Уравнение вида f (x ; a ) = 0 называется уравнением с переменной х и параметром а .
Решить уравнение с параметром а – это значит, для каждого значения а найти значения х , удовлетворяющие этому уравнению.
Пример 1. ах = 0
Пример 2. ах = а
Пример 3.
х + 2 = ах
х – ах = -2
х(1 – а) = -2
Если 1 – а = 0, т.е. а = 1, то х 0 = -2 корней нет
Если 1 – а 0, т.е. а 1, то х =
Пример 4.
(а 2 – 1) х = 2а 2 + а – 3
(а – 1)(а + 1)х = 2(а – 1)(а – 1,5)
(а – 1)(а + 1)х = (1а – 3)(а – 1)
Если а
= 1, то 0х
= 0
х
– любое действительное число
Если а
= -1, то 0х
= -2
Корней нет
Если а 1, а -1, то х = (единственное решение).
Это значит, что каждому допустимому значению а соответствует единственное значение х .
Например:
если а = 5, то х = = ;
если а = 0, то х = 3 и т. д.
Дидактический материал
1. ах = х + 3
2. 4 + ах = 3х – 1
3. а = +
при а = 1 корней нет.
при а = 3 корней нет.
при а = 1 х – любое действительное число, кроме х = 1
при а = -1, а = 0 решений нет.
при а = 0, а = 2 решений нет.
при а = -3, а = 0, 5, а = -2 решений нет
при а = -с , с = 0 решений нет.
Квадратные уравнения с параметром
Пример 1. Решить уравнение
(а – 1)х 2 = 2(2а + 1)х + 4а + 3 = 0
При а = 1 6х + 7 = 0
В случае а 1 выделим те значения параметра, при которых Д обращается в нуль.
Д = (2(2а + 1)) 2 – 4(а – 1)(4а + 30 = 16а 2 + 16а + 4 – 4(4а 2 + 3а – 4а – 3) = 16а 2 + 16а + 4 – 16а 2 + 4а + 12 = 20а + 16
20а + 16 = 0
20а = -16
Если а < -4/5, то Д < 0, уравнение имеет действительный корень.
Если а > -4/5 и а 1, то Д > 0,
х =
Если а = 4/5, то Д = 0,
Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение
х 2 + 2(а + 1)х + 9а – 5 = 0 имеет 2 различных отрицательных корня?
Д = 4(а + 1) 2 – 4(9а – 5) = 4а 2 – 28а + 24 = 4(а – 1)(а – 6)
4(а – 1)(а – 6) > 0
по т. Виета: х
1 + х
2 = -2(а
+ 1)
х
1 х
2 = 9а
– 5
По условию х 1 < 0, х 2 < 0 то –2(а + 1) < 0 и 9а – 5 > 0
В итоге | 4(а
– 1)(а
– 6) > 0 - 2(а + 1) < 0 9а – 5 > 0 |
а
< 1: а > 6 а > - 1 а > 5/9 |
(Рис. 1 ) < a < 1, либо a > 6 |
Пример 3. Найдите значения а , при которых данное уравнение имеет решение.
х 2 – 2(а – 1)х + 2а + 1 = 0
Д = 4(а – 1) 2 – 4(2а + 10 = 4а 2 – 8а + 4 – 8а – 4 = 4а 2 – 16а
4а 2 – 16 0
4а (а – 4) 0
а(а – 4)) 0
а(а – 4) = 0
а = 0 или а – 4 = 0
а = 4
(Рис. 2 )
Ответ: а 0 и а 4
Дидактический материал
1. При каком значении а уравнение ах 2 – (а + 1) х + 2а – 1 = 0 имеет один корень?
2. При каком значении а уравнение (а + 2) х 2 + 2(а + 2)х + 2 = 0 имеет один корень?
3. При каких значениях а уравнение (а 2 – 6а + 8) х 2 + (а 2 – 4) х + (10 – 3а – а 2) = 0 имеет более двух корней?
4. При каких значениях а уравнение 2х 2 + х – а = 0 имеет хотя бы один общий корень с уравнением 2х 2 – 7х + 6 = 0?
5. При каких значениях а уравнения х 2 +ах + 1 = 0 и х 2 + х + а = 0 имеют хотя бы один общий корень?
1. При а = - 1/7, а = 0, а = 1
2. При а = 0
3. При а = 2
4. При а = 10
5. При а = - 2
Показательные уравнения с параметром
Пример 1 .Найти все значения а , при которых уравнение
9 х – (а + 2)*3 х-1/х +2а *3 -2/х = 0 (1) имеет ровно два корня.
Решение. Умножив обе части уравнения (1) на 3 2/х, получим равносильное уравнение
3 2(х+1/х) – (а + 2)*3 х+1/х + 2а = 0 (2)
Пусть 3 х+1/х = у , тогда уравнение (2) примет вид у 2 – (а + 2)у + 2а = 0, или
(у – 2)(у – а ) = 0, откуда у 1 =2, у 2 = а .
Если у = 2, т.е. 3 х+1/х = 2 то х + 1/х = log 3 2 , или х 2 – х log 3 2 + 1 = 0.
Это уравнение не имеет действительных корней, так как его Д = log 2 3 2 – 4 < 0.
Если у = а , т.е. 3 х+1/х = а то х + 1/х = log 3 а , или х 2 – х log 3 а + 1 = 0. (3)
Уравнение (3) имеет ровно два корня тогда и только тогда, когда
Д = log 2 3 2 – 4 > 0, или |log 3 а| > 2.
Если log 3 а > 2, то а > 9, а если log 3 а < -2, то 0 < а < 1/9.
Ответ: 0 < а < 1/9, а > 9.
Пример 2 . При каких значениях а уравнение 2 2х – (а – 3) 2 х – 3а = 0 имеет решения?
Для того чтобы заданное уравнение имело решения, необходимо и достаточно, чтобы уравнение t 2 – (a – 3) t – 3a = 0 имело хотя бы один положительный корень. Найдем корни по теореме Виета: х 1 = -3, х 2 = а = >
а – положительное число.
Ответ: при а > 0
Дидактический материал
1. Найти все значения а, при которых уравнение
25 х – (2а + 5)*5 х-1/х + 10а * 5 -2/х = 0 имеет ровно 2 решения.
2. При каких значениях а уравнение
2 (а-1)х?+2(а+3)х+а = 1/4 имеет единственный корень?
3. При каких значениях параметра а уравнение
4 х - (5а -3)2 х +4а 2 – 3а = 0 имеет единственное решение?
Логарифмические уравнения с параметром
Пример 1. Найти все значения а , при которых уравнение
log 4x (1 + ах ) = 1/2 (1)
имеет единственное решение.
Решение. Уравнение (1) равносильно уравнению
1 + ах = 2х при х > 0, х 1/4 (3)
х = у
ау 2 –у + 1 = 0 (4)
Не выполняется (2) условие из (3).
Пусть а 0, то ау 2 – 2у + 1 = 0 имеет действительные корни тогда и только тогда, когда Д = 4 – 4а 0, т.е. при а 1.Чтобы решить неравенство (3), построим графики функций Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1990
Введение
§1. Разработка факультативных занятий по теме.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью факультативных занятий по математике являются расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.
Большую роль в развитии математического мышления учащихся на факультативных занятиях играет изучение темы "Уравнения с параметрами". Вместе с тем изучение этой темы в школьной программе не уделено достаточного внимания. Интерес к теме объясняется тем, что уравнения с параметрами предлагаются как на школьных выпускных экзаменах, так и на вступительных экзаменах в вузы.
Целью курсовой работы является ознакомление учащихся с теоретическими основами решения уравнений с параметрами, основными их видами и рекомендациями к решению.
§1. Теоретические основы решения уравнений с параметрами.
Рассмотрим уравнение
F (х, у, ..., z; α,β, ..., γ ) = 0 (F )
с неизвестными х, у, ..., z и с параметрами α,β, ..., γ ;при всякой допустимой системе значений параметров α 0 ,β 0 , ..., γ 0 уравнение (F) обращается в уравнение
F(х, у, ..., z; α 0 ,β 0 , ..., γ 0) = 0(F 0 )
с неизвестными х, у,..., z, не содержащее параметров. Уравнение (Fo ) имеет некоторое вполне определенное множество (быть, может, пустое) решений.
Аналогично рассматриваются системы уравнений, содержащих параметры. Допустимыми системами значений параметров считаются системы, допустимые для каждого уравнения в отдельности.
Определение. Решить уравнение (или систему), содержащее параметры, это значит, для каждой допустимой системы значений параметров найти множество всех решений данного уравнения (системы).
Понятие эквивалентности применительно к уравнению, содержащим параметры, устанавливается следующим образом.
Определение. Два уравнения (системы)
F(х, у, ..., z; α,β, ..., γ) = 0 (F ),
Ф (х, у, ..., z; α,β, ..., γ) = 0 (Ф )
с неизвестным х, у,..., z и с параметрами α,β, ..., γ называются эквивалентными, если для обоих уравнений (систем) множество допустимых систем значений параметров одно и то же и при всякой допустимой системе значений, параметров оба уравнения (системы уравнений) эквивалентны.
Итак, эквивалентные уравнения при всякой допустимой системе значений параметров имеют одно и то же множество решений.
Преобразование уравнения, изменяющее множество допустимых систем значений параметров, приводит к уравнению, не эквивалентному данному уравнению.
Предположим, что каждое из неизвестных, содержащихся в уравнении
F(x, у,z; α,β, ..., γ) =0 (F )
задано в виде некоторой функции от параметров: х = х(α,β, ..., γ );
у = у(α,β, ..., γ);….
z= z (α,β, ..., γ). (Х)
Говорят, что система функций (Х ), заданных совместно, удовлетворяет уравнению (F ), если при подстановке этих функций вместо неизвестных х, у,..., z в уравнение (F) левая его часть обращается в нуль тождественно при всех допустимых значениях параметров:
F ( x (α,β, ..., γ), y( α,β, ..., γ),…, z (α,β, ..., γ ) ≡0.
При всякой допустимой системе численных значений параметров α = α 0 ,β=β 0 , ..., γ= γ 0 соответствующие значения функций (Х ) образуют решение уравнения
F(х, у, ..., z; α 0 ,β 0 , ..., γ 0) = 0
§2. Основные виды уравнений с параметрами.
Линейные и квадратные уравнения.
Линейное уравнение, записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами: ах = b , где х – неизвестное, а, b – параметры. Для этого уравнения особым или контрольным значением параметра является то, при котором обращается в нуль коэффициент при неизвестном.
При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него.
Особым значением параметра а является значение а = 0.
1. Если а ≠ 0 , то при любой паре параметров а и b оно имеет единственное решение х =
.2. Если а = 0, то уравнение принимает вид: 0 х = b . В этом случае значение b = 0 является особым значением параметра b .
2.1. При b ≠ 0 уравнение решений не имеет.
2.2. При b = 0 уравнение примет вид: 0 х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число.
П р и м е р. Решим уравнение
2а(а - 2) х=а - 2. (2)
Р е ш е н и е. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются а=0 и а=2. При этих значениях а невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при х. В то же время при значениях параметра а≠0, а≠2 это деление возможно. Таким образом, целесообразно множество всех действительных значений параметра разбить на подмножества
A 1 ={0}, А 2 ={2} и Аз= {а ≠0, а ≠2}
и решить уравнение (2) на каждом из этих подмножеств, т. е. решить уравнение (2) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра:
1) а= 0 ; 2) а= 2 ; 3) а≠0, а≠2
Рассмотрим эти случаи.
1) При а= 0уравнение (2) принимает вид 0 х = - 2. Это уравнение не имеет корней.
2) При а= 2уравнение (2) принимает вид 0 х =0. Корнем этого уравнения является любое действительное число.
3) При а≠0, а≠2 из уравнения (2) получаем, х=
откуда х=
.0 т в е т: 1) если а= 0, то корней нет; 2) если а= 2, то х - любое действительное число; 3) если а ≠0, а ≠2 , то х =
П р и ме р. Решим уравнение
(а - 1) х 2 +2 (2а +1) х +(4а +3) =0; (3)
Р е ш е н и е. В данном случае контрольным является значение a =1. Дело в том, что при a =1 уравнение (3) является линейным, а при а≠ 1 оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения). Значит, целесообразно рассмотреть уравнение (3) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) а =l; 2) а ≠1.
Рассмотрим эти случаи.
1) При a =1 уравнение (3) примет вид бх +7=0. Из этого
уравнения находим х= -
.2) Из множества значений параметра а≠ 1 выделим те значения, при которых дискриминант уравнения (3) обращается в 0.
Дело в том, что если дискриминант D=0 при а=а о, то при переходе значения D через точку а о дискриминант может изменить знак (например, при а<а о D< 0, а при а>а о D>0). Вместе с этим при переходе через точку а о меняется и число действительных корней квадратного уравнения (в нашем примере при а<а о корней нет, так как D< 0, а при а>а о D>0 уравнение имеет два корня). Значит, можно говорить о качественном изменении уравнения. Поэтому значения параметра, при которых обращается в 0 дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольным значениям.
Составим дискриминант уравнения (3):
=(2а+ l) 2 - (а - 1) (4а+3). После упрощений получаем = 5а+4.Из уравнения
=0 находим а= - второе контрольное значение параметра а. При этом если а < , то D <0; если a ≥ , то D≥0.МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 68»
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Выступление на заседании МО
Методы решения задач
с параметрами
Прокушева Наталья Геннадьевна
г. Лодейное Поле
2013-2014
Задачи с параметрами
Задачи с параметрами относятся к наиболее сложным из задач, предлагающихся как на Едином государственном экзамене, так и на дополнительных конкурсных экзаменах в ВУЗы.
Они играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры. Затруднения, возникающие при их решении связаны с тем, что каждая задача с параметрами представляет собой целый класс обычных задач, для каждой из которых должно быть получено решение.
Если в уравнении (неравенстве) некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а уравнение (неравенство) параметрическим.
Как правило, неизвестные обозначаются последними буквами латинского алфавита: x , y , z , …, а параметры – первыми: a , b , c , …
Решить уравнение (неравенство) с параметрами – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они. Два уравнения (неравенства), содержащие одни и те же параметры, называются равносильными, если:
а) они имеют смысл при одних и тех же значениях параметров;
б) каждое решение первого уравнения (неравенства) является решением второго и наоборот.
Естественно, такой небольшой класс задач многим не позволяет усвоить главное: параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом, а во-вторых, – степень свободы общения ограничивается его неизвестностью. Так, деление на выражение, содержащее параметр, извлечение корня четной степени из подобных выражений требуют предварительных исследований. Как правило, результаты этих исследований влияют и на решение, и на ответ.
Как начинать решать такие задачи? Не надо бояться задач с параметрами. Прежде всего, надо сделать то, что делается при решении любого уравнения или неравенства- привести заданное уравнение (неравенство) к более простому виду, если это возможно: разложить рациональное выражение на множители, разложить тригонометрический многочлен на множители, избавиться от модулей, логарифмов, и т.д.. затем необходимо внимательно еще и еще прочитать задание.
При решении задач, содержащих параметр, встречаются задачи, которые условно можно разделить на два большие класса. В первый класс можно отнести задачи, в которых надо решить неравенство или уравнение при всех возможных значениях параметра. Ко второму классу отнесем задания, в которых надо найти не все возможные решения, а лишь те из них, которые удовлетворяют некоторым дополнительным условиям.
Наиболее понятный для школьников способ решения таких задач состоит в том, что сначала находят все решения, а затем отбирают те, которые удовлетворяют дополнительным условиям. Но это удается не всегда. Встречаются большое количество задач, в которых найти все множество решений невозможно, да нас об этом и не просят. Поэтому приходится искать способ решить поставленную задачу, не имея в распоряжении всего множества решений данного уравнения или неравенства, например, поискать свойства входящих в уравнение функций, которые позволят судить о существовании некоторого множества решений.
Основные типы задач с параметрами
Тип 1. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, которые необходимо решить либо для любого значения параметра (параметров), либо для значений параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству.
Этот тип задач является базовым при овладении темой «Задачи с параметрами», поскольку вложенный труд предопределяет успех и при решении задач всех других основных типов.
Тип 2. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра (параметров).
Обращаем внимание на то, что при решении задач данного типа нет необходимости ни решать заданные уравнения, неравенства, их системы и совокупности и т. д., ни приводить эти решения; такая лишняя в большинстве случаев работа является тактической ошибкой, приводящей к неоправданным затратам времени. Однако не стоит абсолютизировать сказанное, так как иногда прямое решение в соответствии с типом 1 является единственным разумным путем получения ответа при решении задачи типа 2.
Тип 3. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности имеют заданное число решений (в частности, не имеют или имеют бесконечное множество решений).
Легко увидеть, что задачи типа 3 в каком-то смысле обратны задачам типа 2.
Тип 4. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.
Например, найти значения параметра, при которых:
1) уравнение выполняется для любого значения переменной из заданного промежутка;
2) множество решений первого уравнения является подмножеством множества решений второго уравнения и т. д.
Комментарий. Многообразие задач с параметром охватывает весь курс школьной математики (и алгебры, и геометрии), но подавляющая часть из них на выпускных и вступительных экзаменах относится к одному из четырех перечисленных типов, которые по этой причине названы основными.
Наиболее массовый класс задач с параметром - задачи с одной неизвестной и одним параметром. Следующий пункт указывает основные способы решения задач именно этого класса.
Основные методы решения задач с параметром
Способ I (аналитический). Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Иногда говорят, что это способ силового, в хорошем смысле «наглого» решения.
Способ II (графический). В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a ) рассматриваются графики или в координатной плоскости (x; y ), или в координатной плоскости (x ; a ).
Комментарий. Исключительная наглядность и красота графического способа решения задач с параметром настолько увлекает изучающих тему «Задачи с параметром», что они начинают игнорировать другие способы решения, забывая общеизвестный факт: для любого класса задач их авторы могут сформулировать такую, которая блестяще решается данным способом и с колоссальными трудностями остальными способами. Поэтому на начальной стадии изучения опасно начинать с графических приемов решения задач с параметром.
Способ III (решение относительно параметра). При решении этим способом переменные x и a принимаются равноправными и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение признается более простым. После естественных упрощений возвращаемся к исходному смыслу переменных x и a и заканчиваем решение.
Перейдем теперь к демонстрации указанных способов решения задач с параметром.
1. Линейные уравнения и неравенства с параметрами
Линейная функция: – уравнение прямой с угловым коэффициентом . Угловой коэффициент равен тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси .
Линейные уравнения с параметрами вида
Если , уравнение имеет единственное решение.
Если , тоуравнение не имеет решений , когда , и уравнение имеет бесконечно много решений , когда .
Пример 1. Решить уравнение | x | = a .
Решение:
a > 0, => x 1,2 = ± a
a = 0, => x = 0
a < 0, => решений нет.
Ответ: x 1,2 = ±a при a > 0; x = 0 при a = 0; решений нет при a < 0.
Пример 2. Решить уравнение |3 – x | = a .
Решение:
a > 0, => 3 – x = ± a , => x = 3 ± a
a = 0, => 3 – x = 0. => x = 3
a < 0, => решений нет.
Ответ: x 1,2 = 3 ±a при a > 0; x = 3 при a = 0; решений нет при a < 0.
Пример 3. Решить уравнение m ² x – m = x + 1.
Решение:
m ² x – m = x + 1
m ² x – x = m + 1
(m² – 1)x = m + 1
Ответ:
при m
≠ ±
1; x
Є
R
при m
= –1; решений нет при m
= 1.
Пример 4. а решить уравнение: ( a 2 – 4) x = a + 2 .
Решение: Разложим коэффициент при на множители. .
Если , уравнение имеет единственное решение: .
Если , уравнение не имеет решений.
Если , тоуравнение имеет бесконечно много решений .
Пример 6.
При всех значениях параметра a
решить уравнение:
.
Решение: ОДЗ: . При этом условии уравнение равносильно следующему: . Проверим принадлежность к ОДЗ: , если . Если же , то уравнение не имеет решений.
Пример 7. При всех значениях параметра а решить уравнение: | х + 3| – a | x – 1| = 4.
Решение: Разобьем числовую прямую на 3 части точками, в которых выражения под знаком модуля обращаются в нуль и решим 3 системы:
1) , если . Найденный будет решением, если .
2) , если . Найденный удовлетворяет нужному неравенству, следовательно, является решением при . Если же , то решением является любой .
3) , если . Найденный не удовлетворяет нужному неравенству, следовательно, не является решением при . Если же , то решением является любой x > 1.
Ответ: при ; при ;
п ри ; является также решением при всех .
Пример 8. Найти все а , при каждом из которых хотя бы одно из решений уравнения 15x – 7a = 2 – 3ax + 6a меньше 2 .
Решение: Найдем решения уравнения при каждом . , если . Решим неравенство: .
При уравнение не имеет решений.
Ответ : а Î (–5 , 4) .
Линейные неравенства с параметрами
Например: Решить неравенство: kx < b .
Если k
> 0, то
. Если k
< 0, то
. Если k
= 0, то при b
> 0 решением является любой x
Є R
, а при
решений нет.
Аналогично решите остальные неравенства в рамочке.
Пример 1.
Для всех значений параметра а решить неравенство
.
Решение:
. Если скобка перед x
положительна, т.е. при
, то
. Если скобка перед x
отрицательна, т.е. при
, то
. Если же a
= 0 или a
= , то решений нет.
Ответ:
при
;
при
;
решений нет при a = 0 или a = .
Пример 2 . Для всех значений параметра а решить неравенство |х – а| – |x + a | < 2a .
Решение:
При a =0 имеем неверное неравенство 0 < 0, т.е. решений нет. Пусть a > 0, тогда при x < –a оба модуля раскрываются с минусом и получаем неверное неравенство 2a < 2a , т.е. решений нет. Если x Є [–a ; a ] , то первый модуль раскрывается с минусом, а второй с плюсом и получаем неравенство –2x < 2a , т.е. x > –a , т.е., решением является любой x Є (–a ; a ]. Если x > a оба модуля раскрываются с плюсом и получаем верное неравенство –2a < 2a , т.е. , решением является любой x Є (a ; +∞). Объединяя оба ответа, получим, что при a > 0 x Є (–a ; +∞).
Пусть a < 0, тогда первое слагаемое больше, чем второе, поэтому разность в левой части неравенства положительна и, следовательно, не может быть меньше отрицательного числа 2a . Т.о., при a < 0 решений нет.
Ответ:
x
Є (–a
; +∞) при a
> 0, решений нет при
.
Замечание. Решение данной задачи получается быстрее и проще, если использовать геометрическую интерпретацию модуля разности двух чисел, как расстояние между точками. Тогда выражение в левой части можно интерпретировать, как разность расстояний от точки х до точек а и –а .
Пример 3.
Найти все а
, при каждом из которых все решения неравенства
удовлетворяют неравенству 2x
– a
² + 5 < 0.
Решение:
Решением неравенства |x
| ≤ 2 является множество A
=[–2; 2], а решением неравенства 2x
– a
² + 5 < 0 является множество B
= (–∞;
) . Чтобы удовлетворить условию задачи, нужно, чтобы множество А входило в множество В (). Это условие выполнится тогда и только тогда, когда .
Ответ: a Є (–∞; –3)U (3; +∞).
Пример 4.
Найти все значения a , при которых неравенство
выполняется для всех x
из отрезка .
Решение:
Дробь – меньше нуля между корнями, поэтому надо выяснить, какой корень больше.
–3a
+ 2 < 2a
+ 4
и –3a
+ 2 > 2a
+ 4
. Т.о., при
x
Є (–3a
+ 2; 2a
+ 4) и чтобы неравенство выполнялось для всех x из отрезка , нужно, чтобы
При
x
Є (2a
+ 4; –3a
+ 2) и чтобы неравенство выполнялось для всех x
из отрезка , нужно, чтобы
При a = – (когда корни совпадают) решений нет, т.к. в этом случае неравенство приобретает вид: .
Ответ:
.
Пример 5. а неравенство справедливо при всех отрицательных значениях х ?
Решение:
Функция монотонно возрастает, если коэффициент при x неотрицательный, и она монотонно убывает, если коэффициент при x отрицательный.
Выясним знак коэффициента при
a ≤ –3,
a ≥ 1; (a ² + 2 a – 3) < 0 <=> –3 < a < 1.
a ≤ –3,
Пусть a
≥ 1. Тогда функция f
(x
)
монотонно не убывает, и условие задачи будет выполнено, если f
(x
)
≤ 0 <=> 3a
² – a
– 14 ≤ 0 <=>
.
a ≤ –3,
Вместе с условиями a
≥ 1; получим:
Пусть –3 < a < 1. Тогда функция f (x ) монотонно убывает, и условие задачи никогда не может быть выполнено.
Ответ
:
.
2. Квадратные уравнения и неравенства с параметрами
В множестве действительных чисел это уравнение исследуется по следующей схеме.
Пример 1 . При каких значениях a уравнение x ² – ax + 1 = 0 не имеет действительных корней?
Решение:
x ² – ax + 1 = 0
D = a ² – 4 · 1 = a ² – 4
a ² – 4 < 0 + – +
( a – 2)( a + 2) < 0 –2 2
Ответ : при a Є (–2; 2)
Пример 2. При каких значениях а уравнение а (х ² – х + 1) = 3 х + 5 имеет два различных действительных корня?
Решение:
а (х ² – х + 1) = 3 х + 5, а ≠ 0
ах ² – ах+ а – 3 х – 5 = 0
ах ² – ( а + 3) х + а – 5 = 0
D = ( a +3)² – 4 a ( a – 5) = a ² +6 a + 9 – 4 a ² + 20 a = –3 a ² + 26 a + 9
–3 a ² + 26 a + 9 > 0
3 a ² – 26 a – 9 < 0
D = 26² – 4 · 3 · (–9) = 784
a
1
=
;
a
2
=
+ –
+
0 9
Ответ: при a Є (–1/3; 0) U (0; 9)
Пример 3. Решить уравнение
.
Решение:
ОДЗ : x ≠1, x ≠ a
x
– 1 +
x
–
a
= 2, 2
x
= 3 +
a
,
1)
; 3 +
a
≠ 2;
a
≠ –1
2)
; 3 +
a
≠ 2
a
;
a
≠ 3
Ответ:
при
a
Є (–∞; –1)
U
(–1; 3)
U
(3; +∞);
решений нет при a = –1; 3 .
Пример 4 . Решить уравнение | x ²–2 x –3 | = a .
Решение:
Рассмотрим функции y = | x ²–2 x –3 | и y = a .
При a
<
0
нет решений;
при a
=
0 и a
> 4 два решения;
при 0 < a
< 4 – четыре решения;
при a
= 4 – три решения.
Ответ:
при a
< 0 нет решений;
при a
= 0 и a
> 4 два решения;
при 0 < a
< 4 – четыре решения;
при a
= 4 – три решения.
Пример 5.
Найти все значения
a
, при каждом из которых уравнение
|
x
²–(
a
+2)
x
+2
a
| = |
3
x
–6
|
имеет ровно два корня. Если таких значений
a
больше одного, в ответе укажите их произведение.
Решение:
Разложим квадратный трехчлен x
²–(
a
+2)
x
+2
a
на множители.
;
;
;
Получим |
(
x
–2)(
x
–
a
)
| =
3
|
x
–2
|.
Это уравнение равносильно совокупности
Поэтому данное уравнение имеет ровно два корня, если a
+ 3 = 2 и a
– 3 = 2.
Отсюда находим, что искомыми значениями a
являются a
1
= –1; a
2
= 5; a
1
·
a
2
= –5.
Ответ: –5.
Пример 6. Найти все значения a , при которых корни уравнения ax ² – 2( a + 1) x – a + 5 = 0 положительны .
Решение:
Контрольная точка a = 0, т.к. меняет суть уравнения.
1. a = 0 –2x + = 0;
Ответ: a Є U .
Пример 7. При каких значениях параметра a уравнение | x ² – 4 x + 3 | = ax имеет 3 корня.
Решение:
Построим графики функций y = | x ² – 4 x + 3 | и y = ax .
На отрезке построен график функции
.
Данное уравнение будет иметь три корня, если график функции y
=
ax
будет являться касательной к графику y
= x
²+ 4
x
– 3
на
отрезке .
Уравнение касательной имеет вид y
=
f
(x
0
) +
f
’(x
0
)(x
–
x
0
),
Т.к. уравнение касательной y
=
a
, получим систему уравнений
Т.к. x 0 Є ,
Ответ:
при a
= 4 – 2
.
Квадратные неравенства с параметрами
Пример.
Найдите все значения параметра
a
, при каждом из которых среди решений неравенства
нет ни одной точки отрезка .
Решение:
Сначала решим неравенство при всех значениях параметра, а потом найдем те из них, для которых среди решений нет ни одной точки отрезка .
Пусть
, ax
= t
²
t ≥ 0
При такой замене переменных ОДЗ неравенства выполняется автоматически. x
можно выразить через t
, если a
≠ 0. Поэтому случай, когда a
= 0, рассмотрим отдельно.
1.Пусть a
= 0, тогда х
> 0, и заданный отрезок является решением.
2.Пусть a
≠ 0, тогда
и неравенство
примет вид
,
Решение неравенства зависит от значений a
, поэтому придется рассмотреть два случая.
1) Если a
>0, то
при
, или в старых переменных,
Решение не содержит ни одной точки заданного отрезка , тогда и только тогда, когда выполнены условия a ≤ 7,
16a
≥ 96. Отсюда, a
Є .
2). Если а
< 0, то
;
; t
Є (4a
; a
). Так как t
≥ 0, то решений нет.
Ответ: .
Иррациональные уравнения с параметрами
При решении иррациональных уравнений и неравенств с параметром, во-первых, следует учитывать область допустимых значений. Во-вторых, если обе части неравенства – неотрицательные выражения, то такое неравенство можно возводить в квадрат с сохранением знака неравенства.
Во многих случаях иррациональные уравнения и неравенства после замены переменных сводятся к квадратным.
Пример 1.
Решить уравнение
.
Решение:
ОДЗ: x + 1 ≥ 0, x ≥ –1, a ≥ 0.
x + 1 = a ².
Если x = a ² – 1, то условие выполняется.
Ответ: x = a ² – 1 при а ≥ 0; решений нет при a < 0.
Пример 2. Решить уравнение
.
Решение:
ОДЗ: x + 3 ≥ 0, x ≥ –3,
a – x ≥ 0; x ≤ a ;
x + 3 = a – x ,
2x = a – 3,
<=>
<=>
<=>
a
≥ –3.
Ответ:
при a
≥ –3; решений нет при a
< –3.
Пример 3.
Сколько корней имеет уравнение
в зависимости от значений параметра а
?
Решение:
Область допустимых значений уравнения: x Є [–2; 2]
Построим графики функций. График первой функции – это верхняя половина окружности x
² + y
² = 4. График второй функции – биссектрисы первого и второго координатных углов. Из графика первой функции вычтем график второй и получим график функции
. Если заменить у
на а
, то последний график функции есть множество точек (х; а), удовлетворяющих исходному уравнению.
По графику видим ответ.
Ответ: при а Є (–∞; –2) U (1; +∞), корней нет;
при а Є [–2; 2), два корня;
при а = 1, один корень.
Пример 4.
При каких значениях параметра а
уравнение
имеет единственное решение?
Решение:
1 способ (аналитический):
Ответ:
2 способ (графический):
Ответ: при а ≥ –2 уравнение имеет единственное решение
Пример 5. При каких значениях параметра а уравнение = 2 + х имеет единственное решение.
Решение:
Рассмотрим графический вариант решения данного уравнения, то есть построим две функции:
у
1 = 2 + х
и у
2 =
Первая функция является линейной и проходит через точки (0; 2) и (–2; 0).
График второй функции содержит параметр. Рассмотрим сначала график этой функции при а
= 0 (рис.1). При изменении значения параметра график будет передвигаться по оси ОХ
на соответсвующее значение влево (при положительных а
) или вправо (при отрицательных а
) (рис.2)
Из рисунка видно, что при а < –2 графики не пересекают друг друга, а следовательно не имеют общих решений. Если же значение параметра а больше либо равно –2, то графики имеют одну точку пересечения, а следовательно одно решение.
Ответ: при a ≥ –2 уравнение имеет единственное решение.
Тригонометрические уравнения с параметрами.
Пример 1. Решите уравнение sin (– x + 2 x – 1) = b + 1.
Решение:
Учитывая нечетность функции
, данное уравнение сведем к равносильному
.
1. b = –1
3. b =–2
4. | b + 1| > 1
Решений нет.
5. b Є(–1; 0)
6. b Є(–2; –1)
Пример 2.
Найдите все значения параметра p, при которых уравнение
не имеет решений.
Решение:
Выразим cos 2x
через sinx
.
Пусть
тогда задача свелась к нахождению всех значений p
, при которых уравнение не имеет решений на [–1; 1]. Уравнение алгоритмически не решается, поэтому решим задачу, используя график. Запишем уравнение в виде , и теперь эскиз графика левой части
строится несложно.
Уравнение не имеет решений, если прямая y
=
p
+ 9 не пересекает график на отрезке [–1; 1], т. е.
Ответ: p Є (–∞; –9) U (17; +∞).
Системы уравнений с параметрами
Системы двух линейных уравнений с параметрами
Система уравнений
Решениями системы двух линейных уравненийявляются точки пересечения двух прямых: и .
Возможны 3 случая:
1. Прямые не параллельны . Тогда и их нормальные вектора не параллельны, т.е. . В этом случае система имеет единственное решение.
2. Прямые параллельны и не совпадают. Тогда и их нормальные вектора параллельны, но сдвиги различны, т.е. .
В этом случае система решений не имеет .
3. Прямые совпадают. Тогда их нормальные вектора параллельны и сдвиги совпадают, т.е. . В этом случае система имеет бесконечно много решений – все точки прямой.