Синтаксическая норма русского языка: Методическое пособие по курсу "Русский язык и культура речи". Урок-мастерская по русскому языку "Норма"(10 класс) Все мероприятия рассчитаны на благо горожанам

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Рак груди - самый распространенный в мире. Чтобы сохранить женское здоровье, стоит уделить немного внимания и изучить его симптомы, которые на первый взгляд кажутся незначительными изменениями.

сайт разузнал для вас, на что нужно обратить внимание, и собрал простые и действенные рекомендации, которые помогут оставаться здоровой на протяжении всей жизни.

1. Шишки и уплотнения

Если вы нащупали любое уплотнение на груди, ключицах или подмышках, стоит записаться к врачу: даже небольшая шишечка может оказаться симптомом болезни.

Мы часто идем к врачу только из-за болезненных ощущений, но чаще всего такое уплотнение не доставляет дискомфорта. Оно может быть как твердым, так и мягким , почти незаметным.

2. Красные пятнышки

Часто встречается такой симптом болезни, как маленькое покраснение, которое растет и занимает все больше места . Поэтому стоит обратить внимание на любые пятнышки, даже величиной с монетку, которых раньше не было.

Если осматривать грудь раз в месяц, то любые изменения будут заметны. Это позволит позаботиться о своем здоровье вовремя и не ждать, пока «само пройдет».

3. Рябь на коже

Если кожа на груди стала более жесткой, плотной, на ней появилась рябь или эффект «апельсиновой корки» - не стоит списывать все на плохой крем или натирающее белье.

Мы редко обращаем внимание на визуальные изменения кожи. Но это тоже один из симптомов, который можно упустить из виду. Всего 5 минут перед зеркалом помогут сохранить крепкое здоровье.

4. Другой цвет кожи

На коже могут появиться пятна другого цвета (бежевые или коричневые), а еще сыпь и зуд. Не всегда пятна - это остатки загара, а зуд и сыпь - следствие «этих дней» или аллергии на косметику, продукты питания.

Лучше проконсультироваться у профессионала и выяснить причину наверняка. Несколько анализов расскажут о вашей коже достаточно, чтобы быть здоровой и сияющей каждый день.

5. Трещинки в центре груди

Трещинки или раздражение в центре груди, похожее на экзему , - симптомы болезни Педжета. Она редкая, потому ее легко спутать с кожным раздражением.

Но трещинки могут появиться и из-за механического раздражения, поэтому лучше все же обратиться к специалисту, не откладывая его посещение в долгий ящик.

6. Боль

Может появиться боль, когда нажимаем рукой на грудь. Дискомфорт, который испытывают все девушки каждый месяц, не в счет - это нормально. Но если в груди бывает пульсация, давят ребра или болит спина, будто ее распирает изнутри, - это может говорить о развитии опухоли.

Боль в спине может появиться по разным причинам, поэтому мы часто игнорируем этот симптом. Маленький ежемесячный осмотр решит эту проблему с пониманием сигналов своего тела.

7. Отечность груди

Когда есть опухоль, одна грудь может стать тяжелее . Вы сразу заметите разницу, надевая белье: одна грудь будет больше другой. Она будет иначе смотреться и ощущаться в бюстгальтере, словно он стал наполовину мал.

Возможно, ее форма станет более вытянутой и неестественной. Если одна грудь увеличилась всего за несколько недель , на это стоит обратить внимание.

8. Несимметричность груди

Центр на пораженной груди может стать «втянутым» или сместиться относительно здоровой. Будет видна разница между здоровой и нездоровой грудью: разное расположение, другая форма.

9. Выделения


Правильный ответ.

1.Уделить внимание здоровью.

2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.

4. Абитуриенту, желающему…

4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами).

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть. (Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением).

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Задание . Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри­ частия и деепричастного оборота . Исправьте предло­ жения .

1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко­лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре­кращался.

6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Правильный ответ.

1. Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину.

3. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю.

5. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке.

6. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.

7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Осуществляется проверка с помощью учеников-консультантов, которые в работе участия не принимали, а получили сразу и задание, правильный ответ.

8. Лексическое лото.

Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.

Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, определение из набора распечаток.

Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б

9.Отчет консультантов о работе групп.

10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.

Анатолий Лысов

Дикарь

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

2 группа .

Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

С. Скворцов

“Слова”

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Р. Гамзатов

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.

13. Домашнее задание. Рассуждение на темы:

«Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?»

«Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?»

«Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»

4. По (мы) можно проверять часы – всегда приходим вовремя.

5. Я желаю (встреча) с этим человеком.

Задание 17.

Укажитеошибки,связанныеспредложнымуправлениемивыбором предлога, исправьте предложения.

1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.

2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.

3. Не этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

Задание 18.

Исправьте ошибки, связанные с управлением.

1. Уделите внимание на здоровье.

2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.

3. Заведующий больницы встретил нас “прохладно”.

4. Многиечитателинашейгазетыуделяютогромноевниманиенарубрику “Мир глазами путешественника”.

5. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

Задание 19.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.

1. Блинная мука также продается в арендованных магазинах без наценки.

2. В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.

3. Бунин считал “Темные аллеи” своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов–новелл.

4. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания.

5. Он понимает о необходимости помочь народу.

6. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.

Задание 20.

Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.

7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

8. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

Задание 21.

Исправьте сложные предложения. Объясните ошибки.

1. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.

2. Икакжестокийукорнакатолическойиконевдоме“странногочеловека” остается висеть браслет, который героиня­ вернула ему со своим мужем.

3. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества.

4. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов.

5. Салют – это когда много огней и очень красиво.

Задание 22.

Отметьте, оправданно ли дублируется подлежащее.

1. Каждый житель села, он сыт, в тепле и безопасности.

2. Писатель, он всегда должен быть в гуще событий.

3. Книга, которую я только что прочла, она была очень интересная.

4. Журналист, с которым я познакомилась, он был всегда на два года старше меня.

Задание 23.

Определите,какиевидыошибоквстречаютсявданныхпредложениях. Исправьте их.

1.Ясчитаю,что,учитываянашитрадиции,учитываяпроблемынастоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

2. Я хотел обратиться к вам еще по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное удушение.

3. В целях улучшения процесса выполнения, исправления и получения заказов нам необходимо изменить отношение к работе.

Книга,которуюмнепосоветовали,которуюявзялавбиблиотеке,которая находится недалеко от школы, которая недавно построена, мне понравилась.

Задание 24.

Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.

1. На съезде присутствовал... 117 делегатов, причем большинство их был...представителямиотдельныхрайонов.2.Некотораячастьнашихработников еще нужда...тся в подготовке. 3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был... готов... к новым играм. 4. Большинство предметов, лежавших на столе, был... покрыт... пылью. 5. Большинство игроков команды борол...сь за победу самоотверженно. 6. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был... наш профорг группы. 7. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил... всех. 8. На пересечении двух улиц открыл...

автомат–закусочная.9.Кресло-кроватьстоял...вдальнемуглукомнаты.10.На областнойвыставкеособымуспехомпользовал...вагон–весыотечественного производства.11.Конструкторскоебюрозаводасовместносинститутомразработал...новыйтиповойпроект.12.Печать,втомчислеобластные,городские и районные газеты, долж... сыграть важную роль в развитии производства.

Задание 25.

Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Кутерье (имя спортсмена) понял о том, что тактику поединка нужно менять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ.4.Педагогамигимназииразработаныучебныепланы,способствующие более лучшему восприятию материала. 5. Подготовить проект к сроку – это для них самая наисложнейшая проблема. 6. Конструкторы установили очень сверхмощныйдвигатель.7.Исходяизнабранногоколичествабаллов,решается вопросопринятиипретендентанаработу.8.Всеэтодоказываетотом,чтоэти обвинения необоснованны. 9. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. 10. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. 11. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

1.ВдетствеонохотночиталЖюл...Берн...2.Театрпоставилновуюпьесу Жан... Пол... Сартр... 3. Сказки Ганс... Христиан... Андерсен... любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Август... Шлегел... 5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит... 6. ДекларациябылаподписанаРоберт...Смит...7.Заседаниесостоялосьнакафедре у профессора Гордейчук... 8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк...

9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк... 10. На концерте прозвучали произведения Майбород... 11. Эти сказки написали братья Гримм... 12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было выпущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт... посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон... прибыли на отдых в Калифорнию. 15.Мужи жена Робсон... совершили путешествие на яхте около западного побережья.

Задание 30.

Исправьтеречевыенедочётывпредложениях.Объяснитепричины их возникновения.

1. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. Данные фактыговорятзаневозможностьэффективногоиспользованиявсехресурсов. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда.

2. Детвора с утра резвились во дворе. Река Днепр этой весной вышел из берегов. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.Приведенныепримерыговорятзавозможностьширокогоиспользования этого изобретения. Артист был удостоен высокой наградой. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. Устав после занятий, мне не читалось. К нам присоединились ещё много колонн.

3. ВчерапринималбольныхопытныйтерапевтСоломина.Онвсегдабыл прекрасным капитаном своему кораблю. Наш преподаватель организовал и руководиткружком«Химиявбыту».Лектороперировалсточнымифактами.

В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. В шкафу стоят много книг.

4. Нежное дерево акация превратилось в символ родного города. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. В столице туристы ходили в музеи, театры,концерты.Мыслимолиравнодушиеродителейзасудьбусвоихдетей? Морскиеволны,энергичнонакатывавшиесянаберегикоторыеиздаваливолнующийшум,оказывалинанасмагическоевоздействие.Прочитаннаялекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. В городе открылись много магазинов.

5. Вконгрессепринималиучастиетридцатьоднастрана.Газета«Аргументы

и факты»недавноопубликовалистатьюодеятельностиновойпартии.Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Чтение Маяковского производило сильное впечатление. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине. В бедственном положении находились жителисоседнихселений,отрезанныенаводнениемотвнешнегомираикоторые спасались на крышах домов. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву,остановилисьунас.Прочитавпьесу,предомнойотчетливовозникли образы персонажей.

6. Крестьянствонапротяжениимногихвековборолисьпротивпомещиков. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. В турнирепринималиучастиепредставителимногихстран:Австрия,Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие. Везде – на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество. Имеющийся жизненный опыт у человека – это истинное его богатство. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

4. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Задание 1.

Определитезначенияследующихслов.Составьтесловосочетания.

1. Абонемент,абонент,абстракция,аксиома,аллегория,альманах,амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация, баллотироваться, беллетристика, вираж,виртуоз,витраж,габарит,гамма,гарантия,гипотеза,глашатай,гравер, гравюра.

2. Дебатировать, дебют, декларация, дилемма, дилетант, дубликат,

закоснелый, закостенелый, заурядный, имитация, инверсия, инцидент,

каламбур, кампания, кардинальный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, компетентный, косный.

3. Ландшафт, лаконичный, лейтмотив, лексикон, лучезарный, марево, маринист, меморандум, мемуары, мизерный, миссия, мораторий, мотель, нарочитый, невежа, невежда, нивелировать, нигилист.

4. Обаяние,обоняние,огульный,околица,оптимальный,ореол,осенять, оснастка, острастка, палитра, парадокс, педант, плеяда, поделка, подоплека, постскриптум, преемник, прецедент, приоритет, прозорливый.

5. Расселина, расщелина, ратификация, скрупулезный, титульный, фиктивный,фимиам,форсировать,форум,щепетильный,эквивалент,экскурс, экслибрис, экспромт, эстетика, этика, эффективный, эффектный.

Задание 2.

Правильно ли употреблены слова иноязычного происхождениявприведенныхнижепредложениях?Исправьтепредложения,

в которых допущены ошибки.

1. Длясвободныхигрвыносимнаплощадкумногоразличныхатрибутов: вожжи, санки, шапочки. 2. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного. 3. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 4. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни группы. 5. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические занятия.

Задание 3.

Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.

2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.

3. Ученики пристально слушали выступление артиста.

4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им,

я хочу изложить мои мысли о Базарове.

5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.

6. Все это и рисует представление о “Слове о полку Игореве”.

7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение.

8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.

9. “Гранатовый браслет” – одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

Задание 4.

Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких – с неправомерным расширением или сужением его значения.

1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 3. “Слово о полку Игореве” до сих пор привлекает внимание современников.4.ПередначаломучебыяобратнопрочелрассказыА.П.Чехова. 5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как “имеет место”, “оказывает помощь” и т. п.

Задание 5.

Найдитеиисправьтеошибкивупотреблениисловсотвлеченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.2.В Риге выявлен притон наркомании.3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. 4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности? 5. Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышскоязычного населения. 6. В парке стоит архитектура. 7. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство. 8. Павел – в первых рядах строительства узкоколейки.

Задание 6.

С данными словами–паронимами составьте словосочетания.

1. Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

2. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание

обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, представить – предоставить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

Задание 7.

Объясните различия между приведенными паронимами, составьте предложения с каждым из них.

1.Факт–фактор,проблемный–проблематичный,стилевой–стилистиче- ский,сытый–сытный,методичный–методический,статичный–статический, командированный – командировочный, одеть – надеть, целый – цельный.

2. Абонент – абонемент, боязно – боязливо, неприглядный – непроглядный, осудить – обсудить, цветной – цветовой, фасонный – фасонистый, нетерпимый – нестерпимый, личный – личностный, глинистый – глиняный.

3. Отборный – отборочный, логический – логичный, геройский – героический, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, натуральный – натуралистический, пустой – пустынный, типичный – типовой, человечный

– человеческий.

Задание 8.

Из предыдущего задания выберите слова-паронимы, которые в некоторых своих значениях могут выступать как синонимы.

Например: жесткий мороз – жестокий мороз. Задание 9.

Объяснитеразницузначенийслов,входящихвпаронимическийряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.

Дипломат – дипломант – дипломник.

Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый.

Задание 10.

Восстановитепаронимическиепары,объяснитезначениекаждого слова.

Задание 11.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы

представить – предоставить.

1. Мне... квартиру (дали, выделили).

2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить). 3. Нужно срочно... отчет о работе (дать, вручить).

4. ... вам моего друга (знакомлю).

5. Отца... к ордену (наградили).

6. Все меня... чудаком (считают, называют).

7. Фильм был...на фестивале (показан).

8. Актер умел... пение соловья (копировать).

9. Этот дом... собой небольшой замок (является).

Задание 12.

Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый – масляный .

Задание 13.

Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал – стал) вопрос... 2. Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную – заглавную) роль. 4. Девочка (одела – надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел – произвел) опрос учащихся.

Задание 14.

Правильносочетайтеглаголысзаключеннымивскобкисуществительными.

Принять, предпринять (исследование, решение); повысить, усилить (внимание, интерес); исправить, устранить (ошибки, недочеты); основать, обосновать (теорема, теория).

Задание 15.

Дайтестилистическуюхарактеристикуслов,входящихвсинонимический ряд, отметьте смысловые различия.

1. Воспоминания, мемуары, записки.

2. Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги).

3. Жаркий, знойный, горячий, палящий, жгучий.

4. Невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, невидный, неказистый, плюгавый.

5. Теперь, сейчас, нынче, иначе.

6. Следовательно,итак,такимобразом,сталобыть,стало,значит,выходит, следственно.

4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

Правильный ответ.

Приехав из Москвы… …от самых истоков…. …из всех районов города. Согласно полицейскому протоколу… …в первый год по приезде.

Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением .

1.Уделите внимание на здоровье.

2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо при­роде.

3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".

4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

Правильный ответ.

1.Уделить внимание здоровью.

2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.

4. Абитуриенту, желающему…

4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами).

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть. (Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением).

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри­частия и деепричастного оборота. Исправьте предло­жения.

1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко­лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре­кращался.

6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Правильный ответ.

Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Осуществляется проверка с помощью учеников-консультантов, которые в работе участия не принимали, а получили сразу и , правильный ответ.

8. Лексическое лото.

Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.

Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, из набора распечаток.

А) разговорной речи (в т. ч. экспрессивно-окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка;

Б) пропуск, пробел, недостающее место в тексте; вообще пропуск, пробел в чем-нибудь;

3. Историзмы

В) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т. д.;

4. Архаизмы

Г) слова, вышедшие из употребления связи с исчезновением реалий, которые они обозначали.

Д) слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке.

Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б

9.Отчет консультантов о работе групп.

10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.

Анатолий Лысов

Дикарь

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад

Стать мастером особым,

Чтоб сделать трёхэтажный мат

Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать

Словами можно тоже:

Он по одёжке, так сказать,

На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,

Обходят стороною,

Как будто речь на площадях

Должна стать площадною.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.

2 группа .

Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

С. Скворцов

“Слова”

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Р. Гамзатов

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.

18:29

Руский яз.

Помогите пожалуйста сделать эти задания.Очень надо.До Пн.


2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено портфелем.
4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадлежащая буфет¬чице Маминой.
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телес¬ные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.
7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал.
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломлен¬ным черепом на голове.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.
10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами.

Поясы - пояса, пропуски - пропуска, соболи - соболя, сыны - сыновья, цве¬ты - цвета, образы - образа, лагери - лагеря, учители - учителя.

1. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
3. Уделите внимание на здоровье.
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. s_

7. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.


2008-09-20 в 18:57

Самый опасный хищник в мире

Выделю ошибки. Попытайся их исправить и объяснить, в чем они заключались

Задание 8. Найдите ошибки, квалифицируйте их.
1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено портфелем .
4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова , принадлежащая буфет¬чице Маминой.
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телес¬ные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.
7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал .
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломлен¬ным черепом на голове .
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.
10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами .
Задание 12. Установите различия в каждой паре.
какие твои варианты?
Задание 17. Квалифицируйте ошибки. Исправьте их.
1. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду ?
3. Уделите внимание на здоровье.
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. s_
6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
7. Запахи многих опасностей, рождаясь , животные уже знают.


2008-09-20 в 22:32

12.Я думаю так:








2008-09-20 в 22:32

12.Я думаю так:
пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
соболя (меха) - соболи (животные)
сыновья (у родителей) - сыны (родины)
цвета (окраска) - цветы (растения)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)


2008-09-20 в 22:39

Задание 17. ПрОверьте.И как их объяснить?
1. Согласно полицейскому протоколу водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год приезда?
3. Уделите внимание здоровью.
4. Абитуриент, желающий учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, приходя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
7. рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей,
(если честно я запустался)


2008-09-20 в 22:42

в 8 зад.я тоже не разобрался(


2008-09-20 в 23:45

Самый опасный хищник в мире

batka пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
соболя (меха) - соболи (животные)
сыновья (у родителей) - сыны (родины)
цвета (окраска) - цветы (растения)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)

вроде бы всё верно, молодец!

1. Согласно полицейскому протоколу водитель был оштрафован.
верно

2. Как складывалась ваша жизнь в первый год приезда?
наверное, лучше так:
Как складывалась ваша жизнь в первый год после приезда?

3. Уделите внимание здоровью.
верно

4. Абитуриент , желающий учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
предложение не согласовано, в частности, выделенные его члены
попробуй ещё раз

5. Как приятно знать, что, приходя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
не совсем... в этом предложении тоже проблема с согласованием
получается, что это не ты приходишь, а котёнок приходит
Давай я помогу:
Как приятно знать, что, придя домой после школы, я буду встречен радостным мяуканьем котёнка.

6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
нет... смотри, тут опять получается, что это дождь шёл по тропинке
деепричастный оборот "идя по мокрой тропинке" относится к подлежащему, а в данном предложении им является дождь. Нужно подлежащим поставить того, кто шёл по мокрой тропинке. Попытайся.

7. рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей,
а тут всё верно)

пробуй восьмое задание, ничего, что будут ошибки, главное, чтобы ты их осознал потом
Для примера сделаю это предложение:
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
почувствуй смысл: получается, что повреждения были причинены при освидетельствовании... бред же, правда?
Нужно вот так:
В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.


2008-09-21 в 10:14

17.:

6. Я шел по мокрой тропинке, а дождь еще не прекращался.


2008-09-21 в 10:24

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».(?)
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля.
4. В холодильнике буфета,принадлежащей буфетчице Маминой была обнаружена баранья голова, .

6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.(?)

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленной головой.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.(не разобрался)


2008-09-21 в 15:21

Самый опасный хищник в мире

batka
17.:
4. Абитуриенту, желающему учиться в этом институте, необходимо будет знать и английский язык.
6. Я шел по мокрой тропинке, а дождь еще не прекращался.

вот теперь верно, молодец!

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору
смотри: по смыслу получается, что нужно расследовать письмо... как-то странно... наверное, нужно расследовать вопрос, изложенный в письме

2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».(?)
скажи: разве половина может быть большей или меньшей?


Шершаво, но в принципе верно

4. В холодильнике буфета, принадлежащей буфетчице Маминой была обнаружена баранья голова, .
так что принадлежит буфетчице: холодильник или буфет?)
соответственно, от нужного слова и задавай вопрос


ага

6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.(?)
В этом предложении слово "чревато" неуместно, так как оно предполагает опасность...
попробуй перестроить предложение без этого слова

7. Салайонов не наносил ударов ногами.
я бы просто убрал вторую чсть, так как её смысл полностью содержится первой части:
Салайонов не наносил ударов

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленной головой
ага... или с проломленным черепом (лучше так)

9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.(не разобрался)
В этом предложении не согласовано словосочетание "травмировал брюки"... так не говорят
Попробуй заменить слово "травмировал" на такое, которое бы подошло к слову брюки...

10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову.
да
причём, слово "лиц" можно опустить, а можно не опускать... если не опускать, будет официально


2008-09-21 в 15:36

1. Расследуйте вопрос, изложенный в анонимном письмо,и о результатах сообщите автору
2.Половина всей игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля
4. В холодильнике была обнаружена баранья голова,принадлежащей буфетчице Маминой.
5. В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно приводило к хорошим последствиям.
7. Салайонов не наносил ударов ногами.


10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову.


2008-09-21 в 16:50

Если найдется время проверьте текст на орфо и пунктуационные нормы.
Я разыскиваю книгу, которая называется «Национальные образы мира». Ее написал ни кто иной, как известный культуролог Георгий Гачев. Предыстория этой книги такова еще 40 лет назад Гачев стал изучать менталитет этносов населяющих Северную Евразию.
Небезынтересно было бы прочитать и книгу «Управление финансами», в которой автор предлагает предпринимателям во избежание банкротства предприятия сократить продолжительность коммерческого цикла, наладить работу дилерской сети и вообще искать выход из кризиса за счет ресурсов производства. Кажется, она вышла в издательстве «Просвещение»
Писатель А.Битов говорит: «Слово карьера раньше считалось неприличным. Я имею в виду, что слова карьера, частник, диссидент имели «отрицательный» оттенок. Сейчас все изменилось, но для меня слово карьера по-прежнему имеет тоже значение, я отношусь к нему, так же как и раньше».


2008-09-21 в 17:53

Самый опасный хищник в мире

batka
1. Расследуйте вопрос, изложенный в анонимном письмо,и о результатах сообщите автору
верно

2.Половина всей игры проходила у ворот команды «Заря».
Синтаксически верно, но я думаю, что имелся в виду смысл "Большая часть игры..."

3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля
я сам долго омневался, но всё же UsUal gUy меня поправил:
рукоприкладство не может быть совершено предметом, поэтому мы либо про портфель забыавем, либо заменяем рукоприкладство словом "удар":
Удар был нанесён портфелем.

4. В холодильнике была обнаружена баранья голова,принадлежащей буфетчице Маминой.
так ты ничего не исправил: определись, что принадлежит буфетчице (я думаю, что всё-таки буфет)

5. В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
верно

7. Салайонов не наносил ударов ногами
сойдёт

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом
9. Козел гражданки Динер испортил брюки истца.
10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову
нормально