Сценарий литературно-музыкальной композиции "а музы не молчали". Классный час на тему: Литературно-музыкальная композиция "А музы не молчат"

Сценарий проведения торжества, посвященного юбилею завуча, учителя математики, составлен как путешествие "на поезде" с даты рождения до дата юбилея. Зал, где проходит торжество, украшается стенгазетами о юбилярше, шарами и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Сценарий

(для проведения юбилея учителя математики)

Составила: Костюкова Ольга Васильевна -

Заместитель директора по воспитательной работе

С. Хозесаново, 2012 год

Путешествие до станции «Юбилейная»

Зал, где проходит торжество, оформлен красочно: шары, плакаты, стенгазеты о юбиляре. Присутствующим раздаются билетики с номерами.

Ведущий:

Уважаемые пассажиры! Поезд имени (имя юбиляра) следующий от станции (год рождения юбиляра) до станции «Юбилейная» отправляется через 5 минут. Просьба пассажирам занять свои места.

Вся наша жизнь – словно дорога.

Мы мчим по ней к заветной цели бытия.

То на пути любовь предстанет, то тревога,

Но мы спешим вперед по дороге, как всегда…

И пролетают мимо годы – километры,

Оставив в наших душах неизгладимый след,

А за окном шальные сопровождают ветры –

Вестники прошедших, но самых лучших лет!

Ведущий: Уважаемые пассажиры! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном вагоне – ресторане. Сегодня мы предлагаем совершить увлекательное путешествие длиной в целую жизнь, а точнее – 55 лет- километров. По желанию отдельных пассажиров он совершит остановки по требованию на промежуточных станциях. В целях создания максимального комфорта для вас организованы развлекательная программа и выступления артистов.

В качестве машиниста, ведущего поезд, выступает ваш покорный слуга -…..

По всем вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров, просьба обращаться к нашим очаровательным проводницам.

Машинист: Во время движения запрещается курить в вагонах и тамбурах. На пути следования не рекомендуется оставлять без присмотра хорошее настроение.

Проводница: Приобретенные билеты просьба сохранить до конца поездки, на остановках возможен контроль.

Машинист: Прежде чем тронется наш поезд, я с нескрываемым удовольствием хочу поприветствовать милую женщину, которая любезно пригласила нас всех отправиться вместе с ней в увлекательное путешествие по рельсам хорошего настроения. Встречайте юбиляра …...

Проводница:

Она в мир явилась зимою,

Когда снег идет играя.

С тех пор, не ведая покоя

По жизни смело она шагает.

Проводница:

Мы рады видеть этот взор искристый

И ощущать души тепло,

Мы счастливы, что в этот день лучистый

Быть рядом с вами всем нам повезло!

Песня: (на мелодию «Чему учат в школе»)

  1. Солнце как с ума сошло,

И вокруг всё расцвело!

Что с природою такое приключилось?

Пусть гадают все вокруг,

Нам с тобою ясно, друг,

В этот день на свете … появилась!

  1. Мы желаем всей душой

Оставаться ей такой –

Симпатичной, нежной, доброй. Молодою!

Чтобы много денег в дом,

Чтобы муж любил при том,

Любовался бесконечно ей одною!

  1. Очень важно, господа,

Что явились мы сюда.

Мы хотим поздравить с Днем рожденья!

Что такое 55

Лучше возраста и нет!

Это наши, да и ваши убежденья

Проводница: Уважаемые пассажиры! Просьба приготовить билеты для контроля. На билетах вы видите номера, на некоторых номера обведены красным. Это и есть счастливый билет. Разыгрывается первый счастливый билет. №1. Вы выиграли новую должность. С этой минуты вы назначаетесь ответственным за порядок в вагонах нашего поезда.

Проводница:

Разыгрывается билет №12 . Вы объявляете выступление наших гостей.

Проводница:

Наш поезд стремительно продолжает своё движение. Я вновь предлагаю взглянуть в главное вагонное окно: мы прибываем на станцию, где сбылась мечта юбиляра.

Песня на мотив «Голубой вагон»

Только утром зорька поднимается,

На работу весело зовёт.

Мы с постели бодро поднимаемся,

Так вот каждый день из года в год.

Скатертью, скатертью,

Дальний путь стелется.

Сколько уж отдано

И души и лет.

Каждому, каждому

Коллектив стал родным.

Коллектива нашего

Лучше в мире нет.

Медленно минуты уплывают вдаль,

На работе дел всегда полно.

Иногда нахлынет легкая печаль,

Потому что дома ждут давно.

Да, друзья, работа педагога

Вечная дорога без конца.

Выбирали её вы все сознательно,

Работе отдали свои сердца.

Проводница:

Выступление учащихся 11 класса:

1. Приветствуем в классе всегда вас привычно,

В молчании дружно стоя у парт,

Сегодня с приветствием необычным

Поздравить вас каждый будет очень рад!

2.Сегодня юбилей, какой – сказать по виду сложно!
Мы знаем, ты прошла отлично эту часть пути!
Есть дружная семья,
Коллеги и друзья,
И выглядишь не старше тридцати!

3. Сегодня вам многие скажут здесь: «Слава!»

Вас многие будут сейчас поздравлять!

А мы, одиннадцатиклассники, полное право

Имеем здесь первыми пожелать:

Вместе: Здоровья! Счастья! Хороших учеников!

4. Что пожелать вам остаётся?

Любви, заботы и тепла.

Пусть вам удача улыбнётся

За ваши добрые дела!

5. Примите наши поздравления

С чудесным праздником таким!

Вас, не скрывая уваженья,

Мы искренне благодарим.

6. За то, что души в нас вложили,

Желая сделать нас людьми;

Дорогу в мир вы нам открыли,

Любовь к познаниям привили,

Нам жизни посвятив свои.

7. Пусть дом ваш будет полной чашею.
Любуемся семьею вашею.
Многие года прожили в ладу,
В жизнь воплотив свою мечту.
1. Мы поздравляем вас сердечно!
Любви желаем бесконечной!
Пусть дети радуют сердца
И счастье будет без конца!

На мотив «Я люблю тебя жизнь»

Любим мы ваш предмет,
Что само по себе и немало.
Любим мы ваш предмет,
Хоть сейчас с ним сложнее стало.

Вот уж окна зажглись,
Мы шагаем из школы устало.
Любим мы ваш предмет,
Но хотим, чтоб нам полегчало.

В звоне каждого дня
Как мы рады, что учимся с вами.
Мы споем вам любя:
Не всегда вам легко было с нами

Ах, как годы летят,
Мы грустим, класс родной оставляя,
Но запомним мы вас,
Как любили вы нас, обучая.

Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна.
Очень любим мы вас,
И мы знаем, что это взаимно.

Проводница: Дорогие друзья! Наше путешествие продолжается. Предлагаю викторину.

(На подносе выложено созвездие.. На каждой звезде вопрос. Участники выбирают звезду и отвечают на вопросы.)
Вопросы:
1. Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с юбиляром?
2. Что вам больше всего нравится в юбиляре?
3. С каким деревом можно сравнить юбиляра и почему?
4. За что вы бы вручили орден юбиляру?
5. Какие большие радостные события вам известны из жизни юбиляра?
6. Попробуйте угадать мечту юбиляра.
7. Какой вопрос вы всю жизнь хотели задать юбиляру?
8. Сколько раз юбиляр менял место жительства?
9. Сколько лет юбиляр носит почетное звание «мама»?

Проводница:

Мы продолжаем двигаться к станции «Юбилейная». В соседнем вагоне, оказывается, едут цыгане. Они хотят попасть к нам. Может, разрешим им выступать здесь.

Выступают цыгане

Дорогой длинною сюда приехали

Ромалы развеселою толпой.

Подарим шутки вам, подарим смеха вам

И уведём вас в табор за собой.

Вам судьбу цыганка нагадает.

Все, что было, будет, - расскажет.

В прятки лишь с тобой судьба играет,

Ручки золоти – цыганка все скажет.

Цыганской шуткою, веселой песнею

Поздравим юбиляршу дорогую.

С гитарой звонкою споем все вместе мы

И вам всю правду скажем мы про нее.

цыгане по очереди говорят:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Добрый день, добрый час, бриллиантовые!

Говорят, люди здесь хорошие!

Вы все хороши, все красивы, все как чудные цветы яркие, но одна женщина затмевает всех.

В её честь поёт сегодня цыганский хор

Цыганская

Ежедневно меняется мода

И об этом не спеть нам нельзя

Юбилеи любимы народом

На Руси они будут всегда.

В ожидании сверкающей даты

Замирают сердца у гостей

Юбилей мы гуляем сегодня

Пусть у нас будет всех веселей.

Ну что сказать Ну что сказать

Устроены так люди

Желают знать, желают знать

Желают знать, что будет .

Будет счастье и дом полной чашей

И любовь будет бить через край.

На свете нет краше.

Ну, а _____ создаст в доме рай.

И детишки любовью одарят

И друзья и родные приедут

С юбилеем тебя поздравляем

И поем и танцуем мы тут.

Цыганка: Красавица, дорогая, золотая, дай ручку, погадаю. О! Судьба у тебя интересная….

Цыганка 2: С днем рожденья вас

Поздравляем сейчас

И хотим мы вам пожелать:

Лишь вперед идти,

Не страшась пути,

Высоко словно птица летать.

Цыганка 3:

Поздравлений не счесть.

Мы поем в вашу честь,

Что же можем ещё пожелать?

Счастья вам на года,

Не болеть никогда

И друзей дорогих не терять.

Цыгане поют: (на мотив песни «Очарована, околдована»)

Среди школьных дел и бумажных гор

Со своей работой повенчана.

Уже много лет, но и до сих пор

Драгоценная вы наша женщина.

И когда же вы все успеваете:

Быть женой, мамой, ещё учителем.

Дома вы почти не бываете.

В школе завучем стали почтительным.

Коридорами с расписанием

Вы прошли километры бездонные,

Отнесёмся мы с пониманием,

Вам спасибо за ночи бессонные.

Как прекрасны вы, как талантливы!

Уважение коллег бесконечно к вам.

Пожелаем вам: будьте счастливы,

Добротой выделяйтесь средь школьных дам.

Цыган: Ну что, цыгане, юбиляршу поздравили, повеселели шуткой, песнею душевною.

Цыганка: Только люди мы вольные, никогда на одном месте не задерживаемся. Табор наш всегда в дороге.

Цыганка: Всем вам желаем большого счастья и здоровья крепкого.

Проводница: Уважаемые пассажиры! Разыгрываем билеты: билет №4 Без чего не обходится ни одно долгосрочное путешествие? (без питья) Вручаем счастливчику стакан воды. Билет № 49 А что ещё надо взять в дорогу. (еду). Получите приз.

Проводница: Наше путешествие продолжается. Разыгрывается билет «№7 . С этой минуты вы – безбилетный. Безбилетных обычно высаживают, но вас высаживать не буду, а наоборот высаживать будете вы. Вам вручается приз – семена моркови- любимого овоща юбиляра.

Проводница: Поздравляем обладателя № 20 , он попал в десятку, т.е. в яблочко (яблоко)

№ 38 с друзьями поёт песенку крокодила Гены.

№ 25, 35, 45, 50, 55 жмёт руку юбилярши

№ 48 и 24 угощают юбиляршу конфеткой

№ 21 рассказывает стих

№ 6 шлёт воздушный поцелуй

Машинист: Уважаемые пассажиры! Предлагаю вам, друзья, внимательно всмотреться вдаль, где уже видны десятки огней. Нет, это не огни нашей деревни. Это сияние свечей юбилейного торта. А значит, мы прибываем. Я прошу наших очаровательных проводниц под аплодисменты всех пассажиров вынести торт юбилярше. Станция «Юбилейная»


"А музы не молчали - литературно-музыкальная композиция к 9 мая"

На сцене плакат «Родина-мать зовет», цифры 1941-1945 гг.

Звучат слова Ю. Левитана, сообщение о начале войны:
«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Звучит песня «Священная война».

Ведущий.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…
Популярности этих стихов способствовала музыка А. Александрова с ее трагедийностью и мужеством. Так появилась песня, ставшая символом борьбы советского народа в годы войны.

Ведущая.
Только один пример, но он показал, как откликнулись деятели искусства на начало войны. Они считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом.
В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, позволял откликаться на самые важные события. Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать ее лицу верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката, составленная из двух цветов - черного и красного. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанным на многих языках народов СССР.

Ведущий.
Самым популярным литературным жанром становится поэзия. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты. А первой по времени поэмой военных лет стала поэма Н. Тихонова «Киров с нами». В шинели армейской, походной Киров проходит по Ленинграду, который напряг силы для борьбы с врагом:
Разбиты дома и ограды,
Зияет разрушенный свод,
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идет.
Боец справедливый и грозный,
По городу тихо идет.
Час поздний, глухой и морозный…
Суровый, как крепость, завод.
Здесь нет перерывов в работе,
Здесь отдых забыли и сон,
Здесь люди в великой заботе,
Лишь в капельках пота висок…
Эта поэма родилась в блокадном Ленинграде, почти одновременно с Седьмой симфонией Д. Шостаковича, который говорил, выступая по радио 16 сентября 1941 года:
«Час назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту».

Исполняется отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Ведущая.
Центральной темой в поэзии стала тема Родины. «Лирика и Родина - одно», - писал поэт Илья Сельвинский. Слово «Родина» вместило в себя все самые светлые чувства и переживания. Поэты воспевали родные просторы, прелесть садов и полей. Но в этот мирный пейзаж врываются приметы войны: дым пожарищ, свежие солдатские могилы, бредущие по дорогам толпы беженцев… И, обращаясь к другу - поэту Алексею Суркову, Константин Симонов писал:
… Нас пули с тобою пока еще милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Любовь к Родине утверждал в своих стихах Павел Коган, для которого сухая, выжженная земля под Новороссийском стала последней частицей родной Отчизны:
Я патриот, я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
В письме с фронта Коган писал: «Родной, если со мной что-нибудь случится, напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал. Я верю твердо, что будет все. И Родина свободная, и Солнце, и споры до хрипоты, и наши книги…»

Ведущий.
Подъем патриотических чувств народа заставил обратиться к истории нашей Родины, к ее самым героическим страницам. Солдаты в окопах перечитывают «Войну и мир», А. Толстой дописывает свой роман «Петр I». Снова утверждаются ордена имени великих полководцев - борцов за независимость нашей Родины: А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого. А героем картины Павла Корина становится А. Невский - легендарный защитник земли Русской (картина «А. Невский»).
Павел Корин писал это полотно в полутемной мастерской с забитыми окнами, куда еле проникал свет, писал с мыслью о величии и душевной красоте русского народа. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом жесткой кровопролитной справедливой войны за Родину. Уверенная, горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости, так же как четкий лаконичный рисунок сообщает композиции особую коринскую строгость.

Ведущая.
Родина и мать - вот два слова, два образа, которые в нашем сознании связаны воедино. К образу матери обратился в своем творчестве Сергей Герасимов (картина С. Герасимова «Мать партизана»).
Герасимов изобразил русскую женщину-патриотку, волевую, мужественную. Такой человек не выдаст и не предаст, ни при каких угрозах и пытках. Идея произведения выражена отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг другу: с одной стороны, русская крестьянка, с другой - фашисты. Фигура женщины занимает господствующее положение в картине: к ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан - ее сын, ожидая ее ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улицы. Эта картина С. Герасимова приобрела большую популярность.

Ведущий.
Силы в борьбе с врагом солдаты находили в светлых, проникновенных, идущих от самого сердца стихах, обращенных к самым дорогим людям - женам, детям, матерям… И как заклинание звучали стихи Константина Симонова:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера …
Одной из популярных песен в годы войны была «Землянка» на стихи Алексея Суркова. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив… А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку. Так родилась песня…

Все слушают в записи или «живом» исполнении песню «Землянка».

Ведущая.
На войне появляется плеяда молодых поэтов, они любили и ненавидели, сражались и погибали. Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения. «Нас не нужно жалеть», - писал о своих сверстниках поэт-фронтовик Семен Гудзенко («Мое поколение»):
Нас не нужно жалеть, ведь
и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови
и глины шинели, на могилах у мертвых
расцвели голубые цветы. Расцвели и опали…
Проходит четвертая осень. Наши матери плачут,
и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви,
не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю
нелегкая участь солдат.
…А когда мы вернемся, -
а мы возвратимся с победой, все, как черти, упрямы,
как люди, живучи и злы, - пусть нам пива наварят
и мяса нажарят к обеду, чтоб на ножках дубовых
повсюду ломились столы, мы поклонимся в ноги
родным исстрадавшимся людям, матерей расцелуем и подруг,
что дождались, любя. Вот когда мы вернемся
и победу штыками добудем - Все долюбим, ровесник,
и работу найдем для себя.
Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина, шагнувшая с порога школы в железную метель войны («Не знаю, где я нежности училась…»):
Не знаю, где я нежности училась, -
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах - обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу,
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой…
Не знаю, где я нежности училась:
Быть может, на дороге фронтовой.

Ведущий.
Память о боевых товарищах не давала покоя и поэту Давиду Самойлову («Сороковые»):
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный,
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
И как реквием по погибшим друзьям-землякам звучит песня на стихи Константина Ваншенкчна «Москвичи»:
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой…

Ведущая.
Наступил победный май 1945 года. В самый центр Берлина дошли советские солдаты, чтобы навсегда избавить человечество от коричневой чумы. Памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке (фото). Солдат попирает гигантскую свастику, разрубленную богатырским мечом, зажатым в правой руке. Левая рука бойца прижимает к груди девочку, символизирующую будущее человечества, спасенное от угрозы фашистского рабства. Контрастное сопоставление нежного, хрупкого тельца ребенка с грубой фактурой воинской одежды усиливает мотив покоя и мира, обретенных ценою жестокой борьбы. Скульптор изобразил солдата, готового в любой момент защитить мир.

Фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто»:
«Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошел с нами до Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца или брата, сына, сестру или дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. Проходят годы… Они всегда с нами и в нас. Не может быть забвения для тех, кто до последней капли крови своей защищал нашу советскую землю, кто отстреливался до последнего патрона у пограничных столбов, кто отдал жизнь, защищая столицу нашу Москву… Перед подвигом советского воина склоняет голову благодарное человечество».
Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне.

Наступает минута молчания.

Ведущий.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины!

Звучит песня Д. Тухманова «День Победы».


Составила: Осинцева И.А.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

"А музы не молчали"

Цели и задачи:

1. Формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения событий, навыков использования музыкальной литературы, энциклопедий.

2. Стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

3.Воспитание у учащихся уважительного отношения к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны.

Предварительная работа:

  • Разучивание авторских стихотворений о ВОВ;
  • работа над оформлением композиции.

Оформление сцены:

На сцене стоит смарт-доска.

Чтецы сменяют друг друга на сцене в соответствии со сменой направления. Первым на сцену выходит 1 ведущий, включает к/ф “Штрафбат” (фрагмент № 1), на фоне мелодии фильма начинает читать стихи 3инаиды Гиппиус.

Ход мероприятия:

1 слайд

Ведущий: - Добрый день, уважаемые ребята! В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы проводим праздник фронтовой поэзии «А музы не молчат»

2 слайд

Ведущий: З.Гиппиус “ Без оправданья”.

Нет, никогда не примирюсь.
Верны мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.
Как все, пойду, умру, убью,
Как все – себя разрушу,
Но оправданием – свою
Не запятнаю душу.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне!
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога
Мой дух пойдёт и с Ним на брань,
Восстанет и на Бога.

3 слайд

Ведущий: Великая Отечественная война стала страшным испытанием для нашей Родины. Сотни городов, тысячи и тысячи сел и деревень были разрушены и сожжены, миллионы советских людей погибли на фронтах и в фашистской неволе, умерли от голода и непосильного труда в тылу. Обо всем этом наш сегодняшний разговор: о горе и слезах, о мужестве и стойкости, о нежности и любви, о подвиге и победе.

Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но советская военная лирика - явление уникальное. Хотя бы потому, что она опровергает эту общеизвестную формулу. Оказалось, что в суровых фронтовых буднях, как, впрочем, и в голодной повседневности тыла, поэтическое слово тоже способно согревать человеческие сердца.

4 слайд Муз. Композиция “Эх, дороги”.

5 слайд

1 чтец: Л.Ошанин “Кем я был на войне”.

Кем я был на войне?
Полузрячим посланцем из тыла,
Забракованный напрочно всеми врачами земли.
Только песня моя с батальоном в атаку ходила,-
Ясноглазые люди ее сквозь огонь пронесли.
Я подслушал в народной душе эту песню когда-то
И, ничем не прикрасив, тихонько сказал ей: - Лети!
И за песню солдаты встречали меня, как солдата,
А враги нас обоих старались убить на пути.

Что я делал в тылу?
Резал сталь огневыми резцами.
Взявшись за руки, в тундре шагали мы в белую мглу.
Город строили мы, воевали с водой и снегами.
С комсомольских времен никогда не бывал я в тылу.

Дай же силу мне, время, сверкающим словом и чистым
Так пропеть, чтоб цвели небывалым цветеньем поля,
Где танкисты и конники шляхом прошли каменистым,
Где за тем батальоном дымилась дорога-земля.

6 слайд

2 чтец: Константин Симонов в ВОВ был разъездным корреспондентом “Красной звезды”.

Смерть друга. Памяти Евгения Петрова

Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты все себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.

Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.

Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!

Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что, голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.

И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.

Чтец остается.

Ведущий: Алексей Марков - воздушный стрелок на бомбардировщике.

7 слайд

3 чтец: “Мы матерились в рукопашной…”.

Мы матерились в рукопашной.
Кто был в бою, меня поймет!
Какой-то лейтенантик страшно
Кричал: – За Родину! Вперед!

Но этого казалось мало, –
Стал сыпать по-другому он,
И мы четвертым, пятым валом
Немецкий смяли батальон.

Дымились на земле патроны,
Не то горячие слова?
Кружился шар земной со звоном,
Не то кружилась голова?..

А лейтенантик, что искусно,
Неподражаемо орал,
Почти мальчишечка безусый,
Сейчас в ложбине умирал...

Неоспоримо и упрямо Хотел привстать...
Шептал приказ... Но вот сказал протяжно:
– Ма-ма... – И все мы сняли шапки враз.

Ведущий: Навеки 20-летние, они уходили на войну вскоре после выпускного бала, чтобы любить и ненавидеть, сражаться и погибать...

8 слайд Фонограмма “До свидания мальчики...”

9 слайд

Ведущий: Булат Окуджава добровольцем ушел из школы, был ранен. Чуть старше его был Юрий Левитанский, когда ушел на войну рядовым, позже он станет офицером, будет работать в армейских и фронтовых газетах. Целая плеяда молодых поэтов заявила о себе на войне. Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения.

10 слайд

4 чтец: Юрий Левитанский “Моё поколение”.

И убивали, и ранили пули,
Что были в нас посланы.
Были мы в юности ранними,
Стали от этого поздними.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается – поздний.
Свет разгорается – поздний.
Снег осыпается – поздний.
Снег меня будит ночами.
Войны мне снятся ночами.
Как я их скину со счета?
Две у меня за плечами.
Были ранения ранние.
Было призвание раннее.
Трудно давалось прозрение.
Поздно приходит признание.
Я все нежней и осознанней
Это люблю поколение.
Жесткое это каление.
Светлое это горение.
Сколько по свету кружили!
Вплоть до победы – служили.
После победы – служили.
Лучших стихов не сложили.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается – поздний.
Свет разгорается – поздний.
Снег осыпается – поздний,
Лист мой по ветру не вьется –
Крепкий, уже не сорвется,
Свет мой спокойно струится –
Ветра уже не боится,
Снег мой растет, нарастает –
Поздний, уже не растает.

Фрагмент из к/ф “Штрафбат” -

11 слайд

Ведущий. Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина шагнувшая в железную метель войны 17-летней девчонкой.

“Я ушла из детства в грязную теплушку...”
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.

12 слайд

Ведущий: Медсестры, сестрички: Тани, Оли, Нины... Многие из них погибли, прикрывая собою раненых, на полях сражений. Подвиг тех, кто ночи напролет, без сна и отдыха выхаживал раненых в госпиталях, не менее важен. Их руки скатали тысячи метров бинтов, перестирали и перегладили десятки тысяч наволочек, простынь. Они радовались за выздоравливающих и плакали над умирающими, становясь их последней надеждой и утешением.

13 слайд

5 чтец: Ольга Берггольц “В Госпитале”.

Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал, тоскуя: – Мама, где ты, где ты? –
Искал ее, обшаривая тьму...
И юная дружинница склонилась
И крикнула – сквозь бред и смерть – ему:
– Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом, милый!–
И он в склоненной мать свою узнал.
Он зашептал, одолевая муку:
– Ты здесь? Я рад. А где ж моя жена?
Пускай придет, на грудь положит руку.–
И снова наклоняется она,
Исполненная правдой и любовью.
– Я здесь,– кричит,– я здесь, твоя жена,
У твоего родного изголовья.
Я здесь, жена твоя, сестра и мать.
Мы все с тобой, защитником отчизны.
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть себе, отечеству и жизни.–
Ты веришь, воин. Отступая, бред
Сменяется отрадою покоя.
Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,
Покуда сердце женское с тобою.

Ведущий: Силы в борьбе с врагом солдаты находили в светлых, проникновенных, идущих от самого сердца стихах, обращенных к самым дорогим людям - женам, детям, матерям. И как заклинание звучали стихи Константина Симонова.

14 слайд

6 чтец: К. Симонов “Жди меня”.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло”.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,–
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

15 слайд

7 чтец: И. Уткин “Ты пишешь письмо мне”.

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны. Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...

16 слайд

Ведущий: Одной из популярных песен в годы войны была “Землянка” на стихи Алексея Суркова. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив... А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку, так родилась песня...

17 слайд Муз. композиция “Землянка”.

Ведущий:

18 слайд Никто не знает точно, сколько писателей погибло на полях ВОВ. Военкор Иосиф Уткин, погиб в авиационной катастрофе под Москвой в 1944 году.

19 слайд Евгений Нежинцев умер в блокадном Ленинграде.

20 слайд Владислав Занадворов, Георгий Суворов, Захар Городицкий - вечнаяим память и благодарность наша. Все меньше остается в живых ветеранов, прошедших через все ужасы Великой Отечественной и вернувшихся домой победителями. Но тем дороже должны быть нам эти поэтические свидетельства испытаний, выпавших на долю старших поколений.

21 слайд

8 чтец: Юрий Поляков “Не обожженные сороковыми...”.

Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
…Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.

22 слайд

Ведущий:

Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мёрзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.

И в заключении нашего мероприятия, я предлагаю вам прослушать песню «День Победы» Д. Тухманов, В. Харитонов

Спасибо большое за участие!

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пусть буду я убит в проклятый день войны, Пусть первым замолчу в свинцовом разговоре, Пусть... Лишь бы никогда не заглянуло горе В твой дом, в твои глаза, в твои девичьи сны...

Владислав Занадворов Георгий Суворов

Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!


На сцене плакат «Родина-мать зовет», цифры 1941—1945 гг.

Звучат слова Ю. Левитана, сообщение о начале войны:
«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Звучит песня «Священная война».

Ведущий.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой...
Популярности этих стихов способствовала музыка А. Александрова с ее трагедийностью и мужеством. Так появилась песня, ставшая символом борьбы советского народа в годы войны.
Ведущая.
Только один пример, но он показал, как откликнулись деятели искусства на начало войны. Они считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом.
В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, позволял откликаться на самые важные события. Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать ее лицу верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката, составленная из двух цветов — черного и красного. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанным на многих языках народов СССР.
Ведущий.
Самым популярным литературным жанром становится поэзия. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты. А первой по времени поэмой военных лет стала поэма Н. Тихонова «Киров с нами». В шинели армейской, походной Киров проходит по Ленинграду, который напряг силы для борьбы с врагом:
Разбиты дома и ограды,
Зияет разрушенный свод,
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идет.
Боец справедливый и грозный,
По городу тихо идет.
Час поздний, глухой и морозный...
Суровый, как крепость, завод.
Здесь нет перерывов в работе,
Здесь отдых забыли и сон,
Здесь люди в великой заботе,
Лишь в капельках пота висок...
Эта поэма родилась в блокадном Ленинграде, почти одновременно с Седьмой симфонией Д. Шостаковича, который говорил, выступая по радио 16 сентября 1941 года:
«Час назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту».

Исполняется отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Ведущая.
Центральной темой в поэзии стала тема Родины. «Лирика и Родина — одно», — писал поэт Илья Сельвинский. Слово «Родина» вместило в себя все самые светлые чувства и переживания. Поэты воспевали родные просторы, прелесть садов и полей. Но в этот мирный пейзаж врываются приметы войны: дым пожарищ, свежие солдатские могилы, бредущие по дорогам толпы беженцев... И, обращаясь к другу — поэту Алексею Суркову, Константин Симонов писал:
... Нас пули с тобою пока еще милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Любовь к Родине утверждал в своих стихах Павел Коган, для которого сухая, выжженная земля под Новороссийском стала последней частицей родной Отчизны:
Я патриот, я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
В письме с фронта Коган писал: «Родной, если со мной что-нибудь случится, напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал. Я верю твердо, что будет все. И Родина свободная, и Солнце, и споры до хрипоты, и наши книги...»
Ведущий.
Подъем патриотических чувств народа заставил обратиться к истории нашей Родины, к ее самым героическим страницам. Солдаты в окопах перечитывают «Войну и мир», А. Толстой дописывает свой роман «Петр I». Снова утверждаются ордена имени великих полководцев — борцов за независимость нашей Родины: А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого. А героем картины Павла Корина становится А. Невский — легендарный защитник земли Русской (картина «А. Невский»).
Павел Корин писал это полотно в полутемной мастерской с забитыми окнами, куда еле проникал свет, писал с мыслью о величии и душевной красоте русского народа. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом жесткой кровопролитной справедливой войны за Родину. Уверенная, горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости, так же как четкий лаконичный рисунок сообщает композиции особую коринскую строгость.
Ведущая.
Родина и мать — вот два слова, два образа, которые в нашем сознании связаны воедино. К образу матери обратился в своем творчестве Сергей Герасимов (картина С. Герасимова «Мать партизана»).
Герасимов изобразил русскую женщину-патриотку, волевую, мужественную. Такой человек не выдаст и не предаст, ни при каких угрозах и пытках. Идея произведения выражена отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг другу: с одной стороны, русская крестьянка, с другой — фашисты. Фигура женщины занимает господствующее положение в картине: к ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан — ее сын, ожидая ее ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улицы. Эта картина С. Герасимова приобрела большую популярность.
Ведущий.
Силы в борьбе с врагом солдаты находили в светлых, проникновенных, идущих от самого сердца стихах, обращенных к самым дорогим людям — женам, детям, матерям... И как заклинание звучали стихи Константина Симонова:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера...
Одной из популярных песен в годы войны была «Землянка» на стихи Алексея Суркова. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив... А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку. Так родилась песня...

Все слушают в записи или «живом» исполнении песню «Землянка».

Ведущая.
На войне появляется плеяда молодых поэтов, они любили и ненавидели, сражались и погибали. Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения. «Нас не нужно жалеть», — писал о своих сверстниках поэт-фронтовик Семен Гудзенко («Мое поколение»):
Нас не нужно жалеть, ведь
и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови
и глины шинели, на могилах у мертвых
расцвели голубые цветы. Расцвели и опали...
Проходит четвертая осень. Наши матери плачут,
и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви,
не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю
нелегкая участь солдат.
...А когда мы вернемся, —
а мы возвратимся с победой, все, как черти, упрямы,
как люди, живучи и злы, — пусть нам пива наварят
и мяса нажарят к обеду, чтоб на ножках дубовых
повсюду ломились столы, мы поклонимся в ноги
родным исстрадавшимся людям, матерей расцелуем и подруг,
что дождались, любя. Вот когда мы вернемся
и победу штыками добудем — Все долюбим, ровесник,
и работу найдем для себя.
Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина, шагнувшая с порога школы в железную метель войны («Не знаю, где я нежности училась...»):
Не знаю, где я нежности училась, —
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах — обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу,
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась:
Быть может, на дороге фронтовой.
Ведущий.
Память о боевых товарищах не давала покоя и поэту Давиду Самойлову («Сороковые»):
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный,
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
И как реквием по погибшим друзьям-землякам звучит песня на стихи Константина Ваншенкчна «Москвичи»:
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой...
Ведущая.
Наступил победный май 1945 года. В самый центр Берлина дошли советские солдаты, чтобы навсегда избавить человечество от коричневой чумы. Памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке (фото). Солдат попирает гигантскую свастику, разрубленную богатырским мечом, зажатым в правой руке. Левая рука бойца прижимает к груди девочку, символизирующую будущее человечества, спасенное от угрозы фашистского рабства. Контрастное сопоставление нежного, хрупкого тельца ребенка с грубой фактурой воинской одежды усиливает мотив покоя и мира, обретенных ценою жестокой борьбы. Скульптор изобразил солдата, готового в любой момент защитить мир.

Фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто»:
«Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошел с нами до Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца или брата, сына, сестру или дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. Проходят годы... Они всегда с нами и в нас. Не может быть забвения для тех, кто до последней капли крови своей защищал нашу советскую землю, кто отстреливался до последнего патрона у пограничных столбов, кто отдал жизнь, защищая столицу нашу Москву... Перед подвигом советского воина склоняет голову благодарное человечество».
Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне.

Наступает минута молчания.

Ведущий.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины!

Звучит песня Д. Тухманова «День Победы».