Северо восточная русь экономическое развитие. Северо-Восточная Русь: княжества, культура, история и развитие региона

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
Рубрика (тематическая категория) Государство

МЕЖДУ ОРДОЙ И ЛИТВОЙ

Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси.

Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и куль­турному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были ушаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправ­лялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и не­когда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на се­вер, южные благодатные почвы получили название “Дикое поле”. Мас­совому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упро­стились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономиче­ское развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздроблен­ность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Бы­ли нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии “юг – север” (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Визан­тией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направ­ленность на “запад – восток”. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

К серединœе XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населœенных литовскими племенами (жемаиты – жудь, аукшайты, ятваги, курпш и др.), возникло раннефеодальное государство. Его основателœем считают князя Миндовга. Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 ᴦ. В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман (города Новогрудок, Гродко и др.), так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домон­гольской Руси стала обособляться белорусская народность.

Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго- западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монго­лами платили дань Орде. При этом в связи с усилением Литовского госу­дарства после битвы при Синœей Воде (приток Южного Буга) с Ордой (1363) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях юго-западной Руси складывалась украинская на­родность.

Центр русской политической жизни переместился в северо­восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой территории на базе древнерусской народности склады­валась великорусская (русская) народность. Апогей раздробленности северо-восточной Руси приходится на рубеж XIII-XIV вв. Тогда на землях Владимиро-Суздальского княже­ства сложились 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Яро­славское, Тверское, Московское, Переяславское и другие), в свою очередь, делившихся на еще более мелкие владения. Главой северо­восточной Руси правители Золотой Орды считали Великого князя Владимирского. Им должен был становиться старший в роду из по­томков Всеволода Большое Гнездо. При этом удельные князья вскоре нарушили данный порядок, вступив в борьбу за Великое княжение Владимирское, исходя из могущества своих княжеств и расположен­ности к ним ордынских ханов. В этой борьбе за главенство среди Русских земель наиболее активно действовали тверские и московские князья.

После Батыева погрома, который современники сравнивали со всœе­ленской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наи­более интенсивно данный процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси – в землях Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII-XV вв. наблюдался рост населœения в междуречье Оки и Вол­ги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо- татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго- восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населœения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ" 2017, 2018.

  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 3 страница
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 4 страница
  • После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси - в землях Владимиро-Суздальского княжества.

    В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

    Сельское хозяйство. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

    Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост крупного землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

    Владельцы вотчин часть земли передавали другим лицам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

    С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Если ранее налог в пользу церкви - десятина - выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских вотчинников земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

    Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 км к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыни), монастырь превратился в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

    Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали вотчинникам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию вотчинников как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т. п.). В XIV в. появился новый термин - «крестьяне», ставший названием земледельческого класса русского общества. Наряду с трудом крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

    Кроме частного землевладения (княжеских, боярских, монастырских вотчин и поместий) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - «черных» земель, плативших подати в казну.

    Город. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

    В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли белыми).

    Русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали холя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны.

    Политическая централизация Руси в XIII-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась се экономическая разобщенность Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.


    | | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

    После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей

    Киевской Руси - в землях Владимиро-Суздальского княжества.

    В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголотатарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юговосточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и

    с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

    Сельское хозяйство. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и

    распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества

    к пасечному пчеловодству.

    Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т.е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

    Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова "поместье" дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

    С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в

    пользу церкви - десятина - выплачивался деньгами или натурой, то в

    новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

    Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне),

    монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около

    100 монастырей общежнтийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

    Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала

    "помощь" "новоприходпам". Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости

    ("смерды", "закупы", "изгои", "люди" и т.ь.). В XTV в. появился новый термин - "крестьяне", ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в.

    применялся труд холопов.

    Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской,

    монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - "черных" земель,

    плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам,

    как считают многие историки, выступало государство.

    Город. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна,

    Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное

    Дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то что Золотая

    Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не

    только внутренней, во и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым,

    Средняя Азия).

    В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились

    Самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства. В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на "черных ремесленников", несших "тягло" - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли

    "белыми").

    Несмотря на замедленное развитие по сравнению с западноевропейскими городами из-за монголо-татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединении страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг

    Политическая централизация Руси в ХШ-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность.

    Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в

    Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

    Основным занятием в этот период было земледелие. Основными системами земледелия были – двухполье ,трёхполье (упоминается с начала 15 в),перелог (лесной и степной), на протяжении 14-15 в сохраняетсяподсечное .

    Применяемые орудия труда – соха(двухзубая, трёхзубая, косуля), рало. В этом регионе плуг не упоминается. Соха косуля применялась при подсечном земледелии(расчищали землю). Борона, мотыга, серпы, лопаты.

    При пахоте земли использовали лошадь. Волов не использовали, так как траву не косили, кормить нечем(коса не применялась до 18 в).

    Основные культуры – рожь, ячмень, жито, пшеница, гречиха, бобовые. Для подкормки лошадей использовали овёс. Технические культуры – лён, конопля. Овощи – огурцы, капуста, тыква. Плодовые – яблони, вишни, груши, смородина, крыжовник

    Животноводство – стойловое, выгонное. Разводили – лошадей, коров, свиней, овец. Птицы – гуси, куры, утки. ! Стойловое –искусственноеудобрение полей, повышало плодородие.

    Охота – лоси, зайцы, кабаны, дикие птицы. Рыболовство, пчеловодство(в этот период переходят к пасечному). Воск использовали в металлургии(создание огнестрельного оружия).

    Основные виды землевладения – вотчина (наследственное землевладение, можно продавать, дарить, завещать, но могли отнять, если начинаешь служить иному княжеству, кроме Московского);церковное/монастырское ;условное ;общинное(традиционное)

    Пути формирования землевладения: вотчина – наследственное, княжеские пожалования, право собственности, занимали пустошь, покупали у «чёрных» крестьян, захват чужих земель;церковное – освоение пустошей, княжеские пожалования, покупка земель, выморочные(зевещали земли церкви);условное – упоминаются впервые в 30-ых г 14 в, жаловали за службу(служилым людям), за военную и гражданскую службу(дворянам).

    В 14-15 в усиливаются налоги и несение повинностей перед собственником(бояре) – фискальная функция. Дворянское землевладение расширяется, общинное уменьшается, но община как социальный институт сохраняется на частновладельческих государственных землях до 1906 г

    8. Социально-экономическое развитие Северо-восточной Руси в 14-15 вв.:

    С подъёмом сельского хозяйства неразрывно связано восстановление городов, более всего пострадавших от Батыева погрома. Первые признаки некоторого подъёма городов наблюдаются уже в конце XIII в, но повсеместное их восстановление начинается с середины 14 в. Немалое значение в восстановлении и строительстве новых городов играла задача создания укреплённых центров обороны против не прекращавшейся внешней агрессии с востока и запада. Появляются новые крупные центры ремесла(Москва, Тверь, Нижний Новгород). Наиболее заметные успехи были достигнуты в кузнечном и литейном деле. С последней трети 13 в возобновляется каменное храмовое строительство сначала в Твери и Новгороде, затем в других городах. В 1367 г в Москве началось строительство первой в Северо-Восточной Руси каменной крепости - белокаменного Кремля. Основная масса городских ремесленников работала на заказ, совмещая занятие ремеслом с земледелием, и лишь немногие производили изделия на рынок. Связь городского ремесла с деревней всё еще ограничивалась пределами близлежащих «тянувших» к городу сельских округ. Рыночные связи городов с областями в 14-15 в были ещё очень узкими. Городской торг служил местом натурального обмена и продажи продукции городских ремесленников и продуктов сельского хозяйства и промыслов, доставляемых из феодальных вотчин. Торгово-ремесленное население не составляло большинства городского населения. Платежи и повинности горожан в пользу князя дополнялись различными поборами в пользу церкви и феодальной знати, кабаливших городской люд ростовщичеством, «кормившихся» переданным им сбором пошлин с торговли, перевозов. Русские города в 14-15 в были типичными феодальными городами, обслуживавшими своим ремеслом и торговлей феодальное хозяйство, всецело связанными с ним и во многом от него зависящими и подчинёнными. Города сыграли значительную роль в государственно-политическом объединении русских земель и в борьбе за свержение иноземного ига. Они были основной материальной базой для этой борьбы, важнейшими опорными пунктами обороны. Вместе с тем отдельные города становились центрами сопротивления объединительной политике Москвы, активно поддерживали «своих» удельных и великих князей.

    В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такие профессии, как ременники, сумники, уздечники. В 14 в на Руси получили распространение водяные колёса и водяные мельницы, пергамен стал активно вытесняться бумагой. Получает распространение солеварение(в районах Старой Руссы, Костромы). Появляются мастерские по изготовлению книг в крупных княжеских центрах и монастырях. Развивается массивное литьё(колокольное производство), возникают медно-литейные мастерские для художественного литья

    9-10. Отношения Москвы и Золотой Орды в 14-15 в.

    В озникновение Московского княжества, его территориальный рост и усиление, выдви­жение на ведущие позиции в Северо-Восточной Руси, объединение под властью московских великих князей значительной части северных русских земель происходили на фоне отношений с Ордой и в тесной связи с ними. Отношения эти не отличались однозначностью:полярно противоположными выглядят участие Ивана Калиты в ордынском карательном походе на Тверское княжество в 1328 г и разгром его внуком Дмитрием Ивановичем войска Мамая на ордынской терри­тории в 1380 г.

    После 1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинстве своём принимались на военную службу к московскому князю, находившемуся в союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных за счёт совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало им возможности для финансового и политического маневрирования. Перелом произошёл в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель, выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Значения: Руси удалось отстоять свои интересы, меняются отношения Орды и Руси, на открытые сражения монголы не выходили, дань, восстановленная после 1382, приобретает роль откупа, усиление московского войска, идея объединения становится доминирующей. После присоединения Новгородской земли Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. От неё отделились Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства, жившие в постоянной вражде между собой. Заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иван III начал готовиться к разрыву с Ордой. В 1478 году Иван III в присутствии московских бояр и ордынских послов разорвал и растоптал договор с Ордой, заявив, что больше не будет подчиняться хану и платить дань. Ханских послов выгнали из Москвы. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь.

    Основные даты и события: 1237-1240 г - походы Батыя на Русь; 1380 г - Куликовская битва; 1480 г - стояние на реке Угре, ликвидация ордынского господства на Руси

    После Батыева погрома, который современники сравнивали с вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси -- в землях Владимиро-Суздальского княжества.

    В XIII--XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

    Сельское хозяйство

    Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда -- соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

    Главным в социальном развитии в XIV--XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

    Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного.

    Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

    С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы были веротерпимы и, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви -- десятина -- выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

    Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (около 1321 --1391) в 70 км к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыни), монастырь превратился в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV--XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

    Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5--15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т. п.). В XIV в. появился новый термин -- «крестьяне», ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

    Кроме частного феодального землевладения (княжеских, боярских, монастырских вотчин и поместий) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин -- «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство.