Ролевое поведение людей. Ролевое поведение и ролевые конфликты

Роль - социальная функция личности; ожидаемое поведение, обусловленное статусом или позицией человека в системе межличностных отношений. Роли, так же как и группы, могут быть формальные и неформальные. Формальные служат для формирования различных социальных организаций. В процессе социального взаимодействия людей возникают также и неформальные роли, которые характеризуют социальное взаимодействие, обусловленное личностными качествами его участников.

Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодействия очень важно знать, что такое роль, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Такая информированность может способствовать как предотвращению ролевых и , так и совершенствованию самого процесса общения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагаемого . Роль предполагает набор правил поведения в определенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.

В любой организации имеются статус иерархий и соответствующие роли, которые, являясь официальными или неофициальными, составляют неотъемлемую часть организации (директор, завуч, учитель, ученик и т. п.). В реальной жизни мы можем одновременно или последовательно играть разнообразные роли, например: учителя (в лицее), родителя (дома), пациента (в поликлинике), пассажира (в автобусе), товарища (на неформальной встрече). Каждому положению роли присущи различные взаимосвязи. Например, положение кандидата наук в колледже подразумевает не только роль преподавателя, но и отношение к учащимся, а также различные другие роли по отношению к администраторам, учителям-коллегам, к положению в обществе. При этом у каждой группы могут быть разные ожидания: учащиеся могут ожидать высококвалифицированных занятий, коллеги - новых исследований и публикаций, а администраторы - повышения рейтинга организации и его влияния на ее имидж. В литературе это называется очертанием роли.

Очертание роли - это индивидуальные ожидания определенного поведения от человека, выполняющего какую-либо определенную роль. Например, кандидат наук в колледже имеет более сложное очертание роли, чем начинающий учитель - выпускник вуза, но менее сложное, чем академик в университете. Чем больше ролей играет человек и сложнее их очертания, тем сложнее индивидуальное поведение, тем больше противоречий он ощущает. Иногда они становятся причинами стресса или конфликта.

В результате наличия многочисленных ролей и их очертания человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутри-групповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.

В процессе общения могут возникать различные ролевые конфликты: конфликт «личность-роль» (когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение, например: когда директор колледжа выполняет одновременно функции учителя, ему бывает трудно ставить плохие оценки, так как это может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения); внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой - защищать интересы администрации); межролевой конфликт (возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания).

Психологи считают, что человек, сталкиваясь с ролевым конфликтом, испытывает психологический , что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.

Социализация -- становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие -- свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление -- это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение - это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX - XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

Модель поведения человека со стороны общества.

Система представления человека как он должен вести себя.

Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию" (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть "общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности" (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную "личностную окраску". Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным "стилем исполнения роли".

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

Психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

Социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

Активные или актуальные - исполняемые в данный момент;

Латентные (скрытые) - человек потенциально является носителем, но не в данный момент

Конвенциональные (официальные);

Стихийные, спонтанные - возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации - феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример - тюремщики).

Ролевое поведение - индивидуальное исполнение социальной роли - общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "возрастания" личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с "персоной", чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Социальная роль - есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя - "стиль исполнения ролей". Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое "я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям (Андреева, 1994, 98).

Понятие роли является одним из центральных в описании социального поведения личности и рассматривается учеными как точка взаимодействия между обществом и личностью (Дж.Тернер) либо более конкретно как единица, на которой заканчивает свой анализ социолог, исследующий организацию, и с которой начинает действовать психолог, изучающий личность работника (В.Б.Ольшанский). Подобные трактовки обнаруживают несомненные социологические корни этого понятия, что, впрочем, не препятствует широкому его использованию специалистами в области социальной, общей, управленческой, возрастной психологии. Другое дело, насколько единодушны исследователи (как социологи, так и психологи) в своем понимании понятия роли, поскольку имеющиеся его дефиниции совпадают между собою далеко не всегда. Тем не менее на основе многих из них можно высказать следующие соображения.

Формулируя определение роли, необходимо имет в виду также трактовку и ряда других, сопряженных с ролью, понятий: позиции, статуса, нормы. Позиция – положение индивида в социуме (т.е. в той или иной малой группе, организации, обществе наконец).Статус – престижность позиции, выраженная, в частности, в соответствующих правах и обязанностях, связанных с занятием определенной позиции.Норма (в простейшей формулировке) – поведенческое правило. Что же касаетсяроли , то предварительно ее можно определить как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в социуме, и соответствующее установленным в нем (официально или неофициально) требованиям (нормам). В целях наглядности изложения проиллюстрирую сказанное выше следующим конкретным примером.

Возьмем такую социальную организацию, как, скажем, школа. В ней мы обнаруживаем немало всевозможных позиций, наиболее престижной из которых (т.е. имеющей наивысший статус) является позиция директора, а наименее престижной (т.е. имеющей самый низкий статус) – позиция технички, уборщицы. Понятно, что от лиц, занимающих эти позиции, ожидается совершенно разное поведение: от директора – действия по управлению школой, от технички – действия по обеспечению чистоты в ней. Причем, учитывая отмечавшийся выше нормативный момент в поведении держателейрассматриваемых позиций, речь следует вести не только о связанных с их действиями довольно пассивных ожиданиях, но и о предъявляемых к ним весьма решительных требованиях. И если демонстрируемое этими лицами поведение не отвечает соответствующим ожиданиям и требованиям (по специальной терминологии –экспектациям ), они могут подвергнуться наказаниям (санкциям ). Вполне возможно, они лишаться занимаемых позиций.

В приведенном примере я не оперировал понятием роль, последняя как бы подразумевалась, исходя из предварительного ее определения. Далекий же от тонкостей науки человек сказал бы, что речь шла о ролях директора школы и технички. Действительно, строгая научная дефиниция роли отнюдь не всегда совпадает с ее более приземленным, житейским толкованием. Впрочем, иногда специалистам удаются успешные переходы от научных абстракций к вполне понятным неискушенному читателю смысловым эквивалентам. Одним из таких переходов мы и воспользуемся далее.

Согласно довольно строгому определению В.Аллена и Е.ван де Влиерта, роль – поведение, отвечающее нормативным экспектациям, связанным с позицией в социальной системе . Используя примерно тот же набор понятий, В.Б.Ольшанский весьма удачно подводит читателя к более обиходной тратовке роли. По его мнению,социальной ролью называются экспектации, сосредоточенные на определенной позиции внутри сообщества и обозначенные одним словом (мама,учитель,президент,врачи т.д.). Когда это слово произносится (например,учительиливрач), становится понятным, какие действия следует ожидать от его носителя, т.е. исполнителя роли. В таком случае всю совокупность действий исполнителя социальной роли (по специальной терминологии –актора , не путать с актером) можно рассматривать в качестверолевого поведения личности .

Хотя роль и статус обозначаются одним словом, смысл, вкладываемый в него в том и другом случае различен. Например, слово директор(школы) применительно к статусу характеризует престижность положения человека в социальной системе (школе, обществе), а применительно к роли – требуемое от него поведение в рамках этой системы (относительно учителей, учеников, представителей муниципальных органов и т.д.). Статус отвечает на вопроскто этот человек?, роль -как он должен себя вести?, являя собоюдинамический аспект статуса .

Однако роль связана со статусом не только функционально. Ее выполнение несет на себе отпечаток его величины. Это можно проиллюстрировать примером из Скотного двораДж.Оруэлла. Там, если помнит читатель, домашний скот свергает хозяев – людей и основывает эгалитарное общество, в которомвсе животные равны. Но вскоре управляющие – свиньи начинают уклоняться от работы и требуют для себя более комфортных условий, подобающих, как им кажется, их статусу. Они считают:Все животные равны, но некоторые равнее других.

Замечу также, что, согласно данным ряда исследований (обзор Д.Майерса), постоянное исполнение роли подчиненного, т.е. менее престижной (а значит – с более низким статусом), снижает самостоятельность, ответственность человека.

В жизни каждый из нас выполняет (или играет) множество ролей. Одни из них относятся к категории так называемых социальных иликонвенциальных (по Т.Шибутани),формальных (по Н.Смелзеру). Эти роли типичны для любого организованного взаимодействия людей с относительно четким разделением функций вне зависимости от места его осуществления (служебный офис, учебная аудитория, торговое помещение, домашний очаг и т.п.).

Как и сопряженные с ними позиции, социальные роли стандартизованы ибезличны . Наиболее яркий тому пример – служебные инструкции, прилагаемые к конкретным должностям (т.е. позициям, но не личностям!) в штатном расписании той или иной организации. В них отражены требования к выполнению функций, закрепленных за данной должностью, иногда дополняемые кодексом поведения в организации. Конечно, семейные роли (родителей и детей, мужа и жены) далеко не всегда определены столь однозначно (хотя такого рода попытки и зафиксированы в истории, вспомним тот жеДомострой), но и семья есть своего рода организация, в которой своеобразным аналогом служебной инструкции и кодекса поведения могут служить передаваемые от поколения к поколению требования, укорененные в культурных традициях народа (кстати, иногда очень жесткие), а также более персонифицированные ролевые механизмы – например, вырабатываемое в процессе внутрисемейного взаимодействия согласие по поводу играния ролей и (что для нас пока еще звучит весьма экзотично) положения брачного контракта.

Современный мир насыщен огромным количеством социальных ролей. Стремясь их как-то систематизировать, Т.Парсонс и его сотрудники предложили описывать любую подобную роль с помощью следующих характеристик: 1) эмоциональности (предполагается, что одни роли требуют эмоциональной сдержанности, тогда как другие допускают бурное проявление чувств);2) способа получения (одни роли носят как бы предписанный характер – например, роли ребенка, юноши или взрослого гражданина; другие завоевываются, т.е. достигаются в результате усилий человека – например, роли врача, музыканта или депутата);3) масштаба (речь идет о степени широты ролевого взаимодействия: так, у врача и пациента оно ограничено в основном вопросами здоровья, а у супругов может охватывать многие стороны жизни);4) формализации (т.е. степени регламентированности, предписанности ролевых действий);5) мотивации (предполагается, что ролевое поведение побуждается разными мотивами в зависимости от специфики играемой роли).

Хотя социальные роли безличны, их исполнители – живые люди с массой присущих каждому из них особенностей, действующие в различных социумах (группах) с набором своих специфических экспектаций. Учитывая это обстоятельство, исследователи (например Т.Сарбин) обращают внимание на факторы, способные наиболее существенно (как позитивно, так и негативно)влиять на процесс реализации роли. К ним, в частности, относятся:1) индивидуальные особенности людей ;2) личностный образец исполнителя конкретной роли , а также связанный с нею набор идеальных способов поведения;3) представления о роли, принятые в данной социальной группе или бытующие среди лиц, следящих за ее выполнением;4) своеобразие социума (группы) с точки зрения структурной организации, внутренней сплоченности, системы используемых в нем вознаграждений и санкций и т.д.;5) степень идентификации индивида с группой .

Невозможность унифицированного выполнения одной и той же роли разными людьми обусловлена не только упомянутыми выше факторами, она вытекает также из любопытной особенности строения роли. Последнее предполагает наличие трех важных ролевых компонентов :предписанного (экспектации социума по поводу выполнения роли),субъективного (представления конкретного индивида о том, как следует выполнять роль),проигрываемого (реальное ролевое поведение индивида).

Таким образом, одна и та же роль выполняется одним человеком, что называется, по закону, другим – сообразно личному разумению, а третьим – по принципукак получится. Что именно так в повседневной жизни нередко и происходит, наблюдательный читатель обнаружит без особого труда.

И все же возможности абсолютно произвольного играния роли тем или иным индивидом достаточно ограничены. В конечном счете каждый из нас, вне зависимости от статуса, вынужден придерживаться специфических правил игры- экспектаций , проистекающих, согласно Дж.Тернеру, от трех источников социального мира: структурных компонентов социальной среды индивида (т.е. позиций и соответствующих им норм поведения), конкретных участников социального взаимодействия (т.е.акторов) и референтных групп (т.е. неких эталонов поведения). Другое дело, насколько жестки эти экспектации, чье влияние из них наиболее предпочтительно для индивида и в каких социальных средах (группах) играется роль.

Занимая те или иные позиции, люди действуют, однако, не только в соответствии с безличными экспектациями, но и повинуясь собственным чувствам: симпатиям, антипатиям и т.п. Этот второй план поведения характеризует собою играние психологических или межличностных (по Т.Шибутани), неформальных (по Н.Смелзеру) ролей. От социальных ролей они отличаются прежде всего тем, что регламентация их исполнения целиком зависит от индивидуальных особенностей людей, чье личное отношение к партнерам по взаимодействию обусловливает выбор определенного обращения с ними. К тому же играние большинства психологических ролей, в отличие от социальных, не требует специальной подготовки. Где, к примеру, обучают ролям души общества,семейного клоуна,козла отпущения? Или триаде таких известных по работам Э.Берна психологических ролей, какребенок,взрослый,родитель?

Правда, некоторым из них (порою с чисто прагматической целью) можно научиться самому, копируя поведение других либо следуя воображаемому образцу, если, конечно, роль (например, души обществаилилидера) отвечает личным склонностям человека. Сомнительно, однако, чтобы кто-то намеренно готовил себя к роликозла отпущения.

В процессе выполнения разнообразных (чаще всего – социальных) ролей люди нередко сталкиваются с неопределенностью и противоречивостью предъявляемых к их поведению требований. Подобное столкновениесопровождается переживанием стресса, ощущением внутренней неуверенности, поведенческими нарушениями. Все это, по мнению специалистов, признакиролевого конфликта , который обычно определяется как одновременное предъявление двух или более несовместимых экспектаций к поведению человека.

Причины такого конфликта заключены в некоторых особенностях процесса реализации индивидом множества ролей:ролевой неопределенности (когда отсутствуют достаточно четкие экспектации, служащие ориентиром в поведении),ролевой дезинтеграции (когда роли плохо совмещены друг с другом),ролевой дискретности (когда человек вынужден выполнять целый ряд следующих друг за другом и несогласующихся между собою ролей),ролевой перегрузке (когда человек сталкивается с очень большим количеством экспектаций). Кроме того, конфликт может быть вызван недостатком умений, требуемых для выполнения роли, а также несоответствием личности ее исполнителя ролевым экспектациям. В последнем случае мы имеем дело с интересной психологической проблемой, заслуживающей хотя бы краткого здесь обсуждения.

Речь идет о проблеме соотношения личности и роли , или, как она нередко предстает в экспериментальной психологии,проблеме соотношения Я и роли . Индивид может входить, включаться в исполняемую им роль с разной степенью отождествления с нею отдельных сторон своего Я, что на специальном языке обозначается терминомЯ-включение. Анализ показывает, что в одних случаях значительная полнота подобного включения оказывается полезной для личности, тогда как в других – губительна для нее.

Так, в ярких сценах спортивного поединка или театрального действа максимальное слияние с ролью, выражающееся в мобилизации всех духовных и физических сил для ее выполнения (Т.Сарбин говорит в этой связи о максимальном включении в роль всего организма, или организмическом включении ), нередко ведет к выдающимся результатам. Однако в иных ситуациях и при выполнении иных ролей подобное включение приводит к совершенно иным последствиям. Об этом свидетельствуют, в частности, данные знаменитоготюремного экспериментаФ.Зимбардо.

В ходе эксперимента студенты-добровольцы одного из американских университетов в специально оборудованном под тюрьму университетском помещении разыгрывали доставшиеся им по жребию роли тюремщиковизаключенных. Планировавшийся на двухнедельный срок эксперимент пришлось прекратить на шестые сутки:тюремщикинастолько вошли во вкус власти (слились с ролью), что их действия начали всерьез угрожать здоровьюзаключенных. Самоуважение иморальное Яличности фактически оказались всецело поглощенными играемой ролью. Произошло то, что Ф.Зимбардо назвалдеиндивидуализацией личности, понимая под этим термином утрату человеком индивидуального начала, обезличивание, неспособность осознать особенности своего Я, невнимание к оценкам окружающих. Люди подобного типа нередко характеризуются полным отсутствием чувства ответственности за свои поступки и (аналогично, кстати, многим палачам, состоящим на службе у тоталитарных и криминальных режимов) склонны видеть себя не более чем добросовестными исполнителями чужих приказов (хотя бы и самых людоедских).

Немало, однако, ситуаций, когда человеческое Я не желает мириться с навязанной обстоятельствами ролью. Так, невольно ставший предателем, но ужаснувшийся содеянному человек (подобно персонажу повести В.Быкова Сотников) всем своим существом может противиться этой страшной роли. Он может даже решиться на крайний шаг (как и поступил быковский персонаж): ценою собственной жизни отторгнуть роль.

Впрочем, наряду с приведенными выше возможны и иные последствия ролевого поведения , отражающиеся в разнообразных личностных эффектах:развитии и структурировании мотивационной сферы (вспомним хотя бы, как через выполнение ответственных заданий менял мотивацию подростков с криминальным прошлым известный педагог А.С.Макаренко),складывании Я -концепции (достаточно сказать, что уже детская ролевая игра является, как показал Дж.Мид, важным условием созидания человеком своего Я),видоизменении системы взглядов и ценностей (простейший пример – чудесное превращение цветочницы Элизы Дулитл вПигмалионеБ.Шоу после того, как она стала играть роль леди),формировании социальных установок (основываясь на данных исследований, Д.Майерс замечает, что для нас характерна, в частности, тенденция не только причинять вред тем, кого мы не любим, но и не любить тех, кого мы третируем) и т.д.

Расширение ролевого репертуара способно предохранять нас от стресса: так, потерпев неудачу в выполнении какой-то профессиональной роли, человек может успокоить себя тем, что в конце концов он хороший муж и отец. Ну а, кроме того, посредством ролевого поведения во многом осуществляются процессы социализации, обусловливающие становление человека как социального существа, его вхождение в общественную систему. Путь к этому разделу социальной психологии (к сожалению, не рассматриваемому в настоящей работе) лежит через анализ более сложных форм социального поведения, одной из которых является общение.

Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие.

Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Определение общения.

ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании

Общение как передача информации. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь.

Лицо, генерирующее идею кодирует (отправитель)-вербальные или невербальные символы-отбирает-канал(речь, письмо)-передаёт получателю- получатель декодирует и правильно или неправильно понимает-кодирует-отклик в адрес отправителя- передаёт сообщение

Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, Эффект неудачника, эффект края / порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.

Эффе́кт пе́рвого впечатле́ния - влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.

Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольно. Факторами этого впечатления могут выступать особенности внешнего облика и поведения человека, о котором субъект формирует мнение. Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщенным или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т. Д



Эффект ореола
Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других делах.

Эффект неудачника
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.

Эффект порядка (1)
При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.Эффект порядка (2)
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.

Эффект края - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя). Виды трансакций (дополнительные, скрытые).

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех

сторон общения - восприятия, коммуникации и взаимодействия - возможно только как прием анализа:

при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или

«чистое» восприятие.. Трансактный анализ Э.Берна - Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы. Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках: Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.

Люди обладают способностью мыслить (исключение - лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).

Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. Эго-состояния личности (Родитель - содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка., Взрослый - не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая., Дитя - содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.). Виды трансакций (дополнительные - Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания. Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции., скрытые - трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.).

Сценарии взаимодействия.

Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить. Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий - его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

Ролевое поведение в общении.

психологическая роль – это поведение, которое человек строит в соответствии с ожиданиями общества и на основе норм и правил, установленных этим обществом. Соответствие поведения человека ситуации «здесь и сейчас» называется актуальной психологической ролью. Формальная роль представляет собой поведение, которое человек строит в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Исполнение формальной роли является обязательным, в противном случае возможен конфликт личности и общества. Внутригрупповая роль определяет поведение, которое человек строит с учётом ожиданий, предъявляемых ему участниками группы на основе сложившихся в ней взаимоотношениями. Выбор внутригрупповой роли может осуществляться, во-первых, добровольно, человек на основе знания своих индивидуально-психологических особенностей, социального опыта делает выбор, во-вторых, авторитарно, под давлением группы. Исполнение внутригрупповой роли также является обязательным, в противном случае может произойти конфликт личности и группы. Под межличностной ролью следует понимать поведение, которое человек строит с учётом ожиданий, предъявляемым ему знакомыми людьми на основе сложившихся отношений. Выбор межличностной роли определяется историей отношений между людьми, т.е. носит добровольный характер. Исполнение межличностной роли необязательно: человек вправе не подтверждать чьих-то ожиданий, но он не вправе с ними не считаться, в противном случае возможны межличностные конфликты. Индивидуальная роль – это то поведение, которое мы строим в соответствии с собственными ожиданиями, которые в сущности всё равно ожидания других – самых значимых.

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму.

Л . Сент-Экзюпери

Наши жизни связаны тысячей незримых нитей.

Г. Мелвилл

Понятие «роли» в психологии. Характеристика ролевого поведения личности

Мы переходим к рассмотрению еще одной важной составляющей «внешней оболочки» личности - понятию и значению роли в психологической структуре человека.

«Роль» - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению.

От шекспировского сравнения жизни с театром до создания психологической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психологи не устают восхищаться. Отвечая на вопрос «кто я?», люди часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать», «жена», «муж», «руководитель», «преподаватель», «студент» и т.д. Попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.

Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем и для кого ее исполнять.

Невозможно быть сыном без матери, племянником без дяди, начальником без подчиненных, актером без зрителей.

Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил, наконец, человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций: «Прежде всего, я объявил ему, что его имя будет Пятницей, гак как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово “господин” и дал понять, что это мое имя».

Социальная роль состоит из ролевого ожидания (того, чего от нее ждут) и ролевого поведения (того, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа (окружающие) применяют к нему социальные санкции: бойкот, насмешки, угрозы, выговор, неодобрение и др.

Социальный статус определяется множеством ролей, и каждый раз человеку необходимо быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей.

В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.

Выделяют два класса ролей - конвенциональные и неформальные:

  • - конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупателя; роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.);
  • - неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шаблоны, но они зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Например: конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и т.д.

По сути, неформальная (или персональная) роль - это роль самого себя. К человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе - не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смысле мы оказываемся рабами собственного образа.

Очень часто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура и иерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах.

Человек, но сути, всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или молодой девушки, потом роль мужа или жены и т.д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том, и в другом случае могут возникать сложности. Первый типичный вариант - это неосвоение ролей, определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.

В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом «приличном обществе», да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль. I То эту ситуацию можно повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном фильме «Данди по прозвищу Крокодил». Первая половина его построена именно но той схеме, которую мы только что назвали, - простак в светском обществе, не знающий «правила игры», общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них.

Вторая типичная проблема - это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить об антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте.

Если обратить внимание на тонкости внутреннего отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об «игрании» роли, когда человек ее просто изображает. «В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях», - отмечал А. Г. Асмолов.

Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью («роль овладела личностью»), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие во внутреннем отношении.

Но откуда берется и что такое внутреннее отношение - не только к своим ролям, чертам характера и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни?

Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы «человека в футляре» найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности, как самого себя, так и другого человека, с ее содержательной стороны.