отошли за границу.

Здесь не учтены миллиардные выплаты по возмещению ущерба через социальные выплаты и обеспечение жертв войны; по этому пункту численные значения статистически не могут быть получены.

Помимо этого были произведены выплаты по возмещению ущерба люксембургским, эльзасским и лотарингским насильственно призванным на военную службу в общем размере 0,3 млрд. ДМ.

1.10) Республикам Эстония (1995 г.) и Литва (1996 г.) было предоставлено по 2 млн. ДМ для поддержки гуманитарных инвестиций в пользу индивидуальных потребностей местных жертв национал-социалистов. Соответствующая договорённость с Республикой Латвия пока ещё не достигнута. Индивидуальное возмещение ущерба производится через фонды «Согласие и примирение» в Москве (республики Латвия и Литва) и Минске (республика Эстония).

1.11) Следует также учитывать выплаты... по ст. 4 Лондонского договора о долгах, по которому были погашены довоенные долги Рейха; в общей сложности 14 млрд. ДМ.

Сумма 1.9-1.11 (исчисляемая часть): 96,0 млрд. ДМ.

На основании ассигнований из бюджета от 1997 г ФРГ в 1998-2000 г. предоставит средства в размере в общей сложности 80 млн. ДМ на отчисления в пользу подлежащих организации фондов «Согласие и примирение» в странах Центральной и Западной Европы, которые пока ещё не выполнили глобальных договоров о возмещении ущерба.

Помимо этого, ФРГ предоставит основанному в 1997 г. Германо-Чешскому Фонду Будущего средства в размере 140 млн. ДМ. Средства послужат финансированию проектов, представляющих обоюдный интерес. Рассматриваемые проекты в особенности должны пойти в пользу жертв национал-социалистических мер преследования.

2) Советская оккупационная зона

Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений (ср. «Настольная Книга ГДР», ФМ внутринемецких отношений, т. 2, изд. 3, Кёльн 1985...) в общей сложности 66,4 млрд. марок ГДР. При критическом анализе этих документов оцениваемые суммы репарационных выплат с конца войны до 1953 года расшифровываются следующим образом:

2.1) Потери имущественных и культурных ценностей через захват: 2,00 млрд. марок ГДР.
2.2) Потери через демонтаж: 5,00 млрд.
2.3) Выплаты, совершённые захваченными банкнотами: 6,00 млрд.
2.4) Выплаты, совершённые оккупационной валютой: 9,00 млрд.
2.5) Поставки из текущего производства, учтённые через репарационные счета: 34,70 млрд.
2.6) Накладные расходы по репарационным выплатам: 2,85 млрд.
2.7) Стоповые ценовые дотации германским предприятиям и советским акционерным обществам (САО) (предприятия под руководством советских оккупационных властей - прим. перев.) для репарационных выплат: 3,30 млрд(!)..
2.8) Обеспечение САО оборотными средствами (до 1950 г.) и изъятие капитала в 1952/1953 гг.: 1,00 млрд. марок(!).
2.9) Обратная покупка САО: 2,55 млрд. марок (!).
Сумма 2.1-2.9: 66,40 млрд. марок.

При курсе доллара в 4,20 полное изъятие из советской зоны и ГДР до 1953 года составило 15,8 млрд. долл. В этой сумме не содержатся: Около 16 млрд. марок оккупационных расходов за время до конца 1953 г. (!), выигрыш от использования перевезённых в Советский Союз немецких специалистов и военнопленных, выигрыш от добычи урана, от работы советских торговых обществ в ГДР и от анализа германских патентов (около 6 млрд. РМ, ср. 1.6) (!).

II. Внутригосударственные выплаты.

Нижестоящие выплаты начислялись/начисляются за вызванный войной физический или материальный ущерб (в том числе имущественные потери в Восточных провинциях) и для возмещения непрямых последствий войны германским гражданам:

1) Выплаты в рамках возмещения национал-социалистических несправедливостей (ср. I, 1.9): 20,4 млрд. ДМ.
2) Компенсация ущерба, причинённого войной (включая ущерб от репараций и реституций): 143,5 млрд. ДМ.
3) Общий закон о последствиях войны (Выплаты лицам, пострадавшим от Рейха, включая выплаты по ст. 223а Социального кодекса VI и для устранения угроз согласно ст. 19 п. 2.1 Общего закона о последствиях войны): 3,8 млрд. ДМ.
4) Закон о возмещении ущерба военнопленным: 2,8 млрд. ДМ.
5) Закон о помощи заключённым: 2,7 млрд. ДМ.
6) Обеспечение жертв войны (Фед. закон об обеспечении, включая все сторонние законы): 405,7 млрд. ДМ.
7) Обеспечение по Закону об урегулировании открытых имущественных вопросов и Закону о возмещении ущерба и возвращении (без дотаций изгнанным (из Восточных провинций - прим. перев.), ср. 9): 0,44 млрд. ДМ.
9) Закон о дотациях изгнанным: 2,1 млрд. ДМ.
10) Фед. закон об изгнанных: 0,9 млрд. ДМ.

Сумма 1-10: 755,9 млрд. ДМ.

В вышеназванные выплаты включены также те, которые были выполнены на основании переноса отдельных постановлений на присоединившуюся территорию (ГДР) после Воссоединения.

В каком размере выплаты производились в ГДР по действовавшему там праву с конца войны до Воссоединения, подсчитать невозможно; выплаты далеко не достигают западногерманских выплат.

III. Частные инициативы, предпринятые в связи с принудительным трудом во время Второй мировой войны.

С учётом в своё время использовавшихся там принудительных рабочих следующие предприятия произвели выплаты Конференции по материальным претензиям к Германии, Немецкому Красному Кресту и другим организациям (печатное издание Бундестага 11/6286):

1) ИГ Фарбениндустри: 27,0 млн. ДМ.
2) Крупп: 10,0 млн. ДМ.
3) AEG: 4,0 млн. ДМ.
4) Симменс: 7,0 млн. ДМ.
5) Рейнметалл: 2,5 ДМ.
6) АО Фельдмюле Нобель (как правовая наследница фирмы Фридрих Флик Индустрифервальтунг): 5,0 млн. ДМ.
7) Даймлер-Бенц: 20,0 млн. ДМ.

Сумма 1-7: 75,5 млн. ДМ.»

Из комментариев к статье:


«RH

Сколько ещё Германия будет оплачивать убийства палестинцев? Разве мы вернём обычные таможенные пошлины на израильские товары?.. Почему Германия финансирует убийства палестинцев?

teper
Кончатся ли когда-нибудь эти выплаты?
Надеюсь , что нет »

… und Geschäftsführers:
В январе и марте 1951 г правительство Израиля направило ноты четырём державам, оккупировавшим территорию Германии…Израиль требовал возместить расходы по приёму на своей территории 500 тыс человек — беженцев из Европы. Расходы оценивались в размере $3000 на человека общей суммой в $1,5 млрд. Кроме того, выдвигалось требование возместить потерю собственности в размере $6 млрд

Цитата : «18 сентября 1952 г, правительство Западной Германии обязалось выплатить израильскому правительству репарации в размере 3 млрд марок и еще 450 млн – «Конференции еврейских организаций по предъявлению материальных претензий к Германии».

Средства инвестировались в основной капитал, сыграв важную роль в образовании израилькой экономики. Выплаты были завершены в 1965 . Репарации спасли Израиль от тяжелейшего экономического кризиса и во многом обеспечили само существование государства… деньги, полученные по репарациям... важнейший фактор в покрытии колоссального дефицита платежного баланса Государства Израиль».

Цитата : «В мае 2001 г когда бундестаг обеспечил правовые гарантии и выплату ущерба подневольным работникам, закрыв тему материальных компенсаций, Стюарт Эйзенстат , американский представитель на переговорах по возмещению ущерба подневольным работникам Третьего рейха, внезапно поднял тему репарационных выплат - «Тема репараций договором не затрагивается"... Германия до нынешнего дня не имеет мирного договора, а репарации по международному праву устанавливаются только по заключении мира... выплаты… составившие до 1954 г. ни много ни мало 57 млрд. марок, из них 40% – Израилю…»

Претензии Среди обладателей статуса жертв холокоста в наиболее привилегированном положении находятся выходцы из Германии и Австрии*, которые получают пособия от германского правительства... Тем, кто оставался на этой территории до конца 1946 г., деньги платит Германия, уехавшим после 1 января 1947 г. – Израиль. Пособие для выходцев из других стран, репатриировавшихся до 1953 г. существенно меньше, а для тех, кто приехал после 1953 г., – еще меньше...
Проблема в том, что число получателей пособия увеличилось почти вдвое из-за расширения понятия "переживший Холокост". В него теперь включены люди, находившиеся на оккупированных фашистами территориях либо бежавшие от оккупации. Таким образом, в список "беженцев" (новая категория закона) попали выходцы из стран Сев. Африки и бывшего СССР. На повышение пособий правительство выделило в 2008 г 130 млн шекелей, которые должны вырасти до 300 млн к 2011 г. В масштабах государства эта сумма значительна, при пересчете на всех нуждающихся – смехотворна...»

Дополнительно:
В конце 1957 бывшие узники концлагерей, работавшие на немецкие предприятия, образовали организацию «Комитет бывших еврейских принудительных рабочих». После переговоров фирмы I.G. Farbenindustrie, Krupp, AEG, Siemens, Rheinmetall перевели на счета «Конференции по материальным претензиям евреев к Германии » около 52,5 млн марок

В 1980 «Конференция…» и немецкое правительство заключили договор об образовании программы Claimes Conference Hardship Fund. Программа предусматривала единоразовую выплату в размере 5000 марок тем, кто ранее не имел возможности обратиться за помощью (преимущественно эмигранты из стран Восточной Европы). По состоянию на 1998 г получателями стали более 180 тысяч человек.

В 1990 после объединения Германии состоялись переговоры между «Конференцией» и немецким правительством по поводу реституции еврейской собственности. Продажа принесла $250 млн, и в 1993 г была образована программа, которая предусматривала ежемесячные выплаты. По состоянию на конец 1998 г получателями стали более 41 тыс человек. Всего по этим двум программам было выплачено более 1,5 млрд марок по состоянию на 1998 г.

В 1998 Конференция провела переговоры с правительством Германии о компенсациях гражданам стран Центральной и Вост. Европы, а также бывшего СССР. Программа начала действовать с 1.01.99, на её реализацию Германия выделила 200 млн марок.

В 2008 г евреев, переживших блокаду Ленинграда, приравняли к жертвам холокоста и при предъявлении документов получают одноразовую выплату в размере 2556 евро. Русских к «жерствам холокоста» не прировняли.

23.10.2009 DW: Израиль надеется бесплатно получить немецкие корветы : «Израиль намерен заказать в Германии два военных корабля и по возможности избежать их оплаты. Hannoversche Allgemeine Zeitung пишет, что надежды возлагаются на финансирование со стороны немецкого правительства.
Правительство Израиля намерено в скором времени заказать в Германии строительство нескольких военных кораблей - двух корветов MEKO и подводной лодки типа Dolphin…
По данным издания, высокопоставленные представители военно-морских сил Израиля и гамбургской верфи Blohm+Voss, несколько дней назад проданной арабским инвесторам из Абу-Даби, уже представили соответствующий проект в министерство обороны в Берлине с просьбой о финансовой поддержке. Общая стоимость заказа составляет сотни миллионов евро…
…ВМС Израиля уже неоднократно закупали военные корабли в Германии. При этом немецкое правительство еще в 2005 г согласилось оплатить треть стоимости (333 млн евро) двух подводных лодок, строящихся в настоящее время в Киле ».
Израиль получил с ФРГ «за Холокост» 90 млрд марок или примерно $60 млрд. Кроме того, лобби Израиля, оккупировав США, снимает с них по репарациям по $600 на каждую израильскую душу и не в 10 лет, а каждый год


Суммируя все данные репараций по Второй Мировой вонй, не сложно подсчитать, что речь идёт о сумме, превышающей 1,2 трлн. (1 200 000 000 000) долларов, из которых большая часть ушла «гражданам, имеющим право на израильское гражданство » или «самому Израилю».

Так же интересно сопоставить цифры и сравнить компенсации, выплаченные СССР и Израилю (добавив выплаты «перемещенным лицам»)… Холокост действительно стал хорошим гешефтом
_____________________
*действие закона не распространялось на значительное число жертв холокоста, имеющих гражданство коммунистических стран, если они не эмигрировали на Запад до 1965 г. Граждане ГДР могли рассчитывать на получение 480 марок ежемесячно, но только после достижения 60-летнего возраста у мужчин и 55-летнего у женщин. По данному закону получали пенсии более 270 тыс евреев. По состоянию на 1999 г число получателей составило около 120 тыс человек .

Тема послевоенных репараций – одна из самых туманных в истории этого периода в силу разных причин. Самый большой объём репараций собрал СССР. Точную цифру определить невозможно не только в силу традиционной советской секретности и нежелания Москвы демонстрировать реальный масштаб репараций, но и значительной неорганизованности и неразберихи с советской стороны, поскольку вывозом имущества занимались параллельно, нередко конкурируя друг с другом, десятки советских ведомств. Репарации сыграли очень существенную роль не только в восстановлении, но и в качественном изменении советской экономики. Благодаря им, она увеличилась в масштабе, приблизилась по структуре к современной на тот период модели, стала более производительной.

На момент завершения Второй мировой войны в Германии не было собственного, немецкого правительства, которое бы могло заняться выплатой репараций. В отличие от Первой мировой войны, закончившейся перемирием, Вторая мировая завершилась капитуляцией со стороны Германии, что вкупе с задачей денацифиации страны предполагало демонтаж всех структур власти, которые были одновременно структурами нацистского режима. Последнее германское правительство во главе с К.Дёницем в качестве рейхспрезидента, сменившим Гитлера, просуществовало всего три недели, прежде чем было в полном составе арестовано и предстало перед Нюрнбергским трибуналом.

Властью в Германии были победившие союзники, которые управляли Германией совместно через общие органы, но прежде всего в своих соответствующих зонах оккупации. Уже в мае 1945 г. они создали администрации военного и гражданского управления в своих зонах. Союзники сами изымали репарации.

На Ялтинской (февраль 1945) и Потсдамской конференциях (июль-август 1945) союзники решили, что репарации должны составить $20 млрд., половина из которых предназначалась для СССР. Однако эта цифра не была окончательно согласована. Выработку размера и форм репараций союзники отнесли к компетенции специально созданной тогда для этой цели 3-сторонней Межсоюзной комиссии по репарациям. Комиссия проработала недолго, вяло и безрезультатно: никто из союзников не был заинтересован в определении точного размера репараций, а также порядка их взимания и учёта.

Устанавливалось, что каждая сторона изымала репарации из своей зоны оккупации. Часть своих репараций США и Великобритания должны были передать (и передали, но сравнительно немного) СССР. Репарации должны были взиматься «в натуре» в виде:

а) единовременных изъятий в течение 2-х лет после капитуляции Германии из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны были проводиться главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

б) ежегодных товарных поставок из текущей продукции после окончания войны в течение периода, длительность которого должна быть установлена;

в) использования германского труда.

Таким образом, немецкие репарации изымались не только в Германии, но и из других стран, где находились германские активы, – Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии. Репарации взимались также с Австрии как таковой ($250 млн. для всех 3-х союзников) и Италии ($600 млн.). Позже, с завершением войны на Дальнем Востоке СССР изъял также репарации с Японии, находившиеся в Манчжурии и Северной Корее.

Немецкая сторона (дружественная Москве ГДР) оценила общий итог советских репараций, изъятых только в советской зоне оккупации в Германии, в $16 млрд., что сегодня равнялось бы примерно $170 млрд. Сумма советских репараций составила порядка 23% ВВП всей Германии на конец 1940х, а для восточной же части Германии (советской зоны), доля репараций составила ок. 50-60%. В результате промышленный потенциал ГДР был подорван. Восточная Германия на протяжении всех послевоенных десятилетий в разы уступала промышленно более развитой Западной части, что в 1989 г. аукнулось массовыми демонстрациями, приведшими к объединению Германии и распаду «социалистического лагеря». Даже сегодня после того, как с начала германского объединения в 1989 г. ФРГ вливает в восточные земли ежегодно сотни миллиардов марок/евро, Восточная Германия заметно отличается меньшим уровнем развития в сравнении с западной частью.

Сумма в $16 млрд. более, чем существенная. Для сравнения: размер плана Маршалла для всей Европы составил $13 млрд. Надо учитывать и то, что в течение войны СССР получил ещё и по ленд-лизу оружия, оборудования и различных материалов на сумму $11 млрд. Хотя большая часть ленд-лиза была использована (уничтожена) в ходе войны, тем не менее, многое и осталось для использования в армии и промышленности. Ведь поставки по ленд-лизу продолжались до конца 1945 г., когда боевые действия уже закончились. При этом Москва компенсировала США лишь 1% ($110 млн.) суммы ленд-лиза в течение 40 лет после завершения войны.

Москву интересовали в первую очередь не столько деньги, хотя и их изымали, сколько «натура» - современное на тот момент производственное оборудование, технологии. Хотя ни в ялтинских, ни в потсдамских решениях об этом не было речи, но вывозили культурные ценности. На деле же всё приобрело хаотичный характер и вывозить стали всё подряд – скот, мебель, продукты питания, предметы домашней утвари, транспортные средства, часы, типографская бумага и т.п.

Проблемой репараций Москва озаботилась в 1943 г., когда перелом в боевых действиях стал очевидным и победа в войне превратилась в вопрос времени. В январе-феврале 1943 г. были сформированы трофейные бригады, подчинённые созданному тогда Трофейному управлению Красной Армии (по некоторым данным, трофейные подразделения существовали с декабря 1941). Наркомат по иностранным делам начал с середины 1943г. подготовку предложений по послевоенному урегулированию. Комиссию по репарациям в НКИД возглавил зам.наркома Майский, который занял крайне репрессивную линию: он предлагал расчленить Германию на несколько зависимых от союзников государств, лишить немцев промышленного потенциала и превратить их в аграрные страны. Хотя эти предложения не нашли поддержки у советского руководства, Майскому удалось убедить Сталина увеличить сумму репараций с $5 млрд. до $20 млрд.

В сентябре 1944 г. Госплан СССР запросил все наркоматы (министерства) на предмет того, что их интересовало из немецкой промышленности. 25 февраля 1945 г. при ГКО (после его роспуска в сентябре 1945 – при Совнаркоме/Совете Министров СССР) был создан Особый комитет по восстановлению народного хозяйства в освобождённых о немецких оккупантов областях во главе с Г.Маленковым. Правда, восстановление советской экономики началось раньше, с середины 1942 г., по мере начинавшегося продвижения на Запад и постепенного освобождения ранее захваченных территорий.

Особый комитет в основном и руководил репарациями. Под его эгидой в Германии начали действовать «уполномоченные», представлявшие советские наркоматы (министерства), а также отдельные ведомства и организации. В 1946 г. численность уполномоченных достигла 12 тыс. чел. Каждое из ведомств ставило перед своими уполномоченными задачу демонтировать и забирать по максимуму. Помимо Особого комитета изъятиями оборудования, имущества и ценностей занимались также Советская военная администрация в Германии (СВАГ), Группа советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ), НКВД/МВД, Министерство госбезопасности (МГБ).

Взимание репараций СССР начал с момента пересечения Красной Армией границы с с Румынией весной 1944 г, Польшей – летом 1944 г., а в особенности – с Германией (январь 1945). Из Румынии демонтировали, изъяли и, несмотря на последующие просьбы Лондона, так и не вернули оборудование некоторых британских нефтедобывающих компаний.

До 9 мая 1945 г. в советской зоне оккупации было демонтировано различного оборудования и вывезено материалов и крупного имущества объёмом примерно 550 тыс. тонн. Затем демонтажи и вывоз превратились в цунами – с мая по июль 1945 вывезено 3,5 млн. т, а всего к концу 1946 г. – 6,2 млн. т. Не было никакого общего плана сбора репараций. Все репарации, собранные СССР до Потсдамской конференции, - а это примерно 2/3 их общего объёма, - не были включены в итоговый советский репарационный лист.

С учётом всех стран, включая Японию, были демонтированы и вывезены в СССР 5,5 тыс. полнокомплектных заводов. Помимо них огромное количество оборудования, материалов и имущества было некомплектным – экскаваторы, трансформаторы, башенные краны и автокраны, различные станки, электромоторы, электропечи, автобетономешалки, самосвалы, пилы, лесорамы, компрессоры, сварочные машины, сушильные шкафы, барометры, тахографы, платиновые тигли, масляные выключатели, ртутные выпрямители, прессы, телефонные аппараты, коммутаторы, легковые автомашины. Это толика из гигантского перечня одного только оборудования. А ещё было сырьё, готовая продукция, продукты питания и т.д.

Велась охота за мозгами. Вместе с семьями в Союз было вывезено несколько тысяч инженеров и технических специалистов, которые сыграли важную, если не ключевую роль в разработке новых образцов промышленной техники и технологий. Многих и не вывозили, а использовали в самой Германии – только по линии, например, министерства авиапромышленности СССР в мае 1946 г. в Восточной Германии было создано 4 конструкторских бюро для работы над самолётами с общим персоналом инженерно-технических работников и рабочих 8 тыс. чел. КБ ракетостроения, созданное чуть позже, насчитывало 7 тыс. чел.

Большое внимание было уделено вывозу культурных ценностей - картин, различных музейных экспонатов, книг. Часть этих ценностей оказалась в советских музеях, но многое осело в "частных" коллекциях генералитета и гражданских начальников. Могу лично засвидетельствовать, что в 1989 г. видел большое количество книг, в т.ч. старинных, на немецком языке, складированных большими стопками на холодном полу в сыром помещении заброшенного тогда Храма Казанской иконы Божией Матери в Узком (Конькове). Их хорошо было видно через окна. Перед тем как храм вернули РПЦ в 1992 г., книги вывезли. Почти все они были поражены плесенью и, насколько помню по новостям тех лет, уничтожены.