Репрезентативная система человека предполагающая восприятие через форму. Репрезентативные системы

Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир.

ПРИЗНАКИ. Определить визуала можно по выпрямленной шее/спине, а также по взгляду, направленному вверх. Его дыхание поверхностное и, в большинстве случаев, грудное. При восприятии образа визуалы могут на мгновение задерживать дыхание, пока картина не сформируется. Их губы могут быть сжаты и выглядеть тонкими, а голос часто становится громким и высоким. Любой опыт запоминается визуалами в виде картин и образов, поэтому, когда приходится долго воспринимать чью-то речь или просто что-то слушать, они начинают скучать, а сам шум нередко их тревожит. Общаясь с такими людьми, нужно оказывать своей речи визуальную поддержку. В процентном соотношении на визуалов приходится 60% всех людей.

Визуал винит всех вокруг, руководители.

ВНЕШНОСТЬ. Визуалы обладают, как правило, худощавым телосложением, высоким ростом и несколько удлинённой талией. Часто поддерживают правильную осанку. При взаимодействии с ними желательно не загораживать им пространство для обзора того места, где они находятся.

Люди с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой мыслят ясными образами и думают, в первую очередь, «картинками», как бы просматривая фильм внутри себя. Эта система позволяет охватить единовременно большой объем информации: внутренние образы целостные, возникают мгновенно, постоянно сменяя друг друга. С этим связаны более быстрый темп речи, высокий тон голоса.

Таким людям присущи богатые мимика и жестикуляция, так как с их помощью они «дорисовывают» то, о чем говорят или думают. Люди с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой часто обращают свое внимание на нюансы цвета и формы. Художники, архитекторы, фотографы, модельеры, создавая ясные сконструированные мыслительные картинки, часто обращаются именно к визуальной системе.

В жизни такие люди целенаправленны, организованы, наблюдательны, достаточно осмотрительны. Они очень аккуратны, предпочитают, чтобы все находилось на своем месте, ценят чистоту и порядок. При оценке каких-либо вещей, событий любят отходить в сторону, обозревая «с ног до головы». Лучше воспринимают информацию представленную в виде картинок, графиков, диаграмм, чем выраженную в словах.

В речи эта система проявляется в таких словах и выражениях, как: увидеть, смотреть, фокус внимания, предвидеть ситуацию, зрелище, неясный, четкий, светлый, темный, цветной.

Аудиальная сенсорная репрезентативная система.

Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков. Люди с представленной системой (аудиалы) воспринимают информацию через процесс слушания. Вся информация воспринимается и запоминается ими, преимущественно, в форме звуковых впечатлений.

ПРИЗНАКИ. Узнать аудиала можно по часто перемещаемым в разные стороны глазам. Дыхание ритмичное и ровное, но отражающее его внутренние переживания. Если попросить такого человека описать какой-то свой опыт, то, в первую очередь, он будет думать о том, как выразить его в форме звука. Аудиал долго и много говорит, предельно чётко излагая мысли. При этом его речь может быть очень импульсивной. В разговоре часто доминирует и нередко утомляет. Обладает особой чувствительностью к звукам и часто разговаривает сам с собой. Общаясь с аудиалом, нужно стараться более грамотно и точно выстраивать свою речь. В процентном соотношении на аудиалов приходится около 20% всех людей.

ВНЕШНОСТЬ. Телосложение большинства аудиалов представляет собой нечто среднее между худощавыми и тучными людьми. В процессе разговора нередко жестикулируют и указывают на область ушей, а также наклоняются вперёд, как бы пытаясь быть ближе к тому, с кем общаются. Но при возникновении звуков в своём собственном сознании будут, наоборот, отклоняться назад. Следят за ритмом своей речи и тембром голоса.

Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой обладают способностью делать тонкие аудиальные различия, отчетливо слышать разнообразие тонов и тембров звучащих звуков. Темп речи средний, поэтому говорят такие люди, как правило, громко и отчетливо, в строго выдержанном ритме. Тон голоса у них чистый, выразительный и резонирующий.

Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой часто проговаривают, нашептывают для себя то, что они только услышали. Разговор или процесс мышления у таких людей может сопровождаться мелкими ритмическими движениями тела, например постукивание ногой в такт беседы. При разговоре такие люди обращают внимание не только на слова, но и на то, как они произнесены. Они часто поворачиваются ухом к собеседнику, как бы вслушиваясь в тональность, тембр и ритм его голоса.

Сами эти люди очень разговорчивы, обожают беседы, всегда очень четко излагают ход события. Лучше всего воспринимают информацию на слух, запоминая все последовательно по шагам. Иногда такие люди кажутся слегка замкнутыми, «отстраненными», так как часто прибывают во внутреннем диалоге – беседуют сами с собой.

Они очень тонко чувствуют музыку, обладают хорошим чувством ритма. В речи эта система проявляется в таких словах и выражениях, как: жить в гармонии, пропускать мимо ушей, акцентировать внимание, ударение, глухой, звонкий, тишина, слышать, диссонанс.

Кинестетическая сенсорная репрезентативная система.

Кинестетическая репрезентативная система основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему-то, ощутить это физически.

ПРИЗНАКИ. Распознать в человеке кинестетика можно, в первую очередь, по глазам: его взгляд часто имеет направленность «вниз-вправо». Дыхание кинестетика брюшное и глубокое, но в зависимости от испытываемых им ощущений, будет меняться. Губы, в большинстве случаев, мягкие и полные, а тон голоса - низкий, глубокий, иногда хриплый и немного приглушённый. Во время разговора кинестетик будет говорить медленно, делая продолжительные паузы во время поиска соответствующей информации внутри себя. На кинестетиков приходится около 20% всех людей.

Кинестет винит себя, что он напортачил.

ВНЕШНОСТЬ. Если восприятие кинестетиков направлено внутрь себя, то, скорее всего, внешне это выразится в полноте и округлости тела. Если же восприятие направлено во внешний мир, то это отразит крепкость и мускулистость. Большинство кинетстетиков передвигается довольно медленно. Чтобы побудить их к активности часто требуется проявить физический контакт – похлопать или как-то поощрить. А при общении рекомендуется находиться поближе, т.к. кинестетики предпочитают близость.

Люди с ведущей кинестетической сенсорной репрезентативной системой основывают свои действия большей частью на своих ощущениях, им необходимо прочувствовать, «примерить на себя» ситуацию, прежде чем принять то или иное решение. С помощью этой системы человек обращается к собственным внутренним чувствам и состояниям.

Для того чтобы «прожить», почувствовать ситуацию необходимо больше времени, чем, например, представить ее (визуальная система), поэтому темп речи у людей с ведущей кинестетической сенсорной репрезентативной системой более медленный, с длинными паузами. Тон голоса низкий, тихий, глубокий. Во время разговора эти люди совершают очень мало движений, а жесты, которые ими используются, отличаются плавностью, размеренностью и вальяжностью.

Они любят приближаться к собеседнику, общаются, прикасаясь к нему. Эти люди хорошие рассказчики, так как во время повествования показывают всем телом то, о чем говорят. Эти люди очень эмоциональны, ранимы, все принимают «близко к сердцу». В жизни такие люди стремятся к комфорту и уюту.

Они, в первую очередь, заботятся о том, что бы им было удобно. Очень хорошо чувствуют пространство. Для лучшего восприятия информации им необходимо прикоснуться, потрогать, разобрать на части, попробовать на вкус, почувствовать. В речи эта система проявляется в таких словах и выражениях, как: ухватить смысл, загореться желанием, тонко чувствовать, вкус к жизни, хладнокровный, ощущать, напряжение, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.

Дигитальная репрезентативная система

Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении. Люди, использующие эту систему (дигиталы) функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем.

ПРИЗНАКИ. Понять, что человек дигитал, можно как по движению глаз, которые могут быть часто направлены вниз-влево или перемещаться из стороны в сторону, так и по тонким и сжатым губам. Его дыхание неровно и отличается короткими вздохами. Если говорить о позе, то плечи обычно расправлены, шея выпрямлена, руки скрещены на груди. Голос часто звучит монотонно, а говорит очеловек как будто «на автомате». К категории дигиталов относится лишь небольшой процент всех людей.

ВНЕШНОСТЬ. Учитывая то, что люди с дигитальной репрезентативной системой включают в себя свойства людей с визуальной, аудиальной и кинестетической системами, определить их точные внешние признаки довольно сложно. Можно только сказать, что внешне они могут выглядеть совершенно по-разному.

Признаки

Визуальный тип

Кинестетический тип

Аудиальный тип

Дигитал

Употреб­ляемые

слова

смотреть,

наблюдать,

чувство­вать,

ощу­щать,

понимать,

представлять,

интересно,

Поза голова вверх, спина прямая

спина согнута,

голова опущена

голова склонена набок

прямая поза,

руки скрещены

Движе­ния напряжен­ные раскрепо­щенные средние ригидные
Губы

напряжен­ные

расслаб­ленные

варьируют

напряженные

Дыха­ние неглубо­кое, верхом легких глубокое дыхание, низ живота ровное дыхание всей грудью неглубокое
Речь

быстрая, громкая речь,

высокий тон

медленная, негромкая речь,

вырази­тельная речь

монотонный голос
Взгляд вниз, ниже других часто в одну сторону и вниз через головы других
Правила слуша­ния «Я должен видеть для того, чтобы слышать» (на дистанции) прибли­зиться поближе «Не смот­реть, чтобы слышать» никакого контакта глаз
Движе­ния глаз вверх влево, вверх вправо вниз вправо, иногда вниз влево, вправо, голова вниз наклонена в сторону влево, голова вверх поднята

Первый тест

Данный тест является одним из способов самостоятельно и быстро определить ведущую ведущую сенсорную систему человека.

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. Если несколько из словосочетаний кажутся Вам одинаково подходящими или наоборот, ни одно не подходит абсолютно точно, выберете то одно словосочетание, которое, по вашему мнению, может быть наиболее близким.

«Скорость»
а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов… (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)
в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)

«Плохая погода»
а) завывание ветра, стук капель. (*)
б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)
в) тусклое небо, серые тучи. (+)

«Мед»
а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел. (*)

«Море»
а) сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
б) теплая, соленая вода, горячий песок. (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

«Усталость»
а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)
б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)
в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)

«Яблоко»
а) звонкий хруст укуса. (*)
б) круглый плод, красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве. (+)
в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)

«Снег»
а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
б) холодный, мягкий, пушистый. (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)

«Вечер»
а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени. (+)
б) приглушенные звуки, голоса близких, шкварчащий на сковороде ужин. (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)

«У костра»
а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)
б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке. (*)

«Дерево»
а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зеленая крона, лучи солнца проглядывают сквозь листву. (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)

«Библиотека»
а) шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев. (*)
б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг. (@)
в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи. (+)

«Город»
а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирены, хлопанье дверей. (*)

«Утро»
а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце. (+)
б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев. (*)
в) прохладный воздух, влажная трава, теплые лучи солнца, дышится полной грудью. (@)

«Ремонт»
а) запах пыли, краски, лака; влажные свежепоклеенные обои. (@)
б) чистые обои, белый потолок, беспорядок. (+)
в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах. (*)

«Церковь»
а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак. (+)
б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей. (*)
в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения. (@)

Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).

Ключ к тесту

Если преобладают ответы (+), то вашей ведущей сенсорной репрезентативной системой является визуальная .

Если преобладают ответы (*), то аудиальная .

Если преобладают ответы (@), то кинестетическая .

Второй тест на определение

Оцените каждое из следующих утверждений, проранжировав их в порядке предпочтения. Поставьте напротив каждой фразы соответствующую цифру: 4=лучше всего характеризует вас; 3=лучшая характеристика их оставшихся; 2=характеристика, занимающая третье место; 1=менее всего подходит к вам.

1. При принятии важных решений я:

Опираюсь на свои чувства.

Выбираю то, что звучит лучше всего.

Выбираю то, что выглядит для меня самым лучшим.

Опираюсь на точность информации и на знания о вопросе.

2.В ходе дискуссии на меня, скорее всего, влияет:

Возможность видеть схему рассуждений другого человека.

Логичность аргументов другого человека.

Возможность чувствовать состояние другого человека.

3. То, что происходит со мной, легче всего выяснить, ориентируясь на:

То, как я одеваюсь и выгляжу.

Мои чувства.

Выбираемые мною слова.

4. Мне легче всего:

Найти идеальную громкость и установить настройки стереосистемы.

Правильно сформулировать вопрос на интересующую меня тему.

Выбрать наиболее комфортную мебель.

Подобрать богатую привлекательную цветовую комбинацию.

Я настраиваюсь на звуки моего окружения.

Я – специалист по приданию смысла новым фактам и данным.

Я очень забочусь о том, как на мне «сидит» одежда.

На меня сильно влияют цвет и вид комнаты.

Этап 1. Подставьте данные вами оценки в следующий список. Записывайте ответы в том же порядке.
1. __K __A __V __D
2. __A __V __D __K
3. __V __K __D __A
4. __A __D __K __V
5. __A __D __K __V

Этап 2. Занесите в таблицу цифры, соответствующие каждой букве. Вносите оценки в том порядке, в каком отвечали на вопросы.

V K A D
1.
2.
3.
4.
5.

Всего __V __K __ A __D

Третий тест

  1. Представь красный треугольник, желтый квадрат и синий круг. Вторую строку делаем и меняем местами две фигуры, опять ряд и спросить что в первом ряду. (не реальное)
  2. Дальше представь знакомых, опиши эмоции, цвет волос, глаз, одежду. (реальное что-то) Вспомнить свою дверь. Вспомнить трех знакомых. Представит как они общаются.
  3. Представь мелодию в одном ухе и голос знакомого в другом. Позади шум моря. Слушай одновременно. Потом рассказать где что.

Понятие репрезентативной системы впервые возникло в таком неакадемическом направлении практической психологии, как нейро-лингвистическое программирование, основанном на технике манипулирования людьми путем «подстройки» — копирования их вербального и невербального поведения с целью снизить критичность к получаемой информации извне. Репрезентативная система означает преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

К примеру, визуал (человек, обладающий визуальной репрезентативной системой) легче воспринимает информацию зрительно, т. е. ему легче дается понимание, скажем, инструкции, поданной в картинках, чем инструкции, оформленной в текстовом виде. Также, при наличии нескольких раздражителей, скажем, звуковых, тактильных и зрительных, зрительные лучше запомнятся ему, чем иные. Например, школьник-визуал будет легко отвлекаться на какую-то яркую или интересную вещь в классе (допустим, не связанный напрямую с темой плакат на стене) и ему будет труднее слушать и понимать речь учителя, чем при отсутствии этого отвлекающего плаката. Однако если бы учитель подобрал плакат по теме и объяснял бы урок по нему, то визуалу было бы понятнее, чем просто объяснение без плаката.

Основных репрезентативных систем — шесть: визуальная, аудиальная, кинестетическая, олфакторная, густаторная и дискретная.

Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит. Визуалы обычно любят кино, у них зачастую хорошая память на лица, они замечают разные мелочи и детали, которые остальным могут показаться просто «фоном». Многие визуалы не испытывают проблем с правописанием, так как часто запоминают, как пишутся слова, не по буквам или согласно правилам правописания, а помнят их целиком, как иероглифы.

Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации и подразделяется на аудиально-тональную и аудиально-дигитальную подсистемы. Люди с аудиально-тональной подсистемой хорошо различают интонации, обладают хорошим музыкальным слухом. Носители же аудиально-дигитальной подсистемы улавливают, в первую очередь, слова, хорошо понимают устные инструкции.

Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание. Кинестетики зачастую выбирают максимально удобную и приятную к коже одежду, распространено мнение, что они любят со всеми обниматься, но это не так. Поскольку осязательный канал у кинестетиков — ведущий, им часто трудно дотронуться до неприятного им человека, даже просто чтобы пожать руку, но к приятным им людям они достаточно часто прикасаются при разговоре — могут застегнуть не застегнутую пуговицу на собеседнике, стряхнуть пылинку или что-то поправить, что обычно кажется бестактностью не кинестетикам.

Олфакторная репрезентативная система опирается на обоняние, и поскольку она встречается реже, чем перечисленные выше, и знаний о ней у людей меньше, то часто ее относят к кинестетической. Олфакторы лучше всего чувствуют запахи, и приятный или неприятный, резкий запах может существенно отвлечь их от всего остального. Если человек при рассказе, допустим, о каком-то путешествии обязательно упоминает запахи — свежий морской воздух, запах кофе на туристической улочке старого города — или не может в принципе отвлечься от неприятного запаха, скажем, моющего средства для окон или пластика, то скорее всего перед вами олфактор.

Густаторная система опирается на вкусовые ощущения. Так как она тоже достаточно редкая, не такая как олфакторная, но куда реже аудиальной, ее часто относят к кинестетической. Обладатели этой репрезентативной системы запоминают, в первую очередь, вкусовые ощущения, зачастую именно эти люди ездят в гастрономические туры по странам и в их воспоминании о детстве почетные места занимают бабушкины пирожки и манная каша с комочками из детского сада.

Дискретная репрезентативная система опирается на логическое осмысление полученной извне информации. Часто ее вообще отказываются считать таковой, ведь она опирается не на конкретные сигналы из внешнего мира, а на собственные умственные построения. Обычно такие люди воспринимаются другими как немного «оторванные от реальности», но обычно они очень практичны, хорошо понимают свои потребности, любят все «раскладывать по полочкам» и алгоритмизировать, оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы для того, чтоб упростить и ускорить их выполнение.

Как я уже говорила, это типирование изначально было создано для облегчения манипулирования людьми и сейчас используется, в основном, коммерческими организациями для того, чтоб с большей вероятностью клиент выбрал услугу или товар определенной фирмы или приобрел его в определенном магазине. Визуалов завлекают яркими упаковками, аудиалов — фоновой музыкой с рекламными песнями, кинестетиков — возможностью потрогать товар, посмотреть как он работает, олфакторов — приятными запахами, скажем, выпечки или ненавязчивых ароматических масел. Для густаторов устраивают презентации товаров в продуктовых магазинах, где дают попробовать на выбор разные продукты одного производителя. Дискретам подробно расписывают преимущества конкретного товара. Но дискреты обычно редко реагируют на рекламу и вполне могут не купить товар, а «поставить себе галочку», чтобы посмотреть в Интернете характеристики его аналогов, а также употребляют слова и выражения преимущественно с упоминанием ведущего канала восприятия клиента — «слышите», «видят», «ощущение», «думаете».

Как видите, не все так просто в психологическом делении человека на типажи. И, как правило, оно не ограничивается четкими рамками — каждый человек многогранен и несет в себе определенную долю любого из перечисленных типов.




Продолжаем тему нахождения общего языка и понимания друг друга в личных, семейных и деловых отношениях. Мы узнали, что для этого нужно найти общий язык тела , мимики и жестов.

Сегодня, Вы узнаете что такое репрезентативная, сенсорная система человека , и как люди думают и мыслят , т.е. как каждый из нас воспринимает и обрабатывает получаемую информацию, и как найти общий язык с помощью слов.

Как люди думают, мыслят, используя различные сенсорные, репрезентативные системы человека

Чтобы налаживать взаимоотношения и понимать друг друга, нужно узнать как люди думают — воспринимают и перерабатывают получаемую информацию; какую они используют репрезентативную систему для этого.

У всех людей есть пять органов чувств — сенсорная система человека ; в основном используются три канала приема и обработки информации — визуальный (зрение), аудиальный (слуховой) и кинестетический (осязание), вкус и обоняние можно приписать к последнему.

У разных людей, один канал более используется, чем остальные; в большинстве случаев, используются два канала приема и переработки информации: первая репрезентативная система, скажем, зрительная, является главной, а вторая сенсорная система человека, например, слуховая — второстепенная. Остальные, менее задействованы.

В связи с этим, каждый человек использует в речи одни и те же обороты, соответствующие его репрезентативной системе, т.е. мыслим мы словами и образами, обозначенными словами, поэтому как люди думают , так они и говорят.

Визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (осязаемый, чувственный) типы репрезентативных систем человека

Визуальный тип использует глаголы, прилагательные и наречия, относящиеся к тому, что можно увидеть (светло, картина, темнеет, смотрю и т.п.); слуховой, аудиальный тип, больше использует слова относящиеся к тому, что можно услышать (разговор, слушай, звучит, трещит и т.п.); кинестетический тип (осязание, вкус, запах), говорит словами относящимися к тому, что можно, соответственно, ощутить, почувствовать, пощупать и т.д. (тепло, холодает, ощущаю, чувствую, беру и т.п.).

Теперь остается определить ведущую репрезентативную, сенсорную систему, узнать как человек думает и мыслит, и начинать использовать в беседе с ним тот язык, который ему будет более понятен.

Ну а если Вы будете говорить на одном, общем языке тела и слов — Вы непременно сможете донести до Вашего визави нужную информацию и поймете друг друга.

Этот метод используется в НЛП (нейро-лингвистическое программирование), еще его называют «Языком мозга».

Где пригодится знание репрезентативных систем человека, и понимание того, как люди думают

Знание и понимание репрезентативных систем человека, т.е понимание того как люди думают, может пригодиться практически во всех сферах жизнедеятельности: и в личных, семейных, детско-родительских отношениях; и в бизнесе, коммерции при заключении контрактов и совершении сделок; и на работе, при общении с коллегами и начальством; и в школе, ВУЗе, при взаимодействии с педагогами…в общем везде, где людям нужно понять друг друга.

Предварительно не забудьте определить свою репрезентативную систему , например, записав свой разговор по решению какой-либо проблемы и прослушав его; или почитайте свои письма, текстовые документы, сочинения; или подумайте, что Вы больше предпочитаете в жизни делать, и какому сенсорному каналу это соответствует; можно просто, выписать в три столбика слова, относящиеся к разным сенсорным системам человека, и посмотреть в каком столбике больше слов.

Как определить репрезентативную систему человека, если он мало разговаривает

Как определить ведущую сенсорную систему человека по его речи — в общем понятно, но что делать и как узнать главную репрезентативную систему, и что человек думает, если он мало говорит и не очень общителен?

В этом нам поможет наблюдение за нашим визави, точнее за направлением его взгляда и наводящие вопросы.


Дело в том, когда Вы задаете своему собеседнику определенный вопрос, то его взгляд, пока он обдумывает ответ, автоматом переместится в каком-либо направлении, что и подскажет нам о его излюбленной репрезентативной системе вместе со словами, которые он чаще использует.

Используем направление взгляда для определения репрезентативной системы, и узнаем как человек думает и мыслит

Вопросы, которые нужно задавать, для определения репрезентативной системы, бывают двух видов:

1) Вопрос, активизирующий память;
здесь вызываются картинки, образы, звуки и ощущения, которые были сохранены в памяти человека.
2) Вопрос, активизирующий процесс конструирования.
здесь включается воображение, конструируются, создаются новые образы, звуки и ощущения.

Визуальная репрезентативная система

Если Вы зададите зрительный вопрос, например, какого цвета обои в квартире собеседника, то его взгляд устремиться вверх и вправо от Вас, т.е. он вспоминает зрительный образ.

Если Вы зададите вопрос и человеку придется придумывать, воображать образ, например, как выглядит синий крокодил, то его взгляд перейдет вверх и влево от Вас.

Если его взгляд не сфокусирован, неподвижен или человек смотрит в пространство, то это тоже визуальная обработка информации.

Если человек переводит взгляд из стороны в сторону и он направлен вверх, то, скорее всего, идет зрительное конструирование.

Эти примеры характерны для большинства людей, но есть и исключения, чтобы уточнить происходящее, необходимо задавать несколько различных вопросов.

Слуховая (аудиальная) репрезентативная система

Вопросы по слуховой репрезентативной системе, также задавайте двух видов, на память и конструирование.


При этом, когда будет затронута слуховая память, например, как звучит ваш автомобильный сигнал, взгляд переместится к правому от вас уху.


Когда же человек будет конструировать, воображать слуховой образ, например, при вопросе, как бы звучал ваш мобильник детским плачем, то он переместит взгляд в к левому от вас уху.

Чаще всего встречаются люди с визуальной и кинестетической репрезентативной системой.


Кинестетика работает совместно с физическими ощущениями и эмоциональными чувствами людей, поэтому и вызов чувственных образов из памяти, и их конструирование, например, какова на ощупь собака, или носорог, будет сопровождаться одним и тем же направлением взгляда — вниз и влево от Вас.


Когда же Ваш визави направляет взгляд вниз и вправо от Вас, то он находиться во внутреннем диалоге, т.е разговаривает сам с собой.
Проверить это можно, попросив собеседника рассказать чего-нибудь самому себе или спросить, что он подумает при какой-либо ситуации.

Самый распространенный признак выявления ведущей репрезентативной системы — это первое направление взгляда при нейтральном вопросе; конечно нужно использовать эти приемы совместно с используемыми человеком словами.

Автоматическое использование этих методов и техник, понимания друг друга и нахождения общего языка, возможно лишь после некоторой практики.

Желаю всем психологического благополучия и нахождения общего языка в общении и взаимодействиях!

психолог-психоаналитик Матвеев Олег Вячеславович
Психологическая консультация по личным вопросам

Закажите тренинги для налаживания отношений в личной жизни

Человек, который использует преимущественно аудиально-дигитальную репрезентативную систему, по существу действует на метауровне сознания над сенсорными уровнями визуальной, аудиальной и ки­нестетической репрезентативных систем. В результа­те у окружающих создается впечатление, что такой человек функционирует в «компьютерном» режиме. Я (М. X.) люблю говорить, что если человек имеет хорошее образование, то очень высока вероятность того, что он попадет в аудиально-дигитальный мир! Я (Б. Б.) заметил, что такие люди становятся в на­шем обществе учеными и бухгалтерами. Вудсмолл (Hall, 1989/1996) отмечал, что они любят списки, критерии, правила, метакоммуникацию и т. д.

Движения и положение глаз у людей с этой основ­ной метарепрезентативной системой будут соответ­ствовать паттерну латерального движения, как и при аудиальной обработке, за исключением того, что при получении доступа к информации и после этого они будут склонны направлять взгляд вниз и влево. Их дыхание будет ограниченным и неровным. Губы час­то будут выглядеть тонкими и сжатыми. Аудиальные дигиталы обычно принимают позу с выпрямленной шеей, расправленными плечами и скрещенными на груди руками. Их голос будет казаться монотонным, «роботизированным» и похожим на речь, синтезиро­ванную при помощи ЭВМ. Они часто обладают мяг­ким и полным телосложением. Однако из-за того, что аудиально-дигитальный режим часто обладает свой­ствами других репрезентативных систем, эти люди могут очень сильно отличаться от приведенного опи­сания.

Субмодальности – качества модальностей

Ключевой элемент репрезентативной системы, а следовательно и НЛП, связан с элементами или ка­чествами репрезентативной системы. Эти элементы репрезентативных систем обеспечивают значитель­ную часть вклада НЛП в область изменений личнос­ти и в методы, которые делают такую трансфор­мацию возможной. Наши внутренние процессы функционируют с чрезвычайной буквальностью. Рассмотрим следующие высказывания:

«Сегодня я чувствую себя очень тускло».



«Я слышу тебя четко и ясно».

«Что-то в его предложении дурно пахнет».

«Меня ждет светлое будущее».

Эти на вид метафоричные высказывания на самом деле позволяют нам вернуться к созданию внутрен­них карт людей в терминах «режимов» (модальнос­тей) их репрезентативных систем. До открытий, сде­ланных при помощи НЛП, большинство людей счи­тали такие фразы «просто метафорами». Однако сегодня мы обладаем большими знаниями по этому вопросу.

Опираясь на открытия НЛП, мы знаем, что подоб­ные метафоры обычно являются индикаторами внут­ренней репрезентации окружающего мира, и то, что мы слышим, является буквальным описанием внутреннего мира говорящего. Мозг часто использует наш метафоричный язык для запуска некоторых бук­вальных внутренних программ.

Субмодальности представляют собой один из са­мых основных компонентов способа функционирова­ния мозга. Учитывая то, что при «мышлении» мы используем три основных режима (модальности), эти модальности (VAK) означают, что мы осуществ­ляем репрезентацию мира в нашем сознании посред­ством изображений, звуков и тактильных ощущений. Мы также используем вкус и запах, но обычно они играют менее важную роль.

Субмодальность – характеристики ощу­щений в пределах каждой репрезентативной системы; качества наших внутренних репре­зентаций.

Субмодальности представляют собой один из самых основных компонентов способа функционирования мозга.

Языковая модальность занимает более высокий логический уровень, чем эти чувственные модально­сти, так как слова выступают в роли обозначений изображений, звуков и тактильных ощущений. Те­перь мы хотим сосредоточить внимание на сенсор­ных репрезентациях основного уровня - наших VAK-репрезентациях - и описать, как мы можем провести дальнейшие различия между этими внут­ренними репрезентациями, а именно их качествами.

В этот учебник по НЛП мы включили последние открытия, касающиеся того, какую роль метасостояния играют в том, что работает и что не работает в НЛП. Чтобы понять это, вы должны освоить неко­торую терминологию. Вот эти термины: «логические уровни», «основные уровни», «метауровни» и «метасостояния». По ходу дальнейшего изложения вы бу­дете находить их объяснение. В модели метасостояний, разработанной Майклом Холлом*, термин «ос­новной уровень» относится к нашему размышлению о мире, находящемся вне наших внутренних переживаний, реагированию на него и значению, которым мы его наделяем. Следовательно, «основные состоя­ния» характеризуют те состояния, которые являют­ся результатом наших переживаний, касающихся внешнего мира. Страх, гнев, печаль, радость, счастье и т. д. - это повседневные состояния, к которым мы получаем доступ на основе переживаний основного уровня, касающихся внешнего мира.

Логический уровень – более высокий уро­вень, уровень о более низком уровне, метауровень, который инструктирует и регулирует более низкий уровень.

Метасостояния не относятся к тем состояниям сознания, которые являются результатом внешних переживаний. Метасостояния относятся к тем внут­ренним состояниям, которые основаны на внутрен­них переживаниях. Наш мозг обладает уникальным свойством абстрагирования. При изучении НЛП вы много читаете и слышите о «логических уровнях». Логические уровни относятся к абстракциям более высокого уровня. Пример логических уровней при­веден на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Уровни абстракции

* Michael Hall, Ph.D. Meta-states Journal. Meta-States Patterns in Business, Vol. Ill, Number 6. (Grand Junction, CO: E. T. Publications, 1999), p. 2.

Более высокие уровни организуют более низкие уровни.

Обратите внимание на то, что на рис. 1.4 вышерас­положенным словам соответствуют более высокие уровни абстракции. Начните со слова «транспорт». Мы знаем, что это слово располагается на более вы­соком логическом уровне, чем слово «автомобиль», так как понятие «транспорт» включает автомобили, но не только их. Слово «автомобиль» включает тер­мин «дверь автомобиля», но не только его, и т. д. Сле­довательно, каждое слово является абстракцией бо­лее высокого уровня, так как оно включает то, что располагается ниже, и еще что-то. В этой модели метасостояний важную роль играет открытие, сделан­ное Грегори Бейтсоном: более высокие уровни органи­зуют более низкие уровни (Bateson, 1972). Термин «метауровни» относится к расположенным выше ло­гическим уровням.

В модели метасостояний при организации более низких уровней мы используем силу более высоких уровней. Мозг обладает уникальной способностью внутренне использовать одну мысль для размышле­ния о другой мысли. Мозг переходит в состояние другого уровня и отражает это состояние на другое состояние. Предположим, что из-за некоторого внеш­него события вы испытываете основное состояние страха. Внутренне вы можете «оценить» ваш страх и предпринять соответствующее действие по отноше­нию к внешней угрозе. Или вы можете применить другое состояние осознания, называемое боязнью страха, которое является результатом основного со­стояния страха. Таким образом, вы будете бояться вашего страха. Как вы думаете, что вы заработаете? Паранойю. Вы боитесь вашего страха, и более высо­кий уровень страха организует ваше основное состо­яние страха и увеличивает его, так что вы наконец испытываете паранойю. Но обратите внимание на различие в итоговых состояниях, если вы использу­ете метауровневое состояние оценки страха. Что вы получите? Определенно, не паранойю, не так ли?

Основные уровни имеют отношение к нашим переживаниям, касающимся внешнего мира и осуществляемым пре­имущественно посредством ощущений.

Основные состояния характеризуют те состояния осознания, которые являют­ся результатом наших переживаний ос­новного уровня, касающихся внешнего мира. Метауровни имеют отношение к тем абстрактным уровням осознания, которые мы переживаем внутри себя. Так как метауровни соединены с телом (кинестетикой) мы обладаем «состоя­нием», содержащим в себе эмоции.

Метасостояния характеризуют те внутренние состояния осознания, кото­рые располагаются «выше» состояний более низкого уровня.

Майкл формально определяет метасостояния так:

«Моделирование структуры субъективных пе­реживаний мы начинаем с состояний: состояний сознания, тела и эмоций, то есть состояний со­знания и тела или нейролингвистических состо­яний. Какие механизмы управляют этими состо­яниями? «Мысли» (ментальные репрезентации, идеи, значения и т. д.), обрабатываемые и фор­мируемые нашей нервной системой. Когда наше осознание «выходит» по какой-либо ссылке, ука­зывающей во внешний мир (человек, событие или предмет), мы испытываем основное состоя­ние. Но когда наши мысли и чувства ссылаются на наши мысли и чувства, мы испытываем мета-состояние».

При метасостояний сознание отражается в себя. Мы называем это рефлексивным осознанием. Раз­мышление о размышлении генерирует мысли и чув­ства высоких логических уровней, поэтому мы испы­тываем состояния о состояниях. Вместо того чтобы ссылаться на что-либо во внешнем мире, метасосто­яния ссылаются на что-либо о некоторых прошлых мыслях, эмоциях, понятиях, осмыслении, кантиан­ских категориях и т. д. Кожибски говорил о метасостояниях, как об «абстракциях абстракций» или аб­стракциях второго порядка.

Как метаклассы жизни, мы проживаем наши жиз­ни на метауровнях. Здесь мы испытываем убежде­ния, ценности, области осмысления, концептуальные и семантические состояния, «глубинные» или транс­цендентальные состояния и т. д. Чтобы смоделиро­вать человеческое мастерство (или патологию), мы должны «перейти на метауровень» (Бейтсон) и осо­знать роль метауровней в системной природе осозна­ния (то есть что оно функционирует рефлексивным и рекурсивным образом).

Убеждения – обобщения, которые мы сде­лали о причинно-следственных связях, значе­нии, самих себе, других людях, действиях, иден­тичности и т. д. и которые мы считаем «ис­тинными» на данный момент.

Ценность – то, что для вас важно в опре­деленном контексте. Ваши ценности (крите­рии) это то, что мотивирует вас в жизни. Все стратегии мотивации имеют кинестетичес­кий компонент.

Посредством метасостояний мы заставляем со­стояние сознания и тела воздействовать на другое состояние. Так мы задаем систему отсчета, которая, в свою очередь, организует все расположенные ниже уровни. Она функционирует как аттрактор в само­организующихся системах. Бейтсон отмечал, что бо­лее высокие уровни управляют нижними уровнями и организуют их. Таким способом мы создаем нашу модель мира, или карту, которую используем затем в своей жизни.