Скрытые методы измерения поведения в социальной психологии. Основные методы социальной психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2011

    Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. Современные представления о предмете и задачах социальной психологии. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии. Особенности применения метода наблюдения, его специфика.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX - начале XX вв. Становление и развитие социальной психологии. Предмет генетической (возрастной) социальной психологии.

    реферат , добавлен 07.06.2012

    Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Классификация используемых в настоящее время методов психологических исследований. Промежуточные и вспомогательные методики в психологической науке. Методы наблюдения и опроса. Физиологические методы и тесты. Экспериментальные и математические методы.

    реферат , добавлен 22.01.2013

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

    книга , добавлен 10.02.2009

    Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Анализ основных приемов и средств. Наблюдение, изучение документов, опросы, тесты и эксперименты. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных исследованиях.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

Методы социальной психологии

Социальная психология, нацеленная на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов, обычно использует следующие методы : наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрия и др.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает, а невключенное это не предполагает.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным , когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным , когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим , когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим , в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их взаимоотношения в группе.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах. Необходимая информация содержится в различных источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, специальной литературе). Существуют два основных типа документов, представляющих интерес для социально-психологического исследования – официальные (отчеты, публикации, характеристики и т.п.) и сугубо личные (показания, письма, исповеди и др.). В рамках исследований массовых коммуникаций широко используется контент-анализ документа. Этот формализованный метод анализа документов основан на выделении специальных «единиц исследования» (например, слов, принятых в качестве ключевых) и подсчета частоты их употребления.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователей. Он бывает письменным (анкетирование ), когда вопросы задаются на бумаге; устным , когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью , во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя с помощью специальных вопросов или заданий.

Социометрия – метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы. Социометрия позволяет выявлять:

Социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;

Конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений;

Формальных и неформальных лидеров, предпочитаемых или «отвергнутых» членов группы;

Наличие в группе микрогрупп и связи между ними.

К дополнительным методам социально-психологического исследования относят приемы , способы обработки и анализа результатов исследования (факторный и корреляционный анализ, методы моделирования и др.).

Изучение СП явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно такая программа включает в себя следующие разделы, в которых предусмотрены:

1. главное направление исследования: его объект, предмет, цели и задачи (особое внимание при этом уделяется эмпирическому определению основных понятий, используемых в исследовании, выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);

2. необходимые методы и методики изучения выбранного для анализа феномена; здесь предусматриваться первичная апробация этих методик на небольшой пробной выборке;

3. сбор фактических данных, от которых зависят качество и надежность полученных выводов;

4. качественная и количественная обработка полученных данных, их интерпретация, формулировка выводов и практических рекомендаций, прогноз развития СП явлений в будущем;

5. на заключительном этапе психолог, руководствуясь своей программой, доказывает или опровергает выдвинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фактов и наблюдений.

Часто может иметь место и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов или методик при неудовлетворительных результатах.

Российский ученый Николай Иванович Шевандрин выделяет следующие группы методов социальной психологии:

1. Методы феноменологизации и концептуализации.

2. Методы исследования и диагностики.

3. Методы обработки и интерпретации.

4. Методы коррекции и терапии.

5. Мотивирования и управления.

6. Методы обучения и развития.

7. Методы конструирования и творчества.

Методы феноменологизации и концептуализации . Позволяют произвести предварительную работу по выделению интересующих нас социально-психологических явлений и проблем. Вычленение указанных явлений осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация путем соотношения с имеющимися моделями и теориями.

Методы исследования и диагностики. К ним относятся наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности.

Методы обработки и интерпретации . Для обработки полученных данных в социальной психологии чаще всего используются статистические методы.

Методы коррекции и терапии. Эти методы позволяют улучшить различные личностные и групповые характеристики: умения, навыки и т.д., осуществлять лечение психики людей средствами взаимодействия между ними. К этим методам относятся, например: групповая терапия, гештальттерапия и др.

Мотивирования и управления. Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Методы обучения и развития. Эти методы призваны реализовывать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе усвоения конкретных знаний, умений и навыков. Обеспечивают рост уровня межличностной компетенции, развитие личностных особенностей членов группы или самой группы в целом. Сюда входят дискуссионные методы, тренинг личностного роста, тренинги межличностной чувствительности.



Методы конструирования и творчества. Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для решения сложных проблем, связанных с прохождением чего-то нового (выход из конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т.д.).

Между перечисленными методами нет четких границ, они взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга.

Одна из важнейших проблем социально-психологического исследования – качество социально-психологической информации. Оно зависит от качества применяемых в социально-психологическом исследовании инструментов и компетентности исследователя в процессе интерпретации полученных данных.

Понятно, что все указанные и некоторые другие проблемы должны быть тщательно учтены при организации лабораторного социопсихологического эксперимента. Что касается социально-психологического инструментария, можно считать, что существует ряд предъявляемых к нему требований, выполнение которых позволяет оценить качество социопсихологической информации. К ним относятся следующие:

Репрезентативность (представительность) – это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов. Обоснование выборочной совокупности – важный этап исследования, и соответствующие процедуры определения выборки рассматриваются в методах социологии.

Обоснованность (валидность) – это возможность измерения именно тех характеристик объекта, которые требуется измерять. Существует множество способов проверки инструмента на валидность. Они рассматриваются в курсе психологической диагностики.

Устойчивость – однозначность информации при получении ее в разных ситуациях. Обычно это качество проверяется повторными измерениями.

Точность – это чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины. Лучше всего понять этот критерий позволяет анализ возможностей проективного и вербального тестов. Проективный тест дает исследователю информацию о наличии того или иного свойства, например, характерологического. Скажем, по рисунку, выполненному человеком во время тестирования, исследователь может судить о наличии в характере испытуемого такого свойства, как агрессивность. Однако в какой степени это свойство присуще тестируемому, с какой силой оно представлено в его характере, подскажет только вербальный тест, который позволяет эту степень видеть по крайней мере в трех диапазонах – низкая, средняя или высокая.

Надежност ь – свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерий либо репрезентативности, либо устойчивости.

Методы социальной психологии являются в известной мере междис­циплинарными и применяются в других науках, например в социо­логии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование со­циально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обыч­но подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки (Андреева, 1972, 2000; Ядов, 1995). Однако существуют и другие классификации методов. Например, в одной из широко из­вестных классификаций выделяются три группы методов, а именно: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратур­ные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управлен-ческо-воспитательного воздействия (Свенцицкий, 1977). Причем вы-


Предмет, объект, структура и методы социальной психологии 11

деление и классификация методов социально-психологического воз­действия особенно важны для методологии социальной психологии. Значение последних связано с усилением роли социальной психоло­гии в решении социальных проблем.

Наиболее часто в социальной психологии используют следую­щие методы сбора эмпирических данных.

Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непо­средственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведе­ния и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Классификация наблюдения производится по различным осно­ваниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблю­дения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стан­дартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение ус­ловий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдения, едино­образных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Нестан-дартизированная техника наблюдения определяет лишь общие на­правления наблюдения, где результат фиксируют в свободной фор­ме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации раз­личают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюде­ния. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблю­дателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследо­ватель имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах ис­следователя (Андреева, 1972; Ершов, 1977; Семенов, 1987). Невклю­ченное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаи­модействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и ин­когнито, когда наблюдающий маскирует свои действия (Петров­ская, 1977).


12 Раздел I. Теоретико-методологические основы

Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздей­ствием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпрета­ции данных. Типичные ошибки: сокращение впечатлений и их уп­рощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение «середины» событий и др. Кроме того, вызы­вают серьезные затруднения трудоемкость и организационная слож­ность данного метода.

По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например па­ника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невер­бальные акты поведения индивида или группы в целом в определен­ной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и не­вербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. каса­ния, толчки, удары, совместные действия и т. п. (Лабунская, 1986). Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя-обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тен­денции его поведения, например доминирование, подчинение, дру­желюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д. (Бейлз, 1979).

Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя отно­сительно изучаемого фенбмена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах пове­дения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интере­сующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наи­более существенные, наиболее полно и достоверно характеризую­щие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения».

Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надеж­ность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюде­ния (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классифика-


Предмет, объект, структура и методы социальной психологии 13

ции выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обыч­но проверяют с помощью контроля данных со стороны других на­блюдателей, а также иными методами (например, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным на­блюдением.

Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специ­ально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распро­странены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический, предполагающий фиксацию всех случаев проявле­ния единиц наблюдения; оценочный, когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы ин­тенсивности и шкалы времени (например, длительность акта пове­дения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качест­венному и количественному анализу и интерпретации.

Основными недостатками метода считают: а) высокий субъекти­визм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и на­блюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущест­венно качественный характер выводов наблюдения; в) относитель­ная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с исполь­зованием надежных схем наблюдения, технических средств фикса­ции данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя (Ершов, 1977; Семе­нов, 1987).

Метод анализа документов. Данный метод является разновидно­стью метода анализа продуктов человеческой деятельности. Он впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки (Андреева, 1972; Ядов, 1995).

Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (Ядов, 1995). Документы различаются по способу фиксации инфор­мации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персо­нификации (личные и безличные), в зависимости от статуса доку­мента (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непо­средственной регистрации событий) и вторичные документы. Пред­почтение того или иного вида документа как носителя социаль­но-психологической информации определяется исходя из цели ис-


14 Раздел I. Теоретико-методологические основы


Предмет, объект, структура и методы социальной психологии 15

Следования и места документов в общей программе исследований. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (ка­чественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания тек­ста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащей­ся в документе.

Метрд опроса. Суть этого метода заключается в получении ин­формации об объективных или субъективных (мнениях, настроени­ях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных типа: а) опрос «лицом к лицу» -- интервью, оч­ный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос - анкетирова­ние с помощью предназначенного для самостоятельного"заполне­ния вопросника (анкеты) самими респондентами. Пионерами его применения в социальной психологии являются С. Холл, Г. М. Анд­реева, Э. Ноэль. Область применения опроса в социальной психо­логии: а) на ранних стадиях исследования для сбора предваритель­ной информации или пилотажного испытания методического инст­рументария; б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической ин­формации. Источником информации при опросе является устное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамот­но построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспече­ние надежности и достоверности информации. В них отражены ал­горитмы определения представительности выборки и мотивации участия в опросе, конструирования вопросов и композиции вопрос­ника, процедуры проведения опроса (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Основные виды интервью в социально-психологическом иссле­довании - стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных фор­мулировок вопросов и их последовательности, определенных зара­нее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гиб­костью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.


Большое значение для успешного интервьюирования имеет тех­ника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанав­ливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в ис­кренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашивае­мого. При этом интервьюер должен избежать навязывания («под­сказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, ис­ключить субъективное истолкование его высказывания.

Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стиму­лирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наибо­лее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, час­тичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения ска­занного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.

Выделяют также другие виды интервью, например фокусиро­ванное и терапевтическое. Каждый из перечисленных видов интер­вью характеризуется определенными ограничениями, обусловлен­ными целями его применения и характером получаемой информа­ции (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (кон­кретность) - в ходе интервью должны быть получены точные отве­ты по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - интервью обязано выявить эмоцио­нальный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респон­дента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (ин­дивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу рас­пространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наи­более существенных недостатков раздаточного, и особенно почтово­го и прессового, опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством их заполнения, возможность ис­пользования только очень простых по структуре и по объему анкет.

Выбор типа опроса определяется целями исследования, его про­граммой, уровнем изученности проблематики. Основное преимуще-


16 Раздел I. Теоретико-методологические основы


Предмет, объект, структура и методы социальной психологии 17

Ство анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступ­ностью. Информация, получаемая в интервью, является более содер­жательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком яв­ляется прежде всего трудно контролируемое влияние личности и про­фессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, что может привести к искажению объективности и надежности информации.

Метод социометрии относится к инструментарию социаль­но-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отно­шений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оцени­вают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разрабо­тан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосред­ственных отношений внутри малой группы (Морено, 1958). Измере­ние предполагает опрос каждого ее члена с целью выявления тех членов группы, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпретация результатов с использованием количе­ственных (социометрические индексы) и графических (социограм-мы) методов анализа.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социо-граммы позволяют произвести более тонкий.анализ положения кон­кретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «по­пулярных» членов группы. Лидером часто считают того, кому пре­имущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» члены малой группы.

Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социо­метрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (пер­сонального или группового). В социометрическом тесте не исклю­чена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. Гарантией откровенности испытуемого могут вы­ступать: личностно значимая мотивация "участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др.


Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией ре­зультатов. Установлено, что стабильность социометрических ре­зультатов обусловливается динамичной природой социально-психо­логических явлений, в частности межтичностных отношений, и с течением времени снижается. Для определения валидности социо­метрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно - с мнением экспертов. Социомет­рический метод должен быть дополнен другими приемами, направ­ленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных члена­ми группы, их ценностных ориентации, содержания и типа осуще­ствляемой совместной деятельности.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать трудность выявления мотивов межличностных выборов, возмож­ность искажения результатов измерения из-за неискренности испы­туемых или вследствие влияния психологической защиты, и нако­нец, социометрическое измерение приобретает значение лишь при

(^ исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодей-

г>^ ствия.

\ Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой

О* оценки - способ получения характеристики человека в конкрет-■ч^ ной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. >^ Разработка метода связана с прикладными исследованиями в про­мышленной и организационной психологии, где на его основе пы­таются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Чугунова, 1986). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выра­женности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и ис­следовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества челове­ка, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, оп­росники) и др.

Психологической основой ГОЛ является социально-психологи­ческий феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей в процессе обще­ния. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокуп­ность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода определяет гра­ницы его практического применения как приема фиксации некото-

->ляедж|



Раздел I. Теоретико-методологические основы


Предмет, объект, структура и методы социальной психологии 19

Рых отраженных свойств личности, уровня проявления качеств лич­ности оцениваемого лица в конкретной группе.

Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по опре­деленному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Содержание оценки, т. е. совокупность оценивае­мых качеств, зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует У разных исследователей в широком диапа­зоне: от 20 до 180. Качества могут группироваться в отдельные смы­словые группы (например, деловые и личные качества). Применяют и, другие основания разделения (Чугунова, 1986; Журавлев, 1990). Для получения надежных результатов рекомендуется число субъек­тов оценивания в пределах 7-12 человек. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способно­стей субъектов оценки (экспертов); от особенностей объекта оцен­ки; от позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объ­екта оценки.

Тесты. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограничен­ное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психо­логии определяются межиндивидуальные или межгрупповые разли­чия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфиче­ским социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для соци­альной психологии (Андреева, 1995). С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагно­стики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как о самостоятельном средстве эмпирического ис­следования (Семенов, 1977; Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, .изучение межличност­ных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социаль­но-психологических свойств личности (социальный интеллект, со­циальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в.тестах косвенный характер. Смысл по­следующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» со­отнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат изме­рения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели отно­сительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистиче-


ски на значительном числе испытуемых. Главную методологическую проблему измерения в социальной психологии с помощью тестов составляет определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике групп. Она связана с системной, многофакторной при­родой социально-психологических явлений и их динамичностью.

Классификация тестов возможна по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличност­ные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям ме­тодик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (Ядов, 1995).

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают являющиеся важным инструментом изучения и ме­тодики (шкалы) измерения социальных установок прогнозирования социального поведения личности (Анастази, 1984). Они предназна­чены для количественного измерения направленности и интенсив­ности поведенческих реакций человека по отношению к различным категориям социальных стимулов. Шкалы установок используются для различных>,-.целей. Наиболее известны следующие направления их применения: изучение общественного мнения, потребительского рынка, выбор эффективной рекламы, измерение отношения к тру­ду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т. п.

Установка часто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, Но могут быть выведены из особен­ностей внешнего поведения, в частности из ответов человека на специально отобранную совокупность суждений, высказываний (шкалу установки), в которой фиксируется мнение относительно определенного социального объекта или стимула, например отно­шение к религии, войне, месту работы и т. д. Шкала установок, в отличие от опроса мнений, позволяет измерить установку как одно­мерную переменную, определить специальную процедуру ее по­строения и предполагает единый суммарный показатель.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психо­логии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем


20 Раздел I. Теоретико-методологические основы

взаимодействие между испытуемым (или группой испытуемых) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерно­стей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента (Жуков, 1977).

Среди специфических признаков эксперимента выделяют: мо­делирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьи­рование 2 переменных); измерение реакций испытуемых на это воз­действие; воспроизводимость результатов (Панферов, Трусов, 1977). Можно сказать, что с проникновением эксперимента в исследо­вание человеческих отношений связано становление социальной психологии как науки. Ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. зало­жили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в тео­ретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его тех­ника (Жуков, 1977).

Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его. проведения. Теоретический этап - определение исход­ной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определе­ние предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как экс­перимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Мето­дический этап исследования предполагает выбор общего плана экс­перимента, выбор объекта и методов исследования, определение не­зависимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов (Кэмпбелл, 1980; Панферов, Трусов, 1977). Экспериментальный этап - проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль пе­ременных, являющихся неорганизованными, т. е. входящими в чис­ло изучаемых факторов. Аналитический этап - количественная об­работка и интерпретация полученных фактов в соответствии с ис­ходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи - научные и практиче­ские; по характеру экспериментального плана.- параллельные (на­личие контрольной и экспериментальной групп) и последователь­ные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной


Предмет, объект, структура и методы социальной психологии 21

ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых перемен­ных - однофакторные и многофакторные эксперименты. Иногда выделяют естественно-научный эксперимент и эксперимент «экс-пост-факто» (Андреева, 1972).

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и на­дежным методом сбора эмпирических данных. Однако использова­ние эксперимента как основного метода сбора эмпирических дан­ных привело в 70-е гг. к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выво­дов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Жуков, 1977). Не­смотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Как уже отмечалось, наряду с методами сбора и обработки пси­хологической информации социальная психология располагает ар­сеналом методов социально-психологического воздействия. Это и методы социально-психологического тренинга, и социально-психо­логическое консультирование и т. д. Весьма удачная классифика­ция методов социально-психологического воздействия (табл. 1.1), причем в виде, удобном для использования схемы, предложена А.Л.Журавлевым (1990).

мица 1.1. Классификация социально-психологических методов воздействия

Название группы Цель воздействия методов Метод
Оптимизация Оптимизирующие Формирование благоприятного психологическо­го климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп
Интенсификация (стиму­лирование, активизация) Интенсифицирующие Приемы рациональной организации труда, комп­лектование сработанных групп
Управление Управляющие Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп
Развитие, формирование Развивающие Групповая подготовка, обучение и воспитание
Предупреждение Профилактические Способы коррекции психологических свойств ин­дивида и группы
Оценка Диагностические Аттестация, самоаттестация
Информирование Информирующие Психологическое консультирование

22 Раздел I. Теоретико-методологические основы


История становления и развития социальной психологии


Контрольные вопросы

1. Какие явления окружающей действительности можно отнести к соци­ально-психологическим?

2. В чем состоит предмет современной социальной психологии?

3. Назовите основные объекты изучения в социальной психологии.

4. Какое место занимает социальная психология в системе научного знания?

5. Что понимается под социально-психологическим аспектом того или иного общественного явления?

6. Перечислите основные отрасли (разделы) социальной психологии.

7. Какие проблемы наиболее 1 активно разрабатываются в современных социально-психологических исследованиях?

8. Какими источниками получения информации располагает социальная психология?

9. Назовите основные методы социально-психологического исследо­вания.

10. Каковы основные достоинства и недостатки метода наблюдения?

11. Каковы основные достоинства и недостатки метода опроса?

12. Как социально-психологические знания могут помочь в решении кон­кретных социальных и производственных проблем?

13. Перечислите основные процедуры проведения социометрического анализа.

14. Для решения каких задач используется метод групповой оценки лич­ности?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.^Аспект Пресс, 2000.

2. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994.

3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при­кладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.

4. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов, 1986.

5. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ, 1972.

6. Методики социально-психологического исследования личности и ма­лых групп / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.: ИП РАН, 1995.

7. Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шо-рохова. М.: Наука, 1977.

8. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Се­менова. Л.: ЛГУ, 1977.


9. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

10. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, ис­тории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

11. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического исследования конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

12. Психология / Учебник для технических вузов / Отв. ред. В. Н. Дру­жинин. СПб.: Питер, 2000.

13. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевсткого. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

14. Свенцицкий А. Л. Социально-психологические проблемы управле­ния. Л., 1975, 1979.

15. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 466-484.

16. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М., ПЕР СЭ, 2002.

17. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

18. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и инди­видуальное консультирование / Под ред. Ю. Е. Алешиной, К. Е. Данилина, Е. М. Дубовской. М.: МГУ, 1989.

19. Чернышев А. С. Лабораторный эксперимент в социально-психологи­ческом изучении организованности коллектива // ПЖ. Т. 1. 1980. № 4. С. 84-94.

20. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, меж­личностные отношения. М.: АСТ, 1997.

21. Ядов 8. А. Социологическое исследование: методология, програм­ма, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995.


Похожая информация.


Лекция 1. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология как область науки

Формирование предмета социальной психологии и ее теории

Связь социальной психологии с другими науками

Методология и методы социальной психологии

В процессе формирования предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере фи­лософии и общей психологии (VI в. до н.э. - середина XIX в.).

2. Выделение описательной социальной психологии из филосо­фии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.).

3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы XX в.).

Своеобразной датой рождения социальной психологии считает­ся 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Даугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин “со­циальная психология”.

В настоящее время большинство ученых приходит к выводу, что социальная психология – это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в кон­цептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных школ.

Первоначально социальная психология не могла точно обозна­чить свой предмет. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали социальную психологию задачами дополнительной психологической интерпретации изучаемых социологами явлений. Другие полагали, что социальная психология является частью общей психологии, а ее назначение сводится к привнесению соци­альных поправок в общепсихологическое знание. Третьи утверж­дали, что социальная психология - это промежуточное связующее звено между социологией и общей психологией. Такое толкование предмета социальной психологии нашло отражение в ее положении среди других наук. В частности, в США секция социальной психо­логии входит как в Американскую социологическую ассоциацию, так и в Американскую психологическую ассоциацию. Подобная ситуация сложилась и в отечественной социальной психологии. Все это говорит о том, что предмет социальной психологии однозначно до сих пор не определен.

В зарубежной социальной психологии каждая научная школа старалась по-своему определить ее предмет, исходя из собствен­ного понимания вопроса. Своеобразный подход к выделению ос­новной проблематики социальной психологии проявили предста­вители таких научных направлений, как психология народов и масс, теория инстинктов социального поведения и групповой ди­намики, социал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ, интеракционизм и когнитивизм, экзистенциальная психология и трансактный анализ и др.

В отечественной социальной психологии можно выделить не­сколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Наи­более остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психоло­гии. На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И. Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психоло­гия, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители кол­лективной реактологии и рефлексологии. Так, предмет коллектив­ной рефлексологии определялся следующим образом: “Изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов”. Таким образом вопрос решен не был.

В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете со­циальной психологии. В это время имелись три подхода к решению этого вопроса. Представители первого понимали под социальной психологией науку о “массовидных явлениях психики”. Сторонни­ки второго подхода видели в качестве основного ее предмета лич­ность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. соци­альная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Ни в одном учебнике по социальной пси­хологии не было определения ее предмета.

В значительной степени затрудняло определение предмета со­циальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представ­лений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социаль­ной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей пси­хологии и других наук. Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии. Однако главная трудность связана с не­однозначным пониманием единицы анализа.

В психологии под единицей анализа подразумевается универ­сальное понятие, общая составляющая различных психических про­цессов. В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т. д. В социальной психологии к единице анализа относят различные явления. Одни ученые считают, что это совместная дея­тельность, другие - общение, третьи - личность и т. п. Универсальным понятием счи­тается “взаимодействие”, в результате которого и образуются со­циально-психологические явления. По существу, они есть эффек­ты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универ­сального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

Социально-психологические явления -это феномены, возникаю­щие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных фор­мах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирую­щие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и пе­реживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических явлений отно­сятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально-психологиче­ские явления находят свое отражение в соответствующем понятий­ном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержанию они делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорга­низующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии.

В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психо­логические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые соци­ально-психологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды об­щения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, традиции, обычаи). Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта тради­ция восходит к школе “групповой динамики” К.Левина.

В качестве основного механизма возникновения социально-пси­хологических явлений выступает общение. В результате его фор­мируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они под­разделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.).

К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

Подражание - следование какому-либо примеру, образу;

Внушение - процесс воздействия, связанный со снижением созна­тельности и критичности при восприятии и реализации передавае­мого содержания;

Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

Убеждение - метод воздействия на сознание личности;

Идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождест­вления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-пси­хологических явлений содержится в знаменитой сказке X. Андер­сена о голом короле. Эта сказка - пример конформизма, с помо­щью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не “как все”, получить наказание за несогласие с общим мнением сохра­няет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.

Таким образом,предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, сред­нем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложнен­ных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии - ее теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складыва­ется из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Социально-психологическую теорию нельзя представить без ча­стных теорий, т. е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как политическая психология, этнопсихология, психология управ­ления, экономическая психология, экологическая психология и др. Что же касается содержанияприкладной социальной психологии , то ее “ядро” образуют социально-психологическая диагностика, консультирование, воздействие и психотехнологии в социальной практике. В этом случае социально-психологическая теория явля­ется как бы стволом дерева социальной психологии, а ее ветвями, соответственно, - перечисленные отрасли.

Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогно­зов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании су­щества приемов оказания социально-психологической помощи.

Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) за­кономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности). Западная соци­альная психология более свободна от методологии, вместо кото­рой она использует профессиональную “идеологию”.

Отечественная социальная психология имеет давние традиции, хотя и не всегда положительные, по взаимодействию с философией. В прошлом развитие социальной психологии тормозили чрезмерно жесткие рамки закостеневшей в своих догматах философии. Сейчас в области философии и социальной психологии ситуация карди­нально изменилась.

В гуманитарных науках все большую популярность при­обретает подход к социальным явлениям с позиций понимающей социологии и психологии. Как правильно подметил немецкий фи­лософ и историк культуры В. Дильтей, мало фиксировать соци­ально-психологические явления, их нужно еще и “прочувствовать”, для того чтобы познать. Социальной психологии необходимо со­трудничество с социальной философией и социологией. В то же время ей не обойтись и без истории, точно так же, как нельзя по­нять и объяснить историю без социальной психологии.

Социальная психология имеет три уровня исследования: 1) экспе­риментально-эмпирический; 2) теоретический; 3) философско-методологический. На экспериментально-эмпирическом уровне осуще­ствляется накопление эмпирического материала, необходимого для дальнейшего обобщения. На теоретическом уровне обобщаются результаты эмпирических исследований, создаются концептуальные модели социально-психологических процессов, совершенствуется категориальный аппарат науки. Философско-методологический уро­вень дает мировоззренческое обобщение результатов исследований, позволяет выделить новые аспекты влияния "человеческого факто­ра" на общественное развитие. Перечисленные уровни исследования отражают логику построения социально-психологического исследо­вания, однако началом любого исследования является определение методологии научного поиска. В современном научном знании мето­дология рассматривается в трех аспектах.

1. Общая методология - это некоторый общий философский подход, способ познания (для социальной психологии диалекти­ческий и исторический материализм). Общая методология формули­рует наиболее общие принципы, которые применяются в исследова­ниях.

2. Частная (специальная) методология - это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области знаний. Частая методология - тоже способ познания, но применимый для более узкой сферы знаний (например, принцип деятельности, прин­цип развития и др.).

3. Методология как совокупность конкретных методических приемов – этоконкретные методики, инструмент познания определен­ных социально-психологических явлений.

На основе методологических принципов исследователь выбирает адекватные подавленной задаче методы исследования , которые делятся на две группы: 1) методы сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, изучение документов); 2) методы обработки информации (корреляционный анализ, факторный ана­лиз, построение типологий и др.).

Одним из самых старых, испытанных методов, используемым во всех науках, является наблюдение. Это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Предметом социально-психологического наблюдения являются вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп людей в опреде­ленной социальной среде и ситуации. Основное преимущество на­блюдения состоит в его естественности и возможности "охватить" явление в целом. К недостаткам наблюдения следует отнести его пассивность и невозможность познать причину явления. Его осуще­ствление требует достаточно продолжительного времени. Наблюде­ние может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с дру­гими методами.

Эксперимент – один из основных методов исследования в соци­альной психологии. Он предполагает изучение причинно-следствен­ных связей. В отличие от наблюдения это активный метод. Выделя­ют два основных вида эксперимента: лабораторный, который про­водится в специальных условиях, и естественный, проводимый в реальных условиях. Для обоих видов существуют общие правила, выражающие суть метода, а именно: 1) произвольное введение экс­периментатором независимых переменных и контроль за ними, а также наблюдение за изменениями зависимых переменных; 2) выделение контрольной и экспериментальной групп. Кроме того, каж­дый вид эксперимента подчиняется специфическим правилам.

У опроса как метода социальной психологии существует несколь­ко видов: 1) анкетирование (заочный опрос); 2) интервью (опрос лицом к лицу); 3) социометрия (некоторые ученые относят этот метод к естественным экспериментам). Преимущества опроса в относительной простоте методики, легкости обработки данных (в на­стоящее время с помощью ЭВМ) и возможности охватить за ко­роткое время большое количество людей.

Среди всех видов опроса особо выделяется социометрия, направ­ленная на исследование межличностных отношений. Основатель теоретической концепции социометрии Д. Морено. Социометрия – это система приемов, позволяющих осуществить количествен­ное определение предпочтений, безразличий и неприятий, которые получают индивиды в процессе общения в группе.

Социометрия предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов, которые касаются деловых или личных отношений членов группы. Обобщенная картина выбо­ров представляется социоматрицей, исходя из которой подсчитыва­ются различные индексы (коэффициенты), отражающие параметры общения и взаимодействия в группе (например, величину социометрического статуса каждого члена группы, индекс групповой спло­ченности, интегративности, референтности группы и др.). Картина отношений в группе представляется графически в виде социограммы. Индексы отражают только количественную сторону отноше­ний, а мотивация выбора остается за пределами изучения.

Тесты и метод изучения документов в социальной психологии применяются реже, хотя они также достаточно информативны. Эти методы имеют самостоятельный статус, но могут применяться и в комплексе с другими. Изучение документов, как правило, осуществ­ляется с помощью контент-анализа и направлено на познание про­дуктов человеческой деятельности. В социальной психологии чаще всего применяют личностные тесты.

При исследовании в социальной психоло­гии выделяют следующие проблемы: 1) социально-психологические в больших группах (проблемы психологии классов, наций, за­кономерности распространения моды, слухов, проблемы массовых коммуникации и др.); 2) социально-психологические в малых груп­пах (проблемы совместимости, межличностных отношений, воспри­ятия и понимания человека человеком, положение лидера в группе и др.), а также в специальных (особых) группах: семье, бригаде, во­енном, учебно-воспитательном и других коллективах; 3) социально-психологические проявления личности в коллективе.

Методы социальной психологии - основные способы познания социально-психологических явлений и их закономерностей. Методика исследования - система методов, нацеленная на совокупность внешних и внутренних (объективных и субъективных) показателей (признаков), которые в свою очередь раскрывают сущность изучаемого социально-психологического явления или процесса.
Существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов.

Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере социальной жизни, целесообразнее использовать следующую типологию:

Методы:
1) феноменологизации и концептуализации;

2) исследования и диагностики;

3) обработки и интерпретации;

4) коррекции и терапии;

5) мотивирования и управления;

6) обучения и развития;

7) конструирования и творчества.

Первая группа методов - методы феноменологизации и концептуализации - позволяет произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация - путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.

Ко второй группе методов – исследования и диагностики – можно отнести наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.

Наблюдение - целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого социально-психологического явления. При организации наблюдения важно ответить на вопросы: Что наблюдать? Как фиксировать?

Опрос (устный и письменный) - социально-психологический метод изучения мнений, общения, лидерства, отношений людей к различным общественным событиям и явлениям в группах, коллективах. При опросе большое значение имеют желание испытуемых отвечать искренне (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования (экспертиза, платное участие или консультация).

Эксперимент - активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность группы с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление интересующего исследователя феномена. Эксперимент подразделяется на естественный и лабораторный. Последний представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни.

Что-либо выяснить о социально-психологических явлениях, процессах и характеристиках можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, продукты и результаты труда, сочинения, контрольные работы и т.п. Эффективность этого метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа.

Моделирование - метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого социально-психологического явления. Моделирование предполагает конструирование второй реальности (модели), обеспечивающей возможность представить, выяснить соотношения различных сторон, объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие. Моделирование предполагает анализ моделей явлений на ЭВМ.

В отличие от методов исследования (где акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена), методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характеристики (например, общительности человека, сплоченности группы или интенсивности взаимодействия между людьми). Для этой цели используются тесты и экспертные оценки. Тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для измерения социально-психологических переменных. Тестирование - метод диагностики, который предполагает стандартизированное измерение социально-психологических переменных.

Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п.), учет которых необходим для более точного репрезентативного измерения. Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.

Третья группа социально-психологических методов включает методы обработки и интерпретации данных. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, корреляции, факторный анализ и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами, эти методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерности) с языка математики на язык психологии, т.е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

Социально-психологические исследования (в широком смысле) проводятся не только для исключительно научных целей (“чистой науки”), но также и для решения каждодневных практических проблем общностей людей, руководителей или участников группы и т.д. К таким методам можно отнести методы коррекции и терапии . Эти методы позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п.; осуществлять лечение психики людей (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаимодействия). Выделяют группы: телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии, поведенческого тренинга, психодрамы и др.

Одними из сложных практических задач, стоящих перед социальной психологией, являются задачи: оптимизации личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей (например, учебных, производственных); улучшения планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышения эффективности обмена информацией (коммуникации) и принятия решений. Для решения подобных задач социальные психологи разрабатывают различные методы мотивирования и управления , позволяющие побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Шестая группа методов включает методы обучения и развития личности (или группы), призванные реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлению людьми). Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом. Целенаправленное использование закономерностей взаимного влияния людей является революционным достижением социальных наук в XX в. и широко используется с целью обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т.п.).

В седьмую группу методов могут быть отнесены методы конструирования и творчества, которые позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач. Так, например, чтобы научить использованию методов психологии, необходимо, помимо применения собственно социально-психологических методов обучения, знать наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особенности, доминирующий стиль деятельности и т.п. Для этого требуется применение методов исследования и диагностики, обработки и интерпретации. Зная личностные особенности человека, степень их соответствия целям и задачам обучения, мы, возможно, будем вынуждены как-то скорректировать эти особенности, а значит - использовать методы терапии и коррекции, а также методы мотивирования и управления. При этом может возникнуть необходимость создать среду общения и проявить творческую спонтанность в приложении указанных методов к реальной жизненной ситуации.

В социальной психологии различные уровни методологии, технологии, объект и предмет исследования, воздействия и развития взаимосвязаны, поэтому очень важны опыт практического взаимодействия с проблемным полем и предварительный концептуальный анализ этого поля через призму целей и задач, стоящих перед психологом.

См. подробнее на сайте: http://website-seo.ru/06780502112.html

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебная дисциплина основы социальной психологии

Среднего профессионального образования педагогический колледж.. им н а некрасова г санкт петербурга.. эумк учебная дисциплина..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: