Si vis pacem para bellum как произносится. Si vis pacem, para bellum! Легендарный «Парабеллум» (9 фото)

Многие крылатые фразы великих древних историков, последователей философии и ученых довольно актуальны в любые времена и особенно сейчас. Какие же мысли оставили нам в наследие предшественники? И о чем они нам говорят? Это мы и попытаемся выяснить в этой статье.

Боге и развитии

"Amor omnia vincit!" - Все побеждает любовь!

Разве не правы люди древности, обозначивая в мире, где пороки и соблазны затуманили разум многих? Они знали то, что сейчас культивируют многие религии и учения - что любовь способна спасти от любой беды, невзгод и от страха.

Или еще одна:"Deus ipse se fecit" - Бог создал себя Сам. Это великолепная фраза, которая применима не только в размышлениях о трансцендентном. В этой фразе мы ощущаем упор на то, что каждый человек должен сам стремиться к развитию, проявив упорство и должное терпение. Так, рассуждая о бесконечности Вселенной, о проявлениях Божественной сути во всем живом и в нас самих, мы утверждаемся в вере в то, что путём развития и самосовершенствования можем достичь большего, чем можно вообразить.

Крылатые фразы с переводом

Великие умы древности оставили нам бесконечное богатство, заложенное в коротких фразах, смыслы которых мы можем постигать бесконечно. Особенна богата в этом плане Древняя Греция и Римская Империя, основным языком которых была латынь. Крылатые фразы этих стран мы рассмотрим ниже.

  • "Audi, multa, loquere pauca" - " Слушай много, говори мало". Эта истина известна испокон веков, ведь часто нам ее говорят, когда предостерегают от опасности болтливого языка. Еще одно применение она находит, безусловно, в обучении.
  • "Ab altero expectes, alteri quod feceris" - "Жди от другого то, что сделал другому". Прислушиваясь к этой фразе, используемой еще в античной древности, мы чутко относимся к своему окружению, внимательны и заботливы к родным, добры ко всем людям.
  • "Equus Troianus" - Очень древнее, но известное всем по мотивам фильмов и книг иносказание, символизирующее коварный подарок, повлекший за собой гибель целого города.
  • "Est avis in dextra, melior quam quattuor extra" — "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Этой фразой древние римляне имели в виду, что умение - залог спокойной и счастливой жизни.
  • "Si vis pacem, para bellum " - "Хотите мира - готовьтесь к войне". Эта фраза для нынешнего времени особенно актуальна, поэтому мы рассмотрим ее подробнее ниже.

"Хотите мира - готовьтесь к войне"

Мощная оборона и большая, хорошо обученная армия во все времена являлись залогом спокойной жизни и процветания любой страны. Именно такой смысл заложил древний римский историк Корнелий Непот (94—24 гг. до н. э.), который использовал ее в описании жизни великого военачальника Эпаминонда, жившего в VI веке

"Хотите мира - готовьтесь к войне", как ни странно, но на сегодняшний день эта фраза весьма и весьма актуальна, особенно для нашей страны, ведь острая экономическая ситуация заставляет глав государства и все его окружение с опаской смотреть на соседей в Европу и США, выглядывая в их рядах врагов и начинателей войны. ХХ век застал две мировых войны и одну холодную, и все это за такое короткое время. Нужны ли нам другие доказательства того, что мир не меняется, пока не изменятся люди - особенно велика ответственность тех людей, кто вершит власть. Ведь каждая последующая война была кровопролитней прошлой, что же будет дальше?

Что хотят сказать нам люди древности?

"Eventus docet" — "Событие учит", - твердят нам философы древности, и они в этом, безусловно, правы. Но учат ли нас, современных людей, прошедшие события? Допустит ли мировое правительство большие жертвы?

Кстати, эту поговорку нам тоже подарила латынь. Крылатые фразы, а особенно "Хотите мира - готовьтесь к войне", древние римляне использовали довольно часто. Как ни печально, но мировое правление с тех пор не изменилось и до сих пор питает такое настроение в массах. Этой фразой подчеркивается их мировоззрение и мораль, оправдываются меры их правления, где порой одним словом можно обозначить судьбы миллионов людей. "Каждый должен заниматься своим делом" - говорят нам мыслители древности сквозь пространство и время. Так они советуют и нам заниматься своим делом еще усерднее - говорить правду, вскрывать ее из недр и нести людям, уча их жить по правде, в истине, в свете.

«Да будет свет!»

Знание - истинный свет, дарованный нам свыше, и только распространяя его, мы делаем мир светлее и ярче. - то, что делает жизнь лучше. Каждому человеку необходим опыт для продвижения его по лестнице развития все выше к Богу, Абсолюту, Брахману, Вселенной.

Но чему нас учит современный мир и правящий в нем капитализм? Но лучше закончить эту маленькую статью в той же манере, что и начали - крылатыми фразами древности, так будет правильней, ведь:

  • "Gutta cavat lapidem" - "Капля камень точит". Эта мысль нас учит терпению, потому как время - единственный фактор, который может влиять на самые глобальные события. К этой фразе есть дополнение - "Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo", в которой написано, что вода точит камень не силой, а частотой падения. Такая мысль применима к любому событию, движению и даже тренировкам.
  • "Feci quod potui, faciant meliora potentes" — "Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше". Удачная мысль, которая и завершит сию импровизацию.

    1 Si vis pacem, para bellum

    Если хочешь мира, готовься к войне.

    Источник - Вегетий, "Краткое наставление в военном деле", 3, Пролог: Qui desiderat pacem, praeparet bellum. "Кто желает мира, пусть готовится к войне".

    Подобная мысль ранее высказывалась Цицероном ("Филиппики", VII, 6, 19: Si pace frui volumus bellum gerendum est. "Если мы хотим пользоваться миром, приходится воевать") и Корнелием Непотом ("Эпаминонд", V, 4: Paritur pax bello. "Мир создается войной").

    В то время как все европейские государства превратились в военные лагери, наемники которых горят желанием наброситься друг на друга, чтобы в честь мира перерезать друг другу горло, перед каждым новым взрывом войны необходимо выяснить лишь один совершенно незначительный вопрос: на чью сторону стать. Как только дипломатические парламентарии с помощью испытанного правила "Si vis pacem, pard bellum" удовлетворительно разрешат этот второстепенный вопрос, начинается одна из тех войн во славу цивилизации, которые по своему разнузданному варварству принадлежат к эпохе расцвета разбойничьего рыцарства, а по своему утонченному вероломству являются все же исключительной принадлежностью новейшего периода империалистической буржуазии. (К. Маркс, Вторжение!. )

    Луи Филипп оставил после себя французскую армию отнюдь не в боеспособном состоянии -. Республика не улучшила состояния армии. Но появилась империя, которая означала мир, а "si vis pacem, para bellum", и армия сразу стала в центре ее внимания. (Ф. Энгельс, Расцвет и упадок армии. )

    В тот же день вечером я уехал, не видавшись больше ни с кем из группы Освобождение труда". Мы решили не говорить о происшедшем никому, кроме самых близких лиц, - решили соблюсти аппарансы [ видимость приличия (из фр. apparence). - авт. ], - не дать торжествовать противникам. По внешности - как будто ничего не произошло, вся машина должна продолжать идти, как и шла, - только внутри порвалась какая-то струна, и вместо прекрасных личных отношений наступили деловые, сухие, с постоянным расчетом: по формуле si vis pacem, para bellum. (В. И. Ленин, Как чуть не потухла "Искра". )

    Кто более Людовика Наполеона сделал для их [ порядка и тишины ] водворения и ограждения? "Империя есть мир", - сказал он; а "если хочешь мира, то готовь войну" (si vis pacem, para bellum), и в силу этого двоякого соображения он неутомимо воюет и мирится с самого своего избрания - и все в интересах продолжения своего управления, в котором одном только нашла Франция мир и блаженство. (Н. А. Добролюбов, Письмо благонамеренного француза. )

    Si vis pacet, para bellum, гласит донельзя истасканная в наше время латинская поговорка: если хочешь мира - готовь войну. Но едва ли не правильнее к приемам новейшей западноевропейской политики применить эту поговорку в обратном смысле: si vis bellum, para pacem, т. е., если затеваешь войну, начни с агитации в пользу мира, хлопочи о мире, как можно громче, кстати и некстати проповедуй мир. (И. С. Аксаков, Общеевропейская политика. Статьи из газеты "Москва". )

    Si vis pacem, para bellum - хочешь мира, готовься к войне. Такова формула империалистических войн, заимствованная у одного из римских мудрецов. Ныне мы знаем, какую глубокую классовую ограниченность выражает эта формулировка. Мы противопоставляем ей наш призыв: "хочешь мира - готовь его, готовь, не щадя всех своих сил, каждый день твоей жизни, каждый час твоих дней". (Арнольд Цвейг, Защищать мир, не щадя сил. )

    □ Из всех догматов ханжеской политики нашего времени ни один не натворил столько бед, как догмат, гласящий: "Если хочешь мира, готовься к войне". (К. Маркс, Вторжение. )

    □ Веками человечество, стремясь к обеспечению своей безопасности, руководствовалось формулой: "Хочешь мира - готовься к войне". В нашу ядерную эпоху эта формула таит особую опасность. Человек умирает только один раз. Но за последние годы накоплена такая масса оружия, которая дает возможность несколько раз уничтожить все живое на земле. Отчетливо понимая это, мы говорили и говорим вновь: "Хочешь мира - проводи политику мира, борись за эту политику!" (Л. И. Брежнев, Социалистической Польше - тридцать лет. )

    2 Para bellum

    Готовь войну.

    Русский? Это - пустое. Правописание по Гроту мы уже одолели. А сочинения ведь известно какие. Одни и те же каждый год. "Para pacem [ Готовь мир (лат.) - авт. ], para bellum"; "Характеристика Онегина в связи с его эпохой"... (А. И. Куприн, Поединок. )

    3 Хочешь мира, готовь войну

    4 Если хочешь мира, готовься к войне

    Si vis pacem, para bellum

См. также в других словарях: