В соответствии с идейно-тематическим содержанием строится система образов романа, в центре которой оказывается главный герой - Юрий Андреевич Живаго. Часто его называют alter ego автора, сравнивают с лирическим героем стихотворений. С другой стороны, в нем видят продолжение того типа героя русской литературы XIX века, которого принято называть «лишним человеком». Обе эти позиции имеют свои обоснования. Сам Пастернак, по воспоминаниям его близкой знакомой Ольги Ивинской, говорил, что в образе Юрия Андреевича он соединил черты личности Блока, Есенина, Маяковского и самого себя. Показателен и тот факт, что он доверяет герою не только выражение своих взглядов, мыслей, раздумий по самым важным проблемам, но даже «отдает» ему подлинные шедевры своей лирики. Но все же Живаго - это романный герой, в котором автор воплотил черты определенной личности той эпохи. Это типичный интеллигент, человек умный, образованный, наделенный чуткой душой и творческим даром. Оказавшись в водовороте исторических событий, он как будто «стоит над схваткой», не может полностью примкнуть ни к какому стану - ни к белым, ни к красным. Живаго хочет крикнуть и белому, гимназисту, еще почти мальчику, и красным, большевикам, «что спасение не в верности формам, а освобождении от них». Поразительна по силе сцена боя партизанского отряда, в котором вопреки своей воле оказался Юрий Андреевич. Он находит зашитые в одежде тексты 90 Псалма и у убитого партизана, и у воевавшего против партизан гимназиста. Они стреляли друг в друга, но взывали к помощи и защите у единого Спасителя.
Позже Живаго обнаруживает, что сохранять свою обособленность, отделенность от «стадности» становится все труднее. «Что же мешает мне служить, лечить и писать?» - думает он и приходит к поразительному выводу: «…не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы». Порой кажется, что он действительно «лишний», безвольный человек, не сумевший найти свое место в новой жизни, в отличие от друзей юности Дудорова и Гордона. Все, что он делает, подчеркнуто буднично, прозаично, а его колебания, сомнения, нерешительность порой раздражают. Но это лишь внешний срез, за которым просматривается то, что и делает Живаго героем романа: в условиях всеобщей обезличенности он остается личностью, среди крайней жестокости, которую несет за собой революция и гражданская война, он сохраняет доброту и человечность. Он способен и сочувствовать народным бедам, и осознавать неизбежность происходящего. В общей историко-философской концепции Пастернака именно такой человек способен постигать суть событий, а будучи творческой личностью, может выразить ее в своих стихах, помогая разобраться в окружающем мире другим. Сам он при этом становится жертвой времени - недаром он умирает в 1929 году, который называют годом «великого перелома». Однажды А. Блок сказал, что Пушкина «убило отсутствие воздуха», и Пастернак буквально реализует эту метафору. В той атмосфере полной несвободы, торжества посредственности, разрыва культурных и духовных связей личность, подобная Юрию Живаго, не может жить. Но и многие годы спустя его друзья помнят о нем. Склонившись над потрепанной тетрадью стихов Живаго, они вдруг ощущают «счастливое умиление и спокойствие», «свободу души», которая так и не наступила даже после Великой Отечественной войны, хотя все ее ожидали, но которую пронес через свою жизнь давно умерший Юрий Живаго и сумел передать в своих стихах. Эти финальные строки - утверждение незаурядности героя романа, плодотворности его существования и неистребимости и бессмертия великой культуры, вечных истин и нравственных ценностей, которые составляли основу его личности.
Антиподом Живаго в романе является Антипов-Стрельников. Он воплощение типа «железных борцов» революции. С одной стороны, ему присуща огромная сила воли, активность, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи, аскетизм, чистота помыслов. С
другой стороны, для него характерна неоправданная жестокость, прямолинейность, способность диктовать всем то, что воспринимается им как «революционная необходимость», и силой «загонять» в новую жизнь даже тех, кто вовсе не стремится в нее вписаться. Судьба его оказывается трагична. Павел Антипов, превратившись из робкого, романтического молодого человека, влюбленного в Лару и исповедующего гуманистические идеи свободы, равенства и братства, в жестокого борца, карателя Стрельникова, оказывается жертвой ложной, мертвящей революционной идеи, противоречащей, по мнению автора, естественному ходу истории и самой жизни. Хорошо понимающая внутреннюю мотивацию поступков своего мужа Лара отмечает: «С каким-то юношеским, ложно направленным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. … Он ведь по сей день сводит с ней счеты. … Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции».
В результате Антипов во имя борьбы за революцию отказывается от жены и дочери, от всего, что в его представлении мешает «делу жизни». Он даже берет другое имя - Стрельников - и становится воплощением жестокой силы революции. Но оказывается, что на самом деле он безволен и бессилен в своем стремлении управлять ходом истории. «Переделка жизни! - восклицает Юрий Живаго. - Так могут рассуждать люди, … ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, ее души. …А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она … сама вечно переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». В итоге Антипов-Стрельников приходит к полной безысходности и кончает жизнь самоубийством. Так автор показывает, что фанатичное служение революции может привести только к смерти и по сути своей противостоит жизни.
Воплощением жизни, любви, России выступает в романе Лара - возлюбленная Живаго. Она между двумя героями-антиподами - Живаго и Антиповым-Стрельниковым. О прототипе Лары Пастернак писал в письме Р. Швейцер в 1958 году, отмечая, что Ольга Всеволодовна Ивинская «и есть Лара моего произведения», «олицетворение жизнерадостности и самопожертвования». В интервью английскому журналисту 1959 года писатель утверждал: «В моей молодости не было одной, единственной Лары… Но Лара моей старости вписана в мое сердце ее (Ивинской) кровью и ее тюрьмой». Как и в судьбе автора, так и в судьбе героя существуют две любимые, необходимые ему, определяющие его жизнь женщины. Его жена Тоня - это олицетворение незыблемых основ: дома, семьи. Лара - это воплощение стихии любви, жизни, творчества. Этот образ продолжает традицию лучших героинь русской классической литературы (Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Ольга Ильинская, «тургеневские девушки» и т.д.). Но судьба ее также оказывается неразрывно связана с судьбой России. Д.С. Лихачев утверждает, что в романе Лара - символ России и самой жизни. В то же время - это вполне конкретный образ, со своей судьбой, которая составляет одну из основных сюжетных линий. Показательно, что она - сестра милосердия, которая помогает раненым во время первой мировой войны. В ней органично сочетается стихийное, природное начало и тонкое чувство культуры, ей посвящены лучшие стихи Живаго. Любовь ее к Юрию Андреевичу выстрадана и обретена через тяжкие испытания грехом, унизительной связью с Комаровским, влиятельным адвокатом, воплощающим полную беспринципность, цинизм, грязь и пошлость буржуазного общества. Лара идет без любви на брак с Антиповым, чтобы освободиться от Комаровского. С Юрием ее изначально связывает любовь, которая и есть воплощение радости жизни, ее олицетворение. Их соединяет чувство свободы, являющееся залогом бессмертия. Хотя их любовь с точки зрения общепринятых норм запретна (Живаго женат на Тоне, а Лара замужем за Антиповым, хотя отношения с Живаго развиваются в тот момент, когда Лара считает мужа погибшим), она для героев оказывается освящена всем мирозданием. Вот, например, как Лара у гроба Живаго говорит об их любви: «Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья». В финале случайно попавшая на похороны Юрия Живаго Лара оплакивает его, но эта сцена потрясает не только глубиной чувства, выражаемого в народно-поэтических традициях, но и тем, что героиня обращается к умершему как к живому («Вот и снова мы вместе, Юрочка. … Какой ужас, подумай! … Подумай!»). Оказывается, что любовь это и есть жизнь, она сильнее смерти, важнее «перестройки земного шара», которая в сравнении с «загадкой жизни, загадкой смерти», человеческим гением всего лишь «мелкие мировые дрязги». Так еще раз в финале подчеркивается главный идейнообразный стержень романа: противопоставление живого и мертвого и утверждение победы жизни над смертью.Художественные особенности и жанрово-композиционное своеобразие романа с момента его первой публикации и до сего времени являются предметом жарких дискуссий и споров. После публикации романа в 1988 г. в «Новом мире» на страницах «Литературной газеты» развернулась оживленная полемика, одним из ключевых вопросов которой стало определение жанровой природы этого произведения. Утверждалось, что в данном случае «определить жанр - значит найти ключ к роману, его законы». Было высказано несколько точек зрения, которые продолжают обсуждаться и в настоящее время: «это не роман, а род автобиографии», «роман - лирическое стихотворение» (Д.С. Лихачев); «роман-житие» (Г. Гачев); «не только поэтический и политический, но и философский роман» (А. Гулыга); «символический роман (в широком, пастернаковском смысле)», «роман-миф» (С. Пискунова, В. Пискунов); «модернистское, остросубъективное произведение», лишь внешне сохраняющее «структуру традиционного реалистического романа» (Вяч. Воздвиженский); «поэтический романа», «метафорическая автобиография» (А. Вознесенский); «роман-симфония», «роман-проповедь», «роман-притча» (Р. Гуль).
Композиционная структура произведения также служит предметом оживленных дискуссий. Многие критики считают роман слишком «сделанным», схематичным, конструктивные узлы явно выпирающими. Другие, не отрицая этого, видят в подобном построении особый художественный прием, позволяющий автору донести главную идею романа о сопряженности всего сущего в мире не только через слова, образы, описания и диалоги, но и с помощью самой композиции произведения. Такой прием часто используется в поэзии, особенно модернистской поэзии XX века, и чем-то сродни музыкальным формам. Это касается и сквозных образно-тематических мотивов (указанный выше образ метели, вьюги, мотив памяти и др.), сюжетно-образных параллелей природного и человеческого мира, истории и вечности и т.д. Так в сцене на поле сражения первой мировой войны сталкиваются пять действующих лиц: «Скончавшийся изуродованный был рядовой запаса Гимазетдин, кричавший в лесу офицер - его сын, подпоручик Галиуллин, сестра была Лара, Гордон и Живаго - свидетели, все они были вместе, все были рядом, и одни не узнали друг друга, другие не знали никогда, и одно осталось навсегда неустановленным, другое стало ждать обнаружения до следующего случая, до новой встречи». «Ждут обнаружения» и непреднамеренные, но оказавшиеся судьбоносными встречи главных героев в Москве. Именно в той комнате, в которой горящая свеча так поразила Юрия, сам того не зная, он поселяется в последние дни своей жизни, и туда случайно заходит
Лара, обнаруживая гроб с телом своего возлюбленного, которого давно уже потеряла на жизненных перепутьях. В эпилоге романа - последний композиционный узел: летом 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны встречаются Гордон и Дудоров, вспоминающие Юрия Живаго, и случайно обнаруживают бельевщицу Таню Безочередеву, воспитанную в детдоме, которая оказывается дочкой покойного Юрия Андреевича и которую случайно разыскал чуть раньше его брат генерал-майор Живаго.
Критик Н. Иванова утверждает, что композиция романа, построенного по музыкально-симфоническому принципу, основана на стрежневом лейтмотиве железной дороги, который разветвляется на множество отдельных мотивов, линий, подтем. Так вблизи железной дороги завязывается первый «узел»: эпизод самоубийства отца Юрия, вокруг которого группируются сразу несколько персонажей, в большей или меньшей степени участвующие в последующем действии (Комаровский, Миша Гордон, будущий революционер Тиверзин; издали видят остановившийся поезд, не зная еще о страшном событии, его вызвавшем, сам Юра Живаго, его дядя Николай Николаевич Веденяпин, приехавшие в гости в Дуплянку, где в то время находился и Ника Дудоров). В бронированном вагоне происходит важнейшая для дальнейшего сюжета встреча Юрия Андреевича и Стрельникова. Около железной дороги находится будка, в которой живет бывшая прислуга Лары Марфа. Именно у нее оказалась дочь Живаго и Лары Таня, которая рассказывает много лет спустя Дудорову и Гордону страшную историю убийства сына Марфы Петеньки. Показательно, что и смерть Юрия Живаго происходит у рельсов - на трамвайной остановке. Так через метаобраз железной дороги, воплощающей неумолимость времени и мертвящую силу, реализуется основная идейно-композиционная Ось романа: противопоставление живого и мертвого.
Подобное построение произведения производит впечатление некоторой театральности, но понятой не прямолинейно, а как воплощение Вселенской драмы бытия. Отсюда и такие художественные особенности романа, как пестрота языковых форм, включающих всю богатейшую палитру: от библейской и философской лексики, литературно-поэтической традиции до разговорных просторечных форм, языка улицы, деревенского говора. «Одна из художественных сил … романа - сила деталей, - указывает Р.Б. Гуль. - На них, на этой образности, на этом русском слове стоит весь роман». Как отмечают другие критики, театральность романа соотносима и с широким использованием в нем развернутых сравнений, метафор, олицетворений. По словам самого Пастернака, метафора - «это естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач, его духа». Вот почему излюбленный поэтический прием писателя так органично входит в его роман и позволяет на стилистическом уровне реализовать его главную идею: свести воедино разрозненные полюсы бытия и преодолеть силы разрушения, победить смерть и обрести бессмертие.
1-я серия
1905 год. В поезде присяжный поверенный Григорий Осипович Гордон и его сын Михаил познакомились с миллионером и меценатом Андреем Живаго и его компаньоном Виктором Комаровским, известным адвокатом. А в ресторане поезда Комаровский обратил внимание на Ларису Гишар, которую сопровождал брат - Родион. В поезде произошла трагедия: Андрей Живаго покончил с собой... Гордоны поселились в доме Александра Громеко. Его дочь Тоня подвержена модным увлечениям своего времени. Жизнь революционной Москвы кажется странной. А появление эпатажной журналистки Шурочки Железиной превращает порой дом Громеко - почти в сумасшедший дом. В доме Громеко проживает и Юрий Живаго, студент-медик, сын Андрея Живаго от первого брака...
2-я серия
Лариса разыскала Павла, своего спасителя, и пришла с ним в ресторан на ужин, устроенный Комаровским для семейства Гишар. Лариса хотела "утереть нос" Комаровскому, который стал проявлять к Ларисе "сердечный интерес"....Прошло три года... Юрий познакомился с Комаровским, случайно застав его наедине с Ларисой.... Миша рассказал Юре о своих подозрениях, касающихся роли Комаровского в смерти отца Юры...
3-я серия
Канун Рождества. Юрий терзался вопросом о праве на месть и искал ответ в Библии. Лара решила порвать с Комаровским из-за обоснованных подозрений своей матери об их отношениях. Но Родион, брат Лары, юнкер военного училища, проиграл общественные деньги, и необходимую сумму пришлось просить у Комаровского. Тот деньги дал. Лара отдала деньги брату в обмен на револьвер... Она стреляла в Комаровского, но промахнулась... Наступил 1914 год. Россия вступила в войну. Юра стал настоящим врачом, женился на Тоне... Он становится свидетелем того, как толпа "патриотов" разгромила салон мадам Гишар. Юру отправили на фронт, в то время как его жена ждала ребенка... Лара ушла от матери жить к Антиповым.
4-я серия
Комаровский, уже депутат Думы, пришел к Антиповым, чтобы вернуть Лару. Но Лара выбрала свой путь: она и Павел обвенчались. Юрий был ранен. В госпитале он снова встретился с Ларой, которая теперь работала сестрой милосердия... А тем временем надвигались революционные события...
5-я серия
Лара попрощалась с Юрием и уехала навестить свою маленькую дочь... В армию прибыл уполномоченный представитель Временного правительства - комиссар Гинце, чтобы положить конец пораженческим настроениям, анархии и дезертирству. Комиссар, председатель полкового комитета и Юрий отправились в местную "Зыбушенскую республику", которой верховодил некий Блажейко, для переговоров о добровольном разоружении. Но настрой масс, вкусившей "воли", убедил комиссара в необходимости решительных действий. Попытка разоружить "Зыбушенскую республику" закончилась тем, что присланные для этой цели казаки застрелили комиссара... Председатель полкового комитета застрелился сам...
6-я серия
Осень 1917 года. Юрий вернулся домой и впервые увидел своего сына. Начались размолвки с женой, которая приревновала его к Ларе... Фаддей Казимирович, главный врач Крестовоздвиженской больницы, принял Юрия на работу, но настоятельно просил подумать об отъезде в Америку... Юрий встретил Комаровского, он нашел его, ограбленного и избитого, на улице и оказал ему медицинскую помощь. Беседа привела их к воспоминаниям о Ларе... Комаровский узнал от Юры его фамилию - Живаго... А к власти, между тем, пришли большевики...
7-я серия
Революционное время диктовало новую жизнь. Юрий узнал, что такое спецпайки, получив в благодарность спецталоны от Комаровского. Наступил 1918 год. Семья Юрия уехала в поезде подальше от Москвы с простой целю - выжить. Во время вынужденной остановки поезда Юрий, задержанный как "шпион", впервые попал в ЧК.
8-я серия
Юрий встретил Лару, любви мешали тяжелые мысли о долге перед их семьями. В городок вступили белые, среди них был и Родион, брат Лары.. А война снова разлучила Юрия с семьей и с Ларой: его "мобилизовали" в партизанский отряд как медработника. Наступил 1919 год...
9-я серия
Партизанский отряд, в который попал Юрий, зимовал в лесу. Холод и голод, жестокость и смерть сопровождали людей каждый день. Командовал отрядом Ливерий, сын бывшего управляющего, он "железной рукой" поддерживал дисциплину... Юрий попросил дать ему волю и отпустить из отряда… Наступил 1921 год. Юрий дезертировал из отряда и пришел к Ларе... От нее он узнал, что Тоня родила дочь, и что семья перебралась в Москву...
10-я серия
Революционный суд приговорил Павла Антипова-Стрельникова к расстрелу. Особый уполномоченный ВЦИК Павел Неверов, отец Антипова, сам попросил о высшей мере... Юрий и Лара переселились в заброшенную усадьбу, где сохранились кое-какие запасы еды... Здесь их нашел Комаровский, который приехал за Ларой и за ее дочерью Катей, чтобы увезти их с собой на Дальний Восток, куда он направлялся в качестве министра юстиции. Юрию пришлось согласиться и принять условия Комаровского ради будущего любимой женщины... Ночью к Юрию пришел Павел Антипов, сбежавший из-под ареста. Он уже не застал Лару... Не видя выхода, находясь в помутненном сознании, Павел застрелился.
11-я серия
1929 год. Юрий Живаго работал санитаром в той же Октябрьской больнице - другой работы "бывшему" дать не могли. Однажды ответственный чин ОГПУ передал Юрию письмо от Тони, которая теперь жила вместе с детьми в Париже... А Юрий жил с Мариной, дочерью Маркела. Однажды Юрия вызвали повесткой в ОГПУ, где ему предложили выезд за границу в обмен на сотрудничество с органами и дали время подумать. Он так и не увидел своих детей...
Антипов... Под такой фамилией представляется читателям герой на страницах романа «Доктор Живаго». Изначально - это человек с чистой душой и чудесными помыслами. Он добрый и отзывчивый. Во всех ситуациях пытался выразить хорошее, не чужда была ему взаимовыручка. Его всегда влекло изменение мира в лучшую сторону. Почему же Пастернак в процессе развития сюжета дал Антипову вторую фамилию? Отчего он стал Стрельниковым!?
Борис Леонидович выбрал вторую фамилию не случайно. По мере того как нахлынула на невинных людей революция, в стране многое поменялось. Ценности стали иные, мысли, чувства, отношение людей друг к другу... Стрельников под влиянием революционной борьбы за правду, сам не замечая того, начинает меняться. Он старается тщетно найти то, что приведет людей к свету, к новой жизни. А где это правда!? Вместо доброго и нежного малого, который всем сердцем любил Ларису, перед читателями появляется иной герой.
Теперь он окрылен идеями перестроения всего мира. Для него важен результат действий, направленный на борьбу с теми, кто не желает мириться с нависшей стихией. Герой становится жестоким, грубым по отношению к людям.
Получается, что персонажа можно рассмотреть с двух совершенно разных сторон. С первой, Антипов активный, любознательный, всегда старается прийти на выручку, пожертвовать собой при необходимости. С другой же, Стрельников чрезвычайно опасен для людей со своими неправильными, ложными суждениями о революции. Он готов насильно убеждать народ, что стихия эта во благо, что она принесет счастье и беззаботную радость. Однако все на самом деле не так.
Из-за революционных действий Антипов стал жестоким, черствым эгоистом. Они его знатно потрепали... Произошла у персонажа переоценка сознания, обвились путы. Герой вскоре и вовсе запутался в выборе жизненного пути. Казалось, что стихия - вот, что может спасти человечество от неминуемой гибели. Однако именно она и принесла большую часть бед. И страдания, и разлуку с близкими людьми, и страшные беды...
Пастернак в собственном произведении показал настоящего «железного» борца. Автор показал читателям, что может сделать с каждым подобное невероятное явление... Революция... Именно она меняет человека полностью. Она разрушает судьбы людей, приносит несчастья. Она доводит до самоубийства Антипова-Стрельникова... Вот так...
Сочинение Павел Антипов (Стрельников)
В романе «Доктор Живаго» автор описал ряд героев, каждый из которых выполнял особую роль. Ключевым героем книги является Павел Стрельников, носящий также фамилию Антипов. Стрельников описан в качестве молодого мужчины, который родился в семье железнодорожного работника. Герой образован и отличается хорошим умом и любознательным характером. Стрельников способен на самопожертвование и взаимовыручку. С детства Павел испытывает симпатию к Ларисе, которая была старше его. Спустя несколько лет Лариса сама предлагает пожениться.
Стрельников является противоположностью доктора Живаго, несмотря на схожесть судеб. Брак Павла и Ларисы складывался хорошо. Между Юрием Павлом и Ларисой образовался любовный треугольник. Чуть позже Павел понял, что чувствует к Ларисе только сострадание. Тут в стране неожиданно началась революция. Как стихия революция поглотила души и мысли простого населения. Многие из жителей страны считали революцию избавлением от всех проблем. Одним из таких людей был Стрельников. Антипов полностью отдался революции, погубившей множество человеческих жизней. Стрельников стал насильно убеждать людей, что революция принесет только пользу. Во время революции в стране у героя меняется характер. Добродушный Стрельников превращается в черствого и жестокого Антипова с переоценкой самосознания.
Увлеченный Стрельников стал настоящим революционером и комиссаром, который на самом деле мечтал отомстить за страдания Ларисы. Так революция полностью затмевает мысли Антипова. Так герой теряет свою благородность и полностью растворяется в беззаконии. Его душа переполнилась равнодушием, жестокостью и алчностью. Революция завела героя в тупик. Антипов полностью поменял свои взгляды. Он был озабочен свежими идеями и мыслями о революции. Семья отошла на второй план.
В конце Антипов пришел в дом Юрия Живаго. На тот момент Лариса развелась с Павлом и вышла замуж за Живаго. Стрельников долго разговаривал с доктором и рассказал о том, что он совершил много ошибок и лишил жизни многих людей из-за революции. Герой осознал, что революция не является путем, приводящим к человеческому счастью. В самом конце Антипов решает совершить самоубийство, избежав более плохой участи.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по произведению Маленький принц 6 класс
Идёт Вторая мировая война. 1942 год, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери пишет свою сказку «Маленький принц». Она была опубликована в Америке, в Нью-Йорке. Автор был военным лётчиком.
- Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение
Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.
- Образ и характеристика Незнакомки в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение
Одним из ключевых персонажей произведения является прекрасная Незнакомка, без имени, возраста, адреса, с которой главный герой встречается на палубе корабля.
Сейчас моя школа обыкновенная, но в будущем она станет другой. Я думаю, что в ней появятся специальные двери, чтобы проходить, по специальным ключам; электронные учебники и тетради. Кабинеты будут с новым оборудованием
Нет такого человека, который никогда не испытывал чувство любви. Она закладывается в нас с рождения и идет с нами по жизни
Словесные портреты Мазепы, Карла, Петра. Их поведение в бою и после него. Анализ сцены Полтавского боя.
Ученики, опираясь на текст, рассказывают о героях, читают отрывки наизусть. Заучивание отрывков из «Полтавы», отдельных цитат мы считаем необходимым элементом работы с текстом. Емкость, точность, краткость пушкинской обрисовки персонажей помогают учащимся построить в воображении яркий, запоминающийся образ. В процессе заучивания развивается речь. Работа проходит устно. В заключение просим ребят самостоятельно подобрать к каждому персонажу один емкий эпитет, в котором бы точно сконцентрировался нарисованный автором образ. Выделив в характере Мазепы такие качества, как зависть, злоба, жестокость, мстительность, учащиеся определяют его как коварного.
Жажда славы, слабость, ребячество, игра в геройство, недальновидность, легкомысленность - все эти качества Карла ассоциируются у ребят с мыслью о том, что главным мотивом поступков Карла является желание добиться славы. Помогаем ученикам найти точное слово, определяющее мотивы поведения героя, - тщеславие. Чтобы активизировать языковое чутье, сначала проводим словарную работу: тщеславие - тщетная слава, то есть пустая, бесполезная, слава ради славы, а не ради высоких идеалов, целей, слава ради насыщения собственного самолюбия. Затем даем словарное толкование: тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию; тщеславный - любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства (Словарь С. И. Ожегова).
Выбирая «доминанту» в характеристике образа Петра, обращаем внимание ребят на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен»), на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряженность момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен - ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.
Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.
Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «...Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!». Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра.
Составляем ассоциативный ряд: Петр - натиск, напор, дерзость, стремительность, гром, гроза, ужас, победа, Бог. Замечаем, что Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный - щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих...» Даем словарное толкование: великодушный - обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать другими интересами (словарь С. И. Ожегова). Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Ассоциативный ряд дополняем словами великодушие, благородство. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могущ и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный.
Вместе с учениками подбираем слово, объединяющее в себе перечисленные качества: талантливый, гениальный, божественный, великий... Великий - превосходящий общую меру, выдающийся. Так доминантой образной характеристики Петра может стать определение великий, объединяющее в своем значении данный ассоциативно-смысловой ряд.
Анализ сцены Полтавского боя не раз давался в методической литературе, поэтому обозначим лишь общий контур анализа эпизода. Предварим анализ небольшим комментарием, в котором обратимся к реальным историческим фактам, дадим толкование слов и выражений, вызывающих у ребят затруднение.
Для подробного анализа выберем один из фрагментов эпизода. Покажем эту работу на примере отрывка, описывающего самый разгар сражения (от слов «И грянул бой, Полтавский бой» до слов «И смерть и ад со всех сторон»). Учитель выразительно читает отрывок (или учащиеся прослушают актерское исполнение в записи).
Какие чувства вызывает описание боя? Что поражает в описании сражения?
Ужас, величие, ощущение непримиримости обеих сторон - такие чувства рождает нарисованная картина рукопашного боя. Особенно удачно здесь может быть использован прием составления киносценария, помогающий ученикам развернуть в воображении стремительно сменяющиеся картины, озвучить их «музыкой сраженья». Работу проводим устно.
Какие языковые средства использует автор для передачи напряженности, динамичности, масштабности происходящих событий? Составим глагольный ряд. Обратим внимание на деепричастия, благодаря которым действие передается предельно конкретно, отчетливо, динамично: «Сшибаясь, рубятся сплеча...». Сравним черновой вариант: «Слетаясь, рубятся сплеча...» «Вялое» слово заменяется более динамичным. Чтобы показать, как Пушкин работал над созданием картины боя, предложим сравнить черновой и окончательный варианты текста:
Везде штык колет, сабля режет,
Бой барабанный, стон и скрежет.
Гром пушек, топот, ярый стон -
И ад и смерть со всех сторон.
Окончательный вариант:
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
В окончательном варианте исчезли «лишние» слова: везде, эпитет ярый. Увеличился глагольный ряд, передающий неразбериху рукопашного боя, в котором все смешалось. В грозную музыку сражения (бой барабанов, гром пушек, топот, стон) влилось дикое ржанье лошадей. Перестановка слов ад и смерть, хотя и не изменила ритм строки, внесла смысловую точность в перечисление («И смерть и ад со всех сторон») и создала иное, более динамичное, резкое, акустическое звучание.
Употребляя глаголы в настоящем времени в рассказе о событиях давно прошедших, автор как бы приближает к нам историю, создает иллюзию реальности происходящего, и это рождает эффект участия.
Выбор глагола (грянул), определяющего начало сражения, у Пушкина, как всегда, не случаен. Глагол грянул мгновенно рождает в сознании бытовую ассоциацию «гром» и литературную «грянуло ура». После коварства, измены, подлости, после всей драмы страстей как очистительная гроза - Полтавская битва, грандиозное событие русской истории, сражение не за частные интересы и личные амбиции, а за святое дело - за судьбу Отечества.
В ходе работы обращаем внимание учащихся на поведение героев во время битвы и после нее, опираемся на вопросы учебника. На дом даем задание выучить наизусть понравившиеся отрывки из поэмы и подумать над вопросом: «Кто из героев поэмы и почему остается в истории и памяти народной?»
/ / / «Полтавский бой» - анализ отрывка поэмы Пушкина «Полтава»
Русский поэт Александр Пушкин известен как сказочник и тонкий лирик. Но в сферу его интересов входила также история России. К петровским временам автор питал особую слабость. казался ему идеальным правителем. В поэме Пушкина « » видим художественное воплощение русского царя-реформатора. Здесь эта историческая личность предстает, прежде всего, как человек, решивший судьбу молодой державы.
Название «Полтава» говорит о том, что центральным событием в поэме есть Полтавский бой. Он стал решающим в ходе русско-шведской войны начала 18 века.
Воинственный бродяга» избороздил просторы почти всей Европы, введя захватнические войны. Но на его пути встал русский царь, который сумел взять под свой контроль часть прибалтийских земель. И тогда решил Карл проучить смелого русского правителя, напав на Москву. Когда шведский король понял, что не так просто справится с русским войском, то перебрасывает свои силы на территорию Украины и заручается поддержкой украинского гетмана Ивана Мазепы. Пушкин считает это низким поступком, так как Петр доверял Мазепе, считая того своим союзником. Однако даже вероломный план не спасает Карла от поражения. Бой под Полтавой имел большое значение. Победа Петра означала свободу молодой России.
Только понимая значение главного сражения для страны, можно принять торжественно-пафосный стиль его описания. Автор не приукрашает военные действия, но, несмотря на кровавость, этот бой был великим, по мнению поэта. «И грянул бой! Полтавский бой!», - так начинается непосредственное описание сражения. Все дальнейшие события изображены стремительно и динамично. Одна картина моментально сменяется другой, мелькает множество лиц. Расстановка сил меняется, создавая напряженность момента.
В строках, посвященных Петру и русскому войску, можно разглядеть намек на их победу. И наоборот шведам автор предсказывает, что слава их знамен темнеет. А ведь шведы до этого боя были «любимыми сынами победы».
Характеристика Петра в момент боя особенно емкая. Автор использует яркий оксюморон «ужасен - прекрасен». Царь не прячется за спины солдат, а сражается вместе с ними. Когда он рвется в бой, то «лик его ужасен». Это слово в основном имеет негативную окраску, но не в этом случае. Настоящий полководец страшен для своих врагов, только так он может одержать победу. Петр для шведов является грозой, тогда как для своих солдат – он мудрый защитник, поэтому он прекрасен.
Полтавский бой закончился победой благородного Петра. Во время этого сражения раскрываются лучшие качества царя. После победы герой устраивает пир, на котором проявляет свою щедрость и милосердие.