Словесные методы и приемы обучения. Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых

С помощью слова педагог организует деятельность детей, общается с ними. Словесные методы и приемы активизируют процесс обучения, так как они способствуют формированию более полных, отчетливых представлений. С помощью слова сообщаются знания, анализируются результаты. К использованию слова могут быть даны следующие методические рекомендации:

а) смысловое содержание используемого слова должно соответствовать особенностям обучаемых и задачам обучения (перед изучением – предварительное пояснение, при изучении основы техники – детальное описание);

б) словом необходимо подчеркивать эффективность изучаемого двигательного действия (свободно лазают произвольно, более сложные координации трудны, объяснить их эффективность);

в) с помощью слова указывать на взаимосвязи между отдельными движениями;

г) с помощью слова указывают на момент приложения основных усилий, с этой целью используют краткие инструкции в виде отдельных слов;

д) применяемое слово должно быть образным. Это сделает его наглядным и более понятным для обучаемых;

е) нецелесообразно говорить обучаемым о тех движениях, которые автоматизированы;

ж) эмоциональность используемого слова усиливает его значение, помогает уяснить и понять смысл.

Почти все применяемые словесные методы являются общепедагогическими, но их применение в физическом воспитании отличается некоторыми особенностями.

Описание создает у ребенка представление о действии, при этом приводится перечень признаков действия. Сообщается, как надо делать, почему так надо делать. Метод используется при создании первоначального представления, при изучении простых действий, при этом обучаемые могут опираться на свои знания и опыт.

Объяснение указывает на основу техники, отвечает на вопрос «почему?». Способствует появлению сознательного отношения к действиям.

Пояснение сопровождает показ движений, способствует уточнению отдельных элементов.

Указание точная ориентация в способах решения двигательной задачи, в приемах исправления ошибки. Дается в краткой форме без обоснования.

Рассказ – повествовательная форма излагаемого материала, применяется педагогом при организации деятельности в игровой форме (для дошкольников – образный, сюжетный).

Беседа – предварительное введение новых упражнений, помогает повысить активность. Способствует появлению умения обучаемых высказывать свои мысли. Беседа может протекать в виде вопросов (педагог) и ответов (обучаемые) или в виде свободного выяснения знаний, взглядов (об игре, уточнение правил, игровых действий).

Команды и распоряжения. Команды имеют форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию, изменению темпа движений. Команды требуют определенной интонации и динамики. Распоряжение формирует педагог.



Подсчет позволяет задавать необходимый темп. Подсчет ведется голосом с применением счета с односложными указаниями (раз, два – вдох, выдох).

Словесная оценка – результат анализа выполнения действия. При этом действие можно оценивать, сравнивая его со стандартной техникой выполнения. Применяется на начальных этапах обучения.

Оценивается исполнение упражнений одним ребенком по сравнению с другими. Это способствует стимулированию интереса, но не служит показателем качества. Оцениваться может результативность действия.

Категории оценки могут быть выражены в различных замечаниях педагога, выражающих одобрение или неодобрение (хорошо, правильно, неправильно, не так, не сгибать руки и т. д.). Также замечания должны мотивироваться педагогом.

Словесная инструкция – это сформулированное педагогом словесное задание. Оно способствует большей осознанности ребенком упражнения, созданию образа изучаемого упражнения.

Словесные методы способствуют осознанному восприятию и воспроизведению движений детьми.

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы: а) Показ с называнием игрушек, предметов . Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет. –б) Просьба произнести, сказать слово (это платье).

-В) Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори"). В) -Подсказывание нужного слова. Г)-Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем). Д)-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята). Е)-Вопросы.

Ж) -Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)"). Ж)-Повторение слова за воспитателем. З) -Пояснение. И) -Напоминание. К) -Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3.Практические методы: 1)Упражнения (оказание помощи). 2)Совместные действия воспитателя и ребенка. 3)Выполнение поручений.

4.Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца. 5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6)Диафильмы.

Приемы:

Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

Показ с называнием (это кролик).

Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

Многократное повторение слова.

Активное действие детей.

Приближение объекта к детям.

Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

Художественное слово.

Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

Выполнение игровых действий.

19.Теоритические основы соц-нрав. Воспитания детей дошкольного возраста.

(Идеи закл. в, Коменский, Ушинск, Тостой, Руссо; Нечаева, Буре, Жуковская- основы нрав. в., пр:«Я-человек»Козловой, «открой себя» Рылеевой, «Дружные ребята, «Прог-ма дух-нрав. в-я», Маркова, Островская- в семье, бел-Никонова).

С-н.в .- целенаправ. деятельность воспитателя по формиров. нравст. чув-в, этич. представл, привития норм и правил поведен. В дошк. возрастете под рук-вом воспитателя ребенок приобретает опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества..

Задачичи нравств. восп . :1)форм-е представлений о нормах и правилах повед.(нормы для всех, правила по кажд. возрасту);

2)разв-е нрав чув-в,

3)форм-е мотивов нрав. поведен, ф-е навык и привыч нравств.повед-я

Восп-е нравств. чувств - проявляются в отношении р-ка к самому себе, в отношении к др. людям, в отношении к кол-ву.

Формир-е навыков и привычек нравств. поведения - форм-тся навыки организов. и,дисциплинир повед-я, навыки положител. взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, навыки самостоятельности, умение поддерживать чистоту, порядок, умениее занять себя деятельностью. Эти навыки закрепл. и превращ. в привычки (привычка здороватьсяся, прощаться, благодарить, класть вещи на места, культурно себя вести). Формир-ние нравств. представлений и мотивов поведения - форм-ют представл. о явлен обществ. жизни, о труде взрослых, его общей значимимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе, об уважит. отношении со взрослыми.

.М-ды нрвств в. -1) методы. форм-я навыков и привычек повеения д (на накопление практ. опыта: приучение, упражнение, пример взрослого, наблюд-я, показ дейст-я, орган-ция обществено-политич. деят-сти(коллект. труд); 2)м-ды формир. нравст. представлений .(беседы на этич. темы, чтение х/л, рассказ, рассматр-е картин, методд убеждения.

3) м-ды коррекции поведения (поощрение-одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, поручение ответ дела, рассказ о положител. поступках других, и наказание, замечание, лишен ласки, временно не разговаривать).

20.Восп.культ.повед. в дошк.возрасте. КП дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневн. поведения в быту, в обществе, в разных видах деят-ти. КП в своей основе имеет глубоко соц.-нравств. чувство - уважение к человеку, к законам человеч. общества. Понятие КП очень широкое. Оно вкл. внешнюю и внутреннюю культуру. Внеш.(манеры,внешний виц) и внутр.к ультура (уважен. к окружающим,чуткость,правдивость и др.) должны наход. в единстве.В содержание КП дошк-в входят след.ком-ты: культ.-гигиенич.навыкии привычки, культура общения со взросл. и сверстниками, культура деятельности. Культурно-гигинич.навыки и привычки - важная составная часть КП . Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать,что в соблюдении этих правил проявл. уважений к окружающим.Культура общения со взросли сверстниками предусматривает выполн. детьми норм м правил общения,основанных на уважении и доброжелательности,сиспользован. Соответств. словарного запаса и форм обращения,а также вежливое поведен. в общественных местах, быту. Культ.общения обязательно предполагает культ.речи. Это наличие у дошк. достаточного запаса слов,умение разговаривать лаконично,сохраняя спокойный тон. К ульт.деят-ть. проявл. в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формир. у реб-ка культ. деят. – значит. воспит. у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает,занимается, играет;привычку доводить начатое дело до конца,бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культ.деят . - естественная тяга к интересным,содержательным занятиям, умение дорожить временем.Условия, воспит. культуру повед. дошк-ка. :1. Авторитет и культ.воспитателей и родител. Культ педагога,характер его общения с детьми,стиль взаимоотнош.имеют огромное значение в формир.КП 2. Точное осуществлен.режима позволяет поддерживать у дошк.уравновешен.состояние,своевременно переключаться от одной деят.к другой,не допускать переутомления, чередовать время активн. деятельн и отдыха. 3. Правильная организация обстановки , в которой находятся дети. Подбор игрушек, азнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельн., увлекает дошк.,позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.4. Положительная эмоцион.атмосфера в ДУ и семье. Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);- правила вводятся постепенно.Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые .

Широко применяются словесные приемы . К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за воспитателем, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

С помощью слова педагог организует деятельность детей, общается с ними. Словесные методы и приемы активизируют процесс обучения, так как они способствуют формированию более полных, отчетливых представлений. С помощью слова сообщаются знания, анализируются результаты. К использованию слова могут быть даны следующие методические рекомендации:

а) смысловое содержание используемого слова должно соответствовать особенностям обучаемых и задачам обучения (перед изучением – предварительное пояснение, при изучении основы техники – детальное описание);

б) словом необходимо подчеркивать эффективность изучаемого двигательного действия (свободно лазают произвольно, более сложные координации трудны, объяснить их эффективность);

в) с помощью слова указывать на взаимосвязи между отдельными движениями;

г) с помощью слова указывают на момент приложения основных усилий, с этой целью используют краткие инструкции в виде отдельных слов;

д) применяемое слово должно быть образным. Это сделает его наглядным и более понятным для обучаемых;

е) нецелесообразно говорить обучаемым о тех движениях, которые автоматизированы;

ж) эмоциональность используемого слова усиливает его значение, помогает уяснить и понять смысл.

Почти все применяемые словесные методы являются общепедагогическими, но их применение в физическом воспитании отличается некоторыми особенностями.

Описание создает у ребенка представление о действии, при этом приводится перечень признаков действия. Сообщается, как надо делать, почему так надо делать. Метод используется при создании первоначального представления, при изучении простых действий, при этом обучаемые могут опираться на свои знания и опыт.

Объяснение указывает на основу техники, отвечает на вопрос «почему?». Способствует появлению сознательного отношения к действиям.

Пояснение сопровождает показ движений, способствует уточнению отдельных элементов.

Указание – точная ориентация в способах решения двигательной задачи, в приемах исправления ошибки. Дается в краткой форме без обоснования.

Рассказ – повествовательная форма излагаемого материала, применяется педагогом при организации деятельности в игровой форме (для дошкольников – образный, сюжетный).

Беседа – предварительное введение новых упражнений, помогает повысить активность. Способствует появлению умения обучаемых высказывать свои мысли. Беседа может протекать в виде вопросов (педагог) и ответов (обучаемые) или в виде свободного выяснения знаний, взглядов (об игре, уточнение правил, игровых действий).

Команды и распоряжения. Команды имеют форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию, изменению темпа движений. Команды требуют определенной интонации и динамики. Распоряжение формирует педагог.


Подсчет позволяет задавать необходимый темп. Подсчет ведется голосом с применением счета с односложными указаниями (раз, два – вдох, выдох).

Словесная оценка – результат анализа выполнения действия. При этом действие можно оценивать, сравнивая его со стандартной техникой выполнения. Применяется на начальных этапах обучения.

Оценивается исполнение упражнений одним ребенком по сравнению с другими. Это способствует стимулированию интереса, но не служит показателем качества. Оцениваться может результативность действия.

Категории оценки могут быть выражены в различных замечаниях педагога, выражающих одобрение или неодобрение (хорошо, правильно, неправильно, не так, не сгибать руки и т. д.). Также замечания должны мотивироваться педагогом.

Словесная инструкция – это сформулированное педагогом словесное задание. Оно способствует большей осознанности ребенком упражнения, созданию образа изучаемого упражнения.

Словесные методы способствуют осознанному восприятию и воспроизведению движений детьми.

Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Словесные методы и приемы обучения

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.

Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4-7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.

Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.