Они приходили с моря, воины, не знающие ни жалости, ни страха смерти. Пестрые паруса их драккаров заметны были издалека. И когда такой парус поднимался над горизонтом, жители прибрежных селений в страхе бежали, спасая свою жизнь. Об их отваге, мужестве, жестокости и ярости ходили легенды. Они жили войной и ради войны. Их хранили суровые северные асы. Им помогали светлые альвы и темные йотуны. Их души уносили с поля боя златокосые валькирии. Их называли героями и варварами, пиратами и волками Севера. Но сами они звали себя - викинги.
Прошло уже очень много веков, а викинги до сих пор у всех на слуху. Характер нордический, что тут поделаешь! А сколько легенд и мифов написано и рассказано за это время, не сосчитать. Думаю, что каждому из нас хочется узнать о них правду (или хотя бы быль, похожую на нее).
Кто же такие викинги? Чем они знамениты? Были ли они на самом деле столь безумны и кровожадны? Почему и как закончилось их господство? Давайте разбираться вместе.
Немного о самих викингах
Викинги пришли из Скандинавии - региона в Северной Европе (сейчас здесь расположены современные Норвегия, Швеция и Дания). Но в V-XI века, называемые ранний Средневековьем, четких границ у этих стран еще не было, а сами правители делили между собой власть, то и дело вступая в вооруженные стычки. Общим языком тех народов был древнескандинавский. Слово "ВИК" с этого языка можно перевести как "бухта", "залив", "убежище", а "ВИКИНГ" означало "человек из бухты" или "тот, кто прячется в заливе".
По религиозной принадлежности викинги в подавляющем большинстве были язычниками. Их главным богом был Один - отец всех Богов и Бог павших в бою, которые после смерти становились его приемными сыновьями.
Викинги свято верили в загробный мир, и поэтому смерть их не страшила. Наиболее почетной считалась гибель в бою. Тогда, согласно древним легендам, их души попадали в чудесную страну Валхаллу. И иной судьбы как для себя, так и для своих сыновей викинги не желали.
Во время сражения один из воинов обязательно нес знамя клана. Это было крайне почетной обязанностью, а знаменосцем мог стать лишь избранный - считалось, что знамя обладало чудодейственной силой, помогающей не только победить в бою, но и оставить несущего невредимым. Но когда преимущество противника становилось очевидным, основной задачей для воинов было сохранение жизни своего конунга. Для этого викинги окружали его кольцом и заслоняли щитами. Если же конунг все-таки погибал, они сражались до последней капли крови рядом с его телом.
Особым бесстрашием обладали берсерки (у скандинавов - могучий, неистовый богатырь). Они не признавали доспехов и шли напролом, словно безумные, подобно взбесившимся псам и волкам, наводя ужас на войска противников. Они умели вводить себя в эйфорическое состояние и, прорываясь сквозь передний строй врагов, наносили сокрушительные удары и бились до смерти во имя Одина. Закаленные в боях викинги, как правило, одерживали победы как на море, так и на суше, снискав себе славу непобедимых. Повсюду вооруженные до зубов отряды действовали примерно одинаково - их десант застигал города и селения врасплох.
По прошествии десятилетий разбоя незваные северные гости поняли, что доходней и проще обкладывать европейцев данью, благо те рады были откупиться. Средневековые хроники свидетельствуют: с 845 по 926 год франкские короли в тринадцать приемов выложили "варварам" около 17 тонн серебра и почти 300 килограммов золота. Более того, около 860 г. викинги открыли остров, назвав его "Исландией" ("Ледяной страной") и основали там ряд собственных колоний.
Корабли викингов
Конечно, не снискать бы викингам их мрачной славы, не обладай они самыми лучшими по тем временам судами. Корпуса их "морских драконов" были отлично приспособлены к плаванию в неспокойных северных морях: низкие борта, изящно вздернутая вверх носовая кормовая оконечность; на корме сбоку - стационарное рулевое весло. Раскрашенные в красную или синюю полоску, а иногда клетку, паруса из грубого холста на мачте устанавливались в центре просторной палубы.
Однотипные торговые суда и военные, гораздо более мощные, уступая в размерах греческим и римским, существенно превосходили их в маневренности и скорости. Реально же оценить их превосходство помогло время. В конце XIX века в могильном кургане, на юге Норвегии, археологами был найден неплохо сохранившийся 32-весельный дракар. Построив его точную копию и испытав ее в океанских водах, специалисты пришли к выводу: при свежем ветре судно викингов под парусом могло развивать почти десять узлов - а это в полтора раза больше, чем каравеллы Колумба во время плавания в Вест-Индию через пять с лишним столетий.
Оружие викингов
Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их вес достигал 9 кг, длина рукоятки - 1 метр. Причем рукоятка была окована железом, что делало удары, наносимые по противнику, максимально сокрушительными. Именно с этого оружия начиналось обучение будущих воинов, поэтому владели им, причем отменно, все без исключения.
Копья викингов были двух типов: метательные и для рукопашного боя. У метательных копий длина древка была небольшая. Часто на нем закреплялось металлическое кольцо, обозначавшее центр тяжести и помогающее воину придать броску правильное направление. Копья, предназначенные для сухопутного боя, были массивными, с длиной древка 3 метра. Для строевого боя использовались четырех-пятиметровые копья, а чтобы они были подъемными, диаметр древка не превышал 2,5 см. Изготавливали древки в основном из ясеня и украшали аппликациями из бронзы, серебра или золота.
Щиты обычно не превышали 90 см в диаметре. Поле щита делалось из одного слоя досок толщиной 6-10 мм, скрепленных между собой, а сверху покрывали кожей. Прочность этой конструкции придавали умбон, рукоять и обод щита. Умбон - полусферическая или коническая железная бляха, защищающая руку воина, - обычно прибивался к щиту железными гвоздями, которые с обратной стороны заклепывались. Рукоять для удерживания щита делалась из дерева по принципу коромысла, то есть, пересекая внутреннюю сторону щита - в центре была массивной, а ближе к краям становилась тоньше. На нее накладывалась железная планка, часто инкрустированная серебром или бронзой. Для усиления щита по краю проходила металлическая полоса, прибитая железными гвоздями или скобами и сверху прикрытая кожей. Кожаный покров иногда раскрашивали цветными узорами.
Бирмы - защитные кольчужные рубахи, состоящие из тысяч переплетенных колец, - представляли для викингов большую ценность и зачастую передавались по наследству. Правда, иметь их могли позволить себе только богатые викинги. Основная же масса воинов в целях защиты носила кожаные куртки.
Шлемы викингов - металлические и кожаные - имели или закругленную верхушку с щитками для защиты носа и глаз, или заостренную - с прямой носовой планкой. Накладные планки и щитки украшались чеканками из бронзы или серебра.
Стрелы VII - IX вв. имели широкие и тяжелые металлические наконечники. В X веке наконечники стали тонкими и длинными и с серебряной инкрустацией. Лук делался из одного куска дерева, обычно тиса, ясеня или вяза, тетивой служили сплетенные волосы.
Мечи могли иметь только зажиточные викинги, обладающие к тому же недюжинной силой. Это оружие очень берегли, храня его в деревянных или кожаных ножнах. Мечам даже специально присваивались имена, такие как Рвущий кольчуги или Добытчик. Длина их в среднем составляла 90 см, они имели характерное сужение к острию и глубокий желоб вдоль клинка. Лезвия изготавливались из нескольких железных прутьев, переплетенных между собой, которые во время ковки сплющивались воедино.
Такая техника делала меч гибким и очень прочным. Мечи имели гарды и навершия - части эфеса, предохраняющие кисть руки. Последние были снабжены крюками, которыми можно было атаковать, отведя в сторону основной клинок противника. И гарды, и навершия, как правило, имели правильные геометрические формы, делались из железа и украшались накладками из меди или серебра. Украшения клинков, выдавливаемые в процессе ковки, были незатейливы и представляли собой либо простые орнаменты, либо имя хозяина.
Мечи викингов были очень тяжелыми, поэтому иногда во время длительного боя его приходилось держать обеими руками, в таких ситуациях ответные удары противника отражали щитоносцы.
Одежда викингов
Женщины носили длинную рубашку с рукавами или без. Сверху они надевали сарафан, который пристегивался двумя металлическими застежками, фибулами, - часто в форме головы какого-нибудь животного или черепашьего панциря. Мужчины также носили льняные рубахи, длинные штаны, шерстяные или кожаные плащи с фибулами-застежками. Те, кто имел желание и возможность выделится, облачались в яркие плащи с дорогой меховой подкладкой и подвязывались богато украшенными поясами. Обувь у викингов чаще всего была сделана из кожи. Украшения носили все, и женщины и мужчины - фибулы, ожерелья, браслеты, кольца и цепочки на шее.
Семья и ее глава
Семейные узы были для викингов очень важны. Семья объединяла не только близких родственников - родителей и детей, - но и дальних, список которых мог быть очень широк. Это были двоюродные братья и сестры, тети и дяди, прислуга и даже рабы (которые составляли низшее сословие и назывались трэллами).
Состоятельным мужчинам позволялось иметь несколько жен и даже жениться на рабынях. Правда, дети, рожденные в подобных браках, не получали статуса свободных людей, они так и оставались трэллами, как и их матери.
Глава семейного клана (им мог быть как мужчина, так и женщина) пользовался всеобщим уважением: принимал важные решения по поводу заключения браков, торговых сделок, объявления мести врагам.
Закат эпохи викингов
В середине XI века эпоха викингов закончилась. Во время своих набегов викинги все чаще предпочитали оставаться на новом месте и быстро адаптировались, принимая новую веру и новые традиции. Кроме того, их благосостояние снизилось: разбойные нападения, торговля-перепродажа и тяжелые поборы истощили ресурсы стран-доноров. К тому же христианская церковь запретила рабство, а ведь работорговля приносила викингам огромный доход. А сами скандинавские земли, как и другие европейские территории, стали все чаще объединяться под знаменем крупных правителей, в подчинении которых была крупная армия. Организованные воины на государственной службе лишали викингов их главного козыря и стратегии устрашения - внезапного нападения на безоружных.
А что сегодня?
О них пишут, снимают, рисуют комиксы. В их честь даже назвали марку пива и космический аппарат.
Сегодня викинги - такой же символ беззаботной романтики дальних странствий и быстрых побед, как и морские пираты. Хитрые и жестокие авантюристы, викинги навсегда оставили заметный след в мировой истории.
Босыми ногами по стеклам.
Да так, чтоб не чувствовать боли
От тех, кто в миру тебя проклял,
Продал за последний фунт соли.
Ты на путь вступил истой веры,
И на нем куют правду - мукой.
Наш меч бьется за злато, перлы
Со всей силой жмет сталью руку,
Дабы ложь лилась вместе с кровью
Дурных мыслей на тонкий мрамор
Щитов прочных из песен Вельвы
Взамен крыши и стен Вальгаллы.
Ты на путь вступил слова чести,
Теперь пусть оно будет твердым
Стоять камнем во славу мести
Вблизи мрачных и узких фьордов.
Летай птицей по братским землям,
Носи сестрам от Тора вести;
Иди гордо по воле Фрейи
Тропой истой веры и чести.
Фото: книга "Викинги" от издательства "Пешком в историю"
Введение
Глава 1 Традиции и верования
1.1 Верования
1.2 Традиции, связанные с рождением
1.3 Обучение и «моральный кодекс»
1.4 Погребальные обряды
Глава 2 Наука и искусство
2.1 Календарь
2.2 Навигация
2.3 Кораблестроение
2.4 Медицина
2.5 Литература. Поэзия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность данной работы этой работы обусловлена тем, для понимания истории какого-либо народа важно знать не только материальную, но и духовную сторону его жизни. Долгое время роль менталитета недооценивалась многими учёными, а ведь используя только материалистический подход, порой трудно объяснить некоторые исторические явления. К тому же это приводит к неоправданному умалению значения достижений древних людей; к тому, что их культура представляется многими исследователями как «примитивная». При этом не учитывается сама разница между мировосприятием древних и современных людей. В последние годы стали появляться хорошие работы, в основе которых лежит рассмотрение именно менталитета, но они в основном посвящены цивилизациям Древнего Востока. Специальных работ, посвящённых духовной культуре дохристианской Скандинавии, по крайне мере, на русском языке, нет. Всё это обуславливает актуальность данной работы.
Прежде всего, следует сказать о том, что подразумевается под понятиями «культура» и «дохристианская Скандинавия».
«Культура (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях … В более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей … а так же человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей)», – сообщает нам Большой Энциклопедический Словарь.
В данной работе понятие «культура» будет использоваться в узком смысле слова, то есть обозначать духовные и интеллектуальные ценности, созданные человеком.
Теперь определим место дохристианской Скандинавии во времени и пространстве. Скандинавия включает в себя Скандинавский полуостров, остров Исландия, полуостров Ютландия, а также окружающие их мелкие острових мелкие островхронологических рамок, то нижняя граница – это заселение Скандинавии в III-II тысячелетиях до н. э.. Здесь нужно отметить, что в основном приводимая информация относится к IX – XII вв., но следует помнить, любая культура формируется не год и не два, а века и тысячелетия. Верхняя граница рассматриваемого периода – это конец XII века. К этому времени была завершена христианизация Скандинавии.
Что касается историографии данного вопроса, то существует не очень много научных работ на русском языке, посвященных теме дохристианской Скандинавии, тем более отдельно её культуре (о чём говорилось выше). С переводной литературой дела обстоят не намного лучше, большая её часть – лишь научно-популярные издания, изображающие скандинавов дохристианской эпохи людьми с весьма примитивным уровнем развития во всех смыслах.
«До времён Карла Великого северные страны составляли почти совершенно замкнутый мир, о котором только немногие отрывочные известия и сказания доходили до сведения римлян…», пишет А. Стриннгольм, крупный шведский скандинавист. Что уж тогда говорить о более древних временах… К источникам средневековой эпохи относятся как хроники континентальной Европы, так и саги самой Скандинавии.
Среди великолепных работ по данной теме следует отметить монографию «Походы викингов» вышеупомянутого Андерса Стриннгольма. А. Хлевов, научный редактор русского издания этой работы, пишет в предисловии следующее: «Вплоть до появления в 1950-1970-х гг. книг М.И. Стеблин-Каменского, А.Я. Гуревича, Г.С. Лебедева, посвященных истории викингов, «Походы викингов» издания 1861 года оставалось единственным серьезным и всеобъемлющим историческим исследованием на русском языке». В этой поистине классической работе описывается как культурная, так и политическая жизнь Скандинавии эпохи викингов (VIII-XII вв.).
Хотелось бы упомянуть энциклопедию «Викинги: набеги с севера», вышедшую в серии «Исчезнувшие цивилизации». Она прекрасно иллюстрирована, в ней представлено огромное количество археологических находок. Большая часть книги посвящена битвам, торговле, колонизаторской деятельности; однако при чтении нередко создается впечатление, что автор (имя которого, кстати, нигде не указано…) считает культуру дохристианской Скандинавии примитивной. Бросается в глаза приверженность «норманнской теории»: «Начиная с Рюрика и вплоть до сына Ивана Грозного Фёдора, эти скандинавы правили самой крупной средневековой державой Европы – Россией». К тому же, как и в большинстве подобных изданий, здесь почти нет сведений о духовной жизни народа.
В научно-популярной серии «Знак вопроса» вышла брошюра В.И. Щербакова «Где жили герои эддических мифов?». Автор рассматривает вопрос происхождения скандинавской культуры, опираясь на сказания и археологические данные. Следует отметить, что ни одна из других имеющихся в наличии работ точке зрения Щербакова не противоречит.
Среди отличных научно-популярных работ стоит отметить очерк М. Семёновой «Я расскажу тебе о викингах», опубликованный в сборнике «Викинги». В данной работе – подробное описание быта и, что особенно важно, менталитета скандинавов той эпохи. Причём следует отметить интересный подход М. Семёновой к повествованию, она пытается показать мировоззрение скандинавов как бы «изнутри».
Цель данной работы – рассмотреть культуру дохристианской Скандинавии, показать её особенности.
Задачи работы – рассказать о духовных ценностях и интеллектуальных достижениях скандинавов дохристианской эпохи: об их навигаторском и кораблестроительном искусстве, о поэзии и о знаменитых скандинавских рунах, о знаниях в области медицины и астрономии; и, конечно же, о традициях и верованиях, о том, как они мыслили и как воспринимали мир.
Работа состоит из двух глав. Первая посвящена духовной жизни скандинавов дохристианского периода, их мировоззрению, верованиям, и некоторым традициям, а вторая глава посвящена научным знаниям, практическим умениям и поэтическому искусству скандинавов.
Глава 1 Традиции и верования
1.1 Верования
Для скандинавов рассматриваемого периода был характерен религиозно-мифологический тип мышления (в историческом, но не философском понимании этого термина). Можно провести некоторую параллель между подобным мировоззрением и пантеизмом, который представляет божество как бы «растворённым» в природе, а не стоящим «над» природой. Стриннгольм пишет об этом следующее: «Народы, в своём младенчестве не постигая законы природы и внутренней связи между предметами, всегда подозревали участие живых существ везде, где замечали действующие силы, и олицетворяли природу. И древние норманны, подобно пифагорейцам наполняли весь мир особенными духовными сущностями».
По представлениям скандинавов, существовало девять миров, в каждом из которых были свои обитатели. Человеческим чувствам доступен только один из них – Мидгард, «средний город», мир людей. Он находился в центре, между остальными восьмью мирами. Поэтому «духовные сущности» всех миров могли проявляться в жизни обитателей Мидгарда. Присмотримся к этим мирам внимательнее, чтобы понять, какие существа и сущности окружали скандинава-пантеиста.
Непосредственно над Мидгардом находится Льюсальвхейм – мир светлых альвов-эльфов, прекрасных существ.
Над Льюсальвхеймом находится Асгард, «город асов», верховных скандинавских богов, о которых ещё будет сказано ниже.
Сразу под Мидгардом расположился Свартальфхейм, «дом чёрных альвов»: «тёмные же альвы – чернее смолы ».
Ещё ниже находится Хельхейм – дом Хель, богини смерти и возрождения (о второй её «функции» многие исследователи, к сожалению, часто забывают).
К востоку от Мидгарда находится Йотунхейм – страна инеистых великанов, духов мороза. На севере находится Нифльхейм – царство холода. Здесь нет живых существ. К западу от Мидгарда расположен Ванахейм – «дом ванов» – божеств, покровительствующих плодородию, погоде и т. д. На юге находится страна огня – Муспельхейм. Отсюда, согласно преданиям, выйдет огненный великан Суртр, который сожжёт дотла миры в день Рагнарёк. Можно предположить, что прототипом этого образа был некий природный катаклизм (произойти он мог ещё до разделения индоевропейцев – здесь можно вспомнить, например, греческую титаномахию ).
Вот что пишет о связи между образами Нифльхейма и Муспельхейма и катаклизмом В.И. Щербаков: «После этого (катаклизма – прим. автора) ледник начал стремительно таять, можно полагать, из-за погружения некоторых островов на дно океана и изменения направления Гольфстрима, который устремился к берегам Скандинавии, растопляя тысячелетние льды. И об этом помнит «Эдда»! В мифах прямо говорится о ледовом панцире и жаркой спокойной стране на юге. Интересно, что тогда, до катаклизма, атмосфера была более спокойной, и обмен тепла был минимальным – лютый холод на севере и неослабевающая жара на юге. И об этом рассказано в скандинавских мифах!
Отметим теперь, что катаклизм, или потоп, о котором говорят мифы многих народов, был первопричиной переселения племен на освободившиеся от льдов территории. Это переселение шло несколькими волнами – естественно, с юга и юго-востока. Процесс длился тысячелетиями. И об этом, как явствует из «Эдды», помнили древние люди, современники великанов, карликов и богов!»
Средневековая культура Норвегии, Дании, Швеции, Исландии и Германии имеет общие корни, связанные с приходом в Северную Европу кочевников-гуннов из глубин Азии. Они смешались с жившими там племенами и под воздействием пассионарного толчка преобразили этническую карту этого региона. Волею исторических судеб хранительницей скандинавской культуры стала Исландия, куда по разным причинам переселялись главным образом норвежцы. Культура Скандинавии представляет для нас особенный интерес, с одной стороны, потому что мы тоже северяне и живем в сходных географических условиях, а с другой - потому что варяги-русь, среди которых было немало скандинавов, соединившись со славянами, положили начало древнему государству на территории нашего Отечества.
Время с конца VIII в. до первой половины XI в. называют эпохой викингов. Слово «викинг» происходило от норвежского «вик» - залив, бухта, прибрежное поселение и обозначало морских грабителей, пиратов северных морей (синоним - варяг). Скандинавы строили небольшие одномачтовые суда - дракены, которым давали образные имена «Длинный змей», «Морская птица», «Пожиратель ветра». Эти ладьи обычно имели 18 - 20 м в длину и 3 - 4 м в ширину, носы украшали головы драконов. В поход нередко снаряжались десятки и даже сотни кораблей. Воины были хорошо вооружены: длинный меч, боевой топор, пика, железный шлем, кольчуга и щит. Норвежцы и датчане ходили в походы на Запад, шведы - на Восток. В XI веке походы практически прекратились, скандинавы принялись осваивать завоеванную территорию 1 .
По преданию обнаружил новую страну и назвал ее Исландией («ледяной страной») Флоки Вильгердарсон. А первыми поселенцами были Ингольв Арнарсон и его двоюродный брат Хьёрлейв, оба из западной Норвегии. Они ходили в викингский поход и поссорились с сыновьями ярла Атли, двоих из них они убили. Поэтому, опасаясь мести, братья решили уехать из родных мест. Сначала они отправились на разведку и, убедившись, что там жить можно и место не занято, вернулись, чтобы основательно подготовиться. Хьёрлейв совершил поход в Ирландию, где взял рабов и много имущества. Приплыв в Исландию, они бросили в воду священные столбы с изображением богов, намереваясь поселиться там, где волнами прибьет столбы к берегу. Высадились они раздельно и поселились неподалеку друг от друга. На следующий год рабы убили Хьёрлейва и попытались бежать. Ингольв их догнал и убил. Это было в 878 г.
Вслед за Ингольвом стали приезжать и другие норвежцы, поселяясь на пригодных для обработки клочках земли. Основную массу общины-храппы составляли крестьяне-бонды. Наиболее влиятельные и богатые крестьяне назывались хёвдингами. Из своей среды бонды выбирали жреца-годи, который совершал обряды жертвоприношений в капище, предводительствовал на общем со- брании-тинге, проводимом весной и осенью.
В 930 г., в конце эпохи заселения страны, было принято решение проводить на лавовом поле, названном Полем Тинга, всеис- ландское вече-альтинг. На альтинг съезжались не все бонды, а лишь представители - по одному от каждых девяти во главе с годи. Альтинг собирался для принятия законов, судебного разбирательства и избрания законоговорителя-старейшины, получавшего полномочия на три года. Но это был не король или вождь, его обязанностью было лишь знание законов и возвещение их со Скалы Закона во время альтинга, вне общего собрания он никакой власти не имел.
Особенностью этого государства было отсутствие исполнительной власти и совмещение законодательной и судебной. Поэтому во время принятия законов в них предусматривался механизм их исполнения и порядок реализации. Саму реализацию и контроль за исполнением закона брали на себя заинтересованные лица.
Христианизация Исландии произошла в 1000 г. Христиане появились раньше, но именно к этому году их стало около половины и возникла опасность раскола общества на две части. И тогда годи Торгейр, бывший в это время законоговорителем, произнес свою знаменитую речь со Скалы Закона, в которой на исторических примерах показал опасность раскола общества и религиозной вражды и предложил официально принять христианство, как это сделано в большинстве европейских стран, но одновременно не преследовать тех, кто будет продолжать выполнение древних обрядов. Иначе говоря, веротерпимость провозглашалась в качестве закона. Уникальный для того времени пример!
Эпоха «народовластия» продолжалась до XIII в., когда усилилось влияние и авторитет богатых хёвдингов, которые стали бороться за власть, за звание ярла (наместника короля Норвегии). Они могли содержать большие дружины наемных воинов. Первая половина века называется эпохой Стурлунгов по имени основателя рода - Стурлы из Хвамма и его сыновей Торда, Сигхвата и Снорри. Снорри Стурлусон - не только самый активный политический деятель, избиравшийся законоговорителем, но и известный автор, написавший (или, точнее, составивший) сборник саг «Крут земной» и «Младшую Эдду». В это время написано большинство саг, рассказывавших о деяниях норвежских и исландских викингов, а также записаны эпические сказания «Старшей Эдды», излагающие скандинавскую мифологию. Кончился этот «черный век», сопровождавшийся эпидемиями, голодом, извержениями вулканов, землетрясениями, переходом Исландии под власть норвежского конунга.
Когда в XVI в. Исландия вместе с Норвегией стала датским владением, у исландцев было отнято право носить оружие. Однажды бурей занесло в Исландию алжирских пиратов, которые обнаружили страну, где можно спокойно и безнаказанно грабить, не опасаясь никакого сопротивления или возмездия. Только в XX в. Исландия получила автономию, а потом и независимость.
К скандинавским относятся народы, которые говорят на языках северной подгруппы германской группы индоевропейской семьи языков. Это шведы, датчане, норвежцы, исландцы, фарериды.
Скандинавские народы живут на Скандинавском полуострове (норвежцы — в западной его части, шведы — в восточной, а также на юге и юго-востоке нынешней Финляндии), на полуострове Ютландия и на большинстве из почги пятисот датских островов (датчане), на Фарерских островах (фарериды) л на острове Исландия (исландцы).
Все скандинавские народы примерно в одно и то же время приняли католическую веру. В Дании это произошло насильственно, силой королевской власти, около 960 г. н. э.
Так же насильственно внедрялось католичество в X веке в Швеции и в начале XI века …
в Норвегии. В Исландии эту веру приняли добровольно в 1000 г. н. э., причём упорствующим не возбранялось соблюдать старые культы, как не возбранялось и новоявленным католикам соблюдать по крайней мере некоторые культы по старым традициям. На Фарерах католичество внедрилось в XV веке под воздействием кельтских отшельников и под нажимом уже ставшей католической Норвегии, от которой фарерцы зависели сначала экономически, а впоследствии и политически.
Страна фиордов и горных вершин
Норвегия — это край воды, камня и лесов. На берегу океана виден водой затопленный камень, возле которого каждый из проходящих стоит в изумлении. Неутомимость воды, неподатливость скал и бездонная глубина времени отражены в естественном монументе. Вся Норвегия представляется кружевным камнем, источенным водами, пресными и солеными. Вода и камень с накидкою леса, три цвета -сиреневый, синий, зеленый — господствуют перед глазами.
Множество благодатен приносит здешней суровой земле теплое течение Гольфстрим: незамерзающие порты, мягкую зиму (почти отсутствие зимы на западном побережье), южные растения (на широте Магадана), огромные косяки рыб. Есть места в этой не южной стране, где коровы зимой пасутся, поедая подножный корм, и где острова остаются всегда зелеными. Таков эффект действующего без аварий и перебоев «водяного отопления». Считают, что морская река даст в минуту Норвегии столько тепла, сколько дало бы сжигание ста тысяч тонн нефти. Мощность морского течения вчетверо превышает мощь всех рек Земли, если бы слить их в единое русло. И все же Норвегия не курорт. Холодный Север, умываясь Гольфстримом, рождает тут множество любопытных явлений природы. Считают даже, что нет на земле места дождливей, чем западный берег Норвегии.
Первооснова всему — вода. Реки в этих местах не текут, а бегут. И едва ли не половина из них — в упряжке. За Норвегией прочно закрепилось первое место в мире по количеству израсходованной электрической энергии на душу населения.
По числу скульптур-монументов норвежцы тоже едва ли не самые первые в мире. Возможно, сама природа, обтачивая камни водой и ветром, воспитала тут уважение к монументу. Гуще всего заставлен скульптурами Осло. Всякими. И в самых разных местах. По ним можно читать историю государства, узнавать людей, которыми тут гордятся, почувствовать стили ваятелей, понять, какие черты человека норвежец особенно ценит. И есть в столице норвежцев нечто совсем особое — парк, где собрано несколько сот скульптур. Если бы все на Земле пошло прахом и уцелели бы только бронза и камень, то по скульптурам этого парка можно было бы понять, какими радостями, страстями и муками жил человек: «Рождение» «Смерть», «Материнство», «Любовь», «Веселье», «Разлука», «Дружба». «Борьба», «Тревога»… Более сотни фигур. И все их выполнил один человек. Тридцать лет непрерывной работы! Имя скульптора — Вигеланн. Норвежцы любят и чтят его — «второй после Родена», что не мешает, однако, хождению шутки: «Хорошо, что вовремя умер, иначе весь Осло был бы заставлен скульптурами».
Теперь о столе. Хлеба норвежцы почти не едят и, кажется, даже не испытывают в нем потребности. Вместо хлеба — картошка. Эта привычка складывалась веками. Хлеб привозной. Мясо — и отношение к нему соответственное — привозное и, конечно, дорогое. Но обычно на столе его еще меньше, чем хлеба. «По воскресеньям — для запаха в суп и котлеты», — говорят норвежцы в беседе на эту тему. Зато в достатке! Сыр самых разных сортов и, конечно, в избытке рыба. Из рыбы, особенно трески, норвежцы делают массу разнообразных блюд, опять же в сочетании с сыром и сметаной.
Норвежцы — сластены. Но сахар тут тоже привозной. И, возможно, поэтому спрессован в кубики, которые раза в четыре меньше российского рафинада. Зато в изобилии разного рода варенья и джемы: из клюквы, малины, брусники, черники, смородины, голубики. Варенье тут можно обнаружить припрвой к любому блюду, даже к селедке, причем сама по себе селедка нередко тоже тут сладкая.
Заметно ни в коем случае не скаредное, но какое-то уважительное, аккуратное обращение с пищей. Тут ничего не ставят на стол. Принцип: «Едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть», — хорошо усвоен.
Не едят норвежцы грибы. Удивительно, но эти стоящие близко к природе люди грибов не знают, и, пожалуй, даже боятся. Грибов же тут пропасть. Читая в газетах статьи о грибах, норвежцы тоже пробуют их собирать. Но без консультации специалиста грибы домой редко кто носит.
Нет в обиходе норвежцев вещи более распространенной, чем лыжи. В выходной день Осло пустеет. Четвертая часть жителей города становится на лыжи. На улице можно увидеть и молодежь, и пап и мам с рюкзаками, и семидесятилетних бабушек и дедушек, и трехлетних внучат — все на лыжах! Одни потихоньку, другие — бегом. Дистанция 50-60 километров считается нормой дневного похода. Для ночлега и убежища в непогоду по всей Норвегии разбросаны домики «хюгге», где лыжник найдет очаг, свечку, дрова и спички.
В Норвегии производят лучшие в мире лыжи. Сырье для них под боком, главным образом это береза. Но для самых хороших лыж норвежцы покупают в Америке дорогую упругую древесину гикори.
Впечатляет, однако, и жизненная обыденность этой древнейшей оснастки ног для хождения по снегу. На работу -на лыжах, в гости — на лыжах, на охоту, в школу, за почтой, к больному на вызов, в одиночку, всей семьей, как только научился ходить и в годы, когда ноги служат уже еле-еле, — все время на лыжах! «Норвежец рождается с лыжами на ногах», -из всех северных поговорок эта, пожалуй, самая точная.
Норвегия представляется лесом, в котором много озер и лишь кое-где лоскутком зеленеет или желтеет пашня. Леса занимают четверть всей территории, два с половиной процента занято пашней, пятую часть занимают озера, остальное — горы, иначе говоря, камень, на котором ничего не растет.
Земля не щедрая, но живописная. Озер, больших и малых, двести тысяч. Они представляют собой тихие синие воды, обрамленные елками, березами, лобастыми валунами, мягким желто-зеленым мхом.
Леса, сосновые и еловые, поднимаются в горы до какой-то строго
определенной природной отметки. А выше — лишь дикий камень, местами сглаженный ледником, местами обрывистый, рваный.
Норвегию можно назвать страной фиордов. Фиорд это морской язык, глубоко лизнувший сушу. В озерах вода всегда пресная, в фиордах же воды слоеные: снизу морская, соленая и тяжелая, а над ней -толщиной примерно метр — слой воды талой, сбежавшей сюда водопадом по весне. Фиордов в Норвегии много, почти все они судоходные. Самый большой из фиордов — Согне-фиорд. Длина его от устья до «головы» составляет 204 километра.
Самым почитаемым деревом в Норвегии считается береза. Березы на скалах не похожи на наших равнинных красавиц. Они узловаты, кряжисты и раскидисты. На самой круче, на ветру, на голы камнях, где 1 ничего не растет, даже мох, береза стоит как вызов всем трудностям. Норвежцы говорят: «Береза — это наше национальное дерево. Мы любим березу за такие качества норвежского характера, как неприхотливость, выносливость, жизнестойкость».
Норвегия первой в Европе ввела в 1860 году переходит на бесплатное и обязательное обучение детей с семи до четырнадцати лет. Воспитанию тут уделяют пристальное внимание. В свое время правительство, подсчитав, во что обходится обучение в мелких поселковых школах, нашло, что их следует закрыть, а открыть в округах школы большие, хорошо оборудованные. Одних ребятишек привозить сюда на автобусах, других поселить в интернатах. Однако это, казалось бы, разумное решение сейчас пересмотрено. Опять открываются, пусть хуже оборудованные, пусть с одним учителем, мелкие школы. Жизнь показала: обучение и воспитание в отрыве от родителей — неполноценное воспитание. Но это не всё. Вырастая вдали от дома, от земли, деревенского уклада жизни, от всего, что в детстве привязывает человека к родному месту, молодые люди «теряют корни». Они равнодушны к тому, где им жить. Они становятся, как сказали бы у нас, травою перекати-поле.
Норвежец, где бы он ни жил — в столичном ли Осло, в городках ли поменьше или в рыбацком поселке — будет стремиться построить еще и домик в горах. Уединенные, без видимой связи с суетой жизни, отраженные в тихой воде, как гнезда, прилипшие к скалам, они такая же характерная часть Норвегии, как и фиорды. У богатых дома богатые, у бедняков дома простые, но сделаны с поразительной аккуратностью, пожалуй, даже с излишеством. И везде одинаково чувствуется забота людей не подавить природу своим присутствием, а приютиться под крылом у нее.
Домики похожи скорее на наши «садовые домики». Только «садом» человеку здесь служит дикий мир леса, камней, шумных речек и тихой озерной воды. Домик в горах -это не место, где в выходные дни валяются на диване, играют в домино, читают или сидят за чаем. Лодка, лыжи, пеший поход по горам — вот зачем едут из города в горы.
Все норвежские горные домики роднит один примечательный знак: у каждого дома мачта, а на ней обязательно флаг. Его поднимаю! не только в дни государственных праздников, но и в дни семейных торжеств: день рождения, свадьба, приезд хорошего друга.
Норвежцы превосходно сложены, стройны, сильны, мужественны, смелы и очень гордятся своей силой. Как и у их предков — норманнов — первым признаком красоты считается светлый цвет кожи и волос. На норвежцах лежит печать какой-то дикой энергии и патриархальности, им присуща бескорыстная готовность помочь ближнему во всяком несчастье. Если кто-нибудь впадает в бедность, он совершенно спокойно отправляется к своему родственнику, уверенный, что с ним разделят последний кусок хлеба. Если ему придется жить у родных в доме всей семьей, пока не поправятся его дела, никогда не услышит он ни одного упрека, как бы тяжело ни было его родственникам.
Честность норвежца пошла в поговорки. Кража считается самым отвратительным из преступлений, и примеры ее крайне редки. Норвежцы страстно любят свою родину, искренне радуются, когда что-то понравится у них иностранцу. О чем бы вы ни заговорили с норвежцем, он всегда сумеет поддержать разговор, с большим интересом отнесется ко всему, что вы ему сообщите, говорит всегда живо и с большим юмором.
Самая выдающаяся черта характера норвежца — гостеприимство. Иностранных путешественников норвежец принимает с радостью. Его постель, одежда, жилище, пища — все к услугам гостей. Он все уступит гостю, даже если видит его в первый раз.
Велика любовь этого народа к удовольствию, пирам, веселью и выпивкам сообща. Пьянство стало традиционным у норвежцев. Баварское пиво покажется водою перед пивом норвежским. Практикуется даже добавление водки в воду, молоко. Женщины подвержены этой слабости наравне с мужчинами.
Для норвежцев характерны честолюбие и любовь к свободе. Люди этой нации необыкновенно опрятны в одежде и быту.
Богата Норвегия талантами: поэт Вергеланн, драматурги Бьсрн-сон и Ибсен, путешественники Нансен и Амундсен, композитор Григ, скульптор Вигеланн, наш современник Тур Хенердал и другие.
Особо следует отметить Фритьофа Нансена. Это был подлинно великий человек. Выдающийся полярный исследователь и крупный ученый-океанограф, талантливый художник и одаренный писатель, незаурядный дипломат и величайший гуманист.
Основные черты характера — энергию и настойчивость, силу воли и несокрушимое чувство долга — Нансен унаследовал от матери. От отца он перенял немаловажную черту: прилежание и чрезвычайную тщательность в разработке каждой идеи, ту педантичность, которая в дальнейшем составляла сильнейшую сторону всех его планов.
Он совершает замечательный переход на лыжах через Гренландию, а затем с июля 1893 года по август 1896 года возглавляет экспедицию к Северному полюсу на дрейфующем судне «Фрам». После трех лет скитаний во льдах и безвестности (радио не было)слава его стала всемирной.
Ромен Роллан, понимавший толк в людях, назвал Нансена «европейским героем нашего времени». Чехов, преклонявшийся перед мужеством путешественников-первопроходцев, глубоко симпатизировал личности благородного норвежца. Нансен для Чехова был воплощением его идеала: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
В 1921 году, во время страшного голода после засухи и разрухи, Нансен приехал в Поволжье, чтобы увидеть, как и чем помочь голодающим. Сам он, ни минуты не колеблясь, потратил на помощь голодающим волжанам полученную в 1922 году Нобелевскую премию мира (122 тысячи крон золотом). Нельзя не согласиться с известным норвежским полярным исследователем Харальдом Свердруполе, который сказал, что Нансен был велик как полярный исследователь, более велик как ученый и еще более велик как человек.
Страна воды и камня
Швеция — государство на севере Европы — занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова. На северо-западе страны простираются Скандинавские горы.
Швеция по форме правления — конституционная монархия, в которой власть короля традицией ограничена риксдагом (парламентом). Торжественная смена караульных постов у королевского дворца — тоже дань традиции, существующей почти во всех странах, сохранивших до наших дней августейшие, чаще всего номинально правящие семейства.
Основателем теперешней династии шведских монархов был не швед, а француз — Жан Бат Жюль Бернадот, он же принц Понте-Корво, известный наполеоновский маршал и франк-масон. При Наполеоне выдвигались, несомненно, люди незаурядные, яркие, и Бернадот, как большинство других полководцев Бонапарта, в начале французской революции служил в небольшом чине. Смелый, честолюбивый и ловкий француз пришелся шведам в буквальном смысле ко двору. В 1810 году он был усыновлен престарелым королем Швеции Карлом XIII и по специальному решению риксдага стал наследником престола. Сделавшись фактически главой государства и будучи дальновидным, умным политиком, Бернадот порвал с Наполеоном и заключил союз с Россией, потом с Англией. После смерти своего приемного батюшки он несколько десятилетий благополучно просидел на троне с именем Карла XIV, ни разу не воевал, положив начало знаменитому шведскому нейтралитету, и жил почти до середины ХГХ века. А когда приступили к омовению и бальзамированию августейшего тела, шведский двор был неожиданно эпатирован и с трудом вышел из шокового состояния — на руке их обожаемого короля оказалась плохо вытравленная татуировка: «Смерть королям!»
Столица Швеции город Стокгольм раскинулся просторно, свободно и так, что не вдруг ориентируешься в нем, не сразу понимаешь, где сейчас ты — на острове, перемычке, полуострове или основном скандинавском побережье, над озером, морским заливом или протокой. В архипелаге, на морских подступах к городу - почти двадцать пять тысяч больших, маленьких и крохотных островов, облысевших и голых, скалистых и низменных. Изрезано бухтами, сплошь испещрено островами большое пресноводное озеро Меларен, подступающее к городу из глубины скандинавского сапога. Стокгольм стоит в центре этой стихии.
Первая столица шведов называлась Сигтуной. Когда эсты разрушили Сигтуну, то, согласно древнему обычаю, было будто бы брошено в волны Мела-рена бревно, и в том месте, где его прибило к берегу, шведы заложили новое и главное свое поселение — Стокгольм.
Выходцы из Скандинавии — норманны (они же «варяги») — были пиратами и купцами, но также, бесспорно, и отважными, лихими людьми. В малом числе нападали они на ближних и дальних соседей, отчаянно шли и плыли в неведомые земли, и земное пространство покорно подчинялось их неуемной страсти к открытиям, разбою и торгу. Предки норвежцев и датчан проникли за Пиренеи, завоевали Англию, заселили Исландию и Гренландию, почти тысячу лет назад высадились на побережье Северной Америки. Позже они захватили Южную Италию и Сицилию, образовав там свое государство. А восточные норманны, предки шведов, повадились ходить на Русь и Византию — увозить рабов, торговать, служить своим мечом князьям и императорам.
Предки шведов выбрали для будущей столицы удивительно удачное место среди вод, камня, и, прожив восемьсот с лишним лет, в городе сумели сберечь свою первобытность. В силуэте Стокгольма стрельчатые башни древних соборов соседствуют со светлыми прямоугольниками современных небоскребов. Нетронутый гранит, зелень парков, синева вод придают северному городу то очарование, которое утрачено многими европейскими столицами, где застройка слишком потеснила, приглушила, задавила природный ландшафт.
На маленьком островке сохранился «город между мостами», древнее ядро столицы. Там королевский дворец, церкви рыцарских времен, узкие улочки, чугунные дворянские гербы над дверями. Даже сегодня почти в любом районе Стокгольма можно наткнуться на идиллические оазисы тишины и покоя.
На скалистом обрыве, высоко над водами улочка. Булыжная мостовая, чугунные фонари, в которых когда-то горели керосиновые лампы. И мостовая, и фонари сохраняются специально для колорита, для настроения.
Камень неотделим от Стокгольма. Город стоит на мощной каменной плите. Больше всего в Стокгольме камня нетронутого, естественно просто придающего городу неповторимые черты. Шведы настолько сроднились с камнем, что при строительстве стараются ему подражать. Здесь практически не применяют сборного бетона. Мосты, кинотеатр, жилые дома, стадионы, заводы — все выполняется монолитным железобетоном.
Мы не научились еще ценить по заслугам простор, хотя при современном урбанистическом укладе жизни это дар неоценимый. Влияние земных горных или водных далей на психику современно городского человека мало изучено, однако врачи, ученые придают все большее значение благотворному действию простора, который, являясь частью природной среды, успокаивает нервную систему, освобождает от эмоциональных перегрузок, пробуждает к жизни и действию. Часто простор для обитателя большого города — дорогое удовольствие, за которым надо лететь, плыть или ехать, тратить время и деньги. Стокгольмцы же должны благодарить своих пращуров за выбор места поселения, они бесплатно пользуются простором.
Довольно трудно припомнить столицы государств, в которых бы так же легко и свободно дышалось, как в Стокгольме. Вспоминается великолепный Париж с тысячами его индивидуальных каминов-коптилен и вековым черным налетом на домах; необозримо громадный, тем не менее такой тесный Токио, что кажется, душно и влажно там повсюду от дыхания и пота неисчислимых людских масс. В Стокгольме дышится легко, несмотря на обилие автомашин. Сказывается, конечно, близость моря с его свежими ветрами и офомными резервами чистого воздуха. А главное — в Стокгольме нет ни одной дымящей грубы. Это объясняется прежде всего тем, что промышленные предприятия работают на энергии, текущей по проводам с датских и близких станций. В Стокгольме давно уже не сжигаются уголь и торф, не спекается кокс, не варится целлюлоза, не плавятся руды. И во всех кухнях Стокгольмских домохозяек электроплиты.
Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Шведы довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мнение, несколько скучнее других европейцев и замкнутее их. Шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов. Шведы боятся показать свои эмоции другим, особенно душевные страдания.
Они не любят говорить о себе. Но этот снобизм — не остатки аристократизма, это просто неконтактность. Для иностранца это худшая пытка — находиться в шведской гостеприимной среде людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушенным наступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться это произнести не так, как если швед начнет говорить, его трудно остановить, но заставить его говорить почти не возможно.
Но вот парадокс: швед, «застегивающий свою душу на все пуговицы», в разговоре с иностранцем гораздо откровеннее рассказывает о себе, чем со шведом.
Жителям небольших шведских городов не свойственна
общительность русской провинции. Обитатели подъездов почти не знают друг друга. В гости ходить не принято, равно как и забегать к соседке для того, чтобы перехватить до получки или одолжить луковицу. Каждый сам по себе. Любезная улыбка при встрече — лучшая и достаточная форма общения.
Шведы в массе своей не обладают ни искусством, ни потребностью задушевного разговора, у них нет также искусства слушать. Рассказчик помимо воли рисует себя слушателю в лучшем облагороженном виде. Нет, не то чтобы он хвастался, это шведам, в общем, чуждо, но слушателю приятно даже и то, что возвышает рассказчика над ним, слушателем, хотя бы на сантиметр. Так устроены шведы. Если кто-то чувствует себя совершенно беспомощным, он может рассчитывать на поддержку до тех пор, поке. не дотянется до плеча того, кто его поддерживает. До плеча, ничуть не выше.
Весьма своеобразно в шведском обществе отношение к одинокой женщине. О, шведки боятся за мужей! Одинокую женщину пригласят разве что раз в месяц на чашку кофе. Здесь нужно работать локтями, чтобы схватить мужа, а схватив, держать его. Цинично? Может быть. Но такова жизнь. Спутник заплатит за свою сослуживицу или знакомую в трамвае, в кино. И это не из-за бедности. Просто мужчине и в голову не придет платить за женщину, которая сама работает.
Шведы отличаются большой пунктуальностью. Даже клиенты в парикмахерских обслуживаются в строго назначенные часы. Если клиент записался, но не явился вовремя, ему, по шведским правилам, все равно высылается счет.
Высока культура обслуживания покупателей. Владелец небольшого частного магазина знает каждого своего покупателя, его вкусы. Обычно он специалист ‘(широкого профиля», может посоветовать хозяйке, что именно ей выбрать для того, чтобы приготовить русские пельмени или итальянскую пиццу, если в моде экзотические блюда. Он также совершенствуется в английском и немецком языках: в Швеции довольно много иностранцев, нужно, чтобы они, зайдя в магазин, «не имели трудностей».
Шведы весьма рационатьны и изобретательны. Вот этому наглядный пример. В домах в двенадцать часов запираются на замок ворота. Подъезд на замке с наступлением темноты. Разумеется, на замке также и квартира. Но ключ для -всего один.
Дело в том, что часть бороздок — общих на всех ключах — открывает замок ворот; часть — общих для ключей всех обитателей подъезда — входную дверь; наконец, какие-то бороздки или выступы — разные для каждого ключа — только замок определенной квартиры. Мелочь, конечно. Но один плоский ключ носить в кармане сподручнее, чем звенящую громоздкую связку.
У американцев существует культ спальни, у шведов — скорее культ кухни. Тут изобретательный ум шведа добился предельной рациональности. Нет ничего громоздкого, лишнего или практически бесполезного. Одна стена кухни обычно превращена в сплошной шкаф, где объединено все кухонное хозяйство.
Здесь электрическая плита, холодильник, отдельный морозильник для длительного хранения мороженых продуктов, посудомойка, полки для посуды, отделения для пылесоса и для других нужных вещей, все это после готовки и уборки скрывается за дверцами, приятно поблескивающими белой эмалью. Поэтому вы не испыгываете желания поскорей перейти из кухни в комнату и часто располагаетесь в кресле возле кухонного столика.
Шведы обычно едят энергично, но без торопливости, с явным удовольствием, однако не смакуя гурмански каждый лакомый кусочек.
За столом не принято задерживаться особенно долго. Пока хозяйка расставляет чашечки для чая, хозяин, надев мужской клеенчатый передник и собрав тарелки, отправляется на кухню. Посуда перемыта, как видно, опытными привычными руками.
Если работают муж и жена, то и на кухне должны быть двое -убеждена хозяйка. Шведское благосостояние во многом основано именно на парной работе. Одному нелегко содержать семью.
В Швеции спортом занимаются миллионы; с детства и до старости — плаваньем, теннисом, хоккеем и, конечно, спортивной гимнастикой, которая именно в Швеции полвека назад обрела современный вид, где были изобретены «шведская стенка», «бум», «конь» и другие гимнастические снаряды. Очевидно, увлечение спортом объясняет один любопытный факт шведского быта — отсутствие в больших и маленьких городах полных женщин. Шведки строго следят за собой, сызмальства приучаются к ежедневной гимнастике, ходьбе, велосипеду, стараются не увлекаться мучным и сладким, сторицей вознаграждая себя завидным здоровьем, хорошим сложением, бодростью, продлением молодости и долголетием: среднестатистическая шведка живет около восьмидесяти лет.
Шведы стали гораздо богаче, чем прежде. Богатство в Швеции пришло не постепенно, а довольно быстро, когда другие страны были истощены и разорены войной. Богатство пришло, но люди не были подготовлены к этому психологически. Достаток и культура не пошли в ногу, культура отстала. Богатство породило самодовольство. Материальные ценности возобладали над духовными. Люди копили первые, забывая о вторых. Материальные оказались доступнее, ими проще наслаждаться. Но нарушилась гармония личности. Может быть, это и явилось причиной того, что Швеция занимает одно из первых мест в Европе по числу самоубийств, что швед принимает смертельную дозу снотворного или приставляет пистолет к виску.
Швеция — это родина Альфреда Нобеля, инженера и ученого-химика, ставшего впоследствии крупным предпринимателем и одним из самых богатых европейских капиталистов. Умер он в конце XIX века, оставив посмертное завещание, согласно которому доход от его наследства должен направиться в специальный фонд для выплаты премий за наиболее выдающиеся достижения в области физики, химии, физиологии и медицины, а также за сохранение и укрепление мира. Это — всем известные Нобелевские премии.
Софья Ковалевская, известный русский ученый-математик, последние годы своей трудной и прекрасной жизни провела в Швеции. После трагической смерти мужа, известного ученого в области палеонтологии, она переехала в Стокгольм, где была избрана профессором университета. В Стокгольмском университете Софья Ковалевская проработала семь лет, до самой своей кончины. Жизнь ее оказалась очень короткой. Она прожила всего сорок один год. Похоронили Софью Ковалевскую на Северном кладбище Стокгольма. На погребение пришли русские и шведы. Общие чувства выразил шведский поэт Фриц Леффлер, написавший стихи «На смерть С. Ковалевской»:
Душа из пламени и дум!
Пристал ли твой корабль воздушный
К стране, куда парил твой ум,
Призыву истины послушный?
Шведы известны в мире своей глубоко укоренившейся лютеранской деловой этикой, которая наиболее близка к немецкой, но не столь суха. К ее характерным чертам относят прилежность, пунктуальность, аккуратность, серьезность, основательность, порядочность, надежность в отношениях. Уровень квалификации шведских бизнесменов очень высок, поэтому в своих партнерах они особенно ценят профессионализм. Шведы, как правило, владею: несколькими иностранными языками, в первую очередь английским и немецким.
Шведы — педанты: не называйте вашего партнёра по имени до тех нор, пока он сам вам этого предложит. Шведы любят планировать дела заранее, поэтому и о деловых встречах лучше договариваться заблаговременно, а не в последнюю минуту. На переговоры являются в точно назначенное время, отклонение от него не превышает 5 минут, в исключительных случаях — 15 минут.
Шведские бизнесмены предпочитают знать заранее состав участников и программу пребывания (включая рабочую часть, приемы, посещение театров и т. п.). Будет вежливым с вашей стороны дать рекомендации о форме одежды при посещении приемов и театра.
Традиционно переговоры начинаются с беседы о погоде, спорте, достопримечательностях и т. д. К этой части переговоров нужно заранее готовиться. В солидных шведских компаниях соблюдаются строгая дисциплина и субординация в соответствии с занимаемым положением. Каждый участник переговоров имеет право на собственное мнение, когда ему будет предоставлено слово.
Шведы сдержанны и обычно не выражают ярко своих эмоций. Они предварительно и всесторонне изучают полученные предложения и любят рассматривать все вопросы в мельчайших деталях, поэтому, если вы хотите достичь успеха, на переговоры нужно приходить тщательно подготовленным.
Дружеские связи и oiношения играют особую роль в развитии бизнеса. Работа не ограничивается стенами офиса и часто имеет продолжение за дружеским ужином в ресторане или в гостях. Домой приглашают обычно только самых близких или важных партнеров. Если вы получили такое приглашение, то не забудьте купить цветы хозяйке дома или прислать их с посыльным в день визита. Из российских сувениров особой популярностью у шведов пользуются изделия народных промыслов, платки, шали, пластинки с классической музыкой. духи и шоколадные конфеты.
Шведы любят за ужином соблюдать маленькие традиции. По обычаю, хозяин дома в знак приветствия поднимает бокал и, обращаясь к каждому, произносит «Сколь!» (За ваше здоровье!). Каждый раз, когда звучит это слово, все обмениваются взглядами, выпивают и снова смотрят в глаза друг друга. Не рекомендуется произносить тост за хозяйку или хозяина до конца трапезы, ставить бокал на стол во время произнесения тоста до тех пор, пока присутствующие не взглянули в глаза друг другу- Правила хорошего тона предусматривают также ответное приглашение и с вашей стороны.
Шведы придерживаются традиционных взглядов на одежду делового человека, предпочитая классический стиль. Для мужчин это темный, обычно синий в мелкую полоску или серый костюм. Для женщин — более или менее строгий, но очень яркий костюм модных длины и силуэта, не слишком вычурное платье.
Страна тысячи озер
Финляндия — государство в Северной Европе. На юге. юго-западе и западе территория Финляндии омывается водами Бачтийского моря. Проживающий здесь народ не принадлежит к собственно скандинавам.
Финны не называют свою страну Финляндией. Это чужое для них название германского происхождения. В финском языке нет даже самого звука «ф». Свою страну финны называют Суоми, а себя суо-малайсет.
Правда, и Финляндия, и Суоми означают в сущности одно и то же — «страна болот». Так издавна ее называли и пришельцы, и коренные обитатели.
Финляндию любят называть страной грани озер и болот. Вода -один из важнейших элементов ландшафта, причем основное место занимают озера. Это в полном смысле страна тысяч озер. Фактически их около ста тысяч. Как правило, финляндские озера мелководные. Болота распространены гораздо больше, чем озера, и покрывают более 30 процентов территории страны. Но более верно было бы назвать Финляндию страной лесов. Они покрывают и поныне две трети ее территории. Лес. — это самый большой дар, которым природа наградила Финляндию.
Наряду с финнами здесь проживают финляндские шведы и матая по численности народность саамы. Саамы, или лапландцы, в прошлом были коренными жителями, а в настоящее время их насчитывается всего около пяти тысяч человек.
Как и соседние скандинавские народы, большинство финнов -блондины с волосами соломенного или русого цвета, со светло-синими или серыми глазами. Но по типу лица, по языку и особенно психическому складу финны значительно отличаются от скандинавов. Финны не столь экспансивны, более сдержанны, методичны, чем их соседи. Основная черта национального характера финнов — это преж
де всего упорная решимость осуществить во что бы то ни стало начатое дело, как бы трудно оно ни было, «умение делать хлеб из камня», как говорит финская пословица. Без этой черты, возможно, немыслимо было бы и само освоение Финляндии этим народом.
Добросовестность, верность данному слову, честность, сильно развитое чувство собственного достоинства и ответственность — вот другие столь же характерные черты, воспитанные и укоренившиеся в финском народе веками.
Не менее прославлено и финское гостеприимство. Оно, правда, своеобразно, так как обычно лишено внешних проявлений. Финн, как хозяин, сдержан, но он предоставляет в распоряжение гостя все лучшее, что имеет сам, как бы трудно ему ни было. Главное, чтобы он чувствовал доверие к гостю.
Финский национальный стол прост и здоров. Черный сухой хлеб, сливочное масло, сельдь в укропе или салака, горячий вареный картофель и, разумеется, простокваша и молоко — неизменные спутники любой трапезы. Наряду с разнообразной рыбой, к самым почитаемым национальным праздничным блюдам относится окорок с пареной брюквой и индейка, а также мялеми — национальное сладкое блюдо.
Из напитков здесь предпочитают особое финское пиво, воспетое даже в национальном эпосе «Калевала», и кофе, которым, прямо надо сказать, финны весьма злоупотребляют.
Составной частью гостеприимства Суоми является и финская баня — сауна. Сауна всегда занимала центральное место в жизни финна как источник отдыха не только для тела, но и для души. Неудивительно поэтому, что в стране более миллиона саун. Это означает, что одна баня приходится в среднем на S—6 человек, или почти на каждую семью.
Своеобразным является финский язык, принадлежащий к финно-угорской группе и родственный эстонскому, мордовскому, удмуртскому, марийскому языку, и также изобилующий гласными звуками. Однако при фонетической простоте и легкости произношения и орфографии финский язык очень сложен грамматически. Финны чрезвычайно дорожат своим языком, являющимся составной частью национальной культуры. Этот язык долгое время был в Финляндии языком второстепенным, языком народных низов, крестьянства. Вплоть до середины века он считался необработанным, и финская интеллигенция употребляла и в устной, и особенно в письменной речи исключительно шведский язык. Только сто лет назад финский язык был
признан равноправным, и за этот период он прошел большой путь развития. На нем создана большая и значительная по своим художественным достоинствам литература.
Финские города просты и приятны. Они имеют, как правило, линейную планировку, светлы, чисты и удобны. Современная архитектура, безраздельно доминирующая в городах, воспринимается как нечто сугубо присущее стране. Она является, пожалуй, единственной формой финляндской материальной культуры, которая по своему значению вышла в XX веке за пределы национальных рамок и получила международное признание. Примечательно, что финляндские архитекторы создают часто свои шедевры не в крупных, а в маленьких городках или сельских поселках, где свободно на площади и окружающее их пространство не сдерживает авторской фантазии.
Столица Финляндии — город Хельсинки — расположен в центральной части северного побережья Финского залива на одном из небольших полуостровов. Местоположение города не очень удачно, так как он находится на периферии страны, в дальнем углу замерзающего Финского залива. Он был создан искусственно, без учета естественных условий, с определенной политической целью — стать конкурентом, городом-перехватчиком в торговле по отношению к расположенному напротив, на южном побережье Финского залива, Ревелю (Таллинну), который в середине XVI века был центром торговли Западной Европы с Россией через Балтийское море.
Хельсинки основывали дважды: первый раз — в 1550 году в устье реки Вантанйоки, а второй раз — в 1640 году на 6 км южнее, на самой оконечности скалистого мыса, вдающегося в море. Место, выбранное вторично, оказалось более удобным, тем не менее, тогдашнее приграничное положение города препятствовало его росту вплоть до присоединения Финляндии к России, когда из Або (Турку) сюда была перенесена столица Финляндии (1812 г.).
Будучи заинтересованными в укреплении положения новой столицы Финляндии, русские власти всячески содействовали ее росту. Из Петербурга был приглашен архитектор К. Л. Энгель, который стал творцом ансамблей в центре города, создавшие своеобразный облик столицы. Этот облик чрезвычайно напоминает Петербург и в то же время отличает Хельсинки от других европейских столиц и от всех других городов Финляндии. Знаменитый ансамбль на Сенатской площади — собор Св. Николая с гранитной лестницей, университет и университетская библиотека — придает центральной части города Цельный и монументальный характер. Сенатская площадь — традициниое место демонстраций, ми гитов, сборов. Сюда по традиции в новогоднюю ночь стекаются тысячи горожан. Энгелю принадлежит и второй по значению ансамбль Хельсинки — Торсовая площадь с дворцом президента, а также здания в центральной части города, такие как ратуша, клиники, качарма и многие особняки. Редкий и счастливый случай, когда весь центр города застраивался почти одновременно, по единому плану и почти только одним архитектором, способствовал тому, что центральная часть Хельсинки имеет удивительно компактный и завершенный вид.
Таким образом, традиционная материальная и духовная культура скандинавов отличается своеобразием. Неповторимы их общественный и семейный быт, фольклор и духовная культура в целом.
Одной из главных черт характера норманнов была любознательность. «Что нового на свете?» - вот обычный вопрос, которым встречали в Скандинавии приезжего. Норманны рано вступили в сношения с кельтами Ирландии: сказания, песни и искусство ирландцев переходили к ним через кельтских пленников.
Гораздо более медленно из романских и германских стран проникало христианство. Дания приняла христианство в X в., Норвегия - в XI в. Долго еще на свете держались старинные религиозные понятия и смешивались с христианскими. Иной вождь принимал веру в Христа, называл его именем место своего поселения, но по старинке обходил поле со священным огнем, чтобы изгнать с него злых духов. Своеобразные смешанные понятия этого народа отражены в песнях Эдды, которые составились из произведений норманнских певцов, скальдов. B Эдде действуют старинные боги, но образ благородного, нежного и страждущего Бальдра или картина конца мира навеяны христианством.
C IX в. старший рунический алфавит, который состоял из 24 рун, сменяется младшим руническим алфавитом, состоящим из 16 рун. Надписи старшим руническим алфавитом относятся к эпохе III-IX вв. Найдено около 200 надписей, преимущественно в Норвегии, Дании и Швеции. Древнейшей считается Надпись (одно слово на наконечнике копья из Эвре- Стабю (Норвегия, ок. 200 г. н. э.). Скорее всего, это имя владельца копья. Надписи вырезались на оружии, гребнях, пряжках, амулетах, позднее - на могильных камнях и скалах, состояли из одного или Нескольких слов и имели магическое значение. Толковать руны очень сложно. Их изучением занимается особая наука - рунология. Около 2500 надписей Младшими рунами найдено в Швеции, около 500 - в Норвегии с ее островными колониями и около 400 - в Дании. Большинство надписей младшими рунами - на могильных камнях.
Эпические песни из «Старшей Эдды» - могучие повествования исландских родовых и королевских саг. «Старшая Эдда» представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказания о богах и героях. Записана «Старшая Эдда» в Исландии, как полагают, в XII в. после появления там латинской письменности. Самая древняя из дошедших до нашего времени рукописей относится ко второй половине XIII в. «Старшая Эдда» состоит из отдельных лирико-эпических песен, связанных единством содержания, но не имеющих той внешней цельности, которую признают основным признаком эпоса (например, «Песнь о Нибелунгах» или «ПеСнь о Роланде»).
«Младшая Эдда» - прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XIII в. исландским скальдом Снорри Стурлусоном.
Скальды сопровождали норманнов во всех важнейших походах. Олаф Святой, собирая поход против Канута Датского, велел призвать к себе четырех скальдов и сказал им: «Теперь высматривайте все достойное внимания, чтобы было вам о чем петь и рассказывать».
Средневековые летописи норманнов наполнены рассказами об их морских набегах. Корабль для скандинава был существом, одаренным жизнью, подобно коню. Украшения и названия, дававшиеся кораблю, поддерживали эту политическую иллюзию. Ha носу корабля изображалась голова дракона, быка, коня или другого животного. От кормы корабля шел звериный или змеиный хвост.
Исландские саги - прозаические, эпические повествования на исландском языке - занимают особое место в скандинавской литературе. Саги слагались скальдами в устной форме и впервые были записаны в XII в. Они очень разнообразны по содержанию. Многие из них отражают действительные исторические события. Например, «Сага об Эгиле» - сказание ό знаменитом викинге и скадье X в. Эгиле Скалагримссоне; «Сага о Ньяле» - о мудром исландском законнике конца X - начале XI в.; «Сага об Эрике Рыжем» - об открьггии исландцами Гренландии и Северной Америки.
Скандинавские саги отражали характер жестоких и неустрашимых норманнских героев. У норманнов было поверье, что сердце у людей храбрых меньше по объему и бескровнее, чем у обыкновенного человека, а трусость и робость происходят от обильного прилива крови к сердцу. Герой одной саги, услышав об убийстве своего отца, не меняется в лице. Он не краснеет, потому что гнев не расходится по его коже, и не бледнеет, потому что гнев не поступает ему B KOC-
Деталь собора в Лунде. XII в.
ти. Сердце его не дрогнет от ужаса, оно сковано и закалено искуснейшим из кузнецов. Когда враги наконец убивают героя и вскрывают ему грудь, чтобы взглянуть на его сердце, оно оказывается величиной с орех, твердым, как рог, и бескровным.
Топография занимает огромное место в сознании скандинава. Первый вопрос, который задают новому Человеку,- это его имя и место жительства. Упоминание в сагах о любом лице, даже совершенно случайном персонаже, сопровождалось сведениями о его происхождении: чей он сын и откуда родом. Это касается не одних людей: в рассказах о богах и великанах всякий раз сообщается, где расположены их усадьбы и как они называются.
«Речи Гримнира» - одна из песен цикла «Старшей Эдды» - почти целиком посвящены описанию палат и усадеб богов и героев. B их основе лежит твердое убеждение B том, что и человек и бог должны владеть усадьбой. Место жительства настолько прочно «срослось» с его обитателем, что одно не мыслится без другого. Полное имя человека состоит из его собственного имени и названия двора, в котором он живет. Название жилища может быть производным от имени его обитателя. B иных случаях в топографическом наименовании фигурирует имя бога - покровителя этого поселения, либо в топонимах встречаются слова, свидетельствующие о благополучии и процветании, которые в них царят (лучше сказать: должны царить). Существенно одно: название двора небезразлично для его жителей и их жизни. Это название «отчины», родины, ибо «одаль», «аллод» был не только неотъемлемым наследственным владением семьи, но и «родиной».
Можно сказать, что, подобно тому как человек владеет усадьбой, и она им «владеет», накладывая на его личность свой отпечаток.
B скандинавской мифологии мир - это совокупность дворов, населенных людьми, богами, великанами и карликами. Пока царил первобытный хаос, мир был неустроен,- естественно, не было никаких жилищ. Процесс упорядочения мира - отделение не- бес от земли, учреждение времени, дня и ночи, создание солнца, луны и звезд - был вместе с тем и процессом основании усадеб, создания раз навсегда твердой топографии мира. B каждом узловом пункте мира: в центре его на земле, на небесах, в том месте, где начинается радуга, ведущая с земли на небо, и там, где земля соединяется с небесами,- везде расположены двор, усадьба, бург.
Культ предков, игравший важную роль в жизни скандинавов, был связан с их отношением ко времени. Предок мог вновь возродиться B ОДНОМ ИЗ СВОИХ ПОтомков - в пределах рода передавались имена, а вместе с ними и внутренние качества их носителей. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были не два разных мира, а единый мир, в котором прошедшее, настоящее и будущее оказывались рядом расположенными и реально существующими.
Важнейшим и древнейшим из ремесел скандинавов было кузнечное. Кузнецом в Скандинавии назывался не только тот, кто ковал железо, но и золотых дел мастер. Мифические карлики, великаны, герои, особенно знаменитый Виланд, занимались кузнечным делом. Лучшее железо добывалось в Англии. АнгЛия была благодатной страной, по понятиям скандинавов, оттуда шло не только железо, но и пшеница и мед. Скандинавы торговали янтарем и мехами.