Сдвг у детей питание мозга. Питание гиперактивного ребенка

Многие исследователи утверждают, что причины гиперактивного поведения и нарушения концентрации внимания тесно связаны с питанием и окружением. Чем же нужно кормить ребенка (а особенно - чем не стоит его кормить), если он страдает от подобных нарушений, и почему лучше подумать дважды, прежде чем прибегать к конвенциональным медикаментам?

Детям, страдающим синдромом ADHD, рекомендуется попробовать базисную очищающую диету, в которую входят: фрукты, овощи, богатая белками пища. Ограничьте сахар, кофеин и углеводы, а также продукты, содержащие пищевые красители, вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты. Попробуйте изъять из рациона ребенка возможные пищевые аллергены: молоко и молочные продукты, мучные изделия (содержащие глютен - это всегда указывается на упаковке) и крупы, в частности, пшеницу, рожь, просо и овес.

Аллергия, пищевые красители и консерванты

Еще в 1973 году доктор Бен Файнгольд, педиатр и аллерголог, выдвинул теорию, согласно которой пища, содержащая салициаты (производные аспирина, входящие в пищевые красители и искусственные вкусовые добавки), является основной причиной гиперактивного поведения. Дополнительные исследования подтверждают эти выводы. Тем не менее, многие врачи предпочитают прописывать гиперактивным детям сильнодействующие препараты, побочные эффекты которых до сих пор не исследованы.

Беспокойное, гиперактивное поведение, нарушения внимания и обучения - все это проявления химического дисбаланса мозга. В то же время современные пищевые продукты содержат более 5000 наименований искусственных добавок (красителей, ароматизаторов, консервантов), негативно влияющих на деликатные нейрохимические процессы. В каждом конкретном случае гиперактивности следует проводить достаточно длительные наблюдения, в результате которых станет ясно - чего не хватает в рационе ребенка, а что, наоборот, присутствует в избытке.

Доктор Мелвин Уорбах, сотрудник Медицинской школы при Калифорнийском университете, в своей книге “Влияние питания на душевные болезни” обобщает и систематизирует выводы многочисленных исследований, и приходит к однозначному заключению - питание, пищевая аллергия и проблемы поведения у детей тесно переплетаются.

Рафинированный сахар - только с белками и крахмалами

Долгое время принято было считать, что рафинированный сахар - основной виновник гиперактивности. Эксперименты доказывают, что это не совсем так. В составе сбалансированного питания он не приносит вреда. В частности, медики психиатрического отделения Вашингтонского детского госпиталя обнаружили, что вместе с белками и крахмалами сахар безвреден. Но, употребленный только с крахмалами (например, в сладостях), он приводит к нарушениям поведения, причем, не только у проблемных детей. В 1984 году были опубликованы данные исследования, гласившие: гиперактивные дети худее, чем здоровые сверстники. Они быстрее переваривают пищу, поэтому нуждаются в большем количестве белка. Эти данные были подтверждены в 1980 г. в ходе крупного эксперимента. Поэтому необходимо свести к минимуму богатые углеводами продукты в рационе гиперактивных детей.

В 1985 г. медицинский журнал “Ланцет” опубликовал данные о том, что исключение некоторых продуктов, прошедших химическую обработку, привело к резкому улучшению состояния 62 гиперактивных детей из 72, участвовавших в эксперименте. Было замечено, что после употребления “баночного” апельсинового сока (содержащего тертазин, популярный пищевой краситель), в моче детей был обнаружен в большом количестве цинк, то есть тертазин стал причиной вымывания цинка из организма. Цинк - важнейший минерал, активно участвующий в большинстве метаболических процессов, происходящих в организме, в частности, влияющий на поведение и способность к обучению.

Углеводы, гормоны и вспышки гнева

Современные дети ежедневно получают солидную порцию сладкого (печенья, леденцов, мороженого или прохладительных напитков). Богаты углеводами пицца, хлопья для завтрака, хлеб, рис, чипсы и спагетти - популярные блюда, очень быстро снабжающие кровь человека глюкозой.

Большинству детей удается справиться с результатами поглощения этих продуктов, но небольшой процент ребятишек может подвергаться резким перепадам настроения, переменам в поведении или плохому самочувствию после богатой углеводами трапезы.

Как это происходит? Сахар и углеводы в избытке наполняют кровь глюкозой, в результате организм вынужден производить большое количество инсулина, чтобы переработать ее. Происходит резкое падение уровня сахара в крови, подчас слишком резкое - такое состояние называется гипогликемией. Ребенок чувствует слабость и усталость. Чтобы нейтрализовать это состояние, организм производит мощный выброс гормонов энергии (например, адреналина), сосуды сжимаются, меняется сердечный ритм, может появиться озноб и онемение конечностей. Автономная нервная система, отвечающая за непроизвольные физиологические процессы, в результате подавляется, что проявляется в нервозности, страхах, одышке. Мышцы напряжены и готовы к действию. Перенасыщение сахаром и углеводами вызывает беспокойство, а иногда - вспышки беспричинного гнева. Взрослые реагируют на перенасыщение сахаром совершенно иначе. Поэтому при одинаковом уровне глюкозы в крови количество адреналина у детей в десятки раз превышает норму даже через пять часов после употребления сахара.

Химикалии и тяжелые металлы

Механизм детоксикации организма у некоторых детей ослаблен. Это вызывает скопление шлаков (биохимических отравляющих организм отходов), которые в норме должны выводиться естественным путем. Таким образом, ребенок подвергается длительному токсикозу, отравляя себя сам.

Обследуйте ваш дом на наличие возможных токсинов или аллергенов - новые ковры, инсектициды и пестициды, пыль и плесень - и, по возможности, оградите ребенка от контакта с подобными предметами.

Если этот ребенок одновременно страдает гиперактивностью или другим подобным заболеванием, и принимает соответствующие медикаменты - они также не выводятся полностью из организма, влияя на работу печени и еще больше нарушая механизм детоксикации.

Современная промышленность в избытке снабжает окружающую среду тяжелыми металлами (например, свинцом и кадмием) - а дети особенно подвержены их разрушительному воздействию. Лабораторные анализы показывают, что в организме гиперактивных детей содержатся довольно высокие количества свинца и алюминия, но недостаточно цинка, магния, кальция и полезных жировых кислот.

Свинцовое отравление приводит к тяжелым нарушениям в работе нервной системы ребенка, и становится причиной многих проблем с поведением. В частности, поражается память, способность к обучению и восприятию новой информации. Среди признаков свинцового отравления - повышенная агрессивность, гиперактивное поведение, снижение интеллекта. Недостаток цинка влечет за собой нехватку кальция и магния, а это, в свою очередь, делает организм более восприимчивым к свинцовому отравлению - все взаимосвязано.

Свинец - не единственный опасный тяжелый металл. Кадмиевое отравление имеет симптомы, сходные со свинцовым. Кадмий широко используется в электроприборах, батарейках, резине, пластмассах, средствах от насекомых - словом, это неотъемлемый атрибут современного технократического общества.

ПлохоОтлично

Питание и гиперактивность

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку.

Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты , ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, такие как , которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство - все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка.

Современные дети неразлучны с бутылками колы, фанты, спрайта и прочих «замечательных» напитков. Помимо большого количества сахара (о вреде которого тоже будет сказано), в них содержится столько пищевых красителей и ароматизаторов, что они просто не успевают выводиться естественным путем. Это вызывает большое скопление шлаков, биохимически отравляющих организм. И ребенок ежедневно подвергается длительной атаке отравляющими веществами - токсикозу. Хорошо, если у него механизмы детоксикации (выведения токсинов) работают нормально. А если нет? Вот и начинаются сбои всех систем. Даже безобидный, казалось бы, апельсиновый баночный сок может нанести серьезный удар по организму.

Американцы, например, установили, что после употребления такого витаминного напитка в моче детей через 24 часа обнаруживается в большом количестве цинк. ( Цинк - важнейший минерал , активно участвующий в большинстве процессов и влияющий на умственную деятельность человека, на его способности к обучению и на характер поведения.) Так вот, этот необходимый элемент просто вымывается апельсиновым соком . Почему? А потому, что в консервированном соке содержится популярный пищевой краситель тертазин , который и обладает способностью «выгонять» из организма цинк .

Особенно недопустимо кормить ребенка «взрослыми» консервами. Они перенасыщены солью и консервантами (нитритами, глутаматами и др.), которые, как известно, далеко не безвредны. Они плохо перевариваются, раздражают слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, способствуют возникновению кишечных заболеваний и аллергии. Нитриты, соединяясь в организме с продуктами неполного распада белков - амидами и аминами, образуют чрезвычайно канцерогенные нитрозосоединения.

Замечено , что на гиперактивность ребенка влияют и салицилаты . А они находятся в коре, листьях растений и деревьев (маслины, кофе и др.), в малых количествах - во фруктах (апельсины, земляника, яблоки, слива, вишня, малина, виноград).

Кофе, да и черный чай , для детей младшего возраста вообще следует исключить. И исключить надолго. Известно, что в этих ароматных напитках содержится сильнодействующее вещество - кофеин, который стимулирует возбудимость сосудодвигательных центров головного мозга. Кроме того, он опасен для работы сердца, так как увеличивает силу и частоту сокращений сердечной мышцы (заставляет сердце биться быстрее, чрезмерно напрягая его), способствует повышению артериального давления.

Кофеин, содержащийся в кофе и черном чае, разрушает витамины группы В, снижает содержание железа, калия, кальция и цинка, то есть тех элементов, без которых ребенок с синдромом гиперактивности просто не может существовать. В кофе содержатся также смолы и кислоты, которые вредны для пищеварительного тракта.

Теперь о сахаре и углеводах. Этим наши дети просто завалены нынче. И промышленность постоянно работает над тем, чтобы их было все больше и больше, чтобы они были все вкуснее и привлекательнее. Мощные юноши и изящные девушки с экранов телевизоров каждую рекламную паузу приглашают «сникерснуть» или окунуться в «райское блаженство с баунти», пухлые детишки настаивают на полезных завтраках, а расторопные мамы - на вкусных блюдах из спагетти.

Все это - конфеты, мороженое, прохладительные напитки, булочки, хлопья для завтрака, пицца, макароны, чипсы - пища, которая очень быстро наполняет человека глюкозой.

Одно время жуткому гонению врачей, борющихся с синдромом гиперактивности, подвергался рафинированный сахар. Но сейчас доказано, что сахар может быть как опасным, так и абсолютно безвредным. Например, если употреблять его с белками, то никаких нарушений не последует, а вот если с крахмалами (как в кондитерских изделиях), то он может вызвать нарушение поведения даже у спокойных детей.

Как это происходит?

Сахар и углеводы в избытке наполняют кровь глюкозой, в результате организм вынужден производить большое количество инсулина, чтобы переработать ее. Происходит резкое падение уровня сахара в крови, подчас слишком сильное - такое состояние называется гипогликемией. Возникает слабость, усталость. Чтобы нейтрализовать это состояние, организм производит мощный выброс гормонов энергии (например, адреналина), сосуды сжимаются, меняется сердечный ритм, может появиться озноб конечностей. Автономная нервная система, отвечающая за непроизвольные физические процессы, в результате подавляется, что проявляется в нервозности, страхах, одышке. Мышцы напряжены и готовы к действию. И они начинают действовать.

Внимательно надо относиться и к продуктам, которые могут вызвать аллергию.

Обычно это :

Яйца, коровье молоко, помидоры, цитрусовые, экзотические для нашего ребенка фрукты типа киви, манго, ананаса и т. д.

И еще один важный момент.

Гиперактивность усиливается (это не причина возникновения болезни, но фактор,влияющий на ее течение), если у ребенка наблюдается избыточное образование солей. Главным образом оксалатов и уратов.

Именно они резко усиливают возбудимость человека. Чтобы прояснить ситуацию, необходимо сделать анализ мочи. Если эти соли обнаружены в избытке, надо срочно принимать меры.

Во-первых , давать ребенку побольше жидкости, во-вторых, ограничить продукты, которые в процессе обмена дают образование этих солей.

Образованию уратов способствуют: мясо, колбаса, сосиски; оксалатов - копчености, сельдь, шоколад, щавель, шпинат; тех и других - любые фабричные консервы.

Родителям, имеющим ребенка с подобными проблемами, неплохо бы завести дневник, в котором фиксировать взаимосвязь между продуктами питания и поведением сына или дочки, а также тщательно проанализировать, достаточно ли поступает в организм ребенка питательных веществ, витаминов, микроэлементов.

Лечение с помощью рационального правильного питания длительное, хлопотное, трудное, но делать это надо обязательно! Естественно, подключив (по рекомендации врача) и другие необходимые средства.

Дефицит питательных элементов. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся.

Витамины

Главным образом - это витамины группы В. Практически все. Но особенно заметен дефицит витамина В12 .

Тиамин (витамин В1) играет первостепенную роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. (Видите, как все взаимосвязано; только что мы говорили о перенасыщении углеводами.) Недостаточность витамина B1 ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую работоспособность. Отсутствие или значительный дефицит тиамина приводит к развитию тяжелых заболеваний нервной системы.

Витамин B1 содержится во многих пищевых продуктах, в том числе в дрожжах, в хлебном квасе. Его много также в зерновых и бобовых культурах. В основном он содержится в зародыше зерна и его оболочках (отрубях). При получении муки высших сортов отруби удаляются, что приводит к значительному снижению в ней тиамина. Богаты этим витамином соя, гречневая и ячневая крупа, кукуруза и другие продукты. Из продуктов животного происхождения больше всего тиамина в печени и нежирной свинине (например, в свинине его в восемь раз больше, чем в говядине, и в шесть раз больше, чем в баранине), почках, сердце.

Тепловая обработка продуктов незначительно разрушает тиамин, особенно если она производится в кислой среде.

Рибофлавин (витамин В2) участвует в процессах роста, в обмене белков, жиров и углеводов. Он оказывает регулирующее влияние на состояние центральной нервной системы, воздействует на процессы обмена в роговице, хрусталике и сетчатке глаза, обеспечивает световое и цветовое зрение. Рибофлавин поступает в организм с пищей. При недостаточности этого витамина появляются сухость губ, вертикальные трещины и рубцы на них, трещины и корочки в углах рта, выпадают волосы, могут развиться конъюнктивит и блефарит.

Основными источниками витамина В2 являются:

Яйца, сыр, молоко, мясо, а также зерновые и бобовые культуры: арахис, соя, чечевица, зеленый горошек. Много рибофлавина в дрожжах и молоке.

Сквашивание молока при изготовлении ряженки, айрана, мацони значительно увеличивает содержание этого витамина ; иными словами, молочнокислые бактерии способны его синтезировать. Источниками рибофлавина могут служить также груши, персики, томаты, морковь, свекла, цветная капуста, шпинат.

Витамин В2 очень ч увствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей , поэтому его препараты (порошки, таблетки) и пищевые продукты, богатые им, хранят в защищенном от солнца месте.


Никотиновая кислота (витамин РР, ниацин, витамин В3) участвует в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, работу печени, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы. Основным источником никотиновой кислоты являются мясо домашней птицы, говядина, телятина, печень, почки. Очень богаты витамином В3 дрожжи, рисовые отруби, пшеничные зародыши. В других растительных продуктах, особенно в кукурузе и зерновых культурах, никотиновая кислота находится в связанной, не усвояемой организмом форме.

Витамин В3 - один из наиболее стойких в отношении хранения и кулинарной обработки. Воздействие высокой температуры, варка и жаренье почти не влияют на его содержание в продукте. Он устойчив к воздействию света, кислорода, воздуха, щелочей.

Пиридоксин (витамин В6) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Недостаточность витамина В6 вызывает у детей раннего возраста задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, малокровие, повышенную возбудимость.

Пиридоксин содержится в весьма незначительных количествах во многих пищевых продуктах: в сухих пивных дрожжах, пшеничных отрубях, ячмене, просе, кукурузе, горохе, картофеле, моркови, свекле, говядине, курятине, говяжьей печени, в телятине, свинине, баранине, яйцах, в коровьем молоке и др.

У здоровых людей, как правило, редко встречается недостаток витамина В6, поскольку его в достаточном количестве образуют кишечные бактерии. Однако бесконтрольный прием внутрь антибиотиков и сульфаниламидных препаратов угнетает функцию кишечных микроорганизмов, и тогда выработка пиридоксина значительно снижается.

Пантотеновая кислота (витамин В5) играет важную роль в обмене веществ. Она оказывает нормализующее влияние на нервную систему, функции надпочечников и щитовидной железы. Исключительно широко распространена в природе. Обнаружение ее в значительных количествах в различных растениях и животных тканях определило и название: пантотеновая - от греческого «вездесущий».

Фолиевая кислота (витамин В9) участвует в обмене и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нуклеиновых кислот, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина В12.

При недостатке в организме фолиевой кислоты развиваются тяжелая анемия, желудочно-кишечные расстройства, нарушения чувствительности и др. Она широко распространена в растительном и животном мире. Наиболее богаты фолиевой кислотой печень, почки и зеленые листья растений, особенно салаты. Фолиевая кислота легко разрушается при кулинарной обработке продуктов.

Цианкобаламин (витамин В12) принадлежит к веществам с высокой биологической активностью. В этом витамине нуждаются все животные организмы. Он участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, процессах кроветворения и т. д. Недостаточность витамина В12 обычно развивается при нарушении его всасывания и проявляется тяжелыми формами анемии. В организм этот витамин поступает с пищей и, кроме того, синтезируется микроорганизмами кишечника. Основным источником цианкобаламина являются продукты животного происхождения, особенно много его содержится в говяжьей печени.

Микроэлементы

Наиболее ярким фактом, имеющим колоссальное фундаментальное и практическое значение, являлось установление широчайшего преобладание дефицита магния у детей с СДВГ. Дефицит магния являлся наиболее ярко выраженным среди дефицитов прочих элементов и наблюдался более чем у 70% пациентов. Выявленные по анализам волос дефициты элементов у детей с СДВГ образуют следующий ряд: Mg (72%) > Zn (67%) > Cu (60%) > Ca (53%) > Mn (43%) > Co (35%) > Fe (13%) > Se (10%) = Si (10%)> Cr (9%).

Очевидно , что ядро дефицитов составляют 6 металлов Mg, Zn, Cu, Ca, Mn и Co.

Магний.

Один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности .

Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, гасит излишнюю возбудимость. Установлено, что дефицит магния создает благоприятные условия для скопления свинца в организме, а свинец чрезвычайно вреден для центральной нервной системы. Как только недостаток магния возмещается, свинец выводится естественным путем. Кроме того, он вообще играет огромную роль на протяжении всей жизни человека. Особенно остро в нем нуждаются те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Подергивание век, онемение конечностей, плаксивое настроение, приступы отчаяния и реакция на погоду, аритмия и резкая боль в грудной клетке, выпадение волос, ломающиеся ногти, кошмарные сны или бессонница у пожилых - все это свидетельствует о дефиците магния. К сожалению, в нашем питании его очень мало. Самым хорошим источником теоретически могло бы быть какао, но гиперактивным детям его нужно давать ограниченно.

Ежедневно здоровому человеку необходимо 300 мг магния - это 6 г орехов и 3 куска черного (ржаного) хлеба. Овощи, мясо, сыр, различные сухофрукты, мак, соя, прожаренная гречневая крупа также содержат магний.

Цинк.

О необходимости его мы уже говорили. Его нехватка тормозит важнейшие жизненные процессы, в частности, цинк корректирует характер и поведение человека, помогает ему усваивать информацию. Кроме того, он чрезвычайно важен в дерматологии, вот почему признаком нехватки цинка являются ломающиеся ногти, юношеские угри. Цинк входит в состав крови и мышц, регулирует содержание сахара в крови. При недостатке его отмечается замедление роста, плохая заживляемость ран.

Цинк содержится в мясе, печени, морской рыбе, молоке, яйцах.

Железо.

С этим элементом очень важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дефицит железа - распространенная проблема и у детей, и у взрослых. Низкое содержание железа в организме вызывает апатию, слабость, неспособность концентрировать внимание, что вполне характерно для синдрома дефицита внимания и способности к обучению. С другой стороны, слишком высокое содержание железа приводит к агрессивному или гиперактивному поведению, то есть опять-таки к симптомам СДВГ.

Много железа содержится в печени (особенно свиной), в зелени петрушки, мозгах, яичном желтке, белых грибах и других продуктах. Высокой усвояемостью отличается железо, содержащееся во фруктах и овощах (персиках, яблоках, шпинате и др.).

Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6).

Они не синтезируются в организме человека и животных (иногда их называют витамином F) и образуют группу так называемых незаменимых жирных кислот, то есть жизненно необходимых для человека. Эти кислоты отличаются от истинных витаминов тем, что не обладают способностью усиливать обменные процессы, однако потребность организма в них значительно выше, чем в истинных витаминах.

Само распределение полиненасыщенных жирных кислот в организме человека свидетельствует об их важной роли. Больше всего их содержится в печени, мозге, сердце, половых железах. При недостаточном поступлении с пищей содержание их уменьшается прежде всего именно в этих органах.

Важнейшим биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве обязательного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного волокна, соединительной ткани). Полиненасыщенные жирные кислоты обладают способностью усиливать выведение холестерина из организма, переводя его в легкорастворимые соединения. Это свойство имеет большое значение в профилактике атеросклероза. Кроме того, полиненасыщенные жирные кислоты оказывают нормализующее действие на стенки кровеносных сосудов, повышая их эластичность и снижая проницаемость.

Исследования показали , что гиперактивные дети ощущают острую нехватку основных жирных кислот. Внешне это может проявляться такими симптомами: ребенок часто просит пить (его мучает постоянное чувство жажды), у него сухие волосы, сухая кожа, частое мочеиспускание. Следует подумать о дефиците жирных кислот, если у малыша появилась астма или экзема, то есть аллергические реакции на внешние раздражители. В случае, когда у ребенка обнаружена нехватка каких-либо питательных элементов, вместе с врачом этот вопрос решается быстро. Используется специальная диета и дополнительно - прием витаминов и препаратов, содержащих необходимые микроэлементы.

Окружающая среда ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе. И, к сожалению, нет на нашей Земле сейчас места, где экологию можно было бы назвать безукоризненной, где были бы чистыми и безвредными воздух, вода, почва и, соответственно, продукты питания. Вероятно, существуют какие-то отдаленные острова, но мы ведем речь о местах обитания так называемого цивилизованного человека.

Именно цивилизация и устроила такую ловушку. Даже в странах со слаборазвитой промышленностью, в лесах и горах человек не застрахован от кислотных дождей, от движения подземных вод, вместе с которыми попадают в почву ядохимикаты, от ветров, переносящих воздух, содержащий отравляющие вещества, от повышенной радиоактивности солнца и многого другого.

Особенно от плохой экологии страдают дети. Их здоровье разрушается на самой начальной стадии своего формирования.

Современная промышленность буквально насыщает окружающую среду солями тяжелых металлов, таких как кадмий, молибден, хром, свинец, алюминий.

Каждая из них губительна по-своему.

Соли кадмия и молибдена ведут, например, к тяжелым расстройствам центральной нервной системы. А ведь кадмий постоянно находится рядом. Он широко используется в различных электроприборах и механизмах, в батарейках, резине, пластмассах, в дезинсектицидах, фотографии, в дыме 1-й сигареты содержится 3 ПДК .

Цинк сам по себе полезен и необходим (в том числе для работы иммунной системы), но в соединении с хромом становится опасным канцерогеном, отравляющим весь организм в целом. Вот и получается, что, с одной стороны, цинк чрезвычайно важен сам по себе и без него не усваиваются такие необходимые элементы, как магний и кальций, с другой, нельзя допустить его сочетания с хромом.

Дефицит магния приводит к тому, что в организме накапливается свинец (магний его выводит), а свинец в данном случае - один из самых вредных металлов. Врачи называют его сильнейшим нейротоксином .

Свинцовое отравление приводит к тяжелым нарушениям в работе нервной системы ребенка и становится причиной многих проблем поведения.

В частности , свинец разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения и восприятия окружающего мира. Даже очень небольшое количество свинца в крови способно вызвать негативные изменения.

Как показали исследования специалистов разных стран, в организме гиперактивных детей содержится довольно большое количество свинца и очень часто - алюминия .

Свинец еще опасен и тем , что очень долго «не хочет покидать нас». Так, израильские врачи в начале 1990-х годов провели сравнение на содержание следов тяжелых металлов в волосах школьников. Оказалось, что у тех, кто имеет сложности в учебе, содержание свинца намного больше. Это не новость для ученых, но все дети, чьи «свинцовые показатели» превышали норму, жили неподалеку от химического комбината, который уже много лет не работал.

Свинец не исчез из окружающей среды, он впитался в землю, на которой играли дети.

Серьезную угрозу представляют и диоксины - очень ядовитые вещества, которые выбрасывают в атмосферу некоторые предприятия, занятые производством и обработкой хлорированных углеводов.

Диоксины обладают канцерогенными, то есть вызывающими злокачественные опухоли, и психотропными свойствами - оказывают негативное действие на психические функции и эмоциональное состояние человека.

Даже обычная и, в общем-то, до недавнего времени, любимая всеми водопроводная вода стала нынче тоже причиной разных заболеваний, и не только желудочно-кишечного тракта. Плохо очищенная вода приносит в дом все примеси почвы: и соли тяжелых металлов, и диоксины, и возбудителей инфекционных заболеваний.

При наличии у ребенка синдрома нарушения внимания с гиперактивностью стоит подумать об экологии собственного дома. Выбросить старые ковры и лучше повременить с покупкой новых, убрать открыто лежащие книги (по крайней мере, из спальни), исключить всякую пыль, плесень. Все это может стать причиной аллергии, а значит, вызвать ухудшение течения СДВГ.

Сама по себе гиперактивность на таком фоне вряд ли возникнет, но вот лечить ее будет тяжелее. По мнению некоторых ученых, аллергические реакции и СДВГ могут иметь общую биологическую основу. Не стоит забывать и об электромагнитных колебаниях, которые излучают телевизоры и компьютеры. А ведь дети проводят рядом с ними большую часть своей жизни. Как известно, эмоциональное возбуждение, возникающее за время, проведенное у компьютера, может привести к ухудшению зрения, вызывать головные боли, психологические проблемы, такие как депрессия, неспособность концентрировать внимание, бессонница.

Кроме того, компьютерные игры очень возбуждают психику ребенка, а в данном случае это категорически противопоказано.

Каждая из названных причин заболевания убедительна и подтверждается множеством исследований. Но сказать со всей определенностью, какая из них доминирует, пожалуй, нельзя. Скорее всего, здесь присутствует целый комплекс причин, то есть природа заболеваний носит комбинированный характер, что и выявляет диагностика больных.

Лечебное питание

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома».

В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители Е-102, Е-104, Е-110, Е-122, Е-124, Е-129 , то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка.

Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый - тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. Считаем, что в любом случае их надо исключить из питания ребенка с СДВГ, даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить и консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами.

Особое внимание вопросам питания нужно уделять тем больным, у которых гиперактивность является следствием аллергии. Здесь, конечно, общих рекомендаций быть не должно, так как разные дети могут не переносить разные продукты. Но зато когда удастся выявить конкретные «возбудители» и исключить их из рациона, то дело быстро идет на поправку. Непереносимость тех или иных продуктов определяют в аллергоцентрах с помощью специальных методик и тестов. Довольно часто используются биоэлектронные методики (в частности, электропунктура по доктору Фоллю), тест на мышечное сопротивление и др. Даже в том случае, когда конкретный продукт определить не удается, но выявляется хотя бы группа, например, углеводы или животные белки, то уже можно надеяться на хороший результат. Конечно, всю группу этих продуктов исключать резко не стоит, но можно их сокращать постепенно, меняя, подбирая, подыскивая им замену.

Вообще же питание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должно состоять преимущественно из овощей и салатов , приготовленных с растительными маслами холодного отжима , кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде.

Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями. Постарайтесь приготовить из этих продуктов вкусные блюда и отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов.

Овощи - горошек, морковь, соя, цветная капуста, кольраби, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы;

Салат листовой;

- фрукты - яблоки, груши, бананы;

- гарнир - картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис;

- зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо, льняное семя;

- хлеб - пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока;

- жиры - кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима;

- мясо - говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1–2 раза в неделю);

- напитки – не подслащенный чай, не газированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг;

- приправы - йодированная соль

С каждым годом учителя начальной школы сталкиваются со все большим числом гиперактивных детей и детей с дефицитом внимания в своих классах. Но по-прежнему педагогов никто не учит, как правильно взаимодействовать с СДВ/СДВГ детьми. Поэтому опыт учителя, который знает, что делать, может оказаться полезным.

Я как-то поинтересовалась у нескольких преподавателей, кто из перечисленных далее учеников страдает синдромом дефицита внимания (СДВ) или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): а) , который говорит без умолку, не может усидеть на месте и постоянно ерзает; б) тихий мечтатель, который спокойно сидит за партой, витая в облаках, полностью отрешенный от всех и вся; в) и тот (а) и другой (б)? Правильным ответом оказался... последний вариант (в).

Три главных показателя СДВ и СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность. И в зависимости от того, какие показатели преобладают, у ребенка наблюдается либо СДВ, либо СДВГ.

Какие же бывают дети с СДВ/СДВГ?

  • Невнимательные. Не гиперактивные или импульсивные, а, напротив, порой заторможенные.
  • Гиперактивные и импульсивные. Зато на сто процентов «включенные», даже когда они кажутся дергаными или подавленными.
  • Невнимательные, гиперактивные и импульсивные (самая распространенная комбинация при СДВ/СДВГ). У таких детей бывают «эпизоды» несусветного поведения и физические изменения, которые пугают как педагогов, так и самих детей.

Те дети, у которых СДВ/СДВГ сопровождается исключительно невнимательностью и мечтательностью, часто переходят в разряд «невидимок», поскольку они ведут себя в рамках нормы и никогда не выказывают признаков взрывного поведения. В результате они нередко замыкаются. Невнимательность имеет и прочие последствия: таким учащимся попадает от родителей и учителей за то, что они не выполняют указания, учатся хуже, чем могут, и не ладят со сверстниками, потому что не хотят играть по их правилам.

Если давать скучные или повторяющиеся задания, дети с СДВ/СДВГ быстро «отключаются». И наоборот: когда они занимаются тем, что доставляет удовольствие, или слушают про то, что интересно, они без проблем концентрируются и внимают обучению. То есть учителю нужно работать над теорией «включенности» — отыскивать, что же заводит маленькие механизмы учеников.

Детям с СДВ/СДВГ сложнее придерживаться расписания и выполнять учебные обязанности, чем сверстникам. Большинству таких учащихся свойственна «внутренняя суетливость», и вы им сильно поможете, если научите распоряжаться своим временем.

Еще одна типичная проблема таких детей — концентрация на чем-то одном. Их чрезвычайно утомляет необходимость сосредотачиваться, думать и гадать, о чем их спрашивают, особенно если рядом что-то происходит. Вот почему так важно выделить для них спокойное место, где они смогут собраться с мыслями.

Невнимательность и мечтательность

  • Такие дети часто ведут себя безалаберно: то делают ошибки, а то и вовсе отвлекаются на посторонние предметы.
  • Они как будто не слышат, что вы с ними разговариваете.
  • Им сложно выполнять инструкции — чтобы добиться результата, им нужно давать более структурированные задания.
  • Отвлечься для них гораздо увлекательнее, чем сосредоточиться.
  • Таким детям сложно довести дело до конца, потому что быстро становится скучно.
  • Им не хватает навыков самоорганизации.
  • Они вечно все теряют!
  • Такие дети не замечают или пропускают мимо ушей более мелкие детали.

Гиперактивность, переизбыток энергии, ерзанье

    Сидеть на месте — не вариант; такие дети постоянно в движении. Причем движение может выражаться в прыжках, беге и даже в перелезании через предметы, часто в совершенно неподходящие моменты и в неприспособленных помещениях.

    Сидеть молча им тоже трудно, поэтому, как правило, они постоянно болтают.

    Расслабляться для них и скучно, и мучительно.

    Бывает, что такой ребенок вдруг вскакивает с места или выбегает из кабинета, пока другие дети тихо работают.

    Случается, что они издают неприемлемые в определенных социальных ситуациях шумы и звуки, а иногда задают неподобающие вопросы про изучаемый предмет (хотя я тоже так постоянно делала на скучных уроках!).

    Они вспыльчивы, заводятся с пол-оборота и иногда неадекватно реагируют.

Импульсивность

    Иногда перебивают, поскольку жаждут быть в центре внимания.

    Ждать своей очереди, не важно, в игре или в чем-то еще, для них тяжелое испытание: им хочется все здесь и сейчас (иначе, как им кажется, они взорвутся).

    Делают неуместные несвоевременные замечания, часто выпаливают сходу то, что думают, не заботясь о последствиях.

    Вместо того чтобы методично решить задачу, пытаются угадать ответ.

    Им сложно слушать других, сложно дослушать вопрос до конца.

    Они не разбираются в чужих эмоциях и при общении часто теряются.

    Они не умеют сдерживать свои эмоции, поэтому для них не редкость вспышки гнева и перепады настроения.

Положительные стороны СДВ/СДВГ

У СДВ/СДВГ немало положительных сторон, поэтому данное «расстройство» следует рассматривать как очередную особенность жизни и обучения, но ни в коем случае не как ограничение. К наличию таланта или интеллекта СДВ/СДВГ не имеют никакого отношения. Многие дети, обремененные этими синдромами, творчески одарены и обладают таким же ясным умом, как мы с вами.

Когда дети с СДВ/СДВГ увлечены, их пыл и рвение поистине волшебны. Они умеют истово трудиться, так же истово играть; они хотят во всем быть первыми, впрочем, как и большинство детей. Только вот дух соревнования у них порой зашкаливает, и если они вдруг не оправдывают собственных ожиданий, то могут очень расстроиться, рассердиться и даже проявить агрессию. Их очень сложно оторвать от деятельности или заданий, которые им интересны, особенно если речь идет о чем-то активном, — без дополнительного способа давления порой не обойтись! С этими детьми вам очень пригодится принцип соотношения похвалы к критике 4:1.

Творческий потенциал детей с СДВ/СДВГ не знает границ, у них в голове роится множество мыслей, а воображение поистине чудесно. Ребенок, который день напролет мечтает и думает десять разных мыслей одновременно, может вырасти в гуру кризисного менеджмента или стать оригинальным художником. Да, дети с СДВ/СДВГ легко отвлекаются, зато они подмечают то, что не дано увидеть другим. Нам, педагогам, весьма полезно иметь под боком учеников, которые видят и думают не так, как все, — это держит нас в тонусе!

Как учить ребенка с СДВ/СДВГ

  • Удостоверьтесь, что у ребенка с СДВ/СДВГ есть медицинский и учебный план, откорректированный родителями и школой. Вам важен правильный диагноз, не стоит полагаться на ярлыки СДВ/СДВГ, запросто навешиваемые школой без официальных медицинских заключений. Диагноз также покажет вам, какой тип СДВ/СДВГ у вашего ученика, и вы будете действовать соответственно.
  • Принимайте этих детей такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение.
  • Налаживайте отношения с родителями/опекунами как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам. Они будут только благодарны вам. Родители иногда находят потрясающие методики, которые можно перенять для работы в классе, и наоборот.
  • Просите о помощи, если она вам требуется. Не геройствуйте, не молчите. Так будет честнее по отношению и к ребенку, и к вам.
  • Ориентируйтесь на ребенка, черпайте информацию в нем самом. Спросите его: какой урок тебе понравился больше всего? Какой — меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться.
  • Понимает ли ребенок с СДВ/СДВГ, что он немного отличается от сверстников? Способен ли объяснить суть этого отличия? Может ли подсказать, как лучше справляться с этой особенностью в условиях школы?
  • Учащимся с СДВ/СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают (кстати, очень полезная инструкция!).
  • Чтобы вернуть учащегося с СДВ/СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора.
  • Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения — у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть чиркает каракули. Еще я даю детям липкие подушечки, мячики для снятия стресса и кушболы: все они снимают напряжение.
  • Прибегайте к альтернативным методам записи информации. Помните, главное — чтобы ребенок осмыслил подаваемый материал. А осмысливать его можно по-разному. Конечно, преподавателю удобнее и проще, когда учащиеся используют для записей бумагу и ручку, но если ребенку это не подходит, пусть пользуется ассоциативной картой, доской, составляет списки на стикерах, использует аудио или конспектирует на планшете.
  • Чаще комментируйте работу учащихся с СДВ/СДВГ, тогда они будут больше стараться. Важно, чтобы они знали, какие к ним предъявляются требования и выполняют ли они эти требования. Такая вот прямая и незамысловатая постановка достижимых целей. Естественно, их очень воодушевляет похвала, и если правильно ее применять, можно сформировать в ребенке внутреннюю мотивацию, которая всем нам так необходима!
  • Разбивайте объемные задания на более мелкие задачи или части. Лучше меньше, да лучше. Если ребенка с СДВ/СДВГ перегружать, он может расстроиться.
  • Побольше юмора и веселья: дети, которые умудряются смеяться на уроках, счастливы и увлечены учебой.
  • Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте, причем не повышая голоса, тогда у детей с СДВ/СДВГ появится шанс запомнить то, что вы говорите.
  • Дети постарше будут лучше учиться, если вы им заранее скажете, что они будут проходить на следующем уроке. Вот вам и элементы обучения в стиле «взбить и перемешать»!
  • Выискивайте любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. К примеру, их живостью и энергией можно заразить сразу несколько учеников, а то и весь класс. Ищите в них таланты и взращивайте их. Жизнь часто проверяет их на прочность, поэтому дети с СДВ/СДВГ, как правило, гибки и отходчивы; душа у них щедрая, и они всегда рады помочь.

Обсуждение

Прочитала с интересом, но вот как применить все это в жизни... Сын в 3 классе, и это постоянная борьба за место в школе. В этом году его снова "просят" на семейное. Но мы уже пробовали, больше на это не подпишусь. Не знаю, какой еще может быть выход. Теперь хотят предложить очно-заочное... Во 2 классе целых 4 месяца отходил в класс, я уже было вздохнула с облегчением, но... Учительница ушла, а с новой все проблемы на месте.

Комментировать статью "Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ"

Гиперактивный ребенок Очень активный ребенок часто воспринимается родителями как наказание. Он создает немало проблем в обществе, ему трудно сосредоточиться, его тяжело приспособить к рутинным действиям, ему все время не сидится на месте.... Психологи связывают такое поведение ребенка с тем, что принято называть "синдром дефицита внимания". Откуда берется этот дефицит внимания и что можно сделать, чтобы помочь такому ребенку найти свое место в обществе, реализовать свои способности? Об этом и...

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности не ставится детям дошкольного возраста. Ни прямо ни косвенно. Максимум, что может поставить в диагнозе врач, это гиперактивность, а СДВГ только предположить, но диагноз СДВГ? (именно так, со знаком вопроса)...

Обсуждение

Мне сложно судить о Вашем ребенке, но мой мелкий, например, на детской площадке постоянно бежит вперед, смотрит назад, в итоге или спотыкается и падает, или врезается лбом в столб. Ну а уж воздеть руку вперед и с воплем "Туда!" ломануться куда угодно - это его коронный номер - только и успеваю ловить. У него СДВГ точно нет, у неврологов были, сказали - все ок, просто темперамент такой, плюс возраст.

Может быть, и нет. У Вас пока сирийский хомячок. Подождите с полгода еще, минимум полгода. У многих детей из ДД нет чувства опасности и самосохранения, как и у сирийского хомячка чувства края.)))

Грыса, свинка, котенок, посаженные на стол, не упадут - есть чувство края.

Что такое внимание? В основе любого психического процесса лежит какое-либо действие. Внешнее действие, которое первоначально происходило с участием сенсорных и моторных органов чувств, сворачивается и становится автоматическим, осуществляясь без внешнего выражения и речевого сопровождения. Внимание - это нечто, что происходит в головном мозге незримо. Это умственно-автоматизированное действие. Бессмысленно говорить ребенку: «Будь же, наконец, внимательным», когда он не видит и не воспринимает...

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к...

Обсуждение

Ой, сложно с этим СДВГ, все что угодно может быть, может даже и не быть СДВГ, а просто реакция на что-то, ревность и т.п. Моему тоже невролог в 5 лет это написала, к 7 было шизотипическое расстройство под вопросом. Ну, много чего за это время случилось, конечно. Может и нет его...
А совет - терпение, терпение, терпение... И гнуть свою и только свою политику. Настаивать, убеждать в нужности, проводить вместе время (не просто рядом, а заниматься делами какими-то совместными).
Психиатров тоже боятся не надо, просто идти к ним в частном порядке и выбирать, выбирать заинтересованного.

Ввести ясный, четкий и жесткий режим дня
-написать и проговорить между взрослыми семейные правила- что можно, а чего нельзя. четко, ясно и понятно. всем вести всегда себя с ребенком в соответсвии с ними и требовать от ребенка их выполнения
-взрослым быть хозяином в доме и королем положения
-найти хорошего врача психиатра, а лучше двух, которые обследуют и будут лечить вашего ребенка

Диагноз «гиперактивный ребенок» по мировой статистике ставят 39% детей дошкольного возраста, но справедлив ли этот диагноз для всех детей, на которых висит этот ярлык? Cреди симптомов гиперактивности называют повышенную двигательную активность, излишнюю импульсивность и даже недостаток внимания. Но если рассматривать эти критерии, то хотя бы под один из них может подойти каждый ребенок. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые приоткрывает тайну человеческих свойств. Так большой...

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Гиперактивный ребенок. СНГВ - синдром нарушения внимания с гиперактивностью у ребенка. Если есть те кто добился хороших результатов в лечении таких детей с СДВиГ напишите пожалуйста и помогите мне. Мама 8летнего Во что играть с ребенком с СДВГ для...

Обсуждение

У нас мальчик 4 года и совсем не разговаривает, врачи говорили ждите до трех лет, не чего сказать не могут, сейчас как я сам понял уже у него гиперактивность, на месте не сидит, не чего не понимает и т. Д, но ходит на горшок иногда нет, как с ним заниматься в плане речевого развития

06.02.2019 20:15:59, Арман

Мой сын до 2го класса тоже самое делал, но не от отсутсвия внимания а от ума как оказалось. Ему было скучно. Показатели от ниже нормы перешли выше нормы. У многих родителей у кого развитые дети таже жалоба, я не вижу никакой проблему, ей скорее всего не интересно. Ну мой правда еще и клоуном работал, мне учителя по началу намекали что он скорее всего осталый и вываливали жалобы, теперь вижу восторг в глазах. У сына в классе деть с СДВГ. Тот ребенок не успевает ничего потому что занят тем что корчит рожы, убегает из класса, за ним бегают учителя, у него серьезные нарушения в сфере социального общения и агрессия.

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы...

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев. Гиперактивные дети чаще впадают в...

Обсуждение

Окружение не принимает их, и они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками.
Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Подобные проявления инфантилизма можно рассматривать как попытку адаптации на уровне, при котором дети с СДВГ получают меньше стрессорных воздействий.

У детей с СДВГ сложно складываются отношения и с взрослыми.
Социальное окружение требует от гиперактивного ребенка более предсказуемого,
стабильного и эффективного подхода к жизни, чем тот, который он может демонстрировать.
Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению.
В результате, одни дети все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, провоцируют конфликты, а иногда к их поведению примешиваются элементы клоунады.

Итак,
Актуальность проблемы
определяется высокой частотой данного синдрома в
детской популяции и его большой социальной значимостью.

У Вас может возникнуть вопрос: У каких детей можно встретить СДВГ?

Синдром дефицита внимания можно встретить
у детей с невротическими состояниями (тревожность, страхи),
у длительночастоболеющих детей,
при задержках психического развития,
моторной алалии,
раннем детском аутизме и др.

Синдром дефицита внимания довольно часто сопутствует синдрому гиперактивности. Его основное проявление - неспособность длительное время
оставаться в состоянии неподвижности.

Таким образом, СДВГ проявляется:
- двигательной гиперактивностью,
- импульсивностью поведения,
- трудностями концентрации и поддержания внимания,
- нарушениями обучения и памяти,
- проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, мы выяснили, что детям с СДВГ
тяжело регулировать свою активность,
внимание и навыки социального взаимодействия,
чтобы приспособиться к рамкам конкретной ситуации.
Это приводят к частым проблемам, возникающих у них в общении и со взрослыми, и со сверстниками.

К теме гиперактивных детей. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Знак равенства между детьми с СДВГ и агрессивными, неадекватными детьми ставят только "защитники" агрессивных.

Обсуждение

Я так скажу,очень близко общаемся с мамой одного гиперактивного мальчика. Еще до года,да и после неоднократно им и педиатр, и главное невролог указывали на нарушения и прописывали им и лекарства и терапию...но ведь,как у нас заведено,каждая мать считает себя умнее врача,а своего ребенка самым гениальным и здоровым. основная часть таких мам детишек с неврологическими отклонениями,9 из 10,выйдя из кабинета врача и обругав дэбила-доктора,направляется в Интернет на форумы,где конечно им все в один голос вторят-конечно он у вас здоров и не пичкайте вы его лекарствами,а на врача идиота забейте!!! и что в итоге? а всё закономерно и предсказуемо! в ответе за здоровье и развитие вашего ребенка-только вы сами! не хотите давать лекарства и лечить-ради Бога! потом по прошествию нескольких лет эти мамы начинают искать виноватых в том,что к их нестандартному и особенному и уникальному неадекватному ребенку никто не может и не хочет подход найти,понять его,принять и помочь. все такие злые и безразличные. а кому это,простите,надо??? это ваш ребенок и ваши проблемы. и ваша вина в подобном результате. понятно,что ребенок не виноват,но всё ведь можно было исправить в свое время. у нас есть знакомая невролог и подобных рассказов я наслушалась предостаточно. и на опыте это вижу. этот мальчик знакомый на 6мес старше моего младшего сына. моему 3года,тому 3,5года. от всех диагнозов и лечения мамаша самая умная отказывалась,не хотела пичкать,все на характер и темперамент списывала,в итоге к 2годам они растеряли всех друзей,т.к мальчик реально невминяемый,неуправляемый,непо-слушный и непредсказуемый,с элементами агрессии внезапной и немотивированной. мамаша в свое время слала врачей далеко и надолго и всем твердила,что все они дэбилы,а сын здоров. а сейчас с ним на одной площадке играть стремно,он и толкнуть с горки может, и спихнуть с высоты, и камнем кинуть, и плюнуть, и укусить, и наброситься как волченок на др ребенка и укусить за лицо, и палкой в глаз ткнуть и посмеяться, и в волосы вцепиться и упасть на землю и валяться и истерить если не по-его... и очень-очень много таких ньюансов. так зачем я буду приводить своего нормального ребенка и спокойного на площадку с ним играть???зачем мне это надо??? если они бегут вдвоем к качели или просто играют-он обязательно толкнет моего,на горке я вечно боюсь отойти,чтоб он моего не столкнул с высоты,в песке,чтоб не обсыпал или не ударил...это не прогулка,а стресс для мамы и травмотичность для ребенка. и никому это не надо. все их сторонятся. и в сад он пошел в 2.10лет,походил 2мес почти и родители стали жаловаться на царапины,синяки и укусы, и воспитатель на неуправляемость и неадекватность такого ребенка. вызвали мамашу к директору и сказали-не садовский,забирайте. теперь дома с бабушками сидит. сад-это первая ступень для социализации,потом школа. и проблемы эти никуда не денутся,а с возрастом только усугубятся. а неврологи так говорят-всю неврологию снимать и корректировать до года надо,максимум до двух,пока мозг имеет огромную компенсаторную и восстановительную возможность и многие проблемы можно полностью ликведировать,а некоторые свести к минимуму,так чтоб потом не было проблем ни с развитием,ни с социализацией и общением. после двух это сделать очень сложно и полностью исправить невозможно. а многие до года-двух посылают невролога,после двух говорят,что дурак и не помогает то,что назначил. а потом все окружающие виноваты,бесжалостны и бесчувственны. а воспитатели и педагоги-вообще некомпетентны и не могут подход найти и помочь!!! а с чего бы это??? они и не должны этого делать!!! организация ориентированна на здоровых детей,а не на детей с отклонениями! для таких детей есть специальные заведения и педагоги и воспитатели с особым образованием! а обычные рядовые воспитатели не должны подстраиваться и искать подход. им за это не платят и не обучали. да и мало кому из мам понравится забирать своих детей с укусами и переломами. не думаю,что они войдут в положение и захотят понять... это маме такого ребенка нестандартного хочется,чтоб он и в сад как все ходил, и в школу, и чтоб все поняли и помогли, и были добрее и внимательнее. но с чего???? это маме этой умнее надо было быть в свое время,а не все вокруг теперь должны... не хотела в младенчестве слушать доктора-пусть теперь сама и отвечает за последствия и разгребает свои проблемы. ищет педагогов особых для особого ребенка,и учереждения. ни воспитателям это не надо лишний геморой,ни детям перспектива свернуть шею на горке или лишиться глаза... понятно,что он это не со зла и он не виноват,что родился таким,но и окружающие тоже ни в чем не виноваты и расхлебывать эту кашу не обязанны. имхо.

04.09.2013 12:16:55, НИКА.у меня есть два чуда

Какие существуют виды диет для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью? Могут ли они помочь Вам и Вашему ребёнку? Есть ли продукты, которые Вам нужно употреблять, и такие, которых стоит избегать? Эта статья даст ответы на вопросы о диетах при СДВГ, включая ограничивающие диеты, пищевые добавки и продукты питания, которые могут ослабить симптомы СДВГ .

Может ли диета помочь при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью?

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это заболевание, состоящее из основных двух проблем:

    Неспособность сфокусировать внимание.

    Сложности со способностью сосредоточиться на определённой задаче.

Для человека, страдающего от СДВГ, может быть очень сложным оставаться на одном месте. Многие люди с СДВГ совершают импульсивные поступки – сначала делают, потом думают. Среди других симптомов этого заболевания можно перечислить следующее: ощущение беспокойства, депрессия, присутствие негативных мыслей и проблемы со сном. СДВГ случается и у детей, и у подростков и у взрослых людей.

«Вылечить» СДВГ нельзя. Однако можно облегчить его симптомы при помощи медикаментов и поведенческой терапии, которые назначаются многим людям с СДВГ. А как насчёт диет для лечения СДВГ? Могут ли они помочь?

Что такое диета для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

В идеальном варианте диета для СДВГ должна помогать мозгу лучше работать и должна снижать проявление симптомов расстройства, таких как неугомонность и неспособность сосредоточиться. Диета может включать продукты, которые Вы употребляете в повседневном рационе, а также любые пищевые добавки, в которых Вы можете нуждаться. Вы можете найти информацию о следующих диетах от СДВГ:

    Комплексное питание для СДВГ: Эта диета включает в себя пищу, которую Вы употребляете ежедневно. Как может Ваше комплексное питание помочь или навредить при СДВГ? Диета основана на предположении, что некоторые из употребляемых Вами продуктов могут усугубить или облегчить симптомы СДВГ. Также Вы можете просто не употреблять в достаточном количестве тех продуктов, которые могут помочь ослабить симптомы заболевания.

    Дополняющие диеты для СДВГ: Этот тип диет предполагает добавление в пищу витаминов, минералов и других питательных веществ, чтобы восполнить «пробелы» в Вашем рационе и таким образом ослабить проявление симптомов СДВГ. Эта диета применяется в тех случаях, когда есть подозрение на нехватку определённого элемента в Вашем организме.

    Ограничивающие диеты для СДВГ: При этой диете из рациона убираются вещества (продукты питания), которые предположительно усиливают симптомы СДВГ. Применяется эта диета в том случае, когда предполагается, что пациент употребляет в пищу нездоровые продукты, которые ухудшают влияние симптомов СДВГ.

Комплексное питание для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Масштабных научных исследований по диетам для лечения СДВГ не проводилось, поэтому результаты их ограничены и противоречивы. Однако многие эксперты сферы здравоохранения считают, что диеты могут играть существенную роль в ослаблении симптомов СДВГ. Ричард Зон, доктор медицинских наук, особенно акцентирует на том факте, что всё полезное для мозга вероятнее всего будет полезным при СДВГ. Исследователь человеческого мозга и эксперт по СДВГ Даниэль Амен, доктор медицинских наук, рекомендует испробовать следующие советы по питанию:

    Кушайте пищу, богатую на протеины, включая бобы, сыры, яйца, мясо и орехи. Добавляйте протеинообогащённые продукты в завтрак и промежуточные приёмы пищи, чтобы улучшить способность к концентрации внимания и вероятно продлить действие медикаментов от СДВГ.

    Употребляйте в пищу меньше простых карбогидратов, которые содержатся в конфетах, кукурузном сиропе, мёде, сахаре, продуктах из белой муки, белого риса и картофеля без кожуры.

    Употребляйте в пищу больше комплексных карбогидратов, таких как овощи и некоторые фрукты (включая апельсины, мандарины, груши, грейпфруты, яблоки и киви). Эти продукты могут помочь Вам лучше спать, если употреблять их перед сном.

    Ешьте больше омега-3 жирных кислот, таких, например, которые содержаться в тунце, лососе и других видах рыбы, обитающих в холодной воде, в грецких орехах, бразильских орехах, а также в оливковом масле и в масле канолы. Омега-3 жирные кислоты также доступны в форме пищевой добавки.

Биологически активные (питательные) добавки и синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Амен и Согн предлагают, чтобы все пациенты с СДВГ принимали 100 % необходимых витаминов каждый день. Многие дети, подростки и взрослые люди питаются несбалансированно, особенно пытаясь успеть переделать за день всё и питаясь на ходу.

Симптомы СДВГ, а также причины их возникновения, у каждого больного индивидуальны. Кроме того, для некоторых людей определённые пищевые добавки могут стать причиной усугубления симптомов. Поэтому прежде чем начать приём какой-либо добавки обсудите эту возможность со своим врачом.

Ограничивающие диеты и синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Начиная ограничивающую диету Вам нужно определить продукты, которые, по Вашему мнению, могут вызывать симптомы СДВГ. После чего нужно исключить из рациона всё, что содержит это вещество. Если Вы замечаете улучшения в проявлении симптомов, Вам стоит продолжать избегать этого продукта.

Может ли устранение продуктов из рациона помочь ослабить симптомы СДВГ? Исследования в этой сфере всё ещё проводятся, и чётких результатов пока нет. Ниже приведены мнения экспертов касательно некоторых частных случаев.

Пищевые аллергии или добавки

В 1975 году Бенджамин Файнгольд предположил, что искусственные красители, ароматизаторы и консерванты могут приводит к возникновению гиперактивности у некоторых детей. С момента, когда он впервые озвучил эту теорию, исследователи и эксперты по поведению детей вели горячие споры на эту тему. Недавние исследования показали, что некоторые пищевые красители и один из консервантов действительно привели к увеличению гиперактивности у некоторых детей. Однако их влияние было разным в зависимости от возраста и добавки.

Основываясь на этом и ряде других недавних исследований, Американская академия педиатрии признаёт, что исключение консервантов и пищевых красителей из рациона может быть разумным шагом для детей с СДВГ . Амен советует убрать из пищи следующие вещества:

    Искусственные красители (особенно красный и желтый)

    Пищевые добавки, такие как аспартам, глутамат натрий и нитриты

Очень часто в качестве лечения традиционная медицина предлагает медикаменты, имеющие большое количество страшных побочных эффектов и вызывающих привыкание. Несмотря на то, что не существует точных подтверждений тому, что гиперактивность связана с неправильным , все больше врачей приходят к выводу о рациональности применения этого метода коррекции поведения гиперактивных детей. Более того, лечение более 80% гиперактивных детей достигает значительных успехов уже после введения подходящей диеты.

В пользу диетического подхода к лечению говорит его простота и дешевизна, отсутствие нежелательных эффектов, более того, укрепление общего здоровья ребенка в результате регулирования его рациона.

Конечно, в каждом конкретном случае гиперактивности следует проводить достаточно длительные наблюдения, в результате которых станет ясно – чего не хватает в рационе ребенка, а что, наоборот, присутствует в избытке.

Вероятные причины гиперактивности, связанные с неправильным питанием

Специалисты выделяют несколько аспектов, связанных с питанием, на которые следует обратить внимание родителям детей с диагнозом СДВГ.

Всё дело в гормонах, таких как адреналин, который вырабатывается при потреблении сахара. Особенности любого детского организма таковы, что адреналин превышает норму в десятки раз даже через пять часов после употребления сахара.

Такое дополнительное напряжение и без того неустойчивой нервной системы гиперактивного ребенка, как минимум, излишне.

Конечно, рафинированный сахар в составе сбалансированного питания не приносит вреда. Проблемы возникают лишь при употреблении сахара без меры.

Причина 2. .

Многие гиперактивные детки имеют предрасположенность к . Основными «проблемными» продуктами являются: кукуруза, арахис, кофеин, шоколад, яйца, молочные продукты, изделия из муки высшего сорта, крупы (пшеница, рожь, просо и овес). Лекарственные средства, такие как салицилаты (например, аспирин), тоже могут вызывать аллергические реакции.

В 1970-х годах появилось мнение о том, что за гиперактивность ответственны пищевые красители. Это утверждение так и не было доказано, однако считается целесообразным исключить из рациона ребенка красители, ароматизаторы и консерванты (в последнее время все больше производителей стали указывать их наименования, вместо пугающих «Е» с цифрами). Многие из них вызывают аллергические реакции, нарушающие деятельность мозга. Во всяком случае, строгое исключение аллергена повлияет лишь положительно на любой организм.

Кроме того, обследуйте ваш дом на наличие возможных токсинов или аллергенов – новые ковры, инсектициды и пестициды, пыль и плесень – и, по возможности, избегайте контакта ребенка с подобными предметами.

Причина 3. Проблемы с магнием.

Магний нужен и для спокойного , и для нормальной переработки глюкозы. Дефицит магния очень распространен, особенно среди тех, кто много ест сладостей. Лекарства, включая антибиотики, также истощают запасы магния в организме.

Недостаток этого элемента можно восполнить витаминными препаратами или минеральной водой. Достаточно много содержится его в орехах, семечках, гречке, бобовых, бананах, печеном картофеле и зелени. В районах с жесткой, богатой минералами люди покрывают значительную часть потребности в магнии за счет воды.

Причина 4. Недостаток белковой пищи одновременно с переизбытком углеводной.

Некоторые исследования, проведенные в 80-х годах прошлого века, установили взаимосвязь соотношения белков и углеводов с поведением детей. Гиперактивные малыши становились тем более неуправляемыми, чем больше углеводов по отношению к белкам было в их рационе. Избыток углеводов может вылиться в резкие перепады настроения и даже плохое самочувствие.

Кроме сладостей, богаты углеводами пицца, хлопья для завтрака, изделия из белой муки, белый рис, чипсы и спагетти – популярные блюда, очень быстро снабжающие кровь человека глюкозой. Количество фруктов следует ограничивать до двух в день. Важно, чтобы в рационе ребенка было достаточно такой богатой белками пищи, как творог, яйца и мясо.

Около 60% мозга состоит из жирных кислот, половина из них — ненасыщенные жирные кислоты, которых обычно недостает в рационе современных детей. Их нехватку может возместить рыбий жир с высоким содержанием кислот из группы Омега-3.

Дефицит железа – распространенная проблема и у детей, и у взрослых. Низкое содержание железа в организме вызывает неспособность концентрировать внимание, что характерно для некоторых гиперактивных детей. С другой стороны, слишком высокое содержание железа приводит детей к чрезмерно агрессивному или гиперактивному поведению.

Сталкиваясь с гиперактивными детьми, врачи обращают внимание прежде всего на насыщенность их рациона витаминами группы В. Натуральные молочные и мясные продукты обеспечивают организм необходимым количеством этих витаминов, особенно важных для нервной системы. У гиперактивных детей часто обнаруживается их нехватка.

Особенно хорошие результаты при гиперактивности показали витамины В1, В5 и В6. В некоторых случаях эффект от приема витамина В6 оказывается выше, чем от приема специальных медикаментов. В периоды недостатка в питании (зимой и ранней весной) гиперактивному малышу нужно принимать витаминные комплексы, выбрать которые поможет врач (невропатолог или педиатр).

Меню непоседы

Обязательные продукты: мясо (телятина, птица), говяжья печень, морепродукты, творог, овощи, фрукты, свежевыжатые .

Желательно избегать таких продуктов питания, как шоколад, конфеты, лимонады, изделия из муки высшего сорта, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. И очень осторожно надо вводить в пищу продукты, содержащие аллергены: яйца, жирные молочные изделия, продукты, в которых есть консерванты, красные и желтые фрукты и овощи.

Если вы подозреваете, что какие-то продукты дали всплеск гиперактивности вашего ребенка, следует посоветоваться с педиатром или с врачом-диетологом.

Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:

(Филь Татьяна Александровна)