Русские индейцы. Русско-индейская война на Аляске

Бытует широко распространенное мнение,что русские пришедшие в америку (РУССКАЯ АМЕРИКА) жили в мире и в дружбе с местным населением, обычно только вскользь упоминается нападение индейцев-тлинкитов на Ситку в 1802г("После этого-мир". - Леонид Парфёнов.д/ф.Российская империя) Однако это заблуждение, между русскими колонистами и индейцами постоянно происходили кровавые конфликты, заканчивающие часто гибелью множества русских и поддерживающих их алеутов Самый известный конфликт это нападение на поселение Ситка: ...Нападение было внезапным и стремительным. Катерина Лебедева услышала вдруг тревожные крики, увидела, как бегут к казарме "все, кои были на улице руские и девки", а из-за поварни вдруг вывернулся пушкарь Тумакаев, кричавший: "Пойдем в казарму, колоши идут с ружьями, видно неспроста!" Едва успели запереть двери, как индейцы хлынули из-за рогаток через северные ворота. Это было 16 (28) июня 1802 г., в последний день существования крепости Св. Архистратига Михаила, русского форпоста в стране тлинкитов. Воины разных кланов, объединившиеся для изгнания пришельцев, опустошавших охотничьи угодья тлинкитов, окружили и подожгли блокгауз, где заперлись последние защитники форта. Кониагмиутка из Чинияцкого селения на Кадьяке по имени Пиннуин, названная в крещении Екатериной, была замужем за русским промышленным Захаром Лебедевым, погибшим в первые же минуты нападения. Теперь она, вместе с другими женщинами и детьми поселения, укрывалась в подвале казармы, со страхом ожидая исхода боя. Удача же клонилась на сторону тлинкитов.

"Когда же усилился и в нижней казарме огонь, - вспоминала Лебедева, - тогда сколко нас девок было кинулись под казарму в подвал чтобы тут сохранится... руские ис казармы ис пушки выстрелили, тогда у подвалу на улицу и дверь вышибло ис коево принуждены были вытти на улицу, где нас колоши захватя разделя по себе утащили в свои байдары". Из каноэ, куда бросили пленниц, Лебедевой хорошо была видна последняя сцена трагедии: "Когда чрезвычайно усилился огонь тогда руские бросались сверху на землю... коих колоши подхватывали на копья и кололи... видно толко было, что всех на улице кололи, строение жгли , имущество компанейское и промысел бобровый, как и нас... делили по себе".

Екатерина Лебедева провела в рабстве у колошей около 15 дней. Надежд на избавление было немного. Дня через три после резни тлинкиты захватили байдарку из артели Еремея Кочергина, узнали о походе партии И.А.Кускова и выехали ей навстречу. Вернувшись через два дня, воины рассказывали, будто бы партия истреблена "кунаховскими народами" (очевидно, имелись в виду обитатели куана Хуна или, скорее, Акоя - их называли guna.xu., "среди чужаков", подразумевая окружение из атапаскских племен), что сам Кусков убит, что хуцновцы уничтожили партию Урбанова, а потому пленницам остается только одно - верно служить победителям, не надеясь на освобождение...

Некоторые из пленников не дожили до того момента, когда появилась возможность их освобождения. Отчаянно сопротивлявшиеся Василий Кочесов и Алексей Евглевский были изранены и взяты в плен, но скоро позавидовали своим погибшим товарищам: торжествующие победители предали их пыткам.

Тлинкиты питали особую ненависть к стрельцу Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях"
В том же1802г: Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) была выслежена индейцами в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, "начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям... Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы". Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и "почти на повал истребили их пулями и кинжалами". В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Начальник партии, Иван Урбанов, был схвачен и связан. Однако, один из партовщиков-алеутов, также попавший в плен, сумел освободиться сам и помог спастись своему байдарщику. Урбанов "успел вырваться, убежать и скрыться в лесу". Когда тлинкиты "обогатясь добычею, разъехались с радостными криками по жильям", Урбанов, к которому в лесу присоединились еще семь уцелевших алеутов, следующей ночью осторожно выбрался на берег. "Оплакав горькую свою участь", партовщики отыскали две байдарки, пригодные к плаванию, наскоро починили их и пустились путь. Они направлялись на Ситку, не подозревая еще об участи, постигшей Михайловскую крепость. Плыли ночами, а днем скрывались в дремучих лесах. Но на месте селения их ожидало дымящееся пепелище. Не останавливаясь, они продолжили свой путь и, наконец, прибыли в Якутат 3 августа (21 июля). Через три дня после их приезда туда же добрались еще 15 уцелевших партовщиков. всего в том году погибло более двухсот русских поселенцев
Уничтожение русского поселения в заливе Якутат: 20 августа 1805г. воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан захватили русскую крепость в заливе Якутат, перебив практически всех ее жителей.

Согласно индейскому преданию спастись удалось только сторожу рыбного запора, смотрителю маяка и дочери начальника крепости. На самом же деле после резни уцелело несколько больше людей. Шестеро чугачей Канихлютского жила были в тот день посланы начальником промышленных С.Ф.Ларионовым за ягодами, а "когда воротились домой, уже никово не застали в живых, только видели, что лежат по всей крепости убитыя люди". Напуганные жутким зрелищем, чугачи тотчас сели в байдару и поспешили оттуда прочь. Пока они выбирались из залива, их трижды обстреливали с берега из ружей. К вечеру 26 августа они добрались до Константиновского редута и принесли его начальнику Ивану Репину известие о якутатской резне. Новость эта потрясла Репина и он несколько раз переспрашивал беглецов: "Правда ли это?" "Самая правда" , - всякий раз отвечали чугачи.

В 1855г: 10 марта 1855 г. тлинкиты напали на часового у дровяного сарая и тяжело ранили его в голову. Воеводский потребовал от индейцев изгнать виновников нападения. В ответ вооружённые тлинкиты явились под стенами Ново-Архангельска. Чтобы сдержать их бы-ло дано два холостых выстрела. Но это лишь разъярило индейцев. Они немедленно рину-лись на приступ, начали рубить палисад, атаковали порт и выслали отдельный отряд для нападения на город со стороны леса. Захватив "колошенскую церковь", индейцы превра-тили её в свой опорный пункт для обстрела Ново-Архангельска. Перестрелка продолжа-лась около двух часов. В ходе боя погибло 7 русских и 15 человек было ранено . Потери индейцев составили не менее 50 человек (среди них были также женщины и дети, попав-шие под огонь русской артиллерии). Осознав невозможность захватить город, тлинкиты пошли на мирные переговоры и выдали заложников.
Кроме этих случаев было много отдельных небольших нападений и убийств русских индейцами, на всём протяжении существования Русской Америки. можно почитать более подробно, в том числе и о ужасной участи русских, попавших в разное время в плен к индейцам. Ну, а сейчас Русская Америка это штат Аляска в США проданная Российским правительством в 1867 г. На самой Аляске от присутствия здесь России, остались разные географические названия, православная вера среди местных аборигенов и отдельные русские слова вошедшие в их язык

Индейцев Северной Америки знает любой россиянин. Нам всем знакомы благородные могикане, хитрые апачи и другие персонажи книг и вестернов, которые пользуются огромной популярность. Но мало кто знает, что в нашей стране есть свои собственные "индейцы" — ительмены. 7 декабря открывается фотовыставка, посвященная этому малочисленному народу.

Вообще, чтобы увидеть ительменов, надо проделать неблизкий путь. Девять часов на самолете из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Потом — десять часов на машине к поселку Эссо. Потом полтора часа добираться на вертолете до села Усть-Хайрюзово. И, наконец, минут сорок потрястись в машине вдоль побережья Охотского моря по отливу, а зимой по насту на снегоходах или на собачьих упряжках. Конечная цель — национальное село Ковран, где и живут ительмены.

Ительмены — индейцы настоящие, а не "киношные". Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем — навахо. Например, общий бог — ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

Причем американские индейцы ительменов признали: делегация последних специально ездила в США, чтобы сравнить свои родовые легенды, тотемы, обрядовые песни и танцы с обрядами заокеанских соседей. В итоге выяснилось, что у обоих племен удивительно много общего.

В русских документах ительмены известны с ХIХ века как "камчадалы". Хотя тогда под это определение попадали и другие коренные жители Камчатки — например, коряки. На сегодняшний день насчитывается всего около 1500 ительменов. А ведь когда-то ительменов насчитывалось 12-13 тысяч человек. Как и многие малые народности, ительмены в условиях современного мира оказались на грани исчезновения.

Тем не менее, этому народу удалось сохранить свой многовековой уклад жизни, свой язык и традиции фактически в первозданном виде. А ведь анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет. Основным занятием ительменов во все времена было рыболовство.

Религией ительменов изначально был шаманизм, но после прихода русских поселенцев они приняли христианство. Сохранив, впрочем, и свои традиционные верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Все они связаны с поклонением духам природы: уже упомянутому выше Кутху и другим — например, хозяину моря Митгу, который посылал ительменам их основную пищу, рыбу.

Конечно, сегодня ительмены все-таки поддались прогрессу. У них есть своя, специально для них разработанная в 30-е года прошлого века письменность, свои школы. Некоторые из них по-прежнему занимаются рыболовством, многие стали артистами фольклорных коллективов.

Несколько фотографов, которым довелось пообщаться с этими русскими индейцами, организовали в Москве выставку, посвященную современной жизни и культуре этого самобытного народа. Авторы, Георгий Киселев, Андрей Карпенков, Наталья Богачева и Егор Богачев, считают, что "душевная теплота, искренность и веселый нрав — отличительные черты характера настоящего индейца России".

В фотообъектив попали: культовые обряды с участием шаманов, национальный праздник Алхалалалай с уникальным танцевальным марафоном, который у ительменов длится беспрерывно около 16 часов, а также много других удивительных и ярких моментов из жизни народа ительменов. Выставка продлится с 7 по 12 декабря 2010 года, ежедневно с 11:00 до 19:00, и будет проходить в Москве, в "Фотоцентре" на Гоголевском бульваре.

Конечно, посмотреть на ительменов было бы любопытно всякому, но не каждый может себе позволить такое долгое путешествие. А вот посмотреть фотографии может любой желающий, который интересуется историей России, фольклором и этнографией. К тому же, кто знает, может быть, проникнувшись колоритом русских индейцев, кто-то из посетителей выставки в следующий раз отправится в отпуск не на морские курорты, а на далекую, но не менее прекрасную Камачатку. В конце концов, за экзотикой вовсе не обязательно лететь в Австралию или Африку. У нас и своей с избытком хватает.

Ещё об

Завсегда везде ништяк
Путешествие лакоты из Переславля в Можайск, или О чем думает индеец, глядя на Россию из окна «Нивы»

Однажды в детстве Ванбли Глежка Токахе пошел с отцом собирать вишню. Залезли на холм и увидели, как большой орел поймал зайца. Они боролись на земле, и Ванбли не понял, что происходит. Отец сказал, что орел собирается убить зайца. «Если ты вынужден убивать, чтобы жить, ты не пойдешь в ад», - добавил отец.


Ванбли Глежка Токахе


Когда Ванбли вырос, он присоединился к банде в Лос-Анджелесе и старался жить, как орел. Дрался, делал плохие вещи и думал, что это правильно. А потом, послушав бабушку, вспомнил, что значит его имя, и единственный в своей семье вернулся к традициям. Сейчас он живет в Ярославской области и уверен, что у местных в генах есть что-то от настоящих индейцев. Дмитров. За рулем вишневой «Нивы» сидит грузный пожилой человек в широченной черной футболке, вытянутых штанах, босой, на его шее болтается амулет - бусы, ракушки и кусочек дубленой кожи. Из-за спины на плечо перекинута растрепанная коса. Взгляд оценивающий и скрытный.

Все, что я знала о нем, ожидая, пока он доедет из Переславля-Залесского, где живет, до места нашей встречи: он индеец. Фермер или что-то вроде того, музыкант или около того, духовное лицо или почти что вождь.

Привокзальная площадь города Дмитрова неприютная и пустая, глазу не за что зацепиться. Только мемориальная табличка на здании вокзала сообщает, что в войну здесь сражался бронепоезд и погибла смена железнодорожников. Тут нет ответа на вопрос, что делает индеец в русской глубинке.

Индеец жмет педаль газа босой ногой, в замке зажигания болтаются ключи с брелоком в национальной стилистике. Кроме него в машине русская жена Наташа и годовалая дочь Винона. Машина берет курс на Можайск - они едут туда, чтобы сделать ему регистрацию в ФМС. Он гражданин США и не говорит по-русски.

Я надеюсь, все пройдет гладко. Я хочу, чтобы все это быстрее было! - нервничает Наташа. - Потому что они нас замучили, все эти службы. Каждые полгода выезжать из страны и каждые три месяца регистрироваться!

А нельзя получить визу на несколько лет?

Я мог бы, - растягивает английские слова индеец, - но я не могу сейчас ничего сделать из-за нее, - и он показывает пальцем на ребенка как на предмет. - Но вообще мы должны поехать туда. Ее, - он снова показывает на ребенка, - надо включить в мое племя. Современные индейцы должны проходить регистрацию.

Индейцы начинают рассказ издалека. Но чем дольше вы с нами, тем больше узнаете, - мотивирует Наташа.

Самое важное, - продолжает мужчина, - вам сначала надо узнать, кто я и что я. Большинство индейцев в наши дни превращается в самых обычных американцев. И нам это не нравится. Мое племя, мой народ, лакота, наиболее традиционны из всех. И мы стараемся бороться за то, чтобы сохранить все, что у нас есть. Мы не хотим ничего потерять.
***

Имя Ванбли Глежка Токахе переводится как «Лидирующий Пятнистый Орел». Он играет в индейской рок-группе «Эрроу Спейс», верит в индейского бога Вакан-Танка и принадлежит к племени лакота, которое Фенимор Купер называл сиу. Слово «сиу» лучше не произносить.

Мы не называем себя «сиу», мы говорим «лакота», - поправляет Фенимора Купера Ванбли.

- «Сиу» - это французское слово. Оно означает «грязный», - добавляет Наташа.

О, простите!

Стоит только индейцу вспомнить про Вакан-Танку, как «Нива» вывозит его на широкое поле, обрамленное пышными лесами. Перемигиваются золотые купола сельской церкви. Солнечные блики проникают в салон машины.

Когда лакота смотрит на деревья, - говорит индеец, - он видит родственников, семью. В английской логике это просто непонятно. Мой народ скажет: «Посмотри на этот народ деревьев, посмотри на всех этих родственников!» Если бы вы изучали мой язык, первая фраза, которую бы вы выучили, была бы «митакое оясин». Что означает «мы все родственники, мы все одной крови!» Не только люди, а вообще все, что есть на Земле: мы сотворены из одного. Лакота до сих пор мыслят таким образом.

Древесные родственники пробегают за окном машины.

Мои люди вынуждены жить в американском обществе. Американское общество - оно расистское. Когда ты цветной, как я, ты вынужден тусоваться вокруг людей с таким же цветом кожи. Мы выглядим как мексиканцы, это наша проблема. Когда они видят индейца, они думают: о, мексиканец!

А эти татуировки у вас на руках индейские?

Когда мне было пять лет, правительство переселило мою семью в Лос-Анджелес, в Калифорнию. Они поместили нас в плохой район, где жили черные, мексиканцы, бедняки. Так я и рос с этими бедными людьми, у них были банды, и у людей были татуировки, и мне пришлось там жить. Татуировки с того времени.

Вашу семью переселили насильно?

Они согласились поехать по какой-то государственной программе. Но их обманули! В итоге подростком я рос среди других культур.
***


Ванбли исполняет песню на фестивале «Кудыкина гора»


Люди говорят, роды были тяжелыми, и ребенок родился слабым. Но на церемонии духи дали ему имя Лидирующий Пятнистый Орел и велели матери не тревожиться: он выживет и станет традиционным лакотой.

Это не означает, что он будет богат, уточняет за духов Ванбли Глежка Токахе, управляя «Нивой» своей жены.

Мой народ не понимает ценности денег. Мы самые бедные люди в Америке, но не заботимся об этом. Мы живем духовной жизнью. Обо всем, что я делаю, я должен молиться. Должен ли я встретиться с вами, хорошо это или плохо для моего народа? Я предоставляю Вакан-Танке вести меня.

Позади сигналит огромный грузовик и обгоняет нашу «Ниву». Ее корпус нагревается на солнце, и становится жарко.

Я рос среди женщин. Вокруг меня были тети, бабушка, ее сестры. У меня большая семья, у меня пять сестер, два брата живы и еще три брата были, но сейчас их уже нет с нами. Мамины сестры любили музыку, у них было много пластинок, они танцевали под Элвиса Пресли, и от этого я начал понимать музыку белых людей, музыку вашичу.

Машина останавливается у заправки, Наташа выходит заплатить за бензин, но Ванбли даже не меняет позы.

Вашичу означает «рабовладелец», - заглядывает в машину Наташа, она уже заправила машину.

Наташа, где мои ботинки? - Ванбли вываливается из машины медленно, как большой медведь. И неторопливо направляется в туалет.

Вообще лакоты очень медленные, они все делают медленно, думают медленно, - говорит Наташа. - И он все время старается меня тормозить. Ну, я хочу побыстрее, потому что столько всего надо сделать, разве можно тянуть? А он говорит: «Вот потому-то вы и совершаете столько ошибок, вашичу, что не даете себе времени подумать!»

Он вернулся. Хлопает дверь.

Какой была бы Америка, если бы не пришли белые люди?

Он перекидывает косичку с вплетенной в нее замшей: - Может быть, выглядела бы как Россия.

Машина пробегает по изогнутому мостику. Мимо проносится огромная грузовая Scania.

Посмотрите на эти грузовики! - внезапно восторгается индеец. - У меня есть свой грузовик в Америке. И у меня есть права!

И правда, он похож на дальнобойщика, и грузовик подошел бы ему больше «Нивы».
***

Яхрома. Навстречу летит целый караван грузовиков, воздушный поток от которых качает маленькую «Ниву».

Россия напоминает мне, какими были США пятьдесят лет назад. Не в плохом смысле. У вас есть все современные вещи, и у вас много свободы. Правда, русские об этом не знают. Если ты родился и вырос в России, тебе кажется, что у тебя нет свободы. Но если бы ты вырос в Америке и переехал в Россию, ты бы увидел, что Россия более свободна. В Америке ничего нет.

Ну, это не так, в Америке есть демократия.

Есть поговорка: если вы хотите узнать правду об Америке, спросите индейца.

Тогда скажите, почему вы живете в России? Это не очень традиционно для традиционного индейца.

Я могу быть в любой точке мира. Я провожу индейские обряды тут, в России. Могу водить машину, но и на лошади могу ездить. Могу стрелять из оружия, а могу из лука. Я могу делать все, что делает американец, но я умею все, что должен уметь настоящий индеец.

А вы слышали «Песню о настоящем индейце»?

Которому везде ништяк? - радуется Наташа. - Нет, он не слышал!

Но это правда про ништяк, - соглашается Ванбли. - Индеец - бедный человек. Поэтому, куда бы индеец ни шел, он в конце концов тоже встречает таких же, как он, бедных людей, которые гостеприимны, встречают его хорошо, относятся к нему как к брату, и действительно ему везде ништяк. Если бы он был богатым, то все было бы по-другому.

Там слова такие, что если ему станет грустно, то он сядет, закурит трубку мира, посидит-подумает, что-нибудь придумает.

Да, я так и делаю!

А припев такой: «Эх, трава-травушка, травушка-муравушка»!

Да, у нас песни такие же!

И он поет ребенку, рыдающему на заднем сиденье от того, что в жаре этой машины никто не обращает на него внимания.

Моя дочь, - поет старый лакота, едущий в русской машине посреди полей и перелесков, - не печалься. Когда тебе плохо, посмотри на всю эту красоту, которую Вакан-Танка сотворил. И ты почувствуешь себя лучше.

От хриплого напева ребенок затихает и успокаивается. Ивы заботливо склоняются над дорогой. Мы проезжаем Абрамцево. Сиреневые, белые, желтые луга открываются со всех сторон. На них можно смотреть и смотреть, не отрывая глаз. Дорога, как ремень, перетягивает две половинки поля. Выцветшая георгиевская ленточка болтается на зеркале заднего вида.

Мы молимся через песню, песня - это молитва. И я вижу, что русские делают то же самое.

Ребенок снова плачет, но отцу уже не до него.

Но я начал замечать, что некоторые русские становятся как американцы. Если ты начинаешь жить как американец, твоя жизнь не так хороша, как кажется.
***

Клин. Ветер несет песок через дорогу сплошной стеной, и с размаху стена песка бьется прямо в зеленую стену завода слева от дороги.

Посмотрите, они меня все время обгоняют. А почему они так торопятся? Если они начнут жить медленнее, они не смогут платить за свои роскошные машины. Если ты хочешь жить как американец, тебе все время надо спешить. Чтобы выглядеть круто и всегда сиять. И это только кажется красивым, это ненормальная жизнь.

Вы считаете, что спешить - плохо?

Чем быстрее бежишь, тем быстрее умрешь. Это никогда не работает. Чем больше ты зарабатываешь, тем больше трат.

Не хочу вас огорчать, но здесь все то же самое.

Современный мир уничтожает землю. Они насилуют и ущемляют права, они забирают все от земли. Они выкачивают из недр нефть, и самое плохое - они забирают уголь. Сжигают, превращают это в ничто, и нет никакого способа поместить что-то назад, чтобы заполнить пустоты. Там просто дыра! И весь мир выглядит как яйцо, пустое изнутри. Сейчас в Америке происходит очень много провалов земли, под землей исчезают целые дома, дома и дороги.

Не хочу вас расстраивать, но здесь такое тоже случается.

Мы стоим в пробке и покрываемся седьмым потом, как индейцы, которые призывают духов в своем храме, похожем на баню по-черному. Идет ремонт дороги.

Что вы думаете о русских дорогах?

Как в резервации прям. Единственное, что в России мне не нравится. В Америке всегда можно объехать пробку, а в России - нет. В России все дороги ведут в центр.

Как вам эта машина?

Я бы назвал это индейской машиной: ничего лишнего.

Где-то впереди дорожная служба пропускает по единственной рабочей полосе то один, то другой поток машин. Воздух перегрелся и застыл. Только встречные фуры обдают нас ветром с примесью бензина и пыли.

Современный мир неправильно живет?

Он молчит с полминуты, будто вопрос должен попасть куда-то дальше его головы и оттуда же в его голову должен спуститься ответ. Пробка начинает двигаться. И, дождавшись движения, он кивает:

Да! Моему народу все это не нравится. Но в России у вас есть много прекрасной земли! Я живу в индейской резервации Роузбад в Южной Дакоте, и там много пустой земли, как у вас. Мой народ не любит современный стиль жизни. Но мы ничего не можем с этим сделать. Сейчас мы проехали мимо копов.

Мне нужно полсекунды, чтобы сообразить, что речь идет о полиции.

Если бы в Америке копы увидели меня за рулем, нас бы обязательно остановили! Только потому, что я выгляжу как индеец. Все, что касается нашей жизни и существования, все, что мы говорим, звучит так, как будто мы жалуемся. Но если ты не будешь говорить об этом, никто и не задумается.
***


Настоящему индейцу приходится понервничать, пока решается его судьба в России


В небе рождается надежда: редкие облака набегают, обещая дождь.

Люди забыли о том, что у нас есть на Земле. И как мы начали.

А как мы начали?

Когда мы были сотворены, всем людям был дан свой цвет, облик, язык, свои молитвы. И барабан - но немногие сохранили его. И искусство изображать то, что мы видим. Это были первые дары. К моему народу пришла женщина и принесла священные пути, по которым должны жить лакоты.

Скрижали?

У нас нет никаких скрижалей, мы и так знаем, что правильно, а что нет. Но она принесла нам способ поклонения и способ самовыражения. По легенде, мы были сотворены из камня, который произошел из ниоткуда. Этим камнем была Земля. И звезды дали камню воду. Женщина принесла нам священную трубку. И еще - семь священных добродетелей. Любить, уважать, учить, быть щедрым, молиться, танцевать и защищать женщин и детей. Мы открыли дьявола, когда вашичу пришли! Современный мир забирает у людей все больше добродетелей. Мы становимся такими же, как и все: у нас есть плохие индейцы, пьяницы, воры, женщины, которые изменяют мужчинам. Сто лет назад было стыдно изменять или брать что-то, что тебе не принадлежит. Но сейчас трудные времена, и мы проходим через все это. Я не пью и не курю. Я был во внешнем мире, играл рок-н-ролл, бывал в разных странах, и там были и женщины, наркотики, пьянки. Даже мой бас-гитарист и мой барабанщик пили. И мой гитарист умер от пьянок. Но на меня это никогда не влияло. Для меня музыка - это то, что Вакан-Танка дал мне, открыв дверь для меня в мир, куда я могу пойти.

Вы говорите, Вакан-Танка дал вам музыку, ну а кто-то может сказать: Вакан-Танка дал мне алкоголь, мне весело, и я хочу прожить жизнь так.

Он может так сказать! И он может так и сделать! Но если он лакота, он знает, что это неправильно. Мы знаем разницу между шича и ваштэ. В старые времена никто не курил марихуану, хотя она растет в Южной Дакоте, как сорняк. Белые люди привезли нам алкоголь.

Он беспокойно выглядывает из машины, потому что мы снова попали в пробку. Ждать тяжело, и на обочину рядом с нами втискивается машина, водитель которой не хочет ждать. Ванбли недовольно оглядывает ее и в конце концов кивает.

Если хочет, пусть едет… Алкоголь заставляет мужчин бить женщин. Я работал с этими мужчинами как консультант. Это не безнадежно. Человеческий разум может измениться в любую сторону.

Ребенок радостно взвизгивает.

У людей, которые бьют женщин, проблемы с гневом. Гнев мешает людям видеть разницу между тем, что хорошо и что плохо. Но когда ты работаешь с мужчинами, тебе нужно определить, где у них уровень стыда и где уровень любви. Я знаю мужчин, которые били женщин много лет, но однажды они перестали это делать.

Раз можно изменить это, почему тогда нельзя сделать так, чтобы люди перестали воевать?

Для этого есть священная трубка. Жаль, что я не захватил ее с собой. Скажи ей, что мы курим, - приказывает индеец русской жене.

Кору красной ивы. Точнее, не кору, а то, что под корой. Это лекарство, и это вовсе не марихуана. Это придумано, чтобы опорочить трубку мира. Это хиппи придумали, чтобы прикрыть свои пороки.

Должна вам сказать, Ванбли, что в «Песне о настоящем индейце» подразумевается марихуана.

О-о-о-о-о… - тянет он. - Священная трубка вовсе не для наркотиков. Южные и юго-западные племена используют пейот, слыхали? Лакота не делают этого. Для того чтобы получить видения, мне не нужны наркотики. Я - участник Солнечного танца.

Он оттягивает вниз ворот футболки и выставляет на обзор причудливые шрамы на груди.

Четыре дня в течение Солнечного танца мы не пьем воду и не едим, прокалываем кожу на груди, привязываемся к Священному дереву ремнями и молимся на холме. Не каждый выдержит такое: у тебя течет кровь, на тебя нападают москиты. Но когда ты не ешь и не пьешь в течение четырех дней, - он саркастически ухмыляется, - у тебя будут видения! Но видения, которые ты получишь таким образом, - это будут настоящие видения! Людей, помогающих тебе, духов и твоих предков, которые приходят тебе помочь. Это видения, которыми мы живем.

Наконец раскаленная пробка двинулась вперед. Над дорогой поднимается жаркое марево. Видимые края земли подернуты серым горизонтальным туманом.

Мир - это большая проблема, большая беда, - говорит индеец. - Потому что у всех есть ядерное оружие. Если мы хотим жить в безопасном мире, люди должны дружить друг с другом, иметь больше информации. Это то, что может изменить мир.
***

Руза. Проехав по улице Социалистической, мы сворачиваем на улицу Солнцева и двигаемся под уклон, к горизонту, от которого поднимаются тонкие кривые елочки.

Я встречал русских женщин. Не только ее, - он показывает за спину на Наташу. - И у них есть мораль, хорошие ценности. У меня есть другие дети. Но я раньше не знал, что женщина может пить, изменять, разозлиться и уйти к другому. Американцы могут все порвать за секунду. Когда я жил в индейской резервации, я думал, все женщины такие, как моя мама. Потом я поехал в Калифорнию, и у меня разбилось сердце, когда я узнал, что женщины могут делать разные вещи. Я был в шоке, когда узнал, что женщина может тебя бросить. И они делают это в Америке!

Должна вас расстроить, они делают это везде.

Да? И здесь тоже?

Да, но не все.

Женщина должна зависеть от мужчины. Мужчина должен предоставлять ей все вещи, как мужчина! И если не так, то женщины уйдут! Я видел русских мужчин, которые такие же, как американцы: выскакивают в солнечных очках из машины, и все их манеры - американские! Я могу читать весь их характер, глядя на них! Поэтому я вижу, как Россия разваливается изнутри, как она постепенно превращается в Америку.

Такое впечатление, что словом «Америка» вы называете все плохое. Для всего плохого, что есть в мире, у вас есть слово «Америка».

Я скажу одну вещь о вас. Вы не следите за тем, что происходит в мире!

Вы! Потому что если бы вы следили, вы не задавали бы мне глупых вопросов. Потому что если бы вы изучали, что происходит в мире, сколько людей убивают в Америке, вы бы знали это. Вы плохо подготовились к интервью об Америке. Вы были там?

И каковы ваши впечатления?

Мне показалось, между нами много общего.

Ванбли не согласен.

Если ты русский в Америке, то им это интересно. Если ты не говоришь по-английски или говоришь плохо, они считают, что ты глупый, что у тебя не хватает мозгов.

Но это свойственно любой стране. А как, вы думаете, тут относятся к рабочим из соседних стран, которые плохо говорят по-русски?

Но я не встречал такого отношения!

Но вы и не работаете дворником. К тому же вы индеец, а это экзотика. Но если дворник не понимает по-русски, к нему будут относиться так, будто, как вы говорите, у него «не хватает мозгов».

Ну ладно, но они-то приезжают из другой страны! А там белые приехали в нашу страну и относятся к нам как к чуркам. Они говорят по-английски, но это же не Англия! У нас даже нет земли, она украдена. Представьте, если бы Россию завоевали китайцы. И каждый раз, когда вас останавливает полиция, - это китайская полиция. Когда вы идете к доктору - это китайский доктор. И они заставляют вас говорить по-китайски. Как бы вы к этому относились?! Моя страна - не Америка, это Черепаший Остров! Они даже изменили название! Я бы хотел жить в моей стране, с моим языком, с моими деньгами, я бы гордился своей страной. Но, к сожалению, все не так.

Мы проезжаем деревенское кладбище.

Через двадцать лет, возможно, не останется людей, говорящих на языке лакота! Мы вымираем, как динозавры. Даже песен, которые я пою, вы никогда больше не услышите. Мы находимся в конце моей культуры. Вы увидите фальшивых вождей, которые будут говорить красивые английские слова, махать американским флагом, но они уже не будут индейцами. Они будут американцами.

А сколько человек говорит сейчас на языке лакота?

Ч-ч-черт… - выругалась Наташа.

Машина остановилась, заплакал ребенок, в окне возникла голубая форменная рубашка.

Здравствуйте, ваши документы, пожалуйста.

За рулем у нас иностранец, я хозяин машины, вот мои документы, - затараторила Наташа. - У него американские права, они переведены на русский, сейчас перевод вам дадим, что-то еще надо?

Сейчас… - неторопливо принял документы полицейский. - Страховочку дайте, пожалуйста.

Ага. Есть перевод, если вам интересно…

Полицейский равнодушно повертел страховку:

Счастливого пути.

Ребенок заплакал, машина поворчала и завелась.

Вот что я люблю в русских копах, - завел свою пластинку Ванбли. - Если бы мы были в Америке, они бы заставили каждого выйти, руки за голову, каждого бы обыскали и обыскали бы машину на наличие наркотиков.

Ребенок плачет громче, громче и громче.
***


Наташа с дочерью подают документы в УФМС Можайска


- Приехали!

Наташа прикручивает дочку к своей спине с помощью слинга ручной работы. И по узкой обочине между глубоким рвом и машинами на краю дороги, не оглядываясь, стремительно двигается к цели - небольшому одноэтажному зданию, паспортному столу на окраине Можайска.

Открывает тяжелую дверь, проходит по узкому коридору и мимо очереди - с младенцем можно - заходит в кабинет. Ждет стоя, потому что ребенок на спине.

Паспорт, миграционная карта с визой.

Беглый взгляд сотрудника паспортного стола.

Срок какой?

Мы регистрировали его в Переславле-Залесском, - снова тараторит Наташа. - Его виза позволяет полгода непрерывного пребывания. Здесь я не знаю, как вы нам позволите. Хорошо бы на полгода, для нас это, конечно, лучше…

Она ходит из угла в угол.

Но тут в кабинет входит еще один сотрудник. И выясняется, что выезд и въезд в страну в один и тот же день не считается. Имеет ли право гражданин США Ванбли Глежка Токахе находиться здесь - это еще нужно прояснить.

Большой Ванбли появляется в пространстве коридора и грузно усаживается на единственный стул. Наташа пересказывает ему разговор и тревожно вздыхает.

У меня нет оснований быть там, а у него нет оснований быть здесь! Нормально? Вы должны написать страшную историю про миграционную службу, как с нами обращаются!

Пока что с вами ничего не случилось.

Посмотрим, конечно!

Наташа идет жаловаться в другой кабинет.

Ваш сотрудник говорит нам: подавайте документы на временное проживание. Мы бы с удовольствием, но у нас не оформлен брак! И куда с этим обращаться?

Но женщина погрузилась в документы и не слышит.

Вообще странно, почему ж так… - выплывает из раздумий ответственная сотрудница паспортного стола. - Тут четко написано, что срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы. Всё!

Ну, так если никто не придирается, почему не оформить! - хочет поругаться Наташа.

Но сотрудница уже говорит с человеком, возникшим в проеме двери.

Леш! Послушай! «Временно пребывающий… - ныряет она в закон и выныривает с находкой, - …обязан выехать по истечении срока действия его визы!» А у них виза…

Полгода, - говорит Леша.

Три года, - мрачно поправляет Наташа.

В общем, это все не имеет отношения! А соглашение какое-нибудь есть? Какое-то время они должны находиться за границей? Но это же бессмысленно - доехать до границы и вернуться обратно!

Как это? - подскакивает Наташа. - Смысл - продление визы! У меня есть знакомые, которые делают все то же самое!

Давайте мы дождемся начальства, - пасмурно предлагает сотрудник Леша. - И сделаем все в соответствии с законом. Хорошо?

Вы хоть скажите, когда оно приедет!

Проявите немного терпения…

Смурной Леша выходит.

Ни у кого, кроме этого человека, вопросов не возникало! Мне кажется, ему просто нравится мурыжить людей! - возмущается Наташа.

- «…Или иного срока действия», - снова погружается в законы ответственная сотрудница.
***

Ванбли берет на руки дочку и выходит на улицу. Опускает ее на землю, и она радостно топает босяком по траве, радуясь свободе.

Я вырос в худшей части Лос-Анджелеса, где все были цветные, черные, мексиканцы. Мы видели много насилия вокруг, даже убийства. Это была жизнь вовсе не для детей. А когда отцу посчастливилось найти хорошую работу и мы переехали в район поблагополучнее, там оказалось еще хуже. Это был район для белых, и они не хотели жить по соседству с индейцами. В наш дом кидали камни, писали краской на стене, нас дразнили и унижали. Мать не хотела, чтобы я дрался. Но однажды, когда камнем разбили окно, она не выдержала и сказала: пойди и покажи им! И я обрадовался, пошел и очень хорошо подрался. За это меня выгнали из школы, зато на улице меня стали бояться. И я понял, что я должен сражаться. Мы переехали в другой дом, и там мне пришлось сражаться с черными. Зато мексиканцы полюбили меня за то, что я был настоящим индейцем, который не боялся черных и белых. И мы стали бандой. Я думал, что меня станут считать сильным и в конце концов попал в беду.

А потом, когда бабушка сильно заболела, я поехал ее навестить. И она спросила: «Почему ты все время ведешь себя плохо?» Я сказал: «Орел тоже делает плохие вещи, чтобы выживать!» И бабушка сказала: «Но ты не орел». Бабушка заставила меня вспомнить, что означает мое имя: «иметь честь», а не «делать плохие вещи, чтобы выживать». Она заставила меня стыдиться и изменила меня.

Пока он рассказывал, Наташе удалось оформить регистрацию на полгода. Оказалось, у Ванбли очень редкая виза, которую выдают индейцам.

Как только хлопнули двери машины, ребенок опять заплакал. Наташа предлагала поехать к воде, но Ванбли хотел поесть. Вскоре они обнаружили кафе «с домашней едой» и заказали бифштекс и картошку фри для Ванбли и равиоли для Наташи.

В кафе Ванбли два часа рассказывал про индейские обычаи и в конце концов дошел до того, как хорошо иметь мужа-индейца.

Он же, получается, идеальный мужчина, - подтвердила Наташа. - Не пьет, сидит дома, занимается с ребенком!

Меня любят за музыку или за то, что я индеец, - радостно согласился Ванбли. - И только Наташа любит меня за то, какой я есть!

Одна богатая женщина хотела вернуть его в Америку. Она написала ему: «Возвращайся из России, я тебе Harley-Davidson подарю!» Но Ванбли отрезал:

Мне он не нужен!

Что тебе нужно? - спросила женщина.

То, что мне нужно, я уже получил в России.

Она что, белая? - спросила его женщина.

Нет, она русская!
***


Наташа и Ванбли назвали дочь простым индейским именем - Винона


- Я не называю русских белыми. Русские другие. У меня есть теория. Наши люди могли с востока прийти в Россию, встретить русских и раствориться в них. И эти гены, возможно, остались в русских. Потому что я видел многих русских, которые выглядят точно как лакота.

Он поворачивает ключ в замке зажигания, на ключе болтается четырехцветный брелок.

Есть четыре священных цвета - они на этой связке ключей. Черный - это вода, красный - земля, желтый - воздух и белый - это огонь. Некоторые верят, что эти четыре цвета означают четыре расы и четыре стихии, за которые они отвечают. Они думают, что черный - это черные люди и вода. Красный - это земля и индейцы, то есть мы должны быть защитниками земли. Желтые должны заботиться о воздухе. А белые должны заботиться об огне. И в этом есть небольшая правда. Но китайцы сейчас очень сильно загрязняют воздух. И очевидно, что белый человек создал атомную бомбу, самый большой огонь, который вышел из-под контроля. Они не смогли заботиться об огне.

Когда мы отправляемся в обратный путь, древесные родственники сходятся к дороге и нависают над ней. Идет дождь, и в полумраке машины, подсвеченном потусторонним зеленым, лицо Ванбли становится похоже на вылепленную из глины скульптуру.

Мой народ говорит, что-то должно произойти. Все, что у нас осталось, - это молитва. Если люди не хотят слушать, мы не можем это остановить.

Холодает. В мокрой ленте асфальта отражается узкая полоса неба, узкая лента неба отражает в себе полосу асфальта, лес справа и слева отражается сам в себе. Машина мчится в законченной четырехгранной перспективе, как металлический снаряд в оружейном стволе, и так же внезапно перед ней распахивается широкая возвышенность, а внизу из клубящейся зелени вспыхивают золотые купола Рузы. Солнце садится, широкие поля рассыпаются слева и справа. Река Вейна прорезает блестящую ленту асфальта крестом. В небе, накрывающем куполом эту индейскую землю, венчаются полосы облаков.

Фото: из личного архива Ванбли Глежка Токахе

Заселение Аляски русскими началось в конце 18 века. Несмотря на то, что с местным населением старались жить мирно, были и конфликты. Так,в начале 19 века случилась война между русскими поселенцами и индейцами из племени колоши. Об этом эпизоде из истории Русской Америки и пойдёт речь в этой заметке. Материал взят из статьи "Связь времен через океан печали..." (газета "Северянка", 25.02.06), написанной Ириной Афросиной - пра-пра-правнучкой Александра Баранова - первого управляющего делами "Российско-Американская компания", фактически главного правителя русских поселений в Русской Америке.

Обитатели острова Ситка, принадлежащие к индейскому племени колошей (тлинкитов), отличались крайней дикостью и свирепостью, имели воинственный нрав. Пребывали в первобытном состоянии, находились под большим влиянием шаманов и старух.

В своих "Записках о колошах" отец Иоанн характеризует их так:


Под именем колошей известны народы, населяющие северо-западный берег Америки от реки Колумбии до горы св. Илии и живущие по островам архипелага принца Валлийского и короля Георга III. Колоши иного происхождения, чем алеуты и другие народы Русской Америки, даже их внешний вид говорит об этом: большие черные открытые глаза, лицо правильное, не скуластое, рост средний, осанка важная и походка грудью вперед. Все это показывает, что они не монгольского происхождения, а особого - американского. По их преданиям, они пришли не с запада, как алеуты, а с востока - с берегов Америки. Себя называют тлинкитами. Англичане их зовут просто "индейцы", а русские - "колоши" или "калюжи". Откуда это имя? Может быть, от калужек - женских колошенских украшений на нижней губе? Точная этимология слова не выяснена. Число колошей в Российской Америке от Кайгана до Якутата - не более 6000.

До прихода русских, даже до того, как они узнали об огнестрельном оружии, у колошей был жестокий обычай бичевания. Так они демонстрировали храбрость и укрепляли свое тело и дух. Бичевание происходило обычно зимою, при сильных морозах, во время купания в море. Голыми прутьями колоши истязали себя, пока хватало сил, потом наносили себе по избитому телу ранения острыми предметами и ножами, после чего сидели в море до окоченения, пока их не выносили и клали у огня. Еще страшнее было вечернее бичевание, происходившее в бараборе (хижине). Оно почти исчезло.

Колоши не чужды гостеприимства, судя по тому, как они принимают и угощают.

Наказаний за преступления у них нет. За убийство платят убийством. Воровство не считается большим пороком - только отнимается краденое. Если кто-нибудь соблазнит чужую жену и ускользнет от ножа обиженного мужа, то платит ему чем-нибудь за оскорбление. Калги (рабы) бесправны. Но убивают их обычно лишь в трех случаях: 1) на поминках; 2) на больших праздниках; 3) на новоселье. Если калга успеет скрыться вовремя, то может после праздника спокойно вернуться домой, и ему ничего не будет. Иногда господа нарочно дают возможность заранее убежать рабам.

Колоши довольно способны, превосходят алеутов сметливостью и ловкостью в торговле. Среди них немало искусных ремесленников: стоит посмотреть на их изделия - баты (небольшие судна), одеяла, плащи, копья, изваяния фигур из аспида и дерева. Могут с успехом плотничать, заниматься огородничеством и др. Способны к наукам,(хотя массового обучения их до отца Иоанна не было).

Если сравнить способности алеутов и колошей, то можно заметить, что смышленность колошей выше, но так называемый природный ум - выше у алеутов. И это, возможно, оттого, что последние раньше познакомились с русскими и приняли христианство.

Алеуты почти все "бессребренники", а колоши умеют запасти продукты в достатке, быть бережливыми и расчетливыми, склонны к накопительству.

Колоши терпеливы, даже до бесчувствия (физически), но им трудно снести обиду и оскорбление, даже неласковый взгляд. Мстительны, но скорее от честолюбия, а не от раздражительности.

Они храбры, когда нападают врасплох или имеют дело не с храбрыми. А от смелых бегут. Имеют стремление к независимости и свободе. Перед алеутами превозносятся своим достоинством, считая их калгами (рабами) русских.


Значком "А" помечен остров Ситка, он же остров Баранова.

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года. После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории. Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.. В 1799 году было начато строительство форта Архистратига Михаила, теперь это место называется Старая Ситка. Три года существовало поселение на берегах Тихого океана. В общем, ничто не предвещало трагедии, которая произошла неожиданно для Александра Андреевича Баранова и всей Русской Америки. До сих пор никто не может выяснить, что же произошло на самом деле в 1802 году, чем же были недовольны индейцы и почему они решили нарушить договор. Вполне возможно, что русские и алеуты нарушили какие-то ограничения или табу местных жителей, а может быть, не все кланы поддерживали Скаутлельта и только ждали возможности показать свою силу. Индейский вождь Ситки Скаутлельт сам продал Баранову землю под постройку города, мореходы Ост-Индской компании забили тревогу. Неукротимая энергия Баранова вызывала у них зависть и озлобление.

Баранов укрепил Кадьяк и поставил на нем пушки. И вот теперь строит укрепление на острове Ситка. Ост-индский капитан Барбер, известный пиратскими выходками, высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Есть и такая версия – индейцев, что они не предполагали строительства крепости, и ее строительство восприняли как захват земли, а может быть, все было гораздо проще. Русские не продавали индейцам огнестрельное оружие и водку, в отличие от американцев. И, они, недовольные этим и поддержанные американцами, которые мечтали о том, чтобы Россия убралась с этих территорий, в своем недовольстве, в 1802 году разрушили крепость Архистратига Михаила и убили всех ее жителей. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. И если о Скаутлельте устное предание киксади умалчивает, то о Катлиане, как «борце» с русскими захватчиками они помнят хорошо. Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Вероятно, крепость бы устояла, но в ней находились предатели. Это были шесть американских матросов, которые якобы бежали с корабля и напросились на работу. Они открыли ворота крепости изнутри. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты. Шлем Катлиана, в котором он был во время атаки на крепость, и кузнечный молот, выхваченный им у убитого в кузнице на берегу, которым убивал всех безоружных, считаются реликвиями – регалиями киксади тлинкитов.

Крепость была полностью разрушена, и там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы прийти на Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез сам Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - "Юникорн". Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке. А на пожарище в Ситке в то время валялись тела русских переселенцев.

Затем наступил год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода "Невы" в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями "Ермак", "Александр", "Екатерина" и "Ростислав". Когда они достигли Ситки, то нашли здесь капитана Лисянского, совершавшего на корабле "Нева" кругосветное плавание.

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Ее устье было мелководным, поэтому байдарки не могли подплыть близко к берегу, и Катлеан чувствовал себя хозяином положения. К этому времени все остальные кланы тлинкитов и американские матросы, уже покинули киксади, и они были один на один с русскими и эскимосами. Начались военные действия. Первая атака Русских на киксади была ими успешно отбита. Во время нее Баранов был серьезно ранен в руку. Однако осада продолжалась. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский. Это был один из кораблей первой русской кругосветной экспедиции, которую снарядила Российско-Американская компания, для связи со своими территориями на Аляске. Поддержанный пушками «Невы», Баранов предложил Катлеану сдаться, обещая сохранить всем жизнь.

По совещании, Баранов и Лисянский условились о мерах действия и 17 июля всеми судами и с отрядом алеутов вышли из Крестовской гавани, а к вечеру были на якоре у ситхинского селения, против кекура; где, однако же, нашли пустые хижины.

Жители все удалились в крепость, построенную ими на мысе при речке, далее в бухте. 18 (30 сентября по н. стилю) числа тоён Котлеян с некоторым числом человек приходил к крепости для переговоров, и когда предложили ему, чтоб он дал аманатов1, тогда и он требовал к себе такое же число русских и алеутов. Не видя склонности к миру, приказано ему удалиться.

Для очищения окрестного берега с судов сделали несколько пушечных выстрелов с ядрами, чтоб узнать, не скрывается ли кто в засаде для воспрепятствования высадки с судов. После чего Баранов, съехав на берег, занял высокий, утесистый, довольно обширный камень (кекур) и поднял на оном флаг в знак овладения сим местом под Российскую Державу, наименовав оное по-прежнему Ново-Архангельской крепостью.

На кекуре поставили пушки и определили стражу; а партия алеутов заняла все окрестности оного. В то время усмотрена байдара колош, следовавшая с моря в крепость, которую преследовать послан от капитана Лисянского лейтенант Арбузов.

При нападении на оную колоши защищались отчаянно, стреляя из ружей; но байдару вскоре подорвало от бывшего на ней пороха, и большая часть колош утонула; спасено только шестеро: из них два сильно раненных скоро померли, а другие взяты и отвезены на «Неву». Вскоре показались на берегу около 60 человек колош; половина из них осталась на пути, а другие в воинских доспехах, вооруженные ружьями и копьями, пришли под крепость на кекуре, в числе их были и тоёны.

Баранов предложил им, что, забывая все прошедшее, он требует ныне возвращения всех оставшихся у них пленных алеутов; и чтоб в обеспечение пребывания здесь русских, дали аманатов, сами же, оставя свою крепость, отошли бы подалее от занятого нами места. Около двух часов продолжались переговоры, но колоши не приняли сих умеренных предложений и, прокричав громко три раза у! у! у!, удалились.

20 (2 октября по н.ст.) числа все суда подошли к неприятельской крепости, сколько позволяла глубина, и, остановясь на якорях, открыли по оной огонь. Колоши со своей стороны отвечали несколькими пушечными выстрелами. Крепость колошинская состояла, по выражению Баранова, из претолстого, в два и более обхвата, суковатого леса; а шалаши их были в некоторой углубленной лощине; почему, и по отдаленному расстоянию, ядра и картечи наши не причиняли никакого вреда неприятелю.

Это заставило наших решиться взять укрепления приступом. Колоши, собрав все свои силы, открыли из крепости сильный огонь. В то самое время, когда располагались уже ломать и зажигать крепость, Баранов был ранен в правую руку пулей навылет.

Новые в деле военном некоторые промышленные и алеуты показали тыл; тогда было решено: отступя в порядке, возвратиться на судно. 21 числа (3 октября по новому стилю) Баранов, чувствуя боль от раны, не в состоянии был заниматься военными действиями и потому просил капитана Лисянского принять всех людей в свое распоряжение и содействовать по благоусмотрению. Лисянский приказал производить с судов сильную пушечную пальбу по крепости.



Это наконец произвело желаемое: от колош явились парламентеры, с коими имели переговоры о присылке аманатов и о возвращении прежних пленных. На занятом под крепость месте на кекуре, вблизи, построили на первый случай здания, нужные для складки груза; для казармы вырубили до 1000 бревен, а для Правителя выстроили небольшой домик из досок и заложили из стоячих заостренных бревен частокол с будками по углам. Это составляло крепость, безопасную от неприятельского нападения колош.

На рассвете 4 октября 1804 года крепость в устье Индейской реки оказалась покинутой… Все племя ушло. Они не поверили заверениям Баранова, просто потому, что сами никогда бы не отпустили никого живым в подобной ситуации. После предательского нарушения договора и нападения на доверявших им людей. После некоторого сопротивления туземцы предложили переговоры, и 8 октября 1804 г. над туземным поселением был поднят русский флаг. Началось строительство форта и нового поселения. Вскоре здесь вырос город Новоархангельск.

Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана Америке. Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Новую крепость – будущую столицу Русской Америки – Ново-Архангельск он основал совсем в другом месте. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Тот злосчастный ночной побег из крепости унес жизни многих слабых детей, стариков и женщин. Индейцы этого не забыли. До сих пор это сражение и картины бегства хранятся в их памяти. Баранов не раз отправлял послов к Катлеану, но шаманы были против заключения мира с русскими. Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с грностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.

Постепенно был выстроен город – Новоархангельск. В Новоархангельском порту стояли деревянная крепость, судостроительная верфь, склады, казармы, жилые дома. Здесь проживало 222 русских и свыше 1 тыс. туземцев. Казалось, что конфликт остался в прошлом, противостояние закончилось мирной жизнью.

Однако шаманы и вожди не провели необходимых церемоний в племени, и для индейцев война все еще продолжалась… Проклятия шаманов все еще неслись из глубины времен, и звучали в умах и сердцах индейцев, как живые.
---

Но на этом эта история не закончилась. Вот что пишет cайт alaska-heritage.clan.su:
После продажи, Аляска сначала считалась территорией, а потом уже и штатом США, но для тлинкитов это были внешние события. Они не затрагивали их основной проблемы – их единственного поражения в военных действиях за всю их историю, гибели людей и огромного чувства вины и потери, которые сохранялись ими и сберегались. Но в умах и сердцах тлинкитов война с русскими еще продолжалась.

Прошло много лет. Аляска сейчас принадлежит США. Обстоятельства и мир изменились настолько, что не существует вероятности разрешения этого внутреннего конфликта, в привычной для индейцев форме. Внешнее давление на членов племени и молодых индейцев все увеличивается, контакты между белыми американцами и индейцами становятся все теснее. Да и русская диаспора на Ситке постепенно увеличивает свою численность.
Вожди киксади - Рей Уилсон, Марк Джейкобс, Эллен Хоуп-Хейз, Харальд Джейкобс, Том Гембл, Джордж Беннет и другие, приняли беспрецедентное в своей истории решение. Они предприняли шаги к разрешению этого конфликта, который просуществовал более 200 лет, чтобы разрешить сложные отношения, полные горя, вины и враждебности, между русскими и тлинкитами, затронувшие несколько поколений людей. Для этой церемонии особенно важным было участие потомков непосредственных действующих лиц той давней истории. В октябре 2004 года, была проведена церемония поминования и примирения. В ней приняли участие потомки алеутов и индейцев, сражавшиеся с обеих сторон.
По требованию клана Киксади, и благодаря сотрудничеству Службы Национальных Парков, Библиотеки Конгресса, российских историков, и Культурного Центра Индейцев Юго-востока Аляски, для обязательного участия в церемонии, в Москве была найдена и приглашена Ирина Афросина, прямой потомок Александра Баранова, первого губернатора Русской Америки, руководившего объединенными силами русских и алеутов в Сражении 1804.
Киксади готовились к этому событию в течение года. Не все старейшины и члены племени поддержали эту идею. Первая памятная церемония – потлач - была уже проведена сто лет назад в 1904 году. Однако тогда она была направлена именно на поддержание памяти о трагедии в умах и сердцах людей племени. Главной идеей, которая появилась в церемонии 2004 года было то, что она не должна быть сосредоточена только на прошлом и фактах конфликта. Для этого были запланированы две отдельных части в форме традиционных церемоний. Первая церемония - оплакивание и прощение - освободила все негативные эмоции людей, чьи предки участвовали в сражениях и кто перенес потерю в результате сражения и дала возможность людям освободиться от горя. Следующая церемония koo.ex или потлач была бы посвящено духу мира и сотрудничества. Очень важно было, чтобы российскую сторону конфликта представляли также непосредственные потомки участников сражения.


Потлач примирения на о-ве Ситка

Первая встреча между русскими представителями РАК и вождями племени происходила в Центре посетителей парка 1-ого октября, накануне церемонии поминовения павших. Вожди приветствовали гостей, и каждый из них говорил об истории своего клана. В этот же день было установлено и принято третье соглашение о мире, и теперь оно будет означать для наших народов: русских и всех коренных племен Аляски – вечный мир. Вопреки обыкновенной ситхинской погоде, в момент заключения этой встречи светило солнце, и это также было отмечено вождями, как благоприятный знак.
Общественные памятные мероприятия были начаты на территории сражения в субботу, 2 октября, с траурной церемонией оплакивания павших в конфликте предков. Официальная церемония проводилась на поляне, рядом с тотемом военного вождя Киксади - Катлиана, вырезанного тлинкитом-резчиком Томми Джозефом, и установленного в 1999 году на поляне непосредственно в зоне сражения. Во время церемонии к киксади присоединялись и поддерживали их в их горе члены других кланов тлинкитов, предки которых участвовали в сражении.
Наконец 3 октября 2004 года закончились эти 200 лет войны.

Русские индейцы.

При въезде в Нинилчик у края дороги стоит доска. На ней написано по-русски "привет", а затем по-английски: "Меня зовут деревня Нинилчик. Меня основали в начале XIX века русские креолы, алеуты и индейцы. Моих детей зовут Квасникофф, Осколкофф, Комкофф и Астрогин. Они были охотниками и трапперами и надеялись найти свою собственную родину".

На холме над городком возвышается православная церковь Преображения. Здесь и нашли новую, "свою собственную родину" Квасниковы.

Когда на некотором географическом пространстве сталкиваются несколько разных народов, разных культур, часто происходит некое смешение или же, говоря языком научным, креолизация. Возникает новая группа людей, чьи корни уходят в разные стороны, в разные народы.

В истории русской миграции таких моментов было мало. Но все же - были. В первой половине XIX века русские поселенцы добрались до Аляски, до Северной Америки. Имперские администраторы, торговцы, ремесленники, миссионеры, рыбаки, расселились они в основном по побережью от Алеутских островов до Ситки.

Алеутка Аграфена Петровна.

Русских людей на Аляске было мало, и приезжали туда в основном мужчины. Приехав, женились на местных девушках, обращая их при этом в православие.

В 1841 г. Российская Американская Компания построила на Кенайском полуострове дом на три семьи, баню и коровник. Все три семьи оттуда быстро разъехались, но через несколько лет, в 1847 году некий Григорий Квасников, его жена Мавра и их девять детей переехали с острова Кодьяк в полузаброшенный Нинилчик.

Григорий Квасников был православным миссионером из Подмосковья. Его жена Мавра - одной из первых русских креолов Аляски. Ее отец Ефим Расторгуев женился на алеутской женщине Аграфене Петровне и родил с ней Мавру.

Квасниковы в Нинилчике основались прочно: до сего дня практически все жители местечка их потомки. С течением времени они переженились с индейцами племени Денайна и считают себя индейцами русского происхождения. Живут потомки Квасниковых не только в Нинилчике, но и по всей Аляске - в общей сложности, около трех тысяч человек. И называют себя, в честь своей алеутской прародительницы Аграфены Петровны, детьми Аграфены. К детям Аграфены присоединились еще несколько русскоязычных мигрантов. В 1850 году туда в Нинилчик переселился якут Петр Осипов. Еще через год в деревню приехал кузнец по фамилии Острогин.

Как русские американцами стали.

В 1867 году Россия продала Аляску Америке, но русские корни индейцев-креолов Нинилчика продолжали давать побеги. Русская школа там была построена в 1896 году. Православная церковь в 1901-м. По-русски здесь говорили примерно до 50-х годов XX века. Но со временем американские власти заметили существование этой деревни и открыли там школу, в которой преподавание, само собой, велось по-английски. По-русски детям в школе говорить запрещалось, так как в те времена считали, что свободное владение непонятными языками помешает детям стать полноценными американцами. Русский язык понемногу вышел из обращения и на сегодняшний день практически исчез. Народ перешел на английский. Но на английский своеобразный.

В нем до сих пор полно слов русского происхождения, вроде "adyshka (одышка)", "pavarnya (коптильня для копчения рыбы)", "bales (болезнь)", "agroda (изгородь)", "parock (порог)", "piribannick (предбанник)", "vyshka (второй этаж)", "leplyushki (жареный хлеб)", "skotnick (хлев)" и даже "mastalyga (суп из костей лося)".

По-русски в Нинилчике сейчас говорят только некоторые старики. Иногда молодежь изучает язык предков в колледже.