Самые бесправные и беззащитные в школе… учителя. Кто бесправнее в современной школе: ученики или учителя? Необходимое условие излечения

Меня учителем сделали бабушка моей ученицы и моя бабушка, которые приводили меня в чувство после абсолютного неумения совладать с детьми. Они любили меня, как, впрочем, и большинство родителей моих учеников, хотя я ничего не умела, не справлялась с дисциплиной, мучилась, было очень трудно.

Но я становилась учителем, потому что знала: эти родители меня любят, они на меня смотрят поддерживающе, они не ждут, что я прямо сейчас всех научу. Они были помощниками, но не влезали в суть педагогического процесса, которого у меня тогда еще и не было. И взаимоотношения с родителями в школе, которую я закончила и куда пришла работать, были дружественно-доброжелательными.

У нас было очень много детей, они учились в две смены, и мне хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать тех родителей, с которыми остались неразрешенные вопросы и случаи, когда я ощущала свою вину, неполноценность, неумение или боль. То же самое было еще тогда, когда я училась: мои родители в школе бывали крайне редко, звонить учителю было не принято, да и телефонов учителей родители не знали. Родители работали.

Сегодня родители изменились, они стали чаще и больше ходить в школу. Появились мамы, которых я вижу в школе через день.

Марина Моисеевна Бельфер

Стало возможным звонить учителю в любое время и постоянно переписываться с ним в электронном журнале. Да, журнал предполагает возможность такой переписки, но, учитывая то, чем и как учитель занят в течение дня, это, конечно, должно происходить в исключительных случаях.

Кроме того, теперь учитель должен участвовать в школьных чатах. Я никогда в этом не участвовала и не буду, но по рассказам родителей знаю, что в этой переписке происходит много опасного и вредного, на мой взгляд, – от обсуждения бессмысленных сплетен до нагнетания непродуктивных волнений и нелепых ссор, что подтачивает творческую и рабочую атмосферу, которую создают учителя и ученики гимназии.

У учителя, кроме его уроков, серьезной, продуманной внеклассной работы с детьми, самообразования и своей личной жизни, множество обязанностей: он проверяет работы детей, готовится к урокам, факультативам, кружкам, ездит на экскурсии, готовит семинары и выездные лагеря, и он не может заниматься перепиской с родителями.

Сама я не написала в электронном журнале ни одного письма за все время, что он есть, и никто от меня этого не потребовал. Если у меня есть проблема, я должна увидеть маму, познакомиться с ней, посмотреть ей в глаза, поговорить. А если у меня и у большинства моих учеников нет проблем, то я ни о чем не пишу. Для общения с мамами и папами есть родительское собрание или индивидуальные встречи.

Коллега – одна из лучших учителей Москвы – рассказывала, как ей родители на собрании устроили обструкцию: она не готовит детей к сочинению. Они хотят, чтобы детей натаскивали на сочинение, они лучше знают, как их к нему готовить, плохо себе представляя, что вообще происходит у учителя на уроке, что работе с текстом и его структурой дети учатся постоянно.

Родители, безусловно, имеют право на любой вопрос, но они часто задают их недоброжелательно, не для того, чтобы понять, а чтобы проконтролировать, все ли так делает учитель с его, родителя, точки зрения

Сегодня родители хотят знать, что и как было на уроке, хотят проверить – точнее, я не знаю, на самом ли деле они это хотят и могут, но они это транслируют.

«А в том классе программу вот так проходили, а у нас вот так. Там поменяли местами, а здесь нет. Почему? Сколько часов по программе проходят числительные?» Открываем журнал, отвечаем: 14 часов. Спрашивающему кажется, что мало… Не представляю, чтобы моя мама знала, сколько уроков я изучала числительные.

Родители, безусловно, имеют право на любой вопрос, но они часто задают их недоброжелательно, не для того, чтобы понять, а чтобы проконтролировать, все ли так делает учитель с его, родителя, точки зрения. Но часто родитель сам не знает, как выполнить то или иное задание, например, по литературе, и поэтому считает его непонятным, неправильным, сложным. А на уроке каждый этап решения этой задачи был проговорен.

Не понимает не потому, что он глупый, этот родитель, – просто его учили иначе, а современное образование предъявляет другие требования. Поэтому иногда, когда он вмешивается в учебную жизнь ребенка и в учебную программу, получается казус.

Родители считают, что школа им должна

Многие родители считают, что школа им должна, а что должны они – не знают. И у многих нет желания понять и принять требования школы. Они знают, что должен учитель, как он должен, почему он должен, зачем. Конечно, это не обо всех родителях, но примерно треть теперь в меньшей степени, чем прежде, готова к доброжелательному взаимодействию со школой, особенно в среднем звене, потому что к старшим классам они успокаиваются, начинают многое понимать, прислушиваются и смотрят в одну сторону с нами.

Частым стало и хамское поведение родителей. Изменился даже их внешний вид, когда они приходят в кабинет директора. Раньше я не могла себе представить, чтобы кто-то в жаркий день пришел к директору на прием в шортах или в спортивном домашнем костюме. За стилем, за манерой разговаривать часто стоит уверенность: «Я имею право».

Современные родители как налогоплательщики считают, что школа им должна предоставить набор образовательных услуг, и государство их в этом поддерживает. А что должны они?

Я никогда не произношу вслух и не думаю, что мы предоставляем образовательные услуги: как бы кто нас ни назвал, как бы Рособрнадзор за нами ни надзирал, мы есть те, кто мы есть – учителя. Но, может быть, родители думают иначе. Никогда не забуду молодого отца, который, положив ногу на ногу, объяснял директору, что он живет в соседнем доме и поэтому даже не собирается искать другую школу. При том, что с ним спокойно беседовали, объясняли, что ребенку в школе может быть трудно, рядом есть другая школа, где его ребенку будет комфортнее.

Современные родители как налогоплательщики считают, что школа им должна предоставить набор образовательных услуг, и государство их в этом поддерживает. А что должны они? Отдают ли они себе отчет в том, насколько ребенок их стараниями подготовлен к жизни в средней школе? Умеет ли он соблюдать правила общего распорядка, слышать голос старшего, самостоятельно работать? Может ли он вообще делать что-то самостоятельно, или его семья склонна к гиперопеке? А главное – это проблема мотивации, с которой учителя сейчас с трудом справляются, если нет подготовленной в семье почвы.

Родители хотят руководить школой

Многие из них стремятся вникнуть во все школьные дела и непременно принять в них участие – это еще одна особенность современных родителей, особенно неработающих мам.

Я убеждена в том, что помощь родителей нужна тогда, когда школа или учитель за ней обращаются.

Опыт нашей школы говорит о том, что успешна и продуктивна совместная деятельность родителей, детей и учителей при подготовке к праздникам, на субботниках в школе, при оформлении кабинетов в творческих мастерских, при организации сложных творческих дел класса.

Работа родителей в управляющем и попечительском советах может и должна быть плодотворной, но сейчас распространено настойчивое желание родителей руководить школой, указывать ей, что она должна делать – в том числе и вне деятельности управляющего совета.

Родители транслируют ребенку свое отношение к школе

Нередки случаи, когда родитель чем-то недоволен и может сказать при ребенке про его учительницу: «Ну и дура». Не могу себе представить, чтобы так могли сказать мои родители и родители моих друзей. Не надо абсолютизировать место и роль учителя в жизни ребенка – хотя оно нередко очень важное, но если ты выбрал школу, хотел в нее попасть, то, наверное, невозможно идти в нее без уважения к тем, кто ее создал и кто в ней работает. А уважение проявляется в разном.

Например, у нас в школе есть дети, которые далеко живут, и, когда родители везут их в школу, они каждый день опаздывают. За несколько лет это отношение к школе как к месту, куда можно опаздывать, передается детям, и они, уже когда ездят сами, тоже постоянно опаздывают, и таких у нас немало. А механизмов воздействия у учителя нет, он не может даже не пустить на урок – может только позвонить маме и спросить: доколе?

Надзирающие органы считают, что в каждом учебном кабинете должна быть камера. Оруэлл по сравнению с этим отдыхает

Или внешний вид детей. У нас нет школьной формы и нет строгих требований к одежде, но иногда возникает впечатление, что ребенка с утра никто не видел, что он не понимает, куда он идет и зачем. А одежда – это тоже отношение к школе, к процессу обучения, к учителям. Об этом же отношении говорят ставшие более частыми отъезды родителей с детьми на отдых в учебное время, несмотря на принятое в нашей стране количество каникулярных дней. Дети очень быстро взрослеют и перенимают принятую в семье позицию: «чтобы миру не быть, а мне чаю пить».

Уважение к школе, к учителю начинается еще в детстве с благоговения перед авторитетом родителей, и в нем, естественно, растворена любовь: «Это делать нельзя, потому что расстроит маму». У верующего человека это потом становится частью заповедей, когда он сначала неосознанно, а потом умом и сердцем понимает, что можно, а что нельзя. Но в каждой семье, даже неверующей, есть своя система ценностей и заповедей, и их ребенку надо последовательно прививать.

За благоговением, говорит философ Соловьев, появляется страх – не страх как боязнь чего-то, а то, что религиозный человек называет страхом Божьим, а для неверующего это страх обидеть, задеть, страх поступить не так, как следует. И этот страх потом становится тем, что называется стыдом. А дальше происходит то, что, собственно, и делает человека человеком: у него появляется совесть. Со-весть – это истинная весть тебе о самом себе. И ты каким-то образом либо сразу понимаешь, где подлинное, а где мнимое, либо совесть догоняет тебя и мучает. Каждому знакомо это чувство.

Родители жалуются

У современных родителей вдруг открылся канал связи с высокими инстанциями, появился Рособрнадзор, прокуратура. Теперь чуть только кто-то из родителей не доволен школой, сразу звучат эти грозные слова. И доносительство становится нормой, мы пришли к этому. Это последняя точка в истории контроля над школой. А намерение установить камеры в кабинетах? Надзирающие органы считают, что в каждом учебном кабинете должна быть камера. Представьте себе живого учителя, работающего с детьми, за которым непрестанно следит камера.

Как будет называться это учебное заведение? Мы в школе или в режимном заведении? Оруэлл по сравнению с этим отдыхает. Жалобы, звонки начальству, претензии. В нашей школе это нечастая история, но коллеги рассказывают страшные вещи. Мы все учились чему-то, и не как-нибудь, много лет работаем в одной и той же школе, понимаем, что надо ко всему относиться спокойно, но, тем не менее, мы живые люди, и, когда нас допекают родители, становится очень трудно вести диалог. Я благодарна и хорошему, и плохому жизненному опыту, но сейчас уходит немереное количество сил абсолютно не на то, на что хотелось бы их тратить. В нашей ситуации мы тратим почти год на то, чтобы родителей новых детей сделать своими союзниками.

Родители растят потребителей

Еще один аспект современного родительства: многие довольно часто стараются обеспечить детям максимальный уровень комфорта, самые лучшие условия во всем: если экскурсия, родители категорически против метро – только автобус, только комфортабельный и желательно новый, что гораздо более утомительно по московским пробкам. Наши дети не ездят на метро, некоторые из них там вообще ни разу не были.

Когда мы недавно организовывали образовательное путешествие за границу – а в нашей школе учителя обычно заранее за свой счет выезжают на место, чтобы выбрать жилье и продумать программу, – одна мама очень возмущалась, какой в результате был выбран неудобный рейс (мы стараемся подобрать самый дешевый вариант, чтобы могли поехать все желающие).

Родители растят капризных потребителей, совершенно неприспособленных к реальной жизни, не умеющих позаботиться не только о других, но и о себе

Мне это не очень понятно: я полжизни в наших школьных путешествиях проспала на матах, на теплоходах мы всегда плавали в трюме, и это были замечательные, самые прекрасные наши поездки. А сейчас – гипертрофированная забота о комфорте детей, родители растят капризных потребителей, совершенно неприспособленных к реальной жизни, не умеющих позаботиться не только о других, но и о себе. Но это не тема взаимоотношений родителей и школы – мне кажется, это общая проблема.

Но есть родители, которые становятся друзьями

Но есть у нас и потрясающие родители, которые становятся друзьями на всю жизнь. Люди, которые с полуслова понимают нас, принимают сердечное участие во всем, что мы делаем, с ними можно посоветоваться, обсудить что-то, они могут посмотреть на это дружеским взглядом, могут сказать правду, указать на ошибку, но при этом стараются понять, не становятся в позицию обвиняющего, умеют встать на наше место.

В нашей школе хорошая традицияродительское слово на выпускном вечере: родительский спектакль, фильм, творческий подарок от родителей учителям и выпускникам. И родители, которые готовы смотреть с нами в одну сторону, нередко сожалеют, что они сами не учились в нашей школе. Они вкладывают в наши выпускные вечера не столько материальные, сколько творческие силы, и это, мне кажется, самый главный и самый хороший результат нашего взаимодействия, которого можно добиться в любой школе при взаимном желании слышать друг друга.


Об авторе

Марина Моисеевна Бельфер - учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514.

Я начну с небольших зарисовок из жизни современной средней школы, сделанных учительницей, несколько лет посещавшей мои семинары и лекции.

"Я работаю в начальной школе 17 лет. Школьный учитель в своей деятельности соприкасается с коллективом детей-учащихся, их родителей и коллективом учителей. Самое лучшее, что есть в школе, - это дети, особенно маленькие. У меня учились и дети с повышенной моторикой, с проблемами в нервной системе. Бывало, уставала, но никогда не было, чтобы дети выбивали из колеи, опустошали. Учительский коллектив в основном женский. Бывают пересуды, сплетни. Однажды завуч средней школы сказала, что родители моего класса жалуются, что я много задаю, особенно из детского фольклора. Я спросила: "Почему из них никто не подошел ни ко мне, ни к моему начальнику - завучу по начальным классам?" Чтобы выяснить это недоразумение, я решила собрать родительское собрание. Завуча средней школы тоже попросила прийти. Она сначала согласилась. Через 10 минут она сказала, что у нее этот день - методический. Я сказала, что перенесу собрание. Тогда она покраснела как рак и, чуть не плача, сказала, что я ее хочу прижать к стенке. Я решила не обострять отношения. Это ей было уроком. (Позже я выяснила, что она хранила долгие годы на меня обиду за то, что я в самом начале своей работы не смогла солгать, когда надо было сказать, что она не таскала за ухо одного ученика.) Так я защитилась, нападая.

Но хуже всего - это родители, постоянно обращающиеся с претензиями. Мало кто из них занимается воспитанием своих детей, а виноватых ищут в школе. Я старалась всегда быть подальше от них.

Мальчик стал получать двойки: не делал домашние задания и др. Мама пришла и сразу начала с претензий, что я ставлю ему "2" и "3" из-за того, что она не навещала меня в больнице, когда мне вырезали аппендицит. Я ответила, что, по-видимому, она сама вела бы так себя, а мне даже в голову такое не приходило. Надо ребенка контролировать и, если надо, помогать.

Девочка постоянно опаздывала на 1 урок. Несколько раз вызывали папу. Один раз он вдруг перешел на "ты" и сказал, что встретит после школы, и мне будет хуже. Я была совершенно спокойна. И сказала, что угроз его не боюсь.

Другой папа терроризировал родительский комитет из-за финансовых трат. Меня эта ситуация тоже истощала. Как только волевым усилием, самовнушением я достигла спокойствия в этом вопросе - ситуация улучшилась.

Однако одна моя знакомая учительница все же сумела привлечь на свою сторону отца ученика, доказав ему, что при таком отношении к учебе сын никогда не сможет принять руководство отцовской фирмой. На слова отца, что сейчас можно руководить и без образования, она сказала ему, что все-таки без образования сын сможет в лучшем случае работать у него же охранником. Ее неожиданно поддержала мать, и сына удалось приструнить".

Профессия учителя становится все более экстремальной по многим причинам. Не последнюю роль играет материальное положение российских учителей. Незначительное повышение зарплаты отстает от темпов инфляции, роста цен и общего падения уровня жизни. Нищий человек, за исключением таких экзотических вариантов, как ритуальная нищета юродивого или дервиша, не может быть ни счастливым, ни гармоничным, ни защищенным. Однако в данном случае мне хотелось бы остановиться не на самоочевидной проблеме социальной защищенности учителя, а на психологических сложностях его работы. Главные травмы современный учитель постперестроечной эпохи получает:

от все более дерзких учеников, не желающих учиться и соблюдать даже минимальную дисциплину на уроках (особенно это касается детей богатых родителей, относящихся к учителям с прогрессирующей небрежностью); от их родителей, бездумно критикующих учителей в присутствии детей и тем самым роняющих авторитет педагогов, воспринимающих учителей как второсортную прислугу (больше всего здесь преуспели богатые родители, детям которых ставить двойки и тройки для учителей делается просто опасным): от школьного и районного начальства, как и в советское время достающего учителей проверками, чрезмерно жестким контролем и опекой: от коллег, интригующих в борьбе за место под солнцем против любого учителя, который хоть в чем-то выделяется из общего фона.

Методы защиты от весьма чувствительных психологических ударов, переполняющих деятельность педагогов в школе, начинаются с ответа на вопрос, а свое ли, вообще, место занимает учитель. Люди, внутренне робкие, некоммуникабельные, психологически пасующие против той трудноуправляемой стихии, которая плещется в душах детей и подростков, на мой взгляд, должны очень серьезно задуматься, должны ли они работать в школе. Дети - прекрасные психологи, почти мгновенно чувствуют человеческую фальшь. Нелюбовь к детям - это не всегда проявление душевной черствости и откровенного своекорыстия, это еще и внутреннее стремление избежать полноценного контакта с детской стихией из страха оказаться несостоятельным. Потому задумайтесь, любите ли вы этот детский мир или нет, тем более что он ежедневно приносит вам все новые проблемы? Готовы ли вы во имя идеи и ведомые чувством любви терпеть периодически получаемые удары? Или боль от ударов для вас перевешивает все высокие соображения? Сложность работы с детьми заключается в том, что против них сложно применять какие-либо специальные методы защиты - это очень хорошо чувствуется и стопроцентно вызовет детскую неприязнь к вам. С другой стороны дерзкие выходки подростков требуют от учителя исключительной внутренней уверенности в себе, которую он должен культивировать внутри себя и демонстрировать вовне. Постарайтесь победить в себе страх показаться смешным и слабым и не идите на поводу как у распоясавшегося класса, так и у отдельного хулигана. У вас немного рычагов прямого воздействия на ребенка, но если включите все их в ход (оценка, разговор с родителями, публичное наказание) и зарядите энергетикой собственной силы, авторитета и обаяния, ваши шансы победить маленькое, излучающее вредность существо существенно возрастают. Для повышения собственной защищенной силы педагог, тем более имеющий проблемы в этой области, должен работать над несколькими сторонами своей личности и деятельности:

самооценкой (ее надо немного повышать по отношению к среднему уровню); голосом (он должен стать сильным, чистым и убедительным); общим тонусом тела (его нужно повышать, для чего весьма полезны упражнения и релаксации); способностью к юмору.

Если эти свойства будут подкрепляться хорошим знанием предмета и любовью к нему, способной показать в нем интересные стороны и воодушевить учеников на занятия, то вокруг подобного педагога будет выстроена невидимая броня, пробивать которую всерьез не решится ни один ученик, за самыми редкими патологическими исключениями.

Но справедливости ради следует признать, что лучшая защита учителя от самых непредсказуемых учеников - это способность заставить их уважать и даже полюбить его. Те, кого уважают и тем более любят, притягивают к своей личности и ауре энергию целого класса, пойти против которой становится весьма рискованно: ведь это будет означать, что ученик-агрессор выступал против всего коллектива. Любят же того учителя, который сам любит школьников, вникает в их проблемы, помогает им и знает все стороны современной жизни, умеет увлечь детей. Если вы хотите быть любимым учениками, интересуйтесь их увлечениями: читайте или хотя бы просматривайте, что они читают, слушайте их любимую музыку, вникайте в подробности жизни любимых молодежью звезд. Иными словами, будьте со своими учениками во всеоружии информированности о сегодняшней жизни.

Труднее всего, если вы имеете дело с агрессией ученика из семьи каких-нибудь "новых русских". Поговорить с его родителями и добиться исправления ситуации будет сложно, так как они в таких случаях чаще всего принимают сторону своего чада и начинают агрессивно выступать против школы, обвиняя ее во всех смертных грехах. Без нахождения общего языка с родителями подействовать на самого ученика-хама практически невозможно. Тем не менее, отдельным учителям все-таки удается подобрать ключ и к таким.

Контакт с родителями установить одновременно и проще, чем с детьми, потому что родители в большей степени поддаются доводам разума, и труднее, так как они уже сложились как личности и гораздо менее охотно меняют свои установки, нежели пластичные дети. Как правило, родительская агрессия, направленная против учителей, связана с установкой, что учителя - это бездельники, ископаемые советской эпохи, непрофессионалы своего дела, грубияны, не входящие в интересы, настроения и проблемы их ребенка. Если вы не хотите, чтобы на вас выливались ушаты отрицательных эмоций, которых вы не заслужили, пытайтесь сломать стереотипы предвзятого отношения. Во время знакомства с родителями постарайтесь понять и почувствовать, что это за люди, как они воспринимают жизнь вообще и школу в частности, и, в зависимости от обстоятельств, выберите правильную линию поведения, стараясь освободить их от отрицательных штампов, зафиксировавших в сознании учителей как врагов ребенка. В случае конкретного грубого "наезда" можете воспользоваться любым из методов, предлагаемых в "Невидимой броне" и в этой книге, исходя из того, что у вас лучше получается и чем вы уже владеете. Но не перестарайтесь с силой ответного удара! Ваша задача скорее амортизировать удары, нежели развязывать войну, которая может оказаться очень долгой и неприятной прежде всего для вас. Однако не допускайте и другого варианта событий, когда о вас начинают вытирать ноги. Что касается защиты от начальства, то здесь ситуация остается общей для всех подобных случаев - начальство в многообразной и пестрой России везде очень похоже друг на друга. Вы должны найти разумный баланс между выполнением требований начальства, какими бы неразумными они ни были и сохранением собственного достоинства. Если начальник самодур или человек, любящий унижение более слабых людей, то безропотное подчинение со стороны подчиненных нередко еще больше распаляет его. Но и слишком строптивых работников никто не любит и не терпит. Истина конкретна, и все зависит как от силы начальничьего давления, так и от вашего желания остаться в этой школе и системе образования вообще, которая консервативна по определению и предполагает множество инструкций, правил и предписаний, способных в изрядной степени расшатать нервную систему. Любите ли вы педагогическую работу настолько, что эта ноша вам вполне по плечу или она всегда будет раздражать и травмировать вас?

Чтобы противостоять чрезмерному психологическому давлению, оказываемому на вас школьным начальством, найдите тот образ делового поведения, который одновременно устраивает и вас самих и ваших руководителей. Самый лучший образ, который вызывает меньше всего нареканий со стороны начальства, - это образ исполнительного и добросовестного профессионала, мастера своего дела, который не имеет амбиций, не стремится занять кресло начальника и вместе с тем способен за себя постоять, обладает упругой силой защищенности, не лезет за словом в карман, но проявляет свою крепость только в ответ на чужую агрессию. Чтобы вести себя так, нужно обладать хорошим самоконтролем и умением управлять собой. Спросите себя, как у вас с этим умением? Если слабовато, то вы во время стычек с начальником рискуете периодически срываться на раздражение, что чревато не очень хорошими последствиями для вашей дальнейшей педагогической карьеры, либо будете впадать в уныние.

Впрочем, есть еще один путь для тех, кто страдает от окриков завуча или директора школы и не умеет властвовать над своими чувствами: выплескивать свое раздражение на других людей, на коллег. Почему педагогические коллективы так часто сотрясают ссоры и склоки? Потому что их критическую массу составляют женщины, страдающие от серьезного прессинга, который оказывает директор или завуч, обладатель должности, где можно выжить, только будучи авторитарной личностью. Зависть к чужим успехам, раздражения, колкости, взаимные претензии, сплетни, образование группировок, интриги, насмешки - все это в той или иной степени встречается почти в каждом школьном коллективе, притом, что в современных российских школах остался, с моей точки зрения, цвет нации, героически, за ничтожную плату продолжающий учить детей.

Как защищаться от агрессии коллег чувствительному и ранимому человеку? Наилучший путь - сделать все возможное, чтобы перестать быть слабым в своей чувствительности и стать сильным. Это не значит, что нужно идти по жизни, расталкивая локтями всех встреченных на пути. Сила связана со способностью человека отстаивать свою позицию, если он в ней уверен. Займите такую позицию и защищайте ее перед людьми и перед жизнью, используя различные приемы и методы, в том числе и те, что предлагаются в этой и в предыдущей книге. Правильная позиция, которую защитили вы, будет защищать и вас.

«…Запугивает детей и родителей, оказывает психологическое давление… Требую наказать учителя за хамство, жестокость, распущенность, невоспитанность».

Такие жалобы поступили в администрацию учреждения и департамент образования. Расследование ничего не подтвердило, но осадок остался…

Чтобы не навредить героине еще больше, мы не укажем имен и конкретного места на Ямале, где разворачивалась эта гнетущая история. Дело было в начальной школе, в коррекционном классе. Редкий случай, когда опытный учитель с множеством регалий взялся вести не вундеркиндов, а детей с проблемами. Коллеги характеризуют ее только с положительной стороны, есть поддержка со стороны родителей и учеников, даже бывших. Но никто не может повлиять на ситуацию…

Первый раз в моей жизни такое, - сетует миловидная женщина. - Столько оскорблений, откровенной лжи в мой адрес… и ощущение абсолютной беспомощности…

Это мой первый и любимый учитель, единственный, чей день рождения я до сих пор помню, - говорит 26-летняя Алла. - Чуткий и отзывчивый человек, в любой ситуации для каждого находит нужные и правильные слова. Для нас она всегда была второй мамой, к которой мы и после школы обращались за советом и поддержкой. Детям, которых она учит, очень повезло, их родителям тоже.

Она требовательная, но справедливая, никогда мой ребенок не жаловался на нее, - говорит мама, чей сын сейчас учится у педагога. - На собрании мы обсуждали сложившуюся ситуацию, все родители готовы подписать любые бумаги, чтобы защитить нашего учителя.

Закон об образовании формально уравнивает права всех участников образовательного процесса. Но если возможность наказать нерадивого сотрудника всегда найдется, то способов защитить достойного человека от необоснованных нападок мало. Ну, соберут родители подписи, коллеги проведут беседы по своим классам, кто-то в СМИ выступит. Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..

В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет. Не принято сор из избы выносить или люди не доверяют судебной системе - остается только гадать.

В 2014-м в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Противники нововведений аргументировали свою позицию тем, что корень зла лежит в социокультурной сфере, запреты и наказания не помогут, мол, воспитывать надо подрастающее поколение. Постепенно споры утихли, на этом всё закончилось.

А тем временем Сеть пухнет от количества сообщений и видеороликов, в которых ученики издеваются над педагогами, публично оскорбляют, угрожают, избивают. Ямал не стал исключением: вспомним прошлогодние события в Гыде. Там виновник был наказан, но не за избиение учителя, а за ограбление другого человека…

Недавняя резня в Перми, Улан-Удэ показала, насколько беззащитны педагоги и дети от сокрушительной ярости и агрессии, и как страшно, когда один человек теряет контроль над собой. Резонансные происшествия в школе чем-то похожи на семейные расправы - такие же беспощадные и зверские. Наверное, потому что возникают не вдруг, не случайно. Негативные эмоции, озлобленность, раздражение и протест накапливаются месяцами, годами, десятилетиями. И взрываются, сметая всё на своем пути…

Самые кровавые драмы произошли в американских школах. Там среди прочих мер ужесточили системы безопасности, усилили контроль над доступом в интернет. Но у преступников появились подражатели. И жертв стало еще больше. Получается, старые трагедии практически ничему не учат? Мы пока не научились распознавать агрессию в зародыше, находить, где тонко, понимать, где нарывает, а у кого руки уже тянутся к топору…

От учителя все требуют сегодня очень и очень многого: чтоб готовил людей будущего, знания давал, размышлять учил, воспитывал, всё замечал и помогал. И чтоб никаких розг, как до революции, ни повышенного тона себе не позволял. И родителей попусту не беспокоил. Там он один за всех и против всех бед.

ВИДЕОКАМЕРЫ - В КАЖДЫЙ КЛАСС!

В одном из ямальских пабликов «КС» организовал опрос, в котором до вчерашнего дня поучаствовало уже больше 360 человек.

Из них почти 80 процентов согласны, что у учителей мало прав, они нуждаются в защите, в том числе на законодательном уровне. Почти каждый пятый считает, что педагогам ничего не угрожает, а в своих проблемах они виноваты сами.

Почему учителя позволяют так к себе относиться? - вопрошает одна из участниц дискуссии. - Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!

Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение - педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, - налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку - обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека. Дети - не исключение. Жалобщикам это хорошо известно. При этом родители зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес школы и ее сотрудников в присутствии детей.

Или вот ситуация. Дети расходятся по домам и наблюдают картину: учителя, вооружившись граблями и метлами, убирают школьный двор. Старшеклассники отпускают едкие шутки. На собрании интересуюсь, почему дети не участвуют в субботниках, генеральных уборках класса и школы. Ответ поражает: «Не имеем права их привлекать» … Фундаментальные труды великих педагогов сданы в утиль. Откуда взяться уважению? И к каким чувствам и убеждениям детей взывать воспитателям?

Почему дома я не позволю ребенку хамить, мешать мне работать? Учитель должен сам принимать меры. Ведь зачастую даже в дневник не пишут, что ребенок баловался или срывал урок, тем более вел себя некорректно по отношению к учителю, - вступает в диалог другая участница.

Так может камеры пора поставить в классах? Я заинтересована в том, чтобы мой ребенок адекватно себя вел и получал качественные знания. И не отвлекался бы на тех детей, которые учиться не хотят. Есть видеозапись - ее разбирают на педсовете, вызывают родителей и решают вопрос с дальнейшим обучением их ребенка. Было бы здорово! - предлагает другая родительница.

Из всего изложенного напрашивается вывод: организовать образовательный процесс так, чтобы все были довольны и защищены, вряд ли возможно. Но ради безопасности необходимо идти на какие-то ограничения личной свободы, усиление охраны, и соответственно, ужесточение допуска и перемещения по школе. И оставаться бдительными.

«…Запугивает детей и родителей, оказывает психологическое давление… Требую наказать учителя за хамство, жестокость, распущенность, невоспитанность».

Такие жалобы поступили в администрацию учреждения и департамент образования. Расследование ничего не подтвердило, но осадок остался…

Чтобы не навредить героине еще больше, мы не укажем имен и конкретного места на Ямале, где разворачивалась эта гнетущая история. Дело было в начальной школе, в коррекционном классе. Редкий случай, когда опытный учитель с множеством регалий взялся вести не вундеркиндов, а детей с проблемами. Коллеги характеризуют ее только с положительной стороны, есть поддержка со стороны родителей и учеников, даже бывших. Но никто не может повлиять на ситуацию…

Первый раз в моей жизни такое, - сетует миловидная женщина. - Столько оскорблений, откровенной лжи в мой адрес… и ощущение абсолютной беспомощности…

Это мой первый и любимый учитель, единственный, чей день рождения я до сих пор помню, - говорит 26-летняя Алла. - Чуткий и отзывчивый человек, в любой ситуации для каждого находит нужные и правильные слова. Для нас она всегда была второй мамой, к которой мы и после школы обращались за советом и поддержкой. Детям, которых она учит, очень повезло, их родителям тоже.

Она требовательная, но справедливая, никогда мой ребенок не жаловался на нее, - говорит мама, чей сын сейчас учится у педагога. - На собрании мы обсуждали сложившуюся ситуацию, все родители готовы подписать любые бумаги, чтобы защитить нашего учителя.

Закон об образовании формально уравнивает права всех участников образовательного процесса. Но если возможность наказать нерадивого сотрудника всегда найдется, то способов защитить достойного человека от необоснованных нападок мало. Ну, соберут родители подписи, коллеги проведут беседы по своим классам, кто-то в СМИ выступит. Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..

В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет. Не принято сор из избы выносить или люди не доверяют судебной системе - остается только гадать.

В 2014-м в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Противники нововведений аргументировали свою позицию тем, что корень зла лежит в социокультурной сфере, запреты и наказания не помогут, мол, воспитывать надо подрастающее поколение. Постепенно споры утихли, на этом всё закончилось.

А тем временем Сеть пухнет от количества сообщений и видеороликов, в которых ученики издеваются над педагогами, публично оскорбляют, угрожают, избивают. Ямал не стал исключением: вспомним прошлогодние события в Гыде. Там виновник был наказан, но не за избиение учителя, а за ограбление другого человека…

Недавняя резня в Перми, Улан-Удэ показала, насколько беззащитны педагоги и дети от сокрушительной ярости и агрессии, и как страшно, когда один человек теряет контроль над собой. Резонансные происшествия в школе чем-то похожи на семейные расправы - такие же беспощадные и зверские. Наверное, потому что возникают не вдруг, не случайно. Негативные эмоции, озлобленность, раздражение и протест накапливаются месяцами, годами, десятилетиями. И взрываются, сметая всё на своем пути…

Самые кровавые драмы произошли в американских школах. Там среди прочих мер ужесточили системы безопасности, усилили контроль над доступом в интернет. Но у преступников появились подражатели. И жертв стало еще больше. Получается, старые трагедии практически ничему не учат? Мы пока не научились распознавать агрессию в зародыше, находить, где тонко, понимать, где нарывает, а у кого руки уже тянутся к топору…

От учителя все требуют сегодня очень и очень многого: чтоб готовил людей будущего, знания давал, размышлять учил, воспитывал, всё замечал и помогал. И чтоб никаких розг, как до революции, ни повышенного тона себе не позволял. И родителей попусту не беспокоил. Там он один за всех и против всех бед.

ВИДЕОКАМЕРЫ - В КАЖДЫЙ КЛАСС!

В одном из ямальских пабликов «КС» организовал опрос, в котором до вчерашнего дня поучаствовало уже больше 360 человек.

Из них почти 80 процентов согласны, что у учителей мало прав, они нуждаются в защите, в том числе на законодательном уровне. Почти каждый пятый считает, что педагогам ничего не угрожает, а в своих проблемах они виноваты сами.

Почему учителя позволяют так к себе относиться? - вопрошает одна из участниц дискуссии. - Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!

Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение - педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, - налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку - обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека. Дети - не исключение. Жалобщикам это хорошо известно. При этом родители зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес школы и ее сотрудников в присутствии детей.

Или вот ситуация. Дети расходятся по домам и наблюдают картину: учителя, вооружившись граблями и метлами, убирают школьный двор. Старшеклассники отпускают едкие шутки. На собрании интересуюсь, почему дети не участвуют в субботниках, генеральных уборках класса и школы. Ответ поражает: «Не имеем права их привлекать» … Фундаментальные труды великих педагогов сданы в утиль. Откуда взяться уважению? И к каким чувствам и убеждениям детей взывать воспитателям?

Почему дома я не позволю ребенку хамить, мешать мне работать? Учитель должен сам принимать меры. Ведь зачастую даже в дневник не пишут, что ребенок баловался или срывал урок, тем более вел себя некорректно по отношению к учителю, - вступает в диалог другая участница.

Тут же получает ответ: «Да, потому что затем прибегают безумные родители и строчат жалобы во все инстанции, что их ребенка ни за что выгнали из класса, да еще и за руку вывели…»

Так может камеры пора поставить в классах? Я заинтересована в том, чтобы мой ребенок адекватно себя вел и получал качественные знания. И не отвлекался бы на тех детей, которые учиться не хотят. Есть видеозапись - ее разбирают на педсовете, вызывают родителей и решают вопрос с дальнейшим обучением их ребенка. Было бы здорово! - предлагает другая родительница.

Из всего изложенного напрашивается вывод: организовать образовательный процесс так, чтобы все были довольны и защищены, вряд ли возможно. Но ради безопасности необходимо идти на какие-то ограничения личной свободы, усиление охраны, и соответственно, ужесточение допуска и перемещения по школе. И оставаться бдительными.

Комментарии

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  • zavuchuser771015 zavuchuser771015 (525153) 27 февраля 2018 г. 21:53:20 Для 630263. Ответьте на вопрос: кто кому нужен в школе? Ученики учителю, или учитель ученикам? "Вы попутали батенька". Школа предоставляет возможность получить образование и (далее не буду). Так вот пришли получать образование - извольте учиться, а если вам оно не нужно - ваши проблемы, заметье если вам оно не нужно. Почему учитель должен заинтересовать? Знания - это чей интерес, учителя или ученика. Учитель должен создать условия для понимания, для тех, кому это нужно. А по части сдачи денег, поборов с вами согласен, но это другая тема. Если ученик не хочет учиться - проблема на 80% в семье. Почему мои дети отлично учаться, потому что привыкли работать везде, как говорит мой друг - вы вкалываете, дети на вашем примере привыкают к труду. Кто плохо учиться - в основном тех родителей, кто пьянсвует, кому на всех наплевать, кто не уважает окружающих, кто больше качает права, чем работает и т.д. Можете возмущаться сколько угодно, но! Ответьте на вопрос: кому нужно образование?
  • zavuchuser885952 zavuchuser885952 (633022) 18 февраля 2018 г. 18:41:14 http://www.сайт/accounts/profile/630263/ Правильно, а еще учительница, с пОртфелем!
  • 8 февраля 2018 г. 18:36:56 Я-родитель и учитель. Я никогда не позволяю своему ребёнку неуважительно отзываться о своих учителях.Когда происходит недопонимание с учителями, я не бегу жаловаться в высшие инстанции, а непосредственно разговариваю с учителем и ищу компромисс и не повышаю на учителя голос. Мой ребёнок не скажет учителю:" Моя мама придёт в школу и тебя уволят!" А в учителей летят стулья, плевки, оскорбления. Фразы типа "Ну и жалуйся, родителям, мне ничего не будет". Вы это стерпите? Вы будете искать методы и приёмы, когда, с вами так позволительно обращаться всем и дети это знают! "Ну, давайте, попробуйте только повысить на меня голос -вам тут не работать". Один ребёнок срывал уроки, лез детям в портфели, дёргал провода компьютера, кидался тряпкой в детей и учителя, плевался в детей, кидался на них, открывал шкафы учителя, выбрасывал оттуда все принадлежности, а потом говорил: Ну, тронь меня, я несовершеннолетний, мне ничего не будет! Когда я пыталась за руку отвести его от ребёнка, которого он бил, он кричал: "Всё! Ты мне руку сломала, я дяде скажу, тебе копец " Ребёнку этому 11 лет. Он учился вот так в школе обычной, потом пришёл в коррекционную. Дети нас бьют - мы спровоцировали, оскорбляют -мы виноваты! Хотела бы я посмотреть на тех, кого шарахнут по голове в автобусе или обзовут нецензурно, а он будет подбирать методы и приёмы. Не сумел ты его заинтересовать, ему скучно с тобой ехать рядом. Я утрирую, но встаньте на наше место и поработайте ровно 5 лет. Да, да потерпите хотя бы 5 лет всё это. Это не то, чему обучали нас в институтах. В теории все дети другие. Семья-основа! А когда семья обвиняет нас в том, что не смогла сделать до школы, не ищет компромиссов, то просто жаль. Вы не понимаете учителей! Так же, как я не понимаю депутатов или шоферов или поваров, потому что, я учитель. Но никто не ищет с нами компромиссов, только сплошные жалобы. Но спасибо тем родителям, которые всегда понимают, с которыми можно обсуждать проблемы и находить их решение!
  • zavuchuser847438 zavuchuser847438 (599916) 8 февраля 2018 г. 18:10:25 1
  • Сергей Белашов (118679) 7 февраля 2018 г. 8:23:53 1."Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?.. В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет". Яркий пример есть в интернете в книге учителя Белашова "Последний Моссовет". Оклеветали учителя и уволили в 1983 г., суд признал клевету в 2002 и присудил возмещение в 1000 руб за моральный вред. 2."– Почему учителя позволяют так к себе относиться? – вопрошает одна из участниц дискуссии. – Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец! Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение – педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, – налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку – обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека". Ответ дал Макаренко. А.С. Макаренко "Из истории коммуны Ф.Э.Дзержинского" "Педагогические теории, доказывающие, что хулигана нельзя выгнать в коридор, а вора нельзя выгнать из коммуны ("вы должны его исправить, а не выгонять") - это разглагольствование буржуазного индивидуализма, привыкшего к драмам и "переживаниям" личности и не видящего, как из-за этого гибнут сотни коллективов, как будто эти коллективы не состоят из тех-же личностей". (ППС стр.402)
  • zavuchuser883723 zavuchuser883723 (630793) 2 февраля 2018 г. 9:29:57 Уважаемые господа! Я преподаватель с 28-летним стажем, работаю в колледже в глубокой провинции. Читаю комментарии некоторых товарищей и удивляюсь. Родители, вы вроде воспитываете своих детей замечательно, а когда что-то случается спрашиваете с учителей, это как-же так? А тем, кто во всем обвиняет педагогов в некомпетентности и хамстве и еще Бог знает в чем, хочу сказать лишь одно: а вы придите на наше место хоть на день и научите нас, бестолковых, работать правильно. Родители на любую просьбу о содействии в воспитании ИХ ребенка отвечают, что им некогда, они РАБОТАЮТ!!!
  • 2 x 2 (250242) 31 января 2018 г. 20:09:03 5 за статью ниже, и пока многим родителям все равно, как учатся их дети все будет также. Попробовать разве это: школа - общественное место - судебный иск к родителям нарушителя за антиобщественное поведение ч/ада (да это же невозможно).
  • zavuchuser883420 zavuchuser883420 (630490) 31 января 2018 г. 19:27:14 Да, люди встречаются разные: и среди учителей не всегда бывают ангелы. Но по поводу происходящего в современных обычных российских школах, целиком поддерживаю автора статьи. Сейчас, как никогда ранее, учителей поставили в бесправное положение. В советское время такой воли качать свои права не давали - ни некоторым детишкам, ни их родителям. Учителя советских школ хоть и не лупили розгами, как в царское время, но в необходимых случаях использовали жёсткое психологическое, а порой и физическое воздействие. Например, учеников, срывающих уроки, вызывали к доске. И те, за редким исключением, шли и отвечали на заданный вопрос, а не начинали качать свои права, как это делают сейчас. Некоторые советские учителя умели интересно рассказывать преподаваемый материал. Во-первых потому что сами чаще книги читали, а во- вторых - ученики чаще слушали и не отвлекались интернетом. В то же время, советские учителя часто могли и прикрикнуть, и отругать, и даже - просто ужас - обидно обозвать! Некоторые умудрялись использовать длинные линейки и указки!!! Конечно же таких начинали "уважать". Были конечно и разбирательства по каждому конкретному случаю. Иногда, если учитель был явно неправ, даже с работы его могли выгнать. Но это уже были редкие исключения из правил. В целом же, и советское общество, и подавляющее большинство родителей были на стороне педагогов. Сейчас на большинстве уроков дети не то что из-за парты не встают, но даже руки не тянут, чтобы ответить. Все начинают выкрикивать с места. Это называется "дискуссия"). Причём одновременно, и правильно, и не правильно. Получается сплошной базар: постоянные выкрики, туповатые шутки по теме и не по теме, громкий бесцеремонный хохот, стремление перекричать другого, болтовня друг с другом, возможность вообще не слушать учителя, и что он там говорит и заниматься своими делами и т.д. В результате - ни у кого нет никаких систематических знаний. Но зато сейчас у нас демократическое образование, и учителя теперь обязаны именно стоя с детьми на равных проводить уроки. Образование сейчас как никогда старается на уровне законов защищать именно права детей и их родителей, чем в первую очередь к своей выгоде пользуются как раз недобросовестные, нагловатые ученики. Они же, кстати, являются, как правило, авторитетами и заводилами в классе. Поэтому почти весь класс начинает вести себя так же. А что может сейчас сделать учитель, если он порядочный, честный, и соблюдает законы? А ничего!!! Выгнать из класса нерадивого ученика, мешающего вести урок, он не может - не имеет права по закону! Поставить в угол - тем более! Несмотря на то, что этот ученик действует на нервы не только учителю, но и мешает учиться всему классу. Само собой учителю запрещается теперь каким-либо образом наказывать хулиганов, например ставить в угол, заставить послушать хотя бы 5 минут урок стоя, прикрикнуть на ученика и т.д. Не говоря уже о физическом воздействии на наглеца. Что вы!!! Нарушение прав Личности!!! Хотя кое-кому из учеников до этой личности ещё расти и расти... Учитель спрашивает дневник - ученик в наглую не даёт, педагог просит убрать смартфоны - и ухом не ведут, грозятся поставить двойку - или безразличие, или начинаем качать права, что это не за знания. Учитель же не имеет никакого права самому забрать из портфеля дневник, взять с парты телефон ученика (нарушение права собственности) или поставить двойку. Не дай Бог сейчас учителю кому-либо двойку поставить!!! Потом просто кучу объяснительных надо будет писать - отписываться - за что вы этому ученику двойку поставили. Он совершенно не хочет учиться и не открывает учебники? Значит, конечно же, что вы плохой учитель. А не то, что на самом деле ученик просто отсидеть уроки пришёл, и в интернете, или в играх, или в соц. сетях во время уроков поразвлекаться. Что интереснее для обычного ученика: посмотреть например интересное видео через youtube или напрягать мозг и слушать какие-то там уроки учителя, какие бы они там не были? Тем более, что далеко не все уроки могут быть захватывающе интересными по своей сути. Очень часто сейчас ученики и их родители прекрасно знают свои права, напрочь забывая об обязанностях. А потом мы удивляемся, почему это многие уважающие себя учителя в современной школе надолго не задерживаются, а остаются одни "собаки"? Я привёл лишь некоторые примеры из школьной повседневности. Но из-за такого бесправия многим учителям становиться вообще наплевать - слушают их урок вообще или нет. Тем более, согласно современному ФГОС (спасибо нашему Мин.обру), учитель должен сам не рассказывать материал, а только спрашивать с детей - что они сами по теме дома нашли, провести письменный тест-опрос и выставить оценки. А насколько там дети сами найдут правильный или нет материал, - никого не волнует. Это теперь забота самих детей и их родителей. А теперь попробуйте меня разубедить, что всё это не направлено на развал образования? Богатые - найдут деньги на учителей, репетиторов и тренеров для обучения и воспитания своих детей. Бедные - нет, а некоторые - даже не задумаются! (
  • (16032) 30 января 2018 г. 17:54:19 пять не пять, а в пятак настучать не помешало бы. Причины ВСЕХ конфликтов - экономическое и политическое (нравственное) неравенство. Одни хотят понукать другим надоело унижаться.
  • 2 x 2 (250242) 30 января 2018 г. 13:54:30 пять за вброс ниже
  • zavuchuser883193 zavuchuser883193 (630263) 30 января 2018 г. 12:47:28 Почему пишите только про пострадавших учителей!Сколько учителей создают ситуации с избиениями детей,оскорблениями применение физической силы,унижение малоимущих детей потому что не сдают деньги,на уроках физкультуры умирают дети из-за того что преподаватель игнорирует справки от врача,изнасилования и т.д Сколько беспредела творится в школе со стороны администрации школы,и при этом поэтому и запрещают детям мобильные телефоны чтоб не записали происходящие в школе нарушения в отношении учащихся!Учителя люди взрослые не могут найти подход к детям,то какие они педагоги если не могу заинтересовать своим предметом детей!Если учитель просит защиты от детей,то надо разбираться в корне происходящего с чего происходят конфликты,а то хорошо учителю провоцировать ситуацию а потом прятаться за защиту якобы чести и достоинства!На хорошего учителя,доброго,терпеливого дети не кинуться с оскорблениями,кулаками и т.д. Хватит учителям прикидываться бедными и несчастными!!В советские времена учителя были с достоинством и никогда не пытались доводить детей и родителей чтоб потом ставить вопрос о защите!

«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет. По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь». Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы. Одним из плюсов советской школы, я — представитель нового поколения учителей — считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищенное существо

Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того, чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть, на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что приходя домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики, не могу не разбавить эмоции конкретными фактами, и начну с простого и очевидного.

1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности. Кроме электронного журнала, есть еще (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам, за год и куда вносят контрольные работы с полным анализом. Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели — наша большая победа. Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчетности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»)

Вот прямо сейчас у меня скопилось 10 отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие. Объяснить далеким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена, и что для многих учеников требуется часов минимум в два раза больше — невозможно. Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

4. Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чем-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле, мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это скорее длинный хвост из лжеповодов. Чаще всего, причина была в том, что учитель мешал ребенку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с ее кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку. Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности. Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребенок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили. А в другой школе черезчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000».

То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

6. Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. По идее школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее. Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

7. Учителей постоянно пугают судом

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так».

Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской

Но этому лично я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори. Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей), и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?). Значит посочувствовать.

Фото: iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru