Сказка про то, как казак сереже совет дал. сергей васильковский

В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его про­изведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и за­даниями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы?

Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хресто­матии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками «Тысяча и одна ночь» из сказочного «каталога» ключницы Пе­лагеи. Читая о путешествиях Синдбада- морехода, вы знакомились с чудесами арабских народных сказок. Сейчас убеди­лись, что Багров-внук был таким же увле­ченным читателем этих сказок.

В этом году вы могли бы вновь ответить на вопросы, которые вам задавали в про­шлом году.

Как доказать, что рассказ о первом пу­тешествии Синдбада — волшебная сказка?

Какую сказку русского писателя на­помнило вам начало первого путешествия Синдбада?

Какие причины вызвали столь долгую жизнь этих сказок во всех странах мира?

Волшебную сказку отличает присутст­вие чудес, волшебства в событиях, учас­тие в них сказочных героев. В них все — герои, события, причины их развития и то, чем они кончаются, — во власти волшебства. Но сказки разных народов часто похожи друг на друга, из одной вол­шебной сказки в другую кочуют и герои и многие события. Так, в сказке П. П. Ер­шова «Конек-горбунок» есть эпизод, в котором на спине рыбы разместилось мно­жество домов, деревьев. Похожие собы­тия, похожие сцены есть в сказках мно­гих народов. Долгую жизнь волшебных сказок и сказочных эпизодов можно объ­яснить тем, что человеку постоянно хо­чется увидеть и достичь чего-то необычно­го, труднодоступного.

Можно сделать вывод: сказки рожда­лись фантазией человека, как они рожда­ются и сейчас. Только сейчас они рожда­ются и как сказки, и как произведения научной фантастики.

Вызывает ли отклик у вас как читателей отно­шение Сережи Багрова к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь»? Приводили ли сказки вас «в изумле­ние неожиданностью диковинных приключений», или вы это поняли только после того, как прочли воспоминания Аксакова?

Сказки всегда удивляют и своими героями, и своими событиями. Мы, на­верное, не так изумляемся, как ровесники Сережи Багрова, потому что вокруг нас много научных открытий и технических изобретений. И все-таки «неожиданность диковинных приключений» приводит нас в изумление. Наверное, не будет такого времени, когда бы человек перестал удив­ляться чудесам.

В начале воспоминаний о своем чтении Сережа говорит: «Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы…» Такие сюжеты многим знакомы по самостоятельному чтению, например, сказка «Волшебная лампа Аладдина».

Как объясняет Аксаков «тайну очарования сказок»? Согласны ли вы с автором?

С. Т. Аксаков написал: «Где же скрыва­ется тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесно­му, которая более или менее врождена всем детям…» Наверное, можно согла­ситься с писателем: всех нас не только в книгах, но и в жизни привлекают тайны, особенно те, которые нам в конце концов удается разгадать.

Как вы относитесь к тому, что Сережа многое добавлял, пересказывая сказки? Кто прав — он или укорявшая его тетушка?

Сережа многое добавлял в своих пере­сказах. Наверное, он был прав: хорошее произведение порождено фантазией авто­ра и пробуждает фантазию читателя. То, что добавлял от себя Сережа, было как бы подсказано самой сказкой и только дока­зывает, что она была хороша.

Каково ваше отношение к этим сказкам? Близ­ко ли оно тому, которое описал Аксаков ?

Сережа был прав, увлекаясь прочитан­ными сказками. Они нам нравятся, но наш интерес не так велик, потому что в распоряжении сегодняшнего читателя го­раздо больше книг, чем в то время, когда читателем был Сережа. Но и мы при пере­сказе что-то добавляем от себя.

Как вы оценили отклик рассказчика на сказки?

Дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.

Вопросы и задания

1. Назовите героев этой баллады. Как проходила ночная скачка отца и сына «под хладною мглой»?

2. Сколько участников в беседе мальчика и лесного царя?

1. Опишите лесного царя, каким он представляется больному мальчику.

2. Убеждают ли вас попытки отца объяснить то, что видит мальчик, явлениями природы?

1. Мальчик в стихотворении сначала назван «сын молодой», затем «малютка», «дитя» (дважды) и «младенец» (шесть раз!). Так его называют и автор, и отец, и лесной царь. Как объяснить такое обилие определений?

2. Почему баллада названа «Лесной царь»?

3. Что проще – пересказать балладу или ее заучить? Почему? Сделайте свой выбор и перескажите балладу или прочтите ее наизусть.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, затем в университете. Аксаков жил в Петербурге, Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево (сейчас там литературно-художественный музей). Служил в Комиссии по составлению законов и Московском цензурном комитете.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В 1834 году был опубликован очерк «Буран», который считают предвестием автобиографической прозы Аксакова. Затем были созданы «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Так создалась своеобразная «охотничья» трилогия, в которой писатель сочетал «дельные охотничьи заметки и наблюдения, живописные картины природы, интересные анекдоты и поэзию», как отмечал Н. А. Некрасов.

Главное место в творчестве С. Т. Аксакова занимают автобиографические произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Детские годы Багрова-внука (Фрагмент )

(С. Т. Аксаков)

При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида и потом со слезами обнимает и целует… сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлеченьем и с восторгом, – я потом рассказывал сестрице и тетушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел. Возбудив вниманье и любопытство моих слушательниц и удовлетворяя их желанью, я стал перечитывать им вслух арабские сказки – и добавления моей собственной фантазии были замечены и обнаружены тетушкой и подтверждены сестрицей. Тетушка часто останавливала меня, говоря: «А как же тут нет того, что ты нам рассказывал? стало быть, ты все это от себя выдумал? Смотри, пожалуй, какой ты хвастун! тебе верить нельзя». – Такой приговор очень меня озадачил и заставил задуматься. Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права.

В 1858 году создал Аксаков "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание интересующего нас произведения предваряет рассказ о его особенностях.

Это 2-я часть автобиографической трилогии Аксакова Сергея Тимофеевича. Повесть "Детские годы Багрова-внука", краткое содержание которой мы изложим чуть ниже, знакомит нас с первыми десятью годами из жизни ребенка, проведенными им в деревнях Оренбургской области и в Уфе (1790-е годы). Автор произведения воспроизводит восприятие ребенка. Все было одинаково важно и ново для мальчика из повести "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание поэтому составить не так просто. События сложно разделить на более и менее значимые, и фабула в произведении практически отсутствует. Однако мы постараемся выделить главные моменты повести "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание, представленное ниже, даст вам представление о важнейших событиях, повлиявших на формирование личности мальчика.

Воспоминания о младенчестве

Повесть начинается с ярких, бессвязных воспоминаний о младенчестве. Ребенок помнит, как он был отнят от кормилицы, а также долгую болезнь, от которой мальчик чуть не умер, бутылку рейнвейну странной формы и т. д. Дорога - наиболее частый образ в произведении "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание каждой главы мы последовательно опишем. Отметим, что большую часть произведения занимает описание переездов.

Сережа (так звали мальчика) выздоравливает после того, как в большом путешествии ему стало совсем плохо и родители, которые были вынуждены остановиться в лесу, положили его на постель в высокой траве. Здесь мальчик пролежал 12 часов, а потом "точно проснулся". Ребенок после болезни испытывает жалость ко всем, кто страдает. С воспоминаниями мальчика сливается присутствие матери. Ей удалось его выходить. Она любила его, возможно, поэтому, больше чем других детей.

Появление страсти к чтению у героя повести "Детские годы Багрова-внука"

Краткое содержание по главам продолжается описанием последовательных воспоминаний. Они начинаются у Сережи с четырехлетнего возраста. Им посвящена отдельная глава. Она так и называется - "Последовательные воспоминания", а предваряют ее "Отрывочные воспоминания" (глава третья). Мальчик и своей младшей сестрой в Уфе. Нервы его доведены болезнью "до крайней восприимчивости". Он слушает рассказы няньки и начинает мертвецов и проч. (различные страхи и в дальнейшем будут его мучить). Его обучили чтению настолько рано, что Сережа даже не помнит когда. У него была лишь одна книга, и мальчик знал ее наизусть. Сережа читал эту книгу каждый день своей сестре. Поэтому, когда С. И. Аничков (сосед) подарил мальчику "Детское чтение для сердца и разума", он настолько увлекся книгами, что был "как помешанный".

Новые впечатления

Мать боялась, что заболела чахоткой, измучившись болезнью сына. Отец вместе с ней решил отправиться к хорошему доктору в Оренбург. Детей они отвезли к родителям отца, в Багрово. Дорога поразила мальчика: переезд через реку, большие деревья, окаменелости и галька, ночевки в поле, рыбная ловля, которую он полюбил не меньше, чем книги. Все ему было любопытно. Отец вместе с Сережей радовался всему этому, а мать была равнодушна и даже несколько брезглива.

Люди, которые встречались в пути, новы и непонятны. Мальчик, например, не может понять отношения крестьян со старостой. Он видит жатву в жару, что вызывает в его душе чувство сострадания.

Жизнь в Багрово

Жизни у бабушки с дедушкой посвящена глава "Багрово". Сереже не нравится патриархальный быт. Дом печальный и маленький, обитатели его одеты не лучше, чем слуги родителей в Уфе. Страшен и суров дед. Сережа стал свидетелем одного его припадка гнева. Несколько позже, когда дед понял, что мальчик любит и отца, а не только мать, его отношение к Сереже резко изменилось. В Багрове не любят детей гордой невестки, которая "брезговала" своей родней. Здесь ребята прожили больше месяца. Багров был настолько негостеприимен, что брата с сестрой даже плохо кормили. Сережа развлекался тем, что пугал сестренку рассказами о невиданных приключениях. Он читал вслух ей и "дядьке" Евсеичу. На его воображение сильно подействовал какой-то водевиль и "Сонник", которые дала мальчику тетушка.

Знакомство с дядями

После вдруг повзрослел. Дом родителей посещают молодые братья матери (глава "Зима в Уфе"). Это военные, которые окончили благородный университетский пансион Москвы. От них мальчик узнает, что такое стихи. Сережу учит рисовать один из дядей, отчего он кажется ребенку "высшим существом". Сосед дарит ему новые книги: "Детскую библиотеку", написанную Шишковым, и "Анабасис" Ксенофонта.

Дяди и Волков, их адъютант и приятель, шутя, дразнят мальчика, в том числе и за то, что Сережа не умеет писать. Ребенок всерьез обижается. Однажды он даже кидается в драку. Сережу наказывают и требуют попросить прощения. Мальчик не хочет этого делать - он считает, что прав. Сережа стоит в углу и мечтает. В конце концов от усталости и волнения ребенок заболевает. Взрослые пристыжены. Общим примирением кончается это дело.

Обучение письму

Мальчика по его просьбе начинают учить писать. Для этого из народного училища приглашают учителя. Однажды, вероятно, по совету кого-то, его посылают туда на урок. Грубость учителя (а ведь он дома был с ним так ласков) и учеников, порка виноватых сильно пугают Сережу.

Сергеевская пустошь

Отец главного героя покупает 7 тыс. десятин земли с лесами и озерами. Он дает им название "Сергеевская пустошь". Мальчик этим очень гордится. Родители отправляются в Сергеевку для того, чтобы мать вылечилась башкирским кумысом и весной. Сережа с напряжением следит за разливом реки и ледоходом.

Дом для господ в Сергеевке не достроен, однако даже это веселит. Сережа вместе с Евсеичем и отцом до конца июля удит рыбу на оз. Киишки. Мальчик впервые наблюдает ружейную охоту и ощущает "какую-то жадность", "неизвестную радость".

Только гости портят лето. Правда, они бывают нечасто. Сережу тяготят посторонние люди, даже ровесники.

Возвращение в Уфу

Уфа мальчику "опостылела" после Сергеевки. Его развлекают лишь новые книги, подаренные соседом. Поэму Хераскова "Россиада" мальчик декламирует. Он рассказывает придуманные им подробности о ее персонажах. Приходит известие о том, что Екатерина II скончалась. Народ присягает царю Павлу Петровичу. Сережа внимательно слушает разговоры обеспокоенных взрослых, не всегда, правда, ему понятные.

Смерть дедушки

Приходит известие о том, что дед умирает. Семья отправляется в Багрово. Мальчик боится смотреть на умирающего деда. Он думает, что мать может захворать от всего этого, что они замерзнут зимой в пути. Сережу в дороге преследуют печальные предчувствия, и с этих пор вера в них укореняется в нем навсегда.

Краткое содержание рассказа "Детские годы Багрова-внука" продолжается тем, что через сутки после прибытия родных дедушка умирает. Дети успевают проститься с ним. Сережа боится, и это подавляет все его чувства. В особенности его поражают объяснения Параши (няньки), которая говорит, что дед не кричит и не плачет потому, что парализован. Он смотрит во все глаза и лишь губами шевелит. Мальчик чувствует бесконечность муки.

Ребенка неприятно удивляет поведение багровской родни. Повалившись брату в ноги, воют 4 тетки. Бабушка подчеркнуто уступает матери власть, и последней это неприятно. За столом все едят с аппетитом и плачут. После обеда мальчик смотрит на Бугуруслан и впервые осознает красоту зимней природы.

Роды матери и общение с бабушкой

Сережа, вернувшись в Уфу, вновь испытывает потрясение. Мать, рожая сына, едва не умирает. Став после смерти отца хозяином Багрова, отец выходит в отставку. Вся семья перебирается на постоянное житье в деревню. Сережу очень занимают сельские работы (косьба, молотьба и пр.).

Он не понимает, отчего маленькая сестра и мать равнодушны к этому. Мальчик пытается утешать и жалеть бабушку, которая быстро одряхлела после того, как дедушка умер. Он ее, в сущности, раньше и не знал. Однако обыкновение этой женщины бить дворовых, в помещичьем быту весьма привычное, быстро отвращает внука от нее.

В гостях у Прасковьи Куролесовой

Прасковья Куролесова зовет родителей Сережи в гости. Отец главного героя считается ее наследником. Из-за этого он не смеет перечить ни в чем этой доброй и умной, но грубоватой и властной женщине. Дом вдовы Куролесовой, богатый, хотя и немного аляповатый, сначала кажется Сереже дворцом, который описан в сказках Шахерезады. Прасковья, подружившись с матерью мальчика, долго не хочет отпускать семью в Багрово. А суетливая жизнь в этом всегда наполненном гостями доме утомляет Сережу. Он думает с нетерпением о возвращении в Багрово, которое уже мило ему.

Вернувшись сюда, мальчик впервые в своей жизни по-настоящему видит весну. От волнения у него начинается бессонница. Ключница Пелагея для того, чтобы Сережа лучше засыпал, рассказывает ему сказки, в том числе и (она помещена в приложении к повести).

Смерть бабушки

По требованию Куролесовой осень Багровы проводят в Чурасове. Отец мальчика пообещал бабушке возвратиться к Покрову. Однако Прасковья не хочет отпускать гостей. Отец в ночь на Покров видит страшный сон. А на следующее утро приходит известие о том, что бабушка заболела. Тяжела осенняя дорога назад. Переправляясь через Волгу у Симбирска, семья едва не потонула. В самый Покров умерла бабушка. Это очень поражает и капризную Куролесову, и Сережиного отца.

Заключительные события

Опишем заключительные события повести "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание их следующее. Багровы зимой собираются в Казань для того, чтобы помолиться чудотворцам. Не только Сережа, но и мать мальчика никогда не бывала в этом городе. В Казани планируется провести не более 2-х недель. Однако все выходит иначе: мальчика ждет начало очень важного события - его отдадут в гимназию. На этом кончается детство Сережи и начинается отрочество. Завершает свое произведение и Аксаков ("Детские годы Багрова-внука"). Краткое содержание следующей части трилогии ("Воспоминания") не входит в нашу задачу.

Отметим, что интересующее нас произведение очень популярно. Оно входит в школьную программу по литературе. Поэтому очень актуально сегодня описание произведения "Детские годы Багрова-внука" (краткое содержание). 4 класс школы - время, когда мы впервые знакомимся с ним. Однако многие интересуются этим произведением и после школы. Для того чтобы напомнить его сюжет, мы и создали эту статью. Она может быть полезна и при первом знакомстве с повестью - последовательно и довольно подробно описаны события произведения "Детские годы Багрова-внука". Очень краткое содержание вряд ли будет полезно тем, кто решил открыть для себя это творение Аксакова. А лучше всего прочитать повесть в оригинале. Краткое содержание произведения "Детские годы Багрова-внука" дает лишь поверхностное представление о нем.

Конспект урока по литературе на тему: «Юный читатель в художественном произведении».

Время занятия – 1 час. Форма проведения: урок-беседа. В планировании и проведении урока использованы следующие виды методов:

    Репродуктивный.

    Эвристический.

    Продуктивный.

Тип урока – урок изучения художественного произведения.

Вид урока – урок восприятия художественного произведения.

(По Классификации Кудряшёва).

В ходе урока был реализован пообразный анализ литературного произведения.

Цели урока:

    Образовательные:

    • Расширить представление учащихся о творчестве писателей 19 века.

      Актуализировать ранее изученный материал.

      Познакомить учеников с творчеством С. Т. Аксакова.

      Продолжить формировать навык анализа литературного произведения.

    Развивающие:

    Упрочить навык создания связного монологического высказывания.

    Формировать умение писать сочинение на заданную тему.

    Вырабатывать навык систематизации полученной информации и выявления главного.

    Упрочить навыки выразительного чтения.

    Воспитательные:

    Привить любовь к литературе.

    Воспитать уважение к русскому искусству.

Предполагаемые результаты обучения:

    Знать:

    • Основные этапы жизни Аксакова.

      Понятие «автобиографическая литература».

    Уметь:

    Видеть связь между жизнью писателя и его творчеством.

    Воспринимать литературный процесс как целостное явление.

    Создавать связное высказывание.

    Владеть:

    Навыком построения монологического высказывания на заданную тему.

    Навыком пересказа текста.

Оборудование:

    Учебник.

Методические приёмы:

    Рассказ учителя.

    Беседа по вопросам.

    Реализация межпредметных связей.

    Выразительное чтение.

План урока:

    Организационный момент (2 мин.)

    Постановка целей урока (2 мин).

    Актуализация знаний (4 мин).

    Проверка домашнего задания (7 мин).

    Биографическая справка (5 мин).

    Комментированное чтение (7 мин).

    Беседа по вопросам (10 мин).

    Подведение итогов (3 мин).

    Формулирование и объяснение домашнего задания (3 мин).

    Саморефлексия и завершение (2 мин).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте свои тетради по литературе, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

2. Постановка целей урока.

Сегодня мы продолжим изучение творчества представителей литературы 19 века. На прошлых занятиях мы вспоминали, что такое басня, зачитывали басни Крылова. Мы узнали, что такое баллада, и познакомились с балладами Жуковского, а теперь мы перейдем к чтению прозы и познакомимся с творчеством замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

    Актуализация знаний.

Главное место в творчестве Аксакова занимают автобиографические произведения. Такие, как «Семейная хроника» и «Детство Багрова-внука», фрагмент из которого мы сегодня прочтем на уроке.

В: Но прежде давайте вспомним, что же такое автобиографическая литература?

(Биография – это описание жизни, соответственно, автобиография – это…?)

О: Это жанр литературы, описание жизни автором.

В: Давайте вспомним основное отличие автобиографической литературы от жанров других произведений. Кем является персонаж, очень схожий с реальным автором, в таком произведении?

О: Главным героем.

Совершенно верно. Основное отличие автобиографии от других жанров литературы состоит не только в том, что повествование ведется от 1 лица (то есть от «Я»), но и в том, что главный герой – это персонаж, очень схожий с автором, обладающий многими его чертами. И события, происходящие в судьбе героя, имели место и в жизни самого автора. Примеров произведений такого характера в литературе много. И среди них – рассказы Аксакова.

    Проверка домашнего задания.

Перед тем, как мы приступим к чтению, давайте поговорим о жизни Сергея Тимофеевича. На дом вам было задано прочитать статью о писателе, стр. 67 в учебниках. Итак, давайте обобщим, что же мы узнали из этой статьи?

В: Где провел свое детство Аксаков?

О: В Уфе.

В: А где потом жил писатель?

О: В Петербурге, Москве.

Верно. Посмотрите, за свою жизнь писатель сменил не мало мест жительства. Детство провел в Уфе, учился в Казани, затем жил в Петербурге и Москве. Это, конечно же, повлияло на сознание автора, расширив его кругозор и тематику творчества.

В: Какой очерк публикуется в 1834 г?

О: Очерк «Буран».

В: Какие еще произведения, помимо автобиографической прозы, были созданы Аксаковым?

О: «Записки об уженьи рыбы», «Записки ружейного охотника», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

-В: Какова основная тематика этих произведений (если мы будем судить, исходя хотя бы из их названий?)

О: природная.

О: охотничья.

Ребята, вы, наверное, знаете о том, что очень многие писатели были людьми талантливыми и разносторонними, и в связи с этим они не ограничивались только литературой. Так, поэт, к творчеству которого мы обращались на прошлом уроке, Жуковский, был известен помимо своего основного таланта еще некоторыми другими.

В: Кстати, какими? Наставником кого был Жуковский?

О: Молодого царя Александра.

О: Обладал педагогическим талантом.

В: Вспомните балладу, которую мы читали, «Лесной царь». Что это за баллада? В чем ее особенность?

О: Это перевод баллады Гёте.

В: Значит, кем еще, кроме как писателем, был Жуковский?

О: Переводчиком.

Совершенно верно. И то же мы увидим, если будем знакомиться с жизнью других писателей и поэтов того времени. В основе своей, это люди не просто прекрасно образованные, но и очень талантливые. И Сергей Тимофеевич не был исключением.

В: Завершая обсуждение статьи, вспомним, кем еще был Аксаков?

О: Переводчиком, литературным и театральным критиком.

Да, и прежде всего, Сергей Тимофеевич был писателем, оставившим своим потомкам чудесные произведения.

Я немного расскажу вам о жизни Аксакова, а затем мы приступим к чтению.

Внимательно слушайте. В этом рассказе будут встречаться очень важные детали, необходимые для дальнейшей работы с произведениями этого автора.

    Краткие биографические сведения.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе, в небогатой, но старинной дворянской семье. Детские годы Аксаков провел в дедовом имении Ново-Аксакове – широкое раздолье степных просторов. Затем вместе с родными переезжает в Казань, где проходил обучение. Еще в гимназические годы Аксаков оказался в центре кружка молодых людей, проявивших живой интерес к искусству, театру и литературе.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В поместье отца и деда в старом Аксакове, будущий писатель имел возможность общения с природой, которую полюбил до самозабвения, пристрастился к рыбной ловле и охоте. У Аксакова есть даже ряд очерков и рассказов о рыбной ловле и ружейной охоте – тогда в литературе это было впервые.

Тогда же впервые соприкоснулся Сергей Тимофеевич с народной поэзией, народными песнями и святочными играми. Святочные игры Аксаков мог наблюдать только тайком от матери, так как, по ее мнению, «простонародные игры и забавы оскорбляли светские понятия и привычки».

Единственное, что она допускала для сына в этом отношении, было сказывание сказок на сон грядущий.

В раннем детстве Аксаков увлекся чтением. Он читал различные переводные книги, читал с интересом, много учил почти наизусть.

Важно, что его детское чтение состояло преимущественно из русских книг, когда в то время, «господствовал французский».

Еще в детстве познакомился он и с произведениями знаменитых русских поэтов XVIII века. На русском языке читал и сказки Шехерезады. Сказками зачитывался он до беспамятства и любил пересказывать их, внося целые эпизоды собственного сочинения.

Последние годы жизни были наиболее напряженным и творческим плодотворным периодом жизни Аксакова. В преклонном возрасте, почти совсем ослепшим он переживает необычайный подъем всех своих духовных сил.

    Комментированное чтение.

«Детские годы Багрова - внука».

Ребята, я рассказала вам о жизни Сергея Тимофеевича. А теперь давайте прочитаем фрагмент из произведения Аксакова «Детские годы Багрова-внука», который представлен в вашем учебнике на стр. 68.

(Читают несколько человек)

1 человек до слов «Где же крывается тайна такого очарования?»

2 человек до слов «Тетушка часто останавливала меня».

3 человек до конца.

    Беседа по вопросам.

Мы сейчас прочитали небольшой отрывок из произведения Аксакова. Обратите внимание, здесь автор оставил маленькому мальчику свое имя, но изменил фамилию. Итак, давайте немного побеседуем.

В: Кто главный герой?

- Верно. Ребят, не будем смешивать понятия. Автор и герой – не тождественные понятия, даже в автобиографической литературе, где мы видим персонажа, очень похожего на реального автора. Это художественное произведение, стало быть, речь идет о герое этого произведения. Смешивать эти понятия нельзя.

В: Итак, еще раз, какой вывод сделаем о жанре?

О: Это автобиографическое произведение.

В: О чем этот текст? Что вспоминает Сережа?

О: Свое детское чтение.

В: Каковы были основные читательские интересы?

О: Арабские сказки.

В: Чем арабские сказки так нравились Сереже? (найти ответ в тексте)

О: «Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии».

В: В чем тайна очарования этих сказок? (найти ответ в тексте)

О: «Я думаю, она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врожденна всем детям, и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком».

В: Какие загадочные чудеса его особенно привлекали? (найти ответ в тексте).

О: «Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида, и потом со слезами обнимает и целует…»

В: А как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Почему тетушка и сестрица заметили отличие от пересказов?

О: Пересказывал с добавлением фактов.

В: И почему Сережа дополнял рассказы Шахерезады подробностями своего изобретения? Зачем он это делал? Осознанно ли?

О: Из-за разгорячения фантазии.

В: Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы дополняете пересказ чего либо (книги, фильма, события) новыми небывалыми фактами?

О: Да, очень часто.

О: Нет, никогда, не вижу смысла.

О: Изредка, когда очень нравится фильм или книга.

В: Как вы думаете, зачем это делают люди? Приукрашивают события?

О: В зависимости от смысла. Кто-то хочет заинтересовать.

О: Кто-то просто фантазирует.

О: Некоторые намеренно искажают факты.

О: Однозначно сказать нельзя, все зависит от ситуации. Если человек делает это ненамеренно, то это не плохо.

О: Даже если человек делает это намеренно, то это не недостаток, если человек хочет другого заинтересовать.

О: А если специально врет, или хвастается тем, как он красиво говорит, это уже хуже.

В: Ребята, до этого я рассказывала вам о жизни Сергея Тимофеевича. Как вы думаете, зачем чтение фрагмента было предварено этим рассказом?

О: Чтобы стало понятно, что это автобиографическое произведение.

В: А как вы это поняли?

О: В тексте есть факты из жизни Аксакова. Например, то, что он очень любил сказки и тоже дополнял их несуществующими деталями.

Итак, мы познакомились с фрагментом автобиографического произведения Аксакова «Детские годы Багрова внука». Мы узнали о читательских предпочтениях маленького Сережи. Перед нами возник образ героя-читателя. В будущем, когда вы будете изучать еще более серьезные произведения, книга, которая сопровождает героя на протяжении страниц произведения, сможет многое сказать о ее обладателе, то есть о герое-читателе. Книга может характеризовать не только героя литературного произведения.

В: Кого, прежде всего, характеризует книга?

О: Человека, который ее читает.

Наверняка, многие из вас, помимо произведений из школьной программы по литературе, читают и другие книги. Сравнивая себя с героями-читателями, вы можете сделать вывод о своих литературных предпочтениях и о вашем формирующемся читательском вкусе.

В: А как бы вы охарактеризовали Сережу как читателя?

О: Его можно назвать хорошим читателем. Он очень увлеченно читает.

О: Сережу нельзя назвать хорошим читателем, поскольку он добавляет новые факты.

О: Наоборот, это хорошо. Значит, книга оказывает сильное воздействие на Сережу. Он пропускает содержание книги не только через голову, но и через душу.

В: расскажите, как вы себе представляете хорошего читателя? Каким он должен быть?

О: Хороший читатель должен внимательно читать, не отвлекаться.

О: Он должен познакомиться с несколькими произведениями одного автора, чтобы создать представление о нем.

О: Хорошо познакомиться с жизнью писателя, чтобы понять, почему он написал такое произведение.

    Подведение итогов.

В: Ребята, пока у нас осталось время, давайте повторим, что мы сегодня с вами узнали на уроке?

О: Мы повторили определение автобиографической литературы.

О: Мы познакомились с жизнью и творчеством Аксакова.

О: Прочитали отрывок из его автобиографического произведения.

    Формулирование и объяснение домашнего задания.

    Саморефлексия и завершение.

Ребята, насколько вам понравилось произведение, которое мы сегодня разбирали? Оцените по десятибалльной шкале.

(После темы дети записывают название произведения, ставят балл. Под этой же темой пишется мини-сочинение).

- Урок окончен. Спасибо за внимание. До встречи.

Используемые материалы:

    Литература. 6 кл. В 2 ч. Ч 1: учеб. – хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.сост. Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.

    Программа для общеобразоват. Учреждений 5-9 кл. / Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.

    Литература. Методическое пособие. 6 кл. / Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.


Вопросы и задания

1. Почему все сказки «Тысячи и одной ночи» нравились Сереже?

2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.

1. Как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчеркивал в своих пересказах?

2. Как вы объясните, почему Сережа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?

3. Сережа «говорил обо всем… точно как будто сам тут был и сам все видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

Герой литературного произведения как читатель

Каждый писатель, конечно, бывает активным читателем. Бывает и так, что мы узнаем о чтении писателя, когда знакомимся с его дневниками. Так Лев Толстой, вспоминая о своем детском чтении, составил списки произведений, которые оказали на него самое большое влияние. Первый список касается возраста до 14 лет.

С. Т. Аксаков, как вы теперь знаете, рассказывает о своем детском чтении в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Но мы часто встречаемся с литературными героями-читателями и в книгах о вымышленных героях. Наверное, у вас нет сомнений, что Том Сойер прочел много книг, которые помогали его буйной фантазии, и в том, что Аня попала в Страну чудес прежде всего потому, что была увлеченной читательницей.

Вспоминая литературных героев-читателей, вы замечаете за ними способность, которую с таким удивлением описал Сережа Багров – он стремился дополнять рассказы автора «многими подробностями своего изобретения». Тетушка и сестричка очень стыдили его за это и называли хвастуном, да и сам Сережа был удивлен этим обстоятельством, зная точно, что «был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи». Но даже тщательное наблюдение за собой ему не помогало. Он так пишет об этом состоянии: «Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права». Так мы узнаем, каким читателем был литературный герой. Наблюдения за тем, как читают литературные герои, помогут отточить ваше собственное мастерство читателя.

Вопросы и задания

1. Припомните «Правила для читателя». Как они помогают вам организовать собственное чтение?

2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.

1. Дайте характеристику Сережи Багрова как читателя.

1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.

2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, – это достоинство или недостаток читателя?

(С. Т. Аксаков)

Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.