Семь знаменитых романов (фантастика герберта джорджа уэллса). Великая сила радио

Текст : Александр Стоянов

Его считали вторым Жюлем Верном, певцом прогресса, научным фантастом номер один эпохи Эйнштейна. Время идет, смелые предсказания сбываются или находят опровержение, одно поколение следует за другим, уходят в прошлое старые кумиры. Но, как ни странно, интерес к Герберту Уэллсу и его значение только растут. Несмотря на то, что его шедеврам уже более ста лет.

Герберт Джордж Уэллс (1866–1946) всю жизнь восхищался способностью науки коренным образом изменить жизнь человека. Его юношеской страстью стала биология. Сын безуспешного торговца и горничной, он добивается стипендии и поступает в университет, с утра до ночи просиживает на лекциях, в лабораториях, за книгами… и к третьему курсу становится одним из худших студентов. Литература одерживает верх над наукой в борьбе интересов молодого Герберта Джорджа. Экзамены за последний курс Уэллс сдал, диплом получил лишь много лет спустя. Зато написал несколько рассказов и начал повесть.

Одержимость наукой не только помогала Уэллсу писать фантастические произведения. В 1930 году он выпустил в соавторстве книгу «Наука жизни», которая представляла собой популярный, но очень серьезный и полный курс биологии.

Он был не красавец - невысокого роста, коренастый, с короткими руками и ногами. На лице выделялись обвислые усы, густые брови и проницательные голубые глаза. Эгоистичный, раздражительный, вспыльчивый, Уэллс порой выводил из себя друзей, но был настолько обаятельным, что чаще всего люди приходили в восторг от общения с ним.

Уэллс и машина времени

Два вопроса не давали Уэллсу покоя: есть ли жизнь на Марсе и можно ли путешествовать во времени. Его размышления вылились в цикл очерков о машине времени. Переработав эти рассказы, он написал в 1888 году фантастическую повесть «Аргонавты хроноса», но не остановился на достигнутом и продолжил улучшать текст, добавляя новые сюжетные линии.

В 1894 году англичане с увлечением начали читать роман «Машина времени», выходивший в журнале «New Review». Успех Уэллса был триумфальным, восторженные рецензии стали появляться, не дожидаясь финала. Когда закончилась журнальная публикация, роман издали отдельным изданием сразу в Англии и в США. Книгу читали взахлеб, автора называли гением.

Классическая экранизация 1960 года

В «Машине времени» Уэллс рассуждает о будущем человечества, точнее, о его конце. Когда побеждает Прогресс, Человек проигрывает. Герой, переместившись на 800 тысяч лет в будущее, застает закат человеческого общества: аристократы превратились в изнеженных элоев, а потомки рабочих - в звероподобных людоедов-морлоков. Дальнейшее путешествие тоже не сулит ничего хорошего: разумная жизнь исчезла, уступив место огромным крабам и зеленым лишайникам.

Уэллс был первым, кто сделал фантастику не темой, а литературным приемом, который использовал для критики современного ему общества. В романах «Остров доктора Моро» и «Человек-невидимка» он выступает против вмешательства в законы природы. Герои обоих романов - безумные ученые. Один решает хирургическим путем превратить животных в людей, другой стремится к неограниченной власти, получив невидимость. Оба экспериментатора гибнут в результате своей «деятельности», но автор относится к ним с симпатией: это бездушное общество озлобило гениев и обрекло их на одиночество. Как результат - ученые потеряли главное свое качество, человечность.

Морлоки в представлении Голливуда

Великий Жюль Верн не сразу по достоинству оценил своего английского собрата. Но когда в 1910 году посмертно был опубликован его роман «Тайна Вильгельма Шторица», выяснилось, что он даже подражал Уэллсу, тоже используя тему невидимки.

Уэллс и предсказания

Ракета, робот, персональный компьютер… Все эти изобретения задолго до своего появления были описаны писателями-фантастами. Жюль Верн, Карел Чапек, Айзек Азимов… Каждый из них предсказал немало, но по степени научного предвидения Герберт Уэллс вышел на первое место.

Большинство книг автора критики называли ненаучной фантастикой. В «Войне миров» (1898) он описал лазер - и это вызвало улыбку. В романе «Когда спящий проснется» (1899) упоминается бытовой видеомагнитофон, В рассказе «Земные броненосцы» (1903) предсказаны танки, «Война в воздухе» (1908) рассказывала о применении самолетов в сражениях, а «Освобожденный мир» (1914) нарисовал мрачную перспективу атомной войны.


Тут раздался грохот, похожий на раскаты грома. Мир вокруг куда-то исчез. На земле не существовало ничего, кроме пурпурно-алого, ослепительного сверкания. В этом слепящем свете, оседая, рушились стены, взлетали в воздух колонны и кружились куски стекла…

Герберт Уэллс «Освобожденный мир»

Эйнштейн, услышав про атомную бомбу, не задумываясь, заявил, что это чушь. Спустя 30 лет атомные бомбардировки превратят японские города в пепелища. Время все расставило по своим местам. На данный момент сбылось более 80% предсказаний писателя. Возможно, будущее еще откроет для нас тайны невидимости и путешествий во времени.

Уэллс и космос

Взаимоотношениям человечества и космоса посвящены два известных романа автора - «Первые люди на Луне» и «Война миров». В них земляне встречаются с высокоразвитой инопланетной жизнью. И если в первом романе встреча происходит на Луне, то во втором - марсиане прилетают на Землю, чтобы уничтожить людей и завоевать планету. Скажете, банально? Сейчас - да, а тогда, в XIX веке, - страшно.

С именем великого фантаста связан самый громкий скандал о воздействии средств массовой информации на общественное сознание. 30 октября 1938 года молодой режиссер Орсон Уэллс сделал радиопостановку «Войны миров». Поданный в виде радионовостей, аудиоспектакль вызвал панику в Нью-Йорке - люди, включившие трансляцию на середине, поверили в нашествие марсиан на землю. Паника была не такой уж масштабной, но газеты раздули из неё сенсацию, и в результате в Америке были ужесточены законы радиовещания.

Высадка начинается с Лондона, где пришельцы уничтожают все на своем пути. У землян нет никаких шансов: враги превосходят их и технически, и интеллектуально. Но все же захватчики гибнут - от земных бактерий, подобно английским солдатам, умирающим от малярии в далеких колониях Владычицы морей. Сейчас это может показаться неочевидным, но сто лет назад роман восприняли как очень жесткую критику колонизаторской политики Великобритании. Вместе с тем «Война миров» стала миной замедленного действия под имперским сознанием британцев. Ибо совершенно не важно, кто оккупирует Лондон: марсиане или войска кайзера.

Только «Войну миров» Уэллс рискнул послать Льву Толстому, когда мэтр изъявил желание ознакомиться с творчеством англичанина. Между тем, «Война миров» стала первым произведением Уэллса, переведенным в России. На русском языке роман вышел в тот же год, что и в Великобритании.

Развивая тему будущего людей, Уэллс переходит к утопическому (или к антиутопическому) жанру. В романе «Когда спящий проснется» англичанин 19 века впадает в двухсотлетний анабиоз и просыпается в тоталитарном обществе, где человек - лишь живая машина. Он возглавляет восстание за свободу людей, и даже смерть не в состоянии его остановить. Тема утопии и эволюции человечества продолжена в романах «Пища богов» и «Люди как боги». Последней работой мастера в этом жанре стала книга «Облик грядущего». Но даже утопии Уэллса обращены к современности - это социальная сатира на существующую жизнь и неизменный призыв изменить общество к лучшему.

«Спящий пробуждается» - первая классическая антиутопия, во многом прототип фильма «Метрополис»

Уэллс и мировая война

Неумолимо приближалась мировая война. Еще не прозвучал выстрел в Сараево, а перед Уэллсом уже стоял призрак всеевропейской бойни, в которой не будет победителя. В его романах предвоенного периода звучит тема катастрофы, через которую должно пройти человечество перед всеобщей утопией свободы, равенства, братства.

В романе «В дни кометы» Земля проходит через хвост кометы, и это изменяет природу людей, делая их лучше. Аналогичный прием присутствует и в романе «Рожденные звездой»: марсиане бомбардируют землян мутагенным оружием, в положительную сторону меняя вид homo sapiens. Другим испытанием для человечества должна стать война. В двух эпохальных книгах «Война в воздухе» и «Освобожденный мир» он нарисовал страшную картину: создание Всемирной Республики на ядерном пепелище, после уничтожения цивилизации в атомной войне.

Герберт Уэллс играет в варгейм Little Wars, правила которого он сочинил сам. Да, фантаст был ещё и разработчиком настолок

К счастью, это предсказание так и не сбылось. Но мировая война навсегда изменила мир, покончив с викторианской эпохой, временем мира и стабильности. Тем не менее, Уэллс продолжал жить и творить. В 1917 году он работал в Комитете Лиги Наций, а три года спустя, после издания «Краткой мировой истории», стал уважаемым специалистом по социальным и политическим наукам.

Уэллс и кино

Большой экран не обошёл стороной книги Уэллса: они лежат в основе более 60 фильмов. Именно «в основе» - несмотря на то, что романы писателя невелики по объему, режиссеры почему-то считают дурным тоном переносить их на экран с минимальными изменениями, и большинству экранизаций предпослана скромная надпись: «По мотивам книги Герберта Уэллса».

Первой экранизацией стал еще немой фильм «Невидимый вор» (1909), поставленный французской фирмой «Пате». Впоследствии фильмы про человека-невидимку снимались неоднократно, причем сюжет меняется в каждой картине: от полного следования книге до изменения не только букве, но и духу романа. Сам Уэллс считал лучшей экранизацией книги американский фильм «Человек-невидимка» 1933 года.

Не обошли режиссеры вниманием и «Машину времени». В 1949 году появился сериал по книге, а в 1960 - полнометражный фильм Джорджа Пэла. А в 2002 году, над Уэллсом и «Машиной времени» вдоволь поиздевался правнук писателя Саймон. От книги своего предка он оставил только название, вычистив из фильма все социальные и философские идеи.

Фильмы на марсианскую тему стали снимать сравнительно недавно. «Война миров» Байрона Хаскина по одноименному роману появилась в кинотеатрах лишь в 1953 году. В 1988 году выходит продолжение фильма, но уже в виде сериала. А 2005 год порадовал сразу двумя новыми фильмами про марсиан. Весной появился малобюджетный фильм студии «Pendragon Films», действительно снятый по книге Уэллса.

К сожалению, он прошёл практически незамеченным на фоне раскрученного блокбастера Стивена Спилберга. Его творение стало самой зрелищной и кассовой экранизацией «Войны миров». Огромного бюджета с лихвой хватило на впечатляющие спецэффекты, но параллелей с современной действительностью режиссер решил не проводить.

Уэллс и политика

Герберт Уэллс считал себя социалистом, поэтому Советская Россия особенно его привлекала. Он трижды бывал в нашей стране, беседовал с Лениным, написал книгу «Россия во мгле». В тридцатых годах Уэллс пытался создать ось Москва-Вашингтон. Для этого он ездил в США на встречу с Рузвельтом. Был и в Кремле, Сталин произвел на писателя гнетущее впечатление. Но все старания фантаста были напрасными: идеологические противники не хотели протягивать друг другу руки во имя мира.

Ненавидя войну, Уэллс всю жизнь был горячим патриотом Великобритании. Он оставался в Лондоне даже несмотря на гитлеровские бомбежки. Однако Вторая Мировая беспощадно сокрушила мечты писателя о разумном и справедливом всемирном государстве. Последние его работы были проникнуты все большим пессимизмом относительно будущего. Например, в книге «Разум на краю своей натянутой узды» он предсказывал вымирание человечества.

Не случайно, что все романы Уэллса, принесшие ему огромную популярность, написаны на грани старого девятнадцатого века и нового века двадцатого. В это время люди пытались подвести итог прошлому и проникнуть взором в неведомое будущее. Время перемен - всегда непростое время, но только тогда мог родиться фантаст Герберт Уэллс. Его творчество - жесткий цветок, расцветший на суровой почве действительности.

Уэллс на встрече с Лениным. Писатель всегда был другом Советской России, хотя к идее коммунизма относился скептически

Он умер, вернее, его тело физически умерло 13 августа 1946 года. Сам же Уэллс до сих пор жив. Он будет жить, пока есть его книги, пока у него есть читатели. Он стал родоначальником столь многих жанров научной фантастики, что будет жить, пока существует сама Фантастика.

Фантастика Герберта Уэллса

  • «Машина времени» («The Time Machine», 1895)
  • «Остров доктора Моро» («The Island of Dr. Moreau», 1896)
  • «Человек-невидимка» («The Invisible Man», 1897)
  • «Война миров» («The War of the Worlds», 1898)
  • «Когда спящий проснется» («When the Sleeper Wakes», 1899)
  • «Первые люди на Луне» («The First Men in the Moon», 1901)
  • «Пища богов» («The Food of the Gods», 1904)
  • «В дни кометы» («In the Days of the Comet», 1906)
  • «Война в воздухе» («The War in the Air», 1908)
  • «Освобожденный мир» («The World Set Free», 1914)
  • «Люди как боги» («Men Like Gods», 1923)
  • «Облик грядущего» («Things to Come», 1935)
  • «Рожденные звездой» («Star begotten», 1937)
  • «Разум на краю своей натянутой узды» («Mind at the End of Its Tether», 1945)
Герберт Уэллс Прашкевич Геннадий Мартович

СЕМЬ ЗНАМЕНИТЫХ РОМАНОВ (фантастика Герберта Джорджа Уэллса)

СЕМЬ ЗНАМЕНИТЫХ РОМАНОВ

(фантастика Герберта Джорджа Уэллса)

Вспомни, Элоиза, нежные уроки,

Что давал когда-то мудрый Абеляр.

На земле ты снова, вкруг тебя морлоки,

Ты для них нежданный, но желанный дар.

Красота и мудрость, сладостные речи,

Милая улыбка и небесный взор, -

Но не в них морлокам обаянье встречи,

И с тобой недолог будет разговор.

Ты пришла к морлокам с вещими речами,

Но сама не знаешь, что ты им несешь.

Видишь, Элоиза? - печь полна дровами.

Слышишь, Элоиза? - точат острый нож.

Фёдор Сологуб

Из книги Летчик-истребитель. Боевые операции «Ме-163» автора Зиглер Мано

Глава 12 ПОДХОДИТ ОЧЕРЕДЬ ГЕРБЕРТА Час спустя, выйдя из барокамеры, я обнаружил, что туман ослаб и видимость составляет около километра, но и только. Тем не менее, сквозь густую пелену стал проглядывать солнечный свет, и это говорило о том, что Герберту начинает улыбаться

Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Фантастика Начало 60-х. Уже написаны «Страна багровых туч», «Извне», «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Поддень, XXII век», «Далекая Радуга». Стругацкие – один из лидеров советской фантастики. Но Аркадий Натанович не удовлетворен написанным. Он говорит одному из своих

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

Фантасмагория Герберта Уэллса В начале октября 1920 года Россию посетил писатель Герберт Уэллс, с которым Чуковский виделся в 1916 году в Англии. «Горький попросил моего отца как человека, хорошо знающего английский язык, водить гостей по достопримечательностям, –

Из книги Пунктир воспоминаний автора Казанцев Александр Петрович

Из книги Доктор занимательных наук автора Мишкевич Г. И.

Три часа у Герберта Уэллса В середине июля 1934 года в СССР приехал английский писатель-фантаст Герберт Уэллс (1866…1946 гг.). Это был его третий приезд в нашу страну: в 1914 году, в конце сентября 1920 года и в июле 1934-го. В свой последний визит Уэллс совершил поездку по стране,

Из книги Барды автора Аннинский Лев Александрович

Из книги Удивление перед жизнью автора Розов Виктор Сергеевич

О людях знаменитых и незнаменитых Прекрасное мгновение В 1938 году происходило одно из событий, которое отмечалось всей страной, - в Москву возвратились с первой дрейфующей станции на Северном полюсе четыре отважных полярника: Папанин, Ширшов, Кренкель, Федоров. Встречи

Из книги Великая Российская трагедия. В 2-х т. автора Хасбулатов Руслан Имранович

Семь шагов - туда, семь - обратно... ...Да, надолго умолкли мои коллеги-ученые......Следователь появился 30 декабря, поздравил с наступающим Новым годом. Я - взаимно. Подтвердил, что пока не придет Генеральный прокурор - говорить не о чем. Тем более, что действительно -

Из книги Космонавты автора Петров Е.

Фантастика и быль Юрий Гагарин и Герман Титов задолго до своих полетов «побывали» в космических просторах. Да не только они - «побывали» там все наши космонавты. Они заглянули в безвоздушные пространства, достигли Луны, Марса, Венеры… Читатель, конечно, понимает: речь

Из книги Герберт Уэллс автора Прашкевич Геннадий Мартович

Основные работы Г. Дж. УЭЛЛСА 1891 - Новое открытие единичного.1893 - Учебное пособие по биологии.1895 - Машина времени.1895 - Чудесное посещение.1896 - Колеса Фортуны.1896 - Остров доктора Моро.1897 - Человек-невидимка.1897 - Мораль и цивилизация.1897 - Тридцать рассказов о

Из книги Клуб любителей фантастики, 1976–1977 автора Фиалковский Конрад

Основные даты жизни и творчества Герберта Джорджа Уэллса 1866 - родился 21 сентября в городке Бромли (Кент). Мать Сара Уэллс - горничная, позже управляющая поместьем Ап-парк; отец Джозеф - садовник, лавочник, профессиональный игрок в крокет.1874–1880 - учится в Коммерческой

Из книги Удивление перед жизнью. Воспоминания автора Розов Виктор Сергеевич

1976, № 6–7 Георгий Гуревич НЕЛИНЕЙНАЯ ФАНТАСТИКА (Из «Книги замыслов»)(Опыт конструирования научно-фантастического романа) Рис. Игоря Шалито От редакции Нам часто пишут молодые, начинающие фантасты, присылают свои первые произведения. И у всех один и тот же вопрос: что мне

Из книги Дж. Р. Р. Толкин автора Алексеев Сергей Викторович

О людях знаменитых и незнаменитых Прекрасное мгновение В 1938 году происходило одно из событий, которое отмечалось всей страной, – в Москву возвратились с первой дрейфующей станции на Северном полюсе четыре отважных полярника: Папанин, Ширшов, Кренкель, Федоров. Встречи

Из книги Твори у дванадцяти томах. Том дванадцятий автора Лондон Джек

«Дивное» и «смехотворное» у Уэллса Рубеж столетий, пора бурных успехов научно-технического прогресса, стал временем окончательного обособления научной фантастики от обширного поля литературы вымысла, которую ещё В. Скотт именовал словом fantasy. Вслед за Жюлем Верном и

Из книги Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода автора Андреев Александр Радьевич

Из книги автора

О родословных знаменитых людей Влад Цепеш Дракула, вторая половина XV векаГенеалогические источникиАрхивные разыскания авторов в нескольких странах Юго-Восточной Европы, переписка Влада Дракулы на церковнославянском языке и латыни.Влад III (осень 1431, Сигишоара,

Frank Patrick Herbert ) - американский писатель-фантаст , известный, прежде всего, как автор цикла "Хроники Дюны" , особенно первого романа из этого цикла - "Дюна" . Сага о Дюне, действие которой происходит в отдалённом будущем и продолжается в течение пяти тысячелетий, поднимает такие вопросы, как выживание человечества в процессе эволюции, проблемы экологии, взаимодействия религии, политики и власти. Многие считают этот цикл классикой научной фантастики. Фрэнк Герберт родился в городе Такома , окончил Вашингтонский университет в Сиэтле. С юных лет хотел стать писателем. В 1938 году окончил школу, а в 1939, солгав о своём возрасте, поступил на работу в газету «Глендейл стар». Работал репортёром и редактором в различных газетах прежде, чем стать профессиональным писателем.

Во время второй мировой войны Герберт был фотографом на флоте, но после 6 месяцев службы был комиссован. В 1941 году он женился на Флоре Паркинсон, но в 1945 году развёлся, в этом браке у него родилась дочь Пенни. В 1946 году он поступил в Вашингтонский университет, где встретил Беверли Энн Стюарт - она была единственным человеком на курсе кроме Герберта, у которой были опубликованные рассказы. В 1946 году они поженились, в 1947 году у них родился первый сын, а в 1951 году - второй.

Первое произведение в жанре научной фантастики - рассказ Looking for Something? («Ищешь что-то?»), который был опубликован в журнале Startling Stories (1952).

На протяжении 50-х годов издал в журналах полтора десятка рассказов и роман «Дракон в море» («The Dragon in the Sea», 1955). Этот роман позже издавался также под названием «Под давлением» («Under Pressure»). Однако широкую известность писатель приобрёл после публикации в 1963 году в журнале «Analog » романа «Мир Дюны» («Dune World»), который стал первой частью романа «Дюна». Позже в этом же журнале началась публикация продолжения, которое называлось «Пророк Дюны» («The Prophet of Dune»). В 1965 году эти две части были объединены в один полноценный роман, который был выпущен отдельным изданием. Произведение получило мировое признание и было удостоено таких престижных премий в области фантастической литературы, как премии «Небьюла » и «Хьюго ». Роман быстро стал одним из самых популярных фантастических романов XX века . В следующие годы из-под пера Герберта выходят продолжения истории о песчаной планете - романы «Мессия Дюны » («Dune Messiah», ), «Дети Дюны » («Children of Dune», ), «Бог-император Дюны » («God Emperor of Dune», ), «Еретики Дюны » («Heretics of Dune», ) и «Капитул Дюны » («Chapterhouse: Dune», ). Сын Фрэнка Герберта, Брайан Герберт , продолжил серию романов отца о мире Дюны .

Фрэнк Герберт также написал много других произведений, среди которых можно выделить «Дракон в море» («Dragon in the Sea», ), «Зелёный мозг» («The Green Brain», ), «Направление - пустота» («Destination: Void»,

На мой взгляд, Герберт Уэллс - уникальный фантаст. Большинство известных писателей жанра научная фантастика выбирали одну интересующую их область и проблематику, которую изучали с разных сторон в своих бессмертных произведениях. Так, например, исследовал взаимоотношения людей с роботами, которые освободят нас от рутинной работы и могут стать полноправными членами общества, и Станислав Лев грезили о далеких мирах и таинственных цивилизациях. А Герберт Уэллс писал о совершенно разных интересовавших его идеях, многие из которых сбылись еще при его жизни. Машина времени, невидимость, атомная бомба - это лишь малая часть того, что можно найти в его произведениях, опережающих свое время.
Особенность произведений Герберта Уэллса - мрачная атмосфера и нескрываемый пессимизм повествования. Как может показаться на первый взгляд, автор выступает против научного прогресса и новых изобретений, рассказывая о негативных последствиях, но это вовсе не так, как и , он таким образом хочет предупредить нас об ответственности, которую мы должны нести. Иногда мне кажется, что Уэллс видел в людях только плохое, в его романах практически все открытия используются во имя зла. Так в романе «Человек-невидимка» автор ищет ответ на вечный вопрос, какова наша истинная природа, злые мы или добрые. Что заставляет нас поступать правильно: внутренние моральные качества или общественные устои? Ответ, к сожалению, неутешителен, получив уникальную способность, а с ней и власть, человек превращается в монстра. Сейчас в американской культуре тема супергероев очень популярна, к счастью, в комиксах большинство люди (ну или все те, кем являются супергерои) все-таки используют силу для добрых поступков. Я думаю, что корни недоверия Уэллса к людям лежат в английском обществе на рубеже XIX-XX веков, этикет и правила приличия старательно скрывают реальные эмоции и мысли высшего света, которое давно уже погрязало в грехах и моральном разложении.
Но пытаясь обнажить все лицемерие его современности, Герберт Уэллс предложил интересную идею невидимости, о которой уже на протяжении десятилетий грезят лучшие умы. Сейчас благодаря метаматериалам эта идея стала возможна . Метаматериалы - это композитные материалы с искусственно созданной периодической структурой. Некоторые из них обладают «отрицательным» коэффициентом преломления. Фактически это означает, что если накрыть таким материалом объект, то лучи света, проходящие через покрытие, будут преломляться и «огибать» объект, который таким образом останется для нас невидимым. А ведь Уэллс очень правильно описал саму концепцию невидимости, что она может быть достигнута правильно реакцией объекта на свет.


В другом своем произведении «Машина времени» он также поднимает проблему современного для него общества - сильное классовое разделение. Как и в других романах, Уэллс не ждет от будущего человечества ничего хорошего. Машины со временем возьмут на себя всю работу, освободив людей от решения жизненных и профессиональных задач. Без необходимости умственной деятельности люди в его понимании постепенно деградируют (с чем я не могу не согласиться), при этом одинаково плохо заниматься только физическим трудом по заданной внешне программе, так и вести размеренных образ жизни состоятельного обывателя. В его время расслоение английского общества было явным и всячески подчеркивалось, по его мнению, оно в купе с промышленной революцией приведет к полному отмиранию интеллекта у представителей обоих классов, и согласно базовым природным инстинктам более сильные будут доминировать над более слабыми. Не радужная перспектива, но, к сожалению, я все чаще замечаю, что люди просто не хотят тренировать свой мозг. Пока мы учимся, наш мозг активно работает, но когда стадия учебы проходит, мы практически механически выполняем задачи на работе, а дома … Задумайтесь, на что современные люди тратят свободное время? Сейчас произведение «Машина времени» воспринимается как первопроходец в хронофантастике, большой процент фантастических произведений в той или иной степени затрагивают путешествие во времени. А ведь автор хотел акцентировать наше внимание на будущем цивилизации, задуматься о том, куда нас приведет сегодняшний образ жизни. И эти вопросы за прошедшие столетие не стали менее актуальными.

Помимо внутренних социальных проблем, Герберт Уэллс видел недостатки и во внешней политике своей страны. Англий - великая держава мира, с самым большим числом колоний. А что будет, если все перевернуть и мы из завоевателей превратимся в жертвы. В этой Вселенной может быть кто-то еще куда более развитый, чем земляне. И что будет с нами, если они захотят сделать всю нашу планету своей колонией, полностью подчинив нас себе? И вот в романе «Война миров» он показывает, что не очень приятно оказаться по другую сторону трагедии завоеваний.
Особенно мне в этом произведении нравится конец, как хрупко оказывается преимущество фаворита-победителя. Как ни была бы развита и сильна цивилизации, всегда есть кто-то или что-то, что ее победит. За все в этой жизни мы платим достойную цену.
Забавно, что в этом полностью военно-философском произведении есть одно весьма мирное предсказание. В «Войне миров» - теплой луч, оружие пришельцев, не что иное как лазер . После Уэллса еще многие авторы описывали мощнейшее оружие на базе лазера (вспомните, хотя бы «Гиперболоид инженера Гарина»), но никто даже не мог представить, что это изобретение в реальности стало полезным инструментом науки, производства и медицины. На сегодняшний день только ведутся работы о создании оружия с мощным лазерным лучом, способным сбивать самолеты (не путем ослепления пилота). Обычно все наоборот, авторы предсказывают полезную и вполне мирную технологию, а она, не успев развиться, перерождается в оружие массового уничтожения.

Апогеем пессимистического взгляда Герберта Уэллса является произведение «Освобожденный мир», в котором человечество уничтожает само себя с помощью атомной бомбы. Роман написан в преддверье Первой Мировой Войны, что видимо и сказалось на настроении автора и его видении будущего. Каково это увидеть свое самое мрачное предсказание в действии! Герберт Уэллс умер через год после испытаний атомных бомб в Японии.
Герберт Уэллс верил в науку и новые технологии, но он не верил в людей. Любое изобретение может быть украдено и использовано в имя зла. Может быть это связано с тем, что он жил во времена промышленной революции, которая должна была улучшить жизнь людей, но практически весь потенциал использовался на наращивание военной мощи. Наверное, поэтому в фильме «Облик грядущего», снятому по сценарию Уэллса, технократия представляется некой утопией. Холодный и бездушный для многих, для Уэллса, мир подчинённый технологическому прогрессу имеет светлое будущее, ведь он видел как люди со своими горячими сердцами, находясь в плену неудержимых страстей, толкают этот мир к разрушению. Правильно это или нет, время покажет. Но без безумных мечтаний ученых прогресса тоже не бывает.

«Железная женщина»

На вопрос, было ли что-то общее у Максима Горького и Герберта Уэллса, смело можно отвечать утвердительно. Этим «общим» оказалась , она же Бенкендорф, она же Будберг. Дама была настоящей la femme fatale — недаром Максим Горький окрестил ее «железной женщиной». Она успела побывать женой дипломата и барона, а также любовницей упомянутых маститых писателей. Между Мурой, как называли ее родные, и британским фантастом впервые пробежала искра в 1920 году. Впрочем, продолжения у этой истории не было целых тринадцать лет: женщина воссоединилась с Уэллсом только в 1933-м. Их близкое общение продолжалось вплоть до самой кончины литератора, однако Мария Игнатьевна так и не согласилась стать его супругой.

Герберт Уэллс, Максим Горький и Мура, 1920 год

Уэллс и политика

Герберт Уэллс был убежденным социалистом — правда, к учению Маркса он всегда относился скептически. Писатель неоднократно посещал Россию — как дореволюционную, так и советскую — и даже встречался с Лениным и Сталиным. С первым из упомянутых политиков Уэллсу довелось пообщаться в 1920 году, со вторым намного позже, в 1934-м. О Сталине британский фантаст отзывался следующим образом:

«Я сознаюсь, что подходил к Сталину с некоторым подозрением и предубеждением. В моём сознании был создан образ очень осторожного, сосредоточенного в себе фанатика, деспота, завистливого, подозрительного монополизатора власти. Я ожидал встретить безжалостного, жестокого доктринёра и самодовольного грузина-горца, чей дух никогда полностью не вырывался из родных горных долин…

Все смутные слухи, все подозрения для меня перестали существовать навсегда, после того, как я поговорил с ним несколько минут. Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснить его огромную власть в России».


Герберт Уэллс в 1943 году

Вполне закономерно, что в Третьем рейхе произведения Герберта Уэллса попали в список запрещенных книг. Нередко издания его романов оказывались в кострах, пылавших на улицах нацистской Германии.

Великая сила радио

С именем Уэллса — причем не только Герберта, но и Орсона — связана одна из самых скандальных постановок в истории средств массовой информации. Орсон Уэллс, в 1938 году работавший режиссером на радио, захотел порадовать слушателей неожиданным перфомансом. Он решил инсценировать роман «Война миров» своего знаменитого тезки, да так, чтобы произведение запомнилось людям надолго. И это у него прекрасно получилось: постановка оказалась настолько реалистичной, что абсолютное большинство слушателей — по некоторым данным, вплоть до миллиона человек — уверовало в правдивость происходящего.


Иллюстрация к роману Герберта Уэллса «Война миров», 1906 год

Вспышки на Марсе, метеориты, инопланетяне, убийства — все это канадцы и американцы приняли за чистую монету. Прошло немало времени, прежде чем до смерти перепуганные люди, оборвавшие телефоны больниц и полицейских участков, поняли абсурдность этой ситуации и выдохнули с облегчением.

«Я вас предупреждал»

Скончался Герберт Уэллс в 1946 году. За пять лет до этого он писал, что хотел бы, чтобы на его надгробии была выбита следующая эпитафия: «I told you so. You damned fools» — «Я вас предупреждал. Проклятые вы дураки». Тем не менее от традиционного погребения Уэллс отказался: он попросил после кончины кремировать его, а прах развеять над Английским каналом. Желание писателя было исполнено его сыновьями.