Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.
К самому себе.
Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.
На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.
Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.
«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
Создать основу для развития универсальных учебных действий;
Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Уникальность диагностики
Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
Позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
Помогают организовать деятельность на уроке и др.
Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:
Как устроена диагностика
Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.
Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Как проводится диагностика
Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.
Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.
Информацию о семинарах можно получить на сайтах
В УМК «Школьный старт» входят:
- - методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога
Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.
К самому себе.
Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.
На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.
Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.
«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
Создать основу для развития универсальных учебных действий;
Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Уникальность диагностики
Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
Позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
Помогают организовать деятельность на уроке и др.
Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:
В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:
Как устроена диагностика
Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.
Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Как проводится диагностика
Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.
Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.
Обработка результатов диагностики
Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.
Что дает учителю диагностика
«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка
Как научиться проводить диагностику
Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.
Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.
Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!
Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.
В настоящее время готовится к изданию программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов
Какие пособия использовать для проведения диагностики?
В УМК «Школьный старт» входят:
- рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.)
«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
Создать основу для развития универсальных учебных действий;
Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога
Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.
К самому себе.
Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.
На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.
Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.
«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
Создать основу для развития универсальных учебных действий;
Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Уникальность диагностики
Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
Позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
Помогают организовать деятельность на уроке и др.
Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:
В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:
Мы выделили 17 умений, входящих в структуру педагогической готовности:
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ: Умение РЕБЕНКА
- выделять из потока информации отдельные детали, исходя из поставленной задачи.
- воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления.
- видеть существенные признаки (понятия) в образе воспринимаемого объекта.
- придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения.
- опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: Умение РЕБЕНКА
- устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями.
- устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями.
- устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями.
- выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей. оперировать одной и той же информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при решении учебной задачи.
- находить закономерность в изучаемой информации.
- анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.
КОНТРОЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) УМЕНИЯ:
- соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия.
- следовать инструкции при выполнении учебных действий
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ:
- использовать речь взрослого, как источник информации при решении учебной задачи.
ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ:
16)мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности.
17)положительное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности
Основная процедура, которую мы предлагаем для определения уровня педагогической готовности ребенка, - это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь, в которой работает ученик.
Как устроена диагностика
Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.
Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Как проводится диагностика
Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.
Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.
Обработка результатов диагностики
Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.
Что дает учителю диагностика
«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка
Как научиться проводить диагностику
Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.
Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.
Информацию о семинарах можно получить на сайтах
www.tochkapsy.ru и www.zankov.ru
Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!
Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.
В настоящее время готовится к изданию программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей. Владение учащимся основами умения учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоидентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД и является продолжением УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе).
Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.
Данная программа – это только начало системы диагностической работы учителя. Без систематического отслеживания качества работы в условиях внедрения новых образовательных стандартов педагогу не обойтись. Универсальные учебные действия формируются на протяжении всех 4-х лет обучения, формируются поэтапно и на каждом этапе своего развития нуждаются во внимании со стороны педагога. В настоящее время разрабатывается программа мониторинга метапредметных универсальных учебных действий для 1 и 2 класса. Уже в середине будущего учебного года этот мониторинг будет необходим всем педагогам, обучающим первоклассников по Федеральным образовательным стандартам нового поколения.
Какие пособия использовать для проведения диагностики?
В УМК «Школьный старт» входят:
Рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.)
Какие пособия использовать для проведения
мониторинга развития УУД учащихся?
В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочая тетрадь для 1 класса (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая);
- рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова).
Слайд 2
Учебно – методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Назначение данной программы: получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Назначение данной программы - получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информация может быть использована учителем для того, чтобы: Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений Спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов)
Уникальность диагностики Базовые умения первоклассника: - обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, - позволяют включиться в учебный диалог на уроке, - помогают организовать деятельность на уроке и др.
17 умений сгруппированы в 5 блоков
Как устроена диагностика?
Как проводится диагностика? на 3-4 неделе обучения первоклассника все упражнения выполняются под руководством учителя ежедневно, в начале 2 и 3 уроков в течение 5 – 10 минут или выделить несколько специальных диагностических уроков со вторника по четверг
Обработка результатов диагностики
Учебно – методический комплект «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ»: ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Какие пособия использовать для проведения диагностики? В УМК «Школьный старт» входят: - рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.) - методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).
Какие пособия использовать для проведения диагностики? Какие пособия использовать для проведения мониторинга развития УУД учащихся? В УМК «Учимся учиться и действовать» входят: - рабочая тетрадь для 1 класса (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая); - рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова). - рабочая тетрадь для 3 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 3 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова) Подробная аннотация к пособиям для 1 класса, для 2 класса.
представляет уникальный проект для учителей 1-х классов
ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ
Педагогическая диагностика стартовой готовности
к успешному обучению в начальной школе
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова,
Т.В. Меркулова,
А.Г. Теплицкая
Под ред. М.Р. Битяновой
П
едагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению – это принципиально новый подход к организации первых недель и месяцев обучения детей
в школе. Учитель получает возможность выявить у первоклассников уровень сформированности тех базовых умений, которые обеспечивают понимание ими материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, организовать свою познавательную деятельность и др. Анализ результатов диагностики позволит учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Предлагаемый УМК включает рабочую тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней.
Формат: 200х285; 143х200
Объем: 24 с., 64 стр
Диагностика проводится на 3–4 неделе обучения первоклассника на основе заданий рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения направлены на выявление тех умений, которые помогают детям справляться с основными видами учебных заданий начала 1 класса. Частично они и разработаны на базе таких реальных заданий. Все упражнения выполняются под руководством учителя на основании инструкций, представленных в методических рекомендациях. Кроме того, слова учителя дублируются в рабочей тетради. Задания выполнены в виде рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Подробное описание процедуры проведения диагностики, оценки и анализа результатов представлены в методических рекомендациях для учителя.
Подробнее о том, что такое диагностика готовности к обучению, какова методика проведения диагностики, читайте здесь: http://www.zankov.ru/news/new/article=2407
По вопросам приобретения учебно-методической литературы обращайтесь:
● розница и мелкий опт – в книжные магазины вашего региона (список торгующих организаций см. на сайте www . zankov . ru ); ● Интернет-магазин: www.zankov.ru/ catalog /
УМК «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ
К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Школьные годы - долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет, а также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно - первые шаги. Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.
КОМУ:
. воспитателю ДОУ;
. учителю 1 класса;
. учителю группы подготовки к школе.
ДЛЯ ЧЕГО:
. выяснение причин успеха и неудач ребенка;
. работа над формированием универсальных учебных действий.
КОГДА:
. 3-4 неделе апреля (для ДОУ);
. 3-4 неделя обучения в 1 классе.
«Школьный старт»
- это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Уникальность диагностики
Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
- помогают организовать деятельность на уроке и др.
- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:
В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:
Как устроена диагностика
Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.
Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Как проводится диагностика
Педагогическая диагностика стартовой готовности может быть проведена в конце нахождения детей в подготовительной группе дошкольного учреждения (на 3-4 неделе апреля) или на 3-4 неделе обучения в 1 классе.
Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.
Обработка результатов диагностики
Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Она производится с помощью специализированной системы . Чтобы работать в системе, необходима регистрация.
Что дает учителю диагностика
«Школьный старт» - это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.
Как научиться проводить диагностику
Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.
- Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводит Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ».
- Информацию о семинарах можно получить на сайте www.tochkapsy.ru .
Какие пособия использовать для проведения диагностики?
В УМК «Школьный старт» входят:
Успешный старт - хорошее начало обучения в школе!
Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.
(Этот материал можно скачать )
(Обучающую презентацию М.Р. Битяновой можно скачать )
Продолжением УМК «Школьный старт» является учебно-методический комплект , который представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД.
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая
М ЕТОДИЧЕСКИЕ
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
к рабочей тетради «Школьный старт»
Педагогическая диагностика стартовой готовности
к успешному обучению
в начальной школе
● Общая характеристика педагогической диагностики стартовой готовности
● Описание проведения процедуры диагностики
● Оценка и анализ результатов
● Использование данных диагностики в работе педагога по индивидуализации обучения
Издательство «Учебная литература»
ББК 74.202.5 Б37
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
им. Л.В. ЗАНКОВА
Научный редактор С. Г. Яковлева
В методических рекомендациях, адресованных учителям начальной школы, описана программа педагогической диаг$ ностики и оценки стартовой готовности ребенка к успеш$ ному обучению в начальной школе. Диагностика проводит$ ся на третьей–четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель – определить уровень готовности каждого ребенка
к освоению учебной программы и достижению образова$ тельных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Результаты диагностики позволят педагогу не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особен$ ности, но и «настроить» процесс обучения класса в целом. Данные диагностики открывают портфолио ребенка, кото$ рое по мере его обучения будет дополняться новыми мате$ риалами.
описание процедуры проведения диагностики, оценка и анализ ее результатов. Пособие может быть полезно пе$ дагогам, использующим различные УМК, а также школь$ ным психологам и родителям.
Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.
Б37 Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успеш$ ному обучению в начальной школе / Под ред. М.Р. Битяновой. $ 2$е изд., испр.$ Самара: Издательство «Учебная литература»: Из$ дательский дом «Федоров», 2012.$ 64 с.
ISBN 978$5$9507$1462$7 (Издательство «Учебная литература»). ISBN 978$5$393$00683$9 (Издательский дом «Федоров»).
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Общая характеристика педагогической диагностики | |
стартовой готовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
П едагогическая диагностика стартовой готовности. . . . . . . . . . . . . . . |
Структура диагностической тетради . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 Проведение диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
проведению и оценке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Обработка и представление данных диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Диагностические данные на конкретного ребенка . . . . . . . . 49
Диагностические данные на класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Качественная оценка и использование данных
диагностики в работе педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Оценка уровня сформированности конкретных умений . . . 52
Оценка уровня инструментальной готовности
Оценка уровня личностной готовности
каждого ребенка и класса в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Оценка общего уровня стартовой готовности
каждого ребенка и класса в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
ВВЕДЕНИЕ
Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли учеба его самочувствию, психическому здо$ ровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обу$ чению серьезно задумывается и педагог. Для него это – и воп$ рос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уро$ вень?), и беспокойство за качество обучения (смогут ли дети научиться всему, чему нужно?). Эти вопросы особенно актуаль$ ны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настро$ ить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ре$ бенку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.
И родители, и педагоги, беспокоясь о готовности ребенка учиться, возлагают свои надежды на психолога, его профессио$ нальные знания. В качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. По$ чему так? И правильно ли это? На первый вопрос ответить несложно. Термин «готовность» по отношению к первоклассни$ кам традиционно дополняется прилагательным «психологичес$ кая». Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность или неуспешность с точки зре$ ния различных параметров развития. В арсенале психолога имеется набор диагностических инструментов для оценки раз$ личных сторон такой готовности: мотивации, личностной зре$
лости, уровня интеллектуального и сенсомоторного развития, сформированности произвольности и т.д. По результатам диаг$ ностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологи$ ческой готовности.
Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется инди$ видуальная помощь учителя, а в ряде случаев – психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные занятия, кото$ рые позволяют развить те или иные психические процессы.
Психологическая готовность стала в последние годы основ$ ным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассни$ ка. И это очень хорошо. Это говорит о том, что нам небезраз$ личен каждый ребенок, его самочувствие, его личная успеш$ ность. Но вся ли «правда о готовности» ребенка к обучению содержится в традиционном комплексе показателей психичес$ кого развития? Не упускаем ли мы чего$то очень важного, что может помешать даже психологически готовым детям успешно адаптироваться к процессу обучения и получать качественное образование? Вопрос понятен каждому практику – и педагогу, и психологу. Периодически мы сталкиваемся с ситуацией, ког$ да по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситу$ ациях ему очень трудно. В чем причина: некачественно прове$ ли диагностику? Или упустили что$то важное? Нам пред$ ставляется, что одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретно$ го ребенка и класса в целом, поскольку она не предлагает оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показа$ телей «стартовой готовностью».
Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, по$ даваемый определенным образом, и включаться в образователь$ ные ситуации, которые создает для него педагог.
Приходя в школу, ребенок попадает в специально организо$ ванное для него образовательное пространство, состоящее из
новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и об$ щения. Все это создается педагогом для того, чтобы лучше на$ учить. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях, как мы бы сказали по отношению к школьнику, метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность.
Психологическая и стартовая готовность взаимно дополня$ ют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. Ниже, в таблице 1, дана их сравнительная характеристика.
Таблица 1. Сравнительный анализ педагогической и психологической готовности ребенка к школьному обучению
Параметр | Психологическая | Стартовая |
|
для сравнения | готовность | готовность |
|
Совокупность | Совокупность |
||
показателей | |||
развития, | свидетельствующих |
||
свидетельствующих | о наличии у ребенка |
||
о зрелости или | возможности |
||
незрелости | обучаться |
||
основных | в специально |
||
психологических | создаваемых |
||
и психофизиологиче | для этого |
||
ских процессов | образовательных |
||
ситуациях1 |
|||
Изучается | Изучается |
||
и оценивается | и оценивается |
||
психологом | педагогом |
||
изучается |
|||
и оценивается | на 2–3 неделе |
||
обучения |
|||
1 Подробнее об этом см. таблицу 2 на с. 14.
Продолжение таблицы 1 |
|||
Параметр | Психологическая | Стартовая |
|
для сравнения | готовность | готовность |
|
Коррекционно | Учет полученных |
||
развивающая | данных при |
||
создании |
|||
с ребенком. | индивидуальной |
||
траектории |
|||
развития каждого |
|||
по построению | ребенка; внесении |
||
индивидуальной | корректировок |
||
в рабочую |
|||
использования | |||
программу учителя; |
|||
результатов | |||
проектировании |
|||
темпа прохождения |
|||
программы; |
|||
планировании |
|||
разработке |
|||
индивидуальных |
|||
При совместном применении и взаимосвязанном анализе ре$ зультатов диагностики психологической и стартовой готовнос$ ти у нас, взрослых, обучающих и сопровождающих развитие ребенка, появляется возможность максимально настроить обра$ зовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной систе$ мы.
Но если диагностика психологической готовности хорошо разработана и на теоретическом, и на инструментальном уров$ нях, то педагогическая диагностика стартовой готовности ско$ рее является «фигурой речи», чем конкретным профессиональ$ ным инструментом.
Нами предпринята попытка разработки и описания про$ граммы педагогической диагностики стартовой готовности. С помощью этой программы можно оценить возможности ре$ бенка к систематическому обучению в первом классе. Предла$ гаемые рекомендации для учителя могут быть важным инстру$ ментом педагогического анализа и проектирования учебного процесса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ
В самом общем виде назначение данной программы (ее цель) – получение достоверной информации о готовности ре$ бенка успешно обучаться и выходить на качественный образо$ вательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информа$ ция может быть использована учителем для того, чтобы:
1) создать психолого$педагогические предпосылки для раз$ вития универсальных учебных действий и, соответственно, вы$ хода на качественные метапредметные и личностные образова$ тельные результаты к окончанию начальной школы;
2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа про$ хождения и уровня сложности программы;
3) скорректировать формы и методы обучения класса в це$ лом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;
4) спланировать индивидуальную педагогическую работу
с каждым ребенком;
5) в случае необходимости получить консультацию по воп$ росам обучения детей у профильных специалистов (психоло$ гов, дефектологов).
Предлагаемые нами критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного обра$ зовательного стандарта начального общего образования и соот$ ветствуют запросу системы развивающего обучения Л.В. Зан$ кова1 .
1 Подробнее о системе развивающего обучения Л.В. Занкова и ее возможностях в достижении планируемых ФГОС результатов см. в: Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал систе$ мы Л.В. Занкова». Самара: Изд$во «Учебная литература»: ИД «Федо$ ров», 2010, 2011.
Важнейшим компонентом этой системы являются дидакти$ ческие принципы, которые выступают связующим звеном меж$ ду целью, задачами и практикой обучения, создавая условия для целостного развития ребенка. Краткая характеристика наз$ ванных Л.В. Занковым дидактических принципов развивающе$ го обучения раскроет, с одной стороны, уровень ожидания, предъявляемый современной школой к ребенку, и, с другой стороны, особенности обучения, которое способствует разви$ тию ожидаемых качеств ученика.
Для развивающего обучения и современных ФГОС базовым является положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития , а не на актуальном, уже достигнутом ребенком уровне. В системе развивающего обучения Л.В. Занкова это положение реализу$ ется следующим образом.
Содержание образования отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний . Сущность принципа состоит в том, что он нацелен на глубокое осознание связей и зависимостей между теоретиче$ ским материалом как внутри одного предмета, так и между разными предметами, а также в ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. Реализация этого принципа в содержании учебных предметов создает условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи, что формирует системность знаний и необходимые мыслительные способности, прежде все$ го, способы осуществления мыслительных операций.
Работа ребенка не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний, в свою очередь, создает условия для реа$ лизации дидактического принципа обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности . Осуществление этого принципа требует максимального для данного ребенка напряжения ума, воли, чувств для решения сложной (но посильной) познавательной задачи. Он предусматривает орга$ низацию коллективной учебной деятельности на уроке для ре$ шения той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но решает в сот$ рудничестве с учителем, одноклассниками (соблюдение меры трудности). Мера трудности устанавливается и корректируется с помощью изучения ребенка, начиная с его поступления
в школу, главная цель которого – определение уровня актуаль$ ного развития каждого ученика. Это знание дает представление о зоне ближайшего развития, активизировать которую и дол$ жен предъявленный уровень трудности задания. Знание уровня достижений школьника позволяет достаточно точно определить необходимость той или иной помощи и ее меру с целью орга$ низации продуктивной самостоятельной деятельности. Таким образом, познавательная деятельность ученика строится не от простого к сложному, а от сложного к простому, от какой$то незнакомой ситуации посредством самостоятельного или кол$ лективного поиска к ее разрешению, в случае необходимости, с оказанием помощи – от общей намекающей до прямой. Именно столкновение с познавательной трудностью и вызыва$ ет эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реа$ лизации дидактического принципа осознания процесса учения . В соответствии с этим принципом обучение строится так, что$ бы школьники осознали не только закономерность последова$ тельности материала и взаимосвязь понятий, изучаемых на учебных предметах, но и сам процесс добывания знания, чтобы они оценивали свои возможности и себя в классном коллекти$ ве, т.е. развивали важную человеческую способность – рефлек$ сию. В случае столкновения с трудностью ученик задается воп$ росами: «Почему не получилось?», «Каких знаний или умений не хватает?». Так мотивируется учебно$исследовательская дея$ тельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, воля, включается общение, обсуждение, рассуждающее мышление, дифференцируются «знание – незнание», ребенок ищет недостающую информацию, что приводит к решению проблемы.
Системность, осознанность знаний и способов деятельности являются необходимыми условиями для реализации принципа быстрого темпа изучения материала . Этот принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характерис$ тику обучения. Он требует постоянного движения вперед и противостоит многократным однообразным повторениям, топтанию на месте, «пережевыванию» одного и того же матери$ ала. Л.В. Занков писал: «Непрерывное обогащение ума школь$
ника разносторонним содержанием создает благоприятные ус$ ловия для более глубокого осмысления добываемых сведений, поскольку они включаются в широко разветвленную систему»1 . Быстрое продвижение вперед идет одновременно с постоянным возвращением к пройденному. Изучение (открытие) нового осуществляется на основе осмысления уже известного. Такая структура, свойственная программам в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, помогает преодолеть изолированность ее частей и обеспечивает перманентность повторения, что и приводит к прочности усвоения знаний, умений и навыков. Дети не только быстро продвигаются вперед в изучении ново$ го, но в то же время постоянно закрепляют ранее полученные знания.
Следующий дидактический принцип требует целенаправлен$ ной и систематической работы над общим развитием всех уча-
щихся класса, включая и сильных, и слабых, с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка. Реализация этого принципа требует создания таких условий, чтобы ребенок, исходя из своего дет$ ского личного опыта и своих способностей, склонностей мог бы оптимально продвигаться в общем развитии. Такие возмож$ ности предоставляет содержание учебных курсов, построенное на интегрированной основе. Интегрированные курсы, предо$ ставляющие разные стороны действительности, создают усло$ вия для формулирования многоаспектных заданий к одному содержанию. В таких заданиях сочетается разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета и из разных предметов. Знания представлены также в виде сочетаний разных уровней: репро$ дуктивного, логического, проблемного, креативно$творческого. На таком широком поле возможностей каждый ребенок может проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сфор$ мированные, что создает реальные условия для индивидуализа$ ции обучения 2 .
1 Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагоги$ ки, 1999. С. 230.
2 Описание дидактических принципов выполнено научным руково$ дителем ФНМЦ им. Л.В. Занкова $ Н.В. Нечаевой.
Создавая условия для индивидуализации обучения, реализа$ ция данного дидактического принципа, как всех названных выше, возможна только при постоянном изучении индиви$ дуальных особенностей каждого ребенка. Использование пред$ лагаемой программы изучения стартовой готовности детей ви$ дится нам одним из эффективных путей получения знаний об индивидуальных особенностях и возможностях первоклассни$ ков на момент начала их обучения.
Мы говорим не столько о зрелости тех или иных психичес$ ких процессов, необходимых для учения, сколько о том, что на их основе должны сформироваться определенные умения. Под$ черкнем, что не всегда можно поставить знак равенства между уровнем психологической зрелости ребенка и его готовностью обучаться, так как психологические предпосылки успешного обучения могут уже сформироваться, а конкретные умения – нет. Если умения не сформированы предыдущим опытом раз$ вития ребенка, педагогу необходимо будет потратить время и организовать специальные ситуации для того, чтобы развить эти базовые умения у ребенка самому или обратиться за по$ мощью к специалисту (например, психологу).
Сумму этих умений составляет инструментальный компо$ нент стартовой готовности к систематическому обучению. Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инстру$ ментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач (сообразных возрасту, разумеется), учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий. Не менее важны показа$ тели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли зна$ ние и сам процесс познания ценностью для ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готов$ ности, особенно важны в начале обучения. Вместе с тем они являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.
Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосыл$ ки для формирования познавательных УУД. «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД.
Коммуникативные умения, входящие в инструментальный ком$ понент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.
Схема 1. Диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению: основные параметры
Наблюдательность
Мыслительные |
|
Инструментальный | способности |
компонент | |
Контрольные |
|
Стартовая | |
готовность | Коммуникативные |
Личностный | Мотивация |
и ценностное |
|
компонент | отношение |
В таблице 2 на с. 14 представлены показатели стартовой го$ товности, даны краткие характеристики каждого умения и при$ ведены примеры учебных заданий, задействующих данные умения. Все они взяты из УМК по системе развивающего обу$ чения Л.В. Занкова или методик преподавания по разным кур$ сам в первые две четверти обучения в 1 классе.
Таблица 2. Показатели стартовой готовности ребенка к обучению
Показатель | формулировок |
||||||
Учебный смысл | учебных заданий, |
||||||
виды заданий |
|||||||
в учебниках |
|||||||
Наблюдательность | |||||||
1 . В о с п р и н и | В процессе формирования | «Дорисуй |
|||||
мать знакомый | образа буквы, цифры, слова | предмет», |
|||||
объект как це | выполнять | ||||||
лое в условиях | различные задания, предпо | ||||||
фрагментарно | лагающие узнавание и до | «Дорисуй |
|||||
го предъявле | страивание этого образа до | ||||||
целого. Для того, чтобы ус | |||||||
пешно справляться с таки | |||||||
ми заданиями | (даже если | ||||||
ребенок хорошо знает, как | |||||||
компонент | выглядит буква или цифра | ||||||
в целом своем виде), ему | |||||||
потребуется данное умение | |||||||
2. Выделять из | В первом классе ребенку бу | ||||||
дет предложено большое ко | |||||||
Инструментальный | личество заданий, построен | ||||||
ные детали ис | ных на поиске «спрятан | «Сколько |
|||||
ходя из постав | ных» в картине предметов | на рисунке |
|||||
ленной задачи | или живых существ, чтобы | пешеходов?» |
|||||
научился вычле | |||||||
нять в сложном образе дета | |||||||
ли, ориентируясь на инст | |||||||
рукцию взрослого (в даль | |||||||
нейшем – на условия задачи | |||||||
или учебную цель). | |||||||
Кроме того, в первом клас | |||||||
се это умение | понадобится | ||||||
выполнении | |||||||
направленных на | |||||||
формирование образа буквы | |||||||
и цифры. Без них трудно | |||||||
обойтись, так как они помо | |||||||
гают ребенку запомнить зри | |||||||
тельное начертание нужных | |||||||
Показатель | формулировок |
|||||||
Учебный смысл | учебных заданий, |
|||||||
виды заданий |
||||||||
в учебниках |
||||||||
Узнавание знакомого пред | ||||||||
существенные | мета, явления в схемати | изображено |
||||||
признаки | ческом образе по сущест | на рисунке?», |
||||||
венным признакам – важ | «Сложи сову |
|||||||
воспринимае | ная предпосылка успешного | из бумаги, |
||||||
обучения. Именно на основе | сделай волка |
|||||||
этого умения будет разви | из коробки» |
|||||||
образно логическое | ||||||||
мышление, которое в свою | ||||||||
очередь невозможно без спо | ||||||||
собности | ||||||||
вать существенные призна | ||||||||
создаваемого | ||||||||
компонент | ||||||||
художественных | ||||||||
изображениях | ||||||||
Инструментальный | 4. Придержи | процессе | выполнения | «Рассмотри |
||||
ваться задан | чать разнообразную и зна | |||||||
заданий исследовательско |
||||||||
ной последова | го типа ребенку важно вы | и скажи», |
||||||
тельности | работать определенную стра | «Что можно |
||||||
в процессе | наблюдения (поряд | узнать, “чи |
||||||
наблюдения | направления, | тая” эти ри |
||||||
придерживаться | ||||||||
ее. Это позволяет ему полу | ||||||||
дальнейших | ||||||||
логических выводов инфор | ||||||||
мацию. Данное умение яв | ||||||||
ляется предпосылкой важ | ||||||||
способности | ||||||||
подчинять свое восприятие | ||||||||
определенной задаче, выра | ||||||||
батывать стратегию наблю | ||||||||
дения, адекватную учебной | ||||||||
Показатель | формулировок |
|||||||
Учебный смысл | учебных заданий, |
|||||||
виды заданий |
||||||||
в учебниках |
||||||||
5. Опираться | учебниках | встречается | «Посмотри |
|||||
на зрительный | построен | на рисунок |
||||||
образ для | ных по принципу: «Смотри | и вспомни...» |
||||||
удержания | на картинку (или наблю | |||||||
дай)» или «Слушай меня». | ||||||||
Сначала учитель предлагает | ||||||||
информации | ребенку соотносить | |||||||
знание, которое он излага | ||||||||
ет, со зрительными образа | ||||||||
ми. Затем ребенку предла | ||||||||
воспроизвести | ||||||||
шанное. При этом у него | ||||||||
есть возможность опираться | ||||||||
компонент | на тот же образ. Такие за | |||||||
ребенка опосредовать свою | ||||||||
важны, так | ||||||||
как они, выражаясь психо | ||||||||
логическим языком, | ||||||||
Инструментальный | память. Тем самым возрас | «Дополни каж |
||||||
них невозможно ни пости |
||||||||
тает способность к произ | ||||||||
вольному запоминанию | ||||||||
Мыслительные способности | ||||||||
6. Устанавли | Значение этих умений труд | «Объедини |
||||||
вать отноше | но переоценить, так как без | в группу», |
||||||
«род вид» | природных законо | дую группу», |
||||||
мерностей, ни практичес | «Какой пред |
|||||||
понятиями | кая деятельность на уроках | мет лишний?» |
||||||
технологии, | успешное | |||||||
7. Устанавли | освоение правил | русского | «Что было |
|||||
вать логичес | математики. | сначала?», |
||||||
кие связи типа | С первых же недель обуче | «Понаблюдай |
||||||
«причина | ния ребенок должен соотно | |||||||
следствие» | сить явления или предметы | |||||||
определенным призна | ||||||||
явлениями | группировать, | |||||||
щать и делать обоснован | ||||||||
ные выводы. Многие логи | ||||||||
Продолжение таблицы 2
Показатель | формулировок |
||||||||
Учебный смысл | учебных заданий, |
||||||||
виды заданий |
|||||||||
в учебниках |
|||||||||
8. Устанавли | ческие умения формируют | «Определи, |
|||||||
вать количе | ся педагогом в | процессе | чего больше», |
||||||
ственные | обучения. Однако есть уме | «Сравни» |
|||||||
отношения типа | ния, на которые он опира | ||||||||
ется при выполнении зада | |||||||||
меньше» между | ний, считая их сформиро | ||||||||
объектами | |||||||||
и явлениями | умения – обязательная ос | ||||||||
нова успешного | |||||||||
ния таких заданий | |||||||||
9. Выделять | «На какие |
||||||||
компонент | группы можно |
||||||||
из множества | разделить |
||||||||
предметы?», |
|||||||||
объединять их | «Раздели на |
||||||||
в соответствии | разные груп |
||||||||
Инструментальный | с поставленной | ||||||||
10. Оперировать | Успешность освоения тех | «Прочитай |
|||||||
информацией | или иных знаний или спо | “рассказ |
|||||||
с помощью | собов действия | возраста | в картинках”», |
||||||
образа, слова, | ет, когда ребенок приобре | «Расшифруй», |
|||||||
схемы и знаков | тает их или учится приме | «Нарисуй |
|||||||
при выполнении | нять с опорой на разный | пример в виде |
|||||||
учебных зада | «язык»: слово, знак, схема | ||||||||
тический | рисунок, образ. | ||||||||
Поэтому в учебниках пред | |||||||||
лагаются задания, в кото | |||||||||
рых дети должны быстро | |||||||||
переходить с одного спосо | |||||||||
ба представления информа | Учебный смысл | учебных заданий, |
|||||||
виды заданий |
|||||||||
в учебниках |
|||||||||
11. Видеть | обеспечивает | «Продолжи |
|||||||
закономер | ность делать выводы на основе | ||||||||
имеющейся информации и осу | «Продолжи |
||||||||
в изучаемой | ществлять прогнозы. Если уче | ряд», «Найди |
|||||||
информации | ник увидел закономерность, он | закономер |
|||||||
сможет ее воспроизвести, про | |||||||||
должить, выполнить предлагае | |||||||||
мое учебное действие | |||||||||
Обучение в школе построено на | «Соедини |
||||||||
зировать | слове, понятии. В самом нача | ||||||||
объекты и | ле 1 класса еще есть опора на | (понятие) |
|||||||
обнаружи | образ предмета или явления, но | и рисунки, |
|||||||
компонент | вать в них | с каждым днем роль понятийно | к которым |
||||||
существен | го мышления и слова будет воз | эти слова |
|||||||
ные призна | растать. Для того чтобы облег | относятся», |
|||||||
ки понятий | чить переход от образа к слову, | «Определи, |
|||||||
в учебнике ребенку предлагают | о чем идет |
||||||||
Инструментальный | ся задания, построенные на уз | ||||||||
навании и обозначении словом | «Отгадай |
||||||||
(понятием) различных явлений | загадку» |
||||||||
и предметов. Чтобы выполнить | |||||||||
такие задания, ребенку необхо | |||||||||
димо вычленить в воспринимае | |||||||||
мом объекте | существенные | ||||||||
признаки и на их основе соот | |||||||||
нести объект со словом, его | |||||||||
обозначающим. Если | |||||||||
трудно анализировать восприни | |||||||||
маемый объект с точки зрения | |||||||||
существенных признаков, он бу | |||||||||
дет ошибаться в обозначении его | |||||||||
Данное умение является предпо | |||||||||
развития более | |||||||||
сложных умственных способнос | |||||||||
тей: подводить под понятие на | |||||||||
основе выделения существенных | |||||||||
признаков и их обобщения, а | |||||||||
Учебный смысл | учебных заданий, |
||||||||
виды заданий |
|||||||||
в учебниках |
|||||||||
Контрольные (коррекционные) умения | |||||||||
13. Соотносить | Лежит в основе умения ана | «Сравни с об |
|||||||
результат | лизировать свою работу и на | разцом и най |
|||||||
с образцом | ходить в ней ошибки. Явля | ди ошибки», |
|||||||
и устанавли | ется предпосылкой контроль | «Подчеркни |
|||||||
вать несоот | но оценочной | деятельности. | такие же бук |
||||||
ветствия | В основе этого умения лежит | вы, но малень |
|||||||
произвольное внимание и спо | кие», «Исправь |
||||||||
собность к анализу | опечатки» |
||||||||
14. Следовать | Четкое следование инструк | «Выполни |
|||||||
инструкции | ции – основа любого обуче | в заданном |
|||||||
при выполне | ния. Ученик должен понять | порядке», |
|||||||
нии учебных | смысл задания и удерживать | ||||||||
действий | заданную последовательность | инструкции», |
|||||||
действий до достижения ре | «Соедини |
||||||||
зультата. Является основой | буквы так же, |
||||||||
более сложного умения – вы | |||||||||
полнения задания по алго | образце» |
||||||||
Коммуникативные умения | |||||||||
15. Использо | использо | «Послушай |
|||||||
вать речь | вать коммуникативную ситу | ||||||||
взрослого | ацию на уроке для получе | ||||||||
как источник | ния учебной | информации. | |||||||
информации | Источником информации яв | ||||||||
при выполне | ляется не только педагог, но | ||||||||
нии учебных | и одноклассники. | ||||||||
шись ориентироваться на речь | |||||||||
взрослого, ученик может пе | |||||||||
реходить | новый, более | ||||||||
сложный, уровень – учебное | |||||||||
взаимодействие со сверстни | |||||||||
ками. Чтобы ребенок научил | |||||||||
ся оперировать учебной ин | |||||||||
формацией, полученной от | |||||||||
сверстников, сначала он дол | |||||||||
жен овладеть этим умением | |||||||||
по отношению к взрослым | |||||||||