Схема анализа лирического произведения. Закрепление изученного ранее

Тематическое планирование: образ Родины в поэзии, героическое прошлое России.

Форма урока: поэтические штудии.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: карточки «Найди термин», раздаточный материал «Типы текстов», таблицы, анализы лирических произведений.

Цели урока:

Образовательная: Повторить, обобщить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания по теме (литературоведческие термины, схема анализа лирического произведения).

Развивающая:

  • Совершенствовать умение работать в группах, парах;
  • Развивать умение делать логические выводы по заданному вопросу;
  • Совершенствовать умение анализировать худ. текст.

Воспитательная:

  • Вызвать интерес к поэтическому наследию страны,
  • Воспитывать чувство любви и уважения к отечественной поэзии,
  • Способствовать развитию эстетического «вкуса» ребёнка.

План урока (таблица)

Конспект урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места: сегодня на уроке вам будут нужны тетради с поэтическими штудиями, ручки, черновики. Садитесь.

Закрепление изученного ранее.

С самого начала этого учебного года мы с вами завели тетради с загадочным тогда для вас названием «поэтические штудии». Сейчас каждому из вас хорошо известно, что если я говорю: «Приготовьте тетради с поэтическими штудиями», это значит мы будем работать над анализом художественного текста. Позвольте я вам напомню, что штудиями в давние времена называли короткие уроки, направленные на освоение литературоведческих терминов. Вот и мы с вами в течение года осваивали грамотный анализ художественного текста.

? А скажите, пожалуйста, сколько в этом году у нас всего было с вами поэтических штудий?

? А сколько полноценных анализов вы сделали и сдали мне?

Ребята, очень важно уметь анализировать художественный текст. Это развивает ваше умение логически мыслить, красиво выражать свои мысли.

Сегодня наш урок – последняя штудия в этом году.

На уроке нам нужно повторить все ваши знания о правилах анализа лирического произведения, продемонстрировать умение анализировать стихотворения и сочинять стихи самостоятельно.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Шутка сказать – прочесть стихи! Выходите, охотники: кто умеет?» (О. Мандельштам)

? Как вы понимаете эти слова?

? А нужно ли понимать стихи, уметь их анализировать?

Я хочу раздать вам карточки с художественными текстами. Они разные. У этих текстов есть общие и отличительные черты. Прочтите эти тексты про себя. Давайте прочтём их вслух.

? Что общего в приведённых отрывках? (настроение, одно время года)

? В чём различие текстов? (один – прозаический, другой – стихотворный)

Текст №1

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А.С. Пушкин)

Текст №2

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом.
(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Правильно, ребята, текст № 1 – это ритмизованные, зарифмованные стихи. Рифма и ритм – это составляющие лирического произведения. Давайте посмотрим, какие аспекты ещё важны для лирического произведения. Обратите внимание на схему анализа лирического произведения. Обсудим каждый пункт анализа:

  1. Что такое историко-биографическая справка?
  2. Что такое размер? Какие размеры вам известны?
  3. Что такое рифма? Какие виды рифм вы знаете?
  4. Что такое фонетический уровень стихотворения? Что значит изучить фонетический уровень стихотворения?
  5. Что такое графика стиха? Вымысел это или реальность художественного текста?
  6. Что такое эпитет?
  7. Что такое иллюстрация к произведению?

Хорошо, ребята, молодцы! А давайте проверим на практике, как вы понимаете термины, имеющие отношение к анализу лирического произведения. (Работаем парами с заданиями на карточках).

Вы убедили меня, что вам знакомы термины, вам понятно содержание этих терминов. Хотелось бы убедиться, что вы умеете использовать имеющиеся знания при анализе конкретного художественного текста. Вам было задано выполнить анализ художественного текста. Сегодня на уроке у нас есть возможность послушать ваши анализы. Защиту своих анализов вы готовили парами. Мы с удовольствием вас послушаем.

Хочу напомнить вам, что нужно обязательно прочесть для нас стихотворение. А нам остаётся внимательно слушать, и если возникнет необходимость задать вопросы. (Защита анализов)

Спасибо большое тем, кто готовил защиту анализов.

? Ребята, как вы думаете, что сложнее: анализировать стихи или писать стихи самим?

Давайте мы с вами устроим пробу пера. Работаем в группе по 4 человека по моей инструкции. Оцените полученные стихотворения по трём параметрам:

  1. Рифма
  2. Смысл

Подведение итогов урока

Ребята, обратите свои взоры на эпиграф к уроку.

? Как вы считаете, мы с вами умеем читать стихи? (утвердительный ответ)Я прошу вас сдать тетради с поэтическими штудиями.

Оценивание работы учащихся.

Спасибо вам за сегодняшний урок, вы меня очень порадовали, я поставила за работу на уроке следующие отметки:………….

Домашнее задание.

Заполнить таблицу в тетради «Плюсы и минусы моей работы на уроке»

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Заинская СОШ№2»
Заинского муниципального района
Республики Татарстан

1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

2. Жанровое своеобразие:

Лирический род литературы и его жанры.

Особенности:

  1. ОДА - торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
  2. ЭЛЕГИЯ - проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
  3. ПОСЛАНИЕ - отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
  4. ЭПИГРАММА - тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
  6. ЭПИТАФИЯ - надгробная надпись.
  7. ЭПИТАЛАМА - свадебная песнь.

3. Поэтика заглавия.

Типы заглавий:

  1. Авторское или заглавие - аннотация.
  2. Читательское заглавие.
  3. Именной заголовок - «Анна Каренина»
  4. Заголовок -символ - «Дым» Тургенева.
  5. Заглавие с указанием на способ повествования - «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Заголовок - оксюморон (совмещение несовместимого) - «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция - «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
  8. Заглавие - антитеза (союзные и бессоюзные) - «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня - крестьянка»
  9. Название, содержащее образное определение - «Бедная Лиза»
  10. Тематическое заглавие - «Отцы и дети»
  11. Проблемно заглавие - «Кому на Руси жить хорошо?»
  12. Временное заглавие - «Осень» Пушкина.
  13. Заглавие, обозначающее место - Пушкин «К морю»

4. Ведущая тема:

  1. Любовь
  2. Одиночество.
  3. Поэт и поэзия и др.

5. Основная идея.

Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

6. Структура стихотворения.

А) Основные изобразительные средства:

1. Сравнение: - развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

  • общеупотребительные (Белый, как снег)
  • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой - высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

  • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
  • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

Рукою молнию ловил»)
Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка
психология: герои Достоевского)

3. Литота - преуменьшение - (Мальчик-с-пальчик)

4. Антитеза - служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

  • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
  • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
  • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
  • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

5. Метафора.

Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

  • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
  • индивидуально - стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
  • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа - недремлющий берег
  • Овеществляющая (каменное слово)

6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

  • синэстетические (Розовый запах шалфея);
  • постоянные (фольклорные) - добрый молодец, земля-матушка.
  • авторские
  • оксюморонные - веселая грусть

8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) - Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна - молодость).

9. Эмблема очень часто говорят: Олива - эмблема мира, перчатка - вызов ссоры.

10. Повтор - необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

  • анафора (разновидность повтора - единоначатие) - Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
  • эпифора - (повтор конечных слов);
  • аналепсис (стык) - горит, горит звезда моих полей;
  • анадиплосис (кольцо) - мутно небо, ночь мутна;

11. Параллелизм
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю природы.

12. Градация
Не час, не день, не год пройдет
Не век, не год, не день

13. Плеоназм Грусть - тоска, житье-бытье.

14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность.
Что ищет он в стране далекой - Что он ищет в далекой стране - т.е. порядок слов.

15. Эллипсис - пропуск слов.

16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение.
Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы.

Б) Основные особенности ритмики

Силлабика, тоника, силлабо - тоника.

Размер - ямб - (2,4,6,8,10)
- хорей (1,3,5,7,9)
- дактиль (1,4,7,10,13)
- амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование
- анапест (3,6,9,12,15)

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет - хорей - 1,3,5,7 - четырехстопный

Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье - 2,4,8 - четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, - 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

В) РИФМА.

Мужская - ударение падает на последний слог последнего слова.
Женская - предпоследний слог последнего слова.
Дактирическая - третий слог с конца.
Гибердактирическая - 4 слог с конца.

Рифма бывает:
Точная далекой - родной
Неточная - далекий - родной

Богатая - гребя - гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный)
Бедная - гребя - дитя

Грамматическая (части речи).
Неграмматическая

Г) СПОСОБ РИФМОВКИ
- парный;
- перекрестный;
- кольцевой
н/р: одинокий
голубой
далекой перекрестная
родной

Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации.

Е) СТРОФИКА

  • двустишие;
  • терцина (Трехстишие);
  • катрен (4);
  • пятистишие;
  • секстина (6);
  • септина (7);
  • октава (8);
  • сонет (9);
  • онегинская строфа (14).

Ж) ЗВУКОПИСЬ - (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.

Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ – это именно расчленение) художественного произведения кажется не просто нелогичным, но и ненужным. Ведь писатель и не думал о том, как и что он хотел сказать, какие художественные средства употребил и так дальше. А мы тогда зачем копаемся?!

А вот зачем. Художественное произведение – это отражение действительности с одной стороны, а другой – «послание» автора своим читателям, его сокровенные мысли, облеченные в совершенную (иногда и несовершенную) форму. Есть произведения, в которых все ясно: прочитал, посмотрел – и можешь сказать, о чем это произведение. А есть такие, в которых «копаться» надо, чтобы понять до конца, что хотел сказать писатель и почему выбрал такую форму. И чем глубже вы погрузитесь в мысль писателя, тем богаче и культурно, и духовно станете сами.

Анализ, таким образом, средство «общения» с автором.

Надеюсь, я убедительно доказала вам, что анализ делать нужно? И этому надо учиться.

Дело это непростое и небыстрое. Моя задача сегодня – дать вам общее представление об анализе лирического текста и привести пример.

Первая проба

Анализ художественного произведения – это череда вопросов «что?», «зачем?» и «как?» и ответы на них.

То есть что хотел сказать писатель, что использовал, как это сказал и зачем употребил художественные средства. В итоге мы должны получить ответ как можно более полный и глубокий.

Схематично анализ текста можно свести к следующему: проблема – форма и содержание произведения в единстве – ответ на проблему, или идея произведения.

Анализ лирического текста должен быть оформлен как связный текст, но сегодня я так делать не буду, а покажу, где что искать.

Возьмем шедевр А.С. Пушкина «И.И. Пущину», написанный в 1826 году.

С чего начать?

Вопрос, конечно, интересный, как говорил известный персонаж. Ответ: с проблемы. Надо ответить на вопрос: о чем стихотворение?

«И.И. Пущину» — о дружбе. Значит, мы должны ответить на вопросы: «Что думает автор о дружбе? Каким должен быть друг?».

А вот теперь, когда мы определили проблематику стихотворения, приступим к анализу. Сам анализ я буду сопровождать пояснениями.

Жанр (этот компонент анализа нужен в том случае, если произведение имеет ярко выраженные жанровые признаки): это послание, поэтому стихотворение начинается прямым обращением к другу, повтор слов «мой друг» вместе с эпитетами «бесценный» и «первый» в значении «самый лучший», «любимый», «главный» подчеркивает тепло отношений между друзьями.

Культурологический компонент (если он играет роль в понимании смыслов произведения): стихотворение написано в 1826 году, когда И.И. Пущин, лицейский друг поэта, был в заключении как участник восстания декабристов. В стихотворении встречается упоминание о заточении, лирический герой посылает в темницу другу свой дружеский привет.

Композиция произведения (есть разные типы композиции, каждая из них играет свою роль; в стихах обычно это построфная композиция). Стихотворение состоит из двух строф, в первой идет речь о прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени: «благословил», «огласил», а во второй – о настоящем и будущем (глаголы «молю, «озарит», «дарует»). Следовательно, лирический герой, вспоминая прошлое, обращается к будущему, даря другу поддержку в трудную минуту.

Лингвостилистический анализ произведения (лингвостилистический анализ произведения – самая важная его часть. Литература – это искусство слова, и язык, речь – это главные инструменты писателя. Нужно учитывать и тот факт, что в художественном тексте слова, становясь в разные позиции, сочетаясь друг с другом, могут приобретать дополнительные, иногда несвойственные в нейтральном стиле смыслы. Это и есть суть творчества писателя. Зададимся вопросом: «А КАК говорит о дружбе автор?». При этом не обязательно сразу искать выразительные средства, просто смотрите на произведение и думайте, что использует автор).

В первой строфе А.С. Пушкин использует мало глаголов, всего два, но есть прилагательные и причастия «первый», «бесценный», «уединенный», «занесенный», что создает впечатление остановившегося времени. Метафорический эпитет «печальный снег» рождает ощущение темноты, грусти, тоски, как и рифма «уединенный» и «занесенный», усиливающая чувство одиночества лирического героя. Поэт в то время находился в ссылке, круг его общения был ограничен до предела, пространство замкнулось и время остановилось. В конце строфы строчка «твой колокольчик огласил» через аллитерацию на «л» будто разрывает уединение, мы будто слышим звуки смеха, радости, веселья, ведь приехал друг, способный поддержать героя.

Для второй строфы характерен более возвышенный тон и слова высокого стиля: «молю», «святое провиденье», «дарует», «утешенье». Поэт понимает, что его друг находится в серьезной опасности, ему грозит длительное заключение, и, может быть, они никогда больше не увидятся. Более того, употребление устаревшей формы повелительного наклонения «да… дарует» вместе с лексикой религиозно-духовного стиля («провиденье», «молю», «святое») приближает вторую строфу к молитве. Лирический герой и посылает другу свой привет в тюрьму, поддерживает в часы отчаяния, молится за него. Тесную связь друзей подчеркивает употребление местоимений (части речи, не имеющей самостоятельного значения) «голос мой» — «душе твоей», «то же утешенье». Так говорить могут только друзья, с полуслова понимая друг друга. Дружба, по Пушкину, чувство святое, способное помочь преодолеть все на кремнистом жизненном пути.

Особого внимания заслуживает организация времени и пространства в стихотворении. (Еще один важный компонент анализа. Пространство и время вторичной реальности, что и представляет собой художественное произведение, по воле автора могут быть замкнутыми, как например, в детективных романах, и это усиливает напряжение поиска преступника, а могут быть открытыми, как в романе «Отцы и дети», где главный герой Базаров, путешествуя, многое понимает, меняется и так далее).

В первой строфе стихотворения пространство замкнуто («уединенный», «печальным снегом занесенный»), время остановилось, человек ощущает полное одиночество и удаленность от всего мира. Колокольчик на тройке друга веселым звуком разрывает одиночество, «заводит часы» поэта. Во второй строфе слова «летят» к другу, разрывая заключение, от прошлого («лицейские дни») к будущему, запуская ход времени.

Ощущение «разрыва» замкнутого круга возникает благодаря словам света. От полной темноты («занесенный печальным снегом») к лучу дружбы, озарившему темницу, до «ясных лицейских дней». Дружба, по мнению лирического героя, способна соединить друзей во времени и пространстве, дать жизни свет и тепло.

В конце анализа текста вы должны прийти к ответу на вопрос, о котором рассуждает автор. Как вы помните, стихотворение о дружбе. Завершаем анализ текста:

А.С. Пушкин (кстати, в стихах часто идеей может стать и чувство) в стихотворении «И.И. Пущину» утверждает, что дружба – это святое чувство, способное дать утешение в самых сложных испытаниях. Для человека дружба – одна из самых главных ценностей в жизни.

Теперь просто для интереса сравните, совпало ли ваше представление о дружбе с пушкинским? Или вы обогатили представление об этом чувстве, поняв поэта до конца? Анализ помог вам в этом? Просто на заметку: сегодня дружба превращается в понятие «хорошо общаемся» (не могу понять, что это такое!) и клик по кнопке «добавить в друзья» в соцсетях. Это одно и то же? Очевидно, нет.

Пусть у вас будут настоящие друзья! До встречи.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Примерный план анализа стихотворения

(Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)

Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта , определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.

Может быть «тематическим» : определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.

Может быть «биографическим» : рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.

Основная часть.

Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.

Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.

Примерный круг вопросов для анализа:

1 .Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).

2 .Определите особенности жанра , если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?

3. Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении..

4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).

5. Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:

- лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);

- фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);

- словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.);

- морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);

- синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);

- особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.

6. Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).

7 .Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.

8. Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?

Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)

Тематика лирических произведений

Тема -

то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Пример: творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Мотив -

мельчайший элемент художественного произведения;

наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении «опорные» художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

Пример: уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. Чехова; переодевания - в комедиях и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий).

Лейтмотив -

ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельного произведения.

Пример: грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тема лирического произведения

Характеристика

Пример

Тема любви

(любовная лирика)

Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства

«Я помню чудное мгновенье...» (А. Пушкин)

Тема природы
(пейзажная лирика)

Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

«Береза» (С. Есенин)

Тема назначения поэта и поэзии
(гражданская лирика)

Лирические произведения раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

«Смерть Поэта» (М. Лермонтов)

Тема поисков жизненного смысла

(философская лирика)

Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

«Нам не дано предугадать...» (А. Фет)

Тема свободы
(вольнолюбивая лирика)

Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

«Вольность» (А. Радищев)

Тема дружбы

Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

«К Чаадаеву» (А. Пушкин)

Тема одиночества

Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимания другими людьми

«Парус» (М. Лермонтов)

Тема родины
(патриотическая лирика)

Лирические произведения о родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

«Россия» (А. Блок)

Тема народа

Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

«Железная дорога» (Н. Некрасов)

Анализ стихотворного текста всегда предполагал особую эрудицию, редкую чуткость, глубокие методические подходы, а с появлением новых требований для выпускных государственных экзаменов разбор поэтических произведений потребовал еще и высокого профессионализма. Итак, обратимся к теории стиха и методике изучения лирического сочинения.

С чего целесообразно начать разговор о лирическом произведении? С некоторых «внешних», но крайне важных аспектов.

Во-первых, необходимо дать краткий обзор общественных, эстетических тенденций эпохи, когда создавалось анализируемое произведение.

Во-вторых, важно разобраться, в какой период творчества поэта было написано стихотворение, под впечатлением каких событий и переживаний.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Собственно стиховедческий анализ начинается, безусловно, с рассмотрения содержательных элементов лирического текста . Структурируем их и приведем примеры.

Любое стихотворение имеет тему или несколько тем. Тема - это предмет художественного познания. Наиболее распространенные поэтические темы - любовь, дружба, человек и природа, поэт и поэзия, народная жизнь, судьба, память, смысл творчества, предназначение человека, свобода, жизнь и смерть. Например, темой стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» является свобода, а в стихотворении «Деревня» - несколько тем: поэт и поэзия, человек и природа, свобода.

В поэтических произведениях, аналогично эпическим и драматургическим, могут быть проблемы, хотя для лирики это скорее исключение, чем правило. Проблема - это поставленный в произведении вопрос. А поскольку вопрос предполагает и авторский ответ, то, конечно, проблематика в большей степени связана с аналитическими литературными жанрами, чем с лирическими. Хотя в стихотворениях на общественные, социальные темы проблемы не менее очевидны, чем в эпосе и драме. В послании Пушкина «К Чаадаеву» - это проблема взросления молодого поколения, его освобождения от «сна»-иллюзий, фантазий к пробуждению всей России, которая, в свою очередь, должна расстаться со «сном» пассивности и покорности. В «Деревне» Пушкин ставит проблему освобождения России от крепостного права, это тот ключевой для поэта-гражданина вопрос, который мешает ему быть счастливым и творчески свободным.

В отличие от эпических и драматургических произведений, в лирических текстах наиболее частотны и значимы мотивы. Мотив - это минимальный, художественно не завершенный содержательный элемент, который придает произведениям смысловую индивидуальность, выражает авторские оценки. Тема у разных авторов может быть одинаковая, а вот мотивы обязательно будут разные. Так, в пушкинском стихотворении «К Чаадаеву» на тему свободы звучат мотивы надежды, молодости, патриотических порывов, счастья, веры, устремленности в будущее. А в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» тема свободы раскрывается через совершенно иные мотивы: бури, духовного сиротства, одиночества, поиска, мятежности.

В любом лирическом произведении есть идея или несколько идей. Идея - это авторский ответ на поставленный в произведении вопрос. Главная идея стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» - необходимость взросления молодого поколения во имя будущей свободы России; идея пушкинской «Деревни» - счастье русского народа, российской деревни, любимого Отечества заключается не в прекрасной природе, не в гениальном творчестве поэтов, а в свободе народа, освобождении от крепостного права. Главная идея лермонтовского «Паруса» - только в жизненных бурях, испытаниях судьбы можно обрести духовный покой и счастье, свобода человека заключается в поисках, мятежности, непрестанном движении.

Как известно, содержание лирического произведения очень специфично и принципиально отличается от эпических и драматургических сочинений концентрацией субъективного опыта, авторского присутствия в тексте, открытой эмоциональности. Именно в лирических произведениях так полно и глубоко раскрываются чувства, переживания, настроения человека. Потому и поэтические средства выражения необычного содержания не всегда похожи на содержательные элементы в эпических и драматургических сочинениях. Разберемся со средствами «выстраивания» лирического содержания.

В поэтическом произведении отсутствует как таковой хронотоп. В лирическом тексте достаточно наметить в общих контурах лирическую ситуацию - все остальное будет воссоздано внутренним миром, сердцем читателя. Лирическая ситуация - это общая зарисовка того, где и когда происходят события или в связи с чем вызваны описанные чувства и переживания. Например, лирическая ситуация в стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкина связана с посещением лирического героя родных и дорогих сердцу мест. Лирическая ситуация в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» определена в первой поэтической строке и связана с потребностью философских рефлексий, духовного странничества, поисков счастья.

В поэтическом тексте трансформируется не только хронотоп, но и сюжет. Если речь идет не о лиро-эпических жанрах и стихотворных эпических произведениях (поэмах, баснях, балладах, стихотворных рассказах), а о чисто лирических сочинениях, то вместо сюжета в этих стихотворных текстах предстает лирический сюжет. Лирический сюжет - это движение душевных состояний, настроений человека. Другими словами, это «диалектика души», воссозданная стихом. Так, в произведении Пушкина «Вновь я посетил…» динамика чувств и переживаний лирического героя обусловлена его воспоминаниями, философскими размышлениями о прошлом, настоящем и будущем: на смену грусти по поводу прошедших лет и смерти няни приходит созерцание среднерусской природы и наблюдение за тремя соснами, восхищение семьей, детьми, молодым поколением, духовной победой над физической смертью, возможностями человеческой памяти. В стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» лирический сюжет развивается от настроения торжественного одиночества, попытки единения лирического героя с природой, через мучительные риторические вопросы и философские рефлексии к страстно желаемому обретению счастья и любви.

В лирическом произведении совершенно иная по сравнению с эпическими и драматургическими произведениями образная система . В стихотворении образы вообще могут отсутствовать, может не быть и как таковой системы образов, потому что на первый план выходит эмоциональное, субъективное содержание, состояния и чувства человека. Так, в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» обращают на себя внимание образы тумана, луны, поляны, дороги, тройки, ямщика, снега и др. При этом поэтические образы не тяготеют к объединению в группы, они не представлены в действии и событийности. В стихотворном произведении все образы «встраиваются» в лирический сюжет и подчиняются динамическому развитию внутренних переживаний.

Важно помнить, что в некоторых поэтических произведениях образы могут брать на себя аллегорический смысл. Образ-аллегория - это образ, за которым стоит одна отвлеченная идея, обусловленная литературными традициями и читательским восприятием. В баснях И.А.Крылова образ лисы - аллегория хитрости, образ зайца - аллегория трусости. В классических произведениях Гименей - аллегория семьи, Аврора - утренней зари.

В других стихотворных сочинениях встречаются метафорические образы. Образ-метафора - образ, который предполагает свободное истолкование в качестве одной отвлеченной идеи. Никакими историческими традициями, читательским восприятием образ-метафора не ограничивается, это скрытое контекстуальное сравнение. Например, в стихотворении Пушкина «Бесы» непогода в природе метафорически перекликается с бесовством в душе человека; ямщик воплощает идею хода времени; дорога является метафорой человеческой жизни.

Наконец, в некоторых стихотворных произведениях образы берут на себя столь безграничный объем содержания, что становятся символическими. Образ-символ - это образ, за которым стоит несколько отвлеченных идей, абсолютно индивидуальных и свободных в содержательной интерпретации. Образ моря в стихотворении Пушкина «К морю» символизирует стихийную свободу, непредсказуемое сердце поэта, необъяснимую судьбу, общественные настроения. А в пушкинском стихотворении «Анчар» древо яда является символом духовной смуты, несвободы, зла, войны.

Все, что было сказано выше о содержательных элементах стихотворного текста, неразрывно взаимодействует с тем главным образом, на котором базируется любое поэтическое произведение, - с лирическим героем. Лирический герой - содержательный центр стихотворного текста; образ, связанный с автором произведения, но не тождественный ему; обобщенный герой, чувства и настроения которого раскрываются в лирическом произведении. Лирический герой может быть представлен либо в статике, либо в динамике, но диапазон его эмоциональных и интеллектуальных переживаний очень значим, так как образ лирического героя является объединяющим началом всех содержательных элементов поэтического произведения. Каков лирический герой стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»? Это поэт-гражданин, сильный духом человек, истинный патриот, «глас» народа, человек свободолюбивый, милосердный и мудрый.

Наконец, следует обратить внимание на название сочинения или его отсутствие. Если название стихотворения есть, то оно, бесспорно, связано с основными идеями и общим содержанием текста. В название может быть вынесен главный образ стихотворения или адресат в случае с поэтическим посланием, названием может быть тема произведения или один из мотивов, нередко название настолько значимо, что оно становится образом-символом, символом-идеей для синтезирования смысловых нюансов.

СНЕГ ИДЕТ

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Стихотворение Пастернака «Снег идет» написано в 1957 г., в поздний период творчества поэта. Позади - жизненные сложности, духовные поиски, творческое самоопределение, критика и успех; в конце 1950-х годов - болезнь, история с «Доктором Живаго», безусловная слава и нравственное «самостоянье». Возможно, именно этими обстоятельствами объясняется философская тематика стихотворения. «Снег идет» - о ходе времени, скоротечности человеческого бытия, единстве человека и природы.

Жизненный опыт Пастернака, названные философские темы стихотворения обусловили его название. Идет снег - это закон природы, который изменить нельзя, подобно тому, как нельзя остановить движение жизни, ход времени, которое всегда, увы, однолинейно: от прошлого к настоящему и будущему, от рождения к старости и смерти. Как идет снег - так проходит и время, и жизнь человека. Но законы природы отличны от человеческого бытия. Человек смертен, а природа вечна. Именно поэтому Пастернаку важно передать это бесконечное движение: снег идет и несет за собой другие времена года, за которыми снова будет идти снег, сменяя год за годом, проводя человека через бесконечный круговорот природы, десятилетий, эпох. Название стихотворения подчеркивает некую вечность, беспрерывность, неизбежность - снег идет, и это то, что человек изменить не может, это от Бога.

Несмотря на не совсем «веселые» темы, стихотворение Пастернака звучит радостно и вдохновенно, что продиктовано авторской позицией, выраженной через мотивы. В стихотворении звучат мотивы движения, полета, единства всех явлений мира, неразрывной связи земного и небесного - вместе с ними слышатся мотивы восхищения, радости бытия, удивления, смятения и в то же время некого «раздорожья», «перекрестка». Жизнь всегда непредсказуема, и кто же знает, куда судьба повернет на этом «перекрестке»?

Темы, мотивы в стихотворении Пастернака абсолютно едины с лирической ситуацией, которая сводится все к тому же «снегопаду». Идет снег, за которым приходит в движение и душа человека. Лирический сюжет не просто динамичный, он, как и бытийность снегопада, тоже бесконечный, непрерывный и даже не поддающийся остановке - все стихотворение завершается фразой «перекрестка поворот», но ведь за ним - новое движение жизни, внутреннего мира, чувств и переживаний лирического героя. Лирический сюжет развивается равномерно, без резких эмоциональных переходов.

Спокойствие снегопада передается лирическому герою, обусловливая его умиротворенный, оптимистичный, бесконфликтный «ход» чувств. Лирический герой - духовно незаурядный человек, для которого богатство окружающей действительности - в ее единстве, многообразии, неожиданных «сцеплениях» и ассоциациях. В мире все цельно, неделимо и одинаково значимо, неповторимо: цветы герани, окно, ступени лестницы, небосвод, чердак, слова в поэме, новый год, святки, пешеход, растенья, перекрестка поворот.

В лирическом сюжете, подчиненном чувствам лирического героя, все названные образы «мелькают» как снежинки. Образов в стихотворении очень много, как и в окружающей действительности, но они все взаимосвязаны и составляют «объемность» человеческого бытия и внешнего мира. Подобно поэтическим образам, все содержательные элементы стихотворения Пастернака - темы, мотивы, лирическая ситуация, лирический сюжет, лирический герой - тоже цельны, взаимообусловлены и органичны. В этом - философская уникальность Пастернака и его поэтическая гениальность.

В данном контексте хочется представить ученическую работу, выполненную в формате письменного задания к государственному экзамену. Это ответ выпускника средней школы на вопрос «Каков смысл названия стихотворения А.С.Пушкина “Пророк”?» .

Стихотворение «Пророк» относится к реалистическому периоду творчества А.С.Пушкина. В этом произведении поэт размышляет на тему поэта и поэзии. Мотивы Божьей воли, единства земного и небесного, «духовной жажды» звучат достаточно определенно. Название стихотворения имеет особое значение: пророк - это не просто поэт, это человек от Бога, который явился к нему в виде шестикрылого Серафима. Поэт-пророк - это тот статус человека, который совмещает в себе и земное, и божественное: у него намного лучше развиты зрение, слух, у поэта-пророка точнее речь, он мудрее, а его сердце - трепетное и горящее. Название стихотворения обусловливает его идейное содержание: смысл существования поэта-пророка - в служении народу («Глаголом жги сердца людей»). Необходимо подчеркнуть высокий стиль стихотворения, который взаимосвязан с исключительным назначением поэта («зеницы», «уста», «десница», «глас»). Градация также важна в стихотворении: содержание с каждым стихом, с каждой строфой становится все более эмоциональным, ведь лирический герой из простого человека превращается в поэта-пророка. Таким образом, название стихотворения Пушкина «Пророк» имеет глубокий смысл, оно говорит читателю об избранничестве поэта, его назначении в земной жизни: этот смысл - в духовном «служении народу».

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирическое сочинение - это особое, «эмоциональное» содержание, поэтому и форма этого «эмоционально-лирического» содержания специфическая, принципиально отличающаяся от эпических и драматургических произведений. В стихе содержательно значим каждый звук, каждая интонация, потому что стих, подобно музыке, - явление звучащее и насыщенное дополнительными нюансами и скрытыми смыслами. Главная задача комплексного исследования стихотворного произведения - определение содержательных функций того или иного приема. Это непременное методическое требование, которое необходимо соблюдать: нахождение стихотворного приема - определение его содержательного смысла; обнаружение взаимосвязи поэтических средств - формулирование его идейных функций. В противном случае анализ стихотворного произведения «измельчится» до рифм, ассонансов, анафор, а главное в исследовании исчезнет: почему автор обратился именно к этим художественным средствам, что поэт хотел выразить и разъяснить своим читателям?

  • Итак, стихотворная речь предполагает звучание, вот почему в лирических произведениях так значима фонетическая организация и приемы, связанные со звуковой структурой текста. Чаще всего поэты стремятся к эвфонии (благозвучию) стиха, потому каждый звук вступает в определенные отношения с остальными. Фонетический строй в поэтическом произведении может быть абсолютно нейтральным - и это тоже прием, так как в этом случае основная содержательная нагрузка в стихотворении передоверяется другим художественным «уровням» (лексическому, синтаксическому и др.). Но нередко фоника стиха подчеркивается автором, на звуковую структуру текста возлагается особая эстетическая функция, и в связи с этим необходимо говорить о двух основных фонетических приемах.

Ассонанс - настойчивый повтор ударных гласных звуков в стихотворной строке. Речь идет именно об ударных гласных, так как безударные гласные в русском языке подвергаются редукции. Кроме того, чрезвычайно важно последовательное проведение повтора, практически в каждой ударной позиции, а не единичные, «мерцающие» созвучия гласных звуков. Так, в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» в первом двустишии наблюдается последовательный ассонанс «о» и «е»: «Моро з и со лнце; де нь чуде сный! // Еще ты дре млешь, друг преле стный…».

Аллитерация - настойчивый повтор согласных звуков в стихотворной строке. Это могут быть сонорные, шипящие, глухие, свистящие, звонкие согласные. Важно то, чтобы они повторялись в строке последовательно, а не спонтанно. Например, в стихотворении «Послание в Сибирь» («Во глубине сибирских руд…») Пушкин использует аллитерацию сонорного звука «р»: «Во глубине сибир ских р уд // Хр аните гор дое тер пенье, // Не пр опадет ваш скор бный тр уд…».

Ассонансы и аллитерации называются еще звукописью . При этом важно помнить о двух художественных функциях этих приемов. Во-первых, чаще всего звукопись выполняет усилительную, выделительную нагрузку в произведении (усиливает и выделяет звучание той или иной строки, группы стихов), подобно двум приведенным примерам из сочинений Пушкина. Во-вторых, ассонанс и аллитерация нередко служат для звукоподражания, подчеркивая слуховые впечатления выраженного в стихе содержания. К примеру, в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило…» в рефрене звучат аллитерации «ш», «м» и «н» - они передают и «шумящие» звуки ветра, и «волнующиеся» переливы океана: «Ш ум и, ш ум и, послушн ое ветрило, // Волн уйся подо мн ой, угрюм ый океан …».

Но, пожалуй, самым распространенным фонетическим приемом в стихотворном тексте является рифма. Бесспорно, рифма в стихе - это и метро-ритмический феномен (мужские, женские, дактилические, гипердактилические рифмы), но прежде всего - звуковой, фонетический прием (точные, неточные рифмы). Рифма - это повтор звуков в конце поэтических строк. При этом рифма еще и композиционно значима, так как в зависимости от способа рифмовки поэтические строки вступают в определенные взаимоотношения, усиливающие ассоциативные связи, смысловое единство фрагментов. Основных способов рифмовки три.

Парная (смежная) рифмовка (аавв) - когда рифмуются первый со вторым, третий с четвертым стихи. Как в стихотворении «Узник» Пушкина: «Сижу за решеткой в темнице сырой . // Вскормленный в неволе орел молодой , // Мой грустный товарищ, махая крылом , // Кровавую пищу клюет под окном …».

Перекрестная рифмовка (авав) - когда рифмуются первый с третьим, второй с четвертым стихи. Например, в стихотворении Пушкина «К***»: «Я помню чудное мгновенье : // Передо мной явилась ты , // Как мимолетное виденье , // Как гений чистой красоты …».

Кольцевая (опоясывающая) рифмовка (авва) - когда рифмуются первый с четвертым, второй с третьим стихи. Как в четвертой строфе стихотворения Пушкина «К морю»: «Как я любил твои отзывы , // Глухие звуки, бездны глас // И тишину в вечерний час , // И своенравные порывы !..».

Стихотворный текст чаще всего рифмованный, но может быть и безрифменным. Белый стих - это безрифменный поэтический текст. От отсутствия рифмы лирическое произведение не становится ни хуже, ни лучше, ни талантливее, ни бездарнее. Без рифмы стих все равно остается стихом, так как сохраняет главные признаки стихотворной речи - деление на поэтические строки и наличие межстиховой паузы. А подчеркивается окончание строк рифмами или нет - на самом деле фактор малозначительный. Белым стихом написано, к примеру, стихотворение Пушкина «Вновь я посетил…»: «…Вновь я посетил // Тот уголок земли, где я провел // Изгнанником два года незаметных. // Уж десять лет ушло с тех пор - и много // Переменилось в жизни для меня…».

  • Наряду с фонетическим строем, в стихотворном тексте чрезвычайно важен лексико-морфологический уровень. Имеется в виду не только значимость и частотность употребления каких-либо частей речи (существительных, прилагательных, глаголов), что всегда содержательно экспрессивно и рождает или номинативность, или описательность, или динамичность произведения. Подразумевается прежде всего выразительность прямого или переносного значения слова. В стихотворении переносных смыслов (тропов) может не встретиться вообще, но лирический текст и без них останется в истории литературы как гениальный. Но кроме прямого лексического значения в поэтическом произведении могут быть актуализированы именно переносные значения слова - некоторые тропы необходимо знать современным выпускникам школ и уметь их определять.

Гипербола - это преувеличение. Так, в стихотворении Пушкина «Анчар» древо яда одиноко - ни много ни мало - во всей Вселенной: «…Анчар, как грозный часовой, // Стоит - один во всей вселенной…». Противоположна гиперболе литота - художественное преуменьшение .

Эпитет - красочное, образное определение предмета или явления. К примеру, экспрессивные эпитеты наблюдаются в стихотворении Пушкина «Туча»: «…И ты издавала таинственны гром // И алчную землю поила дождем…».

В поэтических произведениях нередко встречаются постоянные эпитеты. Постоянный эпитет - красочное определение, повторяющееся в фольклорных текстах или сочинениях, ориентированных на устное народное творчество. Например, «добрый молодец», «красна девица», «море синее», «небо темное».

Сравнение - прием, с помощью которого значение одного явления углубляется через сопоставление с другим. А) Сравнение может быть либо двучастным со сравнительными оборотами «как», «как будто», «словно» («…Душе настало пробужденье: // И вот опять явилась ты, // Как мимолетное виденье, // Как гений чистой красоты…». Стихотворение Пушкина «К***»). Б) Либо это может быть так называемый «творительный сравнения», где существительное употребляется в творительном падеже (Стихотворение Пушкина «Бесы»: «Мчатся тучи, вьются тучи; // Невидимкою луна // Освещает снег летучий…»).

Метафора - иносказание, основанное на сходстве явлений. Это скрытое сравнение, которое всегда может быть трансформировано в сравнение полное, явное, очевидное. В стихотворении метафора - это яркая, экспрессивная неожиданность, которую необходимо «разгадать», «перевести» на язык прямых лексических значений. «…Товарищ, верь: взойдет она, // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна…» - в этом фрагменте послания Пушкина «К Чаадаеву» «звезда пленительного счастья» - это метафора свободы, «сон России» - метафора пассивности, бездействия, неволи.

Олицетворение - это разновидность метафорических иносказаний, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами одушевленных. Например, в пушкинском стихотворении «Погасло дневное светило…»: «…Волнуйся подо мной, угрюмый океан…» - неодушевленный океан «волнуется» подобно человеку, лирическому герою, к тому же он еще и «угрюмый».

Метонимия - иносказание, основанное на смежности явлений. Чаще всего в функции метонимий используются формы единственного числа - вместо множественного (как у Пушкина в «Узнике» - «Туда, где за тучей белеет гора» - вместо «тучи» и «горы»), а также части того или иного явления - вместо целого явления (как в пушкинской «Зимней дороге» - «Звучно стрелка часовая // Мерный круг свой совершит» - «стрелка часовая» заменяет все явление в целом, «часы»). В результате употребления метонимий возникает емкая типизация, широкое обобщение, усиление необычных смысловых граней, содержательных ракурсов.

  • Фонетический, лексико-морфологический строй «вливается» в более объемный структурный уровень организации стихотворного текста - интонационно-синтаксический . Конечно, в лирическом произведении очень важно, какие предложения преобладают и формируют интонационно-мелодическое развитие содержания и динамику чувств и переживаний: простые, осложненные, сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные или многочленные. И все-таки некоторые интонационно-синтаксические фигуры необходимо различать именно как приемы, художественные средства выражения поэтического содержания.

Риторические обращения, риторические восклицания, риторические вопросы - это риторические фигуры, которые не предполагают логических ответов и способствуют углублению содержательного и эмоционального строя, раскрытию внутреннего мира лирического героя, усилению экспрессивного воздействия стихотворного текста. «…Зачем поэту // Тревожить сердца тяжкий сон? // Бесплодно память мучит он. // И что ж? Какое дело свету? // Я всем чужой!..» (Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»).

Инверсия - обратный, а не прямой порядок слов; нарушение общепринятого грамматического порядка слов. Например: «И путник усталый на Бога роптал…» (Пушкин. «Подражания Корану»).

Параллелизм - это параллельное, сходное построение элементов художественного текста. Различают две разновидности параллелизма. А) Синтаксический - когда фразы или предложения построены единообразно (как в пушкинском «Узнике»: «…Туда, где синеют морские края, // Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»). Б) Образный параллелизм - когда схожими становятся два художественных образа, чаще всего человек и образ из мира природы (как в том же «Узнике» Пушкина образ несвободного лирического героя и «вскормленного в неволе» молодого орла).

Содержательные аспекты (история создания, название, тематика, проблематика, мотивы, идеи, лирическая ситуация, лирический сюжет, поэтические образы, лирический герой), фонетические, лексико-морфологические, интонационно-синтаксические приемы в конечном счете подчиняются метро-ритмическим и композиционным законам, завершая формально-художественное структурирование лирического произведения.

  • Итак, остановимся на особенностях метро-ритмической организации лирических произведений. Что делает стихотворную речь стихом? Первичный ритм , заключающийся в делении речевого потока на поэтические строки и - соответственно - в возникновении межстиховых пауз. Но внутри поэтических строк тоже есть ритм - так называемый вторичный ритм , который связан с той или иной системой стихосложения, обусловленной эпохой и определенной стиховой культурой.

Хронологически первой системой стихосложения в отечественной словесности был устный народно-песенный стих, ритмическая организация которого напрямую зависела от музыки и основывалась на тоничности, ударности, акцентности внутри поэтической строки. При этом слоговая структура строки была малозначительной.

Напротив, в первой литературной системе версификации XVII в. - силлабической - на первый план выходит стремление к изосиллабизму, одинаковому количеству слогов в поэтических строках, а акцентная конфигурация играет второстепенную роль.

Реформа В.К.Тредиаковского - М.В.Ломоносова - А.П.Сумарокова в середине XVIII века способствовала нахождению в отечественной словесности «классической» системы стихосложения - силлабо-тонической, метро-ритмика которой основывалась на правильном чередовании ударных и безударных слогов, то есть стоп. Стопа - это группа из одного ударного и одного или двух безударных слогов. Повторение стоп в строке задает поэтический размер. С другой стороны, в классической системе версификации оказались одинаково значимы и тонический (акцентный), и силлабический (слоговой) принципы организации поэтической строки.

В русском силлабо-тоническом стихосложении различаются:

Двусложные метры - хорей (чередование ударного и безударного слогов) и ямб (последовательность безударного и ударного слогов). «Сквозь волнистые туманы…» (Пушкин «Зимняя дорога», хорей); «Любви, надежды, тихой славы…» (Пушкин «К Чаадаеву», ямб).

Трехсложные метры - дактиль (чередование одного ударного и двух безударных слогов), амфибрахий (последовательность безударного, ударного и снова безударного слогов), анапест (чередование двух безударных и одного ударного слогов). «Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом…» (А.А.Фет «Морской залив», дактиль); «Не бойся вечернего сада…» (Фет «Вечерний сад», амфибрахий); «На заре ты ее не буди…» (одноименное стихотворение Фета, анапест).

В стихотворных произведениях поэтические строки могут быть разной длины. В этом случае поэты чаще всего обращаются к вольному стиху. Вольный стих - это композиционно не упорядоченный разностопный силлабо-тонический стих. Вольный нельзя путать с белым и свободным стихом, это совершенно разные поэтические явления! «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, // Из Петербурга воротясь, // С министрами про вашу связь, // Потом разрыв…» (А.С.Грибоедов «Горе от ума», действие 3, явление 3. Чередование шестистопного, четырехстопного и двустопного ямба).

На рубеже XIX–XX вв. модернисты обратились к музыкально-поэтическим инновациям, которые основывались на расшатывании классической силлаботоники. В результате метро-ритмических экспериментов символистов, акмеистов, футуристов в русском стихосложении появились совершенно новые стихометрические формы.

Дольник - переходная форма с равноударной организацией поэтических строк и вариативными междуударными интервалами в один-два слога. «Вхожу я в темные храмы, // Совершаю бедный обряд…» (одноименное стихотворение А.А.Блока, трехударный дольник).

Декламационно-тоническая система стихосложения, или акцентный стих - стихосложение, возникшее на рубеже XIX XX вв., основанное на чередовании строк с приблизительно одинаковым количеством ударных слогов и свободной структурой междуударных интервалов от 0 до 4 безударных слогов. «…Вот вы, мужчина, у вас в устах капуста // где-то недокушанных, недоеденных щей; // вот вы, женщина, на вас белила густо, // вы смотрите устрицей из раковин вещей…» (В.В.Маяковский «Нате!», четырехударный акцентный стих).

Верлибр - это свободный стих, не имеющий метра. Можно сказать, что это проза, разделенная на поэтические строки. В верлибре сохраняется только первичный ритм стиха (деление на строки), а вторичный ритм (внутри поэтических строк) отсутствует. «Послушайте! // Ведь, если звезды зажигают - // значит - это кому-нибудь нужно?..» (Маяковский «Послушайте!»).

Необходимо хорошо усвоить, что начиная с рубежа XIX–XX вв. в русской поэзии активно используются как классические силлабо-тонические размеры, так и дольники, акцентный стих, верлибр и другие стихометрические формы. В то время как в лирике второй половины XVIII в. и в течение всего XIX столетия поэты обращались исключительно к пяти силлабо-тоническим метрам.

Существует ли некий «алгоритм» определения силлабо-тонических размеров? Попробуем остановиться на следующей «схеме», которая предполагает обязательную скандовку (произнесение с подчеркиванием стиховых акцентов). Изображение метрических схем может только усложнить ситуацию. Метро-ритмика стихотворения должна звучать, скандироваться!

1) Найдем в стихотворении строку, которая бы начиналась с безусловно ударных лексических единиц: «Моро́з и солнце; день чудесный!..». Слово «мороз» - самостоятельная часть речи с явным лексическим ударением, а не двойственно ударная служебная часть речи типа «лишь», «уже», «про» и др.

2) В найденной строке прочитаем начало стиха до первого ударного слога: «моро́з».

4) Потом необходимо определить ритмику стопы: какой слог в ней ударный, какой или какие - безударные. В итоге нужно назвать метр стиха: хорей, ямб или др. В данной пушкинской строке первый слог - безударный, второй - ударный. Значит, перед нами - ямб.

  • Завершим разговор о принципах целостного анализа стихотворного текста рассмотрением наиболее значимых композиционных приемов и структурных закономерностей лирических произведений.

Итак, начнем с того, что минимальной композиционной и ритмической единицей в стихотворении является поэтическая строка, или стих. Стих - это одна поэтическая строка. Все произведение - это стихотворение. Нельзя подменять эти понятия!

В поэзии встречается астрофический стих , то есть без деления на строфы, но чаще используется строфический. Строфа - это группа стихов. Двустишия, катрены, октавы и др. - все это разновидности строф.

Строфы, образы, идеи, приемы и т.д. в лирическом тексте могут соотноситься между собой на принципе антитезы. Антитеза - это противопоставление. В «Деревне» Пушкина на антитезе представлены две части стихотворения: первая написана в идиллической, лирической тональности, вторая - в обличительной, гневной, гражданской. Поэт в стихотворении Пушкина - не «чистый» лирик, он - поэт-гражданин.

Нередко в стихотворном произведении материал выстраивается не на приеме резкого противопоставления, а на основе более мягкого сопоставления. Контраст - это сопоставление художественного материала. На контрасте построено стихотворение Пушкина «Поэт», которое тоже состоит из двух частей: в первой части поэт показан непрактичным земным человеком; во второй - творчески одаренной личностью, находящейся под властью «божественного глагола». Но у Пушкина поэт - это всегда и земной человек, и «человек от Бога», эти два начала неразделимы, потому и композиция стихотворения не содержит резкой антитезы, она всего лишь контрастна.

Композиция стихотворного текста может подчиняться приему градации. Градация - это нарастание или ослабление эмоционально-смысловой значимости частей. Например, в «Пророке» Пушкина идейно-художественный смысл произведения стремительно нарастает по ходу развития лирического сюжета и достигает своей кульминации на «гласе Бога»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…// Глаголом жги сердца людей» - то есть все пушкинское стихотворение структурируется градацией.

Вместе с тем очень яркими в композиционном отношении являются интонационно-синтаксические фигуры, основанные на приеме повтора и подчеркивающие общую архитектонику стихотворного текста.

Лексический повтор - это композиционно не упорядоченный повтор слова или словосочетания, способствующий усилению мотивов, образов, идей в стихотворении. Например, в «Бесах» Пушкина: «…Еду, еду в чистом поле; // Колокольчик дин-дин-дин…// Страшно, страшно поневоле // Средь неведомых равнин!..». Метель в природе «повторяется» в душе лирического героя, в которой тоже пурга, бесовство, безверие.

Анафора (единоначатие) - повтор слов или словосочетаний в начале самостоятельных фрагментов текста. Это могут быть анафоры полустиший, стихов, двустиший, четверостиший, частей стихотворения. Так, в стихотворении Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…» фраза «я вас любил» повторяется трижды в начале стихов - анафора структурирует не только композицию всего произведения, но и подчеркивает идею жертвенной любви лирического героя, способного отречься от возлюбленной во имя ее счастья с другим человеком.

Эпифора - это повтор слов или словосочетаний в конце самостоятельных фрагментов стихотворения. В известном стихотворении А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» стих «тебя любить, обнять и плакать над тобой» повторяется дважды в конце второй и четвертой строф, выявляя двучастную композицию произведения. Вместе с тем эпифора подчеркивает любовные переживания лирического героя, одинаково сильные как в прошлом, так и во время новой встречи с лирической героиней.

Кольцо (кольцевая композиция) - словесный повтор в начале и в конце какого-либо построения (строфы, стихотворения). Например, в пушкинском послании «К морю» обращение к «свободной стихии» звучит в самом начале произведения («Прощай, свободная стихия!..») и в несколько варьированном виде в конце стихотворения («Прощай же, море! Не забуду…»), что «закольцовывает» композицию послания и подтверждает преданность лирического героя морю, стихийной свободе, духовному «самостоянью».

Рефрен - многократный повтор композиционно обособленного фрагмента. В стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило….» двустишие «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан» проводится, как своеобразный припев, трижды, являясь совершенно очевидным рефреном, усиливающим волнение лирического героя.

Далее необходимо весь теоретический материал, изложенный выше, рассмотреть в практическом русле, применив стиховедческие термины и художественные приемы для анализа фонетических, лексико-морфологических, интонационно-синтаксических, метро-ритмических, композиционных особенностей стихотворения Б.Л.Пастернака «Снег идет» , разбирая при этом идейно-содержательную нагрузку всех художественных средств.

Стихотворение Пастернака «Снег идет» имеет необычное художественное строение. Так, например, в единстве с содержательными особенностями выступают прежде всего фонетические средства. В шестой строфе Пастернак уточнил, что «снег идет ГУСТОЙ-ГУСТОЙ». Ощущению специфичной «густоты», «нисхождения» снега с небосвода на землю вторят ассонансы, которые поражают количественно: они используются как минимум в 23 строках из 33. Пастернак самым настойчивым образом повторяет ударные гласные «е», «о», «а», «ё». В результате возникает впечатление «обволакивания», «погружения» в снежную массу, стихи словно поются, наполняясь вокальной формантой: « …Сне г иде т, сне г иде т, // Сне г иде т, и все в смяте ньи: // Убеле нный пешехо д, // Удивле нные расте нья, // Перекре стка поворо т». Процитированная последняя строфа стихотворения ассонирована полностью, что встречается достаточно редко.

При этом аллитерации в тексте наблюдаются как исключения - в пяти поэтических строках повторяются сонорные «н» и «р», которые, аналогично ассонансам, тоже способствуют появлению напевного, достаточно громкого и даже какого-то «округлого» звучания: «…Черн ой лестн ицы ступен и, // Пер екр естка повор от…». Хотя надо заметить, что звукопись не выступает в стихотворении на первый план, она всего лишь фонетически «уплотняет» текст, делает его выразительным и певучим.

Снег идет непредсказуемым образом, это природная стихия - данная идея подчеркивается вариативной рифмовкой и разнообразной структурой строф. Пастернак отказывается от однотипных звуковых и строфических повторов в конце строк и чередует то перекрестную, то кольцевую рифмовку. Строфика и рифмовка импровизационны, экспромтны, подобно снежному «бурану».

Это стихотворение - позднего периода творчества Пастернака, когда поэт писал ясно, просто, емко. Потому с точки зрения лексико-морфологических средств в стихотворении преобладают слова с прямым лексическим значением. Исключительны эпитеты («удивленные растенья»), метафоры («оконный переплет»), метонимии («убеленный пешеход»). Зато в стихотворении явно заметны олицетворения: «все пускается в полет, черной лестницы ступени», «сходит наземь небосвод» и др. Это неслучайно, ведь природа, время и человек в стихотворении Пастернака едины. Идет снег, а вместе с ним проходят годы и жизнь человека. Пастернак вообще был убежден, что все мироздание в целом отличается неделимостью, «неразложимостью» на составляющие элементы. Эта философская идея подчеркивается еще одним чрезвычайно заметным приемом в стихотворении - сравнением, которое развернуто проводится в трех строфах: третьей, четвертой и седьмой. Снег падает как небосвод в «заплатанном салопе»; снег идет словно небо сходит с чердака, «играя в прятки»; снег идет подобно словам в поэме.

С интонационно-синтаксической точки зрения стихотворение отличается традиционностью, классичностью. В поэтическом тексте деление на строки совпадает с синтаксическим членением фраз и предложений, преобладают осложненные синтаксические конструкции. Хотя обращают на себя внимание два простых предложения, которые подчеркивают взаимосвязь главных идей стихотворения и неопровержимость природных явлений: «Снег идет, снег идет»; «Потому что жизнь не ждет». Философичность подчеркивается и двумя риторическими вопросами, звучащими в конце произведения: «…Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?..».

Говоря о метро-ритмике, отметим следующее. В стихотворении «Снег идет» Пастернак обращается не к инновационным стихометрическим формам XX в., а к классической силлаботонике и пишет стихотворение четырехстопным хореем. В теории стиха ямб принято считать «разговорным» метром, а хорей - «песенным». Потому кажется закономерным, что стихотворение написано именно хореем, ведь в единстве с многочисленными ассонансами рождается напевность, музыкальность.

Хотя удивительным выглядит вот какой метро-ритмический прием: в начале 1, 2, и 8 строф в строке «снег идет, снег идет» наблюдается внутреннее усечение стопы, которое привносит в эти стихи метрический перебой, так как между ударными слогами в середине строки пропадает необходимый безударный слог. Этим приемом Пастернак, видимо, хотел подчеркнуть «падение» снега и вместе с тем отсчет времени, подобно часам, ходу «стрелки», подвластность человека фатальному движению лет и десятилетий. То, что метрический перебой звучит в трех строфах, способствует появлению необычных композиционных соотношений в стихотворении.

Действительно, композиция произведения совершенно уникальна. Она отличается сквозным развитием, в ней не нужно искать деление на части - это исказит авторские идеи и лирический сюжет произведения. Как ход времени неумолим, так и композиция стихотворения однолинейна, подобно движению часовой стрелки… Цельность текста возникает благодаря двум художественным приемам.

Во-первых, благодаря использованию многочисленных анафор и композиционных повторов: 3 и 4 четверостишия «скреплены» скрытыми анафорами «словно» и «сходит», 6 и 7 строфы - анафорой «может быть». Но самая масштабная анафора связана с троекратным повтором стиха «снег идет, снег идет» в 1, 3 и 8 строфах и его варьированными изменениями во 2, 6, 7 и 8 строфах: «снег идет, и все в смятеньи», «снег идет, густой-густой», «следуют, как снег идет». В результате только 4 и 5 четверостишия оказываются без этой настойчивой анафоры. А в заключительной строфе можно даже наблюдать «двойное сцепление»: в ней звучит стих «снег идет, снег идет» и два стиха из второй строфы - «снег идет, и все в смятеньи», «перекрестка поворот». Текст оказывается неделимым, пронизанным в самом своем основании лейтмотивным словосочетанием, которое еще вынесено и в название. Композиция стихотворения оказалась на редкость монолитной.

Во-вторых, середина стихотворения не «выпадает» из общего развития лирической композиции по причине использования еще одного необычного приема. Строфическое деление стихотворения импровизационно, так как в нем объединяются строфы разной величины: трехстишия, катрены и пятистишия. Но строфическая структура у Пастернака нередко опровергается интонационно-синтаксической динамикой и приближается к астрофической - интонация из одной строфы требует своего дальнейшего развития в следующей, как это можно наблюдать на стыке 4 и 5 четверостиший: «…Сходит небо с чердака. // Потому что жизнь не ждет…». Между строфами происходит интонационное и логическое «сцепление», «точка» в конце 4 строфы опровергается, нарушается, реально превращаясь в «запятую». Подобное явление можно заметить и на стыке других строф, что еще раз доказывает цельность композиции и одночастную форму стихотворения Пастернака.

Как видим, все художественные приемы в стихотворении Пастернака используются очень органично, ни один из них не выступает на первый план, давая развиваться прежде всего лирическому сюжету и философским идеям. Поэтическая мысль структурируется прозрачно и ясно, но в то же время ассоциативно непредсказуемо и динамично.

Завершить разговор о целостном анализе лирического произведения хочется ученическими работами.

Первая работа - ответ выпускника средней школы на вопрос «Как связаны заключительные реплики поэта с основными идеями стихотворения А.С.Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”?».

Стихотворение А.С.Пушкина связано с романтическими представлениями о назначении поэта и поэзии. Мотивы славы, одиночества, свободы творчества, истинного искусства звучат ясно и определенно. Заключительные реплики поэта напрямую перекликаются с главными идеями всего стихотворения. Пушкин считал, что поэт - это избранник Бога, который далек от любых меркантильных, земных проявлений, он должен творить «из вдохновенья, не из платы», то есть не ради славы, а ради самой поэзии, «служения муз». По мнению Пушкина, поэт не может зависеть от общественного мнения, ведь он свободен в своем творчестве. Но в этом стихотворении лирический герой, поэт, принимает условия общества, им овладевает желание славы, книгопродавец «подкупает» его своими речами, и поэт перестает быть поэтом, он говорит не стихами, а прозой. Стихотворение Пушкина построено на антитезе, что подчеркивает особый статус поэта среди земных людей: он - человек от Бога. Таким образом, заключительные реплики поэта имеют огромное значение для раскрытия идейного содержания произведения, в них заключена основная мысль Пушкина: как только поэт принимает земные условия и приспосабливается к эпохе, он теряет свой Божий дар.

Вторая ученическая работа - ответ на вопрос «В каких стихотворениях поэты XIX века размышляют на философские темы, в чем их можно сравнить с «Парусом» М.Ю.Лермонтова?».

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» относится к ранней лирике поэта, которую отличает бунтующий лирический герой, находящийся в схватке с судьбой. Рассуждая на темы свободы и смысла человеческой жизни, поэт утверждает, что жизнь имеет смысл лишь тогда, когда в ней есть «бури», к чему и стремится «парус», олицетворяющий в стихотворении свободу, движение, но вместе с тем одиночество, которое, по мнению автора, неразрывно связано со свободой. Также на темы судьбы, свободы и смысла жизни рассуждает основоположник русского романтизма В.А.Жуковский, который в элегии «Море» воплощает идею романтического двоемирия. В данной элегии «море», олицетворяющее неволю, приземленность, стремится к «небу», то есть мечте, идеалу, из-за чего вынуждено, как и герой Лермонтова, вступить в схватку с судьбой, «бурей». Но «буря» в элегии лишь нарушает покой, гармонию между «небом» и «морем», в то время как в стихотворении «Парус» главное для лирического героя - это свобода, бунт, то есть сами «бури». Кроме того, на тему свободы размышляет и А.С.Пушкин. В стихотворении «Узник», написанном в романтический период творчества, лирический герой так же, как и герой Лермонтова, стремится к свободе. Однако, в отличие от «Паруса», борьба с судьбой еще не началась, в «Узнике» проявляются лишь стремления к ней, выраженные через аллегорический образ орла: именно он призывает лирического героя к «буре», побегу, свободе. Таким образом, в стихотворениях В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова лирические герои по-разному видят смысл своей жизни, свободы, одиночества и выбирают различные формы борьбы с судьбой.