Село карабиха самая интересная информация. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н

Литературно-мемориальный музей-заповедник Некрасова Н.А. «Карабиха» расположен в 15 км от Ярославля неподалеку от поселка Красные Ткачи.

До начала 18 в. рядом с усадьбой находилось село Богородское. В начале 18 в. селом и прилегающими к нему землями стал владеть род князей Голицыных. В 1740-х гг. по заказу князя Голицына Николая Сергеевича началось строительство усадьбы, расположенной на Карабитовой Горе. Эта усадьба стала наиболее крупной в Ярославской губернии. Имя архитектора до наших дней не дошло. Свое имя усадьба получила от названия горы – Карабиха. Впоследствии так стали называть и село, в котором находится усадьба.

В Карабихе, как ни в одной из усадеб 18 в. в Ярославской области, сохранился ее первоначальный вид. Усадьба относится к дворцовому типу, типичному для эпохи классицизма. В усадебный комплекс входят: 2 парка (регулярный и пейзажный), жилой дом, система прудов и хозяйственные постройки.

Основой ансамбля является главный дом с двумя флигелями. Ранее домом и флигелями располагались двухэтажные крытые галереи, которые объединявшие все здания в единое целое. Главный дом – это каменное двухэтажное здание, на колоннах которого расположены фронтоны, с верандами и бельведером. За домом находится спуск к Которосли.

Интерьер здания сохранил элементы декора конца 18 - начала 19 вв. Во флигелях же сохранились характерные для более раннего архитектурного периода фрагменты наличников в стиле барокко, полуциркульное завершение окон.

Конный двор на территории усадьбы относится к началу 19 в. и изначально имел симметричную композицию, которая состояла из трех частей: главного здания и двух каретников. В начале 20 в. вместо северного каретника построили жилой двухэтажный дом.

Входящие в состав усадьбы парки условно называются Верхним и Нижним. Верхний разместился рядом с главным домом, он французского типа – ухоженный, аккуратный, с постриженными кустарниками и деревьями, у каждого объекта свое собственное место. Нижний парк – за домом. Это типичный английский парк – естественный, сначала он кажется запущенным, но, тем не менее, каждое насаждение здесь на выделенном специально для него месте. На большой поляне именно этого парка Некрасов устраивал свои чтения. На краю Нижнего парка – водный каскад Гремиха, который создается ручьем, протекающим через Нижний и Верхний и пруды и образующим водопады и мелкие пруды.

В начале 19 в. М.Н. Голицыным была начата реконструкция имения, в итоге усадебный комплекс принял вид, в котором она и дошла до нашего времени. В 1827 г. после смерти М.Н. Голицына, усадьба осталась бесхозной, начала приходить в упадок. В 1861 г. у потомков Голицына усадьбу приобрел для летнего отдыха Николай Алексеевич Некрасов. Он поселился здесь со своим братом, Федором, который и взял на себя все хозяйственные заботы.

В Карабихе Николай Некрасов написал свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос». Здесь он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Последний раз поэт был в усадьбе в 1875 г.

В 1918 г. усадьбу национализировали. Несмотря на то, что усадьба имела статус исторического памятника, в ней размещался совхоз «Бурлаки». В 1946 г. было принято решение о проведении реконструкции этого памятника и организация мемориального музея Некрасова. Сначала музей являлся филиалом краеведческого музея, а с 1988 г., его преобразовали в литературно-мемориальный музей-заповедник с филиалами в Грешнево и Аббакумцево. В 2002 г. большой дом усадьбы был открыт после почти десятилетней реставрации.

В фондах музея – более 20 тыс. предметов, среди них предметы интерьера, личные вещи людей. Живших в усадьбе, портреты, усадебная обстановка. Большой интерес представляет коллекция любительских фотографий рубежа 19-20 вв. с портретами владельцев усадьбы и ее видами. Библиотечные фонды музея насчитывают более 15 тыс. редких журналов и книг 18-начала 20 вв. Здесь можно увидеть первые издания Н.А. Некрасова, прижизненные и посмертные издания его произведений, 7 книг из библиотеки Некрасова, журналы, которые он издавал, выпуски журналов, с которыми он сотрудничал. В конце 20 в. экспозиция музея пополнилась коллекцией хрустальной и стеклянной посуды 19 в. и письмом М.Н. Голицыну от А.И. Мусина-Пушкина 1808 г.

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее Ярославля, близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.

Некрасовскую усадьбу часто называют «единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII – начала XX вв., сохранившим свой первоначальный архитектурный облик».

Изначально на этой территории располагалось село Богородское, принадлежавшее известному роду князей Голицыных. По заказу владельцев в 40-е года XVIII в. начинается строительство усадьбы. Проходит время, сменяются поколения, в итоге родовое имение Голицыных остается практически без хозяев, потихоньку ветшает. Такой ее и покупает Николай Алексеевич Некрасов. Все хозяйственные заботы об усадьбе взял на себя брат классика – Федор, поселившийся в Большом доме. Сам Некрасов скромно занял Восточный флигель, используя его в качестве летней дачи.

В 1861 – 1875 годах поэт проводит здесь несколько летних сезонов, пишет свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», стихотворение «Орина, мать солдатская» и ряд других, начинает работу над произведением «Кому на Руси жить хорошо». В свое последнее посещение Карабихи Некрасов побывал во всех памятных и дорогих ему местах: в Ярославле, в созданной им школе и на могиле матери в Абакумцеве, на пепелище старого родительского дома в Грешневе.

После революции судьба бывшей барской усадьбы не многим отличается от аналогичных «дворянских гнезд». Ее национализируют, позднее здесь размещается совхоз «Бурлаки», санаторий, детский дом. К счастью, почти сразу после войны усадьбу все-таки признают памятником истории и культуры и в память о поэте – «голосе крестьян» открывают мемориальный музей. Имение Некрасова реставрируют, территории и постройкам возвращают именно тот вид, что был при жизни Николая Алексеевича. Ежегодно, начиная с 1968 года, в первую субботу июля в Карабихе проводятся знаменитые некрасовские праздники поэзии. 1 января 1988 года некрасовская музей-усадьба преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» с филиалами в Абакумцеве и Грешневе.

Музей-усадьба Карабиха. Восточный флигель.

АРХИТЕКТУРА УСАДЬБЫ

Центром имения является двухэтажный Большой дом, стоящий на высоком холме над речкой Которослью, которая берет в этих местах свое начало. Дом имеет два фасада, один из которых, парадный, встречает гостей усадьбы, а другой, парковый, выходит на тенистые аллеи. Ранее особняк соединялся крытой двухъярусной галереей с двумя расположенными по сторонам каменными флигелями, которая не сохранилась. Большой дом изумительно красив и изящен, он действительно похож на миниатюрный дворец. Белый, лаконичный, парадный вход и просторный балкон на втором этаже обрамлены колоннами, над зеленой крышей возвышается круглый бельведер с тонким шпилем, с этой легкой башенки обитатели и гости усадьбы, должно быть, любили обозревать окрестности. В Большом доме можно увидеть планировку и элементы интерьеров конца XVIII - начала XIX вв.

Музей-усадьба Карабиха. Экспозиция Большого дома. На балконе


Архитектура флигелей выдержана в едином с центральным домом стиле. Они двухэтажные, компактные, беленькие, с миниатюрными крылечками. Восточный флигель, который занимал в летние месяцы Некрасов, украшен балкончиком с колоннами. Во флигелях сохранились элементы более раннего периода: фрагменты барочных наличников и оконные проёмы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле.

На территории усадьбы сохранились многочисленные хозяйственные постройки: каретник, кузница, людская, красные сараи, оранжерея, домик садовника, винный склад, ледник и другие.

Еще одна интересная постройка – так называемый Зеленый домик. Некрасов построил его для своего брата Константина Алексеевича, которому отец отказал в наследстве из-за женитьбы на простой мещанке. Поэт всячески поддерживал своего бедствующего родственника.

Музей-усадьба Карабиха. Рубленный домик.

Ансамбль усадьбы органично дополняют парки.

Верхний парк французского типа разбит перед домом, его регулярная планировка четка и лаконична. К Верхнему парку примыкает чудесный Фруктовый сад.


Музей-усадьба Карабиха. Верхний парк. Верхний парк. Фруктовый сад.


Нижний (пейзажный) парк, спускающийся по склону холма, устроен по английскому типу, на первый взгляд может создаться впечатление некой хаотичности, однако, и здесь прослеживается четкое следование канонам ландшафтного дизайна. Попасть в Нижний парк можно сразу, обойдя сзади Большой дом. Примечательно, что на большой поляне этого парка Н.А.Некрасов устраивал чтения. Самобытны Верхний и нижний Большие пруды.

Музей-усадьба Карабиха. Нижний парк.



Музей-усадьба Карабиха. Верхний пруд в Нижнем парке. Нижний парк. Каскад "Гремиха"


ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КАРАБИХА»

Сама экспозиция начинается со второго этажа. Комнаты Большого дома, как впрочем, и Восточного флигеля, смежные.

Прекрасные интерьеры, особенно для любителей старины. Конечно, мало что сохранилось от прежней обстановки. Мебель и прочие вещи сотрудники музея кропотливо собирали по бывшим разоренным усадьбам. И пусть большинством из этих предметов владели не сами Некрасовы, в них все же присутствует дух времени. Даже обои делали по специальному заказу по образцам позапрошлого века. Некоторые вещи подарили родные семьи поэта.

В первом зале видим бюст поэта работы М.Ф.Чижова. Второй зал изначально служил Н.А.Некрасову кабинетом. Здесь интересны фотографии, иллюстрирующие детство и юность поэта, документы той эпохи. Коллекция следующих комнат разнообразна и выдержана в духе дворянских усадеб: изящные гарнитуры, многочисленные раритетные книги и журналы в тяжелых шкафах, большая коллекция фотографий и портретов, картины и гравюры, документы, предметы обстановки и милые безделушки, очень много зеркал в резных рамах, непременные рояль и карточный столик, камин и часы с боем.


Музей-усадьба Карабиха. Экспозиция Большого дома.


Повсюду охотничья тематика: оружие, чучела птиц. Симпатичная комнатка-пенал, оклеенная малахитовыми обоями в полоску, которая принадлежала племяннику поэта Константину Федоровичу Некрасову, здесь стоит обратить внимание на большой секретер с письменными принадлежностями и интересный шкаф с книгами, можно посмотреть черно-белые фотографии и выглянуть в окно на раскинувшийся перед домом парк.


Охотничья тематика Рабочий стол


Комната К.Ф.Некрасова


Интересна экспозиция в Восточном флигеле, здесь особенно ощущается некрасовский дух. Продолговатый небольшой кабинет поэта, личные вещи, массивные шкафы. На застекленной конторке рукописи и документы, на стенах старинные фотографии Некрасова, его родных, друзей. Впрочем, Некрасов предпочитал работать в большой зале с мраморным камином. Здесь все так же стоит турецкий полосатый диван, одна из немногих вещей, действительно принадлежавших поэту.

«Имя села Корабихи должно быть известно каждому образованному русскому, потому что это имение, с винокуренным заводом его, принадлежит знаменитому нашему поэту и журналисту Николаю Алексеевичу Некрасову…» - писал в 1869 год один из исследователь истории ярославской губернии. И в те времена в этом не было преувеличения: поэт был на вершине славы, в квартирах всех образованных либералов страны висели его портреты, на литературных вечерах не оставалось свободных мест, чтения сопровождались овациями. Многие, по воспоминаниям философа В.В. Розанова, кроме Некрасова и вовсе ничего не читали, зато уж у Некрасова знали наизусть каждую страницу.

Карабиху Некрасов купил у князей Голицыных - «купил дорого, но не для дохода, а для собственного проживания летом», как сам поэт написал в письме к отцу. Старинная усадьба не случайно привлекла его внимание: в выборе места и планировке чувствуется рука опытного мастера, а архитектурный облик усадьбы очень близок к подмосковным усадьбам конца XVIII века - времени расцвета усадебного строительства. И двухэтажный дом с антресолями, портиками и бельведером, и флигели, и широкий парадный двор, и парки - пейзажный английский с каскадом прудов и регулярный французский - все было оформлено с большим вкусом. В Ярославской губернии таких богатых усадеб больше почти и не было.

Правда, на момент покупки усадьба находилась в запущенном состоянии. Галереи подгнили, каменные своды обваливались, арабские персики и французские сливы в оранжереях заморозил неопытный и нетрезвый садовник, каменные статуи были разбиты… Пришлось срочно заняться восстановлением имения.

Но уже вскоре после покупки усадьбу навещают первые гости: писатели М.Е. Салтыков-Щедрин и А.Н. Островский, известные актеры и драматурги. Время проводили весело: гуляли по парку, ездили в город на тройках, устраивали чтения и домашние спектакли, охотились. Некрасов был страстным охотником - еще и поэтому ему так нравились окрестности Карабихи, богатые дичью. «Обычно хмурый и задумчивый, на охоте он был неузнаваем: живой, веселый, разговорчивый, с мужиками ласковый и добродушный», - вспоминает один из гостей, известный актер И.Ф. Горбунов.

А вот как проходил обычный день в имении, если гости и хозяева не выезжали на охоту. «Мы поднимались в гору ближе к дому, заходили на площадку, устроенную у самой каменной ограды парка, и любовались чудным видом. А вид был действительно великолепный, широкий и далекий. Горизонт открывался с восточной и южной сторон, и к линии его террасами поднимались поля и леса, луга и снова поля и леса… Нагулявшись, мы возвращались в парк и усаживались на большой лужайке перед домом, под громадным кедром, на разостланном ковре… Здесь происходили самые интересные разговоры, лились рассказы из охотничьей жизни или из быта поэтов и писателей, часто в юмористической форме. Только поздний вечер загонял нас в комнаты», - так вспоминает Наталья Некрасова, жена брата поэта.

Сам Некрасов жил в двухэтажном каменном флигеле, на втором этаже, куда вела широкая лестница. По свидетельству все той же Натальи Павловны Некрасовой, работал он всегда дома, обычно в гостиной. «Это была большая, почти квадратная комната, вся белая, с тяжелыми темными портьерами на окнах. Посреди левой стены находился камин белого мрамора. На каминной полке были расставлены чучела птиц - охотничьи трофеи поэта… По сторонам камина стояли турецкие диваны, а у задней стены конторка, на которую клались бумага и карандаш».

После смерти поэта его брат оставил Восточный флигель в том виде, в котором он был при жизни брата, и приглашал желающих его осматривать. А параллельно активно занялся производством: организовал в Карабихе винокуренный завод на основе переработки картофеля, а также водочный и пиво-медоваренный заводы. Оптовые склады Некрасова-младшего, расположенные в городах и селах окрестных губерний, снабжали алкоголем все окрестности. Производились следующие напитки: наливки «Брусничная», «Малиновая», «Рябиновая», «Очищенное вино» (обычная водка), «Водка желудочная», «Столовое вино №21», «Ром №2». Параллельно младший брат поэта активно занимался благотворительностью, строил школы в окрестных деревнях, Народный Дом и т.д.

Мемориальный музей Некрасова был официально организован только в 1949 году. В восстановленном центральном здании открыли литературный отдел «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова», а в Восточном флигеле чуть позже открыли мемориальную экспозицию «Личные комнаты Н.А. Некрасова». Лучше всего приезжать сюда летом: каждый год в первую субботу июля в музее-заповеднике «Карабиха» разворачивается театрализованное представление - разыгрываются сцены из усадебной жизни, а на Поэтической поляне звучат стихи Некрасова.

А десять лет назад к прочим экспозициям прибавился «Музей Деда Мазая» - интерактивный музей для самых юных посетителей. Сюжетная линия экспозиции, созданной сотрудниками музея совместно с художниками ярославского ТЮЗа, строится на основе цикла стихотворений из сборника «Русским детям»: «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «Дядюшка Яков», «Соловьи», «Пчелы», «Генерал Топтыгин» и т.д. В волшебную страну можно попасть только через дупло таинственного старого дуба. В «Музее Деда Мазая» дети - не просто зрители, но и непосредственные участники всего происходящего: вместе со старым охотником они спасают зайцев, на сельской ярмарке знакомятся с веселым офеней дядюшкой Яковом, помогают сиротке Феклуше приобрести букварь, участвуют в организации школы для крестьянских детей.

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» создан в 1946 году. Расположен в Ярославском районе всего в нескольких километрах от Ярославля.

До начала XVIII века: в окрестностях современной Карабихи располагалось село Богородское. В 1711 году владельцами села и прилегавших земель становятся князья Голицыны. В 1740-е годы по заказу Николая Сергеевича Голицына началось строительство усадьбы на Карабитовой горе. Усадьба получила название Карабиха.

В 1785 году имение переходит по наследству Михаилу Николаевичу Голицыну . В 1801 году он назначается ярославским гражданским губернатором, тогда же начинает реконструкцию родового имения. В результате усадебный ансамбль принимает облик парадной резиденции, соответствующий статусу владельца. Практически в этом виде усадебный комплекс сохранился до наших дней.

После смерти М. Н. Голицына усадьба постепенно ветшает. Получивший её в наследство сын Михаила Николаевича Валериан был арестован за участие в движении декабристов и осуждён на ссылку в Сибирь, затем он служил на Кавказе, а когда вернулся, предпочитал другие усадьбы.

Валериан Михайлович умер в 1859 году. Через два года его жена Дарья Андреевна продала усадьбу поэту Николаю Алексеевичу Некрасову . Хозяйственные заботы по управлению усадьбой взял на себя поселившийся здесь брат поэта Фёдор Алексеевич Некрасов (1827 — 1913).

Николай Алексеевич Некрасов приезжал в Карабиху в 1861—1875 годы. Здесь им были созданы поэмы« Дедушка», «Русские женщины», «Современники», «Мороз, красный нос»; стихотворения« Калистрат», «Возвращение», «Орина, мать солдатская»; он работал в Карабихе над поэмой« Кому на Руси жить хорошо». В усадьбе, в гостях у Некрасова, в разное время побывали А. Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д. В. Григорович, И. Ф. Горбунов.

Фёдор Алексеевич жил здесь с семьёй до своей смерти, до революции в усадьбе жили его потомки. В 1918 году усадьба была национализирована и отнесена к памятникам истории. После Гражданской войны здесь размещается совхоз« Бурлаки», позднее — детский дом.

5 декабря 1946 г. было принято постановление Совета Министров СССР« О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня его рождения». В числе прочих мероприятий, Ярославскому облисполкому поручено реставрировать усадьбу« Карабиха» и организовать в ней мемориальный музей. Первый директором был назначен Анатолий Фёдорович Тарасов .

В середине 1959 года Ярославский мемориальный музей Н. А. Некрасова был включён в состав организованного Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника на правах филиала(с декабря 1969 — Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник).

На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 367 от 4 сентября 1987 г. «О создании Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова „Карабиха“ в Ярославской области» музей стал самостоятельным юридическим лицом.

В 2001 г. создан филиал« Абакумцево-Грешнево». С января 2012 г. музей стал Государственным автономным учреждением культуры Ярославской области.

Фонд музея, насчитывающий более 50 тыс. ед. хранения, имеет в своем составе несколько коллекций: редкой книги, историко-бытовую, изобразительную, документальную, фотоматериалов. Начало формирования коллекций было положено при создании музея передачей значительного количества предметов(в основном мебели) из Ярославского краеведческого музея и от Детского дома, располагавшегося в 1940-е гг. в усадьбе. В 1940—1960-е от родственников поэта, проживавших в усадьбе в эти годы, поступили предметы интерьера, книги, документы и фотографии семьи Некрасовых. В последующие годы фонды музея комплектовались в основном типологическими предметами, периодическими изданиями и книгами XVIII—XIX вв. , предметами крестьянского быта из окрестностей Карабихи, Грешнева, Абакумцева.

В период с 1992 по 1995 годы в состав музея входил филиал« Литературная жизнь края» — мемориальный дом-музей М. Богдановича.

Усадьба« Карабиха» — это комплекс усадебных построек дворцового типа. В архитектурном плане делится на две части: жилая — Центральный дом, Восточный и Западные флигели; хозяйственная — конюшня, оранжерея, кузница, людская. В истории создания четко прослеживается два строительных периода: II пол. ХVIII — начало XIX века(голицынский) и последняя треть XIX — начало XX века(некрасовский).

Открытие литературного отдела музея состоялось 9 января 1949 г. Мемориальный отдел открылся 9 декабря 1951 г. Автором экспозиций был А. Ф. Тарасов.

В 1971 г. в связи со 150-летием со дня рождения Н. А. Некрасова была построена и открыта экспозиция литературного отдела« Жизнь и творчество Некрасова».

10 декабря 1999 г. на грант фонда Сороса в музее был открыт первый в России детский литературный« Музей деда Мазая». Авторы — Н. Н. Пайков, Т. А. Полежаева.

6 июля 2002 г. в Центральном доме усадьбы после его ремонта была открыта новая экспозиция« Не бойся горького забвенья…». Она посвящена пребыванию Николая Алексеевича Некрасова в Карабихе и располагается в двух зданиях усадьбы: Большом доме и Восточном флигеле. Экспозиция воссоздает интерьеры и передает атмосферу карабихской жизни середины XIX — начала XX веков. В залах представлены предметы усадебного быта того периода, семейные реликвии Некрасовых и личные вещи поэта. Авторы — М. Д. Данилова, Н. М. Сорокина, О. М. Кокорнова.

3 июля 2010 г. после окончания реставрации здания в экспозицию был включен Восточный флигель, в котором располагались личные комнаты поэта. Авторы — М. Д. Данилова, Н. М. Сорокина.

Первая экспозиция в Грешневе была создана в 1968 г.(автор — З.А. Колесова); в 1970 и 1979 гг. — реэкспозиция(И.К. Соколова); в 1988 г. — экспозиция« Грешнево и его окрестности»(С.В. Смирнов). В 1992 г. существующая экспозиция была дополнена выставкой« Родовое поместье Некрасовых(хроника документов)»(автор В.И. Яковлев).

Первая экспозиция в Абакумцеве по истории школы была создана в 1979 — 1980 гг., автор И. К. Соколова.

С 1966 г. в музее ежегодно в первую субботу июля проводится Всероссийский Некрасовский праздник поэзии.

С 1989 г. музей издает историко-литературный сборник« Карабиха», проводит научные конференции« Некрасов в контексте русской культуры», «Русская усадьба XVIII — начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации». Материалы конференции постоянно издаются.

Территория усадьбы включает помимо архитектурного комплекса два парка: регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом, фруктовый сад. При усадьбе существовал винный завод.

На склоне за Большим усадебным домом был разбит парк в живописном« английском» стиле. Он был выполнен в духе пейзажных парков, руками опытного мастера. Нижний парк в Карабихе имеет свои особенности. В пейзажном парке все деревья посажены следуя определенным законам. Например, отдельно стоящее дерево называется солитер, встречаются здесь и посадки наподобие пышных букетов. В пейзажных композициях используют деревья со свободной, естественной, раскидистой формой кроны — липа, дуб, клен, кедр. Романтичность, единение с природой, чередование открытого и замкнутого пространства — вот основные черты Нижнего пейзажного парка. К достопримечательностям Нижнего парка относятся мостики, каскад прудов, извилистые дорожки, которые пронизывают парк, словно случайно протоптанные тропинки.

Центральное место в Нижнем парке занимает большая поляна, подходящая к главному дому и флигелям. При Некрасовых на поляне рос большой кедр. Здесь же Николай Алексеевич первые прочитал поэму« Русские женщины» и, вероятно, другие свои произведения. Это большое событие послужило основой Некрасовских праздников поэзии.

Верхний регулярный парк был заложен в конце XVIIIначале XIX веков и первоначально состоял из лип. Он имел регулярную планировку в виде восьмилучевой звезды, заключённой в квадрат. Планировка регулярного парка соответствует прежней. Изначально парк состоял из лип, которым с помощью стрижки придавалась красивая форма кроны. В парке осталось несколько лип, возраст которых более 200 лет! На сегодняшний день в аллеях регулярного парка преобладает береза.

Плодовый сад примыкает к Верхнему регулярному парку, и отделен от него забором. Вероятнее всего, плодовый сад существовал на этом месте ещё с момента закладки усадьбы. В плодовом саду растут яблони и вишни, цветение которых весной очень украшает сад.

Парадный двор усадьбы, или партер занимает центральное место перед Большим домом. Он был сформирован в начале XIX века, когда усадьбой владели Голицыны.

По мнению ярославского культуролога Вячеслава Лётина, «в основе композиции Карабихи был заложен прин-цип каббалистического символа Древа Жизни, или Дерева Сефирот. Значение этого символа — духовный рост, постижение мира от первоидеи до мира физических форм. „Чудно древо“ позаимствовано масонами из каббалы. Оно стало одним из концептов их учения, зародившегося в Англии в начале XVIII в. Состоит Сефирот из десяти шаров „лучистого великолепия“, которые нанизаны на три вертикальные оси. Древо имеет и горизонтальное членение. Каждый из четырех его ярусов равен одному этапу творения мира. В пространстве Карабихи каждому ярусу(сефире) соответствует конкретный объект или место ансамбля. При этом функциональное значение объекта остроумно обыгрывается с точки зрения символического значения соответствующей ему сефиры».

Парадный двор во времена Некрасовых представлял собой полукруг, разбитый на две части дорогой, идущей к оранжерее. Симметрично относительной дороги находятся две большие круглые клумбы, к которым вели дорожки. Центральную дорогу, дорожки, подходящие к клумбам, и ведущую вдоль забора окаймляли цветочные рабатки.

На территории Нижнего парка находятся два пруда искусственного происхождения — Верхний и Нижний, соединяющиеся ручьем Гремиха. В северной части Нижнего парка, на склоне оврага, расположен небольшой пруд с островом. Пруды с островом посередине были популярны, поскольку в этом случае создавались дополнительные возможности для отдыха. Берега обсаживались деревьями, которые, разрастаясь, затеняли поверхность воды и почти перекрывали небо над головой. Вода в Верхний пруд непрерывно поступает из ключей, в изобилии бьющих в верховьях оврага. Избыток воды по камням в виде небольшого водопада с шумом спадал на дно оврага и ручейком стекал в Нижний пруд.

На территории усадьбы растет много страровозрастных деревьев. Одному из них в рамках Всероссийской программы« Деревья — памятники живой природы» официально присвоен статус памятника природы всероссийского значения. Это Липа мелколистная(№ 16), произрастающая в западной части парадного двора усадьбы Карабиха. Дерево в 2014 году обследовали эксперты Центра древесных экспертиз НПСА« Здоровый лес»(г. Москва) и установили, что возраст его 235 лет.

В 2003 году режиссёр Кирилл Серебренников внимал в усадьбе Карабиха несколько сцен фильма« Рагин » — по мотивам повести А. П. Чехова «Палата № 6».

Директора музея« Карабиха»

1947 — 1984 — Тарасов Анатолий Фёдорович (1918 — 1996)

1990 — 2000 — Полознев Дмитрий Фёдорович

2000 — 2004 — Лебедев Вениамин Иванович (1924 — 2011)

2005 — н.вр. — Ивушкин Андрей Александрович