Скончался юрий крижанич, славянский ученый и писатель, идеолог идеи славянского единства. Юрий Крижанич: краткая биография и произведения

1618, Обрх, близ города Бихща (ныне Бихач, Босния и Герцеговина) - 12(22).9.1683, близ Вены], хорватский и русский богослов, философ, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист.

Обучался в католических семинариях Загреба, Вены и Болоньи. В 1641 году поступил в римскую Коллегию Святого Афанасия, готовившую униатских миссионеров для греков и славян; в том же году рукоположен в католические священники. В 1642 защитил докторскую диссертацию. В 1642-46 был каноником в Загребе, состоял в числе униатских миссионеров среди влахов. Вступил в переписку с Конгрегацией по распространению веры (1643), сообщив о намерении ехать в Россию миссионером унии. В 1647 впервые посетил Россию (привёз оттуда «Кириллову книгу»); в начале 1650-х годов побывал в Константинополе. С 1652 жил в Риме, занимался литературной деятельностью. Подготовил сборник «Bibliotheca Schismaticorum universa...» (1656), в который вошли переведённые на латынь с греческого и церковнославянского языков антикатолические сочинения, а также опровержения на них. Сборник получил высокую оценку Римской курии. Новую инициативу Крижанича отправиться в Россию папа Александр VII (1655-67) счёл несвоевременной. Однако Крижанич, воспользовавшись предложением московского посольства в Вене, в 1658 поступил на царскую службу и выехал в Россию. Свои впечатления о путешествии через Угорскую Русь и Малороссию изложил в «Описании пути от Львова до Москвы» и в «Речи к черкасам». Прибыв в 1659 в Москву, Крижанич направил в Посольский приказ и царю Алексею Михайловичу записки о необходимости развития наук, просвещения, проведения орфографической реформы и др. За пропаганду унии зимой 1660/61 Крижанич выслан в Тобольск, где пробыл 16 лет. В 1676 переведён в Соловецкий монастырь. Царь Фёдор Алексеевич удовлетворил его просьбу о выезде из России, что было исключительным случаем. В 1677 Крижанич поселился в Вильно (Речь Посполита). В 1678 году вступил в монашеский орден доминиканцев, приняв имя Августин, но в 1682 попросил папского нунция в Варшаве об увольнении из ордена. Крижанич умер или погиб под Веной, участвуя в военном походе польского короля Яна Собеского против турок-осман.

Крижанич - автор значительного количества сочинений, большая часть которых опубликована в 19 веке. Наиболее известен его трактат «Политика» (1663-66), в котором разработана система идеального государственного управления, подвергнуты критике различные стороны жизни русского общества и выдвинута программа его преобразований. Крижанич считал, что в России необходимо укрепить систему центральной власти, реформировать армию, реорганизовать внешнюю и внутреннюю торговлю, законодательно закрепить права всех сословий. По мнению Крижанича, Россия должна сыграть главную роль в деле объединения славян, а для этого - усилить активность на своих юго-западных рубежах. Крижанич полагал, что основной внешнеполитической задачей России является борьба славянских народов против Османской империи, при этом он выступал против стремления России получить выход к Балтийскому морю. Пропагандируя славянское единство, Крижанич во многом предвосхитил идеи панславизма. С этим связан и проект единого славянского языка, предложенный Крижаничем в сочинении «Грамматическое изыскание о русском языке» («Грамматично изказание об русском иезику», 1666). Согласно исследованиям, предложенный Крижаничем язык состоял на 60% из слов общеславянского происхождения, на 10% - из русских и церковнославянских, на 9% - из сербохорватских, на 2,5% - из польских, а также небольшого числа болгарских, украинских и других слов.

Идее церковной унии посвящено сочинение «О Божественном провидении» (1666-1667), в котором Крижанич, рассматривая роль Божественного провидения в исторической жизни народа, доказывал несостоятельность теории «Москва - третий Рим», которая, как он полагал, пропагандировала изоляционизм Русского государства. Теме унии посвящены также работы «О святом крещении» («Об свётом крещёню», после 1667) и «Толкование исторических пророчеств» (1674). В 1680 в Вильно Крижанич по воспоминаниям пребывания в Сибири написал сочинение «История о Сибири, или Сведения о царствах Сибири и береге Ледовитого и Восточного океана, а также о кочевых калмыках и некоторые повествования об обманах ювелиров, рудоплавов и алхимиков», содержащее ценные сведения о географии, населении, месторождениях и промыслах Сибири.

Соч.: Русское государство в половине XVII в. Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859-1860. Вып. ; Собр. сочинение М., 1891-1892. Вып. 1-3; Политика. М., 1965. М., 1997; Политическая ересь. О рабстве, или О холопстве // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1979. Т. 33; Sabrana djela. Zagreb, 1983-1988. Knj. 1-2.

Лит.: Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901-1909. Вып. 1-3; Вальденберг В. Е. Государственные идеи Крижанича. СПб., 1912; Jagić V. Život i rad J. Križanićа. Zagreb, 1917; Гольдберг А. Л. Ю. Крижанич о русском обществе середины XVII в. // История СССР. 1960. №6; Мордухович Л. М. Философские и социологические взгляды Ю. Крижанича // Краткие сообщения Института славяноведения Академии Наук СССР. 1963. №36; Goldberg А. L. J. Križanić i Rusija // Historijski zbornik. Zagreb, . [Т.] 21/22; Golub J. Život i djelo J. Krizanica // Encyklopedia moderna. Zagreb, 1972. №18; Пащенко Е. «Политика» Ю. Крижанича как произведение литературы барокко // Советское славяноведение. 1983. Т. 5; Пушкарев Л. Н. Ю. Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984; Аввакумов Ю. П. Славянофил? Миссионер? Экуменист? (личность и богословская мысль Ю. Крижанича) // Богословские труды. М., 1986. №27; Громов М. Н. Классификация знания Ю. Крижанича // История философии. Запад - Россия - Восток. М., 1995. Кн. 1.

Крижанич Юрий (около 1618—1683) — славянский публицист-энциклопедист.

Краткая биография Юрия Крижанича

Юрий родился в г. Бихаче в обедневшей семье хорватских дворян, на территории Османской империи. Учился в Загребской семинарии, в венской коллегии для хорватов, в венгро-хорватской Колонии в Болонье, в римском коллегиуме Св. Афанасия, находившемся в ведении Конгрегации пропаганды веры и готовившем миссионеров — борцов за унию православия и католицизма. В 1642 г.— доктор богословия. В 1643—1646 гг.— священник в различных приходах Священной Римской империи. В 1646 г. в Варшаве хлопотал о переходе в подчинение смоленскому епископу, стремясь осуществить давно задуманный план — оказаться в самой могущественной славянской державе — на Руси («Записка» 1641 г. в Конгрегацию). Переводчик при польском посольстве в Москве (1647—1648). По возвращении Юрий Крижанич пытался убедить Конгрегацию в перспективности пропаганды унии на Руси, основываясь на набожности царя Алексея Михайловича. В 1651 — 1652 гг.—священник при австрийском посольстве в Турции; затем обосновался в Риме в иллирийской конгрегации Св. Иеронима.

В 1656 году Юрий Крижанич издал два латинских трактата о музыке, a также перевод русской Кирилловой книги (1644), «слов» Максима Грека и других русских антикатолических сочинений. Несмотря на требование папы заниматься теологической полемикой, Крижанич в 1658 году самовольно отправился в Москву с русским посольством, которое возвращалось на родину. В 1659 г. в Нежине, во время антирусского выступления И. Выговского, утверждал казаков в верности царю. С сопроводительным письмом воеводы князя А.Н. Трубецкого Юрий Крижанич в 1659 г. достиг наконец Москвы, где его зачислили на службу.

Он составил различные проекты, но правительство поручило ему лишь сочинить грамматику и лексикон. В начале 1661 года по неизвестным причинам сослан в Тобольск. Во время ссылки продолжал работать (например, над латинским трактатом «О промысле Божьем»); находясь на казенном жаловании, посвятил небольшое сочинение «китайскому торгу» и консультировал направляющееся в Китай посольство Н. Спафария (1675). В 1676 г. возвращен из Сибири новым царем Федором Алексеевичем, оставлен при Посольском приказе. В 1677 г. покинул Москву с датским посольством. С 1678 г. — в Польше; для доминиканцев в Вильно составил на латыни описание Сибири: познакомил Конгрегацию с отчетом о пребывании на Руси и со своими полемическими трактатами. В 1681 — 1682 гг. Юрий Крижанич добился перевода в Рим, преодолевая сопротивление доминиканцев. В 1683 году по пути в Рим он, подчиняясь требованию польских вербовщиков, стал священником в войске короля Яна Собесского, который шел освобождать Вену от турок. По сообщению голландца Е. Витзена, Юрий Крижанич погиб в победоносном для христиан сражении под Веной.

Произведения Юрия Крижанича

Центральной идеей произведений Юрия является возрождение славянских народов во главе с Москвой, управляемой самодержцем. Первоначально основой возрождения мыслилась уния, затем оно приобрело характер внерелигиозный и чисто национальный. В качестве предвестия будущего единства Крижанич создал «всеславянский» язык Граматично изказание об рускому иезыку »), на котором и составлено большинство написанных на Руси сочинений.

К числу самых замечательных философско-политических работ Юрия Крижанича относится пространная, энциклопедическая по тематике «Политика »; «Толкование исторических пророчеств », с религиозной точки зрения обосновывающее возможность победы над Турцией. В своего рода завещание — «Смертный разряд » Юрий включает антистароверческое «Обличение на Соловецкую челобитную » (с рассказом о встрече с протопопом Аввакумом), а также полемику с православными о каноничности повторного крещения католиков и по поводу обряда причащения. Еще ему принадлежат «Беседа ко черкасам » — попытка убедить украинских казаков оставаться верными московской присяге; славянская грамматика «Объясньенье виводно о письме словенском »; примечания к латинско-русскому словарю Епифания Славинецкого; славянские переводы латинских гимнов; проповедь для тобольского священника Иоасафа «О преверстве беседа » (против старообрядцев); челобитные и послания , порой превращающиеся в проекты-трактаты (поздравление Федора Алексеевича, который венчался на царство, содержит программу политики идеального государя).

Произведения Юрия Крижанича остались недоступными русскому читателю; одиночные списки имелись в элитарных библиотеках царского семейства, князя В.В. Голицына, патриарха Иоакима, Сильвестра Медведева.

Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić ), (около 1617-1683) - хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов.

Прибыл в Москву в 1659. В 1661 был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)».

Крижанич родился в 1617 или 1618 году в местечке Обрх близ города Бихач, в семье небогатого землевладельца. Лишившись отца в возрасте пятнадцати лет, Юрий стал готовиться к вступлению в духовное звание. Он учился сначала на родине, в Загребской католической семинарии, готовившей священников хорватской грекокатолической церкви. Потом - в Венской семинарии, а затем перешёл в Болонью, где занимался кроме богословских наук юридическими.

Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе (Вена, Варшава и др.).

Владея в совершенстве, кроме своего родного языка, немецким, латинским и итальянским, он в 1640 году поселился в Риме и поступил в греческий коллегиум Св. Анастасия, специально учреждённый Ватиканом для пропаганды унии среди последователей греческой веры. В 1642 году защитил докторскую диссертацию в Риме. В это время Крижанич был посвящён в сан загребского каноника. Изучил греческий язык, приобрёл большие познания в византийской литературе и стал горячим сторонником унии. Его целью было собрать все важнейшие сочинения «схизматиков», то есть православных богословов, писавших против догматов папизма. Плодом этого было несколько сочинений на латинском языке, а в особенности «Всеобщая библиотека схизматиков». Это предприятие повело его к ознакомлению с русским языком, так как ему нужно было знать и сочинения, писанные по-русски против унии. Оставив коллегиум, Юрий был привязан к Риму до 1656 года, состоя членом иллирского общества Св. Иеронима.

Посетил Константинополь, где ещё основательнее познакомился с греческой литературой.

Оказавшись в Вене в 1658 году, Крижанич встретился там с московским посланником Яковом Лихаревым. Русские послы набирали иноземцев, желавших поступить на царскую службу, обещая им царское жалованье, «какого у них и на уме нет». Крижанич явился к ним с предложением своей службы царю.

Прибыв в Москву в 1659, Крижанич не сумел найти общего языка с русскими властями. Его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. 20 января 1661 года Крижанича сослали в Тобольск. При этом, ему положили жалованье - семь рублей с полтиной в месяц. Крижанич пробыл в ссылке 16 лет, но не потерял присутствия духа и написал там самые замечательные свои сочинения. После смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, а затем и выехать из России.

С 1676 жил в Польше, вступил в орден иезуитов. Погиб 12 сентября 1683 под Веной в битве с турками-османами, участвуя в военном походе Яна Собеского.

(Юрий) - ученый хорват, один из первых проповедников идеи панславизма. Родился около 1617 г.; учился в Вене и Болонье, позже изучал в Риме богословие; ездил в Константинополь, откуда скоро возвратился, убедившись в враждебности греков к славянской народности. В 1656 г. Крижанич окончил первый том своего большого труда на латинском языке, в котором он с жаром рассуждает о церковном раздоре: "Bibliotheca Schismaticorum universa" etc. Был ли написан обещанный в заглавии второй том этого труда - неизвестно; первый же том уцелел в римской казанатовой библиотеке в монастыре Santa Maria Sopra Minerva. Там же хранится и сделанный Крижаничем перевод на латинский язык сочинений Нила Солунского. В 1657 г. прибыло во Флоренцию русское посольство, с Чемодановым и Постниковым во главе, и у Крижанича явилась мысль отправиться в Россию, чтобы там проповедовать идею славянского единения. Он посетил Флоренцию, виделся с посольством, произведшим на него дурное впечатление, и в Россию отправился только в следующем 1658 г. В Вене Крижанич встретил новое русское посольство, прибывшее туда с поздравлениями к импер. Леопольду, и вскоре после его отъезда двинулся в Россию, через Венгрию, Угорскую и Галицкую Русь.

В Львове Крижанич пробыл около 3 месяцев, познакомился с историей и тогдашним состоянием Польши, а также с польской ученой и публицистической литературой. В 1659 г. Крижанич прибыл в Малороссию, где в то время шла борьба между приверженцами Выговского и Юрия Хмельницкого. Крижанич отдался сначала под покровительство Выговского, а затем, когда перевес оказался на стороне Москвы, перешел к Юрию Хмельницкому. Свои политические думы за это время Крижанич выразил в двух сочинениях: "Putno opisanie od Lewowa do Moskwi" и "Besida kо Czerkasom, wo osobi Czerkasa upisana". В первом указываются причины нерасположения малороссов к России, которые автор видит во влиянии ляхов и греков, а также в политике Москвы относительно Малороссии; поэтому автор излагает свои соображения "как нужно обходиться с черкасами и вести дела". Во втором, разделенном на две части: 1) "усмотрение о неволях, которые мы, казаки, имеем терпеть от ляхов"; 2) "усмотрение о Царском Величеству", Крижанич убеждает малороссов подчиниться России, которая берет перевес не случайно, а вследствие исторического хода событий. В Малороссии Крижанич пробыл полтора года и хорошо познакомился с положением страны.

Его сочинения сделались известны в Москве, где не могли нравиться его резкие, самостоятельные отзывы и мнения, а потому, лишь только Крижанич прибыл в Москву, как по распоряжению приказа лифляндских дел, 8 января 1661 г., был послан в Тобольск, чтобы "быть ему там у государевых дел, у каких пристойно". Этим была замаскирована ссылка Крижанича. О пребывании его в Тобольске сведений нет. Мы знаем, что здесь жил расколоучитель Лазарь; познакомился Крижанич также и с протопопом Аввакумом. Дела у Крижанича не было, а потому он всецело отдался литературным занятиям: он привез с собой порядочную библиотеку, которую собрал за границей и по дороге в Москву. Труд его по русской истории, составленный, в Тобольске, на основании иностранных и русских источников (не издан), служил, вероятно, подготовлением к "Политике" Крижанича, изданной проф. Бессоновым в "Приложениях" к "Русской Беседе" за 1859 г. и отдельно в 1860 г., под неверным заглавием "Русское государство в половине XVII в.".

"Политика" написана хорватским языком, но с русскими словами и особенностями; алфавит употреблен латинский, но с отчетливой передачей славянских букв. Значительная часть труда писана по-латыни. Крижанич изображает жизнь русских или вообще славян, сравнивает ее с жизнью других народов, отсюда делает заключение о потребностях и недостатках и предлагает средства к их устранению; разбирает вопрос о народном и государственном богатстве, говорит о торговле, ремеслах, земледелии и добывании металлов, о внешней, военной силе государства; наконец, рисует картину внутренней жизни Руси, как результат ее исторического развития. К "Политике" тесно примыкает другой труд Крижанича: "De Providentia Dei" (изд. Бессоновым в 1860 г., под загл. "О промысле"), где вопрос о победах и поражениях, благосостоянии и бедствиях государства рассматривается с религиозно-догматической точки зрения и главной причиной всех причин, о которой забывают люди, выставляется Промысел Божий, посылающий поражения и другие бичи. Сочинение свое Крижанич посвятил было наследнику престола и надеялся через это достигнуть смягчения своей участи; но не нашлось возможности тогда же отправить труд в Москву. Впоследствии, Крыжанич несколько раз изменял свое посвящение (рукопись сохранилась, но целиком еще не напечатана). Есть сведения, что труды Крижанича все же не остались неизвестными в Москве: они были в царской библиотеке и ходили по рукам у частных людей.

В Сибири в 1666 г. Крижанич написал и грамматический труд, за которым Бодянский и Шафарик признают много достоинств: "Граматично изказание об русском иезику" (изд. Бодянским в "Чтен. Общ. Ист. и Древн. Росс.", 1848, I, и 1859, III). Московский собор 1667 г., с его постановлением не перекрещивать католиков при переходе в православие, вызвал чисто-богословский труд: "Об светом крешщеню", в котором Крижанич защищает постановления собора. Известная соловецкая челобитная побудила Крижанича написать на нее обличение: "Соловечска Челобитна, об cyjeвepствy и об раздору". В "письме об освобождении" (litterae pro liberatione), с которым Крижанич обратился к новому наследнику престола Федору Алексеевичу, проводятся те же идеи, что и в "Политике": верховная власть предостерегается от злоупотреблений и от излишнего доверия к иноземцам.

Только после смерти Алексея Михайловича, 1676 г., Крижаничу удалось освободиться из ссылки и отправиться в Москву. О дальнейшей судьбе Крижанича имеется мало сведений. В письме к царю Федору Алексеевичу, "на счастливое его государское венчание" Крижанич просил, между прочим, отпустить его на родину. Просьба не была тогда же исполнена, хотя и есть известия, что Крижанич умер вне России: когда, где и при каких условиях - неизвестно. Недавно московское общество истории и древностей российских предприняло в своих "Чтениях" издание полного собрания сочинений Юрия Крижанича.

Литература: Смирнов, "Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной", в "Творениях св. отцов" (1860, кн. 4); статья о Крижаниче в "Современнике" (1860, август); Бессонов, "Католический священник серб (хорват) Юрий Крижанич" (в "Правосл. Обозр.", 1870, три статьи); Арс. Маркевич, "Юрий Крижанич и его литературная деятельность"; статьи проф. А. Т. Брикнера о Крижаниче в "Русском Вестнике", с 1887 г.

Полина Есиева

ЮРИЙ КРИЖАНИЧ

Настоящая книга представляет собой переиздание главного труда выдающегося славянского просветителя Ю. Крижанича (1617-1683). Получил, богословское образование в Загребе, Болонье и Риме. Был священником-миссионером, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов во главе с Россией во имя противостояния османскому наступлению на христианскую Европу. В 1647 и 1659 гг. побывал на Украине, а в 1659 г. приехал в Москву. Произведение написано в 1663-1666 гг. в Тобольске, куда автор был сослан царем Алексеем Михайловичем. Рукопись публикуемого в настоящем издании труда Юрия Крижанича хранится в Центральном государственном архиве древних актов в Москве и входит в состав знаменитого собрания Синодальной библиотеки.

Более двухсот лет сочинения Юрия Крижанича пролежали в забвении на полках московских архивов, пока их не обнаружил русский историк литературы и славянофил П.А. Бессонов. Он был первым, кто открыл читателям имя Крижанича и кто определил его как «ревнителя воссоединения церквей и всего славянства». Более века продолжались споры вокруг имени Крижанича, пока в 1983 г., в трехсотлетнюю годовщину его смерти, не прошел Международный симпозиум в Загребе, положивший начало переизданию его сочинений и единодушно оценивший его вклад в дело консолидации славянских народов.

Будучи пропагандистом идеи объединения славян, свой труд Ю. Крижанич создал на «всеславянском языке», представляющем собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Перевод «Политики» Ю.Крижанича на русский язык осуществлен для настоящего издания впервые. В предыдущем её издании, увидевшем свет свыше 100 лет назад благодаря П.А.Безсонову, были переведены лишь отдельные, как он писал в своем послесловии к «Политике», «иностранные, инославянские и полурусские выражения» («Русское государство в половине XVIIв, т.2,М.,1860,стр1). Согласно анализа голландского лингвиста Т.Экмана, занимавшегося выборочной статистикой словоупотребления в «Политике» доля слов, присущих всем славянским языкам, составляет в тексте около 59%, доля русских и и церковнославянских слов – около 10%, серско-хорватских – около 9%, польских – 2,5% и т.д. В «Политике» Крижанича цитируется много мест из Библии, сочинений католических богословов, античных авторов, хроник и др. Язык рукописи Крижанича весьма своеобразен, манера его изложения необычна.

Книга является важным источником по истории России XVII века. В ней затрагиваются также философские, этические, государственно-правовые, экономические проблемы.

Деятельность Юрия Крижанича (1618 - 1683 гг.) уже давно привлекала к себе внимание исследователей - историков, философов, экономистов, литературоведов, лингвистов и других, дававших самые противоречивые оценки его сочинениям. Одни исследователи готовы были видеть в произведениях Крижанича настоящую программу реформ, которая впоследствии осуществлялась при Петре I, рассматривая Крижанича как своего рода предшественника Петра.

Другие авторы рассматривали горькие рассуждения Крижанича о различного рода непорядках и злоупотреблениях в России его времени как памфлет, направленный против России и русского народа. Некоторые из них доходили даже до прямого утверждения, что Крижанич был ненавистником славянских народов и Русского государства, хотя в действительности вся деятельность Крижанича была проникнута идеей общности славянских народов и горячей любовью к славянству.

На самом же деле как восторженные похвалы в адрес Юрия Крижанича, будто бы начертавшего будущие реформы начала XVIII в., так и обвинения его во враждебности к России и другим славянским народам одинаково необоснованны.

Взгляды Крижанича не имеют ничего общего с великодержавными идеями панславизма XIX в. Его труды и его теории надо рассматривать в рамках его времени. Предлагавшийся им план возрождения славянства был обусловлен исторической обстановкой середины XVII в., и его никак нельзя искусственно приладить к позднейшим теориям. В творчестве Крижанича переплелись потребности его родины, изнемогавшей под чужеземным игом, претензии на мировое господство папского Рима и сложные проблемы России, вступавшей в Новый период своей истории. Крижанич умер, идейно вдохновляя и защищая славянский мир в борьбе с турецкими захватчиками.

Издаваемое в настоящей книге основное сочинение Юрия Крижанича, известное под условным названием «Политики», было написано в годы жизни автора в Тобольске, куда он был сослан царскими властями. Тобольск в это время был отдаленным, но по-своему крупным центром, главным местом управления Сибирью. Он имел немалое значение для торговли с сибирскими народами и народами Средней Азии, с «Бухарами». Это было место, куда ссылали людей по политическим причинам различного свойства. Ссыльные в Тобольске второй половины XVII в. находились на особом положении и составляли как бы своеобразную колонию, связанную непосредственно с воеводской канцелярией. О своих встречах с ссыльными людьми - русскими" и иноземцами - рассказывает сам Крижанич, нередко отмечая даты своих встреч и разговоров. Характерно, что даты этих встреч Крижанич пишет по-русски - от «сотворения мира», причем иногда совсем по образцу приказных документов того времени пишет просто 173 год (вместо 7173).

Тонкий наблюдатель, дальновидный исследователь Юрий Крижанич сообщает в своей «Политике» много таких сведений о России и особенно о Сибири XVII в.

Но, конечно, главное значение «Политики» заключается не в том, что она является одним из важнейших источников для понимания русской жизни XVII в. Крижанич выступает перед нами как крупнейший писатель своего времени, как провозвестник славянского единства. Он как бы продолжает развивать те идеи, с которыми в свое время в Сербии выступил знаменитый гуманист XV в. Константин Костенчский. И, надо думать, это не случайно, так как высокие идеи объединения славянских народов были естественны в пределах главным образом Сербии и Хорватии, находившихся под чужеземным игом и постоянной угрозой нападения с севера и с юга. Поразительны и необычайно широки для своего времени взгляды Крижанича на положение славянских народов, в особенности на положение украинцев и русских «луторских и калвинских стран», протестантов) - он старался оградить от общения со славянами, потому что видел результаты «онемечивания» западных славян Западных соседей славян - «немцев» (к ним он причислял, помимо германцев, также и датчан, голландцев, англичан, шведов, т. е. жителей - поляков и чехов. С восточным и южным соседом - Османской империей - он призывал к непримиримой борьбе: османы и крымские турки рассматривались им как главные противники славянского мира. Россия должна была возглавить освободительную борьбу славянских народов против Османской империи, и именно эта борьба и должна была стать первоочередной задачей внешней политики Русского государства. Главенство России в сообществе славянских народов, по мнению Крижанича, должно было также проявиться и в вызволении западных славян из-под гнета политики «онемечивания», причем решающую роль в этом вопросе Крижанич вновь отводил русскому царю. Именно он должен был «язик словенский в книгах исправить и осветлять, пригодними разумними книгами оним людям (т. е. славянам - Л. П.) умние очи открыть».

Чтобы выполнить задуманное, Крижанич обратился к царю Алексею Михайловичу, «советуя стать во главе славянства и прежде всего поднять умственный уровень собственного русского народа». Но, вероятно, царю не понравились некоторые из идей Крижанича и, в частности, о слиянии католической и православной церквей, что послужило причиной ссылки его в Тобольск.

В своих трудах мыслитель глубоко и тщательно проанализировал причины языковой и этнической близости славян и создал своеобразную и стройную теорию славянского единства. В духе своей эпохи он постарался обосновать богословскими доводами необходимость единения всех славян в общую семью. При этом он не только обосновал и провозгласил идею славянского единства, но и попытался наметить те необходимые экономические, политические, культурные и религиозные меры, которые обеспечивали бы задуманному успешно осуществиться. Наглядным воплощением в жизнь его принципов и стала «Политика» - основной обобщающий труд, в котором идея всеславянского единства стала одной из главных тем.

Крижанич - апологет самодержавия, «совершенного самовладства» как наилучшего правления, полностью превосходящего любое иное: при «самовладстве» легко исправить все ошибки, недостатки и извращения и ввести благие законы. Государь - «самовладец» подобен богу на земле, и его судит только бог. Но самодержавное правление не должно быть ни дурным, ни крутым, ни жестоким, ни тираническим, какими были правления Ивана Грозного и Бориса Годунова. Праведная верховная власть может, превратиться в тиранию, если будут введены несправедливые законы. Безграничная власть противна божественному и природному закону. Крижанич был уверен, что в России может наступить время, когда весь народ восстанет против «безбожных», «любодерских» законов, введенных еще царями Иваном Грозным и Борисом. Чтобы этого не произошло, он советовал ограничить законами всевластие «слуг царя», установить новое, наилучшее законодательство. Большим вкладом в русскую политическую мысль явились аргументы Крижанича против многовековой политической мифологии на Руси, в частности, против легенды о происхождении русских князей из рода Августа, а также против концепции «Москва - третий Рим». Следует также отметить, что Крижанич отвергал достоверность летописного предания о приглашении новгородцами варяжских князей.

Политическая мысль Крижанича своей направленностью на упорядочение путем законов самодержавия в России была мыслью в основном прогрессивной, более того, значительно опережавшей историческое время, в котором жила России в 60-е гг. XVIIв. Но не чужда была ей и определенная склонность к ксенофобии, неприязни к Западу, хотя в принципе антизападником Крижанич не был и советовал царю перенимать у иных государств все «хорошо установленное», особенно в законодательстве, полагая, что каковы законы, таков и порядок вещей в государстве.