Схема методы юридической психологии. я группа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное у ч реждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и г о сударственной службы при президенте Р оссийской Ф едерации

Сибирский институт - филиал РАНХиГС центр переподготовки специалистов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: юридическая психология

Тема:

Выполнил

Шило Дмитрий Сергеевич

Новосибирск 2012г.

Методы юридической психологии

метод юридическая психология наблюдение

Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:

1. Методы научного исследования.

С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы психологического воздействия на личность.

Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.

3. Методы судебно-психологиче ской экспертизы

Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания. В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности. К ним относят следующие:

Метод наблюдения.

Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей. Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности. При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения.

Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др. Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т. д.

Не включенное наблюдение - это наблюдение со стороны, в котором исследователь - постороннее для исследуемого человека или группы лицо. Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования).

Преимущество включенного наблюдения - непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация событий, которые при не включённом наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя. Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения - интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.

Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают жизненные наблюдения и экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки. Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.

Метод беседы

Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным. В таких случаях с успехом применяется метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование). Материал, который при этом собирается, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседника. Эффективность беседы зависит от:

· способности исследователя вступать в личный контакт с собеседн и ком;

· наличия тщательно продуманного плана беседы;

· умения исследователя задавать не прямые, а косвенные вопросы.

Значимость беседы зависит от объективности получаемых с помощью этого метода данных. Поэтому рекомендуется получать в беседе больше фактической информации, одни вопросы должны контролироваться другими, рекомендуется пользоваться магнитофонными записями, регистрирующими не только содержание бесед, но и интонации. Повторение беседы с тем же самым лицом, но с несколько измененным планом во избежание трафаретности, - одно из условий эффективности метода.

Метод беседы в значительной степени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются некоторые сходные требования. В частности, предпосылкой его успешности является создание обстановки непринужденности, дающей возможность естественно сочетать свободный рассказ с ответами на конкретные вопросы, которые уточняют, дополняют и контролируют изложение. Иногда целесообразно проводить беседу в условиях, наиболее привычных для человека, личность которого изучается. Поэтому, если допрос имеет целью только ознакомление с личностью, можно провести его по месту работы, жительства, отдыха данного лица.

Анкетный метод

Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко - от судебно-следственной и исправительной сфер деятельности до области право реализации.

Параллельно с анкетированием применяется "автомат общественного мнения" (телефонный опрос). Главное его достоинство - полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд "критических" вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Разновидностью опроса является метод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов.

Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях ее снижения и т.д. Интервьюируя судей, можно получить информацию о путях формирования их внутреннего убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках и достоинствах судебной процедуры и т. д. Обобщение результатов интервью дает репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

Биографический метод

Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.

Биографический метод исследования привлекал к себе внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. С целью изучения личности преступников разрабатывались различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время. Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

· характеристика с места работы, учебы, жительства;

· старые уголовные дела, если изучаемое лицо было ранее судимо. Большую пользу при этом приносит анализ протокола судебного заседания. В суде б ном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соуч а стникам и т. д);

· личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание). Из него можно получить информацию о поведении в колонии, об отношении к бли з ким и др.;

· медицинские карты, истории болезни;

· акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Экспериментальный метод

Это ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы.

Недостатком данного метода является трудность использования лабораторной техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Указанные недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

Законодательный эксперимент

Проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм может быть проведена в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент. Имеются в виду предложения по усовершенствованию законодательства, которые, прежде чем быть окончательно принятыми, должны пройти испытание в течение определенного срока на ограниченной территории или даже территории всей страны, что позволяет избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Такого рода эксперименты проводились как за рубежом, так и в нашей стране.

Так, в экспериментальном порядке в Англии в 1965 году было приостановлено (до 31 июля 1970 года) применение смертной казни. По истечении этого срока парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), или вернуться к ранее существовавшему положению, когда смертная казнь предусматривалась как высшая мера по ряду категорий дел об убийствах. В настоящее время в некоторых областях России проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей, которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

Формирующий эксперимент

Существует также еще один вид экспериментального метода, который может быть использован в юридической психологии - это формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста. В модифицированном виде этот метод может быть использован в деятельности исправительных учреждений. С его помощью осужденным могут прививаться навыки к труду, новые взгляды и отношение к обществу, формироваться социально приемлемое поведение.

Ассоциативный эксперимент

Наконец, можно отметить еще одну разновидность экспериментального метода - ассоциативный эксперимент, впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т. е. интервал между словом и ответом.

Более подробно применение данного метода для психодиагностики (определения причастности подозреваемого к совершению преступления) будет рассмотрено в главе об истории развития юридической психологии.

Метод тестов

Разновидностью экспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, для выявления личностных параметров. В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.

В юридической психологии могут в ряде случаев применяться прожективные (или аффективные) тесты. Они предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты с помощью рисунков и др. Личностные опросники построены по принципу самооценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест "ММРI", содержащий 384 утверждения. По результатам ответа составляется психологический профиль личности. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй - степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые личностные свойства. Наиболее широко используются тесты при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Метод анализа продуктов деятельности человека

Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д. Важную роль в юридической психологии играет изучение процессов и результатов правоприменительной деятельности.

Для выяснения роли личностного фактора, профессионального мастерства необходимо обобщение передового опыта, а также ошибок в деятельности правоохранительных органов, возникающих в результате действия различных психологических факторов. С этой целью изучаются материалы по обмену опытом, публикации известных юристов, в которых раскрываются секреты их мастерства и даются советы по преодолению профессиональной деформации и других негативных явлений.

Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления. Криминалистам хорошо известно, что преступники-рецидивисты, "специализирующиеся" на каком-то определенном виде преступления, обычно совершают их одним и тем же способом. Повторяясь, способ преступления образует так называемый "преступный почерк". Иногда "визитной карточкой" преступника может служить посягательство на одни и те же предметы, например, кража только картин (драгоценных изделий, видеотехники, автомашин). Знание способа совершения преступления для раскрытия преступления использовано криминалистикой еще в конце XIX века, когда был разработан специальный вид криминалистического учета преступников - по способу совершения преступления - М08. Изучение способа, места и времени совершения преступления иногда позволяет установить некоторые личностные особенности преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.).

Расчленение трупа или попытки его уничтожения путем сожжения могут свидетельствовать о хладнокровии или эмоциональной тупости преступника (иногда это признак психического отклонения). По способу совершения преступления могут быть установлены так же профессиональные навыки и умения, уровень интеллектуального развития, способности обвиняемого. Изготовление, например, поддельных штампов, печатей, денежных купюр под силу далеко не каждому человеку; вскрытие сложно устроенных сейфов требует обстоятельных знаний и отменных способностей. Анализ способа совершения преступления может свидетельствовать об эмоциональном состоянии преступника. Нанесение потерпевшему большого количества телесных повреждений может указывать иногда на то, что преступник находился в состоянии сильного эмоционального возбуждения или аффекта.

Метод психологического анализа документов

Документ в широком значении этого слова (т. е. то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.

Остановимся пока на юридических документах. В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий, например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего лица и т.д.

Особенно богат психологическим содержанием анализ судебной практики, поскольку он является прежде всего изучением судебных казусов, т. е. случаев, по которым было вынесено судебное решение. Если юриста интересует главным образом правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые выявило судебное решение.

Метод контент-анализа

Кроме качественного анализа юридического документа, т. е. анализа смысла, содержательной его стороны, о которой велась речь, существует количественный, формализованный анализ, выделение и обработка единиц информации. Наиболее распространенным здесь является метод контент-анализа.

Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета. В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу" (в строках, абзацах). Существует анализ и неюридических документов, материалов, который представляет определенный интерес для юридической психологии. Здесь можно остановиться на анализе материалов прессы, произведений художественной литературы. Пресса всегда уделяет достаточное внимание правовой тематике. В ней находят отражение различные сферы общественного мнения, знать которые интересно психологу, поскольку это позволяет составить представление об уровне развития правосознания, правовой культуры населения в целом и отдельных его слоев, о престиже права в обществе, ряде других моментов.

Одним из средств получения психолого-юридических знаний являются произведения художественной литературы. Лучшие образцы детективной литературы, а также произведения классиков - О. Бальзака, В. Гюго, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Л. Андреева, а в наше время А. Солженицына, В. Шаламова, освещавших события криминального характера, - дают обширный материал для познания психологии преступника, быта и нравов криминального мира, психологических аспектов следственно-судебной деятельности.

Анализ документов также дает возможность получить информацию об изучаемом человеке. Это могут быть письма, дневники, конспекты, доклады, записки, литературные произведения и т.п. При оценке личности по документам необходимо учитывать не только их содержание, но и форму выражения мыслей, чувств, состояний. Особое место в изучении личности занимает графология - наука, ставящая своей целью определение свойств личности по особенностям индивидуального почерка.

По письму можно определить пол человека, уровень образования, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности темперамента. Любое исследование индивида заканчивается обобщением всех полученных материалов, которое находит свое отражение в психологической характеристике личности. Составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо - обвиняемый).

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Н.В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. - М., 1997

2. Административная деятельность ОВД. /Под общ. ред. Л.П. Коренева. - М, 1998.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. -- СПб., Питер, 2000.

4. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970.

5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. -- 2-е изд. -- СПб., 2001.

6. Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.

7. Кравков СВ. Взаимодействие органов чувств. М.: Л., 1948.

8. Коломеец В.К. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложных условиях. - Свердловск, 1975.

9. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М., 1975.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды -- М.; Воронеж, 2005.

11. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. М., 1981.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ранняя история юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в ХХ столетии. Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками).

    реферат , добавлен 07.01.2004

    Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2011

    Методологические основы и структура современной юридической психологии. Основные категории юридической психологии. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний. Предмет, основные принципы и задачи юридической психологии.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Историческое формирование зарубежной и отечественной юридической психологии. Современное состояние юридической психологии. Перспективы развития отечественной юридической психологии.

    реферат , добавлен 18.09.2006

    Понятие юридической психологии. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов. Особенности применения на практике основных методов сбора первичной информации: беседы и наблюдения. Составление плана беседы. Природа преступного поведения.

    реферат , добавлен 07.09.2013

    Формирование теоретических знаний о предмете и задачах педагогической психологии и классификация ее основных методов: наблюдения и самонаблюдения, беседы, интервью, анкетирования, эксперимента, анализа продуктов деятельности, тестирования и социометрии.

    презентация , добавлен 10.11.2011

    Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

    презентация , добавлен 01.12.2016

    Определение предмета, задач, системы и метода юридической психологии при обозначении места и роли личности. Изучение психологии юридического труда, преступной группы, правонарушения и психологии потерпевшего. Психология предварительного расследования.

    курс лекций , добавлен 15.02.2011

    Основные методы психологии. Профессиональные способности менеджера. Косвенные пути ликвидации конфликта. Склонности как предпосылки развития способностей. Классификация методов Пирьова. Понятие о задатках и способностях. Метод наблюдения и эксперимента.

Любая наука, как известно, прежде всего направлена на проведение объективного исследования и, следовательно, определение ее основных методов и вспомогательных методик.

Метод – это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами, руководящими положениями, научными подходами еще и систему методов исследования.

Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

Эти методы можно классифицировать как по целям , так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии можно разделить на три группы.

1. Методы научного исследования . С их помощью исследуются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся проблемами защиты прав и свобод граждан.

2. Методы психологического воздействия на личность. К основному методу воздействия, который может применяться в юридической психологии, можно отнести убеждение. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства, волю посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить его взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или представления говорящего (например, убедить подследственного, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего дать правдивые показания). Убеждение является основным, наиболее универсальным методом руководства и воспитания и должно широко применяться в деятельности судебных и правоохранительных органов. Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека. Убеждать нужно аргументировано. Аргументация – это приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо суждения. Убеждение – это сложный метод, так как требует от личности, его применяющей, развитого интеллекта, знаний логики.

Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.

Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.). При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения и его разновидность – самовнушение, оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.

Манипулятивное воздействие – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим (Э.Шостром). Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.

Следует отметить, что диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.

3. Методы судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Судебно-психологическая экспертиза проводится экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов и должна представлять собой объективное и полное исследование отдельной личности (группы людей). Судебно-психологическое экспертное исследование ограничено требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц). Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность – поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

По способам исследования В.Л.Васильев предлагает классифицировать следующие методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, беседа. Но все указанные методы являются методами научного исследования. Поэтому нам представляется более правомерным рассмотреть классификацию психологических методов исследования Б.Г. Ананьева, широко известную в отечественной психологии 2 . Он выделяет четыре группы методов.

I. Организационные методы исследования. К ним относятся:

сравнительный метод – это сопоставление различных групп исследуемых, отдельных лиц, психических процессов между собой или один и тот же психический процесс, состояние, но в разный период (например, особенности функционирования эмоциональной сферы личности обследуемого лица до, во время и после правонарушения. Этот метод применяется и в юридических дисциплинах;

лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, позволяет изучить динамику и особенности индивидуального развития (например, психологическое обследование лиц, находящихся в местах отбывания наказания длительное время);

комплексные исследовательские программы , в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, как правило, для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами, что позволяет устанавливать различия, связи и зависимости между явлениями разного рода, например, при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы аффекта (КСППЭ) различия в подходах психиатров к патологическому аффекту и психологов к физиологическому аффекту.

II. Эмпирические методы – самая обширная группа методов добывания научных данных. К этой группе методов относятся:

– наблюдение, самонаблюдение, поведенческий портрет;

– экспериментальные методы;

– психодиагностические методы;

анализ процесса и продуктов деятельности человека;

методы опроса (анкетирование, интервью, беседа);

– социометрия;

биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств, контент-анализ) 3 ;

– метод моделирования направлен на изучение психических явлений, представленных в более простых моделях (имитирующих эти явления). Моделирование широко применяется и в других областях научного знания. Модель должна отражать самое существенное, что связано с реальным явлением или объектом, в этом заключаются и основные недостатки метода моделирования. Что считать существенным, а что несущественным? Не учитывая в модели то, что кажется несущественным, можно пропустить очень важные элементы. Известны две основные формы моделирования: физическое (реальное явление или объект заменяется физическим объектом – материальным в виде технического устройства (например, зарубки, узелки на память), затем изобретение письменной речи, которые положили начало моделированию памяти, компьютерная техника и система Интернет в настоящее время представляют самые совершенные модели не только памяти, но и других составляющих интеллекта, существует немало разнообразных тренажеров для тренировки в стрельбе, имитации вождения автомобиля, авиа- и космических полетов, вооруженных столкновений и др.) и математическое ,при котором реальное явление, событие, объект заменяются системой уравнений, а их решение позволяет, например, построить прогноз в отношении изучаемого явления, известны математические модели в области обучения и др.

III. Методы обработки полученных данных . К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализ.

IV. Интерпретационные методы: генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Б.Г.Ананьев считал, что классификация, предложенная болгарским психологом Г.Д.Пирьевым, является достаточно полной (см. рис. 4.1. – 4.3.)

Следует отметить, что методы исследования юридической психологии используются как в научных , так и в практических целях.

Проблемы методологии в юридической психологии разработаны слабо.

Как вы знаете, методология это учение о принципах построения, формах и способах познания . В ней воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Система знания настолько научна, насколько прочен ее методологический фундамент. Существует уровень общенаучной методологии, который является основой любого познания. Он включает:

принцип объективности

принцип детерминизма (причинности, каузальности)

принцип взаимосвязи и взаимодействия

принцип системности

принцип развития

Психологическая методология добавляет к этому:

принцип взаимосвязи психики и деятельности, поскольку именно через деятельность, при оперировании с объектами мира, действуя, человек обнаруживает свою сущность, раскрывает свойства этих объектов. Более того, в деятельности психология человека не только проявляется, но и изменяется («эффект подмоченных штанов»). Важно отметить, что этот принцип, в свою очередь, предполагает личностный подход. И если говорить в рамках нашего предмета, то юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм.

Что касается специальных методологических принципов юридической психологии, то здесь можно обозначить следующее:

принцип психологической специфичности, который требует исследовать прежде всего психологическую составляющую

принцип юридической специфичности, который обязывает помнить, что вскрывается именно юридическая специфика психологического , его изменения под влиянием юридической реальности и обратное влияние на эту реальность

принцип психологической целостности, развивая первый и второй принципы, выражает необходимость полного исследования мира как индивидуально-психологических, так и групповых явлений при изучении практически каждого юридическо-психологического вопроса, аспекта или проблемы. В сущности, это есть уже обозначенный выше принцип системности, или системного подхода. Преступление – всегда личностный акт, в котором обнаруживается весь внутренний мир человека, поэтому ошибочно полагать, что наличие какого-то качества (неуравновешенность, вспыльчивость и т. д.) является причиной преступления. Например, агрессивностью обладают миллионы людей, но только малый процент их совершает преступления.

принцип конструктивности полагает практическую полезность полученных результатов исследования

принцип гуманности и законности, определяемый самой сущностью права.

В целом специфика методологии юридической психологии в том, что личность изучается в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции по материалам следственного и судебного дела. Это дает уникальную возможность познания целого ряда психических закономерностей, наблюдать и исследовать которые в иных условиях невозможно или крайне затруднительно (например, действия человека, когда его жизни угрожает смертельная опасность, в криминогенных конфликтах и т. п.) Это обстоятельство позволяет широко использовать данные юридической психологии в смежных психологических дисциплинах.

Методы. В своей основе методы юридической психологии соответствуют общепсихологическим. Специфической особенностью применения психологических методов для решения задач юридической психологии является их постоянная нацеленность на освещение психологических явлений с точки зрения права, выяснение их правового значения, их сопоставление с нормами права. На нормы права должна быть ориентирована не только содержательная часть психологических исследований. В полном соответствии с ними должны находиться и организационно-методические аспекты юридической психологии.

Итак, методы. Их можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии делятся на:

(1)методы научного исследования

(2)методы психологического воздействия на личность

(3)методы судебно-психологической экспертизы.

По способам исследования :

(1)метод наблюдения

(2)метод эксперимента (лабораторный/естественный)

(3)анкетный метод

(4)метод интервью (беседы)

(5)компьютерная психодиагностика.

Несколько слов отдельно по методам судебно-психологической экспертизы. Основные методы здесь это:

(1)метод психологического анализа материалов уголовного дела

(2)анамнестический (биографический) метод

(3)методы наблюдения и естественного эксперимента

(4)инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, анкеты, тесты, опросники).

Глава 2. Методы юридической психологии

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности.

К ним относят следующие:

Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей.

Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.

Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

    Явления, подлежащие изучению, наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления.

    Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления.

    Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.

    Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления.

Для регистрации результатов наблюдения могут использоваться технические средства: запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку, применение фотосъемки и киносъемки. В условиях предварительного следствия и судебного разбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.

При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т. д.

Невключенное наблюдение - это наблюдение со стороны, в котором исследователь - постороннее для исследуемого человека или группы лицо.

Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института народных заседателей был использован метод включенного наблюдения. Оно проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета, проходившим практику в суде. Исследователь получил разработанный учеными подробный опросник, относящийся к ходу процесса и к совещанию судей, который заполнял после окончания каждого дела. Вопросник был анонимным. Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не информировали об исследовании.

Преимущество включенного наблюдения - непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация событий, которые при невключенном наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя.

Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения - интроспекции (самонаблюдения) . Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.

Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают жизненные наблюдения и экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки.

Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.

Метод беседы. Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным.

В таких случаях с успехом применяется метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Материал, который при этом собирается, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседника.

Эффективность беседы зависит от:

    способности исследователя вступать в личный контакт с собеседником;

    наличия тщательно продуманного плана беседы;

    умения исследователя задавать не прямые, а косвенные вопросы.

Значимость беседы зависит от объективности получаемых с помощью этого метода данных. Поэтому рекомендуется получать в беседе больше фактической информации, одни вопросы должны контролироваться другими, рекомендуется пользоваться магнитофонными записями, регистрирующими не только содержание бесед, но и интонации. Повторение беседы с тем же самым лицом, но с несколько измененным планом во избежание трафаретности, - одно из условий эффективности метода.

Метод беседы в значительной степени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются некоторые сходные требования. В частности, предпосылкой его успешности является создание обстановки непринужденности, дающей возможность естественно сочетать свободный рассказ с ответами на конкретные вопросы, которые уточняют, дополняют и контролируют изложение.

Иногда целесообразно проводить беседу в условиях, наиболее привычных для человека, личность которого изучается. Поэтому, если допрос имеет целью только ознакомление с личностью, можно провести его по месту работы, жительства, отдыха данного лица.

Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко - от судебно-следственной и исправительной сфер деятельности до области правореализации.

Параллельно с анкетированием применяется "автомат общественного мнения" (телефонный опрос). Главное его достоинство - полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд "критических" вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Разновидностью опроса является метод интервью . В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях ее снижения и т. д.

Интервьюируя судей, можно получить информацию о путях формирования их внутреннего убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках и достоинствах судебной процедуры и т. д.

Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет биографический метод . Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.

Биографический метод исследования привлекал к себе внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. С целью изучения личности преступников разрабатывались различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.

Известен, например, вопросник, разработанный итальянским профессором Оттоленги. Наибольший интерес представляет для представителя юридической психологии та часть вопросника, "...где предусматривается получение сведений о семье изучаемого, наследственности, условиях жизни и воспитания, привычках (наркотики, алкоголь, курение), излюбленных занятиях и развлечениях (азартные игры и пр.), данные о поведении в семье, на работе, на военной службе, за границей, об отношении к полиции и преступным элементам, родственных связях и знакомствах"". Подобные вопросники позволяют изучить личность преступника более полно и методично.

Отдельные аспекты биографического метода в следственно-судебной и пенитенциарной практике являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.

По своей сущности к биографическому методу близок метод обобщения независимых характеристик , цель которого - собирание данных о личности от различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, с которыми исследуемый находился в тех или иных отношениях.

Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

    характеристика с места работы, учебы, жительства;

    старые уголовные дела, если изучаемое лицо было ранее судимо. Большую пользу при этом приносит анализ протокола судебного заседания. В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам и т. д.);

    личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание). Из него можно получить информацию о поведении в колонии, об отношении к близким и др.;

    медицинские карты, истории болезни;

    акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Экспериментальный метод - ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Недостатком данного метода является трудность использования лабораторной техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Указанные недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

В качестве примера можно привести эксперимент, проведенный румынскими криминалистами с целью проверки достоверности свидетельских показаний. На рынке в Бухаресте инсценировались ссора и драка. Изучаемыми были лица, которые находились в этот момент на рынке, и те, кто впоследствии производил по этому эпизоду расследование. Никто из них не знал, что имеет дело с инсценировкой. Все происходившее незаметно для присутствовавших фиксировалось с помощью киносъемки и звукозаписи. Поведение "нарушителя" было заранее отрепетировано. Большая часть свидетелей была допрошена в срок от 7 до 14 часов после "происшествия", трое - спустя два месяца. Показания не только протоколировались, но и записывались на магнитофонную ленту.

Свидетелям задавались вопросы, касающиеся поведения "нарушителя" до и в момент инцидента, его внешности, времени "происшествия". Было проанализировано 232 ответа. Наиболее точными оказались показания, относящиеся к основным моментам события. Они позволяли установить наиболее существенные стороны происшествия с достаточной степенью точности: 85 % ответов были правильными, 6 % - неуверенными, 8 % - неправильными и 1 % не был связан с существом дела. Данный эксперимент развеял скептицизм ученых относительно достоверности свидетельских показаний.

Проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм может быть проведена в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент . Имеются в виду предложения по усовершенствованию законодательства, которые, прежде чем быть окончательно принятыми, должны пройти испытание в течение определенного срока на ограниченной территории или даже территории всей страны, что позволяет избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Такого рода эксперименты проводились как за рубежом, так и в нашей стране. Так, в экспериментальном порядке в Англии в 1965 году было приостановлено (до 31 июля 1970 года) применение смертной казни. По истечении этого срока парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), или вернуться к ранее существовавшему положению, когда смертная казнь предусматривалась как высшая мера по ряду категорий дел об убийствах.

В настоящее время в некоторых областях России проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей, которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

Существует также еще один вид экспериментального метода, который может быть использован в юридической психологии - это формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.

В модифицированном виде этот метод может быть использован в деятельности исправительных учреждений. С его помощью осужденным могут прививаться навыки к труду, новые взгляды и отношение к обществу, формироваться социально приемлемое поведение.

Наконец, можно отметить еще одну разновидность экспериментального метода - ассоциативный эксперимент , впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т. е. интервал между словом и ответом. Более подробно применение данного метода для психодиагностики (определения причастности подозреваемого к совершению преступления) будет рассмотрено в главе об истории развития юридической психологии.

Разновидностью экспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является метод тестов . Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, для выявления личностных параметров.

В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.

В юридической психологии могут в ряде случаев применяться прожективные (или аффективные) тесты. Они предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты с помощью рисунков и др.

В качестве примера можно привести последний тест: ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от нее, расторгнуть брак и т. д.

Личностные опросники построены по принципу самооценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест "ММРI", содержащий 384 утверждения. По результатам ответа составляется психологический профиль личности. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй - степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые личностные свойства.

Наиболее широко используются тесты при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Метод анализа продуктов деятельности человека . Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.

Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д.

Важную роль в юридической психологии играет изучение процессов и результатов правоприменительной деятельности. Для выяснения роли личностного фактора, профессионального мастерства необходимо обобщение передового опыта, а также ошибок в деятельности правоохранительных органов, возникающих в результате действия различных психологических факторов. С этой целью изучаются материалы по обмену опытом, публикации известных юристов, в которых раскрываются секреты их мастерства и даются советы по преодолению профессиональной деформации и других негативных явлений.

Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления.

Криминалистам хорошо известно, что преступники-рецидивисты, "специализирующиеся" на каком-то определенном виде преступления, обычно совершают их одним и тем же способом. Повторяясь, способ преступления образует так называемый "преступный почерк". Иногда "визитной карточкой" преступника может служить посягательство на одни и те же предметы, например, кража только картин (драгоценных изделий, видеотехники, автомашин).

Знание способа совершения преступления для раскрытия преступления использовано криминалистикой еще в конце XIX века, когда был разработан специальный вид криминалистического учета преступников - по способу совершения преступления - М08.

Опытные сыщики давно взяли его на вооружение при расследовании преступлений, что нашло отражение в художественной литературе. Чешский писатель-юморист Карел Чапек написал об этом рассказ "Похищенный документ № 139/УП отд. С".

Суть его в следующем. Полковник генерального штаба Гампл взял для работы домой некий сверхсекретный документ. На ночь, по совету жены, он положил документ в жестянку из-под макарон, которую запер в кладовке: какой же шпион, если он охотится за документом, будет его там искать? Ночью в кладовке взломали окно и жестянку украли. Вызванный Гамплом подполковник контрразведки Врзал сразу понял, что без шпионов тут не обошлось, и пустил в ход весь аппарат контрразведки.

Когда в передней позвонили, Гампл, ждавший ареста, решил, что за ним пришли. "Но вместо офицеров вошел рыжий человек с котелком в руке и оскалил перед полковником беличьи зубы.

Разрешите представиться. Я - Пиштора из полицейского участка.

Что вам надо? - рявкнул полковник и исподволь переменил позу со "смирно" на "вольно".

Говорят, у вас обчистили кладовку, - осклабился Пиштора с конфиденциальным видом. - Вот я и пришел.

А вам какое дело? - отрезал полковник.

Осмелюсь доложить, - просиял Пиштора, - что это наш участок. Служанка ваша говорила в булочной, что вас обокрали. Вот я и говорю начальству: "Господин полицейский комиссар, я туда загляну".

Не стоило беспокоиться, - пробурчал полковник, - украдена всего лишь жестянка с макаронами. Бросьте это дело.

Удивительно, - сказал сыщик Пиштора, - что не сперли ничего больше.

Да, очень удивительно, - мрачно согласился полковник. - Но вас это не касается.

Наверное, ему кто-нибудь помешал, - просиял Пиштора, осененный внезапной догадкой.

Итак, всего хорошего, - отрубил полковник.

Прошу извинения, - недоверчиво улыбаясь, сказал Пиштора. - Мне надо бы сперва осмотреть эту кладовку.

Полковник хотел было закричать на него, но смирился.

Пойдемте, - сказал он неохотно и повел человечка к кладовке.

Пиштора с интересом оглядел кладовку.

Ну да, - сказал он удовлетворенно, - окно открыто долотом. Это был Пепик или Андрлик.

Кто, кто? - быстро спросил полковник.

Пепик или Андрлик. Их работа. Но Пепик сейчас, кажется, сидит. Если бы было выдавлено стекло, это мог быть Дундр, Лойза, Новак, Госичка или Климент. Но здесь, судя по всему, работал Андрлик.

Смотрите не ошибитесь, - пробурчал полковник.

Вы думаете, что появился новый специалист по кладовкам? - спросил Пиштора и сразу стал серьезным. - Едва ли. Собственно говоря, Мертл тоже иногда работает долотом, но он не занимается кладовыми..."

Предположения Пишторы оправдались: жестянку действительно украл Андрлик. Документ вернули полковнику, и когда тот рассыпался в благодарностях, Пиштора заметил:

"- Ах, господи, это же пустяковое дело... Воры, знаете, неинтеллигентный народ. Каждый знает только одну специальность и работает на один лад, пока мы его опять не поймаем"".

Изучение способа, места и времени совершения преступления иногда позволяет установить некоторые личностные особенности преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.). Расчленение трупа или попытки его уничтожения путем сожжения могут свидетельствовать о хладнокровии или эмоциональной тупости преступника (иногда это признак психического отклонения).

По способу совершения преступления могут быть установлены, кроме уже отмечавшихся выше, профессиональные навыки и умения, уровень интеллектуального развития, способности обвиняемого. Изготовление, например, поддельных штампов, печатей, денежных купюр под силу далеко не каждому человеку; вскрытие сложно устроенных сейфов требует обстоятельных знаний и отменных способностей.

Анализ способа совершения преступления может свидетельствовать об эмоциональном состоянии преступника. Нанесение потерпевшему большого количества телесных повреждений может указывать иногда на то, что преступник находился в состоянии сильного эмоционального возбуждения или аффекта.

Метод психологического анализа документов. Документ в широком значении этого слова (т. е. то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву. Остановимся пока на юридических документах.

В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий, например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего лица и т. д.

Особенно богат психологическим содержанием анализ судебной практики, поскольку он является прежде всего изучением судебных казусов, т. е. случаев, по которым было вынесено судебное решение.

Если юриста интересует главным образом правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые выявило судебное решение.

В судебных решениях психолога интересуют жизненные факты, ибо они позволяют говорить о нравственно-правовом состоянии общества. Вот почему решения, скажем, по бракоразводным делам, обычно весьма бедные в правовом плане, являются по своей фактической стороне ценным материалом для социологического, социально-психологического и психологического изучения семейной жизни. То же самое можно сказать и о решениях по делам об ответственности родителей за совершение их детьми правонарушений, где зримо выступают дефекты правовой социализации.

Объектом психологического анализа может стать и судья, вынесший решение. Психологически интересны мотивация данного решения, факторы, повлиявшие на формирование внутреннего убеждения судьи и др.

Кроме качественного анализа юридического документа, т. е. анализа смысла, содержательной его стороны, о которой мы вели речь, существует количественный, формализованный анализ, выделение и обработка единиц информации. Наиболее распространенным здесь является метод контент-анализа . Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета. В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу"(в строках, абзацах).

Существует анализ и неюридических документов, материалов, который представляет определенный интерес для юридической психологии. Здесь можно остановиться на анализе материалов прессы, произведений художественной литературы.

Пресса всегда уделяет достаточное внимание правовой тематике. В ней находят отражение различные сферы общественного мнения, знать которые интересно психологу, поскольку это позволяет составить представление об уровне развития правосознания, правовой культуры населения в целом и отдельных его слоев, о престиже права в обществе, ряде других моментов.

Одним из средств получения психолого-юридических знаний являются произведения художественной литературы. Лучшие образцы детективной литературы, а также произведения классиков - О. Бальзака, В. Гюго, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Л. Андреева, а в наше время А. Солженицына, В. Шаламова, освещавших события криминального характера, - дают обширный материал для познания психологии преступника, быта и нравов криминального мира, психологических аспектов следственно-судебной деятельности.

Анализ документов также дает возможность получить информацию об изучаемом человеке. Это могут быть письма, дневники, конспекты, доклады, записки, литературные произведения и т. п.

При оценке личности по документам необходимо учитывать не только их содержание, но и форму выражения мыслей, чувств, состояний.

Особое место в изучении личности занимает графология - наука, ставящая своей целью определение свойств личности по особенностям индивидуального почерка. По письму можно определить пол человека, уровень образования, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности темперамента.

Любое исследование индивида заканчивается обобщением всех полученных материалов, которое находит свое отражение в психологической характеристике личности.

Составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо - обвиняемый).

В последнее время в рамках проводимых в судебной и криминальной психологии исследований определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.

Объем изучения личности:

1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).

2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).

4. Внешние (физические) данные : лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление); одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).

5. Жизненный путь: родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т. д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т. д.); школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

6. Образ жизни : семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т. д.); профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен - пассивен и т. д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т. д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т. д.).

7. Поведение : нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т. д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т. д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т. д.); волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т. д.).

8. Направленность личности : доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении); ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка); материальные ценности (деньги, вещи, собственность); мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т. д.); интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости).

9. Способности : интеллектуальные (общие) способности (уровень образования, эрудиция, качество ума - способность к анализу, синтезу, гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др., свойства памяти - точность, легкость, прочность запоминания, свойства воображения - склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения и т. д.); специальные способности (организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные - способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и т. д.).

10. Темперамент : общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый); склонность к лидерству (отсутствие склонности); работоспособность (способен длительно работать, не уставая, помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает); эмоциональность (сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию "застойных" эмоциональных состояний, склонность к аффективным взрывам, устойчивость, ровность настроения, преобладающее настроение - оптимистическое, унылое, мрачное, злобное и т. д., способность контролировать, сдерживать проявление эмоций и т. д.).

11. Характер : отношение к людям (уважение, доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию (эмпатия), жестокость, правдивость, лживость, агрессивность, властность, подчиняемость, внушаемость, независимость, склонность к конформизму, конфликтность, миролюбивость и т. д.); отношение к себе (самооценка - считает себя лучше других, хуже, таким, как все), уровень притязаний (высокий, низкий, средний), самолюбие (эгоизм, скромность, здоровое честолюбие, обидчивость и др.); отношение к труду (трудолюбив, дисциплинирован, добросовестен, ленив, безответственен, разболтан и т. д.); отношение к вещам (бережливость, расточительность, жадность, склонность к накопительству, стяжательство, аккуратность, неряшливость и т. д.).

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей.

По мнению Аминова И.И.: «метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности». Юридическая психология /Под редакцией Н.Д. Эриашвили [И.И. Аминов и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 49.

По структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение или изменение психолого-правовых явлений.

По целям деятельности методы ЮП делятся на три группы:

  • 1. Методы научного исследования, с их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемые нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практиков, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.
  • 2. Методы психологического воздействия на личность. Они применяются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон их применения ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.
  • 3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

По этапам исследования методы юридической психологии делятся на:

  • 1. Организационные методы, действующие на протяжении всего исследования :
    • - сравнительный - сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;
    • - лонгитюдный - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например, многократное обследование осужденных);
    • - комплексный - изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  • 2. Эмпирические методы :
    • - обсервационные - наблюдение и самонаблюдение;
    • - экспериментальные - лабораторный и естественный эксперимент;
    • - психодиагностические - тесты, анкеты, опросники, беседа;
    • - праксиометрические - анализ продуктов деятельности;
    • - биографические - анализ фактов, дат и событий жизни человека, документов и т.д.;
  • 3. Методы обработки и обобщения данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования, описание случаев как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;
  • 4. Интерпретационные методы - различные варианты генетического (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Классификация:

1. Метод наблюдения, т.е. - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека в целях его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика, жесты, позы. Поскольку восприятие внешнего поведения человека носит, как правило, субъективный характер, не следует спешить с выводами. Необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Основным условием научности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

Наблюдения бывают нескольких видов:

  • - стандартизированное - проведенное строго в соответствии с намеченной программой;
  • - свободное - не имеющее заранее установленных рамок;
  • - включенное - исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение;
  • - скрытое - примером может служить телепередача «Скрытая камера».

Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) - наблюдение за своими мыслями, чувствами.

Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей.

2. Метод беседы (интервью)

По мнению Журавель Е.Г.: «беседа - основная форма изучения личности человека, воздействия на него, профилактики, прогнозирования и анализа созданной в социальной группе ситуации и сбора информации, необходимой для успешного ведения правоприменительной и правоохранительной деятельности Журавель Е.Г. Методы беседы и наблюдения как методы психологии // http://www.juristlib.ru/. 2009.».

Беседа может быть:

  • а). Ознакомительная (первичное индивидуальное знакомство с человеком);
  • б). Диагностическая (выявление личных переживаний собеседника, его мнение о положении дел в коллективе и руководителях);
  • в). Экспериментальная (проверка рабочих гипотез, выработанных юристом в результате проведенного ранее изучения личности собеседника);
  • г). Профилактическая (составная и обязательная часть работы по предупреждению преступных проявлений среди граждан).

Для успешного беседы от юриста требуется:

  • - умение заинтересовать собеседника;
  • - создание атмосферы доверия и откровенности;
  • - искусство постановки вопросов и анализа ответов.

Составление плана беседы - наиболее сложный этап в работе юриста. План обычно включает начало, основную часть и окончание беседы. Определив цель беседы с конкретным лицом, юрист выбирает один из трех вариантов проведения беседы:

  • - регламентированная беседа (заранее составленный перечень вопросов и напоминает анкетирование);
  • - беседа с взаимным обменом информацией (узнать более подробные сведения, ставить вопросы перед собеседником и давать ему обстоятельные ответы, чтобы воодушевлять и стимулировать собеседника на откровенный разговор);
  • - свободная беседа (проверка собеседника самостоятельно мыслить, творчески решать умственные задачи, самокритично относиться к своим способностям).
  • 3. Анкетный метод

Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обработке и анализу. В правоохранительной практике АМ получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы (описание особенностей конкретной профессии) должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации.

4. Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых.

Большое значение в юридической психологии имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонарушителя, а также к расследуемому судом правонарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности. юридический психология профессиональный

Биографический метод.

В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального существования и взаимоотношений с другими людьми. Он направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности (пространственно-временная организация деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды личности).

Метод обобщения независимых характеристик.

Стабильные данные о личности в целях изучения психологических особенностей ее юридической или иной трудовой деятельности дает метод независимых характеристик отечественного ученого К.К. Платонова: «современные разновидности этого метода - методы построения психологического портрета личности, специалиста, преступника Юридическая психология /Под редакцией Н.Д. Эриашвили [И.И. Аминов и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 52.». При этом исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников, хорошо знающих обследуемого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристики испытуемого. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить степени проявления каждой черты:

Развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности;

Заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;

Эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;

Заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;

Противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.