Самые странные смерти философов в истории. Как умирали античные мыслители

ХРИСИПП

ХРИСИПП

(Chrisippos) из Сол (ок. 280/277 - ок. 208/204 до н.э.) - крупнейший представитель раннего стоицизма, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, X. уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа, академиков Аркесилая и Лакида. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения X. изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). Сохранилось 161 сочинений X. (логические и часть этических).
X. принял школу у Клеанфа в тот , когда она обрела влияние и вместе с ним критиков. На долю X. выпала двуединая задача: переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму. Природный дар позволил X. упорядочить почти все разделы стоицизма и создать нормативную догматику. Практически X. стал вторым основателем Стои.
X. предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика - - , считая, видимо, целесообразным заканчивать богопознанием. В гносеологии X. отказался понимать «впечатление» «вещественно» и пассивно, предпочитая определять его как « души», свидетельствующее об известной активности познающего субъекта; попутно он упорядочил классификацию «эмпирических общих представлений». Формальная (часть « », трактующая об «обозначаемом») была разработана X. как о соотношении «мыслимых предметностей», корреспондирующих определенным денотатам (фактам или ситуациям), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики, логика X. имела, однако, принципиально иную - установить между смыслами, не состоящими в родо-видовых отношениях. «Чистые смыслы» делятся на неполные (субъект , или предикат) и полные; подкласс полных «лектон» составляют простые высказывания, из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные. Логику X. принято считать первой логикой высказываний в европейской . Хотя X. к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: выступает как «квазивозможное», а все высказывания в конечном счете рассматриваются как необходимые.
Основные новации X. в области физики - учение о причинности и психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная причин на основные и вспомогательные (с учетом «безличности» события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с «Физикой» Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью X. ввел терминологическое между «необходимостью» и «судьбой». В психологии X., в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями, стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный этой теории затруднял природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней стое.
В области этики X. выступил как систематизатор и автор космодицеи, направленной на моральной автономии субъекта. Благо и должны выступать для субъекта только как нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы. Однако X. не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная была без колебаний принесена в жертву всекосмическому монизму.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ХРИСИПП

(род . 281/278 – . 208/205 до Р. X., Солы или Таре, в Каликии)

древнегреч. ; возглавлял школу в Стое, а также считался ее вторым основателем; создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ХРИСИПП

(Χρύσιππος) (ок. 280 – 208/205 до н.э.) – др.-греч. философ, третий (после Зенона и Клеанфа) архонт школы стоиков. По антич. источникам, автор более 700 работ, из к-рых сохранились только фрагменты. Хотя по ряду проблем (детерминизм , случайное, провидение, роль логики) взгляды X. не совпадали со взглядами основателей стоицизма, он известен гл. обр. как его систематизатор. Диоген Лаэртский приводит древнюю поговорку: "Если бы не было Хрисиппа, не было бы Стои" (Diog. L. VII 7, 183). С именем X. связаны в стоицизме осн. представления об отношении логического и физического, о познании. Около половины его работ посвящено логике. До нас дошли фрагменты из его соч. "Логич. исследования". X. разрабатывал логику высказываний (см. Древнегреческая логика). От X. идут попытки синтеза идей Гераклита и Аристотеля, а также значит. часть терминологии стоиков.

X. впервые установил двузначности, легший затем в основу т.н. классич. математики и логики, в к-рых ограничиваются лишь двумя значениями истинности высказываний: "истинно" и "ложно". X. сделал первые шаги на пути аксиоматич. трактовки логики, выделив пять специальных недоказуемых силлогизмов (см. К. Prantl, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 473–74). Модальная логика Х. базируется на категориях: "возможно", "невозможно", "необходимо", "не-необходимо". В понимании первой из указанных категорий X. отступил от Аристотеля, за что впоследствии подвергся острой критике перипатетика Александра Афродизийского. X. владел техникой определения одних логич. постоянных через другие; так, он, напр., следующим образом определял дизъюнкцию "первого" и "второго" (порядковые числительные употреблялись им в качестве переменных для высказываний): "первое" или "второе" имеет место только в том случае, если из отрицания первого следует второе, а из отрицания второго следует первое (Bochenski Ι. Μ., Ancient formal logic, Amst., 1951, p. 92).

Соч.: Fragmenta Stoicorum veterum, coll. J. Arnim, v. 2 – Chrysippi fragmenta logica et physica.Lpz., 1923; v. 3 – Chrysippi fragmenta moralia, Lpz., 1923.

Лит.: Darjes I. G., Via ad veritatem, caput V – Logica Stoicorum, Jenae, 1764, S. 239–51; Petersen Сh. P., Philosophiae Chrysippeae fundamenta, Hamb., 1827; Вaguet F., De Chrysippi vita, doctrina et reliquiis, Lovanin, 1882]; Brehier E. F., Chrysippe et l"ancien stoïcisme, P., 1951; Cicero M. T., De natura deorum, ed. A. Stanley Pease, liber 1–2, Camb.,1955–58 (см. указат., кн. 2); Becker О., Zwei Untersuchungen zur antiken Logik, Wiesbaden, 1957, S. 27–49; Sambursky S., Physics of the stoics, L., 1959.

В. Зубов. Москва. M. Петров. Ростов-на-Дону.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ХРИСИПП

ХРИСИПП (Χρύσιππος) из Сол (ок. 280/277, Солы, М. Азия - ок. 208/204 до н. э. Афины) - третий схоларх и крупнейший представитель Ранней Стой, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа (с которым быстро разошелся по целому ряду вопросов), а впоследствии (вероятно, в 240 -е гг.) - академиков Аркесилая и Лакида; после смерти Клеанфа возглавил школу. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал “по 500 строк в день” (поэтому сочинения его изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем - SVF II 1). Большая часть каталога сочинений Хрисиппа у Диогена Лаэртия (который должен был содержать свыше 705 названий) утрачена, сохранилось 161 название (логические и часть этических сочинений: “Логические положения”, “Диалектические определения”, “Этические положения” и др.). Среди сочинений, известных по другим источникам (в основном физических и этических), наиболее важны: “О сущности”, “О природе”, “О пустоте”, “О движении”, “О богах”, “О промысле”, “О душе”, “О благе”, “О справедливости”, “О конечной цели”, а также “О страстях”, “Логические исследования” и др.

Хрисипп принял школу у Клеанфа в тот момент, когда она обрела влияние и вместе с ним критиков - преимущественно академических. На его долю выпала двуединая задача: критически переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму Природный дар систематика позволил Хрисиппу упорядочить практически все разделы стоицизма и создать нормативную догматику: основная доксографических материалов отражает то раннестоической доктрины, в которое она была приведена Хрисиппом. Это в свою очередь позволяет рассматривать его учение как экстраполяционный , с которым следует соотносить учения прочих стоиков (в т. ч. средних и поздних). Практически Хрисипп стал вторым основателем Стой: по словам Карнеада, крупнейшего академического стоиков, “если бы не было Хрисиппа, не было бы и Портика” (Diog. L. IV 62; MI 183). Заметное у Зенона и Клеанфа влияние кинической и ионийской традиции сменилось у Хрисиппа предпочтением платонических и особенно перипатетических элементов.

Хрисипп предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика -этика-физика, считая, видимо, целесообразным заканчивать научение богопознанием (SVF II 42 ел.). В гносеологии он отказался понимать “впечатление” “вещественно” и пассивно (как это делали Зенон и Клеанф), предпочитая определять его как “изменение души”, свидетельствующее об известной активности познающего субъекта (56); попутно он упорядочил классификацию “эмпирических общих представлений” (έννοια, - 33). Формальная логика (часть “диалектики”, трактующая об “обозначаемом”) была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении “мыслимых предметностей” (λεκτά), корреспондирующих определенным денонатам (фактам или ситуациям) (166 ел.), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики логика Хрисиппа имела, однако, приципиально иную цель - установить зависимость (изоморфную причинно-следственным связям в физическом мире) между смыслами, не состоящими в родовидовых отношениях. “Чистые смыслы” делятся на неполные (субъект или предикат) и полные; подкласс полных “лектон” составляют простые высказывания (“определенные”, “неопределенные” и “средние”), из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные (конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные - последние имеют особое ), в свою очередь терминами силлогизмов (это обстоятельство позволяет считать логику Хрисиппа первой “логикой пропозиций” в европейской традиции). Для анализа силлогизмов Хрисипп разработал процедуру сведения сложных силлогизмов к пяти “элементарным” (207 ел.) и поставил проблему эквивалентности сложных высказываний. Хотя внимание Хрисиппа к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: возможное выступает как “квазивозможное”, а все высказывания в конечном счете могут быть представлены как необходимые (283 ел.). Основные новации Хрисиппа в области физики - учение о причинности и реформа психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная классификация причин на основные и вспомогательные (с учетом “безличности” события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с “Физикой” (II 194 b 16 ел.) Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности место для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью Хрисипп ввел терминологическое различие между “необходимостью” (ανάγκη) и “судьбой” (ειμαρμένη) (925 ел.). В психологии Хрисипп, в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями (III 377; 461), стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней Стое. В области этики Хрисипп выступил как универсальный систематизатор и автор космодицеи, направленной на обоснование моральной автономии субъекта. Благо и зло должны выступать для субъекта только как объект нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы (SVF II 982 ел.). Однако Хрисиппу не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная автономия была без колебаний принесена в жертву всекосмическоу монизму.

Фрагм.: SVF II-III; логические фрг.: Hülser K.-H. Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker, Bd. I-IV. Stuttg., 1987-88. Лит.: BréhierÉ. Chrysippe et l"ancien stoïcisme, 2 éd. P., 1951; GouldJ. B. The Philosophy ofChrysippus. Leiden-N. Y., 1970; Crisippo. II catalog degli scritti e i frammenti dei papiri, a cura di M. Baldassari. Como, 1985; Couloubaritsis L. La psychologie chez Chrysippe.- Aspects de la Philosophie Hellénistique. Neuf Exposés suivis de Discussions. Entretiens préparés et présidés par H. Flashar et 0. Gigon. àndoeuvres-Gen., 1986, p. 99-146 (Entretiens sur l"Antiquité Classique, XXXII); Tieleman T. Galen and Chrysippus. Argument and Refutation in the De Placitis Books II-III. Utrecht, 1992; Bobven S. Chrysippus" modal logic and its relation to Philo and Diodorus.- Dialektiker und Stoiker. Zur Logik der Stoa und ihrer Vorläufer, hrsg. K. Dцring, T. Ebert. Stuttg., 1993, S. 63-84.

Хрисипп (Chryssipus, 280-207 гг. до н.э)
Саймон Критчли, профессор философии в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, написал книгу под названием «Книга мертвых философов».
Он рассказывает различные истории о смертях философов, некоторые из них поистине замечательны и необычны. Критчли пишет, что зачастую, главное произведение философа - это его собственная необычная смерть.

Мраморный бюст Хрисиппа, Лувр.
Хрисипп известен как один из величайших стоиков в истории и своей необычной смертью. Он умер во время 143-й Олимпиады в возрасте 73 лет.
Есть две версии его смерти и обе связаны с алкоголем.
Первая: Хрисипп выпил неразбавленного вина и на пятый день умер от головокружения.
Вторая: Хрисипп умер от приступа смеха.
Заметив, что осел съел его инжир, вместо того, чтобы злиться на него, он крикнул старухе: «Теперь дайте заднице напиток из чистого вина, чтобы вымыть смоквы». Ему стало настолько смешно, он упал на землю в приступе хохота, который его и убил.

Римская копия эллинистического бюста Хрисиппа.
Жюльен Оффре де Ламетри (1709-1751 годы)

Жюльен Оффре де Ламетри - известный врач и философ-материалист.
Он умер из-за того, что съел слишком много трюфельного паштета на обеде у французского посла Тирконнеля.
По другой версии, паштет был отравлен и дело не в его количестве, существует еще одна версия - смерть наступила от аппендицита, так как философ не обратился за помощью.

Гераклит (535-475 годы до н.э.)

Гераклит
Гераклит греческий философ-стоик, известен, как один из основателей диалектики, а так же своим отказом от общества, которое он начал презирать.
Жизнь закончил в уединении, питался только травами, умер от водянки, предварительно попросив измазать себя навозом, считал, что это поможет излечиться.

Гераклит (с лицом и в стиле Микеланджело) сидит отдельно от других философов в Афинской школе Рафаэля.
Есть две версии его смерти. В первой он утонул в жидких коровьих фекалиях. Во второй - он лег на солнце, навоз полностью высох, и он умер от перегрева.

Диоген (около 420-323 года до н.э.)

Статуя Диогена в Синопе, Турция.
Есть много необычных анекдотов, написанных о Диогене, таких как жизнь в бочке, рукоблудие в театре и употребление огромного количества лука. Однако самое замечательное в нем - это то, что он не боялся властей. Он был единственным, кто насмехался над Александром Великим и остался жив.

Диоген хотел быть похороненным лицом вниз.

Диоген
Он дожил до 90 лет, и его смерть была окружена тайной. Однако есть две наиболее вероятные теории. Он либо умер от съеденного сырого осьминога, либо решил совершить самоубийство.

10 самых нелепых смертей

1 место: Греческий философ Хрисипп умер от смеха, наблюдая как его пьяный осёл пытается есть инжир.

2 место: Джек Дэниэл, «отец» знаменитого виски «Jack Daniel’s», скончался от заражения крови через шесть лет после получения травмы ноги: он сломал палец, пиная свой сейф, к которому забыл комбинацию.

3 место: Двенадцатый президент Соединённых Штатов Закари Тейлор после церемонии в особо жаркий день 4 июля 1850 года съел слишком много мороженого, заболел несварением желудка и скончался пять дней спустя, пробыв президентов всего лишь 16 месяцев.

4 место: Детектив Аллан Пинкертон умер от гангрены после того как прикусил свой язык, споткнувшись на тротуаре.

5 место: Французский певец Клод Франсуа умер от электрического удара, когда он попытался поменять лампочку, стоя в наполненной ванной.

7 место: Обстоятельства смерти Гудини окутаны тайной. Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли он способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес магу два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Когда студенты ушли, Гудини лишь потёр место, ушибленное от первых неожиданных ударов. Несколько дней Гудини, как всегда, не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса (или селезенки), в результате которого развился перитонит.

8 место: Жан-Батист Люлли, композитор XVII века, писавший музыку по заказу французского короля, погиб от избытка преданности своему делу. Однажды во время репетиции очередного концерта он так разгорячился, что, стукнув тростью об пол, пробил собственную ногу и умер от заражения крови.

9 место: Влиятельный государственный деятель и философ XVI века Фрэнсис Бэкон умер из-за того, что набивал снегом выпотрошенную курицу (ему пришло в голову, что для сохранения мяса можно вместо соли использовать снег, и он попытался проверить свою теорию). В результате эксперимента курица так и не замерзла, зато замерз сам Бэкон.

10 место: Астроном XVI века Тихо Браге, чьи исследования помогли сэру Исааку Ньютону создать теорию всемирного тяготения, безвременно простился с жизнью из-за того, что вовремя не посетил туалет. В те времена покинуть стол до окончания пира означало нанести тяжкое оскорбление хозяину дома. Будучи человеком учтивым, Браге не посмел попросить дозволения выйти из-за стола. Его мочевой пузырь лопнул, и, промучившись 11 дней, астроном скончался.

В Древней Греции редко кто умирал достойно. Историй о великих древнегреческих героях, которые тихо покидали этот мир во сне, не так много. По крайней мере, их превосходят по численности истории о людях, которые гибли под колёсами безжалостных колесниц.

Древняя Греция была страной, которая славилась странными смертями. Возможно, это было связано с тем, что древние греки пробовали такие вещи, на которые у других не хватало смелости, или они просто не хотели портить историю сухими фактами. Мы никогда не сможем узнать, как всё было на самом деле, однако, судя по записям, оставленным древнегреческими историками, Греция во времена своего расцвета была страной, где царствовала эпидемия нелепых смертей.

1. Бупал покончил с собой из-за оскорбления

Гиппонакт был поэтом, или, по крайней мере, так называли его древние греки из-за отсутствия более подходящего слова. Он не писал о благоухающих цветах или красивых стрекозах. В его поэмах часто можно было встретить упоминания об отходах жизнедеятельности человека или фелляции.

Он также был одним из самых некрасивых мужчин в истории, поэтому не удивительно, что когда он сделал предложение руки и сердца своей возлюбленной, она отвергла его. Убитый горем, Гиппонакт решил написать серию нелестных и оскорбительных поэм об отце дамы своего сердца, Бупале, который, в свою очередь, не вынес этого удара и повесился.

Большинство оскорблений, которые употреблял Гиппонакт в произведениях, посвящённых Бупале, потерялись во времени, однако некоторые фрагменты всё же дошли до наших дней. Так, например, одна из строк поэмы о Бупале гласит: «Гиблый негодяй, который любил совать в актинию своей спящей матери». В другом произведении Гиппонакт утверждал, что Бупал занимался оральным сексом с собственной матерью. В третьем он вообще назвал его «ублюдком».

2. Хрисипп умер от смеха над собственной шуткой


Хрисипп был одним из ведущих философов-стоиков, которого греки называли «сверхвысокомерным человеком», поэтому вовсе не удивительно, что он умер от смеха над собственной шуткой.

Хрисипп был невероятно плодотворным философом, который отличался извращённым чувством юмора. За всю свою жизнь он написал 705 книг, большинство из которых не дошли до наших дней. Как утверждают историки, его самый известный труд был посвящён богине Юноне, которая была проституткой. По мнению греков, «о ней нельзя было говорить, не употребляя в своей речи сквернословий».

Хрисипп встретил свой конец, когда увидел, как пьяный осёл пытается съесть инжир. Философ решил, что это самое забавное зрелище, которое он когда-либо видел в своей жизни. Хрисипп разразился диким хохотом, который, как ни странно, привёл его к смерти.

3. Драко задохнулся под тяжестью даров


Человек, чьи суровые законы привели к возникновению понятия «драконовский», умер довольно странным образом. Драко был одним из тех, кто считал, что воровство капусты должно караться смертью. Несмотря на это, он был настолько любим всеми, что оказался в буквальном смысле раздавленным тяжестью собственной популярности.

Как гласит легенда, Драко находился в театре в Эгине, когда сторонники решили показать ему, как сильно они его любят. Они начали бросать в него свои головные уборы и прочие предметы гардероба. (Древние греки выражали признательность человеку, снимая с себя одежду и бросая её в него.)

Поклонников Драко немного занесло: он задохнулся под тяжестью сотен туник, которые были брошены в его сторону.

4. Гераклит измазал себя навозом и был съеден собаками


Смерть философа Гераклита кажется немного странной, однако есть весомая причина, по которой он измазал себя навозом и был разорван голодными псами. Пусть и нехорошая причина, но всё же причина.

Гераклит страдал от отёков; врачи говорили ему, что его болезнь неизлечима, однако он считал, что сможет перехитрить их всех. Гераклит сказал им: «Опорожнив кишечник, я смогу отвести влагу». Врачи понятия не имели, что он имел в виду под фразой «отвести влагу». Для Гераклита же это означало: «Я собираюсь измазать своё тело коровьим навозом». Не совсем понятно, почему философ думал, что коровий навоз поможет ему избавиться от болезни, или по какой причине он проигнорировал советы врачей, твердивших ему об обратном. Как бы там ни было, Гераклит провёл целый день, проспав на солнце в коровьем навозе. Проснувшись, он осознал, что не может двигаться, поскольку навоз затвердел. Пока он пытался найти выход из сложившейся ситуации, прибежали дикие собаки и съели его заживо.

5. Фукидид умер «на полуслове»


Труды Фукидида считаются самыми надёжными и достоверными источниками, связанными с историей Древней Греции. Фукидид был одним из немногих, кто не любил «приправлять» свои рассказы слухами и мифами. К сожалению, конец его жизни был печальным: он был убит в тот момент, когда писал историю для потомков.

Фукидид принимал участие в Пелопоннесской войне, однако он был изгнан из Греции за неспособность защитить город Амфиполь. Спустя много лет ему позволили вернуться на родную землю. Греки отправили ему послание, и обрадовавшийся Фукидид собрал вещи и немедленно отправился в путь, чтобы снова увидеть свою родину. А потом его убили. Подробности нам не известны, за исключением того, что над ним расправились по дороге домой. Когда это произошло, он как раз писал предложение в своей книге, которую ему было не суждено закончить.

6. Пирр умер из-за того, что пожилая женщина бросила ему на голову черепицу


Легендарный греческий полководец Пирр был не их тех, кто стоит в стороне, пока его люди воюют на поле боя. Он всегда сражался в первых рядах, рискуя собственной жизнью. Однако ему не было суждено погибнуть в бою храброй смертью героя.

Когда Пирр вёл свою армию по улицам Аргоса, он столкнулся в поединке с молодым воином, чья мать, как и все горожане, не способные держать в руках оружие, сидела в это время на крыше дома. Пожилая женщина, увидев, что её сыну грозит смертельная опасность, сорвала с крыши черепицу и бросила её на голову Пирру. Полководец упал с коня. Он был ещё жив, однако в этот момент к нему подбежал другой вражеский солдат и обезглавил его своим мечом.

7. Филит Косский умер от недоедания и бессонницы, исправляя ошибки других людей


Филит Косский родился не в то время. В эпоху Интернет-комментаторов он был бы королём, однако в Древней Греции он стал не более чем героем поучительной истории.

Филит Косский занимался тем, что исправлял ошибки других людей. Каждый раз, когда кто-либо использовал в своей речи неподходящее слово или допускал логическую ошибку, он фиксировал этот случай на бумаге и давал подробные объяснения того, как должно быть правильно. Согласно легенде, Филит Косский настолько этим увлёкся, что даже забыл о еде и отдыхе. В конечном итоге, он умер от недоедания и бессонницы, пытаясь исправить ошибки других людей. На его надгробной плите была выгравирована следующая надпись: «Незнакомец, моё имя - Филит Косский. Я был убит ложными аргументами и хлопотами, которые забирали у меня всё время».

8. Аррихион стал первым спортсменом, победившим в Олимпийских играх, будучи мёртвым


Аррихион был панкратиастом. Панкратионом в Древней Греции называли вид единоборства, который занимал одно из важных мест на Олимпийских играх.

Аррихион дважды становился олимпийским чемпионом по панкратиону. Последнюю победу он одержал, будучи уже мёртвым. Когда Аррахион участвовал в решающем поединке, противник прижал его ногами к земле и, схватив руками за горло, начал душить. Аррихион хотел, было, сдаться, однако тренер не позволил ему это сделать. Он крикнул: «Какая честь - сражаться до последнего и умереть на Олимпийских играх!»

Эти слова, по всей видимости, придали Аррихиону силы, и он продолжил борьбу. Панкратиасту удалось освободиться из захвата противника и вывернуть ему голеностопный сустав. Из-за невыносимой боли тот сдался. Через секунду Аррихион был уже мёртв. Он вошёл в историю как первый спортсмен, который одержал свою победу на Олимпийских играх, будучи уже мёртвым.

9. Эсхил погиб после того, как орёл уронил ему на голову черепаху


Эсхил был великим древнегреческим драматургом. Его считают отцом европейской трагедии. Тем не менее, конец жизни Эсхила был не менее трагическим, нежели его собственные произведения.

Оракул предсказал Эсхилу, что он умрёт от удара с небес. Драматург думал, что его убьёт молнией, или он погибнет под завалами своего разрушенного дома. Он даже не подозревал о том, что причиной его смерти станет черепаха.

В тот роковой день Эсхил находился на острове Сицилия. Он шёл по своим делам, когда орёл, пролетавший над ним, сбросил ему на голову черепаху, приняв его блестящую лысину за камень. Таков был печальный конец жизни великого драматурга.

10. Эмпедокл бросился в жерло вулкана, чтобы обрести бессмертие


Диоген писал: «Он [Эмпедокл] временами бывает очень хвастливым». Что ж, возможно, Эмпедокл действительно зазнался после того, как он вылечил женщину, которую все врачи считали безнадёжной. По его мнению, это было явное доказательство того, что он является богом.

Он собрал группу из 80 человек и взобрался вместе с ними на вершину вулкана, где объявил себя бессмертным и бросился прямо в жерло. После этого его стали считать не только хвастливым, но и безумным. Впрочем, ему уже было всё равно.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта

Хрисипп/ Chrysippos

Хрисипп - древнегреческий философ, «второй основатель» стоицизма (после Зенона из Китиона) и его главный систематизатор, глава школы стоиков после смерти Клеанфа (232 до н. э.). Автор более 700 работ (сохранились только фрагменты), около половины из которых посвящена проблемам логики. Разрабатывал логику высказываний, установил двузначности принцип, легший затем в основу классической логики, и др.

Он создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Согласно легенде, Хрисипп угостил своего осла вином, а затем умер от смеха, наблюдая, как тот пытается есть инжир.

Диоген Лаэртский говорил о нем: «Он отличался большим дарованием и всесторонней остротой ума;… Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу. Содержания у него было в избытке, но стиль был неровный. А трудолюбием он превзошел всех и каждого - это видно из его сочинений, число которых свыше 705. Впрочем, он умножал свои сочинения тем, что по нескольку раз обрабатывал одно и то же, писал обо всем, что попадется, многократно поправлял сам себя и подкреплял себя множеством выписок: так, в одном сочинении он переписал почти целиком «Медею» Еврипида, и недаром какой-то его читатель на вопрос, что у него за книга, ответил: «Медея»Хрисиппа!»

Кто-то его попрекнул, что он не ходит слушать Аристона, как все. «Если бы я делал, как все, я не был бы философом»,- ответил Хрисипп.

Хрисипп - философ «не как все»

Хрисипп - (ок. 280/277- ок. 208/204 до н.э.) - древнегреческий философ, крупнейший представитель Ранней Стои, ученик и преемник Клеанфа.

Будучи по происхождению финикийцем, Хрисипп учился в Афинах у стоика Клеанфа, а также у академиков Аркесилая и Лакида. Был чрезвычайно работоспособен - писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения Хрисиппа изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). От многочисленных сочинений Хрисиппа сохранилось лишь ок. 1000 фрагментов (изданы во «Фрагментах ранних стоиков», тт. 2-3), утрачена даже часть каталога его сочинений - у Диогена Лаэртия упомянуто лишь 161 название из 700.

Хрисиппу принадлежит заслуга упорядочения и систематизации школьной стоической доктрины и защита стоической догматики в полемике с платониками-академиками. Практически он стал вторым основателем Стои: «если бы не было Хрисиппа, не было бы и Стои» (Diog.L. VII 183).

Хрисипп предложил порядок изложения учения не «логика, физика, этика», а «логика, этика, физика», считая целесообразным в конце курса обратиться к вопросам теологии (физика и теология стоиков находятся в одной предметной области). Внес существенные уточнения в гносеологию (учение о чувственном «впечатлении», «общих представлениях»). Формальная логика Стои была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении «мыслимых предметностей» (лектон), а также об условиях истинности умозаключений. Считается, что логическая система Хрисиппа представляет собой вариант логики пропозиций, первой в истории европейской логики.

Основные новации Хрисиппа в области физики - учение о причинности (деление на основные и вспомогательные, различие между «необходимостью» и «судьбой») и реформа психологии (считал все импульсы производными от разума и полностью отождествил их с суждениями). Рационализм в психологии был призван подчеркнуть автономию субъекта в принятии своих решений. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы неразумных импульсов, и стал объектом критики в Средней Стое.