Сценка конфликт драка в школе. Сценарий мастер-класса на тему «Форма решения школьных конфликтов

Классный час "Как преодолеть конфликт?"

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

Цели:

Познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",

Задачи:

Дать характеристику понятия «конфликт».

Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.

Познакомиться с методами выхода из конфликта.

Дать определение понятия «компромисс».

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

Оборудование:

* презентация «Конфликты в нашей жизни»;

* карточки с описанием конфликтных ситуаций;

* карточки для групповой работы;

* квадратики черного, красного, зеленого цвета;

* Памятки.

Ход занятия:

I Введение в тему занятия.

В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.

1. Чтение притчи « Коробочка» .

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

3.Сообщение задач занятия. (психолог )

Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (См. слайд №_)

Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.

II. Работа над темой занятия:

1.Определение понятия «конфликт».

Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Давайте посмотрим, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №_4)

Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. (Уильям Линкольн)

КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

2. Ситуация «Перетягивание каната».

Представьте себе: мы разделились на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Кто победит в перетягивании каната?

Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?

А из – за чего он мог возникнуть?

Ученики: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики дают варианты ответа.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

Участники конфликта (оппоненты);

Предмет конфликта.

Учащиеся садятся по группам.

Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт. (Можно ли жить без конфликтов?)

Положительно не знаю отрицательно

Психолог: Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

Какие причины возникновения конфликтов в подростковой среде? - борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Разрешение конфликта .

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд _)

Правила предупреждения конфликтов : (слайд 14)

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать” на его место.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

4. Работа в группах .

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Ситуация 1.

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Ситуация 2.

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ситуация 3.

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Ситуация 4.

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов каждой группы – показ слайдов №7-10.

Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Слайд №11.

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

2) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

· Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

Кто участвует в конфликте?

Кто виноват в конфликте?

Каковы позиции участников конфликта?

Как выйти из конфликтной ситуации? Как прийти к компромиссу?

· Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

Что такое конфликт?

Почему возник конфликт?

Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

· Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

· Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

2) Конфликт разрешен или нет?

7. Заключительное слово.

Рефлексия. Можно ли жить без конфликтов?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Итогом нашего классного часа будет Оформление стенгазеты "Внимание: Конфликт!". Сегодня вы получите домашнее задание: вы должны найти различную информацию о конфликтах, которую мы поместим в нашу стенгазету. Стенгазета будет содержать следующие рубрики:

Газетные и журнальные статьи о конфликтах,

Поэзия о конфликте, войне и мире,

Картинки,

Сообщения об улаженных конфликтах,

Придумайте сами и добавьте.

III. Итог.

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зелены

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Кл. рук. Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Психолог.

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Практическая часть

План

1. Что такое конфликт?

2. Особенности педагогических конфликтов

3. Причины возникновения конфликтных ситуаций

4. Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися

1. Что такое конфликт?

Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам.

При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.д.

Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение)-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников.Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

2.Особенности педагогических конфликтов.

Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, -модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

Участники конфликтов имеют различный социальный статус(учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

Различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику-справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика.

Ошибка учителя порождает новую конфликтную ситуацию.

3.Причины конфликтов.

Сегодняшние ученики не такие, какими они были десять лет назад.Некоторые учителя хотят видеть их прежними.

Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учениками, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников.

Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность.

Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

Личностные качества учителя(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство), настроение учителя, жизненное неблагополучие.

Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

4.Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должно быть тактически проработана.Ведь многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К.У.Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлимые стратегии поведения в конфликтной ситуации.Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество(конкуренция) И я постаралась отобразить основные их мысли в виде таблицы: (на экране появляется таблица)

Стиль поведения Возможные ситуации

Приспособления Предмет разногласия не важен для вас;

Осознаете, что правда не на вашей стороне;

Чувствуете, что у вас мало шансов победить

Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

Вас может устроить временное решение

Сотрудничества -Необходимо найти общее решение;

У Вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

Основной целью является приобретение

совместного опыта работы;

Стороны способны выслушивать друг друга

и изложить суть своих интересов

Игнорирования -вы не хотите тратить времени на решение проблемы;

Не хотите решить проблему в свою пользу;

У вас мало власти;

Вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию

и получить дополнительную информацию,

прежде чем принять решение;

Соперничества исход конфликта очень важен для вас;

и считаете, что предлагаемое вами решение- наилучшее;

Чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять

Практическая часть

1.Организационный момент.(10 минут)

Разминка(игра "Механизмы”) Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Вопросы для обсуждения:

1.Как Вы себя чувствовали, изображая механизм?

2.Что вам понравилось больше: самим изображать механизм или смотреть за действиями других?

3.Как протекал процесс "строительства” механизма? Трудно ли было договариваться друг с другом в процессе подготовки?

4.Были ли конфликты по поводу "места” в механизме?

5.Ощущали ли Вы включенность в группу?

2.Актуализация, постановка проблемы.(7 минут)

Объявление результатов и интерпретация предварительного анкетирования учителей и учеников

Анкета для учителей

1.За годы работы в школе часто возникали конфликты?

А)да б)нет

2.У Вас часто возникают конфликты с учениками?

А)да б)нет

3.При конфликте Вы помните о психолого-возрастных особенностях ученика?

А)да б)нет

4.При конфликте Вы боитесь унизить достоинство ученика, коллеги?

А)да б)нет

5)Часто выходите из конфликта победителем?

А)да б)нет в)никогда

6)После конфликта я заряжаюсь новой энергией

А)да б)нет В) очень плохо себя чувствую

7)Я люблю создавать конфликтные ситуации

А) да б) нет

8.При конфликте я прибегаю к помощи психолога

А) да б) нет

9.При конфликте я скорее всего пойду на компромисс

А)да б)нет

10.Я с удовольствием поучаствую на занятии по решению конфликтов

А) да б)нет

Результаты(ведущий знакомит с реальными результатами анкетирования)

Анкета для учеников

1.Я конфликтую с учителем

А)часто б)редко в)никогда

2.При возникшем конфликте я всегда выхожу победителем

А)да б)нет в)никогда

3.Я могу унизить достоинство другого человека при конфликте

А)да б)никогда

4.Меня не понимают учителя

А) часто б)редко в)никогда не пытаются понять

5.Я всего лишь ученик, если даже прав, лучше сдамся, иначе мне учителя

А)выставят двойку б)вызовут родителей в)испортят аттестат

Результаты: (ведущий готовит с реальными результатами анкетирования)

3. Решение проблемы.(25 минут)

1 этап.Проведение анализа реальных конфликтных ситуаций, назревших в гимназии. (работа в группах)

1 ситуация (ученики-ученики)

Учащиеся 5а.5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

2 ситуация(учитель-родитель)

Вопросы для обсуждения:

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

2 этап.На основе полученных знаний, постарайтесь составить перечень возможных действий, для предотвращения конфликта,при конфликте.

Перечень может выглядеть так:

Не принимайте поспешных решений, это приведет к ошибкам;

Будь справедливым по отношению к ученику;

Не стремись утвердить свою позицию, будьте мудрее;

Если произошел конфликт, не уходи от нее, постарайся найти правильное решение;

На первое место ставь интересы ученика;

Не унижай достоинство других;

Будь гуманным по отношению к тому, с кем конфликт

4.Рефлексия (3 минуты) "Соберем в дорогу чемодан”

Каждый учитель кратко говорит о том, что заберет с собой и положит в свой "чемодан”

Использованная литература:

1.Богуславская И.Г.Все для заместителя директора по воспитательной работе.Казань, 2007, стр.94-95

2. Воспитание школьников.№3, 1996г., Егидес А.,Психотехника общения. стр.24-26,Щуркова Н.,Диалогичность воспитания,стр.8-10

3.Кравченко А.И.,Певцова А.Е.,Обществознание,7 класс, Русское слово,2007г.

4.Ольшанская Р.А.,Техника педагогического общения, Волгоград, Учитель,2005г.

5.Ромашкина Г.А.Педсоветы в школе,Волгоград,2004г.,стр.10-31

Приложение №1

1 ситуация (ученики-ученики)

Учащиеся 5а, 5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

2 ситуация(учитель-родитель)

Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера.Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение.Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа.Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

3 ситуация (родитель-учитель-родитель)

Учащиеся 1-го класса поссорились,подрались, обзывались некрасивыми выражениями.Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый защищал своего ребенка.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

Приложение №2

Игра "Механизмы”

Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Цель-развитие групповой сплоченности, взаимопонимания, готовность к контакту,сотрудничеству.

Каждая группа отдельно от других получает задание, используя мимику и жесты без слов(невербально) изобразить некоторый действующий механизм.Каждый участник при этом становится деталью механизма(частью целого).Название механизма для группы определяется посредством жребия из предложенного списка, который может включать автомобиль, телефон, пылесос, самолет и др.Группам даются 2-3 минуты на подготовку.Затем каждая группа показывает свой механизм, остальные должны назвать его.

Внеклассное мероприятие по теме: "Конфликт и пути его решения" проведено в 4 классе в рамках районного семинара “Роль социума в профилактической работе с семьёй и учащимися, находящимися в социально- опасном положении”.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Сегодня эта тема одна из интереснейших в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. А ведь это всё конфликты и конфликтные ситуации. Чтобы услышать и увидеть такое, не обязательно даже смотреть крутой боевик, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с этим ежедневно. И сегодня данную тему можно рассмотреть только во время проведения классных часов и во внеурочное время.

Особенностью данного мероприятия является то, что в нём принимали участие не только учащиеся, но и их родители. Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной для многих учащихся нашей школы, в том числе и для учеников начальной школы. Предварительно был проведён социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-ых классов нашей школы. Результаты анкетирования:

  • 58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя;
  • 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт- это непонимание друг, друга, ссора;
  • 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться;
  • 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.

К мероприятию дети самостоятельно выполняли задания, предложенные учителем, которые помогли им глубже понять проблему, проявить их творчество, самостоятельность. Ученики должны были посетить библиотеку, опросить сверстников, знакомых, родных, взглянуть на себя со стороны, выполнить рисунок по теме.

На протяжении всего урока практически каждый ученик, так или иначе, проявил себя. Детям было предложено найти выход из конфликтных ситуаций. В процессе игр “Я отличаюсь от других людей тем, что я …” и “Армрестлинг” четвероклассники говорили о том, как можно избежать конфликтов и что терпимее нужно быть к недостаткам других. Этому же способствовал и просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”.

Во время игры “Горящая река и лодочки” ученики воспользовались такими продуктивными приёмами выхода из конфликтных ситуаций как сотрудничество, компромисс. Рисунок осликов (предложенный ранее в ОКР) также помог сделать вывод о том, что часто поведение людей похоже на поведение изображённых животных. И главное здесь- сотрудничество.

На примере сказки “Два козлика”, которую дети инсценировали, сделали вывод о том, что уступка - также один из выходов из конфликта.

Родителям тоже было предложено задание: найти выход из конфликтной ситуации, предложенной детьми.

К уроку ученики приготовили правила, с помощью которых люди приходят к согласию, и всех с ними познакомили.

Можно говорить о том, что такие мероприятия нужны и должны проводиться уже в начальной школе. Ведь именно там закладываются основы взаимоотношений и формируется классный коллектив.

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
  • ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”, “компромисс”;

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • формирование социально одобряемых форм поведения.

Оборудование:

  • результаты анкетирования (приложение 1 , приложение 2)
  • таблички конфликт”, “юмор”, “уступка”, “компромисс”, “сотрудничество” (приложение 6);
  • ситуации для обсуждения на столе у каждого ученика;
  • маски для сценки, сценка (приложение 3);
  • 2 сладких приза для игры “Армрестлинг”;
  • запись м/ф “Гадкий утёнок”;
  • рисунки осликов у каждого ученика (приложение 4);
  • рисунки учащихся на доске;
  • 4 альбомных листа для игры “Горящая река и лодочки”;
  • правила Карнеги для учащихся (приложение 5);
  • запись песни “Дружба крепкая”;
  • результаты самостоятельной работы учащихся.

Задания для самостоятельной подготовки учащихся:

  1. Совместно со взрослыми и сверстниками обсуди, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай у родителей, друзей, сверстников, спроси у учителя, узнай в библиотеке, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
  2. Взгляни на себя со стороны. Какие качества характера (положительные и отрицательные) присущи именно тебе? Чем ты отличаешься от других? Напиши.
  3. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
  4. Нарисуй рисунок, где бы ты показал, как можно разрешить разногласие или конфликт (например, как это делаешь ты). Рисунок передай учителю.

Ход занятия

Эпиграф на доске:

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной и для многих учащихся нашей школы, в том числе и для вас. Мы провели социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-х классов нашей школы. Результаты анкетирования:

58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя.

Что такое конфликт ? 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт - это непонимание друг, друга, ссора.

В чем сходство и различие понятий спор и конфликт ?

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?

Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов) 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться.

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.

Как видите, путей выхода из конфликта множество.

Разрешение конфликта (на доске)

Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

  • Будете плакать;
  • Ударите его;
  • Сделаете ему замечание;
  • Не скажете ничего;
  • Пожалуетесь учителю.

Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?

  • Будете плакать;
  • Пожмёте плечами;
  • Будете смеяться над ним;
  • Будете защищать товарища кулаками.

Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

  • Пожалуетесь учителю;
  • Будете кричать;
  • Попытаетесь отобрать её;
  • Отлупите приятеля.

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим русскую народную сказку “Два козлика” (инсценирование сказки)

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

Как бы вы поступили на месте козликов?

Часто вы играете, и в итоге происходит конфликт. Как его не допустить? Попробуем разобраться. Игра “Армрестлинг”.

Игра “Армрестлинг”.

Для участия в игре приглашаются по двое учащихся

Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!

А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

Молодцы! А теперь посмотрим отрывок из м/ф по произведению Г Х Андерсена “Гадкий утёнок” (сцена птичьего двора)

Просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”

Почему не любили гадкого утенка?

Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!

1 уч. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

2 уч. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

3 уч. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

4 уч.
Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом конечно и есть уникальность!

Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы

Мы дети все, мы просто дети
Нам сориться не нужно!

Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: “Я отличаюсь от других людей тем, что я …”

Вы назвали сейчас не только свои достоинства, но и недостатки. Какие из них вам удалось или хотелось бы преодолеть?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс)

А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок)

Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Рисунки осликов (у каждого ученика)

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

Как люди примиряются, приходят к согласию? Как вы приходите к согласию?

Часто конфликтные ситуации могут происходить и в ваших семьях. Бывает и такое:

Сценка

мама: - сынок, сходи за хлебом

сын: - что? Опять я? Что, кроме меня некому?

Предлагаем родителям назвать выход из этой ситуации

К уроку вы приготовили правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Прочитайте их.

Игра “Горящая река и лодочки” 2 команды по 4 человека.

Каждой команде даётся по 2 альбомных листа- лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта. (суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу)

В заключение мы предлагаем Вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения – правила Карнеги (памятка раздаётся ученикам)

1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске):

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным

Исполнение песни “Дружба крепкая”.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

КОНФЛИКТ

Конфликт - основа любой драмы. Это база, на которой драма строится. Роман может быть философичным, стихотворение лиричным, но драма должна быть конфликтна. Это правило остается всегда независимо от того, что Вы делаете: комедию, трагедию, фарс или полицейский фильм. Конфликт - ключ, открывающий любую драматическую форму. Без него Вы можете иметь интересные характеры, ситуации и отдельные эпизоды, но сценария у Вас не будет.

Конфликт возникает тогда, когда сталкиваются различные интересы . Один победит, другой проиграет. Каждый преследует свою цель. На протяжении всего фильма мы смотрим за тем, как борются противоположные интересы.

Конфликт возникает из многочисленных ситуаций и форм. Существуют различные типы конфликтов и некоторые из них более подходят для драмы, чем другие. Стрельба, автокатастрофы, битва орков с эльфами и пр. не самый удачный способ выражения конфликта. Есть масса иных способов и хороший сценарий использует эти способы для выражения многочисленных конфликтов.

Есть пять основных видов конфликтов, на которых базируются истории:

1. ВНУТРЕННИЙ,

2. ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,

3. СОЦИАЛЬНЫЙ,

4. СИТУАЦИОННЫЙ,

5. КОСМИЧЕСКИЙ.

Некоторые из них чаще встречаются, чем остальные, а некоторые более подходят для драматических форм.

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Когда герой не уверен в себе, в своих действиях, или в своих желаниях - он находится в конфликте с самим собой. Такого рода конфликт хорошо работает в романе и более проблематичен для выражения в драме.

Часто сценаристы используют закадровый текст или экспозиционную часть для выражения внутреннего конфликта. Такой прием надо использовать очень аккуратно, чтобы не превратить сценарий в радиопьесу. Хотя в современном кино есть и хорошие примеры подобного рода использования приема закадрового голоса: «Путь Карлито», «Оружейный барон» и т.п.

Часто внутренний конфликт может быть выражен через чувства к какому-либо иному лицу. В «Тутси» Майкл говорит Джефу о своих чувствах к своей новой ипостаси - Дороти.

МАЙКЛ: Я надеюсь, я выгляжу лучше. Я чувствую, что она (Дороти) так замечательна.

Заметьте, как коротко это описание.

Раздается телефонный звонок.

МАЙКЛ: Не снимай трубку.

ДЖЕФ: Почему?

МАЙКЛ: Это, возможно, звонят Дороти...

ДЖЕФ: Ты дал им этот номер?

МАЙКЛ: Мне пришлось. Они могут меня вызвать в любой момент.

ДЖЕФ: Я отвечу и спрошу, что передать.

МАЙКЛ: Нет. Я не хочу, чтобы они думали, что я живу с мужчиной.

ДЖЕФ: А если это мне звонят по важному делу? Ответь как Дороти.

МАЙКЛ: Я не могу ответить как Дороти. А если это Санди?

ДЖЕФ: Или моя Диана? Как я объясню присутствие женщины?

МАЙКЛ: Ну, хорошо, извини.

ДЖЕФ: Послушай, сколько это может продолжаться? Я нахожусь у себя дома. Но я ничего не смогу делать, я не могу даже ответить по телефону? Сколько это будет продолжаться?

Здесь Вы видите очень хороший вариант использования внутреннего конфликта, когда внутренний конфликт выплескивается на кого-то внешнего и перерастает в иной конфликт - взаимоотношений.

К примеру, я пришел домой в раздражении и ударил собаку, собака меня укусила. Мой внутренний конфликт вылился в конфликт между мной и собакой.

КОНФЛИКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Большинство таких конфликтов строится на противоречии целей и желаний героев. В «Свидетеле» это конфликт между копом Джоном Буком и его начальником Полем. Конфликт взаимоотношений может быть поводом ко всему фильму, а может завязывать лишь одну сцену в фильме. Классический пример мощного конфликта взаимоотношений – это конфликт между Гамлетом и его дядей Клавдием – новым королем.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Во многих картинах конфликт разворачивается между одним человеком и группой людей - мафией, бюрократией, правительством, семьей, корпорацией и т.д. Такой конфликт называется социальным, т.к. сталкиваются интересы отдельных социальных групп или группировок с человеком - как правило, положительным героем - борющимся с ними. Часто на этом строятся сценарии триллеров.

СИТУАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ

В 70-е годы были распространены фильмы, в которых герой попадал, в ситуации кризисные – ситуации жизни-смерти. Именно тогда родился новый жанр кино – фильмы-катастрофы . Хотя такие ситуации вызывали интерес, сочувствие и даже сопереживание, конфликт в них все же решался на уровне взаимоотношений. В 70-е в таких картинах типа уже классического «Аэропорт» (по роману Артура Хейли) первоначальный конфликт именно ситуационный. Дана определенная ситуация (катастрофа, землетрясение) в которой по-разному начинают проявлять себя персонажи. Однако без конфликтов во взаимоотношениях персонажей, порожденных ситуацией, главный, ситуационный конфликт долго держаться не может.

КОСМИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

В некоторых картинах конфликт возникает между человеком и Богом или человеком и Дьяволом. Космический конфликт зиждется на взаимоотношениях человека и каких-либо сверхсил. Такой конфликт может быть лишь первопричиной, которая потом обязательно должна вылиться в конфликт взаимоотношений. («Амадеус» - Сальери проклинает Бога, но вымещает ненависть на Моцарте).

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ С КОНФЛИКТОМ

Существует множество проблем с конфликтом сценария. Часто они возникают из-за слишком большого количества конфликтов, так что не ясен основной. Или в сценарии слишком много отрицательных персонажей и главный герой теряется в них. Часто конфликт меняется от одной части сценария к другой, что мешает восприятию. Иногда конфликт отсутствует вовсе.

Масса проблем возникает при попытке переводе (экранизации) романа в сценарий. Конфликт в романе лежит в области психологии героев, описанной нам. Описательную часть бывает крайне сложно без потерь перевести в визуальную. Как правило, в романах присутствует конфликт внутренний. Для перевода его в сценарий необходимо придумать выходы внутреннего конфликта в конфликт взаимоотношений.

Часто картины, снятые по какому-либо литературному произведению более описательны, нежели драматичны. Используется закадровый голос, или главный герой не имеет своих оппонентов, что тоже ведет к описательности. Или конфликт первой части совершенно не похож на конфликт во второй.

Однако есть, на мой взгляд, хороший способ перевода литературного произведения (романа) в сценарий. В большинстве случаев фабульные линии романа так или иначе связаны с внутренними переживаниями героев, их дальнейшими поступками и т.д. В этой связи возможно фабульную линию превратить в сюжетную (т.е. внутренний конфликт превратить в конфликт взаимоотношений, действенный). Тогда основная сюжетная линия, дополненная такими вот небольшими линиями, станет яснее и объемнее.

Работая с бестселлером «Кристи» (Знаменитый роман Кэтрин Маршалл. Мы не знаем, какую экранизацию романа имела в виду Л. Сегер в восьмидесятых, когда писала эту книгу, но есть экранизация 2002 года – «Кристи», реж. Чак Боумен. прим. пер.) мы столкнулись с абсолютно такими же проблемами. Основное внимание в этом романе уделено взаимоотношениям Кристи с Богом. Это – основной конфликт романа – и отнюдь не действенный. И эта тема раскрывается через историю молодой девушки, которая в 1912 году приехала в Аппалачи учительствовать. Ее непростые взаимоотношения с учениками, с доктором и министром, и непрекращающаяся вражда, мешающая им жить в согласии и дружбе.

В романе тема вражды - небольшая сюжетная линия. В процессе переработки романа в сценарий мы вытащили эту линию на первый план, хотя в романе Кристи больше наблюдает, чем принимает участие во вражде. Тем самым мы заставили Кристи быть более действенной, более активной. Мы скомбинировали многие сцены и характеры, какие-то сцены выкинули вообще, таким образом, значительно активизировали действие. Приблизив Кристи к реальной вражде, мы тем самым нашли способ выражения внутренних конфликтов, существующих в романе.

При экранизации романа как правило, необходима новая перебалансировка сюжетных и фабульных линий, реорганизация сцен для того, чтобы основной конфликт был более понятен.

Мы с Вами уже обсуждали проблемы мотивировки, поступка и цели.Добавим к этому еще и конфликт .

Когда Вы определяете конфликт, постарайтесь как можно яснее определить для себя цели, которые преследуют борющиеся стороны, в результате чего конфликт и возникает. К примеру, изобразив схематично линии «Свидетеля»: линию Поля и линию Джона, мы получим следующую картину:

Заметьте, насколько диаметрально противоположны стремления Джона и Поля. Разрабатывая конфликт, необходимо думать о том, чтобы максимально сильно его выразить. В методе Станиславского актер должен найти максимально точную формулировку, выражающую его стремления. Например, если в данной сцене герою необходимо получить какую-либо информацию, актер может сформулировать свои действия в таком предложении: «Я должен получить эту информацию», однако такая формулировка слаба. Будет лучше, если он найдет иную форму: «Я должен вытащить из него максимум необходимой мне информации, чего бы мне это не стоило». Такая формулировка ведет к максимально сильному действию героя.

Определив цели и желания Ваших героя и антигероя, определив, в чем именно заключается конфликт между ними, обратите внимание на другие персонажи. Вы должны максимально подчеркивать свой основной конфликт с помощью второстепенных конфликтов.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Кто мой герой и антигерой? В чем между ними конфликт? Это конфликт взаимоотношений? Или социальный, ситуативный, космический?

2. Как выражается этот конфликт? Использовал ли я для выражения конфликта действенный ряд или диалог?

3. Использовал ли я иные малые конфликты для наиболее полного выражения основного?

4. Связывает ли конфликт основную линию картины со сквозным действием героя?

Из книги Запечатленное время автора Тарковский Андрей

Глава восьмая После «Ностальгии» Итак, позади мой первый фильм, сделанный вне родины, но по официальному разрешению кинематографических властей, которое в свое время меня не удивило: ведь я делал фильм для родины и ради нее… Казалось, что всем это ясно, хотя дальнейшие

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

Из книги Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1903-1930 гг. автора Креспель Жан-Поль

Глава восьмая АМЕРИКАНЦЫ НА МОНПАРНАСЕ В монпарнасском коктейле «безумных лет» содержание американского виски намного превышало содержание славянской водки. После Первой мировой войны американская колония, явно самая многочисленная, буквально заполонила собой кафе,

Из книги Путешествие в удивительный мир [Макросъемка] автора Аракчеев Юрий Сергеевич

Из книги История культуры Японии автора Тадзава Ютака

ГЛАВА ВОСЬМАЯ ПАДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И МОДЕРНИЗАЦИЯ Реставрация Мэйдзи в 1868 году расчистила почву для модернизации Японии посредством разнообразия новых сил, которые в условиях старой системы подбирали момент, наконец состоявшийся. Во время этого замечательного Из книги Александр Иванов автора Анисов Лев Михайлович

Из книги Сокровища Рифейских гор автора Ленковская Елена

Из книги Карл Брюллов автора Леонтьева Галина Константиновна

Из книги Врубель автора Домитеева Вера Михайловна

Глава восьмая ТАГИЛЬСКИЙ БУКЕТ Нижнетагильский расписной подносЦветок с расписного тагильского подноса. У него плотный бутон с раскидистыми лепестками. Он окружён кудрявыми листьями и травками, словно волнуемыми лёгким ветерком.Написанный свободной кистью, цветок

Из книги Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917-1932 автора Декс Пьер

ГЛАВА ВОСЬМАЯ В тот день 15 июня 1840 года, когда после двухнедельного «единоборства» с «Осадой Пскова» Брюллов пришел к Струговщикову, они просидели до пяти часов утра. Тотчас по приходе Брюллов попросил хозяина: «Да пожалуйста, нельзя ли и этих уродов Глинку и Кукольника

Из книги автора

Глава восьмая ДЕМОНЫ Приходится положиться на слухи, надежных источников здесь нет. Говорили, что по возвращении в Киев Врубель немедленно сделал предложение Эмилии Львовне. Иные утверждали, что намерение жениться на Праховой он объявил даже не ей, а придя к ее мужу.

Развернутый план классного часа.

Время Деятельность Ожидаемый результат Приемы Материалы
1–2 Проведение модератором психологической разминки Психологическая готовность группы в работе над проблемой Цветопись
2–3 Актуализация субъектного опыта учащихся Настрой на определение темы Интрига, ассоциация,

психологическая

разгрузка

Аудиозапись
1–2 Определение темы Формулировка темы Вопросно-ответное общение Слайд 1
3–5 Заполнение таблицы Запрос от классного часа Лист ощущений Таблица
1 Определение целевых установок Формулировка цели Резюмирование Слайд 2
1 Работа по итогам социотеста Осознание проблем Результаты опроса
5–7 мин. Работа с понятиями:

конфликт, конструктивные и деструктивные конфликты, причины.

Понимания терминов Ассоциация, фронтальная форма Слайд 3,4
5–7 Работа с ситуациями Выражение своей точки зрения Свои примеры, самоанализ Слайд 5,6
3 Заполнение таблицы Выявление проблем SWOT – АНАЛИЗ Таблица,

листы, фломастеры

3–5 Самостоятельная работа с тестом Определение склонности к конфликту Тест Бланк – тест
2–3 Комментирование таблицы Ознакомление со способами подавления гнева Способ

действия

Слайд 7, 8
3–5 Подведение итогов Достижение цели Обсуждение, кольцевая композиция, цветопись, рефлексия Карточки синего, зеленого, красного цвета.

Классный руководитель:

– Здравствуйте дорогие друзья!
– Сегодня мы собрались с вами за круглым столом, чтобы обсудить очень важную, жизненную тему. Но перед началом разговора мне необходимо знать, с каким настроением Вы пришли сегодня на классный час. На столах лежат карточки-настроения, прошу поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Учащиеся:

(Учащиеся делают выбор, поднимают карточки по цвету: красный – хорошее, зеленый – удовлетворительное, синий – плохое..

Классный руководитель:

– Я вижу, что психологическая атмосфера соответствует нашему разговору.
– А теперь сядьте, пожалуйста, поудобнее и послушайте (звучит музыкальный фрагмент ).

Представьте, что в ваш ботинок попал камушек. А теперь представьте, что с вами происходит. Можете представить? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может даже случиться и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становиться больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы.

Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка. Казалось бы, маленькая проблема, но становится большой проблемой.

– Какие ассоциации у Вас вызвал мой сюжет?

Учащиеся:

(Высказывание учащихся.)

Классный руководитель:

– Я считаю, что всегда полезно говорить о своей проблеме сразу, как только она обозначается. А сейчас я хочу, чтобы Вы хорошо подумали, нет ли у вас каких препятствий, которые сегодня помешали бы вам участвовать в нашем диалоге?
– Скажите по очереди: “У меня нет камушка в ботинке” или “У меня есть камушек в ботинке”.

Учащиеся:

(Ответы учащихся).

Классный руководитель:

– Действительно, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором правильного решения, но, однако не всегда правильно делаем это, что может привести к непониманию со стороны другого человека, разочарованию, потере близкого друга, любимого человека.
–Предлагаю подумать и сказать, какова сегодня тема нашего разговора? Каких проблем мы сегодня с вами будем касаться?

Учащиеся:

(Предположения и высказывания ребят.)

Классный руководитель:

– Да, действительно, Вы правы, но я хотела бы конкретизировать тему нашего разговора и обозначить ее как “Конфликты взрослеющих детей”. Вы согласны? (Презентация . Слайд 1)

Учащиеся:

(Учащиеся высказывают свое отношение.)

Классный руководитель:

– Как Вы считаете, эта тема актуальна сегодня для молодежи?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

–А для нашего образовательного учреждения, нашей группы?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Что бы вы хотели узнать нового по теме нашего занятия? Для этого вы должны заполнить Лист ожиданий, сейчас я запускаю по кругу с двух сторон этот лист, на котором помещена таблица. Прошу заполнить по очереди свои варианты. (Приложение 1.)

Классный руководитель:

– Совершенно верно. На основе ваших высказываний мы определим цель нашего сегодняшнего разговора “ Рассмотреть понятие “Конфликт”, выяснить причины его происхождения и развития, определить пути выхода их конфликтных ситуаций”. (Слайд 2)
– Перед проведением классного часа, чтобы наш разговор получился конструктивным, я просила вас заполнить модель социотеста для изучения взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Результаты теста показали, что в нашей группе существуют проблемы мелкие конфликты на почве плохого поведения некоторых учащихся, нравственных качеств и качества учебы. А значит и есть пища для размышления. (Приложение 2.)
– Прошу подумать и сказать, что вы понимаете под словом конфликт?

Классный руководитель:

– Многие ученые и психологи говорят, что конфликт – одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты – это необходимый атрибут человеческого общества? Конфликт может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Если конфликт разрушается неверно, возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, замалчиваются достоинства и преувеличиваются недостатки. В итоге конфликт может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.
– Нужно помнить о том, что конфликты между людьми могут быть конструктивные , направленные на развитие отношений осуществления деятельности, и деструктивные , когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждение какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей. (Слайд3, 4)

Классный руководитель:

– Может кто-то попытается сформулировать свое понятие конфликта?

Учащиеся:

(Выступление учащихся.)

Классный руководитель:

– Итак, под понятием “конфликт” мы будем понимать разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
– Самое страшное в конфликте – чувства, которые люди испытывают в этот момент друг к другу: страх, злоба, обида, ненависть.
– Скажите, пожалуйста, какие причины могут вызвать конфликтные ситуации?

Учащиеся:

(Следуют ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Сейчас я предлагаю вам на примерах нашей группы рассмотреть две ситуации.

Ситуация 1. (Слайд 5)

Миша попросил у Виктора сотовый телефон, для того чтобы позвонить. Вышел с телефоном на улицу и не вернулся. На следующий день Виктор потребовал вернуть телефон, на что Михаил ответил, что телефон он потерял, и деньги за телефон вернуть не может (Слайд).

Классный руководитель:

– Есть ли в этой ситуации конфликт? Если есть, то, как его можно устранить? Если конфликт – поведение, то какое?

Учащиеся:

(Варианты ответов учащихся.)

Ситуация 2. (Слайд 6)

На перемене Алексей кричит Евгению: “Жека, дай сигарету!”, на что Евгений отвечает: “Свои нужно иметь”. Алексей зло в ответ говорит: “Ну и “козел ” же ты!”, Евгений ответил на фразу Алексея нецензурной бранью. (Слайд )

Классный руководитель:

– Является ли эта ситуация конфликтной и почему? Каким образом конфликт можно было решить. Если конфликт – речь, то какая?

Учащиеся:

(Варианты ответов. После обсуждения учащимися выдвигается собственная версия понимания слова “конфликт”.)

Классный руководитель:

– Каковы на ваш взгляд, основные источники конфликтов внутри группы? Перед тем как вы приступите к работе, я предлагаю посмотреть на данную таблицу на доске. У нее необычное для вас название SWOT-АНАЛИЗ.
На сегодня это наиболее популярная методика анализа ситуации и оценки проблем, которые разбираются. Ее название складывается из первых букв английских слов Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны или имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities (возможности, которые существуют) и Threats (угрозы). (Приложение 2)
– Совместно в процессе работы мы заполним ее.
– Я прошу вас взять по листу бумаги и написать свой вариант ответа в правый столбик.

Учащиеся:

(Записывают свои варианты ответов и закрепляют в правой колонке на доске.)

Они могут быть следующие:

  • оскорбления, сплетни
  • отсутствие взаимопонимания
  • борьба за лидерство
  • подлость и предательство
  • подхалимство
  • ложь и высокомерие
  • агрессивные ученики
  • мелкие кражи
  • хулиганство

Классный руководитель:

– Мы с вами выяснили, что многие конфликты разгораются, когда человек находится в состоянии гнева или агрессии, которое имеет не только эмоциональную, но и биохимическую природу. В этом состоянии в кровь поступает адреналин, вызывая последовательные физические реакции: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, ощущается прилив энергии к мышцам. В считанные секунды человек переходит в состояние готовности. Это непроизвольная реакция и возникает независимо от желания человека. В тоже время она поддается осознанному контролю с его стороны. Самоконтроль, самоограничение одним людям удаются лучше, чем другим в зависимости от темперамента, уровня зрелости и ответственности.
– Поэтому, для того чтобы определить уровень вашей склонности к конфликтам, я предлагаю вам выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки.
– Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе. (Приложение 2)

Учащиеся:

(Выполняют тест.)

Классный руководитель:

– Итак, каждый из вас определил свою степень конфликтности, я надеюсь, что данный результат будет отправной точкой внутреннего воспитания, позволит спланировать каждому свой маршрут саморазвития личностных качеств.
– А теперь уместно будет поговорить о том, какие качества и умения необходимы для успешного разрешения конфликта, заполнив левую колонку свод – анализа.

Учащиеся:

(Записывают свои варианты ответов и закрепляют в левой колонке на доске.)

Они могут быть следующие:

  • Терпение;
  • Сдержанность в эмоциях;
  • Умение убеждать и т.д.

Классный руководитель:

(Комментирует таблицу.)

– Изучая литературу по данному вопросу, я нашла интересный материал по вопросу подавления гнева у подростков. Существуют разные способы подавления гнева. Некоторые способы подавления гнева нам предлагает известный психолог доктор Добсон. (Слайд 7)

  1. Объясните суть и причины своих отрицательных эмоций третьему лицу, известному своей способностью понимать других людей, то есть тому, кто мог бы дать вам совет и скорректировать ваши действия;
  2. Отнеситесь к человеку, вызвавшему у вас раздражение своим поведением с пониманием. Попытайтесь поставить себя на его место и ощутить его переживание;
  3. Попытайтесь понять мотив поведения человека;
  4. Это трудно, но попробуйте ответить добротой на проявление враждебности с чьей-то стороны.

Классный руководитель:

– Но существуют еще и другие способы завершения конфликта. Скажите, какие вы знаете?

Учащиеся:

(Следуют ответы.)

Классный руководитель:

– В науке действительно существует классификация способов завершения конфликтов, которые являются оптимальными для любого типа. Я прошу обратить внимание на слайд Основные способы завершения конфликта” по А.И. Шипилову. (Слайд 8)
– Основными способами завершения конфликта являются: разрешение урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
– Скажите, какой из способов завершения конфликта является оптимальным?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– А я считаю, что разрешение конфликта является наиболее желанной формой завершения борьбы оппонентов, как правило, через переговоры, соперничество, сотрудничество, компромисс, уступки одной из сторон.
– А вы как считаете?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Итак, наш разговор подходит к логическому завершению. Перед нами свод – анализ проблем и пути решения в конфликтной ситуации.
– Как вы считаете наш разговор сегодня получился продуктивным?

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Тогда я предлагаю вам вернуться вновь к тому листу – ожиданий, который вы заполняли в начале нашего классного часа, и отметить, все ли ожидания ваши оправдались, получили ли вы ответы на вопросы, которые у вас назрели, если нет, то в индивидуальном порядке мы с вами попытаемся их решить.
– Прошу вас выбрать ту карточку настроения, которая характерна для вас в конце нашего разговора.
– Но прежде чем, закончить наш классный час, я хотела бы прочитать одно стихотворение, которое, на мой взгляд, очень точно дает программу действия каждому человеку в воспитании себя как личности. Благодарю вас за работу, желаю, чтобы в вашей жизни было как можно меньше конфликтных ситуаций. Я уверена, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам устоять перед соблазном быть в конфликте. Пусть у вас все получится! (Слайд 9)