Первый раз в жизни ЦТ по русскому языку я сдавала 15 июня 2014 года. Высшее образование у меня давно есть: когда я поступала, были обычные экзамены, а не ЦТ. В университете, на факультете журналистики, я тоже изучила правила русской грамматики и стилистики. Но поскольку во времена работы в СМИ мои ошибки исправляли корректоры, знания основательно выветрились из памяти.
В последние годы, когда я начала выполнять копирайтерские заказы, а потом и преподавать копирайтинг, забытого стало не хватать. Врожденной грамотностью, т.е. хорошей визуальной памятью, меня природа не наградила, так что при проверке своих и чужих текстов мне приходится вспоминать правила из учебника. Копирайтер – сам себе корректор, да и ученики порой ставят запятые где попало и ждут обоснованных замечаний. Поэтому и решила повторить предмет, используя ЦТ как стимул. А кроме прокачки навыка грамотного письма, мне было важно получить результаты еще одного эксперимента, по самостоятельной организации учебного процесса.
При первых попытках заполнить тесты прошлых лет у меня бывало от 5 до 10 ошибок: показатель, обычный для школьника-хорошиста, который специально к тестированию не готовился. Но, в отличие от среднего школьника, я была уверена: качественно подготовиться к экзамену за короткий срок вполне реально. Эксперимент удался: сдала на 100 баллов.
Что такое «короткий срок» для подготовки к ЦТ по русскому?
Пособие, по которому я готовилась к ЦТЯ решила, что буду сдавать ЦТ, и впервые открыла пособие по подготовке к тестированию 26 апреля 2014 года. Последние дни апреля и весь май занималась не больше 4 часов в неделю. Чуть больше месяца ушло на то, чтобы прочесть, не останавливаясь на упражнениях, «Пособие для подготовки к обязательному централизованному тестированию» О.Горбацевич, Т.Ратько и Т. Бодаренко и выполнить несколько тестов за предыдущий год. В конце мая я купила дополнительный сборник тестов за 2008-2012 годы и с 1 до 14 июня занималась по 3 часа в день, подробно разбираясь с наиболее сложными темами и решая тесты за разные годы.
Таким образом, общее количество часов, посвященных исключительно подготовке к ЦТ – около 60, дополнительно иногда использовалось время поездок в транспорте. Все это время я продолжала работать и выполнять свои домашние обязанности.
В чем мне было проще, чем абитуриентам?
Если сравнивать меня с выпускником школы, то я выигрывала в том, что не была обременена выпускными экзаменами. У школьников было в те же сроки всего 2-3 дня, чтобы отвлечься от экзаменационных предметов и сосредоточить все внимание на ЦТ. По сравнению со среднестатистическим «взрослым» абитуриентом я выигрывала в том, что у меня – свободный график работы и равное разделение хозяйственных забот с супругом: это значит, что я могла выбирать для подготовки к тестам самое продуктивное время. Кроме того, я сдавала один, а не три теста.
Другим предстоит приспосабливаться к своим обстоятельствам. Это значит, скорее всего, что на повторение уйдет больше календарных дней. С другой стороны, если начинать готовиться заранее, то и знания будут более прочными. Тогда на итоговое повторение перед самым тестированием может потребоваться всего несколько часов.
В чем мне было сложнее, чем абитуриентам?
Говорят, с возрастом цепкость памяти ослабевает, и я в это отчасти верю. Кроме того, у меня не было уроков русского языка в школе и подготовки к школьному экзамену по тому же предмету. В последнем обстоятельстве есть и плюсы, и минусы. Потому что школьные задания по предмету тоже позволяют закреплять в памяти темы, вынесенные на ЦТ.
У меня не было учителей-консультантов, факультативов, репетиторов и курсов для поступающих. Никто не организовывал мой учебный процесс. Хотя последнее обстоятельство мне не мешало, потому что именно технологии самоорганизации я на себе и проверяла.
Чем из моего опыта подготовки к ЦТ можно воспользоваться?
Вот какие вещи мне кажутся общеупотребительными.
- Программа-максимум и программа-оптимум
Для теста, результаты которого оцениваются в баллах, и свои задачи просто определить в тех же единицах. У меня было две планки. Я хотела взять максимальную: именно затем, чтобы рассказывать об этом результате в подтверждение возможностей рационального самообразования. Но цель «100 баллов и не меньше» считаю контрпродуктивной. В любом деле есть элемент случайности, так что, решила я, от меня зависит сдать тест не меньше, чем на 90 баллов. В этом случае я смогу делиться своим опытом. Если будет меньше – значит, тестирование останется моим личным экспериментом.Программа-максимум, пожалуй, для всех может быть одинаковой: если кто-то сдает ЦТ на 100, то и вы можете. Проблема с оптимумом. Абитуриенты его, как величины прагматически ценной, на знают, ведь конкурс в конкретный вуз заранее не предскажешь. Думаю, упражняться в прогнозах и не стоит. Оптимум – тот балл, который вы сами будете считать достижением: он просто должен быть выше вашего же «обычного уровня». - Мотивация
Меня мотивировало желание написать этот текст, а затем пригласить желающих на курс по самоорганизации в учебе. Ведь сделать это я разрешила себе только при успешной сдаче теста. Но кроме этой цели, связанной с повторением школьной программы лишь косвенно, от подготовки к ЦТ была и простая житейская выгода. Тексты на заказ я пишу постоянно, как и исправляю ошибки начинающих копирайтеров. И постоянно сверяться с учебниками в процессе работы – лишняя трата времени.Как я предполагаю, и абитуриенты хотят поступить очень сильно, и это желание может побуждать к усилиям по подготовке к ЦТ. Но ведь заранее нельзя предсказать, какого именно балла хватит для поступления, и это расхолаживает. Может быть, если четче связывать подготовку к тестам с обретением практической грамотности, желание разобраться в правилах будет выше? С какими житейскими задачами связать тест по математике или химии я, правда, не знаю, но предполагаю, что если заранее выяснить, как используется конкретная наука в конкретной будущей профессии, то и в составлении химических уравнений можно найти смысл.Среди факторов мотивации ученые выделяют и процессуально-содержательные, подчеркивая их важность. Иначе говоря, чтобы работать с энтузиазмом, надо вдохновляться не только будущими результатами, но и самим процессом работы. У меня с этим проблем не было: разбираться с тем, как устроен язык, мне интересно. Если такого любопытства нет, а времени на подготовку еще достаточно, можно попытаться пробудить в себе живой интерес к лингвистике. Не получилось – что ж, усиливайте внешние стимулы, придумывайте себе дополнительные награды за учебу. - Сплошное поверхностное повторение и углубленное изучение трудных разделов
Как я уже говорила, сначала я просто неспешно читала пособие по подготовке к ЦТ. И в процессе чтения отмечала, какие разделы мне кажутся запутанными и невнятно изложенными. Параллельно выполняя тесты, я замечала вопросы, на которые не удается отвечать уверенно. Первыми кандидатами на второе повторение и изучение дополнительных источников были темы, которые касались сложными и при ответах на вопросы, и по ходу чтения пособия. На втором месте – то, в чем было непросто разобраться при чтении. А вот раздел «фонетика» было достаточно перечитать (и выписать количество букв и звуков) один раз. Какой-то он самодостаточный, в нем и школьники делают меньше всего ошибок. - Последовательность повторения
Русский язык (и белорусский для тех, кто его регулярно использует) – пожалуй, самые практичные предметы школьной программы. Ведь какие-нибудь тексты все мы пишем, и писать их грамотно - простое правило приличия. Поэтому ценность разделов «орфография» и «пунктуация» видят все сознательные абитуриенты. А вот разделы «морфология», «словообразование» и «синтаксис» на первый взгляд далеки от задач ежедневной жизни. Но ведь от состава слова и от того, к какой части речи оно относится, напрямую зависит его написание, а от строения предложения – расстановка знаков препинания. Поэтому с «непрактичных» разделов как раз стоит начинать и в них разбираться с максимально возможной тщательностью. А правописание вырастет на базе этих знаний уже почти без усилий. - Источники для повторения
Пособие, которым я пользовалась, репетиторы считают одним из лучших, но единственным оно быть не может. Чтобы полностью разобраться в сложных темах, нужны альтернативные источники. В Интернете их множество, важно уметь выбирать надежные. А если не умеешь – научиться. - Мнемоника
В сети «ВКонтакте» есть популярная группа «Запоминалки русского языка». Одно-два таких дидактических произведения накрепко врезалось в память еще со школы: ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья…Кстати, а вы помните, что в этой рифмушке – далеко не все глаголы не на -ить, относящиеся ко второму спряжению? В нее не включены глаголы с ударным окончанием во множественном числе третьего лица, например, «гореть». Это я к тому, что не стоит заменять мнемоникой понимание вопроса. Хотя есть вещи, которые действительно нужно просто запомнить, и здесь мнемоника нам в помощь. Для самых запутанных правил я рисовала «карты правила» (по методике, изложенной в книге Васильевой Е.Е. и Васильева В.Ю. «Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить»), для запоминания перечней (например, разрядов местоимений по значению) использовала технику «Локи» (привязку слова к знакомому месту). Словарные слова с двойными согласными выписала на несколько листов бумаги и повесила на дверь, трудные для произношения -записала на диктофон и слушала в транспорте. Для проверки запоминания несколько раз рекрутировала дочку, чтобы она провела со мной словарный диктант. Вроде и все. - Самопроверка
Заполняя «тренировочные» тесты, я, конечно, проверяла результат заполнения. Причем с ответами при первой проверке не сверяла. И почти всякий раз сама находила у себя 1-2 ошибки «по невнимательности».
Почему-то думаю, что такие ошибки есть у большинства. Если бы у меня было больше времени на подготовку, то обязательно включила бы в программу отдельные упражнения на тренировку внимания. Но и простая самопроверка вполне действенна. Кстати, и в реальном своем экзаменационном тесте нашла у себя недостающую метку при самопроверке.
Я очень удивлялась, наблюдая за коллегами по сдаче ЦТ: почти все, кто ушел до меня, свои работы вообще не перечитывали. Почему? Ведь точно сделанные исправления здесь гарантированно повышают балл! - Стратегии для аудитории
Приходить на тестирование просят за полчаса, но конверты с тестами вскрывают ровно в 11. Смысл получаса сидения за партой не очень ясен. Времени на тест достаточно даже в условиях экзаменационного стресса, и большая часть тестируемых ушла задолго до финального звонка. Телефоны действительно требуют сдавать в гардероб, все сумочки, бумажки и даже футляры для очков собирают и вообще бдят постоянно. Списать нельзя.
Зато можно написать замечания к вопросам. Я писала сразу к двум из своего четвертого варианта теста. В формулировке одного из вопросов была грамматическая ошибка, второй (по анализу текста) был, на мой взгляд, некорректно сформулирован. Но учли ли мое последнее замечание или мои догадки в бланке теста просто совпали с тем, что имели в виду авторы, осталось для меня тайной. Одно очевидно: писать замечания к тестам безопасно, на выставляемый балл это не влияет. Скорее всего, эти замечания и с авторством бланка не соотносятся, потому что оформить свои соображения просили «покороче, чтобы включить в протокол» и подписи не требовали. - После тестирования
Я не хотела «сдать тест и забыть» и уже через несколько дней поняла необходимость регулярного повторения. Удачно выбранные клеточки в бланке тестирования - это еще не идеальная грамотность и не экспертные знания даже школьного курса.
Прочно запомнились правила, которые используются почти в каждом тексте: пунктуация при однородных членах предложения, окончания глаголов и существительных, написание часто используемых словарных слов. Для остального приходится периодически обращаться к словарям и справочникам. Завела привычку уточнять сомнительные моменты правописания после завершения работы над каждой статьей, установила приложение для интервальных повторений в смартфон - поэтому листать словари приходится все же не слишком часто.
Различия союзов и союзных слов, виды обстоятельств и разряды местоимений постепенно забываются. Но мои «карты правил» лежат в надежном месте, так что материал в памяти теперь можно возобновить не за полтора месяца, а за день. И это радует: мой опыт может еще не раз пригодиться другим.
Чем помогли самоорганизация и
learning
skills?
В старших классах американских школ и на первых курсах вузов и колледжей многие ученики проходят курсы learning skills, учебных навыков. У нас такой практики нет, так что я изучала этот предмет самостоятельно. Это общие навыки планирования и тайм-менеджмента, а также умение извлекать из текста главное (кстати, помогает в заданиях на анализ текста), конспектировать, работать в группе и индивидуально, запоминать разные виды информации. До эксперимента на себе я уже провела несколько мотивационных групп по самоорганизации в быту, и одну – по управлению личными проектами в любых сферах: часть навыков самоорганизации относятся к учебе точно так же, как к регулярному планированию меню.
Итак, вот учебные навыки, которые использовались при подготовке.
- Планирование времени, составление расписания
На последний день вся подготовка не осталась, и это хорошо. Запомнить большой объем информации за день при развитой оперативной памяти можно, а вот научиться применять правила – вряд ли. - Планирование последовательности работы
Разделы в учебниках идут не в самом удобном порядке. Но если уже пару раз составил диаграммы Ганта для толкового ремонта комнаты или наполнения сайта, то разобраться в нужной тебе лично последовательности тем для повторения проще. - Критическое мышление
Это тоже один из учебных навыков, который нужно применять как раз к выбору источников информации. В интернете есть как надежные ресурсы именно для самообучения, так и странички внешне вполне убедительные, но отражающие нужные данные только частично. Если не отличать первые от вторых, можно упустить важные моменты. - Правильные процедуры самообучения
На любом специализированном ресурсе по подготовке к ЦТ вы найдете много советов, смысл которых очевиден. Записывайте главное на бумаге, задействуйте разные органы чувств, больше читайте…Дьявол в деталях: как именно записывать это «главное», чтобы оно осталось не только на бумаге, что стоит проговаривать, а что лучше лишний раз потренировать на тестах, какие именно тексты полезно «больше читать», в решении каких задач это чтение может помочь. Ради этих процедур американцы и берут курсы learning skills. - Процессы «периодического обслуживания»
Стандартные процедуры, которые стоит выполнять, чтобы не растерять, в данном случае, добытые знания. Эти процедуры нужны и в процессе учебы, особенно растянутой на длительный срок. Ну а сейчас их еще нужно адаптировать к ситуации реального использования знаний.
Можно ли перенять мой опыт подготовки к ЦТ?
Думаю, можно. И мне лично интереснее,чтобы пригодился он не столько для заполнения бланков теста, сколько для улучшения практической грамотности. Маршрут похожий: выяснить, чего не знаешь, выбрать необходимый материал для повторения - и последовательно изучать. А вместе с правилами правописания осваивать и learning skills, с которыми никакой экзамен не страшен.
7 февраля 2019 года я провожу бесплатный вебинар, где подробно расскажу, как выстроить свой путь к безупречному правописанию. !
Как сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Личный опыт
Учебный онлайн предмет «Русский язык» предназначается абитуриентам для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию, а также может использоваться учителями с целью контроля знаний учащихся.
Предмет содержит т ренировочные задания по всем разделам школьного курса русского языка, общие тесты, ключи-ответы ко всем заданиям.
Тематические задания предназначены для лингвистического тренинга и способствуют закреплению знаний, а также выработке умений и навыков по следующим основным темам: «Фонетика. Графика», «Лексикология. Фразеология», «Морфемика. Словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Стилистика».
Общие тесты по структуре и содержанию приближены к стандартному тесту по русскому языку, используемому при проведении централизованного тестирования. Каждый вариант теста состоит из части А и части B. Часть А включает 31 задание закрытого типа, предполагающее выбор правильных ответов (от одного до четырех). Часть В включает 9 заданий : задания по работе с текстом и задания на соответствия (когда необходимо соотнести языковые единицы в левом столбце таблицы с их грамматическими характеристиками в правом).
Биология
Белорусский язык
Математика
Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа курса подготовки к ЦТ по русскому языку
Составитель: Егорова Т.В. , учитель ГУО « Средняя шкоа №170 г. Минска»
Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Данная цель достигается при помощи выполнения ряда задач :
1) обеспечение полного теоретического освещения изучаемой темы;
2) обеспечение практического усвоения темы учащимися при помощи последовательного выполнения диагностического, коррекционного и итогового тестов, составленных и проводимых на основании идей методики «индивидуальной коррекции результата»;
3) выявление индивидуальных пробелов каждого учащегося и обеспечение их устранения при помощи составления плана индивидуальной работы над темами курса и контроля за её исполнением. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».
Ожидаемый результат внедрения в образовательный процесс разработанных материалов:
- Высокий уровень подготовленности к экзаменам и ЦТ.
- Изменение традиционных форм работы с учащимися
- Сформированы умения ставить цели, планировать и организовывать совместную учебную деятельность
- Развиты навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся
- Сформированы у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями
№п/п | Тема занятия | Кол-во ч. |
Разделы науки о языке. Понятие о литературном языке. Фонетика | ||
Лексикология. Лексикография | ||
Морфология. Морфологические признаки частей речи | ||
Состав слова. Словообразование | ||
Контрольные тесты по теме «Фонетика», «Морфология», «Словообразование» и Орфография | ||
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | ||
Правописание согласных в корне слова | ||
Правописание гласных и согласных в приставках | ||
Правописание суффиксов различных частей речи | ||
Правописание окончаний существительных и глаголов | ||
Правописание н и нн в различных частях речи | ||
Слитное, раздельное и дефисное написание существительных, прилагательных и наречий. | ||
Употребление э и е. Буквы ъ и ь. | ||
Правописание числительных. Склонение числительных | ||
Повторение по орфографии. Контрольные тесты по теме «Орфография» | ||
Словосочетание. Простое предложение | ||
Согласование, управление, примыкание. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | ||
Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Синтаксическая роль инфинитива | ||
Способы выражения несогласованных определений. Приложение. Типы односоставных предложений | ||
Тире в простом предложении | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения | ||
Обособленные члены предложения. Обособление определений, приложений | ||
Обособление обстоятельств, обособление дополнений. Обособленные члены со значением уточнения, пояснения или присоединения | ||
Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции | ||
Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | ||
Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | ||
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | ||
Знаки препинания в бессоюзном предложении | ||
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи | ||
Чужая речь и её виды | ||
Повторение. Контрольные тесты по теме «Синтаксис и пунктуация» | ||
Текст. Типы речи. Средства структурной связи предложений в тексте | ||
Функциональные стили речи. Жанры речи | ||
Понятие о нормах литературного языка. Произносительные, речевые, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы | ||
Повторение. Итоговые контрольные тесты |