Синтаксис простого предложения. Главные члены предложения

§1. Структура простого предложения

Простые предложения могут иметь разную структуру. Сравним предложения:

Вечер.
Солнце садится.
Смеркается.

Все они простые, но различаются по структуре.

в этом предложении только один главный член, это односоставное предложение с одним главным членом

Солнце садится.

два главных члена: подлежащее и сказуемое, двусоставное предложение

Смеркается.

только один главный член, односоставное предложение

§2. Односоставные-двусоставные предложения

Если в предложении только один главный член, это предложение односоставное.
Если в предложении два главных члена, это предложение двусоставное.
Наличие второстепенных членов предложения не влияет на его структуру, они не являются обязательными компонентами, как главные. Структура определяется по грамматической основе, в которую включаются только главные члены предложения. В простом предложении всегда одна грамматическая основа. Примеры:

Идёт экзамен.

двусоставное предложение

односоставное предложение

§3. Распространённое-нераспространённое предложение

Если предложение состоит только из главных членов предложения, оно нераспространённое. Если в предложении есть и другие члены, распространяющие главные, то оно распространённое.То есть предложение является распространённым, если оно включает в себя не только главные, но и второстепенные члены предложения. Примеры:

нераспространённое предложение

Экзамен по русскому языку.

распространённое предложение

§4. Полные-неполные предложения

Предложения употребляются в контексте. Поэтому частично информация может быть уже известна из сказанного ранее. В таких случаях, чтобы избежать повторов, в предложении может быть пропущен какой-либо из его компонентов. Например:

Ты пойдёшь с нами в кино?
-Пойду.

пропущено подлежащее я, поскольку оно ясно из контекста и может быть легко восстановлено

Подобные предложения, в которых пропущен какой-либо из его членов, называются неполными.

Утром мы все выходим из дома вместе. Мама с папой спешат на работу. Я иду в школу. Сестра - в детский сад.

в последнем предложении пропущено сказуемое идёт, предложение неполное.

Неполнота предложения не является его структурным признаком: она может быть, а может и не быть. В неполных предложениях на месте пропуска ставится тире.

Неполные предложения нельзя путать с односоставными предложениями , в которых отсутствие одного из главных членов является особенностью структуры.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько грамматических основ в простом предложении?

  2. Возможны ли в русском языке простые предложения с одним главным членом?

  3. Сколько грамматических основ в предложении: Очень скоро будет экзамен, к которому мы готовились почти весь год.?

  4. Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.

    Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям:

    1. В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
    Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов).
    Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют: а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).
    Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д. Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

    2. По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.

    Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией. Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
    Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

    3. По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член. Например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

    4. По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Cладка печаль моя! (Бунин). Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

    5. В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

    6. Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные. Например, Во всех ты, душечка, нарядах хороша.

    Хорошо ли вы усвоили этот материал?

    Проверьте себя, выполнив тест

    §1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания

    Предложение - это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

    • выражает законченную мысль
    • имеет цель высказывания
    • грамматически организовано, имеет грамматическую основу
    • оформлено интонационно.

    Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

    Предложения различаются по цели высказывания.

    Классификация предложений по цели высказывания

    • повествовательные - выражают сообщение,
    • вопросительные - выражают вопрос,
    • побудительные - выражают побуждение.

    Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е. произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

    Грамматическая основа предложения

    Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

    Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое . В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно является распространённым .

    В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения - обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. - это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

    §2. Классификации предложений

    Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

    1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
    2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
    3. Классификация предложений по главным членам - это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
    4. Классификация по типу синтаксической связи - это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
    5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению .

    Программа предусматривает знание всех классификаций и умение давать характеристикулюбому предложению с учётом его классифицирующих признаков.

    Проба сил

    Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Какими бывают предложения по цели высказывания?

      • повествовательные, вопросительные, восклицательные
      • повествовательные, отрицательные
      • повествовательные, вопросительные, побудительные
    2. Определи грамматическую основу предложения: Пахнет весной .

      • пахнет
      • пахнет весной
    3. Является ли распространённым предложение: Ощути ритм города .

    4. Жизнь - это бег на сверхдлинную дистанцию. ?

    5. Сколько грамматических основ в предложении: Не стоит торопить время: когда-нибудь тебе может не хватить именно этих минут. ?

    6. Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого; второстепенные члены предложения, способы их выражения, виды обстоятельств. Предложения нераспространённые/распространённые.

      Предложения односоставные/двусоставные. Типы односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения.

      Предложения полные/неполные.

      Определения согласованные/несогласованные. Приложение как особый вид определения.

      Сравнительный оборот.

      l Пунктуация.

      Тире в простом предложении.

      Пунктуация в предложении со сравнительным оборотом.

      l Синтаксис.

      Осложнённое предложение.

      Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие «однородные члены предложения», союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения.

      Однородные и неоднородные члены предложения.

      Стилистические функции однородных членов предложения.

      l Пунктуация.

      Знаки препинания между однородными членами предложения.

      l Синтаксис.

      Понятие об обособленных членах предложения.

      Обособленные определения, приложения.

      Обособленные дополнения.

      Обособленные обстоятельства.

      Обособленные уточняющие члены предложения.

      Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложнённых предложений.

      l Пунктуация.

      Знаки препинания при обособленных членах предложения.

      l Синтаксис.

      Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями.

      Систематизация изученного: обращение и его роль в речи. Обращение в художественном тексте.

      Основные смысловые разряды вводных слов.

      Вводные предложения. Вставные предложения.

      Стилистические функции обращений, вводных слов, вставных предложений.

      l Пунктуация.

      Знаки препинания при обращениях.

      Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных предложениях.

      Развитие речи.

      l Текст . Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

      Повествование в художественном тексте. Рассказ.

      Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.

      l Публицистический стиль (расширение понятия).

      Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге.

      Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.

      l Научный стиль (расширение понятия).

      Повествование в научном стиле.

      Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.

      Тезисы и конспект. Доклад.

      l Официально-деловой стиль (расширение понятия).

      Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.

      Повторение изученного в 8-м классе.

      Проектная деятельность*.

      Темы проектов: «Как это было», «Что можно услышать (роль звуков в искусстве)», «Публичное выступление», «Роль книги в истории человечества», «Древнейшая профессия – журналист», «Разрешите к вам обратиться (история обращений)».

      Русский язык как национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народов.

      Русский язык – первоэлемент великой
      русской литературы.
      Современная лингвистика о проблемах изучения текста.

      Повторение изученного о простом предложении

      Синтаксис сложного предложения

      Систематизация изученного: сложное предложение; сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное предложение; средства связи частей сложного предложения.

      Сложносочинённые предложения.

      Союзы и значения сложносочинённого предложения.

      Стилистические функции сложносочинённых предложений.

      Сложноподчинённые предложения.

      Строение сложноподчинённых предложений.

      Подчинительные союзы и союзные слова.

      Роль указательных слов в подчинении предложений.

      Виды придаточных предложений: изъяснительные, определительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия, присоединительные).

      Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными.

      Синонимика простых осложненных и сложносочинённых/сложноподчинённых предложений.

      l Пунктуация.

      Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

      Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

      l Синтаксис.

      Сложное бессоюзное предложение.

      Средства связи частей бессоюзного предложения.

      Синонимика бессоюзных и сложносочинённых предложений.

      Стилистические функции сложных бессоюзных предложений.

      Сложные предложения с разными видами связи.

      l Пунктуация.

      Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

      Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

      l Синтаксис.

      Способы передачи чужой речи.

      Систематизация изученного о предложениях с прямой речью.

      Предложения с косвенной речью.

      Цитаты. Способы цитирования.

      l Пунктуация.

      Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах.

      Развитие речи.

      Систематизация и обобщение сведений о тексте, о теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.

      l Научный стиль.

      l Публицистический стиль.

      Повествование с элементами описания и рассуждения. Изложение с элементами сочинения. Сочинение в форме газетной статьи с рассуждением-объяснением, рассуждением-доказательством. Рецензия на книгу, театральный спектакль или фильм.

      l Стиль художественной литературы.

      Повествование, описание, рассуждение в данном стиле.

      Изложение с дополнительным заданием.

      Изложение с элементами сочинения.

      Систематизация изученного в 5–9-м классах.

      Проектная деятельность*.

      Темы проектов: «Как услышать Человека в тексте (роль цитаты, реплики в диалоге, ремарки), «Жизнь прекрасна», «Сложноподчинённые предложения в текстах моего любимого автора», «Экскурсовод? Экскурсовод!».

      VI. Примерное тематическое планирование
      и виды деятельности учащихся**
      (www.school2100.ru)

      VII. Описание учебно-методического
      и материально-технического обеспечения
      образовательного процесса по предмету
      «Русский язык»

      Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

      1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева, Е.С. Барова «Русский язык». Учебники для 5, 6, 7, 8, 9-го классов.

      2. Е.С. Барова, М.Р. Богданова «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку». Рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9-го классов.

      3. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал по русскому языку», 5 класс.

      4. Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Дидактический материал по русскому языку», 6, 7 классы.

      5. Н.А. Исаева «Дидактический материал по русскому языку», 8, 9 классы.

      6. Е.С. Барова «Сборник диктантов по русскому языку» для 5–7-го и 8–9-го классов.

      7. Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Наглядные пособия по русскому языку», 5 класс.

      8. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Е.Н. Воронова, А.Т. Грязнова, Н.А. Исаева. Методические рекомендации по русскому языку. Пособие для учителя, 5, 6, 7, 8, 9 классы.

      К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся DVD-плеер, телевизор, компьютер, интерактивная доска и др.

      Приведём примеры работ при использовании компьютера:

      – орфографический и пунктуационный тренинг;

      – редактирование (взаиморедактирование);

      – создание текста, его коллективное обсуждение;

      – создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

      При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

      Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).


      * Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО
      А.А. Леонтьева.

      ** «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Баласс, 2003. – С. 87–92.

      * Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Программа «Русский язык» для начальной школы. – В кн. : Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа, ч. 2. – М. : Баласс, 2011. – C. 4–102.

      * См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Пронина О.В. Букварь (прежнее название – «Моя любимая Азбука»). – М. : Баласс, 2011; Русский язык (первые уроки). – М. : Баласс, 2011; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М. : Баласс, 2011.

      * См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М. : Педагогика, 1990.

      ** См.: Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002.

      * Последовательность работы над речеведческими понятиями определяется логикой расположения учебного материала по русскому языку. Перечень понятий и
      видов работы дан в программе последовательно, без привязки к конкретным темам раздела «Повторение и углубление курса начальной школы».

      * См.: Александрова Г.В.

      * В программе 6–9-го классов содержание работы по развитию речи не распределено по разделам программы, а даётся последовательно в одном месте, чтобы отчетливее представить его логику.

      ** См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.

      * См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.

      * См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.

      * См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.

      ** Примерное тематическое планирование уроков по новому ФГОС находится в разработке.