Сказание о борисе и глебе характеристика. «Сказание о Борисе и Глебе»: сходство и различие с каноническими житиями

Один из самых знаменитых памятников древнерусской литературы - "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этого произведение стоит знать любому ценителю отечественной литературы. Оно посвящено реальной истории убийства сыновей князя Владимира, которые позже были канонизированы.

История сказания

"Сказание о Борисе и Глебе", краткое содержание которого приведено в этой статье, по мнению литературоведов, было написано в середине XI веке. В это время русским князем был Ярослав Мудрый.

В начале следующего столетия появилось описание чудес святых, которое было включено сразу тремя авторами в книгу "Сказание о чудесах". Она создавалась в период между 1089 и 1115 годами. Именно в таком виде древний текст попал в Успенский сборник (древнерусскую пергаментную рукопись, которая сегодня хранится в Историческом музее).

Всего же "Сказание о житии Бориса и Глеба" существовало более чем в 170 списках. Это было одно из самых популярных произведений древнерусской литературы.

Автор сказания

Установить авторство этого произведения пытались многие исследователи. Дальше всех продвинулись митрополит Московский и Коломенский Макарий и историк Михаил Петрович Погодин, жившие в XIX веке. Они пришли к выводу, что сказание было написано Иаковом Черноризцем. Это православный монах XI века.

Существует и иная версия авторства произведения. Некоторые исследователи считают, что первоначальный текст создал знаменитый летописец Нестор, это было сделано еще в 1080-е годы. Его житие называлось "Чтение о Борисе и Глебе". Именно на его основе в летописях, вышедших после 1115 года, появилось само сказание, которое стало включать в себя рассказы о чудесах братьев.

"Сказание о Борисе и Глебе" кратко начинается с рассказа о детях князя Владимира. Их у него было 12, причем от разных жен. Одним из самых заметных был Ярополк. Его мать, монахиню, взял в жены брат Владимира. Но в ходе междоусобной войны князь убил его, таким образом завладев его женой. В то время она как раз была беременна Святополком.

Владимир сына усыновил, но всегда недолюбливал. Главные персонажи сказания, Борис и Глеб, были родными сыновьями князя от супруги-болгарки. Владимир владел большим количеством земель, которые постарался равномерно распределить между детьми. Так, Святополк получил Пинск, Глеб - Муром, а Борис - Ростов.

Смерть Владимира

Уже в конце правления Владимира, когда он тяжело болел, на Русь двинулись печенеги. Князь приказал выступить против них Борису. Тот отправился в поход, но с врагом так и не встретился. Возвращаясь обратно, он узнал, что его отец все-таки скончался, однако старший брат Святополк старается скрыть этот факт. Узнав это, Борис расплакался.

Он сразу раскусил коварный план старшего брата, осознав, что тот хочет убить его, захватив всю власть в свои руки. Будучи правоверным христианином, он решил не сопротивляться. В результате, Святополку удалось захватить киевский престол. Борис же не послушал своих дружинников, которые убеждали его выступить против брата.

Святополку мало было киевского престола, он решил избавиться от всех сыновей Владимира. Для начала он приказал дружине вышгородских мужей, которых возглавлял Путыня, убить Бориса.

Последний в это время разбил лагерь на реке Альте. Он ждал близкую смерть и весь вечер молился у себя в шатре. На следующий день он заказал у священника заутреню. Когда тот читал молитвы, убийцы подошли к шатру. Услышав их недружелюбный шепот, Борис все понял.

Злодеи вошли в шатер с обнаженным оружием в руках и закололи князя копьями. Слуга Бориса, Георгий, венгр по национальности, пытался его спасти, прикрыв своим телом, но только погиб сам. Дружинники, подосланные Святополком, хотели покончить со смертельно раненым Борисом, но тот стал просить их остановиться, чтобы дать ему возможность помолиться напоследок. Окончив воззвание к Богу, он обратился к своим убийцам со словами прощения. Князь умер 24 июля.

Тело Бориса повезли на телеге, завернутое в шатер. Когда достигли леса, он поднял голову. Тогда варяги еще раз пронзили мечом его сердце. Бориса похоронили в Вышгороде.

План против Глеба

Подробно описываются все злодеяния Святополка в "Сказании о Борисе и Глебе". Краткое содержание позволяет с ними познакомиться. Разобравшись с Борисом, тот задумал извести Глеба. Он отправил ему письмо, в котором сообщил, что тяжелобольной отец хочет его видеть.

Юный князь, поверив этому, поехал в Киев. На берегу Волги он повредил ногу. Пришлось остановиться неподалеку от Смоленска. Тем временем новости о смерти Владимира дошли до еще одного его сына, которого звали Ярослав. Он в то время руководил Новгородом. Ярослав попытался предостеречь Глеба, рассказав, что отец умер, а их брата Бориса убили. Когда Глеб оплакивал их, злодеи от Святополка пришли и к нему.

Подробно описывается убийство в "Сказании о Борисе и Глебе". Содержание этого произведения во многом зависит именно от этого момента. Глеб как раз плыл в ладье по Смядыни, убийцы начали его настигать. Юный князь подумал, что они хотят его поприветствовать, но вместо этого они запрыгнули в его лодку с обнаженными мечами.

Глеб стал просить, чтобы его оставили в живых, но те были неумолимы. Князю ничего не оставалось, как начать молиться Богу. За отца, братьев и даже Святополка, задумавшего против него преступление. Своего господина зарезал повар Глеба, Торчин. Это произошло 5 сентября.

"Сказание о Борисе и Глебе" в кратком содержании описывает, как тело Глеба бросили в пустынном месте. Вскоре люди, проходившие мимо, стали слышать ангельское пение и видеть огненные столпы, но не могли догадаться, что там лежит тело святого.

Расправа со Святополком

Ярослав отправляется с войском на Святополка в финале "Сказания о Борисе и Глебе". Герои этого произведения, как утверждается на его страницах, воссоединились на небесах. А тем временем на земле Ярослав одерживает победу за победой.

Ключевое сражение состоялось на Альте, где убили Бориса. Ярослав снова победил, а Святополк был вынужден бежать. Он скрылся за границей, там и умер.

Ярослав стал великим князем, которые прекратил междоусобные войны. Он нашел и похоронил тело Глеба, которое оказалось нетленным.

От мощей братьев стали исходить чудеса.

«Сказание о Борисе и Глебе» – просто сборник фактов, увлекательные байки или же особо чуткое видение мира, окружавшего автора? Поговорим об этом в статье!

Сказание о Борисе и Глебе: о сухой фактографии

Перво-наперво, постараемся отжать из летописей и иных источников сухие факты. Что мы точно знаем о Борисе и Глебе? Крайне немного.

Знаем, что были они сыновьями Владимира Святославича, предположительно – старшими, то есть среди претендентов в очереди на великокняжеский престол занимали первые места. Видимо, именно оттого в междоусобице, разразившейся между братьями после смерти отца, первыми и погибли.

А может быть – погибли просто оттого, что, в отличие от других братьев, за власть не боролись и сопротивление не оказывали. В то время как их брат Ярослав (будущий Ярослав Мудрый), согласно «Повести временных лет», был гораздо более воинственным и, отстаивая право не платить Киеву дань, в 1015 году собирался воевать даже с собственным отцом.

Вообще надо сказать, что точных лет рождения никого из сыновей Владимира мы не знаем, однако уделы, которыми владели Борис и Глеб – Ростов и Муром соответственно – свидетельствуют о том, что были они скорее младшими.

Киевская летопись упоминает также, что Борис рождён «от болгарыни». В более поздней традиции «болгарыню» благочестиво отождествляют с христианской женой Владимира царевной Анной, сестрой Василия II Болгаробойцы. Однако отождествление это – натяжка: древнерусские памятники упоминают Бориса и Глеба в числе сыновей Владимира от языческих жён. А вот потомков князя от Анны «Повесть временных лет» не знает совсем. Да и зачем давать потомку крещёных греков языческое имя Глеб (имя Борис к тому времени вошло в болгарские святцы)?

Возможно, языческое многожёнство Владимира во многом обусловило и натянутые отношения между его отпрысками. Система престолонаследия в Древней Руси первых веков была родовой, когда имущество отца делилось на всех сыновей по старшинству, отцовский же престол доставался старшему брату.

В случае же с сыновьями Владимира фактически сразу образовалось несколько самостоятельных династических ветвей. Одна из них – полоцкие Изяславичи или Рогволодовичи – тут же обособилась, другие начали борьбу за власть между собой.

По сообщению большинства источников, Борис и Глеб были убиты в 1015 году Святополком, фактическим сыном Ярополка, старшего брата Владимира, на беременной жене которого Владимир женился.

Чуть позже Святополком был убит ещё один сын Владимира – Святослав. Потом за смерть братьев начал мстить Ярослав Владимирович, который в 1019 году убил Святополка в Битве на Альте. Впрочем, некоторая часть исследователей предполагает, что отношения между участниками конфликта были сложнее.

О важности канонизации Бориса и Глеба

Смерть Бориса и Глеба, отказавшихся нарушить принцип послушания старшему, – ведь после смерти Владимира Святополк занял место отца – была воспринята как мученическая. Более того, братья, по-видимому, стали первыми русскими святыми, канонизацию которых официально признал Константинополь.

Они не были первыми по времени подвига (таковыми считаются Феодор Варяг и его сын отрок Иоанн, погибшие в Киеве ещё во времена язычества Владимира), ни первыми по статусу (однако равноапостольных Ольгу и Владимира Константинополь не признал, поскольку собственные святые такого ранга слишком возвысили бы епархию вчерашних язычников). Значение Бориса и Глеба в другом – они фактически положили начало восточнославянским святцам.

Наличие собственных святых укрепляло статус епархии, наличие канонизированных родственников – статус династии Рюриковичей. Отсюда логично предположить, что Рюриковичи канонизации святых братьев всячески способствовали. Правда, поскольку святые Борис и Глеб не упомянуты в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, почитание их скорее всего началось всё-таки не при самом Ярославе, а при Ярославичах, то есть в 1060-е.

О столь важных святых, какими были Борис и Глеб, в Древней Руси почти одновременно было составлено несколько произведений: «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», летописная повесть, вошедшая в состав «Повести временных лет». Позже возникли многочисленные проложные сказания, паремийные чтения, похвальные слова и церковные службы. Однако самое знаменитое из древнерусских произведений о святых братьях – «Сказание о Борисе и Глебе».

Что хотел сказать автор?

Мы подходим, наверное, к самому интересному вопросу – стоит ли произведения древнерусских авторов рассматривать как простое собрание фактов? Нет. Стоит ли, в таком случае, рассматривать их как «байки»? Тоже нет. Древнерусские произведения отражали мир таким, каким понимали его древние авторы. Так возник своеобразный писательский приём, который Дмитрий Сергеевич Лихачёв назвал «литературным этикетом».

По мнению знаменитого учёного, древние книжники представляли себе мир как некий неизменный заведённый Богом порядок. Соответственно, всех действующих лиц в нём можно было поделить на несколько ролей: праведник или грешник, святой, военачальник, достойный образцовый князь или недостойный князь-предатель – это перечень лишь самых частых.

Соответственно, автор древнерусского произведения не пытался просто отобразить факты (хотя и не прибегал к откровенному вымыслу. Привычные нам по литературе Нового времени вымышленные персонажи появятся в литературе Древней Руси веке в XVII). Древнерусский автор оценивал каждого героя и изображал персонажа в его роли.

И неважно, если иногда приходилось позаимствовать, например, поступки одного святого и приписать их другому, или выделить в разных персонажах сходные черты там, где автору Нового времени интересны были бы, наоборот, разные. Ведь каждый герой, по мнению древнего книжника, выполнял свою жизненную задачу, а способность читателя извлечь из рассказа поучение была важнее жизненной правды в мелочах.

Итак, в Древней Руси идея была важнее факта и типаж важнее героя. Но даже и при таком понимании роли книжности у сочинителя оставалось в распоряжении немало литературных приёмов – например, трактовка поступков героя, а ещё – аллюзии, когда в тех или иных исторических событиях читатель узнавал тот или иной «вечный» сюжет – библейский или мифологический. Впрочем, факты книжник тоже не игнорировал, а просто отбирал то, что вписывалось в актуальную для него схему.

При этом стоит признать: древняя литература очень непроста. Мы плохо представляем себе круг чтения тогдашних книжников, не умеем с такой свободой узнавать библейские сюжеты. Летописи со временем переписывались в своды, так что сложно сказать, «чей» летописец создавал тот или иной сюжет, а ведь текущие отношения с патроном летописца тоже могли повлиять на оценку героя. Так, например, в разных древнерусских летописях есть два диаметрально противоположных описания князя Игоря Святославича – того самого, который стал персонажем ещё и знаменитого «Слова о полку Игореве». К тому же уровень мастерства древних авторов и конкретный набор используемых ими приёмов очень менялся от эпохи к эпохе.

Так что во многом древние тексты – это головоломка, ключ от которой утерян, и восстановить его могут попытаться лишь те исследователи, чей книжный опыт и кругозор будет отчасти сопоставим с самими авторами прошлых веков. И ведь скрытая образность древнерусских памятников – это только одно из направлений для исследования.

«Сказание о Борисе и Глебе» – психология праведника. Князь Борис

Жанровым образцом для автора «Сказания о Борисе и Глебе» послужил, очевидно, особый тип греческого жития – мартирий. Именно поэтому автор не рассказывает обо всей жизни своих героев от рождения, но создаёт повествование только о их гибели.

Ещё одна отличительная особенность «Сказания» – глубокий психологизм. Здесь много эмоций, и герои постоянно произносят пространнейшие внутренние монологи. Пожалуй, настолько подробно к внутреннему состоянию героя русская литература вновь обратится веке в XVIII. Правда, в случае со «Сказанием» мы должны признаться: монологи героев здесь вымышлены автором, ведь достоверно знать, о чём думали князья, он не мог. А вот о чём положено было думать идеальным князьям, представлял вполне.

Два образа «Сказания» очевидно контрастируют между собой. Старший Борис здесь хоть и плачет, размышляя о своей будущей смерти (о которой он словно бы заранее знает), но его мысли больше напоминают поучения с библейскими цитатами. Отвергает Борис и предложение дружины, которая изъявляет готовность пойти на Киев и добыть своему повелителю отцовский престол.

Убийцы застают отпустившего дружину князя одного ночью в шатре; Борис молится. Дальше, видимо, желая подчеркнуть для читателя благоверие князя и ещё более заставить сопереживать происходящему, автор допускает явную несообразность. Пока убийцы ходят вокруг княжеского шатра, не решаясь войти внутрь и исполнить задуманное, Борис успевает прочесть утреню и канон. Много веков спустя такой литературный приём с замедлением времени назовут ретардацией.

Но даже и самый напряжённый момент повествования автору, очевидно, хочется продлить, поэтому Бориса в его рассказе закалывают трижды. К тому же повествование об этом неправдоподобно затянувшемся убийстве прерывается то проникновенной речью жертвы к нападавшим, то отступлением о печальной участи княжеского отрока Георгия, то краткой ремаркой о судьбе дружины.

Составители мартириев считали, что сопереживание святым заставит читателей задуматься о вечном.

Психология отрока. Глеб

Совершенно другим «Сказание» рисует Глеба. Несмотря на то, что ко времени описываемых событий муромскому правителю не могло быть меньше двадцати восьми лет (а для Древней Руси это был очень почтенный возраст), «Сказание» характеризует князя скорее как человека юного, непосредственного, и даже несколько наивного и неопытного.

Так, в отличие от своего рассудительного брата, известие о смерти отца и коварстве Святополка Глеб получает от брата Ярослава; причём, узнав всё это, он, по сравнению с Борисом, гораздо больше плачет и даже «стенает», и «омачает» слезами землю.

Увидев плывущих ему навстречу убийц, князь почему-то решает, что те хотят его поприветствовать, а разобравшись, в чём дело, начинает умолять их не трогать его и даже – вещь, немыслимая для средневековья, – предлагает этим княжеским наёмникам быть его господами, изъявляя готовность стать их рабом. В разговоре с ними Глеб подчёркивает, что «возрастом ещё младенчествует».

Лишь позже, убедившись в неотвратимости происходящего, князь несколько придёт в себя, в его речи появится смирение и размеренность, равно как и верный признак авторского вмешательства – обширные библейские цитаты.

Исцеление слепого у гробницы князей. Мощи князей переносят в храм. Сильвестровский сборник

Житие для вчерашних язычников

Ещё одной особенностью «Сказания» исследователи считают то, что целью автора здесь было прославить не только своих героев – святых Бориса и Глеба, – но и весь род правящих князей – потомков Владимира. Не случайно своё повествование книжник начинает с библейского изречения о том, что «род праведных благословится».

Другая особенность «Сказания», возможно, состоит в том, что автор ориентировался на своих читателей – недавних язычников. Отсюда – некоторые языческие категории мышления, которые можно усмотреть в его рассуждениях.

Например, «окаянный» Святополк назван таковым с самого начала повествования, ещё до того, как он начал творить что-то неблаговидное. Можно предположить, что виной тому было рождение князя, которого автор называет «сыном двух отцов». Более того, такое происхождение Святополка могло бросать тень на весь род Владимира.

В дальнейшем князь оправдывает своё прозвище, совершая братоубийство. И здесь опять интересно проследить, как сочетаются в авторских рассуждениях различные аргументы. Автор подчёркивает: братоубийца не только «стал вторым Каином», но и «осквернил себя кровью». А значит, гибель Бориса и Глеба могла восприниматься, в том числе, и как очистительная жертва. И признаки такого восприятия в авторском повествовании есть.

Разговаривая со своими будущими убийцами, умоляя их не убивать его, Глеб, по-видимому, не случайно использует образы негодной жертвы. «Не пожинайте колоса, ещё не созревшего, и лозу, не до конца выросшую», – говорит князь. За этим следует и совсем странный аргумент: «Се несть убийство, но сырорезание!» В современных переводах последнее слово обычно заменяется на «живодёрство», но не идёт ли здесь речь о неграмотно принесённой жертве.

В убийстве Глеба есть и ещё одно странное обстоятельство – автор почему-то не забывает упомянуть о том, что юного князя зарезал его повар. И здесь убийство опять уподобляется жертвоприношению: «Заклал его, как агнца непорочного и невинного».

Доказательств того, что древний текст воспринимался именно так, у нас нет. Странно лишь то, что образы, объединённые общей темой, встречаются здесь слишком часто, позволяя построить научную гипотезу.

Так «Сказание о Борисе и Глебе» позволяет нам проследить круг проблем, с которыми сталкиваются исследователи, – когда факты нужно отделить от образов, а последние, по возможности, ещё и попытаться истолковать.

Вы прочитали статью «Сказание о Борисе и Глебе»: что имел в виду автор ? Читайте также.

Не многими оригинальными памятниками отмечена древнерусская литература. "Сказание о Борисе и Глебе" - один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шедевров древнерусского слова. Тем более ценным для нас является сохранившееся "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание и анализ его даст вам некоторое представление об этом произведении.

Оно было создано в середине 11 века и посвящено истории убийства Бориса и Глеба, которые позднее были канонизированы. На основании изысканий М. П. Погодина и митрополита Макария считается, что Иаков Черноризец создал "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения, представленное ниже, даст вам представление о его сюжете. А анализ, который вы найдете во второй части статьи, поможет разобраться в его смысле.

Сыновья Владимира

Рассказом о сыновьях Владимира начинается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этой части произведения следующее. Двенадцать сыновей было у русского князя Владимира Святославича. Они были рождены от разных жен. Святополк - третий по старшинству. Мать его, монахиня, была расстрижена. Ее взял себе в жены брат Владимира, Ярополк. Однако Владимир убил его и овладел его супругой, когда та была беременна. Князь усыновил родившегося Святополка, однако не любил его. От жены-болгарки у Владимира родились Борис и Глеб. Князь посадил своих детей на княжение по разным землям: Бориса - в Ростове, Святополка - в Пинске, Глеба - в Муроме.

Смерть Владимира. Святополк захватывает престол

Когда уже подходили к концу дни Владимира, на Русь напали печенеги. Против них князь послал Бориса. Он отправился в поход, однако не встретил врага. Когда Борис уже возвращался назад, вестник сказал ему, что отец его умер. Он также сообщил, что Святополк хотел скрыть его смерть. Борис, слушая этот рассказ, заплакал. Он осознал, что цель Святополка - захватить власть в свои руки и убить его. Однако Борис решил не сопротивляться. Святополк действительно коварно завладел престолом. Борис, несмотря на уговоры своей дружины, не попытался прогнать его с княжения.

Убийство Бориса

Святополк тем временем подкупил киевлян. Он написал ласковое письмо Борису. Однако слова его были лживы. В действительности он жаждал смерти всех наследников Владимира. Святополк начал с того, что отдал приказ убить Бориса своей дружине. Она состояла из вышгородских мужей, а возглавлял ее Путыня.

Борис раскинул свой стан на р. Альте. Он молился вечером в своем шатре, думая о том, что скоро умрет. Проснувшись, Борис велел служить заутреню священнику. Подосланные Святополком убийцы подошли к его шатру и услышали слова молитв. Заслышав шепот, Борис понял, что пришли убийцы. Видя его печаль, священник и слуга горевали о нем.

Но вот Борис увидел убийц, которые шли с оружием в руках. Они пронзили князя копьями. Слуга Бориса попытался остановить их. Он прикрыл господина своим телом. Этого слугу звали Георгий, он был венгром. Убийцы пронзили копьем и его. Георгий, раненый ими, выскочил из шатра. Князь был еще жив, и злодеи хотели нанести ему новые удары. Однако Борис начал просить о том, чтобы ему разрешили помолиться Богу. Прочитав молитвы, он обратился к убийцам, попросив у них прощения, а затем сказал, чтобы они заканчивали свое дело. Так умер Борис. Произошло это 24 июля. Многие его слуги тоже были убиты, в том числе и Георгий. Для того чтобы снять гривну с шеи, ему отрубили голову.

Князя обернули в шатер, а затем повезли на телеге. Борис приподнял голову, когда ехали через лес. Два варяга снова пронзили его мечом в сердце. Тело князя положили в Вышгороде. Он был погребен у церкви Св. Василия.

Предупреждение Ярослава

Однако на этом не закончились драматические события произведения "Сказание о Борисе и Глебе". Автор пишет далее, что через некоторое время Святополк решил осуществить новое злодеяние. Князь послал письмо Глебу, в котором сообщал, что Владимир, его отец, тяжело болен и просит его приехать. Глеб поверил и отправился в Киев. У Волги он повредил ногу и остановился неподалеку от Смоленска, на р. Смядыни. Тем временем весть о смерти Владимира дошла до Ярослава, одного из 12-ти сыновей князя Владимира Святославича. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Он послал предупреждение Глебу о том, чтобы тот не ехал в Киев, поскольку отец его умер, а Борис убит. Когда князь плакал о них, внезапно перед ним появились слуги Святополка, которых послали, чтобы убить его.

Убийство Глеба

Глеб плыл в это время по р. Смядыни на своей ладье. Убийцы были в другой ладье. Они принялись грести в его сторону. Глеб думал, что их намерение - поприветствовать его. Однако злодеи начали перескакивать в лодку князя с обнаженными мечами. Глеб принялся умолять их о том, чтобы они сохранили ему жизнь. Однако слуги Святополка оказались неумолимы. Глеб принялся молиться Богу о братьях, отце и даже о Святополке, своем убийце. После этого Торчин, его повар, зарезал своего господина. Глеб взошел на небеса, где повстречался с любимым братом. Это произошло 5 сентября.

Убийцы возвратились к Святополку. Они рассказали ему о том, что выполнили повеление. Обрадовался злой князь...

Чудеса на месте, где находилось тело Глеба

Тело Глеба было брошено меж двух колод в пустынном месте. Пастухи, охотники и купцы, проходившие мимо, видели там горящие свечи, огненный столп, слышали ангельское пение. Однако никто не догадался, что в этом месте находится тело святого.

Сеча на Альте, бегство Святополка

Тем временем Ярослав со своим войском двинулся на Святополка для того, чтобы отомстить ему за братьев. Победы сопутствовали Ярославу. Придя на р. Альту, он стал на месте, где Борис был убит, и помолился Богу о победе над злодеем.

Сеча на Альте длилась весь день. Ярослав к вечеру одолел врага, и Святополк (портрет его представлен выше) бежал. Безумие обуяло его. Он так ослабел, что его пришлось нести на носилках. Даже после того, как погоня прекратилась, князь приказывал бежать. Его пронесли на носилках через всю Польскую землю. Святополк скончался в пустынном месте между Польшей и Чехией. Могила его сохранилась. Ужасный смрад исходит от нее.

Княжение Ярослава

А на земле русской с тех пор прекратились усобицы. Ярослав стал великим князем. Он отыскал тело Глеба и похоронил его рядом с братом, в Вышгороде. Останки его оказались нетленными.

Чудеса на могиле Бориса и Глеба

Многие чудеса начали исходить от мощей св. Бориса и Глеба: хромые ходили, слепые прозревали, горбатые выпрямлялись. А там, где были убиты братья, во имя их были созданы церкви.

На этом заканчивается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения дополним его анализом. Из него вы узнаете об отношении автора к главным героям, об их образах и о значении произведения.

Анализ произведения

Прекрасным образцом житийного жанра является "Сказание о Борисе и Глебе". следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.

Отношение автора к Борису и Глебу

Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе". Отзывы о произведении говорят о глубоком впечатлении, которое производят на читателей его главные герои.

Личные качества братьев

Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой.

Сказка и реальность

Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Василий Шукшин "Срезал". Краткое содержание рассказа

Агиография - отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых.

При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых, мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах.

Жития и мартирии разделялись, в свою очередь на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь.

По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывается из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включающее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса.

Каноническое житие включает ряд обязательных элементов. Во-первых, оно должно начинаться с прославления Бога и заканчиваться тем же, ибо это и есть главная цель всех подобных литературных произведений. Во-вторых, в житии должна присутствовать похвала святому, о жизни которого идет речь. Ведь он стал святым, потому что угодил Богу, и его следует рассматривать как образец для подражания. В-третьих, прославлению святого противопоставляется самообличение автора жития, признающего себя грешным и недостойным взяться за описание жизни праведного человека. В-четвертых, в житии обязательно рассказывается о чудесах святого, зачастую начиная с его рождения. Как правило, родители святого также являются людьми высоконравственными и искренне верующими. В-пятых, в житии повествуется о кончине святого, что особенно важно, если речь идет о мученике. Ведь кончина в этом случае выступает в качестве свидетельства веры, то есть одновременно прославления Бога и своего рода чуда. Но и в тех случаях, когда святой умер естественной смертью, значение описания этого момента также играет большую роль. Авторы житий показывают, что высокие добродетели и вера, сопровождавшие святого в жизни, не покидают его и в последние мгновения перед переходом в мир иной.

Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X – XII вв ., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие.

Жанровое своеобразие «сказания о Борисе и Глебе»

По существу, это - историческая повесть с точным названием лиц, имен, фактов, мест. Основная идея – единство Русской земли, осуждение княжеских междоусобиц. Но в отличие от исторической повести, «сказание о Борисе и Глебе» - произведение лирическое, содержащее плачи, молитвы, монологи- размышления.

«Сказание о Борисе и Глебе», не являясь каноническим житием, тем менее обладает рядом характерных для этого жанра черт. Так, в «Сказании...» мы находим похвалу высоким добродетелям святых - их смирению, почитанию старших, незлобивости. Зная о том, что замышляет Святополк, братья не пытаются помешать ему. Конечно, с обыденной, житейской точки зрения это кажется странным, но с точки зрения автора-христианина подобная кротость перед лицом смерти, прощение своих убийц расценивается как проявление высших добродетелей христианина. Автор жития восхищается и такими чертами характера Бориса, как его набожность, любовь к отцу и брату Глебу. Аналогичным образом автор описывает и Глеба: он горько сокрушается о смерти отца и гибели брата, не противится своим убийцам, но кротко умоляет их о милосердии, прощает их.

В «Сказании...» то и дело встречаются цитаты из Священного Писания. Правда, они характерны не только для житий, но и для других жанров древнерусской литературы, например подобных цитат достаточно много в «Поучении Владимира Мономаха».

Есть в «Сказании...» и упоминание о чудесах. На могиле Глеба порой люди видели свет и слышали ангельские голоса. Именно благодаря этим чудесам и были найдены останки Глеба, место захоронения которого сначала было неизвестно. О Борисе же, похороненном в Вышгороде, говорится, что, когда раскопали его могилу, чтобы положить рядом тело его брата, то оказалось, что тело Бориса нисколько не пострадало от времени. Относительно Глеба подобное, видимо, подразумевается, так как нетленность мощей - одно из существенных свидетельств святости человека. «Так Бог сохранил своего страстотерпца тело!» - это похвала и Богу, и святому, обязательная в житии. Однако несоответствие «Сказания...» канону жития очевидно. Невзирая на наличие некоторых обязательных элементов последнего. Так, автор «Сказания...» начинает свое повествование с небольшой цитаты из Священного Писания, которая звучит похвалой святым; обязательное для жития прославление Бога опущено. Рассказ о родственных связях Святополка с Борисом и Глебом, упоминание о родителях этих персонажей - всего лишь историческая справка. Нет похвалы родителям святых, напротив, о Владимире говорится, что он убил брата и сделал его вдову своей любовницей, имел много жен, а о матери Бориса и Глеба вообще ничего не сказано, кроме того, что она была «болгарыней». Нет и рассказа о детстве братьев, озаренного неземным светом веры. Отчасти это и понятно - речь идет не о будущих монахах, а о сыновьях князя, то есть будущих воинах. Зато «Сказание...» сближает с житием то, что в нем повествуется о мученической кончине братьев - их смерть от рук убийц и легла в основу сюжета «Сказания...».

"Сказание о Борисе и Глебе" - один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шедевров древнерусского слова. Тем более ценным для нас является сохранившееся "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание и анализ его даст вам некоторое представление об этом произведении.

Оно было создано в середине 11 века и посвящено истории убийства Бориса и Глеба, которые позднее были канонизированы. На основании изысканий и митрополита Макария считается, что Иаков Черноризец создал "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения, представленное ниже, даст вам представление о его сюжете. А анализ, который вы найдете во второй части статьи, поможет разобраться в его смысле.

Сыновья Владимира

Рассказом о сыновьях Владимира начинается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этой части произведения следующее. Двенадцать сыновей было у русского князя Владимира Святославича. Они были рождены от разных жен. Святополк - третий по старшинству. Мать его, монахиня, была расстрижена. Ее взял себе в жены брат Владимира, Ярополк. Однако Владимир убил его и овладел его супругой, когда та была беременна. Князь усыновил родившегося Святополка, однако не любил его. От жены-болгарки у Владимира родились посадил своих детей на княжение по разным землям: Бориса - в Ростове, Святополка - в Пинске, Глеба - в Муроме.

Смерть Владимира. Святополк захватывает престол

Когда уже подходили к концу дни Владимира, на Русь напали печенеги. Против них князь послал Бориса. Он отправился в поход, однако не встретил врага. Когда Борис уже возвращался назад, вестник сказал ему, что отец его умер. Он также сообщил, что Святополк хотел скрыть его смерть. Борис, слушая этот рассказ, заплакал. Он осознал, что цель Святополка - захватить власть в свои руки и убить его. Однако Борис решил не сопротивляться. Святополк действительно коварно завладел престолом. Борис, несмотря на уговоры своей дружины, не попытался прогнать его с княжения.

Убийство Бориса

Святополк тем временем подкупил киевлян. Он написал ласковое письмо Борису. Однако слова его были лживы. В действительности он жаждал смерти всех наследников Владимира. Святополк начал с того, что отдал приказ убить Бориса своей дружине. Она состояла из вышгородских мужей, а возглавлял ее Путыня.

Борис раскинул свой стан на р. Альте. Он молился вечером в своем шатре, думая о том, что скоро умрет. Проснувшись, Борис велел служить заутреню священнику. Подосланные Святополком убийцы подошли к его шатру и услышали слова молитв. Заслышав шепот, Борис понял, что пришли убийцы. Видя его печаль, священник и слуга горевали о нем.

Но вот Борис увидел убийц, которые шли с оружием в руках. Они пронзили князя копьями. Слуга Бориса попытался остановить их. Он прикрыл господина своим телом. Этого слугу звали Георгий, он был венгром. Убийцы пронзили копьем и его. Георгий, раненый ими, выскочил из шатра. Князь был еще жив, и злодеи хотели нанести ему новые удары. Однако Борис начал просить о том, чтобы ему разрешили помолиться Богу. Прочитав молитвы, он обратился к убийцам, попросив у них прощения, а затем сказал, чтобы они заканчивали свое дело. Так умер Борис. Произошло это 24 июля. Многие его слуги тоже были убиты, в том числе и Георгий. Для того чтобы снять гривну с шеи, ему отрубили голову.

Князя обернули в шатер, а затем повезли на телеге. Борис приподнял голову, когда ехали через лес. Два варяга снова пронзили его мечом в сердце. Тело князя положили в Вышгороде. Он был погребен у церкви Св. Василия.

Предупреждение Ярослава

Однако на этом не закончились драматические события произведения "Сказание о Борисе и Глебе". Автор пишет далее, что через некоторое время Святополк решил осуществить новое злодеяние. Князь послал письмо Глебу, в котором сообщал, что Владимир, его отец, тяжело болен и просит его приехать. Глеб поверил и отправился в Киев. У Волги он повредил ногу и остановился неподалеку от Смоленска, на р. Смядыни. Тем временем весть о смерти Владимира дошла до Ярослава, одного из 12-ти сыновей князя Владимира Святославича. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Он послал предупреждение Глебу о том, чтобы тот не ехал в Киев, поскольку отец его умер, а Борис убит. Когда князь плакал о них, внезапно перед ним появились слуги Святополка, которых послали, чтобы убить его.

Убийство Глеба

Глеб плыл в это время по р. Смядыни на своей ладье. Убийцы были в другой ладье. Они принялись грести в его сторону. Глеб думал, что их намерение - поприветствовать его. Однако злодеи начали перескакивать в лодку князя с обнаженными мечами. Глеб принялся умолять их о том, чтобы они сохранили ему жизнь. Однако слуги Святополка оказались неумолимы. Глеб принялся молиться Богу о братьях, отце и даже о Святополке, своем убийце. После этого Торчин, его повар, зарезал своего господина. Глеб взошел на небеса, где повстречался с любимым братом. Это произошло 5 сентября.

Убийцы возвратились к Святополку. Они рассказали ему о том, что выполнили повеление. Обрадовался злой князь...

Чудеса на месте, где находилось тело Глеба

Тело Глеба было брошено меж двух колод в пустынном месте. Пастухи, охотники и купцы, проходившие мимо, видели там горящие свечи, огненный столп, слышали ангельское пение. Однако никто не догадался, что в этом месте находится тело святого.

Сеча на Альте, бегство Святополка

Тем временем Ярослав со своим войском двинулся на Святополка для того, чтобы отомстить ему за братьев. Победы сопутствовали Ярославу. Придя на р. Альту, он стал на месте, где Борис был убит, и помолился Богу о победе над злодеем.

Сеча на Альте длилась весь день. Ярослав к вечеру одолел врага, и Святополк (портрет его представлен выше) бежал. Безумие обуяло его. Он так ослабел, что его пришлось нести на носилках. Даже после того, как погоня прекратилась, князь приказывал бежать. Его пронесли на носилках через всю Польскую землю. Святополк скончался в пустынном месте между Польшей и Чехией. Могила его сохранилась. Ужасный смрад исходит от нее.

Княжение Ярослава

А на земле русской с тех пор прекратились усобицы. Ярослав стал великим князем. Он отыскал тело Глеба и похоронил его рядом с братом, в Вышгороде. Останки его оказались нетленными.

Чудеса на могиле Бориса и Глеба

Многие чудеса начали исходить от мощей св. Бориса и Глеба: хромые ходили, слепые прозревали, горбатые выпрямлялись. А там, где были убиты братья, во имя их были созданы церкви.

На этом заканчивается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения дополним его анализом. Из него вы узнаете об отношении автора к главным героям, об их образах и о значении произведения.

Анализ произведения

Прекрасным образцом житийного жанра является "Сказание о Борисе и Глебе". следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.

Отношение автора к Борису и Глебу

Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе". Отзывы о произведении говорят о глубоком впечатлении, которое производят на читателей его главные герои.

Личные качества братьев

Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой.

Сказка и реальность

Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.