Риторическая фигура заключающаяся. Риторические фигуры

См. Стилистические фигуры … Большой Энциклопедический словарь

См. Стилистические фигуры. * * * РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, см. Стилистические фигуры (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) … Энциклопедический словарь

Экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических (См. Фигуры стилистические). В узком… … Большая советская энциклопедия

риторические фигуры - см. фигуры речи …

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, в ст. Фигуры стилистические … Литературный энциклопедический словарь

риторические фигуры - РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ оратор) термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла… … Поэтический словарь

риторические фигуры - В синтаксической стилистике: то же, что и риторическое восклицание (*Пышный! Ему нет равной реки в мире [о Днепре](Н. Гоголь)) и риторический вопрос (*Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело? (А. Бестужев Марлинский)) … Учебный словарь стилистических терминов

Фигуры речи - В языкознании нет исчерпывающе точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употребляется в различных смыслах (чаще всего приблизительных). Однако есть тенденция к закреплению этого термина и к выявлению его лингвистического смысла.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

фигуры речи - обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: риторические фигуры, стилистические фигуры Антоним/коррелят: Тропы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

  • , . Ровно сто лет назад, в декабре 1917 года была сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия, ВЧК - родоначальница советских спецслужб. Сборник раскрывает историювзаимоотношений партийного…
  • Политбюро и органы государственной безопасности. Сборник документов , Мозохина О.. Ровно сто лет назад, в декабре 1917 года была сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия, ВЧК - родоначальница советских спецслужб. Сборник раскрывает историю взаимоотношений партийного…

Фигура – это оборот речи, представляющий собой словесную конструкцию, оформляющую ход мыслей говорящего, способ придания выражаемой мысли особой формы.

Различают ряд разновидностей риторических фигур:

1) фигуры выделения;

2) фигуры синтаксиса;

3) фигуры речемыслительные;

4) фигуры, выражающие эмоции.

Фигуры выделения

Фигуры выделения - это фигуры, основанные на сопоставле­нии слов во фразе. Чаще всего они пред­ставляют собой разного вида повторы.

Повтор как фигура речи, риторическая фигура отличается следующими признаками:

Наличием целевой установки на выразительность текста., на его ритмику, усилие эффекта;

Включенностью в систему стилистических (риторических) фигур и, следовательно, наличием моделей и правил, типологией и терминами.

К разновидностям фигур выделения относятся:

1. Анафора - повторение в начале пред­ложения одного и того же слова или группы слов. Например: «Но самое главное, на мой взгляд, атмос­фера. Ее не передаст никакое телевидение. Ее надо было чувство­вать, в ней надо было купаться».

2. Эпимона - повтор грамматических форм слова. Например: «Платить за пленку им надо в два раза больше, чем в магазине. Но платят - дорога ложка к обеду».

3. В ораторском искусстве особое значение имеет повтор . Повторяться могут слова, стоящие рядом друг сдругом в на­чале, середине или конце высказывания.

Повтор одного и того же слова усиливает его значение, подчеркивает важность определен­ного момента повествования. Повтор вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Слушатель постоянно воспринимает новую мысль, повторение же восполняет организующую функцию.

В риторике существует несколько классификаций повторов.

1 классификация .

Можно выделить следующие разно­видности повторов: лексический, морфемный, синтаксический и семантический.

Лексический повтор - повторение в тексте всего заголовка в целом, отдельного слова или слов, при этом обращается внима­ние на смысл, заключенный в названии.

Лексические повторы наиболее часты, они используются в разных жанрах, особенно в поэтических, так как способствуют ритмике стиха:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Здесь повтор сочетается с приемом перечисления - тоже, в сущности, повтором смысловым и синтаксическим.

Морфемныйповтор: повторяются корни, суффиксы, это создает внутреннюю рифму в прозе и в стихах:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви .

(Н.А. Некрасов)

Такие повторы могут сочетаться с градацией (повторы корня и убывающая градация):

Морены - это высокогорные россыпи огромных каменных глыб, камней помельче, многоцветной россыпи камешков (повторы и убыва­ющая градация).

Синтаксические повторы , параллелизмы , подчерки­вают ритмику речи, усиливают впечатление, экспрессию, напев­ность, используются в фольклоре и литературных произведени­ях, стилизованных под фольклор, близких к народной поэзии: «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.

Анафора – единоначатие:

Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом

(М. Светлов)

Эпифора - концовка:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

В прозе повторы также имеют место: умышленное повторение важной мысли, чаще не дословное, а в углубленных, усложнен­ных вариантах; личностный, индивидуальный рефрен, которым оратор заканчивает любое публичное выступление (Карфаген дол­жен быть разрушен!); в научном стиле, в рассуждении гипотеза (тезис) дается в начале и повторяется в конце, на этот раз с оцен­кой; в логической структуре повторяются аргументации; в быто­вом общении - формы этикета и многое другое.

Повтором является и рефрен (припев) в песенном жанре, и повтор строки предыдущего сонета в начале следующего (в венке сонетов), и многочисленные повторы в народных пословицах (Ни радости вечной, ни печали бесконечной - В. Даль), и троекратные повторы в народных сказках, их сюжете, речах героев и т.д.

Повтор и в диалоге с самим собой как предвосхищение ответа:

Что нам нужнее всего, без чего не прожить и минуты?

Бережем ли мы эту драгоценность?

Нет, не бережем.

(Из газет)

Полисиндетон - повтор союзов - широко применяется и в поэзии, и в прозе:

Ох! Лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...

(А.С. Пушкин)

Семантический повтор - употребление в тексте слов, близких по смыслу, что объясня­ется желанием подробно раскрыть тему.

Например: «Ловят слонов так. Примечают тропу, по которой они ходят либо на водопой и купанье, либо в любимые им банановые кущи. Охот­ники строят поблизости из толстых бревен загон. В поимке лесных собратьев непременно участвуют и ручные слоны».

Как и во всем, в повторах нужна мера: и потому что есть тен­денция превышения меры, и потому что они - стилистическое средство, либо понижающее планку стиля, либо повышающее планку поэтичности.

2 классификация .

По данной классификации выделяются следующие повторы:

Дословный повтор (особенно при восклицании и выра­жении основных мыслей). Пример: в своем выступлении 19 мая 1940 г. Черчилль не сказал просто: «Мы должны победить в этой войне », нам навязана эта война, но он многократно повторил важнейшее слово «conguer (побе­дить). Он считал, что если Англия не выиграет войну, то варвары пройдут по всему миру: «если мы не победим, победить мы должны, мы победим непременно

Удвоение слов (geminatio) - древняя риторическая фигура, которая играет особую роль в речи с выражением мнения. Здесь удвоение слов означает их усиление: «никто, никто не имеет на это права!» (или с промежуточными словами: «никто, абсолютно никто не имеет на это права!»). Частое употребление дословного повтора не рекомендуется из-за возможного эффекта «формальных заклинаний», которые так любят демагоги. Ле Бон констатирует: «Зачастую повто­рение действует, как доказанная истина ».

Варьируемый повтор (повторение содержания, но в но­вом словесном оформлении Чем взыскательнее слушатели, тем необходимее вариация!).

Частичный повтор (рафинирование). (Напри­мер: «я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз ») Зачастую, как здесь, первое слово предло­жения или часть предложения повторяется (фигура анафора).

Типичный пример анафоры мы видим в речи сенатора Эдварда Кеннеди на траурной церемонии, посвященной убитому брату Роберту Кеннеди (08.06.1968): «Он видел не­справедливость и пытался ее устранить. Он видел страдание и пытался его смягчить. Он видел войну и пытался покон­чить с нею ».

Курт Шумахер в 1950 г. в Берлине сказал: «Суть государ­ства не в правительстве, суть государства и не в оппозиции. Сутью государства являются правительство и оппозиция ».

При случае повторяют также ключевые слова предложе­ния (фигура эпифора).

Расширенный повтор . Повтор с включением новых слов, напряжение в речи: «Мы, не пережившие это время, не пережившие его осознанно, все же являемся приверженца­ми того, что » и т.д.

Цицерон не ограничился, например, скупой констата­цией факта: «Все ненавидят тебя, Пизо ». Он продолжает, далее детализируя: «Сенат ненавидит тебя... римские всад­ники не выносят твоего вида... римский народ желает твоей гибели... вся Италия проклинает тебя...» .

К расширенному повтору относится разъяснение - это особая форма повтора. Выражение, которое выбрано первона­чально, кажется слишком слабым. При известных обстоятельствах к нему возвращаются, его улучшают и поясняют. Древние риторики эту фигуру называли correc-tio (исправ­ление). Например: «Я попросил господина Мейера поискать деловые бумаги; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести, наконец, деловые бумаги...»

Фигуры синтаксиса

К данным фигурам относятся:

1.Инверсия - перестановка слов, позволяющая акцентировать внимание на определенном слове предложения или придать высказыванию особую стилистическую окраску. Например: «В натуре же это из стали кованный инструмент принуждения»; «Дорога в гору укачать как следует путников не успевает». Инверсия, во-первых, придает индивидуальность журналистскому почерку, во-вторых, позволяет придать спокойный, близ­кий к устному рассказу, характер повествованию.

2. Антитеза - фигура, состоящая в противопоставлении или со­поставлении контрастных понятий. Антитеза относится к тропам, не объединяющим, но, напротив, разъединяющим понятия. Греческое название antithesis указывает и на ха­рактер соответствующей операции, в переводе с греческого слово означает противопоставление, противоположение.

Она очень интересная, богатая в плане выразительности фигура. Задача антитезы, как и других риторических фигур, - разъяснение хода мыслей. Она нередко аллегорична, не­сет в себе иносказание.

Языковой, лексической основой антитезы служат антонимы; впрочем, некоторые виды антонимов, например окказиональные, контекстуальные, сами являются продуктом противопоставлений (от колыбели до могилы, огонь - лед, небо и земля) образов, поэти­ческих текстов.

Эффект антитезы - в опоре на закон ритма, симметрии и конт­раста, на силу и глубину восприятия человеком контрастных яв­лений: выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее в потемках.

В антитезе могут противопоставляться не только предметы и явления, но и свойства одного предмета: домище – домик - домиш ко , это не город, агородишко, по дороге ползли машины, машинищи. Противопоставленные понятия в антитезе могут причудливо пе­реплетаться, например:Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица);

Как медлит время, когда мы спешим,

И как оно спешит, когда мы медлим!

(М. Лисянский)

Антитеза может быть сжатая («Толстый и тонкий» А.П. Чехо­ва, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Война и мир» Л.Н. Тол­стого), противопоставляться могут целые картины - плодород­ные поля и бесплодная пустыня; человеческие характеры; нако­нец, на антитезе строится композиция целых произведений: борьба добра и зла, подлости и благородства, чести и коварства... Воз­можно, что это самая употребляемая фигура, излюбленная как поэтами, так и говорящими в быту.

Антитеза осуществляется для того, чтобы поставить понятия в отноше­ния контраста, причем не только те понятия, которые в принципе контра­дикторны или контрарны, но и понятия, обычно не связанные между со­бой никакими отношениями, но становящиеся конфликтными, когда они поставлены рядом.

Часто антитеза подчеркивается тем, что характер расположения «конфликтующих понятий» в соответствующих частях предложения оди­наков (параллелен). Это бывает необходимо для того, чтобы сделать противопоставление по смыслу наиболее очевидным. При одинаковых структурных частях предложения (в каждой из которых находится по одному противопоставленному понятию) этого достигнуть, разумеется, гораздо проще.

В принципе можно рассматривать антитезу как отрицательный вариант аналогии. Если любая аналогия формализуется в «А есть В (В есть А)», то антитеза формализуется в «А не есть В (В не есть А)». Поэтому часто под­черкивается, что так же, как и в случае с аналогией, в случае с антитезой необходимо, чтобы противопоставляемые понятия были в принципе соот­носимы, если рассматривать соотнесение в качестве операции, при которой может выявиться как сходство, так и различие. Если понятия не соотнесе­ны, антитеза не состоится (ср.: пирожки свежи, а лилии душисты ).

Характерная особенность антитезы в том, что конфликтные отношения между понятиями обычно демонстрируются вполне, что называется, открыто. Более того, если понятия не могут быть явно противопоставлены в составе одного предложения, антитеза окажется сорванной.

- Модель: жизнь коротка - искусство вечно

- Пример: Претензии-то велики, да возможности малы!

Классическая антитеза - весьма прозрачная по своей структуре - преж­де всего по причине действительной контрарности понятий «претензии» и «возможности». В общем-то, казалось бы цель достигнута: противопостав­ление состоялось. Однако данная антитеза выстроена фактически скорее в соответствии с логическими правилами, чем с паралогическими, поскольку противопоставляемые посредством нее понятия, в общем-то, npoтивопоставлены и сами по себе. Так что антитеза, по существу, оказывается из­лишней.

И дело не в том, что эта антитеза не имеет права на существование или не имеет риторической функции, - все это в данном случае пред­ставлено. Однако риторическая функция в том виде, в котором она су­ществует в нашем примере, практически не ощущается. А потому, если мы строим действительно паралогическую антитезу, то есть реализуем риторическую функцию, мы должны позаботиться о том, чтобы наше противопоставление «стреми­лось к уникальности».Противопоставление должно быть ясным, но неожи-
данным для слушателя.

Но это возможно только в одном случае - в случае нарушений правил аналогии. Признак, по которому мы соотносим предметы, фактически не должен быть очевидным. Поэтому при расчете на «острый» смысловой эф­фект и не рекомендуется брать так и так противопоставленные (например, антонимические) понятия. Напомним, что и в противном случае антитеза не станет ошибочной, однако риторическая функция в ней «убудет» прямо пропорционально.

Например, перестраивая приведенную антитезу в свете сформулиро­ванных только что установок, мы можем получить конструкцию вроде: «Претензии-то велики, да гортензии дороги! ». О преимуществах и недос­татках этой антитезы по сравнению с первой, в частности о значении слова «гортензии» в данном контексте, читателям предлагается подумать само­стоятельно.

К разновидностям антитезы относятся:

1) Антифразис (греч. antiphrasis - противоположный по смыслу) пред­ставляет собой троп, обычно рассматриваемый как связанный с ироническим переосмыслением значений слов. Модель переосмысления в данном случае довольно проста слово (слова) берется в значении, контра­стном по отношению к обычно присущему ему. Обычное же значение «утаивается» (критерий искренности!).

Это прием внутренней антитезы, когда слово в тексте употреб­ляется в значении, противоположном самому себе, например:

О, какой красавец! - о некрасивом, об уроде; Подумаешь, ка­кие мы благородные! - о человеке, который совершил подлость, но держится как порядочный.

Характерной чертой антифразиса как тропа является его корреспонденция только с так называемыми «прозрачными речевыми ситуациями», то есть с ситуациями, в которых прямое понимание высказывания исклю­чено. Дело в том, что риторический механизм антифразиса включается лишь тогда, когда говорящего трудно заподозрить в неопределенности точ­ки зрения по поводу того, что он характеризует (обычно контекст хорошо ориентирует адресата в тактике говорящего). Только и исключительно при этих обстоятельствах антифразис прочитывается семантически корректно.

- Модель: (о несъедобной пище) вкуснятина.

- Пример: Эти герои вчера угнали автомобиль и сбили прохожего.

Антифразис в случае со словом «герои», которое следует понимать как «преступники», то есть негерои. Использование слова в обрат­ном ему значении происходит в силу очевидности несоответствия исход­ного значения этого слова ситуации, с одной стороны, и в силу паралогиче­ского «правила» о возможности взаимозамены всего всем.

Негативно используемое логическое правило, дающее возможность осуществить антифразис, чаще всего также связано с законом исключен­ного третьего. Предмет в свете антифразиса (как и вообще в свете иро­нии, которую иногда рассматривают как троп) «есть» и «не есть» нечто одновременно, то есть угнавшие автомобиль суть «герои» (поскольку они таковыми названы) и «не герои» (поскольку на самом деле они таковыми не являются). Прочтение антифразиса оказывается возможным толь­ко в том случае, если «отключить» закон исключенного третьего или «запустить» его в обратную сторону.

Антифразис обычно окрашен иронической интонацией, но бывает, что используется и с похвалой, одобрением: Мастер был - каких теперь уж нет: дом построит, разбойник, - залюбуешься. Здесь разбойник - высшая похвала.

2) Близка к антифразису энантиосемия (противоположность значения одного и того же слова), с таким же значением «наоборот»; в одном слове сосуществуют два противоположных значения. Например, слово бесценный означающий:

1. имеющий очень высокую цену (бесценные сокровища).

2. не имеющий никакой цены (купил за бесценок , т.е. очень дешево).

Слово блаженный:

1. в высшей степени счастливый (блаженное состояние).

2. глуповатый (более раннее значение юродивый).

Как возникают подобные противоречия внутри одного и того же слова?

Чаще всего в результате употребления слова в разных сферах языка (например, слово лихой в значении удалой, смелый (лихой человек) и плохой, дурной (лихой водитель);

- ироническое употребление слова, когда положительное со временем сменяется на отрицательное (например, честили в значении воздавать честь и ругать, бранить).

Многозначность морфем (например, слова прослушал, просмотрел).

3) Антитезы-парадоксы . Например,

«Можно встретить старика лет двадцати - и юношу в пятьдесят» (А.И. Герцен).

«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людь­ми и маленькими вещами » (И. Ильф, Е. Петров).

4) Оксюморон - это соединение несоединимого, противоположного; фигура иносказательная, поэтическая, сравнительно редко употребляе­мая. «Живой труп» - так назвал свою пьесу Л.Н. Толстой; убогая роскошь наряда у Н.А. Некрасова; веселящаяся скука и скучающая веселость у Ф.М.Достоевского; смех сквозь слезы у Н.В. Гоголя.

Нередко повторяются сила слабости; малое в большом - большое в малом; горькая радость, оглушающая тишина.

5) Антиметабола (греч. antimetabole - взаимообмен) описывается как разновидность антитезы. Она фактически и является антитезой - в качест­ве добавочного, «нового», признака возникает лишь дополнительный штрих: подчеркивание противопоставления еще и на уровне «звучания» посредством повтора одних и тех же слов или слов, имеющих один и тот же корень.

3. Амплификация - фигура, состоящая в накоплении синони­мов. К амплификации можно отнести следующий пример: «А через шесть месяцев в руках чело­века уже совершенно покорный, послушный и кроткий зверь».

Применение синонимов помогает усилить главный смысл, а также отразить основную мысль разнообразно и всесторонне.

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Риторические фигуры……………………………………………...........……..4

2. Виды фигур……………………………………………………………............10

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23


Введение

Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения - от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др.

Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова - речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи» (по В. Г. Костомарову), разумеется.

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни; они порождают мотивы и цели; затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию.

Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустическую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент.

Риторические учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские понятия (например, понимание риторического идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, деловой мир, политика).

Цель: выявить сущность видов фигур


1. Риторические фигуры

Риторика всегда, с одной стороны, пересекалась с философией, логикой, поэтикой, лингвистикой, а в наше время еще и с культурологией, семиотикой, социологией, теорией массовой коммуникации, психолингвистикой. С другой стороны, сама риторика использовалась в сфере смежных наук: так, в литературоведении поныне понятие «риторика» синонимично понятию «поэтика», «средства поэтического языка»; в современной журналистике оно синонимично «общим местам» и даже «фразерству»; в теории эстетики мы встречаем понятие «риторика поступка» (М. М. Бахтин); особенно часто к риторике обращаются литературоведение, фольклористика. Время ученых-универсалов, как принято считать, давно миновало, но уместно вспомнить Аристотеля, Леонардо да Винчи, В.Гумбольдта, М.В.Ломоносова и нашего современника, лауреата Нобелевской премии Ж. Алферова - физика и блестящего оратора. Напомним и Квинтилиана, который был не только крупнейшим теоретиком риторики, но и педагогом, теоретиком поэтики, литературоведом. Риторика и ее практическая сторона - искусство красноречия не только упорядочивают мыслительную способность человека, пробуждают искры таланта, но и формируют многогранность личности, универсализм в творчестве (И. Е. Репин, А. П. Бородин и многие другие).

Применение риторического учения в жизни, так же как и литература, требует мастерства в создании и выборе средств выражения, мастерства элокуции в самых разнообразных условиях - от бытового общения до ораторского выступления.

Писатель потому и называется мастером слова, что создает высокие образцы, уходя в свои башни из слоновой кости; ситуация, в которой творит поэт, «не терпит суеты», ибо он творит прекрасное. Законодателем в мастерской слова всегда был поэт, иными словами, риторика уступает ведущую роль литературе в этой области. Но лидирующая роль литературы и поэтики не мешала авторам риторических книг включать поэтику под видом теории словесности, стилистических упражнений, элоквенции, фигур, тропов. С другой стороны, в литературоведении также дается термин риторические фигуры, в число которых включаются антитеза, вопросы и восклицания, градация, ирония, гипербола, уподобление, сравнения различных типов, периоды, разные виды повторов, обращения к читателю и слушателю, переименования - метонимии, идиомы - пословицы и поговорки и многое другое.

Выделение собственно риторических приемов, форм говорит лишь о том, что они, реально существуя, не вполне подходят под другие рубрики, а служат целям риторики. Отчасти они выполняют и задачи стилистики: так, фигура, называемая периодом, в силу своей сложности и размеров употребляется в рассуждениях, научном стиле, реже - в публицистике, художественной литературе - лишь в авторских раздумьях и в рассуждениях даже в поэзии (мастером периода был М. Ю. Лермонтов - «Когда волнуется желтеющая нива...», заключительная часть стихотворения «На смерть поэта»). Период - это раскаты страстной ораторской речи, как бы волнами восходящие все выше и выше, они достигают вершины и разрешаются выводом, либо страстно обличительным:

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью,

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь, -

либо умиротворяющим, создающим гармонию в душе:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Древние риторы делили речь на два вида: периодическую, т. е. построенную из усложненных предложений, и отрывистую, лаконичную.

Ритмика речи, симметрия конструкций также могут быть отнесены к риторическим средствам как отражающие общие закономерности гармонии мира. Русский эквивалент гармонии - «лад», лежавший (может быть лежащий) в основе народной эстетики, легко обнаруживается и в частушке, и в традиционных формах народной.

Противопоставление добра и зла, порядочности и низости, подлости и силы духа, мощи и слабости, света и тьмы, искренности и лицемерия (антитеза) соответствует этим законам, обеспечивает размеренность композиции текста, сопоставление сюжетных линий и образов персонажей. Этим законам подчиняются и стили (высокий - низкий), и роды литературы (трагедия - комедия, поэзия- проза), и конструкции текста (простые и сложные предложения, цепная и параллельная связи), и типы речи...

Гармония формы, текста неразрывно связана с гармонией смысла.

Ритм есть организующее начало исполнения речевого произведения в акустическом коде. Даже на письме каллиграфия тоже подчиняется закону ритма: пишущая рука делает размеренные, ритмические движения. Этому же ритму подчинялись и составители так называемых прописей - образцов начертания письменных букв и их соединений (возможности ритмического письма - один из критериев новых предлагаемых прописей).

В произведениях литературы, как и в любых других творческих актах, даже малозначительных, присутствует и играет существенную роль доминанта как движение духа. Доминанту имеет каждый человек, она становится заметнее в зависимости от степени таланта, богатства и активности духовного мира человека, автора. По утверждениям психологов, доминанта имеет физиологическую основу, формируется в процессе жизни и находит отражение в поступках человека, особенно в произведениях его мыслительной и языковой способности как актах, с наибольшей полнотой связанных с внутренней, духовной жизнью личности.

Естественно, что изучение доминанты удобнее всего проводить на материале писателей, в творчестве которых она ярче прослеживается: Ф. М". Достоевского, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой.

По-видимому, трудность «доминантного анализа» творчества писателя определяется его сложностью: ведь понятие доминанты присутствует и в целостном мироощущении, мировосприятии, миропонимании, в устремленности личности.

Подчеркивая реальность доминанты как феномена, исследователи все же обращают внимание на ее связи с миром бессознательного: интуицией, тревожностью, эмоциональным миром, способностью предвосхищения (антиципацией), отчасти с воображением и творчеством. Человек (и это подтверждено многочисленными примерами) не может преодолеть самого себя и нередко поступает вопреки логике и даже во вред себе.

Нельзя не назвать в числе факторов, определяющих доминанту творчества, еще и нравственные чувства - от ценностных ориентации личности до мук совести и суда над самим собой.

Доминанта как ведущий мотив определяет выбор фактов в речи, формирование сюжетов, создание общего эскиза (плана, схемы, матрицы), контура высказывания, намечает вершину - кульминацию, конфликт, проблемы, ожидающие разрешения.

В литературном процессе - это патетика, апофеоз - и сатира, гротеск, панегирики, дифирамбы - и филиппики, мажор и минор, ода и элегия; в жизни -- беседа и диалог, ласка и брань, ругань, молитва, покаяние и проклятие.

Риторика знает десятки приемов и форм, целых систем. Например, медитативная речь: это раздумье - и про себя, и вслух, размышление, диалог с самим собой, исповедь... Этот вид речи - ив откровенных разговорах близких людей, и в лирической поэзии, и в монологах персонажей пьес (вспомним монолог Гамлета - «Быть или не быть?»). Примером медитативной лирики может служить поэма А. Т. Твардовского «За далью - даль».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Тропы и риторические фигуры в выступлении»

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 0509 укр

учетно-финансового факультета

Халил Д.Х.

Преподаватель

Донецк 2010

1. Введение ………………………………………………………………………..3

2. Классификация и виды тропов ………………………………………………..3

3. Риторические фигуры …………………………………………………………6

4. Заключение ……………………………………………………………………..8

5. Список использованной литературы …………………………………………9

Введение

Речь без украшений – это сухое изложение фактов, она не вызывает эмоционального отклика у аудитории. Красота фразы не менее важна, чем ее правильность. Поэтому, готовясь к выступлению, оратор подбирает не только веские аргументы, но и яркие, запоминающиеся фразы, которые строятся по определенным моделям. Для оживления речи, придания ей выразительности, образности используют риторические фигуры и тропы. И то и другое, по словам видного русского языковеда Л.А.Новикова, - намеренное отклонение от стандартной речи с целью привлечь внимание слушателей, заставить их задуматься, увидеть многоплановость картины и, в конечном итоге, глубже понять смысл, почувствовать образ. Все они должны казаться в выступлении естественными, почти случайными. По мнению Петра Сергеича, «речь всегда должна казаться импровизацией, и каждое украшение ее – неожиданным для самого оратора». В качестве украшений речи оратор может использовать тропы и риторические фигуры.

Античная риторика противопоставляла троп как слово и риторическую фигуру как словосочетание. Однако, во многих случаях уже античные теоретики колеблются, куда отнести тот или другой оборот - к тропам или к фигурам. Так, Цицерон относит перифразу к фигурам, Квинтилиан - к тропам. Классификация и виды тропов Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. В переводе с греческого «тропос» означает поворот. Тропы всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений.

Тропы можно условно разделить на три группы:

1) Тропы, в которых основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) (эпитет, сравнение, перифраза и др.)

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. «Ярким солнцем в саду пламенеет рябина», «Голубые, как небо, глаза». Сравнение обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.Эпитет – это яркое определение, признак, выражаемый именем прилагательным. Есть общеязыковые эпитеты – «трескучий мороз», «тихий вечер»; народно-поэтические – «серый волк», «чистое поле»; есть индивидуально-авторские эпитеты – у Чехова – «мармеладное настроение», у Писарева – «чурбанное равнодушие».Перифраза – троп,состоящий в замене однословного наименования предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков. Например, у Пушкина пародийна перифраза: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (имеется в виду молодая талантливая актриса). «Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку!» Одним из видов перифразы является Евфемизм - замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Так у Гоголя: «обходиться с помощью платка». 2) Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (т.е. со сдвигом основного значения слова) (метафора, синекдоха, метонимия, антономазия, аллегория).

Самым красивым и наиболее часто употребляемым тропом риторики Квинтиллиан считал Метафору – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Например, «деревья в зимнем серебре» - имеется в виду – деревья в снегу, как в серебре. Классический пример метафоры, приводимый Цицероном: «ропот моря».

К метафорам и сравнениям примыкает Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности, т.е. сближение по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п. «Стальной оратор дремлет в кобуре» - револьвер; «Вел мечи на пир обильный» - вел воинов. Цицерон, чувствуя приближение старости, сказал, что его «речь начинает седеть».

Одним из видов метонимии является Синекдоха - троп, основанный на отношениях рода и вида, части и це­лого, единичного и множественного. Когда отец Чичикова поучал сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то, конечно, он имел в виду значительно более крупные суммы.

Антономазия - троп, основанный на замене имени собственного именем нарицательным и наоборот: «Геркулес» вместо – сильный, «ментор» вместо наставник. Классический пример, приводимый Квинтилианом - «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».

Аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы. Хитрость изображается в виде лисы, Фемида – символ правосудия с завязанными глазами (беспристрастие) и весами в руках.

3) Тропы, в которых изменяется не основное значение слова, но тот или иной оттенок этого значения (гипербола, литота, ирония)

Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление. Например у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».

Литота – художественное преуменьшение: «море по колено», «мальчик с пальчик».

Ирония – выражение в словах противоположного их значению смысла, скрытая насмешка. Цицерон так характеризовал Катилину: «Да! Человек
он боязливой и прекроткой...».

Риторические фигуры

Риторическими фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Существует несколько классификаций фигур. Мы рассмотрим следующую: различают фигуры мысли и фигуры слова.

К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?»

Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!».

Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!».

Фигуры слова – к ним относятся:

Антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Живые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир».

К ней примыкает Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты».

Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повтор . Есть несколько форм повтора:

Анафора - повтор в начале предложения (единоначатие). Например, стихотворение Симонова «Жди меня».

Эпифора – повтор в конце фразы: «струится нетихнущий дождь, томительный дождь».

Ассонанс – звуковой повтор гласных. У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою».

Аллитерация – повтор согласных звуков. У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья).

Инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентирования внимания на перестановленном слове. У Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова гордый).

Хиазм – фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы, параллельные части которой зеркально отражают друг друга. «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат».

Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза.

Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются. Применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года».

Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом».

Апосиопеза – недоговоренность, умолчание в конце фразы. Например, разговор Хлестакова с городничим в Ревизоре Гоголя: «Да как вы смеете? Да вот я... я служу в Петербурге. Я, я, я...»

Заключение

Итак, риторические фигуры и тропы – мощные средства усиления выразительности речи, позволяющие сделать наши слова легко запоминающимися, яркими, эффективными. Способ выражения мысли часто оказывается не менее значимым, чем содержание высказывания. Гармония мысли и слова, содержания и оформления речи – важнейшее условие успешного общения.

Фигуры речи - это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.

Как уже было сказано, риторических фигур несколько десятков. Мы остановимся на тех, которые эффективны и просты в употреблении и часто встречаются как в публичных выступлениях, так и в обыденной речи.

Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

Пример: Жизнь коротка - искусство вечно; претензии велики, да возможностей мало .

Градация - такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

Пример: Время летит: минута, век, эра .

Анафора - повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой.

Пример: Суров закон. Суров, но справедлив. Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее.

Эпифора - повтор заключительных элементов последовательных фраз.

Пример: Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом получит по шапке, если не мэр?

Анадиплозис - последующая фраза начинает с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую.

Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится .

Параллелизм - однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения.

Пример: Но что же сказать о любви чистой и ясной, о любви идейной, о любви к Родине? Она бескорыстна, но это потому, что и всякая любовь бескорыстна (или она не есть любовь). Она готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения… (А. Лосев)

Период - это такое построение фразы, при котором и говорящий и слушающий уже в начале этой фразы предчувствуют, ожидают, каково будет её развитие и завершение.

Сегодня периодически структура - единственная синтаксическая конструкция, которая позволяет строить длинные предложения, хорошо воспринимаемые слушателями, аудиторий.

Существует несколько типов периодов, которые во многом аналогичны классификации сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

1. Временной период.

Модель: в одной из частей периода имеем: когда …, когда …, когда ...

в другой части - тогда .

Пример: Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи; когда жертва его - слабая девушка…; каждый из нас, возмущённый, становится на сторону обиженных (П. Сергеич).

2. Условный период.

Модель: если…, если…, если…, то…

3. Определительный период.

Модель: кто…, кто…, кто…, тот… и другие.

Перечисленные фигуры создают ритм речи, который в свою очередь вызывает эмоции у слушателей. (Вспомните стихи: они гораздо больше влияют на человека, потому что в них есть ритм, т.е. музыка).

Особенно важны те риторические фигуры, которые помогают установить контакт между говорящим и слушателем, диалогизируют речь.

Рассмотрим их.

Риторический вопрос - утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать внимание и интерес слушателей. Пример: Есть ли где народ , есть ли город такой, как наш? Умело поставленный риторический вопрос формирует мнение и чувство аудитории, выделяет важные мысли в речи.

Риторическое восклицание - особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. Пример: О времена! О нравы!

Сермоцинацио - это «прямая речь» в ткани устной монологической речи (выступления), но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная оратором.

Пример из «Обращения к юношеству» Льва Толстого: Что же любить?... Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви». Стоит понять это, и сразу уничтожится все зло человеческой жизни и становиться ясным и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы было. Чего же лучше, - скажут люди. - Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другому, а другие будут жить для себя; для своего тела, что же будет со мной?» .

Вот что писал П. Сергеич о сермоцинацио: «Этот прием незаменим как выражение нравственной оценки поступков… человека».

Итак, риторические тропы и фигуры и по сей день являются важным средством выражения мысли автора, тем рычагом, с помощью которого можно овладеть вниманием аудитории и установить с нею контакт.

Вопросы для самопроверки.

1.Как называется раздел риторики, изучающий украшение речи?

2. Что такое прямое сообщение? Приведите примеры.

3. Что такое метасообщение? Назовите основные риторические формы метасообщения. Приведите примеры.

4. Что такое риторический троп? Каково различие между риторическими и языковыми тропами?

5. Вспомните законы риторики. Почему можно сказать, что риторические тропы способствуют выполнению этих законов? Какие особенности переносных значений обеспечивают это?

6. Дайте определение метафоры. Какова ее структура? Виды метафоры?

7. Вспомните названия других тропов. Дайте их определения. Приведите свои примеры (или примеры из газет, журналов).

8. Что такое риторические фигуры? Назовите их, дайте определения и приведите свои примеры.

9. Найдите в учебниках риторические тропы и фигуры, о которых не шла речь в данном пособии. Какие из них кажутся вам интересными и наиболее употребляемыми в современной речи?