Самая большая ценность народа…. Самая большая ценность народа – его язык

Самая большая ценность народа –

его язык, на котором говорит, думает.

Думает!

Д.С.Лихачев.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

И.Бунин.

Русский язык бесконечно богат. Тем нетерпимее словесная небрежность, допускаемая многими. Каковы же причины этого явления? Их много: здесь и неумение найти точное, нужное слово для выражения мысли, и – что гораздо хуже – нежелание искать такое слово, и просто небрежность («Как сказал, так и ладно»), и привычка говорить неправильно только оттого, что «так говорят», и желание не к месту щегольнуть иностранщиной, и мода на бессмысленные словечки, и грубый жаргон улицы, и всякое словесное разгильдяйство и просто обыкновенная безграмотность, и многое другое.

2007 год был объявлен Президентом РФ Годом русского языка. И это неслучайно. В последнее время остро стоит проблема чистоты речи. Многие ученые-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической

Каждый из педагогов, независимо от преподаваемого предмета сталкивается с одной из наиболее актуальных проблем современности – неумением грамотно и точно выражать свои мысли, дискомфорт общения. Так как нравственное состояние общества отражается в первую очередь в языке, то понятна причина его оскудения - утрата нравственных ориентиров, чувства гордости за владение одним из величайших языков в мире. Таким образом, мы видим две взаимосвязанных проблемы. Актуальность очевидна:

    Исследование в рамках ОУ «Наши сочинения» показало, что из 3406 работ 3116 содержат речевые ошибки

    В рамках акция «Внимание! SMS-ка» было установлено, что каждое второе послание содержит орфографические ошибки

    Операция «Осторожно! ЧАТ» показала, что вся переписка ведется с нарушением языковых и орфографических норм.

    По данным статистики результатов ГИА по русскому языку за 3 года 89 % выпускников допускают речевые ошибки, 56 % - не могут ясно выразить свою мысль.

    Тестирование на тему взаимосвязи культуры речи и стресса установлено, что 62 % учащихся испытывают стресс от неумения выразить свои мысли, а у 79 % портится настроение от собственной безграмотности.

Следовательно, ц ели проекта:

    Расширить возможности преподавания языка в школе за счет внеклассных мероприятий;

    Оптимизировать процесс обучения, показать надпредметную роль русского языка;

    Развить умения и навыки, которые помогут им не только глубже изучить русский язык, но и комфортно чувствовать себя в условиях изменяющегося социума;

    Через игровую ситуацию дать возможность ощутить ответственность за судьбу нашего языка, культуру нашего народа.

Задачи:

    Восполнение пробелов в культуре речи;

    Систематизация знаний о языковых нормах;

    Преодоление объективных трудностей (падение интереса к чтению, неумение использовать в собственной речи лексическое богатство современного русского языка, чрезмерное употребление иностранных слов в СМИ), осложняющих обучение русскому языку, при помощи современных технологий;

    Воспитание гордости за владение одним из величайших языков в мире.

    Развитие ключевых компетенций учащихся: социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной, специальной - языковой;

    Учить свободному общению на различных уровнях

Проект « Следствие ведут знатоки» основан на принципе деятельностного подхода, предпочтение отдаётся интерактивным технологиям .

Проектная (открытый долгосрочный проект, носит проблемно-поисковый, проблемно-исследовательский характер).

Игровая (оптимизирует процесс обучения).

Сотрудничество в командах (сближает ребят).

Диалоговая. Действия ученика – анализ, отбор информации, построение умозаключений, отстаивание своей точки зрения, обмен мнениями – выработка итоговой общей точки зрения. Развивает такие качества, как логичность, гибкость мышления, толерантность.

Информационная (обращение к Интернету, создание презентаций).

Технология модульного обучения (каждый этап проекта может быть использован как самостоятельный фрагмент на уроке,так и во внеурочной деятельности, например, игру – блицтурнир можно провести отдельно на предметной неделе)

Проект органично дополняет процесс обучения русскому языку на любой ступени обучения, максимально приближен к социальным потребностям школьника.

Деятельность участников можно представить в виде схемы:

Затем перед ребятами ставятся четкие задачи – за что надо бороться.

1момент организационный.

Здесь важно вызвать интерес учащихся к проекту.

Темы 1-ых занятий – «Как мы говорим». Уместно процитировать

ответ современного политолога на вопрос о повышении зарплаты:

    Индексация финансовых сегрегенций зависит от латентно-адекватных мажоритарных обструкций. Поэтому, как вы понимаете, нельзя инсуицировать амбивалентные новации коррелирующего мониторинга).

Сравнить с фрагментом из рассказа Зощенко:

- А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

- Пленарное,- небрежно ответил сосед.

- Ишь ты,- удивился первый,- то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

- Да уж будьте покойны,- строго ответил второй.- Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался - только держись.

- Да ну? - спросил сосед.- Неужели и кворум подобрался?

- Ей-богу,- сказал второй.

- И что же он, кворум-то этот?

- Да ничего,- ответил сосед, несколько растерявшись.- Подобрался, и всё тут.

- Скажи на милость,- с огорчением покачал головой первый сосед.- С чего бы это он, а?

2 момент изучение орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка и практическое применение полученных знаний .

Важно! Не подменять работу над проектами обычными уроками! Надо постоянно поддерживать интерес ребят!

Предлагаются нестандартные задания:

    конкурс на самое удивительное правило (Какую ассоциацию или стихотворение придумать, чтобы правило запомнилось легче, например, стихотворение о глаголах исключениях, или «наречия удивляются: как, где, куда…»);

    найти самое «непереводимое послание» в ЧАТе

    найти и исправить ошибки в школьных сочинениях

Цитируются «Шедевры ГИА»

Материалы ГИА (заносятся в таблицу, определяется вид ошибки, делаются исправления; сохранены авторские орфография и пунктуация из работ выпускников).

Ожидаемые результаты

Ценность проекта представляется в самой деятельности школьников, в результате которой они учатся видеть, чувствовать, думать и постепенно приобретают следующие качества:

1. Самостоятельность в постановке задачи, сборе и обработке необходимой для ее решения информации

2. Формирование личностно – ценностного отношения к процессу приобретения знаний

3. Овладение опытом совместной деятельности, умение распределять обязанности между собой

4. Способность к выдвижению гипотез и их последующей апробации

5. Умение организовать свой труд, самодисциплина, ответственное отношение к порученному участку работы

6. Овладение интеллектуальными технологиями, применяемыми при решении широкого класса задач.

7. Самокритичность

8. Творческое развитие

9. Формирование гражданских качеств личности, рост ее социальной активности.

Темы

Всего часов

В том числе

Лекции

Семинар

Беседа

Практикум

Деятельность учащихся (исследовательская,

аналитическая, практическая)

1

Как мы говорим и пишем

4

4

2

2

Исследовательская деятельность: выявление проблемы, её актуальности. Аналитическая: постановка целей и задач, попытка типизировать речевые ошибки. Составление словаря ошибок.

2

Общение в Интернете

2

1

1

Аналитическая: осмысление культуры общения. исследовательская: роль сленга в Интернете

3

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

4

1

3

Репродуктивная: орфоэпическая пятиминутка на каждом занятии с использованием информационных технологий. Работа со словарем.

4

Лексические нормы современного русского литературного языка

6

3

3

Проектная деятельность: акция «В защиту русского языка» (конкурс плакатов, творческих работ).

5

Грамматические нормы современного русского литературного языка

6

2

4

Акция «Учимся на чужих ошибках». Редактирование текстов, упражнения, работа с тестами, словарями.

6

Синтаксическая стилистика

4

2

2

Анализ речевых недочетов, связанных с синтаксическим управлением.

7

Деловое письмо

2

1

1

Составление деловых писем, отправка по Интернету

8

Структура теста

2

2

Составление тестов по культуре речи для последующей контрольной работы

9

Контрольная работа

2

Контрольные тестовые задания

10

«Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает»

Д.С.Лихачев

2

2

Подведение итогов акции «В защиту русского языка», конкурса на лучший плакат, листовку, слоган

Защита рефератов.

Тема 1, 2. Как мы говорим и пишем. Общение в Интернете.

Речь, которую мы слышим каждый день: «Говорят политики и дикторы», «Молодежный сленг: почему мы не можем понять друг друга», «Чтобы не выглядеть смешным (казусы устной и письменной речи; о роли словарей)».

Беседа о том, как мы говорим, проводится с привлечением текста Д. Лукина «На каком языке они говорят?» (приложение1). Помогает взглянуть на себя со стороны видеоматериал, подготовленный учениками «Разговор одноклассниц по телефону» (приложение 2- видео ). Такая организация занятия способствует оптимизации курса, пониманию важности вырабатывания языковой компетенции как неотъемлемой части коммуникативной компетенции. Вместе с ребятами приходим к выводу, что неосознанно нарушаем языковые нормы ежедневно.

Учащиеся получают задание для итогового семинара: подобрать материал для плакатов, создать презентации, подготовить рефераты, сочинения («Нужны ли языку нормы?», «Кто защитит наш язык?», «Осторожно, заимствования!», «На страже русского языка: классики о бережном отношении к родному языку», «Самый трудный, самый красивый...»).

Особое внимание уделяется исследовательским работам:

    «Роль этикетных слов в произведении Ф.М. Достоевского «Идиот» - 1 часть (Приезд Мышкина);

    «Языковое детство (Сопоставительный анализ причин появления искаженных слов: биологическое детство – Чуковский «От двух до пяти», подростковый сленг, студенческий сленг; социальное детство – становление нового государства при полном отрицании всего предыдущего опыта, Зощенко «Обезьяний язык»; технологическое детство – освоение Интернета, сленг ЧАТа.»);

    « Ругается как извозчик (По речи можно определить и социальную принадлежность человека, и уровень его культуры, и взаимоотношение в семье, Пушкин «Барышня-крестьянка)»,

На первом занятии обсуждается проект «Словарь ошибок», учащиеся получают задание «собирать речевые ошибки», которые допускают окружающие, речевые казусы СМИ. Ребятам предлагается не только выявлять факты нарушения норм русского литературного языка, но и классифицировать ошибки (образец – приложеие3) . Результаты обсуждаются, анализируются, учащиеся выявляют проблему, ставят цели и задачи. Итоги выносятся на семинар. Тем самым реализуется деятельностный подход курса, требующий от учащихся самостоятельного применения знаний и творческого осмысления материала, осознания собственной речевой культуры.

Слушателям предлагается разделиться на группы и провести исследования, затем проанализировать результаты:

    Исследование в рамках ОУ «Наши сочинения» - собрать тетради по развитию речи с 5 по 11 класс, просчитать количество и процент речевых ошибок, вынесенных учителем.

    Акция «Внимание! SMS-ка», фиксировать все входящие послания в течение месяца, наблюдать за содержанием орфографических ошибок

    Провести операцию «Осторожно! ЧАТ», выбрать из переписки самые нелепые с точки зрения норм.

    По данным статистики результатов ГИА по русскому языку за 3 года: сколько % выпускников допускают речевые ошибки, неправильно ставят ударения, не могут ясно выразить свою мысль (критерий К6 задания С).

    Разработать тесты и провести тестирование на тему взаимосвязи культуры речи и стресса, выявить сколько % учащихся испытывают стресс от неумения выразить свои мысли, а у скольких % ребят портится настроение от собственной безграмотности (например: 1)Ваша речь идеальна – ДА/НЕТ 2) Вас расстраивает неумение выразить свои мысли – ДА/НЕТ 3) Вы говорите как умеете и не видите в этом ничего плохого - ДА/НЕТ и т. д. Затем подсчитывается количество опрошенных и количество отрицательных и положительных ответов).

Пример задания (наблюдение за перепиской в Интернете):

Ёжик кролику:

Кроля прив J не обясню вс по асе жэстьJ) чёт у мя плохо с докладом ток

бес комментов(: чмок тя пасибки

Кролик ёжику:

Ахха! ща J возьми из гугла по теме (: чмоки тя, С Н

ПЕРЕВОД:

Кролик, привет! Не могу все объяснить в короткой переписке, но всё плохо!

Что-то у меня доклад не получается, только без комментариев и насмешек

целую тебя, заранее спасибо.

Смешно! сейчас же обратись к поисковой системе GOOGL Е.Скачай

доклад.

Целую тебя, спокойной ночи

Обычно слушатели курсов без затруднений выходят на проблему и формулируют её, предлагают пути решения. Проблема неумение грамотно и точно выражать свои мысли, дискомфорт общения, оскудение русского языка; пути решения – работа над проектом по сохранению русского языка, над повышением своей грамотности

Тема 3.Орфоэпические нормы

Орфоэпия как раздел языкознания. Основные тенденции постановки ударения в различных частях речи.

Тестовые задания на ЕГЭ, связанные с постановкой ударения. Орфоэпический минимум. Работа с орфоэпическим словарем.

Данная тема требует не только вовлечения учащихся в активный познавательный процесс (возможность получения доступа к необходимой информации), но и качественной репродуктивной деятельности (заучивание орфоэпического минимума и применение полученных знаний в тестовых заданиях). Избежать утомительного однообразия, облегчить процесс запоминания помогает использование информационных технологий. С презентацией «Орфоэпический минимум» (приложение4) можно работать на каждом занятии (на слайдах постепенно появляются слова, ученик должен произносить их правильно, затем показывается верный вариант). Также предлагаются занимательные задания – зарифмовать самые употребимые или самые трудные слова, такие ассоциативные стишки запоминаются надолго.

Например:

Секрет мы Вам хотим открыть!

Язык приятно и легко учить!

Попробуй все зарифмовать,

Чтоб было легче вспоминать.

Сейчас без страха и сомнения

Освоим нормы ударения.

ШкАфы, шАрфы, бАнты, тОрты...

Корабли отправим в пОрты!

Мы звонИм, они звонЯт,

КаталОг все говорят!

АпострОф, ассиметрИя,

ДиспансЕр, драматургИя

ГрУшевый и жалюзИ...

ПОнял, понялА – учИ!

Тема 4. Лексические нормы

Точность речи. Сочетаемость лексических единиц

Предлагаются задания поискового характера, проблемного характера, задания, при выполнении которых надо обращаться к классическим произведениям.

Пример задания

Прокомментируйте высказывание Н.В. Гоголя: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно, что писанное, не вырубливается топором»

Вспомните, из какого произведения приведен фрагмент, какому эпизоду он предшествует, как «меткое словцо» раскрывает характер героя («Мертвые Души», встреча Чичикова с мужиками из поместья Плюшкина:

Эх, ты! А и седым волосом еще подернуло! Скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?

А! заплатанной, заплатанной! – вскрикнул мужик).

Спецкурс предполагает применение активных форм обучения, расширяющих классно-урочную систему: семинар, проектная деятельность... Акция «В защиту русского языка» проводится на протяжении всего курса, результаты обобщаются на последнем занятии

Постепенно ребята приходят к выводу, что язык – социальное зеркало, а безграмотного человека легко узнать по его речи, что неправильная речь вызывает насмешки, что во все времена писатели, мыслители пытались сохранить чистоту национального языка и что сегодня эта проблема волнует многих. Очень важно – осознавать: сохранение русского языка - национальная задача … Понимание того, что они сами участвуют в таком важном процессе, вызывает чувство удовлетворения и гордости, воспитывает патриотизм.

Тема 7. Деловое письмо

Урок- презентация. Учащиеся знакомятся с грамотным составлением делового письма, традиционного и электронного, с его композицией, этикетными правилами. Есть также занимательные задания: Проанализировать письмо в милицию героя рассказа Зощенко «Честный гражданин» (приложение10), представить себя на необитаемом острове без телефона и Интернета, составить призыв о помощи и т. д. (приложение10 – презентация «Деловое письмо»)

Тема 8. Структура теста

Изучаются типы тестов, в том числе «тесты онлайн», ребята сами составляют тесты по культуре речи, по которым и проводится на следующем занятии контрольная работа

Тема 9.Контрольная работа.

Предлагается контрольная работа по всем пройденным темам в виде тестовых заданий.

Тема 10 . Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Завершающее занятие проводится в виде семинара (2 часа), на котором учащиеся выступают с рефератами, сообщениями, с защитой плакатов, презентаций. Подводятся итоги акции «В защиту русского языка», демонстрируется словарь неправильностей. Плакаты размещаются в рекреации школы. Лучшие проекты представляются впоследствии во время Недели русского языка, печатаются в школьной газете

По итогам семинара выпускники готовят сценарий для агитбригады учащихся 5-6 классов «Говорите правильно!», игру по русскому языку (приложение 11 ), где участвуют школы района. Оформляется проект. В этом году ребята с группой учителей подготовили интегрированный социально значимый проект «Эко галактика» (кратко о деятельности)

Значительными результатами можно считать повышение общей культуры, постепенное изменение сознания ребят. Примером служат сочинения, которые ученики писали вначале и в конце занятий:

«Да, язык с каждым годом становится проще. Мы говорим так, как нам удобно. Легче сказать: «Это прикольный чел». И всем все понятно без пояснений. Кому нужны труднопонимаемые правила? Они осложняют нашу и без того нелегкую жизнь!»

«Постепенно мы перестаем замечать, на каком языке говорим. Все эти «челы», «чмоки», «лузеры», «лохи» потихоньку внедряются не только в нашу речь, но и в нашу жизнь. Вначале привыкаешь, что ты «чел и кореш без баши» , а потом и живёшь также…С одной стороны, вроде бы проще общаться на сленге, но, взглянув на себя со стороны, иногда понимаешь, что мы как-то жалко выглядим. Сами себя принижаем. Недавно читали Достоевского. Запомнилась фраза: «Какое у вас опрокинутое лицо…». Спорили, ведь, пожалуй, лучше о растерянности, отчаянии не скажешь».








Писатели о языке К. Г. Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словам. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».


Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, корабли, самолёты, ракеты… Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, -это ЯЗЫК. У всех языков есть одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе.


Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Значение языка отмечают русские пословицы и поговорки. Мал язык, да всем телом владеет. Без языка и колокол нем. От доброго слова язык не сохнет. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.»


Функции языка Язык –орудие выражения мысли. Это познавательная функция языка 2 Функция воздействия на адресата речи. 4 Язык – важнейшее средство общения. Это основная функция языка - коммуникативная 31 Экспрессивная функция языка: с помощью языка мы можем выразить чувства 33


Коммуникативная функция Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. (коммуникация от лат. communico связываю, общаюсь)


Познавательная функция язык С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми.


Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.




Функции языка и речи Коммуникативная функция Язык – средство связи между людьми Информативная функция Язык – средство сообщения информации Культурно- историческая функция Язык – хранитель исторической памяти народа Этническая функция Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности Экспрессивная функция Язык служит для передачи чувств и эмоций Рефлексивная функция Речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии



Не забудь в основной части привести аргументы Читая…, мы узнаём, что думал и чувствовал (назови имя героя или автора текста). Посмотрим предложения …, …. Экспрессивная функция языка помогает автору выразить свои чувства. Всякий текст несёт в себе какую-то информацию. Читая …., я узнал о том,…, как будто сам побывал там. Таким образом, налицо информативная функция языка. Автор пишет о том, что его волнует взволнованно, с личной заинтересованностью. Это рефлексивная функция, ведь речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии


Можно написать в заключении Язык необходимо изучать, потому что: язык – важнейшее средство общения во всех сферах жизни и деятельности человека с детства и до глубокой старости; это средство обучения основам всех наук; языку принадлежит роль главного хранителя знаний о людях, о мире.



Д.С. ЛИХАЧЕВ

Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.

Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении - с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

1. Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат - лексикой в первую очередь.
2. Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков - в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

3. Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.

4. В языке сказались «внутренние силы» народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.

5. Уже из предыдущего ясно, что язык не развивается один, но он обладает и языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта: летописи (отнюдь не единые по своему характеру), «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», проповеди Кирилла Туровского, «Киево-Печерский патерик» с его прелестью «простоты и выдумки», а потом - сочинения Ивана Грозного, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора и... Симеон Полоцкий, а на противоположном конце от Симеона - протопоп Аввакум. В XVIII веке Ломоносов, Державин, Фонвизин, - далее Крылов, Карамзин, Жуковский и... Пушкин. Я не буду перечислять всех писателей XIX и начала XX века, обращу внимание только на таких виртуозов языка, как Лесков и Бунин. Все они необычайно различные. Точно они пишут на разных языках. Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов. <...>

Чем был церковнославянский язык в России? Это не был всеобщий для нашей письменности литературный язык. Язык очень многих литературных произведений просто далек от церковнославянского: язык летописей, изумительный язык «Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», не говоря уже о языке Аввакума. Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии не только через книги, но и устно -через богослужение, сразу стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности», чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия, представления. Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно.
Потом молитвы заменила поэзия. Памятуя молитвенное прошлое нашей поэзии, следует хранить ее язык и ее «высокий настрой».

Текст приводится в сокращении по книге: Лихачев Д. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет»,- Л.: Сов. писатель, 1989, с. 410-436.

О ВОСПИТАНИИ И СЕМЬЕ

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.
А.С. ПУШКИН
Семья - это первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей.
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ
Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем.
Г. ЛИХТЕНБЕРГ

Мы понимаем под воспитанием то, что
с детства ведет к добродетели.
ПЛАТОН

Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости.
ЦИЦЕРОН
Образование - это воспитание для доброделания. В.А. ЖУКОВСКИЙ

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека = это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушиваться к тому, что и как он говорит. Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.


Критерии оценки. Критерии оценивания изложенияБаллы ИК1 Содержание изложения (Таблица 1) Учащийся точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. 2 Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0


Сжатие исходного текста Учащийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их на протяжении всего текста. 3 Учащийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста. 2 Учащийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1 Учащийся не использовал приемы сжатия текста.0


Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, - допущена 1 логическая ошибка, - в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, допущено более 1 логической ошибки, имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0


Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Определи 1 микротему.


Определи 2 микротему. Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушиваться к тому, что и как он говорит.


Определи 3 микротему. Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.







Для культуры и самобытности народа большую роль играет язык. В стране где я живу – это русский. Мне он очень нравится. Я стараюсь в совершенстве его освоить. Это сложный, но прекрасный язык, на котором написано сотки произведений классиков, получивших мировое признание. Сколько знаний и информации было передано с помощью русского. Я уверен, что во всем мире есть много поклонников моего родного говора.

Языковые проблемы в литературе

Становление языка – это сложный и последовательный процесс. Эта тема заинтересовала некоторых известных писателей. Так Дж. Оруэлл написал произведение «1984», где рассуждал о речи народа, который его окружал. Обычные фразы, которые обозначали добро и светлые стороны жизни, заменяются странными звуками, запутывающим народ. В итоге люди ничем не отличаются от животных.

Иначе к языковой проблеме относился Распутин. В его произведении «Дочь Ивана, мать Ивана» главный герой был готов на любые подвиги, чтобы сохранить родной говор. В то время город заполонили иностранцы. Нация была под огромным влиянием приезжих. Именно поэтому главный герой многим жертвовал ради русской речи.

Важность родной речи

Каждый человек обязан уважать родной язык. Это говор его предков, его Родины. Каждый чувствует с ним особую связь. Первые слова были выговорены на родном говоре. Сколько теплых воспоминаний было связано колыбельной родителей, любящими словами мамы и папы. Но язык это опасное оружие, которое может сыграть со своим носителем и злую шутку. Часто можно услышать выражение, что язык оказался врагом. Именно поэтому нужно распоряжаться им обдуманно.

Любое высказывание нужно предварительно обдумать. Это освободит от необдуманных слов, за которые потом придется жалеть. На это уходит не так много времени, зато речь становится намного грамотней. Несколько секунд достаточно, чтобы избавить себя от лишних проблем. Множество необдуманных слов испортило ни одни взаимоотношения. Язык – наибольшая ценность народа. Но и ей нужно уметь распоряжаться.