Российская цивилизация во второй половине xviii века. Российская империя во второй половине XVIII века

1762-1796 гг. - Правление Екатерины II.

Правление Екатерины II принято назвать эпохой «про­свещенного абсолютизма» - это особый политический курс, связанный с использованием идей французских, английских и итальянских мыслителей - идеологов Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтера, Ч. Беккариа); главной целью политики являлось приспособление старого абсолютистского режима к новым условиям, зарождавшимся буржуазным отношениям. «Просвещенный абсолютизм» как особый этап государствен­но-политического развития был связан с поиском новых форм взаимоотношений господствующего социального слоя с государственной организацией.

1762 г. - Дворцовый переворот, начало царствования Ека­терины II.

Немецкая принцесса Софья Ангальт-Цербстская, в право­славии Екатерина Алексеевна, жена Петра III, при поддержке гвардии свергла своего мужа, непопулярного в политической элите.

1764 г. - Издание указа о секуляризации церковных земель.

Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имуществен­ную самостоятельность, оказалось на содержании государ­ства. В политике Екатерины по отношению к церкви заклю­чалось: во-первых, влияние антиклерикальных (светских, антицерковных) позиций идеологов Просвещения; во-вто­рых, продолжение начатого Петром процесса превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

1767-1768 гг. - Работа Уложенной комиссии.

В России по-прежнему действовало Соборное уложение 1649 г. Требовалось создать новый свод законов, отобрав ре­ально действующие положения. В комиссию вошли предста­вители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Подоб­ного представительного собрания Россия не видела почти в течение века.

Комиссия не оправдала надежд императрицы: каждое со­словие отстаивало свои корпоративные привилегии, зачастую противоречащие друг другу. Поняв, что Уложенная комиссия не может выполнить поставленные перед ней задачи, Екате­рина распустила ее под предлогом начала войны с Турцией в 1769 г. Окончательно упразднена была комиссия в 1774 году.

1768-1774 гг. - Первая русско-турецкая война.

Фактором ухудшения отношений с Османской империей стал рост русского влияния в Польше, введение российских войск на территорию Польши (Речи Посполитой). В 1770 г. состоялось сражение на реке Ларге (приток Прута, террито­рия Молдавии), где русская армия под командованием Петра Румянцева обратила в бегство турецкие войска и крымскую конницу. Второе знаменитое сражение, в котором отличился Румянцев, произошло на реке Кагул. Здесь удалось разгро­мить противника, который по численности в 5 раз превышал русские силы. Успешными были действия русского флота. Балтийский флот под командованием адмирала Григория Спиридова обогнул Европу и в Средиземном море атаковал турецкий флот в Чесменской бухте, у Хиосского пролива. Ту­рецкая эскадра была уничтожена. По Кючук-Кайнарджий- скому мирному договору Россия получила полоску черно­морского побережья между устьями Днепра и Южного Буга, Керчь и Еникале в Крыму, Кубань и Кабарду; Крым стал независимым от Османской империи; Молдавия и Валахия перешли под российское покровительство; Турция платила России контрибуцию.

1772 г., 1793 г., 1795 г. - Участие России в разделах Речи Посполитой.

Упадок могущества раздираемой внутренними противоре­чиями Речи Посполитой на протяжении XVIII века предопре­делил раздел ее территории Россией, Австрией и Пруссией. В результате третьего, окончательного раздела Австрия за­владела Малой Польшей с Люблином; к Пруссии отошла большая часть польских земель с Варшавой; Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь (украинские земли).

1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Е. Пугачева.

Крупномасштабное казацко-крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева, объявившегося себя Пе­тром III, началось на Яике (Урал), и обрело такой размах, что историки называют его крестьянской войной. Ожесточен­ность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием войны стали новые реформы, которые привели к укреплению того строя, против которого направлялось народное возмущение.

1775 г. - Областная (губернская) реформа.

Количество губерний возросло с 23 до 50, провинции были ликвидированы, а губернии делились на уезды. Каждую губернию возглавлял губернатор, а группу из 2-3-х губер­ний (наместничество) - наместник или генерал-губернатор. Губернское правление состояло из Казенной палаты, ведав­шей промышленностью, доходами и расходами, и Приказа общественного призрения, отвечавшего за содержание школ и больниц (богоугодных заведений). Была сделана попытка отделить судебную власть от административной. Судебная система строилась по сословному принципу: для каждого со­словия - свой выборный суд.

Губернская реформа привела к ликвидации многих кол­легий (кроме Иностранной, Военной, Адмиралтейской), по­скольку их функции перешли к местным губернским органам. Таким образом, делалась попытка децентрализации власти. Губернская реформа привела к увеличению числа городов, так как ими были объявлены все центры губерний и уездов.

1783 г. - Присоединение Крыма к России; подписание Геор­гиевского трактата о протекторате России над Восточной Грузией.

В 1777 г. в результате вторжения русских войск в Крым на ханский престол был избран российский ставленник Ша- гин-Гирей, но для упрочения положения в Крыму Екатерина направила Григория Потемкина. После переговоров крым­ский хан отрекся от престола и передал Крым России. За ди­пломатическую победу Потемкин получил титул «князь Тав­рический» (Крым - Таврида в древности). В 1783 г. Восточная Грузия заявила о желании перейти под покровительство Рос­сии, что зафиксировал Георгиевский трактат. Грузинский царь Ираклий II стремился обезопасить страну от мусульман­ских Турции и Персии.

1785 г. - Издание Жалованной грамоты дворянству и Жало­ванной грамоты городам.

Пытаясь реализовать основополагающий принцип фи­лософии Просвещения - верховенство права и закона, Ека­терина делает шаги по регламентации правового положения сословий. Дворянам даруется свобода от телесных наказа­ний, подушной подати, обязательной службы; право неогра­ниченной собственности на имения и в том числе землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности; лише­ние дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с утверждением главы государства; имения осужденных дворян не подлежали конфискации; расширялись полномочия сословных учреждений дворянства. По существу дворянство получило самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями.

Не случайно правление Екатерины нередко называют «золотым веком дворянства». Жалованная грамота городам подтвердила дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний. Городское население делилось на шесть разрядов, составлявших «градское общество»: купцы, мещане (мелкие торговцы ремесленники), духовенство, дворяне и чи­новники. Горожане избирали городского голову, членов маги­страта и гласных (депутатов) общей градской думы.

1787-1791 гг. - Вторая русско-турецкая война.

Причины войны: 1 - стремление вернуть Крым; 2 - за­ключение русско-австрийского союза. Россия и Австрия планировали расчленить Турцию и создать на принадлежав­ших ей территориях с православным населением «Грече­скую империю» во главе с представителем династии Рома­новых. Выдающаяся победа была достигнута войсками под руководством Суворова у р. Рымник. Полководец применил тактику внезапности, которая помогла обратить в бегство 80-тысячную турецкую армию. Победы сухопутной армии были подхвачены на море. В 1790 г. флот под командованием Ф. Ушакова одержал победу в сражении у острова Тендра, тур­ки потеряли 4 линейных корабля. Летом 1791 г. Ф.Ф. Ушаков разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. В декабре был заключен Ясский мирный договор. Он подтвердил передачу России Крыма и российское покровительство Грузии; Бесса­рабию, Молдавию, Валахию пришлось вернуть Турции, что­бы не обострять отношения с европейскими державами, не­довольными усилением русских позиций на Дунае.

1788 г. - Взятие турецкой крепости Очаков.

Крепость Очаков считалась ключом к Черному морю.

1790 г. - Взятие турецкой крепости Измаил войсками под руководством А. Суворова; выход книги А. Радищева «Путеше­ствие из Петербурга в Москву».

Главным событием русско-турецкой войны стало взя­тие крепости Измаил в декабре 1790 г. Суворов организовал штурм считавшейся неприступной крепости. По преданию, комендант Измаила в ответ на ультиматум Суворова сказал: «Скорее Дунай потечет вспять, чем падут стены Измаила».

В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев впервые определил крепостное право как страшное и безус­ловное зло. Сочинение Радищева выходило за рамки просве­тительской идеологии с ее представлениями о мирном, эво­люционном пути развития. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщик, хуже Пугачева».

1796-1801 гг. - Царствование Павла /.

Павел пересмотрел многие реформы Екатерины II: упо­рядочил и ужесточил дворянскую службу, в частности долго­срочные отпуска; отменил освобождение дворян от телесных наказаний по суду, ликвидировал дворянские собрания. Был изменен порядок престолонаследия: трон передавался по мужской линии старшему сыну царствующего императора или следующему по старшинству брату, что привело к стаби­лизации положения в данном вопросе.

1797 г. - Манифест о трехдневной барщине.

Манифест устанавливал трехдневную барщину, а также за­прещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этим манифестом Павел I «положил пер­вое ограничение помещичьей власти» (С.Ф. Платонов).

1798-1799 гг. - Участие России в антифранцузских коали­циях, Итальянский и Швейцарский походы А. Суворова.

Россия стала участницей антифранцузского союза с Ан­глией и Австрией (1795 г.), а затем в 1798-1799 г. антифран­цузской коалиции вместе с Англией, Австрией, Турцией и Неаполем. Цель коалиции заключалась в изгнании францу­зов из Северной Италии, завоеванной генералом Бонапартом во время похода в 1797 г. Русско-турецкая эскадра во главе с Ф. Ушаковым изгнала французов с Ионических островов в результате взятия крепости Корфу.

В том же году началось наступление русско-австрийской армии под командованием А. Суворова в Северную Италию (Итальянский поход). Разбив французов, войска освободили Милан и Турин. Суворов готовился к вступлению во Фран­цию, но Австрия настояла на том, чтобы войска Суворова были направлены в Швейцарию на соединение с русским корпусом А. Римского-Корсакова.

Русские солдаты совершили уникальный переход через заснеженные Альпы, овладели Сен-Готардским перевалом. Но корпус Римского-Корсакова и австрийцы были разбиты французами, и Суворов с армией оказался в окружении, из которого с трудом вырвался. Павел I отозвал русскую армию на родину, так как расценил поведение англичан и австрий­цев как предательство.

Реформы Петра Великого укрепили феодально-крепостнический строй в России, но одновременно они дали большой толчок к развитию внутреннего социально-экономического кризиса. Реформы ПетраI явились началом процесса разложения феодально-крепостнической системы народного хозяйства, дали толчок формированию и развитию капиталистических отношений. Начинается критика пороков крепостничества, а затем и самой крепостнической системы.

Экономическое развитие России в серединœе 18 века достигло своей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм, разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри. Товарное хозяйство не могло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостные крестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальная заинтересованность производителя, а она была присуща только свободному, вольному человеку.

Присоединœение к России в 18 веке огромных территорий требовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоения этих территорий.

Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, в то же время она была порождена социально-экономическим развитием России и была зависима от монархии.

После смерти Петра I между его последователями и старой российской знатью, тоже, кстати, последователями Петра, началась борьба за влияние на власть. За короткий срок произошла смена лиц политических деятелœей.

После смерти Петра I выдвинулся фаворит его жены Меньшиков. В 1727ᴦ. Екатерина I умирает и на престол входит внук Петра I Петр II Алексеевич. Но ему было всœего лишь 14 лет и для управления страной создается верховный тайный совет (Меньшиков, кн. Долгорукий и др.). Но внутри этого совета не было единства и между Меньшиковым и Долгоруким завязывается борьба, победителœем из которой выходит последний, но воспользоваться этим ему не пришлось, поскольку в 1730ᴦ. Петр II умирает. Трон опять остается свободным.

В это время гвардейцы, недовольные политикой Тайного совета͵ совершают переворот, возводя на трон племянницу Петра I Анну Иоанновну, которая жила в Елгаве (под Ригой).

Анне Иоанновне были предложены некоторые кондиции, которые она и подписала, в которых оговаривалось, что ее власть ограничивалась в пользу крупной российской аристократии (Тайный совет). Дворяне были недовольны и Анна Иоанновна разогнала Тайный совет, восстановив Сенат. Она правила в течение 10 лет.

Правление Анны Иоанновны характеризуется массовым террором против российского дворянства (пострадали Долгорукий, Голицин и многие др.). Возвышается при дворе Бирон, поднявшийся от конюха до канцлера России.

При Анне Иоанновне велась война с Турцией.

Произвол был невыносим и только после смерти Анны Иоанновны в России настает спокойствие. Умирая, Анна Иоанновна оставляет завещание, в котором говорилось, что русский престол должен перейти в руки Иоанна Антоновича, племянника Анны Иоанновны (внука Петра I и Карла CII, бывших врагов), в то время еще младенца.

Естественно, за него правила его мать - Анна Леопольдовна и регент Бирон. Но 25 ноября 1741ᴦ. был совершен переворот. Бирона и Миниха арестовали и сослали. Переворот совершила гвардия, недовольная засильем иностранцев.

Восходит на престол Елизавета͵ заявившая, что смертная казнь отменяется. Этот запрет действовал всœе 25 лет ее правления.

В 1755ᴦ. открыт российский университет.

Елизавета окружает себя группой советников среди которых были Шувалов, Панин, Чернышов и др.

При Елизавете велась 7-летняя война против Пруссии (Фридрих II), приведшая к победе русского оружия. Впоследствии Фридрих II говорил, что “русского солдата мало убить, его и убитого нужно ещё повалить”.

Годы правления Елизаветы называли лучшими годами России.

После Елизаветы вошел на престол Петр III, правление которого характеризует засилье военщины. Петр III отменил всœе ограничения для дворян. Крестьяне при нем стали подобием рабов. Помещик получил право ссылать крестьянина в Сибирь на каторжные работы.

Деятельность Петра III вызвало бурю недовольства и в июне 1762ᴦ. был совершен государственный переворот. Петра III отстранили от власти, а на престол вошла Екатерина II Великая.

Начинается раздача государственных земель, крепостничество идет вширь.

Екатерина II, опять же используя дворянство, провела секуляризацию церковных земель в 1764ᴦ. Все земли, принадлежащая церквям и монастырям, изъяты и переданы коллегии экономики. Церковные крестьяне переведены на оброк (ᴛ.ᴇ. свободу получили около 1’000’000 крестьян) ; часть земли была передана помещикам.

Екатерина подписала указ о собственности принадлежащей им земли.

В 1767ᴦ. принят указ о прикреплении крестьян. Крестьянам запрещалось жаловаться на своих помещиков. Жалоба расценивалась как тяжкое государственное преступление. Указом от 17 января 1765ᴦ. крестьяне могли быть отправлены своим помещиком на каторгу. Указом от 3 мая 1783ᴦ. украинские крестьяне приписывались к своим помещикам.

Внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление крепостничества. Уложение 1649ᴦ. уже безнадежно устарело. В связи с этим Екатерина II созывает уложенную комиссию для принятия новых законов. Как реакция на политику Екатерины, начинаются многочисленные крестьянские волнения и восстания, которые впоследствии перерастают в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 73-75 годов. Восстание показало, что управление государством не соответствовало времени.

После подавления восстания Екатерина начинает новые реформы. В 1775ᴦ. указом Екатерины II проведены областные реформы. В России созданы губернии и уезды, назначены губернаторы, создан дворянский надзор, создаются дворянские корпоративные и сословных учреждений, увеличивается штаты чиновников, полиции и сыска.

В том же 1775ᴦ. принят указ о свободе предпринимательства и купечества. Этот указ повел за собой крайне важно сть реформ в городах. Процесс оформления привилегий дворянства и купечества завершается двумя грамотами на право вольности и преимущества российского дворянства и жалованная грамота городам (1785ᴦ.). Первая грамота была направлена на консолидацию сил дворянства, а вторая отвечала интересам купцов. Цель издания грамот - укрепление власти, создание новых групп и слоев, на которые смогла бы опираться российская монархия.

Екатерина принимает решение усиления цензуры после Французской революции. Был арестован Новиков, Радищев.

В 1796ᴦ. Екатерина II скончалась и на престол вошел Павел I.

Характер нового императора был во многом противоречивым. Он делал многие дела наоборот делам своей матери. Павел потребовал от дворянства вернуться в свои полки.

Через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время указом от 5 апреля 1797ᴦ. утверждено, что крестьяне должны работать на помещика не более 3 дней в неделю, запретил продажу крестьян.

Павел разорвал торговые отношения с Англией.

Против Павла высшая знать создала заговор, и 12 марта 1801ᴦ. он был убит в Михайловском замке.

Внешняя политика России 18 века характеризовалась борьбой за выход к Черному морю, был захвачен Азов в 1736ᴦ., присоединœена полностью Кабардино-Балкария, в 1731ᴦ. добровольно в состав России входит Казахстан. Во время 7-летней войны захвачен Берлин и Кенигсберᴦ.

Во время правления Екатерины II трижды происходил раздел Польши, и сама Польша перестала существовать как самостоятельное государство.

В период правления Павла I происходят великие героические подвиги российских войск под руководством Суворова.

Россия во второй половине 18 века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Россия во второй половине 18 века." 2017, 2018.

Идеология и проекты Екатерины II .

Екатерина IIпридерживалась политики «просвещенного абсолютизма», основные положения которой отразились в «Наказе» императрице Уложенной комиссии (1767 год):

Создание нового законодательного кодекса, основанного на принципах философии просвещения;

Упразднение устаревших феодальных институтов (некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству);

Проведение крестьянской, судебной, образовательной реформы, смягчение цензуры.

Большинство из этих планов не были воплощены в жизнь.

Презентация стр. 9

Внутренняя политика Екатерины II .

«Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дво­рянству» (1785) Екатерина II закрепила привилегии дворян­ства:

    Дворяне были освобождены от податей и повинностей.

    Заметно увели­чилось дворянское землевладение.

    Было подтверждено освобождение дворянства от обязательной службы (введенное Петром III).

    В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население гу­бернии составляло от 300 до 400 тыс. человек.

    Продолжилась секуляризация (изъятие) церковных земель в пользу государства.

    В 1787 году была создана система городских школ (главные и малые народные училища)

Презентация стр. 10

Восстание Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.)

В 1773 году началось восстание яицких казаков (живших в районе реки Яик), крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

Пугачев провозгласил себя императором Петром III.

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, часть Западной Сибири, а также Среднее и Нижнее Поволжье.

В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, чуваши, мордва, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия.

Основные требования: отмена крепостного права, восстановление казачьих вольностей в районах проживания казаков.

В 1775 году восстание было подавлено.

Презентация стр. 11

XVIII века. Войны с Турцией.

Задачи внешней политики:

    борьба за выход к Черному и Азовскому морям;

    освобождение земель Украины и Белоруссии от иностранного господства и объединение в одном государстве всех восточных славян;

    борьба с революционной Францией в связи с начавшейся в 1789 г. Великой французской революцией;

Презентация стр. 12

Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Разделы Польши.

Совместно с Пруссией и Австрией Россия участвовала в разделе Речи Посполитой (Польши).

По первому разделу (1772) Речи Посполитой к России отошла часть восточ­ной Белоруссии.

По второму разделу {1793) - Россия получила оставшуюся часть восточной и цент­ральной Белоруссии с Минском, Волынью и Подолию.

По третьему разделу (1795) к России отошли западная Белоруссия, запад­ная Волынь, Литва и Курляндия.

Таким образом, под властью России были объединены почти все земли восточных славян, входивших в Киевскую Русь, исключая галицкие земли со Львовом (Галиция), вошедшие в состав Австрии.

Презентация стр. 13

Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

После целого ряда побед на суше (под руководством П.А. Румянцева, В.М. Долгорукова и А.В. Суворова) и на море (под руководством Г. А. Спиридонова, А. Г. Орлова и С. К. Грейга) война была завершена.

По условиям Кучук-Кайнарджийского мира (1774) Россия получила :

    выход к Черному морю;

    степи Причерноморья – Новороссию;

    право иметь свой флот на Черном море;

    право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;

    Азов и Керчь, а также Кубань и Кабарда переходили к России;

    Крымское ханство становилось независимым от Турции;

    русское правительство получило право выступать в качестве защит­ника законных прав христианских народов Османской империи.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. также закончилась поражением Турции.

По Ясскому мирному договору :

    Турция признавала Крым владением России;

    в состав России вошла территория между реками Буг и Днестр;

    Тур­ция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георги­евским трактатом 1783 г.

Презентация стр. 14

Реформы Павла I (1796-1801)

В 1796 году к власти приходит Павел I(сын ЕкатериныIIи ПетраIII). За 5 лет своего пребывания у власти он провел важные реформы:

1. закон о престолонаследии, согласно которому наследником престола становился старший сын монарха,

2. ограничение работы крестьян на помещика тремя днями в неделю.

3. сокращение дворянских привилегий и восстановление обязательной службы дворян.

Последнее вызвало недовольство дворянства, возник заговор, в ходе которого Павел Iбыл убит.

Презентация стр. 16

Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Во времена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и превращалась в просвещенное европейское государство.

Идеи европейских просветителей, государственная практика просвещенных монархов стали достоянием не только императорского двора и просвещенной элиты России. Они проникали в широкие круги населения - дворянство, растущий средний класс и даже крестьянство. И если предшествовавшие крупные повороты в истории европейской цивилизации - эпохи Возрождения и Реформации - прошли во многом мимо России, то эпоха Просвещения стала для нее собственной эпохой. Изменилось отношение к человеку, его месту в системе общества и природы, к целям и задачам общества.

Но в России царил феодализм, абсолютизм достиг своего расцвета, крепостничество, сословные привилегии и ограничения составляли незыблемую основу человеческих отношений. Это приводило к острым противоречиям между еще мощным в России старым миром и новыми явлениями в культуре. И все же новое упорно пробивало себе дорогу.

Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений русской культуры XVII в. и новых культурных веяний.

Христианское мировоззрение оставалось основным для русского человека. И Петр I, и Екатерина II были глубоко верующими людьми, но проявляли совершеннейшее равнодушие к церковным обрядам, традициям, правилам. Освобожденная от этого постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлениях становилась все более светской.

Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

Членами этого общества и этой нации были и императрица, и вельможи, и провинциальные дворяне, и городские жители, и казачество, и крестьянство, в том числе крепостная интеллигенция (актеры, музыканты, живописцы). Конечно, между высшими слоями общества и его низами лежала непреодолимая пропасть, но культура незаметно перекидывала через эту пропасть мостки. Лишь к|н>ностное крестьянство оказалось отверженным в этом новом наступающем мире.

Появление новых культурных ценностей приобретало и условиях многонациональной России интернациональный характер. Новые культурные ценности и просветительские идеи накладывались на культурные традиции и достижения ш-ех народов России и делали их сопричастными к судьбам истей страны. Они начинали ощущать себя россиянами, жителями колоссальной и многонациональной державы.

Носителем новых научных и культурных традиций являлось в первую очередь дворянство. Но это не означало, что русская культура была чисто дворянской. Дворянство создавало и пестовало в России общечеловеческую культуру.

Создателями российской науки и культуры XVIII в. стали также выходцы из-за границы. В течение всего столетия иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление российской цивилизации. Они участвовали в создании системы образования, стояли у истоков организации Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своем это были талантливые и увлеченные своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавая русским людям свой опыт, свое мастерство. Но постепенно набирали силу и влияние отечественные таланты.

Образование и просвещение народа

Образование и просвещение народа к концу XVIII в. достигло значительных успехов.

Образование в основном было сословным. Это означало, что каждое сословие имело свою, закрытую от других, систему образования. И чем выше и привилегированней было сословие, тем выше являлся уровень образования.

В 1730-е гг. открылся Сухопутный шляхетский кор­пус, а в 1750-е - Морской шляхетский корпус. Таким образом, армия и флот пополнялись высококвалифицированными кадрами, и одновременно дворянским детям предоставлялась возможность сразу после обучения начать службу в чине офицера, а не тянуть, как при Петре I, солдатскую лямку. Это была привилегия дворянства.

Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса.

Появилось немало частных дворянских пансионов в Москве, Петербурге, других городах. Дворянские дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в моду вошло обучение в домашних условиях.

Однако обучение в пансионах и на дому нуждалось в повышении профессионального и общегуманитарного уровня. Это могли дать лишь высшие учебные заведения гражданского типа. В связи с отсутствием в России высших учебных заведений современного уровня вполне естественным шагом властей стало открытие в России сразу двух университетов.

Один, при Петербургской Академии наук, готовил кадры отечественных ученых. Эта цель ограничивала приток в университет тех, кто хотел получить университетское, т.е. универсальное, общее образование. К тому же поступлению в университет предшествовало обучение в академической гимназии.

С открытием в 1755 г. Московского университета положение значительно переменилось. Поначалу здесь было три факультета - философский, юридический и медицинский. На философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицинском факультете значительное место отводилось изучению химии и биологии.

Московский университет стал первым, и единственным, в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богословские науки. Новое учебное заведение России покоилось целиком на светских принципах обучения.

Московский университет недаром носит имя великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711 - 1765). Он был инициатором его создания, разработал проект университета, настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на русском языке, что в пору всеобщего употребления в обучении латыни являлось также необычным. М. В. Ломоносом ловился превращения университета в публичное, т. е. недоступное, учебное заведение.

Не случайно в стенах университета в XVIII в. училось выходцев из семей разночинцев. Из них же формировался преподавательский состав. Уставом университета запрещались телесные наказания студентов. Университет ныл автономной самоуправляемой организацией и не зависел от местных властей. Подчинялся он Сенату.

При университете существовала гимназия. Одна ее сеть предназначалась для детей дворян, другая - для детей разночинцев. Огромную роль в создании университета И.И. Шувалов сыграл фаворит Елизаветы Петровны - И. И. Шувалов (1727-1797). Именно при его активной поддержке М. В. Ломоносов осуществил свои замыслы.

Наряду с учебными заведениями для дворянства в стране расширялась сеть духовных учебных заведений.

Постепенно развивалась сеть общеобразовательных школ. В 1780-е гг. впервые в истории страны была введе­на система народного образования. В Петербургской губернии, а позднее еще в 25 губерниях страны открылись двухклассные и четырехклассные народные училища. В первых детей учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механике, физике, географии, истории, естествознанию и архитектуре.

Систему образования Екатерина II стремилась поставить на европейский уровень. Ей хотелось, чтобы в стране появились люди широко мыслящие, гуманные, просвещенные. И не только среди дворян, но и среди других со­словий. Для этой цели предполагалось создать закрытые учебные заведения - отдельно для дворян, купечества, прочих обывателей. Обучение там мыслилось проводить на основе принципов просвещения - путем убеждения, без наказаний и принуждения.

Закрытые учебные заведения появились прежде всего в Петербурге. В 1767 г. был открыт Институт благородных девиц (Смольный институт). Отдельными группами в нем обучались девочки из мещанского сословия.

Наука

В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделениями - философским, физическим и историческим. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за границы ученые. После воцарения Елизаветы Петровны и окончания немецкого засилья во многих сферах общественной жизни страны положение в Академии стало меняться. Двинулись вперед научные исследования, появились среди ученых свои, русские кадры. В 1740-1750-е гг. ведущая роль в Академии принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Кажется, не было отрасли знаний, в которую он бы ни проник и где ни оставил бы свой замечательный след. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Именно в ходе серии химических опытов он пришел к открытию закона сохранения материи и движения. Ему принадлежит разработка атомно-молекулярной теории строения вещества. Объяснил он и явление нагрева тел: не мифический теплород, как считалось прежде, а движение частиц тела вызывает этот процесс. Астрономы называют Ломоносова отцом своей науки. Именно ему принадлежит честь открытия атмосферы на планете Венера. Немало сделал Ломоносов в области геологии, минералогии, горного дела, географии. Он обосновал великую значимость для России Северного морского пути, по которому и по сей день идут корабли в северо-восточные порты страны.

М. В. Ломоносов никогда не был кабинетным ученым. Он достигал поразительных результатов во многих прикладных науках, совершил ряд открытий, имевших практическое значение. Так, ему принадлежит идея громоотводов, оберегающих людей от атмосферного электричества, от молнии. Он стал основоположником отечественной научной метеорологии. Много трудился он в производственной сфере - в области разработок новых сортов фарфора, стекла, красок, создания мозаики, из которой выполнял великолепные картины.

М. В. Ломоносов был гением не только в области естест­венных наук, но и выдающимся гуманитарием. Он внес большой вклад в формирование русского литературного языка и стал автором Русской грамматики. Его поэтические сочинения, в частности оды в честь Елизаветы

11стровны, побед русского оружия, явились образцом для Г многих литераторов XVIII в. Наконец, М.В.Ломоносов проявил себя как яркий историк. Его «Древняя российская история представляет собой сочинение, наполненное гордостью за историю славянского мира.

Во второй половине XVIII в. шагнула вперед и техническая мысль. Теплотехник И. И. Ползунов (1728-1766) разработал проект универсального парового двигателя. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735-1818) изобрел множество различных механизмов, среди них - удиви- И. П. Кулибин тельные часы. Он предложил проект одноарочного моста через Неву длиной почти 300 м.

Важной частью научной деятельности стали исследовательские экспедиции. Если XVII в. был веком великих русских открытий на востоке, то XVIII в. стал временем их исследования и освоения. Интересовало все - пути сообщения, климат, недра, морские течения, географические очертания Евразийского материка, его население.

С 1733 по 1741 г. при поддержке Сената, Адмиралтейства, Академии наук состоялась Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова в ходе которой был обнаружен пролив, отделяющий Америку от Азии, и назван именем первооткрывателя - Берингов пролив. Экспедиция открыла для мира Северо-Западную Америку. Члены экспедиции исследовали и описали берега Камчатки, Курильские и Алеутские острова, Северную Японию.

Направлялись экспедиции и в Южную Сибирь, Нижнее Поволжье, в Приуралье и на Урал, в Башкирию, на Северный Кавказ, в Крым, к озеру Байкал.

Специальная исследовательская экспедиция отплыла на Аляску. Материалы этих экспедиций широко публиковались в России и за рубежом.

Литература и искусство

Литература второй половины XVIII в. становится все более светской, выходит из-под влияния Церкви. Формируется русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Церковно-славянский язык остался лишь в религиозных текстах и в богослужении. Большое влияние на реформу языка оказали сначала М.В. Ломоносов, а позднее писатель и историк Н.М.Карамзин (1766-1826), чей Петру I. Он создает прозаические и поэтические произведения, осуществляет переводы древней и современной европейской классики на русский язык. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского (1706-1768), а также трагедии и комедии А.П.Сумарокова (1717-1777), отца русской драмы, по признанию современников.

Русская литература развивалась быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль - сентиментализм, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простых горожан, крестьян. Ярким представителем этого направления стал Н. М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза о любовных переживаниях скромной девушки, закончившихся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия.

XVIII в. еще не кончается, а в русскую литературу властно вторгаются начала реализма, под знаком которого существовала литература всего XIX в.

Реалистические мотивы чувствуются в поэтических произведениях Г.Р.Державина (1743-1816), в пьесах Д. И. Фонвизина (1745-1792). Его комедия «Недоросль выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств, никакого прогресса и прочно держалась за крепостничество и свои привилегии.

Неотъемлемой частью российской культуры являлось народное творчество. В фольклоре второй половины XVIII в. отражались события и народные герои тех лет - Емельян Пугачев и Салават Юлаев, герои прошлых славных событий, например Богдап Хмельницкий и Максим Кривонос. Знаменитый «Плач холопов, созданный в народной среде, повествовал о ненависти простых людей к крепостному праву.

Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение российских городов, были созданы и XVIII в. Чего стоят Петербург, Царское Село, Павловск, Петергоф, ставшие гордостью России и мировыми архитектурными шедеврами!

С именем В.В.Растрелли (1700-1771), итальянского скульптора, работавшего в России, связано появление у нас к стране стиля барокко. В этом стиле он создал знаменитый Зимний дворец, не менее известный Екатерининский дворец в Царском Селе, комплекс зданий Смольного монастыря, Строгановский дворец и другие здания Петербурга.

Следом за барокко в архитектуру России пришел классицизм с его строгими пропорциями, стройными колоннадами, монументальностью, гармоничностью. Ярким выразителем этого стиля стал придворный архитектор Екатерины II, шотландец Ч. Камерон (1730-е - 1812). Он автор ансамбля дворца и парковых сооружений в Павловске под Петербургом, галереи в Царском Селе, других сооружений.

Оставил заметный след в столичной архитектуре знаме­нитый итальянский архитектор Дж. Кваренги (1744- 1817). Это он создал Эрмитаж, Смольный институт, здание Биржи, великолепные дворцы в Петергофе (Большой дворец) и в Царском Селе (Александровский дворец).Все, кто бывал в Москве, видели напротив Кремля на взгорке возвышающийся монументальный и воздушный дом Пашкова (нынешняя Государственная библиотека). Это творение замечательного русского архитектора В. И. Баженова (1738-1799). Ему принадлежат проекты Большого Кремлевского дворца в Москве и Михайловского замка в Петербурге, императорского дворца в селе Царицыне под Москвой, другие постройки. В.И. Баженов был избран профессором Римской академии и действительным членом Болонской и Флорентийской академий.

Богатое архитектурное наследие оставил М. Ф. Казаков (1738-1812). Его главные работы - это здание Московского университета на Моховой, здание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская больница), дом Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома союзов), иные сооружения в Москве, Твери и других городах.

Гордостью русской архитектуры XVIII в. стало творчество И. Е. Старова (1745-1808). Его лучшие творения - Таврический дворец Г. А. Потемкина и Троицкий собор Александре Невской лавры в Петербурге.

В последние десятилетия века в России развернулось мощное усадебное строительство. Продолжало развиваться и деревянное зодчество. Ярким образцом его стал Шереметевский дворец в Останкине, построенный русскими мастерами П. И. Аргуновым, Г. Е. Дикушиным и А. Ф. Мироновым.

Переживала расцвет и русская живопись. Этот расцвет выражался во все большем переходе от условностей иконописи к реалистическим полотнам. В XVIII в. получила развитие портретная живопись. Солдатский сын А. П. Антропов, крепостные художники И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов, выходцы с Украины Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали блестящую галерею портретов русских монархов, вельмож, государственных деятелей, полководцев.

Появилась историческая живопись библейские и древнерусские темы, а также жанровая живопись. Явлением времени здесь стала крестьянская тема. Художник И. А. Еремеев в своих полотнах показал жизнь простого народа, крестьян. Бытовые картины на крестьянскую тему создал крепостной художник М. Шибанов.

Частью общего развития русского искусства стали скульптура и музыка. Именно во второй половине XVIII в. в России осуществляется переход от прикладной, орнаментальной скульптуры к монументальной и портретной скульптуре. Примером первой является знаменитый Медный всадник - памятник Петру I, сооруженный по указанию Екатерины II французским скульптором Э. М.Фальконе (1716-1791) в 1775 г., а также памят­ник Минину и Пожарскому в Москве, автором которого стал скульптор И. П. Мартос (1754-1835).

Другое направление в скульптуре продемонстрировал Ф. И. Шубин (1740-1805). Он происходил из поморских крестьян, был другом М. В. Ломоносова. Его резцу принадлежат бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, Румянцева, Суворова, Потемкина.

В ряду замечательных деятелей культуры второй половины XVIII в. стоит и удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г.Волкова (1729-1763). Сын ярославского купца, он стал первым русским актером и зачинателем русского национального театра. Поначалу он работал в Ярославле, затем переехал в Петербург и основал здесь первый профессиональный театр.

В музыкальном искусстве пока еще господствовали заезжие оперные, балетные труппы, но уже пришло время утверждения и самобытных российских талантов. Свою музыку для народных инструментов писал композитор И. Е. Хандошкин (1747-1804), чьи произведения исполняются и до сих пор. Создателем изумительных церковных хоралов стал Д. С. Бортнянский (1751-1825).

Российский быт

Наиболее разительные изменения в жизни населения произошли в Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах страны. Петербурге, на Дворцовой набережной, Невском проспекте, вдоль каналов и речек, впадавших в Неву, вельможи строили для себя роскошные дворцы. Берега Невы оделись гранитными набережными. Сделано это было по указанию Екатерины И. Ей же принадлежала мысль сооружения знаменитой решетки Летнего сада.

Дворцы были богаты и изысканны. Аристократы стара­лись сделать их похожими на императорские. Здесь были большие залы, обставленные европейской мебелью гости­ные, удобные комнаты. Изразцовые печи зимой излучали по всему помещению ровное, сухое тепло. Свечи в люстрах и канделябрах прекрасно освещали комнаты, коридоры и переходы.

В этих дворцах гремели балы, устраивались великосветские приемы. Чего стоил знаменитый бал, который дал Г. А. Потемкин в своем Таврическом дворце в честь императрицы! Три тысячи гостей, выступление хора, балета, пантомимы, прием в зале, превращенном в сад с фонтаном и кущей цветущих деревьев, с пением живых соловьев и храмом со статуей Екатерины. Ужин до 2 часов ночи, танцы до утра. 140 тыс. лампад и 20 тыс. свечей освещали это действо.

К концу XVIII в. в Петербурге стало модным содержать аристократические салоны. Здесь слышалась французская речь, кипели споры о политике, литературе, искусстве. В таких салонах начинали блистать российские литературные знаменитости.

Мимо роскошных особняков по Невскому проспекту проезжали щегольские экипажи, прогуливались гвардейские офицеры и нарядно одетые обыватели.

Менялась и Москва. Хотя здесь не было такого богатства и блеска, как в Петербурге, но московская знать не хо отставать от запросов времени. Выравнивались улики. прекратилась хаотичная застройка города, хотя за ится.

Богатые дворяне и купцы строили, как правило, двух, трехэтажные дома усадебного типа. Такой дом был отдельно от улицы садом, газонами, дорожками. Он стоял в глубине пространства, отгороженный от улицы чугунной или железной решеткой, на улицу выходили лишь крылья флигеля. Таких усадебных домов XVIII в. до сих пор и Москве сохранилось немало.

Рядом с ними стояли дома других богатых людей - каменные, изящные здания с колоннами. Там размещалось до 7-8 комнат - гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, столовая, зал для танцев. Здесь тоже стояли вошедшие тогда в моду мебельные гарнитуры, софы и диваны. Ушли в прошлое лавки и грубо сколоченные столы. Появились стулья, кресла, изящные столы на изогнутых ножках, полки для книг. Стены были обклеены обоями.

По вечерам многие российские города освещались фонарями, в которых горело конопляное масло. По центру городов прокладывались, как в Петербурге, брусчатые, а чаще - деревянные мостовые.

Появились городские больницы. Медицинский персонал готовили в госпитальных школах и медико-хирургических училищах. К концу века была создана единая система медицинских учреждений для населения. В каждом губернском городе должен был состоять на службе один доктор, а в уездных городах - один лекарь. Открылись аптеки. Конечно, это было ничтожно и мало для обширной и многомиллионной страны. Строились больницы и на частные средства. Через какое-то время богатые люди передавали их городу.

Малые российские города больше походили на большие села. Кроме двух-трех каменных зданий, остальные дома были деревянными. Немощеные улицы, поросшие травой, лужи после дождей, грязь осенью и весной становились неотъемлемой частью таких городов.

На окраинах располагались рабочие бараки, где жили пришлые работные люди местных мануфактур, разный мастеровой народ. Это были тесные, грязные, душные помещения с нарами вместо кроватей. В таком бараке в общем помещении порой жило несколько десятков человек. Здесь же обитали и семьи. Лишь позднее внутренние по­мещения бараков стали разделять перегородками.

Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались последние европейские достижения в архитектуре, образовании, просвещении, образе жизни, одежде, питании, отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта российского населения XVIII в.

Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую застойность, традиционность, бедность российской жизни.

Вне городской цивилизации оставалась огромная область российской жизни - село, деревня, сельское население. Здесь, как и в городах, ощущались большие перепады в условиях жизни, особенностях быта. С одной стороны, частью сельского населения являлось дворянство. После указа о вольности дворянской и Жалованной грамоты дворянству, освобождавших дворян от обязательной государственной и военной службы, значительная часть дворян поселилась в своих поместьях, занялась хозяйством, стала устраивать свою сельскую жизнь.

Конечно же, между представителями сельского дворянства существовали большие различия. Одно дело - богатые помещики, владельцы десятков тысяч крепостных душ. Эти богачи имели роскошные поместья с великолепными лдебными домами, построенными по проектам знаменитых архитекторов. Другое дело - мелкопоместные лнпряне, обладавшие полутора десятками крепостных.

И все же основную часть дворянства составляли средней руки помещики, владельцы сельской усадьбы. Такие чноряне не были отделены от крестьянской жизни непреодолимой стеной. Они постоянно общались с крестьянами, в их усадьбах жили дворовые люди, прислуга из тех крестьян. Господа и слуги годами находились бок о бок, соприкасались с истоками одной и той же народной культуры, традициями, обычаями, поверьями, лечились у одних и тех же знахарей, пили одинаковые настои и парились в бане одинаковыми березовыми вениками. К тому же значительная часть дворянства, вроде фонвизинов-ской госпожи Простаковой, была неграмотной или малограмотной. Сельские усадьбы таких дворян состав­ляли неотъемлемую принадлежность российской сельской жизни.

Последние новшества быта обходили стороной крестьянскую жизнь. Лишь небольшая часть крестьян выбивалась в люди. Они строили в селах хорошие, чистые, с печами-голландками избы, пользовались новыми предметами быта (посудой и мебелью), покупали добротную одежду и обувь, разнообразили еду.

К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767 - 1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако «образованность» становится модной среди дворянства.

Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть «французским изяществом».

В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами («мастерами грамоты», как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

В 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан.

Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей («Детское чтение для сердца и разума»), первый в России естественно-научный журнал («Магазин натуральной истории, физики, химии»), журнал «Музыкальное увеселение». Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», просуществовавшей до 1917 г.

Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

При каждом церковном приходе учреждались одногодичные приходские (церковноприходские) училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Устав провозглашал преемственную связь между школами разных ступеней.

Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

Появление новых учебников во второй половине XVIII в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В. Ломоносова, и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. «Российская грамматика» Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д. Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел».

Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

Расширяется издательская база, помимо казенных появляются частные типографии. Указ «О вольных типографиях» (1783) впервые предоставлял право заводить типографии всем желающим. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

Появляются первые общественные культурно-просветительские организации. Некоторое время (1768 - 1783) в Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов «Собрания» некоторое время был Н.И. Новиков.

В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг», нечто вроде первого в России издательства. В его деятельности приняли участие многие известные писатели XVIII в., в том числе А.Н. Радищев. Деятельность «Общества» также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная, учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755). В академической типографии был напечатан и первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов становится периодика. В Ярославле в 1786 г. появился первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1788 г. в Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.Р. Державиным, в то время гражданским губернатором города. В Тобольске выходил журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789).

Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

В 60 - 70- е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения «к исправлению нравов служащие», формировалась антикрепостническая просветительская мысль. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежала новиковским изданиям «Трутень» (1769 - 1770) и особенно «Живописец» (1772 - 1773). Этот яркий и смелый сатирический журнал Н.И. Новикова содержал острую критику крепостнических порядков в России.

Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что «люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей».

Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

В этот период при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях имелись библиотеки. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И. Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для «любителей книг» открывались залы и других библиотек.

В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для недворян.

Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.