Система информирования об объектах культурного наследия вологодской области.

УСАДЕБНЫЙ АЛФАВИТ. Буква «Б».
На букву «Б» мы решили взять слово «библиотека». Неинтересно? Мы не согласны! Думаете, библиотека – это только перечисление книг. Нет! Слово «библиотека» включает в себя взгляды и мысли, которые раскрывают историю усадебной культуры. Кстати, а Вы знаете, что при произношении этого слова ударение раньше делалось только на «о», поэтому библиотéка называлась библиóтекой. Такое произношение было особенно характерно для старой петербургской интеллигенции. С чем же ассоциируется слово «библиотека» в истории усадьбы Спасское-Куркино и о чем оно нам может рассказать?
Во-первых, библиотека – это собрание книг и журналов. В старину все знания черпали в первую очередь из книг. Поэтому книга стала одним из непременных атрибутов усадебной жизни. В усадьбах дворяне собирали библиотеки от нескольких десятков или сотен книг до десятков тысяч как на русском, так и на многих иностранных языках. Коллекции книг часто включали приобретения наиболее выдающихся произведений своего времени. Библиотека дворян Резановых-Андреевых из имения Спасское-Куркино являлась одним из крупнейших книжных собраний Вологодской губернии, которое насчитывало около 4000 томов книг на русском и иностранных языках. Книги принадлежали нескольким поколениям семьи, о чем свидетельствуют владельческие записи и тиснения, сохранившиеся на книгах. На многих страницах книг имеются пометки, подчеркнутые абзацы, по которым заметно, что эти произведения читались и перечитывались. Усадебные библиотеки носили чаще универсальный характер, учитывали общественные настроения, модные течения в литературе и обществе, но при этом книги подбиралась в соответствии с интересами и вкусами владельцев. В библиотеке усадьбы Спасское-Куркино встречается в основном литература XIX века, но присутствуют и произведения XVIII столетия. В ней можно увидеть переводную французскую и английскую литературу, русскую классику, книги по различным вопросам ведения хозяйства и педагогике, специальную и сельскохозяйственную литературу, книги юридические и богословские, энциклопедии и словари, а также периодику, в том числе издания журналов «Колокол» и «Полярная звезда». Особенностью библиотеки Резановых-Андреевых является наличие масонской литературы и обилие путеводителей по Западной Европе, различных карт, каталогов музеев и художественных альбомов. Андреевы часто ездили за границу, что подтверждает наличие путеводителей по Европе (Германия, Франция, Италия, Швейцария, Чехия, Греция) и планов европейских столиц. О любви к путешествиям говорит и наличие книг об экзотических в XIX веке странах, таких как Япония и Мексика. Представители рода Резановых и Андреевых обладали незаурядными литературными и художественными талантами, о чем говорит не только обстановка усадебного дома, но и богатство книжного собрания.
Во-вторых, библиотека – это помещение или здание для хранения книг. В комнатах барских особняков и усадебных домов обязательно стояли шкафы с книгами. Часто книги были разложены в специально устроенных шкафах и располагались в образцовом порядке, по которому составлялись специальные книжные каталоги. В некоторых усадьбах библиотеки занимали отдельные, специально отведенные для них комнаты, а иногда и целые здания. Великолепие этих барских библиотек мы можем увидеть в произведениях художников. В усадьбе Спасское-Куркино библиотека располагалась на втором этаже в парадных комнатах. К сожалению, ее описание в настоящее время не обнаружено, но обилие книг свидетельствует о ее богатстве и красоте.
В-третьих, библиотека – это прошлое, в котором отражается не только история семьи и личные интересы ее владельца, но и история, например, Вологодской области в целом. В годы революции книги из усадебных библиотек часто гибли (множество книг сгорело при разграблении усадеб) или бесследно исчезали, вывезенные мешками (эта мера исчисления книг в те времена была весьма распространенной). После революции национализированное имущество помещиков, включающее книги из усадебных библиотек (особенно наиболее ценные издания) передавалось в музеи. Судьбами усадебных библиотек занимались также органы народного просвещения: конфискованные книги передавали в школы, в библиотеки, народные дома. В Вологодской губернии после революции все национализированные книги свозились в город Вологду в здание бывшего Дворянского собрания. Книги из усадьбы Спасское-Куркино поступили в фонды Вологодской публичной библиотеки в конце октября 1918 года, официальное открытие которой состоялось 9 февраля 1919 года. Под номером один в библиотеке был зарегистрирован томик стихов на французском языке, выпущенный при жизни А.С.Пушкина из библиотеки усадьбы Спасское-Куркино. Большую часть дворянской библиотеки сегодня можно увидеть в отделе редкой книги Вологодской областной универсальной научной библиотеки имени И.В.Бабушкина, ее реконструкцией занимается Н.Н.Фарутина. 9 февраля 2019 года библиотеке исполняется 100 лет! Поздравляем библиотеку – ее сотрудников и наших добрых друзей – с наступающим юбилеем! Наталья Николаевна часто рассказывает удивительную историю, как однажды на экскурсии, показывая книги из усадьбы Спасское-Куркино, в одной из них был обнаружен засушенный цветок. Как долго он там лежит неизвестно. Возможно, даже более 100 лет. Он как символ старой усадебной жизни хранит память о прошлом, передавая из поколения в поколение ценности и традиции ушедшей эпохи.
Ну и, наконец, библиотека – это настоящее и будущее. На сегодняшний день выпущено три книги, посвящённые усадьбе Спасское-Куркино: «Усадьба Спасское-Куркино» (2013 г.), «Духовным светом осиянны...» (2014 г.) и «Арабески моей жизни» А.Ф. Резанов (2015 г.). Мы надеемся, что в будущем в восстановленной усадьбе будет вновь собрана великолепная библиотека!

Крещение Господне - это один из двух праздников, которые традиционно отмечаются на святом источнике священномученика Пантелеимона-целителя, что находится возле деревни Колбино. Напомним посетителям группы, что данный родник находится под опекой прихода сельского храма Преображения Господня, который находится в 4 километрах в селе Куркино.

Съезжается в этот день за освящённой водой большое количество народа. Здесь можно увидеть куркинских, фетининских, колбинских, молочненских, вологодских жителей. Может, кого-то и не упомянул, поправите.

Хорошо, что в этом году водосвятный молебен прошёл в традиционное время - в 23:00. Как говорится, всё вернулось на круги своя. Службу провёл иерей Вадим Калмыков, настоятель храма Преображения Господня.
Территория возле родника - проход к роднику и часовне, площадка перед часовней для проведения церковной службы, спуск по лестничному маршу к роднику, место для забора воды возле родника были расчищены от снега, льда и освещены электрическими прожекторами. Всю эту работу выполнил практически один человек - Александр Сайкин, немного помогли Федор Сайкин и Марина Никитина. Огромное спасибо Александру Алфеевичу от всех участников праздника Крещения и пользователей родника Пантелеимона-целителя за подготовку территории родника и обеспечение электро-освещением Праздника Крещения.

Приезжайте за святой водой в деревню Колбино на родник, освящённый в честь великомученика Пантелеимона-целителя!
Воды хватит всем!

УСАДЕБНЫЙ АЛФАВИТ
«Усадебный алфавит» – что это такое? Не знаете? Тогда присоединяйтесь к нам! Мы долго размышляли о том, как рассказать об усадьбе Спасское-Куркино и, главное, о чем именно рассказать, что будет интересно. Долго думали и решили создать своеобразный «усадебный алфавит». На каждую букву алфавита мы будет подбирать слово, с помощью которого сможем рассказать об истории и жизни усадьбы Спасское-Куркино. Конечно, слов на одну букву можно подобрать много, но мы постараемся выбрать что-то яркое и необычное. Дорогие друзья, предлагаем Вам окунуться в мир русской дворянской усадьбы, а именно в мир усадьбы Спасское-Куркино и запускаем проект «Усадебный алфавит». Мы будем рады, если этот проект будет Вам интересен. Пишите свои отзывы и мнения в комментариях.
Итак, мы начинаем. Первая буква «А», и первое слово «Арабески»!
Согласно Энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, издававшемуся в конце XIX – начале XX века арабески – это орнаменты в живописи и пластических искусствах, причудливое сочетание форм, цветов, животных, чудовищ, атрибутов, архитектурных элементов, ваз и всякого рода предметов и орудий, созданных фантазией художника. Где же в вологодской усадьбе можно увидеть арабески и кто художник? В усадьбе Спасское-Куркино есть собственные арабески – «Арабески моей жизни». Только скорее Вы сможете их не увидеть, а прочитать. Их художник, или лучше сказать автор – Алексей Федорович Резанов, родившийся в 1819 году. В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника сохранился портрет и дневник Алексея Федоровича Резанова под заглавием «Арабески моей жизни». На портрете, как пишет искусствовед Мира Евсеевна Даен, Алексей Резанов представлен романтическим юношей, подобно Ленскому «с кудрями черными до плеч», в театральном костюме восточного типа, с тюрбаном на голове, в короткой курточке, отделанной позументом, с чубуком в руке, украшенном позолоченным наконечником. Представляется, что, заказывая портрет, он или его родители, хотели увидеть в нем актера, исполняющего роль восточного принца в каком-то домашнем спектакле. Алексей Федорович Резанов умер рано – в 1848 году от холеры в возрасте 28 лет и был похоронен в Ильинской Доровской церкви Грязовецкого уезда. Что касается даты написания «Арабесок моей жизни», то она неизвестна. Возможно, они были написаны незадолго до смерти. В 2015 году силами энтузиастов и хранителей усадьбы Спасское-Куркино «Арабески моей жизни» были выпущены небольшой книжкой.
«Арабески» Алексея Резанова – это причудливое сочетание слов и предложений, созданных мыслью автора, но, к сожалению, сохранившийся не полностью (отсутствует тетрадь № 3 и последняя тетрадь). Автор в этих воспоминаниях не просто описывает события, произошедшие с ним в хронологическом порядке, он будто рисует наиболее памятные, значимые сцены своей жизни и жизни Вологодской губернии. Все явления и события описаны яркими красками: будь то уроки учителя, описание бала, прогулки в саду, приезд императора Александра I в Вологду или холера 1831 года. Воспоминаний об усадебной жизни написано немало. «Арабески моей жизни» из общего ряда выделяет не только выразительный, точный, живописный, образный язык, но и сильное чувство любви. Так, одним предложением Алексей Резанов непередаваемо ярко описывает природу: «И когда уже солнце, как будто истощивши силу своих лучей, начинает удаляться от нашего зенита к западу, когда прохладный ветерок пролетит как резвое дитя, распустивши свои ручонки бежит за бабочкой, и освежит воздух, прогоняя солнце все далее к западу, тогда-то очаровательно смотреть на засыпающую природу, убаюкиваемую подобно ребенку гулом пробегающего по лесам ветерка и щебетаньем птичек и говором не умолкающего еще народа, возвращающегося толпами с полевых работ» или «Прохладный ветерок сдувает с листочков дневной загар солнца, и мрак, подобно туманному свету в спальне красавицы, нисходит на землю, и луна, как молодая невеста, выкатывается на свое лазурное ложе и любуется в зеркале ручейка, шепотом разговаривающего с камушками, как будто боясь нарушить всемирную тишину». Интересны философские размышления Алексея Резанова, актуальные и в наши дни: «Политика, другими словами, есть искусство жить на этом свете так, чтоб и волки были сыты и овцы были целы. Волки-то бывают сыты, но что касается до овец, то хоть они и остаются живы, но по большей части с изорванной шкурой» или «Человек есть совершенный образец машины. Его главный двигатель – ум, прочие его способности – колеса, которые действуют в нем и принимают направление сообразное тем, которое дает двигатель – разум». Прочитайте «Арабески моей жизни» Алексея Резанова и Вы много откроете для себя!

Усадьба Спасское-Куркино опять осталась без отопления: в 2018 году в бюджете Вологодского района не заложено финансов на решение этой проблемы. Хранитель усадьбы Николай Сайкин считает, что местная власть просто не хочет заниматься домом, однако в администрации района утверждают, что у них есть своя стратегия сохранения памятника. А пока усадьба стоит без отопления, отношения между чиновниками и ее хранителем холодны, как лед.

Нереализованная газификация

Дворянская усадьба 19 века Спасское-Куркино – памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения. Она принадлежит муниципалитету, но сейчас ее арендует местный житель Николай Сайкин, который уже давно пытается сохранить исторический дом. Он нуждается в реставрации, и Николай Алфеевич сделал многое, чтобы решить этот вопрос. Понятно, что без помощи местных властей тут не обойтись – реставрация очень затратная. Однако чиновники и житель не могут найти общий язык.

Николай Сайкин открыто выступает против некоторых действий администрации района. Ему обидно, что власти игнорируют его усилия по спасению старинной усадьбы.

«Не совсем для меня понятно, но в последние несколько месяцев моя персона попала в какую-то немилость в "стихиях", которыми крутит-вертит госпожа Бенке (ред. - заместитель главы района). Получил я статус запретного лица для любых публикаций в районной газете «Маяк». Резко поменялось отношение с приходом нового главного редактора «Маяка» Алексея Николаевича Иванова, ставленника госпожи «хозяйки». Наших Куркинских побед там вообще уже не замечают и игнорируют полностью. Смешно, но не опубликованным осталось даже моё доброе новогоднее поздравление жителям Вологодского района», - пишет у себя на странице в ВК Николай Сайкин.

Критику Николая Сайкина, видимо, замечают, потому что с приходом в район новой власти мужчину исключили из общественного совета. Отопление в усадьбе было отключено еще при предыдущем главе района – в 2015 году при банкротстве ГОНО «Куркино», в конкурсной массе которого был усадебный дом, наокпился долг за отопление усадьбы 300 тысяч рублей.

«8 сентября 2016 года у меня был заключен договор с администрацией Вологодского района на аренду усадьбы. Еще при бывшем главе администрации у нас была договоренность, что я занимаюсь общественной деятельностью в усадьбе, а администрация на два года берет на себя проблему газификации главного дома», - рассказывает хранитель усадьбы Николай Сайкин.

За это время в усадьбе была отремонтирована крыша, на нее потрачено 76 тысяч рублей из бюджета района. Кроме того, в 2017 году усадьба Спасское-Куркино выиграла на проведение ландшафтной реконструкции. Были заложены в бюджет Вологодского района и средства на проект газового отопления, однако появилась необходимость его доработать.

«В первую очередь, усадьбе необходимо отопление. Причем, не электрическое, а газовое. Газовое отопление – это существенная экономия. Если оставлять усадьбу на электрическом котле, то сумма платы за тепло может перевалить за 100 тысяч в месяц, мне таких денег не заработать. На проект газификации на Куркино было выделено 360 тысяч еще при Гордееве, однако в ходе подготовки проекта выяснилось, что необходимо провести археологические изыскания и проведения Государственной экспертизы. Цена проекта перевалила за миллион рублей. Когда возникли проблемы со стоимостью проекта газификации, как раз произошла смена руководства в администрации. Все повисло в воздухе. А в этом году деньги на Спасское-Куркино вообще не запланировали», - рассказывает Николай Сайкин.

В сентябре в соцсети ВКонтакте стартовал , направленный на сохранение усадьбы Спасское-Куркино. Целью акции был сбор средств на "первоочередные работы по сохранению главного дома усадьбы" - до 31 декабря 2017 года нужно было собрать 1,7 млн рублей на проект реставрации. Деньги собирались на счет НКО «Фонд развития малых городов и сёл «Земля Вологодская», который был организатором сбора. Однако за время проведения марафона на счет поступило всего 100 рублей.

Противостояние

Договор на аренду усадьбы между Николаем Сайкиным и администрацией района заключен на десять лет. В течение двух лет, до 8 сентября 2018 года, оплачивать отопление в доме должна администрация района. За это время планировалось решить вопрос газификации господского дома. Однако отопления в доме нет, и его так и не газифицировали.

«8 сентября этого года пройдет два года, отапливать усадьбу сам я не могу. На этот год деньги на усадьбу в бюджете не заложены. С 8 сентября мне придется разорвать договор. Хотя с руководителем администрации Вологодского района придумано три пути, по которым можно идти, чтобы решить вопрос с отоплением. Один из них президентские гранты. Но меня отовсюду исключили, вычеркнули из общественного совета, в котором я был с самого рождения. В таких условиях невозможно заниматься усадьбой», - заключает Николай Алфеевич.

Он боится, что усадьба погибнет, и переживает, что всю работу, которую он проводил последние четыре года, новая администрация района игнорирует и попросту замалчивает:

«Полное замалчивание о личном моём активном участии в Президентском гранте, который был выигран Вологодским отделением РГО на усадьбу Спасское-Куркино. Конечно же, мы все очень рады такому положению дел, а лично я продолжаю активно заниматься непосредственно реализацией этого гранта. Нет-нет, вовсе не один я такой пострел, естественно же, занимаюсь этим вместе с сотрудниками администрации Вологодского района».

Наследница рода Брянчаниновых Татьяна Ватсон летом 2016 года приехала из Австралии и поблагодарила Николая Сайкина за возрождение усадьбы. Фото: vk.com/gordeevglava

В итоге получилось некое противостояние Николая Сайкина, который болеет душой за усадьбу и когда-то стал инициатором восстановления дома, и новой администрации района, которая тоже хочет сохранить усадьбу, как заверяют чиновники.

Глава администрации Вологодского муниципального района Сергей Жестяников этому противостоянию совсем не рад. Он считает, что интересы Николая Алфеевича и его не сталкиваются, все хотят для усадьбы спасения, просто надо сесть и договориться.

«Николай Сайкин человек творческий, я человек практичный. Из-за этого, наверное, и возникает неразбериха. Все его посты в социальных сетях - это его точка зрения. С нашей стороны все выглядит по-другому. Во-первых, я ни разу не увидел Николая Сайкина у себя в кабинете, а я всегда готов к диалогу. Вижу только посты в социальных сетях. Во-вторых, мы не собираемся забрасывать усадьбу. РГО выиграла грант благодаря работе нашего управления культуры. Восстановление усадьбы очень поддерживает правительство области. Сегодня мы ищем такие финансовые возможности, чтобы восстановить усадьбу полностью. То, что мы сделаем проект отопления, проблемы не решит, если у нас не будет денег на реализацию этого проекта. А затраты должны быть по закону оправданы. Поэтому сейчас управлению культуры дано поручение проработать возможности по участию проекта восстановления усадьбы в грантовой поддержке. Никто не собирается отодвигать на задний план Николая Сайкина. Но восстановление усадьбы стоит более 100 миллионов, и каждый шаг здесь должен быть взвешен. Усадьба должна быть восстановлена поэтапно, иначе нам не справиться. В первую очередь, это, конечно, газовое отопление», - прокомментировал ситуацию Сергей Жестянников.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Датировка: XVIII – нач. XX в.

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия регионального значения.

Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Правительства Вологодской области от 21 июля 2006 г. № 687 "О постановке под государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территориях Вологодского и Усть-Кубинского районов Вологодской области"

Адрес: Россия, Вологодская обл., Вологодский р-н, с. Куркино, ул. Парковая, 14.

Краткое описание.

Прекрасный образец усадебного ансамбля с представительными постройками в стиле позднего классицизма и пейзажным парком с каскадными прудами. Главный дом – архитектурная доминанта центрального ядра усадебного ансамбля – обладает редкой сохранностью фасадов и принадлежит к лучшим на территории Вологодской области образцам архитектуры данного стиля.

Состояние: удовлетворительное.

Современное использование: многофункциональный центр «Центр дворянской культуры» (в процессе создания).

ИСТОРИЯ

Деревня Куркино впервые упоминается в описании 1613 года. Тогда она значилась в городском стане, состояла из 6 дворов и была отдана во владение Трусовой с сыновьями Жданом и Михаилом. Во вводной грамоте 1630 года читаем: «...за недорослем Степаном Игнатьевым сыном Чалеевым... отца его поместье сельцо, что была деревня Куркино». В 1658 г. «сельцо» было передано его жене Пелагее. В 1666 г. Куркино снова сменило владельцев, о чём мы узнаем по грамоте размежевания земель: «Вдовы Пелагеи прожиточное поместье дано было зятю ее Юрию Матвеевичу сыну Резанову (царедворцу Алексея Михайловича) в поместие со всем».

Юрий Матвеевич с семьей посетил вологодское имение только в 1720 г., так как служба Отечеству далеко не всегда позволяла дворянам устраивать спокойную жизнь в провинции. Однако вскоре после смерти владельца в 1721 г. и его сына – в 1723, внуки Петр и Алексей отправляются на военную службу, и в имении остаются одни женщины: вдова Михаила (сына Юрия Матвеевича) Марфа Стефанова с дочерьми Анной, Анисьей, Ириной и Авдотьей.

Артиллерийскому офицеру Алексею Михайловичу Резанову сельцо Куркино с деревянным господским домом принадлежало в середине XVIII в. Затем им владел его сын Димитрий, женатый на Екатерине Федоровне, урожденной Мезенцевой. Её сыновья Фёдор и Алексей Дмитриевичи Резановы и стали создателями дошедшего до наших дней усадебного ансамбля. Согласно традиции семьи они продолжили государственную службу и большую часть зимних месяцев находились в Вологде, но лето проводили в своем имении.

В 1813–1821 гг. сооружается каменная Спасо-Преображенская церковь и село приобретает новое название – Спасское-Куркино. В 1810-е – 1830-е гг. были возведены главный дом, западный флигель, музыкальный павильон.

Каменная церковь с приделами Михаила Архангела и Алексея Митрополита была сооружена по инициативе А.Д.Резанова. Она представляла собой яркий пример архитектуры позднего классицизма: купольную ротонду с трапезной и четырехъярусной колокольней. Храм окружала кирпичная ограда с башнями и монументальными арочными трехпролетными воротами. По оси подъездной дороги были поставлены еще одни арочные ворота более скромного характера. Около 1838 года была выстроена конюшня – деревянное здание с представительным главным фасадом, выходившим на северную сторону парадного двора, который в усадьбе называли Белым. Конюшня имела в центре портик, а на флангах – небольшие павильоны, объединенные между собой галереями с колоннами. Восточный деревянный флигель построили, очевидно, около середины XIX в., примерно тогда же и производственный корпус (сыроварню?) в хозяйственной части усадьбы.

Дмитрий Резанов, сын Федора Дмитриевича, – последний владелец усадьбы, носивший эту фамилию. Учился он в Санкт-Петербурге, а затем служил при дворце и всю жизнь по возвращении на родину гордился своей столичной службой, подписывая документы как «Камер-юнкер двора Его Императорского Величества».

Его дочь Анна вышла замуж за Николая Федоровича Андреева, надворного советника, председателя палаты уголовного суда. Их сын Николай Николаевич Андреев становится последним хозяином имения. Окончив Александровский лицей, он служил в государственной канцелярии и в отделении свода законов. В 1894 г., в возрасте 23 лет, вернулся в Вологду и был сразу избран уездным предводителем дворянства. За успешное руководство всеобщей переписью населения по Вологодскому уезду ему была объявлена высочайшая благодарность. В 1897 г. он был избран почетным мировым судьей, в следующем году определен на службу в Министерство внутренних дел, где участвовал в работе комитета по сельскохозяйственным нуждам. В 1905 г. Николай Николаевич стал губернским предводителем дворянства, а вскоре и первым депутатом Государственной Думы от Вологодской губернии. При нем в 1915 г. в Куркине был открыт приют-ясли для сирот воинов на 80 человек.

Интересно, что женат он был на Лидии Анатольевне Гизетти, родственнице И.С. Тургенева.

В начале XX в. Николай Николаевич сдает имение в аренду увлеченно занимающемуся сельским хозяйством немцу Э.Э. Лерчеру.

После революции 1917 г. Андреевы не посещали усадьбу – она перешла в ведение ГубЧК, затем в ней располагались различные сельскохозяйственные учреждения, не заботившиеся о ее сохранности, потому главное здание и прилегающий парк со временем потеряли былое великолепие. В мае 1918 г. на базе имения был создан совхоз «Куркино».

В 1920-е годы последние владельцы усадьбы уехали в Ленинград, где в настоящее время проживают 6 внуков, 13 правнуков и 7 праправнуков последнего владельца Спасского-Куркино.

В 2006 г. «усадьба Спасское-Куркино, XVIII – нач. XX в.» была поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения, а в 2008 г. утверждено положение об особо охраняемой природной территории областного значения «Памятник природы “Старый парк” в селе Куркино».

В ноябре 2013 г. обанкротившееся сельскохозяйственное предприятие, занимавшее усадьбу, выехало из нее.

В рамках программы «Усадьба Спасское-Куркино», разработанной при благотворительном фонде «Земля Вологодская», администрацией Вологодского муниципального района, активной группой жителей села Куркино и руководителем программы Николем Алфеевичем Сайкиным осуществляются восстановление, реконструкция усадьбы и создание на ее базе музейно-туристического комплекса «Центр дворянской культуры», который будет включать в себя музей, центр ремесел, гостиницу и кафе.

Уже сейчас здесь проходят различные праздники и благотворительные концерты, а усадьбу часто посещают потомки Резановых-Андреевых – Анатолий Владимирович Андреев (г. Санкт-Петербург, Россия) и его дочь – Светлана Анатольевна (г. По, Франция).

В 2013 г. была выпущена книга «Усадьба Спасское-Куркино», в 2014 – «Духовным светом осиянны...», в 2015 – «Арабески моей жизни» А.Ф. Резанова.

В летний период 2014–2015 гг. восстановительные работы в усадьбе осуществлялись российскими и иностранными волонтерами.

По решению Арбитражного суда области от 29 февраля 2016 г. здание усадьбы Спасское-Куркино перешло в собственность Вологодского муниципального района.

На ее базе с 19 июня по 2 июля 2017 г. работал международный молодежный волонтерский отряд «Дружба». Молодежь из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Франции, Ирландии, Вологды и Вологодского района благоустраивали дворянский парк, в ненастные дни фронт работ перемещался в главный дом.

В настоящее время имущество, мебель, посуда, различная утварь и личные вещи дворян Резановых-Андреевых хранятся в фондах Вологодского государственного музея-заповедника, а большую часть богатейшей дворянской библиотеки, поступившей в фонды в конце октября 1918 г., можно увидеть в отделе редкой книги Вологодской областной универсальной научной библиотеки.

Сегодня в комплекс усадьбы Спасское-Куркино входят:

1. Главный дом, первая треть XIX в.

2. Западный флигель, первая треть XIX в.

3. Бывший дом призрения (жилой дом).

4. Музыкальный павильон, первая треть XIX в. (перестроен во второй половине XX в.).

5. Сыроварня (?), середина XIX в.

6. Винокуренный завод, конец XIX в. – начало XX в.

7. Парк с каскадными прудами, XVIII – начало XX в.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Усадьба занимает довольно большую территорию, непосредственно примыкая к современному поселку, строения которого находятся с запада, на другой стороне подъездной дороги, и с юга. Основная часть комплекса расположена вдоль подъездной дороги, имеет продольно-осевую планировку. Ядром ее является парадный, так называемый Белый двор, примерно квадратный в плане, с трех сторон обстроенный представительными сооружениями в стиле позднего классицизма. На его южной стороне стоит главный дом. Перед его главным фасадом (противоположным парадному двору) высятся две лиственницы, а перед боковым, западным – три пихты. С двух боковых сторон парадный дом фланкируют почти идентичные по архитектуре одноэтажные с мезонином жилые флигели: кирпичный и оштукатуренный с запада и деревянный, обшитый тесом с востока. На парадном дворе растут молодые березы и ели, а перед домом – несколько лип. В центре парадного двора поставлен обелиск памяти погибших в Великой Отечественной войне. С севера к парадному двору примыкает обширная хозяйственная часть. Здесь за конюшней находились скотный двор, мастерские, оранжерея и другие постройки, из которых сохранился только производственный корпус (сыроварня?) , поставленный на берегу хозяйственного пруда. Полукаменное двухэтажное здание с элементами позднего классицизма в архитектуре имеет кирпичный, побеленный первый этаж и деревянный, обшитый тесом второй. К восточному торцу примыкает одноэтажный кирпичный объем. Одинаковые продольные фасады имеют пятиосевую композицию с легким рустованным ризалитом в центре на первом этаже.

Боковые окна первого этажа попарно объединены ленточными нишами над ними. Такие же ниши расположены на боковом, западном фасаде в четыре оси проемов. Стены завершены профилированным карнизом. Здание сложено верстовой кладкой из кирпича размером: 25 (25,5) x 12 x 8 (8,5) см.

В несохранившемся восточном флигеле , по рассказам местных жительниц Е.А.Калининой и Л.В.Сухаревой (Малиновской), сообщенных Л.А. Шавиловой, находилась барская детская, которая со стороны парка выходила в песочницу, оформленную в виде балкона. Поэтому само здание называли «песочным балконом».

Западный флигель , в котором жили дворня и прислуга, расположен вдоль западной стороны парадного двора. Вместе с аналогичным ему по архитектуре восточным флигелем он формировал симметричную композицию центрального ядра усадебного комплекса. Это одноэтажное с мезонином кирпичное оштукатуренное здание с гранитным цоколем выстроено в стиле позднего классицизма. Прямоугольный сильно вытянутый основной объем покрыт вальмовой кровлей. Длинные фасады в средней части акцентированы мощным ризалитом в 7 осей проемов, отвечающим по ширине мезонину. Простенки между прямоугольными окнами почти целиком обработаны тосканскими пилястрами большого ордера, которые создают выразительный ритм вертикальных членений. Над окнами первого этажа расположены сандрики-полочки, объединенные с прямоугольными накладными досками. Ризалит завершается пологим треугольным деревянным фронтоном с профилированным карнизом. Тимпан фронтона прорезает своеобразное трехчастное чердачное окно, следующее своими очертаниями наклонам фронтона.

Главный полукаменный дом усадьбы возведен в стиле позднего классицизма. Кирпичный нижний этаж оштукатурен, декорирован ленточным рустом, верхняя часть здания – деревянная, бревенчатая, из лиственницы – обшита тесом. Окна первого этажа акцентированы веерными гребнями с клинчатыми замками, прямоугольные окна стройных пропорций второго – обрамлены простыми наличниками и завершены треугольными сандриками.

Дом стоит на главной планировочной оси архитектурного ансамбля усадьбы. Перед его северным фасадом расположен парадный двор. Восточным торцом дом обращен к английскому парку, который был посажен в виде двуглавого орла и за которым находился каскад прудов.

Главный, южный фасад, к которому ведет подъездная дорога, выделяется сильно выступающим посередине ризалитом с цоколем-аркадой на первом этаже и шестиколонным портиком тосканского ордера на втором. П-образный в плане объем, имеющий крупные боковые ризалиты со стороны парадного двора, завершен вальмовой кровлей.

Колонны южного фасада несут антаблемент с трехчастным окном. Карниз фронтона украшен мутулами. В центре и глубине аркады расположен главный вход в дом. За портиком находится балкон, огражденный кованой ажурной решеткой.

Боковые крылья главного фасада и остальные фасады отличаются единым характером декоративной обработки: проемы второго этажа по всем фасадам объединены полочкой, стены завершены антаблементом, который со стороны парадного двора прерывается прямоугольными антресольными окнами, с гладким фризом и профилированным карнизом.

Несмотря на некоторое смещение средних окон первого этажа от осей верхних окон, композиция северного фасада выглядит строго симметричной. Это подчеркивают треугольные фронтоны над боковыми ризалитами и крупное слуховое окно на средней оси фасада. Последнее имеет полуциркульный проем и треугольный фронтон.

Не менее интересно внутреннее убранство усадьбы: пол в 25 основных комнатах покрывал паркет из палисандрового красного и черного дерева, вся мебель в стиле ампир была из красного дерева или карельской березы, расписные потолки (росписи на потолках сохранились до сих пор под слоем штукатурки: об этом свидетельствуют исследовательские пробные раскрытия, выполненные реставратором О.А. Соколовой) украшали плафоны и хрустальные люстры, стены были обиты шелковыми обоями. Изысканности комнатам добавляли мраморные статуэтки, зеркальные горки с фарфором русских заводов Гарднера, Миклашевского, Поскочина, Софронова, Попова; иностранных – Мейсона, Сакса, Севра.

Особенно роскошно выглядела гостиная с плафоном, представляющим собой гирлянды цветов с плодами, и росписью стен: нижняя часть стены лимонного тона с синими медальонами амуров на драконе и репьями в розетке, над ними план, по которому брошены живописные рисунки труб, цитр, бубен, скрипок, мандолин, нот, лавровых венков, злаков, палитр, факелов, кузнечных инструментов, рыболовных принадлежностей, корзин с фруктами и цветами.

Столовую украшали два зеркала с фамильными медальонами, подзеркальными полуциркулярными комодиками красного дерева.

В доме можно было увидеть парадные двустворчатые двери со стрельчатыми арочками и гофрированными розетками, угловые побеленные печи со срезанным зеркалом, точеные балясины строгой формы в ограждениях лестниц, тянутые карнизы на потолках второго этажа.

Первый, хозяйственного назначения этаж имел коридорную планировку. Три помещения сохранили сводчатые перекрытия: одно – коробовый свод и два – лотковые с распалубками. Второй – парадный, жилой – сочетал коридорную систему с анфиладной.

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

Утрачены многие постройки усадьбы: Спасо-Преображенская церковь с оградой и воротами (колокольня сломана в 1956 году, храм с трапезной позднее), усадебная ограда с воротами, конюшня, скотный двор, мастерские, оранжерея, восточный флигель. До неузнаваемости перестроен музыкальный павильон, руинирован винокуренный завод. Парк сильно вырублен и запущен. Территория усадьбы застроена новыми зданиями, в частности на месте конюшни сооружен крупный объем дома культуры.

У западного флигеля растесана большая часть окон. К его северному торцу примыкает новый каркасный тамбур. Сильно переделаны интерьеры и внутренняя планировка. В частности, при приспособлении южного крыла здания под магазин, там устроено единое помещение со столбиками, несущими балки перекрытия.

На северном фасаде главного дома утрачен балкон, а на восточном – обе террасы и лестница между ними. На нем сделана пожарная лестница, на которую ведет дверь второго этажа, переделанная из окна. Сильно изменился и частично был утрачен интерьер усадьбы. Внутренняя планировка была искажена новыми перегородками, а взаимосвязь некоторых помещений изменена закладкой старых и пробивкой новых проемов.

М.С.Герасимова

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Резановы

Андреевский А. Образование и воспитание в барской семье Вологодской губернии в начале XIX века: из архива села Куркино // Север. – 1928. – №7.

Герб Резановых // Гербы вологодских дворян: извлечение из «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». – Т.1,4. – СПб., 1794–1799.

Даен М. Е. Атрибуция портретов XVIII века из собрания ВГИАХМЗ // Памятники культуры: новые открытия. 1977. – М., 1998.

Даен М., Малинина Н., Резанов А.Ф. Арабески моей жизни // Памятники культуры: новые открытия. – М., 1972.

Мухин А. Возвращаясь к истокам. – (Мосты в прошлое: Спасское-Куркино) // Маяк. – 1994. – 16, 19, 21, 23, 26, 28.04; 17, 19.05

Резанов А. Арабески моей жизни // Памятники культуры: новые открытия. – М., 1972.

Резанов А.Ф. Арабески моей жизни. – Куркино, 2015.

Андреевы

Андреев Н.Н. // Деятели России. – СПб., 1906.

Мухин А. Мосты в прошлое: предания семьи Андреевых // Маяк. – 1995. – 01, 04, 08,13.07.

Хозяйка Спасского-Куркино // Ступени. – 1996. – 07.03.

Усадьба

Духовным светом осиянны. – Куркино, 2014.

Евдокимов И. Куркино. – [Вологда, нач. 1920-х годов] // перепеч.: Лад. – 1994. – № 6, 7.

Мухин А. Мосты в прошлое: Спасское-Куркино // Маяк. – 1994. – 16, 19, 21, 23, 26, 28.04; 19.05.

Кушнырев М. Хозяйства Вологодского уезда: Спасское-Куркино // Хозяин-северянин. – 1907. – №13.

Краткий очерк о деятельности Спасского центрального приюта за время с 15 февраля по 1 октября 1915 года. – Вологда, 1915.

Об опеке имения капитанши Анны Дмитриевны Андреевой. Опись имущества после умершей вологодской помещицы Анны Дмитриевны Андреевой. Село Спасское-Куркино. ГАВО Ф.86 Оп.1. Д.686 лл.15–48.

Обрядина В. Как погибал ансамбль усадьбы Куркино: (по материалам начала ХХ века) // Известия ВОИСКа. – Вып. XII. – Вологда, 2002.

Обрядина В. Утраченная культура: Судьба усадьбы Спасское-Куркино в 1920-е годы // Известия ВОИСКа. – Вып. XIII. – Вологда, 2004.

Усадьба Спасское-Куркино. – Куркино, 2013.

Ячменнова К. Для души: гулянье под качелями // Маяк. – 1994. – 05.07.

Библиотека

Ильюшина М. Две усадебные библиотеки // Французская культура в русской провинции. – Вологда, 2000.

Каталог библиотеки Резановых-Андреевых: книги на русском языке / сост. Н.Н. Фарутина. На правах рукописи.

Кевролева-Коноплева Л. Общий очерк усадебных библиотек. – Вологда, 1920.

Фарутина Н. Вологодское дворянство и усадебные библиотеки: на примере библиотеки Резановых-Андреевых // Румянцевские чтения: Материалы междунар. науч. конференции. – М., 2006.

Усадьба Спасское-Куркино. Главный дом: паспорт памятника истории и культуры РФ / М.Г.Карпова. Сентябрь 2003 г.

Электронные ресурсы

Легчанова Е. Усадьба Спасское-Куркино // cultinfo. Культура в Вологодской области [сайт]: URL:http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/spasskoe-kurkino/

Спасское-Куркино // Вологодская областная научная библиотека [сайт]: URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/1.htm (дата обращения: 14.07.2017).

Усадьба Спасское-Куркино: [сайт] // Русские усадьбы. URL: http://visitusadba.ru/objects/227/2311/ (дата обращения: 14.07.2017).

Усадьба Спасское-Куркино, Вологда: [группа вконтакте] // URL.

Сохранившиеся дореволюционные фотографии дают подробное представление о прежнем виде усадьбы. Фото: Архив Усадьба Спасское-Куркино

Усадьба расположена всего в 20 км от Вологды на популярной туристической трассе на Кириллов, однако посетители сюда заглядывают редко. Нынешнее состояние памятника довольно плачевно. Между тем усадебный ансамбль начал складываться в 1830-х годах. Первыми хозяевами поместья были Резановы, крупные землевладельцы, которым в то время принадлежало около 140 вологодских сел. В 1880-х годах в результате брака Анны Резановой имение перешло к влиятельному роду Андреевых. Последний владелец усадьбы Николай Андреев был уездным предводителем дворянства, одним из самых уважаемых людей губернии.

В 1918 году Спасское-Куркино перешло Советам. Обстановка частично была разграблена, частично передана в Вологодский областной музей; обширная усадебная библиотека стала публичной, а здания были отданы под хозяйственные нужды. Это и спасло главный дом от гибели: до 2013 года здесь располагались конторы сельхозпредприятий, которые все же как-то поддерживали сохранность самого здания. Четыре года назад после банкротства последней из этих контор здание было заброшено и начало разрушаться. Тогда-то и забил тревогу местный предприниматель, некогда член общественного совета Вологодского района Николай Сайкин.

Нынешнее состояние усадебного дома вызывает тревогу, хотя многое в Спасском-
Куркино еще можно спасти. Фото: Юлия Виноградова

Вообще-то усадьба — памятник регионального значения, но ни областные, ни районные власти денег на ее содержание не дают, ценным объектом не считают. «Замгубернатора так и сказал: „Я изучил вопрос и решил, что усадьба нам не нужна“. А ведь он сам историк — как это возможно?» — сокрушается Сайкин. В области уже восстановили две усадьбы — Брянчаниновых и Гальских (куда попала часть куркинских вещей), и руководство считает, что этого Вологодчине предостаточно.

Есть потенциальные меценаты, но их трудно привлечь, поскольку нет средств на проект реставрации (около 2 млн руб.). Проект потребует не только значительного архитектурного обследования, но и архивных изысканий, ведь даже архитектор здания неизвестен. Хотя реставраторы уже осматривали усадебный дом, нашли остатки первоначальных росписей и лепнины, по которым можно восстановить интерьер (сейчас все внутри покрыто облупившейся масляной краской). Создали макет ансамбля. В большом архиве наследников Андреевых есть фотографии первоначального вида усадьбы, на них видны утраченные элементы фасадов. В интерьере сохранились «родные» двери, печи, частично остекление. Чудом уцелела в лихолетье чугунная решетка балкона.

Интерьеры усадьбы. Фото: Юлия Виноградова

Но о былой роскоши главного усадебного дома сегодня напоминает только величественная кубатура: анфилада комнат, просторные залы, окна почти в пол. У усадьбы нет даже отопления: средства на него обещал выделить район, но не вышло. Николай Сайкин за свой счет вставил разбитые окна, починил крышу и электропроводку. Помогают и потомки Андреевых, живущие в Петербурге и Вильнюсе. В 2014 году работы по главному зданию компания «Вологдареставрация» оценила в умеренные 27 млн руб.: здесь крепкий фундамент и каменный первый этаж, второй этаж и мезонин сложены из лиственницы, мало подверженной гниению.

Усадебный ансамбль включал и другие строения. Спасо-Преображенская церковь 1818 года постройки была снесена, на ее месте устроили футбольное поле, а на территории кладбища — поселковую школу (недавно рядом возвели современный храм). Остался каменный гостевой флигель, даже не имеющий охранного статуса. Из двух деревянных павильонов, превращенных в жилые дома, один сгорел в 2013-м, второй перестроен до неузнаваемости. Едва читается структура английского парка, некогда весьма обихоженного. Крепкое помещичье хозяйство включало также конюшни, винокуренный и мукомольный заводы, пекарню, оранжерею — от них остались лишь воспоминания.

Усадьба Спасское-Куркино — памятник регионального значения. Фото: Юлия Виноградова

Хотя за прошедшие четыре года кое-что удалось сделать. Парк Спасского-Куркино попал в федеральную программу и получил средства на капитальный ремонт двух плотин. Каскад прудов восстановлен, летом здесь планируют пустить лодки. Недавно парку выделили еще и президентский грант на благо-устройство зеленых насаждений и беседок. Николай Сайкин старается популяризировать место. «За полтора года, — рассказывает он, — мы провели три благотворительных концерта, пленэры художников, праздники. К нам приезжают волонтерские отряды с международным участием. Мы выпустили пять книг об истории усадьбы». Он и дальше хотел бы наполнять усадьбу жизнью. Но прежде всего — капитальный ремонт и реставрация.

Кажется, что генеральных путей спасения усадьбы два: либо привлечь внимание федеральных органов охраны, либо искать заинтересованный частный капитал. Иначе серьезный памятник рискует если не пропасть бесследно, то потерять последние признаки своего достоинства, растворившись в северном поселке на тысячу человек.

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус - первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже - два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 - 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…