Самое высокое здание в беларуси. Безопасность превыше всего! Почему безликий «Северный» не стал «Хмаринскими пасеками»

«События развивались стремительно. Гондольеров с каналами быстренько подменили на лужицы с фонтанчиками, а застройку капитально уплотнили. Вместе с первоначальным проектом исчезла, кстати, и сама компания; даже сайт „англичан“ потерялся на кладбище неоплаченных доменов». Николай Янкойть написал про пять последних разочарований в области градостроительства: Минск-Сити, скоростной трамвай, стадион «Динамо», Хмаринские пасеки и «Маяк Минска».

«Маяк Минска»: как накрылся 78-этажный минский небоскреб

«Жить в крупном мегаполисе, пользоваться всеми возможностями развитой инфраструктуры, но при этом наслаждаться тихим спокойствием, великолепной архитектурой и прекрасными, почти уходящими в горизонт и увлекающими своей красотой видами. Разве это возможно?» Разумеется, невозможно. Впрочем, когда в 2008 году строительство «Маяка Минска» только начиналось, рекламному буклету очень хотелось поверить. Проект загадочной английской компании Zomex Overseas Limited, победивший в конкурсе на застройку района рядом с Национальной библиотекой, разрывал в клочья все шаблоны минской архитектуры.

Минску обещали ведущих архитекторов Великобритании и Франции, а жителям нового района - искусственные каналы с гондольерами, 78-этажный зеркальный небоскрёб в дубайском стиле и «крупнейший в Европе торговый центр площадью 200 000 кв.м». Последний пункт, кстати, автоматически исключал из Европы Турцию и Россию: на момент утверждения минского проекта уже работал вдвое больший стамбульский Cevahir, а в Москве рыли котлован под пятисоттысячный «Авиа Парк».

Далее события развивались стремительно. Гондольеров вместе с каналами быстренько подменили на лужицы с фонтанчиками, застройку капитально уплотнили, а зеркальные поверхности домов приобрели привычные «брилевичские» оттенки розового, красного и коричневого. Вместе с первоначальным проектом ZomexOverseas исчезла, кстати, и сама компания; даже сайт „англичан“ потерялся на кладбище неоплаченных доменов. В 2012 году поугасли и надежды на настоящий небоскрёб: минская компания «Белинте-Роба», заменившая городу всех этих британцев (по некоторым данным, по личному составу от британцев неотличимая), представила общественности обновлённый проект «Маяка».

Казалось бы, испортить проект сильнее уже сложно - и всё же на этом его в покое не оставили. Уже через несколько месяцев 35-этажный «Маяк» был заподозрен в намерении подавить распластавшийся через дорогу «один из важнейших символов белорусской государственности». К весне 2013 на просторах сети появился новый проект.

Словно в насмешку ординарные бело-голубые высотки получили имена художников: «Кандинский», «Сезанн», «Матисс», «Дали» и даже «Пикассо». Кстати, газпромовская 200-метровая башня, проект которой представили годом позже, расположится с другой стороны от Национальной библиотеки, но «подавлять» он будет только одно строение - Московский автовокзал.

Справедливости ради отметим, что план постройки огромного торгового центра сохранили неизменным и уже начали потихоньку реализовывать. К тому же в районе уже выстроена эффектная школа по проекту бюро белорусского архитектора Юлии Скорыниной . Впрочем, от глаз большинства минчан это здание будет скрыто «Пикассо» и сотоварищами.


Почему безликий «Северный» не стал «Хмаринскими пасеками»

Возводить новый жилой район между Новинками и МКАДом было решено в конце нулевых. Николай Ладутько хвастался , что район станет крупнейшим жилым массивом в городе, Министерство здравоохранения обещало выстроить здесь самую большую в стране клиническую больницу, УП «Минскградо» запланировало продолжение улицы Карастояновой до третьего транспортного кольца, да и само строительство третьего кольца было не в последнюю очередь привязано именно к началу работ над «Северным». Проект утвердили на пресловутом «самом высоком уровне» и включили в план развития города от 2010 года.

Из безликого «Северного» район переокрестили в «Хмаринские пасеки», и весной 2011 экскаваторы начали расчищать площадку под первую очередь жилья. Сказочной архитектуры от «Пасек» никто не ждал - зато новый массив девятиэтажек имел все шансы стать самым зелёным и экологически чистым жилым районом Минска.

А потом строительство внезапно свернули. Президент вдруг вспомнил, что земли между Новинками и МКАДом особенно хороши в качестве пахотных, и заявил, что строить на них какое-то там жильё - «самое жёсткое уголовное преступление». Вслед за президентом грудью стал на защиту зерновых и Ладутько. Забыв о недавних обещаниях изменить район до неузнаваемости, Николай Александрович прочитал прессе несколько лекций о невероятной новинковской урожайности, подчёркивая, что никаких районов на плодовитых землях город строить не собирается. Экскаваторы уехали, названия остались на бумаге. Строительство третьего кольца тоже приутихло.

Вполне вероятно, что ещё два проекта жилых районов - Щомыслица за МКАДом на юго-западе и Дегтярёвка на западном выезде из города - свернулись из-за того же запрета на застройку пахотных земель. Продовольственная безопасность - превыше всего, а для жилья, если что, и Уручье можно уплотнить.

Стадион «Динамо»: как надежда умирает последней

В реконструкции «Динамо» нуждалось ещё с начала 90-х. В 1999-м на стадионе даже прошёл ремонт: советские скамейки заменили пластиковыми сидениями, а наскоро достроенный перед Олимпиадой-80 козырёк условно «законсервировали»: пускать туда людей уже было слишком опасно, но на демонтаж денег не хватило. Наконец, в июне 2012 года минская мэрия подписала договор с венгерской компанией «Грабоплан». К радости футбольных болельщиков, стадион пообещали преобразить всего за 28 месяцев.

Однако к концу осени ремонт так и не начался, а Мингорисполком внезапно объявил открытый архитектурный конкурс на новый проект. Обязательным условием было сохранение фирменной «римской» аркады, а из легкоатлетического стадион должен был превратиться в полностью футбольный: беговые дорожки обещали убрать, трибуны - приблизить к газону. Венгры из «Грабоплана» оторопели , но всё же высказали надежду на сотрудничество. Победителем конкурса стало лаконичное решение немецкой компании GMPInternational, строившей арены для чемпионата мира в ЮАР и чемпионата Европы в Польше и Украине. На этой радостной ноте стадион наконец закрылся на ремонт.

Однако вскоре стало понятно, что немецкая продуманность Минску не по карману. Инвесторов не нашлось, государственных денег - тем более: футбольный стадион, поди, не ледовый дворец. За 2013 год в рамках «реконструкции» строители разобрали полкозырька и сняли половину кресел.

Наконец, в начале 2014-го появилась информация о новом варианте реконструкции. Футбольный стадион в центре города показался властям слишком неудобным объектом: парковок к нему не настроишь (ведь соседние территории уже давно отданы под отели и казино), да и 40 тысяч злых футбольных фанатов в центре города - несомненная опасность для хрупкой государственности. В феврале «Минскпроект» представил общественности новый план на «Динамо».

На новом проекте стадиону вновь вернули дорожки, более того, «Динамо» решили сделать именно легкоатлетическим объектом. Количество зрительских мест с планируемых 45 тысяч уменьшили до 20. Проект национального футбольного стадиона выбросили из центра в Заводской район, а из ближайших планов - на следующую пятилетку. «Грабоплан» и вообще подал на руководство «Динамо» иск в суд за неправомочное расторжение контракта.

Вслед за надеждой на удобный европейский стадион в центре города умирают и надежды на то, что хоть какая-то реконструкция состоится в ближайшие несколько лет: с момента разговоров о 28 месяцах ремонта прошло уже два года, а сам ремонт ещё только-только начался. Даже «толкучка» вокруг «Динамо» по-прежнему подаёт признаки жизни.

Почему скоростной трамвай так и не заменил метро

Десять лет назад минские власти впервые заговорили о разработке комплексной схемы общественного транспорта. Именно тогда зазвучала первая конкретика о третьей линии метро, а четыре городские транспортные организации - Минскпассажиравтотранс, Минскгорэлектротранс, Минский метрополитен и Управление транспорта и связи Мингорисполкома - вошли в состав единого Минсктранса. План развития расписали аж до 2030 года. Понимая, что метрополитен за счёт застройки и уплотнения жилых районов вскоре начнёт трещать по швам, а неповоротливые автобусы всё чаще будут провоцировать пробки на больших перекрёстках, транспортники нашли новый приоритетный путь развития. Экологичный, быстрый и к тому же недорогой - скоростной трамвай.

Начать планировалось с продления трамвайных путей с площади Мясникова до объединения с линией на Комсомольское озеро. Затем из полученного кольца должны были выстроить быстрые рельсы до Сухарева, Чижовки и Курасовщины - этим районам трамвай мог бы заменить метро, которое туда точно не проведут ещё десятки лет. У Восточного автовокзала трамвай даже планировали ненадолго пустить под землёй. Финальным аккордом стало бы огромное полукольцо от Минск-Арены до Ангарской. Впридачу скоростные трамваи собирались запустить в Силичи и Логойск.

В пику всем трамваененавистникам одна за другой появились новости о введении в Минске бесшумных составов и о внедрении светофоров , автоматически реагирующих на приезд трамвая. Транспортники на пальцах объясняли журналистам, чем и насколько трамвай лучше метрополитена, автобусов и маршруток, причём доказательства звучали достаточно убедительно даже для тех, кто никогда не катался в эталонных немецких трамваях. К 2011-му для запуска проекта была готова практически вся документация, а в Серебрянке даже начали дорожные работы.

Однако внезапно проект свернули по тривиальной причине: нет денег. «Станем побогаче - поднимем вопрос снова», - обещал Минсктранс, опуская прекрасный проект в мусорный бак. Судя по всему, в ближайшие лет двадцать Сухарево и Чижовка останутся ни с чем.

Запасной аэродром: почему не будет Минск-Сити

В 2007 году власти города поведали народу, что столица просто зудит от срочной необходимости постройки настоящего даун-тауна. Площадь под проект нашлась на удивление быстро: город вспомнил, что рядом с центром есть громадный и довольно бесполезный аэропорт. Уже к маю появилась утверждённая концепция: «Минск-1» решили снести, а соседний Минский авиаремонтный завод - вынести за черту города. Ждать инвестора тоже долго не пришлось: российская нефтяная компания «Итера» пообещала вложить в «Минск-Сити» запредельные 30 миллиардов долларов.

В отличие от фантастической по белорусским меркам скорости принятия решений, первые эскизы нового района от УП «Минскградо», мягко говоря, не впечатляли.

Вскоре свой вариант предложило российское архитектурное бюро «Лозинский и партнёры»; получилось значительно интереснее. Центральный небоскрёб должен был своими очертаниями напоминать нам всем взлетающего аиста.

От предварительных эскизов Мингорисполком и «Итера» перешли к реальным действиям: в 2008 году был объявлен крупный тендер, в котором поучаствовали по-настоящему серьёзные архитектурные компании - американская NBBJ , британская RMJM , интернациональная Aedas . Увы, особого резонанса в городе тендер не вызвал, а большинство участников постеснялось выкладывать свои проекты в открытый доступ. Всё, что осталось для истории в сети, - миниатюрные рендеры, которые, впрочем, могут дать приблизительное представление о том, каких красот мы в Минске уже точно не увидим.

Особенно впечатлял смелый, стильный и брутальный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата - одного из немногих, кто выложил рендеры проекта на своём сайте .

Водный канал, делящий район на две части, должен был точно повторять контур взлётно-посадочной полосы исчезающего «Минск-1».

Впрочем, ожидать, что нынешние городские власти выберут демонические чёрные высотки Эгераата, было бы по меньшей мере глупо. Победителем тендера стал старый добрый проект Лозинского с аистом-небоскрёбом. Впрочем, аист тоже выглядел не так уж плохо; дело было за реализацией. К этому времени «Итера» протрезвела и тихонько уменьшила сумму инвестиций до 5 млрд.

И тут грянул экономический кризис. Какое-то время властям было совсем не до строительства, а когда в 2012 к вопросу «Минск-Сити» решено было вернуться, оказалось, что пыл «Итеры» окончательно остыл. Всё, что к этому моменту было построено, - несколько бюджетных панелек. Как они увязывались с утверждённым проектом - неизвестно. В итоге «Итеру» отстранил от проекта лично Лукашенко. Панельки рушить, конечно, не стали.

В 2013 Мингорисполком решил начать с чистого листа. От проекта с аистом окончательно отказались, а в поисках решений объявили ещё один конкурс. По громким именам новое шоу не уступало предыдущему: среди участников числились американские гиганты HOK , модные нью-йоркцы PerkinsEastman , влиятельные Sasaki . Однако приоритеты городских властей изменились: вместо люкс-апартаментов новый проект должен был включать пять очередей жилья эконом-класса, а высоту зданий ограничили 75 метрами (что, кстати, в переводе на национальные единицы равно Одной Библиотеке). Размах эскизов, соответственно, сошёл на нет.

Первое место в конкурсе не отдали никому, поскольку среди проектов не нашлось работы, «обладающей комплексом градостроительных идей, которые можно было бы реализовать в полном объеме». «Правильную» работу было поручено сварганить минским архитекторам, и те справились за два месяца. Вскоре прессе сообщили, что этот вариант проекта - финальный.

Весной 2014 года был объявлен новый конкурс среди инвесторов, но его результаты Мингорисполком почему-то так и не опубликовал. В июле на одной из встреч с горожанами Николай Ладутько «напомнил» всем о победе английских архитекторов, чем окончательно запутал ситуацию: искали ведь вроде инвесторов, а нашли архитекторов.

Кажется, история только начинается; впрочем, ждать от «Минск-Сити» футуристичных пейзажей на грани фантастики уже не стоит.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комплекс "Газпрома" высотой почти 200 метров появится через четыре года напротив Национальной библиотеки. В здании будет оборудован панорамный ресторан и смотровая площадка.

Высотное здание Газпрома станет центральным объектом нового многофункционального комплекса возле Национальной библиотеки, сообщил Minsknews.by . Более высокими зданиями смогут похвастаться лишь немногие столицы Европы – Москва, Киев, Варшава, Вена, Мадрид, Париж и Лондон.

Подготовительные работы на стройплощадке в районе пересечения проспекта Независимости и улицы Филимонова уже начались. О масштабном проекте рассказал заместитель председателя Белорусского союза архитекторов, начальник проектного отдела ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" Михаил Гаухфельд .

– Многофункциональный комплекс группы "Газпром" в Минске станет завершающим звеном нового крупнейшего градостроительного ансамбля, который сейчас формируется вокруг Национальной библиотеки, – отметил Михаил Гаухфельд. – Подъезжая к центру Минска с московского направления, слева увидите сначала "Магнит Минска", потом торгово-офисную часть комплекса "Маяк Минска", затем центральное звено ансамбля – здание библиотеки, а в конце перспективы – новый комплекс "Газпрома". С другой стороны проспекта в будущем планируется возвести еще одно высотное здание за существующим бизнес-центром "Александров пассаж".

Центром композиции станет остекленный высотный объект сложной конфигурации – это офис для группы "Газпром" высотой более 180 м, в котором будут двухсветные пространства вестибюлей и других помещений, а на самом верху прозрачной башни расположится многоуровневый ресторан с обзорной площадкой. Там посетители смогут не только попробовать уникальные блюда, но и полюбоваться прекрасными панорамами города.

Вокруг главной высотки построят еще пять зданий, где разместятся офисы класса "А" для крупных отечественных и зарубежных компаний и гостиница уровня "четыре звезды плюс". Эти объекты будут 12-15-этажными. Естественно, в каждом из сооружений запланированы кафе и рестораны для работающих и посетителей.

По концепции силуэт и цветовое решение основных составных частей комплекса должны ассоциироваться с газовым факелом – символом группы "Газпром". В вечернее время этому образу будет способствовать архитектурная подсветка всех строений и территории.

Кроме перечисленных сооружений, проектируют также объекты социальной направленности: спортивный, медицинский, детский центры и другие.

Все здания расположатся на 2-4-этажном подземно-наземном основании – стилобате, который займет большую часть всего участка, выделенного под застройку. За счет перепада рельефа два этажа стилобата со стороны ул. Филимонова будут открыты. Там проектируется торговая зона с бутиками, конгресс-центр на 1000 мест с залом-трансформером, где можно будет проводить симпозиумы, концерты и другие массовые мероприятия. Основной объем подземной части стилобата займет паркинг для легковых автомобилей.

На кровле стилобата в центре между зданиями задумана пешеходная площадь с открытым амфитеатром на 1000 зрителей, где возможны культурно-массовые мероприятия. На площади также будет зона отдыха с фонтаном, а зимой на этом месте можно ставить елку и заливать каток.

Чтобы попасть на территорию комплекса со стороны Национальной библиотеки, над ул. Филимонова построят пешеходный мостик с велодорожкой.

– Когда только начинались переговоры о возможном строительстве комплекса, минчан встревожило сообщение о необходимости переноса на новое место автовокзала "Московский". Одно время шла речь о том, что оригинальное сооружение сохранят и впишут в новую застройку в ином функциональном назначении.

– Действительно, было много дебатов о том, чтобы сохранить вокзал и приспособить его под новые функции. В 2012 году в УП "Минскпроект" под моим руководством были сделаны варианты такого решения. Учитывая объем предполагаемого строительства нового комплекса и необходимость одновременного возведения транспортной развязки на этой территории, в результате переговоров руководства ОАО "Газпром" с городскими властями было достигнуто соглашение: инвестор перечисляет деньги за перенос здания вокзала на новое место, а освободившуюся площадку полностью использует под новый объект. По условиям договора, группа "Газпром" на 50% финансирует и строительство двухуровневой развязки на перекрестке ул. Филимонова и пр. Независимости. На время ее возведения часть территории вплоть до здания существующего автовокзала будет использоваться как временная трасса пр. Независимости. Под это решение и пошло последующее проектирование двух объектов.

Сегодня инвестор перечислил средства, которые в двойном размере перекрывают стоимость переноса "Московского", что позволяет построить новый современный объект в любой точке города, удобной для населения. При желании властей Минска и горожан можно сохранить и облик вокзала на новом месте. Архитектурно и технически сегодня это решается довольно просто.
Что касается развязки Филимонова-Независимости, то средства на ее возведение также перечислены. Проект сооружения уже готов. После прохождения экспертизы заказчик развязки УП "Гордорстрой" приступит к ее строительству. ОАО "Газпром" в лице дочерней компании "Газпром трансгаз Беларусь" выполнил инвестиционные обязательства перед городом еще в прошлом году.

Каковы сроки возведения?

– Они очень сжатые, директивные. В 2018 году должны быть построены и транспортная развязка, и наш объект, поэтому в нынешнем году начнется подготовительный период на двух площадках параллельно. К концу года движение пойдет в объезд части проспекта, а на перекрестке начнется возведение путепровода. На нашей части будет идти устройство котлована, который сопоставим по величине с котлованом под ТЦ "Столица" с паркингом на пл. Независимости. Возведение зданий стартует с фундаментов головного офиса как самого трудоемкого. Одновременно проектируют еще две новые улицы: одна пройдет за нашим комплексом и соединит Филимонова и Макаенка, другая свяжет эту новую улицу с пр. Независимости.

Строительство 2-уровневой развязки

Непосредственно рядом с новым комплексом вскоре начнутся работы по строительству развязки. В паспорте объекта значится, что работы продлятся более двух лет, с июня 2014-го по ноябрь 2016-го. Судя по представленным горожанам изображениям, проспект Независимости приподнимут, а улица Филимонова останется снизу.

какая вышка самая высокая, какую полюбили экстремалы и возле какой башни есть святой источник

16 января 1966 года в Шаболовском центре состоялась премьера популярной передачи «Кабачок 13 стульев». А что мы знаем о в Беларуси? Предлагаем узнать 6 интересных фактов о телевизионных башнях в нашей стране.

1. Когда появилась телевышка в Витебске?

Телевышка и телепередатчик на появились уже в 1959 году. Первая программа трансляции Центрального телевидения состоялась 1 мая 1959 года. Высота телевышки на тот момент составляла 98 метров. Высота же современной телевышки — 244 метра, ее ввели в строй в 1983 году, построив на Юрьевой горке. Добавим, что башня в областном центре считается близнецом Витебской.

2. Какая телевышка в Беларуси самая высокая?

Вы думаете в ? Ошибаетесь! Так, высота телевышки в городе достигает 376 метра. Она считается самой высокой телебашней не только в Беларуси, но и во всей Европе. Когда ее установили в 1965 году, она начала деформироваться, принимая самые необычные формы. Конструкция извивалась, как змея, и строителям пришлось устанавливать специальные гасители электромагнитных колебаний.

3. А какая телевышка в Беларуси самая маленькая?

Тут стоит вспомнить телевышку в . Высота телевизионной башни, которая принимает сигналы ТРК Брест, была построена в 1975 году. Ее высота составила всего 56 метров. К слову, высота башни в Гродно составляет 254 метра, в Гомеле — 192 метра, в Могилеве (Полыковичи) — 350 метров.

4. А какова высота телевышки в Минске?

Обычно считается, что самую высокую телевышку устанавливают в . Это не так. Первая телебашня в Беларуси была установлена в Минске в 1956 году. Радиус действия уверенного приема составлял на тот момент 70 км. А цветные передачи начали транслироваться уже в 1974 году. Высота старой телевышки составляет всего 170 метров. Конечно, вдобавок к ней уже построили башню в Колодищах высотой в 350 метров. А в будущем минские архитекторы планируют возвести башню высотой в 425 метров.

Это не правда, что все белорусы к архитектуре и дизайну своего жилья относятся консервативно и редко экспериментируют.. Многие из них, с нашей точки зрения, выглядят как минимум оригинально.

Дом-купол

Недалеко от Минска две сестры построили один из самых необычных домов в Беларуси. В нем нет углов, вместо фасада — сплошная кровля. Это , диаметр основания — одиннадцать с половиной метров, высота — шесть метров. Снаружи он выглядит достаточно скромным по размерам, однако его общая площадь 130 м², жилая — 76 м². Местные прозвали дом-купол «летающей тарелкой» или «Озеро-Арена».

Дом с чертями

В Ратомке этот дом знают абсолютно все, можно сказать, что он стал местной достопримечательностью. Главная его — нестандартное декорирование фасадов, крыши, забора — везде черти, демоны и черепа. О хозяине дома известно лишь то, что он бизнесмен. О том, что он человек с фантазией, можно было заподозрить и по машине, тюнингованной черепами. Дом он начал строить еще лет десять назад, потом бросил. Года два назад появился и возобновил работы. И вот что выходит…



Черная дача

Раньше это было двухэтажное блокированное строение с цокольным этажом из силикатного кирпича. После реконструкции оно получило фасад из перфорированного металла. Теперь это местная достопримечательность в дачном поселке возле Раубич.

Дом на воде

На водохранилище под Минском есть дом — нечто среднее между яхтой и коттеджем.

Площадь его основания-палубы — более 180 м², (в длину — 19 метров, в ширину — 9,5). Держится он на поверхности воды благодаря «фундаменту» из специальных железобетонных блоков. Каркас дома — из лиственницы, перекрытия из СИП-панелей, внутренние стены отделаны ламинатом. Передвигается же плавдом при помощи двух моторов, установленных на носу и корме. Изнутри это обыкновенный дом с уютным интерьером, в нем есть кухня и гостиная, спальни, туалет и ванная.

В доме есть система отопления, поэтому в нем можно жить вплоть до наступления суровых морозов. Электричество вырабатывает гибридная солнечная электростанция на 3 кВт.

На втором этаже — стеклянный павильон, очень похожий на помещение летнего кафе. На третьем открытая палуба — место для принятия солнечных ванн.

Плавающая баня

И еще один плавающий объект недвижимости — . Строение не маленькое — на понтоне уместилось здание с парилкой, гостиной с огромным столом и окнами в пол. Есть на борту и душевая, и санузел.

Черный музей

«В одном заповеднике, на краю темного-темного леса, есть . В нем есть три темные-темные комнаты…» Примерно так можно начинать описание уникального музея мифологии в Березинском заповеднике.

В этом строении нет даже окон. Снаружи оно полностью черное: фундамент, стены, крыша. Идея была в том, чтобы снаружи здание не было чем-то примечательным, кроме своей формы. Суть же строения должна передавать его внутренняя часть.

По задумке, этот музей будет знакомить людей с дохристианской историей: с тем, во что верили наши предки. Так как речь идет о религии, то это нашло отражение во внешней форме здания. К домику лесничего примыкает входная группа из реек, которая по силуэту напоминает некое культовое сооружение с острой крышей.

Дом из дров

Вероятно, это единственный пока дом, построенный по технологии « ». Для строительства используются сосновые чурбаки небольшого диаметра. Складываются такие стены очень быстро, скрепляющий раствор — глина, солома, песок.

Это строение похоже на дом хоббита — приземистое, с поросшей травой крышей. Внутри всего одна комната площадью в 15 «квадратов».
Треть помещения занимает печь с лежанкой. Напротив самодельная двухъярусная кровать. Пол из спилов, промежутки между ними заполнены глиной. Электричество к этому дому не подведено, освещается светодиодными лампочками от аккумулятора. Дом построен в деревне Мирное, в Гомельской области.

Хоббитский дом из глины

Еще один дом в селе Мирное, но теперь уже из соломы и глины. Строительство его обошлось в невероятную сумму — чуть больше тысячи долларов. По форме он круглый, окна — овальные, крыша — земляная.

Изнутри дом кажется больше, чем снаружи. Центральная комната, которую можно было бы назвать гостиной-столовой, является еще и спальней и рабочим кабинетом. Вся площадь дома 45 м². Все удобства — летний душ и туалет, — пока только во дворе.

Дом-яйцо

Этот еще только собираются строить, но уже сейчас о нем много разговоров. Вместо стен у него — округлая крыша. Собираться будет как конструктор из запатентованных «урбан-блоков» вручную. Прототип обещали показать в августе 2018 года.