Сказка про белого бычка значение фразеологизма кратко. Учёные сказки

Сказка про белого бычка.

Тормышов В.С.

В тридесятом царстве в русском государстве жили-были дед и баба. Ели кашу с молоком. Рассердился дед на бабу - трах по пузу кулаком. Баба тоже не стерпела - деду по уху задела. И была у них курочка Ряба. Снесла им курочка яичко не простое, а золотое. Раз снесла, второй, третий. Привыкли они постепенно к хорошей жизни - свежие яйца, золота навалом. Не жизнь, а малина. И был у них бычок, белый бочок. Маленький такой бычок, чуть больше теленка. Но упрямый был, местами даже наглый. Что хотел, то и делал. Ворочал иногда прямо-таки страшные вещи. Но дед с бабой его любили. Потому как свой был бычок, любимый. А бычок их слушался не всегда. Просто маленький был, упрямый и многого в жизни не понимал. И прослышал про эту райскую прямо-таки жизнь Соловей-разбойник. А разбойники они такие нехорошие дядьки, что если видят, что у кого-то чего-то много, или просто люди хорошо живут, то приходят и всё отбирают. Вот и Соловей-разбойник был таким. И решил пойти и всё золото конфисковать у деда с бабкой, вместе с курой легендарной по имени Ряба. "С чего она несет золотые яйца каким-то лохам?" - думал он испытывая необъяснимую злобу. Взял он гранотомет, пулемет, гранаток хороших и разных и пошел к старикам в гости. Ну а те его, конечно, не ждали, иначе наняли бы охрану. Вооружились бы, может быть и стали биться за свою курочку Рябу не на жизнь, а на смерть. Но они его не ждали. Поэтому форменным образом просто охренели от такого нежданного визита. А Соловей-разбойник нагло так ввалился в дом к примерным налогоплательщикам. И давай требовать деньги со страшной силой, угрожая и брякая оружием и изрыгая смертельные проклятия и всяческие угрозы старикам. Те стоят и репу чешут - не знают чего делать. А делать нечего - нужно отдавать легендарную несушку, героя, можно сказать детских сказок. А тем временем бычок, белый бочок, услышал какой-то шум в доме и пришел послушать, что там деется. А как услышал, так просто опешил первое время. А потом разозлился. Кровь ему в голову ударила со страшной силой. Сила бычья взыграла. Разбежался он подальше, нагнул голову свою рогатую и замычал громко так: - МУУУУУ! Что в переводе могло бы означать: - "Битва!". И побежал вперед. Бежит, а кровь всё сильнее в голову бьет. И ничего он уже при этом не соображает. Добежал до стены и видит, что уже не затормозит никак. Нагнул он тогда голову посильней и ударил рожищами в стену. Стена и упала, да прямо на Соловья-Разбойника. Тот и помер от такого поворота дел, или просто прикинулся мертвым, чтобы ветошью не отсвечиваться. А то еще бык этот бешеный его перебодает. Вызвали дед и баба "Скорую помощь". Увезла она тогда разбойника и что с ним дальше было нам про то неведомо. А дед с бабой стали жить-поживать, добра наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец. Вот как полезно дети иногда заботиться и любить домашних животных.

Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Не хочу!

Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Отстань!

Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Вот пристал!

Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Молчание…

Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

И продолжается эта докучная игра про белого бычка до тех пор, пока не замолчит совсем или не убежит прочь тот, кому ее сказывают.

Про журавля

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…

Хороша ли моя сказочка?

Кутырь да Мутырь

Жили-были Кутырь да Мутырь,

Накосили они стожок сенца,

Поставили посередь польца,

Пришли баран да овца,

Они съели стожок сенца.

Не сказать ли сказочку с конца?..

Сам себе сказывай, а я не хочу!

«Мы с тобой шли»?

Мы с тобой шли?

Кожух нашли?

Я тебе его дал?

Ты его взял?

А где же он?

Да такой! Мы с тобой шли?

Кожух нашли?

И опять все сначала – до тех пор, пока не надоест.

Про Яшку

Жил-был Яшка,

У него была красная рубашка,

На поясе пряжка,

На голове шапка,

На шее тряпка,

В руках – лыка связка.

Хороша ли моя сказка?

Про сову

Рассказать тебе сказочку про сову?

Расскажи!

Хорошо! Слушай, да не перебивай!

Летела сова –

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

Про сороку и рака

Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока – в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет.

Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.

Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.

Вот он лезет да ползет, ползет да ползет. А сорока смотрит.

Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет…

И так без конца!

Пусть ворона мокнет!

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришел на мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Я пришел на тот же мост,

Глядь – ворона мокнет…

И опять все сначала…

Про царя

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу – мочало,

Его ветром качало.

Не начать ли сказочку сначала?

- Рассказать тебе сказку про белого бычка?
- Расскажи!
- Ты - расскажи, я - расскажи. Рассказать тебе сказку про белого бычка?
- Ну, давай рассказывай!
- Ты - ну, давай рассказывай, я - ну, давай рассказывай. Рассказать тебе сказку про белого бычка?
- Довольно!
- Ты довольно, я - довольно. Рассказать...?
- ...
- Ты , я . Рассказать тебе сказку про белого бычка?

Значение фразеологического оборота

Такая докучливая потешка довольно широко известна среди русскоговорящего населения. Родители прежде развлекали ею детей, а вот тем, кто слышал вопрос про бычка впервые, было, пожалуй, не так уж и весело. Ведь досужие шутники могли долго раздражать собеседника, повторяя «сказку», словно испорченная пластинка. Особенно ценилась история в компании, когда человек, попавший в западню сказочки, являл окружающим лицо, поистине наполненное муками творчества, пытаясь подобрать достаточно остроумный и достойный ответ на столь бестолково повторяющийся вопрос.

Только ситуация выглядела от этого еще более комичной, ведь после очередного повторения «ты - ..., я - ...», весельчак мог сделать задумчивое лицо, будто пытаясь что-то вспомнить, а потом выдать с неподдельным восторгом фразу: «А не рассказать ли тебе сказку про белого бычка?!» И нет практически никакой возможности выйти из под «обстрела», не почувствовав себя при этом облапошенным,
ведь уже буквально после второй фразы понятно, что над откровенно подтрунивают...

И превратилась про белого бычка в нарицательное выражение, характеризующее постоянное, надоедливое, порой уже совершенно невеселое повторение событий, действий, обещаний, которые заставляют человека чувствовать себя одновременно оскорбленным и беспомощным. Оскорбленным - так как собеседник, скорее всего, откровенно издевается, а беспомощность рождается от того, что, даже понимая, что все происходящее - откровенная насмешка, нет никакой возможности ее закончить.

А вам никогда не приходилось слушать историю про бычка?

Сказка без героя - страшная сказка. И не пугайтесь, если вам станет грустно во время чтения. Это грусть по герою, по мечте, по романтике, без которой не мыслима сказка и не мыслима жизнь.

1. Сказка про белого бычка

Рассказать вам сказку про белого бычка? Вы говорите - рассказать, я говорю, - рассказать. Рассказать вам сказку про белого бычка?..

Я живу в этой сказке.

Это у самого леса, не доходя. Если идти по дороге, нужно свернуть у ларька и по тропинке, но тропинке - прямо к нам на лужайку.

Место у нас хорошее, не хуже других. Трава высокая, посредине дерево, а под деревом мы с бычком. Лужайка маленькая, но для двоих не тесно.

Рассказать вам сказку про белого бычка? Это и есть наша сказка.

Сразу за нами начинается лес - хозяйство бабы Яги. Одни заводят себе цветники, другие - садик или огородик, а баба Яга завела себе темный лес и поселилась в нем в своей избушке на курьих ножках. Конечно, ее тоже можно понять: живет старушка одна, дети, какие были, давно разъехались, вот она и окружила себя темнотой, чтоб никто не глядел на ее старость. Старость - не радость, чтоб на нее глядеть.

Правда, не все так думают. Вон там, по ту сторону дороги, лежит огромная синяя сказка, на берегу которой стоит старый рыбак. Странный рыбак. Каждый день он забрасывает в море свой невод и все, что поймается в него, выпускает обратно в море, хотя он очень бедный старик и у него очень злая старуха. Потому что обычная рыба его не устраивает, ему нужно поймать золотую рыбку. Это тянется с тех пор, когда старуха его была еще красной девицей и он решил поймать для нее что-то особенное. И вот прошла целая жизнь, красна девица стала злой, некрасивой старухой, но старик этого не замечает, ему кажется, что все осталось по-прежнему…

Если идти от нас по тропинке, то придешь к ларьку, в котором торгует Золушка. Это ее сказка, вернее, не ее, а ее тетки, доброй волшебницы. Раньше. Золушка жила в другой сказке, но та сказка ей не понравилась. Бывают такие сказки: как будто волшебные, а на самом деле бытовые. И вот Золушка ушла из своей бытовой сказки, которая сначала ей казалась волшебной.

А ты кто такой?

На этот вопрос я никогда не умел ответить. Да и вряд ли найдется человек, который смог бы ответить на этот вопрос. Емеля-дурак управляет королевством, а Бова-королевич чистит у него лошадей. Кто из них королевич, а кто дурак?

Рассказать вам сказку про белого бычка? Если есть бычок, то должен же кто-то за ним присматривать…

Я присматриваю. Я слежу за тем, чтобы он хорошо ел, хорошо спал и, чего доброго, не залез в чужую сказку.

Может быть, я Иван-царевич. Может быть. Может быть, Еруслан Лазаревич. Но если мой бычок недоспит, какое это имеет значение?

Золушка ушла из своей неволшебной сказки и теперь продает в ларьке волшебные палочки. Торговля идет хорошо, потому что палочки она продает бесплатно. Перед ее ларьком всегда очередь: многие покупают волшебные палочки на дрова…

Золушка торгует бесплатно, а старый рыбак выпускает в море рыбу, которую вытащил с таким трудом… Вот они какие, волшебные сказки…

Рассказать вам сказку про белого бычка? Она у нас совсем не волшебная. Бычок пасется, а я смотрю, чтобы он хорошо ел, хорошо спал… Обычная бытовая сказка…

Добрый день, как вы тут поживаете?

Это Змей Горыныч, сосед. Тот, который недавно усыновил Мальчика-с-пальчика. Одинокий он, вот и усыновил. Теперь ходят вдвоем, друг на дружку радуются.

Скажи «папа», - просит Змей.

Папа, - говорит Мальчик.

Змей Горыныч прямо тебе человеком стал. Прежде буянил, а теперь его и не слышно. Мимо пройдет - поклонится:

Добрый день, как вы тут поживаете? Заходите, - говорит, - посмотрите на моего Мальчика.

Так мы живем. Посредине мы с бычком, а вокруг наши соседи. А может, мы совсем и не посредине, может, это только так кажется?

Рассказать вам сказку про белого бычка? Про нашу лужайку, про дерево, под которым мы любим сидеть? Это не очень большое дерево, но когда стемнеет, мы как будто в лесу. Так же шепчутся листья, и ветки склоняются до земли, и бычок прижимается ко мне - ему все кажется, что из-за нашего дерева выскочит волк.

Потом наступает утро, и сразу редеет наш лес. Я отвязываю бычка от дерева, отправляю его пастись и смотрю - что там в соседних сказках.

Старый рыбак тянет невод… Мальчик-с-пальчик… баба Яга…

Рассказать вам сказку про белого бычка? Каждый день мы ее начинаем с начала…

2. Золушка

Вон там дорога, а при дороге ларек. Если выйти из этого ларька и пойти по тропинке в сторону леса, то придешь прямо к нашей лужайке. Здесь можно остановиться, полежать на траве. Пусть себе пасется бычок - он никому не мешает.

Как тебе у нас?

Здесь и троим места хватит.

Золушка смеется:

Но вас же двое. Зачем же троим?

Мало ли что? Сейчас двое, а будет трое. Так даже лучше, правда?

Нет, не правда, - говорит Золушка.

У нас лужайка, а на лужайке дерево. А под деревом мы с бычком. Нас с бычком - раз-два и обчелся, и нам так не хватает кого-нибудь третьего… Нет, конечно, не кого-нибудь…

Золушка, - говорю я, - ну зачем тебе эта теткина сказка? Не век же в ней вековать.

Я чудак. Я ничего не понимаю. Потому что как же Золушка оставит ларек? Должен же кто-то продавать волшебные палочки?

Бесплатно?

Конечно. Чтобы было больше чудес.

Золушка, - говорю я, - разве тебе плохо на нашей лужайке? У нас вот и дерево есть - правда, не очень большое дерево, но когда стемнеет - это все равно, что в лесу. И будем мы под этим деревом жить-поживать да добра наживать - чем плохо?

Сказка про Белого Бычка

Жил да был Белый Бычок. Хорошо жил, не тужил. Пасся на лугу, набирал силу да вес, как и положено молодым бычкам. Но вот однажды подумал Белый Бычок: "А что это я все на одном и том же лугу-то делаю, когда вокруг столько интресного?". И отправиться путешествовать.

Идет себе Белый Бычок, качается, вздыхая на ходу. А навстречу ему Белый Бычок идет. Раскланялся приветливо Белый Бычок с Белым Бычком, как и положено вежливым молодым бычкам, и дальше пошел. И так продолжалось до тех пор, пока не попалась ему навстречу Белая Ворона.

Ты кто? - спросил Белый Бычок.
- Я ворона, - ответила Белая Ворона.
- Ты не ворона, - сказал Белый Бычок. - Вороны черные, а ты белая.
- Я не ворона, - сказала Белая Ворона. И превратилась в белого бычка.
Раскланялся приветливо Белый Бычок с Белым Бычком и дальше пошел.

И пошел, и пошел, и полетел.
- Чего это я? - ужаснулся Белый Бычок. Огляделся, да вместо привычного могучего тела молодого бычка увидел себя белой вороной. Ну и дела!
"Зато я теперь летать умею", - подумал Белый Бычок. И дальше полетел.

Летит себе Белый Бычок, качается, вздыхая на ходу. А навстречу ему Белый Голубь. Хотел было Белый Бычок привычно раскланяться и дальше полететь, да не тут-то было.
- Ты кто? - спросил Белый Голубь.
- Я Белая Ворона, - ответил Белый Бычок. В самом деле, не представляться же тебе бычком, если ты в перьях, с крыльями, да еще и летишь во всю прыть.
- А я Белый Голубь, Символ мира, - сказал Белый Голубь. И превратился в символ. А символ, известное дело, нематериален. Тут же и исчез.
Удивился Белый Бычок, забыл даже как крыльями махать.

И вот падает себе Белый Бычок с высоты, качается, вздяхая на лету. А под ним стадо Белых Слонов пасется. Падает бычок и считает:
- Один белый слон, два белых слона, три белых слона...
Считал-считал, да прямо на лету и заснул.

Спит себе Белый Бычок и видит: белым-бело все кругом. Земля под снегом спряталась, елки в снежные шубы закутались. Только сам Белый Бычок почему-то не белый, а серый. Да и на бычка как-то мало похож.
Тут откуда ни возьмись - три Белых Коня: Декабрь и Январь, и Февраль.
Хотел было Белый Бычок привычно раскланяться, да кони как встанут на дыбы, как заржут:
- Огогогой! Серый Волк, зубами щелк!
Перепугались кони и ускакали - только их и видели. Один снег остался.

Обиделся Белый Бычок и побежал в лес охотиться. "С волками жить, волком и быть, - решил Белый Бычок. - Встречу еще кого - возьму вот и съем!".
Тут как раз мимо него Белый Кролик скачет, только пятки сверкают. Белый Бычок за ним. Белый Кролик от него. Белый Бычок быстрее. И Белый Кролик Быстрее. Белый Бычок наперерез. А Белый Кролик в другую сторону. Так и бегали. Весь лес истоптали, пока не встретилась им Большая Нора.
Белый Кролик в нору. И Белый Бычок в нору. Нас норой не испугаешь!

Нырнул Белый Бычок в нору и оказался на лугу. "Вот и попутешествовал, - подумал Белый Бычок. - Пора и честь знать!". И пошел себе пастись, набирать силу и вес, как и положено молодым бычкам.