Сделает на них акцент и. Большая энциклопедия нефти и газа

Кувейт
ОАЭ ОАЭ
Бахрейн Бахрейн
Оман Оман
Катар Катар (оспаривается) Автономные церкви в канонической зависимости Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки (самоуправляемая церковь) Богослужебный язык арабский , греческий , английский (в диаспоре) Календарь новоюлианский Численность Епархий 22 Приходов более 400 Верующих 2 миллиона Сайт

Антиохи́йская правосла́вная це́рковь (Антиохийский Патриархат , греч. Πατριαρχεῖον Ἀντιοχείας , Patriarcheîon Antiocheías , официальное название в документах на арабском в переводе на русский язык Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока , араб. بطريركية أنطاكية وسائر المشرق للروم الأرثوذك ‎) - автокефальная поместная православная Церковь , занимающая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Один из четырёх древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом . С 451 года - Патриархат.

Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и поборники православия: преподобный Иларион Великий (ск. в 371 году ; память - 21 октября) - основатель монашества в Палестине ; святитель Иоанн Златоуст (ск. 407 году), родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру ; преподобный Иоанн Дамаскин (ск. в 780 году ; память - 4 декабря); и многие другие.

История

Начальный период. I-V века

Основателями Антиохийской церкви традиционно считаются апостолы Пётр и Павел , о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский , св. Иоанн Златоуст , Блаженный Иероним , св. Лев I Великий). Вскоре после основания Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которая длилась до 313 года , когда императорами Константином Великим и Лицинием был направлен Миланский эдикт , разрешивший исповедание любых религий на территории империи . К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства . Это вызвало раскол, длившийся до 381 года .

Период христологических разделений. V-VII века

Антиохийской патриархат и Сирия в целом, были наиболее беспокойной областью Византии, где в начале V века начались христологические смуты. Невзирая на то, что Антиохийская богословская школа была основоположницей диофизитской христологии, в Сирии была сильна и партия сторонников миафизитского богословия Кирилла Александрийского . С фактическим разгромом несториан в Византии, после Халкидонского собора христологическое противоборство происходит уже между сторонниками и противниками этого собора. После изгнания с кафедры императором Юстином I миафизитского патриарха Севира Антиохийского -518 годы и практически полного уничтожения не признающего Халкидонского собора епископата, признаваемая государством Антиохийская церковь окончательно становится диофизитсткой. Тем не менее, очень скоро, миафизиты воссоздают свою церковную структуру, чем дают начало параллельному патриархату, который после окончательного этно-конфессионального разделения в империи становится Сирийской православной церковью . Но до того, как халкидонитский патриархат Антиохии стал чисто греческим, а нехалкидонитский чисто сирийским, не прекращались попытки поиска преодоления разделений. В начале VI века император Ираклий , имея твёрдое намерение объединить Вселенскую церковь посадил на все ведущие кафедры патриархов миафизитов и предложил в виде компромиссной доктрины учение монофелитства . Однако это начинание не прижилось и патриархаты снова разделились.

Под властью арабов. VII-XVI века

См. также

Напишите отзыв о статье "Антиохийская православная церковь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Антиохийская православная церковь

– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.
Выходя из избы в сырую, темную ночь, Коновницын нахмурился частью от головной усилившейся боли, частью от неприятной мысли, пришедшей ему в голову о том, как теперь взволнуется все это гнездо штабных, влиятельных людей при этом известии, в особенности Бенигсен, после Тарутина бывший на ножах с Кутузовым; как будут предлагать, спорить, приказывать, отменять. И это предчувствие неприятно ему было, хотя он и знал, что без этого нельзя.
Действительно, Толь, к которому он зашел сообщить новое известие, тотчас же стал излагать свои соображения генералу, жившему с ним, и Коновницын, молча и устало слушавший, напомнил ему, что надо идти к светлейшему.

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.
Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте.
С тех пор как Бенигсен, переписывавшийся с государем и имевший более всех силы в штабе, избегал его, Кутузов был спокойнее в том отношении, что его с войсками не заставят опять участвовать в бесполезных наступательных действиях. Урок Тарутинского сражения и кануна его, болезненно памятный Кутузову, тоже должен был подействовать, думал он.
«Они должны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины богатыри!» – думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь. Он, как опытный охотник, знал, что зверь ранен, ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос. Теперь, по присылкам Лористона и Бертелеми и по донесениям партизанов, Кутузов почти знал, что он ранен смертельно. Но нужны были еще доказательства, надо было ждать.
«Им хочется бежать посмотреть, как они его убили. Подождите, увидите. Все маневры, все наступления! – думал он. – К чему? Все отличиться. Точно что то веселое есть в том, чтобы драться. Они точно дети, от которых не добьешься толку, как было дело, оттого что все хотят доказать, как они умеют драться. Да не в том теперь дело.
И какие искусные маневры предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две три случайности (он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет числа!»
Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.
В ночь 11 го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом.
В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова.
– Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? – окликнул их фельдмаршал.
Пока лакей зажигал свечу, Толь рассказывал содержание известий.
– Кто привез? – спросил Кутузов с лицом, поразившим Толя, когда загорелась свеча, своей холодной строгостью.
– Не может быть сомнения, ваша светлость.
– Позови, позови его сюда!
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
– Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
– Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.
Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительной энергией, с быстротою неслыханной побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своей стотысячной массой как целым государством.
Каждый человек из них желал только одного – отдаться в плен, избавиться от всех ужасов и несчастий. Но, с одной стороны, сила общего стремления к цели Смоленска увлекала каждою в одном и том же направлении; с другой стороны – нельзя было корпусу отдаться в плен роте, и, несмотря на то, что французы пользовались всяким удобным случаем для того, чтобы отделаться друг от друга и при малейшем приличном предлоге отдаваться в плен, предлоги эти не всегда случались. Самое число их и тесное, быстрое движение лишало их этой возможности и делало для русских не только трудным, но невозможным остановить это движение, на которое направлена была вся энергия массы французов. Механическое разрывание тела не могло ускорить дальше известного предела совершавшийся процесс разложения.
Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Антиохийская православная церковь»

Подготовила:

Ефимова Полина Юрьевна

Москва,2013г.

ВВЕДЕНИЕ

1) Исторический обзор

2.ЦЕРКОВЬ В АНТИОХИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Антиохийская православная церковь традиционно пользуется известностью как арабская, являясь в основном церковью православных жителей Сирии, Ливана и частично – Палестины.

Она дала как арабскому, так и всему миру великих праведников и церковных деятелей, как Ефрем Сирин 1 , святитель Иоанн Златоуст 2 , преподобный Иоанн Дамаскин, 3 преподобный Иларион Великий 4 .

По преданию, Антиохийская церковь, основана около 37 года апостолом Петром, он же является её первым епископом, и апостол Павел - бывший гонитель Церкви Христовой Савл, который именно в Дамаске принял, обратившись к вере, святое Крещение, и в Антиохии начал свою великую миссионерскую деятельность.

Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами. Из этой Церкви вышли замечательные ученые и ораторы, в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей, такие, как преподобные Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин. Многие патриархи и епископы делами и примером своей жизни послужили всему Православию, подобно священномученику Игнатию Богоносцу 5 , принявшему венец славы в Риме.

В недрах этой Церкви сложился знаменитый антиохийский метод рассуждатия на богословские темы, в основе которого находится истина вочеловечения Слова и ее интерпретация, которая наилучшим образом служит задачам спасения человека.

1. АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

1) Исторический обзор

Антиохия была основана в 300 году до Рождества Христого Селевеком I Никатором, первым царем династии Селевкидов 6 . Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему, Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до Рождеста Христого Сирия и Антиохия, становятся частью Римской империи.

Большинство местного населения города составляли сирийцы, подвергшиеся элинизации. Другой наиболее значительной этнической общиной была иудейская. Как и во всех других областях Римской империи, именно эта община и оказалась впоследствии той благодатной почвой, на которой прижилось и стало развиваться христианство.

В шестой главе книги Деяний упоминается об Антиохии, где говорится об избрании семи диаконов Церкви, одним из которых был святой Стефан 7 , принявший позже мученическую кончину в Иерусалиме.“Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу” (Деян. 11. 20 – 21). Как мы видим, проповедь Евангелия в Антиохии велась не только представителям иудейской общины; благодаря именно этому из смешения иудеев и язычников в течение десяти лет после Воскресения Христа в 40-х годах возникла Церковь Антиохии.

Для заботы о новообращенных Апостолы направляют в Антиохию апостола Варнаву, который, увидев значительное число уверовавших во Христа, приводит сюда из Тарса апостола Павла. Согласно Священному Писанию, именно здесь последователи Христа впервые стали называться “христианами” (Деян. 11. 26). До этого они называли друг друга “учениками” и “братьями”. Важно отметить, что именно в Антиохии Евангельская истина впервые открылась для эллинов-язычников, от которых не требовалось сначала принять иудейство. Практика обращения язычников в христианство привела к первым значительным разногласиям внутри Церкви. Решение этой проблемы на Иерусалимском Соборе подтвердило правильность начатой в Антиохии проповеди среди язычников (15. 23–29; Гал 2. 9–10).

О приезде в Антиохию апостола Петра говорит в связи со спорами об отношении к обращенным из язычников апостол Павел. Наряду с апостолом Павлом, апостол Петр также традиционно считается основателем Антиохийской Церкви. Его епископство предположительно длилось 5–7 лет, после чего он по одним сведениям поставил Антиохийским епископом свт. Евода, а по другим – сщмч Игнатия Богоносца.

Вскоре начинаются повсеместные гонения на христиан. Так, в 106 году по приказу императора Траяна, был приговорен к смертной казни святителя Игнатия Богоносеца 8 . В Риме 20 декабря 107 года, в день языческого праздника, Игнатий Богоносец был отдан на растерзание львам. Точная дата его мученичества известна, благодаря Мученическим Актам святителя Игнатия, датированные IV-V в.

В 311 году, язычники Антиохии потребовали от императора Максимина отменить изданный ранее императором Галерием эдикт о религиозной терпимости в отношении христиан. Их просьба была удовлетворена и прокуратор Феоткен, отступивший от веры начал жестокие преследования христиан. После этого многие христиане подверглись мучениям, а остальные были изгнаны из Антиохии и многих других городов Востока (Евсевий. Церк. Ист. IX 11. 2-8).

В 324 году император Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. С этого времени гонения на христиан прекращаются. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства.

Большинство Поместных Соборов в Антиохии в IV веке обсуждали проблемы, поднятые арианскими спорами. На одном из таких соборов (между 327 и 330) был низложен епископ Евстафий - один из наиболее убежденных защитников Православия в Никее. Его сторонники при выборах нового епископа отделились, составив особую общину. Избранный большинством епископ Павлин Тирский через несколько месяцев был смещен, и его место занял арианин Евлалий, и Антиохийский престол надолго перешел к противникам Никейского вероопределения, положив начало длительному периоду церковных раздоров, раскалывающих Церковь.

Лишь в 380 году после вступления на Константинопольский престол императора Феодосия I Великого, Никейская вера стала официальным вероисповеданием Римской империи. Церкви ариан, поставленных вне закона, были переданы православным, а на Антиохийскую кафедру из ссылки вернулся епископ Мелетий, которого император Феодосий I 9 вскоре вызвал в столицу на II Вселенский Собор (381). На нем присутствовало 65 епископов Востока, на первых заседаниях председательствовал Антиохийский епископ Мелетий. Собор подтвердил Никейский Символ веры и дополнил его определениями о Святом Духе.

Одним из важнейших направлений развития церковной жизни Антиохийской Православной Церкви раннего периода было монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах в целом было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке начинают усиливаться проявления сурового аскетизма, возникает столпничество - уединение отшельника на горном утесе или столпе. Самым известным из аскетов этого направления был преподобный Симеон Столпник († 459), ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провел на высоком столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления. С IV веке начинается строительство монастырей, как правило это были скромные 2-этажные постройки. Творения монахов АПЦ, среди которых наиболее известны труды преподобных Симеона Столпника, Иоанна Мосха 10 , Дорофея Газского 11 и других, стали большим вкладом в церковную традицию подвижничества.

Христологические споры V веке привели к нарушению духовного единства христиан. В конце концов, от Вселенской Церкви обособились 4 национальных: Персидская, Армянская, Коптская и Сирийская, причем последняя возникла на территории Антиохийского Патриархата в результате распространения монофизитской доктрины. В дополнение к расколам, Антиохии не раз наносили ущерб природные катастрофы, особенно землетрясения в VI веке. В 540 году персидская армия шаханшаха Хосрова I Ануширвана захватила Антиохию и почти полностью разрушила ее, уведя в плен немалое число горожан. Император Юстиниан I отстроил город, зазвав его по-новому - Феополь (Божий Град), но от былого величия Антиохии уже практически ничего не осталось. Эпидемии, войны и землетрясения привели к прекращению судостроения и мореходства в прибрежных городах, упадку торговли и строительства.

В 610 году персы вновь захватили Антиохию, в 613 году – Дамаск, а в 614 году Иерусалим, откуда в Иран были вывезены христианские реликвии - Честный Крест и Святое Копье. С огромным трудом император Ираклий 12 смог собрать мощную армию и отвоевать у персов восточные провинции и вернуть в 628 г. священные реликвии. Однако изнурительная война подточила силы обеих сторон и мир оказался весьма зыбким.

В 30-х гг. VII века все восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией – исламом – на борьбу за мировой владычество. Все это положило начало длительному периоду преследования православных Ближнего Востока, которых арабы считали союзниками главного своего врага – Византии. Положение православных весьма осложнилось господством в Византии в 30 – 70 –х годов VII монофелитства. По этим и некоторым другим причинам в течение VII – го и первой половины VIII-го столетий деятельность Антиохийской Православной Патриархии практически полностью прекратилась. Православные представители Антиохийской кафедры жили в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (около 702) прервалась и эта линия Антиохийских Патриархов в изгнании. Лишь спустя 40 лет халиф Хишам разрешил в самой Антиохии избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана.

К 30-м годам X веке могущественный некогда халифат пришел в полный упадок и распался на ряд фактически независимых государств-эмиратов. Этим воспользовалась Византия, которая стала активно отвоевывать свои бывшие владения. В 969 году отряды императора Никифора II Фоки освободили Антиохию. С этого времени для Православного Антиохийского Патриарха наступает пора расцвета. Антиохия становится крупным центром христианской культуры как грекоязычной так и арабской. В окрестностях города развивались монастыри, разворачивалась активная литературная и богословская деятельность.

2.ЦЕРКОВЬ В АНТИОХИИ

1) ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Установившаяся в Сирии в 1-ой половине XI веке относительная политическая стабильность была разрушена появлением турок-сельджуков с их опустошительными набегами. В декабре 1084 года, в ходе внезапного удара, сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI веке не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 году расстановка сил в Восточном Средиземноморье кардинально изменилась с появлением там крестоносцев, шедших освобождать Святую землю от ига мусульман.

Крестоносцы захватили Антиохию после 7-месячной осады 2 июня 1098 году. Власть над Антиохией получил Боэмунд Тарентский 13 , давний противник Византии. В июле 1099 году после 5-ти недельной осады пал Иерусалим и на отвоеванных у мусульман землях возникли христианские государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, Антиохийское княжество, графство Эдесса - 3 последних располагались на территории Антиохийской Православной Церкви. Восточная часть Патриархата - Дамаск, Хомс, Хама, Халеб и другие - осталась под властью мусульман, а Киликия и ряд приевфратских областей - в составе Киликийской Армении.

С победой крестоносцев положение сирийских христиан отнюдь не улучшилось: латиняне воспринимали своих восточных единоверцев как неполноценных христиан; не могло быть и речи о допуске их в правящее сословие, и уже в 1100 году Патриарх Иоанн Оксита был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии, что явилось формальным установлением схизмы между Антиохией и Римом. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на территории Антиохийской Православной Церкви. При этом продолжалось параллельное преемство православных Патриархов Антиохии, проживающих в изгнании в Константинополе, о которых известно мало, даже многие имена их вызывают сомнение.

В 1165 году, Антиохия переходит под власть Византии и сюда возвращается православный Патриарх Афанасий I Манасси. Спустя 5 лет, он с большой частью клира погиб при землетрясении, погребенный под развалинами храма. После поражения Византии в битве с сельджуками при Мириокефалах (1176) о каком-либо влиянии ее в Сирии уже не могло быть и речи, а через четверть века Константинополь пал под ударом крестоносцев. Тем не менее, именно после этого в Антиохии был восстановлен православный Патриархат.

В 30-х годов XIII веке папский престол понял невозможность напрямую включить восточных христиан в католическую Церковь и взял курс на создание автономной церковной организации, которая состояла бы в унии с Римом. Патриарх Симеон II отверг этот проект; его преемник Давид в 40-х годов XIII веке склонялся было на переговоры с папой, но следующий православный Патриарх Евфимий I отказался признать главенство Рима, за что был изгнан из города.

14 мая 1268 году мамлюкский султан Египта Бейбарс захватывает Антиохию. Город был сожжен и разрушен, после чего пришел в полное запустение, уже не поднявшись из руин. Крупное землетрясение 1324 г. окончательно разрушило город.

Патриарх Евфимий, в 1263 году в очередной раз высланный из Антиохии князем Боэмундом VI, в момент падения города находился в Византии. После событий 1268 году Антиохийские Патриархи больше не возвращались в свою прежнюю столицу. Латинские патриархи также оставили Сирию вскоре после 1268 году тем не менее католическая Церковь до XX веке сохраняла преемство титулярных католических “патриархов Антиохии” .

XIV–XV - самые “темные века” в истории Антиохийского Патриархата, характеризующиеся общим упадком и, в первую очередь, угасанием летописной традиции ближневосточных христиан, в результате чего крайне мало известно о церковной истории этого времени. После почти вековых скитаний по разным городам, Антиохийские Патриархи с 40-х году XIV веке избрали своей постоянной резиденцией Дамаск, крупнейший экономический и культурный центр Сирии, который до настоящего времени остается местом пребывания Антиохийских первосвятителей.

Следует отметить тот факт, что в 1-ой пол. XV в. Антиохийский Патриархат был вовлечен в процесс объединения Западной и Восточной Церквей, кульминацией его стала Флорентийская уния 1439 году. Но в 1443 году Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский Патриархи официально отвергли унию с католической Церковью.

В XIV веке в Восточном Средиземноморье началось стремительное расширение новой державы - Османской империи. 29 мая 1453 году османский султан Мехмед II захватил Константинополь. В результате победоносных походов султана Селима I (1512–1520) турки уничтожили государство мамлюков.

Православные в Османской империи пользовались особыми привилегиями по сравнению с прочими немусульманскими конфессиями. Однако в реальной жизни эти права и привилегии постоянно нарушались османскими властями, и чем дальше от столицы, тем чаще. В Сирии Церковь облагалась множеством незаконных поборов, для скорейшей уплаты которых турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 20-х году XIX веке, когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

По разным оценкам, численность православных в Антиохийском Патриархате в середине XIX веке достигала 60–110 тысяч (около 8–9% от всего населения Сирии). В 40-х годов XIX веке здесь насчитывалось около 290 священников и 250 церквей, 17 монастырей и 110 монашествующих. Епископы ставились, как правило, из монахов или из числа овдовевших священников. Священник рукополагался на приход с согласия местной общины, обязанной после избрания подчиняться ему и обеспечивать его содержание.

Время от времени региональные общины христиан соперничали между собой за влияние в Патриархате. Наибольшую роль играли общины Дамаска, традиционной столицы Сирии и Патриаршей резиденции, и Халеба, экономического центра страны. Иногда подобное соперничество приводило к внутрицерковным смутам, когда Патриарший престол оспаривали друг у друга ставленники разных общин.

Осенью 1918 году сиро-ливанское побережье было занято английскими войсками, а области внутренней Сирии находились под контролем союзника Антанты эмира Фейсала, сына хиджазского короля. По условиям Версальского договора 1919 году, Сирия и Ливан перешли под управление Франции. В самой Сирии арабские националисты связывали с Фейсалом мечты о создании независимой арабской державы на территории Аравии, Сирии и Месопотамии. Часть православной общины поддерживала эти планы; Патриарх Григорий демонстрировал лояльность правительству и при провозглашении Фейсала королем Сирии (март 1920) принял участие в церемонии его коронации. Однако европейские державы не пожелали мириться с тем, что в Дамаске складывался очаг арабского национально-освободительного движения, и летом 1920 году французские войска свергли режим Фейсала. Патриарх Григорий, известный своими националистическими настроениями, в 1921–1922 годах содержался французскими властями под домашним арестом.

В 1922 году турки сумели изгнать иностранные армии, оккупировавшие Анаталию. По Лозаннскому договору 1923 году часть территории Антиохийской Православной Церкви - Киликия, Эдесса (Урфа) и Мардин - оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки.

Затянувшаяся процедура выборов нового Патриарха завершилась в феврале 1931 года избранием в Бейруте кандидата от ливанской партии митрополит Лаодикийского Арсения (Хаддада). Тем временем в Дамаске был избран митрополит Трипольский Александр III. По смерти Арсения он объединил весь Патриархат под своей властью. Накануне начала второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) значительно ухудшила положение местного христианского населения.

Патриарх Александр III стоял на позициях арабского национализма, выступая, в частности, в поддержку палестинских арабов, боровшихся с сионистской колонизацией. В 30-х годах ХХ веке значительная часть православных, вместе с мусульманами выступая за независимость Сирии, поддерживала арабское национальное движение. В свое время он учился в КДА, свободно говорил по-русски и довольно часто бывал в СССР. В год начала Великой Отечественной войны Патриарх Александр III обратился к христианам всего мира с просьбой о поддержке России и ее народа. Впоследствии он 4 раза посещал Москву, где участвовал в интронизации Патриарха Алексия I (1945) и праздновании 40-летия восстановления Патриаршества (1958).

Во время второй мировой войны, после изгнания британцами войск режима Виши из Сирии и Ливана, была провозглашена независимость этих государств, установивших дипломатические отношения с СССР. АПЦ также активно поддерживала контакты с РПЦ и Советским Союзом. 17 июля 1948 году в Москве вновь открылось закрытое в 1929 году Антиохийское подворье.

После кончины Александра III (1958) на Антиохийский престол был избран старейший по хиротонии архиерей, Феодосий VI. В 1970 году Предстоятелем Антиохийской Церкви становится Илия IV. Новый Патриарх приложил много усилий для укрепления единства епископата, клира и мирян. Одной из труднейших задач была проблема централизации церковного управления; в 1972 году был принят новый, ныне действующий Устав Антиохийской Православной Церкви. Укрепляя связи с православной арабской диаспорой, Илия IV посетил Северную и Южную Америку.

Выступление Патриарха на мусульманской конференции в Лахоре (Пакистан) вызвало большой резонанс среди арабов-мусульман, называвших Илию “Патриархом арабов”. У многих осталось в памяти его обращение к верующим во время зарубежных поездок: “Антиохия это Вы! Вы - Антиохия!” Патриарх скоропостижно скончался в 1979 году в возрасте 65 лет. В Ливане шла гражданская война, и промедление с выбором его преемника могло привести к непредсказуемым последствиям, и уже 2 июля 1979 году Священный Синод избрал нового Патриарха, им стал одаренный и деятельный митр. Лаодикийский Игнатий (с 1970).

В 1942 году он был одним из организаторов православного молодежного движения, которое развивалось в Ливане и Сирии во время второй мировой войны. В 1962 году епископ Игнатий возглавил богословскую школу при Баламандском монастыре. Под его патронатом вскоре здесь было создано богословское училище.

Под руководством Патриарха Игнатия в Антиохийской Церкви прошли реформы, способствовавшие обновлению монашеской жизни, построено много новых монастырей и храмов, возобновлены и открыты древние обители. Важнейшим его успехом стало открытие в при Бламандском монастыре первого на Востоке Православного университета.

В течение последних 20 лет Патриарх Игнатий активно развивает контакты с различными Православными Церквами, а также с христианскими Церквами, которые не находятся в единстве с Православием. Еще в качестве митрополита Латакийского он способствовал основанию (и ныне является сопрезидентом) Совета Ближневосточных Церквей, состоит постоянным членом центрального комитета ВСЦ. Большое внимание Патриарх уделяет проблеме примирения между АПЦ и отделившимися от нее Церквами. Его усилия были особенно плодотворны в области отношений с нехалкидонской Сирийской Православной Церковью. В рамках этого 22 июля 1991 года была устроена встреча с Сирийским Православным Патриархом, Игнатием II (Закка), результатом чего стало подписание документа, призывающего к “полному и взаимному уважению между этими двумя Церквями”. В данном документе было также упомянуто о запрете перехода подданных из одной Церкви в другую, предусмотрены совместные заседания двух Священных Синодов.

На 2000 году по официальным данным в Антиохийском Патриархате действуют около 780 церквей и часовен (при 366 в нач. XX в.), в которых служат около 860 священников и диаконов (из них 560 - за пределами Азиатского континента), а общее число верующих составляет около750 тысяч человек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на часто неоднозначное и всегда тяжелое положение в странах с мусульманским большинством, Антиохийская церковь являлась и продолжает являться важнейшим оплотом арабского православного христианства.

Однако политические и социальные явления современности оставили отпечаток. Одно из них – эмиграция.

Именно по причине массового оттока православного населения Леванта в США, в 1975 году образовалась автономная структура Антиохийской Православной Церкви, а именно, Митрополия Северной Америки. В то же время наличие на континенте первых миссий арабской церкви возникло еще с начала XX века.

В настоящее время возглавляемая митрополитом Филиппом Салиба 14 , митрополия является масштабной организацией, имеющей впечатляющие достижения не только в деле просвещения, благотворительности, но и распространения православия среди сторонников иных конфессий. Деятельность Северо-Американской митрополии Антиохийского патриархата обеспечивают 7 архиереев (митрополит, а также епископов 6 с кафедрами в Майами, Лос-Анджелесе, Уичите, Чарльстоне, Толедо и Оттаве) и более 400 священнослужителей в 238 храмах США и Канады.

Американский приход Антиохийской Православной Церкви находится в общении с другими православными христианскими церквями континента – такими как Греческая Православная Архиепархия Америки и Американская

Православная Церковь, а также является членом «Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америках» 15 . Особого внимания заслуживают структуры и организации Североамериканской Митрополии Антиохийской Православной Церкви.

Именно в Антиохии последователей Иисуса Христа начали называть христианами. Антиохия была центром христианского богословия, местом проведения церковных соборов, родиной и местом подвига многих христианских святых, которые почитаются во всём христианском мире. Из Антиохийской Церкви вышли замечательные ученые и ораторы; в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей. Например, святой апостол и евангелист Лука был жителем Антиохии; святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; священномученник Игнатий Богоносец был одним из первых Антиохийских патриархов; преподобный Иларион Великий – основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков; преподобный Иоанн Дамаскин – богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; святитель Мелетий, председательствовавший на II Вселенском Соборе в 381г. (Собор подтвердил Никейский Символ веры и дополнил его определениями о Святом Духе.); прп. Исаак Сирин – автор «Поучений», которые являются одним из любимых духовных произведений православного народа; святитель Феофил Антиохийский – апологет II века, который впервые ввел в богословие термин «Троица»; преподобные Иоанн Лествичник и Ефрем Сирин, прп. Симеон Столпник, священномученник Киприан и мученица Иустиния – все они – святые Антиохийской земли. Знаменитая Антиохийская богословская школа, основанная пресвитером Лукианом, способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие, просуществовав до V в. Приемником Лукиана по учительству был, например, Диодор (впоследствии епископ Тарсский), под его руководством воспитывался Иоанн Златоуст. Антиохия в глазах христианского мира всегда стояла очень высоко.

Название Антиохийской Церкви произошло от имени древней столицы Сирии – Антиохии (ныне Антакья, Турция). Сегодня центр Антиохийской церкви находится в Дамаске. Это один из самых древних городов мира, который является не только политической, но и духовной столицей Сирии. Согласно утверждениям археологов, первые люди появились здесь семь тысяч лет назад. По преданию, на горе Касьюн, у подножия которой и расстилается город, произошло первое братоубийство в истории человечества – Каин убил Авеля. Это событие восходит к самому началу человеческой истории.

Антиохия была основана в 300 г. до Р. X. Селевеком I Никатором, первым царем династии Селевкидов. Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до Р. X. Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи, и в течение I-II от Р.Х. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и Александрии. Важно отметить, что именно в Антиохии Евангельская истина впервые открылась для эллинов-язычников, от которых не требовалось сначала принять иудейство.

С середины VII в. более 3-х веков Антиохия находилась под властью завоевателей, арабов-мусульман, которые всячески притесняли христиан. Для сравнения, в VII в. практически все население Ливана, который в то время находился под властью Византии, исповедовало христианство! Тяжело пришлось Антиохийской Церкви и в период владычества крестоносцев (XI-XIII вв.), а в XIII в. Сирия была завоёвана египетскими мамлюками, после чего патриаршую резиденцию пришлось перенести в Дамаск, так как Антиохия была почти полностью разорена. В начале XVI в. Антиохия была захвачена турками.

Переломным моментом в трагической истории Антиохийской Православной Церкви стало зверское истребление мусульманами-фанатиками христианского населения Сирии в 1860 г. Страшный погром длился месяц, погибло более 30 тыс. человек, церкви были разрушены и разграблены, была разорена церковная библиотека. В ответ на это варварство последовало вмешательство европейских держав в политику преследования христиан со стороны турецкого правительства. Таким образом только на рубеже XIX-XX вв. бедствующая Антиохийская Церковь начала постепенно приобретать былую независимость: в 1899 г. на Антиохийскую кафедру избрали Патриарха из арабов, преобладающего населения паствы (до этого долгое время на архиерейские кафедры ставились греки), храмы начали приобретать церковную утварь, улучшалось материальное положение христианских школ.

Сейчас Антиохийская Церковь – одна из наиболее сильных и влиятельных Поместных Православных Церквей. Взаимосвязь ее и Русской Православной Церкви началась с момента принятия христианства на Руси. Первый Митрополит Киевский Михаил (конец Х в.) был родом из Сирии и являлся учеником одного из Антиохийских Патриархов (Иоанна V). По преданию, образ Богородицы, написанный великим антиохийцем – апостолом Лукой – был дан России в благословление после принятия христианства и почитается ныне как Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Первым патриархом, которого увидела Русь, был Антиохийский Патриарх Иоаким, посетивший Россию в 1586 г.; именно он способствовал учреждению автокефалии Русской Православной Церкви. Антиохийская Церковь поддерживала и активно помогала строительству церковной жизни на Руси вплоть до учреждения в ней Патриаршества и далее. Сегодня в Москве действует представительство Антиохийского Патриархата, впервые открытое в 1848 г. при святителе Филарете (Дроздове), Митрополите Московском, в знак установления официальных связей между двумя Церквами. В этот же период было создано Российское Благотворительное Общество, миссия которого состояла в создании русских школ для образования верующего народа Ближнего Востока.

По сей день продолжаются тесные взаимоотношения Русской и Антиохийской Православных Церквей. В апреле 2006 г. исполняется 4 года со дня создания русскоязычной православной общины в древней Лаодикии, ныне портовом городе на севере Сирии, именующемся Латтакия. В апреле 2002 г. по инициативе Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе и при содействии митрополита Латтакийского (Лаодикийского) Иоанна, община объединилась вокруг храма св. Архангела Михаила. Ежемесячно Представитель Московского Патриарха архимандрит Александр (Елисов) совершает в храме богослужения. В феврале прошлого года была совершена первая Божественная Литургия на церковно – славянском языке в храме преп. Антония Великого для новообразованной русскоязычной общины в г. Захле (Ливан).

Каноническая территория Антиохийской Церкви – Сирия, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт и другие страны Персидского залива; юрисдикция Антиохийского Патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, странах Северной, Центральной и Южной Америки и в Австралии. Сегодня это сильная Церковь, богатая своей многочисленной благочестивой паствой, которая насчитывает 2,5 млн. человек на Ближнем Востоке и 5,5 млн. человек. в диаспоре. Епископат Антиохийской Церкви насчитывает 34 архиерея. Крупные влиятельные общины Антиохийской Православной Церкви есть в США, в Бразилии, в Мексике, в Аргентине.

Положение Православной Церкви неодинаково во всех странах Ближнего Востока. В Ливане оно определено государственной Конституцией, согласно которой сохраняется достоинство каждой религиозной общины. Так, по Конституции Ливана Президент страны должен быть христианином, премьер-министр – мусульманином, его заместитель – христианином, в парламенте – половина христиан. В Сирии и в Ливане Церковный Устав зарегистрирован в государстве, и государство не вмешивается в дела Церкви, так же в Ираке и в Кувейте.

Сегодня Антиохийская Церковь живёт в полной независимости от государства, в котором она существует. Согласно Церковному Антиохийскому Уставу, любые официальные решения, касающиеся, например, бракосочетания, развода, усыновления возможны только через Церковь. В каждой епархии существует церковный суд. Правительство всегда исполняет их решения.

В Сирии и в Ливане Антиохийская Церковь освобождена от коммунальных платежей за электричество и воду. Праздники – Рождество и Пасха – считаются государственными праздниками, объявляются выходными днями. В дни других христианских праздников верующие могут приходить на работу позже, чтобы иметь возможность молиться. Но в других арабских странах таких прав нет.

Антиохийская Церковь имеет своё имущество – храмы и другие здания, от которых получает доход в пользу Церкви. Со времен турецкого ига Антиохийская Церковь имеет привилегии на Ближнем Востоке, и в этом большую роль играла Русская Православная Церковь, которая неоднократно в период Османской империи заступалась за православную Антиохию. Антиохийская Церковь в Ливане имеет Университет с 10-ю факультетами, Богословский институт, не говоря уже о многочисленных школах, множестве приютов, а больница св. Георгия в Бейруте – крупнейшая в Ливане.

Антиохийская Церковь разделяет всё со своим народом, живёт радостью и скорбью народа Ближнего Востока. Не вмешиваясь напрямую в политику, она внимательно наблюдает за происходящим и настаивает на сохранении морали в обществе. Примечательно, что нынешний Антиохийский Патриарх, Блаженнейший Игнатий IV (Хазим), является одним из основателей Всемирного Совета Церквей – руководящего органа экуменического движения. Кроме того, выделяют заслуги Антиохийской Церкви в поддержании мира на Ближнем Востоке. Показательно, например, мнение настоятеля Антиохийского подворья в Москве епископа Филиппопольского Нифона (Сайкали) касательно положения в Ираке, высказанное в одном из итервью российской «Независимой газете»: «Мусульманское население Ирака не стало хуже относиться к христианам. Войны между христианами и мусульманами нет. Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан. Во всём, что касается судьбы страны, – христиане и мусульмане едины». Таким образом, Антиохийская Церковь сегодня играет важную дипломатическую роль на Ближнем Востоке, не только духовно окормляя свою паству, но также выступая посредником между народами и между лидерами различных государств.

Наталия Членова

Каждому языку и диалекту присущи свои особенности артикуляции (произношения). Эти особенности проявляются в большей или меньшей степени, когда человек говорит на неродном языке. Некоторые нюансы речи выдают происхождение человека. Это и называется акцент.

Что такое акцент?

Изначальное значение слова "акцент" - это ударение или интонация. С его помощью можно выделить и подчеркнуть значимую для говорящего часть высказывания. Например:

Но чаще слово "акцент" используется в качестве характеристики языка или диалекта. К примеру: "В речи молодой женщины отчетливо звучал французский акцент."

Некоторые акценты являются очень характерными, другие - более расплывчаты и менее узнаваемы. Иностранный акцент - это, чаще всего, очень заметное явление. Русскоговорящий легко заметит иностранный акцент в речи собеседника. Впрочем, прожив в стране изучаемого языка много лет, можно со временем практически полностью избавиться от акцента. Особенно легко это дается детям.

Акцент может служить для подчеркивания социального статуса. К примеру, в Соединенном Королевстве существует нормативное произношение (Received Pronunciation). Оно характерно для высших слоев общества и образованных людей.

Распространенные акценты в русском языке

Территория России огромна, поэтому неудивительно, что в разных ее частях существуют свои диалекты. Переезжая из одной местности с выраженным диалектом в другую, бывает нелегко привыкнуть к новым произносительным нормам.

Например, часто в речи некоторых жителей страны, особенно северных регионов, проявляется такая особенность, как "оканье".

Произношение [х] вместо [г] - это акцент, характерный для жителей южных регионов, территориально приближенных к Украине.

Отдельно стоит остановиться на московском акценте. Для него характерно:

  • "аканье";
  • тянущиеся гласные;
  • произнесение -чн- и -чт- как -шн- и -шт- ("булошная", "коришневый");
  • старомосковское произношение: -хий, -кий произносятся -хый, -кый (-хой, -кой): аленький - аленькой, светленький - светленькой и т.д.

Другие значения слова "акцент"

В другом значении акцент - это любое подчеркивание или выделение значимой детали. Например:

  • В этот образ необходимо добавить яркие акценты.
  • Художник с помощью светлых красок сделал акцент на глазах.

В некоторых языках, например, французском, акцентом называют специальные значки, ставящиеся над буквами. Это так называемые диакритические знаки.

Таким образом, слово "акцент" имеет несколько значений, основное из которых - фонетические особенности языка или диалекта.